Обереги

Анализ результатов экспериментальной логопедической работы (контрольный эксперимент). Доклад "опыты и эксперименты в работе учителя-логопеда"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 381 комбинированного вида»

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

(из опыта работы)

Учителя-логопеды

МКДОУ д/с № 381

В.З.Ширзай

Н.Г.Леонова

Новосибирск

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ЗВУКАМИ, ОКРУЖАЮЩИМИ НАС

Для успешной реализации новых Федеральных государственных стандартов мы должны обеспечить разностороннее развитие ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. А для достижения этих целей важно сформировать умение красиво и правильно говорить.

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью коррекционного воздействия на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме непосредственно образовательной деятельности.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха

«Где звенит?»

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

«Ушки - слушки»

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Предлагается послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, взрослый воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы, их издающие.

«Шумящие коробочки»

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

«Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

« Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

«Что как звучит»

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и найдет звучащие предметы по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

«Подбери картинку или игрушку»

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

« Камертон»

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Для работы по овладению произвольным дыханием (умением произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох) требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания. При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным .

Во время выполнения дыхательных упражнений следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. С этой целью эффективно проводить некоторые дыхательные упражнения в виде экспериментов. В этом случае мы предлагаем ребенку понаблюдать и сравнить результат при выполнении упражнений с различной силой выдоха. Особенно это важно при работе над устранением бокового сигматизма . Для того чтобы сформировать направленную воздушную струю, необходимо показать ребенку, что выдыхаемый воздух может выходить изо рта в разном направлении: вперед, вбок или даже в щеки. Для этого мы предлагаем поэкспериментировать, «поймать» воздушную струйку в различных игровых дыхательных упражнениях с предметами.

Буль-бульки

Необходимо взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод - в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - нужно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно. Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало .

Три свечи

Для игры понадобятся большие разноцветные свечи. Необходимо поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него и попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнюю. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть ближнюю свечу достаточно подуть слабо, чтобы задуть дальнюю – необходимо дунуть как можно сильнее.

Футбол

Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота» из игрушечного строительного материала. При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка. Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха. Вариант игры - загони машину в гараж.

Фокусник

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным.

Поймай воздушную струю

Ребенку предлагается подуть на маленькую вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме.

Две вертушки

Для игры понадобятся две вертушки – одна с маленькими лопастями, другая – с большими. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у маленькой вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у большой вертушки – необходимо дуть посильнее. Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.

Греем руки

В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю. Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Источники информации:

Один из основополагающих принципов ФГОС дошкольного образования - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Именно через познание осуществляется развитие детей в дошкольном возрасте. «Познание-категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми».

Развитие познавательной функции речи тесно связано с умственным воспитанием ребенка, с развитием его мыслительной деятельности. Чтобы передавать информацию, новые знания и сведения, слово должно сначала раскрыть образ каждого предмета, его свойства, качества. Речевое мышление осуществляется на основе словесных значений, понятий и логических операций. Формирование предметной отнесенности слова-названия - происходит одновременно с формированием значений слов и систем значений. Л.С.Выготский называл эту связь «единством мышления и речи». Понятие возникает в процессе интеллектуальной операции.

Известно, что у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление. Это подтверждается данными логопедического обследования детей старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 «Сказка» г.Балаково У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции, отстают в развитии словесно-логического мышления. Детям трудно подобрать нужные слова, правильно построить фразу. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, ребенок ограничивается лишь их перечислением. В активной речи дети чаще всего пользуются простыми предложениями или отдельными словами. Неумение обозначать словами причинно-следственные связи приводит к тому, что они не могут составить логичный рассказ, полно и развернуто ответить на вопрос. Отсутствует четкость и последовательность изложения. Чаще всего дети ограничиваются перечислением предметов или их отдельных частей. В качестве примера мы приводим рассказ, составленный ребенком 5 лет: «Машина. Руль. Крутить. Колеса. Ездить надо».

Трудности в овладении детьми понятийного мышления, и соответственно, усвоении новых слов, затормаживают процесс развития связной речи. Поэтому встал вопрос в поиске новых форм работы по развитию этой функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В качестве активизирующего средства мы используем познавательно-исследовательскую деятельность, так как развитие речи и познание тесно связаны между собой, а познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления.

Цель познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта. Китайская пословица «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» отражает поставленные задачи:

Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;

Развивать речь.

Коррекционно-образовательная работа строится на основе интеграции способов познания, которая даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Лексический принцип построения непосредственно образовательной деятельности играет важную роль в познании. Мы активно используем такие формы работы как тематические дни и недели, тематические занятия («Чудо - пуговка», «Наши цветущие растения», «Мирные профессии в Армии нужны»).

В зависимости от конкретной образовательной ситуации используем и занятия с простейшими опытами: «Откуда взялся ветер?» (сочетается с развитием правильного речевого дыхания), «Путешествие Капельки» и т.п.. Они углубляют представления детей о предметах, явлениях, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение. Пример: тематическое занятие «Делу время, потехе - час» формирует у детей представления о таком абстрактном понятии как время, в частности о минуте. Дети экспериментально проверяют, как долго длится время, и определяют характер его течения - долго или быстро. Для этого им последовательно предлагаются игры 1) «Помолчим». Пока пересыпается песок в песочных часах, логопед предлагает просто посидеть и помолчать.

2) Игра «Кто быстрее?» (практическое знакомство с одной минутой)

(У каждого ребенка лежат бусы и шнурки.)

Логопед: По сигналу вам надо нанизать на шнурок как можно больше бус. Игра закончится, как только песок пересыплется вниз. (Дети нанизывают бусы на шнурки, далее - подсчет бус). В результате дети пришли к выводу, что один тот же отрезок времени может длиться по-разному в зависимости от вида занятия.

Свои представления о времени дети впоследствии выразили в небольшом коллективном рассказе «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Вот такого содержания: Однажды Петя и Ваня пошли на рыбалку. Петя закинул в речку удочку и стал ждать, а Ваня решил половить бабочек. Скоро Ване стало скучно одному бегать за бабочками и он стал звать Петю. А Пете некогда - он ловит рыбу. Ваня не поймал бабочку, а у Пети - полное ведерко рыбы.

Для активизации и развития связной речи используем игры-превращения: «Живое - неживое», «Чудесный мешочек», «Да - нет», «Отгадай предмет», «Что сначала, что потом», «Что лишнее» и т.д.

Процессы-превращения лежат в основе действий, которые мы совершаем даже не задумываясь. Нажав на выключатель - темноту мы превратим в свет, вымыв руки мылом, из грязных мы сделаем их чистыми и т.д. Наблюдая подобные процессы и осваивая соответствующие действия, ребенок учится совершать преобразования самых разных ситуаций. Однако развитие способностей к преобразованию у детей происходит стихийно и не всегда достигает высокого уровня. Несмотря на очевидность превращений в окружающем мире, ребенок далеко не всегда «схватывает» сам момент перехода, преобразования, поэтому, например, разные агрегатные состояния одного и того же вещества могут казаться ему абсолютно разными объектами.

Самым сложным типом речи является рассуждение, потому что тесно связано с диалогическим общением и аргументацией, т.е. ребенок должен знать, о чем говорит. Этому способствуют заданиями типа:

-«Закончи предложение» (Петя не пошел гулять, потому что…) Далее придумывают дети: потому что на улице холодно, потому что он заболел и т.п.

-«Вопрос-провокация»: - Почему зимой идет снег, а не дождь? Чем бабочки отличаются от птицы?

Ребенок, высказывая свою мысль, доказывая правильность или неправильность своего предположения (на основе опыта, из прошлого опыта), учится рассуждать, обобщать общее мнение.

Наиболее интересно проходит усвоение понятий, которые можно проверить, потрогать, измерить. Например, мы с детьми экспериментально проверяем гладкость или шероховатость листочков комнатных растений и учимся давать им определения. «У герани - листочек бархатистый, а у цикламена - гладкий», «кожа - гладкая, а мех - пушистый» и т.д.

В ходе небольших экспериментов дети имеют возможность инициативно высказываться, делиться своими переживаниями. Мы исследовали температуру воды, и дети придумали множество определений для нее: тепленькая, тепловатая, прохладная, приятная, освежающая, холодная, жидкая, блестящая. Деятельность педагога при этом состоит в том, чтобы дать возможность исследовать, выбирать способ действия.

В заключение мы хотим сказать, что мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей. Развитие речи и исследовательская деятельность тесно связаны между собой. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Эффективность нашей работы в данном направлении подтверждается данными итогового исследования связной речи. Оценивая выполнение предложенной методики «Последовательные картинки», мы отметили, что у детей улучшились показатели в лексико-грамматическом оформлении высказывания с адекватным использованием лексических средств. В меньшей степени наблюдается стереотипность грамматического оформления и нарушение порядка слов. Употребляемые детьми грамматические конструкции в виде сложных, распространенных предложений.

Таким образом, использование познавательно-исследовательской деятельности как средства коррекции связной речи позволяет значительно улучшить качество речи у детей с нарушениями речи.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. «Мышление и речь» Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.

2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез. 2012г.-78с.

3. Касавин И.Т. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. М: Мысль. Под редакцией В.С.Степина. 2001г.

4. Левченко И.Ю., Киселёва Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Изд. «Книголюб». 2007г.-152 с.

5. ТрошинО.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера. 2005г.-256с.

Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-

ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,

который состоит из вопросов(логически развивающие мышление),

моделирования проблемных ситуаций, экспериментирования, решения

кроссвордов, шарад, ребусов и т.д.

Предлагается конспект занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применять данные методы

Познавательно-поисковая исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи.

Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №122, Молчанова А.Г.,

г.Хабаровск

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».

Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый

ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-

ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,

который состоит из вопросов(логически развивающие мышление),

моделирования проблемных ситуаций, экспериментирования, решения

кроссвордов, шарад, ребусов и т.д.

Основная цель этого метода является развитие творческой личности ребенка.

Задачи проблемного метода обучения специфичны для каждого

возраста.

В младшем возрасте это вхождение в проблемную игровую ситуацию,

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности.

В старшем возрасте это:

  1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. формирование умения применять данные методы, способствующие

Решению поставленных задач, с использованием различных вариантов;

  1. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Доказано, что привлечение детей к поисковой деятельности повышает усвоение различных знаний и навыков, развивает мыслительную деятельность, самостоятельность, интеллект.

Использование в работе лексико-грамматических игр способствует

приобретению детьми умений и навыков грамматически правильной речи.

К таким играм относятся:

1.Сенсорные игры.

(Что делает слово – смотрит, слушает, движется и т.д.)

2.Символьные игры.

(Моделирование содержания слова)

3.Логические игры.

(Поиск истоков словообразования, установление причинно-следственных

связей, использование причинно-следственной цепочки)

4.Связывание содержания слова с его начальной формой.

(восприятие фонетико-фонематического образа и произношения слова-

анализ, ошибки в структуре слова).

5.Пространственные игры.

6.Игры с однокоренными словами:

а)образование слов какой-то части речи

(белизна - белый,

белеющий - белеет,

бел - белея)

б) образование от всех частей форм

Рода (белок – белки

Белый – белая)

Числа (белок - белки

белый - белые

Белеет - белеют)

в) образование от всех частей речи форм, уточняющих смысловые оттенки

с помощью:

Префиксов (побелка,

Забелить)

Суффиксов (беленький,

Белеющий)

Интерфиксов (белоствольная)

Постфиксов (побелю – ка)

Падежных окончаний

(белок - белка,

Белый - белого)

Окончаний спряжения

(белею - белеет белеем)

7.Игры со словами – антонимами

(слова наоборот)

Символом этой игры может быть перевернутый человек.

8. Игры-противоречия».

«Федот, да не тот», «Я вижу не…, а наоборот», «Третий (4-5) лишний

9. Игры-мостики».

Подбор промежуточных слов для постепенного перехода от одного

антипода к другому (жара –тепло- холод)

10. Игры грамматики:

- «Верно – неверно»

- «Упрямые слова»- несклоняемые существительные (кофе,…)

11. Игры с карточками, пиктограммами, схемами, моделями …

12.Игры аналогии.

Продолжение синонимического рядя начатого педагогом

(большой-огромный-громадный ит.д.).

13.Игры на классификацию предметов.

14.Игры с образными выражениями.

Определение переносного значения слов(руки –это ветви деревьев)

Придумывание сравнений (руки-лапы, вилы, крылья,…)

15. Игры с загадками, пословицами, поговорками.

Отгадывание

Подбор разных высказываний об одном и том же.

Истолкование своими словами фраз, пословиц, поговорок.

16.Игры с рифмующимися словами.

(Я –поэт, я –писатель)

17. Игры на звуковые связи слов.

(дым – дом, вошёл – вышел)

18. Игры со словами и предложениями.

- «Дополнялки» - подбор эпитетов, признаков, действий

(хлеб - пышный, душистый. мягкий, румяный,…)

Загадки на сравнение

(с хвостом, а не мышь –репка)

- «Цепочки слов»

(Придумывание фраз, следующих одна за другой:

(Кошка лакает молоко. Молоко дает корова. Корова пасется на лугу.

и т.д.)

- «Посиделки – повязалки»

Раскрутка сюжета по одному слову (зима…)

- «Сочинение»

Придумывание общего сюжета на основе слов из смежных

(трамвай – автобус), далеких (трамвай – лес), противоположных

(день – ночь).

Метод проблемного поискового (проектного) обучения актуален и

очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать,

синтезировать полученные знания, развивать творческие способности

и коммуникативные навыки, что позволяет ему адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

СООБЩЕНИЯ.

Тема: « Познавательно-поисковая речевая деятельность»

Оксана Проскурина
Элементы экспериментально-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда

1.(слайд 1) Цель работы логопеда : красивая, правильная речь всех детей нашего детского сада, а не только детей с речевыми нарушениями.

Экспериментально – исследовательская деятельность не является основной целью в работе учителя – логопеда , а выступает как инструмент.

Рассмотрим методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности , которые я использую на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях :

2. Как сюрпризный момент на индивидуальных занятиях предлагаю посмотреть в калейдоскоп. Разноцветные узоры, конечно, очень привлекают ребят. Как они удивляются, когда им показываю, как калейдоскоп устроен. (демонстрация калейдоскопа) . В банку от чипсов Лейз поставить зеркальный картон, свернутый треугольником. Между двух крышек от этих чипсов помещаю различные предметы : бусины, пайетки, бисер. Таких сменных блоков можно изготовить несколько. Калейдоскоп является сюрпризным и познавательным моментом.

3. Одной из причин нарушений звукопроизношения является недостаточно развитое слуховое внимание. Шумовые коробочки Марии Монтессори - это неразборные деревянные цилиндры. Ребенок слушает звук и подбирает цилиндр из другой шумовой коробочки с таким же звуком. Недостаток их в том, что дети всегда хотят знать, что внутри. Поэтому предлагаю ребятам наполнять коробочки от киндер сюрпризов и баночек от пластилина «плей до» бусинами, фасолью, рисом, горохом, гречкой.

4.(слайд 2) Известный логопед Татьяна Александровна Ткаченко разработала пособие «Картины с проблемным сюжетом для развитие мышления и речи у дошкольников 5-7 лет». Ребятами не только составляют интересные рассказы по сюжетной картине, но и совместно со мной решают ту или иную проблемную ситуацию. Например, картина «Конфета с сюрпризом» .

(слайд 3) На одном из этапов работы над составлением рассказа, мы предполагаем, что привязано к шарику, ответы детей : «большая конфета, лекарство, домашнее задание, маленькая кукла» . Затем берем шар, наполненный гелием, и привязываем различные предметы, смотрим, поднимается ли шар вверх. Ничего кроме листа бумаги шар поднять не смог. Ребята решили, что к шарику привязано домашнее задание.

4. (слайд 4) В рассказе «Пожар» два мальчика тушат чердак с помощью качели и ведра с водой. Мы тоже изготовили качели из линейки и карандаша и запускали скрепку. Скрепки летали выше, ниже, дальше, ближе и зависило это от силы, но запустить ее в нужную цель не получалось. Дети сделали вывод, что пожар мальчики не потушат, надо вызвать пожарных.

5. (слайд 5) Еще одно пособие этого автора, называется «Логические упражнения для развития речи» . Одно из заданий экспериментально – исследовательская характера :

- «Если в сильный мороз шубу положить на снег. Снег растает?»

Этот вопрос я задаю ребятам во время изучения темы «Одежда» . В начале прогулки воспитатель с ребятами на снег кладет меховую ткань, в конце прогулки проверяют результат и делают вывод, что шуба не согревает, а задерживает тепло.

6. (слайд 6) Готовясь к пересказу известного рассказа Льва Николаевича Толстого «Умная галка» мы с ребятами бросаем камешки в прозрачную емкость с водой. На стенках красным маркером отмечаем уровень воды. После того, как каждый ребенок аккуратно опускает камешек, рассматриваем уровень воды и переходим к пересказу.

7.(слайд 7) Развивая длительность выдоха, необходимого для правильного речевого дыхания мы экспериментируем с трубочками и водой. Делаем вывод, что пузыри зависят не только от силы выдоха, но и от ширины трубочки.

7. (слайд 8) Исследовательская работа проводится и в детском саду и дома. Проект «Комнатные растения» долгосрочный. Ребята выращивают комнатные растения в группе и дома. Отчеты о проделанной работе дома оформляют в виде презентаций, газет, готовят рассказ и выступают перед всеми детьми группы. Ясмина с мамой и младшими сестрами выращивали мандариновое дерево.

9. В нашем детском саду много различных проектов, один из них не планировался педагогами заранее, а получился вот как. Во время реализации проекта «Мои увлечения» один из воспитанников принес в детский сад опыт с разрыхлителем. (слайд 9) Ребятам так понравилось, что они тоже захотели принести в детский сад и другие опыты и эксперименты . Воспитанники дома с родителями выбирали любой интересный и безопасный опыт, проводили его дома. Родители готовят ребенка, чтобы он показал этот опыт всем детям группы. А педагоги помогают и родителям и ребенку. Даша приготовила опыт с молоком и красителями, рисование на молоке. А Гена- показал и расказал, что не все жидкости смешиваются.

10. (Слайд 10) . Кира очень хотела выступить перед своими друзьями и опыт придумала дома сама. Мама предлагала несколько опытов, но Кира проявила настойчивость. В группе она гордо наливала воду в воздушный шар, и задавала вопросы : «Как вы думаете, вода выльется? А сколько воды может поместиться в воздушный шар? И другие.

Так в старшей группе открылась научная лаборатория.

11. (слайд 11) Удивила и детей и взрослых Алиса. Принесла в детский сад гидрофобный песок. Почему песок остается в воде сухим, ребята не смогли объяснить. Опыт делали много раз, и каждый раз сухой песок из воды вызывал удивление.

12. (слайд12) Полина показала эксперимент с обычными мелками , который оказался не только интересным, но и полезным. Сухие мелки плохо рисуют на бумаге, но если их подержать в сладкой воде, они рисуют ярко и красиво. Если у ребенка Общее недоразвитие речи, то предварительно на индивидуальных занятиях со мной проговариваем и отрабатываем комментарии к различным этапам опыта.

13. Эти эксперименты так интересны , увлекательны. Они мотивируют детей говорить. После проведения этого опыта мальчик с моторной алалией, рассказывает о нем. (слайд 13

14. Это несколько примеров использование элементов экспериментально-исследовательской деятельности в совместной работе учителя –логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности.

Игры-эксперименты на логопедических занятиях используются для повышения эффективности коррекционной работы.

«Расскажи — и я забуду.
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму»
/китайская пословица/

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты.

Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

Ребенок на занятии отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса, он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их.

На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Учиться играя, экспериментируя! А что же такое игра, эксперимент?

Игра — это дидактический и социально важный вид активности, воспитывающий умение коллективно реагировать, коллективно действовать.

Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

В.А. Сухомлинский писал:

«В мире нет людей серьезнее, чем дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

А эксперимент — это «проба, опыт, попытка осуществить что-либо»

Через игры-эксперименты на логопедических занятиях реализуются следующие задачи :

  1. расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений;
  2. развитие у детей мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобще­ния;
  3. развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  4. формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;
  5. развитие абстрактного и логического мышления детей.

Примеры игр-экспериментов

Приведу примеры игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи-ОНР).

Прежде всего мы стараемся связать экспериментальную деятельность детей с изучаемой лексической темой.

Что это дает?

  • Идет закрепление лексико-грамматических средств языка,
  • Развивается связная речь,
  • Логическое мышление.
  • А самое главное, дети учатся ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.

I. Тема «Фрукты».

Заносятся две тарелки накрытые салфетками (два яблока: одно зеленое, другое красное)

Загадка, помогающая понять, что на тарелках:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.(яблоко)

Обобщение (что это овощ или фрукт?)

Цвет, форма.

Что можно приготовить? Как это назвать?

Вопрос: не пробуя на вкус, определить какое из этих яблок сладкое, а какое кислое?

Ответы детей. Пробуем на вкус, находим правильный ответ, делаем выво­ды.

2 варианта:

Зеленое яблоко — сладкое, красное — кислое,

И зеленое, и красное яблоко сладкое.

II . Тема «Игрушки»

«Что тяжелее?»

Два игрушечных петушка, одинаковые по размеру, но один из глины, другой из пластмассы.

Вопрос: какая игрушка тяжелее?

Ответы детей. Пробуем, делаем выводы: глиняная игрушка тяжелее.

Игры-эксперименты с мячом.

Загадка про мяч:

Круглый, гладкий и пузатый –
Больно бьют его ребята.
Почему беднягу бьют?
Потому что он надут.

Из какого материала можно изготовить мяч, как он будет называться?
Что может делать мяч? (прыгать, катиться, его можно бросать и т.д.)

Какой мяч? (слова-признаки).

Варианты эксперимента:

а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй — из пластмассы.

Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?

Ответы детей.

Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.

б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. Один мяч мы не трогаем, в другом сделаем дырочку, что произойдет?

Ответы детей.

А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Ответы детей.

А теперь давайте проверим. Детям предлагается постучать об пол сначала спущен­ным мячом, потом обычным.

Есть ли разница, в чем причина?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше скачет.

в) Утопить в воде спущенный мяч, обычный.

Ставится вопрос,

Ответы детей,

С помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ.

Делаем выводы.

«Что плавает, что тонет? »

Две ложки: одна из металла, другая из дерева.

Какая из этих ложек утонет, а какая нет? Почему?

Дети делают выводы: деревянные предметы не тонут, железные тонут.

Игры-эксперименты с песком.

Проводим на улице в песочнице, направлены на развитие тактильной чувствитель­ности и мелкой моторики рук.

1) «Куличики»

Одна часть песочницы с сухим песком, другую поливаем водой.

Из какого песка можно сделать «куличики» из сухого или мокрого?

2) «Пройтись» ладонями по поверхности песка, выполняя разные движения.

Вопрос: на какой половине песочницы следы виднее отчетливее, где сухой песок или мокрый?

Ответы детей.

«Сколькими способами может передвигаться человек? »

Цель: развитие общей моторики, активизировать в речи детей глагольный словарь.

  • человек живой или неживой?
  • по каким признакам можно узнать, что он живой?

Задание: Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли.

Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвиже­ния.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться и т.д.

«Сколькими способами можно напиться?»

Цель: развивать мыслительные способности детей.

Примерные варианты — выпить из кружки, полакать из блюдца, пить через трубочку.

«Сколькими способами можно есть хлеб?»

Цель: развивать мыслительные способности детей, активизировать в речи детей прилагательные и глагольный словарь. Материалы и оборудование на каждого ребенка, все это должно быть чистым и соответсвовать гигиеническим нормам.

Вопрос: какой бывает хлеб (белый, черный, сладкий, кислый, свежий, вкусный и т.д.)

Придумать разные способы, как можно есть хлеб.

Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить, отщипнуть, взять губами, покормить кого-то.

Подводятся итоги, выявляется, кто больше придумал способов, как можно есть хлеб.

Делаются выводы: человек может использовать большое количество разных спосо­бов, чтобы есть хлеб.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, в частности игры — эксперименты, создаются благоприят­ные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познава­тельной, эмоционально-волевой сферах.

Пимкина И.Н.,
учитель-логопед