Гороскопы

Нефтяная и газовая опек: цели и задачи организации. справка. Смотреть что такое "OPEC" в других словарях Опек полное название и функции

ОПЕК - международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960.

В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.

Целью ОПЕК являются:

· Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.

· Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

· Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.

· Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

· Сотрудничество со странами, не являющимися членами ОПЕК, в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Организационная структура ОПЕК

Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров , в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке.

Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.


Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента. Генеральный секретарь (с 2007 г.) - Абдалла Салем аль-Бадри.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем.

Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.

Фонд международного развития ОПЕК

В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Помощью Фонда могут пользоваться международные финансовые институты, оказывающие помощь развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет займы на льготных условиях в основном трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Финансовые средства Фонда формируются за счет добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет кредитных и инвестиционных операций Фонда.

Его ценовое значение является средним арифметическим cпотовых цен для сортов нефти, производимых участниками организации.

(The Organization of the Petroleum Exporting Countries, OPEC) - международная организация, созданная с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

К моменту основания ОПЕК на рынке существовали значительные излишки предлагаемой нефти, появление которых было вызвано началом разработки гигантских нефтяных месторождений - прежде всего, на Ближнем Востоке. Кроме того, на рынок вышел Советский Союз, где с 1955 года по 1960 год удвоились объемы добычи нефти. Это изобилие вызвало серьезную конкуренцию на рынке, ведущую к постоянному снижению цен. Сложившаяся ситуация послужила причиной для объединения нескольких стран-экспортеров нефти в ОПЕК, чтобы совместно противостоять транснациональным нефтяным корпорациям и поддерживать необходимый уровень цен.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла - инициатор создания. К странам, основавшим организацию, позднее присоединились еще девять: Катар (1961), Индонезия (1962-2009, 2016), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973-1992, 2007), Габон (1975-1995), Ангола (2007).

В настоящее время в ОПЕК входит 13 членов , с учетом появления нового участника организации - Анголы и возвращения Эквадора в 2007 году и возвращения Индонезии с 1 января 2016 года.

Целью ОПЕК является координация и унификация нефтяной политики стран-членов для обеспечения справедливых и стабильных цен на нефть производителей, эффективных, экономичных и регулярных поставок нефти в страны-потребители, а также справедливую доходность на капитал для инвесторов.

Органами ОПЕК являются Конференция, Совет управляющих и Секретариат.

Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год. Она определяет основные направления деятельности ОПЕК, решает вопрос о приеме новых членов, утверждает состав Совета управляющих, рассматривает доклады и рекомендации Совета управляющих, утверждает бюджет и финансовый отчет, принимает поправки к Уставу ОПЕК.

Исполнительный орган ОПЕК - Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией. Данный орган несет ответственность за руководство деятельностью ОПЕК и за реализацию решений Конференции. Заседания Совета управляющих проводятся не реже двух раз в год.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией на три года. Данный орган осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Он обеспечивает работу Конференции и Совета управляющих, готовит сообщения и стратегические данные, распространяет информацию об ОПЕК.

Высшим административным должностным лицом ОПЕК является Генеральный секретарь.

Исполняющий обязанности генерального секретаря ОПЕК — Абдалла Салем аль-Бадри.

Штаб-квартира ОПЕК расположена в Вене (Австрия).

По текущим оценкам, более 80% разведанных мировых запасов нефти приходится на страны-члены ОПЕК, при этом 66% от общих запасов стран ОПЕК сосредоточены на Ближнем Востоке.

Доказанные запасы нефти стран ОПЕК оцениваются в 1,206 триллиона баррелей.

По состоянию на март 2016 года, добыча нефти ОПЕК достигла уровня в 32,251 миллиона баррелей в сутки . Таким образом, ОПЕК превышает собственную квоту на добычу, которая составляет 30 миллионов баррелей в день.

Председатель Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль надеется, что Россия присоединится к Организации и это усилит картель, сообщило в понедельник агентство Франс Пресс.

ОПЕК ‑ Организация стран‑экспортеров нефти (англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) ‑ международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10‑14 сентября 1960 года. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла - инициатор создания. К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились еще девять: Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973-1992, 2007), Габон (1975—1994), Ангола (2007). В настоящее время в ОПЕК входит 13 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 году - появления нового участника организации - Анголы и возвращения в организацию Эквадора.

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Идеи о создании «газовой ОПЕК» были впервые высказаны в 2005 году. В апреле 2005 года на 5‑ой встрече министров стран-экспортеров газа в Порт‑оф‑Спейне участники форума пытались выработать механизмы, позволяющие установить более справедливые цены на газ. Была выдвинута идея о создании специальной организации с координационным центром в Дохе. Однако идея не была реализована из-за разногласий участников, а также определенного давления со стороны США и Евросоюза.

28 января 2007 года о создании газового картеля вновь заговорил духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. На встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым он официально предложил России создать газовый картель по типу ОПЕК. Президент России Владимир Путин сразу не обозначил своей позиции, но во время своего визита на Ближний Восток в феврале 2007 года обсудил с эмиром Катара координацию действий в газовой сфере. Путин назвал инициативу о создании газового картеля интересным предложением. Идею поддержали эмир Катара и президент Венесуэлы Уго Чавес.

Ожидалось, что о создании «газовой ОПЕК» будет объявлено в апреле 2007 года на конференции стран‑экспортеров газа в столице Катара Дохе, однако такая перспектива вызвала резко негативную реакцию США и Евросоюза. Американский конгресс даже принял специальную резолюцию, в которой создание «газовой ОПЕК» квалифицируется как «угроза национальной безопасности США».

28 октября 2007 года на заседании комитета Форума стран‑экспортеров газа (ФСЭГ) в Дохе замминистра промышленности и энергетики РФ Анатолий Яновский принял к рассмотрению проект устава новой организации, который был направлен на согласование в профильные министерства и ведомства. Аналогичная работа прошла у всех членов ФСЭГ.

23 января 2008 года в Египте состоялось заседание комитета высокого уровня ФСЭГ, в работе которого приняли участие специалисты «Газпрома» и Минпромэнерго России. На встрече обсуждалась возможность превращения ФСЭГ из неформального клуба в более серьезную организацию, влияющую на газовый рынок. Однако в «Газпроме» решили, что проект требует значительной доработки, поскольку «необходимо учесть специфику газового бизнеса». В итоге окончательно согласование позиций участников ФСЭГ было отложено до следующего заседания комитета.

В октябре 2008 года Россия, Иран и Катар пришли к единогласию в вопросе о создании Организации стран-производителей и экспортеров газа - газовой ОПЕК. На состоявшемся по этому поводу трехстороннем заседании, которое прошло 21 октября 2008 года, присутствовали министр энергетики и промышленности Катара Абдалла бен Хамад аль‑Атыйя, министр нефти Ирана Голлям Хусейн Нозари и председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер.

Структура, называемая ОПЕК, расшифровка аббревиатуры которой, в принципе, знакома очень многим, играет значимую роль на мировой бизнес-арене. Когда была создана эта организация? Каковы основные факторы, предопределившие учреждение данной международной структуры? Сегодняшний тренд, отражающий снижение цен на нефть, можно ли сказать, что предсказуем и потому подконтролен для сегодняшних стран-экспортеров "черного золота"? Или же страны ОПЕК с высокой вероятностью - исполнители роли второго плана на глобальной политической арене, вынужденные считаться с приоритетами других держав?

OPEC: общая информация

Что такое ОПЕК? Расшифровка данной аббревиатуры довольно проста. Правда, прежде чем ее производить, следует корректно транслитерировать ее на английский - OPEC. Получится - Organization of Petroleum Exporting Countries. Или, Организация стран-экспортеров нефти. Данная международная структура создана крупными нефтедобывающими державами с целью, как считают аналитики, влияния на рынок "черного золота" в аспекте, прежде всего, цен.

Члены ОПЕК - 12 государств. В их числе есть ближневосточные страны - Иран, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, ОАЭ, три государства из Африки - Алжир, Нигерия, Ангола, Ливия, а также Венесуэла и Эквадор, что расположены в Южной Америке. Штаб-квартира организации при этом расположена в австрийской столице - Вене. Организация стран-экспортеров нефти была основана в 1960 году. К текущему моменту страны ОПЕК контролируют порядка 40% от мирового экспорта "черного золота".

История ОПЕК

ОПЕК была основана в столице Ирака, городе Багдаде, в сентябре 1960 года. Инициаторами ее создания стали крупные мировые экспортеры нефти - Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, а также Венесуэла. Как считают современные историки, период, когда данные государства выступили с соответствующей инициативой, совпал со временем, когда шел активный процесс деколонизации. Бывшие зависимые территории отделялись от своих метрополий как в политическом, так и в экономическом выражении.

Мировой рынок нефти контролировали в основном западные компании, такие как Exxon, Chevron, Mobil. Есть исторический факт - картель из крупнейших корпораций, включая названные, выступила с решением снизить цены на "черное золото". Это было обусловлено необходимостью снижения издержек, связанных с нефтяной рентой. В результате страны, учредившие ОПЕК, поставили цель - получить возможность контроля над своими природными ресурсами вне поля влияния крупнейших мировых корпораций. К тому же в 60-е годы, как считают некоторые аналитики, экономика планеты не испытывала столь большой потребности в нефти - предложение превышало спрос. И потому деятельность ОПЕК была призвана предотвратить снижение глобальных цен на "черное золото".

Первым делом был учрежден Секретариат ОПЕК. Он "прописался" в швейцарской Женеве, однако в 1965 году "переехал" в Вену. В 1968-м прошло заседание ОПЕК, на котором организация приняла Декларацию о нефтяной политике. В ней отражалось право государств на осуществление контроля над национальными природными ресурсами. К тому моменту в состав организации вступили другие крупнейшие экспортеры нефти в мире - Катар, Ливия, Индонезия, а также ОАЭ. В 1969 году в ОПЕК вошел Алжир.

Как считают многие эксперты, влияние ОПЕК на глобальный рынок нефти особенно возросло в 70-е годы. Это было во многом обусловлено тем, что контроль над добычей нефти взяли на себя правительства стран, входящих в организацию. Как полагают аналитики, в те годы ОПЕК действительно могла прямо воздействовать на мировые цены на "черное золото". В 1976 году был создан Фонд ОПЕК, в ведении которого появились вопросы международного развития. В 70-е к организации присоединилось еще несколько стран - две африканские (Нигерия, Габон), одна из Южной Америки - Эквадор.

К началу 80-х мировые цены на нефть достигли очень высоких отметок, однако в 1986-м они начали снижаться. Члены ОПЕК на некоторое время снизили свою долю на глобальном рынке "черного золота". Это привело, как отмечают некоторые аналитики, к существенным экономическим проблемам в странах, входящих в организацию. Вместе с тем уже к началу 90-х цены на нефть вновь выросли - примерно до половины того уровня, что был достигнут в начале 80-х. Доля стран ОПЕК в глобальном сегменте также стала расти. Эксперты полагают, что подобного рода эффект был во многом обусловлен введением такого компонента экономической политики, как квоты. Также была внедрена методология ценообразования, основанная на так называемой "корзине ОПЕК".

В 90-е годы мировые цены на нефть в целом не были, как считают многие аналитики, несколько ниже ожиданий стран, входящих в Организацию. Существенным барьером к росту стоимости "черного золота" стал экономический кризис в Юго-Восточной Азии в 1998-1999 годах. Вместе с тем к концу 90-х специфика многих производств стала требовать больше нефтяного ресурса. Появились особо энергоемкие бизнесы, процессы глобализации стали особенно интенсивными. Это, как считают эксперты, создало некоторые условия для скорого роста цен на нефть. Отметим, что в 1998 году статус наблюдателя в ОПЕК получила Россия - экспортер нефти, один из крупнейших уже на тот момент игроков глобального рынка "черного золота". При этом в 90-х из состава организации вышел Габон, а временно приостановил свою деятельность в структуре ОПЕК Эквадор.

В начале 2000-х годов мировые цены на нефть стали понемногу расти и долгое время были в достаточной мере стабильны. Однако вскоре начался их стремительный рост, достигнувший максимума в 2008 году. К тому моменту в состав ОПЕК вошла Ангола. Однако в 2008 году резко активизировались кризисные факторы. Осенью 2008-го цены на "черное золото" упали до уровня начала 2000-х. Вместе с тем в течение 2009-2010 годов цены вновь выросли и продолжали быть на уровне, который основные экспортеры нефти, как полагают экономисты, были вправе считать самым комфортным. В 2014 году, в силу целого комплекса причин, цены на нефть планомерно снизились до уровня середины 2000-х. ОПЕК вместе с тем продолжает играть значимую роль на глобальном рынке "черного золота".

Цели деятельности ОПЕК

Как мы уже отметили выше, изначально целью создания ОПЕК было установление контроля над национальными природными ресурсами, а также влияние на мировые ценообразующие тренды в нефтяном сегменте. Как полагают современные аналитики, принципиально данная цель с тех пор не поменялась. В числе наиболее актуальных задач, не считая главной, для ОПЕК - развитие инфраструктуры поставок нефти, грамотное инвестирование доходов от экспорта "черного золота".

ОПЕК как игрок мировой политической арены

Члены ОПЕК объединены в структуру, которая носит статус Именно так она зарегистрирована в ООН. Уже в первые годы работы ОПЕК установила отношения с Советом ООН по вопросам экономики и общества, стала участвовать в Конференции по торговле и развитию. Несколько раз в год проводятся совещания с участием высших правительственных должностей стран, входящих в ОПЕК. Данного рода мероприятия предназначены для выработки совместной стратегии дальнейшего выстраивания деятельности на глобальном рынке.

Запасы нефти в ОПЕК

Члены ОПЕК обладают суммарными запасами нефти, которые оцениваются более чем в 1199 миллиардов баррелей. Это примерно 60-70% от мировых резервов. При этом, как полагают некоторые эксперты, только Венесуэла достигла пиковых объемов добычи нефти. Остальные страны, что входят в ОПЕК, еще могут увеличить свои показатели. Вместе с тем мнения современных экспертов касательно перспектив роста добычи "черного золота" странами Организации расходятся. Некоторые говорят, что государства, что входят в ОПЕК, будут стремиться к увеличению соответствующих показателей - с целью сохранения текущих позиций на глобальном рынке.

Дело в том, что сейчас США - экспортер нефти (в значительной мере относящейся к типу сланцевой), который в потенциале может существенно потеснить страны ОПЕК на мировой арене. Другие аналитики полагают, что увеличение добычи невыгодно государствам, входящим в Организацию - рост предложения на рынке снижает цены на "черное золото".

Структура управления

Интересный аспект в изучении ОПЕК - характеристика системы менеджмента организации. Ведущий орган управления ОПЕК - это Конференция государств-участниц. Созывается она обычно 2 раза в год. Заседание ОПЕК в формате Конференции предполагает обсуждение вопросов, связанных с приемом в организацию новых государств, принятием бюджета, кадровыми назначениями. Актуальные темы для Конференции формулирует, как правило, Совет Управляющих. Эта же структура осуществляет контроль над реализацией утвержденных решений. В структуре Совета Управляющих - несколько отделов, отвечающих за специальный круг вопросов.

Что такое "корзина" цен на нефть?

Выше мы сказали о том, что одним из ценовых ориентиров для стран Организации выступает так называемая "корзина". среднее арифметическое между некоторыми добываемыми в разных странах ОПЕК. Расшифровка их названий часто связана с сортом - "легким" или "тяжелым", а также государством происхождения. Например, есть марка Arab Light - легкая нефть, добываемая в Саудовской Аравии. Есть Iran Heavy - тяжелая происхождения. Есть такие марки, как Kuwait Export, Qatar Marine. Максимального значения "корзина" достигала в июле 2008 года - 140,73 долларов.

Квоты

Нами было отмечено, что в практике деятельности стран Организации присутствуют такое? Это ограничения на ежедневный объем добычи нефти для каждой из стран. Их величина может меняться по итогам соответствующих заседаний структур менеджмента Организации. В общем случае при снижении квот есть основания ожидать дефицита предложения на мировом рынке и, как результат, рост цен. В свою очередь, если соответствующее ограничение остается без изменений или увеличивается, расценки на "черное золото" могут иметь тенденцию к снижению.

ОПЕК и Россия

Как известно, главные экспортеры нефти в мире - это не только страны ОПЕК. В число крупнейших глобальных поставщиков "черного золота" на глобальном рынке входит Россия. Есть мнение, что в какие-то годы между нашей страной и Организацией имели место конфронтационные отношения. Например, в 2002 году от ОПЕК в адрес Москвы было выдвинуто требование - сократить добычу нефти, а также ее реализацию на глобальном рынке. Однако, как свидетельствуют публичные статистические данные, экспорт "черного золота" из РФ с того момента практически не снижался, а наоборот, рос.

Противостояние России и данной международной структуры, как полагают аналитики, прекратилось в годы стремительного роста цен на нефть в середине 2000-х. С тех пор между РФ и Организацией в целом наблюдается тенденция к конструктивному взаимодействию - как на уровне межправительственных консультаций, так и в аспекте сотрудничества нефтяных бизнесов. ОПЕК и Россия - экспортеры "черного золота". В целом логично, что их стратегические интересы на глобальной арене совпадают.

Перспективы

Каковы перспективы дальнейшего партнерства государств, входящих в ОПЕК? Расшифровка этой аббревиатуры, что дана нами в самом начале статьи, говорит о том, что в основе общности интересов стран, что учредили и продолжают поддерживать функционирование данной организации, - конкретно экспорт "черного золота". Вместе с тем, как полагают некоторые современные аналитики, с целью дальнейшей оптимизации бизнес-стратегий в сочетании с реализацией национальных политических интересов странам, входящим в Организацию, в ближайшие годы придется считаться также и со мнением государств-импортеров нефти. С чем это может быть связано?

Прежде всего с тем, что комфортный импорт нефти для стран, в ней нуждающихся - условие развития их экономики. Будут развиваться национально-хозяйственные системы, расти производство - цены на нефть не упадут ниже критической для экспертеров "черного золота" отметки. В свою очередь, удорожание себестоимости производств, которое во многом возникает из-за чрезмерных топливных расходов, с высокой вероятностью будет приводить к закрытию энергоемких мощностей, их модернизации в пользу задействования альтернативных источников энергии. Как следствие - глобальные цены на нефть могут снижаться. Поэтому основной лейтмотив дальнейшего развития стран ОПЕК, как считают многие эксперты, - это разумный компромисс между реализацией собственных национальных интересов и позицией государств, импортирующих "черное золото".

Есть и другая точка зрения. Согласно ей, нефти в ближайшие несколько десятилетий не будет альтернативы. И потому страны Организации имеют все шансы на то, чтобы укрепить свои позиции на мировой бизнес-арене, а попутно также получить преимущества в аспекте реализации политических интересов. В целом, при возможных кратковременных спадах, цены на нефть будут оставаться высокими, исходя из объективных потребностей производящих экономик, инфляционных процессов, а также в ряде случаев относительно медленного освоения новых месторождений. Предложение в отдельные годы может и вовсе не поспевать за спросом.

Существует также и третья точка зрения. Согласно ей, в более выигрышной позиции могут оказаться как раз таки страны-импортеры нефти. Дело в том, что текущие показатели цены на "черное золото", как считают аналитики, придерживающиеся концепции, о которой идет речь, практически полностью спекулятивны. А во многих случаях - управляемы. Рентабельная мировая цена нефтяного бизнеса для некоторых компаний - 25 долларов. Это намного ниже, чем даже текущая цена на "черное золото", весьма вероятно, некомфортная для бюджетов многих стран-экспортеров. И потому странам Организации в рамках концепции некоторыми экспертами отводится роль игрока, который не может диктовать свои условия. И более того, в определенной степени зависимого от политических приоритетов многих стран-импортеров нефти.

Отметим, что каждая из трех точек зрения отражает лишь предположения, теории, озвучиваемые разными экспертами. Нефтяной рынок - один из самых непредсказуемых. Прогнозы, касающиеся цен на "черное золото" и выдвигаемые разными экспертами, могут быть абсолютно несхожими.

Содержание статьи

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ (ОПЕК) (Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC) –международная экономическаяорганизация, объединяющая большинство ведущих стран-экспортеров нефти. Регулирует объем добычи и цену нефти на мировом рынке. Члены ОПЕК контролируют 2/3 мировых запасов нефти.

Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве, позже перенесена в Вену. Дважды в год (не считая внеочередных событий) проходят конференции ОПЕК, на которых каждую страну представляет министр, отвечающий за добычу нефти. Помимо официальных конференций, министры проводят также неофициальные встречи. Главный объект переговоров – регулирование объемов добычи нефти. Основные решения принимаются по правилу единогласия (действует право вето, отсутствует право воздержания). Роль президента ОПЕК, возглавляющего организационную работу по проведению конференций и представляющего ОПЕК на различных международных форумах, исполняет один из министров стран-участниц. На 132-й внеочередной конференции ОПЕК в июле 2004 им был избран шейх Ахмад аль-Фахд ас-Сабах, министр нефтяной промышленности Кувейта.

В 2000-х доля 11-ти стран ОПЕК в мировой добыче нефти составляла примерно 35–40%, в экспорте – 55%. Это доминирующее положение позволяет им оказывать сильное влияние на развитие не только мирового рынка нефти, но и мировой экономики в целом.

ОПЕК в 1960–1970-е: путь к успеху.

Организация была создана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. Как международная экономическая организация ОПЕК зарегистрирован в ООН 6 сентября 1962. К ОПЕК позже присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973, вышел из ОПЕК в 1992) и Габон (1975, вышел в 1996). В результате организация ОПЕК объединила 13 стран (Табл. 1) и стала одним из главных участников мирового рынка нефти.

Страны ОПЕК
Таблица 1. СТРАНЫ ОПЕК В ПЕРИОД НАИВЫСШЕГО ВЗЛЕТА ИХ ВЛИЯНИЯ (1980)
Страны ВНП на душу населения, долл. Доля нефти в стоимости экспорта, % Добыча нефти, млн. т Доказанные запасы нефти, млн. т
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) 25,966 93,6 83 4,054
Катар 25,495 95,2 23 472
Кувейт 19,489 91,9 81 9,319
Саудовская Аравия 14,049 99,9 496 22,946
Ливия 11,327 99,9 86 3,037
Габон 6,138 95,3 9 62
Венесуэла 4,204 94,7 113 2,604
Ирак 3,037 99,2 130 4,025
Алжир 2,055 91,7 51 1,040
Иран 1.957 94,5 77 7,931
Эквадор 1.203 54,1 11 153
Нигерия 844 95,3 102 2,258
Индонезия 444 72,1 79 1,276

Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран – экспортеров нефти скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» – мирового картеля, объединявшего компании «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали подоходные налоги и роялти (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение нефтедобычи для всего лишь стабилизации цен.

В 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой спрос на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспорта нефти. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен (табл. 2).

Динамика текущих цен и рентных платежей за эталонную нефть
Таблица 2. ДИНАМИКА ТЕКУЩИХ ЦЕН И РЕНТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЭТАЛОННУЮ НЕФТЬ*
Годы Текущие продажные цены, долл. за баррель Рентные платежи (роялти плюс подоходный налог)
1960 1,50 0,69
1965 1,17 0,78
Февраль 1971 1,65 1,19
Январь 1973 2,20 1,52
Ноябрь 1973 3,65 3,05
Май 1974 9,55 9,31
Октябрь 1975 11,51 11,17
* Эталонной нефтью считается нефть из Саудовской Аравии. Нефть других стран пересчитывается в эталонную в зависимости от топливной ценности.

В 1973–1974 ОПЕК удалось добиться резкого роста мировых цен на нефть в 4 раза, в 1979 – еще в 2 раза. Формальным поводом для взвинчивания цен послужила Арабо-израильская война 1973: демонстрируя солидарность в борьбе с Израилем и его союзниками, страны ОПЕК на некоторое время вообще прекратили им отгрузку нефти. Из-за «нефтяного шока» кризис 1973–1975 оказался самым тяжелым мировым экономическим кризисом за весь период после Второй мировой войны . Сформировавшись и укрепившись в борьбе с нефтяным картелем «Семь сестер», ОПЕК сам стал сильнейшим картелем на мировом рынке нефти. К началу 1970-х на долю его членов приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60% добычи и 90% экспорта нефти в несоциалистических странах.

Вторая половина 1970-х стала пиком экономического процветания ОПЕК: спрос на нефть оставался высоким, взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли странам-экспортерам нефти. Создавалось впечатление, будто это процветание будет длиться много десятилетий.

Экономический успех стран ОПЕК имел сильное идеологическое значение: казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться перелома в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Успех ОПЕК наложился на подъем исламского фундаментализма во многих арабских странах, что еще более повышало статус этих стран как новой силы мировой геоэкономики и геополитики. Осознавая себя представителем «третьего мира», в 1976 ОПЕК организовал Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий помощь не входящим в ОПЕК развивающимся странам.

Успех этого объединения побудил другие страны «третьего мира», экспортирующие сырьевые товары (медь, бокситы и т.д.), попытаться использовать их опыт, тоже скоординировав свои действия для повышения доходов. Однако эти попытки оказывались, как правило, малоудачными, поскольку на другие сырьевые товары не было такого высокого спроса, как на нефть.

ОПЕК в 1980–1990-х: тенденция к ослаблению.

Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое (Рис. 1), резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» (Рис. 2) и похоронив надежды на долгое процветание.

Ослабление ОПЕК было вызвано двумя группами причин – относительным снижением спроса на нефть и ростом ее предложения.

С одной стороны, «нефтяной шок» стимулировал поиск новых источников энергии, не связанных с нефтедобычей (в частности, строительство АЭС). Широкое внедрение энергосберегающих технологий вообще привело к гораздо более медленному росту спроса на энергоресурсы, чем ожидалось. С другой стороны, система квотирования добычи нефти членами ОПЕК оказалась неустойчивой – она подрывалась и извне, и изнутри.

Некоторые страны, которые тоже являлись крупными экспортерами нефти, в ОПЕК не вошли – это Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и, самое главное, СССР, обладающий, согласно некоторым оценкам, вторыми в мире по величине потенциальными запасами нефти. Эти страны выигрывали от инициированного ОПЕК роста мировых цен, но они не подчинялись его решениям об ограничении нефтедобычи.

Внутри самого ОПЕК единство действий часто нарушалось. Органической слабостью ОПЕК является то, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, получают крупные инвестиции из-за рубежа и поддерживают тесные отношения с «Семью сестрами». Для некоторых других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии и Ирака, характерны высокая численность населения и бедность, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют высокую внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены для получения валютных доходов добывать и продавать как можно больше нефти, особенно если цены на нее снижаются. Различается и политическая ориентация стран ОПЕК: если Саудовская Аравия и Кувейт опирались на поддержку США, то многие другие арабские страны (Ирак, Иран, Ливия) проводили антиамериканскую политику.

Разлад между странами ОПЕК отягощается политической нестабильностью в зоне Персидского залива. В 1980-х Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать расходы на войну друг с другом. В 1990 Ирак вторгся в Кувейт, попытавшись присоединить его, но война в Персидском заливе (1990–1991) завершилась поражением Ирака. К агрессору были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность Ирака экспортировать нефть. Когда в 2003 Ирак оккупировали американские войска, это вообще вывело эту страну из числа самостоятельных участников мирового нефтяного рынка.

В результате влияния перечисленных факторов ОПЕК потерял роль главного регулятора мировых цен на нефть и стал лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке (Табл. 3).

Эволюция механизма ценообразования нефти
Таблица 3. ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НЕФТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20 в.
Характеристики рынка Этапы развития мирового нефтяного рынка
До 1971 1971–1986 После 1986
Принцип ценообразования Картельный Конкурентный
Кто устанавливает цену Картель нефтепе-рерабатывающих корпораций “Семь сестер” 13 стран ОПЕК Биржа
Динамика спроса на нефть Устойчивый рост Чередование роста и снижения Замедленный рост

Перспективы развития ОПЕК в 21 в.

Несмотря на трудности контроля, цены на нефть на протяжении 1990-х оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х. Более того, с 1999 цены на нефть вновь пошли вверх. Основной причиной изменения тенденции явились инициативы ОПЕК по ограничению добычи нефти, поддержанные другими крупными нефтедобывающими странами, имеющими в ОПЕК статус наблюдателей (Россия, Мексика, Норвегия, Оман). Текущие мировые цены на нефть в 2005 достигли исторического максимума, превысив 60 долл. за баррель. Однако с поправкой на инфляцию они остаются все же ниже уровня 1979–1980, когда цена в современном выражении превышала 80 долл., хотя и превосходят уровень 1974, когда цена составляла в современном выражении 53 долл.

Перспектива развития ОПЕК остается неопределенной. Одни полагают, что организации удалось преодолеть кризис второй половины 1980-х – начала 1990-х. Конечно, прежней экономической силы, как в 1970-е, ей не вернуть, однако в целом у ОПЕК остаются благоприятные возможности для развития. Другие аналитики считают, что государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтедобычи и четкую единую политику.

Важный фактор неопределенности перспектив ОПЕК связан с неясностью путей развития мировой энергетики как таковой. Если будут достигнуты серьезные успехи в использовании новых источников энергии (гелиоэнергии, атомной энергии и т.д.), то роль нефти в мировой экономике уменьшится, что приведет к ослаблению ОПЕК. Официальные прогнозы, однако, чаще всего предсказывают сохранение нефти как главного энергоресурса планеты на ближайшие десятилетия. Согласно докладу Международный энергетический прогноз – 2004 , подготовленному информационным управлением при Министерстве энергетики США, спрос на нефть будет расти, так что при существующих запасах нефти нефтяные месторождения истощатся примерно к 2050.

Еще один фактор неопределенности – это геополитическая ситуация на планете. ОПЕК сложился в ситуации относительного баланса сил капиталистических держав и стран социалистического лагеря. Однако в наши дни мир стал более монополярным, но менее стабильным. С одной стороны, многие аналитики опасаются, что США как «мировой полицейский» может начать применять силу в отношении тех, кто проводит экономическую политику, не совпадающую с интересами Америки. События 2000-х в Ираке показывают, что эти прогнозы имеют основания. С другой стороны, рост исламского фундаментализма может усилить политическую нестабильность на Ближнем Востоке, что тоже ослабит ОПЕК.

Поскольку Россия является крупнейшей нефтеэкспортирующей страной, не входящей в ОПЕК, периодически обсуждается вопрос о вхождении нашей страны в эту организацию. Однако эксперты указывают на расхождение стратегических интересов ОПЕК и России, которой выгоднее оставаться самостоятельно действующей силой на рынке нефти.

Последствия деятельности ОПЕК.

Высокие доходы, полученный странами ОПЕК от нефтеэкспорта, оказывают на них двойственное влияние. С одной стороны, многим из них удается повысить уровень жизни своих граждан. С другой стороны, «нефтедоллары» могут становиться фактором, замедляющим экономическое развитие.

Среди стран ОПЕК, даже самых богатых нефтью (табл. 4), нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны – Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт – можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. Показателем их относительной отсталости служит хотя бы тот факт, что во всех трех до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Ливия, Венесуэла и Иран находятся примерно на том же невысоком уровне зажиточности, что и Россия. Еще две страны, Ирак и Нигерию, следует считать по мировым стандартам не просто бедными, а очень бедными.

Страны, обладающие самыми крупными запасами нефти
Таблица 4. СТРАНЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ В НАЧАЛЕ 2000-Х САМЫМИ КРУПНЫМИ ЗАПАСАМИ НЕФТИ
Страны Доля в мировых запасах нефти, % Доля в мировой добыче нефти странами-экспортерами, % ВВП на душу населения, тыс. долл.
Саудовская Аравия 27 16 13,3
Россия (не входит в ОПЕК) 13 15 7,1
Ирак 10 5 0,8
Объединенные Арабские Эмираты 10 4 20,5
Кувейт 10 4 18,7
Иран 9 7 6,0
Венесуэла 7 6 5,7
Ливия 3 3 7,6
Нигерия 2 4 0,9
США (не входит в ОПЕК) 2 0 34,3

Контраст между природными богатствами и отсутствием заметных успехов в развитии объясняется тем, что обильные запасы нефти (как и других «даровых» природных ресурсов) создают сильный искус заниматься борьбой не за развитие производства, а за политический контроль над эксплуатацией ресурсов. Когда в стране нет легкодоступных природных богатств, то доходы приходится добывать производительной деятельностью, блага от которой достаются большинству граждан. Если же страна щедро одарена природными ресурсами, то ее элита склонна больше заниматься рентоискательством, чем производством. Природные богатства могут, таким образом, превратиться в социальное бедствие – элита богатеет, а рядовые граждане прозябают в нищете.

Среди стран ОПЕК есть, конечно, примеры, когда природные богатства эксплуатируются относительно эффективно. Яркие примеры – это Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. В этих странах текущие доходы от нефти не только «проедаются», но и откладываются в специальный резервный фонд будущих расходов, а также тратятся на подъем других отраслей экономики (например, туристического бизнеса).

Юрий Латов , Дмитрий Преображенский