Исполнение желаний

Танки Великобритании. Английские танки времен Первой и Второй мировой войны, современные танки. Танки великобритании в период второй мировой войны Английские танки в Африке

В 1940 году во Франции и Северной Африке действия английских танковых войск показали, что стоящие на вооружении армии крейсерские танки Covenanter и Crusader постепенно устаревают. Их отрицательными сторонами стали слабая броня, ненадежный двигатель и недостаточное вооружение. Стандартное оружие в 40 мм уступало немецким пушкам в 50 и 75 мм на средних танках Германии.

К концу 1942 года британские конструкторы разработали новую крейсерскую машину «Кромвель» — танк с высокой скоростью и маневренностью.

Новый двигатель

«Кромвель» разрабатывался по классической британской схеме танкостроения: двигатель, баки с топливом, охлаждающие системы устанавливались в моторном отделении, распространявшееся на корму корпуса. Броня и боевое отделение — средняя часть корпуса и башни. Трансмиссия и отделение управления — передняя часть танка.

V-образный двигатель «Роллс-Ройс Метеор» с 12 цилиндрами и максимальной мощностью в 600 лошадиных сил — это «Кромвель». Танк легко развивал скорость по шоссе до 64 км/ч. Трансмиссия нового среднего танка включала в себя:

  • коробку передач с синхронизаторами;
  • фрикцион — часть маховика двигателя, работавшего по принципу сухого трения;
  • удлиненный карданный вал с многоступенчатой системой;
  • поворотный механизм с двойными дифференциалами.

Броня корпуса и башни

Корпус изготавливался из пластин катаной брони. Заклепками листы закреплялись между собой и на каркас. Толщина пластин корпуса достигала 64 мм, корма и борта — 32 мм. Днище и крыша танка производились без постоянной толщины брони, значение колебалось от 6 до 14 мм.

Листы брони, формировавшие башню почти квадратной формы, закреплялись без наклонных углов заклепочными и болтовыми соединениями. Толщина пластин лобовой части башни — 76 мм, борта и корма — 51 мм. Новый «Кромвель» (танк) был более бронированным, чем предыдущие модели средних боемашин Британии.

Модернизация

С конца 1943 года происходила модернизация крейсерского танка. В оригинальном варианте остались единичные модели к концу войны. Модернизировались машины как капитального ремонта, так и новые боевые конструкции с небольшим пробегом. В процессе улучшения танка с 1943 по 1945 год появились варианты «Кромвеля»:

  • Cromwell I.
  • Cromwell II — пробная машина с гусеницей в 15,5 дюйма ширины против 14.
  • Cromwell III — боевое орудие в 75 мм.
  • Cromwell IV и IVw.
  • Cromwell VIII — поздняя модель с 95 мм гаубицей.

Крейсерский «Кромвель» (танк) в процессе видоизменений получил усиленную броню и улучшенное орудие.

Усиленная броня и улучшенное орудие появились в процессе видоизменений, но с меньшей скоростью. Также были сконструированы и другие версии машин.

Вооружение

Основное вооружение крейсерского танка - пушка в 57 мм, длина ствола — 50 калибров. Различные модификации «Кромвеля» оснащались гаубицей в 95 мм.

Орудие устанавливалось на переднюю часть башни в квадратную маску с дополнительной бронированной пластиной. Танк оснащался и вспомогательным вооружением: пулеметы в 27,7 мм — британские модификации чехословацких орудий. Один пулемет закреплялся как спаренный к основной пушке, второй — в левую часть корпуса спереди. Комплект зарядов включал в себя 3000 патронов.

Эксплуатация

Крейсерский танк «Кромвель», фото которого представлено выше, участвовал в боях во время Второй мировой войны в Западной Европе и Северной Африке. На практике у машины выявились недостатки: слабая огневая мощь и броня.

Танк мог противостоять немецкой «Пантере», но был бессилен против тяжелого «Тигра». Во время боя близ французского города Виллер-Бокаж в 1944 году британская колонна из средних танков «Кромвель» потерпела разгромное поражение от немцев, вооруженных танками «Тигр». При этом количество германских боевых машин было в три раза меньше.

World of Tanks

Игра популярна у многих людей в мире. Пользовательская онлайн-аркада позволяет окунуться во времена Второй мировой войны, узнать о боевых машинах, стоящих на вооружении у нескольких наций.

Танк «Кромвель» в World of Tanks — средняя боевая машина шестого уровня. В игре для достижения лучших результатов используется мобильность и юркость крейсерского танка. Выгоднее подходить к противнику с фланга или тыла. Скорострельность машины позволит быстрее вывести оппонента из строя.

Танк отличается хорошей скоростью: за счет этого можно засвечивать противотанковую технику и тяжелые машины.

Основные враги «Кромвеля» в игре:

  • ПТ (противотанковая техника) 5—6 уровни.
  • СТ (средние машины) 6—7 уровня с топовой пушкой.
  • ТТ (тяжелые танки) на дальних расстояниях, в ближнем бою остаются шансы на выживание.

Крейсерский британский танк «Кромвель» (отзывы пользователей онлайн-игры подтверждают это) хорошо пробивает корму и борта. Игроками отмечаются достоинства машины: высокая скорость, подвижность башни на хорошем уровне, доходность.

Из минусов:

  • практически полное отсутствие брони;
  • у пушки невысокая точность;
  • долгое сведение орудия.

Также в игре «Кромвель» часто оказывается на поле боя с танками восьмого уровня, где большинство из машин — тяжелая техника.

Желательно в игре машине не стоять на месте, а постоянно двигаться, чтобы усложнить задачу противнику. Установленный на технике авиационный двигатель позволяет среднему танку успешно миновать скопления вражеских боевых машин и наносить удары там, где этого не ожидают противники.

Термин «танк», синоним боевого транспортного средства, строго говоря, нельзя применить к британской машине Mark IX, которая на самом деле представляла собой бронетранспортер. Из-за высокой грузоподъемности Mark IX стал прототипом современных машин доя перевозки военных. При первом применении танков во время Первой мировой войны обнаружились недостатки других видов вооруженных сил, особенно пехоты, которая едва поспевала за танками. Это не было следствием высокой скорости машин, которые продвигались не быстрее пешехода. Пешие воины не могли продолжать движение, поскольку попадали под сосредоточенный огонь противника. Вследствие этого танки редко способствовали реальному продвижению войск и часто оказывались изолированными. Таким образом, появилась насущная необходимость сделать пехоту более подвижной и защищенной. Пехоте требовалось как можно ближе подойти к противнику, избегая при этом большого количества жертв от снарядов его артиллерии. Кроме того солдаты, которым не требовалось тратить силы на перемещение по пересеченной местности, должны быть более боеспособны, чтобыбить врага уже собственным оружием. Именно из этих предпосылок родилась идея бронетранспортера. Во время Второй мировой войны немцы разработали большое количество вариантов бронетранспортеров, которые превосходно выполняли свою задачу. Однако за два десятилетия до этого англичане разработали Mark IX, став отцами идеи бронетранспортера.

Изначально британские военные хотели получить в свое распоряжение бронетехнику для перевозки солдат. Но очень быстро реализация этой идеи оказалась невозможной. Теснота танка Mark I и особенно выделение углекислого газа и паров кордита угрожали жизни солдат на его борту. Часто члены экипажа становились жертвами интоксикации и их выносили из машин в бессознательном состоянии. Каждый новый солдат, который садился в танк, только ухудшал положение. Хотя пехотинцы и могли приблизиться к врагу целыми и невредимыми, но при выходе из танка они несколько минут пребывали совершенно не в боеспособном состоянии. Танк Mark V Star, который вошел в эксплуатацию в 1918 году, это танк Mark V, удлиненный для перевозки личного состава. В 1917 году разработчиком бронированного транспортного средства для перевозки пехотинцев был назначен лейтенант Г. Р. Ракхэм. Но британские военные не имели достаточного опыта, что бы определить технические требования к подобной машине и, в результате, было решено разрабатывать машину, оснащенную орудием.

Таким образом, в случае если танк Mark VIII, который еще был в процессе разработки, не выполнил бы свою задачу, Mark IX можно было превратить в бронетранспортер, который стал первым «танком» (от английског «tank»-«резервуар»). Военные, в конечном счете, решили отказаться от танка «дублера», который одновременно был и танком, и транспортером, и началась разработка танка

Mark IX. Гусеницы держались на удлиненном, укрепленном шасси и удлиненном кузове танка Mark V, благодаря использованию вентиляторов была улучшена система вентиляции... Внутри было убрано все лишнее, что позволило освободить место для максимум 30 человек. Mark IX был оснащен двумя пулеметами и восемью обзорными щелями, которые давали людям возможность стрелять. Двигатель перенесли вперед, коробку передач оставили сзади, пространство, отведенное для солдат, пересекал длинный передаточный вал со шкалой. Толщина брони не превышала 10 мм, в походном положении вес достигал 27 тонн. Экипаж состоял из четырех человек: командира, водителя и двух пулеметчиков. Из-за формы гусениц и внешнего сходства машина получила прозвище «свинья» (The Pig).

Опытная модель была одобрена генеральным штабом, который передал заказ представителям военной промышленности на изготовление 200 экземпляров бронетранспортера. Ко времени подписания мира 11 ноября 1918 года было собрано только 35 машин. После войны одна из них стала использоваться медицинской службой, а вторая превратилась в танк-амфибию.


ТАНК ВИККЕРС МАРК Е



Этот легкий танк, также известный под названием «Виккерс-шеститонный», - исключительный случай в истории танков, поскольку он являлся разработкой частной компании. В период между 1920 и 1933 годами лучшие стратеги самых могущественных держав тщательно обдумывали уроки Первой мировой войны. Появление на поле боя бронированных танков полностью перевернуло представление об обычной тактике боя, применявшейся прежде. Кроме того, страны, которые в период между войнами не вели разработок этого вида оружия, рисковали очень скоро оказаться в проигрыше.

Выводы из полученных уроков Первой мировой были очевидны: страны, способные создать достойные бронетанковые войска, должны были инвестировать средства в исследования и разработку, а также в создание системы производства бронетехники. Но 1920 году производство танков обходилось очень дорого. Люди пережили четырехлетнюю кровавую войну, наступил период разоружения, состояние государственных финансов в разных странах было удручающим.Военные бюджеты были незначительными, а потребность в вооружении сразу попадала в зону особого внимания в случае распоряжения о массовом производстве. Оборонная промышленность изыскивала способы разработать недорогостоящее, но надежное оружие и технику, ни привлекая внимания.


Британская компания «Виккерс-Армстронг» сильно рисковала, когда по собственной инициативе приняла решение спроектировать новый танк безо всякой министерской поддержки и без авансового платежа на затраты по разработке. Разработкой «шеститонного танка» занялись знаменитые инженеры и конструкторы танков Джон Валентайн Карден и Вивиан Ллойд.Опытная модель появилась в 1928 году и получила наименование «Марк Е». Машина казалась внушительной: толщина лобовой брони составляла 25 мм, а на башне, в задней части и по бокам - 19 мм; мощность бензинового двигателя 98 л. с.; прекрасные гусеницы, на которых танк мог пройти до 5000 км. Было выпущено две версии танков «Виккерс Марк Е»: модель «А» с двумя башнями, каждая из которых была оснащена пулеметом «виккерс», и модель «Б» с одной двухместной башней, снабженной 47-миллиметровой пушкой и одним пулеметом.Но после различных этапов испытаний, в конечном итоге, британская армия отказалась от танка в связи с недостаточной надежностью подвески.

Хотя надежды фирмы «Виккерс» не оправдались, она не оставила свой проект и попытала счастья на международном рынке. Это решение оправдало себя. В конце 1920-х годов танк «Виккерс» стал основным оружием многих танковых армий в Европе и во всем мире. Эти танки стояли на вооружении в армиях Боливии, Болгарии, Китая, Греции, Финляндии, Португалии и Таиланда. Кроме того, легкий танк быстро скопировали иностранные инженеры. Характеристики танка произвели столь глубокое впечатление на советских военных, что они купили лицензию у фирмы «Виккерс» на производство собственной версии - танк «Т-26», который слегка отличался вооружением и формой брони.В период с 1931 по 1941 год с конвейеров советских заводов сошло не менее 12 ООО «Т-26» всех модификаций.

После начала 2-й Мировой войны, в 1940 г., 22 «старых» кавалерийских полка были дополнены тремя «новыми» полками (22-й драгунский, 23-й гусарский, 24-й уланский) и там же количеством частей в 1941 г. (25-й драгунский, 26-й гусарский, 27-й уланский).

В дополнение к этим силам, в 1940 г., был сформирован Разведывательный корпус , включивший в себя 23 бронетанковых разведывательных полка, а затем, в 1944 г., вошел в состав Королевского бронетанкового корпуса . Кроме того, ряд территориальных пехотных батальонов в течение войны был обращен на формирование танковых полков. Всего было создано 44 таких полка, носивших отдельную нумерацию с 1-го по 44-й.

Танковые части Британских экспедиционных сил, прибывшие во Францию в сентябре 1939 г. были сведены в две легкие разведывательные бригады. Кроме них, на материк доставили 1-ю армейскую танковую бригаду, оснащенную пехотными танками. Примерно в это же время на территории Великобритании сформировали 1-ю танковую дивизию . В феврале 1940 г. в Египте на базе частей так называемой Мобильной дивизии была создана провоевавшая в дальнейшем всю Африканскую кампанию прославленная 7-я танковая дивизия , ее танкисты получили прозвище «пустынные крысы».

На Дальнем Востоке королевский танковый корпус в 1941 г. представляли только два танковых полка - 7-й гусарский и 2-й королевский. Дислоцированные в Сингапуре, они после захвата его японцами были переброшены в Бирму. Туда же впоследствии прибыли из метрополии еще два танковых полка. Кроме английских, в боевых действиях в Юго-Восточной Азии принимали участие австралийские и индийские танковые части.

В ходе войны темп формирования бронетанковых соединений несколько увеличился. К осени 1941 г. сформировали 5 бронетанковых дивизий и 5 отдельных бронетанковых бригад.

К апрелю 1942 г. Великобритания (вместе с доминионами) имела уже 12 бронетанковых дивизий и 9 отдельных бронетанковых бригад. В метрополии были развернуты 6 бронетанковых дивизий, 9 отдельных бронетанковых бригад (в том числе две канадские). 6 бронетанковых дивизий и 2 бронетанковые бригады находились на других ТВД: 3 бронетанковые дивизии и 2 бронетанковые бригады - в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, 2 бронетанковые дивизии в Индии и Бирме, 1 бронетанковая дивизия в Австралии. Командование вооруженных сил реорганизовало бронетанковые дивизии, усилив их мощность и подвижность.

К апрелю 1943 г. в собственно английской армии состояло 9 бронетанковых дивизий и 11 отдельных танковых бригад. В штате каждой танковой дивизии числилось 13 235 чел. личного состава и 230 танков, в танковой бригаде - 202 танка. В некоторых бронетанковых дивизиях и бригадах насчитывалось до 430 танков.

Таким образом, основу бронетанковых войск Великобритании во 2-й Мировой войне составляли танковые бригады и танковые дивизии. Причем бригады существовали двух типов: танковые и армейские танковые. Последние предназначались для взаимодействия с пехотными соединениями и оснащались танками.

Всего за годы 2-й Мировой войны в Великобритании сформировали 11 танковых дивизий и 30 бригад. Более крупные танковые соединения отсутствовали, хотя в отдельных случаях армейские корпуса состояли из танковых дивизий, как это имело место у Эль-Аламейна и Кана (1942 – 44 годы). В этих случаях в 10-м и 8-м армейском корпусах насчитывалось по три танковые дивизии.

В большинстве же случаев при прорыве подготовленной обороны танковые дивизии находились во втором эшелоне корпуса и вводились в бой для завершения прорыва главной полосы обороны противника.

Английское командование стремилось к централизованному использованию своих танковых соединений. Дивизия, как правило, действовала по двух направлениям в полосе 4 – 8 км. При наличии слабого сопротивления противника она могла наступать по 3 – 4 направлениям в полосе до 12 и более километров. Оперативная плотность в ряде случаев доходила до 100 и более боевых машин и 1 км фронта. Следует подчеркнуть, что авиация, взаимодействие с которой было прекрасно налажено, активно поддерживала действия танковых частей.

В морских десантных операциях танковые части использовались для усиления пехотных дивизий 1-го и 2-го эшелонов. Так, например, во время высадки в Нормандии каждая пехотная дивизия 1-го эшелона усиливалась двумя танковыми полками.

В ходе 2-й Мировой войны английские танковые соединения вели и оборонительные боевые действия. В этом случае танковые дивизии находились во 2-м эшелоне и использовались для нанесения контрударов и контратак. Иногда танковые соединения самостоятельно обороняли важные рубежи. При этом в их 1-х эшелонах находились мотопехотные части, усиленные танками и САУ.

В целом наступательные действия английских танковых соединений и частей характеризовались методичностью, стремлением к фронтальному наступлению, отсутствию маневра. В обороне они наносили контратаки и контрудары, а в отдельных случаях использовались для самостоятельного удержания важных рубежей и районов. По мере приобретения боевого опыта взаимодействие танковых частей с другими родами войск, в первую очередь с пехотой и авиацией, становилось все более четким и отлаженным.

Большое значение в Великобритании придавалось обучению личного состава танковых войск. Как следствие уровень боевой подготовки английских танкистов был очень высоким, не уступал немецкому и значительно превосходил итальянский. Сравнительно невысокими были и людским потери.

В ходе войны английские танковые войска приобрели богатый опыт боевых действий в пустыне, а также участия в десантных операциях. Опыт же боевых действий в условиях центрально-европейского театра военных действий был явно недостаточным.

В начале 1941 года в связи с поражениями британских войск в битвах с Германией был реорганизован Танковый комитет Великобритании. Его уравняли с Военным министерством и наделили полномочиями контроля над всеми мероприятиями, касающимися разработки танков и их применения в бою. Это было жизненно необходимо, потому что в своём существующем виде британские танковые войска не могли обеспечить надлежащего выполнения боевых задач, которые ставила перед ними современная война.

На основании опыта боевых действий 1941-1942 годов британцы окончательно убедились в том, что лёгкие танки, состоявшие на вооружении армии Соединённого Королевства, бессильны почти против всех машин противника, за исключением совсем уж маломощных вроде Pz I. Поэтому на них были возложены исключительно разведывательные функции, да и то понемногу лёгкие танки в разведчастях заменялись более подходящими для этих целей бронеавтомобилями.

Пехотные танки зарекомендовали себя в Европе более или менее неплохо. В качестве примера можно привести бой у Арраса 21 мая 1940 года. Танки Matilda I и Matilda II 4-го Королевского танкового полка произвели атаку на два пехотных полка 7-й танковой дивизии вермахта и полк СС «Мёртвая голова». Пехоту и противотанковые орудия англичане буквально разнесли вдребезги, что и неудивительно. Толщина брони «Матильд» варьировалась, в зависимости от модификации, от 60 до 78 мм, и немецкие противотанковые снаряды калибра 37 мм могли разве что оставить на них вмятины. Эсэсовцы вообще «отступили с признаками паники», то есть, попросту говоря, разбежались. Только когда немцы немного оправились от шока, к месту боя были подтянуты 88-мм зенитные орудия, и британцев удалось остановить. Так что в отношении пехотных танков работы должны были вестись только в направлении улучшения бронезащиты и увеличения мощи вооружения.

В отношении крейсерских танков работы предстояло больше всего. С одной стороны, те машины, которые уже стояли на вооружении британской армии, имели огромное количество конструктивных недостатков и потому не отличались ни хорошими боевыми качествами, ни приемлемым уровнем надёжности. С другой стороны, войскам нужен был полноценный универсальный танк, способный не только сопровождать пехоту, но и решать самостоятельные боевые задачи. И здесь перспективность крейсерских танков была достаточно очевидной. Нужно было только придумать, как сделать так, чтобы двигатели не ломались после нескольких часов работы, не выходили из строя элементы вентиляционной системы и ходовой части. Несколько забегая вперед, сообщим, что более-менее справиться с вышеперечисленными недостатками британцам удалось только к 1944 году.

И точно так же, как и для пехотных, для крейсерских танков остро стоял вопрос увеличения мощи вооружения. Основной пушкой для британских танков того времени было 2-фунтовое орудие (40 мм). Оно было недостаточно эффективным для борьбы против танков. А против пехоты — и вовсе почти бесполезным, так как боекомплект этой пушки либо совсем не предусматривал наличия осколочно-фугасных снарядов, либо они были настолько плохого качества, что танкисты сами заменяли их на бронебойные.

Необходимость установки на танки орудия калибром 57 мм (6 фунтов) была очевидной. И такие пушки у англичан, в принципе, были. Во всяком случае, на танк Valentine VIII (1943 год) 6-фунтовка устанавливалась. Но всё равно продолжительное время большая часть британских танков вооружалась 57-мм орудием, которое было уже лучше, чем 2-фунтовое, но всё ещё обладало недостаточной мощностью. 75-мм орудие стало стандартным вооружением английских танков только начиная с 1944 года.

Надо сказать, что британцы, несмотря на своё активное участие в войне и понимание важности бронетехники, умудрялись раз за разом выпускать не самые удачные машины. Например, Covenanter. Этот крейсерский танк с ходовой частью типа Кристи был ненадёжным, вооружался 2-фунтовой пушкой и к моменту, когда его недостатки были устранены, уже устарел. Его «наследник» Crusader также, хоть и считался поначалу весьма удобным в управлении и комфортабельным, не заслужил большой любви танкистов. Причины были всё те же: низкая надёжность механизмов, слабая пушка и тонкая броня.

Пехотный танк Churchill, которому будет посвящена отдельная статья, пришёл на смену «Матильде». Для своего времени это была достаточно странная машина. Фактически танк скорее соответствовал запросам Первой мировой войны. Он был медленным, как и все пехотные танки, а также имел поначалу весьма сомнительную схему размещения вооружения. В башне первой модификации ставилась 2-фунтовая пушка, а в лобовом листе корпуса — 76-мм гаубица. Быстро придя к выводу, что это не лучший вариант, англичане впоследствии провели целый ряд модернизаций «Черчилля». Гаубицу убрали, башенное орудие вначале заменили на 57-мм, а затем на 75-мм. Существовали и так называемые танки огневой поддержки, вооружённые 95-мм гаубицей. Одной из главных проблем «Черчилля», которая мешала его нормальному перевооружению, был достаточно узкий корпус, не позволявший расширить погон башни. То есть, как ни крути, объёма башни не хватало для установки более крупнокалиберных пушек.

Попытка решить эту проблему была сделана за счёт разработки пехотного танка «Супер Черчилль», он же Black Prince. В конструкции этого танка применялось много узлов и агрегатов от «Черчилля», да и сам танк получился очень похожим на своего предшественника. Но у него был более широкий корпус. Это позволило оснастить танк более просторной башней и 17-фунтовой пушкой. Но для мая 1945 года, когда шесть опытных танков Black Prince поступили в войска для боевых испытаний, конструкция и технические характеристики машины уже были устаревшими. Танк не успел принять участия в бою, и вскоре работы над ним были прекращены.

В некотором смысле можно считать прорывом танк Cromwell, разработанный англичанами в 1941-1943 годах. Он был вооружён орудием калибра 57 или 75 мм и благодаря установке авиационного двигателя «Метеор» стал самым быстроходным британским танком того времени. «Кромвель» был неплохим танком, однако в 1943 году у немцев уже имелись «Тигры» и «Пантеры». Против них 75-мм орудия было недостаточно, а более мощное на «Кромвель» установить было затруднительно из-за малых размеров башенного погона и башни.

Более мощную пушку удалось установить на преемнике «Кромвеля» — крейсерском танке Comet. Благодаря более широкой башне с развитой кормовой нишей на «Комет» удалось поставить 77-мм пушку с начальной скоростью снаряда 787 м/с. Считается, что это самый мощный крейсерский танк Великобритании во Второй мировой войне. Фактически он всё-таки уступал «Пантере», но однозначно превосходил самый массовый немецкий танк Pz IV.


Крейсерский танк, который называли «английской Пантерой», поступил на вооружение уже после окончания Второй мировой войны. Это был Centurion. Он имел сварной корпус с рациональными углами наклона брони, вооружался 17- или 20-фунтовым орудием и состоял на вооружении британской армии вплоть до 70-х годов. Поздние версии машины (приблизительно с середины 50-х годов) вооружались 105-мм нарезной пушкой L7. На базе «Центуриона» был разработан опытный танк FV4202, который за счёт уменьшения линейных размеров корпуса выигрывал в массе и, как следствие, в динамике, а также вооружался 105-мм орудием. Интересной особенностью этого танка было «лежачее» расположение механика-водителя. В серию FV4202 не пошёл, так как к этому времени уже полным ходом развивалась концепция единых боевых танков. Да и сами англичане с 1945 года отказались от деления танков на крейсерские и пехотные.

Последними тяжёлыми танками Великобритании были Caernarvon и Conqueror. Они разрабатывались как тяжеловооружённые машины и должны были специализироваться на борьбе с танками противника. Но именно узость их специализации и большое количество недостатков привели к тому, что всего было выпущено лишь около 180 танков обеих модификаций.

Caernarvon и Conqueror предназначались для борьбы с танками противника на больших дистанциях. Помимо них, на базе Conqueror разрабатывалась ещё одна довольно любопытная тяжелопушечная машина — FV215b. На шасси танка Conqueror изначально собирались поставить 183-мм орудие с автоматом заряжания барабанного типа. Орудие было установлено без возможности вращения и не имело никакой защиты — ни башни, ни боевой рубки. Разумеется, это делало танк слишком уязвимым на поле боя. Достаточно было близкого разрыва осколочно-фугасного снаряда, чтобы вывести из строя орудие и убить экипаж. Поначалу данную проблему решили, соорудив вокруг орудия прямоугольную рубку. А впоследствии придумали и башню, которую пришлось установить в задней части корпуса. Проводились также работы по установке орудия других калибров —120 и 130 мм. В серию танк не пошёл.

Подводя итоги, скажем, что британцы, хоть и были первыми, кто вывел танки на поле боя, впоследствии не смогли удержаться на лидирующих позициях. Возможно, свою роль в этом сыграло то, что Соединённое Королевство было островным государством, для которого сухопутные войска были не столь важны, как мощный флот и авиация. А когда дело дошло до необходимости вести масштабные боевые действия на суше, британцы так и не смогли «догнать» Германию и СССР, в армиях которых танки служили главной ударной силой.

Тем не менее английские танки были довольно интересными машинами, они принимали активное участие во Второй мировой войне, и появление их в игре World of Tanks закономерно.

Также в разделе «Медиа» нашего портала вы можете посмотреть ролик , посвящённый британским танкам.

Танкостроение у англичан начало своё развитие еще в период Первой мировой и после окончания войны у них уже были полноценные организованные танковые войска.

Далее строительство танков в Великобритании практически полностью замерло, а именно на протяжении 20 лет после первой мировой войны. Одной из причин такого простоя было то, что в Европе не было с кем воевать и к тому же постоянно велись споры по поводу необходимости танков в современной войне.

В 1934 году танкостроение у англичан возродилось с новой силой. Стимул Великобритании придали СССР и Германия, которые в эти годы начали усиленно наращивать постройку и модернизацию танков.

Также в Англии уже полностью определились и с тактическим использованием танков. Танки разделили на классы. Существовали танки легкого типа, пехотные и танки крейсерские. Последние были сформированы позже всех.

Примечательно то, что Английские танки до 1936 года вооружались исключительно пулеметами, но вскоре было ясно, что это не правильно. Изначально на пехотный танк была установлена пушка в 2 фунта, а затем и на крейсерский танк. Способности таких орудий были ограничены.

События в Дюнкерке весомо повлияли на взгляды англичан на броню и вооружение их танков. От легких танков постепенно начали отходить к бронеавтомобилям, а пехотные танки особо не поменяли свою роль на поле боя, только англичане увеличили бронь и усовершенствовали вооружение. Кстати танки пехотного класса отлично показали себя в боях на континенте.

Северная Африка стала испытанием для танков Великобритании. Тяжелые бои показали, что англичанам катастрофически не хватает универсального танка. Конечно танк HVi, который был крейсерского класса, был неплох, но в полной мере не отвечал требованием современных боевых действий. Удивительно, что страна, которая производила отличные самолеты, не смогла построить достойный танк. К 1944 году пехотные и легкие танки постепенно начали уступать тяжелым, и крейсерские танки постепенно стали модернизироваться в универсальные боевые машины. Когда закончилась Вторая Мировая война, то в Великобритании приняли решение больше не делить танки на классы.

К 1940 году технологию танкостроения англичан нельзя считать современной относительно других стран. При строительстве танков по-прежнему преобладали болтовые соединения, хотя другие страны давно освоили сварку и производство цельнолитых башен. Броня имела в основном вертикальное расположение. Танки Великобритании ни в одном аспекте не могли составить конкуренцию танкам рейха.

Вместе с модернизацией отсталыми были и темпы строительства танков. К концу 1938 года на вооружение англичан должны были поступить 600 танков крейсерского класса, но произведено было всего 60 единиц. Великобритания вошла во Вторую Мировую войну с 600 танками, причем 70% которых были легкого класса. Большинство танков, которые были произведены в период войны так и не поступили на вооружение.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Статья