Обереги

М. Пришвин. Лесная капель. Пришвин «Разговор деревьев Ел их горстями прямо с косточками

Михаил Пришвин «Жаркий час»

В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот Жаркий час, самый счастливый для неподвижных Деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытой её широкими ветками, спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнёт рядом ветка ёлки!

И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встает всякий зверь, и птица улетает из леса.

Михаил Пришвин «Деревья в плену»

Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно.

Там, где летом вы шли по широкой дорожке, теперь через эту дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать.

Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой бы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и наконец погрузилась в снег и примёрзла так до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах.

Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины.

Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно так я иду и волшебным ударом освобождаю множество деревьев.

Михаил Пришвин «Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

Михаил Пришвин «Ореховые дымки»

Барометр падает, но вместо благодетельного тёплого дождя приходит холодный ветер. И всё- таки весна продолжает продвигаться.

За сегодняшний день позеленели лужайки сначала по краям ручьев, потом по южным склонам берегов, возле дороги, и к вечеру зазеленело везде на земле. Красивы были волнистые линии пахоты на полях — нарастающее чёрное с поглощаемой зеленью.

Почки на черёмухе сегодня превратились в зелёные копья. Ореховые серёжки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетал дымок.


Вот что случилось с деревьями: березка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой бы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом все гнулась и наконец погрузилась в снег и примерзла так до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах.

Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно так я иду и волшебным ударом освобождаю множество деревьев.

ЖАРКИЙ ЧАС

В полях тает, а в лесу еще снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примерзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришел жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под этой елкой, прикрытой ее широкими ветками, спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая береза, как махнет рядом ветка елки!

И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошел. И мечется обезумевший заяц, и встает всякий зверь, и птица улетает из леса.

РАЗГОВОР ДЕРЕВЬЕВ

Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.

Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, черно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер теплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить - мы звуками перекликаемся, а у них - аромат.

ОРЕХОВЫЕ ДЫМКИ

Барометр падает, но вместо благодетельного теплого дождя приходит холодный ветер. И все-таки весна продолжает продвигаться. За сегодняшний день позеленели лужайки сначала по краям ручьев, потом по южным склонам берегов, возле дороги, и к вечеру зазеленело везде на земле. Красивы были волнистые линии пахоты на полях - нарастающее черное с поглощаемой зеленью. Почки на черемухе сегодня превратились в зеленые копья. Ореховые сережки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетал дымок.

ОСИНКАМ ХОЛОДНО

В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку.

Так иногда в деревнях выходят люди посидеть на завалинке, отдохнуть, поговорить после трудового дня.

Муравьи разрыхлили землю, сверху она поросла брусникой, а под ягодой зародился гриб. Мало-помалу, напирая своей упругой шляпкой, он поднял вверх над собой целый свод с брусникой и сам, совершенно белый, показался на свет.

СТАРЫЙ ДЕД

У старого огромного пня я сел прямо на землю, пень внутри - совершенная труха, только эту труху держит твердая крайняя древесина. А из трухи выросла березка и распустилась. И множество цветущих трав поднимается с земли к этому огромному пню, как к любимому деду...

На самом пне, на одном только светлом солнечном пятнышке, на горячем месте, я сосчитал десять кузнечиков, две ящерицы, шесть больших мух, две жужелицы. Вокруг высокие папоротники собрались, как гости. А когда в гостиную у старого пня ворвется самое нежное дыхание ветра, один папоротник наклонится к другому, шепнет что-то и тот шепнет третьему, и все гости обменяются мыслями.

И снова тишина.

ИМЕНИНЫ ОСИНКИ

Шиповник, наверно, с весны еще пробрался внутрь по стволу к молодой осинке, и вот теперь когда время пришло осинке справлять свои именины, вся она вспыхнула красными благоухающими дикими розами. Гудят пчелы и осы. Басят шмели. Все летят поздравлять осинку и на этих больших именинах роски попить и домой медку захватить.

СТАРЫЙ СКВОРЕЦ

Скворцы вывелись и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый скворец и поет.

Вот странно! Казалось бы, все уже кончено, самка давно вывела птенцов, детеныши выросли и улетели... Для чего же старый скворец прилетает каждое утро на яблоню, где прошла его весна, и поет?

Автор: А. Н. Чуракова. УМК «Перспективная начальная школа»
Цели:
1. Познакомить учащихся с произведением М. Пришвина "Разговор деревьев"; формировать умения анализировать повествовательный текст, находить в тексте главное, определять основную мысль автора;
2. Развивать речь, обогащать словарный запас, развивать творческое воображение, мышление, внимание
3. Учить быть наблюдательными, открывать красоту в природе, понимать её, бережно относиться к ней.
Оборудование: учебники, карточки с вопросами.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Настраивает учеников на учебный процесс

Самоконтроль - проверка готовности к уроку.

Целеполагание

Знакомит с темой и целью урока.

Ставят перед собой учебную цель, которую желают достичь за урок.

Работа с разноуровневыми карточками

Раздаёт вопросы, объясняет. Проверяет работы, помогает ученикам при возникновении трудностей.

Отвечают на вопросы

Беседа по вопросам

Организация дискуссии

Участие в беседе, отстаивание своей точки зрения

Рефлексия

Подводит итог беседе, анализирует таблицу

Сравнивают результат таблицы с предполагаемым результатом.

Индивидуальное домашнее задание

По желанию

Желающие записывают домашнее задание

Уровень 1.

Выдели ответ, который ты считаешь верным.
О каком времени года рассказывает автор?

а) о зиме
б) о весне
в) о лете
г) об осени

3. В какое время суток особенно хорошо слышен разговор деревьев?
а) утром
б) днём
в) вечером
г) ночью

Уровень 2

4. Какие слова и выражения, найденном Михаилом Пришвиным, помогают тебе представить, как выглядят почки (подчеркни зелёным карандашом), ягодки (подчеркни красным карандашом) и сами деревья (подчеркни синим карандашом)

Уровень 3.

5. Разговор деревьев, с точки зрения писателя, - это шелест их листьев или что - другое?
Найди в тексте ответ на вопрос и подчеркни желтым карандашом
6. А вы помните запахи весенней природы? Запахи лета и осени? Напишите на листочке.

Михаил Пришвин « Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные с зелёными хвостиками, а каждом зелёном клювике висит прозрачная капля.
Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцев, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно- лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку - осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.
Если с нами сравнить - мы звуками перекликаемся, а у них - аромат.

Хисамутдинова Зульфира Магруфзяновна
МБОУ «Татарская гимназия № 17 им. Г.Ибрагимова» г. Казани
[email protected]

Малинкина Лариса Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №184"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: конспект урока внеклассного чтения
Тема: М.М.Пришвин "Гаечки", "Разговор деревьев"
Дата публикации: 27.07.2016
Раздел: начальное образование

Тема урока:
М.М.Пришвин «Гаечки», «Разговор деревьев».

Цель урока:
знакомство с произведениями М. М. Пришвина, развитие умения видеть красоту природы.
Задачи:
учить анализу художественного произведения на сюжетном, идейном, языковом уровнях; творческому пересказу; продолжить работу над совершенствованием навыков осознанного, правильного, выразительного чтения; развитие речи, творческого мышления, воображения; развивать умение анализировать и обобщать; учить видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к ней; воспитывать интерес к родному языку; предмету литературного чтения; развитие коммуникативных навыков.
Оборудование:
карточки-шифрограммы; карточки для дифференцированной работы; карточки с этапами урока и ключевым словом; мультимедийная презентация; фрагмент аудиозаписи В.Салманова «Вечер»; толковый словарь; этимологический словарь; учебник «Живой родник», Литературное чтение. Л.И.Тикунова, А.Г.Дигина, 4 класс (Ш-я часть). Форми
руемые результаты (формирование УУД):
Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к урокам литературного чтения; -смыслообразование, нравственно-этическая ориентация; Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; - способность и умение учащихся производить логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение); -обогощение активного словаря, развитие речи, воссоздающего воображения; Коммуникативные УУД: - развитие монологической и диалогической речи;
-умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - развитие навыков учебного сотрудничества (учитель-ученик, ученик- ученик); -умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; Регулятивные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, - постановка учебных задач; - планирование предстоящей деятельности; - самоконтроль и взаимоконтроль, взаимооценка; - самоанализ и самоконтроль результата; -развитие навыков рефлексивной деятельности - самоанализ и самоконтроль результата;
Ход урока
1.
Организационный момент
. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. С хорошим настроением приступим к занятию. 2.
Этап первичного синтеза
. (Подготовка к восприятию литературного произведения) Ключевым словом урока я выбрала слово «ПРИРОДА». Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите это слово?(Радость, красота, отдых…) С давних времён человек связывал свои мысли и чувства с картинами природы. Это отразилось и на творчестве композиторов, воспевающих родную природу в своих произведениях. Закройте глазки, мысленно представьте себя на лоне природы (звучит фрагмент произведения В.Салманова «ВЕЧЕР»). Что Вы представили?
(
Румяный закат; опушку леса, залитую лучами солнца; маленькую лесную речушку, пробивающуюся сквозь чашу леса…) Много произведений о родной природе создано. Я предлагаю Вам вспомнить некоторые из них. (Два человека у доски читают наизусть отрывки из 2-3 произведений М. М. Пришвина, с которыми учащиеся уже знакомы. Дети вспоминают названия этих произведений. Проверка дифференцированного домашнего задания.) Вспомните, пожалуйста, автора этих произведений (портрет). А вот с какими произведениями М. М. Пришвина мы познакомимся на уроке, узнаете, разгадав шифрограмму путём исключения иностранных букв:
Q CW C CГ U А S Е D Ч К G И Y I Р F А З L Г Z О В О N Р Д Е N Р V Е В D Ь Е S В D
3.

Постановка

темы

цели

урока.

Составление

плана

урока.
Сформулируйте тему урока. (М. М. Пришвин. «Гаечки», «Разговор деревьев») Конечная цель урока – создание словесной зарисовки картины природы такой, как описывает её автор. (На слайде появляется слово «ЦЕЛЬ») Вы хотите выполнить это задание? Тогда подумайте, что для этого нужно сделать, составьте план урока. (на слайде слова «Подумаем, посоветуемся. Работа в парах, группах», «Чтение и анализ произведений», «Самостоятельная работа», «Творческое задание», «Итоги урока») Если нам удастся выполнить все этапы урока, то сможем прочитать слово. (Слово «Цель» исчезает, появляется буква «Ч»)
Прогнозирование по заголовку и иллюстрации.
Откройте учебник на стр. 134. Попробуйте предугадать содержание рассказа по его заголовку и иллюстрации (Индивидуальная работа) А удалось ли нам предугадать содержание рассказа, узнаем, прочитав его (3 подготовленные ученика читают у доски – проверка дифференцированного домашнего задания). Оценивание чтения детей.
Проверка первичного восприятия.
Ваше впечатление от рассказа? Что мы смогли предугадать?
4.

Анализ произведения.
(Дифференциация учебного материала по уровню сложности) Предлагаю прочитать начало рассказа, где говорится о том, как автор наблюдал за работой гаечек. Чтение жужжащее.У некоторых ребят на столах карточки с лексическим значением слова. Вам нужно найти в тексте слово с соответствующим лексическим значением, остальные ребята при чтении подумайте, значение всех ли слов Вам понятно. (На карточках: Тёмно-синий с синеватым отливом - _________ (сизый). Зачитайте лексическое значение слова. Какое слово из текста соответствует данному значению? Значение остальных слов понятно? Запомните это слово и используйте в своей речи.
Найдите описание синичек. (Дети зачитывают) За пухлые щёчки их ещё называют пухляками, своими маленькими носиками только одни они из синиц долбят дерево, достают червячков, делают дупло. Чтение-разведка
.
Взяли в руки карандаши, приготовились. (Чтение и анализ пар слов. При чтении текста учитель заменяет важные, ключевые для восприятия текста слова другими, мене значимыми. Тем самым делается акцент на словах автора. Выделенные слова анализируются, используются учащимися при подготовке творческого пересказа с целью обогащения активного словаря и передачи колорита произведения. Курсивом выделены слова, которые читает учитель, жирным шрифтом- слова, написанные в тексте). Подошёл –
тихонечко подкрался –
неслышно,не спугнуть; Поймал –
прикрыл ладонью
– неполнота действий, не хотел ловить, а наблюдал; Притихла –
как будто умерла, не шевелится, как убитая
– не двигается, затаила дыхание от испуга, чтобы не выдать себя; Щебетала –
попискивала
– издавала тревожные звуки, предупреждала об опасности, просила незнакомца отпустить подружку; Говорила –
убеждала –
заставляла поверить Посмотрите на следующую часть текста. Как бы вам хотелось её прочитать? (Чтение по ролям)
Работа в группах.
Подготовьтесь к чтению по ролям в группах по 3 человека: распределите роли, подумайте на какие слова нужно поставить логическое ударение, какая интонация должна быть при прочтении диалога. Оцените чтение. 5.
Этап вторичного синтеза.
Подготовка к творческому пересказу. Представьте, что гаечки полетели в лес и встретили там своих подружек, а вы случайно оказались рядом и подслушали их разговор. Подумайте, посоветуйтесь, о чем могла бы рассказать синица-пленница своим подружкам. Предлагаю составить творческий пересказ от лица птицы- пленницы (работа в парах.) Заслушиваются 1-2 ученика. Оценивание ответа учащихся.
Работа с этимологическим словарём.
А вы знаете, почему эту птицу назвали синичкой. Найдите слово синица в этимологическом словаре.
6.

Знакомство с рассказом «Разговор деревьев».


Обсуждение проблемной ситуации, групповая работа. А вы знаете, что предупреждать об опасности, рассказать что-то друг другу могут не только животные и птицы, но и растения. Объединитесь в группы по
4
человека, подумайте, как могут перекликаться деревья. (Дети высказывают свои предположения.)
Переворачиваю карточку «Подумаем, посоветуемся», появляется

Языковой анализ произведения.
Предлагаю прочитать рассказ (молчаливое чтение) и выделить художественные средства, используемые автором. Кто будет испытывать затруднения, может воспользоваться карточкой-помощником. Дифференциация учебного задания по степени помощи, критерий - уровень обученности. Карточка Сравнение. Листочки в почках, словно зелёные _________________________ (хвостики, клювики) Молодая осинка как ______________________________________ (зелёная свечка) Олицетворения Деревья ______________________________________ (шепчутся, перекликаются) Осинка _____________________________________ (вышла, зовёт, помахивает веточкой) Черёмуха ___________________________________ (подаёт ветку) Эпитеты. Почки ____________________________ (шоколадные) Ягоды ____________________________ (чёрно-лаковые) Берёзка ___________________________ (белая, молодая) Проверка осуществляется фронтально. Зачитайте, какие сравнения, олицетворения, эпитеты использует
автор. Есть словосочетания, к которому так и хочется подобрать сравнения, продолжите«черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками...». А как Вы думаете, с какой целью автор использует художественные средства? (Точнее передать красоту природы, показать, что она живая и относится к ней нужно бережно; любит природу и стремиться передать частичку своей любви читателю. Как же перекликаются растения? (Ароматом)
Переворачиваю карточку «Самостоятельная работа», появляется

буква «Д».

Переворачиваю карточку «Чтение и анализ

произведений»,появляется буква «Е».

Творческая работа.
Представьте, что Вы – художник. Какую бы иллюстрацию Вы нарисовали к прочитанным на уроке произведениям? Нарисуйте её сначала в своём воображении, а затем передайте словами, используя слова и словосочетания, отмеченные на уроке. Заслушивание ответов 2-3 учеников. На доске воссоздаётся картина природы при помощи предметных картинок: полянка, отдельно прикрепляются нарисованные деревья, гаечки…)
Переворачиваю карточку «Творческое задание», появляется буква

«С».
9.
Домашнее задание
Вам понравился этот текст? Вы хотите научиться читать его выразительно? Дома предлагаю подготовиться к выразительному чтению данных произведений. Желающие могут взять книги этого удивительного писателя в библиотеке и подготовить их к выразительному чтению.
10. Итоги урока.
С какими произведениями М. М. Пришвина Вы познакомились на уроке? Что нового, интересного Вы узнали, о чём Вас заставило задуматься творчество Пришвина?
Переворачиваю карточку «Итоги»,появляется буква «А».

11. Рефлексия.
Мы перевернули все карточки. Какое слово у нас получилось?
ЧУДЕСА
Как Вы думаете, почему открылось это слово? (Чудо то, что всё это происходит в природе, что это видит автор и учит этому нас. Это сохранить может только человек. Чудо то, что автор учит понимать язык птиц и
растений, чтобы мы смогли помочь тем, кто попал в беду.) Какие теперь у Вас возникают ассоциации со словом «ПРИРОДА»? (В природе постоянно происходят чудеса, она могучая и одновременно беззащитная, её нужно защищать) Автор стремится посеять в нас зерно доброты, помочь маленьким и взрослым ощутить волшебную музыку и яркие краски окружающей природы, помогает понять, что эту красоту нужно беречь. И если, прочитав рассказы М.М.Пришвина, Вам самим захочется побольше увидеть и услышать, испытать радость открытия, и что-то самому сделать на радость другим, доброго Вам пути. Вы сегодня молодцы. Хорошо поработали на уроке. А Вам понравился урок? Какие задания показались наиболее интересными? Предлагаю выразить свои чувства от урока, прикрепив цветочки, лежащие на партах, на доску, завершая нашу зарисовку. Спасибо за работу!

Ответы к стр. 79 — 80

Михаил Пришвин
Лесная капель

Почки раскрываются, шоколадные с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная светлая капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черёмухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чернолаковыми, и ел их горстями прямо с косточками, и почему-то от этого никогда ничего, кроме хорошего, не бывало.
Вечер теплый и такая тишина, что ждёшь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот, кажется, пришло: кажется, начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зелёная свеча, находит себе такую же свечу, черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом.
Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились, и, даже когда ничего нельзя было понять в тёмной тесноте кустарников. Капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в тёмном лесу. Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.

1. Прочитай описание почек. Допиши предложение.

Почки раскрываются шоколадные с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная светлая капля.

2. Укажи ⇒ , что с чем сравнивается.

почки как маленькие зелёные птички
осинка как зелёная свеча

3. Перечитай последний абзац. Как автор описывает капли? Допиши предложение.

Капли светились, одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в тёмном лесу .

4 ∗ . Приходилось ли тебе наблюдать лесную капель? Какая картина вспоминается? Нарисуй.