Гороскопы

Сказка о деревьях характерах. Игорь ВачковСказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. III. Этап – Завершение

Сказка о Деревьях-Характерах


В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья-Характеры. Это были необыкновенные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера, кроме множества маленьких веточек, от ствола отходили четыре главные ветви. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, непохожую на других форму.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Деревья-Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, которые были очень колючими, и потому они были сплошь покрыты иголками. А иные Деревья напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле Деревья-Характеры.

Так не похожи были они, потому что росли на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, по- разному обдувал их ветер, не поровну давал им влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря. Яростно бросалась она на Деревья-Характеры: одни ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие Деревья-Характеры, что не клонились даже под самым сильным ураганным ветром, гордо распрямляя всякий раз свои могучие ветви.

Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.

Психологический практикум. Упражнения на понимание и воспроизведение черт характера

Комментарий для взрослых. Формирование характера ребенка начинается с младенчества и продолжается в течение всей жизни. Разумеется, существуют определенные физиологические предпосылки характера: особенности функционирования головного мозга, тот или иной тип высшей нервной деятельности, но нет никаких серьезных оснований говорить о наследственном происхождении характера. Характер – это прижизненное образование, чеканку которого производят условия и обстоятельства существования, люди, окружающие ребенка. Пожалуй, нельзя дать определенных рецептов формирования «хорошего» характера. Нужно помнить, что очень часто характер человека – это во многом результат самовоспитания. Но тем не менее можно предложить несколько упражнений, помогающих ребенку увидеть в себе и в других некоторые черты характера, научиться воспроизводить эти черты.

Упражнение 1

Подумай, какие черты характера присущи следующим сказочным героям: Буратино, Бабе Яге, Колобку, Коту в сапогах, Мальчику-с- пальчик, Карабасу-Барабасу.

Для облегчения выполнения этого задания предлагаем перечень черт характера:

Находчивость

Смелость

Коварство

Простодушие

Хитрость

Злобность

Упрямство

Веселость

Беспечность

Подозрительность

А теперь попробуй назвать черты характера других известных тебе сказочных персонажей.

Упражнение 2

Наряду с чертами характера, перечисленными в первом упражнении, существуют и другие, например, настойчивость, осторожность, гордость. Вместе с кем-нибудь из взрослых попробуй разобраться, чем отличается настойчивость от упрямства, осторожность от трусости, гордость от высокомерия.

Упражнение 3

Ты уже знаешь, какие черты характера существуют. Попробуй сыграть с кем-нибудь из взрослых в одну игру. Взрослый будет называть тебе какую-то черту характера, а ты – противоположную ей. Например, злой – добрый.

Упражнение 4

Представь, что ты капитан корабля. Ты стоишь на капитанском мостике и смотришь вперед. Над головой у тебя темное небо; высокие, крутые волны разбиваются о борт корабля. Но капитаны не боятся бури. Ты чувствуешь себя сильным, смелым, уверенным. Ты доведешь свой корабль до места назначения. Выпрями спину, расставь ноги. Взгляд устремлен вперед. Можно иногда подносить к глазам воображаемый бинокль.

Упражнение 5

Пусть кто-нибудь из взрослых прочитает тебе стихотворение А. Бродского «Новичок».


В детский сад пришел Молчок,
Очень робкий новичок.
Он сначала был несмел,
С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка – скок да прыг,
До того он осмелел:
Даже песенку запел.


А теперь представь, что Молчок – это ты. Сначала ты робко сидишь на стуле, затем, согласно тексту, начинаешь становиться смелее: прыгай вокруг стула, а потом спой какую-нибудь знакомую песенку.

Упражнение 6

Напиши на отдельном листе бумаги названия черт характера, которые даны внизу в таблице, и затем вырежи их в виде карточек. Затем нарисуй круг, в центре которого будет находиться буква «Я» (как на рисунке). А теперь разложи вырезанные карточки вокруг буквы «Я» следующим образом: если указанное качество у тебя очень часто проявляется, положи соответствующую карточку совсем рядом с буквой «Я»; если это качество проявляется реже, значит, и карточка должна лежать дальше; а если у тебя нет такой черты характера, то и карточка должна лежать за пределами круга.

АККУРАТНОСТЬ

ЗАВИСТЛИВОСТЬ

ОБИДЧИВОСТЬ

ГОРДОСТЬ

КАПРИЗНОСТЬ

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

ГРУБОСТЬ

МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ

ОСТОРОЖНОСТЬ

НАСТОЙЧИВОСТЬ

ЗАБОТЛИВОСТЬ

НЕСДЕРЖАННОСТЬ

ТЕРПЕЛИВОСТЬ

Комментарий для взрослых. Если ребенок не очень хорошо понимает значение того или иного качества, постарайтесь его разъяснить. Дайте ребенку возможность самому выбирать место для каждой карточки, но всякий раз выясняйте, почему он поместил карточку именно сюда. Поговорите с ребенком о проявлении у него этих качеств.

Глава 7 Путешествие в горы


Посоветовавшись, научные сотрудники Института Человеческого Мозга приняли решение дать Эльчику работу. Отныне два часа в день он должен был помогать строить плотину на Щенячьей реке, возле которой стоял Полканград. Но одни только обследования в институте и работа не могли удовлетворить энергичного и непоседливого Эльчика. Ведь благодаря стараниям Юлиного папы в его психику были встроены чисто мальчишеские черты – озорство, любопытство, жажда приключений. И вот однажды утром Эльчик стал уговаривать Юлю отправиться вместе в путешествие.

К югу от столицы Собакилии тянулась гряда очень высоких и красивых гор. Из окон Института были хорошо видны их вершины, покрытые ледниками. В солнечные дни снег и лед переливались, как бриллианты, и в глазах Эльчика вспыхивало непреодолимое желание обследовать неизведанные горы.

Юля, будучи девочкой воспитанной и послушной, сначала никак не соглашалась на рискованную прогулку.

– Эльчик, так поступать нельзя, – говорила она поучительным тоном. – Надо обязательно спросить разрешения у папы, потому что самим ходить в горы без взрослых опасно.

– Какая ерунда! – горячился Электронный Человек. – Никакой опасности нет! И потом если спрашивать, то твой папа нас не отпустит или отправит с нами целую кучу собак для охраны. Это же неинтересно!

– Интересно или неинтересно, но в горах водятся шароглоты, – сказала Юля. – Это очень страшные звери.

– Так я и знал, что все девчонки трусихи, – заявил Эльчик.

Юля возмутилась:

– Это я трусиха?! Ну хорошо, посмотрим, кто из нас первый струсит! Пойдем!

Хитрюга Эльчик знал, чем можно подзадорить девочку. А ведь она не зря упоминала о шароглотах.

На Собакилии действительно встречались эти необычные и очень злобные создания, внешне напоминавшие шары с маленькими пружинистыми ногами и тонким, но сильным хвостом. Величиной они были с земного медведя, но свирепостью превосходили даже его. Их кожистые тела опоясывало множество фиолетовых глаз, что позволяло шароглотам видеть все вокруг себя. На передней части их тела располагалась широкая пасть с обилием страшных зубов. Шароглоты жили как раз в тех самых горах, куда хотел отправиться Эльчик. Они прыжками передвигались по скалам и нападали на все живое, не зная пощады.

Ни Эльчик, ни Юля ничего толком не знали о шароглотах, в глубине души считая их выдумкой. Никто не рассказывал им о том, что единственное, чего боятся шароглоты, – это ярко-желтый свет.

Эльчик посадил Юлю в пластиковый карман, прикрепленный к его груди, и они отправились в путешествие. Благодаря длинным ногам Эльчика наши путешественники передвигались очень быстро. Не прошло и часа с начала путешествия, а Эльчик уже уверенно поднимался к вершине ближайшей горы. Юля выглядывала из его кармана и с любопытством осматривалась вокруг.



Те, кто бывал в горах, знают, какая великолепная картина открывается в солнечный день, когда поднимаешься по склону горы, и кажется, что можешь дотянуться до облаков руками. Серые мшистые скалы поднимались вокруг, образуя причудливые нагромождения самых фантастических форм. В расщелинах гор виднелись зеленые пятна небольших рощиц. Юля была храброй девочкой, но и у нее замирало сердце, когда она видела глубокие ущелья и повисшие над пропастью огромные скальные глыбы.

Эльчик, прежде никогда не бывавший за пределами столицы планеты Собакилия, наконец-то мог любоваться живой природой. В Полканграде он ощущал себя Гулливером в стране лилипутов, а здесь, перед величием исполинских гор, он сам казался себе букашкой. Впрочем, он легко осиливал самые крутые подъемы и перешагивал через пропасти, непреодолимые ни для собак, ни для человека.

После нескольких часов пути Эльчик выбрался на ровное плато, сплошь усеянное необычайно яркими и пахучими цветами. Юля попросила его остановиться и опустить ее на лужайку. Никогда еще она не видела таких прекрасных цветов. Их разноцветные лепестки трепетали, а головки кланялись под легким ветерком, словно приглашая к разговору. Юля в восторге стала бегать по лугу, срывая самые красивые цветы, чтобы составить букет и подарить его папе по возвращении с прогулки.

Эльчик тем временем отправился обследовать другую сторону этой площадки. Издали казалось, что плато упирается в высокую скальную стену, и Эль- чик слишком поздно заметил, что между стеной и площадкой имеется трещина. Ощутив под собой пустоту, Эльчик замахал руками, но было уже поздно, и его нога оказалась в расщелине. Ему повезло, что расщелина была неширокой и он не провалился в нее целиком. Но несчастье заключалось в том, что его огромная нога прочно застряла. Он предпринял несколько безуспешных попыток выдернуть ее, но каменные объятия держали крепко. Эльчику ничего не оставалось делать, как позвать Юлю, безмятежно собиравшую цветы.

Оказавшись около Эльчика, Юля увидела, в какую беду попал ее электронный друг. Она попыталась помочь ему. Но маленькая девочка вряд ли могла вызволить из беды такого великана, как Эльчик…

Юля села на камень и задумалась.

– Если ты не сумеешь выдернуть ногу, – сказала она примерно через минуту, – то нам придется ждать, пока нас найдут. Ведь нас обязательно будут искать. Так что ничего страшного.

К сожалению, Юля совсем не подумала о той опасности, которая поджидает путников в горах Собакилии с наступлением темноты.

Битва с шароглотами

Начало смеркаться. Тени от гор удлинились, словно темным одеялом затягивая все вокруг. Эль- чик выглядел расстроенным. Он понимал, что именно по его вине они попали в такую неприятную историю. Эльчик не прекращал попыток освободить ногу, но это ему не удавалось. Юля старалась развлечь его разговорами, хотя ей самой было нелегко. В отличие от Электронного Человека, которому не требовалась еда, она уже чувствовала, что проголодалась. И неудивительно: ведь у нее с утра не было ни крошки во рту. Но голод мучил не только ее…

Девочка сидела на траве лицом к Эльчику и спиной к лугу и рассказывала ему одну из папиных сказок, как вдруг позади нее раздалось злобное рычание. Эльчик поднял голову, чтобы посмотреть, кто там рычит. Юля не успела оглянуться, как рука Электронного Человека мелькнула над ее головой. Раздался звонкий шлепок и почти сразу – оскорбленный визг. В сгущавшемся мраке Юля увидела какой-то большущий мяч, отлетающий к противоположной стороне горного луга. Она не сразу сообразила, что это не мяч, а тот самый – не выдуманный, настоящий – свирепый и ужасный шароглот.

– Он прыгнул на тебя, – как будто извиняясь, сказал Эльчик. – Я еле успел.

Упав на траву, шароглот сразу снова вскочил на пружинистые ноги. Его глаза светились злобным огнем, но нападать еще раз он не решился. Качаясь вверх-вниз на тонких ногах, он издал негромкий свист. Юле этот свист показался очень неприятным, и она на всякий случай переместилась поближе к Эльчику.

Внезапно какие-то черные тени запрыгали по лугу. Юле показалось, будто кто-то высыпал на траву огромные упругие мячи. Это были шароглоты. Они появлялись и сверху, со склонов гор, и снизу, из ущелий. Высоко подпрыгивая, они начали приближаться к Юле и Эльчику, недобро сверкая глазами.

– Ой, я боюсь, – пробормотала Юля, поеживаясь.

– Полезай-ка лучше снова в карман, – стараясь быть спокойным, предложил Эльчик. – А я пока в волейбол поиграю.

Он осторожно взял Юлю, усадил ее в свой карман и приготовился к битве. Трудно сказать, какие чувства испытывала искусственная психика Эльчика, но Юля подозревала, что ему, как и обычному человеку в этой ситуации, было страшновато.

Шароглоты устремились в атаку. Эльчик сжал кулаки и достойно встретил противника. То, что происходило, действительно напоминало игру в волейбол: Эльчик отбивал подлетавших шароглотов, словно мячи, и кулаки его мелькали с удивительным проворством. Но еще ни одному игроку в волейбол не приходилось отбивать столько мячей в минуту, да к тому же вряд ли эти мячи сами собой прыгали на него, словно притянутые магнитом.

Ах, если бы не застрявшая в расщелине нога, которая сковывала движения Эльчика и мешала ему как следует развернуться! Хорошо еще, что за его спиной была гладкая стена и ужасные существа не могли нападать на него сзади.

Эльчик бился отчаянно, но он уже начал понимать, что долго ему не выстоять. Шароглотов было слишком много, и все время прибывали новые. В темноте звучали визги, рев, рыканье, хлопки ударов. Многочисленные глаза шароглотов блистали, будто сотни прыгающих светлячков. Кое-кому из шароглотов удалось даже прокусить кожу Эльчика, сделанную из сверхпрочных материалов. И хотя из его ран не текла кровь, но боль он чувствовал. Однако Эльчик беспокоился не за себя. Он очень тревожился за Юлю и старался в битве особенно беречь карман на груди, в котором она пряталась. Ведь даже единственный укус шароглота для маленькой девочки мог оказаться смертельным.

Шароглоты атаковали все яростнее. Несколько животных вцепились своими острыми зубами в правую руку Эльчика, еще двое запрыгнули на его плечи. Отбиваться от них становилось все труднее и труднее. Но неожиданно ярко-желтый сноп света ударил сверху, озарив весь луг, скалы и Эльчика, облепленного шароглотами, как новогодняя елка праздничными игрушками. В ту же секунду шароглотов как будто ветром сдуло. Все до единого они мгновенно бросились в темноту, забыв о своих жертвах и в панике спасаясь от пугающего их света.

На луг мягко сели несколько сферолетов – летающих машин, на которых собаки передвигались по воздуху на планете Собакилия. Юля выглянула из кармана Эльчика и увидела бегущих к ним папу, Гаф Гафыча, Лая Шариковича и господина Грызушкина.

Через несколько минут специальными аппаратами, похожими на земные отбойные молотки, каменная порода, сковывавшая ногу Эльчика, была взломана, и Электронный Человек наконец был освобожден.

Папа держал на руках Юлю, которая еще не совсем оправилась от страха, и крепко прижимал ее к себе.

– Простите меня, – виновато сказал Эльчик. – Это я уговорил Юлю отправиться в горы. Она не хотела и предупреждала меня о шароглотах.

– Мне бы очень хотелось хорошенько отшлепать вас обоих, – признался папа. – Но из педагогических соображений, а также ввиду твоих размеров, Эльчик, придется отказаться от этого воспитательного мероприятия.

На самом деле папа не сердился. Просто он очень переживал за ребят, оказавшихся в опасности. Юле даже показалось, что папа был доволен храбрым и самоотверженным поведением Эльчика. Ведь Электронный Человек все-таки был создан и его руками, и Юлин папа порой относился к нему, как к собственному сыну.

Сказка о Волшебницах-Потребностях и Наколдованных Эмоциях


Только поздно вечером, когда Юля с папой остались вдвоем, психолог посадил девочку к себе на колени и ласково спросил:

– Ты очень испугалась, когда на вас напали шароглоты?

Юля вздохнула и опустила голову.

– Да… немножко. Они были такие злые. Но я боялась больше за Эльчика. Он меня защищал, и ему досталось от них… Папа, а почему у человека появляется страх? Откуда он берется?

– Страх? – Папа помедлил с ответом. – Видишь ли, Юля, страх – это одна из эмоций, а почти все эмоции появляются одинаково. У каждого из нас есть какие-нибудь потребности, и когда мы их удовлетворяем или не удовлетворяем, рождаются эмоции. Вот у тебя, как и у любого человека, есть нормальная потребность в безопасности, в сохранении жизни и здоровья. И вдруг эта потребность не удовлетворена: тебе грозит опасность. Появляется страх.

– Расскажи мне об этом сказку. Не о страхе, а об этих, об эмоциях, – зевнув, попросила Юля.

Папа улыбнулся и начал свой рассказ…

– В Королевстве Внутреннего Мира жили самые разные удивительные создания. Но особое влияние там имели Волшебницы-Потребности. «Потребность» – от слова «требуется», то есть желается, хочется. Эти Волшебницы постоянно чего-то хотели, к чему-то стремились и заставляли всех удовлетворять их желания. Потребности напоминали Человеку – Властителю Внутреннего Мира – о том, что ему требуется есть, спать, выйти погулять или тепло одеться, если холодно.

Все это было полезным, ведь никому из жителей Королевства – ни Психическим Процессам, ни Темпераменту, ни Характеру – Потребности не давали расслабиться и впасть в спячку. Поэтому и жизнь во Внутреннем Мире кипела. Но среди Волшебниц- Потребностей встречались и довольно вздорные и капризные особы.

Потребность Командовать появилась в Королевстве Внутреннего Мира недавно, но оказалась очень сильной и активной. Она приказала Самодовольству раздуться до самых огромных размеров, и Самодовольство, немного посомневавшись, выполнило эту команду – раздулось как мыльный пузырь. А Потребность Командовать отправилась дальше бродить по Внутреннему Миру, разыскивая, кем бы еще покомандовать.

Ей повстречалась такая Черта Характера, как Скромность. Потребность приказала ей исчезнуть и больше никому не попадаться на глаза.

– Как же так? – робко спросила Скромность. – Я не хочу исчезать или сидеть в дальних уголках Внутреннего Мира, забытая нашим Властителем.

– Что? Перечить мне? – закричала Потребность Командовать. – Немедленно выполнять приказание! Я важнейшая Потребность! Только попробуй не удовлетворить мои желания!



– Но без меня Королевство Внутреннего Мира может начать воевать с другими Королевствами, считая себя самым лучшим, – тихо возразила Скромность.

– Ах так! Ты не хочешь меня удовлетворить? – воскликнула Волшебница-Потребность и взмахнула руками.

И тут же к ней слетелась стая маленьких и злобных черных Птиц Гнева. С хриплыми криками Птицы Гнева набросились на Скромность и чуть было не заклевали ее. Бедная Скромность едва убежала от них. Она скрылась где-то в глухом лесу и очень долго не показывалась.

Потребность Командовать продолжала требовать от всех повиновения, и если кто-нибудь ее не удовлетворял, она своим волшебством вызывала самые разные Отрицательные Эмоции, чаще всего Гнев. Если же ее приказания послушно исполнялись, то Потребность была удовлетворена, и тогда она порождала веселые воздушные шарики – Эмоции Радости.

Однажды она пришла к профессору Мышлению и, уперев руки в боки, как всегда, грубо приказала:

– Ну-ка, профессор, придумай, как мне сделать, чтобы все меня слушались! Я хочу всегда всеми командовать!

Профессор Мышление, занятый решением сложных проблем, не сразу обратил внимание на Потребность Командовать, а когда наконец заметил ее, то не стал торопиться с ответом. Он задумчиво оглядел Потребность со всех сторон, а потом сказал:

– Я должен вас сначала хорошенько про-ана-ли-зи-ро-вать.

Профессор надвинул на нос очки, надел белый халат и принялся внимательно изучать настырную Потребность: посмотрел зубы, горло, глаза, послушал пульс, постучал молоточком по коленкам. После этого профессор Мышление подумал и сказал:

– Вот что, голубушка. Вы не совсем здоровая Потребность. Я буду вас лечить и постепенно превращу в Потребность Сотрудничать.

Не удовлетворенная таким ответом, Потребность Командовать наколдовала много всяких Отрицательных Эмоций, но профессор Мышление не очень-то обратил на них внимание. Он всерьез занялся лечением Потребности Командовать.

Через некоторое время лечение дало свои результаты – Потребность осознала, что вела себя неправильно и некрасиво. Дело пошло на поправку. Сначала у нее стали рождаться совершенно особые Эмоции – маленькие алые цветы Стыда. А потом Потребность Командовать сама отыскала в лесу Скромность и вернула ее на королевскую службу.

ПРИЛОЖЕНИЯ

И.Вачков

Сказка о речке Речь

Эта речка оказалась очень необычной. Текла в ней ИНФОРМАЦИЯ, состоящая из слов, словосочетаний, пред­ложений. Я отправился на речку Речь в одиночестве. На не­большом плоту из нескольких связанных между собой суж­дений я проплыл от самых истоков Речи до ее устья.

Суждения были такие:

«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

«А если излагать свою мысль ясно, то тебя всегда поймут». . «Значит, чтобы тебя понимали, надо ясно мыслить».

В начале Речь была очень мутной и неразборчивой, чаще всего встречались отдельные слоги, а длинных предложений не было вовсе. Зато я легко скользил по поверхности и мог любоваться со своего плота живописными берегами, ярким небом, спокойной поверхностью реки.

Чем дальше я продвигался, тем богаче и ярче становилась Речь, все больше информации несла она в своих волнах. По­рой мне удавалось найти на лепестках лилий настоящие жемчужины словотворчества - например, такие слова, как «начаепился», «гладюг» (об утюге) и многие другие. Все ча­ще появлялись бурунчики вопросов: «почему?», «как?», «от­куда?», «зачем?».

Довольно много времени я провел в тихом затончике, раз­водя и выращивая прекрасные экземпляры вежливых слов-уточек: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извини­те». Особенно удалось мне многочисленное семейство слов благодарности.

А потом Речь стала еще и внутренней. Это значит, что живые слова встречались теперь не только на поверхности, но и в глубине реки. Особенно замечательны были летающие рыбы - слова, которые могли и жить под водой, и летать над водной гладью.

Раз я застрял на порогах. Это и не удивительно: встрети­лись пороги препинания. Знаки препинания пробили мой плот и вылезли в суждениях, из которых он состоял, в са­мых неожиданных местах. И получилось: «Кто - ясно. Мыс­лит тот? Ясно излагает А. Если; излагать свою мысль, ясно-то тебя всегда. Поймут - значит, чтобы тебя... Понимали на­до ясно. Мыслить!».

Пришлось мне попотеть, расставляя точки, запятые и де­фисы там, где надо. Лишние пришлось выбросить.

Скоро Речь изменилась: она могла быть уже не только свободным устным потоком (хотя до устья было еще далеко), но и начала приобретать письменную форму. Большие участ­ки оказались покрыты толстым слоем льда, на котором были начертаны разные значки. Такие участки мне приходилось преодолевать, установив на плоту парус с азбукой и катясь на этом плоту, как на санках. Разбирая надписи, я радовался за Речь и иногда исправлял ошибки в словах.

Когда Речь становилась устной, ее течение могло меняться быстро и неожиданно.

Снилось мне, что плыву я, расслабившись, на своем пло­ту, Речь течет медленно, спокойно - я и вздремнул. Но вдруг разыгралась настоящая речевая буря: поверхность реки за­кипела; отдельные слова высоко выпрыгивали из воды, а не­которые выражения были такими свирепыми и резкими, что мой плот швыряло из стороны в сторону. В конце концов меня вынесло к Водопаду Брани, где плот не выдержал и раскололся. Обломки суждений, из которых он состоял -«ясно», «мали», «излаг», «пой», «гда» и другие, - были уне­сены эмоциональными междометиями. Я сам едва не утонул в воронке несправедливых обвинений. Когда Речь немного успокоилась, я решил ее подпитать и почистить.

Мои труды не пропали даром. Скоро Речь стала чистой и прозрачной. Красивые и правильные слова составляли глу­бокие и точные мысли. Суждения стали богатыми по смыслу и изящными по форме. И значительно реже появлялись на речке пороги, на которых бурлили резкие и грубые слова.

Только я собрался с удовольствием поплескаться в речке Речь, как... проснулся! Даже жалко, правда?

Н.Лзопкова

Путешествие двух подруг

Жила-была на свете девочка, которую звали Память. Очень хотелось ей побольше узнать обо всем, что есть на свете. И ре­шила она пойти в Страну Знаний, о которой ей рассказывала лучшая подруга - Внимание. Долго отговаривала ее соседка Лень, предлагала поиграть или лучше полежать. Путь-то в Страну Знаний очень длинный и опасный. Но Память не по­слушала ее уговоров и решила во что бы то ни стало добраться до сказочных сокровищ Страны Знаний. Напрасно старалась Лень, которой, впрочем, скоро стало лень стараться.

Памяти, к счастью, не пришлось отправляться в путешест­вие в одиночку - с ней решила пойти ее подружка Внимание. Дорога на самом деле была дальняя и трудная, много препят­ствий вставало на их пути, но все они были преодолены. Де­вочки всегда помогали друг другу в сложных ситуациях.

В пути им встретился маленький и веселый Шумок. Он играл и шутил с девочками, развлекал их, шептался то с од­ной, то с другой. Девочки стали ссориться друг с другом. А ему того и надо было! Не знали девочки, что под личиной безобидного маленького Шумка скрывался злой и коварный волшебник Шум, который решил помешать Памяти и Вни­манию идти вместе в Страну Знаний. Очень хотелось ему разлучить подруг. Он старался отвлечь подруг от их главной цели, все время пытался привлечь на свою сторону немнож­ко легкомысленную девочку Внимание. Память боялась по­терять подругу, она не знала, что делать, как освободить ее от чар злого волшебника.

А Шумок уже радовался своей победе и от радости стал разрастаться, все больше приобретая свой настоящий вид, -и в конце концов превратился в Шум.

Увидев это, Память горько заплакала, но тут она услыша­ла голосок, ласково утешавший ее. Подняла Память запла­канные глаза и увидела рядом с собой девочку. Несмотря на свою юность эта девочка была волшебницей, и звали ее Воля. Она успокоила Память, сказав, что поможет справиться с коварным чародеем.

Услышал это Шум, почуял неладное, засуетился: стал сту­чать, грохотать, вопить. Но бессилен оказался он перед вол­шебницей Волей. Стал он сжиматься, уменьшаться, превратил­ся сначала в Шепоток, потом - в едва заметный Шорох, а после и вовсе исчез. Подруги очень обрадовались - они могли нако­нец спокойно продолжить свое путешествие. На прощание Воля посоветовала им быть дружными и никогда не разлучаться. А если случится беда - пусть ее, Волю, на помощь зовут.

Теперь уже никто больше не мешал подругам в пути, и они благополучно добрались до красивой и богатой Страны Знаний, где и теперь не расстаются, чтобы вновь не появился Шум - злой и коварный волшебник.

А. Попова

Коряга

Давным-давно на окраине огромного темного леса у ши­рокой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна, сваленные в удивительном беспорядке - вперемешку большие и маленькие, короткие и длинные, ши­рокие и узкие. Такая у них была игра: они любили наскаки­вать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шу­мом вновь раскатываться в разные стороны.

Среди ровных и стройных Бревен выделялась одна стран­ная, неуклюжая Коряга, вызывая своим причудливым видом общие насмешки. Никто ее не обтесывал - она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг стали отгонять Корягу, не желая иметь с ней де­ла, и даже задумывались: не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки да подровнять задоринки?

Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бре­вен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печаль­ных мыслей, от чувства безысходности, она наконец уснула.

А наутро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путе­шествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда: не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться

полезной.

Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижали их друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, гордо торчавший вверх, Дровосек привязал маленький флажок.

И плот отправился в далекое путешествие, в новые неиз­веданные земли.

И.Вачков

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшей­ся среди высоких и неприступных гор, росли... Деревья-Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к де­лу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дере­ва-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюб­ленностью, где-то прогибалась до земли от своей Принижен­ности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля - таки­ми они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально па­рили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголка­ми, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько по­датливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле.

Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каж­дого человека в жизни складывается все по-разному, верно?

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, ярост­но бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вы­рывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураган­ным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, толь­ко изучая самого себя и свои поступки.

(сценарий сказкотерапевтического тренинга с элементами арт-терапии)

Сказка о деревьях-Характерах должна носить медитативный характер и рассказываться на фоне релаксирующей музыки.

Проводится этот сказкотерапевтический тренринг в небольшой группе, однако, Вы можете провести её и самостоятельно - сами для себя.

Сказка о Деревьях-характерах рассказывается в два этапа Ведущим.

Первый этап сказкотерапевтического тренинга: введение аудитории в соответствующее настроение и разъяснение общей схемы задания рисуночного теста.

Второй этап сказкотерапевтического тренинга: после окончания общей работы и обсуждения, Ведущий рассказывает (опять же в интонации сказки) о том, что могут означать те или иные детали созданного каждым рисунка в этом рисуночном тесте.

Но самая главная сказочная работа лежит между этими двумя этапами. Она и составляет соль сказкотерапевтического тренинга.

Итак, начнём по порядку готовиться к рисуночному тесту.

Приготовьте листы бумаги и материал для рисования - карандаши, фломастеры, краски.

Попросите собравшихся изобразить на листе своё Дерево-Характер. На эту работу отводится не меньше 20 минут.

Чтобы ввести в курс дела рисовальщиков, начните сказочный зачин. Расцвечивая его своими подробностями и интонацией. Для создания атмосферы и стимуляции воображения, вы можете устроить демонстрацию слайдов. Соберите лучшие изображения деревьев и леса. Пусть это будут как настоящие фотографии живой природы, так и иллюстрации к волшебным сказкам, к поэмам. Очень много в этом плане могут дать иллюстрации Билибина к волшебным русским сказкам, а также кельтские узоры и иллюстрации английских художников к артуровскому циклу и шире - вообще британскому фольклору.

Сказочный Зачин

В волшебном мире, который лежит далеко отсюда, растёт странный лес. Его деревья - суть Характеры всех живущих в нашем мире людей. Все деревья - похожи и не похожи между собой.

Похожи потому, что устроены одинаково. Каждое Дерево-Характер имеет всего четыре главные ветви, от которых уже растут веточки более мелкие.

Вот эти четыре ветви, которые образуют Дерево-Характер:

  1. Ветвь Отношения к Себе,
  2. Ветвь Отношения к Людям.
  3. Ветвь Отношения к Делу.
  4. Ветвь Отношения к Вещам.

А непохожи все эти Деревья-Характеры потому что хоть они и устроены одинаково, но развиваются по-разному и наполняются разным содержанием.

Деревья эти, хоть и растут в одном огромном лесу, согреваются солнцем по-разному, растут на разной почве и по-разному открыты дождю и ветру. Да и сами они имеют право расти так, как им вздумается.

Бывает, что в лес налетает волшебная свирепая буря и тогда она меняет облик Деревьев-Характеров, но и тут каждое дерево меняется по-своему.

Впрочем, рисуйте то, что Вы видите перед своим внутренним взором.

После того, как проходит первые 20 минут рисуночного теста, отведённые на работу над рисунком Дерева, Ведущий даёт рисовальщикам следующее задание - самое важное в этом сказкотерапевтическом тренинге.

Обитатели леса

Ведущий даёт задание нарисовать на своей картине персонажа (или нескольких персонажей), которые обитают рядом с Вашим Деревом-Характером. Кто или что это будет?

Будет ли он жить возле дерева, на нём или в дереве? Будет ли он только изредка посещать Ваше Дерево или же оно - постоянное место его обиталища?

Ведущий просит нарисовать этих персонажей и дать имя каждому.

Некоторые участники сказкотерапевтического тренинга не ограничиваются только рисунком и именем персонажа-обитателя леса, но приписывают к рисунку в рисуночном тесте короткий рассказ-характеристику вымышленных обитателей дерева.

Итак, арт-терапевтическая часть работы данного рисуночного теста закончена, и группа переходит к активному общению, обсуждению и внимательному слушанию - Ведущего и друг друга.

Обсуждение рисунков

Оно проходит по следующей схеме. Вначале все по очереди берут слово и пытаются «расшифровать» чужие рисунки. Для этого Ведущий предлагает найти рисунок, похожий на тот, который создал сам выступающий.

Вопросы:

  1. Какой рисунок из тех, что вы видите перед собой, похож на ваш?
  2. Можете ли вы конкретизировать детали, которые говорят об этом сходстве?

Когда обсуждается рисунок конкретного участника семинара, этот человек имеет право как давать комментарии, так и право - промолчать. Он может опровергать догадки других членов группы, а может подтверждать правоту.

Главное, от чего нужно предостеречь группу перед обсуждением чужих рисунков - необходимо воздержаться от «постановки диагнозов» и вообще от какой-либо формы навязчивой «интерпретации» чужого рисунка.

После обсуждения рисунков в группе Ведущий (который всё время внимательно наблюдал за ходом процесса) берёт слово.

Здесь начинается самое сложное для Ведущего и самое интересное для участников.

Ведущий кладёт перед собой все собранные рисунки нарисованные за время этого рисуночного теста и начинает импровизировать на ходу сказку.

В этой сказке должны быть задействованы все вымышленные персонажи, которых участники семинара пририсовывали к своим деревьям.

Как Вы помните, персонажи должны иметь имена (о них позаботились сами создатели персонажей) и по возможности (но можно и не настаивать) краткие характеристики.

Аудитория в этот момент - внимательно слушает голос ведущего, узнавая по ходу сказки своих героев, живущих возле их деревьев характеров.

По сути, Ведущий выявляет проблемы каждого участника группы и затем рассказывает сказку, которая носит психокоррекционный характер.

Обычно злые, никчёмные и несчастные персонажи по ходу сказочного сюжета вовлекаются в полезные дела и приходят к добру, обретая друзей, красоту, утерянные артефакты, любовь и прочее...

Не старайтесь придумывать супер-сказку высокохудожественного уровня - главное охватить всех персонажей (именно поэтому группа должна быть небольшой) и насытить сказку светлым юмором и чепухой, захватывающими неожиданностями и небанальными, позитивными уроками. Кроме того, сказка не должна затягиваться.

В заключение сказкотерапевтического тренинга...

В заключение рисуночного теста Ведущий раздаёт художникам их творения и рассказывает финал сказки о Деревьях-Характерах.

Конец сказки

Итак, вы узнали страну, где растут волшебные Деревья-Характеры. Как вы уже знаете, у каждого такого дерева - по четыре главные ветви:

  • ветвь отношения к себе,
  • ветвь отношения к людям,
  • ветвь отношения к делу,
  • и ветвь отношения к вещам.

Примерный анализ рисунков

Есть ветви отношения к людям - прямые, а есть изогнутые. Изогнула их ложь или «трудности в общении» (которые и ведут ко лжи).

Есть ветви отношения к людям - длинные, а есть короткие. На длинных, как на длинной скамейке, можно усадить сразу много друзей, на коротких - хорошо если один поместится.

Есть любые ветви - толстые и прочные, а есть хрупкие. На хрупкую ветвь побоишься сесть. Ею можно только любоваться.

Есть ветви отношения к себе, которые торчат так, что, идя по лесу, можно выколоть глаз.

Есть те, что чуть ли не стелятся по земле - от низкой самооценки и бремени возложенных на себя «Я должен»...

Есть ветви отношения к себе, которые смотрят в небо и тянутся к солнцу, спокойные и уверенные в правильности выбранного ориентира, воплощение личного достоинства.

Всем, кто хочет провести это занятие сказкотерапевтического тренинга самостоятельно, я рекомендую освежить в памяти рисуночный тест «Дом. Человек. Дерево», особенно в части «дерево».

Именно интерпретация Дерева из этого классического рисуночного теста поможет Вам более подробно и точно проинтерпретировать Деревья-Характеры из вашей сказки.

Кроме того, включите смекалку сами - пусть метафоры, подсказывающие черты характера, зашифрованные в рисунках, станут понятны вам без шпаргалки.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
СКАЗКА О ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них - множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленность, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля - такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви - ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто… О чем вы узнали из сказки?Растет ли в этом волшебном лесу ваше Дерево-Характер? Какое оно? Создайте рисунок «Мое Дерево-Характер» Как выглядит Ваше Дерево-Характер: большое оно или маленькое, высокое или стелющееся по земле, раскидистое или состоящее только из ствола?Нарисуйте, какие ветки есть на этом дереве – толстые,средние, тонкие, и напишите как оно называются. Ведь каждая ветка – это определенная черта вашего характера.

Сказкотерапевтический тренинг «Деревья характеры из волшебного леса»

Концептуальное введение:

В начале «Сказка о Деревьях-Характерах» использовалась только в работе с младшими школьниками – она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, Возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер. Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже, можно использовать как в рамках сказкотерапевтического и метафорического тренинга, так и в других видах тренингов, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии и образной терапии. От ведущего требуется владение умениями проведения техник визуализации и соблюдение при этом правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки.

Цели : развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.

Задачи:

  1. помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.
  2. тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
  3. развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Цели : Погружение участников в атмосферу сказки.

Материалы

Упражнение «Сказочные характеры» (упражнение разработано составителями тренинга)

Цели : погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : тихая, мелодичная музыка.

Время: 10-15 минут.

Процедура : Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Как всем нам известно, в каждой сказки есть «негативные» персонажи, такие как Баба Яга, Змей Горыныч и т.д, и «позитивные», такие как Золушка, Иван-Царевич и т.д. Ваша задача по кругу вспомнить сначала, всех «негативных» персонажей, кратко объясняя почему вы отнесли данного персонажа в эту категорию, а затем «позитивных».

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?
  2. Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, называли другие участники?
  3. Встречались ли такие персонажи, которых Вы бы отнесли в другую категорию, нежели тот участник, который первым их озвучил?
  4. Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи, если да, то можете их озвучить.

II. Этап – Основная деятельность

Цели

Материалы

Упражнение «Деревья-Характеры»

Цели : применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.

Время : 40 мин.

Данное упражнение состоит из 2 частей:

Часть 1. «Рисование сказки»

Процедура : «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...»

Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.

Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:

«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.

Часть 2. «Найди похожие черты»

Процедура : «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».

Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?
  2. Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?
  3. Какие ощущения вызвала проделанная работа?

III. Этап – Завершение

Цели : получение обратное связи; самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы : спокойная, инструментальная музыка.

Упражнение «Сказка по кругу»

Цели : самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы : спокойная, инструментальная музыка.

Время : 20-30 мин.

Процедура : Ведущий предлагает участникам сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводи персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее.

Вопросы для обсуждения:

  1. Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?
  2. Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
  3. В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
  4. Как вы можете охарактеризовать эти существа?
  5. Какими качествами они обладают?
  6. Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки?
  7. Как вы справились с этими трудностями?
  8. Какие чувства испытываете сейчас?

Литература:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.
  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
  3. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.

Приложение 1

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто... А мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину.
Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле.
Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково их согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно.
Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер…
Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.

Подписи к слайдам:

Автор:педагог-психолог Азарова О.А.
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли…Деревья-Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре главные ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность.
На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости
А на другом была скручена кольцом Лжи.
Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью