Приметы

Финские бронетранспортеры для шведской армии. Бронированная модульная машина AMV Patria Vehicles Морской БТР «Хэвок» выполнил всю программу испытаний

ББМ AMV " Patria "

Бронированная модульная машина AMV разработана фирмой Patria Vehicles в сотрудничестве с финскими силами обороны, использован опыт, полученный при проектировании, разработке и производстве бронетранспортеров для перевозки личного состава серии ХА с колесной формулой 6х6. Они находятся в производстве с 1984 г., всего в настоящее время выпущено около 1000 машин.

Внешний вид ББМ AMV " Patria "

С момента принятия на вооружение серия ХА была расширена для выполнения значительно более широкого диапазона боевых задач. В настоящее время потребителю нужны машины не только более мобильные, но и лучше защищенные, с увеличенной полезной нагрузкой и более низкими затратами на весь жизненный цикл. Это привело к разработке бронированной модульной машины. Для снижения затрат на жизненный цикл в машине AMV по возможности используются проверенные и отработанные компоненты.


Габариты машины


В 2004 году опытный образец "бронированной модульной машины" (AMV) фирмы Patria выиграл конкурс машин в Польше, а его конкуренты - машины "Пандур II Р" (Steyr Spezialfahrzeuge, Вена) и "Пиранья III C" (MOWAG, Кройцлинген) заняли последние места.

Модульная конструкция при использовании современных технологий предоставляет создателю машины высокую гибкость в области адаптации к постановке большого количества различных задач. На системном уровне можно выбрать заказчика в широких пределах между различными опциями для главных компонентов, например, двигатель-коробка передач, элементы конструкции ходовой части, конденционер воздуха, система защиты от оружия массового поражения (АВС-защита).

На уровне действия (миссии) машина благодаря наличию различных версий и интеграции комплектов сменного оборудования в широком спектре может быть приведена в соответствие постановке любой задачи.

AMV фирмы Patria , оснащенная башней LCT -30/35 фирмы Denel

Модульная конструкция, кроме того, гарантирует обширный потенциал для будущего.


Базой для значительной подвижности является комбинация оптимального размера и количества колес с независимой подвеской и оптимального выполнения шасси и привода. Этим, с одной стороны, достигается высокая скорость, а, с другой стороны, хорошая проходимость на труднопроходимой местности. Подвеска колес машины AMV может быть легко и быстро адаптирована к различным нагрузкам на колесо; это важно при интеграции в машину дополнительного оснащения, например, дополнительного бронирования (для защиты от мин до 10 кг TNT и баллистической защиты от 30-мм боеприпасов APFSDS ) или тяжелой огневой установки. Использование стандартных компонентов способствует простому, быстрому и экономичному ремонту.

Максимальную боевую массу в 26 тонн или 22 тонны для плавающих вариантов считают пределом в данном классе машин. Отсюда вытекает высокая полезная нагрузка с большим внутренним объемом для размещения личного состава и оборудования.

Семейство машин AMV может использоваться для решения большого спектра задач. Для базовой модели в качестве вариантов предусматривались БТР, штабная или санитарная машина, БМП, разведывательная бронированная машина, подвижный наблюдательный пункт, а также машина противотанковой обороны. В качестве системной платформы AMV может оснащаться в виде командного поста, санитарной машины или подвижной мастерской. Не в последнюю очередь AMV может найти применение в качестве тяжелого носителя вооружения для крупнокалиберных миномета и пушек.

Вид внутреннего пространства машины

Польские вооруженные силы намерены в период с 2004 по 2013 годы принять на вооружение в общей сложности 690 таких бронированных колесных машин (c колесными формулами 8х8 и 6х6). В их числе боевые машины пехоты (313 машин) с двухместной башней Oto Melara Hitfist 30P и пушкой калибром 30 мм ATK MK 44, машины для перевозки личного состава (БТР) (87) с пулеметом калибром 12,7 мм, командирские машины (118), инженерно-разведывательные машины (48), медико-санитарные машины (46), ремонтно-эвакуационные машины (46) и боевые разведывательные машины (32) с колесной формулой 6х6. Стоимость сделки - 4,925 млрд. злотых (около 1,3 млрд. долл).

Первые 90 машин поступили на вооружение 21 горнострелковой и 12 механизированной бригад в 2006 году. Приемлемая стоимость машины, а также высокие гарантийные обязательства стали решающими для победы в конкурсе.

AMV фирмы Patria со 105- мм CV пушкой Cockerill

Кроме того, сборка будет осуществляться при непосредственном использовании мощностей польской промышленности. В польской армии машина получила название «Росомаха».


Боевая машина пехоты оснащена двухместной башней. На первом финском прототипе AMV P2 была установлена башня GDLS CTC LAV с 30 мм пушкой ATK Bushmaster. На машинах собираемых в Польше устанавливается двухместная башней итальянской фирмы Oto Melara Hitfist 30P и пушкой ATK MK 44 калибром 30 мм. Другим вариантом боевого модуля является DENEL LCT30 и Rafael RCWS. В апреле 2005 года Чехия приняла решение о закупке партии до 234 бронетранспортеров. Ожидаемая стоимость контракта составляет около 861 млн. долл. Все поставки должны завершиться в 4-5 лет. Patria совместно с "Рейнметалл лэнд системз", предлагает вариант AMV с 2-местным боевым модулем E-49. Новые бронетранспортеры должны будут заменить OT-64, которые находятся на вооружении чешской армии более 40 лет. Поступление первых серийных AMV в строй финской армии намечено на 2006 год. Министерством обороны было заказано 24 машины в варианте самоходного миномета AMOS (Advanced Mortar System).


Вариант Nemo с одноствольным автоматическим 120-мм минометом Amos


ТТХ

ББМ " Patria " AMV

Год принятия на вооружение

2004

Общая масса, т

16,0 т до 26,0

До 10

Габариты

7300 / 2300 / 2900

Длина/ Ширина / Высота (по крышу корпуса), м

7,70 / 2,80 /2,30

Полезный объем

> 13 м 3

Ширина колеи

2,50 м

Личный состав

До 11 (включая водителя)

Защита (по желанию потребителя)

Основная защита с защитными элементами Баллистическая: до 30-мм снарядов APFSDS / Мины: до 10 кг TNT

Максимальная скорость

> 100 км/ч

Скорость на плаву

8- 10 км/ч (макс.масса 22 т)

Двигатель

(например, Scania Dl , 12-ти литровый, дизельный, мощностью 360 кВТ, 1970 Н × м

Мощность двигателя, кВт

До 405

Максимальный крутящий момент

До 2085 Н × м

Коробка передач

(например, ZF Ecomat 7 HP 902, автоматическая, с 7 передачами для движения вперед, с 1 передачей для движения задним ходом)

Привод/ходовая часть

Привод на все колеса / гидропневматическая

Шины

Шины 14.00 R 20 с автоматической системой подкачки

Преодолеваемый подъем/крен

70 %/40 %

Глубина брода,

2,00

Высота вертикального уступа /ширина преодолеваемого рва, м

0,70 / 2,10

Запас хода по шоссе / грунту, км

800/ 600

Оснащение по желанию потребителя

От 7,62-мм до 105-мм оружейные башни 120-мм миномет

Базовое оснащение

Регулирование дорожного просвета, центральная система регулирования давления в шинах, защитная система вентиляции от ОМП, система кондиционирования воздуха

Польша

В 2004 году опытный образец "бронированной модульной машины" (AMV ) фирмы Patria выиграл конкурс машин в Польше, а его конкуренты - машины "Пандур II Р" (Steyr Spezialfahrzeuge , Вена) и "Пиранья III C " (MOWAG , Кройцлинген) заняли последние места. Польские вооруженные силы намерены в период с 2004 по 2013 годы принять на вооружение в общей сложности 690 таких бронированных колесных машин (c колесными формулами 8х8 и 6х6). В их числе боевые машины пехоты (313 машин) с двухместной башней Oto Melara Hitfist 30 P и пушкой калибром 30 мм ATK MK 44, машины для перевозки личного состава (БТР) (87) с пулеметом калибром 12,7 мм, командирские машины (118), инженерно-разведывательные машины (48), медико-санитарные машины (46), ремонтно-эвакуационные машины (46) и боевые разведывательные машины (32) с колесной формулой 6х6. Стоимость сделки - 4,925 млрд. злотых (около 1,3 млрд. долл).

Первые 90 машин поступят на вооружение 21 горнострелковой и 12 механизированной бригад в 2006 году.

Приемлемая стоимость машины, а также высокие гарантийные обязательства стали решающими для победы в конкурсе. Кроме того, сборка будет осуществляться при непосредственном использовании мощностей польской оборонной. Таким образом благадаря благоприятным условиям предложенным Patria Vehicles полякам удалось продать боевую машину существующую в единственном экземпляре и еще даже не прошедшую войсковые испытания, проходившие в сухопутных войсках Финляндии.

В польской армии машина получила название «Росомаха».

Десантное отделение 8x8 AMV


Варианты компоновки AMV

Бронетранспортер

Вариант в базовой комплектации включает модуль Patria PML 127 OWS с 12,7 мм пулеметом. Модуль имеет электрогидравлический привод, углы наведения 360° по горизонту и -8° до +48° по вертикали.Оснащен прицелом Zeiss PERI-Z16A1 и перископическим прицелом NAE 200 с ЭОП поколения II+. Возможна установка ACCD/ТВП прицелов.

Варианты вооружения польской AMV - вариант БТР

Oto Melara Hitrole

Recon/Optical Inc M101 CROWS II

Rafael Armament Development Authority RCWS-127

Kongsberg RWS Protector

OBR SM/Arex ZSMU-127 Kobuz

Из существующих на сегодняшний день бронированных колесных боевых (БКМ) машин, финский бронетранспортер Patria AMV с колесной формулой 8×8 является наиболее удачным в своем классе. По сути, эта машина стала родоначальником новой тенденции в развитии бронетехники – создания унифицированной колесной бронированной платформы. Несколько ранее эта идея прорабатывалась российскими конструкторами, создавшими колесный бронетранспортер БТР-90, который планировалось использовать именно как универсальную колесную платформу, но в силу ряда обстоятельств Министерство обороны России отказалось от закупок этой, не имевшей равных в мире в своем классе, машины.

Финские конструкторы компании Patria Vehicles Oy смогли довести свою работу до логического конца и предложить на международный рынок боевых колесных машин свою разработку. Сейчас финские производители колесных бронированных машин вошли в пятерку мировых лидеров по объему продаж БКМ на международном рынке и после США и Канады делят третье место с российской «Военно-промышленной компанией». Объемы поставок колесной бронетехники этими компаниями составляют по 11% от общего объема продаж в мире.

Разработка БКМ Patria AMV (AMV – Armoured Modular Vehicle) была начата в середине 90-х годов прошлого века. В основу новой машины легли результаты тщательных исследований, проведенных научно-техническими подразделениями финских сил обороны, завершивших в 1995 году анализ концепций различных типов БКМ и сформулировавших требования к новой машине, а также опыт финских конструкторов по созданию, эксплуатации и боевого применения семейства БТРов SisuPasi XA-180 с колесной формулой 6×6, серийно выпускавшихся в Финляндии с 1984 года. Проект нового колесного бронетранспортера конструкторами разрабатывался с широким применением компьютерных 3D технологй, что обеспечило значительное сокращение сроков проектирования и строительства опытных образцов. Последующие успешные испытания опытных образцов показали, что машина оправдала все ожидания и соответствует все техническим требованиям, которые были предъявлены при разработке проекта. Прорабатывались несколько вариантов машины с колесными формулами 6×6, 8×8 и 10×10. Однако в результате исследований инженеры компании Patria Vehicles и специалисты министерства обороны Финляндии пришли к выводу, что оптимальным вариантом для замены БТРов ХА-180 должны стать машины с колесной формулой 8×8. Это определялось тем, что в соответствии с предъявленными требованиями необходимо было увеличивать защищенность машины, а, следовательно, и ее массу, а также возросли требования к максимальной полезной нагрузке, определяющей возможность установки на БКМ различных вариантов боевых модулей.

В тесном сотрудничестве со специалистами министерства обороны Финляндии и конструкторы компании Patria Oyj к 2000 году завершили проработку технического проекта будущего бронетранспортера.

В ноябре 2001 года был построен и готов для испытаний первый опытный образец БКМ Patria AMV. В базовой конфигурации корпуса он предусматривал возможность установки широкой линейки боевых модулей, включая башни с установленными в них 25-30-мм автоматическими пушками, для использования в качестве колесной БМП. Кроме того, разработанный опытный образец БКМ предусматривался под использование в качестве БТР, подвижного командного пункта и бронированной медицинской машины.

Второй опытный образец, разрабатываемый компанией, должен был иметь более высокий корпус в задней части машины, для увеличения внутреннего объема машины для использования ее в целях машины управления и связи с установкой мачты с механическим приводом, БРЭМ, медицинской машины с возможностью оказания врачебной помощи и т.д.

Министерством обороны Финляндии в декабре 2001 года были заказаны два опытных образца машины для проведения испытаний, которые были поставлены в 2003 году.

Далее события развивались стремительно: не успели еще финские военные начать полноценные испытания, а от министерства обороны компании Patria поступил заказ на поставку 24 машин Patria AMVs с установленными на них минометными системами AMOS (Advanced MOrtar System) со сроком поставки в армию в 2006-2009 годах. Сама минометная система была разработана совместной финско-шведской компанией Patria Hagglunds (компания включает Patria VAMMAS, Финляндия и Hagglunds Vehicle, Швеция), и вызвала большой интерес у военных скандинавских стран. А шасси БКМ Patria AMV подошло к этой системе как нельзя кстати. Вслед за этим контрактом последовал новый заказ от министерства обороны Финляндии – 100 машин, оснащенных дистанционно управляемым боевым модулем, правда немного погодя, заказ был сокращен на 38 машин, и составил 62 машины.

В декабре 2002 года польское министерство обороны после почти двухлетнего, с момента объявления и так реально не проведенного тендера на поставку БТРов, разместило заказ компании Patria на 690 машин (в дальнейшем он был увеличен еще на 133 единицы). Именно благодаря этому контракту Patria и стала одним из ведущих в Европе производителей бронированных колесных машин в весовой категории до 30 тонн. Позже последовали заказы от армий Южной Африки, Объединенных Арабских Эмиратов, Хорватии, Словении. В большинстве своем заказы следовали с условием организации сборки или лицензионного производства финских БКМ на заводах заказчика. В 2004 году Patria AMV стала первой серийно выпускаемой БКМ 4-го поколения.

Описание конструкции

Главной особенностью БКМ Patria AMV является модульность конструкция. Причем модульность, по заявлениям разработчиков, обеспечивается в двух измерениях.

Первое измерение – это обеспечение модульности при построении самой системы шасси машины. Заказчик может заказать для своих машин тот или иной тип силовой установки и трансмиссии, системы охлаждения, обогрева, кондиционирования, систему коллективной защиты от ОМП, размер и тип колес. Например, в БКМ Patria AMV могут быть установлены дизельные двигатели мощностью от 335 до 536 л.с.

Второе измерение – это обеспечение того или иного назначения машины за счет различной комплектации одного и того же шасси: БТР, колесная БМП, БРЭМ, БММ, КШМ ит.д.

Масса машины Patria AMV, в конфигурации БТР, без экипажа и полезной нагрузки составляет 16 тонн. Максимально допустимая масса для БКМ Patria AMV составляет 26 тонн, что обеспечивает максимальную несущую способность шасси до 10 т. Внутренний заброневой объем машины составляет 13 м 2 . При этом габариты машины, в отличие от большинства современных бронемашин с колесной формулой 8×8, позволяют соответствовать распространенному в настоящее время требованию военных о том, чтобы бронемашины можно было транспортировать самолетом типа С-130 Hercules. При этом Patria AMV сохраняет возможность плавать, если ее масса не превышает 22 тонн. Этот предел достаточен для установки на машину двухместной башни, как это было продемонстрировано на испытаниях. В этом случае, в кормовой части БКМ Patria AMV устанавливаются с каждого борта по водометному движителю в кожухе, с гидроприводом. Водометы обеспечивают машине скорость на плаву до 10 км/ч. В дополнение к водометным движителям машины, предназначенные для движения на плаву, оборудуются волноотражательным щитком.

Основной версией БКМ Patria AMV все же является бронетранспортер, поэтому на примере этой машины и будет рассмотрена компоновка машины.

Корпус машины разделен на 4 отделения: управления, боевое, десантное и моторно-трансмиссионное (МТО).

Еще одна оригинальность конструкции БКМ Patria AMV в том, что корпус машины установлен на подрамнике, и именно к нему крепится ходовая часть, а не непосредственно к корпусу, как на большинстве машин. В подрамнике же установлена и карданная передача, осуществляющая передачу крутящего момента к колесам. Такая конструкция – расположение корпуса на подрамнике – значительно упрощает конструкцию нижней части корпуса, подрамник обеспечивает защиту карданной передачи от механических повреждений и облегчает ремонт.

Корпус сварен из листов броневой стали повышенной твердости Armox, изготовленных компанией Swedish steel. В стандартном исполнении он обеспечивает защиту от попадания пуль 7,62-мм боевых патронов 7,62×51 (винтовочный патрон стандарта НАТО) общего назначения, т.е. в этом исполнении защита соответствует 2 уровню защиты по натовскому стандарту STANAG-4569.

Отделение управления расположено в носовой части корпуса у левого борта. В нем расположено сиденье водителя и органы управления машиной и ее системами. Сиденье водителя прикреплено к полу, но не непосредственно, а через специальный подрамник, на котором сиденье установлено вместе с педалями и рулевым колесом, таким образом, что они остаются в том же самом положении относительно друг друга, если сиденье перемещают вверх и вниз, для удобства управления водителем в боевом или походном положениях, т.е. с закрытым люком или при открытом люке и головой, выглядывающей над корпусом. Над сиденьем водителя имеется люк прямоугольной формы, крышка которого открывается назад. В ее передней части во всю ширину вмонтирован призматический прибор наблюдения с углом обзора 150°. При вождении машины в походном положении, когда голова высунута из корпуса, водитель может использовать складывающееся ветровое стекло с боковыми окнами на шарнирах. Это складывающееся стекло при ненадобности укладываются под специальный щиток в наклонном броневом листе корпуса. Кроме того, у водителя имеется монитор, отображающий изображение с небольшой телевизионной камеры, установленной в корме корпуса, над кормовой дверью. Она помогает водителю двигаться задним ходом и наблюдать за движущимися сзади машинами.

Моторно-трансмиссионное отделение расположено справа от отделения управления и занимает более двух третей ширины корпуса машины и более трети ее длины. В МТО размещаются двигатель, трансмиссия и системы, обеспечивающие работу двигателя. Как и принято, в последнее время во многих странах Запада, производящих и продающих на экспорт военную технику, в БКМ Patria AMV для снижения стоимости производства широко используются серийные готовые компоненты, причем зачастую производства различных зарубежных стран. Так, например, в первом опытном образце новой финской БКМ использовался рядный, шести цилиндровый дизельный двигатель DC 12, являющийся военной версией двигателя шведского грузовика Scania, немецкая коробка передач и т.д.

В варианте бронетранспортера в машине Patria AMV позади водителя расположено место командира. Его место находится в относительно широком проходе между местом водителя и десантным отделением, и потому очень удобно место для командира десанта. Над его сиденьем имеется командирская башенка с приборами наблюдения и люком, закрывающимся бронированной крышкой.

За МТО и справа от командира в БТРе расположено место наводчика, которое также оборудовано башенкой со встроенными в нее смотровыми приборами. Наводчик со своего места управляет дистанционно управляемой пулеметной установкой.

Места командира и наводчика образуют боевое отделение.

От кормовой части и практически почти до середины машины расположено десантное отделение, рассчитанное на размещение и перевозку восьми пехотинцев. Посадка и высадка десанта может осуществляться через имеющийся кормовой выход, закрывающийся двустворчатой распашной дверью, а также через два люка в крыше корпуса машины. Сиденья в десантном отделении не крепятся к полу, а для снижения воздействия взрывной волны при подрывах машины на минах или самодельных взрывных устройствах (СВУ) крепятся к бортам корпуса. Таким же образом крепятся сиденья командира и наводчика.

Для обеспечения возможности экипажу наблюдать за обстановкой вокруг машины, не подвергая себя опасности, на каждом борту корпуса имеются небольшие телевизионные камеры, изображение с которых отображается на мониторах, установленных в десантном отделении.

Защищенность

Защищенность экипажа и систем машины Patria AMV обеспечивается цельносварным корпусом, сваренным из бронированных стальных листов Armox, производства компании Swedish steel, которые обеспечивают защиту от 7,62-мм пуль стандартных (не бронебойных типа АР) боевых патронов НАТО. Однако имеется возможность оснащения корпуса дополнительными броневыми плитами по бортам, устанавливаемых таким образом, чтобы между ними и основной конструкцией корпуса был промежуток. Вместо них могут быть установлены только лишь «косметические» модули из алюминия, но также могут быть установлены и модули из высокотвердой броневой стали, обеспечивающие высокие уровни защиты. Пространство между плитами также может быть заполнено другими броневыми материалами, что обеспечит еще большие уровни защиты. Причем во всех случаях БКМ Patria AMV будет выглядеть внешне одинаково, и атакующий противник никогда не сможет знать уровень защиты БКМ, с которой он столкнулся. Тип и свойства брони, которая может быть установлена между пластинами, не разглашается. Тем не менее, компания IDB, уже разрекламировала возможность применение в БКМ Patria AMV своей брони АМАР, которую она разработала на смену широко используемой навесной брони MEXAS на основе керамики.

В любом случае, как сообщают разработчика БКМ Patria AMV должна выдерживать попадания в лобовые проекции 30-мм бронебойных подкалиберных снарядов. В дополнение, для снижения воздействия кумулятивной струи, при попадании гранат ручных противотанковых гранатометов, имеется подбой в форме композитных панелей на базе стекловолокна S2 или полиэтиленового волокна Dyneema, имеющего сверхнизкий молекулярный вес.

По заявлениям разработчиков, конструкция машины Patria AMV обеспечивает безопасность экипажу при подрыве под колесом взрывного устройства мощностью до 8 кг ВВ в тротиловом эквиваленте или 3-х килограммового заряда под днищем машины. По словам представителей компании Patria, no желанию заказчика уровень противоминной защиты машины может быть повышен. Это обеспечивается двойным днищем корпуса машины с большим промежутком, заполненным специальным энергопоглащающим материалом. Надежность прочности колесных ниш обеспечивается новой технологией изготовления корпуса, при которой нет сварных соединений нижних листов спонсонов с бортовыми листами корпуса – все выполняется из одной бронедетали путем ее изгиба.

Машина оснащена автоматическими системами пожаротушения и коллективной защиты от оружия массового поражения.

Подвижность

БКМ Patria AMV обладает высокой подвижностью, которую машине обеспечивают силовая установка с мощным дизельным двигателем, автоматическая трансмиссия и высокоэффективная подвеска колесного шасси. На базовом варианте машины в качестве силового агрегата используется 6-цилиндровый рядный турбонаддувный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением DC 12, являющийся военной версией двигателя шведского грузовика Scania с рабочим объемом 11,7 литров, развивающий максимальную мощность 360 кВт (490 л.с.). По отношению к «гражданской» версии он был несколько модернизирован для обеспечения машине возможности преодолевать 60% подъем и 30% косогоры, поскольку в базовом варианте он имел систему смазки с «мокрым» картером, не позволяющей обеспечить его нормальную работу при таких углах продольного и поперечного наклона. По желанию заказчика БКМ Patria AMV может быть оснащена и другими силовыми агрегатами мощностью от 335 до 536 л.с.

Двигатель соединен с автоматической семиступенчатой трансмиссией ZF 7HP 9002 Ecomat, производства Германии. Вместе с двигателем и трансмиссией на подрамнике установлена интегрированная система охлаждения, разработанная британской компанией Ametek Airscrew. Она включает в себя два вентилятора, работающих в широком диапазоне скоростей, обеспечивающих смешивание потока воздуха, прошедшего через радиаторы системы охлаждения и МТО. При монтаже-демонтаже силового блока система охлаждения находится на силовом блоке как единое целое, что позволяет при необходимости провести его замену в течение одного часа.

От автоматической коробки передач крутящий момент через передаточную коробку Katsa передается на центральную карданную передачу и от нее на все восемь колес. Привод колес постоянный с межосевыми дифференциалами между передними и задними парами осей, которые могут быть заблокированы для увеличения сцепления в тяжелых дорожных условиях.

Все колеса снабжены дисковыми тормозами с гидроприводом. На передних четырех колесах установлены по два калипера (исполнительный механизм, прижимающий тормозные накладки к диску) на каждое, а на четырех задних колесах – по одному. Автоматическая система торможения ABS устанавливается по желанию заказчика.

Подвеска колес независимая, двухрычажная на поперечных рычагах. Управляемыми являются передние две пары колес. Однако, по заявлениям разработчиков машины, по желанию заказчика могут быть сделаны управляемыми и все четыре пары колес, поскольку для обеспечения унификации подвесок колес, полуоси всех восьми колес оснащены шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС). Обычно ШРУСы устанавливают только на полуосях с управляемыми колесами, а на неуправляемых устанавливают обычные карданные передачи, т.к. они дешевле.

Подвеска колес гидропневматическая, индивидуальная, обеспечивающая большие динамические хода колес и, соответственно, высокую плавность хода машине, при движении по бездорожью. По желанию заказчика гидропневмоподвеска может быть сделана регулируемой.

Колеса оснащены шинами Nokian размерностью 14.00 R20 со специальным рисунком протектора для районов севера. Для заказчиков с преобладанием пустынных районов на колеса могут устанавливаться шины Michelin XZL соответствующего размера. И в том и в другом случае шины оснащены внутренними вставками «run flat» производства французской компании Hutchinson, обеспечивающей сохранение ограниченной подвижности машины при полном разрушении шины. Кроме того, все колеса имеют централизованную систему подкачки шин, для изменения давления в них при движении по грунтам с различной несущей способностью, а также для поддержания давления в шинах при ограниченном количестве пулевых пробитий.

Огневая мощь

Огневая мощь БКМ Patria AMV зависит от того, какой комплекс вооружения устанавливается на машину, что в свою очередь определяется заказчиком в зависимости от предназначения машины: БТР, колесная БМП, истребитель танков, самоходная минометная система и т.д.

БТР Patria AMV

В конфигурации БТР для вооруженных сил Финляндии Patria AMV планировалась оснащаться одной из трех альтернативных выносных систем вооружения. Одной из них является комплекс PML 127 OWS (Overhead Weapon System), разработанная компанией Patria. В качестве оружия в этом комплексе используется 12,7 мм пулемет НСВ-12,7 «Утес» советского производства.

Другим вариантом комплекса вооружения, устанавливаемом на БТР Patria AMV является комплекс Protector M151 с дистанционным управлением и с 12,7-мм пулеметом Browning M2HB QCB.

Комплекс разработан и производится норвежской компанией Kongsberg. Подобные комплексы вооружения широко используются на американских БТРах Stryker и других боевых машинах.

Кроме боевого модуля данный вариант машины предусматривает ее оснащение системой боевого управления KONGSBERG Blue Force PROTECTOR, способной передавать по сети информацию о положении своих войск и войск противника в близком к реальному масштабе времени с целью сокращения риска возможностей огневого поражения своих войск. Кроме того машина оснащается также системой ситуационной осведомленности – Rheinmetall Defence Situational Awareness System (SAS), которая обеспечивает обзор на 360° градусов. Вместе со своим основным партнером в области защиты компанией IBD Deisenroth & Akers Krutbruk, Patria установила на свою бронированную машину систему повышения живучести нового поколения.

Третьим комплексом вооружения, выбранным финскими военными для использования на БТР Patria AMV, является выносной дистанционно управляемый боевой модуль HITROLE производства итальянской компании Oto Melara. В качестве оружия в нем также используется 12,7-мм пулемет Browning M2HB QCB, но в отличие от двух других комплексов вооружения может быть оснащен вместо пулемета 40-мм автоматическим гранатометом.

В итоге финской армией были заказаны БТР Patria AMV вооруженные комплексом Protector Lite и получили обозначение ХА-360.

БМП Patria AMV

При использовании БКМ Patria AMV в качестве боевой машины пехоты предусматривается оснащение машины более мощным комплексом вооружения, чем те, что устанавливаются на БТРах. В этом случае обычно на машину устанавливают двухместную башню с автоматической малокалиберной пушкой. В ходе разработки БМП на шасси Patria AMV было испытано несколько вариантов комплексов вооружения (KB). Одним из первых, стал KB в составе башни HITROLE производства итальянской компании Oto Melara с 25-мм пушкой Oerlikon KBA. Подобный KB устанавливается на итальянской гусеничной БМП Dardo. Также проводились испытания машины с установленной на нее башни американской компании Delco Defense (ныне входит в состав компании General Dynamics Land Systems) сначала с 25-мм автоматической пушкой М242 Bushmaster, а затем с 30-мм пушкой Bushmaster II. Такие комплексы вооружения устанавливались на канадские колесные боевые машины LAV-25 и LAV-30.

Польская армия для своих БМП Patria AMV выбрала модернизированную двухместную башню HITFIST с установленной в ней 30/40-мм автоматической пушкой М44 АТК Gun Systems. Эта пушка является модернизацией пушки Bushmaster II, которая может быть быстро переоборудоваться из системы, стреляющей боеприпасами калибра 30×173 мм, в 40-мм в пушку, стреляющую новыми боеприпасами Super Forty с бронебойными подкалиберными снарядами, обладающими большей бронепробиваемостью. Пушка М44 была разработана по заказу американского корпуса морской пехоты для замены 25-мм пушки М242 и изначально была принята для комплекса вооружения американской плавающей экспедиционной боевой машины AAAV. Также это оружие используется на шведской БМП CV90 состоящей на вооружении в швейцарской и финской армиях.

Боекомплект 30/40-мм Mk44 пушки, установленной в башне HITFIST польской БМП Patria AMV, составляет 250 готовых к использованию 30-мм патронов, уложенных в две ленты: со 140 патронами с осколочными трассирующими снарядами и 110 патронами с бронебойными трассирующими снарядами. Еще имеется 270 патронов, уложенных в боеукладке в корпусе. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет.

«Сердцем» комплекса вооружения HITFIST является цифровая система управления огнем Galileo. В нее входят прицельно-наблюдательные комплексы командира и наводчика, двухплоскостной стабилизатор оружия, баллистический вычислитель с комплектом датчиков условий стрельбы. В состав прицельно-наблюдательного комплекса наводчика, который в башне сидит слева, входит перископический прицел Kollsman с 12-кратным телевизионным дневным каналом, тепловизионным каналом с двумя сменными увеличениями и лазерным дальномерным каналом с безопасным для глаз излучением. Комбинированное изображение телевизионного и тепловизионного каналов выводится на плоский дисплей. При выходе из строя СУО наводчик может использовать аварийный оптический дневной прицел. Для ведения наблюдения у наводчика установлен один перископический прибор наблюдения.

Командир машины, который сидит слева, может вести огонь из основного и вспомогательного оружия, осуществляя его наведение на цель по установленному на его рабочем месте монитору, отображающему обеспечен монитором, дублирующему комбинированное изображение телевизионного и тепловизионного каналов прицельного комплекса наводчика. Наведение оружия осуществляется электромеханическими приводами наведения стабилизатора оружия при помощи пультов управления командира или наводчика. Пульты управления командира и наводчика одинаковые, представляют собой фиксированные рукоятки управления с кнюппелем под большой палец руки. Как показали исследования, такие пульты управления менее предпочтительны, чем пульты с рукоятками для двух рук, поскольку дают больше ошибок особенно при стрельбе с ходу. Приводы наведения обеспечивают наведение оружия на 360° по горизонтали и с углом возвышения до 60°, что дает возможность вести огонь не только по наземным, но и по воздушным целям, а также по верхним этажам зданий и господствующим высотам при бое в городе или в горах. Приводы наведения пушки и башни имеют ручное дублирование.

Башня HIFIST сварная из алюминиевой брони, для повышения защиты к ней снаружи болтами крепятся плиты из броневой стали.

Помимо трех членов экипажа БМП Patria AMV может перевозить до восьми полностью экипированных пехотинцев в десантном отделении.

Для оборонного ведомства Южно-Африканской Республики были заказаны 264 БМП Patria AMV, получивших в ЮАР наименование Hoefyster, с другой башней Denel LTC 30, производства южноафриканской компании Denel Land Systems. Эта башня полностью сварная из броневой стали.

Боевые машины для ЮАР поставляются консорциумом компаний, в который входят не только финская Patria и южноафриканская Denel, но также EADS, LMT (Land Mobility Technologies) и Land Systems South Africa – ОМС, вошедшая недавно в состав ВАЕ Systems.

Общие характеристики башни Denel LTC 30 подобны характеристикам башни HITFIST Oto Melara. Она также вооружена 30/40-мм автоматической пушкой Мк 44. Однако в составе автоматизированной СУО имеется панорамный комбинированный прицел командира.

Объединенные Арабские Эмираты заказали для своей армии БМП Patria AMV с комплексом вооружения российской БМП-3, в состав которого входят автоматизированная СУО с тепловизионным прицелом Namut, 100-мм нарезное орудие-пусковая установка с автоматом заряжания, 30-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемет, электромеханический стабилизатор оружия 2Э52, комплекс управляемого вооружения «Бастион». Поскольку одним из важнейших требований, предъявляемых к БМП арабскими военными является способность машины преодолевать водные преграды вплавь, то в этом варианте БМП Patria AMV финским конструкторам пришлось удлинять корпус машины на 40 см, что к тому же обеспечило размещение в десантном отделении 8 пехотинцев.

Для финской армии рассматривается вариант оснащения БМП Patria AMV боевым модулем PROTECTOR Medium Caliber RWS (дистанционно управляемый комплекс вооружения среднего калибра) норвежской компании Kongsberg. Он представляет собой необитаемую башню с автоматизированной системой управления огнем, обеспечивающей возможность реализации принципа «Hunter Killer» и имеющую в качестве основного оружия автоматическую пушку калибра 25-50 мм. В состав боекомплекта могут входить выстрелы с бронебойными, многоцелевыми, осколочно-фугасными снарядами и с осколочными снарядами с подрывом на траектории полета. Количество выстрелов в боекомплекте боевого модуля PROTECTOR Medium Caliber RWS не указывается.

Масса модуля с защитой по 4 уровню STANAG (защита от попадания бронебойных пуль Б-32 калибра 14,5 мм) составляет 2000 кг. Защита модуля может быть повышена до 5 уровня по STANAG с соответствующим увеличением его массы. Эксперты считают данный боевой модуль наиболее перспективным для использования на БМП Patria AMV в финской армии.

Чешские военные рассматривали вариант оснащения шасси Patria AMV боевыми модулями RCWS израильской компании Rafael и Е-49 немецкой компании Rheinmetall Land Systems. Первый представляет собой вынесенную дистанционно управляемую систему, а второй -двухместную башню с установленной в ней автоматической пушкой. В обоих вариантах используется автоматическая пушка калибра 30 мм.

Patria AMV с минометной системой AMOS

Самой тяжелой системой вооружения, принятой для установки на шасси Patria AMV пока что является передовая минометная система AMOS (Advanced MOrtar Systems). Она в себя включает башню с установленными в ней спаренными 120-мм казнозарядными гладкоствольными минометами с автоматической системой заряжания. Система AMOS разрабатывалась для создания скорострельной высокомобильной минометной системы, обеспечивающей значительное сокращение времени на выполнение огневой задачи, позволяющее снизить риск обнаружения радарами противника и, следовательно, уязвимость от контрудара. Система AMOS обеспечивает применение тактики «выстрелил и убежал» – она способна открыть огонь в течение 30 секунд после развертывания и покинуть огневую позицию менее, чем через 10 секунд после окончания стрельбы. AMOS способна производить четыре выстрела за менее чем восемь секунд и продолжать стрельбу со скорострельностью 26 выстрелов в минуту. Система управления огнем может рассчитать траектории последовательно выпущенных мин таким образом, чтобы обеспечить нанесение одновременного удара 14 минами по цели на дальности 10 и более километров.

Разработка минометной системы AMOS началась в середине девяностых в инициативном порядке компаниями Vammas (ныне Patria Weapon Systems) и Hagglunds Vehicle. В1996-1997 гг. были построены и установлены на гусеничные шасси шведской БМП CV90 два опытных образца системы. Затем еще один опытный образец AMOS был установлен на колесную бронированную машину Patria XA-185 с колесной формулой 6×6, но было понятно, что это шасси не обладает достаточной несущей способностью для транспортировки системы и боекомплекта к ней. С 1999 года разработку AMOS стала координировать совместная финско-шведская компания Patria Hagglunds Oy. В 2000 году она представила на выставке Евросатори в Париже систему AMOS установленную на демонстрационной модели БКМ Patria AMV 8×8. После чего позже последовал заказ от финского министерства обороны на поставку 24 систем AMOS на шасси Patria AMV. Первые четыре таких самоходные минометные системы поступили в финскую армию в 2005 году. Patria AMV с минометной системой AMOS имеет экипаж из четырех человек. Боекомплект включает в себя 84 осколочно-фугасных мины и 6 управляемых боеприпасов. Масса башни с системой AMOS без оснащения дополнительными броневыми модулями и без боекомплекта составляет 4400 кг, поэтому без проблем может монтироваться на шасси Patria AMV.

Patria AMV с минометной системой NEMO

Минометная система NEMO (NEw MOrtar) также разрабатывалась в инициативном порядке компанией Patria Weapons Systems Oy. Она является облегченной версией минометной системы AMOS, только с одним стволом. Финская армия заказала 24 единицы систем NEMO, установленных на шасси Patria AMV 8×8. Первые машины поступили в войска поступили в 2006 году. Кроме того такие системы заказала Словенская армия, став первым экспортным заказчиком. Первые поставки самоходных систем NEMO поступили в Словению в 2008 году.

Система NEMO представляет собой необитаемую башню, которая может быть установлена на большинство колесных БТР или небольшие корабли. 120-мм минометный ствол системы NEMO идентичен тем, что установлены системе AMOS. Самоходная минометная система NEMO предназначена для обеспечения огневой поддержки подразделений. Дальность стрельбы составляет около 10 км в зависимости от используемого заряда и типа боеприпаса. Для системы NEMO применяются осколочно-фугасные, дымовые, осветительные и специальные транспортные мины. Также можно использовать все стандартные 120-мм минометные мины и разработанные компанией Patria Weapons Systems Оу управляемые высокоточные боеприпасы. Максимальный темп стрельбы составляет 10 выстрелов в минуту, стандартная максимальная скорострельность составляет 7 выстрелов в минуту. СУО NEMO обеспечивает расчет траекторий полета мин для обеспечения нанесения одновременного удара шестью минами по цели. Система NEMO может быть готова к стрельбе менее чем через 30 секунд после развертывания и может оставить огневую позицию менее чем через 10 секунд после прекращения стрельбы. Типовой боевой расчет системы NEMO состоит из командира, наводчика и двух заряжающих. Финские конструкторы ведут проработку установки на шасси Patria AMV планируется установка еще одной тяжелой системы вооружения. Португальские военные планируют приобрести колесные машины вооруженные 105-мм танковой пушкой. В качестве возможного варианта рассматривается установка башни HIFACT Oto Melara со 105-мм пушкой. Конструкторы компании Patria Vehicles не видят особых проблем, поскольку башни HIFACT со 105-мм и 120-мм танковыми пушками устанавливаются на итальянские колесное шасси Centauro Iveco-Fiat 8×8, имеющее значительно меньшие возможности по несущей способности.

БРЭМ Patria AMV ARRV

БРЭМ Patria AMV выполнена на основе шасси с увеличенным объемом корпуса. Корпус машины длиннее базовой модели на 90 см, значительно выше сделан корпус от кормы до середины машины. БРЭМ Patria AMV ARRV оснащена подъемным краном с гидроприводами, имеющим максимальную грузоподъемность 4 т, при угле вылета стрелы 56° и 2,5 т при угле вылета стрелы 5°. Максимальная длина вылета стрелы крана составляет 5 м. Кроме того машина оборудована лебедкой с тяговым усилием 12 тс и комплектом специального оборудования для производства обслуживания и ремонта бронированных машин. Масса БРЭМ составляет 27 т, вследствие чего машина не имеет возможности преодолевать водные преграды вплавь. Глубина преодолеваемого брода этой машиной до 2 м. По уровню защиты БРЭМ ARRV соответствует базовой модели Patria AMV.

Варианты БКМ Patria AMV

На основе базовой модели Patria AMV выпускаются в вариантах: БТР, БМП, командирская машина, разведывательная машина, медицинская машина, самоходный противотанковый комплекс.

На основе базовой удлиненной модели L , с увеличенным объемом, выпускаются БТР и БМП.

Модель Patria AMV с увеличенной высотой крыши в кормовой части машины выпускаются командно-штабные машины, большие медицинские машины и БРЭМ.

Patria AMV в варианте тяжелой огневой платформы , оптимизированной под установку оружейных систем большого калибра, таких как 120-мм минометные системы AMOS или NEMO, а также 105-мм мобильные пушечные системы.

Боевое использование

Несмотря на сравнительно молодой возраст, машины Patria AMV уже имеют свое боевое прошлое. В основном участие в боевых операциях принимали и принимают польские БМП Rosomak в Афганистане из состава польского контингента сухопутных войск, который входит в состав Международных сил безопасности IFOR. Там с 2007 года находится 35 БМП Rosomak (в том числе и 5 медицинских машин на шасси Patria AMV). Все машины были оснащены дополнительными броневыми модулями.

В начале 2008 года польская БМП Rosomak в Афганистане, как сообщалось в польских СМИ, была обстреляна талибами из гранатометов РПГ-7. В машину попали три гранаты от РПГ-7, но экипажу удалось открыть ответный огонь и машина самостоятельно вернулась на базу. В июне 2008 года одна БМП Rosomak также была обстреляна талибами из РПГ. Граната попала в лобовую броню, и как сообщают польские СМИ, не пробила ее. Тут следует отметить, что польским солдатам сильно повезло, что в этих случаях у талибов оказались гранаты к РПГ контрафактного производства.

Также в Афганистане были случаи подрывов БМП Rosomak на минах и самодельных взрывных устройствах, но ни одна из подорвавшихся машин не была уничтожена. Как сообщают польские военные талибы называют БМП Rosomak «зеленым танком» за нестандартную зеленую окраску и, как правило отменяют свои операции, если вдруг узнают, что против них будут использоваться польские БМП.

С октября 2010 года в Афганистане находится взвод (3-4 машины) словацких БТР Svarun, выполненных на шасси Patria AMV. Кроме того, 16 польских БМП Rosomak используются польскими военными, входящими в Миссию Европейского союза в Чаде и Центрально-Африканской Республики с 2007 года по настоящее время.

Национальные особенности и продажи

Польский вариант БМП Rosomak имеет несколько ослабленное бронирование для снижения массы машины с целью обеспечения возможности плава и перевозки машины транспортными самолетами С-130 Hercules. В 2003 г. после анализа опыта войны в Ираке от этой идеи отказались и броню польских БМП усилили. Все направленные в Афганистан польские машины были оснащены дополнительной броней.

Словенский вариант «SKOV Svarun» использует специально разработанную кормовую дверь с гидроприводом. Новая дверь оборудована укладками для размещения в них дополнительного боекомплекта, двух РПГ и одного единого (пехотного) пулемета.

Южноафриканский вариант БМП Patria AMV «Badger» оснащен специальным дополнительным пакетом брони под днищем, разработки компании Land Mobility Technologies (LMT) и модульной башней МСТ (Modular Combat Turret) производства компании Denel Land Systems.

Вариант для ОАЭ имеет удлиненный на 0,4 м корпус.

Польская армия заказала 313 машин Patria AMV с итальянской башней Oto Melara с 30-мм автоматической пушкой и 377 машин Patria AMV в различных других конфигурациях (медицинская, командирская и т.д.). Окончание срока поставок планируется в 2013 г.

Финская армия заказала 24 машины Patria AMV с минометной системой AMOS (машина ХА-361) и 62 машины, оснащенных боевыми модулями Protector M151 с 12,7-мм пулеметом М2НВ QCB или автоматическим гранатометом (машина ХА-360).

В июне 2006 года словенское министерство обороны объявило, что Patria AMV будет новой боевой машиной вооруженных сил Словении. Patria поставила в эту страну 135 машин, часть из которых оснащена системами NEMO, а часть боевыми модулями Elbit 30 мм. Остальные машины Patria AMV были поставлены с дистанционно управляемы модулем Kongsberg Protector.

В мае 2007 года южноафриканская компания Denel Land Systems получила контракт на строительство улучшенной версии Patria AMV, с высоким уровнем баллистической и противоминной защиты для южноафриканских национальных сил обороны. AMV заменит Южно-Африканскую машину Ratels в рамках проекта «Hoefyster» (подкова). По проекту предусмотрена поставка машины в пяти различных вариантах: командирская машина, самоходный миномет, машина огневой поддержки, самоходный ПТРК и учебная машина. В общей сложности планируется поставить 264 машины.

В июле 2007 года министерство обороны Хорватии выбрало Patria AMV в качестве новой бронированной боевой машины Вооруженных Сил Республики Хорватия. Планировалась поставка 84 машин. Поставка первых 42 машин состоялась в декабре 2008 года. Затем в связи с финансовым кризисом, в апреле 2010 года договор был несколько изменен. Общий заказ включал 126 машин. Однако, чтобы несколько снизить стоимость сделки, самые дорогие варианты машин, такие как NEMO или БРЭМ, были заменена менее дорогостоящими вариантами БТР. Планируется, что все машины будут поставлены до конца 2012 года.

Правительство Республики Македонии объявило в 2006 году, что будет закупать машины того же типа, как поставлялись в Хорватию в 2007 году.

В январе 2008 года компания Patria объявила, что будет поставлять в ОАЭ машины Patria AMV, оснащенные башнями БМП-3. Количество заказанных машин не афишируется.

В августе 2010 года Patria продала 113 машин Patria AMV в Швеци. на сумму 250 млн. евро. Контракт предусматривает опцион еще на 113 машин в будущем.

В общей сложности всего выпущено более 1300 машин Patria AMV 8×8.

Основные технические характеристики машины Patria AMV:

Экипаж + десант, чел.

Колесная формула

Масса, кг

Размеры, мм:

– ширина

– высота (по крыше корпуса)

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

не менее 100

Максимальная скорость на плаву, км/ч

Преодолеваемый подъем, %

Преодолеваемый косогор. %

Высота преодолеваемой стенки, м

Ширина преодолеваемого рва, м

Глубина брода (для неплавающих машин), м

Запас хода по топливу, км

Двигатель

турбодизель DI-12

Мощность двигателя, кВт (л. с.)

Тип трансмиссии

автоматическая

Подвеска

независимая, гидропневматическая

Если отбросить лишние подробности, то наша страна - законодатель мод в создании гусеничной бронетехники, а вероятный противник преуспел в создании колесной. Не то чтобы наши бронетранспортеры, а особенно БТР-82АМ, сильно отстают от прямых конкурентов (читай - легких транспортеров), скорее за рубежом больше разнообразие колесной техники.

Современную модификацию нашего «бэтээра» отличают маневренность, плавучесть и мощное вооружение. Но его подвижность следствие относительно легкого бронирования, а у стран НАТО есть целый класс боевых машин с мощной броней, вплоть до колесных танков. Теперь перекос устранен - в сегменте хорошо защищенных транспортеров появился сильный игрок из России.

Восемь колес Страны тысячи озер

Строго говоря, «у них» бронетранспортеры лишь представители колесных семейств. Рынок вооружений наводнен подобной техникой: американскими Stryker, канадскими LAV, швейцарскими Piranha, французскими VBCI, немецко-голландскими Boxer, австрийскими Pandur, турецкими Pars. Мы же возьмем для примера продвинутое и самое популярное в сегменте скандинавское изделие Patria AMV. Аббревиатура означает armored modular vehicle - бронированная модульная машина. То есть многоцелевое изделие с массой модификаций, в которых, в зависимости от назначения, используют разное вооружение, бронирование и даже колесную формулу. Достаточно свежая разработка горячих финских парней с 2001 по 2003 год прошла путь от прототипов до приемочных испытаний и в 2004-м началось ее серийное производство. Существует три основные модификации Patria. Базовую платформу используют для создания бронетранспортеров, колесных БМП, медицинских и ремонтно-эвакуационных машин, самоходных противотанковых комплексов и минометов. Платформа с высокой крышей - основа для боевых разведывательных машин, больших амбулаторий и передвижных мастерских.

Назначение платформы для тяжелого вооружения ясно из названия. Ее используют в качестве основы для создания самоходных пушек или двуствольных 120-мм минометов.

В 2013–2014 годах финны основательно модернизировали свою модульную машину. Новое поколение получило название Patria AMV XP. Две последние буквы означают увеличенную нагрузку, производительность и защиту.

На сегодняшний день около двух тысяч Patria стоят на вооружении восьми стран, и еще несколько государств планируют ее приобрести в ближайшем будущем. Ходят даже слухи, что в 2012 году высшее руководство Финляндии сообщило о возможной закупке Patria вооруженными силами нашей страны. Хм! К тому моменту у нас уже был свой «рояль в кустах» - в 2013 году специалистам уже показали отечественный Бумеранг. А спустя два года его по телевидению увидела вся страна на юбилейном параде Победы. Вы знаете, сам бегал любоваться новой техникой на репетиции того парада. И когда на генеральном прогоне в первых числах мая машины прошли по Тверской без маскировочных чехлов, Бумеранг произвел на меня едва ли не большее впечатление, чем Армата и Курганец.

ЯМЗ сильнее Cкании

На базе Бумеранга тогда показали только бронетранспортер с пулеметом. Но высота машины и характерные габариты буквально кричали - не модификация, а принципиальная новинка!

То, что за рубежом называется AMV, у нас получило аббревиатуру УБП - универсальная боевая платформа. Сути это не меняет, Бумеранг - отечественный модульный колесник. Машину вскоре обещают принять на вооружение, а сейчас она на стадии опытных образцов, испытаний, тестовой эксплуатации в войсках. Возможно, еще что-то в конструкции поменяют, но можно смело утверждать - Бумеранг будет востребован нашей армией и у него хорошие экспортные перспективы.

Те первые боевые машины вышли на парад со 510-сильными барнаульскими дизелями УТД-32. Уже тогда по энерговооруженности они не уступали финским Patria. А сейчас для Бумерангов разработан новый турбодизель ЯМЗ-780. Посмотрите таблицу технических характеристик - отечественная рядная шестерка мощностью 750 л.с. заткнет за пояс обе модификации Scania. Но не только энерговооруженностью силен Бумеранг. Из той же таблицы видно, что отечественная новинка ни по одной позиции не проигрывает Patria.

Бумеранг изделие засекреченное, на фото вы можете увидеть лишь три варианта боевых машин на его платформе - с дистанционно управляемым пулеметом, с автономным модулем вооружения Бумеранг-БМ и с обитаемой башней. Но, уверяю, гамма модификаций не хуже, чем у вероятного противника, предусмотрена.

А что с защитой? На уровне! Есть современная многослойная броня, противостоящая снарядам мелкого калибра, защита днища от воздействия взрывных устройств, противоминные кресла с ремнями безопасности и необходимым пространством над головой. Это пассивные средства защиты. В качестве активного применяется КАЗ Афганит, способный в автоматическом режиме обнаруживать и сбивать на подлете противотанковые ракеты, снаряды и реактивные гранаты.

Бумеранг оснащен современной электронной системой управления огнем, бортовой информационно-управляющей системой, комплексом оптико-электронного подавления, цифровыми средствами связи и т. д. Для работы бортовых систем при выключенном двигателе предусмотрена вспомогательная силовая установка мощностью 10 кВт.

А еще у Бумеранга радиус разворота в два раза меньше, чем у Patria и других европейских модульных колесников. В нашей машине используется комбинированный способ: поворот управляемых колес плюс разная скорость вращения колес противоположных бортов.

Ну а по части вооружения можно не волноваться. Здесь нам догонять не приходится. Напротив! ОАЭ, например, заказали себе удлиненные плавающие Patria c боевым модулем от отечественной БМП-3. Понравилась, видно, арабам спарка из двух российских пушек. Да что Эмираты, сами финны всерьез рассматривали возможность комплектации Patria AMV в модификации БТР крупнокалиберными пулеметами Утес... еще советского производства!

Что касается эволюции автоматических скорострельных пушек, которыми комплектуют модификации Patria, то шло неуклонное наращивание калибров. Сначала 25, потом 30, а теперь и 35 миллиметров. Очевидно, противостоять хваленым Оэрликонам и Бушмастерам будет не только отличная 30-миллиметровая пушка 2А42, что установлена в модуле вооружений Бумеранга, так сказать на всеобщее обозрение. Есть у нас домашняя заготовка для перспективной зарубежной бронетехники - установка АУ-22М Байкал с 57-мм скорострельной пушкой. Но, т-с-с-с! Этот дистанционно-управляемый модуль, применительно к Бумерангу, пока не принято афишировать.

Характеристики бронетранспортеров России и Финляндии

Модель

УБП Бумеранг

Размеры: длина / ширина / высота по корпусу

8450 / 3000 / 2250 мм

7900 (8300) / 2830 / 2300 мм

Дорожный просвет

регулируемый 100–450 мм

регулируемый

Число мест: экипаж + десант

3+8–10

2-3+8-10

Масса

22 000–25000 кг

16000–27000 кг

Максимальная скорость

100 км/ч

100 км/ч

на плаву

10 км/ч

10 км/ч

Запас хода по шоссе

800 км

600–850 км

ДВИГАТЕЛЬ

Тип

дизельный с турбонаддувом

дизельный с турбонаддувом

Модель

ЯМЗ-780

Scania Di12 (Dc12)

Конфигурация / число клапанов

Р6 / 24

Р6 / 24

Рабочий объем

12,4 л

11,7 л

Мощность

540 кВт / 750 л.с.

405 кВт / 543 л.с. (360 кВт / 480 л.с.)

ПОДВЕСКА

гидропневматическая с изменяемым клиренсом или независимая торсионная

независимая гидропневматическая с изменяемым клиренсом

БРОНИРОВАНИЕ

противоснарядная многослойная броня с керамикой + комплекс активной защиты

стальная базовая броня + комбинированная с защитой от 30-мм подкалиберных снарядов.

ВООРУЖЕНИЕ

пушка 2А42 / 30 + пулемет ПКТ / 7,62 + ПТРК Корнет Д - 4 пусковые установки (Бумеранг К-17)

пушка Мк-44 Bushmaster II / 30 + пулемет UKM /7,62, возможна установка ПТР (Patria AMV БМП)

тип/калибр

или пулемет Корд / 12,7 мм (Бумеранг К-16)

или пулемет Browning / 12,7 мм (Patria AMV БТР)

Согласно требований финских военных в 1982 году компания «Patria Vehicles Oy», тогда «SISU», изготовила опытный образец бронированного транспортера с формулой колес 6х6. На испытаниях, прошедших в конце 1983 года, где участвовали и другие модели бронетранспортеров, победил XA-180. На этот бронетранспортер делается заказ на 59 единиц, стоимостью 42 миллиона финских марок. Машины поставлялись в силы самообороны Финляндии в течение 3-х лет. Согласно заказу, 50 бронетранспортеров предназначались в финские сухопутные войска и 9 бронетранспортеров для миротворческого батальона Финляндии в ООН. Машина получилась настолько удачной, что последовали заказы от зарубежных заказчиков и бронированный транспортер стал родоначальником серии модификаций и модернизаций на собственной базе.


Финский бронированный транспортер SISU XA-180, он же XA-180 Pasi, создавался для замены на вооружении устаревших советских БТР-60. За основу конструкторы фирмы взяли шасси собственного коммерческого грузовика «Sisu SA-150» и переделали его под шасси для нового бронированного транспортера. Первые серии выпускала компания «SISU», которая после слияний в разное время, в 1997 году стала называться «Patria Vehicles Oy». Поэтому поздние серии имеют название «Patria XA».

Конструкция XA-180
Корпус нового бронетранспортера сделали из сварных стальных бронелистов, толщина лобовых бронелистов - 10мм, остальные от 6 до 12 мм. В передней части корпуса выполнено отделения управления, в нем расположены места водителя-механика и командира машины. В центральной части корпуса, за отделением управления, выполнили МТО, оно занимает место между 1-й и 2-й осями бронетранспортера слева и не отделяет полностью отделение управления от десантного отделения. В МТО установили 6-ти цилиндровый дизельный двигатель «Валмет» 611DSBJ с турбонаддувом мощностью 176 кВт.

Отделение десанта занимает внутри корпуса все остальное свободное пространство, в которое входит кормовая, средняя и правая передняя внутренняя часть корпуса. Вместимость отделения десанта – 10 военнослужащих в полной экипировке и с личным вооружением. По бортам десантного отделения выполнили 6 (3Х2) амбразур и одну на левой задней двери (или по одной на каждой двери), над каждой амбразурой выполнены наблюдательные стеклоблоки.

Как такового стандартного вооружения на первых серийных машинах не было, однако считается, что основным вооружением для бронированного транспортера стали пулеметы 7.62 мм и 12.7 мм калибра, которые устанавливали на крыше отделения десанта на вращающемся основании. В носовой части машины монтировали 3-х ствольные дымовые гранатометы, на первых машинах они установлены не были.

Ходовая XA-180 имеет формулу колес 6Х6, с четырьмя передними управляемыми колесами. Подвеска машины выполнена из гидроамортизаторов и рессор, для управления 2-мя передними осями служит рулевое управление и усилитель. Размер шины колеса 14.00-20. Бронированный транспортер XA-180 плавающего типа.

Для передвижения на воде, его оборудовали двумя гребными винтами, размещенные по бортам в задней части корпуса. Из оборудования в машине присутствуют: радиостанция для осуществления связи, система пожаротушения и система обогрева.

Бронированный транспортер зарекомендовал себя и получил заслуженную популярность из-за высокой мобильности, неагрессивной внешности, достаточной защитой от СВУ. Кроме того, БТР XA-180 обладает хорошим соотношением комфорта, защиты, скорости, установки вооружения. В принципе создания машины заложены простота использования, что дает возможность быстрого обучения ее управления. По сравнению со своими конкурентами типа БТР-80 он имеет преимущество в свободном внутреннем пространстве. На данное время БТР XA-180 больше не производится, хотя заложенные им принципы используются в современных модификациях бронетранспортера.

Модификации и варианты исполнения XA-180:
- XA-180 – базовый БТР;
- XA-180EST – машины XA-180 снятые с вооружения Финляндии и модернизированные для армии Эстонии;
- XA-181 – база для зенитно-ракетного комплекса малой дальности «Crotale NG»;
- XA-185 – улучшенная версия БТР, установлен более мощный дизельный двигатель и усиленные оси;
- XA-186 – спецверсия для использования в миротворческих операциях, установлена дополнительная броневая защита пассивного исполнения, два пакета по 5 пусковых дымгранат, дополнительное оборудование и приспособления. Убрана возможность передвижения по воде;
- XA-186 CPV – командирская машина для армии Норвегии;
- ХА-186 MV – ремонтно-эвакуационная машина со вспомогательным краном для армии Норвегии;
- XA-188 – версия БТР поставленных в Голландию. Отличались усиленной броней десантного отделения;
- XA-202 – базовая машина для создания целой серии машин различного назначения;
- XA-203 – спецверсия БТР для решения специализированных задач;
- XA-202S- версия БТР для Швеции, выполнялся в различных вариантах, в основном командный пункт;
- XA-203S - версия БТР для Швеции, выполнялся в различных вариантах. На некоторые БТР устанавливали вооружение и башни от BAE Systems Hagglunds Pbv 302;
- XA-203N – версия БТР для норвежских вооруженных сил. Отличаются быстрой сменой назначения в зависимости от выполняемых заданий;
- ПТРК 9К111 "Фагот" – самоходный ракетный противотанковый комплекс на базе XA-180 для сухопутных войск Финляндии;
- ЗРК МД «Crotale NG» – мобильная многозарядная ПУ с ракетами VT-1, на базе XA-181;
- Миномет «AMOS» - минометная система 120 мм калибра на базе XA-203, опытный образец;
- Jantronic J-1000 – машина воздушной разведки с РЛС «Saab Giraffe» на гидростреле, первоначально планировалось исполнить на базе XA-180.
- XA-360/ Patria AMV/ KTO Rosomak - современные варианты бронетранспортера, построенные на принципах XA-180;

Основные характеристики:
- длина 7.35 метра;
- высота – 2.3 метра;
- ширина – 2.9 метра;
- вес машины не снаряженной /снаряженной – 12/13.5 тонны;
- клиренс 400 мм;
- вместимость – 2+10 человек;
- запас топлива 290 литров;
- скорость суша/вода – 100/9-10 км/ч;
- дальность хода до 800 километров;
- вооружение и боезапас – пулемет калибра 7.62 или 12.7 мм с 2000 боеприпасами;
- возможность преодоления препятствий: высотное препятствие -60 сантиметров, ров/яма до 1-го метра, углы подъема до 60 градусов.

Вообще на базе данного транспортера были созданы все возможные боевые машины и машины поддержки. Благодаря этому бронетранспортеру, его модификациям и современным вариантам исполнения в 2011 году, финны удерживали первое место по продажам бронированных машин в мире. Всего было серийно выпущено более 1200 единиц бронированных машин, базирующихся на БТР XA-180.

Источники информации:
http://tekhnogun.com/brm001/finl.html
http://www.armyrecognition.com/finland_finnish_army_wheeled_armoured_vehicle_uk/xa-188_sisu_patria_wheeled_armoured_vehicle_technical_data_sheet_specifications_description_uk.html
http://www.autobusiness.in.ua/article_1754.html

Вооруженные силы Швеции получили первую партию модульных бронетранспортеров AMV , которые им поставила финская компания Patria 5 марта 2013 года. О количестве, поставленных БТР, сведения отсутствуют. Заключенный в 2010 году контракт, предусматривает поставку Швеции 113 финских бронетранспортеров, стоимость которых составляет 250 миллионов евро. Pansarterrängbil 360 (Броня Креста?) - такое название получат финские бронетранспортеры AMV в Швеции. В конце 2013 - начале 2014 года ожидается завершение поставок финских бронемашин.

Ранее сообщалось, что финская компания Patria выиграла тендер Министерства обороны Швеции на поставку 113 бронетранспортеров AMV. Стоимость машин оценивалась 338 миллионов долларов. В 2009 году предполагалось, что поставки техники должны начаться в 2011 и завершиться 2013 году. Соглашение предусматривало поставку пяти различных модификаций финских бронетранспортеров AMV, которые должны строится на предприятиях компании Patria при участии субконтракторов из Финляндии и Швеции.

БТР AMV начали серийно выпускать в 2004 году, но еще до этого Patria получила заказы на 1200 машин от Финляндии, Хорватии, Польши и Словении. 27-тонные бронетранспортеры имеют полезную нагрузку около 11 тонн и могут перевозить до 12 человек. БТР может оснащаться вооружением: 105-миллиметровая пушка, 120-миллиметровый миномет Nemo, а также пулеметы калибра 7,62 миллиметра. Экипаж AMV состоит из трех человек.

AMV является одним из лидеров на рынке современных бронированных машин с колесной формулой 8x8, что делает эту машину самым существенным экспортным продуктом Patria. БТР AMV постоянно совершенствуются с учетом последних надежных технологий. Конструктивные решения этих бронемашин обеспечивают высокую грузоподъемность, высокий уровень защиты и возможность интеграции систем тяжелого вооружения. Финские машины Patria AMV получили хорошие отзывы от военных в Афганистане и Чаде.

Финская компания Patria, кроме БТР производит на единой колесной базе боевые машины пехоты, бронемашины, оснащенные противотанковыми ракетными комплексами, мобильные минометные комплексы, а также ремонтно-эвакуационные машины.

Для информации: ТТХ AMV 8x8 ARRV с сайта производителя

Dimensions
Length 8.6 m
Height with crane 3.2 m
Width 2.8 m
Track width 2.5 m
Weight 27 000 kg
Performance
Max. speed 100 km/h
Climbing capacity 60 %
Side slope, max. 30 %
Obstacle 0.5 m
Trench crossing 1.5 m
Fording 2.0 m
Operating radius 700 km
Main winch max. pulling capacity 120 kN
Crane boom reach 5.0 m
Crane max. lifting capacity at full boom and 5° angle 2.5 t
Crane max. lifting capacity at full boom and 56° angle 4.0 t
Protection
Modular ballistic protection system up mines of up to 10 kg according to custo 30 mm APFSDS and mine protection kits effective against blast tomers" requirements
NBC, DAS and fire support systems
Engine
Power output 405 kW
Torque output 2080 Nm
Transmission
Automatic 7+1 gears
Driveline
Driven axles All wheel drive
Tyres 14.00 R 20 with run flat devices
Brakes Hydraulically operated disc brakes with ABS
CTIS
Suspension
Suspension type Fully independent suspension with double wishbone on every wheel station
Spring type Hydropneumatic elements, height adjustment optional