Исполнение желаний

Московский государственный университет печати. Гендерные аспекты воспитания Гендерные аспекты полового воспитания

Половое воспитание -- процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола. Поэтому в сферу полового воспитания входят не только лишь такие специфические отношения между представителями мужского и женского пола, как супружеские, но и любые другие: в общественной жизни, труде, отдыхе и т.д.

Путем полового воспитания в школе закладываются основы будущих гармонических супружеских отношений -- важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в социальном плане, хорошего настроения. Школьники должны иметь представление об основных возрастных особенностях своего организма, адекватно реагировать на определенные анатомо-физиологические изменения, наступающие в период полового созревания.

Подросткам должны быть свойственны понимание и сознательное отношение к специфическим особенностям сверстников противоположного пола, способность учитывать и уважать эти особенности, организовывать свою совместную деятельность на основе взаимопонимания и взаимного уважения, оценивать свое душевное и физическое состояние, природу и характер происходящих в нем изменений, правильно к ним относиться. Необходимо, чтобы подростки научились понимать сущность духовной и физической красоты человека и умели соотносить эти два элемента с требованиями к собственному поведению и поведению других людей. Помимо этого следует осознанно относиться к интересу, направленному на лицо другого пола. Школьники должны обладать стремлением к сознательной оценке личностных качеств объекта своего интереса, желанием разобраться в своих чувствах, не поддаваясь первому побуждению. Необходимо, чтобы любовь воспринималась в большей степени как этико-эстетическое явление, развивающееся на основе духовного общения.

Информация о половых взаимоотношениях может иметь словесную и (или) наглядно-образную форму: личный пример, определенная ситуация, в которой ребенок является действующим лицом или наблюдателем. Эффективной в воспитательном отношении окажется та информация, которая не остается на уровне запоминания, а затрагивает эмоциональную, этическую сферы личности.

К средствам воспитательного воздействия при половом воспитании относятся:

Своевременная реакция взрослых на особенности поведения подростков, их взаимоотношений со сверстниками противоположного пола, эмоциональная оценка этих особенностей; адекватная реакция на те или иные проявления сексуального развития подростка, основанная на твердом знании того, что в его развитии является нормальным, а что - отклонением от нормы.

Примеры правильного отношения взрослых к представителям другого пола. Это может рассматриваться как специальный метод полового воспитания - воспитание на положительных примерах. Примеры могут быть взяты также из произведений художественной литературы, кино и т.д.;

Сообщение ученикам определенным образом ориентированной информации как в ответ на их вопросы, так и по собственной инициативе, индивидуально или в виде специально организованных бесед, занятий и т.д., а также информации, включенной в содержание различных учебных предметов. Эта информация может быть донесена как раздельно по половой принадлежности, так и совместно для мальчиков и девочек, юношей и девушек. Важное значение имеют контроль за читаемой литературой, ее обсуждение, соответствующие рекомендации.

Известно, что для закрепления определенных воспитательных воздействий необходима соответствующая деятельность воспитуемого. Специфика полового воспитания заключается в том, что человек в любом виде деятельности не может выступать как существо вне пола. С одной стороны, это означает, что для полового воспитания могут быть использованы любые виды деятельности, с другой -- что трудно найти какую-либо особого рода деятельность, которую следовало бы специально организовать или стимулировать в интересах полового воспитания. Поэтому любой вид деятельности учащихся -- работа, общение, познание -- может служить интересам полового воспитания. Основными принципами полового воспитания являются:

Принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

Принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

Принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

Принцип индивидуального подхода, проявляющийся в "адресном характере информации", которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

Принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им);

Принцип востребованности и добровольности получения информации о проблемах пола. Соблюдение этого принципа исключает проведение уроков, единых для всего учебного коллектива, занятия могут проводиться факультативно с согласия родителей и с учетом интересов учащихся подготовленными учителями биологии и классными руководителями .

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности, что представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи. Содержание полового воспитания включает следующие вопросы:

1) физиологические, психологические, педагогические особенности подростка, связанные с половой принадлежностью; значение этих особенностей для взаимоотношений с другими людьми во всех сферах человеческой деятельности;

2) семья и взаимоотношения в ней;

3) рождение и воспитание детей, преемственность поколений.

При дифференцировании полового воспитания младших и старших подростков следует учитывать:

1) уровень общего развития воспитуемых, способность их к восприятию, осознанию, анализу информации разной степени сложности;

2) объективную и субъективную заинтересованность в получении определенной информации, как словесно выраженной, так и в наглядно-образной форме;

3) характер деятельности воспитуемых, а также особенности их поведения и взаимоотношений с представителями своего и противоположного пола;

4) уровень "биологической" зрелости, характер физиологических изменений в организме;

5) общие закономерности формирования классного коллектива, а также конкретные особенности класса;

6) особенности взаимоотношений в семье и ее влияние на воспитуемых.

В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье и школе, проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, медработников и педагогов.

Тут рассмотрены основные этапы истории развития половой социализации и полового воспитания. Представлена системная модель психосексуальной дифференциации, определяются и описываются цели, задачи, принципы, содержание, пути и методы полового воспитания. Отдельная глава посвящена медико-психологическим аспектам подготовки к семейной жизни.

Для педиатров, врачей дошкольных учреждений, школьных врачей, детских психиатров и невропатологов, медицинских психологов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Половая социализация (исторический и культурный аспекты)
  2. Содержание, принципы и пути полового воспитания
  3. Половая дифференциация
  4. Половое воспитание дошкольников
  5. Половое воспитание младших школьников
  6. Половое воспитание подростков
  7. Подготовка к семейной жизни
  8. Особые ситуации в процессе полового воспитания

Предисловие

Со времени 1-го издания, разошедшегося большим тиражом и все же не удовлетворившего читательского спроса, прошло 9 лет. За эти годы литература по общей и клинической сексологии пополнилась многими работами [Кон И. С., 19816, 1984а; Частная сексопатология, 1983; Голод С. И., 1984; Свядощ А. М., 1984; Здравомыслов В. И. и др., 1985, и др.), вышли в русском переводе монографии С. Кратохвила (1985) и К. Имелинского (1986), выпущено первое русское руководство для врачей по детской сексологии [Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1986а]. Половое воспитание стало обязательной частью подготовки старшеклассников, а школа получила соответствующие пособия [Кон И. С., 1982, 1987; Хрипкова А. Г., Колесов Д. В., 1981, 1982; Этика и психология…, 1984; Афанасьева Т. М., 1985; Разумихина Г. П., 1986, и др.]. Значительно расширилась санитарно-просветительная и консультативная работа, развивается и совершенствуется служба семьи.

Все это не могло не повлиять на отношение к половому воспитанию. Но достигнутые положительные сдвиги в массовом, врачебном и педагогическом сознании отнюдь не означают, что все проблемы полового воспитания решены. Еще не изжиты многие предрассудки, ханжество, перестраховка, и в результате важная сфера воспитания и жизни молодежи заведомо отдается в чужие руки. Необходимость в углубленном осмыслении этих проблем и создании системы полового воспитания в стране пока опережает и в течение известного времени будет опережать реальные возможности воспитателей. Требуется фундаментальное теоретическое и организационно-методическое научное обоснование такой системы.

Упомянутые обстоятельства и материалы обсуждения 1-го издания [Буянов М. И., 1980; Немировский Д. Э., 1980; Свядощ А. М., 1980; Зюбин Л. М., 1980; Мушкина Е., 1981; Kozakiewicz М., 1981, и др.] обусловили полную его переработку при подготовке настоящей книги, выпускаемой по инициативе издательства «Медицина». ААы учли собственный опыт санитарно-просветитель-ной и преподавательской работы, давший нам возможность оценить непосредственную реакцию и запросы массовой и профессиональной (врачи, педагоги и воспитатели, работники культуры) аудиторий. По множеству откликов на 1-е издание, полученных от подростков и их родителей, можно было судить о том, что представители «трудного возраста» составили существенную часть читательской аудитории. Это было для нас серьезным испытанием, ибо оценка подростками книги как предназначенной «для детей против взрослых» или «для взрослых против детей», равно как и избирательный интерес к «пикантным подробностям», перевешивали бы в наших глазах мнения взрослых и свидетельствовали бы о серьезных недостатках книги. Однако, судя по содержанию откликов подростков и родителей, это не подтверждается. Можно по-разному относиться к факту знакомства подростков со специальной литературой, но закрывать глаза на этот факт было бы непростительной ошибкой, и мнения юных читателей также учтены при подготовке переиздания.

Эта книга, адресованная прежде всего врачам, ни в коей мере не является исчерпывающим руководством по половому воспитанию и не претендует на это. Цель ее ввести врача в круг современных проблем полового воспитания и помочь определить свои место и роль в этой работе. Подробные медико-биологические и медико-психологические сведения читатель может найти в нашей предыдущей работе [Исаев Д. И., Каган В. Е., 1986а]. Здесь же мы сочли уместным сосредоточить внимание на вопросах, непосредственно связанных с половым воспитанием здорового ребенка.

Формирование и развитие междисциплинарной сексологии [Кон И. С., 19816, 1984а] не только не уменьшают, но, напротив, подчеркивают значение и ответственность врача в деле полового воспитания. Это не обязывает его быть непосредственным или основным исполнителем задач полового воспитания, проблемы которого возникают на стыке многих областей знания: педагогики, медицины, в частности психиатрии, биологии, психологии (общей, социальной, педагогической, медицинской), сексологии, социологии, этнографии, этики и т. д. Роль врача должна быть определена прежде всего как роль консультанта, а при необходимости и воспитателя воспитателей, передающего родителям и широкому кругу работающих с детьми и подростками людей научно обоснованные сведения о психогигиенических и психопрофилактических аспектах физиологии и психологии пола в развитии подрастающего поколения, а также формирующего адекватное отношение к этим сведениям, целям, задачам, принципам и методам полового воспитания.

Так или иначе врач выполнял эту роль всегда. Тем не менее она продолжает занимать весьма скромное место на периферии врачебного сознания и деятельности. Так, по данным Р. Д. Якобашвили (1984), лишь 1,5 % опрошенных им сексопатологов проводят санитарно-просветительную работу в широком масштабе, только 4,6 % специально обучались методикам этой работы и 8,3 % могут провести семинар с медицинскими работниками общей сети по вопросам полового просвещения; 82 % считают, что к этой работе надо привлекать психиатров, 79 % - гинекологов, 67,2 % - венерологов, 53,7 % - урологов и педиатров, 52,2 % - учителей, 34 % - работников санитарного просвещения и 18 % - гигиенистов. Едва ли такое положение хоть сколько-нибудь отвечает истинным потребностям подрастающего поколения. Между тем участие врача в половом воспитании выходит далеко за пределы только медицинской профилактики; оно имеет государственный характер, ибо результаты полового воспитания сказываются на формировании и стабильности семьи, на демографической ситуации, на отношении к детям и их воспитании, на социально-психологических отношениях мужчины и женщины.

Существующие программы обучения врачей и педагогов пока не обеспечивают сколько-нибудь удовлетворительной подготовки в этой важной и требующей тесного сотрудничества педагогики и медицины области. Мы сможем считать свою цель достигнутой в той мере, в какой эта книга поможет врачу в его деятельности по половому воспитанию и в какой она окажется полезной для системы полового воспитания в целом.

Одна из важнейших сторон деятельности врача, в частности и особенно - детского, хотя и не всегда легко различимая в драматической борьбе за жизнь и здоровье, заключается в том, что он - всегда воспитатель. В исполнении этой воспитательной функции, которая влияет и на успешность лечебно-профилактической работы, решающее значение имеют позиции врача во взглядах на воспитание вообще, составной частью которого является половое воспитание. Так или иначе это было очевидно даже для тех, кто специально не задавался целями полового воспитания: «То, чего хотят, воспитывая и способствуя воспитанию, определяется кругом воззрений, приносимых в дело… Воспитание должно обеспечить свободное и радостное развитие всех проявлений произрастания человека от материнской груди и до супружеского ложа».

В широком смысле термин «половое воспитание» означает влияние среды на психосексуальное развитие и формирование индивида. Но среда, окружающая человека,- явление чрезвычайно многогранное и динамичное; далеко не всегда ее влияния предсказуемы, планируемы или желательны, и тот же И. Гербарт в начале XIX в. замечал: «…воспитатели не перестают жаловаться на то, что обстоятельства портят им все дело». В более узком (мы бы сказали - не социальном вообще, а педагогическом) смысле половое воспитание - это процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего определенный конечный результат направленного воздействия на психическое и физическое развитие мальчика (мужчины) и девочки (женщины) с целью оптимизации их личностного развития и деятельности во всех, связанных с отношениями полов, сферах жизни. В этом смысле половое воспитание, как и вообще воспитание, предполагает наличие осознаваемых целей, соответствующих им программ и методов, конкретных ответственных исполнителей.

Вместе с тем не в меньшей, а часто и в большей, степени воспитателями являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ [Ушинский К. Д., 1950]. Прямо или косвенно на формирование личности влияют не только определенные лица, семейный и школьный уклад, но и улица, общественные учреждения, вся окружающая обстановка, весь общественный строй. Иными словами, воспитывает все, но не все - воспитатели; основополагающая же задача воспитателя - оптимальное согласование своих позитивных воспитательных усилий с реальной, т. е. диалектически противоречивой, жизнью. Это предполагает различение, наряду с половым воспитанием в тесном смысле слова, других взаимосвязанных и взаимодействующих с ним аспектов.

Исходя из определения социализации Г. М. Андреевой (1980), половая социализация - это процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение связанного с полом социального опыта по мере вхождения в социальную среду, систему социальных связей лиц мужского и женского пола, а с другой - активное воспроизводство индивидом системы взаимоотношений полов в процессе активной деятельности, включения в эти взаимоотношения. Этот процесс, замечает Г. М. Андреева, имеет двусторонний характер: индивид пассивен в том смысле, что он воспринимает и запечатлевает предлагаемое обществом и культурой, и активен в том смысле, что активно применяет воспринимаемое и преобразует его в собственные ценностные установки и ориентации. В отличие от узко понимаемого полового воспитания цели и программы половой социализации никем специально не формулируются, а сама она не предполагает конкретных ответственных исполнителей. Призвание и искусство воспитателя в том, может быть в первую очередь, и состоит, чтобы принимать на себя и переживать свою личную ответственность за формирование ребенка, понимая при этом, что объективно это формирование единолично от него не зависит, и строить свою воспитательную деятельность как определяющую часть реального процесса социализации. Воспитание - это выработка той или иной активной позиции, которая должна стать ориентиром в социализации как усвоении и присвоении существующих культурных и нравственных стандартов. Воспитание и социализация - векторы единого процесса формирования личности. Социализация - процесс, ориентированный на освоение существующего в настоящем социального опыта. Воспитание разворачивается в настоящем, вырастая из прошлого и ориентируясь на будущее. В этом как раз и состоит диалектически противоречивое единство социализации и воспитания, осмысление которого недопустимо упрощать ни до их отождествления, ни до противопоставления.

Между тем в последние 10-15 лет складывается устойчивая тенденция, индуцированная отдельными направлениями в изучении неврозов у детей, в рамках которой различные реальные и мнимые, но по тем или иным причинам нежелательные или «неудобные», черты формирующейся личности рассматриваются как следствие «нарушенного», «неправильного», «патогенного» семейного воспитания, когда под сомнением оказывается позитивная направленность усилий родителей. Популяризация такого подхода приводит ко все более часто наблюдаемым нами «комплексам» родительской неуверенности или неполноценности. Между тем в случаях недостаточного синергизма, а тем более - в случаях антагонизма воспитания и социализации в семье или в более сложных системах (семья - улица, семья - школа и т. д.), для упреков в адрес семьи, видимо, не больше оснований, чем для упреков в адрес общества за существующие в данной семье систему отношений и эмоциональный климат. Тем не менее предостережения о неправомерности и недопустимости абсолютизации возможностей и роли семьи [Соколов Э. В., Дукович Б. Н., 1974; Сталин В. В., 1981, и др.], т. е. отождествления семейной социализации и семейного воспитания, буквально тонут в потоке работ и публикаций, способствующих такому отождествлению или прямо утверждающих его. Применительно к психосексуальной дифференциации это отождествление приводит к упрощенной и принципиально неверной точке зрения, согласно которой воспитатели, прежде всего - родители, могут едва ли не по произвольному своему усмотрению регулировать формирование ребенка по маскулинному или фемининному типу, а системный процесс психосексуальной дифференциации, как аспекта формирования личности, редуцируется до воспитания в узком смысле слова.

Половое просвещение, как распространение знаний о физиологии и психологии пола, психосексуальных процессах и отношениях, может быть структурно связано и с социализацией, и с воспитанием. Так, получение знаний из случайных наблюдений, общения со сверстниками, знакомства с художественной или специальной литературой и т. д. следует рассматривать как половое просвещение в структуре социализации. Любой способ информирования, имеющий специальной целью ознакомление подрастающего поколения в целом или конкретного ребенка со связанными с полом сторонами жизни, является половым просвещением в структуре воспитания.

С общей точки зрения, воспитание и обучение в узком их значении - относительно недавно возникшие прогрессивные формы социализации [Иванов О. И., 1974]. С интересующей же нас сугубо практической, центрированной.

Рис. I. Соотношение половой социализации (1), полового воспитания (2) и полового просвещения (3) в структуре современного полового воспитания.

на ребенке, точки зрения соотношение этих процессов может быть представлено так, как это показано на рис. 1, где увеличение зон совпадения половой социализации, полового воспитания и полового просвещения (имеющее в современных культурах свои пределы) связано с гармонизацией психосексуального развития и формирования личности. Таковы слагаемые процесса, в широком смысле именуемого половым воспитанием.

Не менее многогранно и понятие пола. В русском языке, особенно - бытовом, словами «пол», «половое» описываются и родовая принадлежность, и сексуальность, и эротика, а различение смысловых оттенков этого слова возможно лишь в контексте высказывания: проблема пола, половое влечение, половые различия, половые органы, половые фантазии, половая жизнь и проч. Вместе с тем, в современном научном и, отчасти, в бытовом языках складывается все более отчетливая тенденция к отграничению разных смыслов в разных терминах. Даже в бытовом языке упоминание о «половых преступлениях» становится анахронизмом, заменяемым словами «сексуальные правонарушения».

Половой инстинкт - самый могущественный. Там, где он иссякает, по выражению Л.С. Выготского, жизнь гаснет. Это могущественный источник психических импульсов, страданий, наслаждений, желаний, болей и радостей.

Проблема полового воспитания решалась всегда по-разному, в зависимости от уровня развития общественного сознания. Устранение полового воспитания из общей системы есть худший из выходов.

Уже в грудном возрасте мы встречаемся с детской сексуальностью и различными нормальными и патологическими ее проявлениями. Но сексуальные переживания детей не равны сексуальным переживаниям взрослых.

В детстве мы имеем дело с широко разлитым эротизмом, не связанным с работой специальных органов, не локализированным в строго ограниченных местах, но возбуждаемым отправлением самых различных органов и связанным, главным образом, со слизистыми оболочками тела.

Далее характер этого эротизма принимает формы аутоэротизма, направленного на самого себя и психологически нормального нарциссизма, когда эротические возбуждения исходят из собственного тела и находят свое разрешение в нем.

В следующей фазе детский эротизм принимает новые формы: он бывает направлен на ближайших лиц, с которыми ребенок связан, и входит сложным компонентом в эти отношения. В пору полового созревания сложнее: пробудившиеся влечения не могут найти себе выхода и удовлетворения и вызывают бурное смутное состояние психики. Здесь половое чувство принимает характер конфликта, благополучный исход которого возможен только тогда, когда произойдет нужная сублимация, по нужным каналам.

Половой инстинкт требует таких приспособлений к социальной структуре жизни, которые бы не шли вразрез с установленными формами. Половой инстинкт направлен на особь противоположного пола. Отличие, которое вносит культура - избирательный, личный его характер у человека. (Ромео и Джульетта не могут пережить смерти друг друга, хотя в городе есть много красивых юношей и девушек).

Юношеская любовь, по большому счету, есть единственное средство очеловечивания полового инстинкта. Она ограничивает инстинкт в одном направлении и создает исключительные отношения с кем-нибудь одним.

Задача воспитания - победить слепоту инстинкта, ввести его в общую сферу сознания и связать со всем прочим поведением человека. Собственно половое воспитание заключается в том, чтобы данный инстинкт мог питать творчество и чтобы человек умел устанавливать отношения любви, дружбы, привязанности, мог создать свою семью и воспитывать своих детей.

Под психосексуальным развитием ребенка, в данном случае, мы понимаем развитие его эмоций, влечений и способности получать удовольствие от функционирования собственного тела.

Хотя в настоящее время все большее распространение получает точка зрения, что психосексуальное развитие ребенка начинается еще до рождения, в утробе матери (см. подробно С. Фанти. Микропсихоанализ. М.,1993; М. Марконе. Девятимесячный сон. М.,19(3)), мы рассматриваем основные стадии психосексуального развития, начиная с рождения.

1. Оральная стадия . Основной зоной тела, которая в этот момент является ответственной за получение удовольствия, является зона рта. На оральной стадии все потребности ребенка удовлетворяются матерью.

Уже в грудном возрасте дети, исследуя собственное тело, часто играют со своим гениталиями. Это совершенно естественное явление для грудного ребенка, и, более того, оно вносит положительный вклад в его эмоциональное развитие. Именно игра с собственным телом дает ребенку опыт, что он может доставить себе удовольствие и сам, без помощи взрослого, что закладывает основу для чувства личной автономии в будущем.

Анна Фрейд показала, что определенное количество аутоэротической стимуляции совершенно необходимо ребенку для его нормального развития. Поэтому никакие запреты родителей в этом отношении неуместны. Стремление родителей пресечь игру со своими гениталиями у грудного младенца может послужить впоследствии источником формирования пассивности, чрезмерной зависимости, интеллектуальных и сексуальных нарушений.

На этой стадии ребенок еще не отделяет себя психологически от матери, а свое тело - от ее тела. Дефицит тактильного (телесного) контакта с матерью на этой стадии приводит к серьезным нарушениям сексуального поведения не только у человека, но и у приматов, как показано в многочисленных экспериментах.

Особую опасность для будущего сексуального развития человека представляет ситуация, когда на оральной стадии младенец находится большую часть времени не просто в изоляции и в отрыве от матери, а в обстановке, где приближение взрослого означает не столько обещание удовольствий, сколько гарантию болезненных процедур, как, например, в больнице.

У такого человека может надолго сохраниться неосознаваемый страх перед телесным контактом с другими людьми и могут возникнуть серьезные сексуальные нарушения. Поэтому пребывание ребенка грудного возраста в стационаре во всех случаях должно быть организовано как совместное с матерью.

На оральной стадии, если ребенок был резко и грубо отнят от груди, то у него может сформироваться фиксация постоянного возвращения к «оральным удовольствиям» в форме желания постоянно что-нибудь жевать, «заедать» чувство одиночества и т.д. И наоборот, если удовольствия, испытанные ребенком на предшествующей стадии развития, оказались намного более сильными, чем обещает последующая стадия, то у человека может возникнуть бессознательное стремление постоянно возвращаться к уже проверенным способам удовлетворения витальных потребностей.

В этом случае принято говорить о регрессии, как о возврате к более раннему, инфантильному способу удовлетворения влечений.

Как отмечает А.Фрейд, развитие ребенка протекает неравномерно и определенное количество регрессий необходимо для нормального развития, т.к. «дает передышку», «легкий» способ получения положительных эмоций и снижает чувство тревоги.

Основным результатом оральной стадии психосексуального развития является открытие ребенком Другого, способность получать удовлетворение от эмоционального контакта с матерью и готовность испытывать радость от телесного контакта. Чувство базисного доверия (или недоверия) к другому человеку, означающего для ребенка на данной стадии весь мир в целом, определит на долгие годы, как будут складываться его эмоциональные контакты с другими людьми.

2. Анальная стадия . На ней «внимание» ребенка смещается с зоны рта на область сфинктера, которым в это время ребенка обучают управлять в ходе обучения навыкам опрятности. Именно от эффективности овладения этими навыками на этой стадии зависит эмоциональное благополучие ребенка.

В этот момент ребенок сталкивается с первой в своей жизни социальной нормой и от того, насколько успешным окажется данный период, во многом будет определяться его отношение к социальным нормам вообще.

Напомним, что нет никакой биологической потребности, которая заставила бы ребенка стремиться произвольно регулировать акты мочеиспускания и дефекации. Овладение этим навыком определяется исключительно психологическими потребностями в сохранении любви матери, стремлении к поощрению и избеганию наказаний.

Эмоциональное отношение к матери на этой стадии характеризуется амбивалентностью: одновременным сосуществованием любви и ненависти, агрессивности и потребности в близости. В это время ребенок часто становится упрямым, с изрядной долей негативизма, на все говорит «нет», совершает агрессивные действия в адрес матери (пытается ее укусить, толкнуть, ударить). Это связано с тем, что ребенок как бы проверяет чувства мамы «на прочность» - любит ли она его по-прежнему или нет.

Потребность сохранить любовь матери является стимулом к обучению новому навыку. Очевидно, что ребенку важно быть постоянно убежденным в наличии этой любви. И, наоборот, если почему-либо ребенок решит, что мама его уже его не любит, тогда стимулом к освоению навыка опрятности окажется только страх.

Такая бессознательная установка определяет поведение тех детей, которых ничему нельзя научить кроме как через угрозу. Это происходит в тех случаях, когда мать слишком «серьезно» реагирует на агрессию ребенка в свой адрес (например, обижается и долго не разговаривает с ним). Наилучшим способом будет перевод деструктивных тенденций ребенка в игровую деятельность (игры типа «построить и разрушить») и объяснение ему, что наносить вред людям и другим живым существам нельзя.

Адекватными играми на этой стадии являются игры с водой, песком, наливанием - выливанием и рисование. Чрезмерный страх ребенка на этой стадии «быть грязным», что-нибудь испачкать, может выступить бессознательным барьером впоследствии - при обучении письму, например.

Иногда, родители, сами испытавшие травмирующий опыт на анальной стадии, прививают ребенку чрезмерное чувство беспокойства по поводу навыков опрятности, воспитывают его в обстановке излишнего педантизма. Таким детям в будущем угрожает опасность невроза навязчивых состояний.

Основным психологическим механизмом управления ребенком на этой стадии является возбуждение у него чувства стыда, как ощущения собственной неадекватности внешним нормам и требованиям. Люди, не очень благополучно прошедшие этот этап, на долгие годы сохраняют ощущение «неприличности» всего, что связано с их телом, что затрудняет для них в дальнейшем нормальную сексуальную жизнь.

Другим негативным последствием может быть тенденция к отреагированию агрессивных импульсов взрослым человеком в адрес наиболее эмоционально значимого лица: как только отношения с партнером становятся достаточно серьезными, глубокими и близкими, он импульсивно, как бы против своей воли, делает что-то оскорбляющее, обижающее или унижающее партнера, в результате чего отношения рвутся. Так, подобные люди теряют самых дорогих и значимых людей. Они тяжело переживают это, но самостоятельно изменить свое поведение не могут. Причем, такое «отвергающее» поведение у них никогда не встречается по отношению к эмоционально нейтральным или неприятным лицам.

Очевидно, такие люди были в детстве чрезмерно жестко наказаны за попытку агрессивной реакции в адрес матери. Впоследствии, они пытаются бессознательно доиграть эту ситуацию до благополучного конца и убедиться, что их любят несмотря ни на что. Такое подтверждение любви достигается чрезмерной агрессией в адрес партнера, привязанность к которому сравнима по силе с эмоциональной привязанностью к матери в раннем детском возрасте.

Итог анальной стадии развития - это овладение ребенком своими агрессивными импульсами и решение проблемы собственных амбивалентных переживаний.

В ходе столкновения с первыми нормами и запретами у ребенка может обостриться интерес к собственным гениталиям как регрессивная реакция, гарантирующая положительные переживания. Путь устрашений опасен и бесперспективен. Явная «отвлекающая» активность родителей тоже не годится, т.к. создает у ребенка чувство вины, «порочности» всего, что связано с телом, и представление о самоудовлетворении как о чем-то плохом. Самое лучшее в этом случае, деликатно не замечать, но дать понять ребенку, что трогать свои гениталии в присутствии других детей или взрослых неприлично или некрасиво. Критерий «некрасиво» для ребенка абсолютно понятен, доступен и к тому же безопасен в плане нормального развития сексуальности.

В 3-4 года, когда ребенок уже стесняется появляться обнаженным при посторонних, он должен хорошо освоить эту норму. Тем самым родители как бы дают ребенку неявное разрешение получать самоудовлетворение в одиночестве. При таких условиях ранний детский онанизм проходит сам собой по мере расширения возможностей ребенка получать разнообразные удовольствия от жизни, не прибегая к помощи взрослых. Исчезновение онанизма на этой стадии происходит потому, что в нем отпадает психологическая потребность, а физиологическая еще не возникла.

Неблагополучно пройденная анальная стадия может оставить след в развитии личности в форме бессознательных садомазохистских установок, тенденций навязчиво проигрывать в жизни роль постоянной жертвы или преследователя. Садист, стремясь пережить силу и могущество и оказавшись бессильным перед преодолением родительского запрета на секс, замещает его запретом на жестокость, который он преодолеть может. Он как бы проверяет то, что не успел проверить в детстве - до какого предела можно дойти, не оказавшись брошенным. Мазохисту же нужно наказывать себя болью, чтобы снизить свое детское, бессознательное чувство вины за свою агрессивность к матери. Боль носит не обязательно физический, но и психологический характер. Некоторые люди измеряют глубину своих чувств к партнеру мерой страданий, которые они ради него вынесли.

Таким образом, если садист проверяет на «прочность» своего партнера, то мазохист - самого себя, что он готов вынести ради любви. Обоим нужны сверхсильные доказательства. Истинная же, зрелая эротика двух любящих людей, как правило, не замутнена подобными чувствами, разве что в игровой форме.

3. Эдипова стадия . На этой стадии у детей возникает интерес к различиям полов, своему происхождению, сексуальным отношениям родителей, других взрослых. С этим, в частности, связаны попытки подглядывания за обнаженными взрослыми. Одновременно обостряется интерес к атрибутике своего тела. Ребенок в этот период начинает сознавать, что люди разного пола выполняют различные функции в семье и за ее пределами и пользуются разной одеждой и разными предметами. В освоении собственной психосексуальной роли ребенку помогают ролевые игры (в «войну», «дочки-матери» и др.).

На этой стадии чувства к родителям обоего пола носят амбивалентный характер: родитель своего пола воспринимается и как пример для подражания, и как конкурент за внимание родителя противоположного пола. Столь же противоречивые чувства направлены и на родителя противоположного пола. Стремясь разрешить эти противоречия, ребенок при нормальных условиях развития, подражая поведению людей одного с ним пола, осваивает культурно одобряемые образцы полоролевого поведения.

Этот процесс происходит и в том случае, если у ребенка отсутствует кто-либо из родителей. В этом возрасте ребенок в любом случае обнаружит, что внимание матери не принадлежит ему целиком. В неполной семье ребенок усваивает нормы полоролевого поведения, наблюдая жизнь за пределами семьи.

Если родители не дискредитируют в глазах ребенка его пол, то ребенок с радостью включается в игры, дающие ему новое чувство взрослости, в которых он имитирует действия взрослых своего пола. Ошибку допускают родители, считающие такие игры «несерьезными» и пытающиеся заменить их чем-то более, на их взгляд, полезным, например, чтением. Не испытав на эдиповой фазе чувство гордости от принадлежности к своему полу, ребенок может вырасти робким и неуверенным в себе.

В этот период ребенок стремится активно вмешиваться в отношения родителей, пытается их разлучить, когда они увлечены друг другом. Если родители решительно закроют двери спальни, то ребенок к 6 годам справится с собой и романтические чувства уйдут на «глубину» до периода полового созревания.

Когда ребенка «исключают» из интимных отношений между родителями и он терпит здесь «поражение», то это, как ни странно, дает ему чувство безопасности, а в дальнейшем - умение отдалиться от родителей. Если же родители уступают, то у ребенка может возникнуть страх, что брак не прочен и в дальнейшем могут развиваться тревожность, боязнь успеха, плохое отношение к сексу и личное неблагополучие.

Другая отличительная черта этого периода - возникновение эротически окрашенных игр между детьми разного пола. Подглядывания, хихиканья, игры «с раздеванием» (в «семью», «доктора» и т.п.) свидетельствуют о том, что дети этого возраста уже достаточно хорошо осведомлены о том, какие части тела считаются интимными и что их следует скрывать от людей противоположного пола и от глаз посторонних. Эта норма социальной жизни вызывает на первых порах у детей чувство протеста. Отреагировать его они и стремятся в игре.

Эротические игры на данном этапе совершенно нормальное явление. Но это не значит, что воспитатель должен делать вид, что ничего не происходит. Нельзя стыдить, наказывать, выставлять на посмешище за такие игры, но если вы стали свидетелем такой игры, то надо недвусмысленно ее прекратить. Необходимо сформировать у детей представление о неуместности таких игр при посторонних.

Если вы стали свидетелем детской мастурбации, не носящей невротически-навязчивого характера, здесь лучше деликатно не замечать происходящего. В этом случае ребенок реализует свое право на получение удовольствия, не обращаясь к посторонним лицам.

Эротическая игра - это межличностная ситуация, и в ней действуют социальные нормы, знанию которых ребенка должен обучить взрослый. Для маленького ребенка это ощущение взрослости дается именно умением и способностью соблюдать ограничения, разделяемые миром взрослых.

На эдиповой стадии часто разрушаются навыки, сформированные на предыдущей стадии. Например, возникает проблема энуреза.

Энурез - это невротический симптом, который может вторично вызывать у ребенка чувство постоянной неловкости и стыда за свое тело. Дети, страдающие этим симптомом, снова оказываются сильно привязанными к матери, опасаясь насмешек сверстников.

Символический смысл энуреза состоит в бессознательном призыве к матери, поиске гарантий ее прихода ночью. Такие дети часто имеют слишком глубокий, «мертвый» сон, не просыпаясь даже после мочеиспускания.

Общие рекомендации состоят в том, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно получить некоторые удовольствия от пробуждения ночью, без обращения к матери. Прежде всего - это самостоятельное управление светом: у такого ребенка в пределах его досягаемости должно быть местное освещение. Рядом с постелью должны быть некоторые любимые игрушки, книжки, фрукты или сок. Важно переключить ребенка с бессознательного призыва к матери на сознательное получение собственных удовольствий, замещающих этот призыв. Тогда момент пробуждения ночью будет положительно подкреплен, и своевременное опорожнение мочевого пузыря перестанет быть проблемой. В силу указанных причин бесполезно пытаться вечером жестко контролировать потребление ребенком жидкости.

Таким образом, итогом эдиповой стадии является не только присвоение ребенком психосексуальной идентичности посредством ролевой игры, но и формирование инфантильной «концепции» о различиях и взаимоотношениях полов, что создает предпосылки для перехода на следующую стадию развития.

4. Латентная стадия . Ее начало обычно совпадает с началом школьного обучения в большинстве стран мира. Это становится возможным потому, что у ребенка появляются предметные интересы за пределами родительского «треугольника». Появляется желание побольше узнать о мире вне семьи. Поэтому интенсивность интереса ребенка к сексуальным проблемам в этот период снижается, поэтому стадия и называется «латентной». Это период расширения социальной компетентности ребенка, его знания о мире природы и человеческой культуры.

5. Пубертатная стадия совпадает с наступлением половой зрелости. Вновь оживающие влечения снова стимулируют интерес к проблеме пола, но уже на новом уровне.

Основная задача этой стадии - рождение у подростка эмоциональной эмансипации от родителей через обретение объекта «первой любви». Конечно, эта задача в данный период не может быть решена полностью. Важно, чтобы подросток ощутил в себе способность полюбить кого-то за пределами семьи.

Если в ранней юности человек легко отказывается от объекта первой любви, предпочитая ценности детско-родительских отношений или отношений со сверстниками своего пола, то вне зависимости от уровня его физиологической зрелости можно говорить о задержке психосексуального развития. Ход и темп психосексуального развития невозможно контролировать извне. Встречаются гиперсексуальные подростки, с рано и сильно выраженным влечением, подростки с умеренно выраженным, достаточно хорошо контролируемым влечением, и асексуальные подростки, проявляющие больше детских форм поведения и интересов. Те подростки, которые «просыпаются» раньше и быстрее формируются в ходе пубертата (полового созревания), оказываются в более «выигрышном» положении, т.к. среди сверстников им проще обрести желаемый статус и признание, потому, что они больше других похожи на взрослых. А «недозревшим» приходится искать дополнительные способы и средства, чтобы утвердиться среди «своих» же. Такая ситуация может приводить к высокой тревожности, агрессивности, нарушениям поведения, снижению или даже искажению самооценки, замкнутости и другим проблемам.

В ходе полового воспитания как части общего воспитательного процесса важно донести до сознания ребенка основной смысл сексуальности, который заключается в соединении с новой в жизни человека силой. Той, которая, с одной стороны, освобождает его от узкого круга детско-родительских зависимостей, а, с другой, позволяет установить новую зависимость - от того человека, с которым предстоит вместе двигаться по пути личностного роста. В этом, в частности, состоит смысл брака как социального института.

Уже считается доказанным факт, что сексуальная удовлетворенность и психическое благополучие взрослого человека во многом зависят от морально-психологической атмосферы раннего детства: доверительных отношений с родителями, матерью, терпимое отношение к наготе, отсутствие жестких запретов, готовность родителей обсуждать различные проблемы детей и т. п.

Половое воспитание - это, прежде всего, дело родителей. Родители учат не словом, а примером. Как правило, все в семье чувствуют, что с сексом надо быть осторожными. Секс - это причина причин, в результате которой новая жизнь появляется, которая толкает детей расти и обретать независимость. Для родителей горькая радость увидеть детей взрослыми, осознать их привлекательность. Дети же сознают, что никогда не будут так близки с родителями, как родители друг с другом. Затем, когда-либо, надо будет расстаться (Р. Скиннер). Поэтому очень тяжело вести разговоры о сексе в своей семье.

Дать толчок детям к зрелости - это необходимость «верной величины» сексуального напряжения между родителями и детьми: не должно быть ни фригидности, ни инцеста. Когда родители меняются ролями (в быту, например) или роли унифицируются, это запутывает ребенка, т.к. он должен видеть, что родители разные и делают разное дело.

Очень важный период - эдипова стадия психосексуального развития. Здесь мальчик должен как бы перейти через символический мост от матери к отцу (примерно, к 2,5 годам), и необходимо встречное желание отца принять его в мужскую компанию. Девочке же отец помогает стать более независимой от матери. Если же девочка по каким-либо причинам (например, «холодная» мать и «теплый» или же вызывающий восхищение отец) переходит через «мост» к отцу, то это может закончиться транссексуализмом. Трудности психосексуальной идентификации у девочек возможны и в тех случаях, когда отца нет или же у него не сложились отношения с матерью. В этой ситуации девочка может в большей мере развивать мужские качества, т.к. когда она их проявляет, то символически «замещает» матери мужское присутствие, и мать «успокаивается» (т.е. становиться менее раздраженной, тревожной и напряженной), что, в свою очередь, закрепляет в девочке «мужское» начало. У мальчиков же транссексуализм возможен, если мать не позаботилась вовремя отделить от себя ребенка (например, когда мать властная или чрезмерно тревожная, а отец полный «ноль» в семье, или чрезмерно строгий, или просто не любящий мальчика) или же, вообще полностью игнорировала пол ребенка (такое бывает в ситуациях, когда мать жестко программирует себя на обладание ребенком строго определенного пола).

Использование метафоры символического «моста» помогает понять страх мужчины перед властью женщины, т.е. боязни вернуться через «мост» и что не будет сил вновь его преодолеть. Мужчина при нормальном развитии может поиграть в «младенца», чтобы потом снова вернуться в «мужчины». Но если он не способен признать потребность в ласке, то в женщине видит угрозу. Если «переход» через символический мост у мальчика был сопряжен с какими либо трудностями, то из такого мальчика может вырасти мужчина, который либо боится и чурается женского общества, либо маскирует свой страх пренебрежительным, а то и агрессивно-жестоким обращением со «слабым» полом.

Те, кто растянулся по всему мосту, скорее попадают в лагерь гомосексуалистов. Женский гомосексуализм возникает, когда матери собственницы, а от отца «мало толку», или «отец-неудачник», «дальний родственник», или грубый, не способный любить. Мужчины гомосексуалисты остаются на «мосту», страшась матери, но так и не подружившись с отцом: больше материнских пут страшит мужская ревность отца к сыну. Так и остаются на мосту, стремясь к отцу, но не обернувшись к матери, не испытав к ней влечения, упустят свою женщину из жизни.

Итак, в норме на материнском берегу чуть поодаль от матери «женственные» девочки, на отцовском - «мужественные» мальчики. Напомним, что все, о чем мы сейчас упомянули, - лишь один из способов объяснения и понимания того, как происходит у человека отождествление со своим полом.

В период эдиповой стадии лучшее - это родительское «чрезвычайное» положение, которое проявляется в следующем:

    во-первых, заботиться о ребенке, не отходя от него;

    во-вторых, родительское взаимное расположение;

    в-третьих, заботливой и любящей рукой закрыть в свою спальню дверь для ребенка. В противном случае, если ребенок не испытал поражения в этом смысле, в дальнейшем он будет бессознательно пытаться заглушить «зов пола», что может выразиться во фригидности или импотенции, психологической в том числе. Так же его будет страшить все, принимаемое за успех, т.к. он влечет за собой катастрофу. Возвращаясь на стадию этого любовного треугольника, такой человек будет соперничать с кем-то одного с ним пола за обладание кем-то другого пола. Этим можно объяснить поведение мужчин и женщин, которых тянет к замужним, но которые рвут связь, когда возникает что-то большее. Таким образом они ограждают себя от полноценных отношений.

После того, как «мост» перейден, возникают романтические отношения между родителями и детьми противоположного пола. Флирт родителей с детьми не опасен. Подробности того, что родители делают в спальне, детей не касается, но им важно знать, что родители приносят друг другу радость.

В пубертатный период взрослеющий ребенок осознает свою сексуальную привлекательность и привлекательность своих родителей. Подросткам важно «испытывать» свои сексуальные возможности. В этом смысле родители - лучшая мишень. Например, девочка флиртует с отцом, как бы пробует свои силы на нем, чтобы в дальнейшем, применить их на настоящем объекте. Для родителей в этот период главное - двигаться своей дорогой. Эта задача упрощается, если у них хорошие супружеские отношения.

Следует отметить, что для подростков характерны так называемые «грязные» разговоры о сексе и разглядывание «грязных» картинок. Психологически - это снятие эмоционального напряжения от сексуального возбуждения, которое еще не может быть удовлетворено естественным образом. С психологической точки зрения скорее настораживают подростки, которые не ведут подобных разговоров.

В юношеском возрасте, когда достигается физическая зрелость, ограничение полового инстинкта возможно приданием ему личностно-ориентированного характера, чему и служит юношеская романтическая любовь к лицу противоположного пола.

О роли отца. При его отсутствии больше проблем в психосексуальном развитии бывает у мальчиков. Для отца важнее не сколько он времени остается «на сцене», а что он делает в свой выход. Если отец будет вести себя как «образцовый мужчина», то в действительности, он не воспитает настоящего мужчину. Только отцы твердые, но любящие, участливые, разделяющие заботу о детях, растят «надежных» мужей и «верных» жен.

В вопросе о необходимости «добрачного» сексуального и чувственного опыта, единого мнения и «правильного» на все случаи жизни, нет. Например, Р.Скиннер, один из ведущих зарубежных психологов, придерживается того мнения, что этот опыт необходим, т.к. человек в этом случае набирается ума, что нелегко найти партнера и строить с ним полноценные отношения. А те, кто ничего не изведал, ждут от брака невозможного. Эта точка зрения не является окончательной, и пусть каждый молодой человек и молодая девушка сами для себя его решат в соответствии со своими желаниями, устремлениями и ценностями.

В вопросах полового воспитания родителей необходимо предостеречь от крайностей:

    1) чем больше запретов и чем больше подавляется «запретная» сила, тем сокрушительнее будет она прорвавшись;

    2) следует избегать крайностей в разговорах о сексе: когда родители сыплют фактами, преодолевая неловкость, но умалчивают о чувствах, а чувства - это главное.

Как отвечать на острые вопросы детей:

    Нужно доброжелательно расспросить ребенка о том, что он уже знает по этому вопросу, а затем, если нужно, поправить и расширить его представления;

    Объяснения должны быть ясными и понятными, без иносказаний и подмены примерами из жизни животных и растений;

    Говорить правду на доступном пониманию уровне, содержание ответа должно быть интересно ребенку.

Желательно, чтобы до поступления в школу, ребенок уже получил информацию о различии полов и продолжении рода от родителей или воспитателей.

Проблема первого сексуального контакта очень деликатный вопрос, хотя современная молодежь решает его намного проще, чем их родители.

Говоря о первой близости, как правило, все концентрируется на страхах, ее сопровождающих. Для юношей больше характерны страхи, что ничего не получится, поэтому они больше сконцентрированы на технике, а не на партнерше. У девушек отмечается общая тревожность («что же будет?»), сопровождаемая страхом боли, предвидением унижения и порицания и т.п. страхами.

В качестве основных проблем первой близости можно отметить следующие:

    1) проблема психологической готовности к половому контакту, наличия эмоциональной основы, интимности чувств;

    2) проблема «безопасности» от возможных инфекций (что особенно актуально в эпоху «разгула» вируса СПИД) и от нежелательной беременности, что подразумевает информирование о современных средствах контрацепции.

Хочется отметить, что в решении данной проблемы огромное, если не решающее значение имеет просветительская работа, проводимая родителями, учителями и воспитателями.

Ребенок, как мы уже отмечали, осваивает свою психосексуальную роль в различных ролевых играх. Не сформировавший адекватные полоролевые представления ребенок неизбежно столкнется с трудностями общения со сверстниками как своего, так и противоположного пола и постепенно начнет испытывать неуверенность в себе.

Среди педагогов часто возникают дискуссии о целесообразности военных игрушек и военных игр для мальчиков и игрушек типа «куклы Барби» для девочек. Это связано с опасениями, что мальчики, например, могут вырасти «милитаристами» и разовьют в себе жестокость. В одном городе однажды устроили такую акцию: детей пригласили на центральную городскую площадь на детский праздник, где они должны были бросать в общий костер военные игрушки, а взамен им дарили мягкие игрушки.

С психологической точки зрения дети получили сомнительный урок: отказавшись от игрушек, символизирующих романтическое отношение к мужеству и героизму (ведь для ребенка 4-6 лет еще не существует понятий о смерти и убийстве во взрослом смысле слова), они получили подкрепление через мягкую игрушку, соответствующую потребностям более младшего возраста. В этом случае бессознательно ребенок может сделать вывод: «Взрослые хотят, чтобы я опять стал «деточкой». Пережитое же ранее чувство беспомощности и толкает ребенка на агрессивное отношение к окружающим. Таким образом, воспитывая «миролюбие» с помощью подобных приемов, эффект может оказаться совершенно противоположным.

На эдиповой фазе, играя с военными игрушками, мальчик присваивает зафиксированный в мифах, сказках и других феноменах культуры образец мужества, присущего благородному герою, который отстаивает позитивные ценности. Оружие (волшебный меч или лук) является основным, доступным для использования в игре ребенка атрибутом, поскольку другие атрибуты (например, физическая сила) пока не доступны.

Столь же пристальный интерес вызывает кукла Барби, непохожая на «пупсиков» и «малышей». Игра с «пупсиком» или «малышом» позволяет девочке освоить роль матери, ухаживающей за ребенком. Это важный, но не единственный компонент женской роли.

Еще одна сторона женской роли, уже предъявленная восприятию 4-5 летней девочки, - это роль «красавицы». Долгое время на нашем рынке не было игрушки, отвечающей потребности девочек этого возраста играть в игры про «красавицу». Эта потребность проявлялась в массовых «эпидемиях» рисования однотипных принцесс в детских садах и стремлению переодеваться в мамино нарядное платье и туфли на высоких каблуках.

Запрет на удовлетворение данной потребности неизбежно исказит психосексуальное развитие девочки, внесет раскол в ее сознание, создаст чувство собственной неадекватности: ведь в сказках принцы женятся не на «добрых мамочках», а на прекрасных принцессах, с которыми отождествляет себя девочка в своих фантазиях. Следовательно, запрет на игру в «красавицу» - это запрет на детскую фантазию о красоте и счастье.

Этим объясняется такой умопомрачительный успех куклы Барби: ведь она и есть самая настоящая красавица, рядом с которой может появиться принц (а у других кукол не может быть «жениха», а только братья и сестры, мамы и папы). Барби - не просто дань моде или каприз, а игрушка, позволяющая девочке осуществлять свою мечту, стать не только матерью, но и принцессой, и встретить своего принца.

    1. Психоаналитическая концепция детской сексуальности.

    2. Телесно-чувственные и духовно-душевные аспекты любви.

    3. Социально-психологическое объяснение нарушений нормального развития любви и сексуальности.

    4. Основные линии и стадии психосексуального развития ребенка.

    5. Роль игрушки в становлении детской сексуальности.

    6. Становление психосексуальной идентичности ребенка. Роль матери и отца.

    7. Смысл, цели и задачи полового воспитания.

    8. Профилактика заболеваний мочеполовой системы у дошкольников.

    9. Какие навыки опрятности надо формировать у детей.

    10. Воспитание романтических чувств у старшеклассников.

    11. Психологические трудности первой близости. Профилактика заболеваний СПИДа у старшеклассников.

    1. Особенности формирования любви в фило- и онтогенезе.

    2. Ваша модель общения с ребенком 5-6 лет на тему: «Откуда я взялся?».

    3. Половое воспитание в условиях семьи и дошкольного учреждения.

    4. Стадии психосексуального становления в классическом психоанализе.

    5. Значение ранних отношений «мать-дитя» для нормального психосексуального развития ребенка.

    6. Семейный «сценарий» и половое воспитание ребенка.

    7. Роль ранней психотравмы в возникновении сексуальных нарушений.

    1. Берн Э. Секс в человеческой любви. М.,1990.

    2. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М.,1994.

    3. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. М.,1991.

    4. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л.,1988.

    5. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. Л.,1986.

    6. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.,1991.

    7. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. М.,1991.

    8. Колесов Д.Е. Беседы о половом воспитании. М.,1986.

    9. Кон И.С. Введение в сексологию. М.,1989.

    10. Раумихина Г.Н. Мир семьи. М.,1986.

    11. Розин В.М., Шапинская Р.Н. Природа любви. М.,1993.

    12. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.,1991.

    13. Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.

Понятие "гендерное воспитание", конечно же, знакомо Вам, дорогие наши читатели. Еще со времен и пережитков советской эпохи принято четко разграничивать правила воспитания девочки от правил воспитания мальчика.

Семейное и гендерное воспитание: гендерные особенности воспитания.

Гендерное воспитание есть ни что иное, как воспитание ребенка по правилам, которые учитывает его пол, или, говоря другим словами - гендерная принадлежность.

На протяжении многих столетий детей воспитывали именно с учетом их половой идентификации и принадлежности. В последние десятилетия юансы воспитания детей в вопросах половой принадлежности были несколько искажены. Техническая революция и современные инновации с одной стороны, а также феминизм и различные течения несколько размыли границы гендерных различий в самых различных сферах: поведение, образ жизни, одежда, профессиональная деятельность, а также семейное распределение ролей.

Нарушения гендерного воспитания. Гендерные различия в воспитании

Психологи и психотерапевты все масштабнее оглашают информацию на предмет того, что нарушения в процессе гендерного воспитания несут с собой порой тяжелые последствия - как физиологического характера, так и психологической направленности.

Маскулинные женщины порой строят успешную карьеру, но расплачиваются за это одиночеством и проблемами в социальном взаимодействии, страдают гинекологическими расстройствами и неврозами. Фемининные же мужчины (мужчины с женским поведением) не авторитетны, не успешны, страдают нервными заболеваниями, болезнями ЖКТ и сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также мнительны и часто имеют проблемы с общением.


Воспитание гендерной идентичности. Методика гендерного воспитания

Формирование половой идентичности начинается у детей в возрасте 2х лет. Именно в это время малыш начинает понимать, что существует 2 различных пола, и начинает идентифицировать себя соответственно своему полу. Вместе с этим дети разбираются в особенностях отличия девочек от мальчиков в плане моделей поведения и интересов.

3 года - период, гогда ребенок четко различает, что мальчики играют с машинками, а девочки носят бантики и играют в куклы. Но четко позиционировать себя и идентифицировать себя они смогут исключительно в дошкольном возрасте. Именно по этой причине так важна роль воспитания гендерной идентичности ребенка в детском саду. Если ребенок не ходит в детский сад, ответственность за это ложится на его родителей.

Зачем нужно гендерное воспитание? Планирование гендерного воспитания

Целенаправленное гендерное воспитание и воспитание гендерной идентичности весомо влияет на развитие ребенка. Это позволит развить в ребенке те качества и черты личности, которые помогут стать ему успешным в обществе, с учетом принадлежности к определенной социальной роли, соответсвующей его полу.

Но это совсем не исключает прививание мальчикам и девочкам навыков и знаний, свойственных противоположному полу: разнообразие навыков поспособствует развитию наилучших результатов в будущем. Роль родителей в данное аспекте - помочь ребенку открыть и познать всю широту возможностей нашего мира и успешно реализоваться в нем, учитывая гендерные особенности, приобретенные и врожденные способности, индивидуальные черты и потребности.

Гендерное воспитание в семье: консультация для родителей

Если у Вас возникли проблемы с воспитанием ребенка, ваш малыш ведя несвойственно своему полу, или же у Вас возникли вопросы, касаемые гендерного воспитания ребенка или полового воспитания ребенка - запишитесь на консультацию к психологу или психотерапевту нашего Центра в любое удобное для Вас время.

ПОЛ - в широком смысле - совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мужчиной (мальчиком) или женщиной (девочкой)

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - система психолого-педагогической, медико-биологической, социально-гигиенической и правовой работы с детьми и подростками, призванная обеспечить нормальное функционирование физиологических систем организма, правильное половое развитие с физиологической, нравственной и эстетической точек зрения.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - направленное, систэматическое педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни.

Вопросам полового воспитания детей уделяли внимание видные педагоги прошлого - И. Ж.Руссо, И. П.Пестолоцци. Впервые вопрос о половом воспитании детей и подростков в России встал в конце 60-х годов XIX в. в работах Д. И.Писарева, И. С.Симонова, К. П.Веселовской, К. Д.Ушинского, А. Н.Островского. В советский период в работах Н. К.Крупской, С. Т.Щацкого, П. П.Блонского, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинского. В книге "Очерки детской сексульности" П. П.Блонского отражена четкая концепция полового воспитания

Многие педагоги, психологи (А. М.Мельникова, А. С.Чистович) сводят решение этой проблемы к трем момен­там:

I) складывающиеся отношения между родителями;

2) родитель­ские чувства к детям;

3) необходимость наличия знаний и умений вести с детьми доверительные беседы.

Существуют различные мне­ния за рубежом о том, что способствует развитию психических раз­личий у детей разного пола (Маккоби, Джекмен, Кохи и др). В России и Республике Беларусь этим вопросом занимаются И. С.Кон, Т. А.Репина, В. С.Мухина, Я. Л.Коломинский. В настоящее время воп­росы полового воспитания в семье и в детском саду рассматривают­ся в работах Д. И.Исаева, В. Е.Кагана, З. С.Кириловой, А. Н.Липник, А. Г.Асмолова, Л. А.Арутюновой, Н. Н.Плисенко.

Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и фор­мируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем разви­тии слои психики и личности. Психосексуальная дифференциация са­мым интимным образом вплетена в канву этого периода. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать е раннего возрас­та, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тог­да понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, тру­довым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают во­лю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нор­мам общественной морали. Проблему полового воспитания детей се­годня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за пове­дением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность пере­живаний, склонность детей держать все в тайне к др.

Можно выде­лить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон по­лового воспитания:

I) это сложная психолого-педагогическая зада­ча, решение которой преследует основную цель - сформировать у человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщи­не, порядочность в дружбе, верность в любви и многое другое отражающее культуру поведения;

2) социально-гигиеническая сто­рона полового воспитания, связанная с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских социальных ролей;

3) ком­плекс медико-биологических проблем, куда входят знания об анатомо-физиологических особенностях полов, о закономерностях полово­го развития и созревания во взаимосвязи с общим физическим раз­витием организма, вопросы личной гигиены, здоровья и пр. Генери­рование пола в воспитании детей в дальнейшем может проявиться в неадекватном социальном поведении взрослых мужчин и женщин. В результате у девушек и женщин отсутствуют такие важные женские качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются такие мужские качества, как эмоциональная устойчи­вость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудня­ет выполнение ими своих социальных ролей в семейной и обществен­ной жизни. Проблема полового воспитания актуальна и в связи с необходимостью подготовки подрастающего поколения к будущей се­мейной жизни.

Данные научных исследований показывают, что мальчики и де­вочки дошкольного возраста имеют свои психические, физические Отличия , а в связи с этим разные возможности, что необходимо учитывать при их воспитании.

Для Девочек характерно;

Более раннее созревание общих и психических функций, лучшее развитие способности отличать, большая чувствительность к запа­хам, терпимость к боли, более тонкая тактильная чувствительность большая подвижность пальцев рук;

Игровые объединения их более устойчивые, отдают предпочтение совместным играм, общение выборочное;

Они более активные и аккуратные, повтому взрослые их чаще хва­лят, они получают больше положительных оценок;

Склонность, к опекунской деятельности (ухаживать, няньчкть, за­ботиться), они любят поучать, наставлять, критиковать сверстни­ков;

Повышенный интерес к своей внешности, они более чувстви­тельные к ее оценке другими, сильней реагируют на мнение других людей, более зависимы от чужого мнения.

Для мальчиков характерно:

Ходят они быстрее, чем девочки, владеют большим потенциалом физической силы: динамичные, выносливые;

Лучше применяют свои знания в новых условиях, успешнее справ­ляются с числовыми манипуляциям!, и пространственными заданиями, отдают предпочтение новым путям в игровых и жизненных ситуациях;

Больше времени отводят одиночным играм, интересы их сосредото­чены на технике, на играх-соревнованиях, строительных играх, иг­рах в войну;

Более активные, чаще нарушают дисциплину, шумят, менее склонны придерживаться установленных рамок, границ;

Ярко выражена склонность к преобразовательной, конструктивной деятельности; интерес к инструментам, орудиям труда, разнообраз­ным машинам и механизмам.

Задачи воспитания мальчиков и девочек :

1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представ­лений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и де­вочками;

2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существо­вания как представителя пода;

3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности и повседневной жизни.

Основные Направления полового воспитания дошкольников :

Полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской со­циальных ролей, формирование качеств мужественности и женствен­ности;

Сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований;

Подготовка будущих семьянинов.

В раннем возрасте должна осуществляться половая идентифика­ция, т. е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и освоение соответствующей программы поведения. В дошкольном возрасте осуществляется половая социализация, эле­ментарное образование по вопросам деторождения, формирование у дошкольников образа тела.

Как показывают исследования, примерно до 3 лет дети как бы "бесполые", им нравятся одни и те же иг­рушки.

На 4 году жизни - дифференциация в выборе игрушек, тема­тики игр и рисунков. На 5 году жизни достигаются устойчивые по­ловые представления и поведение.

Основные направления деятельности педагога по воспитанию будущего семьянина:

Формирование у детей понятия значения семьи, важности и необ­ходимости для человека;

Формирование точного представления о содержании семейных ролей, взаимодействиях между членами семьи;

Воспитание любви к родителям;

Подготовка мальчиков к роли отца и мужа, девочек - матери и жены;

Приучение детей к участию в семейных делах.

В половом воспитании очень важным является психологический климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее членами. Каждый из родителей обязан вносить лепту в воспитание детей, являясь для них в первую очередь образцом мужественности или женственности. От отца в современной семье следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости, рассуди­тельной справедливости в - оценке положительных и отрицательных со­бытий, сдержаннее в проявлении чувств, уверенности, надежности. Не грубые выходки и необузданные инстинкты, а благородство, пре­дупредительное уважительное отношение к женщине, любовь к жене и детям, помощь им во всем, защита более слабого - вот образец мужской роли, которую ребенок должен видеть в семье. От матери больше ожидается умение создать уют, атмосферу душевной теплоты, способность чутко реагировать на радости и огорчения всех членов семьи, готовность всегда придти на помощь. Ей принадлежит важная роль в воспитании мягкости, доброты и многих других положитель­ных качеств у детей. В современных условиях, когда отец все бо­лее утрачивает роль кормильца и главы семьи, а внутри семейные отношения начинают строиться на новых принципах, это приобрета­ет особое значение, так как вследствие неправильных подходов к распределению ролей здесь могут наблюдаться такие явления, как феминизация мужского и маскулиэация женского поведения. Отстра­нение отца от воспитания детей и перекладывание этой роли толь­ко на мать приводит к тому, что их сыновья не готовятся к испол­нению мужской роли, отцовских обязанностей, нередко усваивают "женский тип" поведения (феминизация). Такие мальчики часто ме­нее инициативны, более робки, менее зрелы в социально-граждан­ском отношении. Иногда мальчик, воспитываемый без участия отца, усваивает агрессивный, жестокий тип поведения как противополож­ность женскому. Уже в дошкольном возрасте их поведение достав­ляет немало хлопот. В семейной жизни такие люди, как правило, не способны сочувствовать, сопереживать, управлять своим поведе­нием, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т. п. Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, оно нередко искажается не без усилий матери, которая свой горький личный опыт обобщает и распространяет на всех мужчин. В итоге в будущем такая девочка неправильно понима­ет мужа и сыновей, т. е. не может в должной мере исполнять роль жены и матери. При властолюбивой матери и безвольном отце дочь нередко вырастает властной, деспотичной, а сын, наоборот, - сла­бовольным, безынициативным. Не лучший образец для подражания по­дают жестокий отец и всепрощающая мать.

Условия Правильного полового воспитания детей в семье:

Согласованность работы семьи и педагогов по данной проблеме;

Педагогическая культура родителей;

Положительный психологический климат семьи на примере типовых поведений для пола, эмоциональный контакт родителей с детьми;

Ориентация при воспитании в семье па общечеловеческие качест­ва, на формирование мужественности и женственности.