Денежная удача

Что такое кагор церковный. Кагор: история одного превращения. Мнения о кагоре

«Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1Ин.5:7-8)

Кагор – красное вино, используемое в традиционных православных обрядах Евхаристии. Сладкий и крепкий кагор тёмно-рубинового цвета символизирует кровь Христа. Кагор чаще всего пьют на Пасху, но в течение года это вино допускается пить для поддержки здоровья, на православные праздники и даже во время Великого поста по воскресеньям.

Известно, что кагор входил в довольствие выздоравливающих бойцов Красной Армии во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.

Хотите узнать, какое отношение имеет французский винодельческий регион Kahor (Cahors)к знаменитому церковному вину? О появлении кагора в России? Об истории и закреплении кагора в христианских обрядах и особенностях его пития в Православии? Разобраться, можно ли кагор пить за столом, какие блюда лучше всего подходят к кагору и с чем сочетается это церковное вино? Давайте узнаем:

На юго-западе Франции существует местечко Kahor Appellation d’origine contrôlée (AOC), в котором выращивается знаменитый сорт винограда Malbec, который славится своим насыщенным цветом и благородным ароматом вкупе с плотным насыщенным вкусом. Считается, что именно из этого местечка экспортировали церковное вино в Россию в начале 18 века и именно этот город дал имя церковному вину Российской Империи.

Копнём подальше в историю. Примерно в 50 году до н.э. (до Рождества Христова) область Kahor (Каор) засаживается виноградниками виноделами Римской Империи. Плодородные земли дают отличное вино, которое, к слову, очень любили не только римские императоры, но и их европейские ставленники, а впоследствии полюбили Римские Папы, короли Франции, Англии и других государств Европы.

Отличное красное вино обладало насыщенным красно-рубиновым цветом, ароматами фиалки и смородины, было сладким и крепким. К сожалению, морозы 1956 года полностью уничтожили все виноградники Кагора, и они были заменены закалёнными аргентинскими потомками.

Известно, что кагор символизирует кровь Христа, и насыщенный цвет вина – это ключевое, но не единственное условие. В разное время споры о том, какое именно вино считать церковным, заканчивались либо церковными расколами, либо принятием совершенно неожиданных и неспецифичных традиций. Например, в Православии прижилась традиция глубокого контроля производства и благословения вина (аналогичная кошеризации в иудаизме).

«Служебник» 1699 года издания утверждает: «Вином же не суть быти и быти не могут вси соки, от различных овощей и ягод источени, сиесть, яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый, и инии сим подобнии». То есть, в церковных обрядах должно применять исключительно виноградное вино, но не соки ягод или овощей. С вином в христианстве связан ещё один факт: киприоты искренне верят, что вино с их острова было испито на Тайной Вечере. Именно это вино «рекомендовал» Иисус Христос. В настоящее время на Кипре производится «то самое вино» и называется Commandaria. Вино имеет насыщенный вкус сухофруктов, обладает хорошей крепостью и сладостью, цвет Коммандарии – янтарно-каштановый. Но при всём уважении к дружественным
Православной Церкви киприотов, кагор гораздо ближе к символу Крови Христа. Глубокий насыщенный красный цвет в сочетании с полным вкусом и ярким ароматом – вот, что должно отличать подлинный христианский символ.

Настоящая история российского кагора начинается со времён Петра I , который наладил импорт одноимённого французского вина для церковных нужд. Не многие знают, что у царя был слабый желудок, потому-то во время частых и обильных пиров ему прописывали пить кагор. Вплоть до конца XIX века вина этого типа завозились из Франции и Испании. Наиболее известные марки французских кагоров того времени – “Рогом”, “Висант”, “Кагор-Гран-Констан”, “Кагор-Дюрок”, “Кагор-Маркэр”, испанских – “Бени-Карло”. Все они отличались интенсивной красной окраской, густотой, терпкостью и необыкновенным вкусом с оттенками малинового варенья и шоколада.
Лишь в конце XIX века при поддержке князя Голицына русскими виноделами (профессор Ховренко, профессор М. Ф. Щербаков, С. Ф. Охременко, И. А. Биянки, С. Д. Долганов, З. Л. Дубинин, А. В. Келлер и другие) была разработана технология получения вин типа кагора. В его основе лежали крымские сорта винограда.

Кагор или любое иностранное вино было в российских церквях и раньше, но доставлялось из различных источников, часто портилось в дороге и не удовлетворяло высоким требованиям. Креплёное густое красное вино из Кагора было очень высокого качества и доставлялось в неизменном виде, что и определило его выбор в качестве церковного. Впоследствии были выбраны и другие источники вина, и с 19 века производство вина для церковных церемоний было налажено внутри Российской Империи, но имя закрепилось и остаётся неизменным до наших дней. Сейчас кагор выпускаются в Краснодарском крае, в Молдове и в Крыму. Изготавливаются они, в зависимости от региона, из сортов винограда Мальбек или Каберне-Совиньон, что обязательно указывается на этикетках.

Главные отличия кагора от прочих вин кроются в особом методе приготовления. На определённом этапе вино нагревают выше 65°C, а затем остужают и оставляют для дображивания, после чего и вводят спирт, доводя вино до нужной крепости. Именно сочетание нагрева с дображиванием позволяет достичь глубокого тёмно-красного цвета с тонами малины, чернослива, чёрной смородины, вишни и шоколада и мягкого бархатистого вкуса вина. Настоящий кагор должен содержать около 16% сахара (160 гл) и 16% спирта. Кагор относят к категории сладких десертных вин, а по международной классификации, кагор – это почти ликёр.

В христианской традиции, кагор – это символичный напиток, его не принято пить так, как пьют, скажем, обычное столовое вино. В полном соответствии со святыми текстами, кагор, символ крови Христа, принято пить с хлебом – символом плоти Христа. Совершается такое совместное вкушение в церкви во время Евхаристии или Святого Причастия. Хлебом в данном случае называют просфору, выпеченную из дрожжевого (квасного) теста, а вино, то есть кагор, разбавляют водой по древнему византийскому обычаю. Вкушая кровь и плоть Христа, верующие таким образом соединяются с Богом.

Традицию пить вино и есть хлеб ввел сам Иисус Христос на Тайной Вечере: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Ин.6:53-58). В процессе Евхаристии происходит Пресуществление, то есть, Преложение, когда вино и хлеб становятся Телом и Кровью Христовыми. В католической традиции Пресуществление хлеба и вина в Кровь и Тело Христа сложилось окончательно после трудов Фомы Аквинского, в которых сказано, что во время евхаристической молитвы сущность хлеба и вина пресуществляются в сущность Крови и Тела Христа, в то время как для органов чувств верующих свойства вина и хлеба не изменяются. Однако многие христианские конфессии не признают реального воплощения Тела и Крови Христова в вине и хлебе и считают обряд Пресуществления символическим.

Если говорить о «гастрономических пристрастиях» кагора – он очень выгоден, так как непривередлив. У этого вина нет идеальных сочетаний, равно как и несовместимости с каким-либо продуктом. Кагор можно пить до, во время и после еды – кому как больше нравится. Конечно, если пить его «на десерт» - то бишь, во время «сладкой» части стола, то богатый вкус и аромат будет замечен и оценен вами лучше. Если же вы хотите приятно провести время за интересной беседой или прочтением любимой книги – лучшего спутника вам не найти. Однако не забывайте – во всем хороша мера. Применительно к кагору это – и маленькие глоточки (именно так советуют пить этот чудо-напиток ценители.) Каждый такой глоточек позволит вам не только «растянуть удовольствие», но и дать каждой капле «раскрыться» во всей ее полноте, подарить незабываемый вкус, аромат и, возможно, напомнить о чем-то очень «сладком». Настоящий кагор настолько хорош, что многим и не захочется его чем-то «закусывать».

Как и все десертные вина, кагор принято пить из небольших бокалов. Для домашнего пользования вино можно водой не разбавлять, подавать кагор следует комнатной температуры после еды или в больших перерывах между едой. Кагор не принято пить за праздничным столом, запивая им еду. Сладкое вино плохо сочетается почти со всеми традиционными праздничными кушаниями, кроме кулича, и за столом лучше ограничиться обычным сухим вином, а кагор приберечь для десерта. Сладкое насыщенное вино с ярким вкусом и ароматом хорошо подходит к фруктам.

Несмотря на то, что кагор – это церковное вино, его можно пить не только во время обряда Евхаристии, но и на праздник Пасхи и в другое время, если проявить к нему должное уважение. Кагор нельзя пить для веселья и пьяного застолья. Кагор – это особое вино, и отношение к нему должно быть соответствующим.

Основные характеристики кагоров следующие:

ординарные вина /не проходившие процесс выдержки в деревянных бочка должны содержать 16% спирта и 16% сахара.

марочные вина /прошедшие процесс выдержки не менее трех лет/ имеют также крепость 16% спирта, а содержание сахара в них должно быть от 18-25%.

Кагор является достаточно универсальным вином, его можно употреблять до начала трапезы, во время и после еды. Здесь каждый человек определит для себя лучшее время для употребления этого сказочного напитка. Температура напитка должна быть комнатной, а при приеме в лечебных целях его следует слегка подогреть.

В настоящее время производится достаточно большой ассортимент кагорных вин.

-Россия: «Кагор №32» /используется,как церковное вино/, «Черные глаза», «Южная ночь», «Церковное», «Кагор Тамани», …

-Крым: самый знаменитый «Кагор Южнобережный», «Черный доктор», «Золотое поле», »Партенит», …

-Молдова: марочный и коллекционный «Чумай».

-Азербайджан: марочный и коллекционный «Кюрдамир» и «Шемаха».

-Абхазия: кагор «New Athos».

КАК ВЫБРАТЬ?

Внимание на этикетку!

И так, на что же обратить внимание при выборе кагора? Конечно же, на этикетку и контрэтикету, благодаря которым вы сможете получить максимум информации о напитке. В первую очередь найдите «градус» продукта: в соответствии с международными требованиями крепость кагора не должна опускаться ниже 16%, ведь это, как вы помните, десертное вино. Кроме того, настоящий кагор просто обязан содержать не менее 80 мг сахара на один кубический дециметр. В составе напитка не должно быть искусственных красителей или ароматизаторов – это просто недопустимо!

Не редко на этикетке кагора можно встретить надписи «вино специальное» и «вино столовое сладкое». В первом случае в бутылке реально будет кагор, а во втором обычное красное вино, ничем не напоминающее рассматриваемый нами напиток. Проверить качество купленного кагора можно и в домашних условиях: налейте полстакана напитка и долейте сюда же немного воды, перемешайте и посмотрите что получилось: если цвет останется прежним, не потускнеет и не посветлеет – перед вами настоящий кагор, в противном случае лишь его фальсификат.

Есть и более изощренный способ проверить напиток на наличие ароматизаторов, примесей и прочих добавок: наполните глубокую посуду водой, в отдельный пузырек налейте кагора и зажмите горлышко пальцем; затем поместите пузырек в посудину с водой, переверните его и разожмите палец – натуральное вино смешиваться с водой не будет. Если это все же произошло, не исключено, что производитель «постеснялся» вынести все входящие в состав напитка ингредиенты на этикетку, хотя и был обязан это сделать.

Ещё раз! Т.к. всегда есть вероятность приобрести подделку, то лучше приобретать вино в фирменных магазинах. Цена одной бутылки кагора может меняться в очень широких пределах, от 200 рублей до нескольких тысяч. Поэтому надо выбирать это вино для себя, учитывая особенности своего вкуса.

Есть немало вин, вкусовые качества которых дополняются историей происхождения, реальной или легендарной. К таким винам относится и кагор, знаменитое густое церковное вино темно-красного цвета, напоминающее кровь. Это вино славится не только сакральным значением и вкусовыми качествами, оно также обладает многими полезными свойствами, о которых можно узнать из этого материала.

История

История создания современного кагора довольно замысловата. Само наименование «кагор» происходит из Франции. Там этим словом называют красное сухое вино , произведенное в окрестностях небольшого городка Каор. При Петре I его стали экспортировать в Россию, где использовали, в основном, в качестве церковного вина.


Уже с 1733 года Русская православная церковь стала использовать в таинстве Евхаристии исключительно кагор. Это вино привлекло церковных иерархов своим темно-красным цветом, который не блекнул даже после разбавления его водой - такой напиток прекрасно подходил в качестве символа крови Христовой.

Так как до появления кагора использовавшиеся церковью вина были кислыми, во Франции специально для России наладили производство более сладкого напитка. Ну а в XIX веке технологию производства кагора освоили уже в Российской империи. Его стали использовать не только в церковных обрядах, но и употреблять как столовое вино. Но этот напиток с классическим французским продуктом, по сути, уже не имел почти ничего общего.

Важно! В современности выпускаются несколько сортов этого вина. Эталоном считается крымский кагор «Южнобережный», рецептура которого была разработана еще в самом конце XIX века для виноделен князя Голицына.

Так, продукт, выпускаемый на постсоветском пространстве, относится к десертным крепленым винам, а французский является сухим вином с небольшим содержанием сахара. Да и производятся они зачастую из различных сортов винограда.


Состав

Для производства кагора на постсоветском пространстве используется виноград различных сортов. Это может быть «Мерло», «Саперави» и т.д. (французский кагор изготавливается исключительно из «Мальбека»). Содержание сахара в различных сортах составляет 160-195 г/л (16-20%). Спирта содержится 16-18%. Классическим считается содержание 16% спирта и 16% сахара.

Химический состав

В составе данного напитка имеются органические соединения, относящиеся к классу флавоноидов. Эти вещества определяют цвет напитка. Кроме того, они отличаются антиоксидантными свойствами и обладают способностью нейтрализовывать свободные радикалы, таким образом притормаживая процесс старения организма.


Присутствует в этом напитке и органическое соединение ресвератрол, обладающее противовоспалительными, кардиопротекторными и противоопухолевыми свойствами, снижающее уровень сахара в крови.

Полезные свойства

Помимо замечательных вкусовых качеств, кагор располагает целым рядом полезных свойств. Этот продукт стимулирует аппетит и укрепляет пищеварение. Оно также имеет множество лечебных свойств, но подробнее об этом будет сказано ниже.

Знаете ли вы? Из всего многообразия кагоров, представленных на рынке, в качестве церковного вина в приходах Русской православной церкви используется только «Кагор №32» - он полностью соответствует всем требованиям РПЦ.

Вредные свойства и противопоказания


Противопоказано употребление этого напитка при серьезных заболеваниях внутренних органов: печени, почек и т.д.

Лечебные свойства

Еще в Средневековье, в монастырях Франции, пользовались кагором как лечебным средством. Это вино слыло чудодейственным эликсиром и активно применялось в медицине в качестве укрепляющего организм средства. Но в отличие от многих заблуждений той эпохи, целебные свойства данного вина подтвердила современная медицина.


В частности, умеренное употребление этого напитка положительно влияет на сердечно-сосудистую систему организма.

Также данный продукт используют в качестве профилактического средства. Исследователями было замечено, что употребление этого напитка понижает риск сосудистых заболеваний, таких как тромбоз, тромбофлебит, атеросклероз. Умеренное употребление понижает содержание холестерина в крови.

Кроме того, было доказано, что кагор замедляет процессы старения, благотворно влияя на клетки организма. Антиоксиданты, которые с избытком находятся в этом вине, существенно улучшают кровообращение, замедляют процесс появление морщин и поднимают жизненный тонус всего организма. Известно также свойство напитка выводить из организма человека радионуклиды. Это вино присутствует даже в рационе моряков-подводников, несущих службу на атомных подводных лодках.


Умеренное употребление данного продукта позволяет людям эффективно снимать стресс и бороться с нервным переутомлением. Бокал вина поспособствует снятию синдрома хронической усталости и предотвращению эмоционального срыва человека. Главное - не злоупотреблять.

Медицине также известны противовирусные свойства этого напитка. Горячий церковный кагор облегчает состояние больных при простудных заболеваниях, таких как ОРЗ, ОРВИ, грипп. Он благотворно влияет на иммунную и эндокринную системы человека. В стоматологии этот продукт рекомендуется как укрепляющее дёсны средство, также он предупреждает кариес.

Употребление 200-300 граммов кагора оптимизирует пищеварение и самым положительным образом влияет на обмен веществ в организме. Умеренное потребление продукта способствует избавлению от враждебной микрофлоры в кишечнике и помогает эффективному выводу шлаков из организма.

Кагор при беременности - польза или вред


Употребление кагора, как и любого другого алкоголя, во время беременности не то чтобы совсем исключено, но делать это нужно с большой осторожностью и только тогда, когда беременная в этом действительно нуждается. В любом случае, о возможности употребления этого продукта в период беременности лучше проконсультироваться с врачом.

Важно! Злоупотребление спиртными напитками, или даже незначительное превышение рекомендованных к употреблению порций во время беременности может привести к рождению ребенка с различными отклонениями.

Как выбрать

Данное вино различается по степени выдержанности. Оно может быть ординарным (без выдержки в бочках), ординарным выдержанным (полгода выдержки) и марочным (до трех лет выдержки в бочках). Информация о выдержке должна быть указана на этикетке. Содержание алкоголя должно быть 16-18%, а сахара - не менее 16%. Показатели содержания сахара и спирта, ниже минимально допустимых, свидетельствуют о подделке.

Этот продукт лучше покупать в специализированных магазинах, там значительно меньше вероятности приобрести фальсификат. Бутылка должна быть темного стекла, а глиняные бутылки - неподходящая тара для любых вин, в таких сосудах они быстро приходят в негодность. Осадок в бутылке недопустим. Срок хранения этого напитка ограничен, он указан на этикетке и составляет не более пяти месяцев.


Качество уже приобретенного продукта можно проверить в домашних условиях несколькими способами. Настоящий кагор должен сохранить насыщенный красный цвет, даже если его развели водой в пропорции 1:2 или 1:3. Другой способ - добавить в напиток соду. Если напиток приобретет синеватый оттенок, то это фальсификат. Можно также определить качество напитка следующим образом: набрать пузырек вина и воды в другую емкость, зажать пузырек пальцем, перевернуть его опустить в воду и убрать палец. Если качество продукта хорошее, то оно останется в пузырьке.

Знаете ли вы? В период Великой Отечественной войны производимый в Узбекистане кагор «Узбекистан» широко использовался в качестве общеукрепляющего средства для выздоравливающих после ранений военнослужащих.

Как видим, кагор - не только отличное десертное вино, но и напиток, обладающий многочисленными лечебными свойствами. Противопоказаний у него немного, но злоупотребление этим напитком, впрочем, как и любым алкоголем, может отрицательно повлиять на организм.

На юго-западе Франции в излучине реки Лот лежит живописный город Каор. Здесь занимаются виноделием с древних времен. Как утверждают жители города, лоза торжественно прибыла на их земли две тысячи лет назад под барабанный бой римских легионеров. Именно Каору (в вольной русской транскрипции Кагору) было суждено дать название российскому церковному вину. Почему так случилось, сегодня сказать сложно, тем более что нынешний сухой каор имеет мало общего с нашим сладким крепленым кагором. Но попробуем в этом разобраться. Рассказывает MillionMenu.ru.

В Средние века судьба благоволила к каорским винам. Каор — один из этапов знаменитого Пути Сантьяго (Святого Иакова — апостола Христа и покровителя Испании), а это значит, что многим паломникам, побывавшим в этом городе, местное вино было хорошо известно. Тысячи путешественников, восстанавливающих силы после трудного пути, отведав глоток-другой доброго каора, рассказывали потом о его удивительных свойствах братьям по вере. В христианском мире каоры считались исключительно полезными для здоровья.

Прибавил популярности этим винам и другой исторический факт: уроженец Каора папа Иоанн ХХII (1316—1334), став верховным понтификом, осыпал родной город дарами и привилегиями. Благодаря ему в Авиньоне во время службы священники стали причащать каором.

Благодаря папе Иоанну ХХII во время службы священники стали причащать каором

Когда в России во времена Петра I возник вопрос, какое вино использовать для нужд пореформенной церкви, выбор пал на каор. И вовсе не из-за его целебности (хотя утверждают, будто сам царь лечил им язву желудка) и не из-за того, что его признали евхаристическим в Авиньоне, а по чисто практическим соображениям. Насыщенные каоры лучше других соответствовали православной традиции добавлять в преосуществленное в Кровь Христову вино горячую воду («теплоту», «зеон»). Чтобы сильно разбавленное вино сохранило цвет, оно должно было быть очень экстрактивным, и каор как нельзя лучше отвечал этому требованию. Недаром англичане, которые импортировали каор еще с XIII века, называли его black wine — «черным вином».

Такие свойства вино приобретает благодаря технологии изготовления. Ягоды винограда Мальбек (он же Оксерруа) дробились, и сусло с мезгой в течение суток выдерживалось при температуре 75—80 °C. По-видимому, сырье нагревалось для повышения содержания алкоголя и плотности в будущем вине. Такие напитки хорошо хранились, что позволяло перевозить их на большие расстояния и способствовало их распространению.

Не последнюю роль в выборе Петра I, наверняка, играли и экономические причины: вина юго-запада Франции вообще и Каора в частности были значительно дешевле многих других, например бордоских. Ведь в этот период слава Каора начала угасать. Пользуясь своим географическим положением и королевскими привилегиями, Бордо диктовал прочим регионам свои условия. Прежде чем выставлять вина на продажу, производители Каора должны были дожидаться, пока будет сбыт весь урожай бордо. К этому моменту винный рынок был уже насыщен и цены на каоры не могли быть высокими по определению. Расположенный неподалеку от Бордо, Каор постоянно находился в тени своего блестящего соседа. Даже указ Тюрго, в 1776 году отменивший исключительные права для бордосцев, не смог положить конец незавидному положению, в котором оказался винодельческий юго-запад. Его по-прежнему воспринимали как «задворки Бордо». И в дальнейшем Каор ждали суровые испытания. В 1875 году виноградники региона поразила филлоксера, и, несмотря на поистине героические усилия виноградарей, о виноделии пришлось на время забыть.

По иннициативе Петра I кагор стали использовать для нужд пореформенной церкви

По этой причине Русская православная церковь была вынуждена срочно искать замену каору. На роль «дублера» подошло сладкое, насыщенное и тягучее вино из Валенсии, из города Беникарло. Но в России уже давно назрела необходимость в собственном вине. Население страны росло, численность прихожан, соответственно, тоже, и импорт уже не покрывал всех потребностей РПЦ (к началу XIX века ей требовалось порядка 3 млн. литров вина). К тому же возить напиток из Испании было весьма недешево! А возможность делать вино в России была — Лев Сергеевич Голицын уже заложил фундамент для производства отечественных вин в Крыму и на Кавказе.

В феврале 1902 года на Первом российском съезде виноградарей и виноделов, проходившем под председательством князя Голицына, представители духовенства поставили перед российскими мастерами задачу создать свое церковное вино. Съезд определил два вида вина для нужд церкви: красное сладкое и красное сухое. В постановлении съезда говорилось, что вино в обоих случаях нужно делать только из винограда, для повышения крепости использовать только чистый виноградный спирт-ректификат, а для увеличения сахаристости применять исключительно сгущенный виноградный сок. Добавление экстрактов трав, сахара и крахмало-паточного спирта полностью исключалось.

Над технологией изготовления кагоров работали лучшие энологические умы России: Л. С. Голицын, профессор М. А. Ховренко, профессор М. Ф. Щербаков, виноделы из Крыма, из хозяйств «Магарач» и «Массандра», С. Ф. Охременко, И. А. Биянки, А. В. Келлер. Благодаря их вдохновенному труду сегодня существует несколько технологий изготовления кагоров. Наиболее широко распространены две из них.

Первая была разработана Долгановым и Дубининым в конце XIX века, а затем усовершенствована в 30-е годы XX века и напоминает каорскую. По этой технологии раздробленный виноград сорта Саперави нагревают до 55˚С и затем охлаждают. После остывания сусло бродит, в него добавляют виноградный спирт и сгущенный виноградный сироп. Лучшие образцы таких кагоров выдерживают в бочках. По этой технологии в крымской Массандре с 1933 года производят «Кагор Южнобережный» — мощное вино с тонами шоколада, сливок и сухофруктов в букете.

По другой технологии ягоды подвяливают на лозе. Затем собранный виноград прессуют, сбраживают, добавляют спирт, нагревают и еще некоторое время держат при высокой температуре. Так производят кагор в Молдавии, Узбекистане, Азербайджане.

Но вернемся в Каор. В 1971 году произошло важное событие в винодельческой истории Каора: он получил статус апеллясьона (наименования, контролируемого по происхождению). Отныне название «каор» может носить только вино из одноименного региона, произведенное по четко установленной законом технологии, а это значит, что признана его ценность и уникальность.

В наши дни каор — насыщенное сухое вино. Его делают без предварительного нагревания. К сожалению, былое величие Мальбека после двукратного уничтожения виноградников (в конце XIX века «постаралась» филлоксера, а в 1956 году — рекордные заморозки) восстановить не удалось — вина с гибридной лозы оказались бледной копией тех, что некогда прославили Каор. Поэтому в купаж к Мальбеку теперь добавляют Танна и Мерло.

Современный каор в молодости соблазняет своей взрывной фруктовостью, обволакивающими танинами, идеальным балансом. В его букете доминируют ароматы черных ягод (тутовника и черники). Он прекрасен с фуа-гра и мясом под соусом. С выдержкой в букете каора могут развиваться тона вишни и сливы, а также ореховые, коричные, бальзамические нотки, оттенки свежемолотого кофе и лакрицы. Каоры 15-летней выдержки поражают воображение благородством и богатством. Французские сомелье рекомендуют подавать такое вино к трюфелям, красному мясу, дичи, приготовленной под грибным соусом, а также к тушеному голубю, фазану и сырам.

К сожалению, на российском рынке каор найти непросто, хотя в мире их положение постепенно укрепляется и специалисты начинают оценивать их по достоинству. Так, Château Lagrezette 2001 в 2005 году вошло в один из самых престижных винных рейтингов Top 100 от Wine Spectator. Среди лучших производителей назовем Chateau de Cayrou-Jouffreau, Clos la Coutale, Clos de Triguedina, Domaine Haut-Monplaisir.

Церковное вино

Так назыв. "Ц. вино" довольно распространено в России, но из нескольких миллионов ведер, ежегодно поступающих в продажу, лишь небольшое количество (около 500 тыс. ведер) идет для надобностей церкви при совершении таинства евхаристии, значительнейшая же часть (до 4½ млн.) потребляется преимущественно средним и низшим слоями населения при всякого рода празднествах (крестинах, свадьбах и пр.), а иногда также в целях лечебных. Понятие и качества Ц. вина в точности православною церковью не установлены, но, по каноническим указаниям ("Известие учительное") и установившемуся обычаю, Ц. вино должно быть густо-красное, сладкое и достаточной крепости; впрочем, в Закавказье и в Бессарабии при богослужении употребляется не сладкое, а сухое красное вино. Само собою разумеется, что выделка Ц. вина, удовлетворяющего указанным требованиям, возможна, так сказать, естественным способом, во всех наших винодельческим районах, где почвенные и климатические условия, а равно разводимые сорта винограда пригодны, вообще, для получения достаточно крепких и интенсивно окрашенных вин. Некоторые недостатки последних, обусловливаемые неблагоприятными атмосферными явлениями неудачных годов, могут быть исправлены применением рациональных приемов виноделия и погребного хозяйства. К числу этих приемов следует отнести: вяление винограда на кустах или на соломенных матах, сгущение виноградного сока уваркою (концентрация), добавление виноградного спирта и, наконец, пастеризация уже готового напитка. В настоящее время на рынке наряду с доброкачественным продуктом обращается множество фальсификатов, более или менее искусно подогнанных под Ц. вино нормальных свойств. В качестве высоких сортов в торговле предлагаются вина иностранного происхождения - кагор, рогом и беникарло; затем обычно идут под названием Ц. же вина красные вина, северного Кавказа (преимущественно из Кизляра) и наконец, всякие другие бессарабские, закавказские и крымские вина, подвергающиеся более или менее существенным переделкам; попадается много (особенно в захолустьях) и такого "Ц. вина", которое и капли настоящего виноградного вина в себе не содержит.

В. Таиров.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Церковное вино" в других словарях:

    вино - душистое (Огарев); зеленое (Мельн. Печерский); искрометное (Фет, Фруг); янтарно прозрачное (Минаев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. вино… … Словарь эпитетов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Нама (значения). Нама (греч. Νάμα) сладкое красное вино, традиционно использующееся в греческих православных храмах для таинства Причастия. По вкусовым качествам обладает схожестью с вином… … Википедия

    - (теория). Под Т. разумеют промысловую деятельность, имеющую целью преодолевать препятствия, разделяющие производителей и потребителей во времени и пространстве. Это определение (Ван дер Боргт) шире общепринятого, по которому Т. заключается в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Один из винодельческих «шато» в Каоре О городе см. Каор. Кагор (фр. Cahors) французское красное сухое вино из региона … Википедия

    А (у); м. Сорт красного десертного виноградного вина; вино этого сорта (используется в религиозных обрядах как церковное вино). ● По названию г. Каор (Cahors) во Франции. * * * кагор (от названия г. Каор, Франция), десертное вино, приготовленное … Энциклопедический словарь

    - (по им. фр. города, где произведено). Сорт красных вин; церковное вино. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАГОР красное, сладкое и довольно крепкое французское вино, получившее свое название от города … Словарь иностранных слов русского языка

    В 1618 г., будучи стряпчим, был прислан с сеунчом к царю Михаилу Феодоровичy полномочным послом, боярином и наместником московским Ф. И. Шереметевым после заключения Деулинского договора с Польшей. Государь пожаловал ему за сеунч: 40 соболей,… … Большая биографическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Благовещенский собор. Кафедральный Православный храм Благовещенский кафедральный собор Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы … Википедия

    кагор - а (у); м. Сорт красного десертного виноградного вина; вино этого сорта (используется в религиозных обрядах как церковное вино) По названию г. Каор (Cahors) во Франции … Словарь многих выражений

    Табачный скандал события, связанные с беспошлинным ввозом в Россию подакцизных товаров структурами Русской православной церкви под эгидой благотворительного фонда «Ника» и Штаба по гуманитарной помощи Русской православной церкви в 1996 году … Википедия

Книги

  • Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны , Гашек Я.. Образ чешского солдата в армии Австро-Венгерской монархии был создан Ярославом Гашеком не сразу. В 1911 году в чешском журнале "Карикатуры" были напечатаны первые рассказы о солдате по имени…

… Должен признаться, что для ее воплощения нет у меня ни административной, ни хозяйственной хватки, ни надлежащих средств… но мечта есть и, кажется, она стоит того, чтобы о ней рассказать.

Я живу в Крыму, и любимая моя область – это юго-запад полуострова с его живописными горами, поросшими лесом, с уютными долинами и – главное – с пещерными монастырями, вырубленными в глубокой древности. Эти ныне возрождающиеся монастыри на горах существовали сотни лет, и их было множество, не говоря уже о сельских и приходских храмах. Целая страна, имя которой – княжество Феодоро. Иногда на территории не больше 5 квадратных километров археологи находят развалины одиннадцати, тринадцати церквей…

Угасание монастырской жизни в этих пещерных горных монастырях и селениях связывают с нашествием турок на в XV веке. Тогда христианство перешло из процветающего состояния в упадочное. Впрочем, это только внешняя оценка, потому что главное, конечно, – внутренняя, сокровенная жизнь христиан, а также поступки, жизнь в согласии с верой. Христиан в Крыму и после турецкой колонизации оставалось немало, но вещественных свидетельств их жизни во времена османского владычества сохранилось немного.

Но я возвращаюсь к главной теме нашего разговора – к мечте. Так вот, на горах, посреди развалин древних монастырей и православных поселений и до сих пор можно найти одичавшие лозы винограда. Некогда в этих монастырях и селениях виноградарству и производству вина, в том числе и лучших его сортов – для литургии, богослужебного пользования, – посвящалась значительная часть повседневного трудового времени монашествующих, да и мирян. Об этом свидетельствуют как одичавшие лозы, так и многочисленные вырубленные в скалах давильни для винограда – тарапаны.

А сейчас у нас практически не производится для литургии, для церковного употребления. Пусть многочисленные наклейки типа «Монастырская изба» или «Слезы монаха» вас не обольщают: большей частью это просто клюква как в переносном, так и, увы, почти что в прямом смысле. Но даже вино, изготовленное с соблюдением технологий, чаще всего не соответствует тем специфическим требованиям, которые предъявляются вину для литургического пользования.

Требования эти, в общем, просты, но соблюдение их связано с применением трудоемких технологий. Традиционно вино для церковного употребления должно быть красным, густым и сладким, но… (и вот тут начинается самое главное) – без добавления сахара и спирта, не говоря уже о красителях и ароматизаторах. То есть это должно быть вино сухое, но вместе с тем сладкое, а достичь этого естественным способом довольно сложно. Известно, что сахар в вине перерабатывается в спирт. И для того чтобы сухое вино было сладким, нужно, чтобы после окончания естественного брожения в вине оставался еще «свободный» сахар. А для этого сусло для приготовления вина должно быть очень сладким. Как это достигается естественным образом, я скажу позже, а пока опишу в двух словах, как подходят к приготовлению церковного вина в православной Греции.

Первым долгом специалисты по виноделию, обсудив со священством, какой виноград лучше подходит для производства отличного литургического вина, выискивают наиболее удобный для выращивания именно этого сорта винограда участок земли. Вообще для винограда очень важно то, какая земля, почва, а также как расположен участок в отношении солнечного света, розы ветров, какой там микроклимат. Так вот, выбирают участок, и прежде всего священник его освящает. Дальше начинается работа, во-первых, профессиональная, а во-вторых, благословенная. А вот такое сочетание профессионализма с осознанным благоговением, с верой и молитвой – для нас в диковинку. Но это – желательная перспектива и, думается, вполне достижимая. Специалисты, да еще и верующие, освящающие свой труд сознательным призыванием Божиего благословения, – как хочется (и верится), что это станет для нас нормой. И верю, что придем мы к этому, было бы желание. Но пока – о том, как это бывает в .

Итак, виноградари благочестивые трудятся, выращивая, воспитывая (хорошее слово!) лозу специально для церковных нужд. Затем, благословившись, собирают урожай. И вот тут тоже есть свои особенности. Напомню, что для производства церковного вина используют самые сладкие сорта винограда. При этом гроздья подламываются за какое-то время до сбора прямо на лозе и подвяливаются на солнце, чтобы виноградины, лишившись влаги, сконцентрировали в себе как можно больше сахара. Это довольно сложная и трудоемкая технология, но благодаря ей вино получается достаточно сладким и после брожения, без добавления сахара. После сбора винограда начинается в прямом смысле священнодействие – непосредственно уже производство вина, которое должно быть сладким, вкусным и вместе с тем без каких бы то ни было добавлений. Конечно, у виноделов есть множество своих секретов, но так или иначе вино выстаивается, сливается несколько раз с осадка, вызревает и только тогда – освящается и употребляется для служения Божественной литургии.

Вот главная моя мечта и состоит в том, что у нас – в Крыму – будет когда-нибудь налажено такое производство. Производство церковного вина с соблюдением не только надлежащих технологий, но и канонических правил.

Но это еще не всё, о чем я хотел сказать. Помимо этой, главной мечты есть у меня и «подмечта», если можно так сказать, впрочем, тесно связанная с первой. Заключается она в том, чтобы отыскивать старые сорта винограда, одичавшие, может быть непригодные уже к употреблению, с кислыми ягодами, но всё же хранящие еще в себе то, что можно назвать «кодом». Кодом той – стародавней – жизни, того , монашеского труда, той веры, того упования, преемниками которого, хранителями и умножителями мы можем и должны быть… Такая идея духовной и материальной преемственности в области церковного виноделия. Находить эти старые сорта и пытаться их «реанимировать», воссоздавать – могу только догадываться, какое это сложное и кропотливое дело. Но и какое же благодатное вместе с тем, согласитесь!

Знаю, что в советское время такие работы селекционные по сохранению, возрождению лучших крымских сортов винограда проводились. Но в этой работе ведь не было духовного, литургического смысла, а это так важно! Да и кто сейчас хранит и продолжает это дело? Может быть, единицы энтузиастов, а так… – завозятся в Крым всё новые и новые сорта «перспективные», прежде всего в смысле коммерции и прибытка.

Знаю, что традиции церковного виноделия успешно возрождаются в других местах, например в грузинском монастыре Алаверди. Виноделие испокон веку было традиционным трудом монахов этого монастыря. И вот в последние несколько лет эта древняя традиция успешно возрождается.

Трудность такой деятельности, думаю, во многом связана именно с тем, что она не приносит быстрой прибыли. А значит, эта деятельность может и должна быть связана с такими чисто христианскими качествами, как терпение, упование на Бога, вера, трудолюбие с воздержанием, почитание традиций… Но думаю, что такое доброе и важное дело, как производство церковного вина, милостью Божией может принести тому, кто занимается им, со временем и материальную прибыль. Даже уверен в этом! Но, главное, такая деятельность может для людей, занявшихся ею, стать тем путем, в житейском, практическом смысле, которым человек совершает свое восхождение к Богу. Восхождение через добросовестный и благословенный труд, освященный упованием и . А это, несомненно, важнее любой материальной выгоды и прибыли. Только бы нам прийти к пониманию этого!

И еще одно… может быть, главное, к чему я клоню. Вся наша нынешняя жизнь напоминает тот самый кислый виноград на выродившемся и заброшенном винограднике, который всем нам предстоит сообща возродить, потрудиться над ним, с терпением и молитвой, вырастить добрый урожай и принести его Богу. Ну, вот теперь уж собственно и всё, что я хотел сказать. То есть не надо слишком расстраиваться, что виноград наш кислый, что столбики повалены, шпалеры порваны и ограда порушена, что лозы оплетены лианами и заглушены зарослями бурьяна. Хватит уже, поплакали – и будет. А теперь надо нам всем, каждому на своем месте, делать то, что можем. Кому бурьян вырывать и сжигать его в стороне от виноградника… кому землю вскапывать, хоть и трудное это дело… Каменистая она на виноградниках – так часто бывает. Но когда любишь свою землю, тогда и труд до пролития пота на ней – в радость… Кому столбики восстанавливать, натягивать между ними проволоку, чтобы было на чем лозе развиваться, расти. Кому древние лозы с бережливостью и , со знанием дела подрезать, освобождать от оплетших их диких растений, подвязывать, лечить… А всем вместе думать, как из кислого винограда сделать сладкий… Самый сладкий, какой только возможно! И химичить мы не станем, потому что цель наша не в том, чтобы гроздья были с ведро, и не в том, чтобы пустить кому-нибудь пыль в глаза и повыгодней продать урожай, а в том, чтобы принести его Господу. Хорошо ведь, согласитесь, так думать, об этом иметь первейшее свое попечение. И неужели не поможет нам Господь, если мы так будем думать и так будем трудиться? Да поможет, конечно, и так поможет, что мы только радоваться будем и умиляться, потому что доброе дело – по-настоящему доброе – всегда приносит и радость неизреченную, которую ничем другим заменить невозможно.

А насчет скорости… Вот это важно. Не надо нам спешить, как это ни странно звучит. Дело делать надо, а вот спешить – не надо. Нам всё хочется, чтобы побыстрее, а то опоздаем; всё кажется, что не успеем… Да нет же. Не опоздаем, если перестанем суетиться и вспомним, что всё в руках Божиих, а не в наших… если поймем, что всё, что нам нужно сейчас, – это не спешка, а вера, благоговение и внимание… к себе… к жизни своей… к тому, что делаем. Перед лицом Божиим. И спешка здесь может только навредить. Мне вспоминается по этому поводу притча китайская, но и для нас вполне подходящая.

Это притча о торопливом крестьянине, который посадил пшеницу, дождался, пока она взойдет, но дальше решил, что слишком уж медленно она растет и надо ей помочь. И вот этот крестьянин с великим усердием и «терпением» ходил по полю и каждый колосок подтягивал, чтобы он рос быстрее… Понятно, что в конце концов остался бедняга без урожая.

Вот так и мы иногда уподобляемся нетерпеливому крестьянину, стремясь всё поскорее сделать там, где нужна не скорость, а благоговейный и терпеливый труд, вера и внимание к себе, в согласии с Богом.

Отечество наше подобно разом и ниве, и винограднику. И всем нам предстоит потрудиться дружно, поработать смиренно, чтобы принести Господу от трудов своих кто что сможет. И тогда, приобщаясь Тела и Крови Христовой, мы непременно поймем, что важнее, чище, святее этого нет ничего на свете. Только чтобы это понять, как раз и надо нам трудиться уже сейчас, не оглядываясь и не сетуя по поводу поваленных столбиков, разрушенной ограды и кислого винограда. Дай нам, Боже, полюбить труд в Твоем винограднике, на ниве Твоей.

А об остальном, Господи, Ты обязательно позаботишься Сам!