Зайцева Татьяна Владимировна - воспитатель МДОУ "Детский сад №95" г. Саратов Дата поступления работы на конкурс: 03.07.2016г.
Конспект НОД по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» в старшей группе: «Волшебная дымковская игрушка»
Цель: роспись игрушек из соленого теста по мотивам дымковской росписи для пополнения уголка изобразительного творчества.
Программное содержание.
Образовательная задача: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, пополнять знания об истории и технике их создания;
Развивающая: развивать моторику рук; предложить детям украшать заранее приготовленные фигуры из соленого теста по мотивам дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора;
Воспитательная: воспитывать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца, интерес к изучению народного ремесла
Оздоровительная: формировать потребность в двигательной деятельности, смена активной и пассивной деятельности в процессе НОД.
Словарная работа: активизировать в речи детей названия элементов росписи, географические названия.
Оборудование: образец дымковской игрушки, уголок изобразительного творчества, бумажные силуэты, плакаты с изображением элементов дымковской росписи, краски гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой, фигуры дымковских барынь из соленого теста, покрывала.
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, игрушек с дымковской росписью, изготовление фигур барынь из соленого теста, разучивание стихотворений о дымковской игрушке, изготовление костюма дымковской барыни, приготовление презентации.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
(в зал заходят дети, встают полукругом)
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Вы помните, что у нас в группе есть уголок изобразительного творчества. Ребята, а вы хотели бы сделать наш уголок разнообразнее, красивее, ярче? Я хочу предложить вам путешествие в город мастеров, а в какой именно, вы догадайтесь сами, послушав стихотворение:
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымкове слава,
Заслужив на это право.
Говорят, о ней повсюду.
Удивительному чуду.
О каких игрушках идет речь в этих стихах?
Дети: - О дымковской игрушке.
Воспитатель: - Правильно! Эти замечательные строки народ сложил о дымковских игрушках. А что мы с вами знаем о них из наших прошлых занятий? (Дети отвечают, рассказывают об известных фигурах и узорах)
Выходят два ребенка и рассказывают стихотворения:
1. Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы!
2. У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.
Воспитатель:
- Какие фигуры есть среди дымковских игрушек? (Ответы детей)
А сейчас для поднятия настроения давайте проведем физминутку.
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовем,
Всем игрушки продаем!
Раз, два, три, четыре,
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему эти игрушки называют дымковскими? А хотели бы узнать? (отвечают)
Предлагаю совершить виртуальное путешествие в родные места дымковских игрушек. Для этого закроем глазки и скажем волшебные слова:
Встать, на месте покружиться,
На берегу Вятки очутиться!
Открываем глазки. А называют Дымковскую игрушку ее так по месту происхождения. С берега реки Вятки, где сейчас расположен город Киров, видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом там часто стояли туманы. Слобода была будто покрыта дымкой. Так и назвали ее - Дымково. Отсюда и игрушки, которые там мастерили, назвали дымковскими.
Процесс изготовления игрушки долгий и кропотливый. Он состоит из нескольких этапов:
-готовили специальную белую глину, лепили из нее силуэт,
- сушили изделие,
- обжигали в печи,
- только потом расписывали красками.
Ребята, какие существуют элементы узоров дымковской росписи?
(Дети перечисляют: - Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка. При необходимости воспитатель дополняет).
А как вы думаете, какое сейчас в Кирове время года? (зима). А значит, холодно? А чтобы нам не замерзнуть, предлагаю вам немножко подвигаться!
Музыкальная физминутка "А на улице мороз".
Воспитатель: - Сейчас давайте в воздухе нарисуем элементы узоров дымковский росписи: круг, прямую и волнистую линию, квадрат, ромб и точку. (Дети выполняют задание стоя в кругу.)
Воспитатель: - Молодцы! Ребята! Смотрите, это же настоящая мастерская! Вы хотели бы побыть мастерами по изготовлению игрушек города Кирова? (Снимает покрывало со столов, на которых все приготовлено к работе) Это фигуры из соленого теста, у них чего-то не хватает (дети говорят, что необходимо дополнить платья узорами). Узоры мы повторили. Мы должны расписать эти фигуры по мотивам дымковской росписи (напоминает, как правильно сидеть за столом).
Приступайте к работе.
(Звучит русская народная музыка. В процессе работы воспитатель оказывает детям необходимую помощи)
Расписные барыни ставятся рядом с фабричным образцом, получается выставка «Дымковская игрушка».
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная яркая выставка. Что, хороша Дымка?!
Дети:
- Да!
(пропадает одна нарисованная барыня)
Воспитатель: - Ребята, а тема нашего занятия "Волшебная дымковская игрушка"...Значит, должно произойти какое-то волшебство...а вы ничего не замечаете? Пропала одна барыня... (Под музыку появляется ребенок в костюме Дымковской игрушки, выполняет движения и рассказывает стихотворение):
Вот вам барыни, а вот и кавалеры!
У барынь алые щечки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки!
Хоть весь мир вы обойдете,
Лучше барынь не найдете!
Наши руки крендельком,
Щечки, будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Вы расписали таких красивых дымковских кукол! Очень похожи на нас! За это я хочу вам сделать подарки! (Вручает раскраски с росписями, прощается, уходит)
Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашей барышней! До свидания!
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы не только выучили стихотворения о Дымковских игрушках, но и научились их расписывать. А сейчас мастерская закрывается, и наша экскурсия подходит к концу. Давайте весело попрощаемся с нашими гостями:
Ой вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки –
Прекрасные подарки!
Приходите снова к нам,
Будем рады мы гостям!
До свидания!
Лашманкина Екатерина Анатольевна
МАДОУ "Детский сад №104" комбинированного вида
Республика Мордовия г. Саранск
воспитатель
Конспект НОД по рисованию «Дымковская лошадка» в старшей группе
СКАЧАТЬ (с фото)
Мария Курилова
Конспект занятия по рисованию «Дымковская лошадка» в старшей группе
Цель : учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи , подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию .
Задачи :
Образовательные : продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки ) . Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, полосы, волнистые линии) . Подбирать краски (сочетание цветов, чтобы игрушка была яркая, нарядная) . Упражнять в вырисовывании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек и чёрточек концом кисти.
Развивающие : развивать творчество, чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки, умение выделять красивые работы, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
Воспитательные : воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Материал и оборудование : дымковские игрушки (для демонстрации, бумажные силуэты лошадки , таблицы с изображением элементов дымковской росписи , рисунки - варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.
Предварительная работа : беседы о дымковской игрушке , об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи . Разучивание стихов по теме.
Индивидуальная работа : учить Диму Ф. рисовать волнистые линии , продолжать учить Рому Р. рисовать концом кисти .
Ход занятия
Воспитатель : - Ребята, сегодня мы пришли в мастерскую игрушек, а каких отгадайте :
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Посмотри, как хороша, эта девица-душа
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывет.
Песню тихую поет.
О каких игрушках идет речь в этих стихах?
Дети : - О дымковских игрушках .
Воспитатель : - Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках . Назовите их.
Дети перечисляют : - Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова…
Воспитатель : - Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым.
Ребята, а какие цвета они используют для росписи таких красивых игрушек?
Дети перечисляют цвета : - Синий, красный, оранжевый…
Воспитатель : - Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи?
Дети : - Белый цвет.
Воспитатель : - Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.
Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.
Дети перечисляют : - Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка).
Воспитатель : - Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно. Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг , прямую и волнистую линию…
Дети выполняют задание.
Воспитатель : - А сейчас мы с вами приступаем к росписи дымковского коня . Сначала мы нарисуем мелкие детали - это рот и глаза. Чем мы будем рисовать глаза , и какой краской?
Дети. - Глаза рисуем чёрной краской, тонкой палочкой, используя приём "тычка".
Воспитатель. Что ещё мы нарисуем чёрной краской?
Дети. - Ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву.
Воспитатель. - А ещё, какой краской можно нарисовать хвост и гриву ?
Дети. - Можно использовать коричневую краску.
Воспитатель. - А чем вы украсите своего коня?
Дети. - Мы нарисуем разные колечки, кружочки, точки, полоски. На груди можно нарисовать символ солнца .
Воспитатель :- Молодцы. Теперь я вам предлагаю положить перед собой силуэт лошадки и раскрасить его , как мастера. Приступайте к работе.
Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.
Физкультминутка :
Я прошу подняться вас - это раз.
Повернулась голова - это два.
Руки вверх, вперед смотри - это три.
Руки разведем пошире на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать - это пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть!
Дети заканчивают работу, моют руки.
Из раскрашенных силуэтов составляю панораму « Дымковская лошадка » .
Воспитатель : - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная праздничная ярмарка. Что хороша Дымка !
Дети : - Да! Игрушки яркие, праздничные.
Воспитатель : - Раз у нас получился настоящий праздник, расскажите стихи о дымковских игрушках .
1 ребенок :
Чем знаменито Дымково ?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги
От капелек росы
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
2 ребенок :
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
3 ребенок :
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
5 ребенок :
Что за конь!
Только тронь -
Со всадником вместе
Ускачем верст за двести!
Подведение итогов :
В конце занятия выставляются все расписанные силуэты лошадок . Воспитатель предлагает полюбоваться ими, выбрать понравившуюся, сказать, почему она понравилась. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.
Воспитатель : - Вот наши игрушки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.
На этом занятие окончено .
Татьяна Григорова
Конспект занятия по ИЗО деятельности в старшей группе. Декоративная дымковская роспись
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО - ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Декоративная дымковская роспись
Воспитатель Иванова Татьяна Сергеевна
Цель. Продолжаем знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Закрепляем рисование элементов дымковской росписи . Развиваем эстетическое восприятие.
Оборудование. Мольберты, иллюстрации, силуэты дымковских игрушек .
Предварительная работа. Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, народные игры.
Дети входят в зал, останавливаются полукругом у выставки предметов народно – прикладного искусства.
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим с вами нашу выставку. Обратите внимание, сколько нарядных разнообразных предметов здесь, эти предметы мы употребляем в быту. В нашей стране очень много видов народно – прикладного искусства : это роспись по металлу , вот она Жостовская роспись , это роспись по дереву – хохломская, и роспись по стеклу – гжель , по керамике. А вот с этими белоснежными красивыми игрушками мы сейчас продолжим свое знакомство, это дымковские игрушки . Садитесь на стульчики, я расскажу вам о них, откуда они появились, из чего их сделали, и почему их называют Дымковскими .
Воспитатель. «Ели спят у большака,
Спят деревья, спит река,
Скованная, льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом
Голубые дали и село большое
«Дымково » назвали
Там любили песни, пляски,
В нем рождались чудо - сказки
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно – расписные,
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава ,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду
Удивительное чудо
Мы поклонимся не раз,
О древней дымковской игрушке
Я поведу сейчас рассказ»
Воспитатель. Дымковские игрушки лепили из глины, а чтобы они были крепкими да звонкими, их обжигали в печи, это называлось ОБЖИГОМ. Затем разводили в воде мел и белили игрушки, а потом расписывали яркими красками. И узор был очень прост.
«Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил,
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив»
Воспитатель. А это, ребята, игрушка «Водоноска»
«За студеною водицей
Водоноска – молодица
Как лебедушка плывет
Ведра красные несет
На коромысле не спеша
Посмотрите, как хороша
Это девица – краса.
Тугая черная коса
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива»
(Звучит народная музыка)
Воспитатель : «Идет весна, идет красна,
Свистят свистульки – утки
Свистит петух проказник
Не зря весенний праздник»
Воспитатель : Дети, игрушки, которые делали долгими зимними вечерами, продавали весной на ярмарках, на народных гуляниях, где зазывалками призывали весну.
«Весна, весна – красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!»
Ребенок. «Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
Не пеки далеко,
Пеки за реку.
Как у нас за рекой
Калачи горячи,
Каша масляная,
Блины сахарные».
Придумывали и рассказывали считалки.
Ребенок. Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли мальчики играть.
На водилку выбирать.
Им стал Спиря – Спиридон,
Пусть он выйдет от нас вон!
Воспитатель. Упражнялись в остроумии, рассказывали дразнилки :
«Андрей – воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек, из – под палочек.
Не клюй песок, не тупи носок,
Пригодится носок клевать колосок.
(Хоровод под народную музыку.
Мальчики играют на ложках, а девочки пляшут)
Воспитатель. «Раз, два, три, четыре,
Круг поуже, круг пошире,
На носочек и на пятку,
Веселей пляши вприсядку.
Влево – вправо повернись,
Веселее улыбнись».
Воспитатель. «Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары
Продаются самовары
Продаются вилы, санки,
И конфеты и баранки.
Покупают люди сушки.
А на дивные игрушки
Долго смотрят не дыша.
До чего же хороша!»
(Игрушки (силуэты) разложены на столах)
Воспитатель. Ребята, пойдемте и мы с вами на ярмарку. Посмотрите и скажите, купят ли наши игрушки на ярмарке? Давайте выберем себе игрушку и урасим ее узорами.
(Дети сели за столы)
Воспитатель. Мы с вами сегодня побывали на народно – декоративном промысле «Дымково » . Каждый выбрал себе игрушку, какую он будет расписывать. Давайте уточним, какие же элементы узора вы запомнили, и как будете расписывать игрушки?
Дети. Колечки, кружочки, полоски, клеточки, точки.
Воспитатель. У меня на мольберте две игрушки. Как бы ты, Настя, расписала юбку барышни?
Ребенок. Клеткой.
Воспитатель. Иди и разрисуй этим узором юбку.
(Показ приема рисования клетки на мольберте 2 детьми)
Воспитатель. Сейчас, ребята, работаем каждый со своей игрушкой.
(По ходу работы уточняю, задаю вопросы :
Какой узор ты выбрал?
Какую краску возьмешь?
Как расположишь свой узор?
Воспитатель. А сейчас, ребята, пока наши работы сохнут, продолжим наш праздник. На народных гуляньях не только пели и плясали, но и играли. Давайте поиграем в русскую народную игру «Ворон» и «Плетень» .
Ребята. Рассказывают потешки.
«Как у тетеньки – индюшки
Были мягкие подушки,
Да, приехал в гости крот
И в пуху проделал ход.
Спите, гости, на полу,
У нас подушки не в ходу».
«Шел гусак по улице,
Налетели курицы,
Идешь издалека,
Не видал ли петуха?
Обыскали все вокруг,
Потерялся милый друг.
Вон ваш Петька, мается,
На козе катается!»
Воспитатель. А сейчас представьте, что мы на ярмарке. Какое разнообразие многоцветье!
(Все работы расположены на столах)
Воспитатель. Но, ребята, не все работы покупают на ярмарке, а только те, где правильно использованы узоры и аккуратно выполнена работа. Давайте и мы посмотрим, чьи работы мы купили.
Приглашаем гостей полюбоваться нашими работами.
«Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Веселы и ярки,
Возьмите их в подарки.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!»
Публикации по теме:
Декоративная роспись рубахи мордовским орнаментом в старшей группе Художественно-эстетическое развитие в старшей группе Декоративная роспись рубахи мордовским орнаментом. Программное содержание: Выявить.
Целью занятия было: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Хочу представить вашему вниманию дидактическую игру которую сделала своими руками. Каждые пол года в нашем детском саду проходят конкурсы.
Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская роспись» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида № 45 «Пчелка».
Программное содержание: продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством (дымковской росписью).Учить детей составлять узор из.
Конспект НОД по рисованию во 2 млад. группе «Украшение лошадки» (дымковская роспись). Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.
Гузель Зиганшина
Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Декоративно-прикладное искусство» (по мотивам дымковской росписи)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 44 Г. КАЗАНЬ
Конспект занятия по рисованию в старшей группе
Тема :
«Декоративно-прикладное искусство по мотивам дымковской росписи »
Выполнила : Зиганшина Г. А.
Казань 2013
Программные задачи :
Познакомить детей с дымковской игрушкой ;
Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки ; из чего, как, кем создана; как украшена (оформлена) ; какая по характеру (веселая, праздничная) ;
Закрепить знания о дымковских игрушках ;
Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги) ;
Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи ;
Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов. Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти .
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Оборудование :
Несколько рисунков дымковских игрушек , картинки с элементами дымковского узора ; акриловые краски, кисточки, вода, салфетки, готовые (белые) дымковские петушки
Предварительная работа :
Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках ; беседы; лепка из глины дымковских игрушек ; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке .
Ход занятия:
Воспитатель :
Сегодня, дети, я приглашаю вас на выставку дымковской игрушки . Посмотрите как здесь красиво! А как много разных игрушек. Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки ). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские ) .
А почему же они так называются? Сейчас я вам рассказу и покажу. Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково . Жили в том селе были весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. А делали (лепили) они их из красной глины, и высушивали в печке - чтобы глина быстрее сохла и была прочная (крепкая) . А потом игрушки белили или красили белой краской, а потом принимались расписывать разноцветными красками. Это ребята самый интересный и увлекательный процесс, ведь во время росписи игрушка оживает и превращается в руках художника в настоящую. Я думаю ребята, вы тоже проникнитесь этим волшебством. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну встречать.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими .
Воспитатель : Какого цвета бывают дымковские игрушки ?
Дети : белые.
Воспитатель : (Всегда только белые)
Воспитатель : А какие узоры на дымковских игрушках ?
Дети : Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка
Воспитатель : Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
Дети : Красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые.
Воспитатель : Какими приёмами выполняются узоры?
Дети : Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу.
Воспитатель : Да правильно. Наши ребята подготовили стихи, давайте их послушаем.
Лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Саша. (Водоноска)
За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет,
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша.
Кони глиняные мчаться
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Воспитатель : Молодцы ребята.
У меня для вас есть сюрприз, Я вам принесла дымковског петушка . Посмотрите какой он красивый. А сюрприз это маленькие петушки, но я их не успела расписать. Надеюсь вы мне поможете в этом?
Дети : Да.
Воспитатель : Но прежде чем приступить к росписи , мы отдохнем и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка :
Мы игрушки расписные, (руки на пояс,
Хохотушки вятские, (руки на пояс, головою вправо, влево,
Щеголихи слободские, (руки в перед,
Кумушки посадские. (руки на пояс, туловище вправо, влево,
У нас ручки крендельком (руки крендельком,
Щёчки будто яблочки. (показываем на щечки,
С нами издавна знаком (руку праву в сторону,
Весь народ на ярмарке. (руку левою в сторону)
Воспитатель :
Садитесь ребята поудобнее, начинаем работу.
Воспитатель раздает белых петушков. Под руководством воспитателя дети начинают расписывать дымковскую игрушку шаг за шагом, до конца.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры , а потом посмотрим на ваших петушков.
Подводя итог, воспитатель выставляет все работы на стенд предлагает выбрать самых нарядных петушков и ответить на вопросы :
1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. Чем отличается от других эта работа?
5. О чем мы с вами беседовали?
6. Из какого материала делают игрушки?
7. Чем отличается Дымковская игрушка от других игрушек?
8. Вам нравятся ваши игрушки?
В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку.
Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры . Занятие окончено .
Елена Мельникова
Конспект НОД «Дымковские игрушки» (старшая группа)
Конспект НОД «Дымковские игрушки »
(старшая группа )
Цель : знакомство с народной игрушкой и приемами её росписи.
Задачи :
Образовательная : - познакомить детей с росписью дымковской игрушки .
Развивающая : - развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к рисованию.
Воспитательная : - воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.
Материалы и оборудование : иллюстрации и картинки дымковской игрушки , стаканчик с водой, салфетки, краски, кисти, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. А путешествовать мы будем на ковре – самолёте. Давайте, все встанем на него, возьмёмся за руки, закроем глаза и скажем волшебные слова.
Солнце в небе золотится,
Наш ковёр взлетает ввысь.
По мгновенью волшебства Прилетим мы вот сюда!
А теперь открываем глаза. Ребята посмотрите, как красиво вокруг. Как вы думаете, куда мы попали? А попали мы, в село Дымково .
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом .
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали .
В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке . Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки ; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой , возможно, от этого и возникло название Дымково , а игрушки стали называть дымковскими . Что же это за игрушки ?
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Посмотри, как хороша, эта девица-душа
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывет.
Песню тихую поет.
Ребята - это стихи о Дымковской игрушке , о каких игрушках идёт речь в этих стихах?
Дети : Конь, барышня.
А какие дымковские игрушки вы знаете ещё ?
Дети : Петушок, водоноска, индюк, нянька, кавалер….
Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках , то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым.
Ребята, я узнала, что к вам в гости из села Дымково приезжала лучшая мастерица Матронушка. Давайте зайдем к ней в гости, проведаем мастерицу.
Здравствуй, Матронушка! Гостей принимаешь?
- Матронушка : Здравствуйте ребята! Как вы подросли за год. Проходите в дом. Рада я всегда гостям.
Матронушка, а почему ты грустная?
Скоро праздник Свистунья, а я не успеваю расписать свои игрушки и что делать не знаю.
Дети : А мы вам поможем.
Вот спасибо. Тогда присаживайтесь и за работу. Будите моими подмастерьями - молодыми помощниками мастера, в старину они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской , размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки , а после и сами становились мастерами.
-Матронушка : Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки ?
Дети : Красного, желтого, оранжевого, голубого, синего, зелёного, розового.
-Матронушка : Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи?
Дети : Белый цвет.
-Матронушка : Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок. Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.
Дети : Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка.
-Матронушка : Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно.
У меня есть заготовки игрушек . Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.
-Матронушка : Садитесь удобнее, начинаем работу.
Самостоятельная работа детей за столами.
Физкультминутка.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
- Матронушка : Какие замечательные игрушки у вас получились !
Я предлагаю вам полюбоваться вашими игрушками . Какая из них вам нравится больше всего? Почему?
Ребята, вы все молодцы, но нам пора домой. Садимся на ковёр-самолёт и отправляемся в полёт. До свидания, Матронушка!
-Матронушка : До свидания, ребята! Прилетайте в гости. Я буду вас ждать!
Публикации по теме:
Воспитатель: Четвертнова Е. М. Возрастная группа: старшая группа. Форма совместной деятельности: Художественно - эстетическое. Интеграция.
Конспект интегрированной НОД по ФЦКМ в старшей группе «Дымковские игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронеж Воспитатель: Лохманюк.
Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, закреплять умение детей украшать силуэты изделий элементами.
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Дымковские игрушки» Конспект ООД с воспитанниками средней группы ОО «Познавательное развитие» Познавательное развитие Тема: «В гостях у народных умельцев».
Конспект занятия по рисованию «Дымковские мастера» (старшая группа) Конспект НООД по рисованию в старшей группе «Дымковские мастера» Задачи: - Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками,.