Любовь и отношения

Технология преодоления нарушений свистящих звуков у детей дошкольного возраста. Шпаргалка: Недостатки произношения свистящих звуков Недостатки произношения свистящих звуков технология логопедической работы


Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Институт дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга МГТУ «Горизонт» (ИДПО МГТУ «Горизонт»)

Выполнила: Голядкина Мария

Магнитогорск 2017

Методика логопедической работы при сигматизме и парасигматизме свистящих звуков. Программа коррекции нарушений произношения звука «ЗЬ».


  1. Характеристика и описание артикуляции звука «зь» .
Звук [з"]("зь") : - согласный (характерно образование в ротовой полости преграды); - звонкий (при образовании, тон голоса сочетается с резко выраженным шумом); - щелевой или фрикативный (по способу артикуляци); - язычно-зубной (по месту артикуляции); - мягкий. (парный ему по твердости - звук [з]. парный по глухости - звук [с"]("сь"); - ротовой (по месту резонирования).

При произнесении звука [з"] органы артикуляции занимают следующее положение: - губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы ; - зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; - кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; - боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами; - спинка языка в своей средней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха; - воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная; - мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос; - голосовые связки сомкнуты и дрожат, образуя голос.


  1. Описание нарушения звука «зь».
Отсутствие звука

При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», почти сомкнуты. Язык упирается в шейки нижних зубов (в нижние десны) и напряжен. Струя воздуха направлена на передние зубы через кончик языка. Складки сомкнуты, вибрируют: есть голос.

При подражании следим, чтобы ребенок правильно сохранял положение зубов, губ, языка, струи воздуха при звуке «зь».

Призубный сигматизм

Призубный сигматизм исправляется механическим путем. Легким нажимом шпателя (зонда) на кончик языка опустить его за нижние резцы.

Произношения мягких звуков характеризуется участием в артикуляции части спинки языка. Кроме того, твердые и мягкие звуки часто отличаются степенью напряженности губ. Так, при смягчении звуков нижней артикуляции активизируется (напрягается) нижняя губа, а для верхней – верхняя губа. Особое внимание обращается на отведение углов рта. Ребенку необходимо продемонстрировать произнесение мягких звуков с несколько утрированным отведением углов рта.

Мягкость достигается механическим путем, отодвигая кончик языка назад, вглубь рта. Поднимается спинка языка.


  1. Этапы работы над звуком «зь».

    1. Подготовка артикуляционного аппарата.
Примерный комплекс упражнений:

«Месим тесто».

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ля-ля-ля. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно , ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

«Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

«Качели».

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны , губы не натягивались на зубы.

«Язык перешагивает через зубы».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

«Почистим зубы»

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

«Пирожок».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в пирожок.

Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами , надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук).

«Горка» «Киска сердится».

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Катушка».

Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Загнать мяч в ворота».

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались ; для этого их можно слегка прижать ладонями.

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Сдуть снежинку»

Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.


    1. Постановка звука «зь».
Звук [зь] ставится аналогично звуку [сь], характеризуется дополнительной фонацией голосовых связок. Звук [зь] легко ставится от звука , так как эти звуки имеют одинаковый артикуляционый уклад, то есть при произнесении этих звуков органы артикуляции занимают одинаковое положение. Разница между звуками состоит в том, что [сь] - глухой, произносится без голоса, а [зь] - звонкий, произносится с голосом. Таким образом, чтобы вызвать звук [зь], достаточно при произнесении звука [сь] добавить, "включить" голос. Наличие-отсутствие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильно-вибрационного контроля. Для этого прикладываем тыльную сторону ладони к передней поверхности шеи в области гортани. При "включении" в работу голоса, рука ощущает легкую вибрацию , передающуюся от голосовых складок. При "выключении" голоса вибрация пропадает. Детям можно объяснить, что когда голосок в горлышке "спит", мы его не чувствуем, но когда он просыпается, мы можем почувствовать, как он прыгает и веселится в своем домике - горлышке.

От артикуляционного уклада:

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (звенит маленький комарик, маленький звоночек и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

3.3. Автоматизация звука «зь» в слогах, словах, фразах, предложениях (чистоговорках, скороговорках и стихотворениях), в небольшом тексте.

а) зя зи-зя-зю б) азя зя-азя азя-изи-эзе

зи зё-зи-зя изи зи-изи изи-эзе-озё

зе зю-зе-зё эзе зе-эзе эзе-озё-узю

зё зе-зю-зи озё зё-озё озё-узю-азя

зю зя-зё-зе узю зю-узю узю-азя-изи

в) азнь азнь-узнь-изнь г) взя взя-взи-взю

ознь узнь-ознь-азнь взе взе-взё-взя

узнь изнь-азнь-ознь взё взю-взя-взе

изнь ознь-изнь-узнь взи взи-взе-взё

азьма азьна азьда азьба азьла

озьмо озьно озьдо озьбо озьло

узьму узьну узьгу узьбу узьлу

изьмы изыны изьги изьбы изьлы

3. Выполнить слоговые упражнения, произнося выделенный слог дольше и громче (с ударением).

зязя... зёзё... зюзю... зизи... зезе...

зязязя... зёзёзё... зюзюзю... зизизи... зезезе...

а) зяблик зима зелень земля зябкий зипун зебра земляника зёрна зимовье зеркало зефир

б) хозяин низина музей козёл козявка магазин газета позёмка нельзя бензин газель призёр изюм резина лазейка фантазёр изюбрь грузин розетка гипнотизёр

в) казино Азия узел гейзер бузина физика вазелин бульдозер базилик фантазия озеро козерог

г) болезнь Кузьма вездеход козлик казнь обезьяна гвоздика наездник боязнь полозья уздечка проказник взять возьмёт гвоздик праздник дзюдо резьба раздевалка дразнилка

5.Досказать слово в рифму.

1) Мы проходим вдоль витрин

И заходим в... (Н. Нищева)

2) Проплывают журавли

Над просторами... (А. Екимцев)

3) Под листочек загляни-ка,

Там краснеет... (Б. Ерухимович)

4) На пальме сладких два банана взяла и съела...

5) Приносят нам с почты, ребята, все это: Журналы, письмо, телеграмму, ... (Н. Нищева)

6) Так упрямиться нельзя -

Папа с мамой нам... (К. Кубилинскас)

7) Выйдут сеялки потом засевать поля...

Слова: магазин, земли, земляника, обезьяна, газеты, друзья, зерном.

6. Заменить первый звук в слове на звук ЗЬ. Какое новое слово получилось?

Нина - Зина пелёнка - _____________

кефир -_____________ белёный- ______________

черно - _____________ девать - _______________

7. Игра «Один - много».

а) зима - зимы

зерно - зёрна

зяблик-... зеркало - ...

земля - ... зебра - ...

музей - ... озеро - ...

хозяйка - ... изюбрь - ...

мазь - ... гейзер - ...

б) друг - друзья

болезнь - болезни

гвоздь-... казнь-...

груздь - ... гвоздика - ...

гроздь - ... наездник - ...

5. Изменить слова по образцу.

таз - тазик арбуз - арбузик газета - газетка

глаз - ... паровоз - ... низина - ...

а) земляк б) зелёный тазик

зебра хозяин магазина

корзина для зелени

в) обезьяна г) зелёная гвоздика

вездеход зимний праздник

наездник резиновый козлик

Зя-зя-зя, ползать по земле нельзя. Зи-зи-зи, в музей ты Кузю отвези. Зи-зи-зи, изюм грузинам привези. Зя-зя-зя, медузе в озеро нельзя.

Кузя был в музее.

Зимой метёт позёмка.

У Зины в тазике бузина.

Землянку делают в земле.

У Зины зимой зябнут ноги.

У Кузи тёплый зимний зипун.

Хозяин везет в магазин изюм.

По земле ползёт зелёная козявка.

Кузя любит зефир.

Бульдозер закопал гейзер.

Это зимнее озеро как зеркало.

Президент приедет в дивизию зимой.

Кузьма идёт на дзюдо. Зяблики зевают в гнезде.

Дети ездили в музей. Кузьма взял гвозди в магазине.

Зина возьмёт газету. Зимой на морозе скрипят полозья.

Зина и Кузьма - друзья. Лизе привезли на праздник зефир.

Наездник берёт уздечку. Кузьма разделил изюм на всех.

9. Изменить предложения.

1) Я зябну зимой. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

2) Я ползу по земле.

3) Я грузил зерно.

4) Я буду композитором или гипнотизёром.

5) Я ездил в музей.

6) Я взял у Кузьмы обезьянку.

7) Я возьму гвоздики на праздник.

10. «Я и ты». Продолжить предложение по образцу.

Я ползу по земле - и ты ползи по земле.

Я везу бензин - и ты...

Я гружу зерно - и ты...

Я торможу около магазина - и ты...

Я грызу зелёное яблоко - и ты...

11. Придумать предложения с данными словами.

Пример: возле зеркала - мама оставила сумку возле зеркала.

возле вездехода возле музея возле газеты возле козлят возле обезьян возле озера

12. Ответить полным ответом на вопросы.

Пример: Лошадь скачет, а что делает змея? - Змея ползает.

1) Когда замерзает озеро?

2) Что возят грузовики?

3) Куда приходят поезда?

4) Чем закладывают страницы книги?

Слова: зима, разные грузы, вокзал, закладка.

ЗЕМЛя ЗИМа ЗЕЛЕНЬ

ЗЕМЕЛЬка ЗИМний ЗЕЛЕНеть

ЗЕМЛяной ЗИМовать ЗЕЛЁНый

ЗЕМЛяк ЗИМовка ЗЕЛЁНенький

ЗЕМЛянка ЗИМовье ЗЕЛЁНка

ЗЕМЛяника предЗИМье поЗЕЛЕНеть

ОБЕЗЬЯНа ГВОЗДЬ

ОБЕЗЬЯНка ГВОЗДик

ОБЕЗЬЯНИЙ ГВОЗДевой

ОБЕЗЬЯНник приГВОЗДить

ОБЕЗЬЯНничать заГВОЗДка

14. Выучить скороговорки.

Зимой звери зимуют на зимовье.

У хозяина - козёл, у хозяйки - коза. Коза - дереза, зелёные глаза.

Ползёт зелёная змея, вблизи неё дремать нельзя.

15. Выучить стихотворение «Позёмка» (Л. Парамонова)

Зимняя поземка По земле метёт. Зимняя позёмка Зиму к нам ведёт.

16. Выучить стихотворение.

Зайку, зяблика, козу, Зебру, змейку, стрекозу Я везу в подарок Зине В новой розовой корзине.

17. Пересказ. Прослушать рассказ (2 раза) и пересказать его. Земляника. Зина очень любила землянику. Как -то раз мама купила Зине корзину для земляники. Зина взяла корзину и оправилась в лес. А в лесу поляна в землянике. «Вот бы набрать полную корзину земляники для мамы и друзей!» - думает Зина. Ползает Зина по земле от кустика к кустику, рвёт ягоды и радуется землянике. «Теперь все друзья будут есть варенье из земляники и никогда не заболеют!» - сказала Зина и понесла корзину с земляникой домой.

3.4.Дифференциация звуков «зь», «з», «сь», «с».

зо-зо-со зё-сё-сё

су-су-зу сю-зю-сю

зы-сы-зы зи-зи-си

сэ-зэ-сэ зе-се-зе

в) зас зас-зус-зыс г) зясь зясь-зёсь-зись

зос зус-зас-зос зёсь зёсь-зись-зюсь

зус зыс-зэс-зас зись зись-зюсь-зёсь

зыс зэс-зос-зус зюсь зюсь-зёсь-зясь

зэс зос-зыс-зэс зёсь зёсь-зясь-зёсь

запись слеза возглас

засуха сезон хозяйство

зависть сазан безопасность

записка селезень возраст

занавеска состязание розыск

заседание стрекоза бескозырка

3. Поиграть в игру «Один - много».

союз - союзы запас - запасы

связь - ... занос - ...

рассказ - ... съезд - ...

сервиз - ... сюрприз - ...

Сима - зима лиса - Лиза бузина - бусина

Захар - сахар роза - роса коса - коза

5. Заменить в словах звук «с» на звук «з». Какое новое слово получилось?

суп - зуб слой - __________________

соя -_____________ слить- __________________

сев - _____________ сайка -__________________

а) записка б) заказное письмо

возглас сайка с изюмом

состязание записанное задание

а) Осина засохла. б) Западню засыпали землёй.

Наступила засуха. Поле засеяли овсом.

Васильки засохли. Зину заставили съесть запеканку.

Замесили закваску. Зоя поздно заснула.

Поздно заснули. Лиза связала себе свитер.

Засолили капусту. Кузьма закрыл сарай на засов.

Звёзды засверкали. Вася спрятался за занавеской.

Созрела кукуруза. В саду созрела смородина.

8. Изменить предложения.

1) Я смазываю полозья санок мазью. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

2) Я записываю задание по музыке.

3) Я съездил в соседнее село.

4) Я пойду в лес за спелой земляникой.

5) Я поставлю васильки в вазу.

6) Я позову гостей на праздник.

МАЗЬ сВЯЗЬ ВЕСТЬ

МАЗать сВЯЗать ВЕСТник

заМАЗка заВЯЗка изВЕСТие

сМАЗка переВЯЗка изВЕСТный

сМАЗанный разВЯЗка изВЕСТность

наМАЗать ВЯЗание изВЕСТно

наМАЗанный сВЯЗанный неизВЕСТность

проМАЗать сВЯЗной изВЕСТить

МАЗила сВЯЗист опоВЕСТить

10. Ответить полным ответом на вопросы.

Пример: Когда улетают дрозды на юг? - Дрозды улетают на юг осенью.

1) Что учат наизусть?

2) Что капает из глаз?

3) Где видны позвонки?

4) Что смазывают мазью?

5) Что делают зимой стрекозы?

6) Где смотрят картины и статуи?

7) Кто из зверей не спит зимой?

8) Что издают в издательстве?

Люстра висит над столом, А выйдут из-за стола.

Стулья стоят у стола, Нож уронили под стол,

Дети сидят за столом. Достали из-под стола.

(Л. Парамонова)

15. Прослушать (2 раза) и пересказать текст.

ВЕСЁЛОЕ КАТАНИЕ
Наступила зима. Замело землю снегом. Вся земля белая. Зоя и Зина вынесли санки. Ходят с пустыми санками, возят их по снегу туда, сюда... Холодно Зое и Зине!
Взялась Зоя возить Зину на санках. Стало ей тепло. Потом Зина повезла Зою. На свободные санки Зоя и Зина посадили маленького Славика.
Сделали дети из санок поезд. За санками стал бегать пёс Тузик. Стало детям не только тепло , но и весело!

ЗАЙКА-ЗАЗНАЙКА
На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке , залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! - сказал заяц. - Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справиться с лисой - пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца.
Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами... С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.

Артикуляция звуков С, С", З, З", Ц.

прежде чем рассматривать недостатки произношения свистящих звуков С, С", З, З", Ц надо знать их правильную артикуляцию.

Артикуляция звука С:

Губы - не напряжены, растянуты, как при улыбке.

Зубы

Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя часть спинки языка широкая, она поднимается к верхним деснам и образует с ними линию в форме желобка; средняя часть спинки языка образует по середине продольный желобок, задняя часть спинки языка незначительно поднята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздуха к струе по бокам.

Мягкое небо - поднято, закрывая проход воздушной струе в ротовую полость.

Звучание - шум, похожий на свист.

Артикуляция звука С":

Губы - растянуты в «улыбку» больше, чем при произнесении звука С , и напряжены.

Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык - кончик языка за нижними резцами, сильнее упирается в резцы; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько перемещена вперед, чем при произнесении звука С , вследствие чего полость между языком и резцами значительно сокращается (сужается); боковые края языка шире, чем при произнесении звука С и более направленно касаются неба, образуя более узкий проход для воздуха.

Мягкое небо

Звучание - звучит мягко, глухо; шум выше, чем при произнесении твердого С .

Артикуляция звука З:

Губы

Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя и средняя часть спинки языка несколько выше приподнимается к верхним деснам, чем при произнесении звука С, но напряжение языка несколько слабее и в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих С и С "; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое небо - поднято, закрывая проход воздушной струе в носовую полость.

Воздушная струя - узкая, холодная, но слабее и менее напряжена, чем при произнесении звука С.

Артикуляция звука З":

Губы - не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного.

Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол, вибрирует; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько подвинута вперед к верхним деснам, чем при произнесении звука З, щель в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при произнесении глухих С и С "; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края шире и плотнее, чем при произнесении звука З прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, (закрывая проход воздушной струе по бокам), напряжены, касаются неба, образуя более узкий проход воздуха.

Мягкое небо - поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.

Воздушная струя - узкая, холодная.

Артикуляция звука Ц:

Губы - при произнесении звука Ц в нейтральной позиции.

Зубы - чуть разомкнуты на расстоянии 1-1,5мм.

Язык - кончик языка находится за нижними зубами; передняя часть спинки языка в первый момент касается верхних десен и альвеол, образуя смычку; затем под напором выдуваемой струи воздуха передняя часть спинки языка отходит от верхних альвеол и чуть опускается вниз, касаясь только верхних десен и образуя щель в форме желобка; средняя часть спинки языка в момент смычки слегка сгорблена, затем поднимается выше, образуя по середине продольный желобок; задняя часть спинки языка незначительно поднята; боковые края языка касаются верхних коренных зубов.

Мягкое небо - поднять, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость.

Воздушная струя - умеренная.

Чтобы разбираться в недостатках произношения свистящих С, С", З, З", Ц звуков надо знать все виды сигматизма. (К сигматизмам относятся отсутствие и искажения свистящих звуков). Если одна фонема заменяется другой фонемой, например Т (собака - тобака или фобака ), такие нарушения называются парасигматизмами .

Виды сигматизма.

Рассмотрим основные виды сигматизма.

Межзубный сигматизм. Этот вид сигматизма наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука С свист отсутствует. Вместо его слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий З и аффрикат Ц.

Боковой сигматизм. Этот вид сигматизма характерен тем, что выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо С слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении З . С боковой артикуляцией может произноситься и Ц . Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки.

Губно - зубной сигматизм . При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука Ф ), поэтому акустический эффект при искажен С близок к звуку Ф . подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

Носовой сигматизм . При этом виде сигматизма струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка,и звуки заменяются храпом в нос. Нужные движения челюсти и образование желобка на языке не формируются или оказываются не плотными, только намеченными.

Призубный сигматизм . Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних зубов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков С, З слышатся звуки Т и Д .

Шипящий парасигматизм . При этом виде сигматизма язык принимает артикуляцию, характерную для Ш , или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный Щ.

Приемы постановки свистящих звуков.

Постановка обычно начинается с глухого твердого С. Основным приемом постановки правильного звучания является межзубное произношение С , а затем и З , что является возможностью зрительно контролировать правильное положение языка и правильное смыкание челюстей (линия желобка языка и средняя линия между верхними и между нижними резцами должны совпадать, а весь язык должен быть распластанным). В тех случаях, когда не образуется желобок, его нужно вырабатывать. Подготовительные артикуляционные упражнения могут использоваться следующие: распластывание языка, свертывание трубочкой, а затем задувание на кончик языка (задувание горящей свечки при высунутом языке, сдувание с кончика языка ваты, узкой бумажной полоски и др.)

В качестве использования артикуляции близких по произношению звуков нужно использовать следующие приемы:

Постановка свистящих звуков от звука Ф , который подготавливает направленную достаточно длительную плавную воздушную струю, проходящую по средней линии языка. Выдвигание языка между зубами и отодвигание губ с механической помощью, а затем самостоятельно с зеркальным контролем во время произнесения Ф дает звучание С .

Упражнения в произнесении сочетания ИЕ с напряжением подготавливают нужную форму языка (его распластывание и желобок по средней линии) и вырабатывает концентрированную воздушную струю. Непосредственный переход к звуку С обычное и хорошее звучание его.

В случаях пригубного сигматизма достаточно с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.

При губно-зубном сигматизме необходимо снять губную артикуляцию. Это может быть достигнуто демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука, либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов). Подготовительные артикуляционные упражнения могут использоваться типа: «трубочка».

При межзубном сигматизме, чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог СА со сжатыми зубами в начале его произнесения. Можно при произнесении слога СА несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном А опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.

При исправлении бокового сигматизма сначала надо научить ребенка дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка. При этом виде сигматизма необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. Для получения чистого произношения надо применить двухэтапный метод постановки этого звука: вызвать межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем перевести язык в зазубное положение.

При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. Упражнения надо проводить при межгубном, а затем межзубном положении передней части языка. Достигнув шепелявого произношения звука С , можно дать ребенку упражнения на этот звук в слогах. Таким образом, будет закрепляться навык произнесения звука при правильном выдохе - воздушную струю ребенок может ощутить на кончике своего языка, просунутого между зубами. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, нужно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым С .

Звук Ц ставится от звука Т при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатии к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенок должен произнести звук Т с сильным выдохом (при этом как бы последовательно произносится Т и С ). Элемент свистящего звука оказывается протяжным. Чтобы получит слитный звук с укороченным свистящим элементом, надо предложить ребенку произнести обратный слог с гласным А (при произнесении слышится как бы сочетание АТС), затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание АТС с сильным выдохом в момент перехода от А к ТС. В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь.

Таким образом, зная правильную артикуляцию свистящих звуков, их нарушения в произношении и приемы постановки можно правильно построить коррекционную работу.

Рассмотрим конкретный случай.

Проходя практику в детской поликлинике №5 г. Иваново для коррекционной работы была взята девочка Катя. Было проведено логопедическое обследование. После обследования, сбора данных от специалистов и беседы с родителями была сделана запись в речевую карту ребенка.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

1. Фамилия, имя ребенка Катя Петрова

2. Возраст 5 лет 7 месяцев

3. Домашний адрес у. Н. Неман, д. 83, к. 2, кв. 54 _

4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды - вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).

Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.

5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.

6. Слух - без патологии.

7. Зрение - без патологии.

8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.

Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 4

слуховая - из 6 слов запоминает 4

ассоциативная - из 6 картинок -5

словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.

Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.

Мышление:

Конструктивная деятельность - + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)

прямой и обратный счет - + (в пределах10)

счетные операции и простейшие задачи - + (в пределах10)

классификация, обобщение - + (иногда с объяснениями)

причинно-следственные связи - + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).

10. Состояние артикуляционного аппарата.

Строение - нормальное (незначительная прогнатия).

Артикуляционная моторика - движения губ медленные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок», «чашечка», «катушка», «ковшик»; ребенок испытывает затруднения в переключении артикуляционных органов с одного движения на другое, в удержании заданной позы.

11. Особенности звукопроизношения.

Свистящие С, С", З", Ц - межзубные и

Шипящие Ш Ж, Ч, Щ - межзубные.

12. Фонематический слух - в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т - к - х)

слогового ряда (па - та - ка - ха)

ряда слов (порт- торт - корт - хор )

Различает на слух сходные звуки в:

парах звуков (п - б), (с - з), (ш - ж)

парах слогов (па - ба), (са - за), (ша - жа )

парах слов (почка - точка), (сок - цок), (шар - жар ).

Воспроизводит:

звуковой ряд (б - п - б) ; слоговой ряд (ба - ба - па )

ряда слов (почка - точка - бочка), (сом - ком - дом ).

13. Звуковой анализ:

выделение первого ударного гласного (у тка, о вощ, а ист )-+

выделение последнего глухого согласного (су п , ко т , то к )-+

выделение первого согласного (д ом, р от, п от )-+

14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)

клубника -+ кома н дировка - «комадировка»

сковорода -+ стихо т ворение - «стиховорение»

лекарство -+ вел о с и педист - «велесепедист»

15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов:

чашка - кружка, ключ - замок, шапка - шляпа, кофта - свитер;

многозначительностью слов, абстрактными понятиями - не владеет.

Понимает антонимы и синонимы.

Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.

Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет.

16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков ». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей ), существительные с уменьшительно-ласкательным значением - рука (ручка ).

17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична.

18. Заключение о состоянии речевого развития: Сложная дислалия.

Нарушения в речи встречаются у детей в последние десятилетия все чаще и чаще. Сигматизмы шипящих и свистящих фонем занимают первое место среди часто встречающихся дефектов. По мнению практикующих логопедов, это связано с недостатком внимания со стороны взрослых к качеству речи детей, отсутствием коррекционной работы. Разберемся вместе, что такое сигматизм, каковы его причины и каким образом исправить дефект.

Что это

Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков. Это фонетическое нарушение.

Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими.

Причины

Сигматизмы возникают у детей по разным причинам. Нельзя точно сказать, что послужило толчком к дисфункциям пассивного или активного органа артикуляционного аппарата. Но можно выявить, работа какого органа нарушает фонематическую стройность, правильность речи.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  2. Невритами
  3. Парезами мышц рта
  4. Бульбарным параличом

В этом случае абберация имеет органическую природу. Местом иннервации будут щеки, губы, челюсти, язык, мимическая мускулатура, глотка, гортань, двигательные волокна. Речь идет о патологиях черепно-мозговых нервов. Именно они отвечают за активность органов, их правильную работу. Чтобы определить, какой из них имеет дисфункцию, нужно пройти аудиографию, нистамографию, электромиографию. По результатам исследования строить дальнейшую работу по коррекции речевых нарушений.

Прибегать к обследованиям мозга необходимо только в крайне сложных ситуациях. Как правило, логопед, дефектолог способен зрительно определить параличи, недоразвитие праксисов и устранить нарушения в работе артикуляционного аппарата без сложного медицинского обследования.

Симптомы

Детская речь почти никогда не бывает чистой сразу. Нарушения в звукопроизношения устраняются постепенно самопроизвольно за счет артикуляционной практики, совершенствовании движений органов речи с возрастом ребенка. Говорить о болезни можно только после достижения дошкольниками 4- х лет.

Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:

  • С и З не произносятся четко. Вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж.

Коза – произносится как кодза, коса – котса, собака – табака, живут – дивут и т.д.

  • Пришептывание, некрасивая артикуляция С-З.

Язык просовывается между зубами. Дефект виден взглядом.

  • Носовой призвук при фонации.

Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижность органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.

  • Хлюпающие звуки при артикуляции.

Воздушная струя направляется вбок. Язык повернет в сторону или упирается в зубы. Фонема С, шипящие произносятся с лишним шумом.

Виды сигматизма

Классификация сигматизмов основана на физиологии метода произношения звуков, то есть на нарушениях в работе органов артикуляции. В зависимости от типа дисфункций выделяются следующие виды:

  • Межзубный сигматизм

Признаками такого вида нарушений считаются нечеткость артикуляции звука “С”. Он произносится как английский “t”. Во время фонации не образуется желобок посредине языка. Он необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями.

  • Губно-зубной сигматизм

Шипящие и свистящие произносятся с призвуком Ф. Причиной проявления такого вида сигматизма, может стать чрезмерное развитие нижней челюсти, ее выступание вперед.

Нижняя губа поднимается вверх к резцам. Образуется небольшое сужение, а язык готовится произнести звук С. Формируется комбинированная артикуляционная позиция для В-Ф и С-З. Фонация происходит смешанная, неприятная на слух. Например, вместо сирень – фирень, зайка – вфайка.

  • Призубный сигматизм

Артикуляция шипящих нарушается позицией кончика языка. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи. Звук идет чрез небольшую щель, приобретая свист. С и З произносятся как Т с призвуком С. Например, самолет проговаривается как тамолет, зонтик – донтик.

  • Шипящий сигматизм

С, З произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим Ж, Ш. Речь наполнена шумом, свистом, шипением. Например, сумка – щумка, сад – щад, соль – жоль, зима – жяма.

Причиной неправильной фонации становится положение кончика языка. Он вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости. Не занимает позицию для произношения С и З.

  • Боковой сигматизм

Разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону либо не касается коренных зубов. Образуются щели. Чрез них проходит воздушная струя, образую хлюпающий призвук. Ребенок говорит на месте звука С – хьль, льхь. Суп – хлюп, собака -хьлябака. Сигматизм боковой является самым сложным видом хзаболевания.

  • Носовой сигматизм

Воздушная струя выходит через нос. Таким образом могут произноситься не только свистящие и шипящие звуки, но многие другие. Прохождению воздуха мешает корень языка. Он примыкает к заднему небу. Для воздушной струи не остается прохода в ротовую полость. Свистящие звуки произносятся с призвуком Х, гнусаво.

Виды сигматизма могут перекрещиваться друг с другом, образую целый комплекс дефектов речи. Исправить нарушения возможно. Необходимо пройти обследование у логопеда, дефектолога. В особо сложных случаях аппаратное исследование.

Коррекция

При устранении дефектов артикуляции используются гимнастики, дыхательные упражнения, логоритмики. Следует учитывать вид нарушения. На исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.


Артикуляционная гимнастика

  • Заборчик

Делаем широкую улыбку, зубы видны. Фиксируем положение губ на несколько секунд. Затем повторяем упражнение 2-3 раза.

  • Усики

Ребенок удерживает губами плоские легкие предметы (полоски бумаги, трубочки, ручку).

  • Надуваем шарики

Участвуют щеки. Ребенок надувает- сдувает щеки попеременно.

  • Прокати карандаш

Малыш дует на карандаш, который лежит на столе.

  • Имитация жевания
  • Пропевание слогов, звуков.

Массаж

  • Точечный

Вибрируем пальцами под подбородком, под козелками ушей. Открываем и закрываем рот попеременно во время массажа.

  • Массаж мягкого неба

Разминаем неба пальцами до получения глоточного эффекта.

Упражнения

Упражнения на укрепление языка:

  • Блинчики

Облизывание рта широкими круговыми движениями.

  • Дождик

Ритмичные шлепки языком по губам.

  • Покусывания кончика, спинки, боков языка.

Упражнения на распластывание языка:

  • Печем пирожки

Понадобится механическая помощь языку. Двумя пальцами берут язык и складывают в пирожок.

  • Саночки
  • Железная дорога

В ходе логопедических используется метод подражания, работа с зеркалом, и механический способ.

Автоматизация звуков

  • В прямых открытых слогах

Произносим ша, са, шу, су …

  • В обратных слогах

Уч, ус, уз, цш …

  • Со стечением согласных

Шус, мышь, час..

  • В начале слова

Сова, щука…

  • В конце слова

Укус, груз..

  • В середине

Колесо, тяжело..

  • В словосочетаниях, фразах, предложениях

Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:

Са, са – вот летит оса.
Су-су – книгу принесу.
Сы, сы – у меня усы.

Ста- сто – сту
Сна – сну -сны

Самокат принесу, сани вынесу.

Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.

Синие шары, синее небо, синее сосны – это весна!

  • Пересказ текст
  • Самостоятельное составление текстов по картинкам

Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

От букв греческого алфавита.

Ротацизм – дефект Р –РЬ.

Лабдацизм

Сигматизм: - свистящих

Шипящих

Дефект нёбных звуков

Заднеязычные – каппацизм, гаммацизм, хитизм.

Среднеязычные – йотацизм.

Дефект озвончения. Дефект смягчения.

ПАРА – замена на другой звук.

Этапы и содержание коррекционно – логопедической работы при дислалии.

Этап – подготовительный.

Этап – этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Иногда 3 этап – формирования коммуникативных умений и навыков.

1 этап - Виды работ:

А) артикул.гимнастика

Б) развитие фонематического слуха

В) отработка опорных базовых звуков

Г) развитие мелкой моторики

Д) развитие общей моторики

А) АРТ.ГИМНАСТИКА - Это комплекс общих и специальных артикуляционных упражнений.

Цель: выработка подвижности органов артикуляции, точной переключаемости с одной аркулемы на другую, выработка автоматизма артикуляц.движений, устранение артикуляционной апраксии (нарушении произвольности движений при наличии в непроизвольном варианте). Требования к проведению!

Упражнения бывают: статические и динамические. (КОМПЛЕКС ОБЩИЙ АРТ.УПР.) – раздать. Выполнить.



Виды проведения рассказать, показать картинки, сказки о весёлом язычке.

Сочетание с развитие воздушной струи – дыхательная гимнастика, упр.для развития воздушной струи.

Б) развитие фонематического слуха (восприятия)

Учим слышать и выделять данный звук из ряда других! Отличать правильное и неправильное произношение. До того как ребёнок научится говорить его!

Игры – примеры, пособия.

В) отработка опорных звуков

Параллельно с арт.гимнастикой и развитием фонематического слуха уточняем артикуляцию опорных звуков, их звучание.

Для свистящих – И, Ф.

Для шипящих – Т, С.

Для звука Л – Т, Ы.

Для звука Р – Д, Ж.

Г) развитие мелкой моторики

Тесно связано с речевой моторикой. Частые нарушения. Спец.упр. – пальчиковая гимнастика. Развитие навыков самообслуживания – шнуровки, бантики, пуговицы. Занятия лепкой, изо, штриховка (небрежность и ассиметрия у дизартриков!) ПРИМЕРЫ

Д) развитие общей моторики

Физ.минутки, логоритмические упр. (ПРИМЕРЫ) Часто отмечаются при дизартрии. Не координируемая походка, не могут постучать по мячу, трудно пройти по прямой линии, спотыкаются. Занятия ритмикой, физ-рой, игры на прогулке.

Этап – формирование произносительных умений и навыков.

Постановка

Автоматизация

Дифференциация

Введение звука в речь

Постановка

Сущ-т несколько способов:

По подражанию

Механический

Смешанный

Используем ранее отработанные арт.упр., объединяем их в нужную артикулему, добавляем воздушную струю и вызываем нужный звук. Звук считается поставленным, если ребёнок в любое время правильно произносит звук изолированно.

Автоматизация звука

Путём многократных тренировок добиваемся введения звука в речь. Проводится поэтапно.

Изолированно

В слогах (звуки автоматизируем в слогах, прямых и обратных, в положении между гласными, стечение согласных.

Автоматизация в словах.

От слога к слову: са-сани, со – сок...со-со-со – покатилось колесо. Правила орфоэпии! (глаз – нельзя). Не д.б. дефектных звуков! Звук должен быть в начале, середине, конце. Одновременно работаем над расширением и уточнением словаря, формируем навыки звукового анализа и синтеза.

Автоматизация в предложениях.

Требования: ранее отработанные слова включаем в предложения. Лексика должна быть насыщена звуком. Не д.б. дефектных звуков. Работаем над предложением (анализ).

Автоматизация звука в текстах.

Лексический материал д.б. интересен: загадки, поговорки, стихи, потешки, короткие и длинные рассказ. Т.о. постепенно водим звук в связную самостоятельную речь ребёнка.

Этим этапом заканчивается работа с детьми, у которых имеет место только фонетическое недоразвитие (звукопроизношение).

3. Дифференциация Для ФФ.

В речи есть смешение звуков, замены. Проводит поэтапно:

Смешиваемые звуки дифференцируем изолированно, в слогах, словах и т.д.

1 тип слов: с – ш. используем символы!

2тип (паронимы): мыс – мышь, мышка – миска.

3 тип: шоссе, солнышко, сушка.

Дифферц-ция по акустическим, артикуляцион., моторным признакам.

Диф-ция в предложениях – подбор предложений, где много звуков: Косолапый мишка собирал в лесу шишки.

Введение звука в речь

Дети с нарушением интеллекта, алалики, ЗПР, когда звкопроизношение является частью сложного дефекта (рассказы, пересказы – этап формирования коммуникативных умений и навыков).

ПОТАНОВКА ЗВУКОВ. МЕТОДИКА РАБОТЫ

Сигматизм свистящих

Артикуляция звука в норме (ПРОФИЛЬ)

Губы в улыбке, зубы разомкнуты 1-2 мм, резцы обнажены, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка широкая, распластанная, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. По середине желобок, идёт сильная холодная струя, мягкое нёбо поднято, закрывает проход воздушной струи в носовую полость, голосовые складки разомкнуты. КАРТОЧКА ЗВУКА. ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ,

Виды нарушений:

Пропуск. Не работает язык.

Отработка от Ф – С.

Комплекс АГ.:

2. лопаточка (поругаем, наказать непослушный язычок)

4. гармошка

5. горка, катушка, киска

6. почистим зубки нижние

Выработка воздушной струи: дуем в пузырьки, дуть в улыбке, свечки, султанчики, чай.

Межзубный сигматизм – между зубами. Как переходный этап.

Боковой – хлюпающий звук.

Носовой – храп, носовой Х.

Губно – зубной парасигматизм – замена на Ф.

Призубный парасигматизм – замена на Т

Шипящий парасигматизм

Постановка зондом №1-2. ПОКАЗ. ЗОНДОЗАМЕНИТЕЛИ.

Звук СЬ – ставим от С + И.мягкость отмечается подъёмом средней части языка, напряжением кончика языка. Упр. я-я- ся-ся...

Звук ЗЬ – аналогично путём озвончения СЬ.

Звук Ц – аффрикат. Ставим от ТС. Автоматизация в обратных слогах АТС, ОТС. Колодец, заяц, палец...

Часто встречается СЬ, С нет. При дизартрии. При С – спинка напряжена, при СЬ – ослаблена.

Устранение: дифференцируем С – СЬ. Снять напряжение средней части языка. Упр. «Лопаточка» - дуем на кончик, разминаем. Вызываем от СЬ путём соединения с И.

Сигматизм шипящих

ПРОФИЛЬ ЗВУКА Ш. показ и объяснение. КАРТОЧКА.

Нарушения как и при сигматизме свистящих. Виды те же. + щечное произношение (весь уклад надо формировать).

Свистящий сигматизм шипящих =шипящий парасигматизм.

Работа над диф-цией Ш = С, правильная артикуляция, ставим звук.

Комплекс АГ.:

1. лопатока

2. облизать губу

3. вкусное варенье

5. чашечка

6. лошадка – грибок – гармошка

Постановка

1. от звука С – поднимаем язык и сжимаем щёки.

2. от «Чашечки».

3. от Т – с задуванием.

4. от Р – шёпотом произносит звук, с помощью шпателя приглушаем вибрацию.

Постановка Ж - от Ш путём озвончения. Контроль тактильно – вибрационный.

Постановка Щ – от подражания от звука Ш растягиваем уголки рта. От звука СЬ – поднимаем вверх АСЬ (в обратных слогах).


Этап - ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ

Нарушение звукопроизношения Дефект звука Артикуляция в норме Комплекс АГ Виды нарушений Постановка
Сигматизм свистящих С Губы в улыбке, зубы разомкнуты 1-2 мм, резцы обнажены, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка широкая, распластанная, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. По середине желобок, идёт сильная холодная струя, мягкое нёбо поднято, закрывает проход воздушной струи в носовую полость, голосовые складки разомкнуты. Часто встречается СЬ, С нет. При дизартрии. При С – спинка напряжена, при СЬ – ослаблена. Устранение: дифференцируем С – СЬ. Снять напряжение средней части языка. Упр. «Лопаточка» - дуем на кончик, разминаем. Вызываем от СЬ путём соединения с Ы. 1. улыбка 2.лопаточка (поругаем, наказать непослушный язычок) 3. футбол 4. гармошка 5. горка, катушка, киска 6. почистим зубки нижние Межзубный сигматизм – между зубами. Боковой – хлюпающий звук. Носовой – храп, носовой Х. Губно – зубной парасигматизм – замена на Ф. Призубный парасигматизм – замена на Т Шипящий парасигматизм – замена на Ш. 1. От И. 2. От Ф. 3. Межзубный вариант произнесения 4. Зондом №1-2
СЬ Отличается подъёмом средней части языка, большим напряжением кончика языка. От С с прибавлением звука И.
З Участие голоса. Ставим от С + подключаем голос. Тактильный контроль.
ЗЬ Большее напряжение средней части и кончика языка. Аналогично путём озвон-чения СЬ или от З + И.
Ц Губы слегка в улыбке. Видны нижние и верхние резцы, зубы сближены, кончик языка широкий, за нижними резцами, боковые края языка приподня-ты и плотно смыкаются с верхними боковыми зу-бами. Воздушная струя сильная, толчкообразная, холодная. Межзубный Пропуск Замена составляющим (Т или С) 1. Ставим от ТС. Автоматизация в обратных слогах АТС, ОТС. 2. «Катушечка»
Сигматизм шипящих Ш Губы округлены. Зубы разомкнуты. Резцы обнажены. Кончик языка поднят вверх. Боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. Спинка языка широкая, принимает форму «чашечки». На конце языка широкая тёплая воздушная струя. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты. 1. лопаточка 2. облизать губу 3. вкусное варенье 4. фокус 5. чашечка 6. лошадка – грибок – гармошка 7. качели Аналогичные сигматизму свистящих 1. от звука С – поднимаем язык и сжимаем щёки. 2. от «Чашечки». 3. от Т – с задуванием. 4. от Р – шёпотом произносит звук, с помощью шпателя приглушаем вибрацию. 5. Зондом №3,5.
Ж Аналогично Ш с включением голоса. Появляется небольшая вибрация языка. Постановка Ж - от Ш путём озвончения. Контроль тактильно – вибрационный
Щ Губы округлены, кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые складки не работают (разомкнуты). 1. по подражанию 2. от звука Ш растягиваем уголки рта. 3. от звука СЬ – поднимаем вверх АСЬ (в обратных слогах).
Ч Аффрикат. Состоит из Т и Щ. Сильная толчкообразная струя воздуха. Губы округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Горло не дрожит. 1. Слитно произнести Т+Щ, убыстряя темп. 2. от ТЬСЬ в верхнем положении (в обратных слогах АТЬСЬ)
Ламбдацизм Л Губы в нейтральном положении, зубы разомкнуты, резцы обнажены. Кончик языка поднят вверх. Средняя часть спинки языка опущена, задняя и корень – поднят. Боковые края опущены. Воздушная струя уходит в щёки, голосовые складки сомкнуты. Язык принимает форму «седла». 1. Отработка звука Т –укрепляем кончик языка. 2. Лошадка – грибок – гармошка. 3. Пароход гудит. 4. Балалайка, Индюк. 5. Почистим зубки. 6. Вкусное варенье. 7. Наказать непослушный язычок Пропуски Губно-губное произношение (В). Межзубное (явное или скрытое). Носовое произношение. Параламбдацизм (ль,й, в, нг, д,у,р) 1. Пароход гудит или «Поймай хвстик» (мезжубное положение). 2. Упр. «Колокол». 3. Упр. «Индюк», «Болтушка» (в за зубном положении). 4. Сквозь сомкнутые зубы, упираемся языком, гудим. Резко открываем рот. 5. зонд №4
ЛЬ Губы в улыбке, кончик языка поднят несколько выше, упирается в альвеолы, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперёд, что даёт смягчение. Дифференцируем Л – ЛЬ. Большая кукла – маленькая (ласковая песенка – грубая)
Ротацизм Р Губы в нейтральном положении, зубы разомкнуты, резцы обнажены, широкий кончик языка и передняя часть подняты. Боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. Сильная воздушная струя направлена на кончик языка, при этом кончик языка вибрирует. Мягкое нёбо поднято, складки голосовые сомкнуты и вибрируют. 1. Лопатка. 2. Вкусное варенье 3. Чашечка 4. Лошадка 5. Грибок – гармошка. 6. Почистим зубки. 7. Постучать по альвеолам. 8. Маляр. Пропуск звука. Межзубное произношение. Боковое произношение. Горловой ротацизм (велярное, увулярное). Одноударное (проторный). Кучерное. 1. От Д (ДЖ) – стреляем. 2. От ДЗ. 3. От З (ДЗЕ) – в верхнем положении. Вызываем проторный звук. 4. Заводим моторчик – механически (Д,Ж) 5. «Грибок» 6. «Болтушка» 7. Зонд №1, 6
РЬ Р + И
Каппацизм К Кончик языка оттянут назад, опущен вниз. Задняя часть боковых краёв языка плотно прилегает к верхним коренным зубам. Задняя часть спинки языка поднята, образуя смычку на границе твёрдого и мягко нёба, голосовые складки разомкнуты. Дефектное произношение – с помощью голосовых складок. Тетизм 1. От Т – механически. 2. От кашля. 3. От беззвучной артикуляции, по типу храпа. На вдохе «КА».
КЬ К + И
Гаммацизм Г Аналогично с включением голоса. Диалект. Парагаммацизм (тетизм) 1. От Д – механически.
ГЬ Г + И
Хитизм Х Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Спинка языка в форме «горки», выгнута. Горло не дрожит. Пропуск, замена (П) 1. От С – отодвигаем вглубь рта. 2. По подражанию – греем ручки. 3. По подражанию – от смеха после выдоха.
ХЬ
Йотацизм Й Губы в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые складки работают. Отсутствие звука Замена (ЛЬ) 1.Произносим вместо Й - И. Потом кратко. 2. Сочетание АИА. Медленно, потом по сигналу ускоряя темп, на одном дыхании АИАИАИ.
Дефект озвончения Замена всех звонких на глухие звуки Дизартрики, алалики, у детей с нарушением слуха. Ставим сначала фрикативные звуки от Ш – Ж. Потом взрывные: б (вибрация нижней губы). Закрепляем также в слогах. От Б _ Д (межзубное, убираем губы). От Д – Г.
Дефект смягчения Нет мягких звуков. Замена на твёрдые или их смешение. Алалики, дети с нарушением слуха. Общеукрепляю-щие упр. + Развиваем фонематический слух! 1. По подражанию. 2. Дифференциация твёрдых – мягких. Сочетаем с йотированными гласными: я-е-ё-ю.

Недостатки произношения свистящих (и шипящих) звуков называются сигматизмом.

Различают следующие виды сигматизма:

Межзубный сигматизм — при произношении звуков С и 3 кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости.

Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притупленный звук.

Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака — собака).

Губно-зубной сигматизм — нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плоскости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: «щёчный сигматизм».

Боковой (латеральный) сигматизм встречается в двух формах:

2) Спинка языка горбом плотно прикасается к нёбу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа льхь. Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны.

В некоторых случаях бокового сигматизма не исключены параличи и парезы одной стороны языка, что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача-невропатолога.

Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении с и з корень языка поднимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных.

Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка.

Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом .

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ПРИ РАЗНЫХ ВИДАХ СИГМАТИЗМА:

При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос): с... с... с..., затем «попробовать» в слогах: са-са-са.

Надо помнить, что межзубные сигматизмы часто требуют длительной логопедической работы, упорно держатся в свободной речи, даже если звуки С, 3, Ц закреплены и частично автоматизированы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы.

При шипящем сигматизме важно отучить логопата от привычки оттягивать язык при произношении свистящих в глубь рта. С этой целью рекомендуем временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах, словах и даже некоторых фразах. Когда язык укрепится в этом положении, перевести кончик языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически.

При боковом сигматизме ставить звук С целесообразно в три приема:

а) межгубное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ;

б) межгубное дутье заменяется на межзубное;

в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.

При смягченном произношении твердого С (сябака, сюп, сёк) целесообразно провести предварительную дифференциацию мягких и твердых согласных в правильно произносимых слогах: мы-ми, ва-вя, ну-ню и т.п. Можно временно перевести ребенка на межзубное произношение свистящих с целью ослабления напряженности спинки языка.

При исправлении носового сигматизма необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости. Упражнения проводятся сначала в межгубном положении с тем, чтобы выдыхаемая струя ощущалась на кончике языка. Затем язык переводится в межзубное положение. Закрепление навыка дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос — не эффективен.

Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента:

а) обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»!);

б) удержание (можно с механической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам.

Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык, лежащий за нижними зубами. Пальчик прикусывается резцами: «кладем свисток в рот». Ротик улыбается до ушей, передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка (передней его части) показываются с двух сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок научится ловко укладывать «свисток» в рот, ему предлагается подуть в «свисток», не вынимая пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов. Полученный звук С закрепляется сначала в обратных слогах таким образом: после произнесения гласного ребенок кладет пальчик-«свисток» и добавляет звук С. С механической помощью звук С закрепляется в слогах а-с, о-с, у-с, э-с, а затем в словах, заканчивающихся на С (лес, нос, пёс и т.п.). Отрабатываются с пальчиком и прямые слоги. Необходимость в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «С» и "З".

  • Кончик языка упирается в нижние передние зубы;
  • Губы в положении «улыбки», и не закрывают зубов;
  • Зубы в положении «заборчика»;
  • Воздух выдувается с силой посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  • Голосовой моторчик не работает. (При произношении звука "З" - работает).

Нормальная установка органов артикуляции при произношении звука "Ц":

  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы, язык при-поднят и выгнут.
  • Передняя часть спинки языка смыкается с не-бом.
  • Язык широко распластан, боковые края напряжены. В мо-мент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с не-бом. Кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов.
  • Губы растянуты в улыбке.
  • Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются. В момент размыкания языка с небом воздух выдыхается толчком.
  • Звук Ц - согласный, твердый, глухой.

Подготовительные упражнения для звуков «С», «З»

Упражнения для развития напора воздуха. 1) Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упражнение.

2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторять упражнение.

3) Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

Упражнение для губ. Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряжённом положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука «С».

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук «С - С - С». Повторять упражнение.