Обереги

Способность отражения действительности. Субъективное отражение объективной реальности

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Многочисленные предметы и явления действительности воздействуют на его органы чувств и, отражаясь его мозгом в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств, стремлений, вызывают ответную реакцию - те или иные действия человека. Это отражение действительности человеческим мозгом в виде различных психических явлений есть субъективный мир человека, представляющий собой отражение, образ объективного мира, существующего вне нас и независимо от нашего сознания. «Вне нас существуют вещи, - писал В. И. Ленин. - Наши восприятия и представления - образы их».

Образы вещей - это как бы копия их, изображение предметов, сходное с отображаемыми предметами и явлениями, но не самые предметы или явления.

Начальным моментом отражения действительности являются ощущения . Они представляют собой отражение отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, действующих непосредственно на органы чувств (ощущение цвета, звука, запаха й т. д.). В восприятии предметы и явления отражаются уже в многообразии своих свойств. Рассматривая предмет, мы видим не просто его цвет, форму и величину отдельно друг от друга, а воспринимаем его как целое (дом, стол, карандаш и т. д.).

Образы предметов и явлений могут воспроизводиться после действия раздражителей в виде представлений, т. е. образов ранее воспринятых предметов или явлений.

Ощущения, восприятия и представления являются наглядными образами предметов. Это чувственное отражение действительности. Оно дает знание о внешних, непосредственно воспринимаемых свойствах предметов и об их внешних связях друг с другом.

Далеко не все свойства предметов и не все предметы непосредственно воспринимаются. Мы, например, не видим непосредственно атомы, не слышим ультразвуки, хотя их существование достоверно известно. В этих случаях знания достигаются опосредствованно - путем сравнений, обобщений, умозаключений, выполняя которые, человек исходит, однако, из того, что дано ему непосредственно в ощущениях и восприятиях. Такое опосредствованное и обобщенное отражение действительности называется мышлением.

Мышление неразрывно связано с языком и осуществляется при помощи языка. Слово, язык - это звуковая, материальная оболочка мысли, вне которой мысль вообще не существует.

Ощущение и мышление - неразрывные звенья единого процесса отражения действительности. Исходным является чувственное, наглядное познание предметов и явлений действительности. Но, ощущая, воспринимая или наглядно представляя что-либо, человек всегда так или иначе анализирует, объединяет, обобщает, т. е. мыслит то, что дано в ощущениях и восприятиях.

Ощущения, восприятия, представления, мысли - все это познавательные процессы, познавательная сторона отражения действительности.

Отражение действительности мозгом не исчерпывается только познавательной деятельностью людей.Внешний мир отражается в голове человека не только в виде наглядных образов предметов или мыслей о них, но и в виде того или иного отношения к предметам и явлениям действительности . Мы всегда так или иначе относимся к тому, что воздействует на нас, и то или иное наше отношение к нему определяется как особенностями самих воздействующих предметов и явлений, так и всем нашим предшествующим опытом, особенностями нашей личности. В зависимости от особенностей того, что воздействует на нас, и особенностей нашей личности, сложившихся под влиянием прежних воздействий предметов и явлений действительности, мы испытываем те или иные потребности и интересы, чувства и желания, осуществляем волевые действия. Все это опять-таки различные формы отражения предметов и явлений действительности. Все это ответные реакции на действие предметов и явлений объективного мира, на те особенности, которые характерны для них.

Отражением действительности являются и все черты личности, прежде всего способности и характер человека, формирующиеся под воздействием условий жизни, в зависимости от тех обстоятельств, в которых протекает деятельность человека.

Все эти различные формы отражения реального мира неразрывно связаны между собой. Чувства и желания всегда зависят от того, что познается в предметах и явлениях, какие качества, свойства, особенности их выделяются нами. Вместе с тем познание объективной реальности в свою очередь само зависит от наших потребностей и интересов, от чувств и желаний, испытываемых нами, от волевых действий, от черт характера, которые сложились у нас, от всех особенностей личности.

Отражение действительности происходит в процессе деятельности людей : человек отражает мир, воздействуя на него, выполняя те или иные действия, оперируя вещами. Практика, деятельность людей - источник познания предметов и явлений действительности и того или иного отношения к ним. Человек не пассивно отражает действительность, он - активный деятель в окружающем мире. В процессе труда, осуществляя практическую деятельность, он изменяет и преобразует среду в интересах удовлетворения постоянно растущих общественных и личных потребностей. В процессе труда, указывает Маркс, человек не только «изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять
СВОЮ ВОЛЮ».

Наличие у человека как активного деятеля сознательных целей играет важнейшую роль в отражении объективной действительности, делает ее отражение целенаправленным, сознательно избирательным. Из всего многообразия того, что его окружает, из всех обстоятельств жизни человек прежде всего выделяет то, что имеет для него особенное значение, то, что отвечает сознательным целям и задачам деятельности, осознанным им потребностям общественной жизни и его личным потребностям.

Практическая деятельность, оперирование вещами, значительно расширяет познавательные возможности человека, уточняет его знания, обогащает их. Вместе с тем практика является и критерием правильности или ошибочности отражения действительности. Действуя в соответствии с возникающими у нас образами, мы проверяем, правильны ли они или ошибочны.

Являясь активным деятелем, человек в процессе деятельности накапливает жизненный опыт , и это играет важную роль в отражении им объективной реальности. Опыт людей различен; он зависит от природных и общественных условий, в которых живет человек, от условий воспитания и обучения, профессиональной деятельности, от влияния окружающих людей, от всех многообразных общественных воздействий, которым человек подвергается. Все это существенно влияет на отражение им объективной действительности.

Являясь активным деятелем общественно-исторического развития, человек в процессе деятельности изменяет не только внешнюю, природную и общественную, среду, но и свою собственную физическую и духовную природу, психический склад своей личности. В процессе деятельности не только делаются все более’ тонкими и точными ощущения и восприятия человека, развивается наблюдательность, мышление, воображение, но и формируются его чувства, волевые качества, навыки и привычки, развиваются’ способности, возникает музыкальный слух, художественный вкус, пробуждаются интересы, склонности, складывается характер.

Таким образом, объективные, внешние воздействия, являясь исходными и определяющими в отражении человеком реального’ мира, детерминируют, причинно обусловливают всю психическую деятельность человека, все черты личности, но не прямо, не автоматически, а через взаимодействие человека с объективной действительностью в процессе деятельности , направленной на изменение среды, и в зависимости от того, какое место те или иные условия среды занимают в его жизни и деятельности. Именно этим и объясняется, что одни и те же общие внешние условия, одна и та же внешняя среда оказывают разное влияние на разных людей, равно как и на одного и того же человека в разные периоды его жизни. Из-этого следует также, что внешние условия жизни никогда не предопределяют роковым образом, фатально, дальнейшего психического развития человека.

Отражение человеком действительности является неразрывным единством объективного и субъективного . Оно объективно по содержанию, так как является отражением внешних вещей и явлений и детерминируется внешними воздействиями. Оно объективно и потому, что является реальным нервным процессом и выражается в различных внешних действиях и поведении человека. Но оно субъективно потому, что всегда является отражением реального мира определенным человеком, субъектом, всегда преломляется через накопленный им личный опыт, через все особенности личности.

Из всего сказанного очевидна огромная жизненная роль психической деятельности человека. Как отражение объективной действительности, она является необходимым условием воздействия человека на мир, изменения им действительности. Ориентируя людей в объективном мире, психическая деятельность дает им возможность переделывать воздействующую на них среду. Человек изменяет действительность в соответствии с тем, как он ее отражает. Вне отражения действительности не может быть и деятельности человека. «Даже за еду и питье, - говорит Энгельс, человек принимается под влиянием отразившихся в
его голове ощущений голода и жажды, а перестает есть и пить потому, что в его голове отражается ощущение сытости»

Эта жизненно важная роль психической деятельности обусловлена тем, что психика есть верное отражение объективной действительности. Она правильно ориентирует человека в окружающем мире, и именно благодаря этому возникает наука, создаются искусство и техника как орудие высшей ориентировки человека в окружающей действительности и преобразования ее в интересах человечества.

Опережающее отражение действительности - это способность отражающей системы медленно развертывающиеся в пространстве и времени действия и события внешнего мира быстро воспроизводить в специфических изменениях своей структуры и соответственно во внешних реакциях.

На чем более высоком уровне организации находится система, тем более наглядно опережающее отражение.

Именно идеальная форма отражения, каковой является сознание, обуславливает возможность наиболее адекватного и совершенного опережающего отражения, его способности действовать целенаправленно, целеустремленно, преобразовывать мир на основе его познания.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие мировоззрения и его структура

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы м
Человек всегда задумывался над тем, каково его места в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть.Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо пре

Предмет и основные функции философии. Философия и наука
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии);

Концепция бытия в древнегреческой философии. Милетская школа, Гераклит, Пифагор, атомизм
Первые философы и первая философская школа в истории европейской философии происходят из города Милета, где с конца 7 и 6 в. до н.э. жили и учили Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Для этих философов

Философия Платона
Был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение “академию”.Платон-идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом. Чтобы объяснить явление нужно найти ег

Аристотель-систематизатор древнегреческой философии
Аристотель - мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания. Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специа

Авиценна
Уроженец Персии, Авиценна уже в юности увлекался изучением философии и медицины. Он написал более 100 сочинений о различных областях знания. Шесть из них посвящены медицине. Главный медицинский тру

Эмпиризм и рационализм - основные методологические направления в философии Нового времени
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерие

Рационалистическая философия Декарта
1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии. · обосновал ведущую роль разума в познании; · выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

Вольтер о человеке и обществе
Вольте́р (1694, Париж, Франция - 30 мая 1778) - один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник. Вольтер к

Французский материализм 18 в. Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламетри
Французские материалисты XVIII в. - Ламетри, Гельвеции, Дидро, Гольбах - несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они непосредственно обращаются не к государям современной им Европы (хо

Теория познания и этика Канта
Иммануил Кант (1724-1804) - немецкий ученный и философ, родоночальник немецкого классического идеализма, основатель так называемом критического, или "трансцендентального", идеализма.

Марксистская философия и ее место в философской мысли
Философия марксизма называется диалектический и исторический материализм. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Философия марксизма зародилась в 1840-х го

Пути развития России в концепциях славянофилов и западников
Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856 гг.), гвардейский офицер в отставке, в 1829-1830 гг. написал восемь "Философических писем" на религиозно-исторические темы. Опубликование перевода первог

Филососфия всеединства соловьева
Вл. Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы

Философия свободы Н.Бердяева
Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Свобода не абсолютна. Если предоставить индивиду право распоряжатьс

Проблема свободы и смысла жизни в экзистенциализме
Экзистенция - способ бытия человека. Впервые термин применил Серей Кьеркегор (1813-1855) - датский теолог, философ, писатель. Экзистенциализм (от позднелат. - «существование») - философия

Неофрейдизм. Психокультурное направление в развитии психоанализа
Учение Фрейда о психоанализе послужило импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрес

Движение как способ существования материи Специфика биоформы движения материи
Движение является единственным способом существования материи, её неотъемлемым свойством. Материя может существовать только в движении, проявляет себя через движение. Абсолютно все предметы и явлен

Пространство, время
Основные положения о пространстве и времени: Пространство – форма бытия движущейся материи, выражающая протяженность (размерность), порядок расположения одновременно сосуществующих предмет

Вопрос 36Противоречие и его формы
Противоречие - отношение, сторонами которого являются различные силы и тенденции в состоянии борьбы,. исключают друг друга - разрешение противоречия. Классификация проти

Качество,количество, мера Проблема нормы в медицине
Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных

Причина и следствие ПолиэтиологизмКондиционализмМонокаузализм
Категории «причины» и «следствия» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина – это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествующее ему. Само понятие «причинность» в б

Сущность и явление
Категория «явление» отражает объективную внешнюю сторону ок­ружающих нас процессов и предметов, с которой мы сталкиваемся в практической, экспериментальной деятельно­сти. Эта внешняя сторона воспри

и целое. Типы целостности. Проблема целостности в медицине
Часть и целое -философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к п

Понятие системы
- философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. Все в организме представл

Отражение - всеобщее свойство материи
Отражение - это всеобщее свойство движущейся материи, которое выражается в способности любого объекта на воздействие извне отвечать определенным действием. Способность каждого предмета или явления

Происхождение сознания и языка: многообразие точек зрения и подходов в решении проблемы
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного раз

Сознание, его сущность и структура
Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство п

Структура психики. Природа бессознательного
Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Содержанием психики являются идеальн

Познаваемость мира. Структура процесса познания: единство чувственного и рационального моментов в познании
Познание как предмет философского анализа Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательног

Понятие практики. Виды практики. Роль и место практики в процессе познания
Практика - материально- предметная деятельность по преобразованию окружающей действительности. I. Практика (греч. деятельный, активный) как специфический человеческий способ бытия в мире п

Биологическое и социальное в человеке Индивид личность индивидуальность
Проблема человека является вторым основополагающим компонентом предмета философии. Это предполагает постановку таких вопросов как что есть человек, какова его сущность, каковы его место и роль в ми

Предмет биомедицинской этики,основные проблемы и принципы
.В широком смысле биоэтика - понятие, относящееся к исследованиям социальных, медицинских, социально-правовых и экологических проблем относящихся ко всем живым организмам, включенным в экосистему п

Проблемы жизни и смерти в истории культуры и в биомедицинской этике
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все духовные системы человеч

Исторический процесс как проблема социальной философии. Концепция прогрессивного развития общества (Гегель, Маркс, Бердяев, Парсонс(кто это вообще))
философские системы Платона и Аристотеля наряду с прочим отражали представления о том, какое будущее ожидает человечество. Представления такого рода содержались и в философских трактатах отцов хрис

Этический аспект взаимоотношений человека и природы в свете своременных экол проблем. Экологическая этика
Про сами проблемы можно посмотреть в 60 вопросе Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие,

Взаимосвязь понятий «общественно-экономическая формация» и цивилизация. Типы цивилизаций
Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - 1) общефилософское значение - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём сам

Способность отражения окружающего мира наиболее ярко про­является у живых существ. Однако современная наука пришла к выводу, что это свойство живой материи имеет более глубокую основу. На диалектико-материалистической основе этот вопрос был поставлен В. И. Лениным. В своем труде «Материализм и эмпирио­критицизм» Ленин высказал мысль, что всей материи присуще род­ственное ощущению свойство отражения .<13>

Отражение усматривается в любом акте взаимодействия. Когда сталкиваются, скажем, два абсолютно упругих шара, то один шар, ударяющий с определенной силой другой шар, передает последнему какое-то количество энергии и выражает свое состояние через из­менение энергии и направление движения второго шара. Получив определенное количество энергии, второй шар отражает состояние воздействовавшего на него предмета, состояние первого шара . Однако на уровне механики отражение крайне просто и элементарно. Любое воздействие, испытываемое телом, выражается в нем в механических характеристиках: массе, скорости, силе, инерции, направлении и т. д. Оно носит эпизодический и случай­ный характер, результат взаимодействия - отраженное изменение, «след» или информация - не закрепляется и бесследно исчезает через некоторый промежуток времени. Отражение в этих случаях не локализовано и диффузно .

Более сложной является так называемая физическая форма от­ражения. В каждом акте физического взаимодействия тело участ­вует как органическое целое и в то же время как совокупность боль­шого числа молекул. Внешнее воздействие дробится на отдельные элементарные отраженные изменения, которые одновременно объе­диняются в целостные изменения тела. В соответствии со структур­ным характером субстрата отражения «след» приобретает расчле­ненный, дифференцированный структурный вид. На уровне фи­зической формы движения отражение становится локализован­ным.

Вместе с тем физическая форма отражения имеет также огра­ниченный характер. В процессе реакции происходит переделка внешнего воздействия в соответствии с собственной природой те­ла. Адекватно воспроизводятся те стороны воздействующего объ­екта, которые присущи субстрату отражения. Напротив, когда взаимодействуют качественно разнородные объекты, происходит пе­реход одной формы в другую - например, теплоты в электричест­во, - вследствие чего внутреннее сходство отражения и оригинала становится отдаленным . Еще большее качественное многообразие приобретает отражение на уровне химической формы движения. В химическом элементе заложена способность изме­няться под влиянием воздействующего вещества и в соответствии с его природой. В процессе химической реакции возникает новое качество. Поэтому сохранение и накопление отраженных изме­нений происходит посредством закрепления этих изменений но­вым качеством .



Наличие отражательной способности у тел неживой природы подготовляет таким образом появление раздражимости и ощуще­ния, которые возникают у живой материи.

Отражение внешнего мира у животных и человека происходит на базе живой материи, вследствие чего оно приобретает особые специфические черты, которые состоят в следующем:<14>

1) Отражение приобретает особенно развитый вид, поскольку живое вещество обладает очень богатыми и сложными свойствами.

2) В неживой природе отражение слито с общим процессом вза­имодействия предмета со средой. У живого вещества обособляется и специализируется особый вид отражения, отличный от ассимиля­ции и диссимиляции. Основной и специальной функцией этого вида отражения является сигнализация об изменениях внешней среды.

3) Отражение организмами внешних условий не имеет самодо­влеющего значения и выполняет функции средства приспособ­ления к среде .

4) С образованием живого белка возникает качественно новая форма отражения - раздражимость, из которой в ходе развития живых организмов выходят еще более высокие формы - ощуще­ние, восприятие, представление, мышление.

Формы отражения, наблюдающиеся в области неживой природы, отличаются поразительным однообразием и постоянством, напри­мер, взаимодействие двух сталкивающихся между собой твердых тел или взаимодействие вступающих в соединение химических эле­ментов на протяжении огромных промежутков времени остаются в сущности одними и теми же. Здесь нет таких явлений, как взаимо­действие тела и окружающей среды, приспособление тела к окру­жающей среде и т.п. Совершенно иные взаимоотношения сущест­вуют в области живой природы. В качестве основного закона раз­вития органической природы выступает закон единства организма и условий его существования. Внешняя среда является самым важ­ным фактором, определяющим природу живого организма. При­способленность животного организма к условиям его существова­ния является здесь выражением соответствия функций и строения организма и всех его органов данным условиям внешней среды. Изменение условий существования с необходимостью вызывает изменение функций организма, появление новых по своей сути ре­акций приспособления.

Таким образом, стремление существовать, борьба за самосохра­нение, наблюдаемые в области органической природы, превраща­ются в мощный стимул, вызывающий необходимость приспособле­ния к окружающей среде.

В свою очередь, изменение окружающей среды выступает часто как причина появления у организма новых свойств и качеств. Стрем­ление приспособиться к окружающей среде часто ведет к появле­нию более совершенных форм живых организмов. Поясним это положение на некоторых конкретных примерах.

На самой низшей ступени животного царства, замечает И. М. Сеченов, чувствительность является равномерно разлитой по всему телу, без всяких признаков расчленения и обособления в органы . Так, например, у та­ких низших организмов, как медузы, нервные клетки обладают примитив­ной универсальностью. Одни и те же нервные клетки способны различать химические, температурные и механические раздражители. Там, где чувст<15>вительность равномерно разлита по всему телу, она может служить послед­нему только в том случае, когда влияние из внешнего мира действует на чув­ствующее тело непосредственным соприкосновением.

На каком-то этапе развития, который современная биологическая наука не может указать с точностью, раздражимость, т. е. элементарное физиоло­гическое средство приспособления организма к внешней среде, становится недостаточной, поскольку организм попадает в какие-то иные условия суще­ствования.

Эта слитная форма начинает все более и более расчленяться в отдельные организованные системы движения и чувствования: место сократительной протоплазмы занимает теперь мышечная ткань, а равномерно разлитая раз­дражительность уступает место определенной локализации чувствительности, идущей рядом с развитием нервной системы. Еще далее чувствительность специализируется, так сказать, качественно - появляется распадение ее на так называемые системные чувства (чувство голода, жажды, половое, дыха­тельное и пр.) и на деятельность высших органов чувств (зрение, осязание, слух и пр.) .

В процессе развития живых существ ощущение обычно возни­кает тогда, когда организм стал способным дифференцировать раздражители не только по интенсивности, но и по качеству. «Даль­нейший шаг в эволюции чувствования,- замечает И. М. Сеченов,- можно определить как сочетанную или координированную дея­тельность специальных форм чувствования между собою и с двига­тельными реакциями тела. Если предшествующая фаза состояла из группировки в разных направлениях единиц чувствования и движения, то последующая заключается в группировке (конечно, еще более разнообразной) между собой этих самых групп. Вооружен­ное специфически различными орудиями чувствительности, жи­вотное по необходимости должно получать до крайности разнооб­разные группы одновременных или ряды последовательных впе­чатлений, а между тем и на этой степени развития чувствование, как целое, должно остаться для животного орудием ориентирования в пространстве и во времени, притом ориентирования, очевидно, более детального, чем то, на которое способны менее одаренные животные формы. Значит, необходимо или согласование между собой тех отдельных элементов, из которых составляется чувст­венная группа или ряд, или расчленение ее на элементы - ина­че чувствование должно было остаться хаотической случайной смесью» . «Среда, в которой существует животное, и здесь оказывается фактором, определяющим организацию. При равномерно разлитой чувствительности тела, исключающей воз­можность перемещения его в пространстве, жизнь сохраняется только при условии, когда животное непосредственно окружено средой, способной поддерживать его существование. Район жизни здесь по необходимости крайне узок. Наоборот, чем выше чувст­венная организация, при посредстве которой животное ориенти­руется во времени и в пространстве, тем шире сфера возможных жизненных встреч, тем разнообразнее самая среда, действующая на организацию, и способы возможных приспособлений» .<16>

Расчлененное и координированное чувство развивается в кон­це концов в инстинкт и разум. «Усложнение и совершенствование способности отражения у живых организмов происходит на основе появления и развития специального субстрата отражения: перво­начально особого чувствительного вещества, затем - чувствитель­ных клеток, нервных клеток и нервной системы, достигающей выс­шей ступени развития у человека. В связи с появлением специаль­ного субстрата отражения - нервной системы - возникают осо­бые состояния, обусловленные внешними воздействиями - нерв­ное возбуждение и торможение, специальные формы отражатель­ной деятельности - условные и безусловные рефлексы, специфи­ческие закономерности отражательной деятельности - иррадиа­ция и концентрация, взаимная индукция и т. д.» .

Таким образом, способность отражения у живых организ­мов проходит в своем развитии три основные ступени. Первой сту­пенью является раздражимость, т. е. способность тел отвечать реакцией на внешние воздействия, которая опосредствуется состо­янием возбуждения ткани, затем на основе раздражимости возни­кает ощущение, с которого ведет начало эволюция психики, как более высокой, по сравнению с раздражимостью, формы отражения. С переходом к трудовой деятельности и появлением человека воз­никает и развивается высшая форма психической деятельности - сознание .

Способность к отражению окружающего материального мира яв­ляется одной из самых важных предпосылок возникновения чело­веческого языка, поскольку в основе актов коммуникации, как будет показано в дальнейшем, лежит отражение человеком окру­жающей действительности. Вместе с тем следует заметить, что осу­ществление этих процессов отражения оказалось бы невозможным, если бы человек не обладал целым рядом особых свойств, проявле­ние которых обеспечивает способность отражения.

11. Что такое добродетель èпорок ? Этот вопрос пытались решить многие философы. Гельвеций, например, давал на него следующий ответ: «Если бы, родившись на каком-нибудь пустынном острове, я был предоставлен самому себе, я жил бы, не имея ни пороков, ни добродетелей. Я не мог бы обнаружить ни тех, ни других. Что же следует понимать под словами “добродетельные и порядочные поступки”? Поступки, полезные или вредные обществу». В чем достоинства и недостатки рассуждения Гельвеция, если учесть, что оно было высказано в XVIII в.?

12. «Красота спасет мир», - говорил Ф.М. Достоевский. Как Вы относитесь к этому высказыванию?

13. Прокомментируйте старинный афоризм: «Кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, чем успевает».

14. Какое явление не относится к общественной психологии?

а) Нравственные привычки и традиции. б) Художественный вкус.

в) Чувство милосердия.

г) Мировоззрение личности.

15. Всем формам общественного сознания присущи познавательная и регулятивная функции. Какова их роль в различных формах общественного сознания?

16. Мораль, с одной стороны, регулирует поведение лич- ности, ее отношение к другим личностям, к коллективу, обществу, а с другой - выступает как совокупность требований, которые предъявляет общество к личности. Раскройте диалектическую связь этих положений.

17. Почему абсолютная свобода личности означала бы унич- тожение морали?

18. Почему философия, будучи одной из наук, вместе с тем выделяется как особая форма общественного сознания?

19. Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая-нибудь посредственность, недавно окончившая политехнический институт, - писал он,

- знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единствен-

ного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль и Ньютон». Дайте анализ этому суждению французского писателя. Согласны ли Вы с ним?

20. В чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания?

21. Что общего между моральным сознанием и правосознанием? В чем их различие друг от друга?

22. В чем специфика религии как формы общественного сознания?

23. Для науки как социального института, призванного обеспечивать общество знаниями, характерна ориентация на истину как на ценность. Означает ли это, что в своей научноисследовательской организации каждый ученый руководствуется в своей деятельности только стремлением к истине?

24. Существуют противоположные точки зрения на соотношение науки и морали. Одни мыслители полагают, что морально то, что может быть научно обосновано, другие, напротив, считают, что морально то, что является предметом выбора, а не научного обоснования.

Кто прав? И правомерна ли вообще такая постановка вопроса?

25. Английский писатель Ч.П. Сноу приводит высказывание ученых, придерживающихся доктрины этической нейтральности науки: «Мы создаем инструменты. А вы - весь остальной мир, и прежде всего политические деятели, - вы должны заботиться о том, как их использовать. Инструменты могут быть использованы для достижения таких целей, которые большинство из нас считает недостойным. Это, конечно, прискорбно. Но, как ученых, нас это не касается» (Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973. С.129).

Можно ли согласиться с такой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

26. В истории науки неоднократно были случаи, когда уче- ный пытался прекратить свои исследования, скрыть полученные им результаты, так как предвидел возможности их использования во вред человечеству. Можно ли считать такое поведе-

ние ученого нравственным? Не является ли безнравственной попытка оправдать иные действия ученых в этой ситуации утверждением, что научный процесс нельзя остановить и то, что возможно, в науке рано или поздно будет осуществлено?

27. «Важная моральная проблема, лежащая вне самой науки, но необходимо предшествующая научному исследованию, касается выбора объекта исследования: всюду ли допустимо искать истину?» (Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск, 1897. С. 35).

Имеет ли право наука вторгаться во все области действительности, исследовать интимный мир человека, подсознание и т. п.? Есть ли какие-то нравственные границы, определяющие пределы вторжения человеческого познания? Или науке все дозволено?

Теория познания

1. Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?

Познание- это:

а) процесс погружения «ума» в действительность; б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;

в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;

г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия; д) отражение объективной действительности в сознании

человека; е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпири-

ческих фактов.

2. Представителями каких философских направлений сделаны следующие заявления?

а) «...Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи , ...внешний мир воздействует на наши органы чувств».

б) «...возможно, что мы в состоянии правильно воспринять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта “вещь в себе” находится по ту сторону нашего познания».

в) «...не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это».

г) «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

3. Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?

Ощущение- это:

а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;

б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;

в) чувственное отражение отдельных свойств предметов объективного мира;

г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним миром;

д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;

е) единственный информационный канал, доставляющий че- ловеку сведения о внешнем мире;

ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

4. Дайте философскую оценку следующему высказыванию французского физика и математика А. Пуанкаре: «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!».

5. «...Все научные (правильные, серьезные, невздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее » (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152). Объясните, почему на основе понятийного мышления достигается большая глубина знаний по сравнению с чувственным познанием? Приведите также примеры «вздорных» абстракций, подумайте над их гносеологическими истоками.

6. Почему отражение человеком действительности является приблизительным?

7. Древнегреческий философ Парменид (ок. 540 - ок. 470 до н. э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением?

8. Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем?

9. На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» - есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом?

10. Л. Фейербах писал о том, что он не имеет ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направлены эти слова?

11. Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она окажется (покажется) нам сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств?

12. Почему абстрактное мышление - это качественно высшая ступень познания по отношению к чувственному отражению?

13. Назовите (из приведенных ниже) философское направление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения.

а) Эклектика; б) конвенционализм; в) софистика; г) диалектика; д) догматизм.

14. «Вопрос о существовании внеземной жизни...подобен любой другой научной проблеме. Его решение зависит от единодушия: если большинство авторитетных ученых признают свидетельства о внеземной жизни достаточными, то ее существование станет научным фактом». То «...же случилось с устаревшей теорией флогистона, или светового эфира» (Корлисс У.

Загадки Вселенной. М., 1970. С. 218 - 219). Как Вы относитесь к такому суждению?

15. «Абсолютная истина - это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается. Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Более того, оно содержится в них в снятом виде. Абсолютная истина проявляется в росте знания» (Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С. 49-50).

16. «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 174). Проанализируйте подмеченную связь науки и техники. Укажите важнейшие технические потребности, которые обусловили бурное развитие ведущих областей современной науки. Приведите примеры из области своей будущей специальности.

17. Исходя из основных функций практики, обсудите проблемные ситуации:

а) Практика - основа познания, но она сама опирается на определенное знание. Как правильно совместить эти положения?

б) Что означает первичность практики, если она всегда представляет целеполагающую деятельность?

в) Не противоречит ли положению об определяющей роли практики тот факт, что в условиях современной НТР наука опережает развитие производства?

ã) Åñëè â научно-исследовательской деятельности все большую роль играют эмпирические методы и материально-техни- ческие средства исследования, то не значит ли это, что стирается различие между основой познания и самим познанием?

18. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практи- ческий вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1). В этой связи ответьте на вопросы:

а) Почему нельзя установить истинность знания без выхода в общественную практику?

б) Можно ли чисто теоретическим путем доказать объективную истинность знания?

в) Проверяются ли на практике истины математики?

г) Если практика служит критерием объективной истины, то какую роль в науке играют формальные критерии истинности знания, например, такие, как непротиворечивость и полнота дедуктивной теории?

д) Можно ли оценивать теории с точки зрения удобства оперировать ими?

е) Могут ли две различные теории привести к одним и тем же результатам?

19. «...Не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 146). Чем обусловлена отме- ченная особенность практики?

20. Какие из приведенных высказываний соответствуют диалектико-материалистическому пониманию истины?

à) Интуитивно ясное и самоочевидное положение.á) Идея, руководство которой приводит к успеху.

â) Знание, которое соответствует показаниям органов чувств.

ã) Совпадение человеческой мысли с идеальными формами мирового духа.

ä) Мнение большинства.

ç) Соответствие знаний ощущениям субъекта.

è) Знание, которое является адекватным отражением объективного мира.

21. Выберите правильное предложение:

à) Нет истинных и нет ложных мыслей, «истинно» или «ложно»- это лишь названия или оценки.

á) Все мысли только истинны, ложных мыслей нет.

â) Есть мысли истинные вообще и есть мысли совершенно ложные.ã) Каждое высказывание истинно либо ложно лишь в строго

определенном отношении.

22. «Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества истину, - значит так или иначе признавать абсолютную истину» (Ленин). Как соотносятся друг с другом объективная и абсолютная истины?

23. «Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней» (Ленин). В каком отношении друг к другу находятся относительная и абсолютная истины?

24. Проиллюстрируйте положение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна».

25. «...Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р. Декарт). Дайте оценку «принципу сомнения». При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму?

26. Найдите «зерна» абсолютных истин и моменты, которые в дальнейшем подверглись уточнению или замене, в следующих положениях:

à) Весь мир состоит из атомов - мельчайших,неделимых частичек вещества.

á) Атом представляет собой положительно заряженную среду, в которую вкраплены отрицательно заряженные частицы - электроны.

â) Атом состоит из положительно заряженного ядра, вокруг которого вращаются электроны. Атом подобен Солнечной системе в миниатюре.

27. Поставив себе целью изучить, оказывает ли электриче- ство какое-либо воздействие на магнитную стрелку вблизи провода с током, Ампер обнаружил, что она поворачивается. Исходя из этого открытия, он высказал мысль, что магнетизм Земли вызван токами, обтекающими Землю в направлении с запада на восток. Далее он пришел к общему мнению, что магнит-

ные свойства любого тела определяются замкнутыми электри- ческими токами внутри него. В каких формах шло движение мысли ученых-физиков?

28. «Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т. е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18 С. 139). В этой связи ответьте на вопросы:

а) Какую трактовку получает в релятивизме относительность человеческого знания?

в) Чем отличается диалектико-материалистическое понимание относительности человеческого знания от релятивизма?

г) Можно ли относить заблуждение к числу элементов истинного знания?

29. Всякая ли человеческая деятельность относится к практике? Рассмотрите с этой точки зрения следующие виды деятельности: воспитание, изобретательство, идеологическая борьба, художественная самодеятельность, художественное творче- ство, научный поиск, война, религиозные обряды, обучение.

30. Известный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики - это просто интеллектуальная игра». Дайте философскую интерпретацию этому афоризму.

31. В чем специфика социально-исторической практики? Обоснуйте каждый из ответов.

à) Она более субъективна, чем материальное производство.á) Ей в большей мере присущ творческий характер.

â) Она направлена на преобразование общественных отношений.ã) В ней находят непосредственное отражение классовые

интересы людей.

ä) В ней через деятельность людей проявляются объективные законы.

32. В чем состоит важнейшая особенность познания общественных явлений?

33. Перечислите общее, что присуще познанию как природных, так и социальных явлений.

34. О какой специфической особенности социального познания писал философ-материалист Гоббс: «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, то учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено» (Гоббс. Левиафан. М., 1936. С. 101)?

35. В чем специфика фактического, эмпирического материала в общественных науках по сравнению с естествознанием?

36. Чем эксперимент в социальном познании отличается от эксперимента в естественных науках?

37. В чем состоят особенности предвидения социальных явлений в отличие от предвидения явлений природы?

38. Почему исторический метод имеет особенное значение

â познании именно общественных явлений?

39. В чем состоит предвидение в философии? Приведите примеры предвидения в философии.

Методы и формы научного познания

1. К. Маркс писал: «Не только результат исследования, но

è ведущий к нему путь должен быть истинным» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 7). Что означает истинность методов исследования и какие факторы ее обусловливают?

2. «Физик или наблюдает процессы природы там, где проявляются в наиболее отчетливой форме и наименее затемняются нарушающими их влияниями, или же, если это возможно, производит эксперимент при условиях, обеспечивающих ход процесса в чистом виде» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 6). В связи с этим положением ответьте на вопросы:

Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?
Познание - это:
а) процесс погружения «ума» в действительность;
б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;
в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;
г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия;
д) отражение объективной действительности в сознании человека;
е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпирических фактов.
Представителями каких философских направлений сделаны следующие заявления?
а) «...Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи, ...внешний мир воздействует на наши органы чувств».
б) «...возможно, что мы в состоянии правильно воспри-нять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта "вещь в себе" находится по ту сторону нашего познания».
в) «...не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это».
г) «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».
Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?
Ощущение - это:
а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;
б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;
в) чувственное отражение отдельных свойств предметов объективного мира;
г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним миром;
д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;
е) единственный информационный канал, доставляющий человеку сведения о внешнем мире;
ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.
Дайте философскую оценку следующему высказыванию французского физика и математика А. Пуанкаре: «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!».
«...Все научные (правильные, серьезные, невздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152). Объясните, почему на основе понятийного мышления достигается большая глубина знаний по сравнению с чувственным познанием? Приведите также примеры «вздорных» абстракций, подумайте над их гносеологическими истоками.
Почему отражение человеком действительности является приблизительным?
Древнегреческий философ Парменид (ок. 540 - ок. 470 до н. э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением?
Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем?
На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» - есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом?
Л. Фейербах писал о том, что он не имеет ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направлены эти слова?
Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она окажется (покажется) нам сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств?
Почему абстрактное мышление - это качественно высшая ступень познания по отношению к чувственному отражению?
Назовите (из приведенных ниже) философское направление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения.
а) Эклектика;
б) конвенционализм;
в) софистика;
г) диалектика;
д) догматизм.
«Вопрос о существовании внеземной жизни...подобен любой другой научной проблеме. Его решение зависит от единодушия: если большинство авторитетных ученых признают свидетельства о внеземной жизни достаточными, то ее существование станет научным фактом». То «...же случилось с устаревшей теорией флогистона, или светового эфира» (Корлисс У.
Загадки Вселенной. М., 1970. С. 218 - 219). Как Вы относитесь к такому суждению?
«Абсолютная истина - это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается. Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Более того, оно содержится в них в снятом виде. Абсолютная истина проявляется в росте знания» (Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С. 49-50).
Согласны ли Вы с автором этого положения?
«Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 174). Проанализируйте подмеченную связь науки и техники. Укажите важнейшие технические потребности, которые обусловили бурное развитие ведущих областей современной науки. Приведите примеры из области своей будущей специальности.
Исходя из основных функций практики, обсудите про-блемные ситуации:
а) Практика - основа познания, но она сама опирается на определенное знание. Как правильно совместить эти положения?
б) Что означает первичность практики, если она всегда представляет целеполагаюшую деятельность?
в) Не противоречит ли положению об определяющей роли практики тот факт, что в условиях современной НТР наука опережает развитие производства?
г) Если в научно-исследовательской деятельности все большую роль играют эмпирические методы и материально-технические средства исследования, то не значит ли это, что стирается различие между основой познания и самим познанием?
«Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1). В этой связи ответьте на вопросы:
а) Почему нельзя установить истинность знания без выхода в общественную практику?
б) Можно ли чисто теоретическим путем доказать объективную истинность знания?
в) Проверяются ли на практике истины математики?
г) Если практика служит критерием объективной истины, то какую роль в науке играют формальные критерии истинности знания, например, такие, как непротиворечивость и полнота дедуктивной теории?
д) Можно ли оценивать теории с точки зрения удобства оперировать ими?
е) Могут ли две различные теории привести к одним и тем же результатам?
«...Не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 146). Чем обусловлена отмеченная особенность практики?
Какие из приведенных высказываний соответствуют диалектико-материалистическому пониманию истины?
а) Интуитивно ясное и самоочевидное положение.
б) Идея, руководство которой приводит к успеху.
в) Знание, которое соответствует показаниям органов чувств.
г) Совпадение человеческой мысли с идеальными формами мирового духа.
д) Мнение большинства.
е) Мнение, закрепленное авторитетом и временем.
ж) То, что соответствует цели человека.
з) Соответствие знаний ощущениям субъекта.
и) Знание, которое является адекватным отражением объективного мира.
Выберите правильное предложение:
а) Нет истинных и нет ложных мыслей, «истинно» или «ложно» - это лишь названия или оценки.
б) Все мысли только истинны, ложных мыслей нет.
в) Есть мысли истиннъе вообще и есть мысли совершенно ложные.
г) Каждое высказывание истинно либо ложно лишь в строго определенном отношении.
«Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества истину, - значит так или иначе признавать абсолютную истину» (Ленин). Как соотносятся друг с другом объективная и абсолютная истины?
«Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней» (Ленин). В каком отношении друг к другу находятся относительная и абсолютная истины?
Проиллюстрируйте положение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна».
«...Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р. Декарт). Дайте оценку «принципу сомнения». При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму?
Найдите «зерна» абсолютных истин и моменты, которые в дальнейшем подверглись уточнению или замене, в следующих положениях:
а) Весь мир состоит из атомов - мельчайших, неделимых частичек вещества.
б) Атом представляет собой положительно заряженную среду, в которую вкраплены отрицательно заряженные частицы - электроны.
в) Атом состоит из положительно заряженного ядра, вокруг которого вращаются электроны. Атом подобен Солнечной си-стеме в миниатюре.
Поставив себе целью изучить, оказывает ли электричество какое-либо воздействие на магнитную стрелку вблизи провода с током, Ампер обнаружил, что она поворачивается. Исходя из этого открытия, он высказал мысль, что магнетизм Земли вызван токами, обтекающими Землю в направлении с запада на восток. Далее он пришел к общему мнению, что магнит-
ные свойства любого тела определяются замкнутыми электрическими токами внутри него. В каких формах шло движение мысли ученых-физиков?
«Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т. е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18 С. 139). В этой связи ответьте на вопросы:
а) Какую трактовку получает в релятивизме относительность человеческого знания?
б) Можно ли считать правильными с точки зрения диалектического материализма высказывания типа: «Это было верно в свое время, сейчас оно не верно и "устарело"»?
в) Чем отличается диалектико-материалистическое понимание относительности человеческого знания от релятивизма?
г) Можно ли относить заблуждение к числу элементов истинного знания?
Всякая ли человеческая деятельность относится к практике? Рассмотрите с этой точки зрения следующие виды деятельности: воспитание, изобретательство, идеологическая борьба, художественная самодеятельность, художественное творчество, научный поиск, война, религиозные обряды, обучение.
Известный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики - это просто интеллектуальная игра». Дайте философскую интерпретацию этому афоризму.
В чем специфика социально-исторической практики? Обоснуйте каждый из ответов.
а) Она более субъективна, чем материальное производство.
б) Ей в большей мере присущ творческий характер.
в) Она направлена на преобразование общественных отношений.
г) В ней находят непосредственное отражение классовые интересы людей.
д) В ней через деятельность людей проявляются объективные законы.
В чем состоит важнейшая особенность познания обще-ственных явлений?
Перечислите общее, что присуще познанию как природных, так и социальных явлений.
О какой специфической особенности социального познания писал философ-материалист Гоббс: «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, то учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено» (Гоббс. Левиафан. М., 1936. С. 101)?
В чем специфика фактического, эмпирического материала в общественных науках по сравнению с естествознанием?
Чем эксперимент в социальном познании отличается от эксперимента в естественных науках?
В чем состоят особенности предвидения социальных явлений в отличие от предвидения явлений природы?
Почему исторический метод имеет особенное значение в познании именно общественных явлений?
В чем состоит предвидение в философии? Приведите примеры предвидения в философии.