Приметы

Открытое занятие по ознакомлению с природой в старшей группе "зимующие птицы". Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им;
  2. Познакомить с понятиями «перелетные птицы» и «зимующие птицы»;
  3. Расширять знания детей о разнообразии птиц Севера;
  4. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности, где живут дети;
  5. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц.

Развивающие:

  1. Развивать мышление, речь, самостоятельность;
  2. Развивать умение выстраивать причинно – следственные связи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче;
  2. Воспитывать умение слушать сверстников, не перебивать;
  3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к миру природы.

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, творческая.

Методические приемы :

Практические — игра, игровая ситуация, самостоятельная работа с раздаточным материалом (карточки);

Наглядные – рассматривание;

Словесные — художественное слово, вопросы, беседа.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки;

Чтение стихов, рассказов о птицах (В. Бианки «Кто чем поёт?», «Хитрый лис и умная уточка», русская народная сказка «Лиса и журавль», Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» и др.

Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметных картинок с изображением различных видов птиц.

Материал к НОД : музыкальное сопровождение (аудиозапись «Голоса птиц», песенка про птиц), картинки с изображением птиц на ТВ, медальки с разукрасками, цв.карандаши, мультфильм «Серая шейка», картинки с изображением еды для птиц.

Ход НОД:

Организационный момент

В. — Давайте встанем в круг. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В. – Предлагаю настроится на получение новых знаний, создать хорошее настроение. Нам поможет это сделать следующее упражнение:

«Ребята, какое время года на дворе? (осень). Осенью часто идёт дождь. Нам это не нравится – нахмурим брови. Но иногда солнышко всё же выглядывает из-за туч – улыбнёмся солнышку. Вот оно посветило нам в правый глаз – зажмурим его, теперь в левый – зажмурим его. А сейчас выполним все движения поочерёдно: нахмурим брови, улыбнёмся, зажмурим сначала правый глаз, затем – левый»

Ознакомление с новым материалом по теме

В. — Вот здорово! А какие осенние приметы вы знаете? (ответы детей: льет дождь, небо хмурое, желтеют листья и т.п.) А знаете ли вы, что одна из примет осени – отлет перелетных птиц в теплые края? Таких птиц называют «перелетные». А некоторые остаются с нами зимовать. Догадайтесь как их называют? («зимующие»).

В .-Я не зря заговорила про птиц. Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в тундру. Кто же живет в ней? Внимательно прислушайтесь! (Звучит запись одного из голосов птиц.) Слышите? Догадались, к кому в гости мы отправимся? (к птицам). Итак, вперед! (звучит музыка, дети идут за воспитателем змейкой)

В .- Вот мы и очутились в тундре! Посмотрите, кто здесь нас ждет? (на стульчике сидит игрушка полярной совы с конвертом в клюве). Это полярная сова. Полярная, потому что живет за полярным кругом. А каких еще птиц, живущих в наших краях вы знаете? (ответы детей).

В. -Я предлагаю вам посмотреть на экран (просмотр картинок с изображением птиц, живущих на Севере) . Какие из птиц Вам знакомы? Может каких то птиц вы видели гуляя на улице? (ответы детей) Чем эти птички друг от друга отличаются (рассмотреть внимательно окраску птичек и назвать, чем отличается окраска головы, хвоста, крылышек, туловища)? А чем похожи? (Они все с нами зимуют; у них есть голова, хвост, туловище, клюв, крылья, лапки; они могут летать; они выводят птенцов).

А посмотрите, что это у совы в клюве? Воспитатель берет конверт и просит ребенка прочитать его содержимое (Данил Б.):

«Здравствуйте, дети! Мы – птицы Севера, рады приветствовать вас у нас в гостях! Перелетные птицы улетели в теплые края…а нам совсем нечего есть! Мы в отчаянии! Помогите нам!»

Воспитатель обращается к детям:

Ребята, а как же мы можем помочь птицам? Что они едят, кто знает? (ответы детей)

Давайте позовем птиц покушать:

Снегом засыпаны лес и поля, (МАШУТ РУКАМИ)

Спит под сугробами крепко земля. (ЛАДОШКИ ПОД ЩЕЧКУ)

Ищут, ищут птицы, чем бы поживиться. (ХОДЯТ РУКИ ЗА СПИНУ)

На зиму долгую в нашем лесу

Мы приготовили птичкам еду. (ВЫТЯГИВАЕМ ЛАДОШКИ)

Прилетайте, птицы, Вы сюда кормиться! (ЗОВЁМ ПТИЦ)

Ребята, а как мы будем кормить птиц? Что для этого нужно? Вот подсказка:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает и в мороз

Птиц зерном и хлебом.

(Кормушка)

А вот еще:

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том.

Только круглое окошко -

Не пролезет даже кошка.

(Скворечник)

В. -Внимание на экран! (на экране изображение кормушки и скворечника). Что это? А на что похожи кормушка и скворечник? Из чего они сделаны?

В.- Я предлагаю вам сделать кормушку из конструктора.

Детям предлагаются детали конструктора. Нужно разделить детей на 2 команды и предложить сделать одним скворечник, а другим-кормушку (по заранее подготовленному образцу воспитателя).

В .- Молодцы. Сове очень нравится. Оказывается, что сделать кормушку – это еще не всё! Нужно знать, какой корм в нее насыпать. А если не знаешь, что тогда будет? (ответы детей). А какую еду любят птицы? (семена, зерна, семечки, ягоды, но есть и те, которые питаются мышами и другими мелкими грызунами (сова).

Игра: «Корм для птичек»

На столе разложены картинки с изображением различных продуктов. Задача детей выбрать картинки с изображением того, что едят птицы.(вариант игры: воспитатель называет продукты, дети хлопают, если воспитатель называет то,что то едят птицы).

В. Вы устали? Предлагаю немного отдохнуть.

Подвижная русская народная игра «Дятел»

Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети водят хоровод вокруг «дятла» и произносят первые две строчки:

«Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы».

«Дятел» в ответ говорит:

«Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму».

С последним словом «дятел» быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в следующей игре.

В. Наверное, вы видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (попросить детей показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (ответы детей). Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух . Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге (пусть дети попробуют показать, как птицы это делают). Зачем же птичке это нужно? (ответы детей). Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

А как еще птички греются? (предложить детям найти пару и плотно прижавшись друг к другу «погреться»).

В.- Лиза Береснева приготовила для нас стихотворение А. Яшина. «Покормите птиц зимой»:

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Конспект занятия в старшей группе

«Зимующие птицы»

Тема : «Зимующие птицы»

Цели:

Сформировать представление о зимующих и перелетных видах птиц.

Формировать целостный взгляд на окружающий мир;

Развивать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к птицам, мотивацию интереса к их охране.

Оборудование:

проектор и экран, компьютер, карты миграции птиц, карточки с изображением птиц.

Методы:

Словесные – рассказ, беседа

Наглядные – демонстрация презентации

Ход занятия:

Рассказ-беседа с демонстрацией презентации, отгадывание загадок.

Планируемые результаты:

Умение узнавать и различать наиболее распространенных зимующих и перелетных птиц нашего края;

Умение подбирать соответствующий корм для птиц;

Бережное, заботливое отношение к птицам: изготовление кормушек, подкормка;

Познавательный интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц.

Слайд 1

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о птицах. Какие виды птиц вы знаете?

Дети: перелетные и зимующие

Слайд 2

Воспитатель: Правильно! А вы, знаете, почему они так называются?

Дети: Нет.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу.

В холодное время года многим птицам важно прокормиться. Но за окном много снега, и птицы не могут отыскать пищу в сугробах. Чтобы не погибнуть, пернатые улетают в тёплые края. Такие птицы называются перелетные . Поведение птиц осенью, график перелётов зависят от ряда причин. У кого корма больше – задерживаются дольше, у кого корм исчезает – отлетают раньше. Обычно раньше всех стартуют насекомоядные птицы, потом улетают зерноядные, следом – водоплавающие. Хищные птицы отбывают позже всех – они разбойничают на больших дорогах – пролетных путях, кормятся другими птичками. Поэтому и не спешат.

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования, достаточно корма и не совершают перелетов. Таких птиц называют зимующими оседлыми .

Некоторые птицы, соединяясь в небольшие стайки, постепенно откочевывают к югу. Так поступают, например, снегири, которые выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, не имея определенных постоянных мест зимовок. Такие птицы называются кочующие.

Слайд 3

Воспитатель: Почему же улетают перелетные птицы?

Дети: Потому что холодно?!

Воспитатель: Основная причина – недостаток корма в холодное время года. Насекомые исчезают, впадают в спячку или погибают, снежный покров не позволяет добывать корм на земле, находить семена травянистых растений. Водоплавающие птицы не могут зимовать в замерших водоемах.

Слайд 4

Воспитатель:

Перелет птиц называется миграцией. Куда же улетают птицы? Первыми покидают места гнездования насекомоядные птицы: стрижи, трясогузки, кукушки, ласточки и скворцы. (демонстрационные карточки с изображением птиц). Как только наступает осень, и ночи становятся прохладными, ласточки, стрижи и кукушки собираются в стаи и отправляются на Африканский континент. Скворцы улетают в район Средиземноморья. Трясогузки отправляются на зимовку в Африку, Азию, или Индию. На карте изображены еще некоторые виды перелетных птиц и пути их миграции.

Воспитатель: Чтобы определить, куда точно улетают птицы, некоторых птиц отлавливают и на лапку надевают кольцо с номером. Если птица будет снова поймана в другой стране, то по номеру можно будет определить, откуда она прилетела.

Воспитатель:

Рекордсмен по дальности перелета полярная крачка. Птица зимует в Южном океане и Антарктиде куда летит с северного полюса. Перелёты этих птиц длятся четыре месяца. В целом крачки пролетают от 20 000 до 30 000 км. Во время миграций птицы держатся вблизи воды, чтобы всегда можно было найти еду. Мигрируя, крачки ежегодно совершают кругосветное путешествие.

Слайд 5

Воспитатель: а сейчас я предлагая вам отгадать загадки про перелетных птиц.

Быстро над землёй порхает,

Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины.

Дети: Ласточка

Воспитатель: Правильно.

Одни из самых быстрых птиц – ласточки. Форма их тела идеально приспособлена для полета, крылья стрелообразные, а хвост вилочкой. Внешне ласточки похожи на стрижей.

Лапки у ласточек слабые, им трудно поддерживать тело. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Они все время в полете, а когда устают, садятся на ветки деревьев или телеграфные провода. Даже пьют ласточки налету, зачерпывая воду из реки клювом.

Как и другие перелетные птицы, ласточки с наступлением холодов улетают на зимовку на юг, в теплые страны. Весной они всегда возвращаются в родные места.

По поведению ласточек можно предсказывать погоду. Если ласточки кружатся высоко в небе – будет тепло и сухо. А вот они летают почти у самой земли – значит, скоро пойдет дождь.

Слайд 6

Воспитатель:

Клин летит курлыча к югу,
Не желая встретить вьюгу.
Облетая пол Земли,
Вдаль несутся - …

Дети: Журавли

Воспитатель: И снова правильно! Два раза в год в небе можно увидеть журавлей. Выстроившись клином, они осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются к родным гнездам.

Журавли, прилетая с юга, извещали о своем возвращении курлыканьем. При пении журавлей крестьянки на Руси выходили в поле и семь раз кувыркались или катались с боку на бок, заговаривая спину, чтобы она не болела.

Журавли – большие птицы с широкими крыльями. Оперение у них серое, но есть и белые журавли – стерхи, которые живут в Сибири.

Свое гнездо журавли строят на болоте среди зарослей камыша и осоки. Едят червяков, жучков, лягушек. Щиплют молодые ростки осоки, а когда поспевают болотные ягоды: клюква, морошка и брусника – лакомятся ими.

Весной журавли устраивают танцы. Начинает танец одна пара журавлей, а затем к ней присоединяется вся стая.

Слайд 7

Воспитатель:

Это что, скажи, за птичка?
Серенькая невеличка.
Знает множество мелодий.
То свистит, то трель выводит.
Но скромна. Среди ветвей,
Незаметен …

Дети : Соловей

Воспитатель : Опять угадали. Пение этой птицы настолько приятно человеческому слуху, что выражение «Поет, как соловей» стало крылатым. Именно так люди говорят о талантливом певце или певице. А сам виновник, соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами. Зима певцу не по нутру и холодное время года он пережидает далеко от родных краев, в Африке. Но как только наступает весна, спешит соловей обратно домой. Причем летят соловьиные стаи исключительно по ночам. Прилетев в родные места, они расселяются неподалеку от лесных рек и озер, в густых зарослях ивняка или в кустах черемухи и шиповника.

Слайд 8

Воспитатель:

Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…

Дети : Скворец

Воспитатель: Молодцы! С давних пор повелось, что прилет скворцов означает приход весны. Когда за окном еще холодно, а апрельское солнышко только начинает пригревать, веселая трель скворца знаменует конец долгой зимы и наступление долгожданного тепла.

Пара скворцов устраивает гнездо в расщелинах скал, в дуплах, но больше всего предпочитает скворечники – специальные домики, построенные для них людьми. Бывает, что скворечник на зиму облюбовали нахальные воробьи. Приходится скворцам с боем отвоевывать свое жилище.

Хотя скворец отлично поет сам, он любит подражать пению других птиц. Скворцов часто содержат как домашних птиц. Их несложно обучить насвистывать музыкальные мелодии или выговаривать отдельные слова. Часто скворцы могут воспроизводить и вовсе невероятные звуки: гудок паровоза, звук автомобильного мотора, скрип двери, ржание лошади и т. д.

Слайд 9

Воспитатель: Как же помочь тем птицам, которые остались зимовать. В голодный и холодный зимний период очень важно подкармливать птиц. Дети а вы знаете чем кормить птиц?

Дети: Хлеб, крупа…

Воспитатель: Как правильно кормить птиц зимой, советуют орнитологи (люди, которые изучают жизнь птиц). Они рекомендуют составлять зерновую смесь из разных семян, большая часть в этой смеси должна состоять семян подсолнечника

С удовольствием пернатые будут лакомиться семенами арбуза, тыквы, дыни, конопли, чертополоха, крапивы, лебеды и репейника. Склюют они и зерна кукурузы.

Стоит иметь в виду, что семена арбуза предварительно следует подробить. Тогда их с удовольствием употребят в пищу поползни или синицы.

В качестве подкормки в голодный для пернатых период в меню можно включить мясо, сало, а также говяжий или куриный жир. Надо иметь в виду, что мясо и сало должно быть несоленым. Каким образом подкормить пташек?

Сало или мясо следует разрезать на небольшие кусочки и нанизать их на бечевку. Затем продукты развешиваются на ветках деревьев или на кустарниках. Но для того, чтобы подкормка не досталась воронам, галкам, сорокам, собакам или кошкам, размещать кусочки следует подальше от земли.

Самых красивых посетителей кормушек – свиристелей и снегирей – привлекают ягоды боярышника и рябины. Плоды можно заготовить заранее, высушив осенний урожай. Что нельзя класть в кормушку для пернатых

При составлении птичьего меню стоит учесть некоторые ограничения. Для этого следует знать, чем нельзя кормить птиц зимой. В меню для пернатых категорически запрещено вводить любые острые, соленые, жареные, а также кислые продукты. Большую опасность для них представляет черный хлеб.

Слайд 10

Воспитатель: Важно ответственно подойти к изготовлению самой кормушки. Корм в ней не должен намокать и выдуваться ветром.

На рисунке можно увидеть разные виды кормушек

Главное, какая бы красивая и удобная не была ваша кормушка, она бесполезна, если в ней нет корма. Кормите птиц регулярно, и они будут часто посещать вашу кормушку. И это даст вам возможность понаблюдать за удивительной жизнью пернатых друзей.

Слайд 11

Воспитатель : А теперь пришло время проверить знаете ли вы зимующих птиц.

Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Искупается в пыли
Или в луже на мели.
Отгадайте поскорей,
Эта птичка …

Дети: Воробей

Воспитатель: Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнезда рядом с домами людей, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен или за карнизами окон и дверей. Воробьи удивительно неприхотливы. Они едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам, выклевывая зернышки. «Вора бей!» – кричали в старину крестьяне, завидев на своих полях стайку маленьких птичек. Отсюда и пошло название воробья.

Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче – у них коричневая шапочка на голове и две светлые полоски на крыльях.

Воробьи общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая о местах кормежки или о том, что к стае подкрадывается хищник. Вместе проще находить пищу и избегать опасности.

Слайд 12

Воспитатель:

Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто? ...

Дети: Синичка.

Воспитатель:

Говорят, что синиц прозвали так за песенку, которую они поют: «сии-сии» да «ции-ции». У синиц желтое брюшко, зеленоватая ^ спинка, а на голове черная шапочка. Размером синицы с воробья и такие же шустрые и бойкие. Без устали снуют по веткам деревьев и склевывают мошек и насекомых.

Синички устраивают гнезда в дуплах деревьев, которые когда-то продолбил дятел, а потом бросил. Иногда, если дерево старое и трухлявое, синицы могут и сами проделать дупло. Внутри дупла птички выстилают гнезда пухом, перьями и шерстью животных.

Синиц можно назвать рекордсменами по количеству откладываемых яиц. В среднем самка откладывает 10, иногда 14–15 яиц. К тому же у синиц бывает две кладки. За сезон одна пара синиц выводит по 20–30 птенцов. Пока самка сидит на яйцах, самец заботится о ней и приносит еду.

Синицы не улетают на зиму в теплые страны, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека, где им перепадают зернышки или хлебные крошки.

Слайд 13

Воспитатель:

В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка...

Дети: Дятел.

Воспитатель : Кто из нас не слышал, как стучит, долбит по дереву неугомонный барабанщик наших лесов – дятел. Но распознать дятла можно не только по стуку, но и по характерному крику, похожему на «ки-ки-ки». Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».

Слайд 14

Воспитатель:

Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет.

Дети: Голубь.

Воспитатель: Молодцы! Пожалуй, это самая известная горожанам птица. Эти птицы настолько привыкли к жизни в городе, что совершенно не боятся людей, зачастую беря корм прямо с ладони человека. Уже многие века голуби и человек мирно соседствуют друг с другом. И люди даже в свое время приучили этих птиц доставлять почту. Во многих странах голубя считают священной птицей, а в наше время голуби стали еще и символом мира. Но те голуби, которых мы ежедневно видим в городе и которых называют «сизыми голубями» – лишь разновидность в голубином семействе. Есть у «сизарей» и вольные лесные собратья.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы, знаете какие бывают птицы. А также как помочь зимующим птицам пережить холода. Ребята, дома с родителями приготовьте кормушки для пернатых друзей, зимой птицы нуждаются в нашей заботе! И не забывайте, что кормушка не должна быть пустой.

Конспект занятия в старшей группе по экологии «Зимующие птицы»

Цель: выявить экологические знания детей

Задачи: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; закрепить знания правил поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие; развивать умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить, воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Материал: карточки с птицами, дерево нарисованное (зимнее, картина лета, натуральный корм для птиц (зёрна, кедровые орехи, семечки, несолёное сало, крошки хлеба, ягоды рябины или облепихи), запись птичьих голосов, бумага для оригами.

Ход занятия:

Влетает сорока.

Воспитатель: Беда, беда, караул, спасите, помогите, в Царстве Птиц случилась беда – все птицы кого-то испугались и перепутались. Теперь никто не знает, к каким птицам он относится и где живет, какие у него повадки. В царстве полный беспорядок и неразбериха. Ой, а куда это я попала? Вы меня узнали? (ответы детей). Ребята, а вы мне поможете навести порядок в лесу? А птицы у нас в царстве живут непростые: есть здесь и зимующие, есть и перелётные. Зимующих птиц мы с вами посадим на это дерево, а перелётных – на картинку, где нарисовано лето. Ведь там, где они сейчас находятся – настоящее лето. -Как, ребята, называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

Зимующие -Правильно, зимующие.

А кто такие перелётные птицы?

Это те птицы, которые улетают от нас осень в тёплые края.

Молодцы, правильно. А мы поиграем в игру «Путаница» (дети встают по кругу, игра с палочкой).

Тело птиц покрыто шерстью.

Скворец живет в дупле.

Птенчики вылупляются из икринок.

В теплые края улетают перелетные птицы.

Люди делают скворечники для ворон.

Птицы строят гнезда из досок.

Птицы собираются в стадо и летят домой.

Самый лучший певец из всех птиц - дятел.

Конкурс 1. «Кто быстрее разделит птиц, изображённых на карточках, на перелётных и зимующих».

Дети должны разделить их и назвать.

Молодцы. Вы сделали всё правильно. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

Только давайте поможем птицам долететь и сделаем небольшую зарядку

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)

По команде приседаем

Раз-два-три-четыре-пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Пусть наши перелётные птицы летят в свои тёплые края. А мы с вами останемся с нашими зимними друзьями.

Какие птицы, ребята, сидят на нашем дереве? Только поднимайте руки, а не говорите все хором.

Снегирь, синица, дятел, клёст, сорока, ворона, воробей, кукушка. -Правильно. - А как ты догадался, что это снегирь?

У него красная грудка и, чёрные крылья и хвост. Можно опросить ещё 2 – 3 ребёнка о синице, сороке, кукушке. (А как ты, догадался, что это … .)

Хорошо ребята.

Ребята, а как вы думаете, легко ли птицам добывать корм зимой? Ответы детей.

А как мы можем помочь зимующим птицам? Ответы детей. Рассказ воспитателя Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много еловых и сосновых шишек. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

А теперь, ребята, давайте отправимся в необычную столовую, выберем корм для наших птиц и положим его под наше дерево. Пусть наши птицы полакомятся нашим угощением.

Конкурс 2. «Выбери корм для птиц»

Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

Тогда слушайте внимательно мои необычные загадки.

Кто на елке, на суку

Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку! » (Кукушка.)

Хоть я не молоток,

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел.)

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел.)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (снегири) .

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова.)

Прыгает она у дома,

А зовут ее. (ворона) .

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям кочует -

Коноплю ворует. (Воробей.)

Кто летает, кто стрекочет

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра! »

А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит. (сорока)

А еще, ребята, мне один знакомый голубь рассказал, что вы очень талантливые и умеете делать птиц из бумаги.

Неужели это так? А как называется техника, когда из бумаги делают фигуры?

Давайте подготовим наши пальцы к работе.

(Проводится пальчиковая гимнастика «Любопытная ворона»)

Дети выполняют птиц в технике оригами.

Молодцы. Ребята, как вы думаете, мы помогли нашим птицам навести порядок в их царстве?

Да, конечно мы с вами разделили птиц на зимующих и перелётных, помогли ми отыскать себе корм. И наши друзья птицы благодарят вас за помощь своими песнями (звучат звуки птичьих голосов) .

Программные задачи: закрепить знания детей об особенностях жизни птиц осенью и зимой;

практиковать в умении находить звук [у] в середине слова; ; способствовать развитию памяти; , бережное отношение к ним; познакомить со словами «навыкате», «охотиться», «чуть свет».

Материал: муляжи птиц, тематические карточки с изображениями птиц.

Ход занятия

Воспитанники рассматривают муляжи птиц и карточки с их изображениями.

Воспитатель (В.). Дети, каких птиц вы знаете из тех, что видите перед собой? Встречались ли вы с ними раньше, где и при каких обстоятельствах, что они делали? (Ответы детей.)

Здорово, что вы знаете, как называются и ведут себя скворцы и ласточки, воробьи и аисты, дятлы и совы, другие птицы. Какие из них осенью покидают нашу страну и как их называют одним словом? (Ответы детей.)

Правильно, таких птиц называют перелетными. Назовите главную причину, которая вынуждает их менять место жительства? (Ответы детей.)

Безусловно, основная причина связана с тем, что приближаются зимние холода. Скажите, каких птиц из тех, что зимуют в наших краях, вы знаете?

Дети. Воробьи, синицы, снегири, дятлы, совы, вороны, голуби.

В. Молодцы! Теперь предлагаю игру со словами. Я буду говорить, как называется птица. Если вы услышите в слове звук [у], то хлопайте в ладоши, сопровождайте название птицы аплодисментами.

Воспитатель называет слова: голубь, воробей, дятел, синица, пищуха. Дети реагируют в соответствии с заданием.

В. Почему птицы, которые остаются зимовать, часто прилетают к жилью человека?

Дети. Становится холодно.

В. Правильно, однако не все птицы боятся холода. Посмотрите на очередную картинку. Эта птица называется клест.

Ее маленькие птенцы выводятся на свет в самый лютый мороз. Все потому, что именно в это зимнее время в еловых и сосновых шишках созревают семена. Этим семенами клесты не только питается сами, но и кормят ими своих детей.

Но большинство птиц, когда им становится холодно, стремятся к человеческому жилью. Какая причина, кроме мороза, вынуждает их быть ближе к людям? (Ответы детей.)

В. Конечно же, особенно зимой птицам не хватает еды, поэтому и стремятся они подкрепиться с помощью людей. Каким образом мы можем помочь птицам перезимовать?

Дети. Сделать с родителями кормушки, насыпать туда корма.

В. Делали вы их раньше, или сделали кормушки уже в этом году? (Ответы детей.). Молодцы, что вместе со взрослыми помогаете птицам.

В. Почему мы должны заботиться о птицах? Какую пользу они нам приносят? (Ответы детей.)

Послушайте народную загадку про еще одну очень интересную птицу.

Днем отдыхает,

А ночью летает,

Днем спит,

А ночью кричит,

Плачет, как ребенок,

А живет в лесу. (Сова.)

Правильно, это сова. Видите, какие у нее большие навыкате глаза. Она летает ночью. Охотится на мышей и даже на зайцев. Чуть свет и она отдыхает.

Воспитатель объясняет значение слов «навыкате», «охотится», «Чуть свет».

В. Дети, еще раз внимательно посмотрите на карточку с изображением птицы, вспомните содержание загадки и составьте вместе небольшое повествование о сове.

Дети. Большая птица. Глаза навыкате. Ночью летает. Охотится на мышей. Ловит даже зайцев. Чуть свет и сова спит.

В. Хорошее у вас получилось коллективное повествование. Теперь знаете, как ведет себя сова. А еще вы понимаете, что означают слова «навыкате», «охотится», «чуть свет».

Расскажу вам еще, что птицы предсказывают погоду. Существуют некоторые народные приметы:

— Если воробьи в холодную погоду начинают купаться в воде, то вскоре потеплеет;

— Снегири под окнами щебечут — будет оттепель;

— Синички перебрались к жилью человека — начало зимы, предстоящая зима будет снежной и холодной.

Будет хорошо, если вы запомните эти приметы. Расскажите их своим мамам и папам. Спросите также у родителей, которые другие народные приметы о птицах они знают.

Подведение итогов занятия.

Светлана Агафонова
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме : «Зимующие птицы »

Цель :

Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах ;

Формировать понятия «зимующие птицы » ;

Познакомить с условиями жизни птиц ;

Воспитывать желание заботиться о птицах , подкармливать их зимой.

Демонстрационный материал.

Картинки с птицами (ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, свиристель)

1. Организационный момент

Бывают птицы разными :

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной :

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

2. Основная часть

А) Беседа

Про каких птиц говорится в стихотворении :

«И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг….» (перелетных)

Почему они улетают (наступают холода, еды становится мало)

Что говорится в стихотворении о зимующих птицах ?

…«Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи….»

Каких птиц называют зимующими (которые не улетают с приходом зимы в теплые края, а остаются зимовать в своем краю.

Каких зимующих птиц вы знаете (ворона, воробей, голубь)

А какие птицы появляются с приходом зимы (синица, снегирь, свиристель)

Б)Игра «Угадай птицу »

Маленький, пестрый, шустрый, зимующая птица , городская (воробей)

Маленький, яркий, красногрудый, быстрый; зимующая птица , городская (снегирь)

Большая, серая, чернокрылая; зимующая птица , городская (ворона)

Маленькая, желтогрудая, быстрая; зимующая птица , городская (синица)

Тельце покрыто серовато-розоватым оперением, с хохолком на голове, не маленькая (свиристель)

Голубь –крупная птица с короткой шеей , маленькой головой, пестрый или однотонный с сероватым отливом, городская, зимующая (голубь)

Б) Строение птицы

Расскажите, что общего есть у всех птиц ?

У птиц есть …туловище , …. голова, ….крылья, ….клюв, …хвост, …оперение, …две лапки, …шея)

Г) Физминутка

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари (пощипывают щеки) .

Это красные фонарики («фонарики» )

Засветили снегири. (взмахи руками, как крыльями)

Чистят перышки пунцовые, («чистят перышки» )

Воду пьют из родника («пьют» ).

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека (ритмичные хлопки в ладоши) .

3. Закрепление пройденного материала

А)Игра «Четвертый лишний»

Воробей, ворона, синица, ласточка

Почему ласточка лишняя в этом ряду (она улетает)

Синица, воробей, голубь, грач

Какая птица лишняя в этом ряду (грач, она тоже улетает в теплые края)

Снегирь, ворона, свиристель, трясогуска (улетает в теплые края)

Б)Игра «Каждой птице –свой корм »

Воробей питается- крошками

Синица питается –салом

Снегирь- ягодами рябины

Свиристель- насекомыми, ягодами рябины

Голубь- семенами растений, различными зернами

Ворона-(всеядна) хлебными крошками, ягодами, зернами….

В) Игра «Из чего сделаны кормушки»

Рассмотри кормушки и скажи, из чего они сделаны?

(предлагаются детям картинки с кормушками,сделанные из дерева, пластиковой бутылки,из пакета молока, картона, металла)

Г) Подведение итогов

В :-О каких птицах мы сегодня с вами говорили? (зимующих )

В :-как мы можем помочь зимой птицам (мы можем их подкармливать)

В :-Птиц зимой необходимо подкармливать, так как во время снегопадов и в сильные морозы им трудно находить корм. В такую погоду много птиц погибает от голода . Поэтому озябшие воробьи, синицы жмутся к жилью человека, словно знают, что мы не оставим их в беде в лютую зимнюю стужу. Хлебные крошки, зерно, семена дыни, тыквы, арбузов – спасут наших друзей!

Публикации по теме:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Гимназия №1538 Интегрированное открытое занятие по окружающему миру с художественным.

Конспект НОД по окружающему миру «Перелетные птицы» в средней группе Цель:Расширение и закрепление представлений детей о перелетных птицах,их внешнем виде, образе жизни, строении тела, отличительных особенностях,.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе с применением ЭОР «Зоопарк» Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе с применением ЭОР. Тема: «Зоопарк» Цель: Формировать у детей представление о разнообразии.

Задачи: 1. Расширение и закрепление представлений о транспорте; 2. совершенствовать диалогическую речь; 3. обогащение и уточнение, активизация.

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Кругосветное путешествие» Занятие в старшей группе по ознакомлению детей окружающим миром Тема: «Кругосветное путешествие» Задачи: 1. Дать детям представления о том,.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Зимующие птицы». Программное содержание: - закрепить и уточнить представления.