Гороскопы

«Мой пазл сложился»: Как я работала с детьми с аутизмом. Найти работу аутисту сложнее, чем освоить профессию

Необычный и странный, одаренный ребенок или взрослый. Среди мальчиков, аутисты встречается в несколько раз чаще, чем среди девочек. Причин возникновения заболевания много, но все они так до конца не выявлены. Особенности отклонения в развитии можно заметить в первые 1–3 года жизни детей.

Кто это - аутист?

Они сразу обращают на себя внимание, будь то взрослые или дети. Что значит аутист - это биологически обусловленное заболевание, относящееся к общим нарушениям развития человека, характеризуется состоянием «погружения в себя» и ухода от контактов с реальностью, людьми. Л. Каннер, детский психиатр, заинтересовался такими необычными детьми. Определив для себя группу из 9 детей, врач наблюдал за ними в течение пяти лет и в 1943 году ввел понятие РДА (ранний детский аутизм).

Аутисты как - распознать?

Каждый человек уникален по своей сути, но есть похожие черты характера, поведения, пристрастий и у обычных людей и у страдающих аутизмом. Существует общий ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание. Аутист - признаки (эти нарушения характерны как для детей, так и для взрослых):

  • неспособность к общению;
  • нарушение социального взаимодействия;
  • отклоняющееся, стереотипное поведение и отсутствие воображения.

Ребенок аутист - признаки

Первые проявления необычности малыша, внимательные родители замечают очень рано, по некоторым данным до 1 года. Кто такой ребенок-аутист и какие особенности в развитии и поведении должны насторожить взрослого, для того чтобы вовремя обратиться за медицинской и психологической помощью? По статистике лишь 20% детей имеют легкую форму аутизма, остальные 80% - это тяжелые отклонения с сопутствующими заболеваниями (эпилепсия, умственная отсталость). Начиная с младшего возраста характерны признаки:

С возрастом проявления заболевания могут усугубляться или сглаживаться, это зависит от ряда причин: тяжести протекания заболевания, своевременной медикаментозной терапии, обучения социальным навыкам и раскрытие потенциала. Кто такой взрослый аутист - его можно распознать уже при первом взаимодействии. Аутист - симптомы у взрослого человека:

  • испытывает серьезные затруднения в общении, трудно начать и поддерживать разговор;
  • отсутствие сопереживания (эмпатии), и понимания состояний других людей;
  • сенсорная чувствительность: обычное рукопожатие или прикосновение незнакомого человека может вызвать панику у аутиста;
  • нарушение эмоциональной сферы;
  • стереотипное, ритуальное поведение, сохраняющееся до конца жизни.

Почему рождаются аутисты?

В последние десятилетия наблюдается всплеск рождаемости детей с аутизмом, и если 20 лет назад это был один ребенок из 1000, сейчас 1 из 150. Цифры неутешительные. Заболевание возникает в семьях с различным социальным укладом, достатком. Почему рождаются дети-аутисты -причины учеными до конца так и не выяснены. Врачи называют порядка 400 факторов влияющих на возникновение аутистического нарушения у ребенка. Наиболее вероятные:

  • генетические наследственные аномалии и мутации;
  • перенесенные женщиной во время беременности различные заболевания (краснуха, герпетическая инфекция, сахарный диабет, );
  • возраст матери после 35 лет;
  • нарушение баланса гормонов (у плода повышается выработка тестостерона);
  • плохая экология, контакт матери в период беременности с пестицидами и тяжелыми металлами;
  • вакцинация ребенка прививками: гипотеза не подтверждена научными данными.

Ритуалы и навязчивости ребенка-аутиста

В семьях, где появляются такие необычные дети у родителей много вопросов, на которые им необходимо получить ответы, для того чтобы понять своего ребенка и помочь развить его потенциал. Почему аутисты не смотрят в глаза или ведут себя неадекватно эмоционально, производят странные, похожие на ритуалы движения? Взрослым кажется, что ребенок игнорирует, избегает контакта, когда не смотрит в глаза при общении. Причины кроются в особенном восприятии: учеными проводилось исследование, в результате которого выявилось, что у аутистов лучше развито периферийное зрение и есть сложность в контролировании движений глаз.

Ритуальное поведение помогает ребенку снизить степень тревоги. Мир со всем его изменяющимся многообразием непонятен аутистам, а ритуалы придают ему стабильность. Если взрослый вмешается и нарушит ритуал у ребенка, могут возникнуть , агрессивное поведение, самоагрессия. Оказываясь в непривычной обстановке, аутист старается совершать привычные стереотипные для него действия, для того чтобы успокоиться. Сами ритуалы и навязчивости разнообразные, для каждого ребенка свои уникальные, но есть и похожие:

  • крутят веревки, предметы;
  • выставляют в один ряд игрушки;
  • ходят одним и тем же маршрутом;
  • смотрят один и тот же фильм много раз;
  • щелкают пальцами, трясут головой, ходят на цыпочках;
  • одевают только привычную для них одежду
  • едят определенного вида еду (скудный рацион);
  • обнюхивает предметы и людей.

Как жить с аутистом?

Родителям сложно смириться, что их ребенок не такой как все. Зная, кто такой аутист, можно предположить, что трудно всем членам семьи. Для того чтобы не чувствовать себя одинокими в своей беде, матери объединяются на различных форумах, создают союзы и делятся своими маленькими достижениями. Болезнь не приговор, можно очень многое сделать для раскрытия потенциала, и достаточной социализации ребенка, если он неглубокий аутист. Как общаться с аутистами - для начала понять и принять, что у них другая картина мира:

  • понимают слова буквально. Любые шутки, сарказм неуместны;
  • склонны к откровенности, честности. Это может раздражать;
  • не любят прикосновений. Важно уважать границы ребенка;
  • не выносят громких звуков и криков; спокойное общение;
  • сложно понимают устную речь, можно общаться посредством письма, иногда дети так начинают писать стихи, где виден их внутренний мир;
  • есть ограниченный круг интересов, где ребенок силен, важно видеть это и развивать;
  • образное мышление ребенка: инструкции, рисунки, схемы последовательности действий – все это помогает обучению.

Как видят мир аутисты?

Они не только не смотрят в глаза, но и видят вещи действительно по-другому. Детский аутизм позже трансформируется во взрослый диагноз и от родителей зависит насколько их ребенок сможет приспособиться в обществе, и даже стать успешным. Дети аутисты слышат иначе: человеческий голос могут не отличать от других звуков. Они смотрят не на картину или фотографию целиком, а избирают крохотный фрагмент и сосредотачивают на нем все свое внимание: листок на дереве, шнурок на ботинке и т.д.

Самоагрессия у аутистов

Поведение аутиста часто не укладывается в обычные нормы, имеет ряд особенностей и отклонений. Самоагрессия проявляет себя в ответ на сопротивление новому, требованиям: начинает биться головой, кричать, рвать на себе волосы, выбегает на проезжую часть. У ребенка аутиста отсутствует «чувство края», плохо закрепляется травмирующий опасный опыт. Устранение фактора, из-за которого самоагрессия возникла, возвращение в привычную обстановку, проговаривание ситуации – позволяет ребенку успокоиться.

Профессии для аутистов

У аутистов узкий спектр интересов. Внимательные родители могут заметить заинтересованность ребенка в определенной области и развивать это, что в дальнейшем может сделать его успешной личностью. Кем могут работать аутисты - учитывая их низкие социальные навыки - это профессии, не предполагающие длительного контакта с другими людьми:

  • чертежное дело;
  • программирование;
  • ремонт компьютеров, бытовой техники;
  • ветеринарный техник, если любит животных;
  • различные ремесла;
  • веб-дизайн;
  • работа в лаборатории;
  • бухгалтерский учет;
  • работа с архивами.

Сколько живут аутисты?

Продолжительность жизни аутистов зависит от благоприятных условий, созданных в семье, в которых проживает ребенок, затем взрослый. Степень нарушений и сопутствующих заболеваний, таких как: эпилепсия, глубокая умственная отсталость. Причинами меньшей продолжительности жизни могут явиться и несчастные случаи, самоубийства. Европейские страны исследовали этот вопрос. Люди с заболеваниями аутистического спектра в среднем живут на 18 лет меньше.

Известные личности аутисты

Среди этих загадочных людей есть сверходаренные или их еще называют савантами. Мировые списки постоянно пополняются новыми именами. Особенное видение предметов, вещей и явлений позволяет создавать аутистам шедевры искусства, разрабатывать новые устройства, лекарства. Аутисты все больше привлекают к себе внимание общественности. Знаменитые аутисты мира:

3-го июня в Минске прошла премьера спектакля семейного инклюзив-театра «i», в котором вместе с профессиональными актерами сыграли дети с аутизмом. С каждым годом число таких детей в нашей стране, да и во всем мире растет. По некоторым данным - у каждого 68 жителя нашей планеты есть такая особенность. Кто они - люди с аутизмом, мы выяснили у тьютора одного из таких ребят, Юлии.

- Юля, расскажите, в чем суть профессии тьютора?

Знаете, говорить о профессии, к сожалению, пока не приходится. Для нашей страны тема аутизма еще довольно новая, поэтому и нерешенных организационных вопросов - масса. Один из них - название нашей должности. В данный момент, официально вы разговариваете с помощником воспитателя, в должностные обязанности которого вообще не входит взаимодействие с детьми (смеется). Но фактически я выполняю работу тьютора: нахожусь рядом с ребенком на всех уроках, сопровождаю его в столовую, помогаю ему как в учебе, так и в процессе социализации. А слово такое странное, потому что иностранное - от английского «tutor» - наставник.

- Вы знаете об аутизме не понаслышке. Расскажите, пожалуйста, что это и как он проявляется?

Аутизм - состояние психики, при котором человек погружен в себя, и контакт с внешним миром ему дается нелегко. Причиной его возникновения называют самые разрозненные факторы: от экологии до мутации генов. Проявляется аутизм по-разному и чаще встречается в виде аутистических расстройств.

Выявить эту особенность в раннем возрасте довольно трудно. Однако есть ряд своеобразных «звоночков», которые должны насторожить родителей. К примеру, младенец не откликается на улыбку мамы или все время играет исключительно с одной игрушкой. Подрастая, малыш не реагирует на свое имя, часто ведет себя так, будто не слышит простые просьбы. У него может страдать речь: поздно начинает разговаривать, имеет серьезные проблемы с произношением - говорит тихо, невнятно.

Игры у такого ребенка тоже будут особые: раскладывание предметов в ряд, или по различным признакам (цвет, размер). Он будет готов делать это часами и отвлечь на что-то другое его практически невозможно.

Порог чувствительности у детей с аутизмом бывает или очень низкий или очень высокий, поэтому они могут неожиданно резко реагировать на обычные для нас звуки, простые прикосновения. Наши особенные второклассники, например, по шумным коридорам школы иногда ходят в специальных наушниках.

В жизни многих детей с аутизмом также могут играть большую роль так называемые ритуалы. К примеру, ему важно ходить на прогулку по одному и тому же маршруту, на завтрак есть одно и то же блюдо. Перемены для таких детей - сильный стресс. А ритуалы - своеобразные островки безопасности.

- Выходит, что их проблемы с социализацией связаны в том числе и с невозможностью вынести контакт. Ведь контакт с другим всегда несет в себе неизвестность и перемены.

Да, многие полагают, что ребенок с аутизмом не хочет взаимодействовать. Это не так. Он рад контакту, но в своем ключе. Контакт с ним возможен через присоединение, через проявление живого интереса и уважения к тому, что он делает. К примеру, ребенок лепит. Можно все силы убить на то, чтобы отвлечь его на математику - и ничего не добьёшься. А можно присесть рядом и наблюдать. Так, постепенно, выстраивается доверие и, возможно, скоро ребенок откроется. Конечно, гарантии нет. Но иногда, после долгих безуспешных попыток, вдруг случается резкий прогресс. Это зависит от многих факторов: от воспитания, развития, глубины расстройства, даже от обстановки. К примеру, один из наших учеников прекрасно читает и считает с мамой, но без нее результаты ухудшаются в разы. Поэтому для таких детей так важна адаптация - только в привычной обстановке он может проявить себя. Привыкнуть к людям, к обществу, помогает школа; а облегчить процесс адаптации - тьютор. При этом нужно быть очень внимательным, контролировать себя, ведь один неправильный жест или тон голоса - и ребенок может снова закрыться.

- Наверное, это очень трудно - всегда держать себя в руках?

Несомненно. Нужно много сил и терпения. И учиться этому можно всю жизнь. Но по-другому ничего не получится. Главное - всегда помнить, что ребенок с аутизмом воспринимает реальность иначе, и действует, исходя из своего восприятия. Он очень хочет, но не всегда может вести себя так, как принято в обществе. В силу своей ранимости в том числе. Поэтому он может неожиданно громко закричать на уроке, или в автобусе. Наше общество, конечно, плохо реагирует на такое поведение: маме могут посыпаться замечания о невоспитанности или избалованности ребенка. А ребенок ведь делает это не специально, не назло. Людям стоит подумать об этом прежде, чем выливать свое раздражение на таких детей и их родителей. Ведь им и так непросто, уж поверьте.

- Родителям таких детей приходится очень непросто. С одной стороны - такой нелегкий ребенок; с другой - не принимающее общество. И страх за будущее. Наверное, они измучены такой жизнью?

Знаете, у нас есть мальчик Костя, который великолепно лепит. Он замечает самые мелкие детали, все нюансы, и воспроизводит их «на ура». Например, вам бы пришло бы в голову при создании пластилинового вертолета вылепить тень? А ему пришло! Мы даже организовывали выставку его работ, и люди не верили, что это ребенок сделал. Его мама радовалась за своего сына, гордилась им. А недавно тоже увлеклась лепкой… И оказалось, что талант Кости - наследственный. Из полимерной глины она делает просто невероятные поделки. Вот так случайно, благодаря увлечению сына, мама обнаружила в себе то, о чем и не подозревала.

Воспитание детей с аутизмом, несомненно, дается нелегко. Но некоторым родителям удается благодаря им раскрыть в себе совершенно новые грани личности. В нашей стране родители очень много делают для своих детей, ведь, в силу неустроенности государственной системы в этом вопросе, почти все ложится на их плечи. Перечислять их трудности можно бесконечно. Но они молодцы - не сдаются.

- Знаю, что родители детей с аутизмом стремятся объединится, чтобы решить проблемы своих детей сообща. А как обстоят дела с общностью у самих детей? Как проходит общение внутри вашей маленькой группы?

В нашем втором классе трое учеников с аутичными расстройствами (9−11 лет), и весь учебный процесс у них проходит в отдельном специально оборудованном классе. В общий класс они дополнительно приходят на математику, рисование, труд и физкультуру. Мы, тьюторы, конечно, стремимся объединить их, но чувство коллектива им чуждо. Между двумя детьми случается контакт, если у обоих хорошее настроение: они могут вместе побегать, поиграть. Мы всячески поддерживаем такие инициативы, ведь это помогает детям разрядиться, снять напряжение. Но, к сожалению, хорошее настроение бывает не всегда.

Чувство коллектива ребятам не чуждо, но дается по-разному: кому-то легче, кому-то сложнее. Например, Максим - он очень любит общение с другими детьми. На общие уроки просто бежит, и часто сам инициирует контакт со своими обычными одноклассниками.

- А как школьники реагируют на его инициативу?

В основном, тепло и с интересом. Это радует. И даже вне школьных стен при случайной встрече они приветливо здороваются. Это, конечно, огромнейшая поддержка для родителей детей с аутизмом - видеть, что твоего ребенка принимают.

- Но если с социализацией у ребенка все хорошо, то при чем тут аутизм?

Аутичные расстройства могут проявиться в сенсомоторном голоде. К примеру, ребенку нужно постоянно крутить в руках пластилин. И это для него не игра. Вот нам с вами важно видеть. Без зрения мы потеряем все ориентиры, сильно испугаемся, запаникуем. А с ним происходит то же самое, если отобрать у него пластилин. Или у некоторых детей есть склонность есть несъедобное.

Да и контакт с ним строится иначе. К примеру, в процессе разговора ребенок может резко погрузиться в себя: начать говорить что-то непонятное, жестикулировать.

Или вот - пример диалога:

- У тебя хорошее настроение?

Кажется, все нормально. Но на самом деле ребенок не всегда понимает о чем его спрашивают, но отвечает, потому что знает - надо ответить.

- Вы говорили, что учеба таких детей проходит в специально оборудованном классе. Чем он отличается от привычного нам учебного пространства?

Наш класс разделен на зоны (отдыха и учебы). Если ребенок перенапряжён, мы отпускаем его в зону отдыха, где он может отдохнуть и успокоиться. Обычным детям, кстати, эта зона тоже очень нравится, когда они заглядывают к нам в гости.

В нашем классе иначе стоят парты, и, вообще, мебель другая. Чтобы ребенок с аутизмом мог сконцентрироваться, его нужно «зафиксировать»: с трех сторон таких парт - стеночки и стеллажи, а учитель сидит не спереди, а сбоку. После переоборудования класса (раньше здесь была обычная мебель) учеба пошла лучше: дети перестали отвлекаться, расходится по классу.

Еще один момент: для таких детей очень, просто крайне важна наглядность. У нас по всему классу расклеены картинки с основными функциями: календарь, расписание уроков, присутствие одноклассников и т.д. Карточки активно задействованы и в учебном процессе, и в системе поощрений.

Также для учеников оборудована специальная сенсорная комната. Там есть материалы, помогающие детям акцентировать внимание на разных зонах чувствительности. Ничего экстраординарного в ней нет: лежит мат, стоят пуфики, есть несколько музыкальных игрушек. Для тактильного восприятия - зерно, пшено, манка, гречка. Дети очень радуются, когда идут туда. Мы даже используем ее в качестве поощрения, если хотим мотивировать к учебе. И работает!

- Надо постоянно искать подход, быть начеку, контролировать себя. Тьютором быть, наверное, очень непросто. Не жалеете о своем выборе?

Что вы! Во-первых, у нас есть время для того, чтобы переключиться: работаем же мы не целый день, а до обеда. Поэтому отдохнуть успеваю. А во-вторых, мне это интересно. Мне нравятся наши дети, их непосредственность, проявление аутистических особенностей порой вызывает тепло, умиление. Конечно, усталость тоже бывает. Но она окупается. Ведь я вижу плоды наших трудов: дети лучше учатся, лучше понимают этот мир, привыкают к порядкам в школе. Мамы рассказывают, что во время каникул ребята ждут школу. И с радостью идут. А ведь это очень важно для них.

- Насколько я знаю, в нашей стране тьюторству не обучают. Как вы попали на эту работу?

По специальности я - психолог. И да, вы не ошибаетесь, в ВУЗах нашей страны об аутизме либо не говорят, либо говорят очень вскользь. Никакой специальной подготовки у меня не было. Но несколько лет назад мне попалась в руки книга П. Сатмари «Дети с аутизмом». Книга очень впечатлила, и я стала интересоваться этой темой. А потом случайно увидела вакансию и тут же на нее откликнулась. Наверное, это был как раз тот случай, когда все в жизни сложилось так, как должно было быть. Теперь я понимаю, что, несмотря на все трудности и нюансы, эта работа мне подходит.

За время работы я посетила массу семинаров, много читала на эту тему. Но дети ведь все разные. Общение с ребенком, понимание специфики именно его характера приходит со временем. И огромнейшую помощь в этом процессе оказали родители - давали пояснения, рекомендации и комментарии. Это помогало.

Скажем прямо, эта работа приносит мне моральное удовлетворение, однако ни о материальной стабильности, ни о социальном статусе говорить не приходится. А жаль. Привлекательность и популярность этой деятельности крайне нужна, потому что детям с аутизмом необходима помощь. А тьюторы здесь помогают сделать первый шаг в большой мир. Но очень важный шаг. И если их не хватает или просто нет, то и помощи нет.

Я смотрю на наших детей и с грустью понимаю, что многие привычные для нас вещи почти недостижимы для них. И от того, насколько позитивно они будут воспринимать внешний мир, зависит их будущее. Ведь им еще дальше учиться, искать работу, свое место в мире. И я очень надеюсь, что общество научится спокойно воспринимать таких людей, даст им возможность реализоваться.

Согласно мировой статистике, 70% людей с аутизмом не имеют друзей, 95% из них - не заводят свои семьи; лишь 25 - 30% находят работу.

За последние десять лет количество людей с расстройствами аутистического спектра увеличилось в 10 раз. Раньше аутизм диагностировался у 4-5 детей на 10 тыс. человек, а сейчас — у каждого 110- го. Таким образом, вопрос аутистов становится важным не только с социальной точки зрения, но и с экономической. Кое- где эта проблема решается вполне успешно, и они становятся процветающими профессионалами.

Аутизмом называют расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

При этом 0,5 % до 10 % лиц с расстройствами так называемого аутистического спектра демонстрируют необычные способности. простирающиеся от узких обособленных навыков, вроде запоминания незначительных фактов.

При так называемом синдроме саванта, когда человек обладает не двумя, а одним полушарием мозга, обнаруживаются чрезвычайные таланты в узких областях при зачастую полной бытовой беспомощности человека.

Но при этом большая часть аутистов (свыше 90%) страдают от безработицы или неполной занятости. В американской компании Aspiritech к работе над тестированием программного обеспечения привлекают людей, страдающих аутизмом.

Офис Aspiritech в силу индивидуальных особенностей работников представляет собой странное зрелище. Кто-то не выносит яркого света, кто-то не терпит вмешательства с своей личное пространство, работник может встать и побежать по офису, или закричать что-то невразумительное…

Но как считает руководство компании, аутисты являются прекрасными работниками,. У компании очень солидные заказчики, среди которых Microsoft и Oracle, которые вполне удовлетворены качеством предоставляемых услуг.

Свыше 80% сотрудников компании Aspiritech страдают синдромом Аспергера, который считается одним из видов аутистических расстройств, не препятствующим элементарной социализации.

Люди с синдромом Аспергера могут быть крайне увлечены какой-то определенной областью знаний и быть в ней высококлассными специалистами. Неслучайно сам Ганс Аспергер называл некоторых своих юных пациентов "маленькими профессорами".

Они способны к долговременной и проявляют феноменальную, иногда даже эйдетическую, память. Очень часто аутизм сочетается с феноменальной памятью и потрясающей способностью к различного рода вычислениям, к счету.

Учитывая, что тестирование требует высокого внимания к деталям и выполнения ряда рутинных операций, аутисты с данным расстройством хорошо подходят для выполнения данной работы.

При этом руководство компании Aspiritech, заверяет, что их сотрудники не менее сообразительны, чем здоровые люди, однако более работоспособны в назначенной сфере деятельности.

Сотрудникам фирмы позволено опаздывать на работу, их не ругают в том случае, если обнаружена ошибка в работе. При этом платят неплохие — от $2200 до $2500 долларов в месяц, сообщает Associated Press.

В свое время, сын основателя компании Моше Витцберга, имел проблемы с работой из-за диагноза "синдром Аспергера". По этой причине руководство Aspiritech и взялось помогать людям, страдающим аутизмом.

Как считают специалисты, компьютерные специальности неплохо подходят аутистам. Более того, многие высококлассные программисты являются людьми с теми или иными чертами аутизма или синдромом Аспергера.

Также в числе предпочтительных для аутистов специальностей называются бухгалтерское дело, библиотечное, архивное и чертежное дело, изобразительное искусство. Аутистам неплохо подходит археология, палеонтология, музейная работа.

Для некоторых аутистов хорошо подходят профессии, требующие подключения визуального мышления — как автоматизированное проектирование, архитектурное моделирование конструкций, промышленный дизайн и пр.

К примеру, в 2008 году сотрудник Массачусетского технологического института Вэнди Джейкоб основала студию, где с помощью аутистов разрабатываются радикально новые художественные и конструктивные решения в области интерьерного дизайна и дизайна бытовых предметов именно для людей с аутистическими расстройствами. Таким образом, начинает складываться и специфический рынок.

Также подходят специальности, связанные с четким выполнением определенных действий в определенное время. Причем аутисты не нуждаются в коллективе и могут вполне эффективно работать в .

Но для них скорее всего окажется непосильной работа, связанная с быстрой обработкой информации в краткосрочной рабочей памяти. Следует избегать таких специальностей как история, политология, бизнес, филология или высшая математика.

Мирановский Анатолий

Взрослые люди с аутизмом могут быть бесценными работниками благодаря своим уникальным особенностям. Но чтобы они смогли их проявить и стать при этом полноценными членами общества, работодателю необходимо учитывать особенности поведения и восприятия аутичных людей, а также адекватно использовать их сильные стороны, рассказала РИА Новости педагог-психолог центра социальной адаптации профессиональной подготовки технологического колледжа №21 Галина Головина.

"Несмотря на то, что люди с расстройством аутистического спектра (РАС) точно, педантично и скрупулезно выполняют работу, которой были обучены, лишь у очень небольшого числа людей с аутизмом есть работа", - рассказала РИА Новости Галина Головина. Причина совершенно очевидная и общая для всех - слабо развитые социальные и коммуникативные навыки. Действительно, получить профессию человеку с аутизмом легче, чем найти работу. При этом зарубежный опыт показывает, что при адекватном менеджменте люди с РАС оказываются уникальными и незаменимыми работниками во многих областях.

Организация труда человека с расстройством аутистического спектра в целом соответствуем правилам хорошего менеджмента любых других сотрудников. С тем лишь отличием, что нейротипичные люди понимают принципы социальной коммуникации, не проговаривая их и без специальных инструкций, а аутичные люди, в силу того, что социальная адаптация не сформирована до конца, живут правилами, которые должны быть четко сформулированы.

"Нужно также учитывать, что спектр аутизма очень широкий. Люди с синдромом Аспергера более склонны к аналитической работе. Те, у кого Синдром Каннера, - они больше для ручной работы", - добавляет эксперт.

1. Организовать рабочее пространство

Вопреки расхожему мнению, человеку с аутизмом не нужно постоянное уединение и отгороженность от всех. Головина считает, что "маленькие норки способствуют усилению аутической симптоматики". При организации рабочего пространства аутичного человека необходимо учитывать сохраняющуюся во взрослом возрасте боязнь больших пространств, гиперчувствительность к звукам и стремление обозначить границы личностного пространства.

"Им правильнее сидеть так: спиной к стене (за спиной ничего не происходит, нет движений и звуков - спина защищена), лицом - к открытому пространству и другим людям. Это удерживает их от погружения во внутренний мир. Если этого не соблюсти, то примерно через месяц они могут аутизироваться так, что их уже оттуда будет трудно вырвать", - пояснила педагог-психолог.

Также она отмечает, что если над рабочим местом будет слишком высокий потолок, пространство от стены до стены будет слишком большим или, к примеру, будет беспрерывный шумовой фон - такая обстановка станет сильным стрессом для человека с аутизмом, а скорость и качество работы резко упадут.

2. Четко сформулировать задачу, обозначить сроки

Любой человек, страдающий синдромом аутизма, легко выполняет понятные ему инструкции, а также придерживается заведенного распорядка. Однако зачастую им бывает трудно самостоятельно распланировать свою работу - в этом случае нужно это сделать за них. "Четко обозначить последовательность задач в работе и их взаимосвязь. Обязательно обозначить окончание работы, потому что завершенность действия им тоже трудно отслеживать", - считает психолог.

Для человека с аутизмом важно визуальное подкрепление и опора на цифры. "Если стоит, к примеру, задача найти и собрать в интернете

какую-то информацию - для ребят с сохранным интеллектом это очень комфортная работа - нужно определить, до какой степени он должен собрать ее. Необходимо задать критерии качества и завершенности действия - например, обозначить, что отсмотреть он должен 100 сайтов", - объяснила она.

3. Простая речь без метафор

Объяснять рабочую задачу, распорядок рабочего дня нужно простым и понятным языком. Речь, наполненная метафорами, сравнениями, пословицами или поговорками, вряд ли будет понята человеком с расстройством аутистического спектра. "Речь должна быть ровная и простая, без аналогов и ассоциаций, без метафор и поговорок. Как правило, это только раздражает. Связано это с нарушениями вербального интеллекта", - отмечает Головина. У людей с РАС зачастую возникают сложности с пониманием слов из абстрактной категории. "Слова вроде бы простые, но все равно непонятные - доброта, например. Зато он знает, что есть хорошо и что плохо, больно или не больно, обидно или не обидно", - заметила она.

Если есть необходимость в использовании абстрактных понятий, психолог посоветовала, четко объяснить аутичному человеку, что конкретно имеется в виду. "Как правило, это хорошо усваивается, но без специального объяснения сами они не знают", - уточнила Головина.

4. Убедиться, что инструкцию услышали и поняли

Общей особенностью для всех людей с аутизмом является трудность с ответом на поставленный вопрос. "Если с ними необходимо общение и обратная связь, тут необходимо помочь, подсказать, какого характера ответа от них ждут, о чем речь идет, о чем спрашивают", - рекомендует психолог.

Также Головина отмечает, что иногда бывает трудно понять, слушает ли аутичный человек то, что ему в данный момент говорят. "Постоянно нужно убеждаться в том, что контакт есть. Так как сохраняется трудность визуального контакта, им периодически нужно напоминать "на меня посмотри, пожалуйста". Как только есть визуальный контакт, есть включение", - объясняет эксперт.

Для того чтобы убедиться, что работник понял поставленную задачу, можно попросить его повторить, что от него требуется. Если он не сможет повторить, значит он в этот момент "вылетел" и не слушал. В этом случае необходимо уточнить, что именно было непонятно, либо еще раз повторить.

5. Человек, которому можно доверять

Ввиду сложностей, которые аутичные люди испытывают с социальной коммуникацией, адаптацией и взаимодействием, зачастую на рабочем месте им необходим человек, к которому они могут обратиться за помощью. Так как в самой работе людям с аутизмом редко бывает нужна помощь, если он этой работе уже обучен, то наставник ему необходим для разрешения вопросов, связанных с социальной коммуникацией. "Отношения и социальные контакты у них не сформированы или сформированы неадекватно, то есть они могут непривычно для нейротипичных людей среагировать на какие-то ситуации социального взаимодействия", - напоминает эксперт.

Аутичному человеку важно, чтобы в коллективе был тот, кто его выслушает, поймет и поможет вернуть душевное равновесие. "Например, если аутист идет по коридору, а ему навстречу двое коллег, которые расступаются, чтобы его пропустить. Для аутиста может быть трудно пройти между ними в этом случае, он может остановиться и потребовать "нет, вы все в одну сторону сдвиньтесь, пожалуйста". А если его не поняли, или не послушались, может быть бурная реакция - глубокое переживание о том, что его не слышат, не понимают. А он даже не всегда скажет, почему для него это важно", - сказала Головина.

6. Уважение к личностным проявлениям

Для людей с расстройством эмоционально-волевой сферы могут быть крайне важны вещи и события, на которые нейротипичные люди будут реагировать сдержанно. Так, например, если в момент, когда аутичному работнику дают инструкцию, а у него зазвонил телефон, или произошло другое, важное для него событие, психолог советует реагировать на это с уважением к личностным особенностям. Небрежное отношение к тому, что для аутичного человека важно, может его глубоко ранить или даже вызвать аффективный всплеск. "Он может среагировать достаточно резко, и часто бывает трудно его успокоить потом. Все, что связано с его личностными особенностями, нужно уважать. Если он свою вещь положил, трогать нельзя, перекладывать нельзя. Их личностное пространство на эти вещи полностью распространяется. Для него это как если его руку или ногу переложить", - говорит эксперт.

Этих сложностей можно будет избежать, если зафиксировать определенные правила и, например, договориться с работником, что личные, ценные ему вещи, в начале рабочего дня он кладет в ящик, а по окончании работы забирает. "Любой человек с расстройствами аутистического спектра очень силен на правила. Это для них - мощная опора. Социальная адаптация не сформирована до конца, поэтому они живут правилами", - отмечает психолог. Если правило сформировано, то маловероятно, что человек с РАС его нарушит.

7. Соответствующая мотивация

Так как в структуре ценностей человека с расстройством аутистического спектра нет социально-полезного труда, едва ли не единственной мотивацией к работе может быть интерес. Монотонная деятельность, если к ней нет интереса, истощает аутичного человека. "Их бывает довольно сложно замотивировать. Если поставить задачу работать с цифрами, таблицами, искать что-то в интернете, то даже если эта работа однообразна, она им понятна, и, как правило, интересна, и чем дальше, тем с большим и большим удовольствием он трудится. Если эта работа связана с социальными действиями, он выполнит разок, а потом начнет протестовать, делать плохо, не усваивать инструкцию - в общем, будет защищаться, как умеет", - отмечает Головина.

В силу особенностей восприятия аутичного человека, у него, как правило, специфическое отношение к критике и похвале. Указать на ошибку аутичному человеку может только авторитетный для него человек, отмечает психолог. "Если нужно сказать об ошибке человеку с аутизмом, лучше начинать речь с позитивного подкрепления: "Все хорошо, ты молодец. В этом месте нужно подправить/доделать, я знаю, что ты справишься". Такое авансирование нужно для того, чтобы ему хотелось соответствовать", - говорит эксперт. При этом она подчеркивает, что важно, указывая на ошибку, не переходить на личности.

Если действия аутичного человека оценивает человек, который для него авторитетен, то критика и похвала будут восприняты адекватно. В противном случае, по мнению педагога-психолога, аутичный человек либо вообще не заметит оценки своих действий, либо она будет его раздражать, или он сочтет ее оскорбительной. В качестве примера Головина приводит студента с синдромом Аспергера, одаренного в математике: "Похвалить, осудить или что-то резко сказать ему может только профессор математики. Просто преподаватель, не имеющий звания, будет раздражать. Тот, у кого есть образование, должность и авторитет, может учить, давать инструкции, делать замечания, и это будет восприниматься адекватно".

9. Неожиданное должно планироваться

Любой человек, получая задачу с пометкой "срочно" в тот момент, когда у него в работе находится другая задача, чувствует себя неуютно, но может с этим ощущением справится. Для аутичного человека, замечает психолог, заняться внеплановой работой будет практически невозможно. Если он все же сможет себя пересилить, то в любом случае это будет для него очень мучительно, и почти наверняка вызовет протест. "Для аутичного человека это страшный стресс. Он даже может согласиться выполнить срочную задачу, но после этого эмоционально "развалится" на неделю. И к прежней работе он вернуться не сможет", - считает психолог.

При этом она отмечает, что неожиданность, включенная в план аутичного работника скорее всего не вызовет у него отрицательной реакции. "Если есть понимание, что может произойти что-то срочное, нужно планировать его занятость, например, до обеда, а после обеда ставить новую задачу", - говорит эксперт.

10. Зона отдыха

Чтобы поддерживать нормальное эмоциональное состояние в течение рабочего дня, любому человеку необходимы короткие передышки. Психолог отмечает, что для таких перезагрузок людям с аутизмом в идеале необходим тихий уголок, где можно уединиться. "У них бывают истощения, и вы никогда не догадаетесь, с чем они связаны, как правило, с внутренними переживаниями. Ну, например, трамвай пришел непривычного, не того цвета, а он все равно вынужден был в него сесть, и он переживает по этому поводу", - поясняет эксперт.

Важно, чтобы в комнате были часы, а с работником было четко оговорено, сколько времени он может там быть. "Можно прямо песочные часы ставить, иначе он там может зависнуть надолго, потому что они времени не замечают. Это профилактика эмоциональных срывов", - объяснила Головина.

Система занятости для людей с ограниченными возможностями в России, к сожалению, пока развита слабо. Бытует мнение, что человек с расстройством аутистического спектра не пригоден для обычной трудовой деятельности. Однако некоторые особенности аутистов позволяют им не просто успешно работать, но и развивать достойную карьеру.

Так, например, по мнению создателя курсов для высокофункциональных аутистов Эстер Цабар, люди с особенностями развития могут быть весьма успешны в трудовой сфере. Она объяснила принцип подготовки специалистов, которые в дальнейшем занимают тестированием различных программ и техники. "На первом этапе нашей программы мы рассматриваем заявки и, к сожалению, не всех можем принять, потому что требования в сфере hi-tech очень высокие. Кандидат должен быть хорошим специалистом и превосходно знать английский язык. После отбора мы реализуем трехмесячный план обучения тому, как можно проводить тестирования на примере различных программных продуктов. Кроме этого мы обучаем социальным, коммуникативным навыкам", - рассказала эксперт. После обучения выпускники курсов поступали на работу в ведущие мировые компании в технологической сфере. У них могут возникать проблемы в общении с коллегами или же они оказываются неспособными работать в больших комнатах, но, по словам Цабар, это решается благодаря грамотному диалогу между руководством и новым сотрудником.

Есть настоящие звезды математики и программирования, а есть и те, кому тяжело даются простые ремесла, и кому трудно устроиться на работу. Проблему последних можно было бы решить за счет создания специализированных рабочих мест и разработки особых программ сопровождения, и для этого необходима помощь государства, утверждают эксперты.

Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в некоторых областях знаний и искусства.

Дети-аутисты с развитым интеллектом успешно продолжают свое обучение и после школы, заканчивают вузы, хотя особенности их характера нередко побуждают их выбирать работу, которая сопровождается минимальным контактом с коллегами. Часто они избирают для себя профессии, связанные с математикой, компьютерами, и достигают в этих сферах больших успехов. Среди них есть и настоящие звезды, хотя медицинская этика не позволяет экспертам упоминать их имена в связи с возможными диагнозами.

"Некоторые из них становятся выдающимися программистами, "компьютерными гениями". Рабочий коллектив им не нужен, они чувствуют себя самодостаточными в своем мире. А компьютер дает им возможности этот мир расширить", - рассказала РИА Новости директор коррекционной школы №30 Людмила Рыжих.

К сожалению, многие аутисты имеют инвалидность и не могут получать высшее образование и работать наравне со здоровыми людьми. Выходом для них становится обучение разным ремеслам, которые позволяют им в дальнейшем зарабатывать на жизнь.

Среди учащихся Московского технологического колледжа № 21 есть немало молодых людей с аутистическим спектром нарушений, они проходят профессиональную подготовку в ремесленных мастерских разного профиля, многие из них обучаются швейному и столярному делу.

Преподаватели колледжа отмечают, что для их учеников важно не только получить профессию, но и научиться работать в коллективе. Поэтому в учебном процессе участвуют психологи, которые используют в работе со студентами специальные лечебно-педагогические методики.

"У нас есть один мальчик-аутист, который очень хорошо ткет, - рассказала замдиректора колледжа по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья Ольга Волкова. - Но если он делает это очень долго, оставаясь один на один с работой, он уходит в себя, а это опасное для него состояние, его необходимо все время оттуда вытаскивать".

В этой ситуации задача педагога - помочь учащемуся выстроить рабочее пространство так, чтобы тому было комфортно, но чтобы он периодически "выныривал" из своего мира и возвращался к реальности.

Три способа трудоустройства

К сожалению, подчас обучить профессии молодых людей с заметными аутистическими нарушениями бывает легче, чем устроить их на работу, хотя и для них возможны три вида трудоустройства, отмечают специалисты.

Первый из них предполагает работу специалиста с инвалидностью в обычном трудовом коллективе. Проблема здесь в том, что работодатели, как правило, не готовы предоставлять инвалидам работу, даже если она вполне им по силам.

"Мы хотим обратиться к работодателям, чтобы они не боялись принимать на работу наших выпускников, - заявила Ольга Волкова. - Наши специалисты готовы их сопровождать, подсказывать коллегам, как с ними следует обращаться".

Второй способ трудоустройства предполагает целенаправленное создание специализированных рабочих мест, особых участков на предприятиях. Лучше, если эти рабочие места будут интеграционными, и рядом с аутистами будут работать здоровые люди, говорят специалисты. По их мнению, решить эту задачу на многих производствах вполне реально, тем более, что во время учебы в колледже молодые люди с аутистическими расстройствами привыкают находиться бок о бок со здоровыми сверстниками.

"Одному нашему выпускнику предложили работать в пункте мгновенной фотографии, его обучали два месяца, он всем понравился, - рассказала замдиректора колледжа. - Но когда встал вопрос о том, что юноша должен работать один, и при этом отвечать за деньги, мы поняли, что он не справится с материальной ответственностью. Он очень наивный, его легко отвлечь и утащить деньги. Мы не можем так подставлять нашего подопечного, он обязательно должен работать вместе с кем-то".

Третий способ трудоустройства подошел бы молодым людям с самыми тяжелыми диагнозами, считают специалисты. Для этого, по их мнению, при органах соцзащиты следовало бы создавать центры трудовой дневной занятости, где работники могли бы заниматься производственной и досуговой деятельностью, с хорошим сопровождением и социальной адаптацией.

Но все эти способы трудоустройства нуждаются в поддержке со стороны государства, подобно тому, как это происходит сегодня в странах Западной Европы, в США и Канаде. В этих странах существуют федеральные и муниципальные программы поддерживаемого трудоустройства, которые предполагают выделение бюджетных средств на сопровождение и трудоустройство работников с разными формами ментальных нарушений, в том числе и аутистов.

Там, где действуют такие программы, интерес работодателей в приеме на работу инвалидов повышается, поскольку вслед за работником приходят бюджетные деньги. Кроме того, вместе с новым сотрудником приходит его сопровождающий, который, получая от государства зарплату, в течение определенного срока помогает своему подопечному освоить свои должностные обязанности и вписаться в коллектив.

Без сопровождения ничего не получится

Общая проблема многих работников-аутистов состоит в том, что они не могут общаться в трудовом коллективе как обычные сотрудники. Кто-то должен постоянно находиться рядом с ними и решать возникающие затруднения.

"В нашей швейной мастерской занимается девушка - очень милая внешне, но практически не говорящая, - рассказала Ольга Волкова. - Она очень тяжело идет на контакт, и, конечно, никогда не сможет работать без сопровождения".

К сожалению, такое сопровождение не поддерживается специальными социальными программами, и деньги на него приходится искать с большим трудом.

С другой стороны, нельзя сказать, что молодые люди с аутистическими нарушениями брошены государством на произвол судьбы. Специальную работу с инвалидами в колледже № 21 в рамках эксперимента оплачивает Московский департамент образования. Благодаря этому с учащимися занимаются психологи, дефектологи, социальные педагоги и воспитатели.

Родители учеников, которые входят в Межрегиональную общественную организацию "Дорога в мир", получили в столичном департаменте соцзащиты финансирования проекта по сопровождению учащихся-инвалидов, рассказала замдиректора колледжа. Им выделили деньги на оплату труда десяти сопровождающих в течение десяти месяцев.

Эта помощь может оказаться очень важной, потому что среди учащихся есть молодые люди, требующие постоянного сопровождения. Некоторые из них не могут самостоятельно передвигаться по городу, и социальные работники будут помогать им добираться от дома до колледжа и обратно. При необходимости их будут сопровождать как во время учебы, так и на внеклассных занятиях.

Кроме того, столичный департамент труда и занятости включил учащихся колледжа в программу комплексной интеграции инвалидов. Благодаря этой программе для них сегодня оборудуются специальные рабочие места.

Такие же меры поддержки нужны и другим учащимся и работающим аутистам, но пока государство не справляется с комплексным решением проблемы, считают специалисты.

"Я не хочу сказать, что государство нам не помогает. Это не так. Но наша задача состоит не в том, чтобы получать разовую помощь, а чтобы на нас, как на модели, могли отработать систему сопровождения и поддержки людей с тяжелыми психическими нарушениями, в том числе и аутистов. И чтобы эта система начала работать и в других городах России", - подчеркнула Ольга Волкова.