Обереги

Загадки про грибы для детей. Загадки про грибы (с отгадками) Гриб на тонкой ножке в траве

«Ференц Лист» - Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Большая часть фортепианного наследия композитора – транскрипции и парафразы музыки других авторов. Ференц Лист. Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). И в 1847 Ф.Лист предпринял прощальные концертные гастроли. В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре.

«Лист Мёбиуса» - Эксперименты для всех. Лист Мёбиуса и шар. Литография с муравьями принадлежит известному голландскому художнику Морису Эшеру. Среди ювелирных изделий также встречается лента Мёбиуса. Памятник ленте Мёбиуса в Москве. Выполнила ученица 8 класса Холязинской основной школы Вантеева Екатерина. Невероятный проект новой библиотеки в Астане, Казахстан.

«Строение листа» - Главные функции листа: Проверьте свои знания. У алоэ, агавы, толстянок, листья сочные и мягкие. Восковый налет, мелкие листья. Почему осенью листья изменяют окраску? Влияние среды на строение листа. Листья запасающие воду. Назовите приспособления листьев. Выберите признаки, характерные для кактусов.

«Биология 6 класс строение листа» - Наглядный. Что влияет на строение листьев. Признаки растений влажных мест. Методы работы. Видоизменения листьев. Светолюбивые растения. Частично-поисковый Аналитический. Природные факторы. Выяснить, какие природные факторы влияют на внешнее и внутреннее строение листа. Освещённость. Влаголюбивые растения.

«Видоизменение листьев» - в) Насекомоядные листья. Венерина мухоловка. Цереус. а) Колючки. Трихоцерус. Пузырчатка. Видоизменения листьев. Усик. б) Усики. Мышиный горошек. Мамиллярия. Венерина мухоловка является насекомоядным растением. Росянка круглолистная. Колючки. С какой целью видоизменяются органы? Горох. Видоизменения листа:

«Осенние листья» - "Осенние листья в пруду"". Болотская Людмила. Вопросы к стихотворению И. Токмаковой «Опустел скворечник»: Нарисуй, какой ты представляешь осень. Клод Моне - Осенняя река. Изображение осенних листьев в стихотворениях русских поэтов. Как изображается осень в стихотворениях А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой?

Задачи: познакомить детей с грибами, с понятием «съедобный», «несъедобный»; познакомить детей загадками о грибах. Развивать мышление детей. Уточнять представления о значении леса в жизни человека. Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе. Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.

Демонстрационный материал: муляжи, картинки с грибами.

Раздаточный материал: картинка с изображением гриба.

Организационный момент

Сядет тот, кто назовёт осеннюю примету.

Основная часть

2. Рассказ воспитателя

О чём у нас сегодня пойдёт речь? Разгадайте загадку:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы.

Правильно, о грибах (муляжи и иллюстрации с изображением грибов). Их на свете очень много 100 тысяч видов. Многие думают, что гриб растёт сам по себе. Это не так. Под землёй есть грибница, а от неё тянутся длинные тонкие нити к грибу, и к этому, и вот к этому … Значит, грибы поодиночке не растут.

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях.

А грибы любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». К нам на занятие пришла белочка и хочет послушать, как дети умеют отгадывать загадки.

  • Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я /подосиновик/

Почему его так называют?

  • Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы /боровик/

Верно, дети, это боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка. А ещё его называют белым грибом. Почему?

  • Коричневой шляпкой приветствую вас

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка, дети, меня, как зовут? /подберёзовик/

Подберёзовик – растёт в основном под берёзой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка тёмно-коричневого цвета.

  • Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растёт в лесу,

Как веснушки но носу. /опята/

Опята обычно растут на пнях, на сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что и рукой не достанешь.

  • Золотистые, очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом /лисички/

  • Вот красивые грибы

Сколько шляпок разных

Среди высохшей листвы –

Желтых, синих, красных! /сыроежки/

  • Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём – его трогать не станет /мухомор/

А почему его так называют?

А кто им лечится?

Грибы бывают съедобные и несъедобные. Как вы думаете, какие грибы называют съедобными?

Несъедобные – это, какие грибы?

Из каких частей состоит гриб?

3. Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

4. Сейчас мы поговорим о правилах поведения в лесу и сбора грибов. Вы уже знаете, что нельзя ломать кусты, деревья; рвать редкие цветы; разводить костры в лесу; бросать мусор, стекло. При сборе грибы нужно не вырывать с корнем, а аккуратно срезать ножом, оставляя грибницу в земле, чтобы из неё выросли ещё грибы. Нельзя собирать несъедобные грибы. Следует собирать столько грибов, сколько вам нужно: не забывайте, что грибы являются пищей для птиц и животных.

5.

В лесу растут большие грибы и маленькие.

Большой мухомор – маленький мухоморчик

белый гриб – беленький грибок сыроежка – сыроежечка

подберёзовик – подберезовичек поганка – поганочка

подосиновик – подосиновичек боровик – боровичок

опёнок – опёночек маслёнок – маслёночек

волнушка – волнушечка

6. Окончание занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия (старшая группа)

«Грибное царство»

Организационный момент

Сядет тот, кто назовёт осеннюю примету. /дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, животные готовятся к зиме, перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся и засыпают/

Основная часть

2. Рассказ воспитателя

О чём у нас сегодня пойдёт речь? Разгадайте загадку:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы.

Правильно, о грибах (муляжи и иллюстрации с изображением грибов). Их на свете очень много 100 тысяч видов. Многие думают, что гриб растёт сам по себе. Это не так. Под землёй есть грибница, а от неё тянутся длинные тонкие нити к грибу, и к этому, и вот к этому … Значит, грибы поодиночке не растут.

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях.

А грибы любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». К нам на занятие пришла белочка и хочет послушать, как дети умеют отгадывать загадки.

/я загадаю вам загадки, тот, у кого окажется картинка-отгадка – поднимет ее вверх и выйдет к доске/

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я /подосиновик/

Почему его так называют? /потому что он чаще всего растёт под осиной/

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы /боровик/

Верно, дети, это боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка. А ещё его называют белым грибом. Почему?

/потому что после сушки он не меняет своего цвета, как остальные грибы/

Коричневой шляпкой приветствую вас

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка, дети, меня, как зовут? /подберёзовик/

Подберёзовик – растёт в основном под берёзой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка тёмно-коричневого цвета.

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растёт в лесу,

Как веснушки но носу. /опята/

Опята обычно растут на пнях, на сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что и рукой не достанешь.

Золотистые, очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом /лисички/

Вот красивые грибы

Сколько шляпок разных

Среди высохшей листвы –

Желтых, синих, красных! /сыроежки/

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём – его трогать не станет /мухомор/

А почему его так называют? /потому что мухи его боятся и падают замертво от него/

А кто им лечится? /лоси, проглатывая их целиком; белки запасают на зиму в лечебных целях/

Грибы бывают съедобные и несъедобные. Как вы думаете, какие грибы называют съедобными? /те, которые можно употреблять в пищу, есть/

Несъедобные – это, какие грибы? /опасные для здоровья, или можно отравиться и умереть/

Из каких частей состоит гриб? /корень-грибница, ножка, шляпка/

3. Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

4. Сейчас мы поговорим о правилах поведения в лесу и сбора грибов. Вы уже знаете, что нельзя ломать кусты, деревья; рвать редкие цветы; разводить костры в лесу; бросать мусор, стекло. При сборе грибы нужно не вырывать с корнем, а аккуратно срезать ножом, оставляя грибницу в земле, чтобы из неё выросли ещё грибы. Нельзя собирать несъедобные грибы. Следует собирать столько грибов, сколько вам нужно: не забывайте, что грибы являются пищей для птиц и животных.

5. Игра с мячом «Большой – маленький»

В лесу растут большие грибы и маленькие.

Большой мухомор – маленький мухоморчик

белый гриб – беленький грибок сыроежка – сыроежечка

подберёзовик – подберезовичек поганка – поганочка

подосиновик – подосиновичек боровик – боровичок

опёнок – опёночек маслёнок – маслёночек

волнушка – волнушечка

6. Окончание занятия

Задачи: познакомить детей с грибами, с понятием «съедобный», «несъедобный»; познакомить детей загадками о грибах. Развивать мышление детей. Уточнять представления о значении леса в жизни человека. Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе. Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.

Демонстрационный материал: муляжи, картинки с грибами.

Раздаточный материал: картинка с изображением гриба.


«стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке» (загадка)

Альтернативные описания

Дождевик, но не плащ

Живой организм с признаками и растения, и животного

Низшее растение

Особое растение, не образующее цветков и семян и размножающееся спорами

Сморчок по своей сути

Предмет микологии

Шляпка на ножке

Ядерное облако

Нарост на стволе дерева

Форма облака от ядерного взрыва

Объект тихой охоты

Среди самых необычных его названий - иудино ухо, труба мертвых, плютень олений, говорушка, шуршавка, и даже резина вздутая

. «никогда на наш поклон не снимает шляпы он» (загадка)

. «стоит Антошка на одной ножке» (загадка)

. «землю пробуравил, корешок оставил, сам на свет явился, шапочкой прикрылся» (загадка)

. «в лесу на одной ножке выросла лепешка» (загадка)

. «одна нога и шапка, а головы нет» (загадка)

. «под кочкой крошка, только шляпа да ножка» (загадка)

. «шапочка да ножка - вот и весь Ермошка» (загадка)

Хорошо растущий после дождя

Лесной красавец, к которому все идут в поклоном

Объект изучения микологии

Сквозь землю прошел, красную шапочку нашел

Мухомор

Особый организм, размножающийся спорами

Валуй - это что?

Подберезовик

И груздь, и ядерный взрыв

Форма ядерного взрыва

Опенок или боровик

Ядерный взрыв или боровик

Низшее съедобное растение

Лежит в лукошке

Его убивают с поклоном

Рыжик или опенок

Мухомор, как родич боровику

Опенок или мухомор

Облако после атомного взрыва

Лисичка или груздь

Его место в лукошке

Масленок или сыроежка

Сморчок

И боровик, и груздь, и опенок

В Рязани он - с глазами

Моховик

Нехрюкающая свинушка

Одноногий деликатес в шляпке

Стоит антошка на одной ножке его ищут, а он не откликается

Шампиньон или строчок

Валуй или рыжик

Боровик с шапкой

Лисичка как организм

Сыроежка

. «дичь» при тихой охоте

Боровик со шляпкой

Стоит Антошка на одной ножке

Атомный или съедобный

Споровый живой организм

Особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами

Советский литературовед

. "Дичь" при тихой охоте

. "в лесу на одной ножке выросла лепешка" (загадка)

. "землю пробуравил, корешок оставил, сам на свет явился, шапочкой прикрылся" (загадка)

. "никогда на наш поклон не снимает шляпы он" (загадка)

. "одна нога и шапка, а головы нет" (загадка)

. "под кочкой крошка, только шляпа да ножка" (загадка)

. "стоит Антошка на одной ножке" (загадка)

. "стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке" (загадка)

. "шапочка да ножка - вот и весь Ермошка" (загадка)

В Рязани он - с глазами

Валуй - это что

М. губа зап. блица пск. растение более или менее мясистое, без веток, без листьев, без цвета; гриб состоит из корешка или пестика с мочками, и шляпки; испод шляпки: мездра, бухтарма. Губина, съедомые, снедные грибы; поганки или собачьи, ядовитые. Белые грибы считаются лучшими; за ними черные или березовики и боровики; затем красные или осиновики, подосиновики; там масленики, с зеленоватой бухтармой и пр. Иногда зовут белыми: белый, боровик, березовик; черными: волнуху, свинуху, сыроежку; красными: осиновик, боровой-рыжик. Ученые названия грибов несколько запутанны, а с ними и народные; школярство даже откинуло самое название гриб, а придумало переводные: пластинник и скважник; первому отвечает гриб, второму губа. Agaricus campestris, навозник, печо(у)рка, печерица, шампиньон; campanulatus, печеричная поганка; dentatus, пестрец. deliciosus, рыжик. foetens, волуй, землянушка. integer, сыроежка, сиб. сухой груздь, волуй? furcatus, зеленый волуй ядовитый. involutus, свинуха, свинушка. melleus, осенник, опенок (березовый). rutilans, красный опенок, поддубовник. muscarius, мухомор. flabellatus, сплоень, лиска, лисочка. bulbosus ядовитый, сплоень зеленый. Necator, красная волнушка, чернуха. piperatus, Georgii, изгуба, грузель, дубинка, груздь. procerus, оклуб, поплаушка, индюх, подорешник, скрыпица, белый мухомор. emeticus, волуй? prunulus, ивишень. rufus, горькуша, горянка, горяшка, матрена, сыроежка, сиб. березовик. scrobiculatus, подгруздок, подгруздень. subdulcis, белянка. russula, сыроега, сыроежка, говорушка. forminosus, волнуха, волнушка, волвянка, отваруха, волвяница, волжанка. vellercus, дуплянка, поддубень, поддубешка, подорешник, подмолочник. cinnamomeus, волжанка, волвянка. fragilis, опенок, говорушка. extinctorius, белянка, скрыпица. cinereus, конский гриб, серая поганка. mutabilis, ореховый, подорешник. comatus, колпак, колпакуша, благуша, толкач, луговая печерица, коровяк-поганка. tremellus, сизяк. violaceus,лубец, синюха, свинуха, сыроежка, кринка, дуплянка. esculentus, говорушка, луговой опенок. Boletus edulis, белый гриб, боровик? боровой, олений? коровка, коровяк, подкоровник, медвежаник. esculentus, струень. granulatus, козляк, масляник, козляник, алипан, болотовик? squamosus, variegatus, пестрец. subtomentosus, моховик, сиб. лиственничный груздь. luridus, подосиновик, красик, красный. aurantiacus, красный, подосинник, казарушек. pachypus, синий подосиновик, подосинник. bovinus, tuberosus, mitis, козляк, козел, овечка, желтуха, желтый опенок, боровик, моховик. luteus, annulatus, масляный, масленик, масленок, челыш, целыш, коровятик, березовик? желтик. mutabilis, короватик, боровик. scaber, березовик, обабок, подберезовик, черный, колосовик, козак. hepaticus, buglossum, трутник, свирельник, трутовик, Morchella, сморчок. Clavaria (несъедомый), булавник, рогатик, дубинник, березовый- или белый сморчок. Helvella, близкий к сморчку, стройка. Tuber, трюфель, трюфля. Есть еще: зайчушки, совики, еловики, синявки, бычки, сухари, свинари, солодоши, иванчики, глухари, грачевники, кузовки, кульпики, молокоедки, крапивники (опенки?), гулянки, овечки, подгребы, подъелошники, фетюга, горянка, колчак, желтуха и пр., но все эти названия не разобраны еще толком учеными, а известны только в народе. Грибом зовут и чагу, губку на дереве, березовый трут, Polyporus betulinus. Болезнь у людей и животных, мозговик, нарост в виде гриба. Шиповой гриб, у лошади, опухоль на локте, от нагнета подковой, при лежке. Гриба ж. смол. пск. твер. губа, брыла; грибы, губы. Бацнуць по грибах, ударить в щеку; а грибы, обратно, зовут губами. Гриб не хлеб, а ягода не трава. Грибы растут в деревне, а их и в городе знают. Не мешай грибам цвести. Ненастье в воскресенье перед масляной, к урожаю грибов. Как пирог с грибами, так все с руками; а как плеть узлом, так и прочь с кузлом. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. Пошла было баба в бор за гр ибами, да встречу ей медведь с зубами, побаска. Бояться волков, быть без грибов. Стар гриб (дуб), да корень свеж. Ровно старый гриб на болоте. Что за гриб до дождя взрос! Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет. По беду, не по грибы, найдешь. Не по грибы, не уноровишь. Без счастья и в лес по грибы не ходи. Мужичок не грибок, под камешком не вырастет. Человек не грибок, в день не вырастет (или: не растет под дожжок). Растут детки, как грибки (как дождевички). Зимой съел бы грибок, да снег глубок. Не поклонись до земли, и грибка не подымешь. много за морем грибов, да не по нашему кузову. Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут. Назвался грибом (груздем), полезай в кузов. По грибы не час, и по ягоды нет, так хоть по сосновы шишки! Иванов, как грибов поганых. кем по грибки, с тем и по ягодки. Два гриба на ложку (а третий к стеблу пристал)! твоим счастьем только в бор по грибы. Счастливому по грибы ходить. долею в лес по грибы. На бору, на яру, стоит старичок, красненький колпачок? гриб. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел? гриб. Шило мотовило, под землей ходило, перед солнцем стало и шляпу сняло? гриб. Грибки, грибочки, грибчики, грибцы умалит. Грибки также мерзлые кочки по дороге, мерзлая грязь, по колоти, груде. Грибной, относящийся к грибам, им свойственный, из них приготовленный и пр. Грибное место, богатое грибами. Грибной дождь, теплый и мелкий, который парит. Грибовый, то же, малоупотр. Грибовный, богатый или урожайный грибами. Грибовное лето, место. Коли грибовно, так и хлебно (хлебовно). Грибчатый, грибовидный, грибообразный, грибовистый, грибоватый, по виду или составу своему похожий на гриб. Грибастый орл. вор. брыластый, губастый, губан; твер. пск. плакса, плаксивый. Грибастый голубь, порода с наростом на носу. Грибковый клей, употреб. при пряже шерсти. Грибник м. пирог с грибами. Грабовик м. растение близкое к грибу, наросты на деревьях, губы, чага, средина между грибом и трутом. Грибница ж. или грибовница, грибная похлебка, губница. Грибница, промышляющая сбором грибов. Грибная бель, сетчатые зародыши. Грибовница ж. водяное растение кувшинчик, кубышка, Nymphea. Мастерица искать и собирать грибы. Грибониз черн. нанимающийся у промышленников для нанизывания грибов (Наумов). Грибовня, грибовенка ж. лукошко, кузовеня для грибов. Грибаться валд. грабиться твер. пск. грибаниться арх. морщиться лицом, хмуриться, дуться, дуть губы; корчить рожи. Грибатик м. пск. плакса, рева. Грибатка ж. олон. женское ожерелье, низанное из самокатного или китайского (рубленого) жемчуга борами, сборками, в виде круглого воротничка, с застежкой на затылке. Ниж. кружева, оборки, подзор, обшивка сборками, особ. крестьянские кружева с красным бумажным картулимом, снурком. Грибье, собират. (Грот)

На что похож ядерный взрыв

Опёнок или мухомор

Подберёзовик

Мешанина из слова "бриг"

Мешанина из слова «бриг»

Растительный статус поганки

95 загадок про грибы с отгадками для детей и взрослых. Развивающие задания с загадками про грибы.

Загадки про грибы (с отгадками)

В этой статье Вы найдете:

Часть 1. Как правильно подобрать загадку про грибы для ребенка конкретного возраста, как отгадывать загадки про грибы с детьми.

Часть 2. Тексты загадок про грибы с отгадками : — загадки с отгадкой «гриб», загадки про съедобные грибы (даны по алфавиту): белый гриб — боровик, волнушки, груздь, дождевик, лисички,маслята, опята, подберезовик, подосиновик, рыжик, сыроежка, — загадки про ядовитые грибы: мухомор, бледная поганка.

Часть 3. Как придумать с детьми загадку про грибы.

Подбор загадки про грибы по возрасту детей

Загадки про грибы для детей 2-4 лет

Для младших дошкольников подходят загадки про грибы , в которых:

отгадку можно подобрать в рифму («Рыжеватые сестрички называются… лисички),

в тексте загадки дано очень яркое подробное описание внешнего вида гриба или его ярких особенностей, например: «Если кто-то сверху топнет, этот гриб со вздохом лопнет…» — о дождевике, или «А вот кто-то важный на беленькой ножке. Он с красною шляпкой, на шляпке — горошки» — о мухоморе.

нет сложных сравнений, метафор, переносного смысла слов.

Можно предложить малышу 3-5 картинок хорошо знакомых ему грибов, из которых он выберет отгадку. Грибы должны быть контрастного внешнего вида, например: мухомор, подберезовик, волнушка, бледная поганка. .

Загадки про грибы для детей с 5-6 лет и старше

Для старших дошкольников и младших школьников подходят загадки про грибы, в которых: — в тексте загадок е сть метафоры, сравнения, олицетворения, переносный смысл слов.

Например: «Под берёзой старичок, на нем бурый колпачок и пиджак с пестринкой, а сапожки — с глинкой». (Подберезовик). В этой загадке гриб- подберезовик сравнивается со старичком, его шляпа — с колпачком, ножка — с пиджаком, а грибница — с сапожками. Ребенку нужно догадаться, что речь в загадке идет не о пожилом человеке, а о грибе, который с ним сравнивается.

в тексте загадки дано описание не всех признаков гриба, чтобы усложнить отгадывания. Если признаки перечисляются, то называются не самые яркие — не основные, а дополнительные — сложные для отгадывания.

Например: «У кого шапка без головы, а нога без сапога? (у гриба)». В этой загадке сам вопрос загадки «У кого» подталкивает ребенка искать в отгадке человека или животное, а не гриб. Тажке в тексте не называется. что этот растет в лесу или съедобный. Дается только часть признаков. Отгадывание таких загадок требует рассуждения, сравнения, обобщения, то есть развивает мышление ребенка и речь — рассуждение.

Как отгадывать загадки про грибы с детьми

Не давайте готового ответа ребенку. Не учите запоминать отгадку. Загадка требует от ребенка размышления и самостоятельного вывода. Отгадывайте загадку вместе с малышами, помогая им понять логику рассуждения.

Можно давать ребенку провокационную (неправильную) отгадку и спросить, подойдет ли она? Почему? Это очень эффективный прием развития мышления и речи ребенка.

Например: «Крепкий, плотный, очень статный, в шляпе бурой и нарядной. Это гордость всех лесов! Настоящий царь грибов!» Скажите ребенку, что отгадка к этой загадке — опёнок. Подходит ли эта отгадка? Почему? Но ведь у опенка тоже бурая шляпка — значит, это может быть и опенок тоже! Правда? Так ли это? Сравните вместе с ребенком на картинках белый гриб и опенок — какой гриб больше подходит под это описание? Какая подсказка есть в тексте загадки (царь грибов — это белый гриб; опенка нельзя назвать крепким, плотным и статным, у него тоненькая ножка, он некрепкий. Поэтому отгадка «опенок» не подходит).

Обучая ребенка отгадывать загадки про грибы , мы развиваем логическое мышление и речь -рассуждение. Говоря отгадку, ребенку нужно доказать, почему он так считает: «Я думаю, что это…. Потому что…» и назвать доказательства своего мнения.

Загадки с отгадкой «гриб»

Пока дети - каждый в берете,
Повзрослели - шляпы надели. (Грибы)

Стоит Трошка на одной ножке,
Его ищут, а он молчит. (Гриб)

Стоят Ермачки,
Красные колпачки.
Кто ни пройдёт,
Всяк поклон им отдаёт. (Грибы)

Стоит Егорка В красной ермолке,
Кто ни пройдет – Всяк наклонится. (Гриб)

Стоит Антошка
На одной ножке,
Сам маленький,
А шляпа большая. (Гриб)

Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (Гриб)

Хороводами и в ряд
В шляпах молодцы стоят.
Кто ни пройдёт,
Им поклон отдаёт. (Грибы)

Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это… (гриб)

Под кустами,
Под листами
Мы попрятались в траву,
Нас в лесу ищите сами
Мы не крикнем вам: «Ау!» (грибы)

У кого шапка без головы, а нога без сапога? (у гриба)

В шляпе, а не человек, стоит на одной ножке, а не цапля, живет в лесу, а не зверь. (Гриб)

Я под шапкой цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки. (гриб)

Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл. (гриб)

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает — повезло! (гриб)

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.(Гриб)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.(Гриб)

Шляпка есть и есть нога,
На ноге нет сапога!
И нога и шляпка —
Вкусный суп ребяткам!
К шляпке лист ольхи прилип…
Ну, конечно это — … (гриб).

Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой.(Гриб)

Шило-мотовило,
Под землёй ходило,
Перед солнцем стало -
Шляпу сняло. (гриб)

Шапочка да ножка —
Вот и весь Ермошка. (Гриб)

Кто шляпу на ногу одевает? (Гриб)

Загадки про съедобные грибы

Загадки про белый гриб — боровик

Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это - белый… (боровик)

Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед: –
Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый… (боровик).

Ножка толстая как пень,
Шапка лихо набекрень,
Он не мал и не велик,
Гриб прекрасный …(боровик)

На поляне лесной,
Под могучей сосной
Старый старичок,
На нем бурый колпачок,
Кто в лесу бывает,
Тот его и знает. (Боровик)

Самый лучший гриб в лесу
Я в лукошечке несу —
Крепкий, не червивый,
Со шляпою красивой.
Догадаетесь Вы в миг,
Что в корзинке — …(боровик)

Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (белый гриб — боровик).

Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора — … (боровик)

Из-под елок на пригорок
Вышел мальчик ростом с пальчик.
Он на тучки поглядел,
Сразу кепочку надел,
Новенькую, ладную,
Цветом шоколадную. (Белый гриб — боровик)

Загадки про грибы – волнушки


Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)

Волнистый гриб волнуется,
Под деревом красуется,
Похожий на ракушку
Зовется он … (волнушка.)

Розовый приятный цвет,
И колечек яркий след.
Так волнуются подружки,
Это же грибы (волнушки)

В полосатых сарафанах
В светло-розовых воланах
Без боязни на опушки
Вышли милые … (волнушки).

Загадки про гриб — груздь

В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный… (груздь)

Он растёт, где есть берёзы,
Любит дождь, туман и росы.
Сверху шляпки есть ворсинки,
Снизу — белые пластинки.
Для засолки лучший он
С незапамятных времён.
Кто же будет он таков
В славной армии грибов?
Грибники все наизусть
Скажут вам, что это…(Груздь)

Ароматный и хрустящий,
Царь грибов он настоящий.
И в запасах будет пусть
У меня соленый… (груздь)

Загадки про гриб – дождевик


На земле лежит лепёшка,
От дождя она растёт,
Лишь дотронешься немножко,
Её сразу разорвёт!
Пых! И вырвался костёр
Дымным облаком из спор!(Дождевик)

Если кто-то сверху топнет,
Этот гриб со вздохом лопнет,
Задымится в тот же миг.
Значит, это… (дождевик)

Загадки про грибы — лисички

Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются… (лисички)

В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются… (лисички)

Золотистые … —
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом (лисички).

Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички
Светло-желтые… (лисички)

Рыжие ушки с лисьей макушки
В травке лежат — для малых ежат. (лисички)

Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой. (Лисички)

Очень чистый, вкусный гриб —
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются…(лисички).

Бегать вовсе не умеют,
Огоньком в траве желтеют,
Без хвостов они с сестричкой,
Хоть зовутся и… (Лисички)

Эти хитрые грибочки,
Прячутся от нас в листочках.
Светло-рыжие сестрички…
Как зовем мы их? …(лисички)

Я нашла грибы в лесу.
Быстро маме отнесу.
Рыженького цвета
Нам привет от лета.
Очень любят их сестрички.
Называются … (лисички)

Яркий, рыженький грибок
Я найти сегодня смог.
Словно дружные сестрички
Прячутся в траве — (лисички)

Загадки про грибы – маслята


Растут грибочки
В хвойном лесочке,
Скользкие ребята
В масле все … (маслята.)

Словно в масле их головки
И укрыться могут ловко.
Очень славные ребята —
Золотистые … (Маслята).

На опушке под сосной
Их в траве нашли с тобой.
Мы несём их в кузовке,
Трудно удержать в руке:
Скользкие ребята.
Что у нас? — …(маслята)

Вот хорошенький грибочек,
Почему-то скользкий очень.
Не лисичка, не опёнок,
Это — желтенький… (маслёнок)

В лесу, на радость людям,
Средь молодых сосёнок,
В блестящей тёмной шляпке
Растёт грибок… (маслёнок)

Загадки про гриб – моховик


У тенистого лога
Вырос гриб-недотрога:
Чуть нажмешь на бочок –
Глядь, уже синячок. (Моховик)

Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Подняв над головой. (Моховик)

Из-под мха на свет проник
Раскрасавец …? (моховик).
Пробивается наружу,
Подо мхом, наверно, душно.

Загадки про грибы — опята


На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются… (опята)

Кто повыше, кто пониже, -
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? (Опята)

Мы в дождливые деньки
Покрываем все пеньки.
Собирайте нас, ребята!
— осенние… (опята)

Нет грибов дружней, чем эти, —
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)

В одинаковых нарядах,
В модных шляпках, пряча взгляды,
На пеньке сидят ребята.
Как же их зовут?.. (Опята)

На мшистом, стареньком пенёчке
Растут весёлые грибочки,
Пестреют, что твои цыплята
И как зовут их всех? (Опята).

Ножки словно трубочки,
Беленькие юбочки,
На пеньке сидят ребята
Называются …(опята)

Утром рано под кустами
Отыскались просто сами!
На пеньке — как на скамейке,
Развесёлая семейка! —
На подбор грибы — ребята
Под названием … (опята)

На опушке у лесочка
Возле старого пенёчка
Собралась грибная рать
Предлагаю отгадать!
Может кто из вас, ребята,
Скажет что это?…(опята)

Загадки про гриб – подберезовик


В роще у берёзки
Повстречались тёзки! (Подберезовики)

Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберезовик)

Под берёзой старичок,
На нем бурый колпачок,
И пиджак с пестринкой,
А сапожки — с глинкой. (Подберезовик)

Загадки про гриб – подосиновик

Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Что за за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке? (Подосиновик)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту —
Зовусь я — … (подосиновик).

Мальчик с пальчик,
Шапка красная (подосиновик).

В красной шляпе под осиной
К шляпе жёлтый лист прилип.
Полезай скорей в корзину!
съедобный, вкусный гриб (подосиновик).

Во лесу, во бору
Стоят стары старички,
На них красны колпачки. (Подосиновики)

Загадки про гриб — рыжик

Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется… (рыжик).

В ряд построились грибочки,
Приподняв собой листочки.
Прячут рыжие береты
И такие же жакеты.
Рад грибник, найдя малышек.
Этот гриб зовётся …(рыжик).

Вот оранжевый грибок:
Шляпка, ножка, крепкий бок.
Вы в лесу его встречали,
На картинках книжек.
И по цвету узнавали.
Кто же это? … (рыжик)

В хвойном лесу растет паренек,
В рыженькой шляпке рыжий грибок.
Стоит задеть — и из рыженькой ножки
Вдруг побегут рыже-рыжие слезки. (Рыжик)

Шляпка вогнута воронкой,
Вкус приятный, запах тонкий,
Золотой, янтарный цвет,
И вкусней грибочков нет. (рыжики)

Загадки про гриб — сыроежку

Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна… (сыроежка)

После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные -
Самые заметные. (Сыроежки)

Цветник без цветов под елкой готов. (Сыроежки)

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это… ? (сыроежки)

И лесная модница
За нарядом гонится:
То с бордовым, то с лиловым
Или алым покрывалом.
У тропы появится —
Хочет всем понравиться. (Сыроежка)

Мы набрали шесть охапок
Ярких разноцветных шляпок.
И теперь без спешки
Жарим… (сыроежки)

Загадки про ядовитые грибы

Загадки про гриб – бледную поганку

На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это - бледная… (поганка)

Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой — беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб — обманка,
Враг наш — бледная… (поганка).

Смотрит свысока – ручки в бока.
Красива и важна – да никому не нужна. (Поганка)

Среди лесов, полей, болот
Ядовитый гриб растет,
В бледной шляпке с тонкой ножкой,
Класть нельзя его в лукошко.
Гриб опасный, гриб — обманка,
Это бледная … (поганка).

Загадки про гриб – мухомор

Точки белые на красном -
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор -
Не срывайте… (мухомор)

С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке… (мухомор)

Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу - кружево-узор.
Это - красный… (мухомор)

На лесной опушке дальней
Яркий гриб стоит печально:
Хоть и славный он на вид.
Но уж очень ядовит. (мухомор)

А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки (мухомор).

Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый …(мухомор)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (мухомор)

Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек,
Кружевной воротничок —
Он в лесу не новичок! (мухомор)

Самый яркий гриб в лесу
Я домой не принесу.
Хоть красив его узор,
Не съедобен..(мухомор)

Вот грибы на белых ножках
Разбрелись по бору.
Шляпки красные, в горошек.
Это — … (мухоморы)

Как придумать загадки про грибы вместе с детьми

Самые простые загадки про грибы, которые может придумать вместе со взрослым даже маленький ребенок , строятся по определенному принципу.

Первый вариант построения загадки про гриб. Дается описание — сравнение. Например: «Рыжие как лисички. Вкусные как боровики. Дружные как опята. Что за грибы?» (лисички). Или другой возможный текст для загадки про гриб: «Белый как… , вкусный как…., большой как…., крепкий как…». Взрослый начинает фразу, ребенок ее заканчивает.

Второй вариант построения загадки про гриб. Дается отрицание: «Не заяц, а живет в лесу. Не человек, а в шляпе. Не ягода, а съедобный. Что это?». (Гриб). Придумывая такой текст загадки, перечислите с ребенком основные признаки гриба. И придумайте, с чем их можно сравнить. Запишите получившийся текст загадки и загадайте ее родственникам, друзьям, знакомым ребенка. Загадки этого типа можно загадать и о конкретных видах гриба: «Не подберезовик, а съедобный. Не лисичка, а рыжий. Не масленок, а растет в хвойном лесу. Что за гриб? » (рыжик)

Третий вариант построения загадки про гриб — вариант более сложный и подходит для детей шести лет и старше. В этом варианте используется прием олицетворения. Гриб сравнивается с человеком (гномиком, мальчиком Антошкой, девочками -подружками). Например: «У мальчика Антошки одна большая ножка и большая шляпа». «Рыжие девочки -подружки играют на опушке». Не навязывайте образ ребенку — он может сравнить гриб и с великаном, и с мальчиком- с — пальчиком, и с лесовичком. Просто помогите ребенку развить его образ и представить его в загадке, описать образ так, чтобы он был узнаваем.

Придумывая с ребенком загадки про грибы, мы одновременно закрепляем его представления об окружающем мире, развиваем речь, воображение и мышление, творческие речевые способности.

будут наиболее интересными, оригинальными и содержательными, если ребенок уже знаком с царством грибов, со сказками о грибах, их особенностями. Расскажите малышу об удивительном мире грибов. Вам помогут м атериалы о грибах для придумывания загадок и знакомства детей с окружающим миром из статей «Родной тропинки»:

— Желаю творческих успехов! Буду рада, если поделитесь сочиненными загадками про грибы в комментариях к этой статье:).

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Каждый малыш прекрасно знает,что грибочек состоит из шляпки зонтиком и ножки,но вот в том, какие грибы съедобные,какие несъедобные и чем они друг от друга отличаются,ребенок пока разбирается слабо. Познавательные загадки про разные грибы для детей помогут ребенку лучше узнать царство грибов. В России грибы, называемые еще губами из-за своих выпуклых губчатых шляпок, известны еще с незапамятных времен.

Лесные грибы очень полезны и нередко благодаря своей питательности называются лесным мясом. Но их польза состоит не только в утолении голода, но и в богатстве жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями. И в праздничный, и в будний день, в любое время года грибы, которые могли и солить, и варить, и жарить, были неизменным блюдом на столе. Давайте сейчас познакомимся с некоторыми загадками про грибы для детей :

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
Ответ: Гриб

Пока дети - каждый в берете,
Повзрослели - шляпы надели.
Ответ: Грибы

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
Ответ: Белый гриб

Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.
Очень чистый, вкусный гриб -
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются...
Лисички

Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой.
Ответ: Опята

Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый...
Ответ: мухомор

Грибы окружают нас не только в реальном мире, но и в сказках. На одном из них удобно расположилась гусеница, дающая Алисе в Стране чудес ценные наставления. Этот гриб служил не просто опорой, но и своеобразным индикатором роста и взросления.
Его кусочки позволяли девочке то вырастать до гигантских размеров, то уменьшаться до крохотного состояния. И самое интересное, что весь путь Алисы, которая благодаря белому кролику открыла для себя новый, чудесный мир, полон загадок.

Каждый шаг вперёд маленькой девочки или мальчугана – ответ на заданную загадку или победа в игре. И гриб – это прекрасный символ для мечтательного ребенка. Не зря на детских утренниках роль лисичек или подберезовиков доверяется самым талантливым актерам, а самые нежные детские воспоминания, хранимые взрослыми, всегда связаны с походом за грибами. Лес для маленького человечка подобен большому городу, в котором вместо людей живут деревья.Тематические загадки про съедобные и несъедобные грибы для детей способствуют развитию логического мышления,знакомят малыша с миром природы,который повсеместно окружает нас.

Не стоит забывать о том, что даже маленький ребенок – это личность. Нужно внимательно присматриваться к своему ребенку, ведь малыш может быть не по годам сообразительный, и простые загадки будут для него скучны и неинтересны. Если ребенок, наоборот, еще не достаточно взрослый для сложных загадок , то следует начать с более простых и легких, чтобы не отбить у него охоту играть в эту игру. Не стоит расстраиваться, если малыш не может разгадать трудные загадки. Пусть он сначала натренируется на более простых загадках про грибы, а потом придет время, когда он осилит и более сложные вопросы.

Также главная ошибка многих родителей – желание подсказать своему чаду ответ на поставленный вопрос. Не стоит этого делать, лучше научить малыша понимать содержание загадок, самостоятельно находить решение и объяснять правильность полученного ответа.

Загадка своей иносказательностью развивает догадливость и умение отделять малозначимые детали от главных. Сходные и различные черты вещей, лежащие в основе каждой загадки , помогают малышу находить связи между явлениями и предметами окружающего его мира.

Познавательные загадки про грибы для детей младшего возраста.
Следующая статья: