Приметы

"Белый тигр" (танк): миф или реальность. Был ли танк "Белый тигр"

В частях Советской Армии танки Т-64 в большинстве случаев были окрашены в защитную окраску, которая предназначена для снижения заметности техники на фоне местности. Стандартная советская защитная окраска зеленовато-коричневого или оливкового цвета, наносилась на танк на заводах промышленности при их производстве или капитальном ремонте. В зимних условиях была предусмотрена защитная окраска белого цвета, однако на зимний период эксплуатации танки, как правило, не перекрашивались, кроме случаев проведения учений зимой в условиях приближенных к боевым. В пустынной местности в некоторых частях танки перекрашивали в защитную окраску желто-серого, светло-коричневого цветов.

Значительно реже используется деформирующая окраска (ее часто называют «камуфляж»), предназначенная для искажения реальной формы бронеобъекта и уменьшения его заметности при слиянии отдельных пятен с окружающим фоном. Деформирующая окраска состоит из основного цвета, совпадающего с преобладающим цветом фона, и двух-трёх дополнительных цветов. Деформирующая окраска наносится в частях на заводскую защитную окраску, которая используется в качестве основного или дополнительного цвета.

При нанесении деформирующей окраски используются следующие правила.

В различных условиях применяются такие цвета деформирующей окраски:

  • для растительных фонов : основной цвет зеленовато-коричневый; дополнительные - светло-зелёный, желто-серый, серый (тёмный и светлый);
  • для пустынных фонов : основной - желто-серый; дополнительные - серый (светлый и тёмный), зеленовато-коричневый;
  • для снежных фонов : основной - белый; дополнительные - зеленовато-коричневый, серый (тёмный и светлый).

Основной цвет деформирующей окраски занимает 45-55% площади танка при трёхцветной окраске, 55-70% при двухцветной и 70-80% при двухцветной окраске для снежных фонов.

Деформирующая окраска должна состоять из крупных несимметрично расположенных пятен различных цветов с поперечными размерами не менее 0.5 м. Контуры пятен - сложные и разнообразные по начертаниям. Ось вытянутых пятен должна располагаться под углом от 30 до 60° по отношению к внешним контурам танка и, при этом, пятна должны переходить с одной плоскости на другую. Каждый угол должен охватываться одним пятном, при этом центр пятна не должен совпадать с углом.

Для покраски используются краски промышленного производства (эмалевые, водоэмульсионные, красочные смеси из сухих пигментов).

Иногда в частях при нанесении деформирующей окраски не придерживаются установленных правил и начинают «мельчить», нанося пятна небольшого размера, особенно на опорных катках, размещая на одном катке до трёх разноцветных пятен. Кроме того, часто деформирующую окраску наносят не в соответствии с приказами и наставлениями, а в соответствии со вкусом командира части или вышестоящего начальства, поэтому в различных частях можно встретить всевозможные варианты как сочетания цветов, так и формы пятен.

Поверхность как защитной, так и деформирующей окраски - матовая, хотя при покраске масляной краской в частях поверхность машин нередко приобретает характерный глянец.

На парадах танкам Т-64 придавали «парадный вид». Для этого, как правило, использовалась стандартная защитная окраска с различными белыми кантами, подчёркивающими форму машины и ее навесного оборудования. Белые канты наносились на ребра жёсткости топливных баков, патронных ящиков, грязевых щитков, на верхний край бортовых экранов, пулеотражатели перед прибором наблюдения механика-водителя, по внешнему краю ящиков АТ-1 и опорных катков, а так же рисовался белый круг на крышке подшипникового узла опорного катка. Жёстких правил «парадной окраски» не было, поэтому от парада к параду и в зависимости от принимающих в нем участие модификаций Т-64, она варьировалась.

Опознавательный знак соединения (части) представляет собой рисунок геометрической фигуры в виде круга, квадрата, прямоугольника, ромба, треугольника и других фигур. Для увеличения количества вариантов опознавательных знаков допускается нанесение внутри знака линий в различном направлении, цифр, букв, рисунков отдельных пород деревьев или их листьев, а также закрашивание одной из частей знака. Опознавательный знак соединения (части) назначается старшим начальником и периодически меняется.

Опознавательный знак наносится на башню перед условным номером. На танках Т-64 опознавательный знак наносился обычно на защитную крышку «Луны» (осветителя слева от пушки), иногда на лобовую броню справа от пушки или на переднюю часть грязевых щитков.

Стандартным национальным знаком отличия советской военной техники была красная звезда. В то же время она редко использовалась и чаще всего наносилась на боковую поверхность башни. Однако, судя по имеющимся фотографиям танков звезда наносилась также спереди корпуса, и даже впереди на маске пушки. Во многих публикациях встречаются цветные иллюстрации танков Т-34 в зимнем камуфляже с белой звездой. На самом деле на некоторых исторических фотографиях звезды выглядят светлоокрашенными. Трудно объяснись почему звезды были белыми, скорее всего в процессе эксплуатации красный пигмент выцветал. Многое зависело от типа применяемых фотоматериалов: ортохроматическая пленка или использование фильтров искажали истинные цвета при черно-белой печати.

Маркировка воздушной и идентификации

Для опознания танков с воздуха использовалась маркировка еще задолго до вторжения немецких войск. Во время военных маневров 1930-х годов и во время вторжения советских войск в страны Прибалтики в 1940 году использовались белые кресты, нанесенные на верх башни. со знаками воздушной индетификации встречались летом 1941 года во время успешного наступления вермахта. В начальный период войны, как правило, использовались белые полосы, нанесенные вдоль центральной части танковой башни, вдоль ее оси. Такие полосы продолжали использоваться на разных фронтах с небольшими вариациями до конца войны. В качестве опознавательного знака использовались так же белые треугольники, круги, квадраты, кресты и полосы, размещенные относительно оси башни. Иногда внутри белого треугольника наносились желтые или красные круги. Маркировка наносилась, как правило, на крыше башни. На танках, окрашенных в зимний камуфляж, значительная часть часть поверхности сверху башни оставалась не закрашенной (где наносились идентификационная маркировка) или в некоторых случаях она окрашивалась в красный цвет.

На сварной башне танка Т-34 неизвестной части (Западный фронт, весна 1942 года) выпуска СТЗ нарисованы номер "85" и белая полоса для идентификации с воздуха. Это был типичный идентификационный знак, используемый в советских частях.

Во многих случаях нанесение идентификационной маркировки было связано с проведением важных боевых операций. Например, белые круги на крыше башен наносились во время наступления Красной армии в Прибалтике и в Югославии в 1944 году. Во время штурма Берлина в апреле - мае 1945 года белые полосы и треугольники рисовались на башнях танков. Во время операции "Малый Сатурн" (Юго-Западный фронт, ноябрь-декабрь 1942 года) башни наверху и по бокам оставались темно-зеленого цвета, остальная часть корпуса была в зимнем камуфляже. Некоторые части использовали идентификационные знаки для наземных частей. Как правило, это были полосы но бокам башни или на корпусе. Обычно они были белого цвета, хотя известны фотографии, где на танках видны полосы других цветов (возможно - красные).

Т-34 из неизвестной части, район Риги, лето 1944 гола. Штампованная башня с командирской башенкой. Танк выпуска завода № 112. Тактические номера, расположенные по бокам и сзади башни (и спереди корпуса) . На крыше башни был идентификационный знак для самолетов - белый круг.

Тактическая маркировка

Советская система тактической маркировки отличается большой сложностью и многовариантностью. Когда танки Т-34 появились на фронте, тактические знаки еще нигде не использовались. Причиной этому было, скорее всего, режим секретности советских военных. Это подтверждают фотографии периода лето - осени 1941 года - на них сотни подбитых Т-34 без тактических знаков.

Т-34 раннего выпуска 5-го танкового полка, командир майор М.П.Баранов. Район Крыма осенью 1941 года. Па переднем плане танк со сварной башней и новым типом люка механика-водителя. Все танки без тактических номеров.

Танки Т-34 раннего выпуска (сварная башня, топливные баки укреплены на корпусе) с белым тактическим номером "11" на боку башни, лето 1941 года.

Некоторые источники цитируют устав танковых войск РККА от середины 1938 года (УТВ-1-38), который разрешал использовать нанесение двухзначных тактических знаков, используя мел или смываемую краску. Летом белого цвета, зимой - красного цвета. Однако летом 1941 года такие знаки встречались редко. Начало военных действий показало, что отсутствие тактических знаков затрудняла командование на поле боя. Поэтому тактические знаки стали вводить, но делалось это сначала спонтанно, без утверждения сверху. Отсутствовали общие принципы для бронетанковых и механизированных частей. В результате, в первый период войны появились различные тактические знаки с использованием геометрических фигур и цифр. Таким примером могут служить танки Т-34 из состава 24-го танкового полка (8-го механизированного корпуса), которые участвовали в массированных боях в районе Броды - Дубно в июле 1941 года. Они имели белые ромбы нанесенные сзади башен. По бокам башни были вертикальные белые полосы - скорее всего это были идентификационные знаки для пехоты. Некоторые части использовали белые горизонтальные линии, нанесенные впереди башен. Число полос показывало, что танк принадлежит к определенной части, входящей в состав механизированного корпуса. В ряде частей, например в 6-м бронетанковом корпус (позже переименован в 11-й гвардейский бронетанковый корпус) такие знаки просуществовали до конца войны.

Танк Т-34 из состава 52-й Краснознаменной бронетанковой бригады, Кавказский фронт, 1942 год. Двухцветный камуфляж и тактический знак: ромб, светло закрашенный внутри, с цифрами 2 снизу и сверху.

Подбитый Т-34 выпуска СТЗ возможно принадлежит 5-й бронетанковой армии, Брянский фронт, лето 1942 года. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет и имеет нестандартную маркировку белого или желтого цвета: цифру "07" перед звездой и надпись "За Сталина!"

Огнеметный танк ОТ-34 uз состава 15-й гвардейской механизированной бригады, 3-й Украинский фронт, 1944 год. На танке тактический номер "101" и рисунок ласточки (символ бригады). Открытый люк правый белого цвета, на нем виден идентификационный знак воздушного опознания (белый круг на башне сверху).

Осенью 1941 года тактические знаки в виде геометрических фигур (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники) появились на танках Т-34. Они наносились по бокам башни и иногда повторялись сзади башни. В начальный период войны наиболее часто используемым символом был ромб - это был штабной знак бронетанковых частей Красной армии. Как правило ромб был около 40 см высотой и разделен пополам горизонтальной линией, сверху и снизу которой располагались тактические знаки. Принципы использования знаков варьировали: например в 116-й отдельной бронетанковой бригаде верхней части ромба располагался знак батальона (цифра 1 или 2). В нижней части ромба располагался код бригады - 045. Другой принцип использовался в 1-й гвардейской бронетанковой бригаде, где в конец 1941 ив начале 1942 годов танки Т-34 имели цифру "1" в верхней части ромба, а нижняя часть осталась пустой. В 2-й бронетанковой бригаде (1943-1944 годы) бригадный код (номер 22) располагался в верхней части ромба, в нижней его части - индивидуальный тактический номер танка, который также дублировался сбоку и сзади башни (14 или 20). Однако трудно определять по черно-белой фотографии какой цвет был в реальности. В этой бригаде тактические номера танков большего размера дублировались по бокам и сзади башни, чтобы их можно было различить с большого расстояния. В некоторых частях не только цифры, но и буквы писались внутри поля ромба. Например, такие знаки были в 51-м отдельном танковом полку. На танках Т-34 этого полка бука А видна в верхней части ромба, обозначая 1-й батальон и Б - 2-й батальон. В нижней части ромба находился индивидуальный кодовый номер танка, например 24.

48-й отдельный танковый полк, Ленинградский фронт, Карельский перешеек, осень 1941 года. 51-й отдельный танковый полк, 1943 год. Неизвестная часть, район Харькова, весна 1942 года. Неизвестная часть, конец 1942 - начало 1943 годов (красным на делом фоне).

Слева: 1-й батальон 116-я отдельная бронетанковая бригада, Западный фронт, весна 1942 года.
Справа: 1-й батальон 3-я гвардейская бронетанковая бригада, Калининский фронт, весна-лето 1942 года.

Известны также случаи, когда тактические номера целиком заполняли внутреннюю поверхность неразделенного ромба. Интересно, что знаки используемые в ромбе встречались не только в начале войны. В течении 1942-43 годов ромбы были наиболее часто используемыми тактическими знаками на центральной части Восточного фронта. В некоторых частях ромб сохранился вплоть до конца войны (и не только на танках Т-34). Известны примеры, где геометрические знаки привязаны к тактическим номерам. Например, танки 13-й гвардейской бронетанковой бригады несли на башне "7" (бригадный знак) в квадрате (лето 1944 года). В дополнении были использованы индивидуальные двухзначные номера, например "53", нанесенный на башню. Такие знаки использовались этой бригадой до осени 1944 года, когда они были заменены другой эмблемой (олень с рогами).

1-я гвардейская бронетанковая бригада, Московская область, зима 1941-42 годов (красная надпись на белом танке). Неизвестная часть, в районе Сталинграда, лето 1942 года. 22-я бронетанковая бригада, 1943/44 года. 17-я гвардейская бронетанковая бригада, район Орла, 1943 год (цифра 8 - желтого цвета).

На советских танках наносились тактические номера и буквенно-цифровой код. Некоторые части использовали тактические номера уже с лета 1941 года. Например, это были танки 101-й и 108-й бронетанковых дивизий, где появились двух и трехзначные номера. Такая практика позже широко распространилась в других танковых частях. Некоторые геометрические знаки было непросто читать, по этой причине они были заменены во многих частях тактическими номерами, а также буквенно-цифровым кодом. 52-я Краснознаменная танковая бригада, действовавшая на Закавказском фронте, стала примером этого. Осенью 1942 года она использовала ромбы в качестве тактических знаков, а в начале 1943 года ромбы были закрашены и буквенно-цифровой код появился на башнях танков (например, К-8). Тактические кодовые номера стали двух или трехзначными. Хотя есть примеры применения одно или четырехзначных тактических кодов. Трехзначная маркировка встречалась чаще и лучше подходила к организации советских бронетанковых частей. Обычно первая цифра обозначала соединение (полк или батальон), последующие две были кодовые знаки танка.

90-я бронетанковая бригада, Сталинградский фронт, осень 1942 года. Неизвестная часть, Украина, март 1944 года (красной краской на белом фоне). Неизвестная часть, Степной фронт, 1943 год. 13-я гвардейская механизированная бригада, 3-ий Украинский фронт, Румыния, лето 1944 года.

Обычно тактические номера располагались на башне, чаще всего по бокам и сзади. В некоторых частях они повторялись впереди корпуса. Согласно некоторым источникам, такое расположение было рекомендовано боевым уставом от января 1944 года. Например, такие знаки можно видеть на снимках Т-34, сделанных в частях воевавших в районе Риги и финского города Виипури (например, это были танки 30-й гвардейской танковой бригады). Тем не менее, этот документ не был принят на практике повсеместно и встречались нестандартные тактические знаки. Следует добавить, что в начале Великой Отечественной войны были отдельные случаи, когда тактические знаки наносились по бокам корпуса. Например, это были одно- и двухзначные номера, расположенные на корпусах танков Т-34/57 из 21-й бронетанковой бригады вплоть до конца 1941 года. Командир соединения майор Лукин воевал на танке под номером "20".

Одним из примеров интересных знаков дают тактические номера из двух двухзначных цифр, которые появились на танках в 1942 году на Юго-Западном фронте. Обычная первая группа цифр дает кодовый номер части, а вторая - номер танка. Знаки этого типа появились среди других частей, например в 5-й гвардейской бронетанковой бригаде ("10-12", "10-13") и в 84-й бронетанковой бригаде ("32-12", "32-27", "32-32"). Похожие знаки встречались в 5-м гвардейском танковом корпусе, который участвовал в боях на Курской дуге летом 1943 года ("52-01", "52-02", "52-06"). Еще одна часть, действовавшая в том же районе в то же самое время, имела знаки начинающиеся с цифры "25", например "25-14". Знаки такого типа рисовались по бокам башни и иногда индивидуальный номер танка повторялся на лобовой броне. В одной из публикаций польский исследователь Магнусский утверждал, что знаки состоящие из двух групп цифр были типичными для советских бронетанковых частей в 1942-43 годах. Однако, скорее всего это утверждение справедливо для танковых частей, действовавших в южной части Восточного фронта.

Ранее упоминалось, что многие советские бронетанковые части использовали буквенно-цифровой код. Например: "Д-44" (на ОТ-34), "Б-4" (85-й отдельный танковый полк, Крымский полуостров, весна 1944 года), "Л2-КС" (130-я танковая бригада, весна 1942 года), "Д003" (неизвестная часть Западного фронта, лето 1943 года) или "300-М" (неизвестная часть, лето 1944 года). Иногда встречались другие тактические знаки. Летом 1944 года символы животных стали появляться на танках в частях 3-го Украинского фронта. Башни Т-34 стали украшаться ящерицами, оленьими головами с рогами (13-я гвардейская механизированная бригада), а также ласточки (15-я гвардейская механизированная бригада). Система советских тактических знаков - это предмет скрывающий много загадок (это в полной мере относится и к танкам Т-34). Любые обобщения и предположения могут быть рискованными и необоснованными. Случалось так, что в одной части были танки, которые имели разные тактические знаки. Многие танки имели знаки, которые относились к различным системам маркировки. Например, это были танки 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, который входил в состав 3-й гвардейской танковой армии. Их танки кроме трехзначного тактического номера имели так же буквенно-цифровой код. Один такой Т-34 в дополнение к своему трехзначному тактическому номеру "431", нес на башне знак "КК-1". Можно предположить, что эти знаки несли информацию о части (есть мнение, что КК означает "кавалерийский корпус"), а "431" - индивидуальный номер танка. Известны фотографии танков, которые имели на башнях четырех- и двухзначные номера. На другом танке можно было видеть треугольник с цифрами "41" и "6", нарисованных в нем, а рядом был нарисован квадрат с буквой "А". Неизвестно, почему это делалось. Можно только предположить: было это ли результатом смены системы тактических знаков или переброски танков между частями. Следует иметь ввиду, что высокая интенсивность боевых действий не оставляла времени на смену знаков и это осложняло ситуацию. Поврежденные танки постоянно ремонтировались и отправлялись в другие действующие части. Такие машины несли старые тактические знаки и к ним добавлялись новые.

Несмотря на усилия, которые предпринимались командованием, в Красной армии так и не установилась стандартная унифицированная система тактических знаков . Ситуация усугубилась после реорганизации бронетанковых сил, которая шла в течение 1941 -1945 годов. С 1943 года и далее основной тактической единицей стал бронетанковый (механизированный) корпус и тактические знаки были определены на этом уровне. На самом деле известно много знаков стандартизированных на уровне корпуса. Часто решение о значках принимались на других уровнях командования (полка, бригады) и иногда на уровне танковых и механизированных армий. Что касается цветов тактических номеров танков, они чаще всего были белые. Намного реже встречались желтый или красные цвета. На машинах с зимним камуфляжем знаки были обычно красные, реже - черные и иногда - зеленые. Ввиду того что опознавательные знаки часто рисовались от руки, стиль их значительно варьировался. Тоже самое относится к размеру цифр и букв, а также геометрических знаков.

Индивидуальные названия и лозунги

На советских танках Т-34 часто встречались различные надписи. Чаще всего это были лозунги: "За Родину!", "За Сталина!", "Ответ из Сталинграда" и другие. Многие машины были украшены такими именами как "Ленин", "Сталинец", "Спартак", "Кутузов", "Ленинградец", "Щорс", "Пархоменко". Во многих частях и подразделениях стандартной практикой было использование имен (например, это широко практиковалось в 106-й и 130-й танковых бригадах). Танки покупались на средства рабочих, колхозников и других слоев населения и получали соответствующие имена: "Московский рабочий", "Горьковский пионер", "Североморец", "Хабаровский комсомолец" и другие.

Фотография подбитого танка Т-34 с шестигранной башней раннего типа (литье в земляные формы с сеткой швов). Скорее всего башня установлена на корпус раннего типа в ходе ремонта. На башне видны остатки подписи "Щорс".

Огнеметные танки ОТ-34 из состава 38-го танкового полка 1-й бронетанковой армии были подарены московским митрополитом Сергием и получили название "Дмитрий Донской". Так как они были куплены на деньги православной церкви, данная часть имела неофициальное название "святой". Танки Т-34 из состава 25-го гвардейского полка (6-й механизированной бригады) были приобретены на средства жителей Латвии несли на своих башнях надпись "Латышские стрелки" (в честь латышских стрелков, воевавших на стороне большевиков в годы Гражданской войны). С другой стороны, некоторые танки 45-й Эстонского танкового полка имели на башнях надпись "За советскую Эстонию!" на русском и эстонском языках.

Подбитый танк Т-34. На шестигранной башне видно название "Пархоменко", 1942 год.

После окончания войны некоторые танки Т-34 имели на борту рисунок боевого пути прославленной части. Одним из таких необычных танков был танк командира 4-й гвардейской Кантемировской бронетанковой дивизии генерала П.П. Полубоярова. Во время парада в Москве 7 ноября 1945 года этот танк был запечатлен на снимках. На корпусе танка был нарисован боевой путь части, а на башне танка - надпись "Кантемировец". Надпись была нанесена не краской, а вырублена на металле. На одном из люков башни этого танка был кодовый номер и эмблема части.

Камуфляж немецкой бронетехники. 1939-1945. Часть 1

Камуфляж - маскировка, состоящая в окраске предметов (одежды, орудий, зданий и т. п.) пятнами, полосами, искажающими их очертания и затрудняющими их обнаружение.

Изначально в целях маскировки военные использовали одежду защитного цвета. Это впервые случилось в конце 19 столетия, когда бойцы английской армии переоделись ввоенное обмундирование цвета хаки. Впрочем, придумали саму одежду цвета хакидаже не англичане, они подсмотрели эту идею у индусов, с которыми вели войну. Но если жители Индии носили одежду "цвета земли и пыли" из практических целей, то у англичан цели были более прагматичные - слиться с местностью.


Английская армия была переодета в хаки уже полностью во время южноафриканской войны с бурами 1899—1902 гг. От англичан хаки переняли русские и другие войска и в итоге уже на полях сражения в Первой мировой войне подавляющее большинство солдат всех сторон воевало именно в хаки.

В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа.

Во время Первой мировой войны британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон (Norman Wilkinson) разработал особую схему маскировки для военного флота — так называемый «ослепляющий камуфляж». Этот камуфляж не пытался спрятать судно, а затруднял оценку расстояния до него, его скорости и курса.

В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»).

Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся военнослужащие, с учётом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчёта при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все вооружённые силы мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.

К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учётом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В Красной армии камуфляжная форма была введена в середине Великой Отечественной войны для снайперов, сапёров, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятнами (в форме амёбы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зелёном. В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.

Без претензий на последнюю инстанцию :


На этом хватит исторических справок, дабы соответствовать тематики блога поговорим о реализации камуфляжа в военной миниатюре. А точнее, о окраске и подборе цветовых решений при воссоздании камуфляжа немецкой броне техники в период 1939-1945. Разные материалы, разные краски, количество света, габариты оцениваемого предмета и многое другое влияют то как мы видим предметы окружающие нас. Вот по этому важно понимать что точное совпадение цвета у реального танка и модели часто приводит к неудовлетворительному результату. Конечно историческая точность это основная цель которую преследует моделист, но не нужно забывать о художественной составляющей!

Немецкий камуфляж может показаться сложным, и многие при окраске моделей выбирают однотонные цвета вроде темно-желтого или коричневого африканского. Ниже я постараюсь привести упрощенные схемы и цветовые решения найденные мной в книгах и сети. (книги, журналы и сеть ни когда не стоит закидывать в дальний ящик, они часто выручают).


RAL немецкий цветовой стандарт, разработанный в 1927 году Государственным комитетом по условиям поставок (нем. Reichsausschuß für Lieferbedingungen und Gütesicherung) по просьбе производителей лакокрасочной продукции. Классическая цветовая коллекция RAL, ставшая стандартом для выбора цвета с 1927 года. Теперь серия включает 213 цветов, в том числе 17 металликов. Номера четырехзначные, (№XXXX) где 1xxx — жёлтые (30 штук), 2xxx — оранжевые (13 штук), 3xxx — красные (25 штук), 4xxx — фиолетовые (12 штук), 5xxx — синие (25 штук), 6xxx — зелёные (36 штук), 7xxx — серые (38 штук), 8xxx — коричневые (20 штук), 9xxx — светлые и тёмные (14 штук), количество оттенков указано включая металлики. Классические цвета RAL нашли широкое применение в различных областях экономики.

Да и еще немножко истории. Краска на заводы поставлялась в виде густой пасты, и разбавлялась бензином, керосином, спиртом и другими растворителями. Разные растворители по разному влияли на конечный цвет. Краска наносилась из пульверизатора, реже кистями или валиками. Даже в полевых условиях старались механизировать процесс окраски.

На этих фотографиях отчетливо видно что камуфляжные элементы (пятна, полосы, точки) наносятся на базовый (заводской) цвет без использования трафаретов и четкого разделения границ цветового рисунка.


Ниже приведено приблизительное соответствие RAL цвета с модельными красками.

________________________________________________________________________________

Европейский театр боевых действий.


1935-1940

В 1935г при производстве бронетехники стали использовать две унифицированные краски, темно-серого и темно-коричневого цвета (RAL 7021 DUNKELGRAU & Dunkelbraun RAL 7017)

RAL Цвет:

Tamiya

Vallego

RAL 7021 Dunkelgrau

RAL 7017 Dunkelbraun


В июле 1940 года в силу вступило распоряжение о единой базовой окраске военной техники.

Dunkelgrau - всеми любимый "танковый серый".


Pz III Ранние годы войны. DUNKELGRAU.

Pz II

1942-1943.

В октябре 1942 года для окраски бронетехники применяется новый цветовой стандарт. Dunkelgelb (RAL 7028) - изначально разрабатывался и применялся для окраски сельскохозяйственной техники. Этот цвет применялся на протяжении всей войны как базовый и имел несколько оттенков.

RAL Цвет:

Tamiya

Vallego

RAL 7028 Dunkelgelb

Февраль 1943 года . На базовый цвет (RAL 7028 Dunkelgelb) наносится специально разработанный камуфляж с использованием RAL6003 Olivgrun - оливково-зеленый и RAL8017 Rotbraun.

RAL Цвет:

Vallego

RAL 6003 Olivgrun

RAL8017 Rotbraun

RAL 7028 Dunkelgelb



Август 1944 года. С целью стандартизации и повышения эффективности маскировки начинается применения новых, заводских шаблонов камуфляжа. Hinterhalt-Tarnung - засадный камуфляж состоящий из уже ранее применяемых цветов: базовый Dunkelgelb, Rotbraun, Olivgrun.

RAL Цвет:

Vallego

RAL 6003 Olivgrun

RAL8017 Rotbraun

RAL 7028 Dunkelgelb


Сентябрь 1944.

С сентября по октябрь 1944 года бронетехника окрашивалась в заводских условиях и в условиях острого дефицита лако-красочных материалов. Базовый слой - грунт RAL 3009 Oxidrot использовался как элемент камуфляжа. К концу 1944 года в работу с камуфляжем шли все доступные красители. Не редки случаи отсутствия каких либо других красок кроме грунта.

После декабря 1944 года на грунт наносили RAL 6003 Olivgrun как базовый цвет в сочетании с шаблонным рисунком из RAL 7028 Dunkelgelb и RAL 8017 Rotbraun.

Их боевого применения. Используя бронетанковую технику, противоборствующие стороны, как и 100 лет назад, стремятся обнаружить танки и другие механизированные вооружённые средства при движении, стоянке и в бою, определить их численность и вид, а также затруднить распознавание своей техники противником. Скрыть от средств наблюдения противника крупную боевую машину довольно непросто, и особенно в зимнее время. На местности с устойчивым снеговым покровом крупные тёмные объекты (например, танки в базовом камуфляже) становятся значительно контрастнее и заметнее. Как вопрос эффективной маскировки бронетехники в зимний период решался в Красной армии в годы Великой Отечественной войны?

Виды зимней окраски

В методиках и руководствах, использовавшихся в СССР в период 1941-1945 гг., описывается два основных вида зимней окраски советских БТТ и транспортной техники:

  • белая одноцветная;
  • деформирующая в виде криволинейных пятен.

Танк БТ-5. Часть машины окрашена сплошным белым цветом, часть - полосками по базовой краске. Ширина полос 1-3 см, расстояние между ними 8-12 см

Белая одноцветная окраска уменьшает заметность танка в зимнее время и является самым простым видом временного зимнего камуфляжа. Деформирующая окраска с применением пятен и полос, кроме уменьшения заметности танка, затрудняет и прицеливание по нему в бою, искажая силуэт и усложняя определение расстояния. Эффективность обеих видов окраски для защиты от воздушного наблюдения практически идентична. С учётом всех этих факторов деформирующая окраска с пятнами оказывается предпочтительнее, несмотря на то, что её сложнее наносить.


Танк Т-50. Бросаются в глаза разная ширина полос и разное расстояние между ними

При нанесении деформирующей окраски около 60-70% поверхности танка окрашивалось в белый цвет. Остальная площадь оставалась в базовой летней защитной окраске, которая и выглядела как тёмные пятна на белом фоне. Весьма полезным оказалось покрывать не закрашенные участки белыми полосами, образующими «решётку». Это было необходимо для того, чтобы сделать тёмные пятна менее контрастными (издалека они выглядели серыми и размытыми, примерно, как кустарник) и помогало улучшить маскировку на малых дистанциях, например, в засаде. Подходила такая окраска и для населённых пунктов, где белый снежный покров сочетается с контрастными тёмными строениями, бытовыми объектами и тенями.


Танк Т-40. Заметно нанесение покрытия в несколько слоёв и различная степень прозрачности белого цвета. Фары закрашены полностью!

Известь, краска, гипс и клей

Отдельного внимания заслуживают и методы нанесения зимнего камуфляжа. Существовало несколько разных как по сложности, так и по эффективности «рецептов» зимней окраски бронетанковой техники:

  1. Известь, разведённая водой. В неё добавлялась соль (для закрепления слоя) и немного бельевой синьки для осветления смеси.
  2. Сухая заводская белая краска. Состояла из 2-х порошков: смеси казеина и мела (1 часть) и гашёной извести (2 части). Добавлялась 1 часть воды, всё тщательно перемешивалось в течение получаса. Расход - около 100г сухой смеси на 1 м2.
  3. Краска на клеевом закрепителе. 1 кг малярного или столярного клея предварительно замачивался в горячей воде, затем разводился на ведро воды, туда же добавлялись 4-5 кг мела, гипса, каолина или гашёной извести. Эта смесь очень хорошо держалась на поверхности.


Танк КВ-1. Очень хорошо видны потёки на лобовой броне и неоднородность окраски. Сетка нанесена даже на фару

На окраску танка или бронемашины уходило около ведра смеси и 6-8 часов времени, на автомобили - в 2 раза меньше и того, и другого. Перед окрашиванием рекомендовалось очистить поверхности от грязи, масла и снега. Смесь в процессе работы следовало подогревать, а сами работы рекомендовалось проводить в отапливаемом помещении.

Адгезия (прилипание, сцепление) разных смесей с поверхностью была разной, как и стойкость к осадкам, механическим воздействиям. Вариант окраски №1 рекомендовался для быстрого нанесения подручными материалами, но и стойкость он имел меньшую. Вариант №2 был более сложными и менее доступным, т.к. был заводской смесью, а вариант 3 требовал больше времени для приготовления. Зато из-за наличия в составе клеев-закрепителей держалась на технике такая окраска дольше и «крепче».


Танк Т-40. Покрытие однообразно по всей площади боковой проекции машины, переходит на катки и корпус под гусеницей

Маскировка в движении и на месте

При движении танк дополнительно демаскирует себя следами от гусениц, выбросами снега и грязи. Поэтому все переходы зимой рекомендовалось совершать в ночное время и по дорогам, а не по снежной целине. При необходимости движения по целине движение следовало выполнять «волчьим следом», т.е. по колее предыдущей машины, для усложнения подсчёта числа прошедших танков.

Один из приемов сокрытия следов - применение волокуш. Это могли быть как подручные материалы (деревья и кусты, привязываемые к корме последнего в колонне танка), так и специально изготовленные средства, например, 8-10 мотков колючей проволоки, надетых на жердь. Подобные приспособления заметали следы гусениц и делали дорогу похожей на неэксплуатируемую.

Для снижения заметности техники предписывалось выключать фары, применять светомаскировочные насадки, создавать «альтернативный» шум в местах, противоположных направлению движения танков и т.д.


ЗИС-6 в зимней маскировочной окраске. Грузовики окрашивались теми же способами, что и бронетехника

При расположении танков в населённых пунктах естественными укрытиями становились сараи, развалины и прочие крупные объекты. Эффективным считалось забрасывание техники подручными материалами (снег, солома, хворост). При расположении в лесу для маскировки лучше подходили хвойные деревья, сохраняющие плотный покров и в зимнее время. Весьма полезным приёмом считалось снижение крон - искусственное прижатие ветвей деревьев ближе к земле для расположения под ними техники.


Расположение танка под деревом и искусственное снижение кроны

При вынужденном расположении танков на открытой заснеженной местности следовало располагать их в пределах тёмных пятен. Это могли быть воронки от бомб и выброшенная взрывами земля, срубленные ветки в лесах и искусственно создаваемые пятна (наброшенные на снег ветки, сено или расчищенная от снега земля). При наблюдении с воздуха силуэт танка и его тень оставались в пределах тёмного пятна и меньше контрастировали с местностью.

При невозможности использования естественных тёмных пятен можно было использовать сплошные сетчатые покрытия, белые или с белыми пятнами. Такие покрытия, конечно, можно различить с воздуха, но идентифицировать объект и его фактическое наличие под покрытием практически невозможно.


Маскировка с помощью табельного зимнего покрытия, имитирующего вытоптанность и следы от бывшей стоянки

При необходимости над танком мог устанавливаться макет местного предмета (сарая, стога сена, развалин дома). Этот приём был особенно эффективен при действиях в засаде. Но имел он и свои минусы: повышение пожароопасности, снижение скорости покидания машины экипажем.

В идеальных условиях могли устраиваться групповые защитные сооружения сразу для нескольких танков. Такие укрытия располагались в оврагах, возле обрывов и крутых склонов. Из снега вырезались больше куски по форме крупного отёсанного камня. Эти куски укладывались в своеобразные стены на удалении от обрыва-склона на ширину танка. Сверху стоянка укрывалась жердями для обрешетки, на которую в свою очередь укладывались ветви кустарника, штатные маскировочные сети или другое подручное покрытие. После «крыша» засыпалась слоем снега. Вместимость подобного укрытия достигала 5-10 машин. Особое внимание следовало уделять скрытию танковых следов, которые заканчивались у въезда в укрытие и «вели в тупик». Различить с воздуха такой импровизированный ангар было практически невозможно.

Мероприятия по маскировке танков организовывались на уровне командиров танковых батальонов (разработка маршрутов движения, общий контроль за выполнением мероприятий) и на уровне командиров взводов (выбор мест стоянки, указание путей подхода к ним и указания по методам маскировки).

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3



Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором

Основной объём работ по нанесению маскировки и выполнению оборудования места стоянки выполнялся экипажем танка. В виде исключения эти работы могли выполняться сапёрами и/или маскировщиками. Как правило, они привлекались к созданию групповых укрытий и к массовой окраске танков.

Комплекс мероприятий по зимней маскировке являлся простым и недорогим способом снижения заметности техники как в ходе боевых действий, так и в перерывах между ними. Своевременное и грамотное применение таких средств позволяло повысить боевую эффективность подразделений и снизить потери в боях.

Рассказ о способах имитации зимнего камуфляжа советской бронетехники в стендовом моделизме можно прочитать

Советский лёгкий танк Т-70 на опушке зимнего леса

Зима для армии — ежегодная головная боль. Солдатам требуется тёплое обмундирование и хоть как-то отапливаемое жильё, техника нуждается в незамерзающей смазке и специальном топливе для холодной погоды. Кроме того, зимой становится гораздо труднее маскировать на местности бойцов и технику. Тёмные силуэты людей, танков, пушек бросаются в глаза на фоне снега. Причём не только днём, но и в зимние ночи, которые часто бывают светлыми.

Солдаты в это время года получают специальные маскировочные халаты, которые носят поверх формы, а технику приходится перекрашивать. Переход на «зимнюю палитру» имеет свои особенности и правила.

Вынужденная белизна

Ответ на вопрос, как сделать танк незаметным на фоне зимнего пейзажа, напрашивается сам собой: его надо выкрасить в белый цвет. Этот простой и безотказный вариант, тем не менее, имеет свои подводные камни. А точнее, требования, которые необходимо учитывать при разработке зимнего красителя.

Танки никогда не покидали заводов в зимней маскировочной окраске. Её наносили в войсках, часто — подручными средствами: мелом, известью и даже солью

Во-первых, придёт весна, и от зимней краски придётся избавляться. Значит, пигмент должен соответствовать сразу двум противоположным критериям. Он должен относительно легко отмываться, но при этом держаться на слое базовой краски достаточно прочно, не отваливаясь при тряске на пересечённой местности, сотрясениях танка при выстреле, выдерживать дождь и талую воду. Краситель также должен быть безопасен для экипажа, а при высыхании давать оттенок, характерный для снега.

Отдельно следует упомянуть ещё один момент, который касается любой краски для военной техники. Она должна маскировать боевую машину не только от невооружённого человеческого глаза. Ещё до Второй мировой войны военные стали использовать специальные светофильтры, при взгляде сквозь которые танк, казавшийся незаметным, начинал резко выделяться на фоне местности. Необходимо, чтобы маскировочная краска не выдавала себя при использовании противником таких стёкол.

В СССР этим требованиям соответствовала и была стандартной сухая белая краска Б. Она делалась на основе натурального молотого мела. В годы войны вместо него могли использовать суррогат — молотый известковый камень. Также в состав краски Б входили гашёная известь, казеин (закрепляющий элемент) и специальная добавка от коррозии. Во время Великой Отечественной войны использовались также пигменты, в которых мел разбавлялся канифолью или столярным клеем, но их старались использовать только тогда, когда краски Б не было под рукой.

Нелепая ситуация получилась с зимней краской в немецкой армии. Командование вермахта, рассчитывавшее покончить с Красной армией задолго до наступления холодов, решило не морочить себе голову этим вопросом. Так что распоряжение о начале производства легкосмываемой камуфляжной краски появилось только 18 ноября 1941 года. Обеспечить все немецкие воинские части в столь сжатое время промышленность просто не смогла. Немецким танкистам в СССР пришлось обходиться подручными средствами: известковой побелкой, лоскутами белой материи и даже слоями снега, утрамбованными на танке.

У союзников зимой 1944-1945 годов ситуация с белым красителем была примерно такой же плачевной, как у немцев тремя годами ранее. Краски в достаточных количествах просто-напросто не было. И снова в ход пошло то, что было под рукой: простыни, извёстка, мел и даже поваренная соль. Её крепкий раствор при высыхании оставлял на грязно-оливковом фоне густые белые разводы. Широко распространённым был метод покраски, когда танк для экономии красителя покрывали россыпью бесформенных пятен.

Кстати, о пятнах! В отношении сплошной белой окраски справедливо правило, что она маскирует хуже, чем хоть какой-то камуфляжный узор. Так что даже эти самопальные художества гораздо лучше прятали танки на фоне деревьев и других деталей ландшафта, чем сплошная окраска.

Скудность камуфляжной зимы

Одной только импровизацией дело не ограничивалось: армейские специалисты работали над нормальными схемами зимнего камуфляжа, а войска по мере сил внедряли их в воинских частях. В СССР одним из самых известных примеров техники, камуфлированной по правилам, могут послужить танки 1-й гвардейской танковой бригады Михаила Катукова. Несмотря на то что бригада сражалась в тяжёлых условиях, отражая удары немцев на ближних подступах к Москве, в соединении решили уделить больше внимания маскировке техники.

Катуковцы использовали разработанный до войны сетчатый камуфляж. Танк разрисовывался широкими белыми разводами, а затем на оставшиеся зелёные участки наносилась сетка тонких диагональных белых колёс. Из-за того, что рисунок напоминал протектор автомобильной шины, этот камуфляж также называли «следы колёс».

Т-34 в камуфляже танковой бригады М. Е. Катукова



Немецкий дефицит зимней краски привёл к тому, что широкое распространение в немецких танковых частях получила двухцветная схема камуфляжа, представлявшая собой широкие белые полосы, нанесённые по диагонали на корпус танка поверх стандартного чёрно-серого цвета, использовавшегося в те годы как стандартный для военной техники Германии. Для него не требовалось даже фабричной краски, подходил любой белый пигмент, бывший под рукой.

Немецкий танк Pz III в «диагональном» зимнем камуфляже