Камни

Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточные славяне. Археологические памятники древних славян

Во 2-й половине 1-го тысячелетия славяне заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшие ранее восточным балтам и финно-угорским племенам, а также земли по нижней Эльбе и юго-западному побережью Балтийского моря (полабские славяне, бодричи, лютичи) и превратились в крупнейшую этническую группу Европы.

Общие сведения

Основными источниками по истории древних славян, предков современных славянских народов, являются археологические и лингвистические данные, сведения греко-римских и византийских историков (Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др.), раннесредневековые летописи, хроники.

Древнейшие исторические сведения о славян, известных тогда под именем венедов, относятся к 1-2 вв. н. э. С середины 6 в. наименование Sklabenoi, Sciaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й половине 7 в. относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик аль-Ахталь).

Данные языкознания связывают древних славян с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одер на запад, в бассейн Вислы, в Верхнее Поднестровье и до Среднего Поднепровья на восток. Северными соседями славян были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индо-европейских племён. Восточными соседями славян были западноиранские племена (скифы, сарматы), южными - фракийцы и иллирийцы, западными - кельты: Вопрос о древнейшей "родине" славян остаётся дискуссионным, но большинство исследователей считает, что она находилась к востоку от Вислы.

Происхождение славян

По предположению многих мировых археологов, древние славяне, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племён культуры шнуровой керамики, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. лет до н. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе. Причины, побудившие их к этому, пока неизвестны исторической науке. Среди версий - демографический взрыв, вызванный потеплением климата или появлением новой техники земледелия, Великое переселение народов, которое опустошило центральную Европу в первые века нашей эры в ходе вторжений германцев, сарматов, гуннов, авар, булгар, подготовив почву для расселения новых народов.

В последующее время славяне были представлены несколькими, генетически связанными между собой археологическими культурами, особое значение среди которых имели тшинецкая культура, распространённая в 3-й четверти 2-го тыс. лет до н. э. между Вислой и средним Днепром, лужицкая культура (13-4 вв. до н. э.) и поморская культура (6-2 вв. до н. э.) на территории современной Польши. В Поднепровье некоторые археологи считают праславянами носителей чернолесской культуры (8 - начало 6 вв. до н. э.), невров или даже скифов-пахарей у Геродота. Предположительно со славянами связывают подгорневскую культуру и милоградскую культуру (7 в. до н. э. - 1 в. н. э.). Существовавшая с конца 1-го тыславян до н. э. на Припяти и в Среднем Поднепровье зарубинецкая культура связывается с предками восточных славян. Это была культура развитого железного века, её носители занимались земледелием, скотоводством и ремёслами. Вероятно, у некоторых передовых племенных групп родовая община сменилась уже территориальной.

В Восточной Европе славяне столкнулись с балтами и финно-угорскими народами, которых они частично ассимилировали. Балты, в отличие от финно-угров, были в то время близки славянам, как по языку, так и по культуре и жизненному укладу. Некоторые исследователи полагают, что в эту эпоху ещё существовал непрерывный балто-славянский континуум, то есть эти народы ещё не вполне разделились. В то же время, в период экспансии кривичей в Смоленском Поднепровье, ранее существовавшая в этом регионе тушемлинская культура, об этнической принадлежности которой археологи разделились во взглядах, была заменена чисто славянской археологической культурой, а тушемлинские городища были уничтожены, так как славяне в этот период в городах ещё не жили.

Вообще, в эпоху славянской экспансии, в VII-VIII вв., в Восточной Европе появилось много городищ, тогда ещё не заселенных славянами. Та же тушемлинская культура создала тип городищ-убежищ, которые не имели постоянного населения и служили лишь укрытием, детинцем, для защиты от нападений. Города финно-угорских племен меря и весь, Ростов и Белоозеро, служили им как политические центры, место пребывания вождей и сбора ополчения. Старая Ладога появилась, по-видимому, как укрепленный опорный пункт скандинавов и с самого начала была крепостью. Старая Ладога, Новгород и Белоозеро были главными опорными пунктами для Рюрика и его дружины в период призвания варягов.

Территория славян в первом тысячелетии нашей эры

Во 2-4 вв. н. э., в результате движения на юг германских племён (готы, гепиды), целостность территории славян была нарушена, что имело большое значение в обособлении славян на западных и восточных. Основная масса носителей зарубинецкой культуры передвигается в первых веках н. э. на север и северо-восток по Днепру и Десне (позднезарубинецкая культура). В 3-4 вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие Черняховские древности. Некоторые археологи считают их славянами, большинство - полиэтнической группировкой, включавшей славянские элементы. В конце 5 в., после падения державы гуннов, начались продвижение славян на юг (к Дунаю, в Северо-Западном Причерноморье) и их вторжения в балканские провинции Византийской империи. Племена славян разделялись тогда на две группы - антов (вторгавшихся на Балканский полуостров через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на византийские провинции с севера и северо--запада). Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения , а расселения славян, они удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе.

Во 2-й половине 1-го тысячелетия славяне заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшие ранее восточным балтам и финно-угорским племенам, а также земли по нижней Эльбе и юго-западному побережью Балтийского моря (полабские славяне, бодричи, лютичи) и превратились в крупнейшую этническую группу Европы. Как анты, так и склавины распадались на отдельные племена группировки: уже в 7 в. известны дулебы, вероятно, тогда же существовали и другие "племена" славян, перечисленные в "Повести временных лет" (поляне, северяне, древляне, кривичи, уличи, тиверцы, хорваты, радимичи, дреговичи, вятичи и др.). В 7-8 вв. среди объединений славян, проникших на Балканский полуостров, были известны драгувиты, сагудаты, верзиты, северы (северяне) и многие др.

Археологические памятники древних славян

Свидетельства письменных источников подтверждаются археологическими памятниками славян 6-7 вв., которые хорошо известны на территории России (Поднепровье, Побужье, Поднестровье), Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, бывш. Югославии. Это остатки поселений с жилищами-полуземлянками с бревенчатым срубом (реже - наземные столбовые постройки), отдельные городища-убежища, могильники и курганы с остатками трупосожжений. Во взаимодействии с искусством ближайших соседей - германцев на западе, угро-финнов на севере и северо-востоке, скифов и сарматов на юге и юго-востоке, фракийцев на юго-западе - развивалось искусство славян.

Многообразны образцы керамики, украшенной процарапанным и рельефным орнаментом. Ювелирное искусство представлено железными и бронзовыми фибулами с гравированными и литыми узорами, женскими украшениями. Наиболее характерные мотивы орнамента были связаны с культами Солнца (круг, крест, свастика), воды и дождя (волнистые и сетчатые узоры), молнии (зигзаги). Космологические представления славян отразились и в отдельных произведениях монументальной скульптуры (например, в Збручском идоле). Наиболее распространённым типом пластики славян были воздвигавшиеся в центре святилища изображения богов, нередко имеющие несколько ликов и отличающиеся статичностью и нерасчленённостью форм. В 7 в. в некоторых ювелирных изделиях славян проявилось возрастающее влияние византийского искусства.

Видимо, определенное отражение мифологии содержится в знаменитых "пальчатых" фибулах этого периода, находки которых известны на территории Западной и Восточной Европы, в т.ч. Украины. Фибулы этого типа состояли из двух щитков, соединенных выгнутой шейкой в форме арки или моста. Нижний щиток заканчивается всегда головой ящера, независимо от формы верхнего, редко - человеческой. Верхний щиток в течение 6- нач. 7 веков представлял собой кайму из птичьих голов, от 3 до 7, которые к 7-му веку сменились змеиными, однако фибулу привыкли называть "пальчатой", т.к. эти головы были расставлены подобно растопыренным пальцам руки. Пространство щитков украшалось солярными (солнечными) символами, иногда посередине вставлялся решетчатый символ, который академик Б.А.Рыбаков считал символом вспаханного поля.

Религия древних славян

На основе письменных источников 6-12 вв., археологических и этнографических сведений выявляются некоторые черты древнеславянской мифологии и религии. К древнейшим формам религии относятся семейно-родовые культы предков - "родителей" (пережитки его - образ Щура или Чура, домового и т. п.), к ним относится культ Рода и Рожениц, которые связаны и с плодородием. Общинные земледельческие культы впоследствии были приспособлены к христианским праздникам (святки и т. п.).

К земледельческим культам имели отношение небесные божества Сварог и Дажбог. Бог грозы Перун возглавил в период распада родового строя пантеон славянских божеств. К низшим божествам относились леший (duch lisny - польск.), водяной (vodnik - чеш.), полевой дух - полудница (pripoldnica - лужицк.), вилы - водяные, полевые, лесные, горные или воздушные девы и т. п.

Общеславянский пантеон, вероятно, отсутствовал (у разных групп повторяется лишь Перун). В конце 1-го тысячелетия наблюдается перерождение племенных культов в государственные.

Например, в древней Руси 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через искоренение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.

«И нача княжити Володимер въ Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы, и провожаху сыны своя и дъщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Руска и холм тоть»

Общественное устройство древних славян

Письменные и археологические данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти 1-го тысячелетия у славян происходил кризис первобытнообщинного строя, что было обусловлено изменениями в экономической жизни славян, прежде всего в системе земледелия и землепользования, развитием ремёсел. Славяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремёслами, жили соседскими общинами; историческая обстановка (войны, расселение) способствовала процессу распада родовых связей, развитию частной собственности на орудия и средства производства, образованию социальных классов по принципу близости к власти и количества имущества.

В итоге расселения славян по огромным пространствам, имевшим различное местное население, этническая и языковая общность славян начала постепенно разрушаться, что привело к образованию существующих доныне трёх славянских группировок - западной, восточной и южной. С распадом родового строя и с возникновением древнейших славянских государств (Первое Болгарское царство, государства Само, Великоморавская держава, Карантания, Киевская Русь) в конце 1-го тысячелетия н. э. начали формироваться средневековые славянские народности: поляки и чехи, а несколько позже - словаки (западные славяне); словенцы, сербы, хорваты и болгары (южные славян). У восточных славян шёл процесс формирования древнерусской народности. С 9-10 вв. среди славян начинает распространяться христианство, постепенно занявшее положение господствующей религии. Глубокое влияние на сложение национальных культур эпохи формирования ранних государств Восточной Европы (8-9 вв.) оказало художественное наследие славян.

Русская Цивилизация

Вятичи - союз восточно-славянских племён, живших во второй половине первого тысячелетия н. э. в верхнем и среднем течении Оки. Название вятичи предположительно произошло от имени родоначальника племени, Вятко.Однако, некоторые связывают по происхождению это название с морфемой "вен" и венедами (или венетами/вентами) (название «вятичи» произносилось как «вентичи»).

В середине X века Святослав присоединил земли вятичей к Киевской Руси, но до конца XI века эти племена сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени.

С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.

Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей,общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Бужане (волыняне) — племя восточных славян, обитавшее в бассейне верхнего течения Западного Буга(от которого и получили своё название); с конца XI века бужане именуются волынянами (от местности Волынь).

Волыняне —восточно-славянское племя или племенной союз, упоминающийся в Повести временных лет и в баварских летописях. В соответствии с последними,волыняне владели семидесятью крепостями в конце X века. Некоторые историки считают, что волыняне и бужане являются потомками дулебов. Их главными городами были Волынь и Владимир-Волынский. Археологические исследования указывают на то, что у волынян были развиты земледелие и многочисленные ремёсла, в том числе ковка, литьё и гончарство.

В 981 г. волыняне были подчинены киевским князем Владимиром I и вошли в состав Киевской Руси. Позже на территории волынян образовалось Галицко-Волынское княжество.

Древляне — одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.

Из археологических раскопок в стране древлянможно заключить, что они обладали известной культурой. Прочноустановившийся обряд погребения свидетельствует о существованииопределенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствиеоружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находкисерпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кожуказывают на существование у древлян хлебопашества, промысловгончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костейдомашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство;множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземногопроисхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монетдает повод заключать, что торговля была меновая.

Политическимцентром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень;в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий(Овруч)

Дреговичи — восточно-славянский племенной союз, обитавший между Припятью и Западной Двиной.

Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото».

Под именем другувитов (греч. δρονγονβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Находясь встороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли вистории Древней Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров. Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.

Дулебы (не дулёбы) — союз восточно-славянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв. В VII веке подверглись аварскому нашествию (обры). В 907 г. участвовали в походе Олега на Царьград. Распались на племена волынян и бужан и в середине X века окончательно потеряли самостоятельность, войдя в состав Киевской Руси.

Кривичи— многочисленное восточно-славянское племя (племенное объединение),занимавшее в VI—X веках верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть бассейна Чудского озера и часть бассейна Немана. Иногда к кривичам причисляют и ильменских славян.

Кривичи были, вероятно,первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад изапад, где они встретили устойчивые литовские и финские племена,кривичи распространились к северо-востоку, ассимилировав с жившими тамфиннами.

Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию(путь из варяг в греки), кривичи принимали участие в торговле с Грецией; Константин Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков как племя, подчинённое киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк.

Уже в эпоху образования русского государства у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск.

Считается,что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162. После этого кривичи больше не упоминаются в восточно-славянских летописях. Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках(вплоть до конца XVII века). В латышский язык слово krievs вошло для обозначения русских вообще, а слово Krievija для обозначения России.

Юго-западная,полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Северо-восточная ветвь кривичей, расселённая главным образом на территории современныхТверской, Ярославской и Костромской областей, находилась в тесном контакте с финно-угорскими племенами.
Граница между территорией расселения кривичей и новгородских словен определяется археологическипо типам захоронений: длинные курганы у кривичей и сопки у словен.

Полочане — восточно-славянское племя, населявшее в IX веке земли в среднем течении Западной Двины в сегодняшней Белоруссии.

Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет их название как живущих у реки Полота, одного из притоков Западной Двины. Кроме того,летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан. Земли полочан распростирались от Свислочи вдоль Березины до земель дреговичей.Полочане были одним из племён, из которых позже сформировалось Полоцкое княжество. Они являются одними из родоначальников современного белорусского народа.

Поляне (поли) — название славянского племени, в эпоху расселения восточных славян, поселившегося по среднему течению Днепра, на правом берегу его.

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям,территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на северо-востоке она прилегала к деревской земле, на западе — к южным поселениям дреговичей, наюго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.

Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху».Поляне резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаии мяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху».

История застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чему других славян были распространены скотоводство, земледелие,«древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только сславянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке— прекратилась же во время усобиц удельных князей.

Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне, благодаря культурномуи экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям, скоро перешли в наступательное; древляне,дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центромполянской («польской») земли был Киев; другие её населенные пункты —Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород,Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

Земляполян с городом Киевом стала центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ века,именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208.

Радимичи — наименование населения, входившего в союз восточно-славянских племён, обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны.
Около 885 радимичи вошли в состав Древнерусского государства, а в XII векеони освоили бо́льшую часть Черниговской и южную часть Смоленских земель. Название происходит от имени родоначальника племени Радима.

Северяне (правильнее— Севера) — племя или племенной союз восточных славян, населявших территории к востоку от среднего течения Днепра, вдоль рек Десна, Сейми Сула.

Происхождение названия севера до конца не выяснено.Большинство авторов связывают его с названием входившего в гуннское объединение племени савиров. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, признается крайне спорным, так как севера никогда не было наиболее северным из славянских племен.

Словене (ильменские славяне) — восточно-славянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородскойземли.

Тиверцы — восточно-славянское племя, жившее между Днестром и Дунаем у побережья Чёрного моря. Впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточно-славянскими племенами IX века. Основным занятием тиверцев было земледелие. Тиверцы принимали участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси.
Потомки тиверцев стали частью украинского народа, а их западная часть подверглась румынизации.

Уличи — восточно-славянское племя, населявшее в период VIII-X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря.
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.

Хорваты — восточно-славянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноимённого с ними племени,жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранскогослова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном егозанятии — скотоводстве.

Бодричи (ободриты, рароги) —полабские славяне (нижнее течение Эльбы) в VIII—XII вв. — союз вагров,полабов, глиняков, смолян. Рарог (у датчан Рерик) - главный город бодричей. Земля Мекленбург в Восточной Германии.
По одной из версий,Рюрик — славянин из племени бодричей, внук Гостомысла, сын его дочери Умилы и бодрического князя Годослава (Годлава).

Висляне —западно-славянское племя, жившее как минимум с VII века в Малой Польше.В IX веке висляне образовали племенное государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве. В конце столетия были покорены королём Великой Моравии Святополком I и были вынуждены принять крещение. В Xвеке земли вислян были завоёваны полянами и включены в состав Польши.

Зличане (чешск. Zličane, польск. Zliczanie) - одно из древне-чешских племён.Заселяло территорию, прилегающую к современному г. Коуржим (Чехия).Послужило центром образования Зличанского княжества, охватившего вначале 10 в. Восточную и Южную Чехию и область племени дулебов. Главным городом княжества был Либице. Либицкие князья Славники соперничали с Прагой в борьбе за объединение Чехии. В 995 году Зличане были подчинены Пржемысловичами.

Лужичане, лужи́цкие сербы, сорбы (нем.Sorben), венды — коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы — областей, входящих в состав современной Германии. Первые поселения лужицких сербов в этих местах зафиксированы в VI веке н. э.

Лужицкий язык разделяют на верхнелужицкий и нижнелужицкий.

Словарь Брокгауза и Евфрона дает определение: «Сорбы — название вендов и вообще полабских славян». Славянская народность, населяющие ряд областей в Германии, в федеральных землях Бранденбург и Саксония.

Лужицкие сербы — одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии (наряду с цыганами, фризами и датчанами). Считается, что серболужицкие корни сейчас имеют около 60 тыс. немецких граждан, из которых 20 000 живет в Нижней Лужице (Бранденбург) и 40 тыс. — в Верхней Лужице (Саксония).

Лютичи (вильцы, велеты) —союз западно-славянских племён, живших в раннем средневековье на территории нынешней восточной Германии. Центром союза лютичей было святилище «Радогост», в котором почитался бог Сварожич. Все решения принимались на большом племенном собрании, а центральная власть отсутствовала.

Лютичи возглавили славянское восстание 983 против германской колонизации земель восточнее Эльбы, в результате которого колонизация приостановилась почти на двести лет. Уже до этого они были ярыми противниками германского короля Оттона I. О его наследнике,Генрихе II, известно, что он не пытался их поработить, а наоборот переманил их деньгами и подарками на свою сторону в борьбе против Польши Болеслава Храброго.

Военные и политические успехи усилили в лютичах приверженность язычеству и языческим обычаям, что относилось и к родственным бодричам. Однако в 1050-х среди лютичей разразилась междуусобная война и изменила их положение. Союз быстро терял мощь и влияние, а после того, как центральное святилище было разрушено саксонским герцогом Лотарем в 1125, союз окончательно распался. В течение последующих десятилетий саксонские герцоги постепенно расширили свои владения на восток и покорили земли лютичей.

Поморяне, помераны — западно-славянские племена, жившие с VI века в низовьях Одрына побережье Балтийского моря. Остаётся невыясненным, существовало ли до их прихода остаточное германское население, которое они ассимилировали. В 900 граница поморянского ареала проходила по Одре на западе, Висле на востоке и Нотечу на юге. Дали название исторической местности Померания.

В X века польский князь Мешко I включил земли поморян в состав польского государства. В XI веке поморяне подняли восстание и вновь обрели независимость от Польши. В этот период их территория расширилась на запад от Одры в земли лютичей. По инициативе князя Вартислава I поморяне приняли христианство.

С 1180-х начало возрастать немецкое влияние и на земли поморян стали прибывать немецкие поселенцы. Из-за разорительных войн с датчанами поморянские феодалы приветствовали заселение опустошённых земель немцами. Со временем начался процесс германизации поморянского населения.

Избежавшим ассимиляции остатком древних поморян сегодня являются кашубы,насчитывающие 300 тысяч человек.

Тренировочные задания №1 по теме: « Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия»

Часть I(А)
Территория расселения восточных славян:
Восточная Азия; 3) Восточно – Европейская равнина
Западная Европа 4) Прибалтика

Народное собрание у восточных славян, решавшее все вопросы войны и мира, называлось:
Сходка; 2) ополчение; 3) вече; 4) дума

Военное формирование из всех мужчин общины или племени, создаваемое в случае военных действий, называлось:
Вече; 2) армия; 3) ополчение; 4) дружина

4. Слово перелог, жито, лемех связаны с занятием восточных славян:

5. Распространение у восточных славян подсечно- огневой системы земледелия объяснялось:
1) большим количеством свободных от леса полей
2) использованием плуга с железным лемехом
3) плодородием почвы
4) лесистостью края
6. Соседи восточных славян:
1) германцы; 2) галлы; 3) римляне; 4) хазары

7. Торговый путь «из варяг в греки» вел из моря:
1) Белого – в Каспийское
2) Балтийского – в Черное
3) Белого – в Черное
4) Балтийского – в Ладожское

8. В предгосударственный период у восточных славян сложились два центра в:
1) Новгороде и Приднепровье
2) Поволжье и Прибалтике
3) Прибалтике и Причерноморье
4) Поволжья и на Дону

9. Прочитайте отрывок из сочинения византийского историка и укажите, о чем он свидетельствует:
« Эти племена, славяне и анты,не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве(демократии) , и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим»
У восточных славян утвердились феодальные отношения
У восточных славян сохранялся родоплеменной строй
У восточных славян сложилось государство
У восточных славян отсутствовало разделение труда между мужчиной и женщиной

10. Как называлась община у восточных славян?
1) полюдье; 2) вервь; 3) пожилое; 4) стан

11. К восточным славянам относятся:
1) поляне; 2) хазары; 3) половцы; 4) варяги.
12. Как назывались в Древней Руси свободные крестьяне – общинники, имевшие свое хозяйство?
1) рядовичи; 2) закупы; 3) холопы; 4) люди

13. Занятие по разведению пчел и получению меда у славян называлось:
1) бортничеством; 2) зодчеством; 3) бондарством; 4) гончарством

14. Переход от родовой общины к соседской у восточных славян произошел вследствие:
1) формирования союзов племен
2) развития пахотного земледелия
3) возникновение феодальных вотчин
4) необходимости обороняться от кочевников

15. Хазарский каганат в IX –X вв. находился в нижнем течении реки:
1) Днепр; 2) Дунай; 3) Волга; 4) Висла

16.Сведения из сочинения византийского историка:
«Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершаются другие священные обряды. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания», - свидетельствуют о том, что у восточных славян
Утвердилось христианство;
Главным занятием было рыболовство и море плаванье:
Были распространены языческие верования
Отсутствовали контакты с другими странами

17. Прочитайте отрывок из документа и укажите, о чем идет речь:
« Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами И были три брата: один имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековина, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей»
Призвании варягов
Начало феодальной раздробленности
Основание главного города племени полян
Возникновении княжеских династий в Москве, Новгороде, Киеве.

18. Соседями восточных славян являлись:
1) поляне; 2) хазары; 3) арабы; 4) древляне

19. Система земледелия, применяемая восточными славянами в VI – VIII вв. в степной полосе:
1) трехполье; 2) двуполье; 3) подсечно – огневая; 4) переложная

20.Слова подсека, соха, борона связаны с занятием восточных славян
1) рыболовством; 2) бортничеством; 3) скотоводством; 4) земледелием

21. К восточным славянам относятся:
1) тиверцы; 2) хазары; 3) половцы; 4) варяги

22. К занятию ремеслом имеет отношение название:
1) гончарный круг; 2) двузубая соха; 3) борона; 4) борть

23. К занятию земледелием имеет отношение название:
1) гривна; 2) сошник; 3) бердыш; 4) домна

24. К занятию военным делом имеет отношение название:
1) палица; 2) скипетр; 3) сошник; 4) рало

25. К занятию пчеловодством имеет отношение название:
1) огнищанин; 2) озимь; 3) тризна; 4) борть

26. К занятию земледелием имеет отношение название:
1) озимь; 2) челядь; 3) фреска; 4) скань

27. Слова Хорс, Род, Велес, связаны с:
1) религиозными верованиями славян;
2) торговым путем «из варяг в греки»;
3) местами археологических раскопок;
4) территорией расселения славянских племенных союзов.

Часть II(В)

Задания этой части работы требуют ответа в виде одного- двух слов, последовательности букв или цифр, которые переносятся в бланк ответов №1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенным в бланке образцами.

Определение

А
Холоп
1
Правитель Хазарского государства

Б
Вече
2
Языческий жрец у восточных славян

В
Каган
3
Захваченный на войне пленник

Г
Волхв
4
Крестьянин изгнанный из общины

5
Народное собрание у славян

А
Б
В
Г

Славянское божество

А
Перун
1
Бог грома и молнии

Б
Ярило
2
Бог Солнца

В
Стрибог
3
Рождение всего живого

Г
Макошь
4
Повелитель ветра

5
Покровитель скотоводства

А
Б
В
Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк №1 (без пробелов и каких либо символов).

Установите правильное соответствие между славянским божеством и олицетворением сил природы и жизни. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Славянское божество

Олицетворение сил природы и жизни

А
Макошь
1
Покровитель скотоводства

Б
Велес
2
Божество плодородия

В
Щур
3
Покровитель дома

Г
Сварог
4
Бог Вселенной

5
Повелитель ветра

А
Б
В
Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк №1 (без пробелов и каких либо символов).

Установите правильное соответствие между понятием и определением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Определение

А
Соха
1
Поселение ремесленников

Б
Бортничество
2
Жрец у восточных славян

В
Слобода
3
Орудие труда

Г
Волхв
4
Земельный участок

5
Вид промысла

А
Б
В
Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк №1 (без пробелов и каких либо символов).

Установите правильное соответствие между племенами и местами их расселения.. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Место расселения

А
Поляне
1
Белоруссия

Б
Дреговичи
2
Среднее Приднепровье

В
Словене
3
Северное побережье Черного моря

Г
Уличи, тиверцы
4
Междуречье Волги и Оки

5
Озеро Ильмень

А
Б
В
Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк №1 (без пробелов и каких либо символов).

Установите правильное соответствие между понятием и определением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Определение

А
Бортничество
1
Сбор дани

Б
Подсека
2
Орудия труда земледельца

В
Полюдье
3
Система земледелия

Г
Рало
4
Вид оружия

5
промысел

А
Б
В
Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк №1 (без пробелов и каких либо символов).

Расположите в правильной последовательности с севера на юг реки и озера, являвшиеся частями торгового пути «из варяг в греки»
А) Ладожское озеро; Б) Днепр; В) Ловать; Г) Ильмень

Расположите в правильной последовательности с севера на юг племенные союзы восточных славян в зависимости от территории их проживания.
А) тиверцы
Б) словене ильменские
В) древляне
Г) вятичи

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк №1 (без пробелов и каких- либо символов)

Ключ ответов:
Тренировочные задания №1

, внут и внеш пол прав.docx и ещё 26 файл(а).
Показать все связанные файлы
Тема 1. Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия

Восточнославянские племена и их соседи.

В VI–VIII вв. восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание , повествующее о княжении князя Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город Киев.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Днепра на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы восточных славян: поляне, новгородские (приильменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы.

Славяне, осваивающие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Соседями славянских племен на севере были народы угро-финской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В нижнем течении Волги в VI–VIII вв. поселился кочевой народ тюркского происхождения – хазары. Значительная часть хазар приняла иудаизм. Славяне выплачивали дань Хазарскому каганату. Через Хазарию шла славянская торговля по Волжскому торговому пути.

Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Главным занятием славян было земледелие. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие. В лесной зоне была распространена подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай , потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами жали (собирали) урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие, получившее название перелог. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом , т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

Основным производителем был свободный крестьянин-общинник (смерд) со своими орудиями труда. Славяне также занимались животноводством, коневодством, добычей и обработкой железа и другими ремеслами, бортничеством (пчеловодством), рыболовством, охотой, торговлей.

В VI–VII вв. у славян происходил процесс распада родовых отношений, возникало неравенство, на место родовой общины приходила соседская община. Сохранялись у славян пережитки первобытно-общинного строя: вече, кровная месть, язычество, крестьянское ополчение , состоявшее из воев.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине были две формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебная земля – личная, луга, леса, водоемы, промысловые угодья – общественная. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Особой военной организацией была дружина, появившаяся, согласно археологическим данным , в VI–VII вв.

Торговые пути проходили в основном по рекам. В VIII–IХ вв. зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», связывавший Северную и Южную Европу. Он возник в IX в. Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов – в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев – контролировали северный и южный участки пути «из варяг в греки».

Восточные славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Во главе пантеона славянских богов стоял великий Сварог – бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Почитались славянами бог Солнца Даждьбог, бог и богини плодородия Род и роженицы, покровитель скотоводства бог Велес. В VIII–IХ вв. в славянский пантеон «перекочевали» иранские и угро-финские боги: Хорс, Симаргл, Макошь. По мере разложения общинного строя на первый план у восточных славян выдвигается бог молнии и грома Перун. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов. Служили богам жрецы – волхвы.

Восточнославянские племена и их соседи.
В VI-VIII вв. восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины.
На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении князя Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город Киев.
Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Днепра на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы восточных славян: поляне, новгородские (приильменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы.
Славяне, осваивающие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Соседями славянских племен на севере были народы угро-финской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В нижнем течении Волги в VI-VIII вв. поселился кочевой народ тюркского происхождения - хазары. Значительная часть хазар приняла иудаизм. Славяне выплачивали дань Хазарскому каганату. Через Хазарию шла славянская торговля по Волжскому торговому пути.
Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Главным занятием славян было земледелие. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие. В лесной зоне была распространена подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами жали (собирали) урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие, получившее название перелог. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
Основным производителем был свободный крестьянин-общинник (смерд) со своими орудиями труда. Славяне также занимались животноводством, коневодством, добычей и обработкой железа и другими ремеслами, бортничеством (пчеловодством), рыболовством, охотой, торговлей.
В VI-VII вв. у славян происходил процесс распада родовых отношений, возникало неравенство, на место родовой общины приходила соседская община. Сохранялись у славян пережитки первобытно-общинного строя: вече, кровная месть, язычество, крестьянское ополчение, состоявшее из воев.
К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине были две формы собственности - личная и общественная. Дом, приусадебная земля - личная, луга, леса, водоемы, промысловые угодья - общественная. Пахотная земля и покосы подлежали Разделу между семьями.
Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», Раздел енная на «сотни»). Особой военной организацией была дружина, появившаяся, согласно археологическим данным, в VI-VII вв.
Торговые пути проходили в основном по рекам. В VIII-IХ вв. зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», связывавший Северную и Южную Европу. Он возник в IX в. Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов - в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира - Новгород и Киев - контролировали северный и южный участки пути «из варяг в греки».
Восточные славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Во главе пантеона славянских богов стоял великий Сварог - бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Почитались славянами бог Солнца Даждьбог, бог и богини плодородия Род и роженицы, покровитель скотоводства бог Велес. В VIII-IХ вв. в славянский пантеон «перекочевали» иранские и угро-финские боги: Хорс, Симаргл, Макошь. По мере разложения общинного строя на первый план у восточных славян выдвигается бог молнии и грома Перун. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов. Служили богам жрецы - волхвы.