Любовь и отношения

Можно ли на отпевание. Когда допустимо заочное отпевание

Если умирающий не был крещен, то, в первую очередь, над ним совершается таинство Крещения. Это - лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности. Эти Таинства не совершаются над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю

Для чего читается «отходная»?

В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих, переживших клиническую смерть, человек испытывает чувство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликом, слышит их страшные голоса.

Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв - «Канона молебного на исход души» , который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких.

Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное - поддержать молитвой душу в эти самые тяжелые для нее минуты.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

К сожалению, высокая статистика гласит о том, что довольно часто настигает смерть наших сограждан, умерших от передозировки алкоголя и наркотиков. Отсюда возникает вопрос: Можно ли отпевать таких людей? Не является ли в таких случаях смерть самоубийством?

Т акже о. Александр попутно предлагает разобраться в следующих вопросах: Можно ли молиться за кремированных усопших? Говорят, что молятся только за тех, кого предали земле, что только такое погребение Богу угодно. Это правда?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Е сть такое понятие — презумпция невиновности, этот юридический термин обозначает особый подход по отношению к определению вины подозреваемого в преступлении человека. Он считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана. Думаю, это справедливо не только в юриспруденции, но и в жизни. Поэтому, если есть малейшая возможность предположить невиновность человека, я предпочитаю так и делать. Предпочту это делать и по отношению к тем, кто упомянут в вопросе: если есть малейший повод предположить лучший из возможных вариантов, я его и предполагаю. Если есть повод считать, что человек сознательно не стремился к смерти, то я на этот повод и опираюсь.

Именно намерение человека в данном случае является решающим фактором: ведь не считаем же мы самоубийцей, к примеру, Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру вражеского дзота. Он понимал, что идет на верную смерть, но делал это не по причине усталости от жизни, а ради спасения жизней своих соотечественников. Поэтому поступок его — не самоубийство, а самопожертвование.

Печальной реальностью нашей жизни являются случаи смерти вроде бы верующих, вроде бы крещеных людей, от далеко не православного образа жизни. Но не думаю, что горький пьяница пьет с намерением поскорее покончить с жизнью, для этого есть другие, более быстрые и более надежные способы. Такой человек, учитывая его намерение, — не самоубийца, а жертва. Жертва собственной страсти, которой он не в силах противостоять. То же самое и наркоман: он употребляет наркотик не ради приближения своей смерти, а сначала — ради кайфа, а затем — чтобы снять «ломку», избежать боли. Я не вижу в этом умысла на самоубийство.

Да, он безвольный, да, несчастный, да, часто опустившийся человек и преступник, но не самоубийца. Говорят, бывает, что передозировка устраивается специально — так называемый «золотой укол», однако же чаще такое случается непреднамеренно, когда наркоману попадается не так сильно, как обычно, разбавленный порошок.

Короче, сам по себе факт смерти, в результате перепоя или передозировки, без каких-то дополнительных сведений (предсмертной записки, к примеру) не является основанием для утверждения о самоубийстве человека. Умершие такой смертью нуждаются не только в отпевании, а в усиленных молитвах о прощении грехов и упокоении души, потому что их образ жизни внушает серьезные опасения за их посмертную участь.

— Можно ли молиться за кремированных усопших? Говорят, что молятся только за тех, кого предали земле, что только такое погребение Богу угодно. Это правда?

— Нет, молиться за усопших можно и нужно, каким бы образом они ни были погребены. Другое дело, что способ погребения у представителей различных религий может быть разным, и в этом отношении способ погребения может свидетельствовать о вере.

Известно, что индуисты своих умерших сжигают, — естественно, за них мы молиться не можем. А вот, к примеру, святой Поликарп Смирнский был сожжен за отказ приносить жертвы идолам, и это нисколько не препятствует нам не то что молиться за него — к нему самому обращаться за молитвенной помощью.

Способ погребения имеет значение не для Бога и не для умерших, а для нас, живущих. Предание земле чрезвычайно символично, оно рождает в нас ощущение посеянного зерна. Зерно бросают в землю, но это только видимость его смерти, а на самом деле — начало роста этого зерна и преображения его в нечто несравнимое с его прошлым существованием — в живой и обильный дарами колос. Подобно зерну, земле предается наше тело, которое апостол Павел называет «душевным», а восстанет из земли на Страшный Суд тело духовное, преображенное и намного более, чем сейчас, пропитанное жизнью. Поэтому Церковь и отдает предпочтение захоронению, как наиболее поучительному для нас способу погребения».

В Библии сказано, что каждый христианин должен обращаться к Богу посредством молитвы. Считается, что так человек просит помощи и благословения во всех начинаниях. Мы молимся, когда засыпаем и просыпаемся, перед принятием трапезы и в рабочее время. Таинство рождения и крещения ребенка сопровождается песнопением, а заключение брака - венчанием. Поэтому, когда близкий человек умирает, его родственники также предаются молитве. Они не знают, о чем думал умерший, какие тайны он скрывал и раскаялся ли в своих грехах. Молитва помогает его душе обрести покой, получить покаяние, быть прощенной и войти в Царствие Небесное.

Чтобы провести умершего в последний путь, родственники должны соблюсти все каноны, главным из которых является молитвенный чин. Отпевание - это торжественный обряд, который осуществляется в процессе погребения тела. Такой ритуал нельзя сравнивать ни с минутой молчания, ни с покупкой ритуальных принадлежностей. Совершенный с благими намерениями чин отпевания приносит большую пользу душе умершего человека, а также его живым родственникам и друзьям. Не редко из жизни уходят люди в молодом возрасте: дети, супруги, сестры и братья. Тот факт, что они умерли не естественной смертью, кажется нам несправедливым. Молитва помогает осознать, что смерть - это следующая ступень в вечную жизнь. Отпевая человека, мы находим утешение собственной скорби. Также это дает каждому из нас возможность по-другому взглянуть на свою жизнь, осознать ошибки и вспомнить, что мы пришли в этот мир с целью творить добро.

Зачем проводится отпевание?

Когда мы читаем молитвы об умершем человеке, мы надеемся, что Бог услышит нас. Словами «Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего» мы призываем его к себе. Обряд отпевания является важной частью траурного ритуала. Чтобы пройти его с честью, мало постоять с цветами на кладбище. Приготовление к процессии важно начать с причастия умирающего. Конечно, если это является возможным. Когда человек находится при смерти, священником читается канон, который позволяет душе укрепиться в сознании. После смерти совершается панихида - небольшое молитвословие, а затем и сам обряд отпевания. В течение последующих 40 дней родственники читают псалтырь и вспоминают о благих делах усопшего.

Попадает ли душа в рай после отпевания?

Известно семь таинств церкви: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Брака, Причащения, Елеосвящения, Священства. Любое из этих таинств является гарантией исполнения того, о чем мы просим Бога. К примеру, таинство Крещения дает нам право утверждать, что человек присоединился к церкви и стал христианином, таинство Священства - что он принял чин священника, таинство брака - что мужчина и женщина связали свою судьбу, став единым целым. Отпевание же не является частью таинства. Оно не дает близким людям гарантии, что душа умершего человека попадет в рай и обретет вечный покой.

Мы должны понимать, что стоит творить лишь благие дела. Человек не имеет права, к примеру, служить в храме и вести распутный образ жизни, увлекаться алкоголем или наркотиками. После отпевания в этом случае может произойти то, что случилось в известный притче: на входе в рай богачу вернули все деньги, которые он жертвовал на строительство церквей. Так, существует поверье, что можно получить особую благодать, если моешь полы в храме. Однако стоит понимать, что уборщицу вряд ли это спасет после смерти. Иметь много денег и совершить единственное в своей жизни доброе дело - не значит быть прощенным и попасть в рай после смерти.

Необходим ли обряд отпевания?

Отпевание не спасет душу от тех грехов, которые человек совершил при жизни. Известны случаи, когда священники пренебрегали этим чином. Они велели родственникам усопшего отложить похоронную процессию с почестями, а вместо этого выбросить мертвое тело в яму или канаву, чтобы бездомные собаки изглодали их кости. Здесь стоит сказать и о праведном пророке Веркольском. Его смерть от удара молнии была скоропалительной. Односельчане, на глазах которых это произошло, посчитали ее небесной карой. Они не стали хоронить тело, прикрыв мертвого пророка хворостом. Через 28 лет люди обнаружили, что все это время тело было нетленно.

Человеческая душа может попасть в рай и без соблюдения чина отпевания. Однако, не стоит легкомысленно относиться к данному обряду. Отпевание - это последнее благое дело, которое мы можем сделать для усопшего. Сегодня многие семьи не желают предаваться молитвам из-за невежества и заблуждения, а также дополнительных финансовых затрат. Умершему человеку в преклонном возрасте, который прожил последние годы своей жизни, прося у Бога прощения и желая поскорее отойти к нему, вряд ли от этого что-то будет. А вот для семьи, которая его не отпоет в целях экономии денег такое действие может быть расценено, как тяжелый грех.

Исключить чин отпевания при похоронах разрешается в некоторых случаях. В пример можно привести гибель воина в бою или матроса на корабле. Тогда тело человека хоронят недалеко от места его смерти, а обряд отпевания проводится родственниками после этого. Если в связи с иными обстоятельствами тело близкого вам человека не было захоронено по христианским традициям, можно объяснить это священнику и провести обряд на кладбище либо в церкви. Совершить чин отпевания после похорон только потому, что так удобно родственникам усопшего, неприемлемо.

Как получить разрешение на проведение обряда?

Если человек умер естественной или насильственной смертью, разрешение на проведение чина отпевания брать не нужно. Его необходимо получать в спорных случаях, когда имеет место самоубийство. Если самоубийство стало результатом тяжелого психологического нарушения, необходимо получить одобрение в епархиальном управлении. Приходской священник не должен самостоятельно принимать такое решение. Это делается архиереем на общем собрании.

Кого нельзя отпевать после смерти?

Как было сказано ранее, совершать чин отпевания нельзя над усопшими, которые совершили самоубийство, а также над телами тех людей, которые жили безбожной жизнью: увлекались беспорядочными половыми связями, грабили и убивали. Обряд неприемлем для усопших, которые при жизни не были христианами или отреклись от своей веры. Считается, что они не воссоединились с Церковью. Не верно мнение о том, что после кончины нельзя отпевать женщин, которые умерли во время родов.

Если близкие вам люди, родственники или друзья сознательно отказались от таинства Крещения, необходимо проводить с ними беседы, чтобы избежать подобного исхода. Так вы будете знать, что сделали для них все, что могли. Остальное зависит от воли самого человека. У Господа много обителей. Поэтому Церковь не запрещает молиться за успокоение души и прощание тяжких грехов усопшего, который не был крещен. Делать это можно дома, на кладбище либо в храме.

Можно ли проводить обряд отпевания для наркоманов?

Люди, которые при жизни злоупотребляли алкоголем или наркотиками, сознательно выбрали этот путь. Однако стоит понимать, что Церковь прощает и принимает тех, кто сбился с праведной дороги. Ее цель заключается не в том, чтобы погубить, а в том, чтобы по возможности оправдать человека. Поэтому усопших, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью, родственникам можно отпевать.

Правила поведения на отпевании

Люди, не знающие нюансов церковной службы, в процессе отпевания часто ведут себя неподобающим образом. К примеру, они становятся лицом не к алтарю, а к гробу , и на протяжении всей службы смотрят не на священника, а на усопшего. Конечно, родственникам сложно принять потерю близкого человека. Поэтому в такие моменты не следует требовать от них соблюдения всех канонов. Однако элементарные правила поведения при отпевании никто не отменял.

Пришедшие в храм должны искренне молиться за отпущение грехов умершего, внимательно слушать священника и смотреть на алтарь. В руках у ближайших родственников должны быть свечи. Гроб ставится лицом к алтарю. Во время отпевания не подобает громко разговаривать и активно жестикулировать. Необходимо соблюдать тишину. После церемонии свечи тушатся, а провожающие осуществляют поклон, просят у усопшего прощения за все обиды, целуют икону, которая находится у него на груди. Затем священник вынимает ее и накрывает тело покрывалом.

Обряд отпевания не желательно проводить в морге а, тем более, в крематории. Отпевают усопших в морге только в случае, когда нет иной возможности совершить обряд. В этом случае перед его началом убедитесь, что у священника есть разрешение на его осуществление. Если отпевание проходит в храме и привозят сразу нескольких покойников, то это не должно вас смущать.

Что надеть в храм?

Священники, которые осуществляют процедуру отпевания, надевают в храм длинную белую рясу. Ее же используют и при таинстве Крещения. Считается, что эти два события являются главными в жизни каждого человека. После смерти усопший вступает на тропу вечной жизни, в начале которой он видит яркий свет. Свет этот - сам Господь Бог. Жены-мироносицы также надевают одежду белого цвета. Служители храма не должны облачаться в черное одеяние.

Приходящие, напротив, надевают траурную одежду, которая должна быть закрытой и скромной. Для женщин уместны платья и юбки длинного кроя. Голова покрывается черным платком. Нельзя надевать яркую бижутерию. Из украшений допускаются лишь часы и обручальное кольцо. Оптимальный вариант для мужчин - классический костюм, рубашка и туфли. Такой обычай не относится к христианскому, однако он прочно укрепился в современной жизни. Мы воспринимаем смерть, как трагедию. И если кто-то придет на службу в белом одеянии, он будет не понят родственниками усопшего.

Все выше перечисленные особенности соблюдения правил проведения отпевания усопших конечно же важны, но, главное, необходимо всегда помнить, что отправление последнего обряда является неотъемлемой частью похоронного ритуала как для души усопшего, так и для верующих родственников, провожающих близкого человека в мир иной."

Отпева́ние – совершаемый священником заупокойный чин; , посредством которого провожает усопшего в мир инобытия, молитвенно ходатайствуя о нём, испрашивая у Бога прощения его и дарования ему упокоения в . Отпевание – народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В отпевание именуется «последованием мертвенным».

Богослужебные книги Русской Православной Церкви содержат 6 видов последования мертвенного:
1. младенцев - для христиан не достигших 7-летнего возраста;
2. мирских человек;
3. монашеское - для монахов (в том числе иеромонахов);
4. иерейское - для лиц в иерейском сане, а также епископов;
5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
6. в первую седмицу Пасхи.

В чём смысл отпевания?

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной и - надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское - говорят именно о воскресении!

На какой день совершается отпевание?

Отпевание cовершается в храме, обычно на третий день после ; первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как совершается отпевание?

Совершается отпевание усопшего единожды, в день его погребения. Если точно не известно – был отпет или нет умерший когда-то человек, то возможно заказать заочное отпевание. В состав чинопоследования входят , чтение и . Отпевание должно совершаться в храме. С давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь (см. ).

Приходя в храм, следует помнить, во-первых, о том, что отпевание и нужны для молитвы. А искренне молятся обычно те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди, те, которые переживают за душу умершего. Во-вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и понимали, что поет хор. Понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в её Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Бумажный венчик на голове покойного – символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани.

Все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело () усопшего. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Кого нельзя отпевать?

Священник может отказать в отпевании нецерковного человека или . Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным. Встреча со Святым Богом принесёт им только мучение.

Не отпеваются некрещеные (в том числе и младенцы), инославные и иноверные, также убитые при совершении преступления и самоубийцы.

В последнем случае усопший может быть отпет, если покончил с собой в состоянии невменяемости или сумасшествия. Для этого родственники могут испросить письменное разрешение у правящего , подав ему прошение с приложенным медицинским заключением о причине смерти их близкого.

Можно ли отпеть в морге?

Можно ли отпеть заочно?

Возможно, но только в исключительных случаях (когда тело не найдено, погребено другими людьми, или до обращения желающих отпеть к Богу).

Даёт ли отпевание гарантию спасения?

Бессмысленно отпевать человека, который при жизни не исповедовал . Отпевание не является «пропуском в Рай», магическим актом, при котором усопшему автоматически прощаются грехи или его душа обязательно попадёт в Царство Божие. Одновременное отпевание нескольких покойных не является нарушением богослужебных правил.

Чем ещё можно помочь душе усопшего?

Чем отпевание отличается от «обыкновенной» молитвы за усопшего?

В наше время нередко приходится сталкиваться с недоумением: если Бог слышит и отвечает на наши молитвы вообще, то конечно же, отвечает и на молитвы об усопших; для чего же тогда существует чин отпевания? неужели Богу недостаточно «простых» молитв?

Следствием недопонимания смысла и важности отпевания умерших является то, что многие относятся к этому действу всего лишь как к формальному, старинному, народному обряду, не более значимому, чем, например, поминальное застолье или обычай бросать мелочь в могилы.

Другие, напротив, подходят к этому действию механически или магически, полагая, что коль скоро отпевание совершено, то усопший автоматически удостоится высших Небесных Даров.

В действительности ни первое, ни второе суждение не отвечает подлинному характеру и целям христианского отпевания.

По большому счёту отпевание является таинством (хотя и не именуется Церковным в строгом значении этого слова). Как таинство оно включает в себя последовательный ряд символических действий и молитв. Кроме того, во время отпевания читаются псалмы, Апостол, Евангелие.

Это помогает участникам таинства лучше настроиться на молитвенный лад, способствует более искреннему, сосредоточенному, напряженному молению. Этому же способствует и присутствие (перед собравшимися родными, близкими, знакомыми…) гроба с телом покойного.

В отличие от частных молитв, молитвы при отпевании, подразумевающем множество прощающихся (провожающих), носят соборный характер. А где хотя бы двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них ().

В знак того, что почивший был верен (в той или иной мере) Христу и предал Ему свою душу, ему на грудь кладется святая . Это - символ и знамение того, что он пребывает под покровом Христа.

Такое же смысловое значение имеет покрытие тела покойного белым покровом - саваном. Опять же, белый цвет ассоциируется со светом Христовым, нравственной чистотой.

Бумажный венчик, располагаемый на голове почившего, символизирует венец воина Христова.

Всё это вкупе благоприятно отражается на участи усопшего, в том числе сказывается во время прохождения им (его душой) страшных испытательных .

В соответствии с церковной традицией, отпевание уместно совершать на третий день после смерти. По учению ряда святых отцов, в это время заканчивается срок пребывания отделившейся от тела души на земле. Однако, как правило, продолжительность мытарств доходит до сорока суток (в земном измерении) (в условиях нынешней жизни срок погребения умерших нередко отодвигается на несколько дней в силу различных причин, как то: затягивание со вскрытием, с составлением заключения о причине смерти и пр.).

При окончании отпевания ближние отдают покойному последнее целование и прощание. Затем священник посыпает тело покойного землей; гроб закрывается и предаётся земле (в случае, если гроб закрыт, целуется крест на его крышке).

Церковь как тело Христово, как совокупность живых и умерших во Христе, может по благодати, данной ей от Бога, молиться за усопших, приносить за них бескровное жертвоприношение (вынимать частицы из просфор на проскомидии литургии), провожать в последний путь особым чином молитв – отпеванием, служить панихиды, литии, вечерние заупокойные службы (парастасы).

На третий день по кончине умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Отпевание – это заупокойное богослужение, единожды совершаемое над телом умершего. Значение этого богослужения настолько велико, что в древности относили его к церковным Таинствам и придавали особое мистическое значение. И, действительно, кроме обычных заупокойных молитвословий, над умершим читается (обязательно священником) разрешительная молитва, в которой прощаются умершему бывшие на нем клятвы, а также грехи, в которых он покаялся на исповеди или забыл покаяться по неведению, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же влагается в правую руку усопшего его родными или близкими. Если молитва не прочитана священником над усопшим, а просто вложена родственниками в руку покойного, то она никакой силы не имеет и никакой роли не играет.

Кто лишается церковного отпевания

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, гибель на производстве и т. д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»).

В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших «при разбое», то есть совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Жертвы бандитского нападения сюда, безусловно, не относятся.

Для того чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно обратиться в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти их близкого.

Священник в сомнительных случаях и при отсутствии письменного разрешения архиерея может отказаться от совершения отпевания, особенно при намеренной попытке родственников скрыть истинную причину смерти покойного. При регистрации отпевания в сомнительных случаях представитель церковного совета может ознакомиться со «Свидетельством о смерти», выданным отделом ЗАГСа.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Отпевание младенцев

Над младенцами, умершими по Святом Крещении, совершается особое отпевание как над непорочными, безгрешными, в котором Святая Церковь не молится об оставлении грехов умерших, но только просит сподобить их Царства Небесного.

Над умершими же младенцами, которые не сподобились Святого Крещения, не совершается отпевания, так как они не очищены от прародительского греха. О будущей участи младенцев, умерших без Крещения, святой Григорий Богослов говорит, что «они не прославятся, ни накажутся от Праведного Судии, как такие, которые хотя не запечатлены, впрочем не злы, и потерю более потерпели, нежели сделали. Ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как не всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».

Заочное отпевание

Бывают случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело человека (утонувшего при кораблекрушении, погибшего на войне или в результате авиакатастрофы, при террористическом акте и т.д.) или когда человек пропадает без вести и родные узнают о его смерти через много лет. В таких случаях появилась традиция совершать так называемое заочное отпевание. Но допустимо оно только в случае крайней нужды и действительной необходимости, а не по лености и нерадению родственников умершего и не потому, что «так проще».

В последние годы, к сожалению, сложилась совершенно недопустимая практика, когда родственники усопшего приходят в храм, «заказывают» заочное отпевание и тут же уходят по своим делам. Через несколько дней (в лучшем случае) они являются «за земелькой», то есть тогда, когда их близкий уже отпет священником в полном одиночестве, когда, кроме незнакомого священника, ни одна родственная покойному душа даже и не думала молиться о его упокоении. Такое отношение к умершему показывает черствость души его родственников и полное безразличие к загробной участи усопшего. Эти качества не могут быть присущи христианину, а следовательно, такое отношение к церковной молитве за усопшего является предосудительным.

Если все же по каким-либо объективным причинам тело вашего покойного родственника не было принесено в храм для совершения над ним отпевания, нужно прийти в церковь и попросить священника совершить отпевание заочно. Для этого необходимо точно выяснить, когда и в какое время будет совершено это отпевание, для того чтобы вы смогли на нем присутствовать и усердно молиться за своего усопшего.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Несколько слов о «земельке»

В Чине отпевания нет никакого указания на освящение земли, которой священник крестообразно посыпает «мощи» усопшего перед закрытием крышки гроба, произнося при этом слова: (Пс. 23, 1).

Но этому символическому действию наши современники стали придавать магическое значение. Отношение к этой земле превратилось в дремучее суеверие, выражающееся в том, что люди, далекие от Церкви, весь смысл христианского отпевания видят лишь в получении заветной «земельки». Но главное - совершить обряд церковного погребения, чтобы молитвы Церкви исходатайствовали ему милость у Бога, перед Которым он вот-вот предстанет. А сама земля никакой пользы душе усопшего не приносит.

В современной практике (ради утешения скорбящего) сложилась традиция, когда во время заочного отпевания священник трижды благословляет землю, произнося все те же слова: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1). Однако, повторимся, на такое действие нет никаких указаний в церковном Уставе. По окончании заочного отпевания эту землю можно крестообразно высыпать на могилу усопшего, если таковая имеется: яко земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19).

Если же христианин был кремирован, то землю можно высыпать в урну с прахом покойного и таким образом символически предать его земле. Однако и это делать вовсе не обязательно.

Если же могила человека отсутствует или находится очень далеко от места проживания родственников и добраться до нее не представляется возможным, то землю после заочного отпевания брать ни к чему.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Отпевание в морге

В последние годы некоторые ритуальные агентства включают в свой набор «услуг» отпевание в морге. К этой практике нужно относиться очень осторожно.

Если по каким-то уважительным причинам не представляется возможным отпеть покойного в храме Божием, тогда в виде исключения допускается совершить отпевание усопшего на дому. И только в том случае, если и это оказывается неисполнимым, тогда необходимо узнать, где, в какой обстановке совершается отпевание в морге: есть ли для этого специально выделенная ритуальная комната, в которой находятся хотя бы иконы, панихидный столик (канун), подсвечники. Зайдите в эту комнату, убедитесь, что в ней подобающая обстановка.

Затем обязательно узнайте имя и фамилию священника, который обычно отпевает покойников в этом морге: настойчиво поинтересуйтесь, в каком храме он служит, и затем обязательно обратитесь в тот храм, чтобы убедиться, действительно ли названный вам священник - штатный клирик этого храма, а не ряженый самозванец или священник, запрещенный в служении.

Если у вас закрались какие-то сомнения, договоритесь с администрацией морга и пригласите знакомого вам священника из храма, прихожанином которого вы являетесь.

Но все же - приложите все усилия для того, чтобы отпеть вашего дорогого усопшего в церкви.

О кремации

«Совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развитию греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: Адаму же сказал: …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3, 17, 19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершенными в храме Божием, есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом - поруганием храма Божия: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3,16–17)».

Однако в корне неверно считать, что кремированные люди не воскреснут на Суд Божий! «Господь Иисус Христос, говоря о последнем Страшном Суде, который определит участь человека в Вечности, указывает на возвращение к жизни всех когда-либо умерших людей: Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32). Все народы - это все люди, когда-либо жившие на земле: и верующие, и атеисты, и праведники, и грешники, и жившие до Рождества Христова, и наши современники,- абсолютно все.

Христос прямо говорил: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). Это означает, что однажды созданная Богом сущность (человеческая жизнь) не может быть уничтожена, а образ Божий, носителем которого является каждый человек, это и образ Божественного бессмертия.

Догмат о Всеобщем воскресении является основным вероучительным положением христианства. В Символе веры, окончательно принятом на II Вселенском Соборе, этот догмат выражен словами: «Чаю воскресения мертвых”».

Поэтому необходимо сказать, что кремация - это грех тех, кто решился на нее; однако душе усопшего она повредить не может. И Церковь не отказывает в отпевании тех почивших, которые впоследствии будут кремированы, или которые уже подверглись кремации.