Приметы

Жизнь молодежи в современном обществе. Понятие молодежи в современном обществе. Молодежь в современном обществе

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи - 14-16 лет, высшая - 25-35 лет. Сегодня молодёжь Российской Федерации - это 39,6 миллионов молодых граждан - 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако, последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет. Сегодня социологи, экономисты пришли к единому мнению, что стержень современного социально-экономического развития российского общества состоит в том, что исходной и конечной инстанцией общественного богатства и прогресса является накапливаемый поколениями уровень общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности и ответственности молодежи. Для социального развития России огромное значение имеет то, что российская молодежь - это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, усиленное воображение, стремление к фантазии, раскованность, острая память, игра ума и т. п.). В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических гипотез, максимально работоспособен. Поэтому с молодежью во многом связан прогресс современной науки. Молодость открыта учению, причем в его высшей форме, каковой является овладение наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в различных областях науки и техники; труду интеллектуальному, в процессе которого усвоенные умения и навыки, развившиеся способности получают не, только осуществление, но и дальнейшее развитие - творчески совершенствуются. Возраст сегодня является научно-технической категорией. Молодежь выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Во-первых, молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несет функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества. Во-вторых, как и любая социальная группа, молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества. В-третьих, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодежь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации. В-четвертых, с одной стороны, молодежь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения. В-пятых, молодежь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряженности

Молодежь в современном обществе

1. Социокультурная ситуация развития молодежи в условиях современного общества

Повседневная жизнь людей нередко подвергается риску. Особенно это касается молодежи. Она является одной из основных категорий населения, в наибольшей мере подверженной воздействию рискогенных факторов. Ведь ей присуще стремление к новому, неизведанному, а риск предоставляет шанс добиться успеха. Молодые люди меньше рефлексируют по поводу возможных последствий риска, но и часто проигрывают. Полагаясь на случай, молодые рискуют оказаться без желаемого образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе и остаться не у дел. Какие же социокультурные факторы и условия социальной жизнедеятельности современной молодежи позволяют нам утверждать, что данная социальная группа находится в зоне повышенного риска.

Однако прежде чем приступить к анализу МГР, следует уточнить, какие категории населения могут быть отнесены к понятию "молодежь".

В современных социологических исследованиях молодежь определяется не просто как возрастная группа, а как специфическое социально-демографическое образование, характеризующееся, с одной стороны, присущими ему психолого-физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в социальный механизм; с другой − своей субкультурой, внутренней дифференциацией, соответствующей социальному делению общества.

Основным группообразующим критерием применительно к молодежи выступают возрастные границы. К молодежной группе в современном обществе принято относить людей от 16 до 29 лет. Однако среди исследователей нет единства (некоторые включают в данную группу старших подростков, расширяя нижний возрастной предел до 13-14 лет).

Специфика молодежи как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами в современном обществе заключается в том, что ее представители находятся в стадии формирования и раскрытия своего социального потенциала. Основная масса не имеет своего социального статуса, занимая в социальной структуре место в соответствии с социальным положением родителей или будущим собственным статусом, связанным с получением профессии. В то же время, если статус взрослого человека всецело определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала, молодой человек включен в структуру неформальных отношений (молодежные движения, субъкультурные и пр. организации, политические, религиозные, идеологические объединения и пр.), и этот неформальный статус имеет для него существенное значение. Кроме того, молодежь, в силу того, что она во всех смыслах (социальном, психологическом, мировоззренческом) находится в процессе становления, она в большей степени, чем другие возрастные группы подвержена различным социальным, политическим, культурным, идейным влияниям, что способствует высокой подвижности ее ценностных ориентаций, а также делает более непредсказуемым и плохо прогнозируемым ее социальное поведение. Все эти специфические особенности молодежи, в значительной степени, определяют сложную возрастную социокультурную ситуацию развития и высокую степень вероятности попадания молодых людей в группу риска. Рассмотрим конкретно, с какими факторами риска приходится сталкиваться молодым людям.

Говоря о проблемах современной молодежи, следует исходить из ряда противоречий, обуславливающих развитие подрастающего поколения:

Между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей;

Между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни, что приводит к неоправданному риску;

Между достаточно четко осознанными желаниями и стремлениями и недостаточно развитой волей и силой характера, необходимыми для их достижения;

Между осознанием собственных идеалов и жизненных планов и их социальной абстрактностью;

Между желанием быстрее освободиться от родительской опеки и трудностями социальной и психологической адаптации к условиям самостоятельной жизни;

Между развитым эгоцентризмом, с одной стороны, и повышенным конформизмом к группе сверстников с другой;

Между стремлением самим сделать свой выбор и отсутствием желания нести ответственность за его последствия.

Выделенные противоречия обусловливают специфический характер социокультурной самореализации молодежи, маргинализацию ее социального положения.

Социальные риски в жизни современных молодых людей

Проблемы молодежи России во многом связаны с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью и той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.

Некоторые специалисты по проблемам молодежи считают, что каждый молодой человек потенциально находится под риско м. Эта позиция определяется представлением о том, что взросление означает и неизбежную борьбу за то, чтобы быть собой, отличаться от других, а, следовательно, уже в самом процессе возрастного развития заложены противоречия, неизбежно сопровождающиеся различными рисками . Ряд исследователей утверждают, что ситуация риска определяется отсутствием морального воспитани я, что типично в последние десятилетия для российского общества и результатом становится то, что многие молодые люди рискуют угодить в ловушки современного общества. Молодежный возраст представляет период становления личности. Незавершенность этого процесса определяет подверженность молодежи разнообразным влияниям, а отсутствие жизненного опыта мешает выработать правильное отношение к тем или иным людям или событиям. Поэтому молодая личность нуждается в целенаправленном, ценностноориентированном воспитании. Если же общество устраняется от реализации воспитательных функций, процесс приобретает стихийный характер, а, следовательно, степень риска возрастает.

Довольно много есть сторонников того, что молодежь в группе риска это попросту те молодые люди, которые пробуют наркотики и алкоголь (слишком узкий подход - чуть позже). Но есть и другие, которые убеждены, что застойная безработица и бедность, которая переходит из поколения в поколение - вот то, что реально угрожает молодежи.

Социальная нестабильность и неопределенность . Жизнедеятельность молодежи осуществляется в социальных условиях, которые также таят в себе различные угрозы и риск. Снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего, что привносит неопределенность и нестабильность в жизнедеятельность вступающих в общественные отношения молодых людей. В социокультурно стабильном обществе между поколениями не наблюдается резкой разницы. Эта плавность межгенерационного перехода говорит об эффективности механизмов социализации. Облик общества, хотя неизбежно и меняется, но сохраняет достаточный уровень преемственности. В ситуации социальной нестабильности и повышенной рискогенности нормы и ценности, которыми руководствовались отцы, подвергаются резкому отрицанию, нормальное межгенерационное взаимодействие нарушается, возникает конфликт ценностей, молодежь оказывается дезориентированной.

Влияние групп сверстников . В социальных науках развитие молодежи предстает как направленное изменение ее социальных качеств в процессе воспроизводства социальной структуры, т.е. как определенная направленность ее мобильности. В обыденном сознании молодого человека это выражается в стремлении достигнуть статуса представителей референтных для него групп. В этот возрастной период мнение сверстников, место в формирующейся групповой иерархии превращается в сверхценность. Собственная роль в группе абсолютизируется и воспринимается как универсальная жизненная роль. Поэтому часто люди, оказавшиеся в юности аутсайдерами, сохраняют эту установку и впоследствии. Достижение желаемого статуса в группе приносит удовлетворение и является стимулом для дальнейшего статусного продвижения, а нереализованность планов приводит к разочарованию и поиску других путей жизненного самоопределения. Недостижимость желаемой идентичности вызывает у индивида глубинный разрыв с обществом и с самим собой. Это т.н. кризисный тип социализации, для которого характерно несовпадение выполняемых индивидом функций и ролей, рост девиаций и т.д.

Ограничение вертикальной мобильности . Но даже в условиях нормальной социализации социальное и личностное самоопределение сопряжены с риском. Прежде всего, это определяется ограниченными возможностями, предоставляемыми обществом для вертикальной мобильности молодых людей. Осознание ограничений стимулирует молодых людей к решительным и рисковым действиям, исход которых в условиях нестабильности слабо прогнозируем. Успех способствует социальному самоопределению молодого человека. Однако, не сумев реализовать себя в обществе, молодежь становится перед альтернативой: оказаться на обочине жизни или пойти по пути нарушения правовых и нравственных норм. Усиливается состояние неопределенности. Тогда риск появляется вновь, но уже при попытке преодолеть неопределенность, и выражается в неблагоприятных последствиях в случае неуспеха, вероятность которых весьма велика. Возрастание степени риска для многих молодых людей оборачивается угрозами для карьеры, семьи, стабильной жизни.

Социально-экономический кризис в России ухудшил социальное положение молодежи и поставил в конфликтные противоречия с обществом. Это предопределило для многих молодых людей появление риска нереализованных возможностей и социального исключения (эксклюзии). Он непосредственно связан с фундаментальным свойством общества риска, каковым, несомненно, можно считать современное российское общество, - неопределенностью и непредсказуемостью жизненного пути, самоопределения и самореализации в большей или меньшей степени всех молодых людей, что не может не влиять на характер социального развития молодежи как группы.

Профессиональное самоопределение . В период ранней юности человек переживает процесс профессиональной самоориентации, поиск своего места во взрослом мире. Повышенный интерес к "красивым" профессиям. Однако отсутствие возможностей (способностей) может вызвать разочарование в себе и в жизни. Но есть и другой аспект проблемы. В силу возрастных психологических особенностей молодежь активно стремится к достижению активно навязываемых ей (в первую очередь СМИ) вариантов существования. Установка на материальные ценности корректирует профессиональное становление молодежи, которое определяется не стремлением к самореализации и творчеству в труде, а поиском работы с ситуационно высоким заработком. Эта установка закрепляется реальным условием транзитивного общества - высоким уровнем молодежной безработицы, которой подвержены те возрастные когорты, где наиболее интенсивно идут процессы социально-профессионального становления. Следовательно, молодые люди более уязвимы и открыты для маргинализации, отчуждения от общества и социального исключения.

Стратификационный разрыв . В современной России имущественное и социальное расслоение настолько существенно, что принадлежность к определенной социальной страте всецело определяет жизненные перспективы и возможности самореализации молодых людей. Молодежь из разных социальных слоев имеет неодинаковые шансы уже на этапе жизненного старта. С одной стороны, уже можно говорить о сформировавшейся элитной группе "золотой молодежи", высокий статус и неограниченные материальные, социальные и образовательные возможности которой отражают эксклюзивное положение в обществе родителей. С другой стороны - значительный слой молодежи, в силу бедности и низкого социального статуса родителей обладающей чрезвычайно узким диапазоном жизненных перспектив. И если, скажем, для молодого россиянина из семьи с высоким материальным достатком - это выбор между учебой в отечественном или зарубежном вузе, для юноши или девушки из семьи некоторых категорий служащих - между учебой или работой, то выходцам из малообеспеченных, многодетных или неполных семей часто приходится выбирать между социальной пассивность., пессимизмом и агрессивностью, между жалким существованием и криминалом. Как видно - рискуют все. Но для одних - это риск нисходящей мобильности, а для других - угроза криминализации. Притом, что вероятность риска многократно увеличивается для молодежи из малообеспеченных семей.

Ориентация на удовольствия и развлечения . Как отмечают многие исследователи, у современной молодежи преобладает потребительский тип социального функционирования. Во многом под влиянием средств массовой информации система оценок и предпочтений у них все больше ориентируется на досуг. Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, в общественной работе у современных молодых людей зачастую замещено иными потребностями и интересами − модная одежда, музыка, видео, спиртные напитки, информация, значимая для данной микросреды, и т. д.

Такая ситуация выражается в стремлении получить максимальное удовольствие от жизни. Это порождает ряд рискогенных эффектов. В частности то, что сегодня между реальной ситуацией, в которой находится российская молодежь, и ее ожиданиями имеет место огромный разрыв. Несмотря на то, что за последнее время уверенность в завтрашнем дне, амбиции и предприимчивость молодежи в целом выросли, она воспринимает нынешнее российское общество как социальную пирамиду, которой занимает в основном три нижние ступени из десяти. По данным института социологии молодежи 60,1% молодых россиян испытывают социальную незащищенность.

В свою очередь это приводит к возникновению аддиктивного поведения (от англ. addiction-зависимость), связанного с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания, в том числе с помощью различного рода психоактивных веществ.

социокультурный молодежь самоопределение общество

Литература

1.Волков Ю.Г. Социология. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2004.

2.Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003.

Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Негативные тенденции в формировании молодежной субъкультуры. (электронная версия).

Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.

Молодёжь как «будущее нации» во все времена представляла собой особую ценность для общества. Она занимает важное место в социальных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Положение молодёжи в обществе и степень её участия в развитии социальной среды зависит как от государства, так и от собственной активной жизненной позиции. С одной стороны, молодёжь планирует и строит своё будущее, поэтому должна учитывать опыт поколений и не совершать промахи и ошибки. С другой стороны общество и государство должно переосмыслить, как бы заново открыть молодёжь как субъект истории, как главный фактор перемен, как социальную ценность. В современной России выстроена концепция молодёжной политики государства, которая представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодёжи во всех сферах её жизнедеятельности. На сегодняшний день государство предлагает систему мер, программ с целью создания условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. С одной стороны, современная власть заинтересована в развитии «молодёжной сферы», мотивируя молодое поколение на сотрудничество в развитии общества. С другой, молодёжь осуществляет инновационную деятельность и вносит вклад в творческий потенциал развития общества. Используя свои креативные способности, мысли, предложения, молодые люди создают новые организации, объединения и движения. Так, например, в Красноярском крае, при поддержке федеральной и краевой власти, были образованы; красноярские краевые студенческие отряды, Енисейские патриоты, союз профессионалов, Молодая Гвардия, КВН, трудовые отряды старшеклассников, волонтеры, добровольные молодежные дружины, краевые молодёжные съезды, летний молодёжный лагерь «ТИМ Бирюса». Благодаря их созданию, в ряды активной молодёжи, каждый год, вступают сотни молодых жителей нашего края. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодёжь является важным фактором формирования вкусов. Её духовные ценности распространяются по всему миру. Её взгляды оказывают всё большее влияние на власть имущих. Молодёжь питает особый интерес и чувствует свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует энтузиазм и способности в деле укрепления международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты. Говоря о роли молодёжи и государства в развитии социальной среды, нельзя умолчать и о другой стороне данного вопроса. На данный момент, роль молодёжи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть. Кроме того, общество и государство ещё не до конца преодолело потребительское отношение к молодёжи, что в свою очередь негативно сказывается на позиции молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодёжи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодёжной работы. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия самой молодёжи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития человечества. Значительная часть молодёжи отчуждена от процесса участия во всех сферах жизни, что затрудняет её интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодёжи от общества и государства проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Становление молодого человека, как личности, процесс социализации молодёжи происходит в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Современная молодёжь должна приспособиться к новым требованиям, усвоить систему знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности. Роль молодёжи в развитии общества велика. Она умна, инициативна, энергична, и благодаря этому, является движущей силой в укреплении и модернизации общества. Изменилась модель участия молодёжи во всех сферах жизнедеятельности общества. Во многих странах молодёжь поддерживает происходившие перемены, социальные реформы. Российская молодёжь – это важный субъект социальных перемен. Именно с ней реформируемая страна связывает возможные в будущем изменения. В целом у студенчества достаточно сил и знаний, чтобы взять на себя решение многих проблем, но нужно ещё проявить жизненную активную позицию.

Теперь остановимся на роли и значении молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена следующими объективными обстоятельствами.

1. Молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в народнохозяйственном производстве как единственный источник пополнения трудовых ресурсов.

2. Молодежь - основной носитель интеллектуального потенциала общества. Она обладает большими способностями к труду, к творчеству во всех сферах жизни.

3. Молодежь имеет достаточно большую социальную и профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

Обозначенные обстоятельства можно подтвердить фактическими и статистическими данными.

К началу 1990 г. в бывшем СССР насчитывалось 62 млн чел. в возрасте до 30 лет. При этом каждый четвертый житель города и каждый пятый села были молодыми людьми. Всего граждане в возрасте до 30 лет составляли 43% трудоспособного населения .

Доля молодежи в возрасте от 16 до 30 лет в бывшем СССР на 1990 г. составляла 22% всего населения. Примерно такой же процент ее был и в Украине. За последние десять лет произошло сокращение населения молодого возраста на территории бывшего СССР на 4,8 млн чел., в том числе в Украине доля молодежи с 1989 по 1999 г. уменьшилась с 22 до 20%.

По данным 1986 г., всего в народном хозяйстве бывшего СССР было занято около 40 млн юношей и девушек. При этом в отдельных отраслях более половины работающих составляла молодежь. Например, в промышленности и строительстве 54% работающих были в возрасте до 30 лет, в сельском хозяйстве - 44, в машиностроении - 40, в легкой промышленности - более 50% .

В последние годы в демографической ситуации относительно молодежи отмечены следующие тенденции:

Возрастает численность сельской молодежи, что является неплохой предпосылкой демографического возрождения села;

Ярко выражена тенденция омоложения материнства, хотя значительное число молодых семей в силу социально-экономических проблем не торопятся иметь детей;

Увеличивается количество молодых мигрантов и т. п.

Принципиально важным при рассмотрении молодежных проблем является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных преобразований.

Роль молодежи как субъекта и объекта в историческом процессе развития общества весьма специфична. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований.

Понятно, что проблема молодежи имеет глобальный, общечеловеческий характер, и потому находится в центре внимания всех стран и крупнейших организаций мира.

По линии ЮНЕСКО, например, только с 1979 по 1989 г. было принято более 100 документов, касающихся проблем молодежи. В большинстве из них подчеркнуто, что молодые люди сами, своим трудом должны реализовать свои цели. Молодежь должна быть в постоянном поиске, дерзать, строить свою судьбу. Естественно, это присуще только демократическим обществам, странам с высоким уровнем экономического и социального развития.

Вместе с тем, характеризуя проблемы молодежи, на сороковой сессии Генеральной Ассамблеи ООН было обращено внимание и на т о, что "молодые люди играют двоякую, на первый взгляд противоречивую роль с одной стороны, они активно способствуют процессу социальных изменений, а с другой - оказываются его жертвами" .

Действительно, сегодня молодежь не может быть ориентирована исключительно на выполнение общегосударственных дел, связанных с решением плановых заданий; она должна получить возможность решать и свои, молодежные проблемы. Интересы молодежи, ее реальные, насущные проблемы - органическая часть всех социальных задач общества. Здесь уместно напомнить интересное высказывание известного психолога И. С. Кона о том, что в XX веке темпы смены новой техники стали опережать темпы смены новых

поколений. Такая особенность научно-технической революции существенно отразилась на психике и психологии молодежи, ярче выявила ее неприспособленность к жизни. С этой проблемой молодежи мы вступим и в XXI век.

Наряду с утратой старшими поколениями права на выполнение традиционной обучающе-воспитательной функции, обострилась проблема самостоятельности молодежи, ее подготовки к жизни, к осознанным действиям.

Молодежь сегодня, с одной стороны, все больше ощущает себя особой группой общества в пределах некой "молодежной культуры", а с другой - все больше страдает от неразрешимости многих своих специфических проблем. При этом наиболее серьезным фактором, деформирующим психику молодых людей, является отсутствие определенного доверия к ним. Юноши и девушки крайне мало привлекаются к решению и реализации самых разных проблем жизни современного общества. Более того, они даже не включаются на равных в обсуждение разнообразных вопросов, которые беспокоят всех граждан.

Вследствие всех рассмотренных выше причин и проблем в среде молодежи происходит определенная, пока мало изученная социологической наукой дифференциация. В частности, В. Ф. Левичева в своих работах в период бурного роста так называемых неформальных объединений молодежи выделяла три класса социальных объектов принципиально разного типа: подростковые группы; самодеятельные объединения молодежи разной направленности (группы охраны памятников истории и культуры, "зеленые", ассоциации творческой молодежи, досуговые группы, спортивно-оздоровительные и миротворческие объединения, политические клубы и т. п.); народные фронты (социальные образования, в которые входила молодежь).

РЕЗЮМЕ

1. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является следующая трактовка понятия "молодежь": "Молодежь - это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе".

Существует и такое более сложное и многоплановое определение: "Молодежь как социальная группа представляет собой специфическую социальную общность людей, которая занимает определенное место в социальной структуре общества, харак-^еризуется процессом приобретения устойчивого социального статуса в различных социальных подструктурах (социально-классовой, социально-поселенческой, профессионально-трудовой, социально-политической, семейно-бытовой), а следовательно, отличается общностью решаемых проблем и вытекающей из них общностью социальных интересов и особенностей форм жизнедеятельности" [№, 17].

С переходом к рынку, становлением демократического общества существенно меняются не только идеалы молодых людей, но и общественный идеал молодежи вообще. В частности, весьма интересны выводы украинского ученого Ю. Терещенко, который в человеке нашего времени (а следовательно, и в молодежи) выделяет такие черты.

Во-первых, - пишет он , - это человек экономически свободный, предприимчивый, инициативный, деятельный. Ему присуще самостоятельное творчество, связанное с организацией нового дела и постоянным числом возможностей приложить собственные силы.

Во-вторых, это человек, глубоко заинтересованный в личной причастности к политическим свободам. Такой человек характеризуется развитой правовой и моральной ответственностью, он способен защитить себя и остальных.

В-третьих, это человек с рельефно оформленной мировоззренчески-экологической ориентацией.

В-четвертых, это человек с национально ориентированным сознанием. Такой человек любит свой народ, для него родной язык и другие признаки родной культуры являются средством национальной самоидентификации.

2. Вопрос о возрастных рамках молодежи - это не просто предмет теоретического научного спора. В частности, верхняя граница молодежного возраста, при всей ее условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий. А это означает, что все эти условия Должны рассматриваться в тесном единстве, взаимозависимости и тем более без какой-либо идеализации. Например, известно, что многие

молодые люди становятся экономически независимыми (способными зарабатывать средства к существованию, самообеспечению) и раньше 28 лет. Конечно, это не исключает получения экономической помощи от родителей, близких, друзей и в более позднем возрасте. В связи с этим нам представляется, что граница молодости (28 лет) в большей мере обусловлена периодом окончания учебы, получения профессии, т. е. завершением подготовки к производительному труду в любой сфере деятельности.

Со временем возрастные рамки молодежи (в частности, в Украине), видимо, придется пересматривать и определять с учетом новых социально-экономических, политических и иных условий формирования и становления украинской государственности в целом.

3. Молодость - это не только биологический, но и социальный процесс, диалектически связанный с воспроизводством общества как в демографическом, так и социальном плане. Молодежь не просто является объектом - преемником материальных и духовных богатств общества, но и субъектом - преобразователем общественных отношений. "История, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - есть не что иное, как последовательная система отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями... Действительно, от того, в каком, условно говоря, тоне будет идти разговор между "отцами", которые передают наследие, и "детьми", которые его принимают, в значительной мере, если не решающим образом, зависит устойчивость, стабильность системы" }