Приметы

Настройка велосипеда - важный этап при эксплуатации. Велосипед. О правильной посадке при езде на велосипеде - embedder

Современные велосипеды, оснащенные системой передач, позволяют быстро и с минимальными энергетическими потерями передвигаться в любых условиях: затяжные подъемы, пересеченная местность, дороги с резкими поворотами, которые требуют постоянного изменения скорости и передаточного отношения. Сюда можно отнести и езду против ветра, бездорожье, плохое качество асфальта… В общем, значение трансмиссионного узла просто колоссально, особенно на горных байках.

Несмотря на неоценимую помощь, трансмиссия велика требует частого внимания, ухода, порой долгой и нудной возни. К одним из компонентов, которым периодически требуется уделять время, является механизм переключения, состоящий из переднего и заднего переключателей. На первый взгляд, устройство этих деталей кажется сложным. На практике же настроить переключение скоростей очень просто.

Почему скорости на велосипеде плохо переключаются

Обычно мысль о необходимости исправления неполадок с переключателями приходят, когда цепь слишком тяжело переключается между звездами, или же передачи вовсе не переключаются. Проблема посещает внезапно, как вариант, можно обратиться к мастеру.

Однако, этот вопрос решить в сервисе можно за пару минут, а денег придется отдать за час. Может, стоит повозиться самому?

Прежде чем приступить к инструкции по настройке системы скоростей велосипеда, определимся, почему она некорректно работает:

  • Переключатели имеют повреждения. Для решения проблемы нужна полная замена.
  • Деформированный петух – защита заднего устройства переключения. Обычно советуют менять, но один раз можно выправить.
  • Износ пружины или растянутый трос. Необходима замена, настройка переключателей.

Очень часто все компоненты трансмиссии находятся в исправном состоянии, а передачи все равно переключаются плохо. Новые детали, или детали с небольшой выработкой, установленные в трансмиссионный узел – распространенная причина плохого хода цепи по звездам.

Настройка переключателей в домашних условиях

А сейчас разберемся, как самому настроить скоростную систему. Переключатели на велосипедах с многозвездочной трансмиссией делятся на передние и задние. Последние наиболее уязвимы при катании в разнообразных дорожных условиях, риск их повреждения выше по сравнению с передними, а вот настройку надо проводить в самом начале. Очевидно, что задний переключатель обслуживает больше звезд, поэтому и настраивать его дольше.

Внимание! Если присутствуют повреждения, а натяжитель располагается не параллельно раме и кассете, то правильно отрегулировать систему не получится!

Настройка заднего переключателя:

Для начала понадобятся винты L и H – они видны хорошо, искать не надо. Также присутствуют тросовый регулятор, натяжной и фиксирующий винты.

  1. При помощи H ролик выравнивается с маленькой задней звездочкой. Закручиванием винта L выставляем ролик на одну прямую с большой задней звездой.
  2. Выставить самую высокую скорость на манетке.
  3. Натянуть и зафиксировать трос при помощи болта-фиксатора.
  4. Большие передачи должны включаться без помех, в противном случае с помощью регулятора тросик немного ослабляется. Дополнительная натяжка понадобится, если передачи плохо сбрасываются.

Собственно, сама настройка произведена, осталось отрегулировать точность переключения. Особенно это касается систем с большим количеством звезд. Для этого цепь устанавливается на большую звезду сзади и маленькую – спереди. Подкручиванием натяжного винта добиваемся оптимального положения ролика – максимально близко от кассеты. То же самое надо проделать и наоборот: установить цепь на максимальную звезду спереди и минимальную – сзади. Ролик не должен тереться о кассету, просто располагаться рядом с ней.

Переключалка сзади: 1 - фиксатор, 2 – тросовый регулятор, 3 – натяжной болт, L, H – винты

Как правильно настроить переключатель спереди:

  1. Проверить крепление устройства.
  2. На минимальной скорости сбросить натяжение троса.
  3. Винтом L создать зазор между корпусом переключателя и цепью (1 мм).
  4. Закрепить трос регулировочным болтом.

Аналогичное следует проделать и с H-винтом. Должна быть выставлена максимальная скорость, а величина зазора с цепью не должна превышать одного миллиметра.


«Шимановский» переключатель передний

Настройка скоростей на обоих велосипедных переключателях проводится до тех пор, пока цепь не будет свободно перебрасываться с одной звезды на другую. Если она идет трудно, необходимо отрегулировать правильное положение троса с помощью настроечного болта.

После всех манипуляций проверяется вся система. Для этого надо прокатиться на велике и попробовать все рекомендуемые соотношения передач. Отметим, что на горных велосипедах регулировка трансмисии – это обычная периодическая процедура, и если вдруг передача пошла туго, не спешим делать выводы о поломке, а делаем то, что описано выше.

Не стоит думать, что качественная трансмиссия не нуждается в настройке системы переключения. Да, возможно, для комплектующих от shimano это надо будет делать реже, но рано или поздно все равно придется столкнуться.

Только что мы познакомились с простым способом настройки переднего и заднего переключателей. Действительно ли это нужно? Регулировка механизма переключения необходима трансмиссии, как шины колесу. Своевременная помощь «узлу движения» позволит не только решить текущие проблемы, но и предупредить их в будущем. Вовремя устраняйте все возникшие неудобства и катайтесь с удовольствием!

Большая популярность велоспорта породила предложение невероятного числа моделей велосипедов. И все равно многие предпочитают собирать байк самостоятельно из приобретенных по Интернету или другим способом деталей. Мотивы у всех разные: кто-то желает получить эксклюзивную модель, а кто-то подбирает для себя подходящие характеристики. А вот проблемы у таких «самодельщиков» одни: и как его настроить. Мы попробуем помочь в решении одной из них и расскажем, как правильно выполняется настройка велосипеда.

Современный велосипед - достаточно сложное устройство с множеством регулируемых деталей. И как любой механизм с большим количеством составляющих, он требует настроек. Причем неважно, произведена ли сборка велосипеда самостоятельно или на заводе - настройка велосипеда выполняется обязательно. В противном случае вы просто не сможете им пользоваться, так как он либо выйдет из строя, либо езда на нем будет доставлять одни мучения.

Настройка велосипеда

Тело велосипедиста должно находиться в максимально удобном, так сказать, «естественном» положении, чтобы его энергия прилагалась только к педалям, а не тратилась на компенсацию неестественного положения. Достигается это настройкой седла и руля.

Настойка седла

Изменение положения седла возможно при помощи болтов. В инструкции пользователя описано, как производится настройка велосипеда с их помощью, и мы не будем останавливаться на этих технических моментах. Тем более что у разных велосипедов они отличаются. Речь пойдет о том, как правильно выставить положение седла.

Угол наклона седла

Устанавливаем седло в положении, близком к горизонтальному, и садимся на него. Прислушиваемся к ощущениям и меняем угол положения седла так, чтобы сидеть на нем было максимально комфортно. По общему правилу отклонение седла от горизонтальной линии не должно превышать трех градусов.

Высота седла

Для правильной настройки высоты нужно надеть обувь, в которой вы планируете кататься. Затем установить седло на произвольную высоту, приблизительно отвечающую росту. Садимся на велосипед и проверяем - полностью ли касается стопа вытянутой ноги педали в нижнем положении. Если стопа прилегает неплотно или для нажатия нужно усилие, уменьшаем высоту седла. Если, напротив, вытянутая нога согнута в колене, то увеличиваем высоту так, чтобы нога была полностью выпрямлена, а ее стопа плотно лежала на педали. Регулировка по высоте имеет свои конструктивные ограничения и нужно следить, чтобы не был высунут выше ограничительной черты. Если же настройка велосипеда для вас не подходит, то нужно выбрать другой байк, более соответствующий вашему росту. Для езды по бездорожью седло устанавливают несколько ниже.

Положение седла

Современные велосипеды обладают регулировками положения седла «вперед-назад». Правильное положение в таком случае определяется нахождением на одной вертикальной линии «бугорка» под коленом и оси педалей в момент, когда педали стоят в положении на три часа.

Настройка руля

Настройка руля проста, а лучшим датчиком его правильного положения служит тело велосипедиста. Если после езды болит поясница, значит, руль расположен слишком высоко. Если чувствуется каждая кочка, то слишком низко.

Рассказываем, как сделать свой бюджетный горный велосипед надежнее, комфортнее и спортивнее.

Современные бюджетные велосипеды стали гораздо надежнее и комфортнее, но все равно есть ряд настроек, которые могут сделать ваш байк лучшим из сегмента. Сейчас просто купить велосипед и сразу же выехать в ближайший парк для покорения трейловых тропинок, при этом вы получите то, чего ожидали, но всегда останутся возможности для улучшений и апгрейда. Если же коснуться нового велосипеда, то потребуется ряд персональных настроек, о которых мы вам расскажем. И после всего этого останется вопрос регулярного обслуживания.

Если вы новичок в мире маунтинбайка, то следующие советы по настройке и обслуживанию помогут сохранить велосипед в прекрасном рабочем состоянии и сэкономить деньги.

Отрегулируйте переключатели скоростей

Недорогие велосипеды оснащаются переключателями скоростей начального уровня, которые не всегда работают быстро и плавно, но, по крайней мере, должны работать четко и без срывов цепи. Если переключатель скоростей не удерживает цепь на нужной передаче, то вам следует их настроить. Отрегулируйте положение переключателей и ограничители, или обратитесь в ближайшую веломастерскую. Часто, плохое переключение скоростей связано с тем, что троса приводов переключателей забились грязью , или изогнуты, и трос просто не может свободно передвигаться внутри (1).

Также, нечеткое переключение скоростей может быть связано с погнутым (2) заднего переключателя. Погнуть петух очень просто: достаточно неудачно упасть с велосипеда, или неудачно положить его на правую сторону (с которой закреплены переключатели скоростей). Часто, погнутый петух становится следствием небезопасной транспортировки. Именно поэтому петухи для задних переключателей имеют съемную конструкцию, чтобы в случае деформации не менять дорогостоящую раму, а поменять (выпрямить) только петух. Если у вас погнут петух, стоит обратиться в веломастерскую для его выпрямления, или замены.

Отрегулируйте, или замените седло

Штатное седло и его установка во время предпродажной сборки в магазине - не всегда правильные. Форма, положение и высота седла сугубо индивидуальны. То, что комфортно одному человеку, необязательно комфортно другому. Если седло вам кажется неудобным, попробуйте отрегулировать его положение и высоту, или обратитесь в ближайший веломагазин за новым седлом. Удобное седло не обязательно дорогое. Некоторые магазины могут предлагать услугу "попробовать перед покупкой".


Это особенно актуально для женщин, которые используют мужские (универсальные) модели велосипедов. Мужские и женские седла очень разные, это связано с физиологией мужчин и женщин. Женщинам удобнее более широкие седла с дополнительными комфортными вставками. Современные женские седла сконструированы таким образом, что оставляют необходимую свободу для движений, обеспечивая превосходный комфорт во время продолжительного использования.

Избавьтесь от пластиковых педалей

Большинство начальных маунтибайков комплектуется простейшими пластиковыми педалями. Это связано с тем, что педали - индивидуальный аксессуар, который зависит от ваших предпочтений. Например, одни использует педали платформы, а другие контактные педали. Таким образом, производитель велосипеда подразумевает, что вы в скором времени поменяете педали на подходящие вашему стилю катания. Кстати, именно поэтому все дорогие велосипеды продаются без педалей.

Если ваш велосипед оснащен дешевыми пластиковыми педалями, инвестируйте в новые, надежные педали платформы, или контактные педали с велоботинками. Это значительно повысит ваш уровень управления велосипедом.

Замените грипсы на хорошие

Проверяйте цепь после каждого катания

Недорогие велосипеды оснащаются трансмиссией с минимальной защитой от коррозии. Чтобы предотвратить преждевременный износ, важно сохранять цепь в чистоте и смазке. Чем больше вы катаетесь в грязных условиях, тем больше требуется ухода трансмиссии. Используйте специальные чистящие средства для очистки цепи от старой смазки - дегризеры (4). Мы собрали рекомендации по смазке и обслуживанию цепи велосипеда.

Обновите эксцентрики

На бюджетных велосипедах, зачастую, используются дешевые (5), которые легко могут выйти из строя без постоянных проверок и обслуживания. Пугать о последствиях поломанного эксцентрика во время катания мы не будем. Просто проверяйте эксцентрики и регулярно смазывайте трущиеся механизмы. Но лучше всего будет заменить дешевые эксцентрики качественными.


Сохраняйте пыльники в чистоте

Любые амортизаторы, втулки и вращающиеся соединения работают на смазке. Для предотвращения попадания грязи внутрь амортизаторов и подшипников используются уплотнительные пыльники. Во время катания на велосипеде, пыль и грязь скапливаются на рабочей поверхности механизмов, вокруг пыльников. Если не очищать уплотнения, то грязь может попасть внутрь амортизаторов и втулок, что приведет к повреждению рабочих поверхностей и, в конечном счете, выходу из строя целой детали.

Регулярно очищайте от пыли и грязи рабочую поверхность ног амортизационной вилки, а также очищайте скопившуюся грязь вокруг уплотнительных колец и пыльников. Используйте стойкие спрей-смазки на силиконовой основе, чтобы защитить поверхность и улучшить скольжение.

Не экономьте на обслуживании

Если вы хотите получать максимум от возможностей вашего велосипеда, не экономьте на регулярном обслуживании. Увеличенный износ и поломки, зачастую, связаны с банальным пренебрежением и экономии на обслуживании. Большинство проблем можно предупредить, периодически инспектируя состояние велосипеда и устраняя обнаруженные неисправности. Каждый год обращайтесь в профессиональную веломастерскую за комплексным техобслуживанием, регулярно проверяйте состояние велосипеда, перед каждым катанием проверяйте давление в колесах, работу тормозов и амортизаторов, переключение скоростей. Узнайте больше о необходимости обслуживания велосипеда и рекомендуемых сроках.

Поймите, даже если ваш байк недорогой, это совершенно не значит, что вы получите меньше удовольствия от его использования. Пока велосипед работает хорошо - это всегда огромное удовольствие.

Термины в статье

(1) Рубашка (троса) - это многослойная оплётка для троса с высокой продольной устойчивостью к сжатию, служит для механического привода переключателей скоростей и тормозов.

(2) Петух (заднего переключателя) - это крепление заднего переключателя скоростей к раме велосипеда. Обычно, петух представляет из себя отдельную деталь, которую легко (и недорого) заменить.

(3) Грипсы (руля) - ручки с мягкой и/или прорезиненной поверхностью, которые надеваются на руль и обеспечивают комфортное, безопасное и надежное управление велосипедом в любых условиях.

(4) Дегризер - средство, удаляющее старую смазку и грязь. Часто используется для трансмиссии велосипеда.

(5) Эксцентрик (оси) - механизм с рычагом для быстрого монтажа (демонтажа) колеса велосипеда.

Фотогалерея

Даже если ваш байк недорогой, это совершенно не значит, что вы получите меньше удовольствия от его использования. Пока велосипед работает хорошо - это всегда огромное удовольствие. Фото (Colin Levitch / Immediate Media)

Недорогие велосипеды оснащаются переключателями скоростей начального уровня, которые не всегда работают быстро и плавно, но, по крайней мере, должны работать четко и без срывов цепи. Фото (Colin Levitch / Immediate Media)

Настройка скоростей на велосипеде нужна в случаях поломки, замены основных составляющих системы переключения передач, или во время сборки оборудования. При должном изучении тематического материала каждый человек может самостоятельно настроить скорости на своем велосипеде. Такие навыки нужно совершенствовать, если велосипедист планирует длительное катание на своем двухколесном транспорте.

Процесс настройки всей системы переключения начинается с заднего переключателя. Настраивать велосипед, для удобства, желательно перевернув на руль, или зафиксировав его на весу.

Как настроить скорость заднего переключателя на велосипеде

  • Для настройки заднего переключателя выставляем цепь на вторую звезду на передней системе звезд. Сзади ставим цепь на самую маленькую звезду. Эти движения делаются, удерживая заднее колесо на весу, и прокручивая вручную педали.
  • При переключении на маленькую звезду могут возникнуть проблемы. Цепь не доходит или издает странные звуки – нужно настроить ограничитель. Сзади переключателя находятся два болта, каждый такой ограничитель выполняет свою функцию. Один с пометкой High (регулирует высокие передачи, на маленькой звезде), другой Low (регулирует низкие передачи, на большой звезде). Бывает, что отсутствует маркировка. Тогда ориентируемся по внешнему расположению болтов.
  • Аккуратно подкручивается ограничитель High (зафиксировав нужные по величине звезды) до исчезновения проблемы (лишних звуков, перескоков, например).
  • Подкручиваем ограничитель Low, также фиксируя соответствующие звезды. При оптимальной настройке, цепь не перескакивает через звезду, и не звучит.
  • Проверяется работа переднего переключателя (перещелкиваются звезды).
  • Отрегулируйте натяжение велосипедного троса. Регулятор, отвечающий за натяжение троса, находится на манетках , или на заднем переключателе возле троса. Если настройки правильные, вся система не должна издавать необычных звуков, другие явные проблемы тоже должны отсутствовать.

Как настроить скорость переднего переключателя на велосипеде

  • Передний переключатель настраивается так же, как и задний. У него тоже есть регулятор High и Low.
  • Переключается задняя система звезд на большую звезду. Передняя система звезд остается на средней звезде. Могут появиться проблемы трения цепи о защиту. В таком случае регулируется ограничитель Low до исчезновения проблемы. Зрительно можно увидеть, как это работает.
  • Перенастраивается ограничитель High. Для этого на задних звездах сбрасывается цепь на маленькую звезду, а на передних звездах ставится самая большая звезда.
  • Если цепь трется о защиту, перемещаемся к регулированию троса, регулятор которого расположен на рулевых манетках . Внимательно изучается реакция системы на движения регулятора, это поможет лучше ориентироваться в настройке.
  • Переключаются звезды для проверки на посторонние звуки и лишние движения.


Как настроить скорость на велосипеде – перекос цепи

  • Возникает из-за неправильного сочетания звезд во время поездок, особенно в горку. Неправильная эксплуатация приведет не только к неправильному износу цепи и звезд, но и к болезненному состоянию коленей. Берегите свои колени, потому, что цепь и звезды можно заменить, а суставы не восстанавливаются!
  • Правильные сочетания звезд: первая передняя звезда – задняя с первой по четвертую ; вторая звезда спереди – с третьей по шестую сзади; третья звезда спереди – с четвертой по самую маленькую звезду сзади.


Самые частые причины, мешающие переключению скорости на велосипеде

  • Дефекты на тросике – может распушиться.
  • Рубашка, защищающая трос, забивается грязью. Грязь также засоряет цепь, заднюю перекидку.
  • Изменение функциональности переключателей и петуха при падении (сбой настроек, погнутость).
  • Люфт на заднем переключателе.


Непредвиденные ситуации могут случиться в любых условиях катания на велосипеде. Поэтому нужно подготовиться загодя. Ещё в домашней обстановке изучается транспорт, собираются самые необходимые инструменты, которые понадобятся в пути, в случае поломки. Знания – это сила. Если чувствуете, что можете подзабыть пройденный материал, но кататься хочется, сделайте небольшую распечатку, чтобы на месте быстренько вспомнить, что к чему. Качайте видео на телефон! Гайки должны быть всегда надежно закручены, но не перетянуты.

Тормозные ручки и манетки

Недавно на нашем сайте вышла целая статья про настройку тормозных ручек на горном велосипеде. Самое главное - повернуть ручки на удобный угол и тормозить одним пальцем. Это залог безопасного и комфортного торможения. Манетка не должна мешать большому пальцу, но и не должна быть слишком далеко от руля, чтобы не приходилось за ней тянуться. Тормоза и манетки являются основные органами управления велосипеда, их настройке точно стоит уделить время!

Обычно на велосипеде из магазина установлены самые дешевые пластиковые педали, либо педалей нет совсем, поэтому их придется либо докупить, либо в скором времени заменить из-за поломки. Какие выбрать? Два основных типа - это контакты и платформы. В контактных педалях нога зафиксирована и поэтому мы не рекомендуем их использование при малом опыте катания на велосипедах. Для начала нужно овладеть базовыми навыками управления: торможение, прохождение поворотов и препятствий, банни-хоп, вилли и стоппи. Всему этому лучше учиться на плоских педалях. Они бывают различных видов, но лучше выбрать педали с большой площадью поверхности и шипами для лучшего сцепления.

Покрышки и давление в колесах

Покрышки нужно выбирать с учетом покрытия, по которому вы ездите. Если вы преимущественно катаетесь по городу, то вряд ли нужна тяжелая грязевая резина с крупным проектором. В этом случае замена шин на более легкие и накатистые заметно облегчит вам катание и повысит комфорт.

Если вы часто пробиваете колеса на камнях или бордюрах, то возможно вы слишком слабо накачиваете колеса. Повышение давления увеличит сопротивление пробоям и улучшит накат по ровной дороге. Слишком сильно накачанные колеса будут очень твердыми и любые неровности будут доставлять дискомфорт.

Длина и положение выноса

При покупке в магазине руль обычно стоит в максимально высоком положении. Можно попробовать разные положения выноса: переставлять по высоте при помощи проставочных колец, в крайнем случае можно перевернуть вынос и получить максимально низкое положение. Такое положение и длинный вынос (более 90 мм) может потребоваться в кросс-кантри для удобного преодоления подъемов. В скоростном спуске выносы намного короче и могут стоять выше.

Положение седла

Высоту седла для повседневного катания нужно выставлять, чтобы нога в нижнем положении на педали была почти выпрямлена. Угол наклона седла обычно соответствует горизонту, но в разных стилях катания может меняться для удобства. Сдвиг седла по рельсам подбирается исходя из вашей посадки и расстояния до руля.

Видео

Отличное видео, в котором подробнее рассказано об ошибках в настройке велосипеда