Любовь и отношения

Ель — зимой и летом…. Чем отличается сосна от ели? Что такое сосновая шишка

Познание

«Ель, Сосна»

Подготовительная группа

воспитатель первой квалификационной категории,

МБДОУ №7 «Незабудка»

Тем:Ель и сосна."

Цель: закрепить и углубить знания обучающихся о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.

Задачи:

1.- формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия;

2.- развивать речь обучающихся через составление связных рассказов, образование множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много»;

3.- развивать мелкую моторику, способность к творчеству;

4.- воспитывать экологическое мировоззрение, способность радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

Ход: на экране показ слайдов про лес

Звучит музыка « Ёлочке не холодно зимой» из мультф. Маша и медведь.

– Ребята к нам в гости кто то пришел,а кто узнайте по загадке

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)

Рассказ педагога с проблемными вопросами:

Все загадки о прекрасном дереве А какое дерево является самым ярким атрибутом Новогоднего праздника, традиционно устанавливаемым в каждом городе и доме, является, конечно, Новогодняя елка. И сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях и узнаем от кого и почему их надо беречь.

Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь?

Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (Ответы детей).

Сосна и ель друг на друга похожи.

Чем? (Ответы детей).

У них есть иголки и они круглый год зеленые.

(показ слайдов елочки и сосны)

Упражнение на сравнение «Иголочка»

А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.

Сосна – игла длинна.

Взгляните на эти две картинки на слайде.

Какая из этих веток сосновая, какая еловая?

Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

Рассказ педагога:

Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели (показ на слайде), а это шишка сосны (показ на слайде). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.

Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».

Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

Дидактическое упражнение на развитие речи «Один-много»

К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.

Ель – много елей

Сосна – много сосен.

Хвоя – много хвои.

Ветка – много веток.

Дерево – много деревьев.

Корень – много корней.

Рассказ воспитателя:

Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок

Ребята, почему нельзя срывать шишки с дерева?

Кому очень нужны шишки?

(Ответы детей).

Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ на сладе). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.

Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А у сосны корни очень сильные и длинные.

Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.

Музыкальная пауза

Танец « Елочек» под музыку в мире животных

Ребята, а для человека есть ли польза от этих хвойных деревьев?

Какая?

Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои. Вот почему в городе садят деревья

Давайте подумаем, почему?

Чистый ли в городе воздух?

Чем он загрязняется?

А как деревья очищают воздух? (Ответы детей).

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

Игра «Сказка про елку»

Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.

«Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.

Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?)

Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»

Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга.

Беседа с проблемными вопросами:

(Ответы детей. Да, можно купить искусственную ель или нарядить живую ель во дворе).

И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат елочки и сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

Выходит Маша (девочка)с песней « Ёлочке не холодно зимой»

Рисование по теме «Новогодняя елочка»

Ребята, а теперь нарисуйте каждый свою елочку (Дети рисуют.).

Итоги. Беседа

Чем отличается ель от сосны?

Какова польза хвойных деревьев?

Почему их нужно беречь?


К роду елей относятся 45 видов, растущих по всему свету. Есть ели с голубоватой, синевато-белой и золотисто-жёлтой хвоей. Стволы у некоторых елей достигают 2 м в диаметре, а высота деревьев - 40-50 м.

Живёт ель до 500 лет. Образует стройную пирамиду кроны с приподнятыми на концах ветвями. Ствол крупный, прямой, покрыт красновато-коричневой чешуйчатой корой. Хвоинки колючие, четырёхгранные, острые.

Шишки у ели узкие и длинные. В конце зимы они открываются и оттуда вылетают семена. Крылатые семена подхватывает ветер и уносит далеко от родного дерева. Из семян вырастают молодые нежные ёлочки. В открытом поле они могут замёрзнуть. А под защитой взрослых деревьев мороз им не страшен.

Взрослая ель становится владычицей леса. В её тени не может прожить ни сосна, ни берёза. Растут в еловом лесу только мох да редкие травы с белыми цветами. В сумраке белый цветок быстро замечают насекомые. Кроме них, опылять цветки некому. Мог бы ветер, но его в еловом лесу не бывает.

Ель считают вечнозелёной. Но хвоя у неё не вечная. Иголочки каждые 7-9 лет опадают. По осени ель сбрасывает не меньше седьмой части хвои, постепенно меняя свой наряд.

Древесина идёт на изготовление бумаги, мебели, на строевой и пильный лес. Резонансная ель (ель, выросшая в горах) идёт на изготовление музыкальных инструментов. Ель даёт живицу, в которой содержится канифоль и скипидар.

Древние жители Германии считали, что в ели живёт дух леса, охраняющий растения, зверей и птиц. Они верили, что ель может справиться со злыми силами, так как её ветки в иголках.

Без ёлки трудно представить новогодний праздник. В Россию ель как новогоднее дерево пришла по указу Петра I «О праздновании Нового года» от 20 декабря 1699 года. Образцы ветвей были выставлены в Гостином дворе. На Красной площади назначены были «огненные потехи», было велено стрелять из пушек и мушкетов и пускать ракеты.

Ель - хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых. Это про нее загадка: «Зимой и летом одним цветом». Сообщение поближе познакомит с эти интересным деревом, расскажет о том, где оно растёт и как используется в народном хозяйстве.

Описание

Ёлка - это стройное дерево, которое может вырастать высотой до 35 метров. Первые 10 лет растёт очень медленно - по несколько см в год, потом скорость роста увеличивается, но через 100-120 лет опять замедляется. Имеет пирамидальную (треугольную) крону с острой верхушкой. Ветви расположены густо по всему стволу. Его часто трудно увидеть за еловыми лапами.

У молодого дерева кора гладкая серо-бурого цвета, у старого кора становится серой и отслаивается тонкими пластинками. Хвоинки тёмно-зелёные и блестящие, острые и колючие. Иголки намного короче, чем у сосны, имеют длину до 3 см.

Они прочно держатся на ветвях 7-10 лет. Но в городских условиях при сильной задымленности воздуха продолжительность жизни хвои сильно сокращается: она опадает уже через 3 года.

Корневая система ели расположена близко к поверхности, поэтому сильный ветер может повалить дерево.

Ель - долгожительница, она живёт 250-300 лет.

Где растет

Она растет по всему Северному полушарию. Её можно встретить , Центральной и Северной Европе. Она повсеместно распространена в России: в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, на Кавказе, в степной зоне. Также растет в Китае и Японии.

Всего насчитывается 50 видов елей. Самые распространенные: сибирская, европейская, кавказская, канадская, белая, красная, чёрная.

Ёлка - основа тайги. Она растет в смешанных лесах, хорошо соседствуя с , сосной, дубом, липой, осиной, лещиной. Также образует чистые еловые леса, которые имеют ряд особенностей:

  • здесь сыро и темно;
  • почва сплошь укрыта мхом;
  • под еловыми лапами растут густые заросли черники, брусника, кислица, кукушкин лён.

Условия произростания и размножение

Чтобы ель хорошо росла, ей нужны такие условия:

  • Тень. Это дерево не очень любит солнце, молодые ёлочки часто получают солнечные ожоги на открытых местах.
  • Достаточное увлажнение. Ёлка плохо переносит засуху.
  • Умеренный климат. Дерево холодостойкое, не боится морозов, но оно плохо растет в южных регионах, где слишком жаркое и долгое лето,
  • Почва должна быть не слишком плотная, в меру плодородной.

Ель - однодомное растение. Это значит, что на одном дереве растут мужские колоски и женские шишечки. Размножается семенами, всхожесть которых очень хорошая. Шишки раскрываются в конце ноября - начале декабря, семена выпадают, их подхватывает ветер и разносит далеко по окрестности.

Ранней весной семя пробуждается и начинает расти. Основное условие, чтобы ростки укоренились и стали хорошо развиваться - теплая весна, потому что они гибнут во время весенних заморозков.

Использование в народном хозяйстве

Еловые насаждения очень часто можно увидеть в санаториях. Потому что их хвоя выделяет фитонциды, очищающие и обеззараживающие воздух. Также часто ель становится основой ландшафтов на приусадебных участках.

Из этого дерева делают качественные музыкальные инструменты. Из мягкой древесины изготавливают бумагу, искусственный шелк, бездымный порох. Получают смолу, деготь, канифоль, скипидар.

Еловые шишки широко используются в народной медицине. Целители считают, что ёлка - дерево-донор, если к нему прислониться и постоять так несколько минут, оно подарит человеку энергию и силу.

Лесную гостью ждут на Новый год ребятишки.

Сколько радости она приносит, наполняя дом особым лесным запахом и радуя глаз своей красотой!

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

СОСНА И ЕЛЬ

Татьяна Смирнова

Нет ничего удивительного в том, что Сосна и Ель выросли рядом, в самой середине лесной опушки. Удивительно было другое: как это они не уставали препираться с самого раннего утра и до самого позднего вечера? Чуть только туман убрался восвояси и роса заискрилась в первых лучах солнца, началось:

Ах! Меня опять всю ночь мучила бессонница! - Ель кокетливо распушила иголочки.

А я уж как спала... Даже не хотелось просыпаться, - тут же заявила Сосна.

Тебе думать не о чем, вот ты и спишь крепко.

А ты все о своем Новогоднем бале мечтаешь, - ехидно заметила Сосна.

Разумеется! - холодно ответила Ель. - Не вечно же мне торчать здесь... Вокруг должны быть красивые вещи, должна звучать музыка, смех. Скоро за мной придут и увезут для праздника. И уж там-то меня будет ждать шикарный наряд: разноцветные шары, бусы, гирлянды и мерцающие лампочки. А на самую макушку наденут красивый шпиль или, может быть, даже сверкающую звезду.

А шишки покрасят золотой краской, - насмешливо фыркнула Сосна.

Представь себе, и шишки...

Их бормотание разбудило старую Березу, которая росла неподалеку.

Ну, завели свою обычную песню, - сердито зашумела Береза. - И как вам не надоест!? Опять я из-за вас толком не выспалась. Постойте! Что это?

Чужой, посторонний звук, какой-то смутный гул, какое-то тарахтение отчетливо слышалось где-то на краю леса. И звук этот приближался, становясь все громче и громче. Он нарастал... нарастал... Вот уже совсем рядом...

Трактор! - догадалась Сосна.

Это за мной! - обрадовалась Ель.

Да ведь сейчас лето. До Нового года еще далеко, - возразила Сосна.

Ну и что! - упрямо тряхнула ветками Ель. - А меня привезут заранее. Будут наряжать, украшать...

А трактор с большим прицепом уже въехал на поляну. Из него вначале выскочил сам лесник, а затем и его помощник. Лесник сразу же направился к тому месту, где росла Ель. Он походил вокруг, посмотрел, постучал топором по стволу и сказал своему помощнику:

Вот эта подойдет. Тащи сюда пилу.

Я же говорила! - Ель гордо расправила ветки.

Вжж-з-зз... - завыла пила, вгрызаясь в стройный ствол. - Вжж-з-ззз...Крак!

А-ах! - Ель рухнула на поляну.

Вжж-зз... - продолжала выть пила, и ветви одна за другой падали на землю.

Что они делают? - заволновалась Сосна. - Зачем отпиливают ветки? Ведь в них вся красота!..

Старая Береза только вздохнула и постаралась как можно тише шелестеть листьями - ей совсем не хотелось привлекать к себе внимание.

Тем временем уже и ствол распилили на чурбаки.

Лето нынче сухое, - сказал лесник. - Хорошие дрова получатся.

Да уж...Целая тележка наберется, - отозвался его помощник, ловко закидывая чурбаки в прицеп трактора.

Вскоре прицеп был уже полон свежеспиленных дров и трактор отправился назад, в деревню. На земле осталась только груда пушистых веток.

«Вот тебе и Новый год, с шарами, гирляндами да звездой на макушке. Дрова... Какое страшное слово! Наверное это очень больно - гореть в печке», - так думала Сосна, прислушиваясь к далекому тарахтенью трактора.

Между тем незаметно подошла осень, и даже не подошла, а как будто сама собой сложилась из опавших листьев, серого неба, дождя и холодного ветра.

Шло время. Тихо стало на поляне. Старая Береза в основном молчала. Другие деревья тоже были не слишком разговорчивы. Сосна затосковала. Стройный ствол искривился, пушистые иголки поредели, и прозрачная смола, капля за каплей, стекала по шершавой коре.

«Где ты...где ты?..» - раскачиваясь на ветру, горестно шумели ее ветви.

«Я тут! Я тут...» - это принесенный порывом ветра, прилетел дымок. - «Печка топилась долго, долго... В избе стало жарко, жарко... И маленькая Лизонька совсем перестала кашлять».

Дымок льнул к Сосне, обволакивал ее. Можно было вообразить, что невидимые руки лепят какую-то неясную фигуру из сумеречного света, из свежего воздуха, который как бы уплотнился. И Сосна протянула ветки, чтобы удержать его. Но вновь налетел ветер и подхваченный им дымок растаял в вечернем небе.

Методическая разработка по лексической теме "Хвойные деревья"

Предлагаю вниманию логопедам и воспитателям дошкольных учреждений лексическую тему в старшей группе "Хвойные деревья".
Цель: Формировать представления о хвойных деревьях
Задачи:
Расширять понятие о хвойных деревьях - ели и сосне, их сходстве и различии.
Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании веток, хвои, шишек деревьев ели и сосны.
Развивать слуховое восприятие, цветоразличение, восприятие формы, величины хвои, веток, шишек деревьев ели и сосны.
Расширять активный словарь.
Формирование лексико-грамматических категорий по теме.
Воспитывать интерес к окружающему миру.

Словарь:
Существительные (предметы):
Сосна, ель, кедр, пихта;
Хвоя, шишки, смола, ствол, крона, древесина, ельник, бор…
Слова-признаки:
Хвойные, вечнозелёные, еловые, сосновые, полезные, высокая, стройная, пушистая, ароматная, смолистая, пахучая, исцеляющая…
Слова-действия: растут, шумят, пахнут, лечат, исцеляют…

План работы:
1.Вспомнить лексическую тему: «Деревья»
Что ты знаешь о деревьях?
Есть у них могучий ствол.
Ветки, веточки и листья
Ветер в кроне их нашёл.
А ещё канаты – корни
В землю глубоко уходят.
Держат корни ствол и крону,
Воду под землёй находят.
На деревьях вздулись почки,
Распускаются листочки.
У лимона – кожура,
У апельсина – кожура.
У человека это кожа,
А у дерева - кора.
У царя на голове – корона,
А у дерева – крона.
Давайте сравним дерево и человека.
- У человека ноги, а у дерева - …корни.
- У человека руки, а у дерева - …ветки.
- У человека туловище, а у дерева - …ствол.
- У человека кожа, а у дерева - …кора.
2. Познакомить детей с хвойными деревьями.
Беседа по теме.
Не у всех деревьев есть листья. У некоторых листья имеют форму игл.
Эти иглы называются хвоя. А деревья – хвойные.
Угадайте эти деревья.
Загадки:
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)


Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)


Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, они всегда стоят зелёные. Их называют вечнозелёными.
Поэтому всем знакома такая загадка: «Зимой и летом одним цветом».
Конечно иголочки тоже меняются, но это происходит постепенно, почти незаметно.
А ещё у хвойных деревьев есть шишки, в которых прячутся семена. Из опавших на землю семян могут вырасти новые деревца.
Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья других хвойных деревьев: лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.
Много хвойных деревьев растёт в лесах. Если в лесу только сосны – это сосновый бор. Если только ели - ельник. А если и сосны и ели то лес просто называется хвойный. Воздух в хвойных лесах очень чистый, насыщенный полезными веществами, помогает выздоравливать при заболеваниях сердца, лёгких. А в хвои содержится витамин С (столько же как в чёрной смородине). Поэтому из хвои делают целебные напитки. Воздух в хвойных лесах успокаивает, исцеляет, заряжает энергией. Прогулки по таким лесам очень полезны и благоприятны.
Хвойные деревья используются и в строительстве. После срубки из древесной коры делают мебель.
-Предложить детям рассказать что нового и интересного о хвойных деревьях они узнали и запомнили.
3. Сравнить сосну и ель.
Хвоинки : у ели короткие, у сосны – длинные.
у ели на веточке сидят по одной, у сосны – по две.
Шишки: у ели вытянутые, узкие, длинные;


сосновые – округлые.


Ствол: у ели красновато-коричневый, чешуйчатый;
у сосны медно-красный, более светлый.


По стволу ели и сосны часто стекает смола (сок). Она липкая и клейкая.
Стволы деревьев имеют одинаковую высоту (до 50 м)
Ветви: у сосны расположены вверху (ствол внизу почти голый) и растут вверх, от этого леса сосновые светлые;
у ели ветки растут от земли более густые и раскидистые, поэтому еловые леса тёмные.
4. Чтение рассказа для детей.
«Почему сосна и ель вечно зелёные?»
Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.
Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.
На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:
- Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
- Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила берёза.
Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:
- Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.
- Вот ещё придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви плакучая ива.
- Добраяивушка, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, – просит иву бедная птаха.
- Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ива.
Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.
Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ель.
- Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? – спросила она птаху.
- Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.
- Как же не знаешь? – удивилась ель.
- Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.
- А что же ты со своими подругами не улетела?
- Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.
- Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель.- Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.
Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.
- У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров,- сказала она.
Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.
Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.


Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:
- Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Царь холода, Мороз, сказал:
-Со всех деревьев, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.
Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза. Так они и по сию пору остались вечно зелёными.


5. Игры по теме.
« Маленький-большой»
Ель-ёлочка
Сосна-сосенка
Шишка-шишечка
Ветка-веточка
Хвоя-хвоинка
Иголка-иголочка
Ветка-веточка
«Посчитай»
Одна сосна, две сосны, три сонны, четыре сосны, пять сосен…
Одна ёлка,………
Один сосновый бор,……
Один ельник,…….
«Один-много»
У меня одна ёлка, а у тебя… (у меня много ёлок)
У меня одна сосна, а у тебя … (у меня много сосен)
У меня одна ветка, а у тебя…. И т. д.
«Назови лишнее»
Ель, берёза, сосна.
Дуб, можжевельник, ёлка.
Клён, пихта, липа, осина.
«Скажи правильно»
Ветка ели- еловая ветка.
Ветка сосны -сосновая ветка.
Шишка ели- еловая шишка.
Шишка сосны- сосновая шишка.
Ствол ели – еловый ствол.
Ствол сосны- сосновый ствол.
Хвоя ели- еловая хвоя.
Хвоя сосны- сосновая хвоя.
Лес с соснами- сосновый лес.
Лес с елями- еловый лес.
6. Самомассаж с шишками
Шишку в руки мы возьмём и ладошки потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают)
А потом будем играть по спине её катать.
(Поворачиваемся друг за другом)
Катим вверх, потом вниз.
(прокатываем по спине товарища вверх-вниз)
Шишка, шишечка держись.
По спине друга катись.
А потом ко мне вернись.
(поворачиваемся с шишкой в двух руках)
В руку правую возьмём.
(Берут в правую руку)
В руку левую возьмём.
(Берут в левую руку)
И опять в руках потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают.)

Все вместе говорят:
«Вы сосновые шишки
Дайте всем ребятам:
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Ум и доброту.»
7. Пальчиковая гимнастика
«Ёлочка»
Превращаем пальчики в колючие иголочки.
(каждым пальчиком правой руки, начиная с большого колет левую ладошку под счёт)
1, 2,3,4,5.
(Потом меняем руки)
Пальцы в хвою превратились
Друг за друга зацепились.
(Сцепить пальцы рук)
Локотки ты подними,
Пальцы в ветки преврати.
(Локти на уровне плеч, сцепленные пальцы разведены)
Получилась ёлочка- колючая иголочка.
(пошевелить сцепленными пальчиками)
8.Символ Нового года
Очень скоро к нам придёт
Лучший праздник - Новый год!
В каждом доме и в саду
Будет ёлка на виду.
Вся в игрушках, мишуре
Радость дарит детворе.
Объяснить детям, что…
Легенды повествуют многое:
Кто-то верит сказаниям, что это волшебное дерево, в нём живёт добрый дух, который прогоняет всё плохое из дома, а хорошему даёт поселиться в семье.
Согласно истории России, ёлочку наряжают по традиции и приказу нашего царя Петра Первого, который побывав в Германии ввёл и у нас новое времяисчесление и приказал на Новый год наряжать это вечно зелёное дерево, украшая его орехами, яблоками.
Но неотъемлемым остается одно – елка символ Нового Года. Она наполняет дом незабываемым ароматом, волшебством, сказочностью.