Любовь и отношения

Реактивная установка разминирования ур 77 метеорит. Взрыв против мины: «Змей Горыныч» в роли сапера. Главное - настройка

В ходе Второй мировой войны и после ее окончания получили стремительное развитие не только сами инженерные боеприпасы, в частности противотанковые и противопехотные мины, но и тактика и способы их использования.Так, например, появился новый элемент боевого порядка - подвижный отряд заграждения (ПОЗ). Его задача - быстро переместиться на направление возможного прорыва, выдвижения, наступления или контратаки и буквально под носом неприятеля установить минное поле с целью задержать противника, затруднить ему совершение маневра.Для быстрой установки минных полей в арсеналах армий стали появляться прицепные и самоходные минные заградители, вертолетные минные раскладчики и, наконец, системы дистанционного минирования. Заблаговременная установка минно-взрывных заграждений противником тоже требовала времени и средств для проделывания в них проходов.Без решения задач по обеспечению преодоления минно-взрывных заграждений ни о каких успешных наступательных действиях речи идти не могло. В связи с этим быстрое проделывание проходов в минных полях и других минно-взрывных заграждениях стало важнейшим условием выполнения частями и соединениями поставленных боевых задач. С этой целью изобретались различные средства обезвреживания вражеских мин.

Откуда растут ноги у «Горыныча»

Как уже отмечалось, снимать и обезвреживать мины вручную силами специально обученных саперов долго и рискованно. Значительно быстрее стали проделывать проходы в минных полях с появлением на вооружении минных тралов, навешиваемых на танки. Но тралы, в первую очередь катковые, снижают маневренность танков, на которые они навешены. Демонтаж и перевозка катковых секций в грузовиках, и снова их монтаж на танки при необходимости - потеря драгоценного, особенно в бою, времени.Идея проделывать проходы в минных полях с помощью взрыва родилась между мировыми войнами. Суть ее заключалась в применении танков с минными тралами, буксировавших за собой так называемые «бангалорские торпеды», представлявшие собой пятиметровую трубу с зарядом взрывчатки. «Бангалорские торпеды» были изобретены в 1912 году британским капитаном Макклинтоком (McClintock) для уничтожения взрывом проволочных заграждений. Боеприпас подсовывался под заграждение и подрывался, образуя прореху в проволочном заграждении.Для проделывания проходов в минных полях с помощью «бангалорских торпед» танк тралами проделывал проход для себя и буксировал за собой связку из труб со взрывчаткой. Затем этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могли идти другие машины и пехота. Первым серийным танком, приспособленным для такой работы, стал британский Churchill Snake, тащивший за собой сцепленные друг за другом 16 пятиметровых труб со взрывчаткой. Способ довольно эффективный, но имеет один существенный недостаток - танк с тралом и экипажем был сильно уязвим.
Советские конструкторы перед войной знали о разработках англичан, но в то время им пришлось решать более приоритетные задачи. Поэтому в Советскую армию первая «сухопутная торпеда» поступила только после войны. У нас новое средство разминирования получило наименование удлиненного заряда (УЗ) и представляло собой двухметровую трубу диаметром 70 мм, в которой находилось 5,2 кг тротила. Позже УЗ стали собирать в треугольные секции по три заряда каждая. Таким образом, масса тротила на погонный метр достигла 7,8 кг, а заряд получил обозначение УЗ-3. Заряды можно было соединять друг с другом последовательно в конструкцию длиной до 100 м (в зависимости от глубины минного поля). Способ применения УЗ-3 был таким же, как и у англичан: танк с тралом преодолевал минное поле, буксируя за собой заряды разминирования, после чего происходил их подрыв, и образовывался проход шириной до 6 м.Недостатком УЗ-3 стало длительное время на сборку секций, уязвимость танка-буксира. Выход виделся в обеспечении «самоходности» конструкции из секций УЗ-3. Тогда поступило предложение оснастить 100-метровую конструкцию из УЗ-3 45 твердотопливными реактивными двигателями. Они должны были приподнимать всю конструкцию над землей на один метр и тащить на минное поле, где она и подрывалась. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р.Поскольку обеспечить одновременный запуск всех 45 двигателей не удавалось, на какие-то доли секунды разброс все же был, начало движения конструкции получалось несколько нестабильным: УЗ-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования взлетал в небо и выписывал там пируэты. За такой дикий нрав и рев десятков ракетных двигателей, сопровождаемый пламенем, УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже все системы разминирования с ракетными двигателями также получили это прозвище.

Самоходные системы

В 60-х годах прошлого столетия советские конструкторы создали новую систему разминирования, которую нигде до этого не применяли. Это был бронетранспортер БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Машина выходила на указанную позицию, производились прицеливание и запуск заряда УЗ-67. В отличие от прежних УЗ он имел не жесткую, а гибкую конструкцию, представляющую собой два 83-метровых шланга, заполненных тротилом, общая масса которых составляла 665 кг.Твердотопливный ракетный двигатель ДМ-70 крепился к переднему концу заряда и был способен доставить УЗ на расстояние до 300- 350 м от машины. После запуска, полета и падения заряда с помощью тормозного троса и движения машины назад УЗ натаскивался на минное поле и выравнивался, производился его подрыв. 665 кг тротила проделывали проход шириной 6 м и длиной до 80 м. В 1968 году машина разминирования под наименованием УР-67 была принята на вооружение советских инженерных войск. На машине имелось два заряда УЗ-67.В 1972 году УР-67 стали использовать новый заряд разминирования - УЗП-72. Его длина увеличилась до 93 м, а общая масса взрывчатого вещества марки ПВВ-7 (пластид) составила 725 кг. Дальность полета УЗП-72 достигла 500 м, а размеры проделываемого прохода составили 90х6 м.
В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», разработанная конструкторами специализированного института НИИИ (ныне АО «НИИИ»), которая и сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас УЗП-77. По своим характеристикам он аналогичен заряду УЗП-72, но отличается рядом технологических моментов. Он состоит из детонирующих кабелей ДКПР-4 длиной по 10,3 м каждый, соединяемых в единый шнур с помощью резьбовых муфт и накидных гаек. В качестве базы УР-77 использовано легкобронированное шасси САУ 2С1.Пусковое оборудование с двумя зарядами УЗП-77 находится в бронекорпусе машины. Пуск заряда на минное поле и его подрыв производятся без выхода экипажа из машины. При подаче заряда на 200 м используется один ракетный двигатель ДМ-70, на 500 м - два. Дальность подачи заряда регулируется за счет изменения длины тормозного троса. Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением - 30- 40 минут.

Зарубежные аналоги и боевое прошлое

За рубежом подобных УР-77 аналогов не существует. В США в 80-х годах прошлого столетия для этих же целей была создана система дистанционного разминирования M58 MICLIC (mine clearing line charge - удлиненный заряд разминирования), которая предназначена для проделывания проходов в минных полях взрывным способом. Система способна проделать проход в минном поле шириной до 6- 14 метров и длиной до 100 м.Установка транспортировалась на колесных или колесно-гусеничных прицепах или устанавливалась на плавающие транспортеры морской пехоты США AAV7A1 и LVTP7A1 или на мостоукладчик AVLB на базе танка М60A1, с которого предварительно снималась мостовая конструкция. Сейчас система дистанционного разминирования M58 MICLIC устанавливается на боевую машину разграждения Assault Breacher Vehicle (ABV), созданную на базе танка М1Abrams. Главным недостатком зарубежной системы разминирования M58 MICLIC является очень маленькая дальность пуска - всего 67 м, а также меньшая масса ВВ на погонный метр.
Большая масса ВВ на погонный метр и дальность пуска удлиненного заряда предопределили также и «нештатное использование» машин УР-77 в локальных конфликтах последнего времени. Так, например, один из командиров инженерных взводов в первой чеченской войне, в ходе боев за Грозный, использовал УР-77 для уничтожения наступающей на одно из подразделений российской армии группы боевиков в городской застройке. при использовании возможностей и мощи УЗП-77 большая часть наступающих боевиков была уничтожена. Правда, имелся и отрицательный опыт, когда не был учтен порывистый ветер и УЗ попал на свои подразделения. Успешно использовались УР-77 в ходе ожесточенных боев за поселок Комсомольский. . На попавших в Сеть кадрах видео хорошо видно, насколько мощным получается взрыв удлиненного заряда и какие разрушения он способен нанести в городской застройке. Правда, при применении таких средств по «нештатному» варианту необходимо тщательно взвешивать все за и против. Ведь, по сути, это почти что авиабомбы мощностью в 1 т, только взрывающиеся не в одной точке, на фронте в 100 м.

"Змей Горыныч" - оружие разминирования.

Со времени начала массового применения мин во Второй мировой войне преодоление минных полей всегда было одной из сложнейших задач атакующих.

Самый распространенный способ проделывания проходов в минных полях, очень медленный, трудоемкий и опасный, заключался в следующем: в ночь перед атакой саперы ползли к вражеским минным полям, отыскивали мины и снимали их. Затем ставили знаки, которые видны своим танкистам и пехоте, но незаметны противнику.

Но миноискатели не обнаруживают мин в деревянных или пластмассовых корпусах, а поиск с помощью щупа или штыка - дело крайне трудоемкое: в случае противотанковых мин нужно прокалывать щупом землю каждые 20-30 см. Ширина стандартного прохода 6 метров, длина обычно в пределах 100-200 метров. Получается, что для одного прохода нужно уколоть землю как минимум 15-30 тысяч раз. И это ночью, ползком и под постоянной угрозой быть обнаруженными. Ведь противник внимательно следит за своими минными полями и старается не позволить обезвредить их. Кроме того, ночная активизация вражеских саперов - верный признак утреннего наступления противника.

Например, перед Курской битвой, в ночь на 5 июля 1943 года, наши разведчики на нейтральной полосе захватили немецкого солдата. Он молчал, но солдатская книжка была достаточно красноречива - сапер! Значит, с рассветом атака. Начала немецкой операции «Цитадель» наши ждали, немцы всячески скрывали дату наступления, но не послать саперов снимать мины не могли. Так и случилось - утром началась битва. Но как же обеспечить безопасное пространство для намеченной атаки, не выдав и не сорвав ее?

Из пушки - по минам

Инженеры всех противоборствующих сторон искали способы быстрого проделывания проходов в минных полях, причем как можно ближе по времени к моменту атаки, чтобы обороняющиеся не успели закрыть их новыми минами.

Минные тралы, которые не слишком успешно разрабатывали англичане и гораздо успешнее советские специалисты, задачу разминирования решали не полностью. Во-первых, их далеко не всегда было возможно применить, во-вторых, для каждого трала требовался танк. А танки были в дефиците. Минные поля пытались расстреливать 76-мм и более крупной артиллерией. Для проделывания одного прохода требовалось от 160 до 400 снарядов. Вдобавок опытные стрельбы показали, что требуется очень меткая, снайперская стрельба, с очень точным равномерным распределением снарядов. Но даже и тогда в проходе остается несколько необезвреженных мин.

Заметим, что для атакующего полка необходимо иметь примерно 10 проходов. Это 10-30 залпов десяти артиллерийских дивизионов. А потом придется двигаться по лунному пейзажу, сплошным воронкам, вырытым тяжелыми фугасными снарядами. Это очень трудно и для танков, и для пехоты. Словом, артиллерия - не метод.

Бангалорская торпеда

В 1912 году британский инженерный капитан Мак-Клинток, служивший в саперном полку в индийском городе Бангалор штата Бенгали, изобрел средство для проделывания проходов в проволочных заграждениях. Он взял металлическую трубу длиной 5,5 м и заполнил ее 27 килограммами пироксилина. Удлиненный заряд подсовывали под проволочный забор и взрывали. Несколькими последовательными взрывами можно было пробить проход для пехоты.

Этот заряд из-за своей формы получил наименование «Бангалорская торпеда». Он оказался весьма эффективным средством против многорядных заборов и спиралей из колючей проволоки, которыми так богаты были оборонительные позиции армий Первой мировой войны. Военные быстро сообразили, что можно соединять между собой несколько «торпед», а к передним секциям крепить колесики или лыжи, чтобы легче было двигать заряд под заграждения.

В период Второй мировой войны «Бангалорская торпеда» нашла самое широкое применение и у вермахта, и у союзников. Трубы стали соединять между собой специальными замками или с помощью резьбовых муфт, так можно было наращивать ее до длины 100 и даже 200 метров. Обычно такой заряд прицепляли к танку, оснащенному минным тралом. Танк прокладывал себе путь через минное поле, а взрыв супердлинного заряда расчищал среди мин путь для остальных танков и пехоты.

Англичане в 1942 году на базе танка Churchill III создали машину Churchill Snake («Змея»), которая перевозила 16 пятиметровых зарядов. Но применение этого варианта «Бангалорской торпеды» оставалось прежним. Требовалось свинтить длинный заряд нужной протяженности, который с помощью машины доставлялся на минное поле. В СССР на этот способ проделывания проходов в минных полях обратили внимание еще в 1930-х годах. Однако слабость промышленной базы не позволила организовать производство советских «Бангалорских торпед».

И только в послевоенное время, в период бурного развития инженерных войск и инженерных средств, Советская армия получила свой вариант «Бангалорской торпеды» под обозначением УЗ (удлиненный заряд) - трубу диаметром 7 см и длиной 1,95 м, заполненную тротилом (5,2 кг).

Суперзмея

Однако в Советской армии на этом не остановились. С помощью хомутов три заряда УЗ соединялись в треугольную секцию УЗ-3. Из таких секций можно было собрать заряд разминирования (8 кг тротила на погонный метр) длиной до 100 метров. Взрыв удлиненного заряда, доставляемого на минное поле танком с тралом, заставлял сработать мины в полосе шириной шесть метров.

Заряд УЗ-3 стал коньком генералов инженерных войск. Взрыв такого количества взрывчатки, разложенной на протяжении 100 метров, был чрезвычайно зрелищным для присутствовавших на учениях военачальников - как наших, так и иностранных. Наконец-то саперы имели возможность наглядно и эффектно показать свою работу: выглядело это не менее красиво, чем бомбовая «дорожка».

Однако вскоре маршал инженерных войск Харченко пришел к выводу, что все существующие способы проделывания проходов в минных полях не удовлетворяют требованиям танкистов. Проходы во вражеских минных полях должны возникать внезапно и мгновенно. Мгновенность зарядом УЗ-3 обеспечивается. А вот с внезапностью дело плохо. Одинокий танк, медленно ползущий по полю и тянущий за собой заряд разминирования, явно не может ее обеспечить.

Змей Горыныч

Тогда конструкторы предложили вставить между секциями ракетные пороховые двигатели, сопла которых были направлены назад и немного вниз. Реактивная струя приподнимала заряд и тянула его вперед. На заряд полной длины требовалось 45 таких двигателей.

По задумке создателей, в ночь перед атакой комплект УЗ-3Р на автомобиле надо доставить в ближний тыл. На один заряд требовался грузовик Урал 375 (4,5 т). Затем саперы должны собрать из секций трубчатую ферму длиной 100 метров и установить ее так, чтобы до ближней границы вражеского минного поля оставалось 200-300 м, замаскировать и ждать приказа.

В период огневой подготовки, когда артиллерия громит вражеские траншеи и давит огневые точки, саперы запускают заряд. Он летит на высоте около 1 метра, пока не натянется тормозной трос, а затем падает на землю. Взрыв - и в минном поле зияет проход шириной 6 метров, отлично заметный идущим в атаку танкам и пехоте. Ось прохода - неглубокая четкая канавка в земле.

Но гладко было на бумаге… Испытания УЗ-3Р выявили его ограничения - уклон местности не более 2-3% и высота препятствий не более 50-80 см. Поле боя редко предоставляет такие возможности. А когда УЗ-3Р поступили в войска, выявился еще один очень существенный недостаток. Все 45 двигателей должны были воспламеняться строго одновременно и строго одновременно выходить на рабочий режим. Этого промышленность обеспечить не могла. Вдобавок в общей цепи запуска всех двигателей оказалось невозможным добиться одинакового сопротивления соединений. В результате в момент подачи электроимпульса на воспламенение двигателей процессы в каждом двигателе развивались с разбросом по времени. Разброс был небольшим - сотые и десятые доли секунд, но в результате эта гигантская змея начинала со страшным ревом, изрыгая пламя и дым, извиваться в стороны, вверх и вниз. Потом она приподнималась и начинала все быстрее двигаться вперед…

А потом, натолкнувшись на какой-либо пенек или бугорок, резко взмывала в небо и разламывалась на составные части, которые с визгом и шумом начинали мотаться по небу в разные стороны. Генералы, забыв про солидность, вспоминали курсантские годы и на пятерку выполняли команду «Все в укрытие!». Саперы, отлично знавшие дурной нрав своего питомца, к этому времени уже давно покуривали в блиндажах.

Но не только за способность демонстрировать это незабываемое, экстремальное зрелище УЗ-3Р получил меткое солдатское прозвище «Змей Горыныч», а еще и за то, что саперному лейтенанту, получившему изрядный нагоняй, со своими солдатами потом приходилось целый день ходить по полю, собирая в кучу обломки - почти 4 тонны железного лома и взрывчатки.

Урка

В 1968 году на вооружение инженерных войск поступает вполне приличная машина, способная делать то, чего не мог «Змей Горыныч». Первый вариант именовался УР-67 (Установка разминирования образца 1967 года). В военном обиходе ее сразу назвали «Урка» (у этого слова нет сленгового значения, роль сыграло простое созвучие). Позднее усовершенствованный вариант получил обозначение УР-77.

Как же действует установка УР-77? В зависимости от расположения ближней границы вражеского минного поля и его глубины машина в нужное время занимает пусковую позицию, поднимает направляющие и производит пуск заряда. Заряд летит, поднимаясь на высоту 10-15 метров, пока не натянется тормозной канат, соединяющий хвост заряда и машину. После того как заряд падает на минное поле, машина сдает назад, чтобы выровнять заряд в прямую линию. Командир машины по кабелю (внутри тормозного каната) выдает команду на подрыв заряда.

Взрыв 725 килограммов пластита заставляет сработать мины с нажимными взрывателями в полосе шириной шесть метров и перебивает проволоки мин натяжного действия. Командир машины с помощью пиропатрона перебивает тормозной канат, освобождая машину. Все, машина готова к пуску следующего заряда разминирования. (На учениях обычно сразу после взрыва к отстреленному тормозному канату устремлялись фигурки военных: сочетание высокой прочности, мягкости и гибкости делало его незаменимым подспорьем в быту, чаще всего его использовали как буксирный трос для автомашин.) Весь процесс разминирования не занимает и трех минут: при этом проход в минном поле проделывается действительно внезапно и мгновенно.

Внешне УР-77 мало отличается от любой другой боевой машины и не привлекает особого внимания противника. А если установить на нее макет башни со стволом, имитируя самоходку «Гвоздика», то выявить, что это именно «Урка», сможет только специалист, да и то с близкого расстояния. Так что даже если разведка противника увидит установки УР-77, то, скорее всего, примет их за самоходные гаубицы - никакого особенного повода для тревоги, обычное усиление артиллерии.

И все-таки Змей Горыныч

Интересно, что выразительное прозвище «Змей Горыныч» по наследству плавно перешло от УЗ-3Р к УР-67, а потом и к УР-77. Но теперь уже именно от красивого и страшноватого зрелища: внезапно раздается дикий рев ракетного двигателя, и в небо начинает все быстрее подниматься короткая ракета, за которой тянется нечто белое. Потом ракета улетает вперед (сработал заряд отцепки), и на землю падает змеящаяся длиннющая колбаса. Короткая пауза, и тяжелый взрыв сотрясает землю и небеса. Черный дым и летящие комья земли. Через пару минут тому, кто раньше никогда не видел работы УР-77, останется только спросить: «Мужики, а чё это было-то?!»

Позднее был создан вариант «Змея Горыныча», которому не требовалась базовая гусеничная машина. Комплект, получивший обозначение УР-83П, перевозили на обычном грузовике и собирали в обычном танковом окопе. Пусковая установка представляла собой легкую раму. Конечно, оперативность УР-83П значительно уступает УР-77, но зато при заблаговременной подготовке атаки их можно установить сколько угодно там, где надо, замаскировать и коротко объяснить пехотинцу или танкисту порядок пуска («Нажми вот эту кнопку и прячься»).

Завершая рассказ о «Змее Горыныче», стоит сказать, что эта машина - одно из лучших боевых средств преодоления минных полей. Лучшее, но не стопроцентное. Мины оказались таким оружием, удовлетворительных средств противодействия которому и по сей день создать никому не удалось. Не существует ни полностью надежных средств поиска мин, ни средств их обезвреживания или уничтожения. Выручает лишь то, что в большинстве случаев применяемые мины достаточно простые, стандартные и устанавливают их стандартными же методами. Кроме того, обычно тот, кто их устанавливает, оставляет себе возможность их обезвреживания. Но если начинают соревноваться минер и деминер, последний неизбежно проигрывает, какие бы изощренные способы он ни применял.


Минные тралы



Потомки «Бангалорской торпеды» - трубы, наполненные взрывчатым веществом, активно применяются и сейчас для быстрого проделывания проходов в многорядных заграждениях из колючей проволоки


Так проделывают проходы в минных полях. Ракета вытягивает за собой пластиковый шланг с зарядом разминирования, за которым разматывается тормозной трос. Когда он полностью натягивается, ракета отцепляется и заряд падает на землю. Взрыв - и проход готов!


США тоже имеют похожее оружие. Американский удлиненный заряд разминирования М58 (M58 MICLIC) размещается либо на прицепе за танком или другим транспортером, либо на мостоукладчике М60 AVLB, который в этом варианте получает обозначение М 60 AVLM (Armored Vehicle Launched MICLIC). Вот только исполнение оказалось куда хуже


Во время первой иракской войны («Буря в пустыне») более половины пусков М58 оказались неудачными. В СССР даже у УР-67 неудачные пуски носили единичный характер. Вполне возможно, причина заключается в том, что конструкторы наших «почтовых ящиков» изначально ориентировались на солдат-срочников и создавали систему, способную исправно действовать в любых условиях и с любым персоналом

Взрывом по взрывателям

Взрыв удлиненного заряда обычно не приводит к детонации взрывчатки в минах. Мощная ударная волна просто заставляет сработать нажимные взрыватели противотанковых и противопехотных мин. А вот на магнитные или штыревые взрыватели взрыв практически не оказывает действия. Кроме того, существуют минные взрыватели нажимного действия, реагирующие лишь на второе нажатие - таков, например, советский взрыватель МВД-62 или английский No.5 Mk.4. А поскольку заряд разминирования дает только один удар, взрывной метод проделывания прохода - тоже не панацея.

Детонирующий кабель ДКПР-4
«Змей Горыныч» и его головы


Боевая машина разминирования БМР-3М с тралом КМТ-7 за тралением мин. Работа, пожалуй, потяжелее труда шахтеров

Базовым шасси УР-67 был плавающий гусеничный бронетранспортер БТР-50ПК, а УР-77 - плавающее шасси самоходной артсистемы 2С1 «Гвоздика» с легким бронированием. Таким образом, на марше и при выдвижении к рубежу атаки УР-77 не будет отставать от танков. В последний момент, когда обороняющимся уже поздно что-либо предпринимать, «Урка» выскочит из-за танков и сделает проход. Даже два: машина несет на себе сразу два заряда разминирования

Носовая часть: Двигатель, трансмиссия

В носовой части машины располагается двигатель, трансмиссия и отделение управления, где находится механик-водитель машины. В средней части установлена невращающаяся башня, состоящая из двух частей. В передней части башни размещается командир машины (он же оператор пусковой установки).

Задняя подъемная часть: Направляющие

В задней подъемной части башни размещены две направляющие для ракетных двигателей. Под башней расположены отсеки для двух зарядов разминирования, соединенных с двигателями, а в кормовой части - отсеки для тормозных канатов.

Заряд разминирования: УЗП-77

Заряд разминирования УЗП-77 представляет собой два параллельных пластиковых шланга длиной по 93 метра, содержащих 725 кг пластичной взрывчатки. Каждый из этих шлангов собирают из девяти секций детонирующего кабеля ДКПР-4, которые соединяются с помощью резьбовых муфт и накидных гаек.

Секция детонирующего кабеля ДКПР-4 представляет собой гибкую пластиковую трубу длиной 10,3 метра и диаметром 7 см. Внутри она набита пластичной взрывчаткой ПВВ-7 (40,25 кг). Секции взрывного кабеля соединяются друг с другом с помощью накидных гаек.

Заряд УЗП-77 укладывают в специальный отсек машины и с помощью специальных переходных устройств присоединяют к ракетному пороховому двигателю ДМ-70, который помещается в направляющей башни.

70-кг двигатель ДМ-70 имеет пороховой заряд из одной шашки массой 27 кг. Время работы двигателя 6-8 сек. При подаче заряда на 200 м используется один двигатель ДМ-70, а на 500 м - два двигателя. За счет изменения длины тормозного каната можно регулировать дальность подачи заряда (конечно, в рамках ее предельного значения).

В одной машине УР-77 помещаются два заряда разминирования УЗП-77. Следовательно, одна установка способна проделать два прохода длиной по 100 метров и шириной около 6 метров. Или же один проход длиной 200 метров (двумя поочередными пусками).


РЕАКТИВНАЯ УСТАНОВКА РАЗМИНИРОВАНИЯ УР-77 “МЕТЕОРИТ”
REACTIVE INSTALLATION CLEARANCE UR-77 “METEORITE”

15.04.2016


Сирийская армия продолжает успешно использовать для уничтожения укреплений исламистов хорошо зарекомендовавшие себя установки УР-77 «Метеорит», сообщает Вестник Мордовии.
«УР-77 (известен также как «Змей Горыныч») изначально были созданы как установки разминирования. Но опыт боевых действий на Северном Кавказе продемонстрировал, что их также можно использовать для ликвидации засевших в укрепленных строениях террористов. Правда, «Змей Горыныч» – настолько радикальное средство, что вместе с террористами, как правило, уничтожается и здание. Очень часто целиком. Поэтому, его применение имеет различного рода ограничения», – пишет автор статьи Лев Романов.
Согласно сообщению, «разрушительная мощь этой машины весом в 15 тонн достигается использованием специальных ракетных двигателей, с помощью которых можно забрасывать до 700 кг взрывчатки на дистанцию в 500 м».
«Первое боевое применение УР-77 состоялось в октябре 2014 года. Тогда «змеи горынычи» применялись во время ожесточенных боев в районе восточной окраины Дамаска Джобар», – сообщает автор.


До конца 80-х годов военные специалисты Советского Союза придавали огромное значение наступательным действиям крупных бронетанковых и механизированных соединений, залогом успешных действий которых был смелый, быстрый и решительный маневр. Затруднение маневра наступающих или выдвигающихся войск и нанесение им поражения могло быть вызвано установкой минно-взрывных заграждений противником заблаговременно или дистанционным минированием в ходе боя. Поэтому быстрое преодоление минных полей путем проделывания в них проходов стало важнейшим условием выполнения общевойсковыми частями и соединениями поставленных боевых задач.

Установка УР-77 «Метеорит» — видео

Для преодоления минных заграждений были созданы специальные самоходные установки (установки разминирования УР-67, УР-77), которые предназначались для проделывания проходов в минных полях взрывным способом в ходе боевых действий. УР-67 была создана в середине 60-х годов и уже через 10 лет стала заменяться новой машиной — УР-77.
Установка разминирования УР-77 состоит из базовой гусеничной машины, созданной на основе многоцелевого тягача легкого бронированного (МТ-ЛБ), пусковой установки и боекомплекта из двух зарядов разминирования. Заряд разминирования представляет собой капроновую оболочку диаметром 7 см и длиной 93 м, заполненную пластическим взрывчатым веществом, внутри которого проходит детонирующий кабель. Заряды сложены в специальный бункер в кормовой части машины. Подача зарядов разминирования на минное поле противника осуществляется специальными пороховыми ракетами, буксирующими в полете заряд разминирования.


Запуск ракет осуществляется с пусковой установки УР-77 «Метеорит» с помощью специального пульта управления. В конце активного участка траектории полета срабатывает разъединительное устройство, отсоединяя ракеты. Тормозной канат создает торможение заряда при приземлении. После падения заряда машина отъезжает назад, натаскивая заряд на минное поле и спрямляя его. С пульта управления через провода электроимпульс подрыва подается на детонирующий кабель. Детонирующий кабель подрывается и инициирует взрыв всего заряда разминирования. В результате подрыва заряда детонируют мины на минном поле и образуется проход в нем для техники и личного состава. УР-77 является плавающей машиной и способен производить пуск заряда при движении на воде на противоположный берег, занятый противником, при форсировании водных преград или высадке морских десантов. Установка УР-77 действует, как правило, в составе отряда разграждения совместно с инженерной машиной разграждения (ИМР) и танковым мостоукладчиком впереди наступающих мотострелковых, танковых частей и подразделений. В настоящее время УР-77 находится на вооружении подразделений и частей инженерных войск вооруженных сил стран бывшего Советского Союза и бывших стран — участниц Варшавского договора.


Тактико-технические характеристики УР-77 «Метеорит»

Боевая масса, т 12,1
Экипаж, чел. 2
Бронирование противопульное
Масса комплекса разминирования, кг: 24
Дальность подачи заряда разминирования, м 500
Размеры проделываемого прохода
в минном поле, м
ширина — 6;
длина — 80-90
Время проделывания прохода, мин 3-5
Время снаряжения одним комплектом
разминирования, мин
30 (механизированным способом),
20 (вручную)
Двигатель ЯМЗ-238В, 8-цилиндровый,
дизельный, мощностью 261 л. с.
Максимальная скорость, км/ч 60 (по шоссе);
4,5 (на плаву)
Запас хода, км 500
Преодолеваемые препятствия, м высота стенки — 0,6;
ширина рва — 2,4

Фото УР-77 «Метеорит»




"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"

Самоходная легкобронированная гусеничная плавающая установка разминирования УР-77 предназначена для проделывания проходов шириной не менее 6 и длиной до 90 метров в минных полях, состоящих из противотанковых противогусеничных мин и противотанковых противоднищевых мин со штыревым датчиком цели, причем, подрыв фугасных противопехотных мин нажимного действия типа американских мин М14 происходит в полосе шириной до 14 метров.

Установка была создана на базе самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» в 1977 году для замены аналогичной установки УР-67 на базе плавающего бронетранспортёра БТР-50ПК.

Установки УР-67 прошли обкатку во время арабо-израильской войны 1973 г. и других войн в Африке и Индокитае. Опыт их применения был использован при проектировании УР-77, в которой выявленные недостатки УР-67 были устранены.

Установка УР-77 состоит из базовой машины (изделие 2С1) с пусковым оборудованием и двух отсеков с секциями детонирующего кабеля УЗП-77 или УЗП-67. Заряды разминирования размещаются на машине в кассете и подаются на минное поле по воздуху с помощью реактивных двигателей ДМ-70 или ДМ-140. Пусковое оборудование с боекомплектом зарядов находится в броневом корпусе машины. Пуск заряда на минное поле и подрыв его производится без выхода экипажа из машины.

Установка при пусках может располагаться в укрытии или на открытой местности. Запуск зарядов производится с короткой остановки. Возможен запуск зарядов, когда машина находится на плаву (проделывание проходов в минных полях, расположенных на берегу водной преграды). Использование (запуск) зарядов, снятых с машины не предусмотрено.

Заряд разминирования УЗП-77 представляет собой два параллельных пластиковых заряда длиной по 93 метра, содержащих 725 кг ВВ. Каждый из этих зарядов собирают из девяти секций ДКПР-4, которые соединяются с помощью резьбовых муфт и накидных гаек.Секция ДКПР-4 представляет собой заряд длиной 10,3 метра и диаметром 7 см, содержащий 40.25 кг ПВВ-7 (пластичное взрывчатое вещество, 71.5 % гексоген, 17% алюминий, 11.5 % полиизобутилен).

Заряд УЗП-77 укладывают в специальный отсек машины и с помощью специальных переходных устройств присоединяют к ракетному пороховому двигателю, который помещается в направляющей башни. 70-кг двигатель ДМ-70 имеет пороховой заряд из одной шашки массой 27 кг. Время работы двигателя 6–8 сек. При подаче заряда на 200 м используется один двигатель ДМ-70, на 500 м – два двигателя. За счет изменения длины тормозного каната регулируется дальность подачи заряда.

В одной машине УР-77 помещаются два заряда разминирования. Одна установка способна проделать два прохода длиной до 100 метров и шириной около 6 метров. Или же один проход длиной 200 метров (двумя поочередными пусками).

Взрыв мин происходит в результате срабатывания их собственных взрывателей под действием ударной волны, образующейся при взрыве удлиненного заряда разминирования. При осмотре местности после применения удлиненных зарядов обнаруживаются оставшиеся целыми противотанковые мины со взрывателями двукратного нажатия, например, типа ТМ-62 со взрывателем МВД-62, противопехотные мины натяжного действия типа ОЗМ-72 с оборванными проволоками. Не срабатывают взрыватели типа МВШ, магнитные типа МВН-72. Не реагируют на взрыв взрыватели с сейсмическими, инфракрасными датчиками цели, хотя близко расположенные могут оказаться выведенными из строя.

Уничтожение противопехотных осколочных мин натяжного действия обеспечивается лишь частично, когда фрагменты заряда, грунт, камни, разлетающиеся при взрыве натягивают датчик цели. Уничтожение противопехотных осколочных мин с обрывными датчиками цели гарантируется, если взрыв заряда произошел в зоне расположения датчика цели.

Для проделывания прохода УР-77 выдвигается к минному полю и останавливается на дальности от 200 до 500м. (до 350м для УЗП-67). Командир-оператор, определив расстояние до границы минного поля, производит подъем башенной установки с направляющими на нужный угол возвышения и с пульта управления выдает команду на пуск заряда. Ракета сходит с направляющей и летит по баллистической траектории, вытягивая за собой гибкий кабель со взрывчатым веществом.

После того, как ракета с зарядом удалятся от установки на длину, определяемой длиной тормозного каната, закрепленного за носовую часть машины, происходит падение заряда на минное поле и отсечка ракетного порохового двигателя. Механик-водитель подает машину назад для того, чтобы выровнять заряд в прямую линию. После этого командир-оператор выдает команду с пульта управления на подрыв заряда и отстрел тормозного каната. Время полного цикла проделывания прохода 3-5 мин.
После окончания данного цикла становится возможен пуск второго заряда.

Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением 30-40 минут.

Тактико-технические характеристики УР-77

Тип установки разминирования....................................... Реактивная взрывная самоходная гусеничная плавающая легкобронированная
Тип применяемого заряда разминирования.................... УЗП-67, УЗП-77
Длина заряда разминирования......................................... 93м.
Количество ВВ в одном заряде:
УЗП-67...........................1023кг.
УЗП-77..........................1069кг.
Дальность подачи заряда разминирования:
УЗП-67.......200-350м.
УЗП-77.......200-500м.
Длина образующегося прохода
УЗП-67...........................75-80м.
УЗП-77...........................80-90м.
Ширина образующегося прохода (гарантированно)....... до 6м.
Время полного цикла проделывания прохода................ 3-5 мин.
Время перезарядки установки двумя зарядами...............(расчет+саперное отделение) 30-40 мин
Расчет установки................................................................ 2 чел. (механик-водитель и командир-оператор)
Базовая машина.................................................................. Универсальное гусеничное легкое шасси 2С1
Масса базовой машины..................................................... 11.1 т.
Масса оборудования.......................................................... 3т.
Общая масса снаряженной установки.............................. 14.1т.
Габаритные размеры:
длина............................................7.2м.
ширина.........................................2.85м.
высота.......................................... 1.64м.
Клиренс............................................................................... 40.5 см.
Колея................................................................................... 2.5м.
Максимальная скорость движения:
на суше.....................60 км/час
на воде....................4 км/час
Аэротранспортабельность................................................. Ан-22, Ан-124, Ан-224, Ил-76
Запас хода по топливу....................................................... 600 км.
Минимальный радиус поворота....................................... 1.25м.
Преодолеваемые препятствия:
макс.угол подъема........35 град.
макс.угол крена............25 град.
вертик. стенка...............90см.
ров................................. 2м.
Бронестойкость.................................................................... Бронебойная пуля кал. 7.62мм. -50м.
Двигатель............................................................................. ЯМЗ-238В дизельный четырехтактный
Мощность двигателя.......................................................... 240 л.с.

Подвижность и проходимость установки соответствует требованиям танковых и мотострелковых войск. УР-77 состоит в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии - 2 установки, в инженерно-штурмовом батальоне - 6 установок.

Аналогичные американские установки AVLM, полученные размещением двух комплектов удлиненного заряда разминирования М58 MICLIC на мостоукладчике AVLB взамен моста, в 91-м году во время операции "Буря в пустыне" продемонстрировали, что в половине случаев пуски с них заканчиваются неудачей.

Установка разминирования УР-77 инженерно-саперного батальона 42 мсд.