Приметы

Описание вороны в рассказе растрепанный воробей. Конспект урока литературного чтения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 имени

Конспект урока

литературного чтения

по теме: Анализ сказки – были

«Растрёпанный воробей».

Учебник: Родная речь 2 книга 2 часть.

Тема: Анализ сказки – были «Растрёпанный воробей».

Цель: выполнить анализ произведения; через разные виды работ выделять главную мысль.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с творчеством; раскрыть романтический и психологический характер рассказа; формировать умение видеть роль цветовых эпитетов в создании романтической атмосферы; совершенствовать умение давать характеристику героя; учить анализировать иллюстрацию.

Воспитательные: воспитывать любовь к чтению; бережное отношение ко всем живым существам.

Развивающие: развивать речь учащихся; обогащать её образными выражениями: развивать фантазию, мышление, воображение.

Оборудование: Мультимедиапроектор, карточки с цветовыми схемами, карточки с характеристиками героев, слова - опоры.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Речевая разминка.

Подумайте, к каким птицам относятся эти качества?

«Маленькая птичка с серо-чёрным оперением, живущая обычно близ жилых строений, пугливая, шустрая, проворная, драчливая».

Воробей.

Всеядная птица, серая с чёрным или чёрная, крикливая, хитрая, вороватая.

Ворона. (слайд)

Словарные. Написание этих слов нужно запомнить.

Эти птицы стали героями произведения, которое мы изучаем.

III. Работа по теме урока.

Как называется это произведение?

Назовите автора произведения «Растрёпанный воробей».

Что вы можете рассказать об этом писателе?

Учит любить родную природу, быть наблюдательным, уметь фантазировать и быть добрым.

Посмотрите на слайд . Рядом с портретом Константина Георгиевича вы видите фотографию дома, где он жил, рабочего кабинета и природу, которую он воспевал в своих произведениях. На всю жизнь запомнил будущий писатель слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал всё новых и новых людей, читал, был жаден до работы, до общения, часто отдыхал на природе, бродил по лесам…

На прошлом уроке мы с вами разбирали, к какому жанру относится это произведение.

Вспомните, что это за жанр?

Сказка-быль.

Высказывания детей. (Слайд)

Анализ произведения.

Что мы узнали о девочке и её семье?

Как вела себя ворона?

Как вы относитесь к вороне? Можно ли её осуждать?

- Почему милиционер сказал: «Невесёлой жизни ты, воробей»?

За что Пашка решил отблагодарить Машу? Как он это сделал?

Почему вороне удалось украсть букетик? Прочитайте, как это произошло.

Зачем воробьи устроили драку?

Какое впечатление произвёл на Машу спектакль? Прочитайте.

Какие чувства испытали вы, читая эти строки?

Почему все аплодировали в зале? К кому были обращены все эти аплодисменты?

- Как вёл себя воробей? Что он мог думать в это время?

Какое чувство испытывала мама к Пашке?

Физкультминутка.

Работа по иллюстрации. (стр.16 и стр. 22)

Художник должен перевести язык писателя – на свой язык, язык красок. Совпадает ли взгляд художника с текстом автора? Определите, к какой части текста относятся эти иллюстрации и прочитайте их.

Первая иллюстрация – не совсем точная; вторая – взгляды художника и писателя более точно совпадают.

Слайд с картиной

Посмотрите на репродукцию картины художника Г. Епишина к произведению Константина Георгиевича. Найдите эпизод в тексте, который соответствует сюжету картины. (стр. 13)

Характеристика героев.

В начале урока мы рассмотрели, какими качествами обладают ворона и воробей. А какими были по характеру герои сказки - были воробей Пашка и ворона? Какими вы их представляете? Лишнее зачеркните. (Каждому выдается лист с характеристикой, также таблица появляется на слайде. )

Воробей Пашка

Ворона

Решительный

Любознательная

Отзывчивый

Отчаянная

Коварная

Отчаянный

Настоящий друг

Вороватая

Жалостливый

Сластёна

Беспощадная

Проверочный слайд . Добавление своих характеристик.

Воробей Пашка

Решительный

Любознательная

Отзывчивый

Отчаянная

Коварная

Отчаянный

Настоящий друг

Вороватая

беспощадная

Анализ романтического характера произведения.

Сказка-быль «Растрёпанный воробей» очень необычен. Можно сказать, что он сказочный. В нём живут необычные предметы: старинные часы, стеклянный букетик, музыкальные инструменты, которые похожи на живые добрые существа. Все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, снег, зима – тоже одушевлены. Эти ожившие предметы создают сказочное, волшебное, приподнятое настроение.

Я вам приготовила таблицу с цветовым настроением. Вы находите в тексте данные фрагменты и закрашиваете цветными карандашами пустые клеточки.

Каким рассказ получился по настроению и цвету? Дети выбирают из ряда вариантов свой ответ и обосновывают свой выбор.

Варианты: Разноцветный, унылый, сказочный, однотонный, яркий, весёлый, необыкновенный, контрастный.

Рассказ благодаря цветовым эпитетам получился необыкновенным, волшебным…

Анализ психологизма рассказа.

Какое произведение получилось у автора – Весёлое или печальное?

Весёлое.

Почему же его персонажи так часто плачут?

Высказывания детей.

Найдите эпизоды (вспомните), где персонажи плачут. Прочитайте их и подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут. (3 эпизода – стр.19, стр. 21, стр. 23)

Можно на слайде вывесить слова-опоры: счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о прошлом, горькие воспоминания о любимом.

IV. Итог

Давайте подведём итог. О чём же это произведение? Что хотел сказать автор, когда писал эту сказку – быль ? Какова же главная мысль этого произведения?

Высказывания детей.

Как вы понимаете эти слова?

Высказывание детей.

Паустовский стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль и слёзы и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно любовь превращает обычный мир в разноцветную сказку.

V. Домашнее задание.

Выразительное чтение сказки были. По желанию закончить таблицу.

положительные

отрицательные

помощники

нейтральные

Герои сказки «Растрёпанный воробей»

положительные

отрицательные

помощники

нейтральные

Герои сказки «Растрёпанный воробей»

положительные

отрицательные

помощники

нейтральные

Герои сказки «Растрёпанный воробей»

положительные

отрицательные

помощники

нейтральные

Герои сказки «Растрёпанный воробей»

положительные

отрицательные

помощники

нейтральные

Герои сказки «Растрёпанный воробей»

положительные

отрицательные

помощники

нейтральные

Герои сказки «Растрёпанный воробей»

положительные

отрицательные

помощники

нейтральные

Герои сказки «Растрёпанный воробей»

положительные

отрицательные

помощники

нейтральные

Урок литературного чтения


Трубникова Любовь Ивановна

Учитель начальных классов

Сценарий урока учителя Трубниковой Любови Ивановны

Дидактическое обоснование:

Литературное чтение, 3 класс, автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.Н. Голованова, «Родная речь».

Методические приемы: слово учителя, беседа, выборочное чтение.

Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

Тип урока: рефлексия

Приоритетная образовательная - литературная художественная область,

в интеграции: познание, коммуникация, социализация.

Задачи урока.

Предметные :

Закончить работу над произведением К. Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;

Учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации, обучать краткому пересказу;

Пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;

Развивающие:

- развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление обучающихся, умение грамотно читать язык экрана;

Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях;

Развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Регулятивные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Уметь действовать по алгоритму, понимание и принятие оценки педагога и сверстников.

Личностные УУД : - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД :

Уметь слушать и выражать свои мысли;

Проявлять произвольные формы общения с взрослым и др. детьми (сотрудничество).

Познавательные УУД :

Уметь выделять параметры объекта, сравнивать и устанавливать аналогии.

Личностные УУД : формирование познавательной мотивации, осознание своих возможностей.

Методы обучения : продуктивный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Оборудование и ресурсное обеспечение : портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского, иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, изображения брошек – букетов цветов; цветные карандаши; видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского, аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка», словарь С.И.Ожегова; учебник «Родная речь» ч.2 автор Климанова Л.Ф.

Компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word

.

2.Технологическая карта урока

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(Орг. момент)

2 мин

Настрой на работу:

Начинаем урок литературного чтения. Но сначала повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями. Это люди, за плечами которых богатый жизненный опыт. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое СЧАСТЬЕ. А концу урока и мы попробуем определить для себя, что же такое счастье. Садитесь.

- Я предлагаю вам поиграть в игру “Верите ли Вы”.

- На все мои вопросы нужно отвечать: «верю» – «не верю».

    Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

    Верите ли вы, что даже маленькая птичка может быть великодушной?

    Верите ли вы, что в сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни ?

    Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя простую истину: «От маленькой радости смеются, а от большой плачут».
    - А поможет ответить нам на все вопросы, произведение К. Паустовского.

Подготовка класса к работе

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя. (Верю, не верю.)

Дети получают эмоциональный настрой.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

5 мин

1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала;

2) мотивировать к пробному учебному действию;

3) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

Посмотрите на портреты русских писателей, найдите среди них портрет К.Г.Паустовского. (Выбрать портрет писателя среди других хрестоматийных портретов, закреплённых на доске, лишние - убрать)

- …подготовила сообщение о Паустовском, давайте её послушаем.

Садись, …, молодец. Дневник подашь на перемене.

Проверяем домашнее задание. Какое произведение К. Паустовского мы изучаем? Напомните,что было задано на дом.

Проверка домашнего задания

Кто узнал эту птицу по описанию?

Воробей

Ворона

Слова появляются на доске

- Как в русском языке, одним словом, называем эти слова? –

Почему?

А мы можем проверить написание этих слов? Что для этого нужно сделать?

Как вы думаете, почему именно описание воробья и вороны вы готовили?

(Точка зрения)

(Ответы, сообщения детей о писателе)

Сказку К. Паустовского «Растрепанный воробей»; составить описание птиц.

Маленькая птичка с серо-черным оперением, живущая обычно близ жилых строений, пугливая, шустрая, проворная, драчливая”?

Всеядная птица, серая с черным или черная, крикливая, хитрая, вороватая”?

Словарные.

Написание этих слов нужно запомнить.

Заглянуть в орфографический словарь.

Эти птицы стали героями произведения, которое мы изучаем.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

3. Выявление места и причины затруднения

5 мин

Физминутка

1 мин

    организовать фиксацию места, где возникло затруднение

2) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

Организует беседу, словарную работу

А теперь внимание на экран!

1 – ый слайд

скрипка

виолончель

гобой

флейта

тромбон

Что означают эти слова? Почему названия именно этих инструментов помещены на слайде?

- 2 – ой слайд

Дирижёр - А кто такой дирижёр?

Проверим ответ ….

Выплывающий слайд

(Лицо, управляющее оркестром, хором, оперным или балетным спектаклем.)

3-ий слайд

Капельдинер

- А как объяснить значение этого слова?

- Возникла проблема. Кто или что нам поможет?

Выплывающий слайд - фото капельдинера

- Ребята, в начале урока вы сказали о том, что мы изучаем сказку. Но, судя по этим словам сказочного в произведении «Растрёпанный воробей» мало. Так ли это? Докажите.

Как вы думаете, почему автор выбрал именно такое название?

(Растрёпан, потому что был в драке)

Какое имя дал воробью автор?

Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.

У воробушка головушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Обхватить голову обеими руками и покачать ею из стороны в сторону, показывая, как у воробья болит голова.)

У воробушка спинушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Положить руки на спину и раскачиваться.)

У воробушка крылышко,

Ох, как болело!

Ох, как болело!

(Погладить левой рукой правую руку.)

У воробушка ноженька,

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Разглаживать рукой «больную» ногу.)

Дети высказывают свои мысли.

(Варианты ответов детей)

Работа учащихся со словарем С.И. Ожегова

(Театральный служитель, указывающий зрителям места, следящий за порядком в зале и т.п.)

Предположения учащихся

(В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать)

Приведенный в беспорядок, изорванный, взлохмаченный.

Пашка

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные (Логические) : анализ с целью выделения признаков

4. Построение проекта выхода из затруднения

5 мин

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации.

Задания по теме урока.

Работа над образом воробья Пашки, выборочное чтение рассказа детьми с целью уточнить представления о главном герое рассказа: Какой он, воробей Пашка?

Почему же у воробышка всё болело?

Найдите нужный отрывок в тексте.

(Автор заодно с Пашкой. Вспомните: Пашка «прикинулся мёртвым» - автор не хочет, чтобы читатель видел его слабым Маленький, но великодушный. Способен сострадать (букетик для мамы). В этом видит своё счастье.)

Можно ли сказать, что ворона – это враг Пашки?

Как вела себя ворона?

Как вы относитесь к вороне? –

Можно ли её осуждать?

Как о ней говорит автор?

Автор обращает внимание на возраст: седая. Значит много повидала. Случай с Пашкой: злая. Но не торопится осуждать. Когда она протискивается через форточку: неуклюжая, трусливая (удирала), скупая, сварливая (склонная к ссоре, конфликту). Автор скорее приглашает нас улыбнуться.

Оценки выставляются по ходу чтения в дневник.

Его ворона сильно клюнула в голову.

Дети находят нужный отрывок в произведении.

Работа в учебнике стр. … (Однажды ворона застала…)

Работа в учебнике стр. 17… (тогда Пашка, назло старой вороне…)

Работа в учебнике стр19…

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

4 мин

Физминутка

«Воробышки»

1 мин

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

- Мы рассмотрели, какими качествами обладают ворона и воробей. А какими были по характеру герои сказки: воробей Пашка и ворона? Какими вы их представляете? Лишнее зачеркните.

Работаем в паре.

На работу вам 2 минуты. Контролируйте время. (Каждому выдается лист с характеристикой, также таблица появляется на слайде. )

Воробей Пашка

Ворона

Решительный

Любознательная

Весёлый

Хитрая

Отзывчивый

Отчаянная

Проверка .

Вы замечательно поработали в паре, сумели договориться между собой, помогали друг другу.

Ребята, а смог бы наш герой без помощи друзей победить старую ворону?

Молодцы! А теперь, сядьте прямо, закройте глаза, положите руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представьте себе, что вы вдыхаете свежий морозный воздух. Это придаёт вам спокойствие, уверенность, лёгкость. Выдохните громко. Откройте глаза. А выдохнули вы своё беспокойство, страх, напряжение. Продолжаем нашу работу.

Дети отвечают на вопросы учителя отрывками из текста.

Выборочное чтение.

Дают характеристику главному герою.

(Отзывчивый, трудолюбивый, всегда спешит на помощь…)

Рассказывают о своём выборе.

(Варианты ответов детей)

Конечно, нет. Один в поле не воин.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

12мин

Организация деятельности по применению новых знаний

Назовите, пожалуйста, всех героев сказки.

Какие чувства они у вас вызвали?

Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев. Какая Маша? Подтвердите словами из текста.

Что известно нам о ее семье: о маме, папе и няне Петровне?

Кем был Машин отец?

Что можем сказать про ее маму?

Что известно нам про няню Петровну?

О каком стеклянном букетике идёт речь в сказке?

В сказке К. Паустовского много цветовых эпитетов. Закрасьте клеточки тем цветом, который указан в тексте.

(Фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой, розовый, золотой, лунный)

Какой сказка получилась по настроению и по цвету?

Проверка по слайду.

Подведение итогов: сказка благодаря цветовым эпитетам получилась необыкновенно-красочной, волшебной и

т. д.

У Паустовского произведение получилось веселым или печальным?

Почему же его персонажи так часто плачут?

Ребята, подумайте от чего обычно, плачут люди?

На столе у вас лежит карточка жёлтого цвета, используя ее, ответьте на поставленный вопрос. На работу вам 1 мин.

На карточке подсказки: счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о прошлом, горькие воспоминания о любимом

Вывод: сказка Паустовского не только об удивительных животных, похожих на людей, она еще разноцветная, волшебная, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.

Учащиеся еще раз внимательно просматривают текст и отвечают на вопросы

Характеристика Маши, подтверждая каждое качество выборочным чтением. (добрая, любознательная, впечатлительная) Стр.12, 18, 19

Машин отец был моряком, что потом «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной». Стр.13

Машина мама – балерина: «… она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу», «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».Стр.12

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая.

Брошь. Её подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны. Стр.13

Стр. 14

Весёлым, смешным

Дети зачитывают указанные подсказки, размышляют о причинах слез и выбирают из предложенных вариантов тот, который, по их мнению, называет то чувство, которое стало источником столь сильных человеческих переживаний.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

6.Первичное закрепление во внешней речи

3 мин

1) организовать усвоение детьми нового способа действий фронтально

- В конверте “словесный” конструктор. Соберите образное выражение. Работаем в паре. На работу 1 мин.

Парный значок по окончанию работы.

Проверка

Прочтите, что у вас получилось.

Как вы понимаете это выражение: «От маленькой радости смеются, а от большой плачут»

А где вы встречались с этим выражением?

Как вы думаете, почему именно это выражение использует Паустовский в своей сказке?

Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.

Что означает слово СЧАСТЬЕ для каждого из героев сказки?

От счастья тоже плачут

Мнение детей

Стр. 23

Это выражение отражает главную мысль сказки

8.Включение в систему знаний и повторение

1 мин

1) организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия

А вы когда бываете счастливы?

Плакали когда-нибудь от счастья?

Ответы детей

9.Рефлексия учебной деятельности

6 мин

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

3) организовать обсуждение и запись домашнего задания

Давайте еще раз прислушаемся к волшебным словам писателя, проникнемся сказочным настроением этой сказки.

После этого - отрывок из мультфильма

Дети, а вы знаете, что каждый учитель немножко волшебник.

У меня в ладони звездочки, а когда звёзды падают, люди загадывают желание. Сейчас я дуну, и волшебные звёзды упадут на вас, попробуйте загадать желание

Организация рефлексии

- Наш урок подходит к концу. Посмотрите на экран и закончите предложения:

    Для меня было открытием то, что…

    Мне удалось…

    Мне не удалось.…Почему?

А домашнее задание будет индивидуальным

Домашнее задание:

1)придумать продолжение сказки

2)самостоятельная работа

Спасибо за урок!

Ответы детей

Ответы детей

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование


Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"

Задачи урока:

образовательные : продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного ; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи;

развивающие : развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Оборудование и ресурсное обеспечение: портрет К.Г. Паустовского, выставка книг К.Г. Паустовского, иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, изображения брошек – букетов цветов; цв. карандаши; видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского, аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка», словарь С.И.Ожегова; учебник «Родная речь» ч.2 ав. Климанова Л.Ф.

компьютер, экран, проектор, программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word

ХОД УРОКА.

    Организационный момент. Эмоциональный настрой.

    Актуализация темы.

1. Введение в тему.

Послушайте музыку и скажите, как называется это музыкальное произведение и почему именно его я предлагаю сегодня вашему вниманию.

(фрагмент из балета «Золушка» С. Прокофьева. Именно это произведение упоминает К.Паустовский в своём рассказе «Растрёпанный воробей»)

2. Сообщение целей урока.

Сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей», а помогут нам такие виды искусства, как литература, кино, живопись, музыка.

3. Речевая разминка.

Послушайте загадку и скажите, о ком в ней говорится:

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона

Это… (ворона).

По каким признакам вы догадались?

4. Словарная работа.

По характеру ворона в произведении названа еще и «сварливой». Как вы понимаете значение этого слова?

(Ворчливая, склонная к ссорам).

Найдите, как об этом сказано у К.Г. Паустовского в тексте? (с. 15)

Послушайте следующую загадку:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый… (воробей).

Что из этой загадки можно узнать о воробьях?

(Питаются жучками, не улетают на юг, обитают под крышей).

А зимой воробьям приходится особенно «туго». Они питаются тем, чем придется. Как вы понимаете выражение «Питаются из лошадиных торб овсом».

(Торба – мешок с овсом, который подвешивается к морде лошади).

Прочитайте, как об этом сказано у К.Г. Паустовского? (с.16)

III . Проверка домашнего задания.

Что было задано на дом? (прочитать произведение, подобрать другое название и поработать художниками: сделать рисунок – обложку к произведению).

Покажите и расскажите, что вы изобразили.

1. Индивидуальный опрос. Краткий пересказ отрывков.(2 -3 ч.)

2. Работа со словарём. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший это произведение?

(Он способен подарить чудо)

Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.

Сегодня мы постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Но сначала ответим на вопрос:

сказка это или рассказ? В этом нам поможет словарь. Найдём определение слов сказка и рассказ в словаре С.И. Ожегова.

(Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение не большого размера).

(Сказка – повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил).

Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках?

(Воробей Пашка – сказочный персонаж и это позволяет нам утверждать, что это произведение сказка.)

Вспомним, кто ещё является главными героями изучаемой нами сказки? (на доске имена героев )

IV . Работа с текстом произведения.

1. Жужжащее чтение

Обратимся к тексту произведения.

Прочитайте начало сказки и определите, кто из героев предстаёт перед нами первым? (с.12)

2. Работа в парах.

Придумайте вопрос по прочитанной части и задайте его соседу (поменялись ролями)

3. Выборочное чтение.

Кем была мама Маши? (балериной). Мама очень волновалась. Как об этом пишет Паустовский?

Прочитайте о душевном состоянии мамы в последние дни перед спектаклем (с. 13)

К какому важному событию готовилась мама Маши?

(Она готовилась впервые танцевать Золушку)

Почему маме был так дорог стеклянный букетик? (Его подарил маме Машин папа)

В этом рассказе, как и в произведениях других авторов, главный герой – не человек, это животное, воробей, по его имени назван рассказ. Об этом образе поговорим после небольшой паузы.

V . Физминутка.

VI . Работа над образом воробья Пашки и вороны.

Как же Пашка попал в дом к Маше? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из мультфильма, который был поставлен по мотивам рассказа Паустовского.

1. Просмотр отрывка из мультфильма (слайд 2)

Что произошло после?

2. Инсценировка (диалог милиционера и Маши)

Маша принесла Пашку домой, накормила и выпустила. Но воробушек прилетал каждый день и хотел отблагодарить Машу. Как он это делал? Прочитайте отрывок и добавьте недостающие слова (слайд 3)

3. Беседа с сопровождением выборочного текста.

Совсем по-иному вела себя другая героиня сказки-ворона. Она частенько занималась воровством в доме Маши. Что было предметом последнего воровства вороны, и кто оказался свидетелем этого поступка?

(Ворона влезла в комнату, прыгнула на мамин стол, воровато схватила стеклянный букет и вылетела за окно. Всю эту картину увидела Маша.)

Что предпринял Пашка, узнав о воровстве вороны? Найдите в тексте описание нападения воробьев на жилище вороны? (выборочное чтение ) с.20

4. Свободные высказывания.

Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями.

Чтобы так отчаянно сражаться, необходимо обладать определёнными чертами характера.

5. Работа со слайдами. Характеристика героев.

1) Какими характеристиками обладала ворона, а какими воробей Пашка? Выберите (слайд 4)

2) Вчера дома вы все работали художниками-оформителями. Художник должен перевести язык писателя - на свой язык, язык красок. Совпадает ли взгляд художника с текстом автора? Определите, к какой части текста относятся эти иллюстрации (беседа с сопровождением выборочного текста .) (слайд 5,6)

3) Воспроизведи последовательность событий (слайд 7)

Паустовский очень точно смог выстроить сюжетную линию. В сказке события следуют одно за другим. В представленном мною варианте что-то напутано. Восстановим последовательность.

Почему на глазах у Золушки после окончания спектакля были слёзы? (она вспомнила о потерянной брошке).

Кто помог вернуть маме брошь?

Как это произошло? (выборочное чтение) с.22-23

Пашка помог маме вновь обрести хрустальный букетик, который был ей так дорог.

VI . Творческая работа. Релаксация.

Рисование хрустального букетика – брошки под мелодию С. Прокофьева из балета «Золушка»

Предлагаю вам разукрасить букет. Возможно он выглядел именно так.

VII . Рефлексия.

Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним?

Зачем написано это произведение?

Перед вами высказывание: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».

Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Выскажите своё мнение.

VII . Итог.

VIII . Домашнее задание (слайд 8)

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

в 3 классе

В своих произведениях Константин Георгиевич Паустовский поведал нам, как нужно любить природу, животных. Это отнюдь не нравоучения, писатель просто рассказывает различные истории о животных, растениях, птицах. После прочтения этих произведений хочется охранять братьев наших меньших. Надеемся, что одобрил бы это краткое содержание Паустовский. «Растрепанный воробей» - интересный и трогательный рассказ, и мы постараемся не только передать сюжет произведения, но и помочь читателю удостовериться в том, что в маленьком тельце птицы может биться большое благородное сердце.

Знакомство с Машей

Перед нами комната маленькой девочки. Автор смог достоверно описать обстановку, поэтому читателю легко мысленно перенестись туда, где начинается рассказ.

Часы на стене пробили 8 раз. Это железный кузнец ударял в свою наковальню. С этого эпизода начинается сам рассказ и его краткое содержание. Паустовский, растрепанный воробей, Маша - фамилия автора, имена и прозвища главных героев будут звучать в пересказе довольно часто. Зато вы хорошо запомните их.

Прошел час, кузнец, который был ростом с игрушечного солдатика, ударил в свою наковальню уже 9 раз. Именно в девять вечера няня укладывала девочку Машу спать. Та не хотела ложиться в постель, поэтому вела себя тихо, чтобы не разбудить няню, дремавшую на диване.

Маша стояла около окна и думала о маме, которая ушла в театр. Там женщина работала - танцевала. Девочка вспоминала, каким большим был театр, с колоннами. Наверху, на его крыше, пытались встать на дыбы чугунные лошади, но их удерживал человек с венком на голове. Эти фигуры стоят на здании Большого театра, значит, мама девочки служила балериной именно там.

Папин подарок

Произведение «Растрепанный воробей» продолжается воспоминаниями девочки об отце. Благодаря им мы узнаем, что во время Великой Отечественной войны он был на фронте, служил на корабле, отважно сражался с врагами.

В данное время отец Маши находился на Камчатке и должен был вернуться только весной, а события рассказа происходят зимой.

Маме девочки через 2 дня предстояло исполнить партию Золушки. Дочка еще ни разу не была в Большом театре, но женщина пообещала взять ее на премьеру.

Недавно мать достала из сундука маленький букет, сделанный из стекла. Ее муж привез эту брошь в из далекой страны. Он хотел, чтобы любимая женщина приколола сувенир на красивое платье Золушки, когда героиня сказки будет танцевать во дворце.

Мама положила брошь на стол и строго-настрого приказала дочери не трогать ее. Девочка была послушной и смотрела на красивую вещицу только издалека.

Интересно было бы узнать, как бы написал краткое содержание Паустовский. «Растрепанный воробей» - рассказ не только об этой птице, но и о людях, с которым связала ее судьба. Поэтому автор, пересказывая свое произведение, тоже наверняка познакомил бы собеседника с девочкой Машей и ее родителями, рассказал бы о стеклянном букете, который в сюжете играет важную роль.

Вороватая особа


Помимо положительных героев, есть в сказке и отрицательные. Их немного - всего одна ворона, но и она причинила много неприятностей не только людям, но и маленькому воробью.

А пока вернемся к тому моменту, когда Маша стоит около окна и смотрит через него на улицу. Она увидела седую ворону, та тоже глядела на девочку. Оказывается, птица знала распорядок дня людей. Няня Петровна на ночь всегда проветривала комнату, поэтому открывала форточку. Пока она отводила девочку умываться, хитрая птица проникала в помещение и быстро брала то, что плохо лежит. Мокрые отпечатки лап и пропавшие вещи красноречиво говорили о том, что в комнате побывал незваный гость.

Петровна, возвратившись, видела следы пребывания вороны, и они с Машей начинали искать, что на этот раз утащила воровка. Пока она брала только кусочки колбасы, сахар, печенье. Эти припасы птица прятала в заброшенном ларьке, в котором было ее логово. На холоде еда замерзала и могла храниться долго, поэтому вороне голод не грозил.

Паустовский, «Растрепанный воробей»: отважный Пашка

Таким образом ворона обеспечивала себя съестными запасами. А вот воробьи иногда были вынуждены голодать. Раньше люди передвигались на лошадях. Около этих животных можно было полакомиться овсом, поэтому птицам было проще пережить холодную зиму. Но теперь транспортные средства стали другими - люди ездили на машинах, автобусах, поэтому воробьишкам приходилось очень нелегко зимой.


Неудивительно, что чувство голода занесло воробья по имени Пашка в ларек. Он не успел проглотить даже крошку хлеба, как его тотчас же застала ворона. Она была больше и сильнее его и стукнула Пашку клювом по голове. Но воробей был умным, он притворился мертвым, иначе злая птица просто бы добила его.

А так ворона выбросила Пашку из своего домика. Он упал на снег, но остался жив. Вот такой написал Паустовский рассказ. Растрепанный воробей лежал на снегу еле живой - ему было плохо, очень болела голова после удара вороньего клюва. Но бедолаге повезло, на шум к ларьку подошел милиционер и спас его, положив в теплую варежку и взяв с собой.

Пашка обретает дом

В этот день недалеко от ларька гуляла Петровна с Машей. Милиционер подошел к девочке и спросил, не нужна ли ей птица. Та ответила утвердительно.


Девочка была очень заботливой. Дома она пригладила птице перья, накормила, напоила бедолагу. Так и остался жить в теплом доме растрепанный воробей. Отзыв о своей спасительнице Пашка мог бы оставить наилучший, конечно, если бы он умел писать. Но маленькая птичка пыталась придумать более подходящие способы, чтобы отблагодарить свою спасительницу.

Пашка не все время находился в доме. Когда ему хотелось, он улетал, но потом возвращался с подарками. Воробей решил восстановить справедливость и по-тихому забирал у вороны то, что она украла. Добытое Пашка приносил в дом к девочке. Но она не была рада засохшей гусенице, конфетной обертке, черствому кусочку пирога.

Однако вскоре воробей смог принести то, чему Маша и ее мама очень обрадовались.

Заветный букетик

Когда в очередной раз няня открыла форточку для проветривания, ворона утащила бесценную для семьи вещицу - стеклянные цветы. Увидев пропажу, мама и Маша заплакали. Балерина уехала в театр в подавленном настроении.

Тогда Пашка собрал команду воробьев, и они с трудом, но смогли отнять у воровки букетик.


В это время няня с Машей смотрели, как красиво танцует Золушка. Но та была очень грустной. И в этот момент под потолком показался воробей, который что-то держал в клюве. Это был тот самый букет. Паша раскрыл клюв и заветная брошь упала прямо в ладони балерины. Мама приколола букетик на платье и стала самой счастливой. На такой радостной ноте заканчивает свой рассказ Паустовский.

Растрепанный воробей, главные герои-люди - Маша, мама, милиционер - вызывают у читателя только положительные эмоции. Девочка и милиционер спасли Пашку, а он в ответ сделал семью девочки счастливой.

Во все школьные хрестоматии по литературе включён рассказ «Растрёпанный воробей» (Паустовский). План рассказа и правила его составления будут подробно рассмотрены в данной статье, ибо перед учителем стоит задача помощи детям в осмыслении прочитанного. Написанный в 1948 году, он не потерял своей актуальности, хотя описываемые события происходят в послевоенное время. Реалии той эпохи не перегружают произведение и не заслоняют его основной смысл.

«Растрёпанный воробей»: краткое содержание

План начинается со знакомства с текстом. Его обязательно нужно прочитать в первоисточнике, потому что чужие пересказы могут быть неточными, а одноимённый мультфильм, как особое произведение искусства, вольно передаёт содержание.

Рассказ - это жанр литературы, последовательно повествующий о происходящих событиях. Он, как правило, невелик по размеру, что позволяет справиться с заданием даже ученикам начальной школы. В произведении К. Паустовского «Растрёпанный воробей», план которого будет представлен в статье, рассказывается о событиях в семье девочки по имени Маша.

Её папа служит на Камчатке, вдали от дома, а мама работает балериной в местном театре. На премьеру спектакля «Золушка» она впервые пообещала взять дочь вместе с няней. В память о муже актриса готовилась приколоть на платье его подарок - стеклянный букетик цветов, украденный по оплошности дочери залетевшей вороной. На помощь расстроенной девочке приходит воробей, некогда спасённый Машей в голодный зимний день. Он возвращает ценную вещь прямо во время спектакля, вызвав у Машиной мамы слёзы радости на глазах.

Первичный анализ произведения: жанр

После прочтения текста желательно проработать вопросы на понимание материала. Среди них:

  • Каков жанр произведения?
  • Кто его главные герои?
  • О чём автор хочет рассказать?
  • Какие смысловые части можно выделить в содержании?

Чтобы составить план рассказа «Растрёпанный воробей», следует последовательно ответить на предлагаемые вопросы. На первый ответ уже был дан, однако читатель сталкивается с элементами, позволяющими отнести произведение к сказкам:

  • Воробей понимает людскую речь и способен им сочувствовать.
  • Жизнь воробьиного племени очень напоминает человеческую.
  • Ворона размышляет и видит сны.

Главные герои

Итак, вы прочитали произведение «Растрёпанный воробей» (Паустовский). План рассказа невозможен без понимания того, кто является главным героем произведения. Реальных персонажей, участвующих в событиях, несколько. Это и мама, и няня, и милиционер, но сюжет закручивается вокруг маленькой девочки Маши, что позволяет считать главной героиней именно её.

Сказка словно живёт самостоятельной жизнью внутри рассказа, но у неё тоже есть свой герой - это воробей, что подтверждает и название произведения. Автор всегда внимателен к заголовку, донося через него главную мысль и привлекая внимание читателя.

Основная мысль: о чём хочет рассказать автор?

Определение «растрёпанный» неслучайно характеризует маленького воробья. С одной стороны, оно словно вносит движение и увеличивает темп происходящих событий, с другой - демонстрирует борьбу, тот бой с вороной, который предшествует исправлению оплошности маленькой Маши. Воробей по имени Пашка хочет отблагодарить девочку за своё чудесное спасение, выполнив самое сильное её желание. Откуда оно у неё появилось?

От переживаний, что без стеклянной веточки мама может не вспомнить о папе во время спектакля, отчего та так горько плакала накануне. Возможно, вся эта сказка про воробья Пашку - это грёзы девочки из-за сильной любви к своей маме. Вот о чём рассказ К. Паустовского «Растрёпанный воробей», план которого нам предстоит составить.

Выделение смысловых частей

Повествование ведётся без строгого соблюдения временной последовательности, поэтому при выделении смысловых частей это необходимо учитывать. Для того чтобы написать план, нужно выстроить сюжетную линию, а значит, воссоздать все события в том порядке, в каком они реально происходили. Рассказ начинается с описания часов и того, как Маша стояла у окна, но этому предшествовало чудесное спасения воробья, пострадавшего от вороны. Разделив содержание на прошедшие, настоящие и будущие события, можно выделить в тексте четыре части:

  • Машина семья.
  • Жизнь воробья Пашки.
  • События, связанные с кражей стеклянной веточки.
  • Счастливое разрешение ситуации.

Чтобы составить краткий план пересказа рассказа «Растрёпанный воробей», необходимо разделить каждую часть на более мелкие (2-3 абзаца по смыслу), подобрав заголовок. Чем точнее он будет подобран, тем легче по такому плану воспроизвести содержание.

Часть первая: «Машина семья»

Рассказ начинается с описания зимнего вечера, где в комнате у окна стоит Маша. Все вещи кажутся живыми: на часах шевелится железный кузнец, их звон сыплется по комнате, а отопление пищит тёплую песню. Девочка думала о маме, которая танцевала в театре, о папе, который служил моряком, и его подарке - маленьком букете из тонкого стекла. Мама разговаривала с ним, словно с живым, а потом оставила на столе, приказав дочери не дотрагиваться до хрупкой вещи. Она собиралась надеть брошь на премьеру «Золушки».

Так неспешно закручивает сюжет своего произведения К. Г. Паустовский («Растрёпанный воробей»). План первой части рассказа может выглядеть следующим образом:

  1. «Живые» стенные часы зимним вечером.
  2. Мамин театр.
  3. Папа Маши.
  4. Мама и стеклянный букет.
  5. Проказы вороны.

Часть вторая: «Жизнь воробья Пашки»

Паустовский Константин («Растрёпанный воробей») описывает жизнь вороны в ларьке, где та хранила украденные богатства, спасая их от воробьёв. Ей снились страшные сны: пропали её любимые обёртки от конфет и куски замёрзшей колбасы. Она кричала по ночам, пугая милиционера. Горожане перестали ездить на извозчиках, и в отсутствие овса у воробьёв наступили тяжёлые времена. Им приходилось с трудом изыскивать для себя пропитание, поэтому Пашка юркнул к вороне в ларёк в надежде поживиться. Удар той клювом по голове был столь сильным, что воробей упал прямо в снег.


Возможный план рассказа «Растрёпанный воробей» (вторая часть):

  1. Домик вороны.
  2. Жизнь воробьёв зимой.
  3. Застигнутый вороной Пашка.
  4. Подоспевший милиционер.
  5. Спасение в Машином доме.

Часть третья: «События, связанные с кражей стеклянной веточки»

Через сутки Пашка покинул дом Маши, но каждый день прилетал вновь, ибо та оставляла для него крошки. В благодарность воробей возвращал украденные вороной богатства: куски пирога, конфетные обёртки и даже гусеницу. До этого он был свидетелем, как ворона через форточку украла рыбью голову. Когда няня спала, Маша решила проследить за вороной и открыла верхнюю часть окна, спрятавшись за шкафом. Прилетевшая птица утащила стеклянный букет, оставленный на столе. Маша успела только вскрикнуть. Вечером мама горько плакала, а вместе с ней разревелась и Маша. Наутро о происшествии узнал Пашка.


План рассказа «Растрёпанный воробей» (третья часть) может быть составлен так:

  1. Пашкина благодарность.
  2. Оплошность Маши.
  3. Кража вороной стеклянного букета.
  4. Известие о краже.
  5. Путь в театр.

Часть четвёртая: «Счастливое разрешение ситуации»

Нарядная Маша вечером отправилась вместе с няней на спектакль, а Пашка начал действовать. Он собрал всех городских воробьёв, чтобы отбить ценный подарок Машиной мамы у вороны. Друзья разработали план по выманиванию птицы из ларька. Когда он не сработал, они отчаянно ринулись в будку, устроив настоящую «рукопашную схватку». Да такую, что милиционеру пришлось в неё вмешаться. В это время заворожённые зрители следили за историей Золушки, и даже пожилые капельдинеры не могли сдержать слёз, бесшумно проникнув в зал. Великолепно танцующая Машина мама была дочерью одного из их коллег. Во время счастливого финала на сцену вдруг впорхнул взъерошенный воробей и на лету бросил в руки Золушки маленький стеклянный букет.

Теперь написать план рассказа «Растрёпанный воробей» (четвёртая часть) не составит труда:

  1. Обсуждение воробьями плана действий.
  2. «Рукопашная схватка».
  3. Успех спектакля «Золушка».
  4. Возвращение стеклянного букета.
  5. Слёзы радости.

Значение произведения

Почему рассказ вошёл в хрестоматии по литературе? Потому что он о настоящих чувствах. Стеклянный букетик дорог маме Маши не по причине его высокой стоимости. Это память о любимом человеке - Машином отце. Будучи моряком, тот храбро сражался на фронте с фашистами, а в мирное время проходил службу на далёкой Камчатке. Он просил Машину маму приколоть букетик к платью в день важной для неё премьеры, чтобы быть уверенным, что она помнит о нём. Это так необходимо - помнить о дорогом человеке в свой самый счастливый день.

Мама, застигнутая за разговором с букетиком, полагала, что дочь её не поймёт. Это обидело девочку, которой казалось, что она способна постигнуть тайну взрослых чувств и их сложность. На самом деле Маша только учится их постигать, удивляясь, почему от счастья не только смеются, но и плачут. Достижение всеобщей радости стало возможным благодаря заботе девочки о маленьком воробышке. Она делала это бескорыстно, что заставляет задумываться о важности доброты и внимания к ближним.


К. Паустовский - удивительный автор, несущий детям через своих героев настоящие эмоции и переживания, повествуя о верности, благодарности и настоящей любви. Рождённый до революции, он много путешествовал и многое повидал в жизни. Ещё в юности он познал боль утраты. У его родителей было четверо детей: дочь и трое братьев. Юноши участвовали в Первой мировой войне. В результате в живых остался единственный брат Галины Паустовской (Г. П.) - Константин.

Рассказ «Растрёпаный воробей»: цитатный план для изложения материала

Простой план позволяет создать опору для пересказа текста. Для более развёрнутых и доказательных ответов на вопросы, написания сочинений и изложений потребуется план цитатный. Он отличается тем, что смысловые части текста имеют заголовки в виде цитат, передающих основную мысль отрывка и заключённых в кавычки. Пользоваться можно только дословным текстом самого произведения. Такой план рассказа «Растрёпанный воробей» будет способствовать развитию речи. В качестве примера можно рассмотреть пункт плана «Проказы вороны». В виде цитаты он будет выглядеть следующим образом: «Ворона хватала первое, что попадалось под руку, и… удирала».

При выполнении работы можно укрупнить смысловые части. Тогда получится следующий вариант:

  1. «Маша стояла у окна».
  2. «Мама… готовилась впервые танцевать Золушку».
  3. «Мама вынула стеклянный букет».
  4. «Ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья по имени Пашка».
  5. «Маша принесла Пашку домой».
  6. «Пашка… соображал, чем бы Машу отблагодарить».
  7. «Ворона… схватила стеклянный букет и вылетела за окно».
  8. «Пашка… услышал рассказ об украденном букете».
  9. «Воробьи… начали один за одним проскакивать в ларёк».
  10. «Кончился спектакль. Воробей на лету бросил… маленький хрустальный букет».
  11. «От маленькой радости смеются, а от большой - плачут».

Итак, для того чтобы правильно подготовить план рассказа, необходимо:

  • Прочитать текст.
  • Разделить его на части, выделив основную мысль отрывка.
  • Озаглавить его.
  • Проверить и записать.