Камни

Исследовательская работа "все мы немножко жабы". Путешествие на всю жизнь (14 стр.) Прочитайте окончание рассказа мой некрасивый друг

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой.

Я и раньше видел жаб, но разглядывать их мне как-то не приходилось - все было некогда, всегда я куда-нибудь торопился. А тогда я не спешил и, присев на корточки, стал разглядывать жабу.

Она не возражала. Во всяком случае, не делала попыток удрать. Я смотрел на жабу и вспоминал множество рассказов и легенд, которые окружают это животное. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. Но чем больше я смотрел на жабу, тем больше убеждался, что это неправда, что она вовсе уж не такая уродливая. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей. Но стоит ли судить по первому взгляду?

И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой.

Теперь эта встреча произошла не в лесу, а в дальней части нашего двора. Эту часть двора мы называли садом, потому что там росло несколько больших старых лип и тополей, а вдоль забора густо разрослись кусты сирени. Вот там, в этом саду, у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была не та жаба, которую я видел в лесу. Но мне почему-то хотелось, чтоб это была именно та самая, чтоб она каким-то образом попала из лесу к нам во двор. И теперь именно она живет тут. Потому что ей, как и мне, очень нравится и наш старый дом, и двор, почти весь заросший травой, и деревья, и сирень.

Нет, конечно, это была другая жаба. Но наверное, ей действительно нравился наш двор, недаром же она поселилась здесь.

Я часто наведывался к старому пеньку и иногда встречал там жабу. Она тихонечко сидела в маленькой ямке или в густой траве, прячась от горячих солнечных лучей. Лишь в пасмурные дни она была активна. Ночью же - я это точно знал - охотилась без устали, в любую погоду.

В библиотеке я взял несколько книг, где рассказывалось про жаб, ящериц, лягушек, и в одной из них прочитал, что жабу можно приручить. Достав мучных червей, я стал приходить к жабе с "подарками". Червей я насаживал на кончик тонкой лучинки и преподносил моей жабе. Но она почему-то не брала их. Сначала я удивлялся, а потом вспомнил, что жабы хватают только движущихся насекомых. Тогда я тихонечко покрутил палочку. Это тоже поначалу не производило впечатления. Но однажды… Нет, я не отвлекся - я смотрел на червя не спуская глаз. И все-таки не заметил, как он исчез. Я насадил на кончик лучинки еще одного червя. И с ним произошло то же самое. И с третьим, и с четвертым. Они исчезали, а жаба по-прежнему сидела неподвижно, будто и не она вовсе была виновницей исчезновения червей.

С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пеньку и в одном и том же месте находил мою жабу. Казалось, она поджидала меня.

Постепенно я стал укорачивать лучинку и довольно скоро укоротил настолько, что можно было заменить ее обыкновенной спичкой. И я уже был уверен: не так далеко время, когда жаба будет брать у меня еду прямо из рук.

Но как-то я опоздал на свидание и на обычном месте не нашел жабу. Я обошел пенек, ее нигде не было. Пошарил в траве - нет. И вдруг я увидел темный бесформенный комочек, уже облепленный мухами.

Кто это сделал?

Кто-то взял и убил мою жабу только потому, что она некрасивая!

Некрасивая… А я видел перед собой ее удивительные, золотые, с темными точечками глаза, большой беззубый рот, придававший ей какое-то очень доброе выражение, нежную кожицу на брюшке, трогательные, кажущиеся такими беспомощными, передние лапы, и мне казалось, что она была очень красива.

Почему же этого не видят другие? Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!

Жаба: вымыслы и действительность

Жабы и лягушки внешне похожи. Многие люди, редко встречающиеся с этими животными, даже путают их. Но если приглядеться, разницу увидеть легко. Лягушка - дневной житель, а жаба - ночной, поэтому у лягушек зрачок круглый, как у всех дневных животных, а у жабы - вертикальной формы, как у ночных.

К глазам еще надо присматриваться, а ноги видны сразу. И по ногам можно сразу четко сказать, где лягушка, где жаба. У лягушки задние ноги длинные, сильные, мускулистые, передние же гораздо меньше. У жабы задние ноги не такие сильные и не такие длинные, но зато и передние не такие уж коротенькие. От строения ног зависит и движение. Поэтому жабы двигаются медленно, лягушки быстро, жабы делают лишь коротенькие скачки, а лягушки длинные.

Если посмотреть на спокойно сидящую лягушку и жабу, то и тут бросится в глаза разница: у лягушки голова как бы немного задрана вверх и все тело приподнято. Так удобнее ловить пролетающих насекомых. Жаба не только ловит пролетающих насекомых, но и хватает ползающих по земле. Поэтому тело ее как бы прижато, а голова чуть опущена.

Большинство людей к лягушкам и жабам относятся плохо. Если лягушек просто не любят ("брр, мокрая, холодная!"), то жаб еще и боятся. У жабы дурная слава. Еще в древности, проклиная кого-нибудь, желали, чтобы на проклятого человека напали саранча, вредные мухи и жабы. Жабы не случайно зачислены во вредные и опасные, ведь "это животное совершенно холодное и влажное, все отравленное, ужасное, противное и вредное. Когда животное это дразнят, оно приходит в такой гнев, что если может, то брызгает на человека своими накожными выделениями или отравляет его своим ядовитым вредным дыханием. Съеденная жаба вызывает смерть, дыхание и взгляд ее также вредны, от них человек бледнеет и обезображивается". И это говорил не какой-то безграмотный человек. Это написал известный врач и биолог Конрад Геснер в 1551 году в своей знаменитой "Истории животных".

И нет ничего удивительного в том, что жабы издавна привлекали внимание разных жуликов и авантюристов. Одни варили из жаб различные снадобья, которые будто бы вылечивали от всяких болезней, другие закапывали жаб в землю, чтоб был урожай, третьи запихивали в рот больному сушеную жабу, чтоб прогнать лихорадку, четвертые изготовляли из жабы яд.

Сейчас, конечно, никто не верит, что сушеная жаба - лекарство или что взгляд ее опасен. Но в том, что жаба выделяет особую жидкость и на руках появляются бородавки, многие уверены.

Жаба действительно выделяет беловатую жидкость - у нее даже есть специальные железы на коже. Но никакого отношения к появлению бородавок эта жидкость не имеет - она вообще совершенно безвредна для человека. (Лишь попав в глаз, может вызвать неприятное ощущение.) Но эта жидкость делает мясо жабы несъедобным. И, один раз попробовав, хищник навсегда потеряет желание нападать на жаб. Это единственный способ защиты у жабы: ведь у нее нет ни острых клыков и когтей, чтоб постоять за себя, нет даже быстрых ног, чтоб убежать в случае опасности.

В лесу жаба сидит целыми днями где-нибудь под кустом или в неглубокой ямке под корнями деревьев. А едва стемнеет, выползает на охоту. И будет охотиться до утра. Сколько она за это время насекомых уничтожит, трудно сосчитать, даже если специально заняться этим: молниеносно выброшенный язык "хватает", то есть приклеивает насекомое и втягивает его в рот. Человеческий глаз не в состоянии заметить это действие, так как оно от начала и до конца продолжается /15 долю секунды.

Хорошо приспособлены для охоты и глаза жабы - она обращает внимание только на движущиеся предметы, да и то только на те, которые находятся на расстоянии не больше десяти сантиметров - на такое расстояние может "выбросить" свой язык жаба.

Жаба уничтожает мух, комаров, гусениц, слизней. И недаром еще издавна опытные огородники приносили из леса жаб и выпускали их на свои огороды. Они знали, что лучшего сторожа огородных вредителей не найти. И недаром в Англию, где очень мало жаб, их специально привозили из Франции и продавали за большие деньги, а в Париже еще сравнительно недавно существовал специальный рынок жаб!

Сейчас, когда человек научился бороться с вредителями при помощи химических препаратов, значение жаб, казалось бы, уменьшилось. Но это не совсем так: американские ученые подсчитали, что даже в тех местах, где проводится химическая обработка растений, одна жаба за лето сохраняет продуктов на 25 долларов. А сколько же пользы приносит она там, где в борьбе с вредителями человек не принимает участия?

В нашем лесу я чаще встречаю серую жабу. Но иногда встречаю и зеленую. И той и другой я всегда почтительно уступаю дорогу.

Висеть он может - у него есть для этого специальные присоски на нижней стороне головы. Дышать он тоже может - по бокам головы у него пушистые пучки - жабры. А вот есть головастик не может - рта у него пока нет. Рот появится лишь через несколько дней. И тогда головастик начнет потихонечку скоблить поверхность растений и потихонечку двигаться. День ото дня он становится все активнее и активнее, и как будто от этой активности у него увеличивается голова и уменьшаются жаберные пучки. Вместо них появляются жаберные щели, как у рыб. Но на рыбу головастик теперь уже совсем непохож - у него даже плавников нет, и плавает он только при помощи хвоста. А потом и жаберные щели постепенно начинают зарастать - у головастика появляются легкие. Теперь он все чаще и чаще поднимается на поверхность подышать воздухом.

Сзади, по бокам хвоста, появляются сначала едва заметные бугорки, которые с каждым днем увеличиваются. Это будущие задние ноги. Передние тоже начали расти, но их пока не видно - они скрыты под складками кожи.

Постепенно головастик становится полулягушкой. Он уже не головастик, потому что у него есть легкие и задние ноги. Но еще и не лягушка, потому что у него еще остался хвост, а ноги только две. Наконец вырастают и передние ноги. К этому времени хвостик совсем сделался маленьким, съежился, сморщился. И вот настал день, когда хвостик совсем исчез. Теперь лягушонок совершенно непохож на головастика. Зато на лягушку похож во всем.

Земля - вода - земля

Маленький лягушонок, совсем маленький, он только вчера, наверное, отбросил хвост, вылез на берег. Наверное, первый раз в жизни оставил он родной водоем. Стоп! Ты-то мне и нужен!

Лягушонок уже направился в сторону от прудика, но я поймал его. Ну-ка иди обратно! Я бросил лягушонка в воду. Он быстро заработал лапками, подплыл к берегу и взобрался на него. Чудак лягушонок: вместо того, чтоб спасаться, прятаться в воде, он опять лезет навстречу опасности - ведь я же для него, наверное, непонятное, страшное чудовище! Ну погоди же ты! И я снова скинул лягушонка в воду. На этот раз бросил подальше. А он опять повернулся и поплыл в мою сторону. Но по дороге встретилась ему какая-то щепка. Лягушонок положил на нее свои крошечные передние лапки, подтянулся, оперся грудью и уже сидит на щепке. И вид у него очень довольный. А может быть, это мне только так кажется? Не знаю, но, во всяком случае, лягушонок добился своего - вылез из воды.

Странно: весной его родители стремились поскорее добраться до воды, головастик, который превратился теперь в этого лягушонка, без воды не мог жить. А этот не желает ни минуты оставаться в воде.

Но что делать, так уж устроены лягушки. Сейчас они (это относится лишь к травяным и остромордым) уйдут от воды, а настанет время, снова начнут искать ее. Вода нужна и для того, чтоб перезимовать, и для того, чтоб отложить икру. В это время лягушки очень настойчиво и очень уверенно отыскивают воду. И может быть, тот же лягушонок, став уже взрослой лягушкой, вернется в водоем, где сам появился на свет. У лягушек такое часто бывает. Они приходят даже на те места, где когда-то были лужи, а потом исчезли.

Об этом свойстве лягушек ученые узнали сравнительно недавно. Однажды весной, во время пахоты, люди увидели на поле множество лягушек. Собственно, на на всем поле, а на том месте, где когда-то был пруд. Лягушек собрали и унесли с поля. Но через несколько дней они снова сидели на распаханной земле, как раз на том месте, где раньше был пруд.

Ученых заинтересовало такое поведение лягушек. Было проделано немало опытов, и все они подтвердили: лягушки возвращаются туда, где был водоем. Как они запоминают место? Как находят его? Людям это пока неизвестно.

Загадочным остается и то, как вообще лягушки находят пруды и лужи, к которым стремятся в определенное время года. Сначала предполагали, что лягушки очень чувствительны к влаге и даже на большом расстоянии могут почувствовать воду. Но это предположение отпало, так как путешествуют лягушки только после дождя или в сырую погоду, или весной, когда земля еще не просохла. В сухую погоду, да еще по открытым местам лягушки долго не могут двигаться: кожа их высохнет, и они неминуемо погибнут. И до сих пор еще не могут понять люди, как лягушки находят водоемы.

Почему лягушки холодные?

Лягушки всегда холодные. И всегда влажные, даже если они живут на суше. Лягушки дышат не только легкими, но и кожей. А для этого кожа должна быть свободной от какого-либо покрова. У лягушки действительно нет ни панциря, ни чешуи, ни волос. Но с другой стороны, это же очень опасно: такая кожа может высохнуть даже в тени, а уж на солнце лягушка высохла и погибла бы очень быстро. Но лягушки не гибнут. И спасает их жидкость, которую выделяют многочисленные железки, находящиеся на коже. Поэтому лягушка всегда мокрая. Поэтому она всегда и холодная: ведь влага постоянно испаряется, ну а всякое испарение с какой-либо поверхности, как известно, охлаждает эту поверхность. От испарения влаги температура лягушки делается ниже окружающего ее воздуха обычно на 2–3, иногда и на 8–9 градусов. Чем теплее воздух, тем больше испарений и тем холоднее лягушка.

Но если от высыхания лягушку спасает жидкость, выделяемая специальными железками, то что спасает ее от мух или комаров, от бесчисленных микробов, которые могут найти приют на незащищенной тонкой и нежной коже? Однако природа и тут позаботилась о лягушках - та же жидкость, которая спасает ее от высыхания, предохраняет ее и от укусов комаров и мошек. К тому же эта жидкость, как говорят ученые, содержит бактерицидные, то есть убивающие бактерии, вещества.

Свойство лягушек убивать микробы - еще одна тайна, еще одна загадка, на которую не найден ответ. Возможно, лягушки помогут людям сделать еще одно важное открытие. Ведь они уже не раз помогали ученым.

Но даже и без этого очень многим обязан человек лягушкам. Ведь лягушки - активные истребители насекомых, причем в основном насекомых, вредящих человеку.

Мой некрасивый друг

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой.

Я и раньше видел жаб, но разглядывать их мне как-то не приходилось - все было некогда, всегда я куда-нибудь торопился. А тогда я не спешил и, присев на корточки, стал разглядывать жабу.

Она не возражала. Во всяком случае, не делала попыток удрать. Я смотрел на жабу и вспоминал множество рассказов и легенд, которые окружают это животное. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. Но чем больше я смотрел на жабу, тем больше убеждался, что это неправда, что она вовсе уж не такая уродливая. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей. Но стоит ли судить по первому взгляду?

И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой.

Теперь эта встреча произошла не в лесу, а в дальней части нашего двора. Эту часть двора мы называли садом, потому что там росло несколько больших старых лип и тополей, а вдоль забора густо разрослись кусты сирени. Вот там, в этом саду, у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была не та жаба, которую я видел в лесу. Но мне почему-то хотелось, чтоб это была именно та самая, чтоб она каким-то образом попала из лесу к нам во двор. И теперь именно она живет тут. Потому что ей, как и мне, очень нравится и наш старый дом, и двор, почти весь заросший травой, и деревья, и сирень.

Нет, конечно, это была другая жаба. Но наверное, ей действительно нравился наш двор, недаром же она поселилась здесь.

Я часто наведывался к старому пеньку и иногда встречал там жабу. Она тихонечко сидела в маленькой ямке или в густой траве, прячась от горячих солнечных лучей. Лишь в пасмурные дни она была активна. Ночью же - я это точно знал - охотилась без устали, в любую погоду.

Мне кажется, что в произведении "Жаба", автор не просто пытается натолкнуть на мысль, он словно изливает душу в строках.
Возможно, что в некоторой степени, автор рассквзывает нам о своем печальном опыте. Позиционируя себя в качестве жабы, он рассказывает нам о тяжелой жизни изгоя, что ежедневно сталкивается с насмешками и издевательствами в свой адрес.
Мальчик в данном случае является представителем того самого жестокого общества, что подвергает несчастную жабу испытаниям. Выражая свою мысль через слова бабушки, автор стремится призвать человека к толерантности.
Рассмотреть можно и с другой стороны. Жаба представляет собой людей уродливых снаружи, но прекрасных внутри. Как часто люди судят человека по внешности, совершенно не задумываясь о том, что душа человека с обезображеным лицом может быть прекрасной, тогда как человек с красивым лицом, может быть уродливым изнутри. В этом случае автор стремится призвать людей ценить не внешность, а душу. Он пытается показать, что душа каждого живого существа является куда более важным становлением личности, нежели смазливая мордашка. Автор несет мысль о всепрощении, которая преподносится в сценке, когда жаба словно прощает мальчика за его поступок.
Он несет мысль о том, что даже подлый и жестокий человек способен меняться. Он учит нас давать второй шанс людям, относится к ним добрее и терпимее.
Так же автор говорит о сильной душе, что не взирая на поступок мальчика, не озлобилась, искренне простив его.
И, наконец, автор учит нас терпению. Он показывает нам, что злом на зло о вечать не стоит и донести ошибку человека можно не просто сказав в глаза, от чего он, вероятнее всего, пропустит мимо ушей, а путем воздействия на сознание. Бабушка показала мальчику, что если оценивать лишь по внешности, то в итоге можно загубить весь мир. "мира в войне не будет." "посеев в мире жестокость, не встретишь милосердия"

Рецензия к рассказу "Жаба" Радия Погодина

Рецензии

Он несет мысль о том, что даже подлый и жестокий человек способен меняться. Он учит нас давать второй шанс людям, относится к ним добрее и терпимее.

Голод некогда не изменится, совсем не когда, а почему мне не пишем таких замечательных рецензий?

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Тема: «Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему». 7 класс

Цели:

    Обучающая.

Учащиеся должны:

    знать:

Структуру типа речи рассуждения, его виды, алгоритм работы по написанию сочинения-рассуждения;

Отличие рассуждения-размышления от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения.

Уметь:

Писать сочинение рассуждение-размышление;

Анализировать готовый материал и самостоятельно отбирать материал на определенную тему;

Проводить словарную работу и анализ текста по плану;

Отбирать языковые средства для оформления сочинения;

Составлять план сочинения;

Работать коллективно и самостоятельно;

    понимать различие между видами рассуждения, структуру рассуждения.

2. Развивающая:

Развивать внимание, память, мышление;

Развитие всех видов речевой деятельности;

Расширять словарный запас.

3. Воспитательная:

Способствовать развитию интереса к предмету, учить внимательному и бережному отношению к языку;

Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Оборудование:

Компьютер;

Презентация;

Алгоритм построения сочинения – рассуждения ;

Схема « Виды рассуждений»;

Таблица «Основные языковые средства оформления рассуждения- размышления».

I. Организационный момент.

1 мин.

Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности: Включить учащихся в деятельность по выявлению готовности.

Приветствует учащихся. Проверяет готовность рабочих мест, эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя. Проверяют рабочее место и наличие необходимых учебных принадлежностей

II. Актуализация знаний.

8 мин.

Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности.

Даётся задание трём учащимся подготовить ответы-объяснения о видах рассуждения.

Что такое рассуждение?

Какие 3 типа рассуждения нам известны? (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление)

У кого возникли сложности?

Когда мы обращаемся к этому виду рассуждения - рассуждению-размышлению?

огда надо принять какое-то важное решение, ответить на волнующие нас вопросы: Как быть? Что делать? Как поступить?

Именно такие вопросы часто приходится решать в особых жизненных ситуациях.)

Работа с учебником.

Что мы узнали из учебника о строении рассуждения- размышления?

(Ответ подготовленного учащегося)

Какие ещё виды рассуждения бывают? Нам расскажут…

Какие языковые средства используются для оформления рассуждения – размышления?

Вопрос или цепь вопросов-раздумий. Риторические вопросы.

Или

Альтернативные вопросы (соединены союзом или).

Беседа с самим собой.

Выбор варианта ответа.

Использование языковых штампов для создания собственных рассуждений.

Учащиеся выбирают из представленных примеров наиболее уместные.

Размышление

III. Постановка проблемы

5 мин

Организовать коммуникативную деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Послушайте, определите тему дальнейшего разговора.

О чем мы будем размышлять?

Слово учителя. Чтение текста учебника «Мой некрасивый друг» (стр. 103)

Соответствует ли название фрагмента его содержанию? Найдите в тексте доказательства своей точки зрения.

Подумайте, что произошло в тот вечер, когда рассказчик опоздал на свидание?

Устно закончите рассказ с условием, что в концовке должно присутствовать повествование с элементами описания и рассуждения.

Прослушивание ответов детей.

Чтение окончания рассказа (учебник стр. 104)

Работа по вопросам.

Предвидели ли вы такой поворот событий?

Какова тема данного рассказа? – тема дружбы

Определяют тему.

Какую проблему поднимает автор в своём рассказе? (Проблему жестокого отношения к животным, проблему бездуховности человека, проблему понятия красоты…)

IV Усвоение новых знаний и способов действий.

15 мин

Обеспечить восприятие, осмысление учащимися изучаемого материала.

Что вы знаете о дружбе? Что такое дружба?

Работа с текстом и его анализ.

Как вы думаете, почему в рассказе такой трагический финал?

Какова основная мысль текста?

Прочитайте ключевое предложение.

Дайте понятия слов дружба, друг (работа с Толковым словарём или Интернет-источником).

Дайте понятия слова красота (работа с Толковым словарём или Интернет-источником).

Учащиеся предлагают свои варианты толкования слова через подбор синонимов.

Учащиеся-эксперты проводят словарную работу, дают этимологию слов, составляет с ними словосочетания.

Выполняют словарную работу. Делают записи в тетради.

Друг –

Дружба –

Красивый –

В ходе анализа текста верно определяют тему, основную мысль текста, отвечая на вопросы, формируют представление о понятии друг, дружба, красота.

Составим словосочетания с данными словами.

Лучший друг, найти друга

Крепкая дружба, уметь дружить

Очень красивый

Какие языковые средства помогают автору выразить своё отношение к событию и дать ему оценку? (работа с текстом учебника)

Ответы учащихся.

V. Первичное закрепление.

10 мин

Отработка и закрепление новых знаний, способов действий.

Сталкивались ли вы с подобными случаями в жизни, в художественной литературе? Примеры, когда чей-то друг очень не нравился другому человеку? (Тургенев «Муму»)

Сегодня я прошу вас тоже поразмышлять и ответить на вопросы: «Что такое дружба?», «Верно ли понятие «некрасивый друг»?»

Отработка умения написания сочинения-рассуждения-размышления

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления(из названия текста + дать определения слова «друг», связав его с понятием «красота» и «дружба»;

2 абзац – аргумент из исходного текста (о герое рассказа и его отношениях с жабой, доказав, что надо уметь видеть красоту);

3 абзац – аргумент из жизненного опыта или из литературного произведения (например, рассказ И.С.Тургенева «Муму»);

4 абзац – вывод.

Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать новую информацию

Работа с текстом

1. Оформим первый аргумент. Обратимся к тексту.

2. Чтение текста. Как соотносится текст с нашей темой?

Подбери материал для первого аргумента:

- найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

- помни, что надо объяснить, как проявляется дружба в конкретном случае, важна ли при этом красота друга, может ли друг быть некрасивым;

-необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

Оформление 1 аргумента

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что… (предложение № __, ___.....) Предложение-заключение (вывод по аргументу)

Оформление 2 аргумента

Введение 2-го аргумента

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов: - жизненная история, произошедшая с тобой; - жизненная история, произошедшая с твоим другом; - жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать (вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

- запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ, но и анализ;

- обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте.

Аргумент 2: В литературе есть много произведений, посвященных данной проблеме. В рассказе И.С. Тургенева «Муму» говорится о том, что…

Вывод

Рассказывая о дружбе, авторы пытаются нас убедить в том, что …. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: дружба – это…. Вернуться к высказываниям о красоте. Человек должен быть добрым по отношению «к братьям нашим меньшим», отношением к животным проявляется его право на звание человека.

Составим план нашего сочинения.

Какой тезис мы используем?

Какие аргументы используем?

Какой вывод мы с вами сегодня можем сделать?

VI. Закрепление. Творческая работа.

Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для творческой работы по новому материалу, осмысления изученного материала, глубины его понимания.

О чем вас заставила задуматься тема нашего сегодняшнего урока?

Что вы знаете?

Что вы умеете?

VII. Рефлексия деятельности.

2 мин

Если она вас тронула, и у вас возникло желание выразить свои размышления, то я прошу вас оценить степень усвоения темы.

Индивидуально выражают степень интереса к теме, определяют уровень ее усвоения, выставляя себе оценку, определяя ступень пирамиды.

Определяют индивидуальный уровень овладения темой.

Домашнее задание: Индивидуально работают над сочинением рассуждением-размышлением «Что такое дружба?» или «Верно ли понятие «некрасивый друг»?»

Приложения к уроку

Приложение № 1

Схема « Виды рассуждений»

Рассуждение

Рассуждение-объяснение / Рассуждение – доказательство / Рассуждение - размышление.

Приложение № 2

Схема для самоконтроля и взаимоконтроля.

    Правильность.
    2. Полнота.
    3. Последовательность.
    4. Структура.
    5. Самостоятельность ответа.

Приложение № 3

Алгоритм.

Строение текста типа рассуждения.

    Вступление. Тезис.

    Основная часть. Аргументы (доказательства с примерами).

    Заключение. Вывод.

Приложение № 4

Языковые средства для оформления сочинения -рассуждения

Виды рассуждения

Вводные слова,

наречия

Союзы

Речевые обороты

Доказательство

Во-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, тогда, например.

Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если

Из этого следует, что…;

отсюда заключаем, что…;

из чего вытекает, что…;

это позволяет предположить, что…;

предположим, что…; допустим, что…;

доказательством служит…;

об этом свидетельствует…

Объяснение

Например, таким образом, поэтому

Так как, потому что, благодаря тому что, поскольку

Причина состоит в следующем…;

укажем на причины…;

это объясняется тем, что…;

это зависит от …;

это связано с тем, что…;

это является следствием того, что…

Размышление

По-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, поэтому, потому, отсюда, таким образом

Поскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря на то, что

Я полагаю, что…; попробуем сравнить…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том, что…; это можно объяснить тем, что…; всё зависит от того, что…; это позволяет предположить, что…; получается, что…; предположим, что…; допустим, что…; мне близка мысль о том, что…; я согласна с тем, что…; некоторые сомнения у меня возникают, когда…;я могу с уверенностью сказать (утверждать), что…; я убеждён, что…; мне хочется сделать вывод о том, что…

Приложение №5

(Сообщение учащегося об Александре Матросове )

Родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Рано лишился родителей. 5 лет воспитывался в Ивановском и Мелекесском детских домах в Ульяновской области. В ноябре 1942 года Александр пошел добровольцем на фронт и был зачислен рядовым в 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии. Его письма в детский дом были полны неподдельного патриотизма: «Шести лет я лишился родителей, но у нас, в Советском государстве, позаботились обо мне. И сейчас, когда Родина в опасности, я хочу защищать ее с оружием в руках». Вот так честный парень полный патриотизма попадет на передовую, где ему суждено погибнуть в первом же бою. Звание Героя Советского Союза Александру Матвеевичу Матросову посмертно присвоено 19 июня 1943 года. Награждён орденом Ленина (посмертно). Похоронен в городе Великие Луки.

Памятники Герою установлены в городах Уфе, Великих Луках, Ульяновске. Имя Александра Матросова носит детский парк в центре Ульяновска, детский кинотеатр в городе Уфе и улица, открыт мемориальный музей А.М. Матросова в Уфимском юридическом институте МВД РФ.

Приложение № 6

"Гвардейцы не знали страха в бою, но взять дзот не удалось. Три автоматчика, которые пытались поближе подползти к дзоту, пали смертью храбрых. Тогда поднялся связной командира роты комсомолец гвардии рядовой Александр Матросов.

Я пойду! - сказал он решительно.

Старший лейтенант Артюхов, командир роты, пристально посмотрел на воина, обнял его и коротко сказал:

Иди.

И гвардеец с автоматом, с гранатами стал пробиваться к проклятому дзоту, который мешал батальону, родной роте, товарищам продвигаться вперед. Умелый воин, он знал, что в бою дорога каждая секунда. Матросов напрягал все свои силы, чтобы быстрее подобраться к дзоту. Но что это? Его заметили. Пули стали решетить снег то впереди него, то позади. Двигаться было опасно. Но, как только струя пулеметного огня отводилась в сторону, Александр продолжал ползти вперед.

Вот уже близко и вражеская огневая точка. Одну за другой гвардеец бросил две гранаты. Они разорвались у самого дзота. Пользуясь заминкой врага. Матросов поднялся и сделал прыжок вперед. Но опять из амбразуры показались вспышки выстрелов. Пришлось залечь. Гранат больше не было. И патронов совсем немного осталось в диске. Прошла еще минута. Матросов вскинул автомат и дал по амбразуре очередь. Там, в дзоте, что-то взорвалось. Вражеский пулемет смолк. И вот Александр поднялся во весь рост, вскинул над головой автомат и крикнул что было сил своим товарищам:

Вперед!

Как один встали наши солдаты с заснеженной земли и ринулись вперед. Но тут же они вынуждены были залечь, так как вновь ожила вражеская огневая точка. И тогда Матросов рванулся вперед и грудью своей, сердцем своим припал к черной амбразуре. Великий подвиг гвардейца послужил сигналом к атаке. Путь вперед был открыт. Быстро покончили и с дзотом. А еще через несколько минут была взята и деревня Чернушки. Вскоре над этой маленькой деревушкой был водружен флаг страны, за свободу, славу и честь которой отдал свою жизнь комсомолец Александр Матросов.

Боевые друзья стояли рядом с дзотом, на снегу, у которого алела под солнцем кровь их товарища комсомольца-гвардейца Саши Матросова. У солдата из кармана достали комсомольский билет. Простым карандашом написали на нем: «Лег на огневую точку противника и заглушил ее.»

Приложение № 7

План.

    Вступление. Тезис. Есть ли в нашей жизни место подвигу?

    Основная часть. Аргументы

1 Подвиг самопожертвования А. Матросова.

2 Героизм Дмитрия Разумовского.

3 (собственный пример)

    Заключение. Вывод. «В жизни всегда есть место подвигу».

Приложение № 8

Мой некрасивый друг

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой.

Я и раньше видел жаб, но разглядывать их мне как-то не приходилось - все было некогда, всегда я куда-нибудь торопился. А тогда я не спешил и, присев на корточки, стал разглядывать жабу.

Она не возражала. Во всяком случае, не делала попыток удрать. Я смотрел на жабу и вспоминал множество рассказов и легенд, которые окружают это животное. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. Но чем больше я смотрел на жабу, тем больше убеждался, что это неправда, что она вовсе уж не такая уродливая. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей. Но стоит ли судить по первому взгляду?

И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой.

Теперь эта встреча произошла не в лесу, а в дальней части нашего двора. Эту часть двора мы называли садом, потому что там росло несколько больших старых лип и тополей, а вдоль забора густо разрослись кусты сирени. Вот там, в этом саду, у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была не та жаба, которую я видел в лесу. Но мне почему-то хотелось, чтоб это была именно та самая, чтоб она каким-то образом попала из лесу к нам во двор. И теперь именно она живет тут. Потому что ей, как и мне, очень нравится и наш старый дом, и двор, почти весь заросший травой, и деревья, и сирень.

Нет, конечно, это была другая жаба. Но наверное, ей действительно нравился наш двор, недаром же она поселилась здесь.

Я часто наведывался к старому пеньку и иногда встречал там жабу. Она тихонечко сидела в маленькой ямке или в густой траве, прячась от горячих солнечных лучей. Лишь в пасмурные дни она была активна. Ночью же - я это точно знал - охотилась без устали, в любую погоду.

В библиотеке я взял несколько книг, где рассказывалось про жаб, ящериц, лягушек, и в одной из них прочитал, что жабу можно приручить. Достав мучных червей, я стал приходить к жабе с «подарками». Червей я насаживал на кончик тонкой лучинки и преподносил моей жабе. Но она почему-то не брала их. Сначала я удивлялся, а потом вспомнил, что жабы хватают только движущихся насекомых. Тогда я тихонечко покрутил палочку. Это тоже поначалу не производило впечатления. Но однажды… Нет, я не отвлекся - я смотрел на червя не спуская глаз. И все-таки не заметил, как он исчез. Я насадил на кончик лучинки еще одного червя. И с ним произошло то же самое. И с третьим, и с четвертым. Они исчезали, а жаба по-прежнему сидела неподвижно, будто и не она вовсе была виновницей исчезновения червей.

С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пеньку и в одном и том же месте находил мою жабу. Казалось, она поджидала меня.

Постепенно я стал укорачивать лучинку и довольно скоро укоротил настолько, что можно было заменить ее обыкновенной спичкой. И я уже был уверен: не так далеко время, когда жаба будет брать у меня еду прямо из рук.

Но как-то я опоздал на свидание и на обычном месте не нашел жабу. Я обошел пенек, ее нигде не было. Пошарил в траве - нет. И вдруг я увидел темный бесформенный комочек, уже облепленный мухами.

Кто это сделал?

Кто-то взял и убил мою жабу только потому, что она некрасивая!

Некрасивая… А я видел перед собой ее удивительные, золотые, с темными точечками глаза, большой беззубый рот, придававший ей какое-то очень доброе выражение, нежную кожицу на брюшке, трогательные, кажущиеся такими беспомощными, передние лапы, и мне казалось, что она была очень красива.

Почему же этого не видят другие? Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!