Любовь и отношения

Описательные рассказы о диких животных. Что рассказывать детям о диких животных. Что представляет собой детское словотворчество

Каждый день, читая стих, рассказ, сказку, показывая картинки, мама знакомит ребенка с многообразным животным миром! Это слон - он большой, а самый высокий - жираф, очень красивая птичка попугай может выучить до ста слов.

Чтобы рассказы о животных стали разнообразнее и интереснее, чтобы ребенок не только мог отличить пантеру от домашней кошки, но составить интересные истории о необычных возможностях животных и поразить тем самым сверстников и педагогов, администрация сайта "Твой ребенок" на протяжении нескольких месяцев будет знакомить вас животными нашей планеты. Каждую неделю будет публиковаться новая тема цикла историй "Интересно о животных". В статьях будет публиковаться интересная информация о животном мире, интересные факты о животных .

/ Животные Арктики

ЛЬДЫ АРКТИКИ

Кажется невероятным, что там, где температура не поднимается выше - 10 о С, животные Арктики могут жить и размножаться. И тем не менее даже самые холодные и неприветливые части Земли обитаемы. Дело в том, что некоторые животные приспособились особым образом сохранять тепло собственного тела. Например, тело пингвинов под оперением густо покрыто теплым пухом, а шкура белых медведей очень толстая и непромокаемая. Кроме того, у всех полярных животных под кожей есть плотный слой жира.

Жизнь для животных в Антарктиде возможна только на побережье. Внутренняя часть материка необитаема.

Белый медведь.

В конце осени самка белого медведя роет в снегу берлогу. В декабре - январе рождаются, как правило, два медвежонка, но только весной они впервые выйдут из берлоги.

Детеныш белого медведя появляется на свет очень маленьким, слепым, глухим и совершенно беззащитным. Поэтому он в течение двух лет живет с матерью. Шкура этого медведя очень плотная, непромокаемая и абсолютно белого цвета, благодаря чему он с легкостью находит убежище среди белизны окружающих его льдов. Он замечательно плавает - этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап. Белый медведь - самый крупный хищник в мире.

Белый медведь обычно весит от 150 до 500 килограммов. Масса некоторых представителей превышает 700 килограммов.

Ластоногие.

На холодной земле и бесконечных льдинах, дрейфующих в Арктике, живут различные виды ластоногих; к ним относятся котики, тюлени и моржи. По происхождению это наземные животные, которые освоились в морской среде: в ходе эволюции их тело приспособилось к жизни в воде. В отличие от китообразных, ластоногих это приспосабливание видоизменило лишь частично. Так передние лапы морских котиков превратились в ласты, на которые они могут опираться на суше, чтобы приподнять верхнюю часть туловища; тюлени научились передвигаться по земле, ползая на брюхе.

У ластоногих огромные ноздри, и за короткое время они могут вдохнуть количество воздуха, необходимое, чтобы оставаться под водой около 10 минут.

Ластоногие питаются не только рыбой, но и ракообразными, моллюсками и крилем, состоящим из мельчайших креветок.

Морской котик похож на морского льва, но у него более толстая шкура, а морда короче и острее. Самец гораздо крупнее самки и может весить в четыре раза больше.

Морской слон. Самый крупный вид ластоногих в мире: масса самца может достигать 3500 килограммов. Его легко отличить от самки по вздутию на голове, похожему на короткий хобот, из-за которого он и получил свое название.

Морской леопард. Своей пятнистой шкурой этот тюлень напоминает хищника семейства кошачьих, у которого он и позаимствовал свое название. Морской леопард очень агрессивен и иногда может съесть даже собрата-тюленя, если он меньше его.

Морж.

Это млекопитающее с длинными клыками обитает в арктических морях, совершая короткие сезонные миграции. Морж-самец огромен: он может весить 1 500 килограммов, в то время как масса самки редко достигает 1000 килограммов. У моржа массивное морщинистое тело, покрытое редкой щетиной.

Сильный голос моржа напоминает одновременно и рев льва, и мычание быка; во время сна, на льдине или в воде, он звучно похрапывает. Может часами отдыхать, развалившись на солнце. Морж раздражителен и строптив, однако он не замедлит прийти на помощь своему собрату, которого атакуют охотники.

Длинные клыки не заменимы в жизни моржа: он пользуется ими, защищаясь от врагов и буравя морское дно; с помощью клыков морж вскарабкивается на берег и передвигается по льдине или земле. Длинна клыков у более крупных представителей достигает одного метра!

Маленькие моржи вскармливаются матерью в течение двух лет, а в течение следующих двух лет они остаются под её защитой.

Под кожей моржа толстый слой жира, который служит ему одновременно и защитой от холода, и резервным запасом на случай голода.

Пингвины.

Пингвины - это птицы, однако их крылья не приспособлены для полета: слишком короткие. С помощью крыльев пингвины плавают, как рыбы пир помощи плавников. Водятся пингвины только в южном полушарии. Живут большими колониями на суше, но некоторые виды могут совершать долгие миграции в открытом море.

Как правило, откладывают пингвины только одно яйцо. Детеныши пингвинов находят убежище от холода в нижних складках родительского живота. Оперение пингвиньих птенцов обычно темно-бурое, со временем они приобретают характерную черно-белую окраску, как у взрослых.

В колониях императорского пингвина порой насчитывается 300 тысяч особей.

/ Интересные факты о животных саванн и прерий

Среди трав саванны. В саванне бывают периоды засухи, когда ощущается недостаток пищи. Тогда многочисленные стада животных отправляются на поиски более благоприятных условий. Эти миграции могут продолжаться неделями, и только самым выносливым животным удается достичь цели. Более слабые обречены на гибель.

Климат саванны благоприятствует росту высокой и пышной травы. Деревья, напротив, встречаются здесь редко.

Баобаб не очень высокое дерево, однако диаметр его ствола может достигать 8 метров.

Буйвол.

Африканский буйвол на ряду с гиппопотамом считается одним из самых опасных животных Африки. И правда, если буйвол ранен или чувствует опасность для себя либо детенышей, он не колеблясь нападает на агрессора и убивает его мощными рогами. Даже лев старается избегать встречи с ним, так как не уверен в исходе битвы. Поэтому нападениям хищников подвергаются только буйволята, отбившиеся от стада, или старые и больные животные, не способные защититься.

Зебра.

Шкура зебры оригинальна и легко узнаваема. На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунок полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека. Были предприняты бесчисленные попытки приручить зебр (одомашнить как лошадь), но всегда они кончались безуспешно. Зебра не переносит седоков или иной груз на крупе. Она очень пуглива, и к ней трудно приблизиться даже в заповедниках.

Зебры лишены рогов и иных средств защиты, спасаются от хищников бегством. Попав в окружение, они защищаются зубами и ударами копыт.

Как заметить хищников? Зрение у зебр не очень острое, поэтому они часто пасутся рядом с другими животными, например с жирафами или страусами, которые способны раньше заметить приближение хищников.

Преследуемая зебра может со скоростью 80 километров в час, но не продолжительное время.

По полосам на шкуре зебры можно разлить различные виды зебр. Особенно значимы в этом смысле полосы на крупе.

Лев предпочитает открытые пространства, где находит прохладу в тени редких деревьев. Для охоты же лучше иметь широкий обзор, чтобы издали заметить стада пасущихся травоядных и разработать стратегию, как лучше приблизиться к ним незамеченным. Внешне это ленивый зверь, который по долгу дремлет и бездельничает. Только когда лев голоден и вынужден преследовать стада травоядных или когда должен защищать свою территорию, он выходит из оцепенения.

Львы не охотятся в одиночку, в отличие от гепардов и тигров. В результате все члены семейства львов подолгу живут вместе и выросших львят не изгоняют из него, если только условия на охотничьей территории не становятся критическими.

Обычно на охоту отправляется группа самок, самцы же редко присоединяются к ним. Охотницы окружают жертву, притаившись в высокой траве. Когда животное замечает опасность, его охватывает паника, и оно пытается спастись галопом, но чаще всего попадает в лапы других, незамеченных им спрятавшихся львиц.

Характерная особенность льва - густая грива у самцов, чего нет у прочих представителей семейства кошачьих.

У львицы рождается обычно два львенка. Чтобы стать взрослыми, им надо около двух лет - все это время они перенимают опыт родителей.

Когти льва могут достигать 7 см.

Жираф.

Стремясь выжить, все животные эволюционировали так, чтобы обеспечить свой вид достаточной пищей. Жираф может питаться листьями деревьев, до которых не дотягиваются прочие травоядные: благодаря шестиметровому росту он выше всех других животных. Жираф может взять корм и с земли, а так же пить воду, но для этого он должен широко расставить передние ноги, чтобы наклониться. В этом положении он очень уязвим для хищников, потому что не может тот час же кинуться в бегство.

У жирафа очень длинный, тонкий и мягкий язык, приспособленный для того, чтобы срывать листья акации. Губы, особенно верхняя, тоже служат этой цели. Жираф обрывает листья, растущие на высоте от двух до шести метров.

Самая любимая пища жирафов - листья деревьев, особенно акации; её колючки, видимо, не причиняют животному беспокойтво.

Жирафы живут стадами, разделенными на две группы: в одной самки с детенышам, в другой - самцы. Чтобы завоевать право стать вожаками стада, самцы борются, нанося удары головой шеей.

На бегу жираф не очень быстр и ловок. Убегая от врага, он может рассчитывать на скорость только 50 километров в час.

Гепард.

"Секретным оружием" гепарда служит его гибкое тело с прочным позвоночником, изогнутым, как арка моста, и мощные когтистые лапы, позволяющие прочно опираться о землю. Это самый быстроногий зверь африканской саванны. Никто не может представить себе животного, бегающего быстрее гепарда. За короткие мгновения он развивает скорость свыше 100 километров в час, и если бы он быстро не уставал, то был бы самым страшным хищником Африки.

Гепард предпочитает жить небольшими группами от двух до восьми - девяти особей. Обычно такая группа состоит из одного семейства.

В отличие от других представителей семейства кошачьих, у гепарда когти никогда не втягиваются, точно так же как у собак. Эта особенность позволяет зверю не поскользнуться на земле при беге; не касается земли при этом только коготь большого пальца.

Гепард влезает на деревья и с высоты обозревает саванну, чтобы обнаружить стада пасущихся травоядных, которые могли стать его добычей.

Не всегда шкура гепарда покрыта пятнами, иногда они сливаются, образуя полосы, как у королевского гепарда.

Длинный хвост служит в качестве руля - им можно быстро изменить направление бега, что бывает необходимо во время преследования жертвы.

Слон.

Африканскому слону грозило вымирание и из-за охоты, жертвой которой он стал в начале XX века, так как был велик спрос на изделия из слоновой кости (из бивней), и из-за важных перемен, осуществленных человеком в среде его обитания. Сейчас слоны живут преимущественно в гигантских национальных парках, где их изучают зоологи и оберегают охранники. К сожалению, этого не достаточно, чтобы воспрепятствовать уничтожению слонов браконьерами. По-другому обстоит дело с индийским слоном, который никогда не был в опасности, поскольку человек веками использовал его на различных работах.

Африканский слон отличается от индийского. Он крупнее, уши у него больше, а бивни намного длиннее. В Юго-Восточной Азии слоны одомашнены и используются на различных работах. Африканские слоны не поддаются приручению из-за своего более независимого характера.

Как и жираф, слон предпочитает питаться листьями деревьев, которые срывает с веток хоботом. Случается, что он валит целое дерево на землю, чтобы достать пищу.

Бивни и хобот - это два чудодейственных инструмента для выживания слонов. Бивнями слон защищается от хищников и использует их в период засухи, чтобы вскопать землю в поисках воды. Очень подвижным хоботом он срывает листья и набирает воду, которые потом отправляет в рот. Слон очень любит воду и при первой возможности залезает в водоем, чтобы освежиться. Он прекрасно плавает.

Слон охотно прячется в тень, потому что его огромное тело с трудом охлаждается. Для этой цели служат огромные уши, которыми он ритмично обмахивается, чтобы охладиться.

Как дети держатся за руку матери, так слонята ходят, держась хоботком за хвост слонихи.

Страус.

Природная среда, в которой живет страус, определила окончательную приспособляемость этой птицы, самой крупной из всех: масса страуса превышает 130 килограммов. Длинная шея увеличивает рост страуса до двух метров. Гибкая шея и прекрасное зрение позволяют ему с этой высоты издалека замечать опасность. Длинные ноги дают страусу возможность бегать со скоростью до 70 километров в час, как правило, достаточной для того, чтобы спастись от хищников.

Страус предпочитает открытые пространства, где ему все видно издалека и нет препятствий для бега.

Живут страусы не в одиночку, а группами различной численности. Пока птицы ищут пищу, по крайней мере одна стоит на страже и оглядывает окрестности, чтобы во время заметить врагов, в первую очередь гепардов и львов.

Глаза страуса окружены длинными ресницами, которые предохраняют их как от африканского солнца, так и от пыли, поднимаемой ветром.

Страусы строят гнездо в небольшой впадине, вырывая её в песчаной почве и прикрыв чем-нибудь мягким. Самка насиживает яйца днем, потому что её серая окраска хорошо сливается с окружающей средой; самец с преимущественно черными перьями занимается насиживанием по ночам.

Самки откладывают в общее гнездо от трех, до восьми яиц, и каждая из них по очереди насиживает яйца по очереди. Одно яйцо весит более полутора килограммов и имеет очень прочную скорлупу. Чтобы разбить скорлупу и вылупиться из яйца, страусенку требуется иногда целый день.

Клюв у страуса короткий, плоский и очень прочный. Он не специализирован для какой-либо особой пищи, но служит для того, чтобы ощипывать траву и прочую растительность и хватать насекомых, мелких млекопитающих и змеек.

Носорог.

Это огромное толстокожее животное обитает как в Африке, так и в Южной и Юго-Восточной Азии. В Африке встречаются два вида носорогов, отличных от азиатских. У африканских носорогов два рога, и приспособлены эти животные к среде обитания, характеризующейся большими пространствами, где очень мало деревьев. Азиатский носорог имеет только один рог и предпочитает жить в лесных чащобах. Эти животные находятся на грани исчезновения, потому что на них безжалостно охотятся браконьеры, чтобы добыть рога, пользующиеся большим спросом в некоторых странах.

Несмотря на свою массу, африканский носорог очень подвижен и может делать на бегу крутые повороты.

Самка носорога приносит, как правило, одного детеныша каждые два - четыре года. Малыш долго остается с матерью, даже когда вырастает и становится независимым. Новорожденный детеныш уже через час может на своих ногах следовать за матерью, к тому же обычно он идет или впереди неё, или сбоку. Материнским молоком он питается год, и за это время его масса увеличивается с 50 до 300 килограммов.

Самцы носорогов, как и многих других животных, борются за право стать вожаком. При этом они пользуются рогом как палкой, то есть бьют боком, а не острием. Может случится, что во время единоборства рог сломается, но потом он отрастает снова, хотя и очень медленно.

Зрение у носорога плохое, он видит только вблизи, как близорукий человек. Но зато у него тончайшее обоняние и слух, он может издалека почувствовать запах пищи или врага.

Ро / Интересные факты о животных джунглей и тропических лесов

В амазонском лесу.

Тропические леса характеризуются пышной растительностью; под деревьями с высокими стволами, не смотря на то, что их кроны пропускают мало света, растет густой подлесок. В нем царит высокая влажность - осадки здесь часты и благоприятствуют развитию растений любого типа. Такая среда почти идеальна для поддержания жизни бесчисленных животных, которые в изобилии находят там пищу. Естественно, что особенно благоприятствует эта среда животным небольших и средних размеров, которые и в чаще могут двигаться с ловкостью.

Пеликан.

Эта причудливая птица с характерным клювом водится на всех континентах и в зависимости от зоны обитания имеет небольшие различия в форме и размерах. Самая типичная среда её обитания - морские побережья и озера. Кормится водными животными, преимущественно рыбой. Эти птицы ловят рыбу особым способом при отливе. Они собираются группами и бьют все вместе крыльями по воде, пугая рыбу и заставляя её плыть по направлению к берегу, где она хорошо видна, а её маневренность затруднена. Рыба становится легкой добычей для пеликанов; они наполняют ею свои клювы, на нижней части которых находятся растяжимые горловые мешки. Добычу относят в гнездо и там спокойно съедают.

Пеликан - очень большая птица, в длину достигает 1,8 метра, а размах крыльев у нее до 3 метров. В поисках пищи способны нырять на глубину.

Пеликаны - птицы общественные, живут многочисленными колониями, вместе добывают пищу и строят гнезда.

Американский белый пеликан большую часть года живет в южной части Соединенных Штатов Америки, Мексике и в Центральной Америке. В период размножения птицы, живущие в более северных районах, перемещаются к югу, где климат более мягкий и благоприятный для развития птенцов. Оперение пеликанов почти полностью белое, лишь на груди и крыльях есть светло-желтые пятна.

Гнездо пеликана - громоздкая постройка из камыша, сушняка и перьев. Когда взрослые птицы приносят в гнездо пищу для своих птенцов, те вытаскивают ее клювом из глотки родителей уже полупереваренной, что облегчает им усвоение пищи.

Самка откладывает два или три голубоватых или желтоватых яйца и насиживает их около 30 дней. Птенцы рождаются совершенно голыми. Оперение вырастает в течение последующих 10 дней. Самка по размерам немного меньше самца.

Масса пеликана достигает 14 килограммов.

Водосвинка (капибара)

Самый крупный грызун в мире. Её масса достигает 50 килограммов. Живет у самого берега и при малейшей опасности бросается в воду. На суше главные враги капибар - ягуары, но и воде для них кроется опасность - встреча с притаившимся аллигатором.

Ленивец

Ленивцы названы так за чрезвычайную медлительность движений, напоминающих движения при замедленной киносъемке. Постоянно влажная шкура ленивцев служит питательной средой для микроскопических водорослей, из-за чего шерсть животных приобретает зеленоватый оттенок, делающих их почти не заметными среди листвы.

Ягуар.

Животное, похожее на леопарда, но более крупное; отличается так же особым рисунком на шкуре: кольцеобразные темные пятна, внутри которых крапины поменьше. Охотятся ягуары в одиночку и в основном на земле, хотя хорошо ползают по деревьям и плавают. Поймав добычу, хищник обычно прячет ее где-нибудь в потайном месте и потом съедает по частям.

Ягуары производят на свет двух или трех детенышей. Как и все хищники, они учат своих подрастающих малышей охотиться.

Тапир.

Самый распространенный южноамериканский вид - сухопутный тапир , живет вблизи водоемов. Он прекрасно плавает и может пересекать довольно широкие реки; иногда тапиры даже ныряют, чтобы достать стебли водных растений, служащие им пищей.

В густой листве амазонских лесов живет множество самых разнообразных диких птиц. Здесь прогуливаются красно-коричневый гоацин и хохлатая серима, у которой лапы лучше приспособлены для бега, чем крылья для полета. Квезал строит гнездо внутри термитника и термиты не причиняют ему никакого беспокойства. Филин, ночной хищник с длинным гребнем на голове, живет в самых непроходимых местах, и поэтому орнитологам до сих пор не удалось выяснить его повадки.


Цели: уточнить знания детей о животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением диких животных и их частей тела.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

2. Беседа по картинкам о диких животных . Логопед выставляет картинки животных.

Как называются эти животные? (Дикие.) Почему? а) Логопед загадывает загадку:

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса - А зовут ее... (Лиса.)

Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...)

Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.) Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам)

(Лисья морда, лисьи уши и т.д.) Образование сложных прилагательных:

У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)

У лисы длинный нос.

У лисы острые уши.

У лисы короткие усы.

У лисы рыжий хвост.

У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный - волк.

б) Логопед загадывает загадку: Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый...)

Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.) (Медвежья лапа и т.п.)

Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежо нок, медвежата.)

Как называется жилище медведя? (Берлога.)

У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это - медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

в) Логопед загадывает загадку: Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

Продолжите предложение по смыслу: Волк - это папа в семье волков. Мама - ... (волчица). Дети - ... (волчата).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:

У волчицы усы. У волчонка - усики. У волка - усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лох матый...)

Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк - хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.

г) Логопед загадывает загадку: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой - летом.(Заяц.)

- Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...) Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный - белый, смелый - трусливый, быстрый - медленный, веселый - грустный, умный - глупый, длинный - короткий.

У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом,
ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой - сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.

3. Физкультминутка

4. Продолжение беседы о диких животных. Логопед загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)

Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая...)

Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки...)

Большая белка - это мама. Как ее называют? (Бельчиха.) А маленькие - это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один - (Бельчонок.)

Дидактическая игра «Чье это?»

Белка - маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

б) Логопед загадывает загадку: Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж.)

Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, ум ный...)

Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.) Дидактическая игра «Закончи предложение».

Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа. Мы любуемся (кем?) ... ежом. Нам понравился (кто?) ... еж. Мы молока дадим (кому?) ... ежу. Я вам рассказала (о ком?) ... о еже.

Еж - удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.

в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.

Лось - очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове - рога. Окраска лося буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

5. Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить, почему они называются дикими животными, чем питаются, как передвигаются, где живут. Знать названия детенышей, семью. Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить рассказ о любом животном.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: волк - волки - волков и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: белка - белочка и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.

Например: У лисы длинный хвост. Какая лиса? - Длиннохвостая.

У зайца короткий хвост - ... тонкие лапы - ... , короткие лапы - ... , толстые лапы - ... , длинные уши - ... , острые уши - ... , короткие усы - ... .

4. Образование притяжательных прилагательных. Например: Нора лисы. Чья нора? - Лисья. Берлога медведя. - ...

Дупло белки. - ... Логово волка. - ... Морда лисы. - ... Хвост зайца. - ...

Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: нос - носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы).

Подбор слов-антонимов.

Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы... и т.д.

7. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

8. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь.

Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки - мнемотаблицы, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности визуально, образно.

Дикие животные леса

Заяц

Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца - это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.

Лиса

Лиса - дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса - хищный зверь. Основная еда лис - насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна.

Волк

Волк - животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.

Ёж

Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха. Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.

Бурый медведь

Бурый медведь - дикое животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей - ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо - полакомится яйцами, найдет улей диких пчел - поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Не побрезгует и падалью.

Белка

Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.

Животные пустыни

Верблюд

Верблюды живут в пустыне и полупустыне. Жилище они не строят. Питаются травой (и сухой, и свежей), веточками деревьев, верблюжьей колючкой, эфедрой, полынью, жуют веточки саксаула. Верблюд накапливает в горбах питательные вещества, поэтому подолгу может обходиться без еды.

Фенек

Фенек живет в пустынях и полупустынях. Он роет себе нору в песке. Фенек всеяден. Питается насекомыми, ящерицами, яйцами птиц, мелкими грызунами, кореньями растений, которые удается выкопать в пустыне.

Когда ребенок познакомился с животными, их образом жизни, питанием, пусть он попробует сам рассказать о том, что запомнил. В этом помогут картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания >>

На первых порах связного рассказа получить может не удастся, тогда попробуйте распечатать и разрезать приведенные выше карточки на сектора, а ребенку предложить разложить картинки правильно.

А более подробные рассказы для детей о животных можно посмотреть на нашем сайте в разделах:

Конспект образовательной деятельности на тему:
«Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем»

Образовательная область: Коммуникация

Раздел : Развитие речи

Программные задачи:

    совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о диких животных, используя опорные карты и схемы-модели;

    актуализация словаря по теме «Дикие животные»;

    совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным);

    способствование развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;

    продолжать развивать память, внимание, словесно- логическое мышление;

    воспитывать доброжелательные отношения к животным.

Материалы и оборудование : опорные карты с символами, схемы, маски диких животных, картинки с изображением диких животных (заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса), жилища животных, видеописьмо от инопланетян (ИКТ).

Предварительная работа : рассматривание картинок, игрушек, чтение художественных произведений о диких животных, лепка диких животных, разгадывание загадок.

Методы и приёмы : словесные: беседа, рассказы детей, поощрения, игровой момент – видеописьмо, рассматривание схемы игры: «Какой, какая?», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт?».

Ход образовательной деятельности

Дети входят в группу, приветствуют воспитателя и друг друга.

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас стихотворение, хотите послушать? (Да.)

Лесные звери.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Скажите, о ком это стихотворение? (Это стихотворение о диких животных.)

Правильно.

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете этих животных? (Да.)

Я буду называть цепочку из 4 слов, а вы будете называть лишнее слово и объяснять свой выбор. (Воспитатель бросает мяч, отвечает тот ребенок, кому бросили мяч.)

Игра «Четвёртый лишний»

Волк, белка, лиса, кошка (домашнее животное);

- ёж, комар , олень, белка (насекомое);

Лиса, медведь, заяц, дятел (птица);

- заяц, корова, собака, лошадь (дикое животное);

Бельчонок, лисёнок, медведица, зайчонок (взрослое животное).

Молодцы, все правильно ответили!

(Слышится какой-то звук.)

Ой, ребята, кажется нам пришло письмо. Пойдемте, посмотрим?

Это электронное письмо, давайте его посмотрим? (Просмотр видео на компьютере.)

«Мы слышали, что в ваших лесах живут дикие звери. К сожалению, мы ни разу их не видели и не знаем, как они выглядят. Поэтому мы просим вашей помощи. Не могли бы вы рассказать об этих животных и отправить нам свои рассказы. Мы будем очень рады, если вы сможете выполнить нашу просьбу. Большое спасибо. До свидания».

Ребята, поможем инопланетянам, выполним их просьбу? Давайте придумаем рассказы про диких животных, которые водятся в наших лесах. Ваши рассказы я запишу на видео, а видео отправим инопланетянам.

А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила игру «Что бы это значило?».

Посмотрите на эти картинки и расскажите:

    Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?

    Где живёт (берлога, нора, логово, дупло)?

    Чем питается (на кого охотится)?

    Части тела?

    Чем покрыто тело?

    Какое это животное?

Теперь начинайте рассказывать о животном.

Альбина, кто это? (ребёнок берет схему) – приложение №1.

Рассказ по цепочке:

Это заяц, у зайца на голове длинные уши, поэтому у него хороший слух.

Продолжи, Арлан.

У зайца быстрые ноги, передние лапы короткие, а задние длинные. У него короткий хвост.

Тело покрыто теплой, пушистой шерстью. Заяц меняет цвет шерсти, зимой он белый, а летом серый. Питается он растениями.

Молодцы. Закончит рассказ Ульяна. Заяц обитает в лесу, в поле, прячется от врагов под кустом. Заяц дикое животное».

Молодцы, дети!

София, повтори, пожалуйста, рассказ о зайце от начала до конца.

Очень хорошо.

(Воспитатель закрывает опорную карту иллюстрацией. Вот так выглядит заяц.)

Вадим, к какому животному относятся эти изображения, расскажи? - приложение №2.

Это волк. У волка на голове острые уши. У него длинные, сильные и быстрые ноги. Хвост прямой, длинный. Тело покрыто густой шерстью.

У волка острые зубы, он питается мясом. Волк хищник. Он обитает в дремучем лесу. Волк дикое животное.

Ребята, вы все молодцы, у вас получились очень интересные рассказы.

Может немножко отдохнем? (да)

Вставайте в круг и все вместе выполним физминутку:

У нас славная осанка

Мы свели лопатки,

Мы походим на носках

А потом на пятках,

Пойдем мягко, как лисята

И как мишка косолапый,

И как серый волк – волчище,

И как заинька трусишка.

Вот свернулся волк в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся

Ежик сладко потянулся.

Ребята, а давайте представим, что вы лесные звери, наденьте шапочки и каждый расскажет о себе. Проводится игра «Какой? Какая?» (ребенок называет по три слова определения).

Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой.

Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая.

Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый.

Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий.

Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.

Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.

Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.

Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.

Молодцы, все хорошо рассказали, наигрались, пора и по домам. Давайте поможем лесным друзьям найти свое жилище.

Проводится игра «Кто где живёт?»

- По моей команде отыщите нужное жилище.

1, 2, 3, беги! (дети подбегают к нужной схеме) – приложение №3.

Итог: - Ребята, вы сегодня составили интересные рассказы, а о ком они были? (Мы составляли рассказы о диких животных.)

Почему они называются дикими? (Потому что эти животные живут в лесу.)

Правильно, молодцы!

Рефлексия:

Скажите, а что вам понравилось делать больше всего?

Дети делятся своими впечатлениями о том, чем они занимались на занятии и чем им понравилось заниматься больше всего.

[Актуализация словаря по теме «Дикие животные». Развитие связ­ной речи, творческого воображения.]

Логопед помещает на магнитную доску схему рассказа о жи­вотном (рис.25).

Логопед. Сейчас вы составите загадки-описания о тех живот­ных, фигурки которых достали из мешочка. Вам поможет эта схема - картинка-подсказка. Сначала вы скажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет - в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера и цвета, какой у него мех, какие особенности в строении туловища. Далее вспомните, как называются его детеныши, как оно подает голос, чем питается.

1-й ребенок. Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его де­теныши - медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет мура­вейники.

Логопед хвалит ребенка за составленный рассказ. Ребенок ста­вит на стол фигурку медведя. Аналогично составляют рассказы ос­тальные дети. На столе появляются фигурки волка, лисы, белки.

3. Игра «Кого не стало?» [Совершенствование грамматическо­го строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Логопед убирает мешочек и привлекает внимание детей к фигур­кам на столе.

Логопед. А теперь игра «Кого не стало?» Посмотрите вни­мательно на фигурки животных. Закройте глаза, я уберу одну фи­гурку, а вы откроете глаза и скажете, кого не стало.

Дети закрывают глаза, логопед убирает фигурку волка.

1-й ребенок. Не стало волка.

Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок.

4. Игра «Помоги Пете». [Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Логопед помещает на магнитную доску картинку (рис.26).

Логопед. А теперь уже знакомая вам игра «Помоги Пете». Посмотрите на картинку. Вы видите, Петя пришел в зимний лес. Помогите ему увидеть в лесу диких животных. Кого вы видите?



1. Как оно называется? 2. Это дикое или домашнее животное? 3. Где оно живет? Как называется его жилище? 4. Какого оно размера? 5. Какого оно цвета? 6. Чем покрыто его тело? 7, Какие части тела у него есть (их особенности)? 8. Как называются детеныши животного? 9. Какие звуки издает животное? 10. Чем оно питается?

Дети. Мы видим волка, лису, белку, зайца, лося, медведя. Логопед. Молодцы! Петя благодарит вас за помощь. Логопед убирает картинку.

5. Работа в тетради №1. [Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради. Кого изобразил художник на левой странице?

Дети. Художник нарисовал медведя, лису и белку.

Логопед. Послушайте загадку об одном из этих животных.

Рыжая плутовка.

Хитрая, ловкая.

Дети. Это лиса.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Лису называют плутовкой.

Логопед. Как вы понимаете это слово?

Дети. Нечестная, обманщица, воровка.

Логопед. Верно. Возьмите оранжевый карандаш и сначала обведите лису по контуру, а потом раскрасьте ее и нарисуйте ей глазик. Потом можете обвести по контуру, но не раскрашивать белку и медведя.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели, оказывает необходимую помощь. Затем дети оце­нивают работу друг друга и получают наклейки за старание. Лого­пед убирает тетради и контейнер с карандашами.

6.Упражнение «Белка». [Координация речи с движением, раз­витие тонкой моторики. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Ди­кие животные.)]

Дети вместе с логопедом выполняют уже знакомое упражнение.

7. Игра с мячом «Большие и маленькие». [Уточнение и активи­зация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами, согласование прилагательных с существительными).]

Логопед приглашает детей на коврик, предлагает им встать в круг, берет в руки мяч.

Логопед. Сейчас я буду называть часть тела дикого живот­ного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч, ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мяч мне. У лисы рыжая голова.

1-й ребенок. У лисенка рыженькая головка.

Логопед. У волка острые зубы.

2-й ребенок. У волчонка остренькие зубки.

Логопед. У зайца короткий хвост.

3-й ребенок. У зайчонка коротенький хвостик.

Логопед. У белки черные глаза.

4-й ребенок. У бельчонка черненькие глазки.

Логопед. Отлично! Давайте похлопаем себе.

Логопед убирает мяч.

8. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние живот­ные».)]

9. Игра «На лыжах». [Автоматизация правильного произноше­ния звука [ж] в словах с открытым слогом и предложениях с ними.]

Логопед вновь приглашает детей за стол, достает игру «На лыжах», помещает на магнитную доску плоскостное изображение де­вочки.

Логопед. А теперь вспомните, как правильно произносится звук [ж]. В игре «На лыжах» будет много слове этим звуком. Я на­деюсь, что вы будете правильно их произносить. Придумайте девочке имя, которое начинается со звука [ж].

Дети. Жанна.

Логопед. Как вы думаете, куда собралась Жанна?

1-й ребенок. Жанна идет кататься на лыжах.

Логопед. Что она держит в руках?

2-й ребенок. В руках у Жанны лыжи.

Логопед. Что надела Жанна?

3-й ребенок. Жанна надела желтый комбинезон.

Логопед. Какая аппликация на комбинезоне?

4-й ребенок. На комбинезоне медвежонок.

Логопед раскладывает на столе плоскостные изображения пред­метов, в названиях которых есть звук [ж], и предлагает детям на­звать их (снежинки, флажок, Жучка, можжевельник).

Логопед. Прикрепите рядом с Жанной эти предметы и со­ставьте предложения. Следите за произношением звука [ж].

1-й ребенок. Над Жанной кружатся снежинки.

2-й ребенок. Около лыжни стоит желтый флажок.

3-й р е б е н о к. За Жанной бежит Жучка.

4-й ребенок. Жанна бежит мимо кустов можжевельника.

10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на за­нятии, в какие игры играли, какая игра показалась им самой инте­ресной. Затем предлагает детям назвать того, кто был самым ак­тивным на занятии. Победитель получает наклейку на тетрадь.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словаря по темам «Зима» и «Дикие животные». Обогащение словаря лекси­кой, обозначающей ощущения, эстетические оценки. Обучение составлению рассказа по картине. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зри­тельного внимания и восприятия, мышления, творческого вооб­ражения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, тактиль­ных ощущений.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание доброжела­тельности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самосто­ятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Картина «Кто как зимует», подносики с тонким слоем манки, предметные картинки с изображениями диких жи­вотных, алгоритм описания животного, контейнер с чистыми сос­ками, контейнер для использованных инструментов.

Предварительная работа. Заучивание загадок о диких живот­ных, разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом».

Ход занятия

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. [Разви­тие навыков звукобуквенного анализа, тонкой моторики, так­тильных ощущений.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлага­ет пройти к столу, на котором лежат картинки с изображениями диких животных 1 и стоят подносики с тонким слоем манки.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о диких живот­ных наших лесов, рассмотрим картину, на которой они изобра­жены, и составим рассказ по ней. А сейчас послушайте первое задание. Посмотрите насвои картинки. Напиши букву, с кото­рой начинается название твоего животного, Даша.

1 Нищееа Н. В. Дикие животные. Кннжка-раскраска. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

Ребенок выполняет задание.

1-й ребенок. Я написала букву В. Это первая буква в слове вояк.

Логопед. А ты напиши последнюю букву слова своего слова, Вадик.

2-й ребенок. Я написал букву А. Это последняя буква в слове лиса.

Логопед. Ваня напишет предпоследнюю букву своего слова.

3-й ребенок. Я написал букву К. Это предпоследняя буква вслове белка.

Логопед. И, наконец, Арина напишет первую букву своего слова.

4-й ребенок. Я написала букву Б. Это первая буква в слове барсук.

Логопед. Вы отлично выполнили задание. Я горжусь вами!

Логопед убирает подносы.

2. Рассматривание картины «Кто как зимует» 1 . [Создание эмо­ционального фона для восприятия картины.]

Логопед приглашает детей к мольберту, на котором стоит кар­тина, и дает детям минуту для ее свободного рассматривания.

Логопед. Вы рассмотрели картину, а теперь вспомните за­гадки о животных, изображенных на ней.

1-й ребенок. По снегу бежит - петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.

Дети отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.

2-й ребенок. Я скачу туда-сюда

По деревьям ловко.

Не пустеет никогда

У меня кладовка.

Дети вновь отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.

3-й ребенок. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Дети отгадывают загадку и дают объяснения.

4-й ребенок. День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые толчком.

Дети отгадывают последнюю загадку и дают необходимые объ­яснения.

3. Беседа по картине. [Развитие диалогической речи.]
Логопед организует беседу по картине, с помощью указки при­влекая внимание детей к отдельным ее фрагментам.

Логопед. Картина называется « Кто как зимует». На ней изо­бражены животные в зимнем лесу. Давайте расскажем про зимний лес. Какой он?

Дети. Лес дремучий, заснеженный.

Логопед. Где лежит снег?

Дети. Снег лежит на земле, на ветках деревьев, на елочках.

Логопед. Что вы видите на снегу?

Дети. На снегу видны следы зверей.

Логопед помещает на мольберт уже знакомую детям схему опи­сания животного, закрыв последние три прямоугольника.

Логопед. Расскажите о животных, которых вы видите на картине, используя уже знакомую вам картинку-подсказку.

1 Животные. Мир природы. -СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

1-й ребенок. На толстом суку сосны я вижу рысь. Это боль­шая лесная кошка. Она серая, пятнистая. У нее кисточки на ушах и пушистый хвост.

2-й ребенок. На этой же сосне сидит белочка. Это малень­кий зверек. У нее серенькая шубка, короткие передние и длинные задние лапки, пушистый хвостик. Белочка держит в лапках же­лудь.

3-й ребенок. Справа под деревом я вижу двух волков. Они стоят в глубоком снегу. Они большие, серые. Один волк что-то высматривает, другой нюхает следы на снегу.

Логопед. Наверное, волк обнюхивает следы зайца, который только что пробежал здесь.

4-й ребенок. Под елочкой прячется зайчик. У него пуши­стая белая шубка, длинные ушки, косые глаза. Зайчик убегал от волков, устал, а теперь отдыхает.

Логопед. Теперь расскажите о тех животных, которых мы видим на заднем плане.

1-й ребенок. В глубине леса мы видим лося. Он большой, темно-коричневый. У него ветвистые рога, белые «чулки» на ногах. Лось грызет кору осинки.

2-й ребенок. Справа в глубине леса мы видим лису. Она не­большая, рыжая, пушистая. У нее красивый хвост и остренькие ушки. Лиса охотится на мышь, подпрыгивает, чтобы схватить ее.

Логопед. Кого еще вы видите на картине?

3-й ребенок. На картине нарисованы птички. На заснежен­ном кустике сидит синичка.

4-й ребенок. На ветке сосны мы видим клеста. Он лущит сосновую шишку, достает из нее семена.

Логопед. Вы хорошо рассказали про зимний лес и состави­ли рассказы о животных. А теперь давайте отдохнем.

4. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

Логопед приглашает детей пройти на ковер, встать в круг, сде­лать пальчиковую гимнастику.

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на руках - по

Есть нора - одному пальцу на каждое двустишие.

надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом, Поочередно то хлопают в ладоши, то

Всем тепло, уютно в нем. ударяют кулачками друг о друга.

В. Пальчинскайте

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние живот­ные»).]

Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже зна­комые им упражнения. После каждого упражнения логопед предла­гает детям отдохнуть и проглотить слюну.

6. Сообщение логопедом плана рассказа. [Развитие речевого слуха.]

Логопед вновь приглашает детей на стульчики к мольберту, при­влекает внимание детей к картине.

Логопед. А теперь послушайте план рассказа. Один из вас опишет зимний лес, который нарисовал художник. Второй рас­скажет о диких животных, которых мы видим на переднем плане. Третий расскажет о животных, изображенных на заднем плане. И четвертый повторит рассказ целиком.