Камни

Что значит нулевое окончание примеры. Слова без окончания примеры

Окончание — изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Эта формообразующая морфема выражает грамматические значения рода, лица, числа и падежа.

Не все слова имеют окончание. Оно есть только у изменяемых слов. Бывает, что окончание у слова есть, но его не видно и не слышно, т.е. оно не выражено буквами и звуками — это нулевое окончание. Кроме того, окончание не всегда стоит в конце слова. В слове может быть два окончания. Иногда, чтобы выделить окончание приходится использовать фонетическую транскрипцию.

Окончание — это формообразующая морфема, которая выражает грамматические значения слова (род, лицо, число, падеж), а не лексические значения как словообразовательные морфемы.

От формообразующих суффиксов окончание отличается характером выражаемого им грамматического значения.

Окончание могут иметь только изменяющиеся части речи (склоняемые, спрягаемые или изменяющиеся по родам и числам):

  • склоняемые имена существительные,
  • прилагательные,
  • числительные,
  • местоимения,
  • глаголы,
  • причастия.

Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова:

  • изменить число:

    луг() — луг(а) ,
    трав(а) — трав(ы) ,
    смел() — смел(ы) ;

  • изменить род для прилагательных и причастий:

    бел(ый) — бел(ое) — бел(ая) , думающ(ий) — думающ(ая) , сидел() — сидел(а) ;

  • падеж у частей речи, которые склоняются: дом() — дом(а) — дом(у) , син(ий) — син(его) — син(ему) ;
  • лицо у глаголов: пиш(у) — пиш(ете) — пиш(ут) .

Часть слова, которая изменяется при изменении формы слова, является окончанием.

Окончание не входит в основу слова , так как имеет только грамматическое значение.

Концы слов разных частей речи могут быть одинаковыми, но их окончания различны, т.е. слова имеют разное морфемное строение. Примеры:

  • маленькие и зрение — прилагательное маленькие и существительное зрение в конце слова имеют -ие . Изменяя род прилагательного: маленьк(ий) — маленьк(ая) -маленьк(ие) , определяем меняющуюся часть — последние две буквы меняются, следовательно, -ие — окончание. Склоняя существительное зрени(е) — зрени(я)- зрени(ем), определяем окончание .
  • зевая и злая — деепричастие зевая не имеет окончания, т.к. это неизменяемое слово, а прилагательное з л(ая) — зл(ой) — зл(ые)) имеет окончание -ая .
  • зря и земля — наречие зря не имеет окончания, т.к. это неизменяемое слово, а существительное зем л(я)- земл(ёй) — земл(ю) имеет окончание .
  • знамя и биология — существительные знам(я) — знамен(и)-знамен(ем) и биологи(я)-биологи(ей)-биологи(ю) имеют одинаковые окончания -я.

Внимание! Глаголы второго лица мн.ч. настоящего и будущего числа и формы повелительного наклонения этих глаголов могут совпадать, но имеют разное морфемное строение,т.е. имеют два варианта морфемного разбора:

Выполните (повелительное наклонение, вы-полн-и-(те), -и- — повелительного наклонения) вторую задачу после того, как выполните (настоящее время, вы-полн-(ите)) первую.
вы-лет-и-(те) (повелит. наклонение) — вы-лет(ите) ;
вы-леч-и-(те) (второе спряжение, повелит.наклонение) — вы-леч-(ите) и т.д.

В глаголах первого спряжения безударное окончание -(ете) по звучанию совпадает по звучанию с повелительным наклонением, но пишется по-другому:

выпрыгн-и-(те) (повелит.накл.) — выпрыгн-(ете ) (первое спряжение (прыгнуть), второе лицо, мн.ч.).

С помощью окончания образуются формы изменяемых слов.

Окончание выражает различные грамматические значения частей речи:

  • число и падеж у имен существительных, числительных, личных местоимений (без предлога или с )
    сущ. 2-го склонения, Тв.п., ед.ч. кем?, чем? слон(ом ), отц(ом ), кон(ём
  • род, число, падеж у имен прилагательных, причастий, местоимений
  • лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени:
  • род и число у глаголов в прошедшем времени, у кратких прилагательных

Кроме различения форм слова, окончания иногда выполняют смыслоразличительную функцию :

хлеб(а) — хлебные злаки и хлеб(ы) — выпеченные из муки изделия; мужи — мужья, зубы — зубья, листы — листья.

Иногда по окончанию легко определить не только форму, но и часть речи. Например:

В словосочетании неизменяемые слова подчиняются главному слову по смыслу, с помощью порядка слов и интонации: быстро бежать, бежать наверх .

Неизменяемые слова не имеют окончаний:

Неизменяемые части речи Примеры
деепричастия видя, слыша, собирая, умываясь
наречия наголо, весело, лучше, по-немецки, во-первых, невтерпёж, замуж
несклоняемые существительные (обычно заимствованные): какао, колье, кашпо
несклоняемые прилагательные: хаки, бордо,беж
прилагательные в сравнительной степени: сильнее, выше
притяжательные местоимения, обозначающие принадлежность третьему лицу: его, её, их
междометия и звукоподражания: ура, ах!
Служебные части речи:
союзы хоть
около
пусть

Внимание! Отсутствие у слова окончания графически не обозначается. При морфемном и словообразовательном разборе нельзя ставить знак нулевого окончания! Все слово входит в основу.

Деепричастия и наречия — неизменяемые части речи, поэтому окончаний не имеют. Не путайте деепричастий и наречий с окончаниями прилагательных. Окончания прилагательных можно изменять:

  • дум/а /ть — дум/а /я — суффикс деепричастия;
  • мил(ая ) — окончание прилагательного, которое можно изменять: мил(ый), мил(ого).

Нулевые окончания

Склоняемые или спрягаемые (изменяемые!) части речи в некоторых формах могут иметь нулевое окончание.
Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой на письме. Обнаружить его можно, изменяя формы слова. Если при изменении формы слова появляется окончание, выраженное буквами и звуками, то э
Нулевое окончание передает определенное грамматическое значение:

стол(), конь() — Им. п., муж.род, второе склонение; туч(), луж(), мам() — значение родительного падежа мн.ч.

При изменении формы таких слов после основы появляется выраженное (звуками, буквами) окончание.

Нулевые окончания имеют: Примеры
существительные мужского рода ед.числа 2 склонения в именительном и винительном падежах:

лес() — лес(а), лес(у);
дом() — дом(а), дом(у);
слон() — слон(а), слон(у);
герой() — геро(я) [г’ирОй"(а)];

существительные женского рода 3-го склонения в именительном падеже ед.ч.:

мышь() — мыш(и);
ночь() — ноч(и),
сеть() — сет(и)

существительные в родительном падеже мн.ч. разных родов:

туч() — туч(а) — туч(и),
лис() — лис(а) — лис(ы),
солдат() — солдат(ы),
окон() — окн(о);
статей() — стать(я) [стат’й"(а)]

краткие прилагательные и причастия мужского рода ед.ч.:

красив() — красив(а), неуклюж -неуклюж(а),
плох() — плох(а);
ранен() — ранен(а) — ранен(ы),
задуман — задуман(а), задуман(ы);

притяжательные прилагательные в И.п. м.р ед.ч.

лис-ий() — лись(я) -лись[й"(а) ], акулий(), волчий() (см. ниже почему так)
мамин(), отцов()

глаголы прошедшего времени мужского рода ед.ч. в изъявительном и сослагательном наклонении:

пел(), пел() бы — пел(а),
умыл()ся — умыл(а)сь;

у глаголов повелительного наклонения ед.ч.:

учи(), смотри(), пиши();

числительные в именительном и винительном падежах:

десять() — десят(и), десять(ю)

Внимание! Необходимо различать слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, т.к. в слове с нулевым окончанием оно указывается при морфемном разборе слова, а в неизменяемых словах — нет (нет окончания)!

  • существительное уж() (уж(у), уж(ом) ) имеет нулевое окончание, а наречие уж — неизменяемое слово и, следовательно, не имеет окончания .
  • сеть() — существительное (сет(и), сет(ям)),
    сес(ть
    ) — глагол, где окончание неопределенной формы(ть) ,
    пуска(ть) — глагол,
    пять() — числительное (пят(и) ),
    путь() — существительное (пут(и), пут(ём) ),
    хоть — союз и неизменяемое слово, поэтому нет окончания,
    пусть , неизменяемое слово — нет окончания,
    думая — деепричастие, неизменяемое слово — нет окончания.

Окончание может находиться внутри слова:

  • Если у слова есть , то окончание находится перед ним, внутри основы слова: уч(у) сь, уч(ишь) ся, учивш(ий) ся (после окончания стоит глагольный -ся/-сь — самый частый случай); пойд(ем) -те ; в середине составных местоимений: как(ой) -либо, как(ого) -либо, как(ого) -то, к(ому) -нибудь .
  • В некоторых сложных словах: в Комсомольск(е) -на-Амур(е) .

Два окончания в слове.

В сложных словах возможно выделение двух окончаний:

  • у существительных: кресл(о) -кровать() — кресл(а) -кроват(и) ;
  • у числительных: пять() десят() — пят(и) десят(и) .

Но, в сложных существительных и прилагательных, которые пишутся слитно, после первого стоит соединительная гласная, а не окончание: сам-о -лет() , красн-о -кож(ий) .

Окончание выделяется по звуковому составу

с помощью транскрипции, так как написание не отражает морфемного состава слова:

  • Притяжательные прилагательные мужского рода на -ий:

    лис-ий(), волч-ий(), медвеж-ий() , где —ий является суффиксом и есть нулевое окончание. При склонении беглый —и — из суффикса выпадает, остается суффикс, который звучий как [й’] , а на письме передается разделительным мягким знаком: лись(его) [лис’-й-‘(ива)], волчь(его) [волч’-й’-(ива)], медвежь(его)[м’эдв’эж-й’-(ива)] — в транскрипции звучит суффикс [й’] и окончание.

  • В следующих словах суффикс -й- также проявляется в звуковом составе слова: ружья [руж-й’-(а)], ружьё [руж-й’-(о)]; воробья[вороб’-й’-(а)], воробью[вороб’-й’-(у)] ; край, краю [кра-й’-(у)]. Суффикс -й- сохраняется и при образовании родственных слов: ружейный, воробьиный [ вороб’-й’-ин-(ый)] . В этих словах и им подобных (плясунья, ворчунья; ущелье, знание, стремление; май, трамвай и т.д.) не во всех формах окончание обозначено буквами.

Список использованной литературы

  • Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  • Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. — М.: — ООО «Издательство Астрель», 2004.-462 с.
  • Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011 — ISBN 978-5-94776-742-1.

Русский язык, не зря говорят - самый богатый и самый красивый, но при этом и самый сложный в мире. Ни в одном языке мира не существует такого огромного количества правил и исключений из них, а также ни один из них не может похвастаться таким большим разнообразием не только слов, но и их форм, которые могут образоваться, если, например, просклонять существительное по падежам, либо проспрягать глаголы. Особую сложность составляют окончания, поскольку они связывают все слова в предложении в единое целое. Также проблемы может вызвать определение нулевого окончания. Более подробно разобраться в том, что такое нулевое окончание попробуем в данной статье.

Что представляет собой окончание?

Окончание - это одна из морфем, которая указывает на связь этого слова с другими словами в одном словосочетании или же в предложении. Окончание чаще всего находится в конце предложения, но существуют и некоторые исключения. Их мы затронем чуть позже. Окончания в отличие от остальных морфем не влияют на значение слова, поскольку не являются словообразующими. Именно благодаря ему можно определить род, падеж, число и лицо данного слова. Например, в слове «материкА» окончание -а указывает, что данное слово в единственном числе, родительного падежа и мужского рода, а в слове «думаЕТ» окончание -ет говорит, что данная конструкция третьего лица единственного числа.

Случаи, когда окончание находится не в самом конце слова

При определении окончания у некоторых людей могут возникнуть сложности, поскольку они уверены, что оно обязательно должно находиться в конце слова. Случаи, при которых окончание может находиться в середине слова:

При наличии в слове постфикса окончание будет располагаться перед ним. Например: убиралАсь, кОГО-либо, чЕГО-нибудь, идЁМте.

В сложных количественных числительных окончание присутствует как в середине слова, так и в конце, то есть окончание будет после каждой основы. Например: пятьØдесятØ, четырЕстА. Однако не стоит путать и порядковые числительные либо прилагательные, которые от них образованы. Например: пятидесятЫЙ, четырёхсотЫЙ,тридцатипятитысячнЫЙ, восьмиэтажнЫЙ, трехлетнИЙ, первокласснЫЙ, семиугольнЫЙ.

Грамматические значения окончаний

Окончания являются очень значимой морфемой, поскольку они полностью влияют на лексическое значение слова и всего предложения в целом. Ведь порой легче всего выявить среди толпы людей иностранцев получается именно благодаря тому, что правильное использование окончаний в словах им дается с большим трудом.

Все окончания в словах могут обозначать следующие грамматические значения:

Числа, рода и падежа у таких частей речи как, например, (например: полотно - окончание -о говорит о том, что слово в именительном падеже, еще оно в единственном числе и среднего рода); имя прилагательное (например: чистое полотно - окончание -ое указывает на единственное число, на средний род и именительный падеж); причастие (например: выстиранное полотно - окончание -ое также гласит, что перед нами слово в единственном числе, в именительном падеже и среднего рода); некоторые местоимения (например: твоё полотно - окончание -ё также указывает на слово в единственном числе, именительном падеже и среднем роде) и некоторые числительные (например: одно полотно - окончание -о показывает на слово в единственном числе среднего рода и в именительном падеже);

Только падежа у некоторых местоимений (например: нет чего - окончание -ого говорит о родительном падеже) и части числительных (нет семи - окончание -и говорит, что данное слово в родительном падеже);

Лишь лица и числа у глаголов в будущем и настоящем времени (например: пишу - глагол первого лица единственно числа);

Только числа и рода у глаголов в прошедшем времени (например: говорила - глагол женского рода и единственного числа).

Что такое нулевое окончание?

Также некоторые сложности могут возникнуть при определении окончания, если оно нулевое. Для того чтобы его с легкостью выявить в слове, необходимо разобраться, что такое нулевое окончание. Слова с подобными окончаниями часто путают со словами вообще без окончаний.

Нулевое окончание слова - это окончание, которое не выражено ни буквами, ни звуками. Несмотря на то, что материально данный вид окончания никак не выражается, при анализе морфологического строения слова обязательно следует обозначить его в виде пустого квадрата.

Виды слов с нулевыми окончаниями

Нулевое окончание имеют в русском языке следующие виды слов:

Имена существительные первого лица в родительном падеже и множественном лице. Например: птичекØ, пломбØ, коровØ, питомцевØ.

Качественные имена прилагательные, а также причастия в краткой форме единственного числа мужского рода, например: находчивØ, индивидуаленØ, склоненØ, великолепенØ, задержанØ, вооруженØ.

Нулевое окончание существительных мужского рода второго типа, а также женского рода в третьем склонении. Например: тараканØ, парканØ, войлокØ, печьØ, речьØ, ночьØ.

Притяжательные имена прилагательные в форме Например: отцовØ, маминØ, коровийØ, лисийØ, СережинØ.

Глаголы единственного числа в повелительном наклонении. Например: учиØ, смотриØ, помогиØ, переведиØ, попросиØ.

Глаголы в сослагательном и изъявительном наклонении в мужском роде в прошедшем времени и при наличии единственного числа. Например: говорилØ - говорилØ бы, слушалØ - слушалØ бы, проголосовалØ - проголосовалØ бы, попросилØ - попросилØ бы.

Часто при люди путают слова с нулевым окончанием со словами, у которых вообще нет никаких окончаний. Чтобы понять все различия, рассмотрим, у каких слов окончание вообще отсутствует.

Слова, у которых вообще нет окончания

Окончание не имеют такие неизменяемые слова и группы слов:

Несклоняемые имена существительные, например: такси, кофе, авто, пальто;

Несклоняемые имена прилагательные, например: бордо, хаки, маренго, нетто, барокко, эсперанто, плиссе;

Притяжательные местоимения, которые указывают на принадлежность третьему лицу, например: их, её, его;

Все наречия, поскольку наречие - это неизменная часть речи и по определению уже не имеет окончания, например: плохо, грустно, заметно, неясно, спутано, окрашено, переделано;

Слова в сравнительной форме, например: сильнее, умнее, быстрее, понятнее, красивее, грустнее, величественнее;

Все деепричастия, поскольку данная часть речи взяла от наречия свою несклоняемость и также, как и наречие, не может иметь окончание, например: прочитав, умывая, поняв, читая, запомнив, запоминая, разбирая, осознав;

Все служебные части речи, например: чтобы, если, не, ни, несмотря на то что, только, едва, как раз, без, над, под, в;

Междометия, например: ну да, да уж, батюшки, ух, ах, шлеп, ба-бах, вот те раз;

Начальная форма глагола в случае, если -ть и -ти воспринимается как суффикс, например: кушать, принимать, чувствовать, понимать, уважать, переживать, действовать.

Также не следует обозначать на письме при морфологическом анализе пустым квадратом слова, у которых вообще нет окончаний. С легкостью отличить слова без окончаний от нулевого окончания поможет одно правило. Слова без окончания не изменяемы, в отличие от слов с нулевым окончанием.

Как определить окончание?

Чтобы определить в любом слове окончание, достаточно просто его просклонять по падежам. Та часть слова, которая будет изменяться, им и является. Именно таким образом легко выявить нулевое окончание. Примеры слов с таким окончанием, а также слов, у которых его вообще нет, представлены в следующей таблице:

Единственное число

Множественное число

Неизменяемое слово

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

зеркалАМ

Винительный

Кого? Что?

Творительный

зеркалОМ

зеркалАМИ

Предложный

О ком? О чём?

зеркалАХ

На данном примере заметно, как с легкостью можно определять данную морфему в словах. Поскольку слово «плиссе» не склоняется по падежам, то это слово без окончания, а в слове «зеркал» представлены лишь корень и нулевое окончание, ведь это имя существительное во и в родительном падеже.

Морфемы, с которыми взаимодействует нулевое окончание

В большинстве рассмотренных примеров чаще всего встречаются слова, у которых среди морфем используются лишь корень и нулевое окончание. С подобным окончанием могут сочетаться и все другие морфемы. Например, слова, у которых присутствует приставка, корень, нулевое окончание: рассказ, переход, вылет, выход, заплыв. Также существуют слова, при морфемном анализе которых можно увидеть приставку, корень, суффикс и нулевое окончание. Например: подросток, положил, предсказал, приурочил. Очень часто используются слова, в которых одновременно присутствуют постфикс и нулевое окончание в русском языке. Например: накрасился, взбодрился, присядьте, помогите, представьте, вооружился.

Мягкий знак при морфемном анализе

Обратите внимание на то, что мягкий знак не может быть окончанием слова. Данный знак не обозначает никакого звука, а лишь указывает на мягкость согласной, которая стоит перед ним. Если слово заканчивается на мягкий знак, то его следует считать, что у него нулевое окончание. Однако это правило не относится к неизменяемым словам. Например, несмотря на то что в конструкциях лишь, прочь, вскачь на конце находится мягкий знак, не стоит эти слова считать с нулевым окончанием. Они являются неизменными, и у них вообще нет окончаний.

Особенности морфемного анализа слова

Окончание - единственная изменяемая часть в слове. Все остальные морфемы составляют вместе его основу. При морфемном анализе, пожалуй, легче всего выявить в слове именно окончание, поскольку для этого достаточно лишь немного видоизменить слово.

Небольшие трудности, которые могли возникнуть при правильном определении окончания - это отличить слова, у которых нулевое окончание, а также слова вообще без окончания. Поскольку в данной статье было выяснено, что такое нулевое окончание, то при анализе данная морфема не составит никаких сложностей.

Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.

Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.

Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще. А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.

Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?

Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.))) Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.

Элен, отвечаю здесь
//----------------------

Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?

Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").

Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.

Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений . А школьники понимают, зачем она нужна ? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что им говорят - но зачем это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".

Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой. Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.

А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)

При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".

Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.

Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?

Добрый вечер, уважаемый читатель сайта!
Мы рады будем помочь Вам в решении всех интересующих вас вопросах. Вас волнует ответ на тему того, в каких словах нулевое окончание? Обязательно приведите примеры. Давайте же разбираться во всем вместе.
Вообще, нулевыми называются флексии, которые мы не произносим и не слышим – звуками они не выражены, а также не пишем и не видим. Флексии такие встречаются лишь у знаменательных изменяемых слов, т.е. склоняемых или спрягаемых.
Флексия нулевая выявляется простым сопоставлением данной нам формы с другими словоформами этой же лексемы.
Рассмотрим следующий пример:
Сестричка выполняла домашние задания. Как мы видим, в нём две лексемы с нулевыми флексиями: СЕСТРИЧКА, ВЫПОЛНЯЛА. Лексема СЕСТРИЧКА – в форме начальной, за основой в ней отсутствует ВЫРАЖЕННАЯ флексия, но понять, что она есть, помогают любые словоформы из парадигмы его формоизменения: СЕСТРИЧКОЙ. То же самое и в глаголе ВЫПОЛНЯЛА: едва поставим его в иной род или иное число (ВЫПОЛНЯЛО, ВЫПОЛНЯЛ, ВЫПОЛНЯЛИ) – станет ясно: в словоформе из приведённого как пример предложения флексия нулевая.
Но где же чаще всего встречаются нулевые флексии?
1. У ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
2-го скл. муж. рода в им. падеже, например призрак , перебой, интернационализм.
неодушевлённых 2-го скл. муж. рода в вин. падеже, например узнаю шкафчик, телефон, подъём.
3-го скл. в пад. им. и вин. степень, мышь, мишень, фальшь.
2. У ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:
Притяжательных на -ИЙ, -ОВ (-ЕВ), -ИН- (-ЫН-) – это всё суффиксы, в пад. им. и вин. муж. рода: чей? – Машин, папин, дедов;
Мужского рода: красив, интересен, великолепен, привлекателен;
3. У МЕСТОИМЕНИЙ
указательных и притяжательных в числе ед. рода муж; существительное неодушевлённое, вин.): этот, тот, свой, мой, наш; указательного ТАКОВ и вопросительно-относительного КАКОВ; личных Я, ТЫ и ОН (в других флексии выраженные – в словах МЫ, ВЫ;
4. У ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ:
количественных со значением а) единиц (5 – 9), б) целых десятов (10 – 80) и в) целых сотен (200 – 900) в пад. им. и вин. – причём в сложных числит. в этих падежах по две нулевые флексии; количественных, обозначающих целые сотенки
5. У ГЛАГОЛОВ :
наклонения изъявительного в муж. роде времени прошедшего: перевёл, апробировал, разбросал;
наклонения условного в роде муж. числа ед.: перевёл бы, апробировал бы, проиллюстрировал бы;
наклонения повелительного в числе ед.: пересмотри, рассмеши, прибавь;
6. У ПРИЧАСТИЙ страдательных кратких числа ед. рода муж.: несом (от несомый), решаем (от решаемый), выполнен, построен.
Так на основе всего выше сказанного и приведенных примерах, я надеюсь, что Вы усвоили тему, и наша команда стола ответить на все интересующие вас вопросы!
Желаем удачи и успехов!

У школьников очень часто возникают вопросы о том, как отличить слова без окончания от слов с нулевым окончанием. Путаница с этим происходит от непонимания того, что такое окончание, какую роль оно играет. И этот вопрос одновременно и прост, и сложен. Прост потому, что понимание этого лингвистического термина абсолютно доступно школьнику. А сложен потому, что его изучение требует знания того, что такое изменение слова, чем отличается слово от словоформы, а значит, в конечном счете, знания того, что такое грамматическое значение слова.

Что такое окончание

Итак, начнем с того, что существуют слова с окончанием и слова без окончания. Примеры слов с окончанием: дом-а, кошк-а, пап-а, колодц-а, окн-у, красот-ы, земл-е, ям-ах. Примеры слов без окончаний: вкусно, весело, не, за, надеясь, работая.

Первая группа слов оканчивается на звуки или сочетания звуков, которые меняются, если изменить форму слова: домов (дом-ов), кошк-у, пап-ой, окн-а, красот-ой, земл-ях, ям-е. Точнее, именно из-за того, что меняется окончание, меняется форма слова. Если у слова «кошка» на конце будет -а, то мы поймем, что речь идет об одной кошке: «На заборе сидит толстая кошка». Если же на конце слова -и, то, в зависимости от контекста, речь может идти, например, об отсутствии кошки: «На заборе больше нет толстой кошки», либо о нескольких кошках: «Все кошки любят посидеть на заборах». В приведенных предложениях мы использовали три формы одного и того же слова «кошка»: в именительном падеже единственного числа (кошка сидит), в родительном падеже единственного числа (нет кошки) и в именительном падеже множественного числа (кошки любят).

Так же мы можем, например, изменить слово «мир»: мир-а, мир-е, мир-ом, мир-ы.

Грамматическое и лексическое значение слова

Обратим внимание, что это именно одно и то же слово, так как речь идет об одном и том же явлении действительности, которое одинаково характеризуется. Если бы мы захотели иначе охарактеризовать это явление, мы бы использовали возможности многочисленных аффиксов русского языка: кошечка, кошуня, кошуля, кошуся, кошандра… Добавив в слово эмоцию, оценку, мы образовали новое слово: кошка и кошуся - это разные слова, а не формы одного и того же слова. У этих слов разное лексическое, но одно и то же грамматическое значение: именительный падеж, единственное число. Мы можем образовать и другие формы этих слов: кошек, кошусей. Это разные слова в одной и той же форме, то есть их лексические значения разные (словом «кошка» мы нейтрально указываем на животное, а словом «кошуся» ласково его называем), а грамматические - одинаковые (родительный падеж, множественное число).

Аналогично мы можем поступить со словом «мир». Формы того же самого слова: дом-а, дом-у, дом-ом, дом-ами, дом-ах. Образованные от него слова с другим значением (то же значение плюс выражение нашего отношения или уточнение размера): дом-ик, дом-ин-а, дом-ищ-е.

Словообразующие и формообразующие морфемы

Как можно увидеть, лексическое значение здесь изменяется с помощью суффикса, а грамматическое - с помощью окончания. Но это не значит, что суффикс может менять только лексическое значение. Например, в слове «ходи-л-а» суффикс -л- - это суффикс прошедшего времени глагола «ходить», то есть с его помощью не образуется новое слово, а образуется его форма.

Таким образом, есть такие части слова, с помощью которых образуются новые слова - это словообразующие морфемы, и такие, при помощи которых меняются, образуются формы слова - это формообразующие морфемы. Окончание (флексия) - это формообразующая морфема.

В каких словах может быть окончание

Отсюда мы можем сделать следующий логический вывод. Если окончание - это формообразующая морфема, то есть часть слова, меняющая его формы, значит, оно может быть только в тех словах, которые изменяются. Перебирать случайный ряд слов в поисках слов с окончаниями нерационально. Их нужно искать среди слов определенных категорий, а именно - среди определенных частей речи. Скажем, имена существительные в большинстве своем изменяемые, а значит, у них есть окончания.

Слова без окончания. Примеры

Однако существуют такие слова, которые не меняют своей формы. А значит, это слова без окончания. Примеры нужно искать среди слов определенных грамматических групп. Например, это наречия. Как известно, это неизменяемая часть речи, значит, у наречий нет окончаний: весело, терпеливо, находчиво (собака весело бежала за нами; мама терпеливо слушала дочку; в спорах этот человек всегда находчиво изворачивался).

Наречия следует отличать от кратких форм прилагательных среднего рода: "Это предложение было находчиво и остроумно". Здесь конечное -о является окончанием, указывающим на средний род и единственное число.

Проверка наличия окончания

Доказать, что в кратких прилагательных -о - это окончание, легко. Нужно изменить слово: "Эта реплика была находчива и остроумна". Конечное -о заменилось на конечное -а, которое указывает на женский род. Прилагательное изменило свою форму, чтобы согласоваться в форме рода с существительным.

Соответственно, есть только один способ того, как определить слова без окончания. Если невозможно образовать формы слова, значит, у слова нет окончания.

Нулевое окончание

Так же легко «вычисляются» и слова с нулевым окончанием. Правило здесь простое: если слово имеет формы (изменяется), и на месте «немого» окончания появляется окончание, выраженное звуками, значит, видимое отсутствие флексии - это нулевое окончание.

Допустим, слово "мир" заканчивается согласной корня Р, после нее в слове ничего не звучит. Однако стоит изменить это слово: мира, миры, миром, мирами, как мы видим, что после корня появляется звучащее окончание. Значит, его отсутствие в именительном падеже единственного числа мнимое, на самом деле вместо произносимых звуков там есть пустое окно, пустая клетка, которая в любой момент может заполниться. Более того, именно по тому, что она не заполнена, мы и определяем падеж и число. Это пример «минус-знака». Немота окончания в данном случае значима не меньше, чем его определенное звучание.

Примеров таких значимых отсутствий много и в жизни. Скажем, над входом кафе в рабочие часы может зажигаться вывеска с его названием. Тогда, если лампочки не горят (молчат), для потенциальных посетителей это означает, что кафе закрыто. Если не горит зеленый свет светофора, это не значит, что его вообще нет, его "молчание" - значимое.

Прочерк или пропуск на месте указания цены в ресторане может означать, что указанное блюдо отсутствует в ассортименте.

Если вы входите домой и кричите: «Кто дома?», то молчание будет для вас знаком того, что домашние еще отсутствуют. Об этом же может говорить темное окно.

Нулевое окончание и отсутствие окончания

Таким образом, нулевое окончание - это своего рода «выключенная» морфема. Ее выключили, чтобы выразить ее «молчанием» определенное значение. В словах «рук-(-)», «ног-(-)», «голов-(-)», «туч-(-)» это пустое, «негорящее» окно означает родительный падеж множественного числа. В глаголах «ходил-(-)», «говорил-(-)», «пел-(-)» - мужской род единственного числа. Во всех этих словоформах есть окончание, но оно выражено нулем звука.

Поэтому неправильно будет сказать, например, что «рук» - это слово без суффикса и окончания. Суффикса здесь действительно нет, а вот окончание есть. Звучание слова заканчивается звуком «к», а его состав, фактические границы - морфемой, выраженной нулевым звуком.

Отсутствие окончания, в отличие от присутствия нулевого, - это место за границами слова. Оно не противопоставлено «включенному» окончанию, так как грамматическая природа этого слова вообще не предполагает окончания. Хорошо, боязливо, под, с, углубляясь - все это примеры слов без окончания.

Таким образом, при морфемном анализе слова нужно отличать слова без окончания от слов с нулевым окончанием. Изменяемые лексические единицы будут иметь окончание, пусть и выраженное нулем звука, а состав неизменяемых слов не предполагает окончания, в том числе нулевого.