Приметы

Информация о жизни диких животных зимой. Жизнь диких зверей зимой. Под кустом спасается

ГКСОУ ВО « Спец. (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г. Владимира »

Занятие

«Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой»

для детей со сложной структурой дефекта.

Подготовила и провела: Кондратова Н.В.

г.Владимир

Цель: Дать представление о том, как зимуют дикие животные; показать связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и растений зимой. Задачи: - уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются; -расширить детей о диких животных, их повадках и образе жизни; рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы. -учить распознавать следы зверей; - название детёнышей диких животных; - развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы, развивать память, внимание, творческое воображение; - воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки животных, раскраски с животными, карандаши.

ХОД

2Актуализация знаний по теме.

Назовите-ка, ребятки
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега
Снегопады и метели
На Владимир налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
Это … Зимушка-Зима

-Дети, посмотрите в окошко, и скажите какое сейчас время года? (зима) - Почему вы так решили? (много снега, сильный мороз, солнце светит, но не греет)

Сюрпризный момент.

К нам в класс пришло письмо от Снегурочки.

Она пишет, что Дедушка Мороз дал ей задание узнать о том, как живут лесные животные зимой. А она в декабре готовилась к новому году, шила себе наряд, разучивала стихи, песни. Потом отмечала Новый год с детьми в детских садах, школах. А ещё она, как все дети, каталась на лыжах, на коньках, на санках. А когда вспомнила про задание , то пошла в лес и почти никого из зверей не нашла, только увидела много следов, а чьи они она не знает. Она просит вас помочь ей.

Я предлагаю вам сходить в зимний лес и постараться разгадать, чьи следы там увидела Снегурочка.

3Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы поляночку найдём
И немного отдохнём.
-Устали? Присядем на полянке, отдохнём.

4. Сказочно красив зимний лес! Мир спокойствия и особой тишины. Кругом все бело. Все ветки прикрыты снегом, и на еловых лапах лежит снег. Если задеть ветку, снег может осыпаться. Он так и сверкает разноцветными искрами!

Лишь в вышине чернеют верхушки берез, их тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба, только белоснежные стволы с черными крапинками говорят о том, что это березы. Иногда деревья расступаются, открывая нам веселые солнечные полянки. Все деревья так похожи друг на друга, что не отличить!

5. - Ребята, лес какой-то не такой? Кого-то не хватает?

Видны следы лесных зверей. Они не умеют читать и писать. Они оставляют следы на снегу, похожие на палочки, крестики, пятнышки. По следам жителей леса можно прочесть целый рассказ.

6. (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь)

Кто здесь пробегал, мы узнаем, посмотрев на следы и отгадав загадки.

Чьи это следы? Как вы думаете?

Давайте проверим.


7. «Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу» - Кто это? (белка) - Что она умеет делать? (прыгать с ветки на ветку) - Ребята, как вы думаете, что помогает белке так ловко прыгать? (хвост) - Правильно, это хвост. Он пушистый, словно маленький парашют и именно он помогает ей прыгать с ветки на ветку. -Как вы думаете, белочка меняет цвет шубки?
8. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она ещё становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле.
9. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. К зиме она подготовила не только теплое дупло. -А вы знаете, что ещё приготовила белочка на зиму? - Она летом и осенью готовит себе припасы на зиму: собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Хорошо. Смотрим дальше следы. Как думаете, чьи эти следы?

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:


10. Он в шубке беленькой зимой, а в серой шубке летом. -Правильно, заяц. Летом он был серым, а зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
Игровое упражнение «Целое - части» - Посмотрите внимательно на зайчика. Какой он? (белый, маленький, пушистый) - Что это у зайчика? (уши) - Какие они? (длинные, большие) - Для чего зайчику такие уши? (хорошо слышать) - Да, уши у зайчика большие, поэтому он хорошо различает шорохи. - Какая шубка? (мягкая, теплая, пушистая) - Что это? (лапы) - Какие они? (сильные, крепкие) - Для чего зайчику такие лапы? (сможет быстро убежать от опасности) Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Ребята, а вы знаете кто враги зайца?

11. - Ребята, а чем питается зайчик зимой? (корой деревьев, веточками) -А как заяц себе домик устраивает? -Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. -А вот следы главных врагов зайчишки:

12. Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса) -Как лиса готовится к зиме?

Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

13. Лиса очень ловкий, хищный зверек. У нее хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь или полевка, она быстро-быстро раскапывает снег и хватает добычу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит. А ещё пушистым хвостом лиса заметает свои следы.

14. - Как вы думаете? А это чьи это следы?

Давайте проверим.

Кто зимой холодной,

ходит злой, голодный! (Волк)

- Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме? Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её.
15. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся. Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой шубку? 16 - 19. А теперь вам нужно из данных картинок выбрать того зверя, чьи следы вы видите. 20. Раздается храп.

Что это за звуки? (кто-то храпит)

Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

А почему зимой в лесу не встретишь медведя?

- А что делает медведь зимой? (спит) - Посмотрите, какой медведь? (большой, сильный) - Что это у медведя? (туловище) - Какое оно? (большое) - Что это? (голова) - Какая она? (большая, круглая) - Какие лапы? (большие, с когтями) - Ребята, медведь большой, сильный. Хорошо быть таким? (хорошо, никого не боится) - Как вы думаете, что в этом плохого? (тяжелый, не сможет быстро убежать от опасности, когда идет, ломает веточки, шумит) - Дети, я вам хочу рассказать, что холодной зимой у медведицы появляются маленькие беспомощные детеныши. - Питаются медвежата в берлоге зимой молочком матери. - Давайте не будем больше беспокоить спящего медведя и отправимся дальше. 21. -Отгадайте загадку: «Угрюмый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много А ниток ни одной. На зиму засыпает, Никому не мешает» -Как вы думаете, кто это? (ежик)
22. - Ребята здесь норка, в которой спит ежик. Давайте тихонько заглянем к нему (рисунок с изображением ежика ) - Ежик – это забавный зверек. Он толстенький, кругленький. У ежа вся спина покрыта острыми иголками, а не шерстью, только мордочка, лапки и брюшко без иголок. Как только ежик почувствует опасность, сразу сворачивается в клубочек, прячет внутрь себя мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны выставляет. Ежи летом любят, есть разных червячков, мышей, лягушек. Этим он приносит пользу. Днем ежик спит, а ночью выходит на охоту. На зиму ежик забирается в теплое гнездышко и засыпает крепким сном до теплых весенних деньков. - Что делает маленький зверек зимой? (спит) - Вот и наш ежик пусть спит дальше. 23. - Ребята, сейчас мы поиграем в игру Животные и их детёныши”. Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши. Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей. Белка – бельчонок. Заяц – зайчонок. (Как называют маму зайчат?) Лиса – лисёнок. (Кто папа в лисьем семействе?) Волк – волчонок. (Как называют маму в волчьем семействе?) Медведь – медвежонок. (Кто мама у медвежат?) Ёж – ёжонок. (Как называют маму ежат?)
Игра “Четвёртый лишний” Исключите из изображённых картинок ту, которую считаете лишней. 24. Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку)
25 . Волк, лиса, лось, оленёнок. (Оленёнок – детёныш, все остальные – взрослые)
26. Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие)

Игра «Собери картинку»

- Каждому я дам разрезанную картинку, а вы должны их собрать и назвать зверя.

(Раздаю картинки медведя, лисы, зайца, белки и волка)


Подведение итогов - Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо? Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.
27. Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время. Наденем зверям шубки каждому свою. (Раскрашивание зверей). А теперь поселим ваших животных в наш зимний лес. 28. Итог.

    Зачем нужен лисе такой пушистый хвост? (заметать следы)

    Куда прячется белка в сильные морозы? (в дупло)

    Зачем заяц следы запутывает? (чтобы не нашли его хищники)

    Почему говорят, что волка ноги кормят?

    Чем заяц питается зимой?

    Что делает медведь зимой?

С приближением холодов многочисленные обитатели леса начинают готовиться к зимовке. В процессе эволюции представители животного мира выработали определенные способы, помогающие им пережить сильные морозы и нехватку солнечного тепла. Кроме того, большинство зверей страдает в зимний период еще и от недостатка корма, в особенности это касается травоядных животных, хотя и хищникам также приходится несладко.

Все живые существа имеют определенные особенности выживания зимой, причем это касается не только животных, но и многолетних растений.

Например, общеизвестно, что медведи в холодное время года впадают в спячку до весны, однако, не только им присущ такой способ зимовки. Точно так же предпочитают «проспать» зиму ежи, барсуки, хомяки и многие другие живые существа, поэтому зимой природа как будто замирает в ожидании наступления более благоприятных условий для жизнедеятельности.

Тем не менее, многие животные, обитающие в лесах, и зимой остаются достаточно активными, хотя, естественно, им приходится значительно сократить расход энергии по сравнению с теплым сезоном.

Например, лоси зимой стараются гораздо меньше двигаться, используют для пропитания ветки и кору деревьев, выискивают молодые побеги растений, которые могут быть скрыты под снегом. Разумеется, растительный мир зимой скуден, поэтому лоси теряют вес, зачастую живут впроголодь, однако, это не мешает им успешно перезимовать.

Лисы, зайцы и прочие животные с наступлением зимы утепляются, отращивают более густую шерсть, которая позволяет им не замерзнуть даже в лютые морозы. Кроме того, во время лютых морозов инстинкт подсказывает животным зарываться поглубже в снежные сугробы, ведь снег помогает поддерживать необходимую температуру тела.

Наконец, следует упомянуть о том, как же зимуют растения, ведь без этого описание зимнего леса будет неполным. Деревья защищены от морозов толстой корой, многие растения прячутся от холода под снежным покровом, некоторые растения отмирают, оставляя только жизнеспособное корневище, из которого весной вырастет новое растение… Как видим, наша природа мудра и многообразна, она умеет подстраиваться под любые погодные условия, а задача человека в этой ситуации – делать все возможное, чтобы защитить живую природу, в первую очередь, тех животных и растений, которые занесены в Красную книгу.

Видео: Winter. Зимняя сказка. Времена года. Зимний лес (Релакс.)

Прогулка по зиме под музыку Франсиса Лея (Francis Lai)

Красивые фото и картинки зимней природы:

Конспект НОД в средней группе по теме"Дикие животные зимой."

Автор: Баскакова Людмила Павловна,воспитатель МДОБУ детский сад комбинированного вида
"Теремок"г. Сибай.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной
деятельности для детей средней группы по теме"Дикие животные зимой. "Данный материал
будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект познавательного занятия,
направленного на воспитание бережного и заботливого отношения к лесным обитателям и развитие интереса к миру природы,любознательности у детей данного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме
"Дикие животные зимой."

Интеграция образовательных областей: "Познание","Коммуникация","Социализация","Чтение художественной литературы."
Цель: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных,их повадках, внешнем виде,цепочках питания,образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание,память,логическое мышление,наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь,обогащать словарь детей:егерь,медведь-шатун,логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки;
нарисованные следы животных:зайца,лисы,волка,белки,лося;звуковые эффекты(вой волков,сопение медведя);набор предметов для игры:шишки, грибы,капуста,морковь,пучок сена,зерно,орехи и. т. д.); набор картинок "Дикие животные леса",кормушка с сеном и
зерном, мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание,физминутка,слушание звукозаписи.

(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:Снег на полях,лёд на реках,вьюга гуляет,
когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Зима.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Снег,вьюга,холодный ветер,мороз,водоемы покрываются льдом,некоторые животные меняют цвет шубки,вырастает теплая,зимняя шерстка,некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами
оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.А на чем можно добраться в
зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем добираться на лыжах.(Дети вместе с
воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах).Ребята,давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила(не шуметь,не ломать веток....) Пока идем на лыжах
вспоминаем как называют животных,которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: Ну,вот и пришли.Посмотрите какая красота кругом:деревья стоят в снежном убранстве,кругом все бело,тишина в лесу...(подходим к месту,где следы лисы)
-Ребята,чьи это следы?


Дети: Лисы.
Воспитатель: Давайте,ребята, посмотрим где живет лиса.(Из норы видно лису.Беседа о лисе).Лиса-это хищница,очень хитрая.У нее пушистая,рыжая шерстка и длинный пушистый хвост.
Им она заметает свои следы на снегу.Лиса слышит писк мышей под снегом,раскапывает снег и ловит мышей.Ещё лиса гоняется за зайцами.Живет в норе.(Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит?
Дети: Петляет.
Воспитатель: Давайте,назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис,мама-лиса,детеныш-лисёнок,а много-лисят.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
дети: "Лиса и волк","Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот,лиса и петух"...
(передвигаемся дальше)
Воспитатель: Ой,ребята,посмотрите здесь опять чьи-то следы?!


Дети: Следы зайца. Заячьи следы.
(ищем по следам зайца).
Воспитатель: Смотрите,вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему?(беседа о зайце)
Заяц белый.У него длинные уши,быстрые длинные ноги.Он меняет шубку 2 раза в год.Летом - серый,зимой-белый.Для того,чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.Зимой питается
корой деревьев.Зайчонок рождается меньше ладошки,но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети: Трусливый,всего боится.
Воспитатель: Давайте,дети,составим цепочку заячьей семьи.Папа-заяц,мама-зайчиха,
детеныш-зайчонок,много-зайчат.

Подвижная игра"Лиса и зайцы." Дети в кругу держатся за руки.Они деревья.Один ребенок-лиса,другой-заяц.Лиса гоняется за зайцем,а деревья мешают ветками(руками)лисе.
(Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель: Что это,дети?
Дети: Это воют волки.
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом.Он лису,да волков напугался.Смотрите,дети,тихо,а то волки придут сюда.Видите вон следы волков.Они по лесу рыщут,свою добычу ищут.(Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы,но она становится гуще и теплее.Живут волки в норах,которые называются-логово. По ночам они часто воют.Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Составим цепочку семейства волков.Папа-волк,мама-волчица,детеныш-волчонок,много-
волчат,волков.

-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети: "Красная шапочка","Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят"....
Воспитатель: Во всех сказках волк одинаковый?
Дети: Нет.В одних-злой,в других глупый,доверчивый...
Воспитатель: Ну,что же,пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель: Ребята,что это на снегу лежит?
Дети: Шишки,грибы.
Воспитатель: Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?


Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим.Действительно здесь жилище белки.Как называется домик белки?
Дети: Дупло.(из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно.(беседа о белках)Белка-маленький,рыжий,безобидный
зверек.Она ловко прыгает по веткам.Белки на зиму делают запасы:ягоды, грибы, орехи.
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Составим цепочку семейства белок.Папа-белка,мама-белка,детеныш-бельчонок,много-
белок.
Ну что,не будем беспокоить белок и пойдем дальше.Ой,а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети: Здесь сено, зерно.
Воспитатель: А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные.Как думаете чьи?


Дети: Следы лосей.
Воспитатель: Правильно.Это лоси ходили.а сено кто положил им?
Дети: Люди.Чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель: Молодцы!А людей,которые помогают выжить лосям в холодное время года называют-лесники,егери.(Беседа о лосях).Лоси-это крупные копытные (на ногах копыта)животные.Они питаются веточками и корой деревьев.Они ходят по глубокому снегу,
поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей.
Папа-лось,мама-лосиха,детеныш-лосенок,много-лосей.
-Пойдем дальше,дети.Смотрите какая большая куча снега.Кто нагреб её здесь?
(звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель: Дети,слышите,что это? Кто-то сопит.Как вы думаете кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно,молодцы! Здесь берлога медведя.(Беседа о медведе).Медведь-
это крупный лесной зверь.У него теплая,бурая шерсть.К зиме он запасает под шкурой много жира.Медведь спит всю зиму.Ничего не ест.Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок.Всю зиму он питается маминым молоком,а весной вместе с мамой выходит из берлоги.Если нечаянно разбудить медведя во время спячки,то он будет бродить по лесу очень злой.В это время он очень опасен.Такого медведя называют-ШАТУН. А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук,еж.
Воспитатель: Ну,чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся
немного,а то на улице холодно.

Физминутка.

Раз,два (присядка,руки на пояс)
Это заячья зарядка,ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну,а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.

Воспитатель: Ну,что же,дети,пора нам возвращаться в детский сад.Не будем тревожить лесных зверей.(возвращаемся имитируя езду на лыжах).
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия.А чтобы не забыть кого мы повстречали в лесу,сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам.(дети вывешивают картинки зверей на доску).







- Лапу кто зимой сосет?А еще он любит мед,может громко зареветь,а зовут его...?(медведь)

Маленький,рыжий зверек,по веткам прыг-скок.(белка)

По полю скачет,ушки прячет.Встанет столбом,ушки торчком.(заяц)

Кто осенью холодной ходит злой,голодный? (волк)

Хвост пушистый,мех золотистый.В лесу живет,в деревне кур крадет.(лиса)

Трав копытами касаясь,ходит по лесу красавец,ходит смело и легко,рога раскинув широко.
(лось)

Воспитатель: Молодцы!Всех лесных зверей правильно назвали и узнали.А теперь
поиграем еще в одну игру"Кто что ест?" (волшебный мешочек с предметами еды для диких
зверей)Опускаем руку в волшебный мешочек,достаем предмет и говорим кто это ест.

Воспитатель: Молодцы!Вот и подошло занятие к концу.Спасибо за работу!Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше.Предлагаю вам поиграть за столиками в настольные игры.(на столах предложены разные игры по данной тематике).

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная школа №58»

Конспект занятия по развитию устной речи

Тема «Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой»

Разработала:

учитель начальных классов

Данилова Юлия Сергеевна

Дата проведения: 16.01.2017

Новокузнецк, 2017 год

Тема: Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой.

Цель: Знакомить детей с жизнью леса в зимнее время; закрепление представлений о зиме и ее приметах;

Задачи:

Образовательные: Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; закрепить и расширить кругозор детей о времени года – «Зима»; расширить детей о диких животных, их повадках и образе жизни.

Коррекционно – развивающие: Развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы, развивать память, внимание, творческое воображение.

Воспитательная: Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы обучения: наглядные, словесные практические.

Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, иллюстрация зимнего леса, иллюстрации животных, разрезные картинки животных, карточки для раскрашивания.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох.)

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сейчас на улице зима

Наступили холода.

Но нам морозы нипочем.

С вами мы гулять пойдем.

Учитель : Ребята, сегодня на уроке по развитию устной речи мы отправимся с вами путешествовать по зимнему лесу, в лесу мы с вами встретим много – много диких животных, будем учиться распознавать, где, чьи следы.

III . Работа по теме урока

Учитель: Ну, вот мы и прибыли в зимний лес, посмотрите, в какой красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит сказочно.

Учитель: Сказочно красив зимний лес! Мир спокойствия и особой тишины. Кругом все бело. Все ветки прикрыты снегом, и на еловых лапах лежит снег. Если задеть ветку, снег может осыпаться. Он так и сверкает разноцветными искрами!

Ребята, лес какой-то не такой? Кого-то не хватает?

Видны следы лесных зверей. Они не умеют читать и писать. Они оставляют следы на снегу, похожие на палочки, крестики, пятнышки. По следам жителей леса можно прочесть целый рассказ.

-А сейчас, я предлагаю вам немного согреться и выполнить упражнение. Повторяйте за мной.

IV . Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы поляночку найдём
И немного отдохнём.

А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?

(Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь)

Кто здесь пробегал, мы узнаем, посмотрев на следы и отгадав загадки.

Чьи это следы? Как вы думаете?

Давайте проверим.

Загадки о животных:

«Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу»

Кто это? (белка)

Что она умеет делать? (прыгать с ветки на ветку)

Ребята, как вы думаете, что помогает белке так ловко прыгать? (хвост)

Правильно, это хвост. Он пушистый, словно маленький парашют и именно он помогает ей прыгать с ветки на ветку.

К зиме она подготовила не только теплое дупло.

А вы знаете, что ещё приготовила белочка на зиму?

Она летом и осенью готовит себе припасы на зиму: собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами.

«Он в шубке беленькой зимой,

а в серой шубке летом».

Правильно, заяц. Летом он был серым, а зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.

Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

А вот следы главных врагов зайчишки:

«Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт» . (Лиса)

Как лиса готовится к зиме?

Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

- Как вы думаете? А это чьи это следы?

Давайте проверим.

«Кто зимой холодной,

ходит злой, голодный»! (Волк)

Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме?

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её.

Ребята, сейчас мы поиграем в игру Животные и их детёныши”.

Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши.

Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей.

Белка – бельчонок.

Заяц – зайчонок. (Как называют маму зайчат?)

Лиса – лисёнок. (Кто папа в лисьем семействе?)

Волк – волчонок. (Как называют маму в волчьем семействе?)

Медведь – медвежонок. (Кто мама у медвежат?)

Ёж – ёжонок. (Как называют маму ежат?)

- Молодцы, ребята! А сейчас, приготовили ваши ручки и пальчики, смотрим на меня и повторяем движения:

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальцами)

С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

Игра «Собери картинку»

- Каждому я дам разрезанную картинку, а вы должны их собрать и назвать зверя.

(Раздаю картинки медведя, лисы, зайца, белки и волка)

Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.

Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном.

Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.

Наденем зверям шубки каждому свою.

(Раскрашивание зверей).

А теперь поселим ваших животных в наш зимний лес.

V. Итог урока

Учитель: Какое у вас настроение, дети? Понравилось ли вам путешествие?

Учитель: О чем мы с вами говорили?

Учитель: Что вы узнали нового?

Ответы детей.

Учитель: А сейчас все дружно и хорошим настроением возвращаемся в класс.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ознакомление с окружающим миром Жизнь диких животных зимой. 2 класс. Учебная демонстрация.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл- и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленою, Блеснул мороз.И рады мы Проказам матушки зимы. А. С. Пушкин

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях.Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной.Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах.В переменах, которые несет с собой зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей,какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому- великий покой, разлившийся в природе. Однако для животных наступила суровая пора…

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, В дупле на старом дубе орешки я грызу. БЕЛКА Летом белка была рыжая, зимой стала серебристо- серая. Она к зиме утеплила свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов. Гнездо свое белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают,в гнезда прячутся. А гнездо беличье называется ГАЙНО. Шар из веток высоко на елках.В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. В окрестностях гнезда белка устраивает много кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Так же белка заготовила грибы, наколов их на сухие ветки высоко над землей. Она заготавливает на зиму 1,5-2 тонны разных грибов.

БЕЛКА Меняет цвет шерсти Утепляет жилище Делает припасы

Что за зверь лесной встал как столбик под сосной? И стоит среди травы, уши больше головы! ЗАЯЦ Заяц- беляк живет в лесу, предпочитает густые заросли кустарников. К зиме меняет серую шубку на белую. Хотя снег в лесу глубокий и рыхлый, заяц легко передвигается. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег. Лежку заяц- беляк устраивает или на открытом месте, или в лесу под поваленным деревом,пнем,кустиком. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Белая окраска шерсти делает его незаметным на фоне снега. Питается корой деревьев.

ЗАЯЦ Меняет цвет Дом не строит Припасов не делает

Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, в деревне кур крадет. ЛИСА Зимой лиса,как и осенью, ярко- рыжая. По запаху она отыскивает себе корм, находит под снегом мышей,выслеживает их по следам, быстро роет лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. В сумерках или ночью охотится за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами.Лиса любит поиграть со своей добычей. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище,сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

ЛИСА Не меняет окраску Не готовит жилище Не делает припасы

Кто зимой под вьюги вой Спит в берлоге снеговой? МЕДВЕДЬ Зимой медведь спит в берлоге. Прежде чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, петляет по бурелому,скачет вбок со следа, одним словом, не раз туда-сюда пройдется. Берлогу-яму, выкопанную где-нибудь под корнями деревьев, выстилает травой еще до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира. Говорят, что медведь сосет лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа,а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому он и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая во сне. Если медведя разбудить, то он выходит голодным и в это время очень опасен. Его называют медведь- шатун.

МЕДВЕДЬ Делает берлогу Всю зиму спит Питается жиром

Кто зимой холодной бродит злой, голодный? ВОЛК Волк - сильный, умный хищник. К зиме цвет шерсти у него не меняется Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери- кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго преследовать свою добычу. Правда по глубокому, рыхлому снегу им трудно бегать, и часто волки остаются голодными. Из-за недостатка пищи они становятся менее осторожными. На охоту выходят иногда даже днем, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги - преследовать быстро бегающих животных.

ВОЛК Не меняет цвет шерсти Не строит жилище Не делает запасов

Опускается туман, рыщет по лесу …. КАБАН Зима - самое трудное время для кабана. Под снегом нелегко разыскивать пищу, а когда снега выпадет много, кабанам даже ходить становится тяжело. Но самое страшное - наст, об него кабаны обдирают ноги и корм из- под него достать не могут. Выкапывает кабан из- под снега желуди, орехи, зеленую траву. Если попадутся мышь, полевка, какие-нибудь насекомые, кабан все съедает. Кормится он днем, а ночью отдыхает. Во время отдыха никогда не ложится в снег, а предпочитает места, свободные от него, под густыми кронами старых деревьев, а иногда на разрытых муравейниках.

КАБАН Не меняет цвет шерсти Не строит жилище Не делает запасов

Кто на своей голове лес носит? ЛОСЬ Лось - настоящий лесной великан. Медленно, величественно бродит он среди кустарников и деревьев. Его корм - молодые веточки и кора. Чтобы насытиться, лось съедает в день больше тысячи веточек. В начале зимы он сбрасывает рога. Новые вырастут у лося только к следующей осени. Лоси не делают запасов и не строят жилища. Зима для них - самое трудное время года. Особенно, если выпадает много снега. По глубокому снегу им трудно убегать от своих врагов - волков.

ЛОСЬ Не меняет цвет шерсти Не делает запасов Не строит жилище

Думал, кошка. Крикнул: «Брысь!» Оказалось, - это… РЫСЬ Рысь - дикая лесная кошка. Длина тела достигает 108 см, вес - 8-20 кг. Рысь - хороший прыгун. Длина ее прыжка достигает 4 метров и более. А вот бегает она не очень хорошо. Как летом, так и зимой, рысь охотится на птиц, мышей, зайцев, белок, но не откажется и от крупной добычи: оленя, косули, лося. Их рысь подстерегает, затаившись на ветке дерева, нависшей над тропой. Когда олень или косуля оказываются под ней, рысь прыгает им на спину, вцепляется когтями и перегрызает шейные позвонки. На взрослого лося рысь нападает редко: он может ее сбросить и затоптать копытами. На зайца рысь охотится скрадом, умело распутывая следы косого.

РЫСЬ Не меняет цвет шерсти Не строит жилище Не делает запасов

Птицы отряда тетеревиных Зимой, когда снег становится глубоким, рябчик, белая куропатка, тетерев и даже крупный глухарь, набив рот пищей, прячутся от морозов в подснежных « лунках», то есть в своеобразных пещерках, которые выкапывают в снегу. Птицы зарываются в снег, пройдя 5-20 метров по направлению к избранному месту. Углубившись в рыхлый снег на 20-30 см., они прокладывают короткие, длиной метр - полтора, горизонтальные штольни, в конце которых устраивают небольшие пещерки. Здесь птицы устраиваются на отдых. Толщина снежного потолка 15-20 см. В случае опасности птицы мгновенно вылетают наружу, вздымая тучу снежной пыли. Серьезные осложнения для жизни тетеревиных птиц создает толстый наст. Он мешает птицам вырыть в снегу спасительную лунку. А еще птицы гибнут под настом из-за прочной ледяной корки они не могут вырваться наружу Если тетеревиным становится трудно добывать из под снега клюкву, они питаются сосновой хвоей..

Птицы отряда тетеревиных Не делают запасов пищи Прокладывают в снегу туннели

ЗООВИКТОРИНА 1. Какую форму имеет гнездо белки,сделанное из веток? Как такое гнездо называется? 2. Сколько грибов заготавливает одна белка на зиму? 3.Почему заяц - беляк легко передвигается по снегу? 4. Где зимой заяц устраивает лежку? 5. Какую пользу приносит лиса? 6. Как лиса спасается от морозов и метелей? 7. Как медведь строит свою берлогу? 8. Объясните выражение: « Зимой медведь сосет лапу». 9.Каких зверей зовут » шатунами»? 10. Чем питаются волки? Как они охотятся? 11. Что зимой кабану мешает добывать пищу? 12. Где и в какое время суток отдыхает кабан? 13. В какое время года лось сбрасывает рога? 14. Как охотится рысь? 15.Чем питаются птицы отряда тетеревиных? 16.Где прячутся от мороза и хищников птицы отряда тетеревиных?

Молодцы! Спасибо за работу!