Любовь и отношения

При какой температуре образуется гололед на дороге. Что такое гололед и гололедица. Техника безопасности и правила поведения. Как он образуется

Российские зимы всё чаще удивляют нас своими капризами. Главную проблему создаёт лёд, покрывающий автомобильные и пешеходные дороги. В новостях всё чаще можно услышать такие понятия, как «гололёд» и «гололедица», которые в нашем сознании отождествляются. Действительно ли эти слова синонимичны друг другу или между ними есть существенная разница?

Гололед – это наслоения льда, которые появляются на земле, деревьях, автомобилях и других предметах вследствие намерзания влаги. Это может быть дождь, снег, туман или просто холодный воздух. Фактически, это атмосферные осадки, которые формируют плотный слой льда. Гололед появляется либо при резком снижении температуры до минус 10 градусов Цельсия, либо при резком повышении, когда предметы всё равно остаются холодными.

Гололедица – это слой льда, который появляется на поверхности земли вследствие замерзания жидкой субстанции (воды или талого снега). Он формируется при относительно небольших минусовых температурах (до минус 3 градусов Цельсия). Гололедицей также называют накат снега, появившийся в результате механических воздействий автомобильных покрышек или обувных подошв.

Таким образом, знаменитый московский «ледяной дождь» — это гололед, так как он выпадал в виде осадков и покрыл собой большое количество объектов. А вот пробки, появившиеся на Тульской трассе и других магистралях, спровоцировала гололедица, образованная под действием наката автомобильных шин. Скептики могут сказать, что разницы между данными явлениями нет никакой. Однако определив тип наледи, можно понять, как с ним бороться.

Гололед

Гололедица устраняется путем сбивания льда либо с помощью рассыпания реагентов. Это позволяет повысить температуру замерзания жидкости, и она перестаёт создавать неудобства для машин. А вот гололед можно устранить только с помощью скалывания, рассыпать песок – практически бесполезно. Ведь предметы, на которых появилась наледь, сохраняют свою температуру. Стоит заметить, что при повышении температуры выше 0 градусов гололедица начинает таять, в то время как гололед сохраняется и при более высоких значениях.

Выводы сайт

  1. Способ образования. Гололед появляется в результате оседания на землю осадков, в то время как гололедица – в результате замерзания жидкости, находящейся на земле.
  2. Расположение. Гололед может появиться не только на дороге, но и на деревьях, кровле, проводах, а также других объектах. Гололедица появляется исключительно на земной поверхности, так как замерзает жидкая вода.
  3. Опасность. Гололед представляет большую угрозу, так как при борьбе с толстым слоем льда использование песка и реагентов практически бесполезно. Гололедица на дорогах легко разбивается шипованной резиной, коэффициент сцепления с поверхностью которой значительно выше.

ГОЛОЛЕД И ГОЛОЛЕДИЦА
Гололед и гололедица совершенно разные понятия. Первое - явление природы, второе - ее состояние.

Гололедица - это лед на поверхности, который появляется при понижении температуры в результате замерзания воды образовавшейся при таянии снега и льда во время оттепели. При колебаниях температуры около нуля гололедица бывает довольно часто.

Гололед - это образование льда на земле, деревьях, проводах и пр., связанное с замерзанием дождя, выпадающего на холодную поверхность. Чаще всего гололед возникает при резком потеплении из изморози, когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью. О гололеде обычно не вспоминают более 300 дней в году, но зато те 10-20 дней, когда он случается, долго не забывают. Это значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается.

Нарастание гололеда обычно происходит не менее 1 часа и не более 12-ти. А вот разрушение идет очень медленно, в основном за счет испарения льда, а при низких температурах этот процесс протекает вяло. Если не вмешается резкая оттепель или сильный ветер, процесс может растянуться до 4-6 суток.

Метеорологи отметили несколько интересных свойств образования гололеда. Например, такое: на проводах, находящихся под напряжением, величина отложившегося льда почти на 30% больше, чем на проводах обесточенных.

Или такое: гололедные отложения усиленно нарастают в направлении, поперечном движению воздушных масс. Если фронт движется с запада, то отложения толще на проводах, расположенных в меридиональном направлении. И наоборот, при меридионально направленных потоках воздуха отложения толще на проводах, расположенных по широте. И разница огромная, иногда в три раза.

Там, где наблюдались самые объемные отложения, плотность их оказывалась минимальной. Если внимательно рассмотреть кристаллический нарост, можно заметить, что поверхность его удивительно тонкая и хрупкая, кристаллы на внешних краях более пористы и рыхлы.

Но каким же образом легкий, изящный, безобидный на вид ледяной налет оказывается таким разрушительным?

Дело в том, что изящество его весьма относительно. Особо опасные наледи могут достигать 80-100 мм в ширину. Такое препятствие оказывает серьезное сопротивление ветру. А те отложения гололеда, которые в диаметре поменьше (40-50 мм), плотнее, жестче и тяжелее. Роскошные ледяные короны вокруг проводов диаметром до 70-80 мм создают дополнительную весовую нагрузку от 150 до 200 г на погонный метр. Выявлены и рекордные показатели: на Валдае изморозные отложения достигали 424 г на погонный метр провода. Следовательно, на пролет между столбами (50 м) приходилось более 20 кг дополнительного веса.

Практика показывает, что наибольший ущерб наносит не столько толщина гололедных отложений, сколько ветры, когда их скорость более 10-12 м/с. При такой двойной нагрузке - весовой и ветровой - особенно велика опасность разрыва проводов, падения столбов и опор.

Катастрофические условия чаще всего следует ожидать там, где оттепели чередуются с волнами холода. Поэтому и информация о гололеде обычно приходит с юга и из северо-западных областей страны.

Гололед и гололедица частo вoзникают oднoвpеменнo, так как им тpебуются пpимеpнo oдинакoвые пoгoдные услoвия (стандаpтная фpаза метеoпpoгнoза: "гoлoлед, на дopoгах гoлoледица").

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 25 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Итак, за окном зима и все покрыто снегом. Однако главной опасностью на дороге является не снег, а гололедица. Это природное явление может стать проблемой даже для опытного водителя. Данная статья научит вас справляться с ним.

Шаги

    Гололедица очень похожа на обычный лед. Она представляет собой тонкую корку льда, которая осталась после замерзания дождевой воды или растаявшего и потом снова замерзшего снега, воды или льда. Такой вид льда формируется без образования воздушных пузырьков, что делает его почти невидимым и позволяет сливаться с почти любой поверхностью. Эта особенность и делает поверхности дорог, тротуаров и перекрестков особо опасными в гололедицу.

    Знайте, где стоит ожидать гололедицу. Обычно она формируется при температуре воздуха, примерно ноль градусов Цельсия. На зимнем шоссе он может также возникнуть из-за тепла шин, которые на большой скорости плавят снег и тот сразу же застывает. Обращайте внимание на погодные условия и дорожные сводки.

    Знайте, когда стоит ожидать гололедицу. Гололедица чаще всего образуется ранним утром и вечером. В дневные часы дорожное полотно обычно теплее и менее подвержено образованию льда. Однако помните, что «менее подвержено» не значит, что лед там не образуется. Всегда будьте настороже.

    • Следите за знаками, указывающими на гололедицу. Если машина, идущая впереди вас, неожиданно и странно повела себя, то вполне возможно, что гололедица была тому причиной.
  1. Иногда гололедицу можно увидеть невооруженным глазом. Поскольку она полностью прозрачна, увидеть ее можно лишь при особых световых условиях. Почти всегда она выглядит как гладкий и блестящий участок дороги. Если раньше вы ехали по полностью черному асфальту, а сейчас впереди появилось блестящее пятно, то, возможно, это и есть гололедица. Не волнуйтесь и следуйте дальнейшим инструкциям.

    • Этот способ не подойдет для ночного вождения, но вполне может помочь при дневном свете.
    • Если вам не понятно, что означает «блестящий», то представьте себе свежеокрашенный и отполированный кузов вашей машины - это выглядит именно так.
    • Вы не всегда сможете увидеть гололедицу на дороге, но пытаться это сделать - это не бесполезное занятие. Оно поможет вам оставаться внимательным за рулем. Главное - следите не только за поверхностью дороги, но и за всей дорожной ситуацией.
  2. Практикуйтесь в вождении по скользким поверхностям. Если есть возможность, то потренируйтесь в вождении по льду в безопасных условиях. Вам понадобится просторная и пустая стоянка, где есть обледеневшие места. Потренируйтесь в езде и торможении на льду, научитесь чувствовать поведение своей машины. Если у вас есть ABS, то почувствуйте, как машина тормозит на льду с ней. Такая практика может быть не только полезной, но и веселой!

    Как вести себя на льду. Если вы попали на лед, то важнее всего сохранить спокойствие. Главное правило при попадании на лед - делать как можно меньше движений и позволить машине самой преодолеть это место. Не тормозите и держите руль прямо. Если чувствуете, что зад машины начало заносить вправо или влево, то мягко поверните руль в сторону заноса. Если повернуть руль в противоположную сторону, то вас может занести и развернуть.

    Затормозите, не нажимая на педаль тормоза. Уберите ногу с педали тормоза, и не меняйте положение руля. Таким образом вы сможете лучше контролировать машину и избежать лишних повреждений.

    • Не жмите на тормоз. В противном случае вас, скорее всего, занесет. Смысл в том, чтобы просто проехать участок с гололедицей, не теряя управления. Обычно он не длиннее 6 метров.
  3. Если можете, переключитесь на пониженную передачу. Это позволит вам снизить скорость и лучше контролировать автомобиль.

    Найдите место, где сцепление с дорогой будет лучше. Хотя гололедица и невидима, но вы можете найти место, где ее точно не будет. Попробуйте выехать на снег, песок и т.д.

    Если вас занесло, не паникуйте. Гололедица обычно идет участками, и довольно скоро машина опять найдет сцепление с дорогой. Как можно меньше пользуйтесь педалью тормоза. Но, если придется, следуйте следующим советам:

    Если вы съезжаете с дороги, направьте машину так, чтобы избежать больших повреждений. Идеальным будет выехать на пустое поле или въехать в мягкий сугроб. Конечно, у вас может не быть большого выбора, но попытаться стоит.

    После преодоления гололедицы сохраняйте спокойствие и не паникуйте, худшее позади. Если вам нужно продолжать ехать, двигайтесь очень медленно. Предупредите других водителей о своей низкой скорости, включив "аварийку" или мигая фарами.

    Съедьте с дороги. В таких условиях продолжение движения может быть опасно. Остановитесь в придорожном кафе и выпейте чего-нибудь горячего. Это поможет вам успокоиться и продумать дальнейшие действия.

    • Очень редко гололед приводит к массовым ДТП. Если вы попали именно в такую ситуацию, то вам нужно быстро выбрать: остаться в машине (где вы в относительной безопасности) или покинуть ее (вы сможете избежать дальнейших столкновений, но будете вынуждены находиться на холоде и рискуете попасть под другую машину, которую занесло на льду). Оцените свои силы, погоду и расстояние до населенного пункта. Сделайте выбор исходя из этого.
  4. Предотвратите будущие встречи с гололедицей. Есть несколько способов свести до минимума неожиданные встречи со льдом на дороге. Знание, как вести себя на льду, остается первостепенным, но есть и другие:

  • Если у вас установлена ABS, вы должны знать, на что похоже ее действие. По тому, как она пришла в действие, вы сможете распознать возможность заноса.
  • Если погода располагает к появлению гололедицы, лучше остаться дома и не использовать автомобиль.
  • При зимнем вождении всегда избегайте резких движений. Попытки быстро повернуть, набрать или сбросить скорость могут привести к потере сцепления с дорогой. Представьте, что между вашей ступней и педалью находится воображаемое яйцо. Нажимайте на педаль так, как будто боитесь его раздавить. Очень скоро вы заметите, что стали водить более аккуратно.
  • Не отвлекайтесь на мобильный телефон и радио. Концентрируйтесь только на дороге.
  • Гололедица может доставить немало проблем пешеходам и велосипедистам. Всегда учитывайте, что они могут поскользнуться и попасть под ваши колеса.
  • Смените резину на зимнюю, прежде чем температура упадет ниже нуля. Это особенно важно для загородных поездок, где температура ниже, а дороги совсем незнакомы.

В данном материале мы рассмотрим в чем же разница между гололедом и гололедицей и как не стать жертвой плохой погоды.

Похолодало, температура воздуха опустилась ниже нуля и по прогнозу погоды стали передавать гололед. Или гололедицу. Многие из нас даже не догадываются, что это совершенно разные понятия. Нет, у них есть и одна общая черта – это образования льда. Но вот разные значения самих слов и происхождения природных явлений. Поэтому, разберем данную тему более детально.

Что такое гололед и гололедица: правильные понятия, методы борьбы

Нам, не профессиональным синоптикам, и в голову не придет, что между этими двумя словами есть какие-либо различия. Лед, скользко и нужно идти аккуратно – вот что интересует простого смертного. Кстати, еще в школьной программе нам рассказывают о правилах безопасности во время гололеда. Или гололедицы. Чтобы не было такой путаницы, вернемся непосредственно к нашим терминам.

Что такое гололед?

  • Если говорить совсем вкратце, то гололед – это явление природы.
  • Гололед (кстати, синоним данного слова – ожеледица) – это атмосферные осадки, которые образуют плотную стекловидную корку (лед).
  • Лед может быть гладким или, наоборот, бугристым. Кстати, осадки могут быть не только в виде дождя, но и с крупинками снега.
  • Если говорить о месте, то такая красивая, но опасная корка может образоваться везде! На любой поверхности, температура которой 0°C и дальше по шкале со значком минус. Под категорию попадают:
    • деревья
    • растения
    • машины
    • бордюры
    • и прочие предметы
    • даже на домах и на наших стеклах может появиться лед
    • но самое опасное место – это провода
    • кстати, на поверхности земли корка тоже образовывается
  • Конечно, при — 25 °C гололеда быть не может, уже будет просто снег. Поэтому, уточним, до какой шкалы может опуститься температура воздуха. Обычно, такое явление наблюдается от 0 и до – 10 °C.

Интересно! Иногда такое бывает даже при – 15 °C. Но это крайне редко случается, поскольку толчком для этого должен послужить резкий перепад температуры. То есть, с сильного мороза до нулевого значения. В данной ситуации воздух немного прогрелся (его температура колеблется от — 3°C до + 0,5 °C), а вот остальные поверхности еще сохранили в себе тот большой минус.

  • Толщина слоя гололеда небольшая, как правило, от нескольких миллиметров до 1 см. Но встречаются случаи, когда слой образовавшейся корки достигал пределов в несколько сантиметров. Особенно, опасно, когда есть еще и ветер. Тогда он создает сопротивление и, например, на проводах может образоваться целая гирлянда «корон» из гололеда.
    • Зато без ветра слой корки получается хоть и тоньше, но прочнее. Так что, как говориться, с какой стороны смотреть на проблему.
  • Кстати, лед будет покрывать предметы до тех пор, пока не прекратятся осадки. Но они должны быть охлажденными, то есть температура должна иметь низкие пределы. Как правило, это не длиться долго. При температуре воздуха, приближенной к нулю, предметы согреваются, а значит и коркой перестают покрываться. В основном такое состояние сохраняется около часа или нескольких часов (но не более 12).
    • Но бывают исключение, что гололед образовывается и по несколько суток (вплоть до 6 дней), увеличивая тем самым слой льда. Причиной этому может послужить морось или туман.
  • А вот сохраниться такое стеклянное покрытие может сравнительно долго – до нескольких дней. Опять же, если температура не будет слишком высокой.
  • Гололед – это редкое явление природы (хотя много зависит от климата). Но если сравнивать его с сестрой (гололедицей), то первый вариант куда реже встречается. Даже есть поговорка, что о гололеде не вспоминают более 300 дней, но зато те несколько дней, что он бывает, запоминают надолго.

ВАЖНО: При устойчивых низких температурах гололед бывает крайне редко.

Но такая красивая, изысканная и, на первый взгляд, безобидная корка может нанести существенный вред. В первую очередь, нужно выделить такие проблемы:

  • образовывается ледяная корка на автомобилях, что просто их блокирует;
  • гололед становится причиной многих автомобильных аварий;
  • приводит к травмам людей;
  • приводит к массовому падению веток или даже целых деревьев;
  • наиболее опасная и ущербная сторона – это обрыв проводов.

Интересные факты! Гололед больше нарастает в тех местах, которые расположенные поперечно его движению. То есть, если фронт движется с запада, то толще корка будет на проводах, расположение которых в меридиональном направлении. Если же движение воздушных масс происходит наоборот (имеют меридиональные потоки), тогда отложений будет больше по широте. Кстати, разница немаленькая. Иногда отличие может быть примерно в 3-4 раза.

  • А еще! На проводах, которые под напряжением, слой корки всегда больше (примерно, на 30%). А вот обесточенные провода не так сильно покрываются.
    • Сами повреждения наносит не лет, а его испарение. Точнее, его медленное таяние.
    • Особенно опасными такие наросты считаются для проводов, ведь они создают дополнительный лишний вес, который утяжеляет провода и приводит к их разрыву.
    • А теперь добавим еще и ветровую нагрузку. Особенно, если скорость ветра будет более 10 м/с. Тогда может произойти не только аварии на электропроводах, но даже пострадают опоры и столбы.
    • Кстати, наибольшие беды происходят там, где сильные морозы часто чередуются с оттепелями. Именно поэтому синоптики в основном передают гололед из южных и северо-западных областей.

ВАЖНО: Гололед наносит большой экономический ущерб.

А теперь вспомним, как часто говорят синоптики: «ночью и днем слабый гололед, а на дорогах гололедица». Мы даже не всегда ее понимает или слышим до конца. Дело в том, что эти два явления случаются чаще всего одновременно. Ведь, по сути, условия у них похожи.

Так что же тогда гололедица?

Сразу оговоримся, что это не синоним от слова гололед.

  • Более того, гололедица – это не явление природы, а ее состояние.
  • Если говорить доступным языком, то это замерзшая вода после оттепели.
    • Да, это тот самый лед на дорогах, крышах домов и прочих горизонтальных поверхностей. На тех, где была вода (после таянья снега) или влага (например, после дождя), температура воздуха скакнула по шкале градусника вниз и получилась гололедица.
  • Лед также может иметь гладкую поверхность или быть бугристым.
  • Гололедицу еще называют «скользкая дорога». Она часто бывает в начале и конце зимы (но случается и в средине, в зависимости от климата проживания). Для него главное требование – это колебания температуры около нуля. Поднялась выше – растаял снег, опустилась – замерзла талая вода.
  • Толщина может быть разной. На это также влияет частота смены погоды. Гололедица может несколько раз замерзать, создавая каждый раз дополнительный слой льда.
  • Корка, как правило, тает очень долго. Несколько дней или даже недель, а то и сохраняется аж до весны. Дело в том, что на гололедицу часто выпадает новый снег. А это делает ее еще более опасной. Ведь так даже не видно, куда становиться, в любой момент можно поскользнуться на льду.
    • Он может заново растаять днем, а вечером и утром снова замерзнуть. В общем, долгое и периодическое состояние.


Вред от гололедицы тоже немал:

  • она номер один по автомобильным авариям (в зимний период)
  • а сколько травм и ушибов может получить человек при падении
  • кстати, наиболее опасные места – это голова (что может привести до сотрясения мозга) или, как ее называют, пятая точка. Во втором случае опасны удары копчиком, что могут привести к параличу
  • но наибольший ущерб гололедица может нанести сельскому хозяйству. Ведь плотная и продолжительная корка приведет к выпреванию озимых посевов
  • а это тоже немалый удар по экономике страны

Для борьбы с гололедицей:

  1. Самым распространенным и давним способом является техническая соль. Но она негативно влияет на износ обуви (существенно ее сокращает), вызывает коррозию автомобилей, негативно отражается на растительном мире, да и, в целом, не лучшим образом влияет на окружающую среду.
  2. Поэтому, в ней стараются не прибегать или хоты бы смешивать с песком. Ну как смешивать, добавляют до 10 % соли в 90 % песка. Так вреда будет меньше, и ходить по скользкому тротуару получиться. Вот только, например, в шумной городской суматохе этот реагент вместе со снегом и талым льдом превращаются в грязную кашу. Но это все же лучше, чем плюхаться попой на землю. И, как говориться, «в любом производстве есть свои издержки».
    • Кстати, над этим способом тоже задумываются. Ведь потом весной требуется много сил и средств для устранения песка.
  3. После 2000 года стали усердно проводит эксперименты для получения удачного реагента, который бы наносил минимум вреда человечеству и окружающей среде. Такие эксперименты проходят до сих пор. А пока наиболее удачным вариантом считается химические противогололедные реагенты. Они бывают:
    • в твердом
    • и в жидком состоянии
  4. Химические реагенты тоже имеют ряд своих недостатков:
    • Например, модифицированный хлористый калий оставляет масленые следы на дороге. Чем увеличивает длину тормозного пути автомобиля. Плюс негативное влияние на наши озеленения
    • Также, он имеет всего лишь срок действия в 3 часа. А еще, у некоторых людей на данные реагенты может быть аллергия
    • От магния также было решено отказаться, поскольку он проявил способность скапливаться в почве и подземных водах
    • Ну а хлорсодержащие вещества, естественно, приводят к обесцвечиванию
    • В общем, для борьбы с гололедицей еще работают над реагентами

Гололед и гололедица — в чем разница, отличие?

Мы указали в предыдущем пункте, какое значение каждого из слов. Поэтому картина дает понять, что это два разных (но немного схожих) явлений. Мы затронули сторону их отличий, поэтому остается их лишь подытожить.

  • Гололед имеет чаще плотную корку, которая покрывает всю дорогу. Гололедица же имеет тоньше слой (хотя бывают случаи, что она превращается после нескольких замерзаний в толстую кору) и не всегда охватывает всю поверхность.
  • Также, нельзя не отметить, что гололед покрывает все поверхности, как вертикальные, так и горизонтальные. Гололедица же будет только на горизонтальных плоскостях и в тех местах, где замерзла талая вода.
  • Гололед опасен на дорогах тем, что часто покрывает всю поверхность автомобиля, в том числе и стекла. А это ухудшает видимость. И проезд возможен лишь на небольшой скорости – до 40 км/ч. Подвох гололедицы же в том, что определенный участок дороги можешь спокойно ехать со скоростью 60 км/ч, а случайная замерзлая лужа может стать причиной заноса.


  • Гололед затрудняет движение и пешеходов, ведь ходить по ледяной корке уж очень неудобно. Но вот гололедица в этом вопросе более коварна, ты можешь спокойно шагать по тротуару, а случайно наступить в неподходящее место и заработать травму. Особенно следует быть осторожными, когда после гололедицы выпал снег. Тогда визуально тяжело рассмотреть, куда нужно шагать.
  • Гололед наиболее опасен для проводов. Он может стать причиной не только их разрыва, но и нанести существенный вред электричеству и экономике страны. А в критических ситуациях может и вовсе лишить часть населения или отдаленные села электричества. Более того, ремонтные работы проводить не только неудобно, но и опасно. Гололедица к проводам не имеет никакого отношения. Разве что в случае автомобильной аварии, когда были задеты столбы с электричеством.
  • Но зато для урожая гололедица хуже. Она может спровоцировать повреждение таких культур, как пшеница, рожь или ячмень (озимые их формы). Что станет причиной плохого урожая, малой продуктивности и скачком цен на продукты.
  • Ну и стоит выделить, что гололед редко долго держится на поверхности. Как правило, после прекращения дождя он проходит. Конечно, это зависит и от климатических условий, в некоторых местах гололед может сохраняться от 4 до 6 дней и иметь корку толщиной в несколько сантиметров. Гололедица же сохраняется очень долго (минимум неделю).

Правила безопасности или как подготовиться к гололеду и гололедице?

В этом пункте есть также и отличия и схожие моменты.

  • Первое и важное правило относится к женской части населения. В зимнюю погоду, а тем более в период гололеда или гололедицы, нужно отказаться от каблуков.
  • Зимнюю обувь следует выбирать, соответствуя всем требованиям:
    • подошва не должна быть абсолютно гладкой. Должен быть каблук высотой в 3-4 см
    • обязательно должно быть наличие четких рельефов на подошве
    • кстати, рисунок должен чередовать крупные и мелкие узоры
    • подошва должна быть толстой, но не на высокой платформе
    • носок обуви должен быть широким и закругленным


  • Обувь должна иметь обрезиненную подошву или хоты быть со специальной резиновой профилактикой (небольшая прокладка крепиться на саму подошву). Небольшие рекомендации:
    • на некоторое время можно приклеить небольшой кусочек войлока к подошве
    • или заменить его поролоном
    • а для экстренных ситуаций подойдет даже медицинский пластырь, но он очень быстро выйдет из строя
  • Теперь поговорим о походке. При гололеде или гололедице нужно не обычным способом шагать, а имитировать передвижение на лыжах. Или постарайтесь ходить, как пингвин.
  • Если же от падения спастись не удалось, тогда постарайтесь сжаться в клубочек. Шею втянуть, руки согнуть и постараться защитить голову. Да, для этого нужно уметь быстро группироваться. И еще один нюанс – падать лучше набок. В таком случае могут быть травмы или ушибы, но хотя бы избежите перелома, сотрясения или еще худших последствий.

ВАЖНО: Руки нельзя держать в карманах. Так увеличивается шанс травмироваться.

  • Для водителей лишь есть одно указание – будьте осторожными и внимательными. Не старайтесь ехать на максимальной скорости. Не забываем, что при гололеде или гололедице очень тяжело затормозить. А при большой скорости или при резких движениях машину и вовсе может занести в сторону.

Отличие в мерах безопасности в том, что:

  • пешеходу нужно внимательно смотреть под ноги и по сторонам. Оголенные и оборванные провода плюс вода могут нанести свой вред.
  • не стойте под деревьями. Кстати, машины тоже при гололеде лучше не ставить. Целее будет автомобиль.
  • и еще, не забываем и о сосульках домах, деревья или даже проводах. Они в любой момент могут упасть вам на голову или автомобиль.
  • с гололедицей в этом плане проще и безопасней.

Как правильно говорить: гололед или гололедица?

Мы уже разжевали тему, что гололед и гололедица – это разные термины. Они не синонимы друг друга и, тем более, не являются сокращенной частью чего-то. Поэтому, в профессиональной речи или среди синоптиков каждое из этих слов называться по-своему.

  • То есть, гололед он и есть гололед, а гололедица так и называется гололедицей
  • Стоит лишь повториться, что гололедицей называют ледяную корку лишь на дороге, которая бывает после оттепели и резких заморозков
  • Гололед же бывает на всех видах поверхности, как результат дождя в морозную погоду
  • Поэтому, не путайте эти понятия, будьте грамотными личностями и называйте вещи своими именами

А в заключение хотелось бы добавить, что гололед и гололедица одинаково опасны для человеческой жизни и здоровья, а также становятся первыми причинами автомобильных аварий в зимний период. Поэтому, будьте внимательными и берегите себя!

Видео: 7 правил поведения в гололед

С наступлением холодного периода начинают появляться предупреждения и гололеде и гололедице (иногда ее называют иначе - «черный лед»).

Что такое гололед

Гололед ― отложение льда на любых открытых поверхностях, преимущественно с наветренной стороны, в результате намерзания капель переохлажденных осадков (дождя, мороси, ледяного дождя), выпадающих при отрицательной температуре.

Как часто это происходит

Гололед ― весьма распространенное явление в холодное полугодие. Как правило, происходит это при выносах теплого влажного воздуха с Атлантики или Средиземного моря. Примерно, раз в 10 лет он бывает интенсивным, продолжительным и охватывает весь регион. Последний раз гололед достиг масштабов стихийного бедствия в декабре 2010 года.

Как образуется гололед

Чаще всего наблюдается в зоне теплого фронта, где теплый воздух вытесняет холодный. Поскольку теплый воздух более легкий, он натекает на клин холодного, из-за чего в атмосфере складывается инверсионное вертикальное распределение температуры. В облачном слое температура оказывается выше, чем у земли, причем разница может достигать 10 градусов. К примеру, если у земли −5, то в облачном слое будет +5.

© Гисметео

По мере продвижения фронта через определенную точку, происходит повышение температуры, сначала в облачном слое, затем у земли. В какой-то момент времени температура в облачном слое уже становится положительной, тогда как у земли все еще остается отрицательной.

Осадки, которые поначалу выпадают в виде снега, постепенно переходят в фазу дождя. Но поскольку у земли сохраняется минус, то при соприкосновении с поверхностями на ней они сразу же замерзают.

© alexsvirid | Shutterstock.com

Важно отметить, что высота облачности в зоне теплого фронта, как правило, не превышает 100–200 метров. Преодолевая это расстояние, капли воды не успевают замерзнуть.

Когда толщина ледяного «панциря» увеличивается до 20 мм, гололед становится опасным явлением. Из-за увеличения весовой нагрузки ломаются ветви деревьев и обрываются провода. Для автомобилистов и пешеходов даже слабый гололед вызывает проблемы.

© Rashid Valitov | Shutterstock.com

В некоторых случаях часть капель все же покрывается тонкой корочкой льда, образуя ледяной дождь. При ударе о землю «скорлупа» разбивается, а вода растекается и замерзает. Но в этом случае интенсивность гололеда значительно меньше, чем в случае переохлажденного дождя.

Продолжительность выпадения переохлажденных осадков и, соответственно, формирования гололеда ограничивается временем прохождения теплого фронта и обычно не превышает нескольких часов. Но в отдельных случаях, в зоне малоподвижного атмосферного фронта, может продолжаться несколько суток. Чаще всего гололед наблюдается при температуре от 0 до −7 градусов, иногда до −16 градусов.

По мере прохождения теплого фронта осадки ослабевают. При переходе температуры через 0 к положительным значениям гололед разрушается, ледяная корка постепенно тает.

Гололед и гололедица - это одно и то же?

Не следует путать гололед с гололедицей ― блюдцами льда на земной поверхности, которые образуются в результате похолодания. Как правило, переход температуры через 0 к отрицательным значениям происходит после оттепели зимой или в результате радиационного выхолаживания воздуха ночью в переходный период. В отличие от гололеда гололедица носит локальный характер и не вызывает стихийного бедствия.