Гороскопы

Бытовые условия на торпедных катерах типа элко. Большой торпедный. Катера под занавес

ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.

Торпедный катер 77ft Elco PT-20 Class: мощный резерв

Герой нашего сегодняшнего обзора — американский торпедный катер начального уровня 77ft Elco PT-20 Class, который способен отлично показать себя не только в “песочнице”.

Мы уже знакомили наших игроков с катерами американской фирмы “Electric Boat Company” (сокращённо Elco) на примере знаменитого . В линейке американского флота War Thunder будет немало машин, разработанных этой компанией, в том числе и “резерв” — 77-футовый торпедный катер Elco класса PT-20. Катер располагается на I ранге в линейке флота США и он станет одним из первых катеров, с которыми познакомятся игроки War Thunder в боях.

Летом 1940 года командование американского флота потребовало заменить маломощные устаревшие 457-мм торпеды на новые, калибра 533 мм. Возрос калибр — выросла и длина торпед, однако производившаяся в то время серия торпедных катеров имела длину корпуса 70 футов, что оказалось недостаточно для размещения более крупных торпедных аппаратов. Для того, чтобы как можно скорее начать производство и эксплуатацию носителей новых торпед, инженеры Elco предложили внести изменения в конструкцию проекта торпедного катера из предыдущего госзаказа, увеличив его длину на 7 футов. Первым катером, на котором были произведены такие изменения, стал борт PT-20, он же и стал головным катером новой серии торпедоносцев.

Итак, посмотрим на катер в игре. PT-20 — катер средних габаритов (длина 23,5 метра) и средней скорости — на полном ходу катер способен разогнаться до 41 узла (около 75 км/ч). А вот вооружение для I ранга просто отличное! По бортам катера расположены два спаренных крупнокалиберных пулемёта Browning в блистерных куполах. Турели хоть и не могут вращаться на 360 градусов (есть ограничители секторов обстрела), но отлично справляются с катерами-одноклассниками и небольшими самолётами, которые могут попытаться штурмовать PT-20.


На катере установлены четыре торпедных аппарата с неплохими 533-мм торпедами — точно такие же торпеды игроки не раз увидят на катерах старших рангов. Командиру катера остаётся только прицелиться получше — остальную работу по уничтожению любой надводной цели сделают эти торпеды.

77-футовый торпедный катер Elco класса PT-20 — отличный катер для знакомства с малым флотом War Thunder. Это красивое и опасное для противника судно появится в первых боях закрытого тестирования морских сражений War Thunder. Присоединяйся!

Команда War Thunder!

Elco 80 ft PT-556 Thunderbolt

Основные характеристики

Кратко

Подробно

3.0 / 3.0 / 3.0 БР

12 человек Экипаж

Штатное вооружение

37-мм орудие AN-M4 Вспом. калибр

420 снарядов боезапас

30 снарядов размер обоймы

150 выстрелов/мин скорострельность

4 x 20-мм пушка Oerlikon Mk.II Главный калибр

2 640 снарядов боезапас

60 снарядов размер обоймы

450 выстрелов/мин скорострельность

20-мм пушка Oerlikon Mk.II Главный калибр

660 снарядов боезапас

60 снарядов размер обоймы

450 выстрелов/мин скорострельность

2 x 12,7-мм пулемёт AN-M2 2 x Зенитное орудие

2 000 снарядов боезапас

200 снарядов размер обоймы

577 выстрелов/мин скорострельность

569-мм торпеда Mk.13 4 x Торпедный аппарат

1 снарядов боезапас

Экономика

Описание

В описании первую часть посвятите истории создания и боевого применения корабля, а также его ключевым особенностям. Во второй части вступления расскажите читателю о применении этого корабля в игре. Добавьте обзорный скриншот. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, по картинке ему будет проще понять, о каком корабле идёт речь.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расскажите о бронезащите. Отметьте самые защищённые и самые уязвимые зоны - например, погреба боекомплекта. Дайте оценку компоновке узлов и агрегатов, ответственных за ход и управляемость. Отдельно оцените живучесть главного и вспомогательного калибров. Не забудьте про численность экипажа, которая играет важную роль в механике флота. Советы по сохранению живучести оставьте для раздела "Применение в бою".

При необходимости используйте наглядный шаблон для указания наиболее защищённых и уязвимых зон брони.

Подвижность

Вооружение

Главный калибр

Дайте читателю информацию о характеристиках орудий главного калибра. Оцените их эффективность в бою, исходя из скорости перезарядки, баллистики и мощности снарядов. Добавьте ссылку на основную статью по орудию: {{main|Название орудия}} .

Опишите в общих чертах боеприпасы, доступные для главного калибра, дайте рекомендации по их использованию и по наполнению погребов боекомплекта.

Вспомогательный калибр

Некоторые корабли оснащены орудиями разных калибров. Оцените орудия вспомогательного калибра и дайте советы по их применению. Опишите боеприпасы, доступные для орудий вспомогательного калибра. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению погребов. Если орудий вспомогательного калибра нет, уберите этот подраздел. Помните, зенитное вооружение даже крупных калибров относится к следующему разделу.

Если вспомогательное вооружение отсутствует, уберите этот подраздел.

Зенитная артиллерия

Важная часть вооружения корабля, ответственная за защиту от авианалётов. Расскажите об оснащении корабля зенитными пушками и пулемётами, об их количестве, расположении и эффективной дальности, а также об их общей эффективности - в том числе против надводных целей.

Если зенитное вооружение отсутствует, уберите этот подраздел.

Торпедное вооружение

Многие корабли оснащены торпедными установками, а для некоторых, таких как катера, катеров они являются крайне важным средством поражения противника. Оцените расположение торпедных установок, расскажите о доступном боезапасе и особенностях запуска - таких, как мёртвые зоны, особенности самих торпед.

Если торпедное вооружение отсутствует, уберите этот подраздел.

Специальное вооружение

Глубинные бомбы, мины, миномёты и ракетное вооружение также эффективны в умелых руках и могут стать неожиданным сюрпризом для противника. Оцените боезапас такого типа вооружения и дайте оценку эффективности его применения.

Если специальное вооружение отсутствует, уберите этот подраздел.

Применение в бою

Опишите приемы игры на этом корабле, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания «гайда» - не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними. При необходимости отметьте специфику игры в разных режимах (АБ, РБ, СБ).

Достоинства и недостатки

Подведите итог и кратко оцените корабль по совокупности его характеристик и боевой эффективности. Дайте совет по достижению максимальной боевой эффективности посредством очередности изучения навыков экипажа. Отметьте его достоинства и недостатки в маркированном списке. Не используйте больше 6 пунктов для каждой характеристики. Не используйте определения «плохой», «хороший» и им подобные - им всегда есть замена в виде «недостаточный», «эффективный».

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения этого корабля более подробно, чем во вступлении. Если историческая справка получится слишком большой, вынесите её в отдельную статью, взяв ссылку на статью о машине и добавив в неё блок «/историческая справка» (пример: https://сайт/Название-машины/историческая справка) и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main . Обязательно укажите ссылки на источники в конце статьи.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

См. также

  • ссылка на семейство техники
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках
  • тема на официальном форуме игры
  • страница на русскоязычной Википедии
  • другая литература

Взаимоотношения стран – участниц антигитлеровской коалиции до сих пор вызывают отнюдь не академические споры. Англосаксонские и немецкие историки зачастую существенно преувеличивают значение той помощи, которую западные союзники оказывали СССР. Как же обстояло дело в действительности? Ответ можно найти на страницах истории, в том числе посвященных поставкам вооружения и техники Военно-морскому флоту.

{{direct}}

Катера под занавес

В сего во время войны в СССР по ленд-лизу поставлено 464 боевых корабля. Среди них торпедные катера «Воспер», «Хиггинс», «Элко».

«Воспер» – мореходный полуглиссер. Его несомненные достоинства – бронированная рубка, защищавшая командира и рулевого от пуль стрелкового оружия, а также наличие радиостанции и радиолокатора. Вооружение включало два 533-мм торпедных аппарата (ТА), одну 20-мм артиллерийскую установку (АУ), четыре 12,7-мм пулемета в спаренных установках. Катер мог принять на борт четыре глубинные бомбы.

Торпедные катера типа «Элко» третьей серии доставлялись в разобранном виде сначала во Владивосток, а после снятия блокады еще и в Ленинград. На месте они собирались. «Элко» имел скорость 38,4 узла. Вооружение составляли два 533-мм ТА, две 20-мм пушки, четыре 12,7-мм пулемета и 12 глубинных бомб. Некоторые катера оснащались радиолокатором.

Катера типа «Хиггинс» были немного медлительнее «Элко», но не уступали им в мореходности и маневренности. При водоизмещении 46–48 тонн они развивали скорость 36,3 узла, экономичным же ходом – 21 узел могли идти 420 миль, что позволило им, в частности, совершать переходы через Атлантику в Великобританию. Вооружение катеров составляли четыре торпеды в бугельных ТА, одна 40-мм АУ (на некоторых катерах), две 20-мм АУ, четыре 12,4-мм пулемета в спаренных установках. Катера могли принять на борт четыре малые глубинные бомбы. Бугельные торпедные аппараты не слишком хорошо показали себя в Заполярье, так как часто выходили из строя из-за обледенения. Так же на этих катерах быстро выходили из строя винты (к каждому катеру обязательно полагалось три комплекта винтов).

Таким образом, поставляемые корабли отнюдь не были свободны от недостатков. Они значительно уступали нашим глиссирующим катерам в скорости и маневре, но имели целый ряд неоспоримых преимуществ: лучшую мореходность, что особенно важно было на североморском и тихоокеанском театрах боевых действий, мощное артиллерийское и противолодочное вооружение и, конечно, радиолокатор (начиная с 1944 года) и радиостанцию.

“ Поставки вооружения и военной техники по ленд-лизу не имели решающего значения для победы Советской армии и ВМФ в Великой Отечественной и в войне с Японией ”

Существенный вопрос о сроках. Северный флот получил катера типа «Элко» в июне 1945 года, то есть после окончания боевых действий. Два «Хиггинса» поступили в апреле 1943-го, а 18 катеров – с января по апрель 1944-го. Понятно, что к тому времени исход войны давно был решен. Катера «Воспер» вообще в боевых действиях на севере участия не принимали, а на Черное море, куда их перебросили, поступили после окончания войны.

Катера «Хиггинс» (31 единица), полученные по ленд-лизу, были включены в состав Тихоокеанского флота 5–24 октября 1945 года и принимать какое-либо участие в боевых действиях не могли. Лишь катера «Воспер», начавшие поступать в июле 1944 года, находились в составе флота во время боевых действий с Японией.

Всего советский ВМФ получил по ленд-лизу 87 катеров, что составляет лишь 17 процентов от их общего числа.

Охотники за минами

Поступали от союзников и тральщики. От США – 34 корабля АМ и 43 корабля ВМС. От Британии – 12 кораблей: 7 типа ТАМ и 5 типа ММС.

Английские тральщики типа ММС – небольшие узкоспециализированные суда. В целом по своим ТТХ они находились на уровне вспомогательных тральщиков советского военно-морского флота, но имели электромагнитный трал LL и акустический трал «Конго», что резко повышало их боевую ценность.

Коллаж Андрея Седых

Тральщики типа ТАМ вообще не были кораблями специальной постройки. Эти китобойцы в конце двадцатых – самом начале тридцатых годов пополнили китобойный флот Норвегии. После ее оккупации они вернулись в родные доки Британии, где и были переоборудованы в тральщики. Так же, как корабли типа ММС, которые вошли в состав Северного флота несколько позже, тральщики ТАМ были оснащены неконтактными тралами LL и акустическим тралом «Конго». Слабо вооруженные и тихоходные, они тем не менее имели большое значение для Северного флота, так как стали первыми кораблями в его составе, способными бороться с донными, неконтактными минами.

По мнению некоторых сегодняшних специалистов, тральщики типа ТАМ были самыми совершенными минно-траловыми кораблями в составе советского Военно-морского флота периода Великой Отечественной войны. Их траловое вооружение – трал «Оропеза», электромагнитный трал Мк-5 и акустический Мк-2 позволяли бороться со всеми типами мин, существовавших в то время.

Также следует отметить: тральщик типа ТАМ имел мощное противолодочное вооружение, включавшее реактивный бомбомет Мк-10, что позволяло вести успешную борьбу с подводными лодками противника. Радиопеленгатор же делал тральщик по сути дела многоцелевым кораблем. По этому показателю он приближался к советским кораблям типа «Фугас».

Можно вспомнить, что эти тральщики имели корпус, унифицированный с корветами PS, одними из самых эффективных противолодочных кораблей Второй мировой войны. Весьма впечатляющими были и тральные характеристики: скорость с тралом 8,5–9,5 узла в зависимости от типа трала. Артиллерийское вооружение корабля, включавшее два 76-мм орудия и восемь 20-мм автоматических пушек, позволяло использовать корабли и для прикрытия десантов и эскортирования судов, чем и воспользовались в советском ВМФ.

Все 10 североморских тральщиков типа ТАМ были получены в течение 1943 (октябрь-ноябрь – семь кораблей) и 1944 годов (февраль – три корабля) и успели принять участие в боях Великой Отечественной войны.

Тихоокеанский же флот до фактического окончания боевых действий с Японией получил 22 тральщика: в июне и августе 1945 года по 11 единиц. Они участвовали в десантных операциях и боевом тралении в порту Сейсин.

Последним типом тральных кораблей, поставляемых по ленд-лизу в СССР, стали американские корабли типа ВМС. Эти небольшие корабли были уменьшенной и удешевленной копией кораблей типа ТАМ, обладая всеми их достоинствами и недостатками.

Принято считать, что корабли типа ВМС стали самой большой серией тральщиков, поставленной нам по ленд-лизу. Однако из 43 тральщиков непосредственно в ходе военных действий с фашистской Германией не был поставлен ни один. ТОФ получил 24 тральщика лишь в середине 1945 года, они приняли участие в боевых действиях против Японии. На Балтийский и Черноморский флоты корабли типа ВМС прибыли в июне и августе 1945 года и никак не могли участвовать в боевых действиях.

Фрегаты против субмарин

Третий вид поставленных в СССР кораблей – эскортные и противолодочные. Всего по ленд-лизу получили 28 сторожевых кораблей – фрегатов типа «Ф», 78 больших охотников типа SC-110, 60 единиц малых охотников – сторожевых катеров типа МО-1.

Фрегаты типа «Ф» были вполне современными кораблями. Построенные в 1942–1944 годах, они имели все средства обнаружения надводных, подводных и воздушных целей, включавшие РЛС, ГАС, и радиопеленгаторы. Скорость 15–12,5 узла – оптимальная для эскортных кораблей. В военно-морских силах таких стран, как, например, Бразилия и Греция, эти корабли продолжали службу до середины 70-х годов XX века, настолько удачным оказался проект, а качество постройки было высоким.

Фрегаты типа «Ф» были очень востребованы нашим флотом, прежде всего на севере, где и проходили основные эскортные и конвойные операции. Однако вот незадача: в состав Северного флота в годы войны не вошел ни один из этих кораблей.

До конца военных действий против Японии Тихоокеанскому флоту было передано 10 фрегатов: один участвовал в высадке десанта в порту Расин в Северной Корее, шесть – в порту Сейсин, еще два – в сахалинском порту Юкки и один эскортировал советские транспортные суда вдоль побережья Приморья. Таким образом, говорить о каком-либо значительном вкладе сторожевых кораблей типа «Ф» в победу вряд ли возможно.

Иначе обстояло дело с большими охотниками типа SC-110, носившими в нашем флоте обозначение БО-1 (в некоторых справочниках БО-2).

Построенные фирмой «Элко», они имели водоизмещение 126 тонн, деревянный корпус, два двигателя «Пенкейк», ранее использовавшихся при строительстве военных и гражданских дирижаблей. У корабля были винты с переменным шагом, а из вооружения одна 40-мм пушка «Бофорс», два 20-мм автомата «Эрликон», два реактивных бомбомета «Хеджехонг» и два штоковых бомбомета. При таком вооружении корабль мог пройти 1800 миль на скорости 20 узлов. Причем он оснащался хорошей гидроакустической аппаратурой.

Следует отметить, что по тактическим взглядам американских ВМС такие катера не предназначались для прямого одиночного боя с подводной лодкой (ПЛ). Они должны были обнаруживать лодки, в лучшем случае отгонять их от объекта охраны. Задачи уничтожения ПЛ возлагались на группу таких охотников или на другие более мощные типы противолодочных кораблей.

Однако наши моряки-противолодочники, привыкшие иметь дело в лучшем случае с малым и слабовооруженным катером МО-4, попали под «обаяние» больших охотников и необдуманно вступали в прямое боестолкновение с субмариной противника. Именно так в декабре 1944 года погибли североморские корабли БО-230 и БО-229, а в марте 1945-го потоплен БО-224. Еще один большой охотник потерян 9 мая 1944 года. Получив пробоины от близких разрывов авиабомб, он затонул, но впоследствии был поднят.

Всего Северный флот получил 46 больших охотников типа БО-1, использовавшихся здесь весьма активно. Четыре из них в последующем были переведены на Балтику и шесть – на Черное море. Большинство принимало участие в боевых действиях, которые на северных морях продолжались фактически до последнего дня войны.

Что касается балтийских и черноморских кораблей, то они переведены на свои новые театры уже после завершения боевых действий.

Тихоокеанский флот получил до фактического окончания боевых действий 20 фрегатов. Здесь они по прямому назначению не использовались, но принимали участие в десантных операциях.

Надо признать, что фрегаты играли большую роль в боевых действиях на море во время Великой Отечественной войны.

Просроченная ценность

Третий тип эскортных кораблей – самый малоизвестный. Катера типа МО-1, как называли их в отечественном флоте, были спроектированы в США на основе спасательных катеров для непосредственного слежения за побережьем в районе Флориды и Карибском море. До 1942 года эту задачу выполняли в США невооруженные частные, прогулочные и рыболовные катера, что приводило к трагедиям. Немецкие подводники часто даже не удосуживались топить их, а просто расстреливали весь экипаж. На одном из таких суденышек в свое время плавал писатель Хемингуэй. Потери подвигли ВМС США построить флот небольших катеров типа РТС, способных хотя бы уйти от ПЛ.

В СССР было поставлено 60 таких катеров, в наших условиях пригодных только для охраны внутренних рейдов, чем в основном они и занимались. По 30 катеров получили Северный и Тихоокеанский флоты, при этом 18 североморских катеров было передано Черноморскому флоту и два – Балтийскому. Все катера вошли в состав советского ВМФ до окончания боевых действий. От советских катеров «Морской охотник» и сторожевых катеров они составляли 9,04 процента.

Среди кораблей, полученных советским ВМФ, были и десантные. 30 десантных катеров поступили на Тихоокеанский флот. В 1945 году – 25 малых пехотно-десантных кораблей водоизмещением 380 тонн, способных принять на борт до роты пехоты. Тогда же были получены 13 десантных катеров водоизмещением 286 тонн. Эти корабли принимали участие в трех десантах советских войск в Северной Корее и на острове Шумшу Курильской гряды. Для сравнения: всего за время Великой Отечественной войны советский ВМФ высадил 123 морских тактических и оперативных десанта, в которых участвовали 100 тысяч человек, не имея при этом ни одного специального десантновысадочного средства. Если бы эти суда появились в 1942–1944 годах в составе Северного, Балтийского и Черноморского флотов, сколько бы жертв удалось избежать, сколько жизней советских моряков спасти!

Подводя итог поставкам боевых кораблей и катеров, мы получаем следующие цифры:

  • Северный флот до конца военных действий получил по ленд-лизу 76 кораблей и катеров. Всего в составе флота в 1945 году числилось 218 кораблей и катеров;
  • Тихоокеанский флот до конца военных действий против Японии получил по ленд-лизу 181 корабль и катер. Всего в составе флота в августе 1945 года числилось 657 кораблей и катеров;
  • Балтийский и Черноморский флоты до окончания военных действий имели в своем составе соответственно два катера и 18 катеров МО-1, переведенных с Северного флота. После окончания активных боевых действий Балтийский флот имел 28 кораблей и катеров, Черноморский – 36 кораблей и катеров.

Надо ли комментировать подобные цифры? Наибольшее же количество боевых кораблей и катеров получил Тихоокеанский флот, воевавший всего три недели. Объяснить это можно только кровной заинтересованностью американцев в том, что Советский Союз вступил в войну с Японией до того, как американские войска на Тихом океане испытают мощь миллионной Квантунской армии.

По годам поставки боевых кораблей и катеров распределяются следующим образом: 1942-й – 5 единиц, 1943-й – 18 единиц, 1944-й – 163 единицы, 1945-й до окончания военных действий – 157 единиц.

Кроме кораблей и самолетов, ВМФ СССР получил от союзников много другой техники и запасных частей. Так, из Англии для советского флота отправлено 555 радиолокационных станций различного назначения (Mk-IV, 281, 291, 291v, 291w), а из США – 641(SK, SG, SF-1, SL, SO-13). Надо сказать, что в начале войны корабельный состав флота имел единственную радиолокационную станцию, установленную на черноморском крейсере «Молотов».

По ленд-лизу РЛС начали поставлять только в 1944 году, когда американцы и англичане удовлетворили свой собственный спрос. До этого РЛС снимались с кораблей, передаваемых СССР.

Англия передала Советскому Союзу для флота 329 гидролокаторов типа «Асдик» и другие. «Полученные нами ультраакустические приборы (гидролокаторы) резко отличались в лучшую сторону от подобных наших станций», – так оценивал эту технику заместитель начальника Управления связи ВМФ СССР инженер-капитан 1-го ранга Гусев. Как вспоминал командующий Северным флотом вице-адмирал А. Г. Головко: «Качественно изменилось оснащение кораблей техническими средствами. Если в начале войны Северный флот имел только шумопеленгаторные станции «Посейдон» и «Цефей-2», установленные на двух эсминцах и нескольких катерах МО, то в 1942 году начались поставки гидроакустических аппаратов «Тамир-1» и «Дракон-1230». К концу войны их имели около половины всех надводных кораблей и катеров». На Черноморском флоте ГАС к концу войны были оснащены 37 процентов кораблей и катеров, на Балтике ГАС имели 13 катеров МО.

Союзники снабдили советский флот большим количеством судовых моторов и генераторов. Ими было оснащено более одной трети всех боевых катеров.

Внимание, воздух!

Среди авиационной техники, поставляемой по ленд-лизу для отечественного ВМФ, особая важность придавалась тяжелым гидросамолетам. Они имели большую дальность полета и были способны выполнять задачи тяжелого морского бомбардировщика-торпедоносца, дальнего разведчика и самое главное – противолодочного самолета дальней океанской зоны. В составе отечественного ВМФ к началу войны имелся только один подобный самолет – АНТ-44Д (МТБ-2).

В СССР поставили около 400 таких машин, носивших у нас название ГСТ (гидросамолет транспортный), еще 27 самолетов было собрано из полученных деталей. По воспоминаниям В. И. Ракова, в 1941–1942 годах командовавшего 2-й авиационной бригадой Черноморского флота, в состав которой как раз и входили эскадрильи, оснащенные ГСТ, эти самолеты использовались в качестве морских разведчиков, морских и сухопутных бомбардировщиков. Но отсутствие специального оборудования не позволяло применять их для решения противолодочных задач, а ведь именно они были основными, в частности на североморском театре.

Большую помощь оказали отечественному флоту штурмовики А-20 «Бостон». Отечественные ВВС и авиация ВМФ получили около 2000 таких самолетов. Морская модификация штурмовика А-20Ж могла принять на борт торпеду или бомбу ФАБ-1000, что позволяло использовать этот самолет в качестве торпедоносца и топмачтовика. Именно эти самолеты 16 июля 1944 года потопили в порту Котка крейсер ПВО «Ниобе».

Что касается истребителей, то «Харрикейн» английского производства и «Киттихаук» производства США по основным боевым качествам недотягивали до уровня советских самолетов и серьезную поддержку советской авиации оказать не могли. Их значение заключалось прежде всего в том, что в начале 1942-го они дали возможность «заткнуть дыру» до появления советских современных истребителей. Чрезмерная же капризность этих машин приводила к серьезным потерям. Так, по мнению адмирала А. Г. Головко, именно отказ двигателя истребителя «Киттихаук» стал причиной гибели 30 мая 1942 года подполковника Б. Ф. Сафонова, лучшего на тот момент советского аса.

***

Поставки по ленд-лизу для отечественного ВМФ, несомненно, имели большое значение. Особенно хочется отметить поставки тех кораблей, самолетов и оборудования, которые тогда не производились отечественной промышленностью. В общем, это была помощь истинных союзников. Россия навсегда сохранит благодарность в своем сердце. Вместе с тем беспристрастный анализ показывает, что поставки вооружения и военной техники по ленд-лизу не имели решающего значения для победы Советской армии и ВМФ в Великой Отечественной войне и в войне с Японией.

Необходимо отметить героизм и мужество моряков и летчиков советского ВМФ. В тяжелейших условиях военного времени они сумели доставить корабли, самолеты и оборудование на наши базы и аэродромы. Они вели маленькие корабли, фактически катера через зону военных действий, через океаны, несмотря на время года, на штормы. Вели корабли, управление которыми только-только освоили. Вели и доводили их до цели. Ни один корабль из полученных по ленд-лизу при проводке не был потерян по вине советского экипажа. Этот подвиг мы будем помнить всегда!

  • Опубликовано: 18.02.2014 21:02
  • Просмотров: 218102
  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать
  • Электронная почта

Страница 5 из 41

ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА США

В 1938 году за год до того, как в Европе разгорелся пожар войны, торпедное катеростроение США все еще находилось на уровне экспериментальных разработок. Между тем, потребность американского флота в боевых катерах исчислялась сотнями единиц. По мнению командующего американскими войсками в Юго-Восточной Азии, генерала Мак-Артура, для обороны одних лишь Филиппин - архипелага сотен больших и малых островов — американцам требовалось как минимум 300 катеров, вооруженных торпедными аппаратами.

Генерал армии Douglas Mac Arthur (26 января 1880 - 5 апреля 1964) американский генерал и фельдмаршал филиппинской армии, был начальником штаба армии Соединенных Штатов в 1930-х и играл видную роль на Тихоокеанском театре времен Второй мировой войны.

Однако развертывание серийного производства торпедных катеров на американских верфях было невозможно без хороших проектов.
Чтобы получить таковые в свое распоряжение, морское министерство США объявило летом 1938 г. конкурс. По его итогам 4 американские верфи в 1939-40 гг. построили 8 торпедных катеров: ПТ 1-2 (Шипбилдинг Корпорейшн, Майями), ПТ 3-4 (Фишер Боут Уорк, Детройт), ПТ 5-6 (Хиггинс Индастриз, Нью Орлеан), ПТ 7-8 (государственная верфь, Филадельфия).

Алюминиевый торпедный катер PT-8 . построенный на заводе ВМС в Филадельфии.

Ни один из них не был признай удачным в техническом отношении. Кроме того, фирма «Электрик Боут Компани» (Е1есtric Воat Саmрапу), сокращенно «Элко» (ЕLСО), купила в Англии экспериментальный 70-футовый катер фирмы «Бритиш Пауэр Боут» постройки 1938 г. с четырьмя торпедными аппаратами. 5 сентября 1939 г. он пришел своим ходом в Нью-Йорк, после чего был зачислен в состав флота США под обозначением ПТ-9.

Американский торпедный катер PT-9 в Вашингтоне 1940 год.

Проведя всесторонние испытания английского образца, ВМФ США в декабре 1939 г. выдал «Электрик Боут Компани» заказ на 10 торпедных катеров (ПТ 10-19), которые должны были в точности повторить ПТ-9. Эти катера известны как «первая серия катеров ЭЛКО».

Строительство катеров фирмы Elco в Bayonne штат Нью-Джерси.

Вскоре последовал заказ на вторую серию в количестве 49 единиц (ПТ 20—68). По сравнению с прототипом у них была немного увеличена длина. Торпедные катера «Элко» второй серии были построены в 1940—41 гг. Они имели водоизмещение 35 тонн, размеры 23,5 х 6,1 х 1,68 метров, 3 мотора по 1350 л.с, скорость 45 узлов, 4 торпедных аппарата 456 мм, 4 пулемета 12,7 мм в двух спарках, глубинные бомбы, дымовую аппаратуру, экипаж 12 человек.

Американский торпедный катер PT-20 - первый из второй серии 77 футовых катеров, построенных на верфи Elco

С 1942 г. и до конца войны фирма «ЭЛКО» строила третью, самую большую серию катеров по типу «БПБ» - 326 единиц (ПТ 103-196, 314-367. 372-383, 486-563, 565-622, 731-760), известную как «80-футовик» «ЭЛКО». Для нее американские инженеры довольно существенно изменили первоначальный проект Скотт-Пейна. Они увеличили почти на четыре метра длину катера и на 10 тонн его водоизмещение, значительно усилили артиллерийское вооружение: к четырем пулеметам добавили 2 автоматические 20-мм пушки, четыре 456-мм торпедных аппарата заменили двумя 533-мм. Поэтому (а также вследствие установки менее мощных моторов) скорость катеров третьей серии снизилась на 2-3 узла.

Американский торпедный катер PT-601 один из третьей серии 80 футовых катеров...

Катер типа «ЭЛКО» 3-й серии: водоизмещение 38 (полное 51) тонн, размеры 24.5 х 6,3 х 1.54 метров, 3 мотора по 1200 л.с. скорость 38,4 узлов. 2 пушки 20 мм (или 1 пушка 10 мм и одна 20 мм), 4 пулемета 12,7 мм, 2 ТА 533 мм, 12 глубинных бомб, экипаж 14 человек.

Советский флот в годы войны получил 31 катер (по другим сведениям 60) типа «Элко» (тип «А-3»). Но, в отличие от «Восперов» и «Хиггинсов», они поступали в разобранном виде. Сборка производилась сначала во Владивостоке, а после прорыва блокады, с лета 1944 г. до осени 1945 г. еще и в Ленинграде.