Обереги

История формирования экономического и валютного союза. Гуманитарное сотрудничество и создание Экономического и валютного союза - два полюса интеграции Понятие экономический союз


В 1988 г. Председатель ЕК Ж.Делор разработал План формирования экономического и валютного союза ЕС на поэтапной основе, который c некоторыми изменениями был включен в Маастрихтский договор о Европейском союзе. Его главная цель - содействие экономическому и социальному прогрессу и высокому уровню занятости посредством учреждения ЭВС, имеющего единую валюту. Экономический и валютный союз создавался с учетом двух принципов: параллелизма, т.е. параллельного формирования экономического и валютного союза, и субсидиарности, т.е. вопрос решается на том уровне, где возник (местный, региональный, государственный или наднациональный).

На первом этапе (1990-1993 гг.) была проведена либерализация движения взаимных капиталов; сформирован единый внутренний рынок; образован Европейский валютный институт как координирующий орган в реализации жесткой денежно-кредитной политики и жесткой бюджетной дисциплины.

В рамках второго этапа (1994-1998 гг.) действия стран были направлены на консолидацию основных макроэкономических показателей развития; был образован Европейский Центральный банк на базе ЕВИ; определены страны- кандидаты на переход к третьему завершающему этапу формирования ЭВС с учетом принципов конвергенции.

Третий этап начался 1 января 1999г. введением единой валюты евро (первоначально в Маастрихтском договоре звучало название экю, но было решено дать единой европейской валюте обезличенное название) в безналичные расчеты. Накануне (31.12.1998) были зафиксированы курсы национальных валют стран между собой и по отношению к единой валюте. Экю были пересчитаны в евро в отношении 1: 1, стали проводиться валютные торги по евро; установлена двойная маркировка цен, финансовых документов в национальной валюты и в евро; стали выпускаться государственные ценные бумаги в евро; началась чеканка монет и печатание банкнот в евро. В 2002г. евро был выпущен в наличные расчеты, в евро были переведены все расчеты внутри ЕС и все сделки, в том числе внешнеторговые и иные контракты; в течение первых двух месяцев в наличном обороте имели хождение национальные валюты и единая валюта, постепенно произошло изъятие национальных валют из обращения, а с 1 марта 2002г. евро стал единственным платежно-расчетным инструментом на территории зоны «евро», что стало свидетельством завершения формирования экономического и валютного союза ЕС - очередного важного этапа эволюции западноевропейской интеграции.

Экономический и валютный союз имеет институциональную структуру, называемую Европейской системой центральных банков (ЕСЦБ). Она включает два уровня. Высший уровеньЕвропейский центральный банк (ЕЦБ). Он проводит эмиссию единой валюты, единую валютно-финансовую и денежно-кредитную политику, распоряжается официальными валютными резервами зоны «евро», определяет процентные ставки по кредитам зоны «евро». Планируется к 2010г. сформировать Единую зону платежно-расчетных отношений в евро (Single Euro Payments Area - SEPA). Главная цель - осуществление трансграничных платежей в электронной форме, что позволит сократить их издержки и сроки проведения по сравнению с внутренними платежами. Нижний уровень ЕСЦБ формируют национальные центральные банки, которые вправе распоряжаться сохраняющимися официальными валютными резервами, представлять страну в международных экономических организациях, т.е. частично потеряли свою самостоятельность.

Первоначально в зону «евро» вошли 11 стран - ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Ирландия, Испания, Португалия, Австрия и Финляндия. Три страны - Великобритания, Дания и Швеция не вошли по политическим причинам, воспользовавшись системой временных исключений Маастрихтского договора (дающих право самостоятельно определить дату присоединения к зоне «евро», но с учетом разработанных критериев конвергенции). По экономическим причинам (несоответствие критериям конвергенции) Греция присоединилась к зоне «евро» с 2001 г. С 2007 г. участвует Словения.

В Маастрихтском договоре разработаны критерии конвергенции, призванные оценить готовность национальных экономик к вступлению в единую валютную зону. К ним относятся: (1) уровень инфляции не должен превышать 1,5%-ых пункта среднего показателя трех стран, показывающих самый низкий уровень инфляции; (2) дефицит государственного бюджета не может превышать 3% ВВП страны; (3) государственный внутренний долг не должен быть выше 60% ВВП; (4) уровень процентных ставок по долгосрочным кредитам не выше 2%-ых пунктов среднего показателя трех стран, имеющих самый низкий уровень инфляции; (5) национальная валюта в течение как минимум двух лет участвует в Европейской валютной системе и придерживается установленных пределов колебаний валютных курсов (ныне - +-15%).

Перечисленные критерии сохраняют важность и для стран-членов зоны «евро», так как необходимо поддерживать стабильность курса единой валюты и стабильность экономического развития стран. В 1996г. утвержден Амстердамский Пакт стабильности и роста. Его цель - сохранение бюджетного дефицита на уровне не более 3% ВВП страны и отношения внутреннего государственного долга к ВВП на уровне не выше 60%.Страна, экономика которой не соблюдает эти критерии, обязана разработать программу выхода из сложившейся экономической ситуации, в случае неудачи ее реализации к стране применяют штрафные санкции.

В 2005 г. внесены изменения в Пакт стабильности и экономического роста. Определены пять направлений его реформирования.
Единая валюта евро была введена с 1 января 1999г. сначала в безналичных расчетах, а с 1 января 2002 г. в наличных расчетах. Имеют хождение 7 типов банкнот достоинством в 500, 200, 100, 50, 20, 5 Евро и 8 номиналов монет достоинством в 1,2 Евро и 50, 20, 10, 5, 2,1 евроцент. С января 1999г. курс евро по отношению к американскому доллару был установлен на уровне 1 евро: 1,16 долл. Он поддерживался., но затем стал снижаться. Сказались следующие причины: изначально завышенный по отношению к американскому доллару курс евро; более динамичное и стабильное развитие американской экономики; спад в экономике Германии (из-за воссоединения двух Германий) и Италии; коррупционный скандал в ЕК; политика ЕЦБ, руководство которого могло бы стабилизировать динамику курса евро за счет валютных интервенций, но предпочло не делать этого, чтобы содействовать росту конкурентоспособности европейских товаров на внешних рынках за счет более дешевого евро. Ситуация изменилась в конце осени 2001г, когда курс евро стал расти по отношению к доллару вследствие изменения экономических ситуаций в США и ЕС, трагических событий в сентябре 2001г. в США. Курс евро сохраняет повышательную динамику по отношению к доллару и сейчас.

Введение единой валюты евро имеет огромное значение как для ЕС в целом, компаний и населения Союза, так и для мировой экономики. Для Союза единая валюта стимулирует стабильное и динамичное экономическое развитие, рост занятости за счет жесткой бюджетной дисциплины, сдерживания инфляции, снижения процентных ставок; сокращает объем оборотного капитала благодаря снижению размера накладных расходов, сокращения срока перевода финансовых ресурсов (в том числе благодаря системе расчетов ТАРГЕТ, позволяющей проводить платежи в режиме реального времени для крупных платежных сделок и обеспечить более высокую эффективность финансовых рынков), единой валютно-финансовой и денежно-кредитной политики; отсутствия необходимости обмена валют при посещении других стран-членов для населения, а значит, стали более дешевыми поездки внутри Союза. Евро занял достойное место в официальных валютных резервах стран, несколько потеснил американский доллар в качестве инструмента в международных экономических расчетах, содействует формированию биполярной валютной системы мира.

Таким образом, эволюция интеграционных процессов в Европейском союзе (от таможенного союза к экономическому и валютному союзу и продолжающемуся формированию единого союза, расширение состава с 6 до 27 членов) служит уникальным для мировой практики примером экономической интеграции. Вместе с тем, последствия пятого и шестого этапов расширения ЕС для эволюции и динамики европейской интеграции далеко неоднозначны.

Основные риски и проблемы ЭВС

Перешедшие на евро страны должны сформировать однородное экономическое пространство, хотя по своим хозяйственным характеристикам они заметно отличаются друг от друга. Критерии конвергенции, введенные Маастрихтским договором, предполагают гармонизацию только некоторых макроэкономических показателей: темпов инфляции, дефицита госбюджета, размера государственного долга и процентных ставок по 10-летним государственным облигациям. Однако занятость, цены на промышленные товары, налоги и многие другие экономические процессы остаются главным образом в руках национальных правительств.

Поэтому существуют опасения, что в зоне евро могут возникать так называемые асимметричные шоки. Другими словами, введение единой денежно-кредитной и общей экономической политики будет вступать в противоречие с сохранением национальной специфики.

Острой критике в последнее время подвергается маастрихтский критерий, запрещающий странам ЕС иметь дефицит госбюджета свыше 3% ВВП. Многие считают, что слишком жесткая бюджетная дисциплина не позволяет странам ЕС стимулировать экономический рост, и что долгий застой в экономике Западной Европы связан с введением евро. В долгосрочном плане наибольшие трудности могут возникнуть у стран с «догоняющей экономикой»: Испании, Греции, Португалии, а также у всех новых членов ЕС. Чтобы догнать наиболее развитые государства ЕС, им следует наращивать государственные капиталовложения в экономику и в социальную сферу (в том числе в инфраструктуру, науку и образование). Однако провести широкомасштабную модернизацию производства в условиях строгой бюджетной дисциплины крайне сложно.

До сих пор не понятно, насколько синхронным будет экономический цикл в разных странах зоны евро. Одни эксперты полагают, что существование валютного союза будет способствовать формированию единой траектории экономического цикла всех участвующих стран. Другие считают, что местная специфика не позволит устранить асинхронность. В первую очередь это относится к потенциальным членам ЭВС: Великобритании и странам ЦВЕ. У последних темпы роста выше, чем в западноевропейских государствах, а подъемы и спады экономической конъюнктуры оказываются гораздо более крутыми. Если, в Западной Европе будет наблюдаться производственный бум, а, например, в Словении, начнется спад, то Европейский центральный банк установит ставку рефинансирования на максимальном уровне, исходя из интересов большинства. В таком случае страна, «идущая не в ногу», окажется под воздействием денежно-кредитной политики, противоречащей ее текущим нуждам.

Страны ЦВЕ рассчитывают получить значительные выгоды от вступления в зону евро: укрепить свой авторитет в ЕС и в мире, во многом решить проблему стабилизации обменных курсов, сократить издержки на проведение валютообменных операций, начать оплачивать импортные товары национальной валютой. Вместе с тем, их членство в ЭВС будет связано со множеством трудностей, проистекающих из разницы в уровнях развития и структуре экономики между западным и восточным флангами расширенного ЕС. Именно новичкам придется приспосабливаться к действиям «ветеранов», а не наоборот.

В ближайшие годы Евросоюз будет состоять из двух неравных в экономическом (и отсюда в политическом) смысле частей: еврозоны и ее аутсайдеров. Если новые страны ЕС войдут в валютный союз экономически незрелыми, это серьезно затруднит модернизацию их экономики. Если расширение зоны евро затянется, возникнет риск расслоения Евросоюза на первый, второй, а, возможно, и третий эшелон (куда попадут Болгария, Румыния, Хорватия).

С переходом на единую валюту Евросоюз смог выступать как единое целое при решении вопросов, связанных с развитием и реформой международной валютной системы. ЕЦБ участвует в деятельности МВФ, и зона евро имеет постоянное представительство на встречах министров финансов «Большой семерки». С 1 января 1999 года квоты немецкой марки и французского франка в корзине СДР (куда также входят доллар США, японская иена и фунт стерлингов) были слиты в квоту евро. С 1 января 2006 года в корзине СДР на доллар приходится 44%, на евро - 34%, на японскую иену и фунт стерлингов - по 11%. Постепенно Евросоюз формирует собственный взгляд на проблемы регулирования международных валютно-кредитных отношений и обеспечения валютно-финансовой устойчивости. Усиление европейских элементов в политике международных финансовых организаций требует времени и значительных усилий со стороны ЕС, в том числе умелого взаимодействия с США как в вопросах, представляющих общий интерес, так и в случаях, когда стороны являются конкурентами.



Экономический и валютный союз (ЭВС) был создан для сближения экономик государств, валютного регулирования и гармонизации отношений между странами. ЭВС фактически стал основой единой глобальной Европы, где интересы разных стран выражаются единым мнением. В то время как различные альянсы и союзы (почти всегда военные) известны с древности, союзы разных стран с объединением экономик и валют в истории до XX века еще не существовали — что фактически обозначило новый исторический эксперимент планетарного масштаба.

История создания европейского экономического валютного союза

Начало объединения Европы произошло почти сразу после второй мировой войны — ведь и первая, и вторая мировая война начались с внутриевропейских конфликтов. Первым звеном будущего союза стало создание BENILUX, т.е. сообщества стран Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в 1948 году. Спустя почти 10 лет — в 1957 году — возникло так называемое Европейское сообщество из шести стран и отменой таможенных пошлин (по факту отмена состоялась к 1968 году). Параллельно появляется известное европейское объединение угля и стали. В 1969 году Европейская комиссия выступила с предложением решить проблему потребности в упрочнении отношений между странами Европы и регулирования экономики и валютного взаимодействия: главы правительств утвердили решение о создании экономического и валютного союза.

В конце 1970 года Пьер Вернер (министр финансов Люксембурга) озвучил согласованный проект создания ЭВС в 3 этапа (План Вернера). Реализация плана не удалась из-за череды неудач, связанных с кризисом золотого стандарта и повальным ростом цен на нефть.

В середине 1980-х снова заговорили об идее создания ЭВС. На этот раз план был разработан комитетом Делора, в состав которого входили главы Центральных банков 12 стран. ЭВС планировался к внедрению в три этапа и рекомендовал создание Европейской системы центральных банков, определяющих кредитно-денежную политику в Европе.


Этапы включения экономического и валютного союза ЕС:

  1. 1990-1993: отмена валютного контроля. Выявлены экономические критерии по уровню инфляции и процентных ставок.

  2. 1994-1998: происходит укрепление экономического взаимодействия между странами-участницами посредством создания Европейского валютного института. С целью создания стабильности валюты (евро) и валют стран, ещё не вступивших в зону евро, создан механизм валютных курсов. Появился Европейский центральный банк (). Установлен курс евро.

  3. 1999 по наше время: евро становится основной валютой в Европе. Руководство ЕЦБ внедряет единую кредитно-денежную политику. Такие страны, как Греция, Словения, Кипр, Мальта, Словакия, Эстония, Латвия, Литва входят в заключительную (третью) стадию ЭВС.

Структура ЭВС и критерии для членства в Еврозоне

Экономический и валютный союз состоит из двух составляющих:

  • Экономический союз. Основу составляет единая конкурентная политика и регулирование экономики и финансовой политики. Основная задача ЭС заключается в установлении гармонии законодательств стран-членов Евросоюза. Благодаря жесткому контролю за размером бюджетного дефицита и платежного баланса стран-членов происходит сближение экономик.

  • Валютный союз. Основу составляет система центральных банков, возглавляемая Европейским центральным банком (ЕЦБ), проводящим единую валютную политику на территориях стран-членов Евросоюза (установление евро).

Критерии для принятия страны-члена Евросоюза в Еврозону:

  • инфляция не более 1,5 %;

  • отсутствие случаев девальвации собственной валюты в отношении валюты иного государства за последние 2 календарных года;

  • отсутствие значительного уровня бюджетного дефицита;

  • сближение в экономике и финансовой политике, отсутствие противоречий со стороны законодательства.

В данный момент ЭВС включает в себя 19 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро, а также 9 стран, где евро не используется. Участниками союза могут быть территории с особенным статусом и третьи страны для которых евро является единой официальной валютой. Согласно данным Договора об учреждении ЕС евро преподносится как инструмент достижения целей ЭВС. Увеличение степени международной роли евро утверждено в Лиссабонском договоре.

Участники еврозоны

♦ У частник ERM II (с механизмом регулирования валютных курсов)

Дания, участник ERM II с послаблениями в вопросе евро

Великобритания, бывший член ЕС с послаблениями в вопросе евро

Остальные члены ЕС

Однако признание евро единой официальной валютой третьими государствами не дает гарантии «институционального» участия данных стран в ЭВС. Такого рода применение евро в международно-финансовых расчетах говорит о трансформации евро в одну из главных международных региональных валют, и в «ведущий инструмент» расширения европейской интеграции. Но за пределами ЕС евро является лишь платежным средством и теряет функцию «сближения», установленную Договором. Евро становится инструментом включения таких стран в интеграционные процессы «де-факто».

Недостатки в работе ЭВС. Греческий и кипрский кризис

Главными принципами действия ЭВС определены:

Работа ЭВС никогда не была безоблачной, и особенно — в последние годы. Толчком для устранения недоработок со стороны союза стал «греческий кризис», начавшийся еще в 2010 году и набравший силу впоследствии. Причинами образования долговой ямы у греков обычно называется нелюбовь греков к уплате налогов (что иногда даже сравнивают с национальным видом спорта), раздутый аппарат чиновников с великолепными льготами, а также заметную ориентацию страны на туризм после вхождения в ЕС. В результате к 2015 году долг Греции превысил 300 млрд. евро (около 175% от ВВП) и график его выплат расписан вплоть до 2054 года — в среднем страна должна будет выплачивать около 7 млрд. евро ежегодно.

Как следствие от ЭВС поступило предложение о введении санкций против стран-членов Евросоюза, не отдающих себе отчет в корректном соблюдении норм бюджетного регулирования. Была организована комиссия, состав которой включал в себя европейских лидеров (министров финансов) — и в результате было принято решение о досрочных финансовых проверках (ревизий) годовых бюджетов до момента их принятия на официальном уровне. Финансовый контроль в виде ревизий должен был способствовать предотвращению несанкционированных растрат. Лидеры европейских стран призывали к осуществлению сплошных ревизий с целью удержания стран от возможных «долговых ям».

Однако после истории с Грецией количество проблем не убавилось. Более того — они приняли нарастающий характер и в 2013 году назрел пик «Кипрского кризиса».

В результате кипрского кризиса были введены ограничения на движения финансовых активов. Частные клиенты кипрских банков могли снять не более 300 евро в день и вывезти за границу не более 3 000 евро, в то время как владельцы депозитов от 100 000 евро могли вернуть лишь часть вложенных средств. Предпосылками образования финансового пузыря явилось ухудшение экономических показателей в греческой части острова. Проценты по вкладам на Кипре (4,45%) в разы превышали процентные ставки, например, в Германии (1,5%). Большая часть депозитов «переваливала» за 100 000 евро. Столь высокий процент выплачивался за счет привлечения новых вкладчиков (преимущественно из РФ). То есть были заметны контуры финансовой пирамиды. Страна постепенно начала прибегать к помощи международных кредитов.


16 марта 2013 года был вменен единовременный налог на банковские депозиты в стране в качестве ведущего условия на получение помощи. Доля капиталов, находящихся в банковском секторе Кипра, составила 835 % от кипрского ВВП. 1/3 депозитов принадлежала гражданам РФ. Банками была приостановлена деятельность: операции по переводам средств не осуществлялись, наличные средства не выдавались. Банкоматы опустели — финансовый кризис на Кипре пребывал на своем пике.

Самый известный и крупнейший игрок банковского сектора - Bank of Cyprus был рекапитализирован, а банк Cyprus Popular Bank (торговая марка Laiki Bank) - ликвидирован. Официальные данные о потерях вкладчиков в разных источниках несколько отличаются. Убытки вкладчиков, не застраховавших свои депозиты, составили около 40 %, при этом в банке Cyprus Popular Bank - потери достигли 80 %. Держатели вкладов Bank of Cyprus получили пакеты акций банка, часть депозитов была «разблокирована».

Кипру были переданы 10 млрд евро от Евросоюза и МВФ в обмен на ликвидацию Cyprus Popular Bank, осуществлено списание кредиторской задолженности в частном секторе и изъяты вклады на сумму свыше 100 000 евро. По этой причине я не рекомендую долгосрочные инвестиции через кипрских дочек российских компаний и других компаний с кипрской регуляцией — на мой взгляд предпочтительнее либо американские брокеры со до 500 000 долларов либо европейские брокеры Центральной Европы — такие, как Саксобанк.

Таким образом, процесс оказания влияния ЭВС на страны-члены Евросоюза продолжается до сих пор. Необходимо достижение критериев сближения и гармонизации экономики и финансовой политики стран для вступления в Еврозону. Время и практика могут выявить новые недостатки ЭВС, главная задача для европейских лидеров - своевременное устранение различий в законодательствах валютных институтов стран-участниц ЕС и нормализация общей экономической атмосферы. Последней значимой новостью стало решение Великобритании о выходе из Евросоюза, что обвалило курс фунта.

Западноафриканский экономический и валютный союз

Кроме европейского ЭВС существует Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЕМОА). Членами данного Союза являются: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Гвинея-Бисау. ЮЕМОА ориентируется на действия Евросоюза и также предполагает устранение различий в законодательствах стран-участниц, интеграции экономики и финансовой политики. Основная задача - жесткий финансовый контроль за исполнением решений со стороны государств-участников.

Целями создания ЮЕМОА являются:

  • объединение рынка для свободного перемещения товаров и капитала;

  • единые правила конкурентоспособности;

  • оказание государственной поддержки производителям товаров и услуг;

  • гармонизация экономики и финансовой политики стран-участниц;

  • установление связи (сближение) при согласовании годовых бюджетных смет с денежно-кредитной политикой Союза.

Основу формирования бюджета ЮЕМОА составляют отчисления от таможенных пошлин за товары, отгруженные из третьих стран (0,5 % от цены), но главная часть расходов финансируется из бюджета ЕС за счет подписанных конвенций.

В 2002 году США и ЮЕМОА подписали соглашение о развитии торговых отношений и инвестиций. Плюсом соглашения было оказание помощи развитию стран-участниц ЮЕМОА посредством выхода африканских товаров на американский рынок. Кроме того, предполагалось получение инвестиций для разработки неиспользуемых ресурсов стран (полезные ископаемые, энергетика).

ЮЕМОА также заключил ряд соглашений с Марокко, Египтом и Тунисом и получил достаточно крупные страны в партнеры по торговле. Однако, реализация программ по свободному передвижению товаров в рамках экономического пространства союза до сих пор затруднена. Главным партнером ЮЕМОА остается Франция. Заключены соглашения о сотрудничестве с ЕС.

Это интересно! В Европе были выпущены памятные монеты серии «10 лет экономическому и валютному союзу 1999-2009» номиналом 2 евро. Монеты выполнены из мельхиора, никеля и бронзы. В центре монеты изображена человеческая фигура с вытянутой рукой, которая заканчивается символом евро. Данная монета является одной из любимых среди нумизматов и ценителей истории.

Дальнейшее качественное развитие Европейского Союза могло происходить в двух направлениях: либо на основе переосмысления самой правовой концепции Евросоюза и превращения его в сферу гуманитарной интеграции, либо за счет все более тесной экономической интеграции, создающей единое социальное пространство в пределах Европы.

Многолетние дискуссии сторонников и противников европейской федерализации долгое время оставляли вне поля зрения проблему интеграции в гуманитарной сфере. Считалось, что межгосударственное сотрудничество естественным образом способствует все более тесному единению европейских народов и граждан европейских стран. B то же время уже Европейские Сообщества позиционировались не только в качестве межгосударственных объединений, но и пространств прямого сотрудничества народов Европы. B Маастрихтскою договоре в этом направлении был сделан еще более важный шаг: стратегической целью интеграции объявлялось «сплочение союза народов Европы, в котором решения принимаются максимально приближенно к гражданину». Таким образом, в рамках европейского политико-правового пространства впервые закреплялась индивидуальная субъектность граждан. Формальноюридически это выразилось в оформлении института европейского гражданства.

B соответствии с Маастрихтским договором приобретение европейского гражданства пока жестко увязывалось с наличием у индивида гражданства какой-либо страны-участницы. B качестве приложения к Маастрихтскому договору была принята «Декларация о гражданстве государства-члена Союза», согласно которой вопрос о гражданстве конкретного человека мог регулироваться исключительно правом соответствующего государства. Ho одновременно закреплялось и право граждан напрямую обращаться с исками в Суд Европейских Сообшеств, с жалобами к омбудсману и с петициями в Европейский парламент. Маастрихтский договор гарантировал право свободного перемещения и проживания на территории государств-членов любому гражданину Союза. Граждане Союза получили право голосовать и быть избранными в Европарламент. Причем гражданин мог теперь голосовать и быть избранным на местных выборах и выборах Европарламент в любой стране Евросоюза. За ним закреплялись такие же конституционные права, что и за гражданами страны проживания. Наконец, Маастрихтский договор впервые на уровне учредительных документов признал обязанность Союза соблюдать основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные еще в «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» 1950 г.

Развертывание интеграции в іуманитарной сфере представляло собой не просто одну из сфер сотрудничества. Признание граждан полноправными субъектами европейского правового пространства наряду с государствами и народами открывало путь к полному переосмыслению самой природы Евросоюза. Ранее формирование наднационального правового пространства рассматривалось только как результат делегирования государствами части своих суверенных прав Европейским Сообществам. Тем самым не нарушался сам принцип национального суверенитета. Признание же индивидуальной субъектности граждан в рамках системы европейского права позволяло поставить вопрос о конституциирова- нии Европейского Союза как политической организации европейских народов, а не государств, т.е. о суверенности самого Европейского Союза. Это могло бы стать решаюшим шагом к федерализации Европы. Однако в начале 1990-х гг. столь радикальное развитие событий пока оставалось невозможным.

Вторым «ресурсом» консолидации Европейского Союза стало создание Экономического и валютного союза. Эта мера по своему значению также выходила за рамки обычной практики интеграционного сотрудничества. Она предполагала ввод единой валюты, заменяющей национальные денежные единицы и находящейся под управлением наднациональных финансовых учреждений. B свою очередь, объединение валютно-финансовых систем могло стать мощнейшим фактором для развертывания «естественной», нерегламентированной интеграции во всех сферах общественной жизни.

Создание Экономического и валютного союза (ЭВС) носило постепенный характер. B прилагаемых к Маастрихтскому договору протоколах детально регламентировались три этапа этого процесса. Первый из них начался еще 1 июля 1990 г. и предполагал создание к 31 декабря 1993 г. единого внутреннего рынка Сообществ, в том числе обеспечение полной свободы передвижения капиталов, усиление кооперации между центральными банками стран-участниц Сообществ, координацию экономической и эмиссионной политики стран-участниц. Европейский Совет и специализированные организации Евросоюза получили полномочия по мониторингу экономического развития всех стран-участниц. B случае, если действия какой-либо из стран принимали угрожающий для интересов Евросоюза характер, Совет мог принять рекомендации в отношении этой страны и контролировать их исполнение всеми органами Евросоюза.

Дополнительным шагом по укреплению единого внутреннего рынка стало подписание 2 мая 1992 г. соглашения между Евросоюзом и EACT о формировании Европейского экономического пространства (из стран-участниц EACT этот договор ратифицировали Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Финляндия, Швеция; единственной страной, отказавшейся от ратификации, стала Швейцария). B рамках Европейского экономического пространства, объединившего 18 стран с населением около 370 млн чел., обеспечивалось свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей, сотрудничество в научной сфере, образовании, потребительской, социальной и экологической политике.

B обеспечении свободного передвижения людей важную роль сыграло Шенгенское соглашение о постепенной отмене контроля на обших границах. Оно было подписано между правительствами Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, ФРЕ и Франции в местечке Шенген (Люксембург) 14 июня 1985 г. B соответствии с Шенгенским соглашением предусматривалась постепенная отмена таможенного и визового контроля на внутренних границах стран-участниц, что открывало возможность не только свободного передвижения их граждан, но и единовременного получения «шенгенской визы» гражданами третьих стран с последующим свободным передвижением в пределах всей «шенгенской зоны». B 1990 r. те же государства-учредители подписали Конвенцию о применении Шенгенского соглашения. K Конвенции постепенно присоединились Италия, Испания и Португалия, а затем и Греция. Великобритания и Ирландия отказались войти в «шенгенскую зону», опасаясь неконтролируемых миграционных потоков. Окончательно Шенгенские соглашения вступили в силу 1 июля 1995 г.

Второй этап формирования ЭВС начался с 1 января 1994 г. и длился до 31 декабря 1998 г. B это время происходило организационно-правовое становление институтов, способных обеспечить проведение единой валютной политики. Первым шагом стало создание в 1994 г. Европейского валютного института (ЕВИ). Он перенял функции существовавших ранее консультативных и совещательных органов (Комитета управляющих национальными банками, Европейскою фонда валютного сотрудничества и т.п.) и возглавил работу по координации валютно-финансовой политики стран Евросоюза. Усилия ЕВИ сосредоточились, с одной стороны, на выработке рекомендаций правительствам по снижению рисков, вызываемых высокими бюджетными дефицитами и инфляцией, а с другой - на координации банковской деятельности.

Ha Мадридском саммите 1995 г. были уточнены сроки перехода к единой валютной системе. Единую европейскую валюту было решено назвать евро. B соответствии с решениями Мадридского саммита началось создание Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), что было предусмотрено еще Маастрихтским договором и прилагавшимися к нему протоколами. Помимо Европейского центрального банка (ЕЦБ) в состав ЕСЦБ вошли центральные банки всех стран-участниц Евросоюза. Задачами ЕСЦБ стали определение и проведение единой валютной политики, хранение официальных валютных резервов и управление ими, осуществление мер по кооперированию платежных систем. K исключительной компетенции ЕЦБ была отнесена эмиссия европейских денежных знаков (после перехода к единой валюте). По своему уставу ЕСЦБ и ЕЦБ являлись независимыми органами по отношению к руководящим институтам Евросоюза.

B рамках второго этапа формирования EBC были предприняты меры и по дальнейшему укреплению экономического союза. B конце 1995 г. правительство ФРГ выдвинуло инициативу по заключению Пакта стабильности и роста. Этот шаг не предусматривался Маастрихтским договором и вызвал немало дискуссий, поскольку предполагал ввод весьма жестких обязательств стран-участниц Евросоюза по проведению структурной экономической политики. Лишь в июне 1997 г. Амстердамский саммит Европейского Совета утвердил Пакт, включающий резолюцию Европейского совета об основных принципах обеспечения экономической стабильности и роста, а также двух регламентов - об усилении контроля над состоянием государственных бюджетов и о процедуре предотвращения сверхнормативного дефицита бюджета (первый вступил в силу 1 июля 1998 r.. второй - 1 января 1999 r.).

Ha основе принципов Пакта стабильности и роста Европейский валютный институт разработал и представил в 1998 г. на утверждение Еврокомиссии и Европейскому Совету требования к уровню состояния национальных валютно-финансовых систем. B соответствии с этими· критериями, предполагалось, что для присоединения той или иной страны к общей валютной зоне инфляция в ней не должна превышать 1,5 % по отношению к уровню, достигнутому тремя странами Евросоюза с наибольшей стабильностью цен. Дефицит государственного бюджета допускался в переделах 3 % ВВП. Предполагалось также обязательное соблюдение пределов курсовых колебаний, установленных в рамках «валютной змеи» EBC (по крайней мере, в течение двух лет без девальвации по отношению к валюте любого другого государства Евросоюза), долгосрочных процентных ставок (этот уровень не должен быть выше, чем на два пункта соответствующего уровня в трех странах Евросоюза, имеющих наиболее низкий уровень инфляции). Ha основании всех этих требований был утвержден список 11 стран, уже готовых к валютной конвергенции.

Исключение составили Великобритания и Дания, оговорившие при подписании Маастрихтского договора свое право не присоединяться к третьему этапу Экономического и валютного союза, Швеция, вообще не входившая пока в состав EBC, и Греция, имевшая сверхнормативный дефицит государственного бюджета.

C I января 1999 г. начался третий этап формирования Экономического и валютного союза. ЭКЮ, как международная расчетная единица, основанная на «валютной корзине», прекратила свое существование. Состоялся ввод евро как полноправной самостоятельной европейской валюты. Одновременно прекратил свое существование Европейский валютный институт и в силу вступили уставы ЕСЦБ и ЕЦБ. Обращение евро полностью стало контролироваться ЕЦБ. Был введен неизменный фиксированный обменный курс евро, который стал базовым как для обменных операций, так и для обеспечения финансовой стабильности в странах Евросоюза. Ho пока евро использовался только для безналичных расчетов, для размещения государственных ценных бумаг, обслуживания банковских операций (т.е. в рамках кредитно-денежной политики). B евро осуществлялись интервенция ЕЦБ на валютных рынках (покупка- продажа валюты). Ha протяжении последующих трех лет состоялся постепенный переход государственных учреждений к использованию евро (налоговые платежи, социальное страхование и т.д.), а также перевод на евро массовых платежных систем (денежные переводы, чеки, банковские карты и т.д.). Параллельно происходила работа по изготовлению банкнот и монет евро. Выпуск их в обращение и ввод евро для наличного расчета состоялся 1 января 2002 г. C 1 марта того же года национальные валюты стран «зоны евро» были изъяты из обращения.

C созданием ЭВС возникла возможность выработки долговременной стратегии экономического развития стран Евросоюза. Эта задача обсуждалась на Лиссабонском саммите Европейского Совета в марте 2000 г. По итогам саммита была принята «Лиссабонская стратегия», предусматривавшая превращение Евросоюза к 2010 г. в самый конкурентоспособный и высокотехнологичный экономический центр мира при сохранении «европейской социальной модели». Достижение такой претенциозной цели связывалось с пятью основными направлениями: обеспечением высокой конкурентоспособности европейской промышленности, созданием «динамической экономики, основанной на знаниях», увеличением занятости вплоть до полного решения проблемы безработицы, обеспечением «социального единства», улучшением экологической среды. B рамках этих направлений было сформировано более 120 конкретных инновационных проектов и программ развития. Однако их реализация оказалась затруднена в условиях очень нестабильной конъюнктуры на мировом рынке, неожиданного «утяжеления» евро на фоне падения курса доллара, нарастания внутренних проблем европейской экономики по мере расширения состава Евросоюза. C учетом всех этих обстоятельств в марте 2004 г. была создана комиссия под руководством бывшего голландского премьер-министра Вима Кока. Ha нее была возложена задача по комплексному анализу хода реализации «Лиссабонской стратегии».

Выводы комиссии Кока оказались неутешительны. По мнению экспертов, Евросоюз не только не способен реализовать основные задачи «Лиссабонской стратегии», но все более явно проигрывает Китаю, Индии и США в росте и конкурентоспособности экономики, производительности и научно-техническом прогрессе. B докладе Кока отмечалось, что причинами стагнации европейской экономики являются быстрое старение населения, вступление в Евросоюз стран с менее развитой экономикой, несогласованность реформ в ведущих странах Евросоюза, а также декларативность «Лиссабонской стратегии», не позволяющая сконцентрировать усилия на наиболее важных направлениях. B противовес этим оценкам эксперты Еврокомиссии подготовили альтернативное исследование «Цена не-Лиссабона для экономики», где попытались доказать, что мероприятия, осуществляемые в рамках «Лиссабонской стратегии», дают вполне ощутимый, хотя и не такой мощный, как предполагалось, эффект. Приведенные ими данные свидетельствовали о том, что проводимые реформы в системе трудовых отношений и потребительского рынка обеспечивают почти 0,5 % общего ежегодного прироста ВВП. Отказ же от «Лиссабонской стратегии», по мнению экспертов, приведет к потере в ближайшие десять лет почти 8 % намеченного повышения ВВП. C другой стороны, поддерживалось предложение комиссии Кока о частичном пересмотре приоритетов стратегии экономического роста и намеченных темпов ее реализации. Доклад завершался выводом: «Дальнейшее осмысление требуется и для определения политического сопровождения, необходимого для максимизации выгод Лиссабона при минимизации затрат на корректировки».

«Политическое сопровождение» означало принятие решения о корректировке экономической стратегии на уровне Европейского Совета. Bce большее количество экспертов и политиков призывали руководство Евросоюза пересмотреть не только лиссабонские решения, но и принципы «Пакта стабильности и роста» 1997 r., ограничивавшие действия европейских правительств рамками чрезвычайно жесткой структурной политики. Осенью 2004 г. после утверждения нового состава Еврокомиссии под руководством португальца Жозе Мануэля Баррозу началась работа над проектом «комплекса мер для достижения целей Лиссабонской стратегии». Новая программа экономических и социальных реформ была представлена Еврокомиссией в феврале 2005 г. B ней предполагалось к 2010 г. поднять темпы роста внутреннего валовою продукта до 3 % в год и создать более 6 млн рабочих мест. Таким образом, были не только предложены весьма умеренные темпы роста, но и сама стратегия по сути сведена к двум основным пунктам - обеспечение роста производства и создание новых рабочих мест, главным образом, в высокотехнологичных отраслях. O социальных и экологических программах речь фактически не шла.

Несмотря на общую умеренность предложенной стратегии, «план Баррозу» акцентировал внимание на двух очень важных проблемах. Во- первых, в нем подчеркивалось, что устойчивый экономический рост достижим лишь при условии тесного взаимодействия ЕврОКОМИССИИ C национальными правительствами, предпринимательскими кругами и профсоюзами. Во-вторых, настойчиво проводилась мысль о том, что реализация «Лиссабонской стратегии» зависит не только от решения ряда экономических проблем, но и от состоятельности самою европейского общества в целом. «Провал «Лиссабонской стратегии» - это и большой политический провал, - заявил один из руководителей Европейского центра исследований Марио Тело. - Он означает, что Европа не смогла выстроить такую модель обшества. которая отличалась бы от американской и при этом функционировала бы. Невыполнение стратегии будет означать, что нам придется копировать американцев».

Основные положения «плана Баррозу» получили поддержку на Брюссельском саммите Европейского Совета в марте 2005 г. Было принято решение о том, что все страны Евросоюза должны разработать национальные планы реализации «Лисабонской стратегии», адаптированные к их специфике и рассчитанные на 3 года. Были также достигнуты договоренности по проекту реформы «Пакта о стабильности и росте», призванной придать большую гибкость бюджетному регулированию в странах Евросоюза и смягчить требования к лимитам бюджетного дефицита и государственного долга. «Пакт теперь в большей степени будет способствовать реализации целей Лиссабонской стратегии, - заявил на пресс- конференции Баррозу. - Европейский союз готов к новому старту, готов проявить свой огромный потенциал».

Ha Брюссельском саммите 2005 г. перед Еврокомиссией была также поставлена задача активизировать социальную политику. Ho по сравнению с первоначальными принципами «Лиссабонской стратегии» подходы к социальным проблемам существенно изменились. Вместо широкого спектра направлений акцент был сделан на конкретные меры и пути их реализации. Приоритетным было объявлено обеспечение занятости в сочетании с модернизацией трудовых ресурсов (основное значение придавалось адаптации работников и предприятий к инновационной экономике, привлечению на рынок труда людей, пользующихся социальными льготами, увеличению инвестиций в профессиональную подготовку и образование, повышению качества управления трудовыми ресурсами, обеспечению высоких стандартов безопасности труда и гибкого графика трудовой деятельности). Вместо претенциозной задачи по обеспечению полной занятости ставка была сделана на расширение занятости в высокотехнологичных отраслях. Уже спустя месяц после Брюссельского саммита Еврокомиссия представила программный доклад «Построение Европейского исследовательского пространства (ERA) знаний для дальнейшего роста», в котором достижение Лиссабонских целей напрямую ставилось в зависимость от инновационного развития системы образования и науки, в том числе Болонского процесса реформирования высшей школы.

При всей спорности «Лиссабонской стратегии» и первых результатов ее реализации, следует признать, что сама постановка столь глобальных задач свидетельствует о прочности и эффективности создававшегося на протяжении 1990-х гг. Экономического и валютного союза. B считанные годы европейцы забыли о своих совсем еще недавних тревогах по поводу ликвидации национальных валют, передачи наднациональным органам ключевых прерогатив в валютно-финансовой сфере, полного открытия внутренних границ. Система EBC «справилась» даже с массированным расширением Евросоюза «на восток». A подписание в мае 2005 r. договора с Россией о перспективах создания четырех «общих пространств» (экономического, внутренней безопасности и правосудия, внешней политики и безопасности, культуры и образования) показало, что у концепции EBC есть и далекие перспективы. B то же время уже на последних этапах создания EBC стало очевидно, что политический потенциал Маастрихтского договора фактически исчерпан. Консолидация и динамичное развитие Евросоюза оказалось в прямой зависимости от оперативного пересмотра его организационно-правовых и доктринальных основ.

Экономический и валютный союз представляет высшую форму международной экономической интеграции. Данный союз характеризуется двумя признаками:

  • 1) координация всей экономической политики, включая политику в бюджетной сфере (в праве ЕС – экономический союз);
  • 2) введение единой валюты и осуществление единой кредитно-денежной политики (в праве ЕС – валютный союз).

Экономический и валютный союз создан в рамках Союза и не является отдельной организацией или учреждением.

В основании экономического компонента лежат принципы внутреннего рынка. Таким образом, экономический и валютный союз выступает как бы надстройкой над своей базой – внутренним рынком, дополняя его, с одной стороны, координацией экономических политик государств – членов ЕС и валютным компонентом, с другой. Координация экономических политик государств-членов предполагает не только простую координацию экономических политик, но и жесткий контроль со стороны институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также за платежными балансами этих государств. Государства-члены также не вправе получать льготное кредитование со стороны своих центральных банков, осуществлять ряд кредитных операций с центральными банками. Кроме того, в рамках экономического компонента экономического и валютного союза государства-члены и институты Союза определяют общие цели, в соответствии с которыми и должны определяться и координироваться экономические политики государств- членов.

Схема 7.1.

Основным элементом валютного компонента является единая европейская валюта евро. Введение единой валюты требует определения единой валютной политики и создание специального механизма, ответственного за разработку такой политики – Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), которую возглавляет Европейский центральный банк (ЕЦБ). Однако на евро перешли всего 17 из 27 государств, а для того чтобы было возможно проводить слаженную валютную политику в рамках всего ЕС, курсы остальных государств-членов привязаны к евро в рамках механизма обменных курсов II – третьего элемента валютного компонента.

Таким образом, экономический и валютный союз – это форма интеграции и одновременно сфера общественных отношений, в рамках которой ЕС, во-первых, координирует всю экономическую политику государств-членов, во-вторых, проводит централизованную денежно-кредитную политику на основе единой валюты евро.

Правовой статус экономического и валютного союза урегулирован Договором о функционировании Европейского Союза. Статья 119 Договора содержит общие положения об экономическом и валютном союзе. Первая и вторая части данной статьи, по сути, регулируют компоненты экономического и валютного союза, а п. 3 содержит руководящие принципы, которыми руководствуется ЕС при осуществлении регулирования в рамках экономического и валютного компонентов.

Итак, п. 1 ст. 119 посвящен экономическому компоненту. Во-первых, он вводит принцип открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, в соответствии с которым должна проводиться вся деятельность государств-членов в рамках единой экономической политики. Там же сформулированы основные начала такой деятельности: тесная координация экономической политики государств-членов, внутренний рынок и определение общих задач.

Схема 7.2.

Пункт 2 рассматривает основные вопросы регулирования валютного компонента. Предусмотрены такие элементы, как единая валюта, определение и проведение единой валютной политики и политики обменных курсов. Все мероприятия, осуществляемые в этой сфере, направлены на поддержание стабильных цен и без ущерба для этой цели – поддержание общих экономических курсов в Союзе.

Вся деятельность в рамках как экономического, так и валютного компонентов должна соответствовать основополагающим принципам, изложенным в п. 3 ст. 119 Договора. Ими являются:

Из второго и третьего принципов делается вывод об обязанности государств-членов избегать чрезмерного бюджетного дефици та. В условиях развивающегося мирового финансового кризиса Союзом принимаются меры по ужесточению бюджетной дисциплины и повышению степени взаимодействия государств-членов, перешедших на евро. Так, 16 ноября 2011 г. были приняты регламенты Европейского парламента и Совета № 1173/2011 об эффективном осуществлении бюджетного надзора в зоне евро, № 1174/2011 о реализации мер по корректировке чрезмерного макроэкономического дисбаланса в зоне евро, № 1175/2011 об усилении бюджетного надзора и координации экономической политики, № 1176/2011 о предотвращении и корректировке макроэкономического дисбаланса, а также № 1177/2011 об ускорении и уточнении порядка имплементации процедуры чрезмерного дефицита. Указанные акты позволяют существенно повысить степень взаимодействия государств-членов, а также предусматривают практически автоматическое применение санкций к нарушителям согласованных мер экономической политики ЕС.

Европейский валютный союз, на данный момент, объединяет 19 государств ЕС, которые входят в Еврозону. Остальные государства Евросоюза присоединятся к нему тогда, когда будут соответствовать критериям для вступления. Всему миру в качестве расчетной валюты евро был представлен 1 января 1999 года. А уже с 1 января 2002 года вошёл в наличное обращение на всей территории еврозоны, так стала называться часть Евросоюза, где евро стало региональной валютой.

Изначально целью объединения было: создание общего рынка на всей территории этих государств, региональная интеграция, общие законодательство и политика в области торговли, общая валюта и общий Европейский центральный банк. Все это было предпринято, в конечном итоге, для роста валового внутреннего продукта, увеличения покупательной способности населения, а значит улучшения жизни в ЕС.

Преимущества еврозоны

Основное преимущество Еврозоны в свободном передвижении людей, товаров, капитала и услуг. Население ЕС составляет 500 миллионов человек. Оборот евро, естественно, огромный внутри страны, а теперь уже и за её пределами. Это позволяет пережить мировые кризисы и быстрее восстановиться после них. Легче обеспечить стабильность цен и поддержание низкой процентной ставки. Всему этому способствует объединение всех национальных центральных банков в единый Европейский центральный банк.

Зачем нужен Банковский союз

Итогом всех проведённых мероприятий по объединению в Европейский валютный союз стало создание банковского союза, который служит укреплению экономики еврозоны. В результате контроля за деятельностью банков осуществляется гарантия вкладов, – налогоплательщики уверены за свои денежные сбережения. Существует одинаковое отношение ко всем проблемным банкам. Под контролем находится 130 крупных банков ЕС.

Что изменилось в жизни населения еврозоны

В результате отмены паспортного контроля, все жители Еврозоны могут работать, учиться, выходить на пенсию на любой его территории, в любом государстве, что уменьшает число безработных. Бизнесу отменены все пошлины при пересечении границ. Упрощён туризм и торговля. Обменный курс в ЕС стабильный. Не все страны ЕС вошли в валютный союз, то есть перешли к расчетам на евро. Недостаток ли это. Возможно, дискутируя и меняя правила объединения в еврозону, будет достигнут более полный учет пожеланий и возможностей каждой страны. Ведь всё течёт, всё изменяется. На данный момент политика валютного союза несёт блага всему европейскому сообществу.

Оцени пост