Денежная удача

Пациент в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Бу хмао-югры «ск пнб Порядок составления акта об отстранении от работы в состоянии алкогольного опьянения

Для кого (для каких случаев): Для случаев работы у Заказчика пьяных работников Исполнителя.

Сила документа: Постановление Арбитражного Суда Округа РФ.

Схема ситуации: Общество заключило договор с ЧОП-1 на оказание охранных услуг. В приложениях к договору было прописано что-то вроде «ЧОП-1 должен охранять объекты и имущество Организации, проверять пропуска и следить, чтобы пьяных, наркоманов, токсикоманов по территории Организации не шлялось…».

Но было там ещё одно интересное условие, которое коротко можно изложить так: «Вы там охраняйте и не пускайте, но я за вашими охранниками незаметно приглядывать буду. И если ваши охранники чего нарушат, то я это запротоколирую и предъявлю вам. Ну, а если, не дай Бог, кто-то из ваших охранников пьян будет, то я его в больничку сволоку, освидетельствую и выставлю вам, за каждого такого пьяницу, штраф – 200 000 рублей, но не больше суммы договора (сумма договора 12 532 346,40 рублей). Если таких мерзких случаев появления пьяного на боевом посту будет выявлено больше одного в течение полугода, то штраф будет увеличен в полтора раза! У нас с этим жёстко!»

Но рядовых работников, умеющих вести скрытое наружное наблюдение, у Общества не было. Поэтому Общество заключило договор с ЧОП-2 на отлов пьяных по всей территории Общества. И ЧОП-2 открыл сезон охоты на любителей явиться на рабочее место в нетрезвом виде. Поймали одного пьяного охранника из ЧОП-1. Составили акт, освидетельствовали в больнице. Деваться некуда ЧОП-1 заплатил 200 000 рублей. После этого случая, в течение трёх месяцев, бойцы невидимого фронта из ЧОП-2 поймали одного за другим ещё трёх пьяных охранников ЧОП-1. Это же повторные нарушения в течение шести месяцев! И за каждого пьяного сотрудника с ЧОП-1 причитается уже по 1.5 * 200 000 = 300 000 рублей. То есть всего 900 000 рублей штрафов. 75 000 рублей ЧОП-1 заплатил, а остальную сумму штрафа платить почему-то передумал. Организация пошла в суд.

В суде ЧОП-1 начал возмущаться: «Да кто они такие эти ЧОП-2?! Да они не имели права хватать наших сотрудников и тащить их в больничку на освидетельствование! Да и вообще, освидетельствование было сделано неправильно! Да где это видано –такие деньги требовать за почти трезвых людей!» Организация, вместо слов ответа, выложила на стол договор с условиями назначения штрафов, медицинские заключения об опьянении охранников ЧОП-1, протоколы задержания и, самое интересное, видеоматериалы задержания и освидетельствования охранников. Что касается требования мега-денег за «почти трезвых» охранников на рабочем месте. Организация пояснила, что охраняли люди ЧОП-1 не сарай со щебёнкой, а объект повышенной опасности. И появление на таком опасном объекте нетрезвых людей могло привести «к большой гибели человеческих жертв».

Суд взвесил аргументы сторон и решил, что Организация права – надо взыскать с ЧОП-1 все 825 000 рублей. И судебные расходы.

Выводы и Возможные проблемы: Особо опасные объекты требуют двойной проверки. Поэтому к сторожам тоже надо приставлять сторожей. Пусть ЧОП-1 ещё скажет спасибо, что с него не взыскали оплату услуг ЧОП-2. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «В состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения ».

Цена вопроса: 825 000 рублей. Штрафы от Заказчика за нетрезвых сотрудников.

Где посмотреть документы: КонсультантПлюс, Судебная Практика:

(Подготовлена ООО «Инженеры информации» и Центром Правовой Информации «ЭКСПЕРТ» с использованием материалов систем Консультант Плюс.)

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Договор N ____
об организации оказания медицинских услуг по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения

г.__________

"__ " __________ ____ г.

"_(наименование)_ ", именуем__ в дальнейшем "Исполнитель", в лице __________ , действующ__ на основании _(данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа)_ , с одной стороны, и "_(наименование)_ ", именуем__ в дальнейшем "Заказчик", в лице __________ , действующ__ на основании _(данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию)_ , с другой стороны, вместе также именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Исполнитель на основании обращения Заказчика обязуется оказать Пациенту медицинские услуги по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического), а Заказчик уплачивает Исполнителю стоимость оказываемых услуг в размере, порядке и сроки, которые установлены настоящим Договором.

1.2. Пациентом в рамках настоящего Договора является лицо, которое направляется Заказчиком на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

1.3. Исполнитель оказывает услуги по месту своего нахождения по адресу: __________ .

1.4. Заказчик и Пациент ознакомлены, что медицинские услуги в рамках настоящего Договора предоставляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе предъявляемыми к качеству медицинских услуг.

1.5. Медицинские услуги по медицинскому освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического) оказываются в соответствии с порядком , предусмотренным приказом Министерства здравоохранения от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического)" .

1.6. Медицинское освидетельствование Пациента проводится квалифицированным персоналом медицинской организации на основании соответствующей лицензии по направлению __________ (Заказчика) и с согласия Пациента.

1.7. Пациент для прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения должен предоставить медицинской организации документ, удостоверяющий личность, а при его отсутствии освидетельствование пациента проводится на основании документов о направлении пациента на медицинское освидетельствование (протокола о направлении и т.д.).

1.8. В рамках договора Пациенту оказывается медицинская услуга в следующем объёме:

- осмотр врачом-специалистом (фельдшером);

- исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;

- определение наличия психоактивных веществ в моче;

- исследование уровня психоактивных веществ в моче;

- исследование уровня психоактивных веществ в крови.

1.9. Осмотр врача-специалиста проводит врач-психиатр-нарколог, либо врач-специалист другой специальности, прошедший специальную подготовку. При невозможности проведения осмотра врачом-специалистом, проведение осмотра осуществляется фельдшером, прошедшим специальную подготовку.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Исполнитель обязуется:

2.1.1. Обеспечить Заказчика и Пациента бесплатной, доступной и достоверной информацией об оказываемых пациенту платных медицинских услугах, содержащей следующие сведения о:

а) медицинской лицензии (её предоставление пациенту), предусматривающей выполнение работ (оказание услуг), соответствующих выполнению обязательств в соответствии с предметом настоящего Договора;

б) порядке медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсикологического) , утвержденном

Для того чтобы на законных основаниях отстранить сотрудника, пришедшего на работу в нетрезвом виде от выполнения должностных обязанностей, представители организации должны сформировать соответствующий акт.

ФАЙЛЫ

Чем чревато появление нетрезвого сотрудника на рабочем месте

Приход кого-либо из работников нетрезвым, может привести к самым разным неприятным и непредсказуемым последствиям. Во-первых, человек, плохо себя контролирующий, своим неадекватным поведением может нарушить всю работу предприятия, привести к сбоям в технологическом или производственном процессе. Он может мешать коллегам осуществлять их функции, кроме того, сам факт такого события ставит под срыв соблюдение общепринятой дисциплины в компании.

Что такое отстранение от работы

Нетрезвого работника следует отстранить от исполнения его должностных обязанностей в каком бы то ни было виде.

Как правило, эта временная мера не превышает периода в один-два дня. При этом в дальнейшем эти дни провинившемуся при начислении заработной платы, не засчитываются.

Для чего нужен акт, его значение

Акт об отстранении от работы в состоянии алкогольного опьянения имеет серьезное значение. На его основании к сотруднику, который допустил подобное нарушение трудовой дисциплины, могут быть применены административные санкции в виде замечания, выговора или даже увольнения (если такое происходит не в первый раз). К тому же акт может служить причиной для того, чтобы лишить работника премии или другого вида материально (нематериального) поощрения.

В случае возникновения каких-либо разногласий между руководством компании и подчиненным, если вдруг последний надумает обратиться в трудовую инспекцию или суд, именно это документ послужит доказательством правоты представителей организации.

Кто составляет акт

Акт может составить руководитель структурного подразделения, в котором трудится человек, заявившийся на работу нетрезвым, а также любой другой работник предприятия, уполномоченный следить за соблюдением трудовой дисциплины.

Но его показания, зафиксированные в акте, обязательно должны быть удостоверены подписями других лиц.

Привлечение свидетелей

Для того чтобы подтвердить тот факт, что кто-то из сотрудников предприятия пришел на работу в состоянии алкогольного опьянения, а также обозначить его отстранение от исполнения должностных обязанностей, необходимо привлечь свидетелей. Их количество должно быть не менее двух человек, причем желательно, чтобы это были представители разных структурных подразделений.

Порядок составления акта об отстранении от работы в состоянии алкогольного опьянения

Первым делом, заметив нетрезвого сотрудника, необходимо убедиться в том, что он действительно пьян, а не находится, например, в плохом самочувствии. Для этого следует попросить его пройти процедуру проверки на специальном алкотестере или же медицинское освидетельствование. Затем, по результатам контрольных действий формируется акт, при этом если работник не захотел проходить тест на содержание алкоголя в крови, то это нужно в акте обязательно обозначить. При явных внешних признаках алкогольного опьянения или же исходя из положительных показаний прибора, следует отстранить сотрудника от работы, также занеся данную информацию в акт.

Как составить акт

  1. Акт формируется в произвольном виде, поскольку его стандартного образца нет. Однако если внутри компании есть разработанный и утвержденный руководством формат документа, то использовать следует именно его. При этом желательно, чтобы форма бланка была указана в нормативно-правовых бумагах предприятия.
  2. Акт можно писать от руки или печатать на компьютере, для него подойдет и обычный лист бумаги и бланк с фирменными реквизитами и логотипом. Если акт делается в электронном виде, то после окончательной подготовки его следует распечатать для простановки в нем необходимых подписей.
  3. Акт формируется как минимум в двух экземплярах, один из которых передается сотруднику, который пришел на работу нетрезвым, второй остается внутри организации. Если нужно, то документ можно размножить (например для того, чтобы у каждого свидетеля также была своя копия документа).

Кто должен подписать акт

В первую очередь акт должен подписать сотрудник предприятия, который непосредственно занят в его составлении. Также в нем должны стоять подписи свидетелей, которые своими автографами удостоверяют тот факт, что документ оформлен по всем правилам и с соблюдением установленной процедуры.

И, наконец, последняя подпись, которая должна стоять в бланке – того работника, который стал главным «героем» документа. Если он отказывается расписаться, об этом следует сделать соответствующую пометку.

При необходимости сформировать акт об отстранении от работы в состоянии алкогольного опьянения, воспользуйтесь приведенным ниже примером и прочитайте комментарии к нему – с их учетом вы без труда составите нужный вам бланк.

  1. Первым делом внесите в документ информацию о том, кто именно пишет акт – его должность и ФИО, далее укажите присутствующих свидетелей, дату (число, месяц, год) и точное время (вплоть до минут), когда был установлен факт нахождения на работе сотрудника в нетрезвом виде, отметьте и его данные.
  2. Далее опишите, в чем именно выражалось опьянение (чем подробнее будет эта часть документа, тем лучше).
  3. Если работник прошел тест на алкотестере, внесите показания прибора в акт, как и сведения о его объяснениях (если он их предоставил).
  4. После этого удостоверьте то, что сотрудник до исполнения трудовых функций не допускается и обозначьте какие меры в отношении него приняты (например, он отправлен домой или просто выведен за территорию компании).
  5. Если считаете нужным, дополните документ и другой информацией, имеющей значение в вашем случае.
  6. Предложите провинившемуся работнику подписать бланк, если он откажется, обязательно сделайте соответствующую пометку.
  7. В заключение заверьте акт автографами всех присутствующих.

3) лица, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, - на основании направления должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях*(3) ;

Информация об изменениях:

Пункт 5 дополнен подпунктом 3.1 с 8 июля 2019 г. - Приказ Минздрава России от 25 марта 2019 г. N 159Н

3.1) лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, - на основании постановления, вынесенного судьей, следователем, органом дознания, или направления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении*(3-1) ;

4) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в целях выявления состояния опьянения - на основании протокола о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, составленного в соответствии с требованиями приложения N 6 к дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации должностным лицом воинской части, гарнизона или органа военной полиции*(4) ;

5) работника, появившегося на работе с признаками опьянения, - на основании направления работодателя;

6) безработного, явившегося на перерегистрацию с признаками опьянения, - на основании направления органа службы занятости*(5) ;

7) самостоятельно обратившегося совершеннолетнего гражданина, несовершеннолетнего старше возраста пятнадцати лет (в целях установления состояния алкогольного опьянения) или несовершеннолетнего, приобретшего в соответствии с законодательством Российской Федерации полную дееспособность до достижения им восемнадцатилетнего возраста, - на основании его письменного заявления*(6) ;

8) несовершеннолетнего, не достигшего возраста пятнадцати лет (за исключением случая, установленного подпунктом 9 настоящего пункта, а также установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста), - на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя*(6) ;

9) несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) - на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя*(6) ;

10) гражданина, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на проведение в отношении него медицинского освидетельствования, - на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя*(6) .

6. Критериями, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, являются:

а) запах алкоголя изо рта;

б) неустойчивость позы и шаткость походки;

в) нарушение речи;

г) резкое изменение окраски кожных покровов лица.

III. Порядок проведения медицинского освидетельствования

7. Медицинское освидетельствование проводится при наличии у лица, в отношении которого оно проводится (далее - освидетельствуемый), документа, удостоверяющего личность, а при отсутствии такого документа - на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование или письменного направления (заявления) лиц, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.

Законный представитель освидетельствуемого в случае подачи им письменного заявления в соответствии с подпунктами 8-10 пункта 5 настоящего Порядка предъявляет документ, удостоверяющий личность. Законный представитель (кроме родителя) предъявляет также документ, подтверждающий назначение опекуном (попечителем) освидетельствуемого.

8. В процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящему приказу (далее - Акт).

9. После указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку.

10. Для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений*(7) , обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе и поверенные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

11. При проведении исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя результаты измерения концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе указываются в Акте в миллиграммах на один литр выдыхаемого воздуха на основании показаний используемого технического средства измерения.

Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15-20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха. Результаты первого исследования указываются в подпункте 13.1 Акта, повторного - в подпункте 13.2 Акта.

При отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводится, о чем делается запись в подпункте 13.2 Акта.

12. При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.

При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпунктах 2-10 пункта 5 приложением N 2 к настоящему Порядку, и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя отбирается проба биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение.

13. Направление на химико-токсикологические исследования (учетная форма N 452/у-06) (далее - Направление) заполняется по форме и в порядке , утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544).

При этом должностным лицам, указанным в подпунктах 1-4 пункта 5 настоящего Порядка, выдается заверенная печатью медицинской организации и подписью врача-специалиста (фельдшера), проводящего медицинское освидетельствование, справка произвольной формы, в которой отражается, что по результатам освидетельствования обнаружены (не обнаружены) клинические признаки опьянения, предусмотренные приложением N 2 к настоящему Порядку, медицинское освидетельствование будет завершено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта. Копия указанной справки выдается освидетельствуемому (его законному представителю).

IV. Порядок оформления результатов медицинского освидетельствования

14. На основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и инструментальных и лабораторных исследований, указанных пункте 4 настоящего Порядка, выносится одно из следующих медицинских заключений о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования (далее - медицинское заключение):

1) установлено состояние опьянения;

2) состояние опьянения не установлено;

3) от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался.

15. Медицинское заключение "установлено состояние опьянения" выносится в случае освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, либо при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.

16. Медицинское заключение "состояние опьянения не установлено" выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, наличии абсолютного этилового спирта в концентрации менее 0,3 грамма на один литр крови и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ.

17. Медицинское заключение "установлено состояние опьянения" выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпунктах 2-10 пункта 5 настоящего Порядка, при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку, и положительных результатах повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку, и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.

18. Медицинское заключение "состояние опьянения не установлено" выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпунктах 2-10 пункта 5 настоящего Порядка, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.

19. Медицинское заключение "от медицинского освидетельствования отказался" выносится в случаях:

1) отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения);

2) отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка;

3) фальсификации выдоха;

4) фальсификации пробы биологического объекта (мочи).

В этих случаях медицинское освидетельствование и заполнение Акта прекращаются, в Журнале и в пункте 17 Акта делается запись "от медицинского освидетельствования отказался".

20. Медицинское заключение и дата его вынесения указываются в пункте 17 Акта.

При вынесении медицинского заключения об установлении состояния опьянения по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта в пункте 14 Акта указываются наименования наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований. Наименование наркотических средств и психотропных веществ указывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации"*(8) .

В случае если медицинское заключение выносится по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта врачом-специалистом (фельдшером), не проводившим медицинское освидетельствование, в пункте 17 Акта указываются должность, фамилия и инициалы врача-специалиста (фельдшера), вынесшего медицинское заключение, сведения о прохождении им подготовки по вопросам проведения медицинского освидетельствования.

21. При медицинском освидетельствовании лиц, указанных # подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, в случаях обнаружения при медицинском освидетельствовании в пробе биологического объекта аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ (за исключением алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ), в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ медицинское заключение не выносится, при этом пункт 17 Акта перечеркивается, а в пункте 14 Акта указываются наименования и концентрация новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований.

22. При наличии сведений о том, что освидетельствуемый принимает по назначению врача лекарственные препараты для медицинского применения, в том числе подтвержденных выпиской из медицинской документации, представленной освидетельствуемым (его законным представителем), указанные сведения, включая источник их получения, вносятся в пункт 15 Акта.

23. При проведении медицинского освидетельствования заполняется Акт в трех экземплярах с указанием даты медицинского освидетельствования, номера Акта, соответствующего номеру регистрации медицинского освидетельствования в журнале регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), ведение которого осуществляется по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящему приказу (далее - Журнал).

При медицинском освидетельствовании на основании направления работодателя, органа службы занятости или по личному обращению освидетельствуемого (его законного представителя) Акт заполняется в двух экземплярах.

24. При заполнении Акта и Журнала персональные данные освидетельствуемого указываются на основании документа, удостоверяющего его личность, а при отсутствии такого документа - на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование или письменного направления (заявления) лиц, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, что отмечается в Акте.

25. Акт может заполняться в письменной или в электронной форме.

Все пункты Акта должны заполняться разборчиво и отражать все предусмотренные пунктами Акта сведения. Записи в Акт вносятся на русском языке чернилами или шариковой ручкой синего, фиолетового или черного цвета либо с применением печатающих устройств.

Если проведение медицинского освидетельствования в объеме, установленном настоящим Порядком, не представляется возможным из-за состояния освидетельствуемого, в Акте указываются причины невыполнения того или иного исследования.

Незаполненные пункты Акта перечеркиваются, экземпляры Акта выдаются в соответствии с пунктом 27 настоящего Порядка.

26. Страницы Акта должны быть пронумерованы.

Каждая страница Акта подписывается врачом-специалистом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью медицинской организации (ее обособленного структурного подразделения), на оттиске которой идентифицируется полное наименование медицинской организации (ее обособленного структурного подразделения), в которой было вынесено окончательное медицинское заключение.

27. По завершении медицинского освидетельствования и оформления его результатов:

1) в случае, указанном в абзаце первом пункта 23 настоящего Порядка, первый экземпляр Акта выдается должностному лицу, второй экземпляр Акта хранится в медицинской организации (ее обособленном структурном подразделении), в которой было проведено медицинское освидетельствование, в течение трех лет после календарного года, в котором Акт был заполнен, третий экземпляр Акта выдается освидетельствуемому;

2) в случае, указанном в абзаце втором пункта 23 настоящего Порядка, первый экземпляр Акта выдается освидетельствуемому (его законному или иному уполномоченному представителю), второй экземпляр Акта хранится в медицинской организации (ее обособленном структурном подразделении), в которой было вынесено окончательное медицинское заключение.

Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2007, N 31, ст. 4011; 2013, N 48, ст. 6161, 6165; 2015, N 6, ст. 885; 2016, N 27, ст. 4238).

*(6) В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446).

*(7) Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2014, N 30, ст. 4255).

*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3198; 2006, N 29, ст. 3253; 2010, N 3, ст. 314; N 17, ст. 2100; N 24, ст. 3035; N 28, ст. 3703; N 31, ст. 4271; N 45, ст. 5864; N 50, ст. 6696; 2011, N 10, ст. 1390; N 12, ст. 1635; N 29, ст. 4466; N 42, ст. 5921; N 51, ст. 7534; 2012, N 10, ст. 1232; N 11, ст. 1295; N 22, ст. 2864; N 41, ст. 5625; N 49, ст. 6861; 2013, N 9, ст. 953; N 29, ст. 3962; N 37, ст. 4706; N 46, ст. 5943; 2014, N 14, ст. 1626; N 23, ст. 2987; N 27, ст. 3763; N 44, ст. 6068; N 51, ст. 7430; 2015, N 11, ст. 1593; N 16, ст. 2368; N 20, ст. 2914; N 28, ст. 423; 2015, N 42, ст. 5805.

Вопрос: Медицинский вытрезвитель, выполняя обязательные функции по доставлению и размещению лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и оказанию в необходимых случаях медицинской помощи, получает деньги от граждан за их содержание. Будет ли данная деятельность считаться предпринимательской деятельностью по реализации услуг и доходы от нее включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций? (Консультация эксперта, Минфин РФ, 2009)

Вопрос: Медицинский вытрезвитель, выполняя обязательные функции по доставлению и размещению лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и оказанию в необходимых случаях медицинской помощи, получает деньги от граждан за их содержание. Будет ли данная деятельность считаться предпринимательской деятельностью по реализации услуг и доходы от нее включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций?
Ответ: В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях налогообложения для российских организаций считаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно ст. 39 НК РФ реализацией услуг является возмездное (а в случаях, предусмотренных НК РФ, - на безвозмездной основе) оказание услуг одним лицом другому лицу.
Статьей 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Для оказания услуг должно быть волеизъявление обеих сторон, плата должна поступать исполнителю услуги.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" медицинские вытрезвители при органах внутренних дел отнесены к структуре милиции общественной безопасности (п. 7 раздела "Структура милиции общественной безопасности").
При этом на основании ст. 1 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон N 1026-1) милиция отнесена к системе государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и интересы общества от преступных и иных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.
В соответствии с п. 11 ст. 11 Закона N 1026-1 милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей (ст. ст. 9, 10 данного Закона) предоставляется, в частности, право доставлять в медицинские учреждения либо дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе.
Задачами милиции являются в том числе охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (ст. 2 Закона N 1026-1). В силу ст. 9 Закона создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МВД России.
Исходя из ст. 35 Закона N 1026-1 финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, Закон устанавливает четыре источника финансирования милиции: 1) федеральный бюджет; 2) бюджеты субъектов Российской Федерации; 3) местные бюджеты; 4) иные поступления.
Следовательно, в данном случае медицинские вытрезвители, взимая плату за предоставляемые услуги, получают финансирование от иных поступлений, что само по себе является правомерным.
Согласно Письму Минфина России от 26.04.2006 N 02-05-03/989 до решения вопроса о передаче обязанностей по руководству работой медицинских вытрезвителей в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации суммы, взыскиваемые с граждан за содержание в медицинском вытрезвителе, администрируются МВД России и зачисляются на код бюджетной классификации "188 1 13 03020 02 0000 130. Прочие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от оказания платных услуг и компенсации затрат государства".
Медицинский вытрезвитель является бюджетной организацией, однако ввиду недостаточного бюджетного финансирования финансируется за счет средств, полученных от граждан за содержание в медицинском вытрезвителе.
Основными видами деятельности медицинского вытрезвителя являются доставление в медицинский вытрезвитель лиц, находящихся в пьяном виде, медосмотр и оказание помощи доставленным в медицинский вытрезвитель, размещение лиц, подлежащих вытрезвлению, в палаты, установление за ними наблюдения милиционерами и медперсоналом, содержание доставленных лиц до полного вытрезвления и т.п.
Следовательно, деятельность медицинского вытрезвителя нельзя отнести к коммерческой деятельности по оказанию услуг, а полученную плату с лиц, принудительно помещенных в медицинский вытрезвитель, - к выручке, являющейся объектом обложения налогом на прибыль организаций.
Арбитражные суды поддерживают данную позицию и приходят к выводу, что выполнение медицинским вытрезвителем возложенных на него обязательных функций по доставлению и размещению в учреждении лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и оказанию в необходимых случаях медицинской помощи не подпадает под понятие реализации услуг. Также суды указывают, что медицинский вытрезвитель предоставляет ночлег гражданам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, но "на ночлег" указанные граждане доставляются принудительно, в целях изоляции их от общества на время, необходимое для их отрезвления, следовательно, это свидетельствует о принудительном характере данных услуг, не связанном с предпринимательской деятельностью (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.04.2007 N Ф08-1904/2007-817А).
Данную позицию также поддерживает ВАС РФ. Это следует из Определения от 05.07.2007 N 7738/07.
Таким образом, приходим к выводу, что данная деятельность медицинского вытрезвителя не считается предпринимательской деятельностью по реализации услуг и доходы от нее не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Ю.М.Лермонтов
Минфин России
22.04.2009