Исполнение желаний

Учительские университеты. Люди которые играют в игры. «Философские идеи революционного народничества»

ЧТО ТАКОЕ ИМПЕРИАЛИЗМ? Продуктивным способом отвлечения внимания обывателей от геноцидогенной сущности монополизма является огульный подход к восприятию экономических признаков империализма, сформулированных Лениным. Забывается, что работа Ленина определена им самим как «популярный очерк» и, что «брошюра писана для царской цензуры. Поэтому, - пишет Ленин, - я не только был вынужден строжайше ограничить себя исключительно теоретическим - экономическим в особенности - анализом, но и формулировать необходимые немногочисленные замечания относительно политики с громадной осторожностью, намеками, тем эзоповским - проклятым эзоповским - языком, к которому царизм заставлял прибегать всех революционеров, когда они брали в руки перо для «легальных» произведений. Тяжело перечитывать теперь, в дни свободы, эти искаженные мыслью о царской цензуре, сдавленные, сжатые в железные тиски места брошюры». За прошедшие после написания этой книги десятилетия, многие так и не поняли, что Ленин в своей популярной работе разжевывал для умственно ленивых индивидов вопрос «об экономической сущности империализма» не ради самого этого вопроса, а потому, что без понимания экономической сущности империализма «нельзя ничего понять в оценке современной войны и современной политики». Сосредоточив все внимание на первых трех экономических признаках империализма, многие относятся к последним двум признакам не как к сущности более высокого порядка, а как к признакам с более высокими порядковыми номерами. На самом же деле в двух последних экономических признаках империализма Ленин доходит до политических обобщений: «4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир», и 5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами». Иными словами, если раньше имперскую политику захватов территорий проводили все-таки государства, чаще всего монархи и по своему разумению, то в конце XIX века имперскую политику начинает проводить узкий слой богатейших предпринимателей - сами монополисты. Действительно, сущность монополизма заключена не столько в абсолютной величине капитала, и даже не в его доле в данной отрасли (это лишь объективная предпосылка к возникновению монополии), а в политической диктатуре конкретной группки субъектов (ничтожной по количеству), над всем, некогда свободным мировым рынком. Тем не менее, в среде политических литераторов до сих пор можно слышать утверждение, что монополий в современной экономике не существует, поскольку монополиями следует называть только те предприятия, которые выпускают 100% продукции данного наименования. Это только с чисто формальной стороны, монополистами можно назвать предпринимателей, которые безраздельно владеют целыми отраслями экономики или у которых размер личных бюджетов, площадь земель, количество эксплуатируемых работников, купленных министров, журналистов, футболистов и охранников лишь незначительно уступают государству. Например, экономика «Мицубиси» больше экономики всей Индонезии. Но отождествление размеров капиталов с сущностью монополий является следствием примитивной методологической подготовки. Дело не в том, какой процент производства отрасли захвачен олигархом, а в непреодолимом, для мелкого и среднего капитала, абсолютном разрыве между величиной капитала олигарха и всеми остальными «капиталами» на рынке. Легче пролетарию высокой квалификации пробиться в число бизнесменов, чем бизнесмену пробиться в число современных магнатов-миллиардеров. Монополизм, с точки зрения факта, реально начинается там и тогда, где и когда вместо соревнования цен на рынке устанавливается ценовая диктатура группы предпринимателей, и все попытки остальных предпринимателей противостоять этой диктатуре уже не имеют ни экономических, ни, тем более, политических предпосылок для успеха. Причем, абсолютно неважно высоки или низки монопольные цены. Важно понять, что пропорционально темпам становления крупного капитала институт стихийного ценообразования фактически уничтожается, и ценовая политика, чем дальше, тем больше превращается в составную часть имперской политики группы предпринимателей. Периодические понижения цены вовсе не указывают на то, что монополизм в этот период идет на убыль. Напротив, понижение цен одновременно на заметном рыночном пространстве свидетельствует как раз о сговоре группы монополистов с целью переманить покупателей к себе и, тем самым, задушить другую группу монополистов или аутсайдеров, не имеющих в данный момент возможности торговать по демпинговым ценам. После краха фирм-конкурентов, монополии-победительницы начинают «взвинчивать» цены. Таким образом, и понижение, и повышение цен является элементами ценовой политики монополий, но определяющую роль играет, разумеется, политика повышения цен, иначе не существовала бы перманентная инфляция. Рост цен обеспечивает рост монопольной прибыли стабильнее любого другого ухищрения, даже при застое производства, что позволяет покупать интеллектуальную элиту и чиновников, т.е. способствует укреплению диктата монополий в научных средах, в образовании, технологии, культуре, в СМИ и, наконец, в силовых структурах. Так монополисты превращаются в типичных императоров, узурпировавших власть, но позволяющих избирателям раз в 4 года потешиться, - испытать дурацкое удовлетворение от запихивания бумажки с именем очередного «козла отпущения» в коробочку со щелочкой. Аппарат насилия, т.е. государство эпохи свободной конкуренции являлся выразителем интересов всей национальной буржуазии в борьбе против остатков внутреннего и внешнего феодализма. Так было во времена Кромвеля, в период антифеодальной освободительной войны Северной Америки против Англии, Великой буржуазной революции во Франции. Но с появлением капиталистов-монополистов демократическое государство вновь встает на службу, прежде всего, охраны… феодальных привилегий, но уже не «князей» по крови, а финансовых олигархов. Современные государства развитых рыночных стран есть наиболее гадостная разновидность преторианства. Весьма симптоматично, что для характеристики роли, исполняемой на «свободном» рынке предпринимателями-монополистами, в научной литературе в самом начале ХХ века, задолго до Ленина, стали применяться выражения: «спичечный король», «керосиновый король», «автомобильный магнат», «финансовый олигарх», «империалист» и т.д. Т.е. даже холопствующая официозная наука тех времен почувствовала в монополизме тенденцию возвращения к «ценностям» времен рабовладельческого, феодального империализма и абсолютизма. Начиная с 1871 года, когда картельные соглашения между монополистами о разделе сфер влияния на рынке превратились в систему, когда «волчьи стаи» монополистов стали осуществлять на рынке «загон» жертв по предварительному сговору, уже не парламент, а именно «толковища» монополистов стали принимать решения мирового масштаба, обязательные для исполнения государствами. В условиях империализма, осуществляемого олигархами любой эпохи, низкая исполнительность со стороны императоров, президентов, министров, депутатов, журналистов карается смертной казнью. Так это было с Цезарем, Павлом-I, Луи Барту, югославским королем Александром I, Кеннеди, Улафом Пальме, Альдо Морро, Морисом Бишопом, Ицхаком Рабином, Демирчаном, Саркисяном, Холодовым, Листьевым, Старовойтовой и т.д. внесудебные смертные приговоры, вынесенные олигархами, приводятся в исполнение за умеренную цену и без отсрочки. Является ли монополизация рынка и возникновение империализма олигархов случайностью или таковы объективные законы трансформации свободного рынка? Как известно, на каждый момент времени емкость рынка - величина вполне конкретная. Она ограничена не столько потребностями людей, ни даже величиной производственного потенциала, а, прежде всего, количеством находящихся в обращении денежных знаков. Реальные технические мощности, реальные аппетиты людей умолкают, сталкиваясь с властью бумажных купюр. В формуле Т - Д - Т наглядно видно, что реальный товарообмен должен испытывать затруднения всякий раз, когда в денежном обращении наступают неизбежные перебои, как за счет массового мелкого воровства, так и крупных банковских грабежей и афер, внезапно и в огромных массах перераспределяющих денежные потоки или откладывающих появление денег в обращении. В долгосрочном историческом плане, разумеется, время от времени емкость рынка увеличивается за счет роста эмиссии, военных расходов и доходов собственников, за счет ускорения оборота капиталов, мизерного прироста массового спроса и некоторых других интенсивных факторов. Однако систематические кризисы, «затоваривание» рынка, перманентная инфляция, нижайшие темпы прироста национальных доходов рыночных стран доказывают, что емкость мирового капиталистического рынка - вещь довольно застойная. Поэтому всякий, сколь-нибудь существенный рост величины продаж одного предпринимателя на современном низкодинамичном рынке фактически означает закрытие части рынка (на ту же величину продаж) для другого предпринимателя. Если, например, увеличив вдвое величину продаж, один предприниматель отнял у другого предпринимателя половину рынка, т.е. половину покупателей, то, образно говоря, это означает, что первый предприниматель отрезал от второго предпринимателя половину его предпринимательской сущности. Если же во втором акте конкуренции первый предприниматель отобьет у второго предпринимателя оставшуюся часть рынка, т.е. покупателей, то это будет означать, что второй предприниматель окончательно зарезан, но не как биологическая единица, а как предприниматель. Теперь если даже неудачник не покончит жизнь самоубийством, то для субъектов, оставшихся на рынке, недавний предприниматель станет прозрачнее самого прозрачного тумана. При подобном, миллионы раз повторившемся на рынке, реальном ходе событий принципиальным является не личная трагедия неудачника, ни, тем более, победа качественного товара над низкосортным, а то, что исчезновение с рынка одного конкурента означает увеличение рынка для другого, более удачливого конкурента, сокращение общего числа предпринимателей и рост числа потенциальных наемных рабов. В результате действия закона конкуренции, т.е. процесса свободного бескомпромиссного взаимного удушения, количество предпринимателей в развитых капиталистических странах абсолютно сокращалось, а величина их капиталов росла, пока не достигала таких размеров, что рынки каждой из развитых стран и весь мировой рынок, населенный миллиардами наемных «кули», оказались объективно поделенными между несколькими сотнями монополистов. Миллионы мелких и средних предпринимателей утратили свое значение и на рынке, и в политике. Как показала дальнейшая практика, гигантизм монополий, интернационализм их объединений, их диверсифицированность, слияние банковских и промышленных монополий «задвинули» экономическую форму конкуренции между монополистами, а тем более между монополистами и аутсайдерами, на второй план. Даже широко используемый российскими олигархами метод персонального террора для устранения конкурентов, оправдавший себя в период «первоначального накопления капитала» в России, на международной арене не может дать необходимого эффекта. Если, например, один из российских олигархов удачно «закажет» Билла Гейтса, то это вовсе не означает, что «заказавший» сможет возглавить «Майкрософт» и захватить рынок программной продукции. Практика показала, что, исчерпав возможности для расширения рынка «дедовскими», т.е. экономическими и уголовными методами, олигархи, с присущими предпринимателям предметностью, упорством и азартом, начинают готовить уже не персональную, а… мировую бойню, ибо расширить рынок для себя на несколько десятков миллиардов долларов олигарх может лишь за счет другого олигарха. Но поскольку подобная война сулит грандиозные приобретения только одной из сторон, постольку очередная война готовится как бескомпромиссная бойня, на пределе ресурсных, научных, аморальных, технических и финансовых потенциалов стран пребывания олигархов. Закономерно, что первая и вторая мировые войны, начавшиеся применением обычных вооружений, заканчивались применением оружия массового истребления, изобретенного и произведенного уже в ходе войны. Склонность монополистов к развязыванию мировых войн, деловитость, с которой они превращают в калек и трупы не только миллионы солдат, но и сотни миллионов женщин, стариков и детей во всем мире, не является следствием одного лишь плохо поставленного воспитания в семьях олигархов, хотя семейное, религиозное воспитание, элитарное образование, полученное наследниками некоронованных нефте- и нарко- «баронов», угольных и табачных империй, превращает носителей этой «образованности» и «воспитанности» не только в маньяков стоимости, в «шейлоков», «гобсеков» и т.п., но и в абсолютно сознательных «серийных убийц», «серии» которых измеряются не десятками, а миллиардами жителей планеты. Форды и рокфеллеры, дюпоны и валенберги, круппы и флики профинансировали и политически организовали первую и вторую мировые войны, т.е. убийство десятков миллионов людей, в том числе и «холокост», еще и потому, что так их учили дома, в элитарной школе и в церкви. Тем не менее воспитание - это не единственная и не главная причина органического единства монополизма и глобального автогеноцида. Нормальному человеку трудно представить образ мыслей современного олигарха, владеющего полусотней миллиардов долларов «временно свободных средств». Круг проблем владельца миллиардов сопоставим с проблемами, например, американского ковбоя, стадо которого насчитывает 50 миллиардов овец, у которых вот-вот начнется окот, а вокруг отары бродят сотни волков, но перегнать отару некуда, поскольку азиатские и африканские «луга» заняты такими же «пастухами» с их миллиардными отарами. Представитель «среднего» класса, собираясь за покупками, думает над тем, как ему рациональнее израсходовать несколько тысяч относительно честно заработанных долларов. Олигарху же необходимо думать над тем, куда пристроить 50 миллиардов долларов, которые каждую минуту могут или «окотиться» на бирже, т.е. удвоиться, или могут быть съедены «волками» биржевых афер. Ведь олигархи лучше обывателей знают (поскольку именно олигархи организуют биржевые аферы), что, порой, за один-два дня биржевых крахов ликвидируются «ценные» бумаги на 800 и более миллиардов долларов. Если же учесть, что мировой рынок поделен между олигархами, и перед каждым из них стоит проблема поиска надежных мест для инвестирования новых порций прибылей, то становится очевидно, что думать о вложении миллиардов долларов и одновременно не думать о необходимости самого решительного выдворения с рынка как можно большего количества конкурентов - невозможно. Планировать многомиллиардные инвестиции в условиях рынка это значит, прежде всего, или попытаться найти страну, в которой живут одни лишь пролетарии и еще нет ни одного олигарха, или планировать уничтожение другого олигарха, который тоже намерен вложить такие же объемы финансов в тот же «сектор» или «сегмент» рынка. Но поскольку ВСЕ олигархи образуют, прежде всего, «национальные» монопольные союзы, т.е. «дружат» только против кого-нибудь, оплачивают избирательные компании президентов, законодателей своих стран и организуют, таким образом, своё государство, т.е. аппарат насилия (армию, арсеналы, полицию, тюрьмы, спецслужбы и т.п.), постольку существенное расширение рынка возможно только в той мере, в какой удается устранить с мирового рынка государственно объединенную и защищенную военным потенциалом, организованную группу олигархов другой «национальности». Но чтобы одна из организованных групп олигархов исчезла с рынка, необходимо, чтобы другая группа олигархов обладала существенно превосходящим военным потенциалом. Процесс формирования превосходства одного из военных потенциалов над другим называется «гонкой вооружений». Ясно, что группа олигархов, опирающаяся на больший, чем у конкурента, общий потенциал (сырьевой, экономический, научный и др.), при прочих равных условиях, имеет больше шансов создать превосходящий военный потенциал. Однако, как бы ни были высоки статистические показатели военных потенциалов, их реальная сила может быть проверена только практикой… войны. Умышленное столкновение военных потенциалов «на поле боя», т.е. война, есть ни что иное как практическое сравнение экономических сил олигархов. Та группа магнатов, которая, независимо от причин, объективно не смогла выделить достаточного количества финансов и материальных средств на возбуждение военного психоза у рыночного населения, на комплектование армий «пушечным мясом», на вооружение и снабжение армии всем необходимым в ходе войны, после определенного количества сражений остается практически с нулевым военным потенциалом, т.е. без солдат, без оружия, без продовольственных запасов и т.д. Поэтому та группа магнатов, у которой солдаты и оружие ещё остались, отбирает у проигравших олигархов их колонии и вообще все, что посчитает «плохо лежащим». Особенно наглядно это было проделано «просвещенной» Францией и «демократической» Англией после окончания первой мировой войны. Как заправские «воры в законе», магнаты этих стран разделили колонии разгромленной Германии между собой пропорционально своим экономическим потенциалам. В 1919 г., т.е. сразу после заключения Версальского «мирного» договора между главными ворами XIX века - Англией и Францией, Ленин предупредил человечество о неизбежности второй мировой войны. Но мало кто из мировой общественности озаботился этим предупреждением. Между тем, олигархи Германии и Италии начали готовиться ко второй мировой войне более чем за год до окончания первой. Совещания представителей монополий, науки и военщины на эту тему начались уже в июне 1917 года. А в 1922 году к политической власти в Италии олигархи привели «фашистов». Одним из итальянских вариантов стратегии в следующей мировой войне, частично принятой всеми другими империалистическими странами, была теория «воздушного блицкрига» (автор - фашист генерал Дуэ), т.е. тотального уничтожения экономического потенциала и населения противника «ковровыми» бомбовыми ударами с последующим применением отравляющих веществ. В 1933 году к политической власти в Германии местные олигархи привели нацистов во главе с Гитлером. Из всех иностранных капиталовложений, сделанных в нацистскую военную экономику Германии после 1933 г., 75% инвестировали олигархи США. Американским магнатам, помимо интересов борьбы с большевизмом, нужна была война европейских фашистов против Англии и Франции, прежде всего, для того, чтобы Европа истощила себя еще больше, а затем олигархи США отняли бы колонии у олигархов Европы. До второй мировой войны магнаты Европы мешали магнатам США вывозить капиталы. Этим частично и объясняется пассивная политика магнатов США в 60-е годы ХХ века, т.е. в период крушения колониальных империй Англии, Франции, Голландии, Бельгии, Испании и Португалии. После второй мировой войны олигархам Европы не хватило сил для защиты своих колоний и вполне закономерно, что очень скоро американские олигархи вышли на первое место в мире по показателю вывоза капитала в «освободившиеся» страны Азии, Африки и Латинской Америки. А теперь и все постсоциалистические «странки» задыхаются от долгов, которыми их наградили олигархи США за заслуги в борьбе против собственного суверенитета. С крушением СССР монополистические союзы Европы и Японии попали в катастрофическую ситуацию. Теперь монополии США могут и пытаются использовать весь свой совокупный потенциал, в том числе экономический и военный, на нужды «конкуренции» за окончательное овладение всем мировым рынком. Однако предприниматели никогда не превратились бы в монополистов, если бы сознательная борьба за монополию на рынке не составляла их сущности, если бы они не понимали, что только монопольное положение на рынке способно максимизировать их прибыль. И, как доказала практика первой и второй мировых войн, войны США в Корее и Вьетнаме, Израиля в Палестине, нет такого преступления (перефразируя известное изречение), на какое монополист не пойдет, даже под страхом виселицы, если это преступление сулит рост монопольной прибыли. Открытый Лениным закон неравномерности развития экономики в эпоху империализма, в отличии от многих других экономических законов, открытых марксизмом, используется олигархами сознательно и целенаправленно с учетом того обстоятельства, что «при капитализме, - как писал Ленин, - невозможны иные средства восстановления, время от времени, нарушенного равновесия, как кризисы в промышленности, войны в политике». Олигархи мира, сознавая эту перспективу, тем не менее, со всем азартом и изобретательностью ищут и находят средства усиления неравномерности экономического развития. Угроза со стороны монополий США заставила монополии Европы совершить беспрецедентный акт - отказаться от внутреннего валютного рынка и сделать огромный практический шаг в сторону формирования Соединенных Штатов Европы (СШЕ). В литературе еще не в полной мере оценена эта эмпирическая находка монополистов Европы, сделавших гигантский шаг вперед в реализации главного требования Маркса, обращенного, правда, к пролетариям: хотите победить - соединяйтесь! До сих пор нет адекватных оценок тому факту, что теории и практике свободного рынка нанесен еще один непоправимый исторический удар. Сами европейские монополисты унификацией валюты признали, что валютный рынок является дезорганизатором экономики, центром генерации спекулятивных и фиктивных экономических процессов. И как только европейские монополисты оказались в практически разгромном положении, они стали отказываться от тех элементов экономики, которые не имеют отношения к росту их реальной конкурентоспособности и, наоборот, делают экономику Европы суицидной, отвлекающей крупные интеллектуальные силы и финансовые средства в сферу чисто спекулятивных операций и отношений. Этим шагом сами магнаты доказали, что, во-первых, чем меньше свободных сегментов у рынка, тем, при прочих равных, выше конкурентная способность экономики, во вторых, нерыночная экономика, при прочих равных, имеет абсолютные преимущества над действительно рыночной. Ведь в каком, порой, ничтожном состоянии находились многие европейские валюты относительно доллара в ХХ веке. Но достаточно было осуществить всего один крупный антирыночный шаг, чтобы положительное следствие от замены слабых национальных валют единой проявилось буквально через несколько месяцев. Тенденции в изменении курсов евро и доллара указывает на бескомпромиссную нацеленность европейских олигархов выбить олигархов США из борьбы за диктатуру над миром финансов. Современное, уже достаточно продолжительное по времени, приблизительное равенство курсов доллара и евро указывает на приблизительное равенство экономических потенциалов США и СШЕ. Нет каких-либо объективных признаков того, что успех европейской валюты краткосрочен и не будет иметь последствий на других фронтах экономической войны США и СШЕ.

Т. И. Дозорцева,
заместитель директора по профильному обучению ПЛ № 11,
г. Рудный, Костанайской области

Идеи вообще ничего не могут осуществить.
Для осуществления идей требуются люди.
К. Маркс

Организация - это музыка, а директор - это дирижер, который должен управлять оркестром, чтобы музыкальное произведение понравилось всем и был очевиден результат. Ну, а если более серьезно, то организация – это деятельность органов управления по созданию, упорядочению оп-ределенной структуры организационных отношений в управляемой системе, необходимых для эффективного выполнения принимаемых управленческих решений. Любой руководитель, в том числе руководитель учебным заведением – это, прежде всего, СОЗДАТЕЛЬ СИСТЕМЫ.
Главное назначение руководителя – создавать системы: система планирования и контроля, система учебно-методической работы, воспитательной или производственной, работы с кадрами, с родителями и, конечно, с социальными партнерами.

Управлять современным учебным заведением не под силу даже самому талантливому дирек-тору, если у него нет единомышленников, в лице его заместителей, а также если его действия не подчиняются определенным правилам. В этом и заключается его организационно-управленческая концепция.
Одно из важнейших требований системного подхода к управлению, по мнению французов, состо-ит в том, что «каждый должен нести свой чемодан», если перевести этот афоризм на язык управления, то это означает, прежде всего, четкое, скрупулезное распределение функциональных обязанностей не только среди руководителей, но и среди всех членов педагогического коллектива. При этом такую функциональную структуру по мере возможности необходимо стараться строить под конкретного человека, тем самым придерживаться индивидуальных и личностных качеств работников.
Не каждый руководитель умеет оперировать этими качествами, ибо это трудное искусство, тре-бующее вдумчивости, опыта, решительности, чувства меры и еще многих качеств. Ведь сегодня директор – это: агент по контактам - помогает установить профессиональные связи с другими учебными заведениями или социальными партнерами; катализатор - стимулирует, мотивирует к личностному и профессиональному развитию; советник - высказывает мнения, организует со-вместное обсуждение, дает наставления;
генератор идей.


Существуют определенные принципы, которых необходимо придерживаться:
Обязанности и права работников должны быть уравновешены и соответствовать друг дру-гу.
Линии власти должны быть четко обозначены: каждый должен отвечать определенному лицу за результат своей работы.
Права решения делегируются вниз в максимально возможной степени.
Определение обязанностей и прав должно быть четким, определенным, оформленным письменно.
Придерживаясь этих принципов можно избежать ситуации «два порядка - беспорядок». По-добная структура не является чем-то новым и необычным, известна давно, однако осуществить ее на практике удается не всем, или не со 100 % результатом.
Необходимо помнить, что с одной стороны это:
– проявление доверия;
– инструмент включения сотрудника в процесс управления;
– демократизация процесса.

Не жалуйтесь на отсутствие квалифицированных кадров при решении задач делегирования. Работайте с ними! Конечно, требуется инструктаж и внимание к первым шагам.
Давно замечено, если в прогрессе человека есть заинтересованность, его умение растет. По-добная система управления всегда связана с ответственностью, но если вы хотите, чтобы управле-ние было эффективным, а сотрудники интеллектуально росли, то не следует бояться этой ответ-ственности. Такая система несет не вседозволенность, а исполнительскую ответственность.

Почему?
Беда не в недостатке принципов, а в том, что далеко не каждый руководитель умеет ими оперировать, ибо это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности, чувства меры и еще многих качеств. «Организовать..., - писал П. М. Керженцев, - значит, наметить план, систему работы, учесть все ее элементы, выделить составные части…».
У руководителя лицея много функций, и одна из которых – контролирующая. Но, прежде чем контролировать, необходимо:
1. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ (анализ позволяет выявить запросы педагогов, повысить каче-ство обучения и воспитания учащихся), предыдущие итоги (плюсы и минусы)
2. ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ (определить задачи и наметить перспективы деятельности инже-нерно-пе¬дагогического коллектива на определенный период деятельности, индивидуально каждого работника)
3. ПЛАНИРОВАТЬ (планирование координирует коллективные и индивиду¬альные формы работы, бюджет, исключает дублирова¬ние и стихийность, обеспечивает планомерность, организо¬ванность и эффективность труда).
4. КОНТРОЛИРОВАТЬ
Можно ли обойтись без контроля? Нет, нельзя. Контроль – это та профессиональная услу-га, которую директор-менеджер должен оказывать своим сотрудникам. Сегодня руководитель должен помнить о том, что чем большее число людей будет его представлять, обладать правом принимать решения от его имени, чем больший объем управленческой и другой работы он смо-жет выполнить.
В лицее существует несколько форм подведения итогов контроля:
 аналитическая справка;
методические рекомендации;
 приказ;
 обобщение опыта.
Место подведения итогов контроля
 педагогический совет;
 совещание при директоре;
родительское собрание;
 собрание учащихся группы;
 заседание предметной методической комиссии;
 индивидуальное собеседование.

Организовать – значит, передать проблему для решения наиболее компетентному лицу, а в системе работы лицея их несколько:
 Заместители директора по УПР, УР, ВР, АХЧ
 бухгалтера
 руководители всех подразделений: методических объединений, школы передового опыта и молодого специалиста, научных обществ, методических советов, проблемных и творческих групп и т.д.
В лицее разработан комплекс мероприятий по улучшению деятельности всех структур лицея, вы-явлены приоритетные направления:
 курсы повышения квалификации
 участие в профессиональных конкурсах
 обмен опытом с другими учебными заведениями области
 участие в различных семинарах-практикумах
 знакомство с достижениями в области педагогики, методологии, основах производства.
Подобные мероприятия или инвестиции в человеческий капитал повышают уровень профессионализма педагогов, и соответственно, качество подготовки будущих специалистов.
Действующая система в лицее уже имеет результаты и зарекомендовала себя в области и респуб-лике:
1. преподаватели и мастера п/о охотно делятся опытом,
2. призовые места в профессиональных конкурсах и предметных олимпиадах,
3. ежегодное участие в научно-практических конференциях,
4. активная разработка авторских учебных пособий и сборников,
5. публикации докладов в областных и республиканских методических журналах.
Предложение Президента от «Образования на всю жизнь» к «Образованию в течение всей жизни» лицей активно внедряет в жизнь.
По словам Стенфорда Оптнера: «Величайшая задача, которая встанет перед руководи-телем нового поколения – усиление их способности выделять критические проблемы и по-стигать решение этих проблем».
Система информации необходима в любой деятельности, а в работе руководителя - информация, да еще и своевременная играет порой решающую роль. Ведь это один из современных и быстрых способов как обмена опытом, так и получения знаний в любой области. Но для всего этого требу-ется только одно – желание знать!


Существуют организационно-распорядительные методы:
Ясное определение цели предстоящей работы - ЧЕГО НЕОБХОДИМО ДОСТИЧЬ?
Точное определение задач для каждого заместителя - ПОСРЕДСТВОМ КАКИХ ОПЕРА-ЦИЙ МОЖНО ДОСТИЧЬ?
Подготовка всего необходимого для работы - ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО ДОСТИЧЬ?
Установление норм выполнения для установления результатов - РАЗМЕРЫ ДОСТИГНУ-ТОГО.
Распределение власти, ответственности, адресата и время отчетности - ЧЕМ СТИМУЛИ-РОВАТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ?
Инструктирование исполнителей как средство создания организационной системы - КАК ДОСТИЧЬ?

Организация должна быть постоянно в «текущем ремонте», обновляться и перестраивать-ся, не теряя при этом эффективности. Организация работы включает свое собственное отрицание.

Несколько правил для руководителя при распределении задач перед заместителями:
Ясно, недвусмысленно изложить задачу.
Дать возможность действовать, не мешать, дать права.
Знать, как идут дела, корректировать по необходимости.
Оказать помощь при необходимости, без излишней опеки.
Вознаградить согласно вкладу (принцип стимулирования должен работать индивидуально).
«Один удар молотком – один доллар, за то, что знал, куда ударить, - 9 999 долларов», - П. Л. Капица.

Существует специальная теория «управления персоналом», разработанная в 60-е годы, в основу которой входит:
– подбор и обучение кадров;
– их переподготовка;
– регулирование трудовых споров;
– занятость персонала.
Какова цель подобной теории? Повышение благосостояния работника. Возможность вно-сить максимальный вклад в эффективную работу управления.
Наш лицей работает по системе (САД) – совместная аналитическая преобразовательная деятельность


1 – управляющая система
2 – командная информация
3 – управляемая система
4 – информация о состоянии управляемой системы
5 – информация о состоянии внешней среды, воздействующей на систему
6 - командная, нормативная, директивная информация Управления, Министерства

Что дает нам эта система?
Формирует творческое отношение к педагогическому труду.
Развивает прогностические умения.
Формирует отношение сотрудничества с руководителем.
Катализирует творческий потенциал.
Демонстрирует демократичность, гуманность управления и его ориентацию на человека.
Определяет пути и средства для перевода педагога на более высокий уровень профессиональ-ной деятельности.
Совершенствует процесс внутрилицейского менеджмента, делая его более результативным и эффективным.
В процессе разработки и апробации данной системы опирались на перспективный план разви-тия лицея на 2007-2012 годы.
При составлении перспективного плана развития лицея опираемся на эти данные:

№ Периоды Цель УЗ Ресурсы Конкурен-ция Среда
1. Прошлое ПЛ Колледж
2. Настоящее Узкопрофильный лицей горного направления Совершенствование материально-технической базы
3. Ближайшее
будущее Многопрофильный лицей для экономики региона и республики Открытие новых спе-циальностей
4. Сила -Социальный партнер АО ССГПО, АО Соколовстрой
-стипендия по горным специаль-ностям -Увеличить количест-во социальных парт-неров
- стипендия по всем специальностям
5. Слабость Нет общежития В плане восстановле-ние (2011г)
6. Возможности Увеличить набор Набирать учеников из отдаленных районов (общежитие)
7. Уроки -Старение кадров
-Износ материальной базы -Привлекать новые кадры
-Приобретение обо-рудования
8. Опасность -Конкуренты,
-Уменьшение количества учащих-ся 9 классов

«Величайшая задача, которая встанет перед руководитель сегодня – усиление способности выделять критические проблемы и постигать решение этих проблем».

Благодаря этой программе наш лицей в течение ряда лет занимает лидирующие позиции в рейтинге учебных заведений Костанайской области и республики в целом:

Республиканский семинар педагогов – новаторов в Астане (2007,2009);
ГРАН-при конкурса «Лучший преподаватель спец дисциплин», (2007);
Мониторинг по трудоустройству выпускников: 2007-97,5%, 2008-97,8%, 2009-98%, 2010-100%.
Учащиеся лицея ежегодные победители предметных олимпиад:
Казахский язык: 2007-2 место, 2008-1 место, 2010-1 место.
Математика: 2009- 1 место
Литература, ЧиО -1 место (2010)
ГРАН-при в областном конкурсе сочинений (2008);
ГРАН-ПРИ в профессиональном конкурсе «Лучший мастер п/о», (2008);
1 место в областном рейтинге «Лучший лицей-2009»;
14 опубликованных статей за 3 года в областных и республиканских научно-методических журналах;
2 экспериментальные площадки в направлении методической работы, 2005-2009 гг;
Призовые места в областных научно-практических конференциях, 2005-2010 гг;
2 место в республиканском конкурсе «Лучшая методическая служба профессиональных лицеев РК», 2009 г;
2 место в областном конкурсе «Самый содержательный сайт», 2009 г;
3-ий республиканский конкурс VCT-проектов для инновационных педагогов, 2010 г.
1 место в областном конкурсе среди учебных заведений ТиПО «Лучший лицей 2010»;
Участие в республиканском конкурсе среди учебных заведений ТиПО «Лучший лицей 2010».

Координировать – значит связывать,
объединять, гармонизировать все усилия.
Анри Файоль

Удовлетворять образовательные потребности микро социума необходимо на высокой планке качества. Лицей, а тем более профессиональный, должен быть конкурентоспособным, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска новых педагогиче-ских технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровне. На протяжении нескольких лет педагогический коллектив ПЛ №11 планирует свою работу именно в этом направлении. Поэтому участие во всех областных, республиканских конкурсах, семинарах, курсах повышения квалификации стало для нас обычным делом. Но «обычный» не значит безрезультативный, наоборот. А умение правильно управлять, значит знать, к чему стремиться.
«Успех приходит к тому, кто делает то, что может».

Рассмотрим теоретическую часть: У человека в процессе жизнедеятельности появляются различные идеи абсолютно любого направления, будь то: улучшение жизни, занятие по душе, новый способ заработка денег, создание необычного механизма.

Идеей, в широком смысле слова, является – представление о каком-либо предмете, явлении, принципе, выделяющее его основные, главные и наиболее значимые черты. А сам человек генерирующий идеи – это биосоциальное существо с высшей нервной деятельностью, обладающее мышлением, речью и т.д.

Ярким примером может послужить аргумент из литературы. Например, произведение Ивана Гончарова «Обломов». У главного героя, Ильи, были цели, свои взгляды на мир, он не понимал устройство и смысл функционирования общества. Все эти идеи были всегда с ним, но так и не воплотил их в жизнь главный герой. Он лежал на диване и ленился, ничего не делал. Так его идеи при нём и остались.

Ещё одним аргументом может служить пример из общественной жизни. Происходит массовое убийство фауны нашего мира. Многие виды животных вымерли, ещё больше количество занесены в красную книгу. Общество выдвигает и пропагандирует цель: защитить фауну, остановиться, сделать так, чтобы животные смогли восстановить свой вид. Много лет действенных практических результатов так и не было достигнуто, хоть и были приняты различные законы о защите животных, всё-таки основная масса людей отнеслась к этому холодно. Но в последние годы всё-таки начала применяться практическая сила по воплощению этой идеи в жизнь. Известные дома мод отказались от настоящего меха в своих коллекциях и отдали предпочтение искусственному. Да и менталитет людей, под действием активной пропаганды о защите животного мира, стал меняться.

Подводя итог, можно сказать, что идея – это особенность, присущая только человеку. Только он способен реализовать её и только на практике, иначе невозможно. Иначе, эта идея так и останется в пределах его сознания.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-05-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

14

«Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу». К.Маркс, немецкий мыслитель.
Яковлева Наталья Владимировна
М-11-1
«Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу». Думаю, этим высказыванием немецкий мыслитель Карл Маркс хотел сказать, что идея не может существовать без человека, но для ее осуществления требуются действия, на которые способен только сам человек.
С мнение автора высказывания нельзя не согласиться. Идей в мире очень много, но не каждая реализована, так как для этого необходимы живые люди, которые смогут что-то сделать. В настоящее время одного желания действовать не всегда достаточно, нужно иметь финансы и ресурсы, которые помогут в осуществлении задуманного.
Идея в широком смысле – мысленные представления о каком-либо предмете, явлении, принципе, выделяющие его основные, главные и наиболее значимые черты. Многие психологи XIX века определяли идеи как представления памяти или воображения. В противовес им Вильгельм Вундт, основатель экспериментальной психологии, рассматривал идею как «сознательное представление любого предмета или процесса внешнего мира». Он считал, что идеи – это не только процессы памяти и воображения, но и восприятия. Идея – неодушевленный предмет, она не может действовать самостоятельно, для этого необходим человек, который сможет реализовать ее.
Аргументирую свою позицию, хочу привести пример из истории нашей страны. Большевики имели свои взгляды на мир и идеи для его преобразования. Они стремились улучшить ситуацию в стране, которая после первой русской революции осталась без власти. Хоть и огромными жертвами, но они же смогли создать новое мощное государство. В 1917 году произошла Октябрьская революция, в результате которой Временное правительство было свергнуто, и большевики провозгласили советскую власть.
В романе, который был написан И.С.Тургенева, «Отцы и дети» друг главного героя Аркадий Кирсанов придерживался идеи нигилизма только из-за того, что это было популярно среди молодежи в то время. Он любил много и красиво говорить, и, когда он спорил с Базаровым всегда оставался побежденным, потому что эти идеи не являются его истинными убеждениями, он не стремился их осуществить.
Таким образом, идеи не рождаются без человека, и только сам человек способен реализовывать их, воплощать в жизнь. Если сидеть и просто думать о чем-то, это ни к чему не приведет, необходимо действовать, тогда все задуманное станет реальностью.