Любовь и отношения

Экскурсия на тему «водные и пребрежные растения. Растительные сообщества лугов, болот и водоемов Болото как растительное сообщество

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО "БОЛОТО"

Болото… Откуда оно взялось? Болото… Откуда оно взялось? Когда-то на этом месте было небольшое озерцо. Берега его густо поросли камышом, рогозом.. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались всё больше, наступали с берегов на воду, переплетались стеблями. И закрывали воду… Прошло несколько десятков лет, и растения полностью захватили озерцо, закрыли воду. С каждым годом заросли становились всё гуще. И вот из переплетений стеблей, листьев и трав образовался толстый слой – почти до дна достает. Оттого, когда идёшь по болоту, так пружинят кочки. Так вязнут ноги в жидкой грязи. Прошло несколько десятков лет, и растения полностью захватили озерцо, закрыли воду. С каждым годом заросли становились всё гуще. И вот из переплетений стеблей, листьев и трав образовался толстый слой – почти до дна достает. Оттого, когда идёшь по болоту, так пружинят кочки. Так вязнут ноги в жидкой грязи. С древних времен люди побаивались болот. Говорили, что там живут лешие, водяные, кикиморы и другие сказочные существа. Кочки, травы, мхи, водная гладь, небольшие кустарнички и деревья на островках. Всё застыло. Всё окутано туманами. С древних времен люди побаивались болот. Говорили, что там живут лешие, водяные, кикиморы и другие сказочные существа. Кочки, травы, мхи, водная гладь, небольшие кустарнички и деревья на островках. Всё застыло. Всё окутано туманами. Люди старались поселиться подальше от болот, от «гнилых» мест, где чаще простужались и болели. Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. И болота открыли человеку свои тайны. ЧТО ТАКОЕ ТОРФ? Остатки мхов, трав, стебельки и листочки разных болотных растений из года в год отмирают и ложатся слоями друг на друга. В воде болот без доступа воздуха растительные остатки разлагаются очень медленно. Проходит несколько десятков или сотен лет – и на болоте возникает торфяная залежь.

  • Торф –хорошее топливо. Торф, как и уголь, - горючее полезное ископаемое. Но торф ещё и отличное удобрение.
Больше всего на болоте мхов. Самый распространенный среди мхов –сфагновый. Он состоит из множества сцепленных между собой мягких стебельков, похожих на мотки растрёпанных суровых ниток.

РАСТЕНИЯ БОЛОТ

Сфагновый мох имеет обладает свойством - он поглощает и удерживает в себе очень много воды. В десятки раз больше, чем весит сам! Недаром в переводе с греческого «сфагнос» означает «губка». Стрелолист Стрелолисты - многолетние травянистые растения, полностью растущие в воде либо частично в неё погружённые. Из короткого толстого корневища выходит трёхгранный стебель . Он достигает 20-110 см в длину, но при этом целиком находится под водой и наполнен воздухоносной тканью.

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка.

Что за ягодка?

БРУСНИКА

Ягоды и листья

полезные.

В ягодах содержится

много витаминов,

а листья используются

как лекарственные.

Нежная, с тонким вкусом. Часто, сплошными коврами она устилает болотные кочки.

ГОЛУБИКА

Она близкая родственница черники. Кустики голубики повыше клюквы, и осенью они тоже бывают в ягодах.

БАГУЛЬНИК

Багульник болотный - вечнозеленый кустарник, который достигает в высоту 1 метр, имеет сильный запах, который вызывает мгновенную головную боль. Стебли у него лежачие и имеют многочисленные поднимающиеся ветви.

водяной перец

Пушица Пушица- многолетние растения семейства осоковые, с ползучим или укороченным корневищем. Название произошло от греческого - несущий пух. Известно около 20 видов.

Лекарственные растения

валериана

Лекарственные растения

Хищный цветок

ЖИВОТНЫЕ БОЛОТ

Ондатра – зверёк небольшой, поменьше нашей домашней кошки, а хатку строит чуть не в метр высотой. В своей хатке днём спит, а к вечеру просыпается, расчёсывает коготками шёрстку и вылезает наружу. Ондатра занесена в Ондатра занесена в Красную книгу

водяная полевка

Болотная гадюка Размер самой большой зафиксированной цепочной гадюки составлял 1,66 метра, но средняя длина составляет 1,2 метра. Уж болотный Окраска его, как правило, оливковая с расположенными в шахматном порядке тёмными пятнами. Изредка встречаются однотонно-оливковые или даже чёрные особи. Размер водяного ужа - до 1,6 м, но обычно 1-1,3 м. Самки крупнее самцов

Болото – дом для лягушек.

Кулик занесён

в Красную книгу

На болоте слышен крик:

Стонет, плачется кулик.

Жаль ему свое болото,

С ним прощаться неохота.

Но от близких зимних вьюг

Должен он спешить на юг.

Белая цапля

Серая цапля

В Сибири на болотах, если очень повезёт, можно увидеть белого журавля – стерха. Это очень редкая птица, осталось стерхов совсем мало, и их тщательно охраняют. Стерх занесён в Красную книгу.

Краснозобик

Широконоска

белоглазый

Чирок-свистунок

Вечерами и ночью на болоте слышен чей-то рёв. Глухой и страшный. Будто Кто-то ударил в огромный барабан – и он загудел. Эти звуки идут от небольшой, с курицу, птицы, которая называется выпь.

Кто ревёт и хохочет на болоте?

На ветке виден какой-то большой нарост. Вдруг повернулась голова и уставились два круглых жёлтых глаза. Это филин – ночной разбойник. Это он так громко хохочет На болоте, когда стемнеет. Филин - очень редкая птица, нуждается в охране.

ГОСТИ БОЛОТА

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО «БОЛОТО» Пищевые цепочки

ЗНАЧЕНИЕ БОЛОТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЗНАЧЕНИЕ БОЛОТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Болота, словно огромные фильтры, очищают воду.
  • Болота поддерживают уровень многих рек.
  • Остатки погибших растений, разлагаясь на дне без доступа воздуха, превращаются в торф.
  • Болота – природные хранилища воды.
  • Торф – это топливо, удобрение, подстилка для животных, сырьё на химических заводах.
  • Болота – это место жизни растений и животных.
ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ДАРВИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ НУРГУШ

Болото - это широко распространенное в нашей стране природное сообщество. Посмотрите на физическую карту России: какую значительную территорию занимают болота. Топкое место, кочки, трясина, камышовые заросли, редкие кустарники.

Как образовалось болото? Когда-то на этом месте было небольшое озеро, которое не имело стока, берега его быстро поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались, все больше выступали с берегов на воду, переплетались стеблями, закрывая воду, на стеблях селились мхи, они впитывали влагу и вода застаивалась. Прошло несколько десятков лет, и растения совсем захватили озеро и закрыли воду. С каждым годом заросли становились все гуще. И вот образовался толстый слой почти до самого дна. Вот почему, когда идешь по болоту, так пружинят кочки, вязнут ноги, того и гляди - провалишься. Может быть, речушка лесная текла не спеша и постепенно в низинах зарастала травами или ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот так возникли на этих местах копилки воды - болота.

Много воды - значит, стали расти влаголюбивые травы и кустарники, и звери с птицами селятся такие, каких только на болоте и увидишь. Поверхность некоторых болот густо покрыта мхами. Особенно много воды способен впитывать мох сфагнум, что с греческого значит «губка» (рис. 2).

Сфагнум обладает особым свойством убивать микробов. Поэтому остатки отмерших организмов полностью не перерабатываются, скапливаются под слоем мха, уплотняются, и в результате образуется торф - горючее полезное ископаемое. Толщина торфа может достигать 3-4 метров и более. Именно на этой торфяной подушке живут другие обитатели болота. Торф очень насыщен водой, и он почти не содержит кислорода, необходимого для дыхания корней. Поэтому на болотах могут расти лишь немногие растения. Чаще всего на густом ковре мха поселяются багульник, осока, клюква (рис. 3-5).

Рис. 3. Багульник болотный ()

Среди болотных растений клюква особенно ценится. Люди издавна собирают эту целебную ягоду. Кроме клюквы на болотах растут и другие вкусные ягоды: голубика (рис. 6), морошка.

Рис. 6. Голубика ()

На болотах приспособились такие травянистые растения, как пушица, тростник, аир, камыш и рогоз (рис. 7, 8).

Рогоз имеет большие темно коричневые головки, которые плотно сложены из сырых волосков. Под волосками зреют семена, осенью, когда семена созревают, волоски подсыхают и сама головка становится очень легкой. Заденешь ее - и вот вокруг тебя летает светлый пух. На волосках-парашютиках семена рогозы разлетаются в разные стороны. Еще в прошлом веке из этого пуха делали спасательные жилеты. А из стебля рогозы изготавливали круглую упаковочную ткань.

На болотах встречаются и необыкновенные растения. Росянка (рис. 9) и пузырчатка - это растения-хищники.

Росянка ловит и поедает насекомых. Насекомые быстрые и подвижные, как же им может угрожать это растение? Мелкие листочки росянки покрыты мелкими волосками и капельками клейкого сока, похожего на росу, оттого растение так и назвали - росянка. Яркая окраска листьев и капелек привлекает насекомых, но, как только комар или муха сядет на растение, он тут же приклеивается к нему. Листок сжимается, а его клейкие волоски высасывают из насекомого все соки. Почему же росянка превратилась в растение-хищника? Потому что на бедных болотистых почвах ей не хватает питательных веществ. В день росянка способна проглотить и переварить до 25 комаров.

Похожим способом ловит добычу и венерина мухоловка (рис. 10).

Рис. 10. Венерина мухоловка ()

Она имеет листочки, которые закрываются как челюсти, когда кто-нибудь прикоснется к волоскам на поверхности листьев. Поскольку эти растения редкие, их нужно охранять.

Другую ловушку придумала пузырчатка, назвали это растение за липкие зеленые пузырьки, которыми густо покрыты его тонкие, как ниточки, листья (рис. 11, 12).

Рис. 11. Пузырьки пузырчатки ()

Рис. 12. Пузырчатка ()

Все листья у растения в воде, корней нет, а над поверхностью поднимается лишь тонкий стебелек с желтыми цветками. Пузырьки нужны растению для охоты, а охотится эта травка на водяных жителей: маленьких рачков, водяных блох, инфузорий. Каждый пузырек - это хитро устроенная ловушка и одновременно пищеварительный орган. Особая дверца закрывает пузырек до тех пор, пока к волоскам этого отверстия не прикоснется какое-нибудь существо. Тогда клапан открывается и пузырек засасывает добычу. Из пузырька уже не выбраться, клапан, как дверь в комнату, открывается только в одну сторону. Внутри пузырька находятся железки, которые вырабатывают пищеварительный сок. В этом соке добыча растворяется, а затем всасывается растением. Пузырчатка очень прожорлива. Уже примерно через 20 минут пузырек готов захватить новую жертву.

Как животные болот приспособились к жизни на влажных местах? Среди обитателей болот известна лягушка. Сырость помогает лягушкам поддерживать постоянно свою кожу во влажном состоянии, а обилие комаров обеспечивает им питание. На болотистых берегах рек селятся бобры (рис. 13), водяные крысы, можно увидеть ужа и болотную гадюку.

Слышали ли вы поговорку: «Всякий кулик свое болото хвалит»? Кулик - стройная птица, похожа на чайку. Эта птица имеет защитное оперение, своим длинным клювом кулик находит в иле затаившихся там личинок комаров (рис. 14).

Часто на болотах можно встретить цапель (рис. 15) и журавлей (рис. 16), у этих птиц длинные и тонкие ноги, это позволяет им ходить по топкой холодной грязи, не проваливаясь.

Питаются цапли и журавли лягушками, моллюсками, червями, которых много на болоте. Сладкими ягодами любят лакомиться на болоте белые куропатки, а сочными частями растений - лоси и косули.

Вечерами и ночами по болоту разносится чей-то рев, напоминающий рев быка. Что только не рассказывали люди по этому поводу! Будто водяной кричит или леший с ним повздорил. Кто ревет и хохочет на болоте? Страшно ревет и ухает небольшая по размеру птица выпь (рис. 17).

У выпи очень громкий крик, разносящийся на 2-3 километра в округи. Выпь живет в тростниковых зарослях, в камышах. Охотится выпь на карасей, окуней, щук, лягушек и головастиков. Часами неподвижно стоит выпь в зарослях у воды и вдруг молниеносно метнет свой острый, как кинжал, клюв - и рыбке не уйти. Начнешь искать выпь на болоте - и мимо пройдешь. Она клюв вертикально поднимет, шею вытянет, и ни за что не отличишь ее от пучка сухой травы или камыша.

Но не только выпь кричит ночью на болоте. Вот сидит на ветке хищная птица филин. Длиной она почти 80 сантиметров (рис. 18).

Это ночной разбойник и нет от него спасения ни птицам, ни грызунам. Это он так хохочет на болоте, когда стемнеет.

Жители болотистых мест иной раз ночами могут наблюдать удивительное зрелище, как на болоте танцует множество голубоватых огоньков. Что же это такое? Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по этому вопросу. Возможно, это воспламеняется болотный газ. Выйдут его облачка на поверхность и на воздухе загораются.

Люди с давних пор побаивались болот. Стремились осушать и использовать земли под пастбища и поля и тем самым думали, что помогают природе. Так ли это? Болото приносит большую пользу. Во-первых, это природное водохранилище пресной воды. Вытекающие из болот ручейки питают большие реки и озера. В дождь мхи болот впитывают излишнюю влагу, как губки. А в засушливые годы спасают водоемы от высыхания. Поэтому нередко после осушения болот реки и озера мелеют. Васюганское болото - одно из самых больших болот в мире, его площадь больше площади Швейцарии (рис. 19).

Рис. 19. Васюганское болото ()

Расположено между реками Обь и Иртыш. В этом болоте берет начало река Васюган. Такие реки, как Волга, Днепр, Москва-река, также вытекают из болот. Во-вторых, болота - это прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистая вода. В-третьих, на болотах растут ценные ягодные растения: клюква, морошка, голубика. В них содержится сахар, витамины, минеральные вещества. Также на болотах растут лекарственные растения. Например, в годы Великой Отечественной войны сфагновый мох использовали как перевязочный материал для быстрого заживления ран. Росянка применяется для лечения простуды и кашля. К тому же, болото - это природная фабрика торфа, которое используется и как топливо, и как удобрение.

Запомни: нельзя подходить к заболоченной местности и к торфяным разработкам на болоте! Это очень опасно.

На болота заходят медведи, олени, кабаны, лоси, косули, которые тоже находят здесь для себя пищу.

Болото - такая же необходимая часть природы, как леса и луга, их тоже надо охранять. Уничтожение болот приведет к изменению природы на всей планете. В настоящее время 150 болот России взято под охрану.

Сегодня на уроке вы получили новые знания о болоте как природном сообществе и познакомились с его обитателями.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Biofile.ru ().
  2. Liveinternet.ru ().
  3. Animalworld.com.ua ().

Домашнее задание

  1. Что такое болото?
  2. Почему нельзя высушивать болота?
  3. Каких животных можно встретить на болоте?

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цель: формирование целостной картины на экосистему «болото» и осознание места человека в ней; воспитание человека-гражданина.

Задачи:

  • выявить знания о природных сообществах;
  • расширить и систематизировать знания о болоте, как экосистеме;
  • развивать умение наблюдать за жизнью болота, устанавливать причинно – следственные связи;
  • обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;
  • развивать умение находить информацию в тексте (познавательные УУД)
  • воспитание экологической, информационной культуры.

Предметные результаты.

устанавливать связи между неживой и живой природой, приводить примеры растений и животных, характерных для болота, использовать учебник, атласы для поиска информации, оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, оформлять свои знания в виде кластера, моделировать экологические ситуации оценивать их последствия.

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться:формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.

Личностные УУД:

формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.

Регулятивные УУД:

действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

Познавательные УУД:

находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

Коммуникативные УУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Характеристика деятельности обучающихся:

  • ставить учебную задачу урока;
  • извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников о природном сообществе и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать влияние человека на природные сообщества;
  • анализировать влияние современного человека на природу

Оборудование: учебник “Окружающий мир» Поглазова,4 класс, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись, гербарии, атлас, физическая карта России.

Программное обеспечение:

  • Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  • Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия детская.

Тип урока: комбинированный урок на деятельностной основе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психологический настрой на урок (1-2 мин.)

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

II. Актуализация опорных знаний (5 – 7 мин.)

III. Постановка проблемы (темы) (1 – 2 мин.) СТАДИЯ ВЫЗОВ

1. Загадка:

Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.

(Болото.)

2. «Подводящий» диалог

– Что вы представили, когда я сказала «болото»? Приём «Кластер»

– Почему я поставила знак ВОПРОСА?

– Задача нашего урока: Выяснить, будет ли болото природным сообществом.

С чего начинаем работу по теме природные сообщество? (Надо составить план или алгоритм)
– Вспомните алгоритм работы по теме «Природное сообщество»

  • Что такое болото?
  • Растительный мир болот
  • Животный мир болот
  • Цепи питания и природное равновесие
  • Человек и болото
  • Экологическая страничка
  • В мире интересного.

– Из чего состоит экосистема?

IV. «Открытие» знаний. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

1. Работа с текстом учебника:

Использование приёма «Инсерт»: групповая работа

– Чтение с пометками текста в учебнике

1 группа «Ботаники» с.25 – 26 – Какова особенность растений болота?
2 группа «Зоологи» с. 27 – 28 – Какова особенность животных болота?
3 группа «Что дают болота человеку» с. 29
4 группа «Экологи» с. 30

Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»).
– Каждая группа свой ответ представляет в виде кластера или таблицы.

«Зоологи»

«Ботаники»

– Используя гербарий, рассказывают о растениях болота. Вывод: влаголюбивые.
Можем теперь сделать вывод, что болото – это экосистема? Вспомним полное определение экосистемы (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ ). Докажите, что круговорот веществ в болоте существует.

Групповая работа

У команд в конвертах лежат картинки представителей разных «профессий» болота. Составьте пищевую цепь.
У двух команд лежат названия представителей разных профессий болота. Вам надо определиться, кто кем будет в пищевой цепи и показать «живую» цепь.

– Итак, какой вывод можно сделать? Болото – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.

Слайд 1

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. БОЛОТО
МК ООУ «Санаторная школа-интернат №82»
Составила Трапезникова Е.В., учитель начальных классов

Слайд 2

Болота возникают двумя основными путями: из-за заболачивания почвы или же из-за зарастания водоёмов

Слайд 3

Боло́то (также топь, трясина) - участок суши (или ландшафта), характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности. Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполно разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см, если меньше, то это заболоченные земли. Болота являются составной частью гидросферы. Первые болота на Земле образовались на стыке силура и девона 350-400 млн лет назад.

Слайд 4

Непременным условием образования болот является постоянная избыточная влажность. Одна из причин избыточной увлажнённости и образования болота состоит в особенностях рельефа - наличие низин, куда стекаются воды осадков и грунтовые воды; на равнинных территориях отсутствие стока тоже ведет к застою воды и образованию болота; кроме того к образованию болота приводит зарастание водоёма.

Слайд 5

Виды болот: Низинные - расположены в низких местах, характерная растительность - ольха, берёза, осока, тростник, рогоз. Переходные - характерны берёза, сосна, осоки, сфагновые мхи. Верховые - расположены на водоразделах, вода в них резко кислая, растительность - лиственница, багульник, кассандра, клюква, пушица, шейхцерия. В свою очередь они делятся на два типа: Лесные - покрыты низкой сосной, вересковыми кустарниками, сфагнумом. Грядово-мочажинные - похожи на лесные, но покрыты торфяными кочками и деревья на них практически не встречаются.

Слайд 6

Слайд 7

Зарастание водоема. Образование верхового болота.

Слайд 8

Верховое болото

Слайд 9

Переходное болото

Слайд 10

Низинное болото

Слайд 11

Сфагнум
Из-за малой теплопроводности употребляется в строительном деле как изоляционный материал в виде пластинок, порошка, изготовляемого из этого торфа; также дезодорирующее средство. Некоторые народности считают сфагнум подходящим материалом для тёплых пелёнок, которыми они зимой укрывают своих детей.

Слайд 12

Багульник
Вместе с дёгтем эфирное масло багульника может применяться при обработке кож, его можно использовать в мыловарении и парфюмерии, а также в текстильной промышленности в качестве закрепителя. Запах свежих листьев и ветвей багульника отпугивает кровососущих насекомых, предохраняет меха и шерсть от моли.

Слайд 13

Заячьей осокой набивают мебель. Пузырчатую осоку охотники подстилают в обувь, чтобы не наминалась подошва. В Горном Алтае осока стоповидная, низкая и изящная в высушенном виде использовались для набивки матрацев и подушек, ими обёртывали ноги вместо портянок и клали вместо стельки в обувь, при строительстве закладывали в пазы между брёвнами вместо пакли или мха. Все крупные осоки имеют прочное волокно и могут применяться для плетения сумок, матов, циновок
Осока

Слайд 14

Клюква
Ягоды клюквы идут на приготовление морсов, соков, квасов, экстрактов, киселей, представляют собой хорошие источники витаминов. Листья могут употребляться как чай.
Ягоды используются как противоцинготное средство, при простудных заболеваниях, ревматизме, ангине, авитаминозах.

Слайд 15

Ягоды и сок голубики - диетический продукт, усиливающий обмен веществ и действие сахаропонижающих препаратов. Ягоды укрепляют стенки кровеносных сосудов, нормализуют работу органов пищеварения и сердца.
Голубика

Слайд 16

Морошка - источник полезных, целебных веществ; так, витамина С в морошке в три раза больше, чем в апельсинах
Морошка

Слайд 17

Пушица
Пуховки использовались для набивки подушек, в бумажном производстве, для изготовления фитилей, трута, головных уборов, в качестве примеси к овечьей шерсти при изготовлении суконных тканей или к хлопку, шёлку при изготовлении хлопчатобумажных, шёлковых тканей и т. д

Слайд 18

В научной медицине, парфюмерии и пищевой промышленности используется аирное масло, извлекаемое из корневищ (его содержание в корневищах достигает 4,5 %). В народной медицине, а также в кулинарных целях (для ароматизации пищевых продуктов) используются сырые и сушёные корневища и листья. Корневища аира обыкновенного в высушенном и засахаренном виде ещё в XIX веке считались лакомством.
Аир

Слайд 19

Водные насекомоядные растения, лишенные корней и несущие большее или меньшее количество ловчих пузырьков. Каждый пузырёк снабжен отверстием, закрытым открывающимся внутрь клапаном, вследствие чего мелкие водяные животные могут свободно проникать внутрь пузырька, но обратно выйти не могут. Погибая, они служат пищей для растения.
Пузырчатка

Слайд 20

Росянка

Слайд 21

Все росянки - насекомоядные растения. Клейкое вещество, вырабатываемое листьями, содержит алкалоид кониин, оказывающий паралитическое действие на насекомых, и пищеварительные ферменты. После того, как насекомое поймано, края листа закрываются, охватывая его целиком. Скорость свёртывания листа у некоторых видов росянок довольно значительная. Такой способ питания растения позволяет в условиях обеднённых почв усваивать из насекомого при его переваривании такие полезные для растения вещества, как соли натрия, калия, магния, фосфор и азот. После того, как насекомое переварилось (обычно это занимает несколько дней), лист снова раскрывается. Механизм свёртывания листа избирателен и реагирует только на органическую пищу, тогда как случайные воздействия в виде капли воды или упавшего листа не вызывают пищеварительного процесса.

Слайд 22

Лист росянки

Слайд 23

Лягушка

Слайд 24

Слайд 25

Появление бобров в реках и особенно постройка ими запруд оказывает благоприятное воздействие на экологию водных и приречных биотопов. В образовавшемся разливе поселяются многочисленные моллюски и водные насекомые, которые в свою очередь привлекают выхухолей и водоплавающих птиц. Птицы на лапках приносят рыбью икру. Рыба, оказавшись в благоприятных условиях, начинает размножаться. Поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и многих копытных, которые обгладывают кору со стволов и ветвей. Сок, вытекающий весной из подточенных деревьев, любят бабочки и муравьи, вслед за которыми появляются птицы. Защитой бобров пользуются выхухоли, в их хатках вместе с хозяевами часто поселяются ондатры. Запруды способствуют очистке воды, уменьшая её мутность; в них задерживается ил.

Тема: Природное сообщество болото.

1.Организационный момент.

Итак, мы начинаем урок. Пусть он принесёт нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание и наблюдательность.

2.Акутуализация знаний.

Сегодня мне приснился удивительный сон. Мне снилось, что я попала в густой, труднопроходимый хвойный лес. Где же я? (В тайге).

- Что растёт в тайге? (пихта, ель, лиственница)

- Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (иголки не колются – они мягкие)

- Чем ценна древесина лиственницы? (устойчива к гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолётов, в машиностроении).

- Какое растение в переводе с латинского называют «скала»? (сосна)

- Из какого дерева изготавливают музыкальные инструменты? (ель)

- Какое дерево называют чудо-деревом?(кедр)

- Что объединяет растения тайги? (Эти растения нетребовательны к теплу)

Я гуляла по лесу и попала в какое-то таинственное, необычное место. Я заметила, что растительность в этом месте довольно скудная. Кругом очень сыро, мох.

3. Формулирование темы и цели урока

Работа в группах.

- Составьте картину из пазлов, и вы увидите это место. Догадались, где я оказалась? (болото)

- О чём вы подумали, какие ассоциации возникли у вас при слове «болото»?

- А вот у меня возникает ассоциация: болото – сообщество. А что такое природное сообщество? Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды.

- Какие природные сообщества вы уже знаете? (лес, луг, поле, озеро)

- Кто-нибудь видел настоящее болото? Какое оно?

- Что бы вы хотели узнать о болоте? Итак, тема нашего урока: Болото.

Цели: (план урока) Узнать, что такое болото? Как образуются болота?

Что растёт на болотах?

Кто живёт на болотах?

Значение болот.

- Как вы думаете, где можно получить эти знания? (книга, карта, группа, подумать, спросить у учителя)

Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Лес не был бы лесом, если бы его заросли не перемежались болотами.

С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с хвостами!

Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые увлажнённые участки болот носят название топи . Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди старались обходить болота стороной.

Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в “нечистую силу”, и болота открыли человеку свои тайны.

4. Усвоение новых знаний.

Чтобы лучше узнать о болоте и его обитателях мы отправимся на виртуальную экскурсию по болоту. Будем сами находить ответы и делиться знаниями с одноклассниками.

- Предлагаю поработать в группах. Ваши задания на карточках.

Группа 1

Найдите в тексте учебника на с. 93 – 97 информацию о том, где и как образуются болота. В каких природных зонах встречаются болота? (Покажите на карте)

Группа 2

Найдите в тексте учебника на с. 93 – 97 информацию о растениях болот.

Группа 3

Найдите в тексте учебника на с. 93 – 97 информацию о животных болота.

Группа 4

Найдите в тексте учебника на с. 93 – 97 информацию о растениях и животных болота, на её основе составьте схему цепей питания.

Группа 5 – консультанты

Работа по тексту учебника на с. 93 – 97 + дополнительная информация о растениях и животных болота.

- Представьте результаты вашей работы. Всем слушателям необходимо быть внимательными, чтобы заполнить таблицу наблюдений.

Группа 1.

Болото - это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв. км.

Вода вытеснила воздух. Без доступа воздуха нижние части растений отмирают, опускаются на дно. Через несколько десятков лет из этих растительных остатков на болоте появляется полезное ископаемое торф.

Практическая работа - свойства торфа

- Рассмотри кусочек торфа под лупой. Из чего он состоит? Попробуйте отделить части торфа. На что они похожи?

- А теперь посмотрите, что происходит, если я поджечь торф. Слайд

Вывод: торф состоит из остатков растений, которые легко можно отделить друг от друга, горит.

Люди издавна используют его как топливо , как удобрение и как сырьё на химических заводах.

- Не забывайте о таблице наблюдений.

Физкультминутка

Свежий воздух мы вдохнём,

За грибами все пойдём.

Друг за другом по тропинке,

А в руках у нас корзинки.

Вот болотце впереди,

Как же нам его пройти?

Встанем на носочки,

Прыгнем мы на кочку.

На полянке у реки

Мы увидели грибы.

Их в корзинку соберём,

Группа 2

- Какие растения можно встретить на болотах?

Деревья на болотах чахлые, низкорослые, так как слишком много влаги.

Корни деревьев в воде вымокают, задыхаются без воздуха, поэтому создать надёжную опору они в этих условиях не могут.

На болоте можно встретить ольху, берёзу, сосну.

1)Рассказ про мох сфагнум

Во время войны (70-летие Победы в ВОВ скоро будет праздновать вся страна) врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.

2) загадка клюква

3) голубика

4) морошка растёт на болотах Крайнего Севера, брусника

5) У аира болотного есть очень красивые названия: в России его называли «водяной райской травой», а на латыни – душистой, или благовонной тростью. Это лекарственное растение.

В народе есть поверье, согласно которому аир помогает только добрым людям - тем, кто стремится к гармонии, излучает свет и тепло. А тем, кто копит злобу и ненависть, нарушает закон и обижает слабых, он не принесёт пользы.

Болотная трава пушица. При созревании у пушицы на концах стеблей образуются как будто комочки ваты, белые и пушистые. Пушинки помогают маленьким, лёгким семенам улетать с ветром. Бывает, что порыв ветра закрутит их, подымет выше деревьев и перенесёт на другое болото. Тогда на будущий год там тоже забелеют головки пушицы.

Раньше ватой пушицы в деревнях, стоящих поблизости болот, набивали подушки и матрасы, даже выделывали из неё ткани.

Когда идёшь по болоту в жаркий летний день, ощущаешь, что воздух здесь какой-то особый. С полчаса походишь – голова будто бы одурманена, время от времени и разболеться может. Это всё от аромата багульника – невысокого кустарника, растущего на болотах.

Издавна знает народ о лечебных свойствах багульника. При помощи багульника вылечивают такие болезни, как ревматизм и артрит. А ещё используется как средство, предохраняющее одежду от моли.

6) стрелолист (почему такое название?) , рогоз и камыш ( семейство осоковых). Заросли камыша уменьшают загрязнение водоёмов, использовали в хозяйстве: плели коврики, сумки, крыли крыши деревенских домов. Рогоз: из листьев тоже можно плести: корзинки, циновки. Пухом из початков набивали подушки. Пух хорошо впитывает жидкость, можно использовать при оказании первой помощи раненому вместо ваты. У рогоза съедобны корневища, содержит крахмал, сахар, можно молоть муку.

7) росянка

Какое общее свойство есть у всех растений болот? (Влаголюбивые.)

- А какие животные там живут?

Группа 3

1) насекомые

2) лягушка

3) ондатра

Ондатра – зверёк длиной до 30 см, напоминающий полевую мышь. Ондатра, как и бобр, – строитель. Только хатка её поменьше.

Даже в самые сильные морозы температура в хатках ниже нуля не опускается, а бывает восемь, девять градусов. Это ведь совсем тепло.

4) птицы

5) выпь, цапля

- Что общего во внешнем виде птиц?

Длинные ноги, чтобы удобнее было ходить по болоту. Длинные клювы помогают доставать пищу из воды. Все эти птицы летают, а дикие утки ещё и плавают.

6) филин

А вот на ветке виден какой-то бурый нарост. Вдруг повернулась голова, и уставились два круглых желтоватых глаза. Филин - ночной разбойник! Нет от него спасения в темноте ни птицам, ни грызунам. Это он так громко хохочет на болоте, как стемнеет. Несведущий человек прямо обомлеет, когда в первый раз услышит его жуткий раскатистый смех.

7) гадюка, уж

Гости болота.

- Как вы думаете, живут ли крупные животные на болотах? Почему?

Верно, на болотах они не живут, но заходят в гости.

Заходит сюда и могучий лось - высокий, с длинными ногами, мощной грудью, горбоносой головой. Лоси любят водоросли, даже ныряют на ними в воду. И олень с развесистыми рогами заглядывает. И медведь, и лесной петушок - тетерев, и рябчик, и белые куропатки. И всех, кто в гости заглянет, болото угостит вкусными ягодами, травками, спрячет в гуще камыша, уложит спать на мягоньком мху, вылечит от недугов.

Группа 4

Соберите цепи питания:

Пушица-комар - лягушка- цапля

Пушица-комар - лягушка- гадюка

Сок растений - насекомое – росянка

5.Рефлексия.

Таблица наблюдений.

Продолжи высказывание

Баллы

    Болота образуются в низинах .

    Торф образуется из остатков растений.

Торф используется как топливо, удобрение.

3.Среди растений болота есть мох, пушица, клюква , и редко деревья.

    Среди животных болота большинство представители групп насекомые, птицы, земноводные, пресмыкающиеся.

Всего

6-8 баллов – «3» 9-11 баллов – «4» 12-14 баллов – «5»

- А знаете ли вы, что 22 апреля – День защиты Земли – это праздник, который объединяет всё население планеты в деле защиты окружающей среды.

- Как вы думаете, а нужно ли защищать болото? Вопрос остаётся открытым. Продолжим изучение темы на следующем уроке. Подумайте, найдите дополнительную информацию.

6.Итог.

Приём «Сжатие информации»

Попробуйте одним предложением сказать, о чём мы говорили на уроке.

Какие выводы можете сделать?

7.Домашнее задание по выбору. Рекомендации: прочитать рассказ М. Пришвина “Кладовая солнца”.

- с.93-97

- с.93-97 + подобрать загадки о животных, растениях болота;

- с.93-97 + найти информацию о необычных объектах или явлениях болота.