Обереги

Социальные функции философии. Основные функции социальной философии


Социальная философия - раздел философии, описывающий качественное своеобразие общества, его отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, системе ценностей, культуре, выявляющий основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли, его цели, общественные идеалы, генезис, развитие и смысл социальной истории, направленность общественных процессов, антиномии объективизма и субъективизма в анализе социальных систем, основные типы культуротворче- ства (искусство, религия, мораль), традиции и новации, судьбы и перспективы общества в социокультурной динамике. Исследование общества в различных его измерениях всегда было одним из приоритетных направлений в рамках отдельных разделов философского знания: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии и др.
В социальной философии сформировались две исследовательские модели, по-разному трактующие задачи и предназначение философской рефлексии относительно анализа общества, истории и человека как субъекта социокультурного взаимодействия: ценностно-нормативная социальная философия и научно-рефлексивная социальная философия. В рамках первой модели, начиная от платоновского идеального государства, утопических идей социализма, идеологии коммунизма и до философских концепций Ф. Ницше, П. Сорокина, Н.А. Бердяева и других, предпочтение отдается обоснованию желаемых форм общественного устройства и норм достойного существования в истории, предназначения истории как соответствующей высшей ценности человеческого бытия, что позволяет рассматривать понимаемую в таком ракурсе философию как ценностно-ориентированное самосознание различных эпох человеческой истории. В рамках же второй модели акцент делается на анализ сущности социальной реальности как подсистемы целостного мира, собственной логики развития общества, истории и человека, предпринимается попытка элиминировать ценностные установки и предпочтения субъекта, построить концепцию рефицируемого знания и категориально- понятийную матрицу социума. Такой подход, родоначальниками которого в XIX в. стали Сен-Симон, Кант, Маркс и Энгельс, Спенсер и другие, сближает социальную философию с теоретической социологией и сопряженными дисциплинами (политической экономией, антропологией и т.п.).
В то же время описанные модели социальной философии вряд ли следует противопоставлять друг другу. По мере становления и институализации отдельных социальных наук к концу XIX в., формирования их эмпирического базиса, категориального аппарата и специфических законов, осуществляется самоопределение социальной философии, включающей в себя и исследование системы ценностей, норм и подходов в исторической ретроспективе, и совокупность методов и принципов анализа социума, выявления специфики социальных объектов и процессов, построения социально-структурных моделей общества и социальной динамики. Сводя воедино универсальные, исторически инвариантные характеристики социальной организации, поднимаясь над конкретными пространственно-временными формами существования социосистем, социальная философия выходит на наиболее общие принципы социальной статики (например, принципы выделения подсистем общества или сфер общественной жизни) и социальной динамики, рассматривающей общество как саморазвивающу- юся целостность в своей самоидентичности и изменении качественных состояний.
Оставляя конкретный анализ социальных структур за социологией, социальная философия исходит из плюрализма и альтернативных подходов при выявлении статуса закономерностей социального процесса, объективных сущностных законов в социальном процессе, творимом свободной волей человека, при ответе на вопрос об источниках социальной динамики (от утверждения в качестве такого человеческих материальных потребностей и противоречий между производительными силами и производственными отношениями до актуализации духовных смыслов и социокультурных параметров как механизмов изменения социальных систем). Это же касается и разнообразия при интерпретации проблемы роли личности в истории, взаимоотношений "героя и толпы", "массы и элиты”, "эволюции и революции", прогресса и регресса, вечности и повседневности и т.д.
Социальная философия - это философия общества, выявляющая природу общества, его специфику, структуру, механизмы Функционирования и развития, то есть предметом анализа социальной философии являются проблемы социального (общественного) бытия, социальной онтологии. Несмотря на то, что общество, будучи сложной самоорганизованной системой, является объектом изучения различных наук, это не отменяет необходимости философской рефлексии над обществом, над различными концепциями и направлениями, в которых предпринимаются попытки анализа и объяснения самых разнообразных феноменов социальной жизни. Развитие различных частных методов исследования общества, специальных научных дисциплин об обществе, как бы актуально и прогрессивно оно ни было, не отменяет задачи философского исследования общества, построения различных моделей социальной онтологии, выявления специфики социальной реальности, взаимодействия различных феноменов общественного сознания и социальных явлений друг с другом, поиска приоритетов и предельных мировоззренческих ориентиров сознательного отношения к миру, осуществляющихся в рамках социальной философии.
На определенной стадии развития конкретно-научная рефлексия над обществом с необходимостью переходит на уровень философской рефлексии, когда выстраиваются различные исследовательские программы в обществознании, предлагаются альтернативные модели философии истории, философии морали, философии искусства, философии власти, философии религии, обосновываются критерии стратификации, рассматриваются проблемы и типы цивилизационной динамики и кулътуротворче- ства, появляются разнообразные футурологические модели развития человечества.
Названные проблемы и понятия составляют категориальную матрицу и исследовательское поле социальной философии, или философии общества.
Социальная философия ставит перед собой следующие вопросы: какова специфика социального бытия, существуют ли законы общественной жизни, как сочетаются свобода и творческая устремленность личности с социальными традициями и нормами, каково соотношение власти и нравственности, эмпирического и теоретического познания в общественной жизни, в чем смысл истории, возможно ли воплощение идеальных моделей общества в действительности?
Центральным понятием социальной философии является общество в различных его измерениях, выступающее в процессе философской рефлексии как социальное бытие. В широком смысле слова под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятельности. В более узком смысле слова общество - это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное белорусское общество).
Общественное, социальное - это все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их природной, биологической основы. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становление человеческой личности невозможно вне общества, вне усвоения социального опыта, мира культуры и науки, программ поведения, общения и деятельности, накопленных социумом.
В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всегда стремящиеся к определенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.
Общество не просто обособившееся в результате практики от природы системное образование, но это и сама практическая, духовная и субъективно-личностная деятельность, материальные и духовные ценности, которые оказывают мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем.
В понятии общества отражаются и его объективно-материальные (экономические) факторы (П. Лафарг, А. Смит, К Маркс и другие), и духовные параметры (С. Франк, В. Соловьев, Н. Бердяев, К. Ясперс, П. Сорокин, О. Шпенглер и другие), и субъектноличностные измерения (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и другие). Учитывая, что понятие общества охватывает столь метафизическим смыслом предельные основания человеческого бытия, его часто рассматривают как однопорядковое с категорией социальной реальности как основополагающей категорией социальной онтологии в структуре философского знания, задающей стратегию интерпретации социального бытия. Наряду с категорией социальной гносеологии, выявляющей специфику философского знания об обществе, его взаимосвязь с гуманитарным, естественнонаучным и техническим знанием, философско-методологические основания социально-гуманитарной рефлексии, категория социальной реальности определяет ракурс философского познания при исследовании сущностных измерений философии истории, философии культуры, философии техники, философии политики и т.д.
Социальная философия как философия общества, выявляющая закономерности его развития, своими корнями уходит в далекое прошлое.
Как теоретически обоснованная система философских знаний о существовании и развитии общества социальная философия формируется в период становления дисциплинарно организованной науки, начиная с конца XVIII - 1-й половины XIX вв., когда возникают попытки построения систематического обществоведения. К этому времени сложились многообразные теоретико-методологические парадигмы или исследовательские программы как системы принципов, идеалов и норм, определяющих механизмы описания и объяснения общественных явлений, критерии научности в их познании и прогнозировании, выступающие в силу своей ин- тегративности трансляторами социально-философского знания в сферу конкретно-научного знания, а через него способствующие приданию смысла деятельности практического мышления в экономике, политике и других сферах социальной жизни.
Философское осмысление социального бытия, динамики общественных процессов в рамках социальной философии позволяют выполнять ей мировоззренческую и методологическую функции не только по отношению к социально-гуманитарному, но и к естественнонаучному знанию, обосновывая идеалы моральной ответственности ученых при решении научных проблем, критерии периодизации истории соответствующей науки, поиска новых мировоззренческих ориентиров при решении глобальных проблем современности, анализа социокультурных предпосылок научного знания. В тоже время открытия современного естествознания, его обновление, открытость, отход от концепции жесткого детерминизма и независимого субъекта, господствующего над миром, фиксация необратимости, вероятности, "свободы выбора", альтернативы, обогащают и трансформируют само понимание наук "о духе", о человеке, об обществе. Те идеи, которые получили физико-математическое обоснование в естествознании, с необходимостью входят в социальную философию, социально-гуманитарное знание, в результате чего человек и общество уже не могут рассматриваться с позиций жесткого детерминизма, единой модели развития, однолинейности, отказа от выбора, альтернативы, случайности, непредсказуемости, а система ценностей, наработанная в рамках социальной философии, становится неотъемлемой шкалой и точкой отсчета в естественнонаучном поиске.

Функции социальной философии. Важнейшей функцией социальной философией является предвидение, предсказание более или менее отдаленного будущего. Научная теория предсказывает закономерные этапы развития человеческого рода, возникновение в будущем подлинной истории, в которой человеческая сущность получит свое полное выражение и свободное развитие.

В современную эпоху главной задачей научной социальной философии является дальнейшая разработка материалистического метода, посредством которого были выработаны понятия общественной формации и естественно - исторического процесса развития этих формаций, приведение МПИ в соответствие с потребностями социального и научно-технического прогресса. Современная НТР порождает мощную тенденцию к материалистическому пониманию мира и истории.

Двумя основными специфическими функциями социальной философии, как и философии в целом, являются мировоззренческая и методологическая. Специфическими они называются потому, что в развитом и концентрированном виде присущи только философии. Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем. Для правильного понимания мировоззренческой функции философии необходимо учесть, по крайней мере, два момента. 1. Способы формирования мировоззрения у человека.

Мировоззрение индивида может сформироваться либо в результате получения научных знаний в процессе образования в том числе и самообразования, либо в стихийном процессе становления личности под воздействием социального окружения. При этом возможны и смешанные, гибридные варианты, когда одни элементы мировоззрения индивида оказываются научно выверенными, а другие остаются на уровне расхожего обыденного мнения с его предрассудками и заблуждениями. Не погрешим против истины, если скажем, что никакая философская система, даже самая современная и совершенная, не гарантирует абсолютного отсутствия во взглядах индивида подобных предрассудков и заблуждений, хотя бы потому, что сама она не полностью свободна от них. И в то же время только систематическое философское образование способно свести мифологическую составляющую нашего собственного мировоззрения к минимуму. 2. Философия представляет собой все же не все мировоззрение, а лишь его ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все отрасли знания, все те учебные дисциплины, которые изучаются студентами в вузе всеобщая история, психология, физика, языкознание и т.д Каждая из них в скрытом, а зачастую и в открытом, виде содержит в себе мировоззренческие выводы и, соответственно, вносит свой вклад в мировоззренческую подготовку будущего специалиста.

Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в неразрывной связи с ней социальная философия выполняет методологическую функцию.

Философский метод есть система наиболее общих принципов теоретического исследования действительности.

Принципы эти могут быть совершенно различны. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как развивающемуся, а можно подойти к нему как неизменному, раз навсегда данному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и практические выводы из него будут существенно различаться. В истории философии прослеживаются два основных философских метода - диалектика и метафизика. Подытоживая, можно выделить следующие линии взаимодействия философии и частных наук а на каждом историческом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных, конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику б в свою очередь каждая из конкретных наук использует философский метод в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих ее явлений и процессов.

С одной стороны метод включен в мировоззрение, ибо наше знание об окружающем социальном мире в самых существенных моментах будет неполным, если отвлечься от универсальной взаимосвязи и развития в нем. С другой стороны, мировоззренческие принципы и прежде всего принципы объективности законов общественного развития, принцип первичности общественного бытия входят в состав философского метода.

Кроме рассмотренных выше основных функций, которые выполняет только философия, необходимо учитывать ее огромное значение и в реализации чрезвычайно важных общенаучных функций - гуманистической и общекультурной. Разумеется, и эти функции философия выполняет специфическим, только ей присущим способом - способом философской рефлексии.

Подчеркнем также, что не специфичность гуманистической и общекультурной функций отнюдь не означают их меньшей внутри философской, междисциплинарной и общественной значимости по сравнению со специфическими. Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности в духе гуманизма, гуманизма реального, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества.

Мне представляется писал видный физик ФРГ, лауреат Нобелевской премии, Макс Лауэ что все науки должны группироваться вокруг философии как их общего центра и что служение ей является их собственной целью. Так и только так можно сохранить единство научной культуры против неудержимо прогрессирующей специализации наук. Без этого единства вся культура была бы обречена на гибель. Из истории философии известно, насколько бесплодными оказались многовековые попытки рассматривать философию в качестве науки наук, втискивающей все остальные науки в прокрустово ложе общих схем и заменяющей собой эти науки.

И только обретя свои специфические функции, философия перестает быть бесполезной она дает конкретным наукам то, что они сами синтезировать не могут - мировоззрение и методологию, общегуманистический смысл и культурологическую значимость. 2.2.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Социальная философия как методология науки экономической деятельности

В наше время, когда до сих пор, как пережиток прошлого до сих пор остался административный метод управления и не развита система трудового.. В рамках реформ, необходимо глубокое изучение будущим руководителями.. Как наука, философия изучает исторические события, опыт предшествующих поколений. Философия - это наука о всеобщих..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и структура исторического материализма
Предмет и структура исторического материализма. Научная социальная философия - это наиболее общая философская наука об обществе. Ее соотношение с научной философией, которая в равной мере от

Социальная философия и частные науки
Социальная философия и частные науки. Взаимозависимость социальной философии и частных наук - одна из важнейших закономерностей развития науки. В основе этой взаимозависимости лежит диалекти

Задачи и педагогические условия воспитания и обучения персонала предприятия в области всеобщего менеджмента качества
Задачи и педагогические условия воспитания и обучения персонала предприятия в области всеобщего менеджмента качества. Идея повышения качества жизни в обществе возникла в ХХ в. и сформулирована была

Философские основания современного социального менеджмента
Философские основания современного социального менеджмента. Прагматичная практическая философия управления нацелена на достижения некоторой цели результата управления, что требует значительного акц

Понятие социального управления
Понятие социального управления. Там, где есть информация, действует и управление, а там, где осуществляется управление, непременно наличествует и информация. Исходный пункт любого управленческого п

Руководство персоналом и мотивация труда
Руководство персоналом и мотивация труда. Комплексный подход к управлению, как единству всех функций, позволил выделить новое в характеристике управления - функцию руководства персоналом. Ру

Социально-экономическая политика разработка и реализация
Социально-экономическая политика разработка и реализация. Разработка и проведение социально-экономической политики в фирмах осуществляется по многим направлениям, важнейшими из которых являются а п

Динамическая модель цикла управления организации
Динамическая модель цикла управления организации. В ней выделяются не только основные элементы управления системой, но и их функции, дифференцируются по двум уровням. Итак, в процессе управл

Системология управления современным социохозяйственным объектом
Системология управления современным социохозяйственным объектом. Делая акцент на динамических свойствах социохозяйственной системы, мы выделяем в ее структуре две непрерывно связанные между собой с

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. Здесь необходимо отметить, что различные методы стимулирования призваны прежде всего заинтересовать персонал в повышении качества труда и

Управление конфликтами и стрессами
Управление конфликтами и стрессами. Управление конфликтами По сути, для того чтобы управлять конфликтами, руководитель должен уметь управлять поведением персонала организации. Руководитель д

Психология конфликта и необходимое руководство к действию для руководителя организации
Психология конфликта и необходимое руководство к действию для руководителя организации. Руководитель организации должен отчасти быть психологом. То есть, современный руководитель должен обладать зн

Методы управления стрессами
Методы управления стрессами. Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса

  • 13. Общая характеристика античной философии; её периодизация. Досократический период в развитии античной философии: основные проблемы, принципы, школы, имена.
  • 14. Общая характеристика античной философии; её периодизация. Классический период в развитии античной философии: основные особенности, темы, проблематика, имена и школы.
  • 15. Общая характеристика античной философии; её периодизация. Эллинистическо-римский период в развитии античной философии: основные особенности, проблематика, школы и имена.
  • 16. Средневековая христианская философия: основные принципы, темы и проблематика. Патристика, как период в развитии христианской философии Средневековья.
  • 17. Средневековая христианская философия: основные принципы, темы и проблематика. Схоластика, как период в развитии христианской философии Средневековья.
  • 18. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения: общая характеристика.
  • 19. Основные идеи протестантизма; роль протестантского мировоззрения в становлении основ западной цивилизации.
  • 20. Философия Нового времени. Ее основные направления и проблемы.
  • 21. Немецкая классическая философия (и.Кант, г.В.Ф. Гегель).
  • 27. Философская категория бытия. Основные онтологические принципы и понятия.
  • 29. Основные трактовки бытия в истории европейской философии. Суть субстратно-натуралистической (античной вещественно-природной) и реляционистской (постмодернистской безсубстанциональной) трактовок.
  • 34. Вторая (неклассическая) научно-философская картина мира, её основные черты и основополагающие принципы. Диалектика как универсальный метод исследования реальности.
  • 35. Третья (постнеклассическая) научно-философская картина мира, её основные черты и основополагающие принципы. Синергетика как междисциплинарный подход к осмыслению реальности.
  • 36. Философское понятие материи, эволюция его содержания в новоевропейской философии. Трактовка понятия материи в материалистической философии эпохи Просвещения XVIII в.
  • 37. Философское понятие материи, эволюция его содержания в новоевропейской философии. Трактовка понятия материи в философии диалектического материализма (в.И. Ленин).
  • 38. Философское понятие материи, эволюция его содержания в новоевропейской философии. Трактовка понятия материи в рамках современной (постнекласической) научно-философской картины мира.
  • 39. Проблема движения. Принципы классификации форм движения (ф. Энгельс). Современные (в рамках постнекласической научно-философской картины мира) представления о сущности и формах движения.
  • 40. Пространство и время как философские понятия. Основные трактовки понимания пространства и времени в европейской философии.
  • 41. Проблема сознания. Взаимосвязь материального и идеального.
  • 42. Диалектика как теория развития, ее основные исторические формы. Основные принципы материалистической диалектики законы.
  • 43. Законы материалистической диалектики; их универсальный характер. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.
  • 44. Законы материалистической диалектики; их универсальный характер. Закон единства и борьбы противоположностей.
  • 45. Законы материалистической диалектики; их универсальный характер. Закон отрицания отрицания.
  • 46. Категории материалистической диалектики; их универсальный характер. Сущность и явление.
  • 47. Категории материалистической диалектики; их универсальный характер. Единичное и общее.
  • 48. Категории материалистической диалектики; их универсальный характер. Содержание и форма.
  • 49. Категории материалистической диалектики; их универсальный характер. Причина и следствие.
  • 50. Категории материалистической диалектики; их универсальный характер. Необходимость и случайность.
  • 51. Категории материалистической диалектики; их универсальный характер. Целое и часть.
  • 52. Категории материалистической диалектики; их универсальный характер. Действительность и возможность.
  • Демокрит
  • Аристотель
  • 60. Гносеология как фундаментальный раздел философии. Образы познания в истории европейской философии. Основные черты субъекта познания в новоевропейской классической и постклассической философии.
  • 61. Познание, творчество и практика.
  • 64. Проблемы истины в философии. Вера и знание.
  • 65. Социальная философия, её предмет, структура и функции.
  • 66. Эволюция представлений о сущности, структурообразующих факторах и методах изучения общества в новоевропейской социально-философской мысли.
  • 67. Общество как саморазвивающаяся система. Элементы социальной реальности. Общество в человеке.
  • 68. Общество как саморазвивающаяся система. Человек в системе социальных связей. Воспроизводство общества в системе социальных отношений. Структура общества.
  • 69. Понятие природы и общества. Взаимосвязь общества и природы.
  • 70. Философские проблемы экономики.
  • 71. Социальная структура общества.
  • 72. Гражданское общество и государство.
  • 73. Духовная жизнь общества. Своеобразие духовных ценностей.
  • 75. Современные подходы к понимаю истории: её смысла, направленности исторического процесса и движущих сил общественного развития. Марксистское учение об общественно-экономических формациях.
  • 78. Противоречивость исторического прогресса и его критерии. Глобальные проблемы человечества.
  • 65. Социальная философия, её предмет, структура и функции.

    Социа́льная филосо́фия - раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

    Объект социальной философии социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии. Прежде всего отметим, что из понятия социального исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны, - индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления - это всегда общественные явления. Однако под понятие «общественные явления» подходят и экономические, и политические, и национальные, и множество других явлений. Известный русскоамериканский социолог П. Сорокин дает следующее, характерное для его общей философской концепции определение социального явления: Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного - в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов. Неправомерность этого определения, на наш взгляд, состоит в том, что из сферы социального выпадает вся объективная, материальная реальность общества, лежащая за пределами «мира понятий». В действительности же общественная жизнь, социальное бытие включает в себя не только духовные явления и «мир логического», но и объективные, материальные явления и «мир чувственного». Нам представляется правильной точка зрения, согласно которой социальная реальность включает в себя различные стороны общественной жизни. Говоря кратко, социальная жизнь общества - это совместное бытие людей, это их событие . Оно включает материальные и духовные явления и процессы, различные стороны общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и т.д. в их многостороннем взаимодействии. А социальное действие - это всегда результат взаимодействия целого ряда общественных факторов. Поэтому основным субъектом социального действия и социальных отношений является общественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни - ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы. Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру . Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни - социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы. На основе изложенного можно дать следующее определение: социальная философия - это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни. Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей. «Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе». Здесь верно названы те законы, которые призвана изучать социальная философия. Исходя из нашего понимания ее предмета следовало бы более широко показать круг проблем, которые составляют ее содержание. В частности, нельзя забывать, что социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности и тенденции развития общества. Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений. Другими словами, социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем.

    Функции социальной философии. Предмет и специфику социальной философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о ее функциях. Функции социальной философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют свои особенности. Назовем основные из них. 1. Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д. 2. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенден-циях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом. С указанными выше функциями связана методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук. Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.

    Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Ее в первую очередь интересуют не столько специфические особенности, скажем, экономических, политических или же духовных явлений - это главным образом предмет других наук, сколько их место в целостной структуре общества и та роль, которую они играют в его существовании и развитии.

    Социальная философия рассматривает также взаимодействия между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.Внимание социальной философии не могут не занимать практическая деятельность людей и их общественные отношения. Ведь именно в процессе своей практической деятельности - производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, эстетической - люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Ведь общество - это прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий, которых мы еще коснемся. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества.

    Таким образом, различные виды деятельности людей и их общественных отношений составляют основное содержание общественной жизни и определяют развитие общества. Они представляют собой исходные начала и основные факторы становления, функционирования и развития любого общества. Именно поэтому они являются предметом внимания и изучения социальной философии.

    36 Материалистическое, идеалистическое и натуралистическое понимание истории .


    История – это общественная помять человечества, его самосознания и самопознания: исчезнувшее в действительности живет в сознании. Жизнь – это синтез прошлого, настоящего и будущего.

    Материалистическое понимание истории (Маркс, Энгельс) – общественное производство – производительные силы и производственные отношения – определяет весь ход истории, основа развития общества – общественно-экономические отношения, классовая борьба, общественное бытие первичнее общественного сознания.

    Идеалистическое понимание истории (Платон, Гегель) – развитие общества объясняется действиями великих людей (субъективизм) или действиями надличностных сил – абсолютная идея, мировой дух (объективизм) - понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению о общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории

    Натуралистическое понимание истории (Монтескье,Гумилев, Мечников)- географический детерминизм, социальный дарвинизм, фрейдизм. В качестве общенаучной предпосылки выступили выдающиеся успехи биологии, превратившие ее к середине XIX века в лидера естествознания (открытие клетки, закона естественного отбора и борьбы за существование, достижения физиологии).

    История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают споры о том, что же она собой представляет – мировоззрение, науку, идеологию, искусство? Всем известны разговорные, житейские определения философии:

    1) философия – это сложившиеся убеждения по поводу чего-либо (например, жизненная философия, студенческая философия);

    2) отвлеченные, общие, не относящиеся к делу рассуж дения (например, разводить философию).

    Одно из самых распространенных определений философии, которое несколько десятилетий было принято в СССР, исходило из тезиса К. Маркса о необходимости создания новой философской науки, вооруженной современными, точными методами исследования бытия, общества и человека: философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.

    Нередко под философией понимается чье-либо учение о мире (например, античная философия, философия Гегеля и т. п.)

    Термином «философия» часто называют методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки, области знания (например, философия истории, философия математики и т. д.)

    Определить социальную философию ещё более сложно, поскольку эта область знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя в этом мире. Социальная философия берет своё начало в Античности. Ее появление связано с именами Сократа и Платона, впервые поставивших задачу философского осмысления общества и отдельных его сфер.

    Что же касается философии истории, то ее начало в Европе заложил Августин Аврелий (IV в. н. э.) своим знаменитым трудом «О граде Божьем». Августиновское толкование исторического процесса в европейской философии господствовало до XVIII века. Но формирование социальной философии как отдельной отрасли знания относится к середине XIX века. В это время происходит становление социологии и психологии. Ученые отказываются от «спекулятивного», основанного только на размышлении, рассудочного познания мира в пользу опытного, рационального знания. Они выделяют активную роль человека, который овладевает тайнами мироздания не с помощью метафизических, оторванных от реальной жизни умопостроений, а за счет точных научных методов.

    Прошедшие с тех пор полтора века не внесли ясности в проблему сущности как философии в целом, так и социальной философии, в частности. И по сей день в литературе нет единства в определении социальной философии и ее предмета. Более того, в научном мире отсутствует даже единое понимании одной из основных категорий – «социальное», – хотя объектом социальной философии являются социальная жизнь и социальные процессы.

    В литературе термин «социальный» употребляется в разных смыслах. Пожалуй, наиболее часто используется определение, данное П. А. Сорокиным, по мнению многих, самым выдающимся социологом первой половины ХХ века. «Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного – в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов», – писал этот американский ученый (Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 527.).

    Рассмотрим определения социальной философии. Одним из самых известных определений является следующее: «Социальная философия призвана ответить на вопрос о том, как вообще возможно сознательное упорядочение людьми своих отношений в обществе, какие открывались и открываются перед ними в различные исторические эпохи пути и средства строительства социальных отношений, какой характер носили и носят здесь объективные преграды, встающие перед людьми, как эти ограничения осознаются людьми и проявляются в практике, насколько адекватно эту проблему отражали философские системы и идеологические конструкции прошлого и настоящего» (Очерки социальной философии. М., 1994. С. 3.).

    Не будем анализировать столь сложную дефиницию (толкование слова), видимо, она может быть достаточно полезной для ученого-теоретика, но мы попробуем найти более простое определение: «Социальная философия – это система научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни» (Социальная философия. М., 1995. С. 13-14.).

    Автором еще одного определения является известный отечественный ученый В. С. Барулин. Он считает, что «социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе» (Барулин В. С. Социальная философия. Ч. 1. М., 1993. С. 90.)

    Студент может взять на вооружение любое из приведенных определений. Он может также каким-то образом попытаться их синтезировать, или даже попробовать сконструировать свое собственное определение. Но для этого надо знать, что многообразие и различие определений социальной философии во многом связано с тем, что до сих пор не ясен проблемно-предметный статус социальной философии. Причины этого разнообразны. Сказывается нигилистический (отрицающий полностью все прошлые достижения) разрыв с «истматовским» прошлым. Влияет утверждение с середины 80-х годов «плюрализма мыслей, а не знаний». Сказываются и трудности в освоении современной западной литературы.

    На последней причине остановимся более подробно. Несколько десятилетий даже советские философы-профессионалы, не говоря уже о тех, кто изучал философию в высших учебных заведениях или просто интересовался ею, были лишены возможности общаться с зарубежными коллегами-немарксистами и читать зарубежную философскую литературу. Следствием этого, помимо всего прочего, явилось то, что с конца 80-х годов книжный рынок обрушил на читателей такой объем ранее неизвестной литературы, который просто трудно было освоить. Но дело не только в этом. В России стало модным многое из того, что за рубежом уже было историей философии.

    Если на западе термин «социальная философия» стал весьма распространенным в середине ХХ века, то в России – лишь в завершающие его 90-е годы. Справедливости ради следует отметить, что и на Западе нет единого мнения о сущности социальной философии. Так, учебник для студентов Оксфорда (Грэхем Г. Современная социальная философия. Оксфорд, 1988.) содержит разделы о сущности общества, личности, социальной справедливости, социальном равенстве и его поддержании, здравоохранении, моральных нормах и праве. Другой учебник, изданный в Дармштадте (Форшнер М. Человек и общество: основные понятия социальной философии. Дармштадт, 1989), рассматривает концепции общества, идею свободы воли и ответственности человека, проблемы наказания, власти, политические системы, теории справедливых войн и т. д. Этот список можно продолжить.

    Отметим, что подходы отечественных авторов так же различны и все они имеют право на существование, так как не являются альтернативными, а лишь дополняют друг друга, рассматривая сложный социальный мир с различных сторон философского мировоззрения.

    Какую роль играет социальная философия в обществе? Прежде, чем ответить на этот вопрос, напомним функции философии: ведь в значительной мере они являются общими и для социальной философии.

    1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая жизнь людей);

    2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);

    3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок);

    4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенной ступени развития общества.

    Говоря о специфике социальной философии, следует особое внимание уделить следующим ее функциям:

    1) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп);

    2) методологическая функция (социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению);

    3) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия);

    4) прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека);

    5) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм мировоззрения – мифологии и религии – социальная философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);

    6) аксиологическая или ценностная функция (любая социально-философская концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;

    7) социальная функция (в наиболее широком смысле социальная философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению);

    8) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни).

    Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Таким образом, очевидно, что социально-философское исследование общественных процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет обращено внимание на каждую из функций философии.

    Известный философ К. Х. Момджян справедливо отмечает, что, в отличие от конкретных наук, каждая из которых разрабатывает свою «делянку», у философии хватает дерзости попробовать осмыслить мир в его тотальности, универсальности, всеобщности. Эта тотальность раскрывается ею в двух взаимосвязанных аспектах, которые условно можно назвать «субстанциальным» и «функциональным». В первом случае речь идет о поиске существенных и неслучайных сходств между подсистемами целостного мира (примером которого может служить их подчиненность универсальным принципам каузально-функциональной связи, на существовании которых настаивают концепции философского детерминизма). Во втором случае речь идет о попытках объяснения подобных сходств путем раскрытия существенных и неслучайных связей, реальных опосредований между соотносимыми «царства бытия» (Момджян К. Х. Социум. Общество. История. М., 1994. С. 68.).

    Таким образом, основная задача социальной философии состоит в том, чтобы раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира, отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой универсум.

    Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования.

    В силу большой степени общности своих положений, законов и принципов, социальная философия выступает и как методология для других общественных наук.