Камни

Кв 85 от джова. Новый советский тяжелый танк – КВ–85. Оборудование для танка

Раздел "Вопросы и ответы" служит для общения между игроками World of Tanks, зарегистрированными на нашем сайте. Любой желающий может получить в этом разделе ответ на свой вопрос по игре в самые кратчайшие сроки.

Для удобства навигации предусмотрено несколько категорий вопросов, которые так же служат для систематизации вопросов и ответов.

Давайте разберем все эти разделы по полочкам, чтобы было понятнее, какой вопрос куда лучше опубликовать.

  1. - этот раздел посвящен модификациям World of Tanks. Вспомните, ведь не раз у Вас возникали проблемы с их установкой, правда? Именно здесь вам помогут с их установкой и настройкой. А может вы забыли название нужного мода? Не беда - здесь подскажут!
  2. , которые проводят разработчики игры, приносят дополнительные награды их участникам. Но не всегда понятны условия, которые можно обсудить тут.
  3. Многие игроки создают или вступают в и сплоченным коллективом участвуют в тренировках, ротных боях, а некоторые воют на . Все вопросы касающиеся кланов, обсуждаются в этой категории.
  4. - это компания разработчик, которая подарила нам замечательную игру про танки. Спрашиваем в этом разделе про сотрудников компании, а так же про другие проекты.
  5. к сожалению имеют место быть, куда же без них, тем более игра постоянно развивается и как любой программный продукт - не может быть идеальной. Всегда найдется заковырка или упущение.
  6. очень сильно влияют на успешность виртуальных боевых действий. Чем выше кадры в секунду, тем выше шанс, что вы прицелитесь точнее, выпустите снаряд вовремя и среагируете в опасный момент.
  7. Не зная , можно наломать дров на поле боя, а ценный совет хорошего стратега может решить исход боя.
  8. В раздел можно задавать любые вопросы, касательно боёв, поведения игроков.
  9. В следует писать только про наш портал.
  10. - это то, на что в первую очередь обращают внимание виртуальные танкисты, когда знакомятся, выясняют отношения, вступают в клан, общаются на форуме и даже когда находятся в бою.
  11. В Вам подскажут какой перк лучше выучить командиру, что следует прокачать у наводчика, каким умениям обучить мехвода, что следует подучить заряжающему и как поступить с радистом.
  12. Для Мира Танков существует большое количество . Здесь подскажут их названия и помогут с настройкой и использованием.
  13. Разработчики WOT с завидной регулярностью выпускают всё новые и новые , каждый из которых традиционно несет в себе "бабах " разной степени разрыва пукана (в зависимости от того, какая техника подвергается очередному нерфу).
  14. Только недавно начал играть в World of Tank? Непонятно что происходит, куда ехать и что делать? Никаких проблем - раздел для

Советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» - официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1940-1943 гг. Индекс 85 означает калибр главного вооружения машины.

Данная боевая машина была создана конструкторским бюро опытного завода № 100 в мае-июле 1943 года в связи с появлением у противника новых тяжёлых танков «Тигр». КВ-85 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 8 августа 1943 года и серийно выпускался на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) до октября того же года включительно. Причиной снятия с производства послужил переход ЧКЗ на выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-1. Всего ЧКЗ построил 148 танков КВ-85, которые активно использовались в боевых действиях 1944 года. Все посланные на фронт машины были безвозвратно потеряны или списаны в 1944-1945 гг. До настоящего времени сохранились только один аутентичный КВ-85 и один более ранний опытный танк «Объект 238» (КВ-85Г).

История

Появление в конце 1942 - начале 1943 года нового немецкого тяжёлого танка «Тигр» сразу же сделало советский тяжёлый танк КВ-1 и его «скоростную» модификацию КВ-1с устаревшими. Непробиваемая немецкими танковыми и противотанковыми пушками в 1941 и начале 1942 года броня танка КВ не представляла для пушки «Тигра» особой трудности, а 76-мм пушка ЗИС-5, установленная на КВ, могла пробить только бортовую и кормовую броню «Тигра» с дистанций, не превышающих 200 м. В этих условиях были форсированы работы по созданию нового тяжёлого танка ИС для Красной Армии и образцов артиллерийского вооружения, которые могли поразить броню «Тигра». По итогам обстрела трофейного «Тигра» было выяснено, что на дистанции до 1000 м его лобовая броня пробивается снарядами 85-мм зенитной пушки образца 1939 года (52-К). Поэтому 5 мая 1943 года на заседании Государственного комитета обороны (ГКО) было принято постановление № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нём перед танковыми и артиллерийскими конструкторами были поставлены задачи о создании танковых и самоходных 85-мм пушек с зенитной баллистикой. Эти орудия предполагалось устанавливать в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.

За выполнение этого задания были ответственными Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) под руководством Василия Гавриловича Грабина и Конструкторское Бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова. Каждый из этих коллективов старался провести свою конструкцию на вооружение, и их главы не раз посылали письма в вышестоящие инстанции с обвинениями в адрес «конкурентов» и ответами на них по тем или иным техническим или организационным вопросам. Тем не менее к 14 июня 1943 года оба коллектива представили для монтажа в опытные танки свои орудия. ЦАКБ создал 85-мм пушку С-31 на основе серийной 76-мм танковой пушки ЗИС-5 путём наложения на её люльку 85-мм ствольной группы. КБ завода № 9 применило свой проект самоходной 85-мм пушки Д-5С, затвор и подъёмный механизм к которой были позаимствованы от серийной 76-мм танковой пушки Ф-34.

К 20 июля 1943 года опытный завод № 100 построил два опытных танка КВ, оснащённых данными орудиями. Первым из них был «Объект 238», иногда называемый КВ-85Г. Эта машина полностью соответствовала техническому заданию - у танка КВ-1с со штатной башней на погоне 1535 мм заменили 76-мм пушку ЗИС-5 на 85-мм орудие С-31 конструкции ЦАКБ. Вторым опытным танком был «Объект 239» или КВ-85, собранный в инициативном порядке конструкторами ЧКЗ и завода № 100 под руководством Жозефа Яковлевича Котина. Поскольку в наличии имелась лишняя башня от нового танка ИС (корпус для неё ещё не был готов), то её поставили на шасси КВ-1с, увеличив диаметр нижнего погона на крыше боевого отделения со штатного 1535 мм до 1800 мм. Эта операция была довольно сложна технически, так как диаметр погона вообще превышал ширину крыши боевого отделения. Решение нашли в расширении подбашенной коробки за счёт приваривания цилиндрических броневых вставок под выступающие части погона. Поскольку второй пушки С-31 для вооружения «Объекта 239» не было, то его вооружили 85-мм пушкой Д-5Т конструкции КБ завода № 9. Вместе с двумя прототипами танка ИС, КВ-85 участвовал в заводских испытаниях, в которых КВ-85Г не принимал участие - всем было понятно, что последний их не пройдёт из-за крайней тесноты боевого отделения. Всего КВ-85 прошёл на испытаниях 284,5 км, средняя скорость движения составила 16,4 км/ч. Ввиду большой необходимости Красной Армии в новых танках эти испытания шли в зачёт как государственные и, не дожидаясь их итогов, ГКО 8 августа принял постановление № 3891 о принятии на вооружение КВ-85 и начале серийного выпуска данных танков на ЧКЗ. Спустя несколько дней первые серийные КВ-85 уже покинули сборочные линии ЧКЗ.

Пушка Д-5Т также продемонстрировало своё преимущество над С-31 на испытаниях с 21 по 24 августа на Гороховецком артиллерийском полигоне. В данных испытаниях принимали участие все четыре опытные машины - два прототипа ИС, КВ-85 и КВ-85Г. Д-5Т меньше вибрировала после выстрела, не имела громоздких уравновешивающих грузов, обладала меньшими габаритами, прочностью и лёгкостью в обслуживании. Однако платой за это стало применение в её конструкции многих мелких деталей с высокими требованиями к их допускам и механической обработке. Как следствие, Д-5Т выпускалась небольшими сериями. Изначально пушка Д-5Т монтировалась на танки Т-34-85 постройки только завода № 112 «Красное Сормово». Однако в башне танка Т-34-85 она занимала много места, довольно сильно затрудняя работу заряжающего, не позволяла расположить в башне дополнительного 3-го члена экипажа, была дороже, чем пушка С-53, что не позволило впоследствии монтировать её на все новые средние танки Т-34-85, для которых пришлось создать более технологичную и компактную 85-мм пушку С-53, а впоследствии её доработанный вариант ЗИС-С-53 с идентичной баллистикой.

Производство

Первый серийный танк типа КВ-85 был собран на опытном заводе № 100, остальные 147 танков построил ЧКЗ. При постройке первых машин применялся задел бронекорпусов для КВ-1с, поэтому отверстия для шаровой установки курсового пулемёта пришлось заваривать, а в подбашенной коробке делать вырезы под расширенный погон башни. У машин последующих серий в конструкцию бронекорпуса были внесены необходимые изменения. КВ-85 находился в производстве на ЧКЗ три месяца, с августа по октябрь 1943 года. В августе было сделано 22 танка, в сентябре - 63 танка, в октябре - 63 танка. Малый объём поставок 85-мм пушки Д-5Т и большая потребность в ней для вооружения новых танков ИС-1 и Т-34-85 привели к тому, что в августе выпуск КВ-85 вёлся параллельно с КВ-1с, а в ноябре 1943 года наивысший приоритет был присвоен выпуску танка ИС, и КВ-85 был совсем снят с производства.

Описание конструкции

КВ-85 по своей сути являлся переходной моделью между танками типов КВ-1с и ИС-1. От первого КВ-85 полностью взял ходовую часть и большое количество деталей бронекорпуса, а от второго - башню с орудием. Изменения касались только бронедеталей подбашенной коробки - у КВ-85 они были сделаны заново для размещения новой и более габаритной по сравнению с КВ-1с башни с погоном 1800 мм. Танк имел классическую компоновку, как и все другие серийные советские тяжёлые и средние танки того времени. Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель раполагался в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое совмещало среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же размещались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были оборудованы в корме машины.

Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 100 мм размещались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия - для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня монтировалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность соприкосновения нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало её заклинивание при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Механик-водитель размещался по центру в передней части бронекорпуса танка. Поскольку установка более крупной по сравнению с КВ-1с башни не позволила расположить в отделении управления стрелка-радиста, то он был вообще удалён из состава экипажа. Отверстие в лобовой части под шаровую установку курсового пулемёта заваривалось, а сам пулемёт монтировался справа от механика-водителя в неподвижной установке. Неприцельный огонь из него вёл механик-водитель путём нажатия на гашетку электроспускового механизма расположенным на одном из рычагов управления. Такое конструктивное решение перешло на последующие советские тяжёлые танки ИС, а впоследствии из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования от курсового пулемёта и вынуждены были вовсе отказаться. Три члена экипажа размещались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа - заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа происходили через люки в башне: круглый двустворчатый люк командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего. Корпус также был оборудован днищевым люком для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение

Главным вооружением КВ-85 являлась 85-мм танковая пушка образца 1943 года (Д-5) . Орудие устанавливалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Сама башня с орудием Д-5Т также являлась уравновешенной: её центр масс размещалась на геометрической оси вращения. Пушка Д-5Т имела вертикальные углы наводки от -5 до +25 град., при фиксированном положении башни она была способна наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел происходил посредством электрического или ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 70 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.

На КВ-85 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: неподвижный курсовой, спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке в приливе на задней части башни. Боекомплект ко всем ДТ составлял 3276 патронов. Данные пулемёты устанавливались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и применять вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда вооружался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.

Двигатель

КВ-85 оборудовался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 11 кВт (15 л. с.) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-85 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 л размещались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Танк также оборудовался четырьмя наружными дополнительными топливными баками общей ёмкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя.

Трансмиссия

Танк КВ-85 оборудовался механической трансмиссией, в состав которой входили:

Многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
-четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
-два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
-два бортовых планетарных редуктора.
Все приводы управления трансмиссией - механические.

Ходовая часть

Ходовая часть танка КВ-85 полностью идентична аналогичному узлу танка КВ-1с. Подвеска машины - индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра (600 мм) по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы - спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы - винтовой, каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 608 мм.

Электрооборудование

Электропроводка в танке КВ-85 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

Электромотор поворота башни;
-наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
-наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
-контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
-электроспуск пушки;
-средства связи - радиостанция и танковое переговорное устройство;
-электрика моторной группы - стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.

Средства наблюдения и прицелы

Для ведения огня из танковой пушки и спаренного с ней 7,62 мм пулемета наводчик-оператор КВ-85 располагал двумя прицелами. Телескопический прицел 10Т-15 имел увеличение х2,5 и поле зрения 16 градусов. Перископический прицел ПТ4-15 так же обладал увеличением х2,5. Телескопический прицел 10Т-15 мог быть заменен на шарнирный телескопический прицел ТШ-16 с увеличением х4. Для ведения огня с закрытых позиций в танке был боковой уровень. Для прицеливания наводчик применял электропривод поворота башни и ручной механизм вертикального наведения. Для производства выстрела у пушки был электроспуск. Дальность эффективного огня по целям типа «танк» - 1-1,5 км. Дальность прицельной стрельбы по характеристикам прицелов - 5 км. Командир для поиска цели и наблюдения за местностью применял поворотный перископический наблюдательный прибор МК-4, дающий сектор обзора 360 градусов. Дальность распознавания цели типа «танк» - 1-1,5 км. В качестве запасного средства командир имел 6 визирных щелей по периметру командирской башенки. Кормовой пулемёт ДТ из которого вел огонь командир мог комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с увеличением х4. Заряжающий танка КВ-85 имел в своем распоряжении поворотный перископический наблюдательный прибор МК-4, который давал практически круговой обзор. Из за низкого его размещения сектор его обзора закрывала командирская башенка и головка прицела ПТ4-15. Помимо этого в правом и левом бортах башни были визирные щели - по одной на борт. Механик водитель вел наблюдение через один (на некоторых танках два) перископический наблюдательный прибор МК-4 и визирную щель в люк-пробке размещённой в центре верхней лобовой плиты корпуса. При вождении танка в походных условиях люк-пробка выдвигался наружу и механик вел наблюдение непосредственно через проем люка. Для освещения местности в темное время суток рядом с люк-пробкой справа установлена фара.

Средства связи

Средства связи включали в себя радиостанцию 9Р (или 10Р, 10РК-26) и переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента.

Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.

10Р представляла собой симплексную ламповую коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 80 до 50 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20-25 км, в движении она уменьшалась. Большую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты производилась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах, для их смены применялся другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис разрешало вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

ТТХ

Размеры

Длина корпуса, мм: 6900
-Длина с пушкой вперёд, мм: 8490
-Ширина корпуса, мм: 3250
-Высота, мм: 2830
-Клиренс, мм: 450

Бронирование

Тип брони: гомогенная катаная средней твёрдости, литая башня
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 40/65 град. и 75/30 град.
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 75/?30 град.
-Борт корпуса, мм/град.: 60
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 40/35 град.
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 75/цил.
-Днище, мм: 20-30
-Крыша корпуса, мм: 30
-Маска орудия, мм/град.: 100
-Борт башни, мм/град.: 100/15 град.
-Крыша башни, мм: 40

Вооружение

Калибр и марка пушки: 85-мм Д-5Т
-Длина ствола, калибров: 52
-Боекомплект пушки: 70
-Углы ВН, град.: -3…+23 град.
-Углы ГН, град.: 360 град.
-Прицелы: СТ-10, панорама Герца
-Пулемёты: 3 х 7,62-мм ДТ

Подвижность

Тип двигателя: V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель
-Мощность двигателя, л. с.: 600
-Скорость по шоссе, км/ч: 42
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10-15
-Запас хода по шоссе, км: 330
-Запас хода по пересечённой местности, км: 180
-Удельная мощность, л. с./т: 13,0
-Тип подвески: торсионная индивидуальная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,79-0,80
-Преодолеваемый подъём, град.: 40 град.
-Преодолеваемая стенка, м: 0,8
-Преодолеваемый ров, м: 2,7
-Преодолеваемый брод, м: 1,6

КВ-85 - советский серийный тяжёлый танк времен ВОВ. КВ означает «Клим Ворошилов» - официальное название советских серийных тяжёлых танков выпускавшихся в 1940-1943 годах. Индекс 85 – калибр основного вооружения танка.

Данный танк был разработан в мае-июле 1943 г. КБ опытного завода № 100. Основной причиной начала работ над боевой машиной стало появление у противника нового тяжёлого танка «Тигр». Танк КВ-85 принял на вооружение РККА 08.08.1943 г. и серийно выпускался Челябинским Кировским заводом вплоть до октября 1943 года. Танк был снят с производства в связи с переходом ЧКЗ на производство более совершенных тяжёлых танков ИС-1. Всего на ЧКЗ было построено 148 танков КВ-85, активно применявшихся в боевых действиях 44-го года. Посланные на фронт танки были потеряны или списаны в 44-45 гг. До настоящего времени сохранился лишь один аутентичный танк КВ-85 и один опытный танк КВ-1с, у которого штатную 76-миллиметровую пушку заменили на 85-миллиметровое орудие.

создания

Появление у германских войск в конце 42-го - начале 43-го года тяжёлого танка «Тигр» в одночасье сделало советские тяжёлые танки КВ-1 и КВ-1с («скоростная» модификация) устаревшими. Непробиваемая немецкими противотанковыми и танковыми пушками в 1941 г. и начале 1942 г. броня КВ для пушки «Тигра» не представляла особой трудности. При этом установленная на КВ 76-миллиметровая пушка ЗиС-5 могла пробить только кормовую и бортовую броню «Тигра» на дальности не более 200 метров. В этих условиях форсировали работы по разработке для Красной Армии новых образцов артиллерийского вооружения и тяжёлого танка ИС, которые смогут пробивать броню «Тигров». По результатам обстрела «Тигра», попавшего в руки советских конструкторов, выяснилось, что его лобовая броня на дистанции до 1 тыс. метров пробивается снарядами 85-миллиметровой зенитной пушки обр. 1939 г. (52-К). в связи с этим 5 мая 1943 года на заседании ГКО (Государственный Комитет Обороны) приняли постановление № 3289 «Об усилении арт. вооружения самоходных установок и танков». В данном постановлении перед артиллерийскими и танковыми конструкторами ставились задачи по разработке самоходных и танковых 85-миллиметровых пушек имеющих зенитную баллистику. Предполагалось, что эти орудия будут устанавливаться в штатную башню КВ-1с а также на новый танк ИС.

Ответственными за выполнение данной задачи были назначены ЦАКБ (Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро) руководителем которого был В.Г. Грабин и КБ артиллерийского завода № 9 руководитель Ф.Ф. Петров. Эти коллективы старались провести на вооружение именно свою конструкцию и их главы много раз посылали в вышестоящие инстанции письма, содержащие обвинения в адрес «конкурентов», а также ответы на те или иные технические или организационные вопросы. Несмотря на это к 14 июня 1943 г. оба коллектива представили свои орудия для монтажа на опытных танках. ЦАКБ разработал на базе 76-миллиметровой танковой пушки ЗиС-5 85-миллиметровую пушку С-31. Это было сделано путём наложения на люльку серийной пушки 85-миллиметровой ствольной группы. Конструкторское бюро завода № 9 использовало проект своей 85-миллиметровой самоходной пушки Д-5С, подъёмный механизм и затвор которой взяли от серийной танковой 76-миллиметровой пушки Ф-34.

К 20.07. 1943 г. опытным заводом № 100 было собрано два опытных КВ, имеющих на вооружении которых стояли данные орудия. Первым был «Объект 238», который также называют КВ-85Г. Данная машина полностью соответствовала ТЗ - у КВ-1с со штатной башней на погоне 1535 миллиметров 76-миллиметровую пушку ЗиС-5 заменили на 85-миллиметровое орудие С-31 разработанное в ЦАКБ. Второй опытный танк – КВ-85 («Объект 239»), был построен в инициативном порядке конструкторами Челябинского Кировского завода и завода № 100 под руководством Ж.Я. Котина. Так как в наличии имелась только башня от танка ИС (корпус был ещё не готов), то она была установлена на шасси КВ-1с. При этом диаметр нижнего погона крыши боевого отделения увеличили со 1535 миллиметров до 1800 миллиметров. Данная операция была технически сложной, поскольку диаметр погона был больше ширины крыши боевого отделения. Решением стало расширение подбашенной коробки путем приваривания под выступающие части погона броневых цилиндрических вставок. Поскольку для вооружения «Объекта 239» не было второй С-31, то он был оснащен 85-миллиметровой пушкой Д-5Т разработанной в КБ завода № 9. КВ-85 вместе с парой прототипов танка ИС прошел заводские испытания, КВ-85Г в них не участвовал - было понятно, что он не пройдёт из-за тесноты боевого отделения. На испытаниях КВ-85 прошёл 284,5 километров при средней скорости движения равной 16,4 км/ч. Поскольку Красная Армия очень нуждалась в новых танках, данные испытания засчитывались как государственные. 8 августа Госкомитетом Обороны, еще до окончания испытаний, было принято постановление № 3891 о принятии КВ-85 на вооружение и начале их серийного производства на ЧКЗ. Первые серийные КВ-85 спустя несколько дней покинули сборочные линии завода.

Пушка Д-5Т во время испытаний проходивших на Гороховецком артиллерийском полигоне с 21 по 24 августа также продемонстрировала свои преимущества перед С-31. В этих испытаниях принимали участие все четыре опытных танка - КВ-85, КВ-85Г и два прототипа ИС. Д-5Т после выстрела меньше вибрировала, в ней отсутствовали громоздкие уравновешивающие грузы, обладала меньшими габаритами, отличалась лёгкостью в обслуживании и прочностью. Однако за это пришлось заплатить использованием в её конструкции большого количества мелких деталей имеющих высокие требования к их механической обработке и допускам. Как следствие, пушка Д-5Т производилась небольшими сериями, не позволяющими устанавливать данное орудие на все новые средние танки Т-34-85. Поэтому для новых машин пришлось разработать новую более технологичную 85-миллиметровую пушку ЗиС-С-53 имеющую идентичную баллистику.

Производство

Первый серийный КВ-85 построили на опытном заводе № 100, а остальные 147 машины построил ЧКЗ. Для постройки первых машин использовали задел бронекорпусов для танков КВ-1с, в связи с чем пришлось заваривать отверстия для шаровой установки курсового пулемёта и делать в подбашенной коробке вырезы под расширенный погон башни. В конструкцию бронекорпуса последующих серий машин внесли необходимые изменения. В производстве ЧКЗ танк КВ-85 находился три месяца, в период с августа по октябрь 43-го г. В августе построили 22 машины, в сентябре и октябре - по 63. Небольшие объёмы поставок 85-миллиметровых пушек Д-5Т, а также большая надобность в них для вооружения танков Т-34-85 и ИС-1 стали причиной того, что в августе КВ-85 производились параллельно с танками КВ-1с. В ноябре 43-го г. наивысший приоритет присвоили выпуску танков ИС, и танки КВ-85 вовсе сняли с производства.

Описание конструкции

По своей сути КВ-85 был переходной моделью между танками КВ-1с и ИС-1. У КВ-1с тяжелый танк КВ-85 заимствовал большую часть деталей бронекорпуса и всю ходовую часть, а от ИС-1 - башню и орудие. Изменения касались лишь бронедеталей подбашенной коробки - для КВ-85 они изготавливались заново для установки новой более габаритной башни имеющей погон 1800 миллиметров. У танка была классическая компоновка, такая же как у всех других серийных советских средних и тяжёлых танках того времени. В бронекорпусе последовательно от носа к корме размещались: отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделения. В отделении управления размещался механик-водитель, рабочие места других трех членов экипажа находились в боевом отделении, объединявшем башню и среднюю часть бронекорпуса. В этом же отделении располагались орудие, боезапас, а также часть топливных баков. Трансмиссия и двигатель устанавливались в корме танка.

Электрооборудование

В КВ-85 электропроводка была однопроводной, бронекорпус танка служил вторым проводом. Исключением была цепь аварийного освещения, выполненная по двухпроводной схеме. Источниками электроэнергии с рабочим напряжением 24 В служил генератор ГТ-4563А имеющий реле-регулятор РРА-24 (мощность 1 кВт) а также четыре последовательно соединённые аккумулятора 6-СТЭ-128 (общая ёмкость 256 А ч). Потребителями электроэнергии являлись:
электромотор поворота башни;
внутреннее и наружное освещение машины, подсветка шкал измерительных приборов и прицелов;
цепь сигнализации от десанта к экипажу танка и наружный звуковой сигнал;
контрольно-измерительные приборы (вольтметр и амперметр);
электроспуск пушки;
танковое переговорное устройство и радиостанция;
электрика моторной группы включавшая стартёр СТ-700, пусковые реле РС-400 или РС-371 и так далее.

Прицелы и средства наблюдения

Рабочее место заряжающего и люк командира были оборудованы перископическими приборами МК-4, позволяющими вести изнутри машины наблюдение за окружающей обстановкой (всего 2 шт.) В командирской башенке имелось пять смотровых щелей, прикрытых защитными стёклами. Во время боя механик-водитель вёл наблюдение, используя смотровой прибор с триплексом, защищенным броневой заслонкой. Данный смотровой прибор был установлен в бронелюке-пробке размещенном на лобовой бронеплите по продольной осевой линии танка. Этот люк-пробка в спокойной обстановке выдвигался вперёд, давая удобный непосредственный обзор с рабочего места механика-водителя.

Танк КВ-85 был оснащен двумя орудийными прицелами - перископическим ПТ4-15 (для ведения огня с закрытых позиций) и телескопическим 10Т-15 (использовался при стрельбе прямой наводкой). Головка перископического прицела была защищена специальным броневым колпаком. Шкалы прицелов оснащались приборами подсветки, что позволяло вести огонь в тёмное время суток. Кормовой пулемёт ДТ комплектовался четырёхкратным прицелом ПУ от снайперской винтовки.

Средства связи

Средствами связи танка КВ-85 являлись радиостанция 9Р (или 10Р, 10РК-26), а также переговорное устройство ТПУ-4-Бис, рассчитанное на четыре абонента.

Радиостанция 10Р (10РК) представляла собой комплект, состоящий из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорный мотор-генератор) для их питания, которые подсоединялись к бортовой электросети.

10Р являлась симплексной ламповой гетеродинной коротковолновой радиостанцией, работающей в диапазоне 3,75-6 МГц (длины волн – 50-80 метров). Дальность связи в голосовом (телефонном) режиме на стоянке достигала 25 км, во время движения и она несколько уменьшалась. Большая дальность связи могла быть получена в телеграфном режиме, при передаче информации телеграфным ключом азбукой Морзе или другой дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась при помощи съёмного кварцевого резонатора. Плавная подстройка отсутствовала. Радиостанция 10Р обеспечивала связь на паре фиксированных частотах; для смены частот использовали другой кварцевый резонатор, состоящий из 15 пар входящих в комплект радиостанции.

10РК являлась технологическим улучшением радиостанции 10Р. Новая радиостанция была проще, а ее производство дешевле. У 10РК появилась возможность плавного переключения рабочих частот, число кварцевых резонаторов уменьшили до 16. Дальность связи существенно не изменилась.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис давало возможность вести переговоры среди членов экипажа даже при условии сильной зашумленности и подключать к радиостанции шлемофонную гарнитуру (ларингофоны и головные телефоны) для внешней связи.

Двигатель

Танки КВ-85 оснащался V-образным четырёхтактным 12-цилиндровым дизелем В-2К мощностью 441 кВт (600 л. с.) Пуск двигателя обеспечивал стартёр СТ-700 мощностью 11 кВт (15 л. с.) или сжатым воздухом который находился в двух резервуарах ёмкостью 5 литров размещаемых в боевом отделении. Компоновка КВ-85 была плотной, при ней основные топливные баки (емкость 600-615 литров) располагались не только в моторно-трансмиссионном, но и в боевом отделении. Танк также оснащали четырьмя дополнительными наружными топливными баками (общая ёмкость 360 литров) которые не были связанны с топливной системой двигателя.

Трансмиссия

Танк имел механическую трансмиссию, состоящую из:
многодискового главного фрикциона сухого трения («сталь по феродо»);
четырёхступенчатой коробки передач имеющей демультипликатор (8 передних и 2 задних передачи);
двух многодисковых бортовых фрикционов («сталь по стали»);
двух бортовых планетарных редукторов.
приводы управления трансмиссией - механические.

Ходовая часть

Ходовая часть КВ-85 была полностью идентичной ходовой части КВ-1с. Подвеска - торсионная индивидуальная для каждого из 6 двускатных цельнолитых опорных катков (диаметр 600 миллиметров) по каждому борту. К бронекорпусу напротив опорных катков были приварены ограничители хода балансиров подвески. Ведущее колесо, имеющее съёмный зубчатый венец цевочного зацепления, был установлен сзади. Ленивцы располагались спереди. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали три (по каждому борту) малых цельнолитых поддерживающих катка. Механизм натяжения гусеницы - винтовой. Гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков. Ширина гусеницы – 608 миллиметров.

Вооружение

Основным вооружением танка КВ-85 была 85-миллиметровая пушка Д-5Т. Орудие устанавливалось в башне на цапфах и было уравновешено. Башня с пушкой Д-5Т также была уравновешенной: центр масс находился на геометрической оси вращения. Вертикальные углы наведения пушки Д-5Т составляли от −5° до +25°. Когда башня находилась в фиксированном положении, пушка могла наводиться в горизонтальной плоскости в незначительном секторе (так называемая «ювелирная» наводка). Выстрел производился ручным механическим спуском или электрическим спуском.

Боекомплект пушки состоял из 70 выстрелов унитарного заряжания, которые укладывались вдоль бортов боевого отделения и в башне. По сравнению с «ассортиментом» боеприпасов 85-миллиметровой зенитной пушки 52-К, боекомплект КВ-85 был менее разнообразным. В боекомплект входили:
бронебойный унитарный выстрел (масса 16 кг) имеющий бронебойно-трассирующий тупоголовый снаряд, с баллистическим наконечником БР-365 (масса наконечника – 9,2 кг, взрывчатого вещества – аммотол или тротил - 164 г) и заряд Г-365 (масса от 2,48 до 2,6 кг). Начальная скорость – 792 метра в секунду;
бронебойный унитарный выстрел (масса 16 кг) имеющий бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд БР-365К (масса снаряда 9,2 кг, взрывчатого вещества - аммотол или тротил - 48 г) и заряд Г-365 (масса от 2,48 до 2,6 кг). Начальная скорость – 792 метра в секунду;
бронебойный унитарный выстрел (масса 11,42 кг) имеющий подкалиберный снаряд катушечного типа БР-365П (масса 5,0 кг) и заряд Г-365 (масса от 2,5 до 2,85 кг). Начальная скорость 1050 метров в секунду;
осколочный унитарный выстрел (масса 14,95 кг) имеющий снаряд О-365 (масса 9,54 кг, масса взрывчатого вещества - аммотол или тротил - 741 г) и заряд Г-365 (масса 2,6 кг). Начальная скорость - 792 метра в секунду.

У осколочных снарядов О-365 имелось большое число вариантов. В случае оснащения некоторыми взрывателями они могли использоваться как фугасные.

Согласно советских данных, бронебойным снарядом БР-365 при угле встречи 90 град. пробивалась 111-миллиметровая бронеплита на расстоянии 500 метров, на дистанции 1000 метрах при тех же условиях пробивалась бронеплита толщиной 102 миллиметра. Подкалиберным снарядом БР-365П по нормали пробивалась бронеплита толщиной 140 миллиметров на расстоянии 500 метров. При угле встречи 30° относительно нормали снаряд БР-365 при стрельбе в упор пробивал броню толщеной 98 миллиметров, на расстоянии от 600 до 1000 метров - 83-88 миллиметров.

На КВ-85 было установлено три пулемёта ДТ калибра 7,62 мм: спаренный с орудием, неподвижный курсовой и кормовой на задней части башни в шаровой установке. Боекомплект к пулеметам ДТ состоял из 3276 патронов. Данные пулемёты устанавливались таким образом, что в случае необходимости снимались и использовать вне машины. Кроме того экипаж имел ручные гранаты Ф-1 для самообороны, иногда члены экипажа снабжались пистолетом для стрельбы сигнальной ракетой.

Первый экземпляр КВ-85 после испытаний обстрелом. Челябинск. Осень 1943 года

Башня и броневой корпус

Бронекорпус танка КВ- 85 сваривался из катаных бронеплит толщиной 20, 30, 40, 60 и 75 миллиметров. Броневая защита противоснарядная дифференцированная. Бронеплиты лобовой части танка были установлены под рациональными углами. Обтекаемая башня – броневая отливка сложной геометрической формы. Толщина бортовой брони составляла 100 миллиметров, для повышения снарядостойкости она располагались под углом. Лобовая часть башни с амбразурой образовывалась пересечением четырёх сфер и отливалась отдельно. С остальными бронедеталями соединялась при помощи сварки. Маска орудия – цилиндрический сегмент катаной гнутой бронеплиты, в которой имелось три отверстия - для пушки, прицела и спаренного пулемёта. Башню устанавливали на погон (диаметр 1800 миллиметров) в бронекрыше боевого отделения. Для фиксации использовались захваты, которые предотвращали сваливание при опрокидывании или сильном крене танка. Поверхность «соприкосновения» верхнего погона бронекорпуса и нижнего погона башни была утоплена в крышу боевого отделения. Это исключало заклинивание башни во время обстрела. Погон башни для ведения огня с закрытых позиций размечался в тысячных.

Механик-водитель размещался в передней части корпуса танка по центру. Так как установка более габаритной башни не позволила разместить рабочее место стрелка-радиста в отделении управления, то его вообще исключили из состава экипажа. Отверстие, выполненное в лобовой части для шаровой установки курсового пулемёта было заварено, а сам пулемёт размещался в неподвижной монтировке справа от механика-водителя. Неприцельный огонь из этого пулемета вёл механик-водитель, нажимая на гашетку электроспускового механизма, расположенного на рычаге управления. Данное конструктивное решение использовалось на последующих советских тяжёлых танках ИС, однако позднее от курсовых пулеметов вовсе отказались в связи с низкой эффективностью неприцельного огня, а также ослабления лобового бронирования. Три члена экипажа размещались в башне: рабочие места командира танка и наводчика слева от орудия, заряжающего – справа. Командир имел наблюдательную башенку выполненную литьем с толщиной брони до 82 миллиметров. Для входа/выхода экипажа использовались люки в башне: двухстворчатый круглый люк командирской башенки, одностворчатый круглый люк заряжающего. В корпусе имелся днищевой люк, служащий для аварийного покидания танка и несколько люков, технологических отверстий и лючков для погрузки боекомплекта, доступа к агрегатам и узлам машины, горловинам топливных баков.

Машины созданные на базе КВ-85

Установка на шасси КВ башни от ИС открывала возможности по монтажу на шасси более мощных артсистем. Например в конце 43-го г. были построены опытные танки КВ-122 и КВ-100. КВ-100 вооружался 100-миллиметровой пушкой С-34, а КВ-122 - 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. Поскольку в серийное производство запускался новый тяжёлый танк ИС-2 имеющий гораздо более совершенную бронезащиту вопрос о принятии этих машин на вооружение РККА даже не возникал.

Боевое применение танка КВ-85

Начиная с сентября 43-го года танки КВ-85 начали поступать на вооружение ОГвТТП. Приблизительно тогда же, однако с некоторой задержкой, которая требовалась для формирования новых частей, а также их отправкой на фронт танки вступали в бой, в основном на южных направлениях. Так как КВ-85 по своим характеристикам уступал немецким тяжёлым танкам, а их бронезащита не была достаточной для того времени, то бои в которых участвовали КВ-85 шли с переменным успехом, при этом результат во многом определялся выучкой экипажей.

Подбитый немцами тяжелый советский танк КВ-85 с бортовым номером «32»

Основное назначение КВ-85 – прорыв заранее укреплённых оборонительных полос противника, где основной опасностью были противотанковые самоходные и буксируемые пушки, инженерные и минно-взрывные заграждения, а не танки противника. Несмотря на недостаточное бронирование, КВ-85 свою задачу в основном выполнили, однако ценой стали значительные потери. Небольшой объём выпуска, а также интенсивное использование танков КВ-85 стали причиной того, что к осени 44-го года из-за боевых безвозвратных потерь и списаний танков этого типа не осталось. О боевом применении данных танков позже этого периода информация отсутствует.

Есть несколько упоминаний о противостоянии КВ-85 и танков противника. Например, с 20 по 23 ноября Тридцать четвертый й ОГвТТП Двадцать восьмой армии Четвертого Украинского фронта в составе 20 танков КВ-85 при поддержке 9-и СУ-152 Сорокового ОТСАП у посёлка Екатериновка атаковал немецкие позиции. В ходе этих боёв Сорок третий ОГвТТП потерял 8 танков КВ-85 (в результате чего неизвестно), уничтожив 5 немецких PzKpfw IV, а также буксируемые орудия и пехоту противника.

Однако КВ-85 в руках тактически грамотных и опытных танкистов являл собой грозное , способное успешно уничтожать новую немецкую бронетехнику. Выдержка из «Отчёта о боевых действиях механизированных и бронетанковых войск Тридцать восьмой Армии в период с 24 по 31 января 44-го г.» по Седьмому Отдельному гвардейскому тяжёлому танковому полку (ОГТТП) свидетельствует:

"В соответствии с боевым распоряжением штаба Семнадцатого корпуса, оставшиеся 5 САУ и танков (2 СУ-122 и 3 КВ-85) к 7.00 28 января 1944 года заняли в совхозе им. Тельмана круговую оборону в готовности отразить атаку танков противника по направлению Росоше, совхоза «Большевик», совхоза «Коммунар». Около танков оборону заняли 2 противотанковых орудия и 50 пехотинцев. Скопление танков противника было отмечено южнее Росоше. В 11.30 противник, силами до 15 Т-6 и 13 малых и средних танков в направлении Росоше при поддержке пехоты с юга, атаковал на совхоз Тельмана.

Занимая выгодные позиции, из-за стогов и строений, подпустив противника на расстояние прямого выстрела, наши САУ и танки открыли огонь, расстроив боевые порядки противника. При этом было подбито 6 танков (З их которых «Тигр») и уничтожено до взвода пехоты. Чтобы ликвидировать прорыв немецкой пехоты из состава группировки был выделен танк КВ-85 под командованием ст. лейтенанта Кулешова, который гусеницами и огнём выполнил поставленную задачу. К 13.00 того же дня войска противника, не решаясь атаковать в лоб советский полк, обошли совхоз имени Тельмана завершив окружение советской группировки.

Бой советских танков в окружении против превосходящих сил характеризуется чрезвычайным героизмом и умением наших танкистов. Танковая группа (командир роты гвардии старший лейтенанта Подуста) обороняя совхоз Тельмана, не давала войскам противника перебрасывать силы в другие районы. Танки, часто меняя огневые позиции, вели прицельный огонь по танкам противника, а СУ-122, выходили на открытые позиции, расстреливая пехоту, которая была посажена на транспортёры и двигалась по дороге на Ильинцы, преграждали свободу манёвра танкам и пехоте противника. Кроме того своими действиями они способствовали выходу частей Семнадцатого стрелкового корпуса из окружения. В окружении танки продолжали вести бой до 19.30, хотя пехоты к этому времени в совхозе не было. Интенсивный огонь, манёвр и использование укрытий позволило почти не понести потерь (кроме двоих раненых), нанеся противнику значительный урон в технике и живой силе. За 28 января 1944 г. уничтожено и подбито танков «Тигр» - 5 шт., Т-4 - 5, Т-3 - 2, бронетранспортёров - 7, противотанковых орудий - 6, пулемётных точек - 4, пехоты - до трех взводов, повозок с лошадьми - 28.


В 20.00 группой был осуществлен прорыв из окружения. После огневого боя танковая группа вышла к 22.00 в расположение советских войск. При этом была потеряна 1 СУ-122 которая сгорела."

По польским данным 5 танков КВ-85 в 1945 г. передали Народной армии Польши, где в первые послевоенные годы их использовала в качестве учебных.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка КВ-85:
Боевая масса – 46 тонн;
Экипаж – 4 человека;
Длина корпуса – 6900 мм;
Длина – 8490 мм (с пушкой вперёд);
Ширина корпуса – 3250 мм;
Высота – 2830 мм;
Клиренс – 450 мм;
Основное вооружение – 85-мм пушка Д-5Т;
Вспомогательное вооружение – 3 пулемета ДТ калибра 7,62 мм;
Боекомплект основного орудия – 70 шт.;Боекомплект вспомогательного вооружения – 3276 шт.;
Марка двигателя – В-2К;
Тип двигателя – дизель;
Мощность двигателя – 600 л.с.;
Максимальная скорость – 42 км/ч;
Запас хода – 330 км;
Удельная мощность – 13 л. с./т;
Преодолеваемые препятствия:
Вертикальная стенка – 0,8 м;
Ров – 2,7 м;
Преодолеваемый брод – 1,6 м;
Подъем/крен – 40 град.

В патче 0.9.3 тяжелый танк КВ-1С разделен на два танка 5 и 6 уровня. Таким образом, КВ-1С перехал на 5 уровень, а КВ-85 занял его место т.е. 6 уровень. А теперь внимание — ему сохранили топовое 122-мм орудие Д-25Т, но теперь оно выглядит иначе благодаря Т-видному дульному тормозу.

Прокачка

  • Первым делом изучаем топовую ходовую КВ-122, которая прибавит маневренности, проходимости и позволит установить топовую башню.
  • Исследуем башню КВ-122 обр. 1944 г. Это добавит нам 20 очков обзора.
  • Далее изучаем топовое орудие 122 мм Д2-5Т. Пушка обладает неповторимой альфой в 390 HP, но долго сводится и перезаряжается;
  • Улучшенный двигатель В-2ИС позволит нам побыстрее доставить орудие к месту сражений;
  • Затем исследуем топовую рацию 10РК и получим максимальную для КВ-85 дальность связи в 440 м;
  • Для перехода на ветку тяжелых танков необходимо изучить ИС за 49 480 опыта;
  • Для перехода на ветку средних танков необходимо изучить КВ-13 за 53 300 опыта.

Обзор

КВ-85 — это танк второй линии, танк поддержки. Из своей 122-мм пушки он способен раздамаживать противников на средних и ближних дистанциях. На большом расстоянии стрелять не рекомендуется по причине низкой точности.

На открытой местности КВ-85 долго не живет из-за общей картонности и долгой перезарядки. Необходимо использовать укрытия в виде насыпей, камней, домов. Лучше держаться рядом с союзниками, которые могут прикрыть в случае чего.

Вся суть геймплея на КВ-85: выстрелил-откатился, выстрелил-откатился, выстрелил-откатился и т.д. Комфортно КВ-85 чувствует себя на городских картах, в коридорах. На пересеченной местности играть сложнее по причине того, что орудие вниз практически не склоняется.

Преимущества

  • Высокий урон за выстрел
  • Отличное пробитие
  • Рикошетная форма башни
  • Высокая максимальная скорость
  • Хорошая поворотливость

Недостатки

  • Плохой угол склонения орудия
  • Долгая перезарядка
  • Слабое бронирование
  • Небольшой боекомплект
  • Плохой обзор

Вооружение




Орудие 85 мм Д-5Т в башне КВ-85 Орудие 100 мм С-34 в башне КВ-122 обр. 1944 Орудие 122 мм Д2-5Т в башне КВ-122 обр. 1944

Технические характеристики

Стоковая комплектация

Основные
Балансный вес: 21.6
Цена: 900 000 кр
Прочность: 820 HP
Обзор: 320 м.
Связь: 325 м.

Вооружение
Боекомплект: 70 шт.
Урон: 160 / 160 / 280 HP
Пробитие: 120 / 161 / 43 мм.
Перезарядка: 4.9 сек.
Точность: 0.38
Время прицеливания: 2.9
Скорость ГН: 28 °/с
Углы ВН: -2.8…+23°

Бронирование
Корпус: 75 / 60 / 60 мм.
Башня: 100 / 90 / 90 мм.

Подвижность
Мощность: 500 л.с.
Скорость: 34 / 14 км/ч.
Поворотливость: 28 °/с
Сопротивление грунта: 1.1 / 1.3 / 2.3

Топовая комплектация

Основные
Балансный вес: 21.6
Цена: 900 000 кр
Прочность: 870 HP
Обзор: 340 м.
Связь: 440 м.

Вооружение
Боекомплект: 28 шт.
Урон: 390 / 390 / 465 HP
Пробитие: 175 / 217 / 61 мм.
Перезарядка: 20 сек.
Точность: 0.5
Время прицеливания: 3.6
Скорость ГН: 28 °/с
Углы ВН: -3…+20°

Бронирование
Корпус: 75 / 60 / 60 мм.
Башня: 100 / 90 / 90 мм.

Подвижность
Мощность: 600 л.с.
Скорость: 34 / 14 км/ч.
Поворотливость: 30 °/с
Сопротивление грунта: 1 / 1.1 / 2.1

Схема бронирования

Навыки и умения экипажа

Оборудование и снаряжение

Историческая справка

КВ-85 (Объект 239) - советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» - официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1940-1943 гг. Индекс 85 означает калибр основного вооружения машины.

КВ-85 был разработан в мае-июле 1943 года в связи с появлением у противника новых тяжёлых танков «Тигр». Танк был принят на вооружение 8 августа 1943 года и серийно выпускался на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) до октября того же года включительно. Причиной снятия с производства послужил переход ЧКЗ на выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-1.

Всего было пострено 148 танков КВ-85, которые активно применялись в боевых действиях 1944 года. Все посланные на фронт машины были безвозвратно потеряны или списаны в 1944-1945 гг. До настоящего времени сохранился только один аутентичный КВ-85 и один более ранний опытный танк «Объект 238» (КВ-85Г).

КВ-85, известный также под названием Объект-239 – это советский серийный тяжелый танк линейки КВ времен . Цифра «85» в его названии означает калибр основного орудия танка.

История создания КВ-85

Когда в конце 1942 года появился новый немецкий тяжелый танк «Тигр», танк и сразу же стали неэффективными – они легко пробивались мощной пушкой «Тигра», но вот сами пробить его практически не могли. После тестовых обстрелов трофейного «Тигра» удалось выяснить, что его броня хорошо пробивается 85-мм пушкой 52-К, так что было решено разработать танковые и самоходные 85-мм пушки для установки их на КВ-1с и на тяжелый танк ИС.

К июню 1943 года требуемые пушки были разработаны в двух вариантах двумя разными заводами. В конце июля два опытных КВ были вооружены этими пушками. Пушкой С-31 на базе ЗИС-5 вооружили «Объект 238», получивший название КВ-85Г. Вторую пушку Д-5С на базе Ф-34 поставили на другой танк, назвав его «Объект 239» или просто КВ-85.

К сожалению, у КВ-85Г оказалось слишком тесное боевое отделение, и в сравнительных испытаниях с прототипами танка ИС участвовал только КВ-85. Из-за того, что Красная Армия очень нуждалась в новых танках, испытания быстро завершили, и КВ-85 было решено принять на вооружение.

Сначала для производства серийных КВ-85 использовали бронекорпуса для КВ-1с, что было сопряжено с рядом технических трудностей. Потом в корпус были внесены некоторые изменения и для КВ-85 его стали производить уже отдельно.

Из-за малого количества 85-мм пушек и необходимости вооружать ИС-1 и Т-34-85 КВ-85 пришлось в конце 1943 года снять с производства.

ТТХ КВ-85

Общая информация

  • Классификация — тяжёлый танк;
  • Боевая масса – 46 т;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы разработки – 1943;
  • Годы производства – 1943;
  • Количество выпущенных – 148 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6900 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 8490 мм;
  • Ширина корпуса – 3250 мм;
  • Высота – 2830 мм;
  • Клиренс – 450 мм.

Бронирование

  • Тип брони — гомогенная катаная средней твёрдости, литая башня;
  • Лоб корпуса (верх) — 40/65° и 75/30° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 75/−30° мм/град;
  • Борт корпуса – 60 мм;
  • Корма корпуса (верх) — 40/35° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) – 75 мм;
  • Днище – 20-30 мм;
  • Крыша корпуса – 30 мм;
  • Маска орудия – 100 мм;
  • Борт башни — 100/15° мм/град;
  • Крыша башни – 40 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 85-мм Д-5Т;
  • Длина ствола – 52 калибра;
  • Боекомплект пушки – 70;
  • Углы ВН: −3…+23°;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Прицелы — СТ-10, панорама Герца;
  • Пулеметы — 3 × 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель;
  • Мощность двигателя – 600 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 42 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 10-15 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 330 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 180 км;
  • Удельная мощность – 13 л.с./т;
  • Тип подвески — торсионная индивидуальная;
  • Удельное давление на грунт — 0,79-0,80 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 40 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,7 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,6 м.

Применение в бою

С сентября 1943 года КВ-85 стали поступать на вооружение ОГвТТП. Примерно тогда же они впервые вступили в бой, в основном на южных направлениях. Так как КВ-85 все-таки уступал немецким тяжелым танкам и по боевой эффективности и по бронезащите, успех использования танка целиком зависел от навыков экипажа.

В основном КВ-85 применялся для прорыва укрепленной обороны врага, и в целом с этой задачей машины справлялись, хоть и ценой огромных потерь. В 1944 году КВ-85 в боевых частях уже не осталось.

Пять КВ-85 в 1945 году передали Народной армии Польши, где их использовали как учебные танки.

Память о танке

В танковом музее в Кубинке установлен КВ-85Г, так и не прошедший серийные испытания. Еще один КВ-85 установлен в Санкт-Петербурге, в районе Автова.

Из-за того, что КВ-85 в Автове восстановлен неправильно, многие западные авторы до сих пор думают, что существует две модификации КВ-85.