Обереги

Религии классических цивилизаций древнего мира: зороастризм, индуизм, конфуцианство, даосизм, религии греков и римлян, иудаизм. Национальные религии. Индуизм. Иудаизм. Даосизм. Конфуцианство. Синто Конфуцианство даосизм зороастризм какие религии

Характеристика: одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него.

Тип: атеизм с элементами антропоцентризма и натурализма

Суть: в центре буддизма - учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа.

Верховное божество: нет

Основатель: Сиддхартха Гаутама (Будда)

Священные писания: сутры и трактары просветлённых мудрецов-буддистов

Ведизм (ведаизм)

Даосизм

Характеристика: (кит. дао цзя или дао цзяо), китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера.

Тип: натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики

Суть: цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.

Верховное божество: нет

Основатель: Лао-цзы

Священные писания: "Дао дэ цзин"

Зороастризм

Характеристика: религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср. Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра).

Тип: синтез монотеизма и дуализма.

Суть: противопоставление двух «вечных начал» добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.

Верховное божество: Ахурамазда (Ормузд)

Основатель: Заратуштра (Зороастр)

Священные писания: основной священной книгой зороастризма является Авеста. Считается, что древнейшая часть Авесты - Гаты (Песнопения) восходит к самому Заратустре. Другие значительные зороастрийские произведения, созданные большей частью в IX веке на языке пехлеви: Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн (Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датисан-и-Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт.

Индуизм (Hinduism)

Характеристика: (Хинду-Самая), совокупность религиозно-мифологических воззрений, сформировавшихся и бытующих в Южной Азии: Индии (83% населения), Непале, Шри-Ланке, Бангладеш. Отчасти распространен в Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур), Африке и некоторых других реигонах в основном среди выходцев из Индии или Шри-Ланки. Индуизму предшествовали ведизм и брахманизм. Индуизм de facto не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований.

Тип: политеизм.

Суть: основой индуистского мировоззрения является учение о трех целях жизни человека: дхарма, артха, кама

Верховное божество: Брахма, Вишну и Шива, воплощены в тройственном образе Тримурти.

Основатель: нет

Священные писания: Шрути (веды, брахманы, араньяки, упанишады), Махабхарата, пураны

Ислам

Характеристика: [араб. islam предание, вверение себя (Богу)], мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (в нач. 7 в.) среди арабских племен Зап. Аравии. Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство Халифат. Современный ислам распространен в основном в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам государственная религия, а шариат основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. Большинство мусульман сунниты (90 %), шииты составляют около 10%.

Тип: монотеизм

Суть: поклонение единому богу всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком, посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

Верховное божество: Аллах

Основатель: Мухаммед (Мохаммад, Магомед)

Священные писания: Коран

Иудаизм

Характеристика: наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Возникнув в политеистической форме, иудаизм в I тысячелетии до н.э. постепенно трансформировался в монотеистическую религию.

Тип: монотеизм.

Суть:приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения).

Верховное божество: Яхве

Основатель: Моисей (Моше)

Священные писания: Танах (Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки), Ктувим (писания))

Каббала

"это методика постижения духовных миров и нашего мира, как их следствия". The wisdom of Kabbalah (En).

Конфуцианство

Ламаизм

конце XIV - начале XV в. тибетский монах и философ Цзонхава решил реформировать существовавшую с XI в. буддийскую секту кадампа, желая вернуться к "первоначальному" учению, как он сам понимал его, а также поднять авторитет монахов (лам). Теория ламаизма излагается в 108-томном собрании, именуемом "Ганджур". Ламаизм как тибетская форма буддизма уделяет гораздо большее внимание внешним, второстепенным атрибутам учения. Идея в ее чистом виде показалась ламаистам, как и даосистам, слишком простой, ибо для ее осознания требуется не только время-возраст, но и время-досуг. Много ли досуга у пастухов Тибета и Монголии? Отсюда, во-первых, усиление жречества как особой группы людей, отвечающих за Спасение самих себя и других. Отсюда и "наследственность" сана великого ламы - наверняка многие из вас читали откровения изгнанного далай-ламы Ловсанга Рампо (Третий глаз. Л., 1991), и тщательнейшая разработка медитативных упражнений всякого рода - достижение кататонии, левитация, путешествия духа, и чрезвычайно детализованная астрология, учитывающая гораздо больше факторов, чем, например, китайская или даже индийская; это, наконец, знаменитая тибетская медицина, разработанности которой могут позавидовать современные врачи - вспомните книги Бадмаева и Позднеева, трактат Чжуд Ши и др., включающие богатейшую номенклатуру лекарственных растений, пульсовую диагностику, учет астрологических параметров карты рождения и текущей ситуации. Однако все это преподают лишь монахам.

Махаянский буддизм, даже дзен-буддизм в Китае и Японии предполагает прежде всего открытость этого пути, его доступность всем и каждому, кто даст себе труд на него вступить. На Тибете же буддизм скорее хинаянского толка, оставляющий эту возможность лишь посвященным. Кроме того, ламаизм, хотя и восходит к буддизму, вырос на почве древних местных религий, начиная от анимализма с тотемизмом у совсем диких народов и кончая знаменитой религией бон, она же бон-по. Само слово происх. от глагола "bod pa, озн. "вызывать богов, призывать духов". Это добуддистский анимистический культ божеств, духов и сил природы. Таким образом, если буддизм в целом и дзен-буддизм в особенности предполагают максимальное обобщение, то есть имеют характер эзотерической философии в ее современном понимании, то тибетский буддизм (ламаизм) есть частное, специальное учение главным образом прикладного, то есть магического характера."

Христианство

Характеристика: одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, фактически из иудаизма , сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

Тип: монотеизм

Суть: вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества.

Верховное божество: триединый бог в трёх иностасях (Троица) - Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух

Основатель: 12 евангелистов

Священные писания: Библия

ЗОРОАСТРИЗМ, ИНДУИЗМ, КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ, РЕЛИГИИ ГРЕКОВ И РИМЛЯН, ИУДАИЗМ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЗОРОАСТРИЗМ, ИНДУИЗМ, КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ, РЕЛИГИИ ГРЕКОВ И РИМЛЯН, ИУДАИЗМ
Рубрика (тематическая категория) Культура

Зороастризм заметно отличается по своему характеру от рели­гиозных систем Месопотамии и Египта. Он относится к более позднему типу пророческих религий. Его основатель - иранский пророк Зороастр (Заратуштра), живший в VIII-VII вв. до н. э., т. е. в одно время с Буддой Шакьямуни и всего на 100 лет раньше Лао-цзы и Конфуция. Зороастр был вероучителем-пророком, подобно древнееврейскому Моисею. Основы зороастризма зафиксированы в древнейшей священной книге зороастрийцев - Авесте.

В текстах времен ахеменидских правителей Дария, Кира, Ксеркса можно найти следы ᴇᴦο идей, но нет упоминаний о нем самом. Сведений о нем крайне мало. Тексты Авесты, которыми сегодня располагает наука, относятся к гораздо более позднему времени. Согласно учению Зороастра, миру добра, света и справедливости, которые олицетворяет Ахура-Мазда (греч. Ормузд), противостоит мир зла и тьмы, ᴇᴦο олицетворяет Ангра-Майнью (Ариман). Между этими двумя началами идет борьба не на жизнь, а на смерть. Ахура-Мазде помогают в этой борьбе духи чистоты и добра, Ангра-Майнью - силы зла, разрушения.

Зороастризм принадлежит уже к числу развитых религий, он философски осмысливает мир на базе дуалистической идеи о непримиримости и постоянной борьбе света и тьмы, добра и зла. Здесь совершается переход от магических религий к этическим. Человек должен быть на стороне добра, стать лучше, не жалеть сил для борьбы со злом и силами тьмы, всякой нечистью. Он должен быть доброжелательным, умеренным в помыслах и страстях, помо­гать ближнему. Человек - творец своего счастья, от него зависит ᴇᴦο судьба. Для борьбы со злом человек прежде всего должен очиститься, и не только духом и помыслом, но и телом. Физической чистоте зороастризм придавал ритуальное значение. Трупы покой­ников - символ нечистоты, они не должны соприкасаться с чи­стыми стихиями (землей, водой, огнем). Отсюда ~ особый обряд Захоронения˸ в открытые башни особые служители сносили тела умерших, где их склевывали хищные грифы, а кости сбрасывались на дно вырытого в башне, облицованного камнем колодца. Нечис­тыми считались больные, женщины после родов и в периоды менструаций. Они должны были проходить особый обряд очище­ния. Главную роль в обрядах очищения играл огонь. Ритуалы в честь Ахура-Мазды совершались не в храмах, а на открытых местах, с пением, вином и обязательно огнем. Отсюда ещё одно название сторонников зороастризма - огнепоклонники. Наряду с огнем почитались Другие стихии и некоторые животные - бык, лошадь, собака и гриф.

В мифологию зороастризм привнес идею о существовании помимо Земли и Неба особой светоносной сферы и рая. Первого человека по имени Йима Ахура- Мазда вынужден был изгнать из рая и лишить бессмертия за то, что тот проявил непослушание и стал употреблять в пищу мясо священных быков. Так началась после райской идиллии борьба добра со злом. Концепция греха, падения человека и наказания в зороастризме встречается едва ли не впервые. Посмертная судьба человека зависит от силы ᴇᴦο веры и активности в борьбе со злом - или он заслуживает райское блаженство, или он оказывается среди духов тьмы и нечисти. Судьба человека оказывается зависимой от ᴇᴦο убеждений и пове­дения. И ещё одно новшество - учение о конце мира, “страшном суде” и пришествии мессии, в котором воплотится Зороастр, чтобы спасти человечество, способствовать окончательной победе Ахура-Мазды над силами зла. Вне всяких сомнений, что эти идеи оказали влияние на христианство.

ЗОРОАСТРИЗМ, ИНДУИЗМ, КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ, РЕЛИГИИ ГРЕКОВ И РИМЛЯН, ИУДАИЗМ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЗОРОАСТРИЗМ, ИНДУИЗМ, КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ, РЕЛИГИИ ГРЕКОВ И РИМЛЯН, ИУДАИЗМ" 2015, 2017-2018.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Тема: Религии Индии и Китая.Конфуцианство.Даосизм.Синтоизм. 9 класс

Задачи:

способствовать пониманию студентами различных форм и

типов религий;

помочь студентам увидеть отличия подходов в классификациях религии;

помочь студентам понять особенности некоторых этногосударственных

религий, историческую обусловленность связи религии с национальными культурами.

1.Классификация религий.

2.Особенности некоторых этногосударственных религий:

Зороастризма;

Иудаизма;

Джайнизма;

Даосизма;

Конфуцианства;

Синтоизма;

Сикхизма.

1.Классификация религий.

Обратимся к учебнику П.Ф. Дика «Основы религиоведения», в котором

классификации есть свои основания:

а) так, Г.В.Ф. Гегель выделил религию природы, (конфессии Индии, Китая, Персии, Сирии, Египта);

а также религию духовной индивидуальности(конфессии Индии, Греции, Рима) и абсолютную

религию- христианство.

б) Огюст Конт выделил в религиях три стадии:

Фетишизм,

Политеизм,

Монотеизм.

в) Д.Лёббок (1868) выделил семь стадий религии:

Атеизм,

Фетишизм,

Тотемизм,

Шаманизм,

-идолопоклонство,

-боги - сверхъестественные творцы,

-боги - благодетельные существа;

г) К. Тиле (1876) делил религии на два типа: естественные (природные) и этические.

д) М.Мюллер (1878) выделял религии арийских, семитических и туранских народов.

е) Марксистская теория выделяла религии доклассового и классового обществ, а религии классового

общества подразделяла на национальные (национально- государственные, народно- государственные) и

мировые (буддизм, христианство, ислам).

Вывод: таким образом, как мы видим, форм и типов религийочень много, классификаций тоже

достаточно, но ни одна классификация не является идеальной.

2.Особенности некоторых этногосударственных религий.

В лекции № 3 мы рассмотрели догосударственные формы религии: фетишизм, тотемизм, магию,

анимизм. Теперь следует отметить, что религия в той или иной стране настолько тесно переплетается с

национальными условиями жизни, национальными особенностями, что вернее всего эти религии следует

называть не этническими, а этногосударственными.

Давайте рассмотрим некоторые из них.

основных периода, как считают культурологи,

- ведический период,

- брахманский период,

- индуистский период.

Ведический период получил свое название от древних религиозных текстов - Вед (от слова «ведать,

гимнов, текстов, которые объединены в четыре исторические книги. Самая древняя из ведических книг -

в исторической последовательности следует книга поклоненияЯджурведа, и завершает главные ведические

книги сборник песнопений- Атхарваведа.

Ведический период индуизма, который датируется вторым тысячелетием до н.э., отмечен

вод. Иногда его называли верховным богомведического периода. Известны также Дьяус, Сурья, Савитри,

Пушан, Митра, Вишну и даже божество женского рода -Ушас - богиня утренней зари, а также иные боги:

Ашвины, Адити, Агни, Сома и множество других. В гимне о сотворении мира (в Ригведе) поется:

Не было тогда не сущего, и не было сущего.

Не было тогда ни пространства воздуха, ни неба над ним…

Не было тогда ни смерти, ни бессмертия,

Не было признака дня или ночи.

Нечто одно дышало, воздуха не колебля, по своему закону,

И не было ничего другого, кроме него.

В брахманский период, который датируется началом первого тысячелетия до н.э., когда в результате

социально- экономических преобразований в Индии с приходом сюда арийских племен возник кастовый

строй, главенствующее положение в социальной структуре индийского общества стали занимать брахманы,

сконцентрировавшие в своих руках государственную и религиозную власть. Позже брахманы были

периода стали дорогими и перешли в частные руки. Народ остался в стороне от главных религиозных

праздников и довольствовался семейными обрядами и традициями. В этот период в брахманской литературе

распространяется идея о переселении душ и перерождении (карма), несколько позже сформировались шесть

классических религиозно- философских ортодоксальных систем: веданта, миманса, санкхъя, йога, нъяя,

вайшешика.

ХХ1 веке продолжает оставаться государственной религией, и буддизм, ставший мировой религией (о

котором речь пойдет в последующих лекциях).

В середине 1 тысячелетия до н. э.началась эпоха индуизма, когда брахманы вынуждены были

сдавать свои позиции, а религиозные культы становились все более доступными и демократичными для

привлечения народных масс. Начали создаваться величественные храмы, проводились массовые

религиозные праздники и процессии. Именно тогда главным богом стал Кришна и его воплощение- Рама.

Возникают многочисленные направления индуизма и секты. Сегодня индуизм продолжает существовать. Он

сложен, пестр, приспособлен к многомиллионной стране, веротерпим и умелораспространяет свое влияние

на весь мир: движение кришнаитов, например, официально существует и в нашей республике (в Казахстане

небольшие общины кришнаитов существуют около 10 лет. Первые эмиссары общества сознания Кришны

появились в Алматы в 1983г. В 1991г. Было зарегистрировано Алматинское общество сознания Кришны. В

1999г. В Казахстане насчитывалось 13 духовных центров общества сознания Кришны, имеющих в своем

составе более 500 членов. Наиболее крупная община находится в Алматы, её численность более 200

человек).

Джайнизм.

предполагать, что джайнизм возник несколько раньше

Основатель - Джинна (т.е. «победитель»), пророк с именем Махавира Вардхамана. В книгеМиркиной З.,

Померанца Г. «Великие религии мира» (- м., 1995.С.199.) говорится о том, что Махавира Вардхамана был

старшим современником Будды. Имя Махавира переводится буквально как «великий герой». По легенде, он

тоже, как и Будда, был царевичем, однако в желании постичь мир стал аскетом. Авторы пишут, что «

последователи его до сих пор существуют в Индии; их называют джайнами, а учение джайнизмом. В

С.А.Токарев в книге «Религия в истории народов мира» (- М.,1986.С.289.) утверждал, что в Индии «

джайнистов по новейшим данным около 3 миллионов».

него. Джайнисты не признавали кастового строя, считали, что каждый человек сам ищет свои пути к

спасению, пропагандировали строгий аскетизм, при котором часть особо последовательных джайнистов

отказывается вообще носить одежды. Их называют дигамбары - «одетые светом». Некоторые джайнисты

требуют сохранения целомудрия, проповедуют безбрачие и ахимсу (неубиение): «нельзя убивать даже

насекомое, поэтому джайнисты должны пить воду через ситечко, чтобы не проглотить случайно живое

мира. - М., 1986.С.289.). Объектом почитания джайнистов считаются их двадцать четыре пророка.

Популярная энциклопедия «Страны и народы» (С. -Пб.1997.С.247.) называет сикхизм основной

религией Индии наряду с индуизмом, исламом и христианством. Возник сикхизм в конце ХУ- начале ХУ1

века как особое течение в индуизме, которое проповедовало равенство всех людей, отказ от кастового строя,

стремление к объединению всех религий в одну. Основателем считается Нанака, который объединил вокруг

себя народы на борьбу против мусульман, а позже борьба продолжалась против завоевателей- англичан.

Главная книга сикхов - «Адигрантх». «Общины их очень сплочены, соблюдается обычай

обязательной уплаты известного процента с дохода в пользу общины для помощи единоверцам. Сикхи

строже, чем индуисты , придерживаются до сих пор национальных традиций в одежде, не стригут волосы и

бороды, обязательно носят особый железный браслет, свидетельствующий о принадлежности к секте»

(С.А.Токарев. Религия в истории народов мира.- М., 1986.С.295.). Отмечается также монотеистичность

сикхизма и отрицание им духовенства.

Даосизм.

В книге Г.Х Грил « Что такое даосизм?», изданной в 1970 году, написано: «Если кто- либо полагает,

что я собираюсь дать ответ на вопрос, поставленный в заглавии этой работы, то пусть позволит мне сразу же

его разуверить. Я не буду столь глуп, чтобы попытаться дать единое самостоятельное определение того,

чем является даосизм. По сути, чем более изучаешь даосизм, тем яснее становится, что он означает не

школу, а целое сплетение доктрин».

Даосизм, как религиозно - философское течение возник на рубеже У1 -у веков до н.э. Основатель его

- старший современник Конфуция - Лао -цзы, прозванный старым учителем. Вот что пишет о его появлении

на свет Ю.Я.Бондаренко в книге «Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов» (-

М.,1994.С.145.): «Согласно преданию, Лао, как воплощение Дао, подобно Будде, с незапамятных времен

являлся в мир то в одном, то в другом облике, пока однажды не очутился в чреве Божественной девы

Юннюй. Случилось это самым неожиданным образом. Когда чудесной ночью прекрасная дева, вдыхая

полуночные ароматы, прислонилась к сливе, с небес вв её приоткрытый рот спустился светящийся шарик-

едва заметная капелькасолнца, похожая на падающую звезду. Юннюй проглотила шарик. После чего зачала

дитя,которое носила в своем чреве 81 год. Вполне понятно, что Лао родился не несмышленым младенцем, а

лицо, белые волосы и большие уши, считавшиеся в Китае признаком особого ума».

Главная книга, которую приписывают Лао- цзы, и в которой изложена суть его учения, называется

«Дао- дэ цзин».

Что же такое «Дао», давшее название течению? По мнению даосов (информация из книги

никем не сотворенное, оно «само по себе корень», охватывающее и вмещающее в себя все сущее. Даосы

называют его « высшим Учителем», «небесным предком», «матерью мира», «творцом вещей».

Основные идеи даосизма:

идея единого первоначала мира- Дао;

идея о понимании мира как едином целом, в котором все существует во взаимосвязи;

идея о трансформации тела и приобретения им особых свойств путем медитации;

идея о пути к бессмертию через совершенствование духа и тела;

идея « великого покоя бытия» через самоустранение и недеяние, когда «знающий не говорит, а говорящий

не знает».

Вопрос: как вы думаете, почему религиозно - философское учение в древнем Китае возникло в такой

этической форме? Ответить сложно!

Домашнее задание: выявить предпосылки зарождения даосизма и конфуцианства в Китае.

Конфуцианство.

возникло в Китае тоже в У1 веке до н.э.

Основатель - Кун- Фу-цзы, которого в Европе называли Конфуциусом, а по -русски -Конфуцием. В книге

«Нравственные портреты пророков» (Составитель - Арзямова Г.В.- М.,1993.С.101) дается легенда о

рождении Конфуция: «Основоположник китайского ритуала, китайской традиции, Учитель кун удивлял

всех с рождения. Да и рождение его было необычным. Сын обедневшего дворянина, потомок одной из

царственных ветвей, сын старого солдата. Шулян Хэ было 70 лет, когда он женился в третий раз на девочке

(Чжэн- цзай не было шестнадцати) из простой семьи. А что делать? Любимая жена подарила Хэ восемь

дочерей, вторая- сына- уродца, но только полноценный мужчина- потомок мог подносить жертвенное мясо

и вина душам усопших, иначе всему роду Шулян Хэ быть в царстве мертвых злыми духами, вечно

мучимыми голодом и жаждой. Отец девушки уже готовил дочь в шаманки, «девушку духов»- посредницу

между живыми и мертвыми при родовом храме предков…И вот просьба старого солдата (возможно,

однополчанина) всё изменила. Младшая дочь простолюдина смирилась с поворотом судьбы. И в день

осеннего равноденствия- 22 сентября 551 года до н.э. родила удивительного мальчика, впоследствии мудреца

В том же источнике на странице 102 дается портрет Конфуция: «…сильный и крепкий ребенок рос

быстрее сверстников и в зрелые годы отличался необычайно высоким ростом и могучим телосложением.

Лицо его было необычным и с возрастом удивляло, мягко говоря, своей некрасивостью: массивный лоб,

очень длинные уши, вздернутая верхняя губа, из- под которой выступали два неестественно крупных

передних зуба, густые брови и борода, мясистый нос с широкими ноздрями, выпученные и белесые глаза.

Он считался бы при такой внешности уродом, если бы не природная грация и хорошие манеры».

В кратком изложении учение Конфуция состоит в следующем:

-создал свою школу;

-развил социально -этическую теорию отношения в обществе древнего Китая;

-призывал к воспитанию «благородного мужа», воспитанного на добродетелях;

-считал важным в китайском обществе соблюдение иерархии и подчинения;

-широко пропагандировал идеи воспитания в коллективистских условиях

существования китайского общества;

-считал верховной силой – Небо;

-был низшим чиновником в государстве, странником, учителем;

-с его именем связывают трепетное отношение к традициям страны и семьи.

Эти идеи были как никогда уместны в эпоху больших социальных и политических потрясений,

которые переживал Китай, брошенный в междоусобные конфликты, в которых гибла родовая аристократия,

крушились древние устои семьи, общества, а продажность и алчность чиновников приводила к страданиям

простой народ. Критикуя современное ему общество, Конфуций провозгласил свой идеал совершенного

человека (цзюнь- цзы), который должен был обладать чувством долга (определенными моральными

обязательствами, которые совершенный человек накладывает на себя) и гуманностью, которая

подразумевает в человеке скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям,

сочувствие, уважение и другие качества

Конфуций сформулировал свой социальный идеал, который можно выразить в его пожелании:

«Пусть отец будет сыном, сын - отцом, государь - государем, чиновник - чиновником». Основная задача

конфуцианства – наведение порядка в обществе, нацеливание на уважении традиций старого и воспитание

добродетельного человека, способного служить людям и отечеству. Когда конфуцианство стало

официальной религией Китая, многое из того, что предлагал Конф уций, превр атилось во внешнюю фор му,

проявившуюся в с ложных ритуала х и церемониях.

Синтоизм.

В популярной э нциклопедии « Страны и народы » ( -С. -Пб.1997. С.295.) о сновными р елигиями

Японии названы буддизм и синтоизм.

Синтоизм трад иционная собственная религия япо нцев. Наз вание произо шло от слов «пут ь бого в».

Сформировалась религия в У1 - У11 вв. В синтоизм е множест во божест в, котор ых унаследовала Я пония со

времен существования род ового строя. Высшим божеством яв ляется со лнечная богиня Аматэрас у, кро ме

нее почитают Суса- но - во (бога б ури) и Инари- ( « рисо вого человека»). Со временем влияние буддизма

усилилось нас только, что произо шло слияние я понских кам и (богов) с будди йскими. Во второй полов ине

Х1Х в. си нтоизм усиливает свои п озиции в Японии, он обожествлял император скую вл асть. Синтоизм

разделен на храмовый и сектантск ий синтоизм. С уть си нтоизма в проповедован ии высокой

нравственности и д ушевной чистоты.

Иудаизм.

верования появилась на р убеже второ го и первого тысячелет ий до н.э. Роль и удаизма велика: он вошел

составной частью в миров ые религии христиа нство и ислам. Уже в п ервом тысячелетии и удаизм начал

трансформироваться в монотеист ическую религию с культом единого бога Яхве. Вначале и удаизм не

распространялся далее Па лестины, терр итории, на которой он возник, однако позже последова тели

иудаизма расселились по всему миру. Иудаизм - религия евр ейского наро да, в которо й говорилось об

исключительном м ессианском предназначении евреев.

Основные идеи иудаизм а:

-богоизбранность евр ейского народа,

-вера в единого и всем огущего бога,

-национальная самоизол яция еврейского наро да, которая пр ивела к

сохранению этноса.

Священная книга иудаизма называется Танах (это евр ейское название Ветхого завета). В неё вошли Тора

(Пятикнижие ), Небиим ( «прор оки») и Хс убим ( «писания»). Кроме того в Ветх ий за вет вош ли : кн ига

Судей, четыр е кн иги царств, две книги Хроник, и др. В раздел «п исания» во шел философский трактат

Екклесиаста, сборни к молитвенных песнопен ий и лирическая поэма «Песнь Песней ».

Чтобы возникло представление о части Ветхого завета - Книге Екклесиаста(Экклезиаста) -

предлагаю послуша ть отрывок из древне го произведения, о тносящегося к 1 тысячел етию до н.э.:

«… 2.Суета сует, сказа л Екклезиаст, суета сует, - все с уета!

3.Что пользы человеку от всех тр удов его, которым и трудится он под

солнцем?

4.Род проходит, и род пр иходит, а земля пребы вает вовеки…

9.Что было, то и будет; и ч то делалось, то и б удет делаться, и нет ничего

нового под солнцем.

10.Видел я все дела, ка кие делаются под со лнцем, и вот, все -суета и

томление духа!»

Полисные (национальные) религии (индуизм, джайнизм, зороастризм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, синто)

Полисными (национальными) называются религии, имеющие распространение в среде одного народа или далее части одного народа или группы, как правило, близкородственных этносов. Наибольшее количество национальных, локальных религий, возникавших в разные периоды, но сохраняющих свое значение и развивающихся в настоящее время, мы обнаруживаем в Индии. Индуизм, охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Бульшая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение. Джайнизм, одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, получившая свое название по имени ее основателя Джины Махавиры. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая, помимо канонических текстов и комментариев к ним, включает трактаты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике и поэтике, а также эпическую и дидактическую поэзию и гимнографию. Зороастризм, религия, основанная в 8 или 7 в. до н.э. реформатором древней иранской религии по имени Заратуштра (греч. Зороастр). Религия зороастризма продолжает существовать до сегодняшних дней. Иудаизм как религия - важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность. Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. Но иудаизм - не только этическая система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Нравственное поведение не самодостаточно, оно должно сочетаться с верой в то, что добродетель «прославляет единого Бога». Даосизм, философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных «трех учений» (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Конфуцианство в самом Китае религией не считается. Однако существование культа, наличие ритуалов позволяет рассматривать конфуцианство не только как философско-этическое, но и как религиозное учение. Синтоизм является национальной религией японцев. Термин вошел в обиход в VI-VII вв. и переводится как «Путь богов».

Зороастризм – религия древних иранцев – сложился в стороне от главных цент­ров ближневосточной цивилизации и по характеру за­метно отличался от религиозных систем Месопотамии и Египта. Генетически – зороастризм восходит к древней­шим верованиям индоевропейских народов – тех самых, расселение которых с их гипотетической прародины (районы Причерноморья и Прикаспия) на запад, юг и восток на рубеже III-II и в первой половине II тыся­челетия до н. э. дало толчок возникновению ряда древ­них цивилизаций (древнегреческой, иранской, индий­ской) и оказало немалое воздействие на развитие дру­гих очагов мировой культуры, вплоть до Китая.

На протяжении долгих веков после расселения в каждом из новых регионов, освоенных индоевропейцами, развитие религий шло хотя и на осно­ве единых древнейших представлений, но своим путем. Одним из вариантов этого развития (сравнительно поздним и поэтому уже весьма развитым) и был зороастризм, основы которого зафиксированы в древнейшей священ­ной книге зороастрийцев Авесте.

Зороастризм Авесты – это учение пророка Заратуштры (Зороастра). Зороастр жил и проповедовал сравни­тельно поздно, в VII-VI вв. до н.э., т. е. был практи­чески современником Лао-цзы, Будды и Конфуция. Несомненно, что зороастризм принадлежит к числу уже достаточно раз­витых религиозных систем. Центральное место в системе занимает этика, а основанные на ней принципы являются основными критериями.

Суть учения сводится к тому, что все сущее делится на два полярно противоположных лагеря – мир добра и мир зла, силы света и царство тьмы (изначально существуют). Между светлым и темным началами идет непрерывная борьба. В конце жизни борьба завершится. Земля сгорит в огне.

Дуалистическая идея о непримиримости и постоян­ной борьбе света и тьмы, добра и зла, оказавшаяся в зороастризме в центре внимания, имела огромную социально-этическую направленность. Зороастр как бы об­ращался к человеку с призывом стать лучше, чище, отдавать все свои усилия и помыслы борьбе с силами тьмы и зла. Люди призывались быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе со всеми, помогать ближнему. Восхва­лялись честность и верность, осуждались воровство, зло­словие, преступления. При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что зло и страдания зависят от самих людей, ко­торые могут и должны быть активными творцами своего счастья. А для борьбы со злом человеку необходимо прежде всего очиститься, причем не столько даже духом и помыслами, сколько телом.

Физической чистоте зороастризм придавал ритуаль­ное значение. Необходимо было остерегаться всякой нечистоты, в первую очередь трупов. Нечистыми считались также больные, только что родившие женщины и женщины в определенные периоды их жизненного цикла. Всем, им необходимо было пройти специальный обряд очищения.

В процессе очищения важную роль играл огонь, ко­торому зороастризм придавал первостепенное значение, выделяя его из среды остальных стихий. Ритуалы в честь Агура-Мазды совершались не в храмах, а на от­крытых местах, с пением, вином и обязательно с огнем (огнепоклонники). Почитались не только огонь и другие стихии, но также и некоторые животные – бык, лошадь, собака.

Обрядность напоминает фарисейское стремление совершать все по букве закона. Все представители персидской империи были зороастристами.

Буддизм возник в VI в. до Р.Х. в Северной Индии. Его основателем был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до Р.Х.) сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). Уйдя из дома он начинает строгую аскетическую жизнь и, наконец, достигает пробуждения (бодхи), т.е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда (буквально: Пробужденный), (в других источниках его называют Просветленным).

Центром учения являются четыре истины. Согласно им существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого – это все ведет к страданию (1 истина). Причиной страдания является жажда (стремление к бытию),ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь (2 истина). Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды (3 истина). Путь, ведущий к устранению страданий, и достижению нирваны – восьмеричный путь – заключается в следующем: праведная вера, праведное решение, праведное слово, праведное дело, праведная жизнь, праведное стремление, праведное воспоминание, праведное самоуглубление (4 истина).

Целью буддизма является нирвана, что означает в переводе «угасание», т.е. прекращение бытия, но самоубийство строго запрещено. Дать определение этому понятию почти невозможно по той простой причи­не, что сам Будда не сформулировал его ясно и, по всей вероятности, сам не знал определения этому состоянию. Наивысшим благом является избавление от кармы и пе­ревоплощений. Сюда включается уничтожение индивидуальности. Нирвана, по-видимому, подразумевает уничтожение души. Особый акцент поставлен на практическую медитацию, поэтому у Будды не было молитвы, а была лишь усиленная тренировка своего нервно-психического, физиологического экстаза.

Будда никогда ничего не говорит о Боге. Его учение носит атеистический характер.

Конфуцианство – это китайское верование (назвать религией нельзя, так как в нем нет ничего от Бога) название по его основателю-Конфуцию (VI-V вв. до н.э.). Конфуций родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии внутреннего кризиса. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека, цзюнь-цзы.

Конфуций задался целью изучить все религиозные священные книги, которые были в то время в Китае. На основании этого он и развил свое учение. Он не писал, а передавал свое учение устно. В его учении важны два направления.

1. В мире существуют два начала – небо и земля. Небо – высшее начало, земля – низшее. Соединение этих двух начал в результате дало все то, что мы видим, в том числе и человека. Но ни слова не говорится о Боге, и вообще учение о Боге у него отсутствует. На вопрос, что будет после смерти: Конфуций отвечал, что он не знает о том, что такое жизнь, то откуда знать, что будет после смерти.

2. Почитание предков, душ усопших имеет в конфуцианстве огромное значение в религиозном плане. Но ничего не говорится о душе, о ее состоянии после смерти. Значит об этом ничего не говорилось в древних китайских книгах, которые были известны в Китае в то время. Культ почитания имел смысл более социально-политический, чем религиозный. Конфуций видел, что благодаря этому можно сохранить единство нации, сохранить силу государства.

Самой сутью конфуцианства, самой сердцевиной является сохранение обычаев. Это основной догмат конфуцианства. Выражается этот догмат в трех принципах:

ЖЕНЬ – гуманность, человечность т.е. принцип отношений между людьми. И кратко он выражается так: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Напротив, делай только приятное. Однако для настоящего совершенного человека (цзюнь-цзы) одной гуманности было недостаточно. Он должен обладать еще одним важным качествомчувством долга (И). Чувство долга обусловлено, как правило, знанием и высшими принципами, но не расчетом.

ЛИ – этикет. Это целый церемониал. Это самая драгоценность конфуцианства. Конфуций был уверен, что благодаря этому принципу можно воспитать уважение друг к другу, искоренить злобу. Но несмотря на это он прямо учит о смертной (кровной) мести.

СЯО – это освященное почитание старых и предков (мертвых и живых). Без этого не может быть семейного единства, единства национального, не может быть передачи традиций и т.д.

Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, который в сборнике изречений Конфуция Лунь Юй определяется как человек честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, всевидящий и понимающий, внимательный в речах, осторожный в делах. В сомнении он должен справляться, в гневе – обдумывать поступки, в выгодном предприятии забо­титься о честности; в юности он должен избегать вож­делений, в зрелости – ссор, в старости – скряжничества. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, слу­жению людям и поиску истины.

В нравственном плане не было и слова о любви к врагам. Конфуцианство – это срединность во всем, никаких крайностей, ни в чем, во всем золотая середина.

Конфуцианство нельзя назвать религией. Его цель чисто материалистическая. Оно ничего кроме земного не знает и знать не хочет.