Обереги

Табаков еврейская фамилия. Олег Табаков: «Я безнадежно испорченный русский человек! Олега Табакова поместили в реанимацию с подозрением на воспаление легких

После, мягко говоря, нелицеприятных высказываний знаменитого артиста и режиссёра в адрес , некоторые горячие головы записали обладателя голоса кота Матроскина в антисемиты

Лилиана БЛУШТЕЙН, собственный корреспондент журнала "ИсраГео" во Франции

Иллюстрация: Олег Табаков в роли Вальтера Шелленберга в фильме "Семнадцать мгновений весны"

Вот чего нет — того нет, в юдофобии Олег Павлович никогда замечен не был. Во всяком случае, публично. А за свой выпад в адрес украинцев извинился, напомнив, что и сам на четверть представитель этого славянского народа, и уведомив, что его слова вырваны из контекста. Он покаянно заявил:

"А если Украина в сердце, то, вырывая её оттуда, ты вырываешь и сердце! Я Украину матку-неньку ридну – люблю! Мать надо любить, остальное – от лукавого".

Аудизапись, правда, весьма красноречива. Но оставим разборки между его русской, польской, мордовской и украинской составляющими. Нам, как евреям, гораздо важнее узнать отношение столь популярного и резкого в заявлениях человека к еврейскому вопросу. Это стало интересно и его коллеге Нахиму Шифрину, который привел у себя в статусе в сетях Facebook, Twitter и ВКонтакте цитату из книги Олега Табакова "Моя настоящая жизнь":

"Много страшных историй рассказывал брат мамы, дядя Толя, удивительный человек, настоящий русский интеллигент. В детстве, в революционные годы, дядя Толя жил на Украине. Одесская губерния попадала в черту оседлости, и еврейский вопрос был там актуален всегда. А уж после революции Петлюра, Махно, «ангелы», «архангелы» и прочие банды стреляли евреев без разбору. Для них «жид» был синонимом коммуниста. Власть менялась чуть ли не ежедневно. Дед, Андрей Францевич, прятал у себя еврейских детей и стариков. Дяде Толе тогда было двенадцать лет, и он хорошо помнил, как седой как лунь еврейский старик с пейсами, спасаясь от бандитов, с ходу сиганул через забор высотой в полтора метра. Моя обостренная детская фантазия дорисовала картину, сделав ее физически реальной: будто я сам увидел прыгающего от страха через забор сгорбленного старика. Быть может, с тех пор и живет во мне мой принципиальный анти-антисемитизм".

Итак, насчёт юдофобии вроде бы всё ясно. Что же касается моральных качеств Табакова, его некрасивого поведения в отношении Владимира Этуша в истории с Домом актёра, доносов на Иннокентия Смоктуновского (о которых вспоминал сын артиста Филипп) и прочего — эта тема меня сегодня не особо волнует. Как артиста я Табакова продолжаю любить. А вот как человека… Промолчу. Уж лучше буду любить в нём кота Матроскина.

В начале 90-х годов прошлого века Олег Табаков привёз в Америку два спектакля: "Учитель русского" и "Матросская тишина". Первую пьесу написал Александр Буравский, а вторую - Александр Галич.

"Матросская тишина" (другое название "Моя большая земля") была запрещена в СССР с 1957 года из-за еврейских персонажей и из-за "неверно расставленных политических акцентов". В пьесе показана жизнь отца и сына, начиная с 1929 года в местечке Тульчин и до 1937 года в Москве.

"Учитель русского" - аллегорическая история, происходящая в приморской больнице, глава которой сдаёт больничные койки отпускникам. По жанру это чёрная комедия. Главную роль в спектакле играла Мария Владимировна Миронова, артистка эстрады, мать артиста театра и кино Андрея Миронова. Люди старшего поколения помнят её эстрадные выступления в дуэте с мужем-партнёром Александром Менакером, помнят её фразы из скетчей, например: "Ах, боже мой, боже мой, как я его любила». В 1982 году она потеряла мужа, а через пять лет сына и впала в глубокую депрессию, из которой её пытались вывести друзья и, в первую очередь, Олег Табаков, занимавший её в спектаклях, вывозивший на гастроли. Мы встретились с Марией Владимировной и Олегом Павловичем в Америке, в Нью-Йорке.

Олег Павлович, как вам пришла идея пригласить в театр Марию Миронову?

За этим стоит не столько режиссёрская задумка, сколько простые человеческие чувства. У меня давно умерла мама. И, с одной стороны, у меня есть какая-то слабость к пожилым женщинам, хотя Марию Владимировну пожилой не назовёшь... А с другой стороны, её сын Андрей Миронов был моим соседом по дому. Мы жили рядом, наверное, лет десять. Ну и, кроме всего, она очень талантливый и мало реализованный человек, несмотря на то, что прожила долгую жизнь. А я, знаете ли, больно реагирую на то, что актёры наши уходят, не сделав и третьей части того, что могли бы сделать. Всё вместе взятое и было причиной.

Мария Владимировна Миронова была немногословна:

Если бы не Олег Павлович Табаков, который меня, можно сказать, достал из пепла, я бы с искусством, конечно, покончила. После смерти сына я не думала, что вернусь на сцену.

У каждого человека, а тем более человека искусства, бывают разные, порой противоположные периоды, когда последующий как бы отрицает предыдущий. Олег Табаков сегодняшний совсем иной по своему мировоззрению, чем Табаков времён "Современника", или времён Перестройки, или 90-х годов. Хотя как актёр он великолепен во все свои периоды. Но вернёмся в 90-е, к нашей встрече в Нью-Йорке.

Американские зрители к нам чрезвычайно добры, - рассказывает Табаков. - Они хлопают, когда им спектакль нравится, а когда не нравится, они... уходят. Смотрят довольно внимательно. Их легко рассмешить и легко расстрогать. Они не стесняются своих чувств. Открытый народ.

Вам в Нью-Йорке было спокойно или тревожно?

Было спокойно до момента, когда я не прошёлся вечером по Центральному парку, куда отправился из отеля "Плаза" подышать свежим воздухом. Иду по дорожке один. Оглянулся и увидел шедшего позади темнокожего парня выше меня раза в полтора. Я чуть прибавил шаг, и тут появился другой темнокожий впереди меня. Я подумал: "Тот, сзади, в довольно выгодной для него боевой позиции". И тогда, впервые за то время, что я здесь, мне стало до противного не по себе. Наверное, в Нью-Йорке я бы жить не смог. Зато в университетских кампусах я чувствую себя превосходно, говорю это "со всей большевистской прямотой".

Студенческая атмосфера - это по мне. Если говорить о том, что мне нравится в Америке, так это отношение старых американцев к внукам, с которыми они с удвольствием возятся. Здесь я, как дед, тоскующий по своей внучке, становлюсь сентиментальным. И ещё нравится состояние скоростных дорог.

Видно, за что люди платят налоги. Когда я преподавал в Нью-Йоркском университете, газета "Нью-Йорк Таймс" льстивую статью обо мне напечатала. А на следующее утро пришёл актёр Дастин Хофман и просидел у меня целый урок. И задавал вопросы. Потом пришёл другой актёр Мюррей Абрахам, который Сальери сыграл у Милоша Формана. И вот эта пытливость, эта вера в то, что ты можешь научиться ещё чему-то, что приехавший издалека, может быть, знает то, чего не знаю я, - это тронуло меня необыкновенно. Вот ещё один пример американского психического здоровья.

Кроме профессиональных встреч, какие ещё вам запомнились?

Мы, как я уже говорил, жили здесь, в Нью-Йорке, в отеле "Плаза", что напротив южного входа в Центральный парк. Собрались выйти в город. Ждём на улице такси. Подъезжает машина, выходит оттуда водитель и по-русски восклицает:"Олег? Ты уже здесь?! Так давай я тебя повезу куда надо!" Оказалось, он из Одессы и когда-то снимался со мной в массовке. Я даже не помню, как его звали. Он потом, спустя минут пять, всё ещё объяснял кому-то: "Это Олег! Что, вы не знаете Олега?! Да он мне как брат!" Здесь ко мне часто подходят, трогают за рукав...

Ну, понятно, нам дорого то, что мы любили в молодости: те кинофильмы, те актёры. Встреча с носителями того прошлого всегда приятна. Эмигранты, бежавшие из нашей страны, наверно, с горечью вспоминают свою родину. Кто с болью, кто даже с ненавистью, но к русской литературе, к театру, к языку всё же тянутся. Я всегда понимал, что от хорошей жизни люди не бегут. Бежали, потому что у нас им было плохо. Среди моих знакомых, давно живущих в Америке, многие ассимилировались и, наверное, счастливы, потому что условия жизни здесь лучше, детям лучше и старикам. Тот массовый исход, который продолжается с середины 70-х годов, - это большая беда для моей страны. Для меня, во всяком случае. Но сам я вряд ли уеду.

Арифметика жизни Олега Табакова внушает безмерное уважение и тонкий трепет.

За спиной у Олега Павловича 60 лет службы в театре и больше 100 ролей в кино.

В 21 год Олег, он же Лелик, вошел в правление самого молодого и самого революционного по тем временам московского театра «Современник».

В 29 лет получил инфаркт.

В 32 — первую Государственную премию.

В 35 стал директором «Современника».

В 39 начал «учить детей», взяв себе первых учеников.

В 50 встал у руля Школы-студии МХАТ.

В 52 создал свою «Табакерку», театр на улице Чаплыгина.

До 82 лет выходил на сцену.

Когда родился старший сын…

О том, что для Олега Табакова театр всегда был на первом месте, говорят многие факты его биографии. Вот, например, родился первенец: старший сын Антон. Ему бы побольше внимания уделить… Не тут-то было!

Олег Табаков с сыном Антоном. Фото: www.globallookpress.com

Вот как рассказывал об этом несколько лет назад Антон Табаков:

— По иронии судьбы я появился на свет на родине отца, в Саратове, где гастролировал «Современник». Из роддома в Москву меня «депортировали» в люльке с незнакомой стюардессой. Та долго отказывалась от «подарка», пока родители не поклялись ей, что ребенка непременно встретят. Встретили. И, надеюсь, ни с кем не перепутали.

Прелести кочевой театральной жизни я испытал вскоре после своего рождения. Как-то, опаздывая на поезд, папа с мамой (актрисой театра «Современник» Людмилой Крыловой . — Ред.) бежали по перрону, схватив меня, тогда еще младенца, в охапку. Состав вот-вот должен был тронуться, поэтому ребенка, словно какой-то сверток, начали по рукам передавать в вагон. Едва родители, запыхавшись, прыгнули на подножку, поезд отошел от перрона. Думаю, сцена была впечатляющая. В общем, в раннем возрасте, да и потом, конечно, жизнь родителей я не облегчал. Однажды, рассказывал отец, не зная, как меня унять, он не придумал ничего лучшего, чем залезть в деревянную кроватку и сунуть мне свою грудь.

Людмила Крылова с сыном Антоном. Фото: www.globallookpress.com

Отец вместе с Олегом Ефремовым и Евгением Евстигнеевым в те годы трудился над созданием «Современника» и все свое время уделял любимому детищу. На собственных чад — меня, Мишу и Дениса — времени практически не оставалось.

— Но вами наверняка занимались бабушки и дедушки. Кем были родители Олега Павловича?

— Дедушка Павел Кондратьевич был удивительный! В своих рассказах он поразительным образом умел сочетать научные познания с цитатами классиков, наизусть читал Аверченко... Приезжая в Москву из Саратова, дедушка всякий раз останавливался не у нас, а как человек независимый предпочитал жить в гостинице «Пекин»: для него это был своего рода шик. Для меня же походы к нему становились еще одним развлечением. Дедушка к тому времени был в разводе, очень любил женский пол, и, естественно, ему хотелось произвести впечатление.

Моя бабушка была первой или второй супругой Павла Кондратьевича, а вообще у дедушки было столько жен, что эту цифру даже страшно произнести вслух. В те годы он работал в санатории «Пады» под Саратовом, мы летом ездили к нему погостить. Дед выращивал фантастически вкусные помидоры «бычье сердце». Благодаря своим познаниям в области биохимии он их так удобрял, что они были немыслимых размеров и весили по 2,5 килограмма каждый.

Бабушка, папина мама Мария Андреевна , жила с нами. Врач-рентгенолог, светская дама и эстетка, рожденная в местечке Балта, она всегда была подчеркнуто вежлива и корректна. Надо сказать, Мария Андреевна (а до нее — баба Катя и баба Аня, мои прабабки) с трепетом относилась ко всему, что связано с фамилией Табаковых. В то время мы жили в коммунальной квартире, у нас не было телефона, а чтобы позвонить по автомату, надо было спускаться вниз. Родители бесконечно спорили, кто это сделает. Отец просил: «Люся, ну пойди позвони, мне срочно надо...». Мама отвечала: «Я не могу, ты же понимаешь...» Начиналась перепалка, во время которой качающая меня в колясочке баба Катя с умилением говорила: «Вот Антошенька вырастет, он-то и будет бегать для папки по телефону звонить».

Артисты Людмила Крылова и Олег Табаков. 1964 г. Фото: РИА Новости / Мирослав Муразов

А еще у меня была замечательная няня Мария Николаевна . Она растила моего отца в Саратове. Потом он перевез ее в Москву, и она стала пестовать меня. Поставив на ноги сначала папу, затем — меня, Мария Николаевна, верующая одинокая женщина, с чувством выполненного долга решила, что пора помирать. Зачем жить дальше? Она не видела в этом смысла, тем более что была очень больным человеком: ее мучили тромбофлебит и куча других недугов. И вот Мария Николаевна начала договариваться с отцом: вот, мол, Олежек, ты меня похорони там-то, у меня есть сберкнижка, все готово... Но родилась сестра Сашка — и случилось чудо: няня воскресла, хотя действительно была на пороге смерти. Обретя смысл жизни, она еще восемь лет жила, забыв о своих болячках.

Мне было лет пять, когда папе и Евгению Александровичу Евстигнееву выделили малогабаритные квартиры в новом блочном пятиэтажном доме в районе метро «Аэропорт». Но очень скоро мы перебрались на Тверскую-Ямскую, в довольно большую квартиру, правда, на последнем этаже и, как положено, с протечками.

Казалось, он работал 24 часа в сутки

— Отец в те годы был общественным директором «Современника», ходил с большим портфелем и помогал решать в театре административно-хозяйственно-художественные вопросы. Он всегда или почти всегда делал то, что хотел, и по-другому жить не мог. Так что определенный его культ существовал и дома. Если был голоден — все кидались его кормить. Если был сыт — веселился, шутил, и все радовались вместе с ним. Мама пыталась обратить внимание на заботы, связанные с ней, с детьми, с домом, но отца они волновали мало.

Актеры московского театра «Современник» Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и Андрей Мягков в сцене из спектакля «Большевики» по пьесе Михаила Шатрова. 1969 г. Фото: РИА Новости

Казалось, он работал 24 часа в сутки. Думаю, из-за этого в 29 лет у него случился обширный инфаркт. Положение было настолько серьезным, что друзья приходили к нему прощаться. Только после этого папа научился отдыхать. Например, вернувшись с репетиции, он всегда спал перед вечерним спектаклем. Вокруг могло происходить что угодно, — гроза, землетрясение — но отец знал, что организм нуждается в восстановлении, и мог спать стоя, лежа, сидя. Эта способность передалась и мне. Хотя я никогда не думал, что мне она может пригодиться. Тем более что я сам, в отличие от отца, не слишком серьезно относился к театру. Отец таланта во мне не видел и рекомендовал обратить внимание, например, на завод «Калибр».

— Когда вы осознали, что ваш отец — знаменитый актер?

— Мне кажется, я всегда предполагал это, потому что видел его не только дома, но и на экране. Другое дело, что я считал это естественным. Однажды произошла такая история. Мы поехали к дедушке в деревню Пады под Саратовом (мы часто ездили туда на папиной «Волге», всегда по одной и той же дороге, мимо разных русских деревень со старинными названиями типа Конь-Колодец) и где-то возле Воронежа попали под дикий проливной дождь. Представьте себе: грунтовая дорога, мокрая глина, суглинок, колеса пробуксовывают... Короче, застряли капитально. Под жутким ливнем, в ночном кошмаре пытаемся в ближайшей деревне отыскать трактор. Долго стучим в дверь какого-то дома, пока нам наконец не открывают... А дальше — немая сцена. В те дни (это были семидесятые годы) по телевизору как раз демонстрировался фильм «Семнадцать мгновений весны». Вышедший на крыльцо сельчанин просто обалдел: предположить, что в его деревне Конь-Колодец застрянет машина «самого Шелленберга», он, понятное, дело, не мог. Нас не только вытащили, но и обогрели, накормили и оставили ночевать. Вот она, волшебная сила искусства!

Олег Табаков в роли Шелленберга. 1973 г. Фото: РИА Новости

— Вы обижались на отца?

— Я обижался на отца всегда. И то, что он не взял меня к себе на курс, а потом в театр, — это как раз ерунда. Другое дело, я считал, что он очень мало уделяет мне внимания, что несправедлив, слишком категоричен. Хотя в «Табакерку» отец все-таки меня взял...

— Ну о чем-то вы с ним все-таки беседовали?

— Помню, папа рассказывал, что в молодости покупал по 10-15 экземпляров приложения к журналу «Красноармеец», в котором печатались «Озорник» Ардова, «Прекрасная дама» Толстого, «Золотой теленок», и хранил эти книжечки до тех пор, пока они не становились дефицитом, после чего продавал их за большие деньги. А в 9 лет он припрятывал от родителей довески от буханки: хлеб тогда выдавали по карточкам. Когда скопленные кусочки по весу составили целую буханку, он отнес их немецкому военнопленному, который ремонтировал школу, а тот в обмен сделал ему деревянный автомат…

Удавалось ли отцу скрывать свой обман?

— Если уж вернуться к теме обид, то больше всех в нашей семье, вне всякого сомнения, страдала мама. Когда папа стал директором «Современника», она фактически осталась без ролей. Отцу проще было сказать ей, чем кому-либо из артистов: «Люся, ты пойми, я исполняющий обязанности директора театра. Ну как я могу? Ну дам тебе роль, и как я буду людям в глаза смотреть? Неловко, некорректно это...» Иногда он был искренен, иногда кривил душой...

— И вы, и ваша сестра Александра были сильно обижены на Олега Павловича, когда он ушел к Марине Зудиной. Какую боль он причинил вашей маме, и говорить не приходится…

— Родители не ладили давно. Часто скандалы возникали из-за ерунды, из-за какого-то пустяка, а закончиться могли чем угодно. Удавалось ли отцу скрывать свой обман? Мне было понятно, что происходит, думаю, матери — тоже. Да и Саша, вне всякого сомнения, догадывалась. Но мы делали вид, что все нормально. Папа потом объяснял, что скрывал роман с Мариной исключительно из нежелания причинить нам боль. Он сам испытал это на себе, когда его отец, которого он очень любил, оставил мать. Вернувшись с войны, мой дед привез новую семью и ушел из дома. Папа тогда действительно очень страдал (в ту пору ему было лет 13), но я не уверен, что воспоминания о тех переживаниях были главной причиной того, что он так долго не решался оставить нас. В каком-то интервью отец рассказал об эпизоде, который все расставил на свои места. Будто в очередной раз, вернувшись со съемок, уставший и раздраженный, он спросил нас с Сашей: «Что вас связывает со мной?» Мы вроде ушли от ответа, и тогда что-то в нем надорвалось. Ему показалось, что дома его не уважают, тем более что отношения с мамой уже лет десять как испортились, и она в порыве не раз говорила: «Нам надо развестись». Мне его рассказ кажется слишком театральным. Может, он спрашивал, может, мы что-то отвечали. Но не те слова и не в том контексте. Мать многое позволяла отцу и делала все, чтобы ему было хорошо, комфортно, чтобы он мог заниматься любимым делом.

Олег Табаков и актриса Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей. Фото: РИА Новости / PR-департамент BOSCO

Представить Олега Табакова вне сцены было действительно трудно. Сам он признался как-то: «Занятие театром — работа почти солдатская. Не хочется — надо! Холодно — надо! Жарко — надо! Я был директором „Современника“, когда умерла мама. Похоронил ее — и тут же должен был выйти на сцену… Человек должен быть счастлив от того, что он делает. Если бы мне не давали играть, я бы платил, чтобы выйти на сцену… Немного, рублей по триста, но платил бы…»

Народный артист СССР (1987), лауреат Государственной премии СССР (1967, за театральную работу), лауреат Государственной премии РФ в области просветительской деятельности (1998, за пропаганду и развитие идей К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).

Родился 17.08.1935, Саратов

Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» II и III степени (1967, 1995), «Трудового Красного Знамени» (1982), «Дружбы народов» (1985), «Знак Почета» (1967)
Лауреат театральной премии «Чайка» (1997, за спектакль «Анекдоты», номинация - «лучший комедийный актер»)
Лауреат Премии мэра Москвы (1997, за роль в спектакле «Последние»)
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая мужская роль» (1999, спектакль «Комната смеха»)
Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска»
Лауреат премии газеты «Московский Комсомолец» по итогам 2002-2003 гг.
Лауреат премии читателей газеты «Аргументы и факты» «Национальная гордость России»

Олег Павлович Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове в интеллигентной семье врачей. Детство прошло в коммунальной квартире, и именно здесь Олег Табаков узнал, что такое трудовой рубль, заработанный его матерью. Здесь он видел, с одной стороны, трудолюбие, честность, доброту, с другой - ханжество, лицемерие, приспособленчество. Но "Все воспоминания тех лет очень светлые, - рассказывает сам Олег Табаков - солнце, пространство, воля. Счастье. Вокруг - только любящие люди: мама, баба Оля, баба Аня, мамин брат дядя Толя и его жена Шура…" Маленький Олег Табаков много читал, очень увлекался театром.

Олег Табаков учился в мужской средней школе города Саратова, посещал театральный кружок "Молодая гвардия" при Саратовском дворце пионеров и школьников под руководством Натальи Иосифовны Сухостав, которую он называет своей крестной матерью в актерской профессии. Занятия в кружке оказали решающее влияние на выбор профессии Олега Табакова.

Приехав поступать в Москву, Олег Табаков подал заявления в ГИТИС и в Школу-студию МХАТ имени Владимира Немировича-Данченко... И был принят сразу в два института по итогам вступительных экзаменов! Олег Табаков выбрал Школу-студию МХАТ, которая представлялась ему "вершиной театральной педагогики".

Театр "Современник"

По окончанию Школы-студии Олег Табаков получил распределение в Московский драматический театр имени К. С. Станиславского, однако судьба привела его в только что созданный О. Ефремовым новый театр - Студию молодых актеров, из которой впоследствии родился театр "Современник". Тогда у молодого актера Олега Табакова возникло убеждение в необходимости "постоянно приобретать и коллекционировать свои профессиональные умения".

С уходом Олега Ефремова во МХАТ, директором "Современника" почти на семь лет становится Олег Табаков.

Театр-студия Олега Табакова

Успешно овладев своей профессией, Олег Табаков ощущает потребность передавать свое умение другим, продлеваться в учениках. Возникает идея создания собственной студии. Руководство ГИТИСа предложило Олегу Табакову набрать новый курс. Так появилась студия.

В Москве вышел приказ о создании трех новых театров, среди них был и Театр-студия под руководством Олега Табакова. Сбылась заветная мечта. Вскоре в народе театр Олега Табакова ласково окрестили "Табакеркой". По словам Олега Табакова, " для меня мой театр - большая семья, где много детей и где всё по справедливости… Театр — дело живое, где все создается шаг за шагом".

Работа за рубежом

Пражский театр "Чиногерны клуб" приглашает Олега Табакова на роль Хлестакова в спектакле "Ревизор" Николая Гоголя. Потом было сыграно актером почти 30 спектаклей, которые имели огромный успех у зрителей Праги.

Начиная с постановки "Ревизора" Н.В. Гоголя в театре Великобритании, Олег Табаков много работает за рубежом режиссером-постановщиком и преподавателем. Более 40 спектаклей русской, советской и зарубежной классики поставлены Олегом Табаковым в театрах Венгрии, Финляндии, Германии, Дании, Австрии, США. На базе Гарвардского университета Олегом Табаковым была создана Летняя школа имени К.Станиславского, которую он сам же и возглавил.
И при всем при этом, Олег Табаков остается актером со своим идеалом театра и со своими принципами существования в профессии.

Кино. Первые роли

В кино Олег Табаков дебютировал, будучи студентом третьего курса. И с этого времени творческая жизнь Олега Табакова неразрывно связана с кинематографом. Первая роль Саши Комелева в картине Михаила Швейцара "Саша вступает в жизнь" познакомила Олега Табакова с новым для него видом профессионального ремесла, познакомила с артистами многих театров, познакомила с новой драматургией - кино.

Ранних героев Олега Табакова называли " розовскими мальчиками". И это неслучайно. Школьник Олег Савин, Сыгранный Олегом Табаковым в картине "Шумный день" по пьесе Виктора Розова "В поисках радости", является воплощением лучших черт поколения хрущевского времени, входившего во взрослый мир. Чистота помыслов, прямота суждений, умение до конца отстаивать свою нравственную позицию,— это относится не только к Олегу Савину, но и к Виктору Булыгину в фильме "Люди на мосту", и к Саше Егорову в "Испытательном сроке", и к Сереже в "Чистом небе". Потом — к Пете Ростову в "Войне и мире", к Коле Бабушкину в фильме "Молодо-зелено". Это лучшие роли Олега Табакова в начале пути в кино.

Особняком в ряду положительных молодых ребят стоит роль особиста лейтенанта Крутикова из фильма "Живые и мертвые", показавшая неограниченные творческие возможности актера.

Телевидение

Вся деятельность Олега Табакова в кино тесно связана с жизнью в театре "Современник". Удивительный артистизм, внутреннее мировоззрение и главное - личная тема помогли Олегу Табакову сыграть не одну выдающуюся роль на сцене театра и в кино.

В период, когда в театре "Современник" у Олега Табакова не было новых ролей, за исключением Татарина в спектакле "На дне" в постановке Галины Волчик, актер с лихвой восполняет этот пробел на телевидении. Здесь, начиная с 1957 года, Олегом Табаковым создано много ярких, талантливых, новаторских работ. Большая часть - гордость отечественного ТВ. Олег Табаков один из первых актеров, принимавших участие в телеспектаклях, транслировавшихся в прямом эфире. Первыми телевизионными опытами Олега Табакова были работы в спектаклях: "Рисунок карандашом" в постановке Г.Холоповой и "Продолжение легенды" в постановке Б.Горбатова. На телевидении он записывает два моноспектакля - "Конек-Горбунок" и "Василий Теркин", исполняет с блеском главные роли в телеспектаклях "Студент", "Шагреневая кожа", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка", "Любовь Яровая", "Эзоп" и "Печники". Олег Табаков принимает активное участие в создании телеверсии спектакля "Современника" "Двенадцатая ночь" режиссер П. Джеймса, где им была сыгранна звездная роль Мальволио.

Кино. Популярность

В жизни нашего общества происходила переоценка многих ценностей, когда на экране стали появляться герои Олега Табакова. Характеры героев актера не были похожи друг на друга, чаще всего не совпадали между собой, но всегда всех их объединяет один и тот же гражданский пафос, и этот пафос исходит от самого Олега Табакова. Так были созданы образы Олега в "Шумном дне", Егорова в "Испытательном сроке".

Параллельно на экран выходит фильм "Люди на мосту" режиссера Зархи. Герой Олега Табаков Виктор - человек, который не отступится от правды, не покривит душой, человек, который до конца верен своей нелегкой, мучительной любви. К сожалению, в фильме не происходит "чуда" создания, как в "Шумном дне". Особенно чуткий к правде, искренности, безыскусственности, талант Олега Табакова не может победить литературности и некоторой придуманности этого сценария.

Герои Олега Табакова всегда совпадают с "форматом" зрителей Олега Табакова. Мелкие злодейства, глупости, радости и горести, душевные переживания и телесные недуги — совпадают с опытом среднего человека. Внутри "своего формата", очертив границы собственных возможностей, Олег Табаков, наверное, может сыграть все: мальчиков, мужчин, женщин, стариков, уродов, красавцев, чудовищ, любовников, неудачников, бродяг, людей любой профессии и любого жизненного опыта. Сыграть с предложенными режиссером обстоятельствами, точно угадывая стилистику автора. Сыграть, не опускаясь ниже заданной планки, а в счастливый час и взмывая до высот чуда.

В послужном списке Олега Табакова такие фильмы, любимые зрителями, как: "Дело пестрых", "Накануне", "Строится мост", "Война и мир", "Выстрел", "Гори, гори, моя звезда", "Король-Олень", "Случай с Полыниным", "Сердце России", "Достояние республики", "Семнадцать мгновений весны", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Двенадцать стульев", "Несколько дней из жизни Обломова" - главный приз за лучшее исполнение мужской роли на международном кинофестивале в Оксфорде, "Москва слезам не верит", "Ах, водевиль, водевиль", "Президент и его внучка". Список картин можно перечислять долго, долго, долго…

Нельзя не отметить работы Олега Табакова по озвучению мультфильмов. Невозможно забыть домовитого кота Матроскина из Простоквашино, который говорит голосом Олега Табакова.

Олег Табаков живет и работает в Москве. Жена - Зудина Марина Вячеславовна, ведущая актриса театра-студии под руководством Олега Табакова. Первая жена — Людмила Ивановна Крылова. Дети: от Людмилы Крыловой: Антон - 1960 год рождения и Александра - 1966 г., от Марины Зудиной - сын Павел - 1995 г.. Внуки: Никита, Полина, Анна.

Браку, который был заключен в 1995 году Олегом Табаковым с Мариной Зудиной, предшествовали 12 лет довольно серьезных взаимоотношений. Так что же случилось? Почему из окружающих, бесчисленных девушек Олег Табаков остановил свой выбор именно на Марине, именно ради нее разрушил свою благополучную семью, оставил жену, с которой прожил без малого 33 года? Ответ прост, "как ни банально это звучит, пришла (с улыбкой) любоф-ф-ф…"

Олег Табаков - публичный человек, давно привыкший к повышенному вниманию прессы и общества, привыкший к дотошному,
бесцеремонному разглядыванию, привыкший достаточно откровенно отвечать на любые "жизненные и бытовые вопросы". Все перипетии любовные, семейные, карьерные честно и открыто освещены Олегом Табаковым в его автобиографической книге "Моя настоящая жизнь"

Олег Табаков - автономно существующий в профессии актер. Встречаясь с выдающимися режиссерами своего времени, Олег Табаков никогда не был актером "такого-то режиссера". Никогда не был актером, в которого бы "влюблялись" режиссеры, и сам никогда не "влюблялся" в режиссеров. Никогда не принимал позицию ученика, никогда не принимал позицию глины, из которой кто-то будет кого-то лепить. Актер Табаков предпочитал строить актера Табакова исключительно сам.

Олег Табаков - профессионал, готовый работать со всеми, но никогда не отдающий себя целиком никому. В своей книге он проговорится: «пребывание на сцене — моя настоящая жизнь. Все остальное — либо подготовка к ней, либо отдых!»

И все же самый главный образ, созданный Олегом Табаковым - это образ Олега Табакова. Образ человека-победителя, счастливчика. Человека, которому далась и карьера и фортуна. Человека, которому хватает сил и воли изо дня в день, из года в год строить крепость под названием "Олег Табаков".

Фильмография:

1957 Тугой узел
1958 Дело "пестрых"
1959 Накануне
1959 Люди на мосту
1960 Шумный день
1960 Испытательный срок
1961 Чистое небо
1962 Молодо-зелено
1963 Живые и мертвые
1965 Дорога к морю
1966 Выстрел
1966 Строится мост
1967 Война и мир
1969 Гори, гори, моя звезда
1969 Король-олень
1970 Тайна железной двери
1970 Пес, сметана и труба
1970 Сердце России
1970 Штрихи к портрету
1970 Обыкновенная история
1971 Ехали в трамвае Ильф и Петров
1971 Случай с Полыниным
1972 Достояние республики
1973 Семнадцать мгновений весны
1973 Дача
1973 Открытая книга
1974 Домби и сын - читает текст
1974 Лев Гурыч Синичкин
1975 Каштанка
1975 Меняю собаку на паровоз
1976 Иван Федорович Шпонька и его тетушка
1976 Волны Черного моря
1976 Сказ про то, как царь Петр арапа женил
1976 Марк Твен против
1977 Неоконченная пьеса для механического пианино
1977 Транссибирский экспресс
1977 Двенадцать стульев
1977 Любовь Яровая
1977 Розыгрыш
1977 Бирюк
1978 Хористка
1978 Красавец-мужчина
1978 Д"Артаньян и три мушкетера
1978 Двенадцатая ночь -телеспектакль - актер, режиссер


1978 Накануне премьеры
1978 Из записок Лопахина
1979 Москва слезам не верит
1979 Ах, водевиль, водевиль...
1979 Несколько дней из жизни И.И.Обломова
1980 Незваный друг
1981 Вакансия
1981 Все наоборот
1981 Эзоп - телеспектакль
1982 Полеты во сне и наяву
1982 Печники
1982 Прозрачное солнце осени
1983 Где-то в губернском саду
1983 Мэри Поппинс, до свидания!
1983 Поцелуй
1983 Оглянись!..
1983 Али-баба и сорок разбойников
1984 Петля
1984 Чужая жена и муж под кроватью
1984 Время и семья Конвей
1984 Если можешь, прости...
1984 Аплодисменты, аплодисменты...
1985 Город невест
1985 После дождичка, в четверг...
1985 Корабль пришельцев
1986 Путь к себе
1987 Очи черные
1987 Человек с бульвара Капуцинов
1987 Путешествие мсье Перришона
1988 Шаг
1988 Дорогое удовольствие
1988 Раз, два - горе не беда!
1989 Искусство жить в Одессе
1989 Оно
1989 Любовь с привилегиями
1989 Сердце не камень
1990 Царская охота
1990 Шапка
1990 Крыша - режиссер
1991 Тени
1991 Ближний круг
1992 Сталин
1993 Хочу в Америку
1995 Московские каникулы
1995 Ширли-мырли
1996 Двадцать минут с ангелом
1997 Три истории
1997 Сирота казанская
1999 Что сказал покойник
1999 Кадриль (Танец с обменом партнерами)
2000 Президент и его внучка
2001 Мнения сторон
2002 Леди на день
2005 Есенин - сериал
2005 Статский советник

Первый инфаркт он перенёс в 1965 году. Подняла Табакова на ноги Галина Волчек, ждавшая его выздоровления, чтобы продолжить ставить с ним «Обыкновенную историю». Ему тогда было 29 лет. Позже он смешно пародировал друзей, которые приходили к нему в больницу прощаться: все думали, что умирает. Табаков вообще на все смотрел как на представление – лицедей от макушки до кончиков пальцев. «Русский актёр – самая бесстыдная профессия», – говорил он весьма справедливо.

Табаков гордился коктейлем своего происхождения – русская, украинская, польская, мордовская кровь. По второму браку матери с Гуго Гольдштерном он породнился ещё и с евреями. Ещё крепче с ними его связал антисемитизм. Лёлик, как называли Табакова в детстве, помнил истории своего дяди Толика о погромах и резне, которые гуляли на Украине, где жили их родственники в начале прошлого века. Его дед прятал у себя еврейских стариков и детей.

Лёлик родился и вырос в Саратове в семье медиков Павла Табакова и Марии Березовской. После революции квартиру у родителей забрали и поделили на коммуналки – им осталось лишь несколько комнат. Остальное пространство было заселено самыми разными людьми – например, практикующим психотерапевтом «дядей Володей Кацем». Кац спасал саратовскую номенклатурную элиту от алкоголизма, вёл приёмы на дому. Когда Лёлику удавалось, он пробирался к нему в комнату, прятался под кроватью и подслушивал, как дядя Володя заклинает: «Вы перестанете пить от первого стакана, от первой рюмки водки…»

Табаков говорил, что настоящей войны не видел. Один лишь раз огромное красно-чёрное зарево полыхало над Саратовом, когда горел разбомбленный нефтезавод «Крекинг». Отец ушёл на фронт, мать очень долго болела, и всё время хотелось есть. Как только мать стала чувствовать себя лучше, родственник дядя Толя устроил её в госпиталь в Эльтоне – небольшом посёлке в Сталинградской области. Туда и переехали на два года. От Эльтона, писал Табаков, только отогнали немцев, в госпиталь доставляли раненых из-под Сталинграда и Курска.

Мать иногда приносила с работы оставшуюся еду, но кашей с мясом Лёлик все равно долго называл блюдо из подгоревшей пшенки – его собственное изобретение. Лёлик пел в палатах для раненых, и за выступления он получал компот или рисовую кашу с фруктами: «Это была еда избранных, то есть тяжелых больных». В Эльтоне был кинотеатр и героическое кино. Фрицы на экране выглядели совершеннейшими идиотами, и Лёлик никак не мог понять, почему, раз они настолько тупые, его отец воюет с ними уже два года.

После войны семья вернулась в Саратов. И мать записала Лёлика в шахматный кружок при Дворце пионеров. Вскоре туда по случайности зашла Наталья Сухостав, набирающая новичков в свой детский театр. Она попросила желающих играть на сцене пройти тест – громко, на весь зал произнести «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Лучше всех с задачей справился Лёлик – он был зачислен в труппу и скоро появился на сцене. В школу-студию МХАТ Табаков тоже поступил легко, хотя и написал во вступительном сочинении что-то противоречивое про выстрел «Авроры». Его за это лишили стипендии в первом семестре. Но дальнейшая учеба прошла весело и без напряжения.

С 1956 года Табаков уже на театральной сцене и в кино. Роли не всегда главные, но всегда яркие, запоминающиеся, блестящие. Играл женщин и мужчин с одной и той же лёгкостью. Переиграл людей во власти всех сортов и калибров – от председателя сельского райсовета до руководителя германской разведки Вальтера фон Шелленберга. После премьеры «Семнадцати мгновений весны» в киноклубе на Лубянке Юрий Андропов уединился с Табаковым, чтобы сказать ему: «Олег Павлович, это безнравственно – так играть гитлеровского генерала!» Племянница фон Шелленберга позже прислала Табакову открытку с благодарностью за доброту, с которой он подошёл к работе над ролью.

Табакова называли хулиганом – он подстраивал коллегам всякие мелкие неприятности ради смеха, имел по этому поводу скандалы за кулисами. Константин Райкин как-то сказал: «Олег Павлович слишком панибратствовал с Мельпоменой. Он, безусловно, выдающийся артист, но был бы ещё более выдающимся, если бы не дёргал её за хвост, за грудь, не шлёпал по заднице, по плечу. Никому это не позволено!» Табаков точно знал, что каждый сам определяет дозволенное – и да, он не был театралом, который падает ниц пред Мельпоменой. Он был из плоти и крови. Возможно, даже слишком для творческого человека ориентирован на жизнь телесную, чувственную.

О еде, например, мог говорить часами. Легко просил добавки понравившегося блюда, ел как истинный эпикуреец, не стесняясь внешних проявлений. Райкин рассказывал, что однажды в гостях у американского культурного атташе на Кутузовском проспекте в Москве уже известный советский актёр театра и кино Олег Табаков вылизал тарелку. Возможно, чтобы показать американцу, насколько вкусно ему было. Посмотрев в сильно округлившиеся глаза атташе в финале действа, Табаков сказал: «Прости, старик, у меня было голодное детство». И парой следующих движений языком довёл тарелку до совершенного блеска. Тот, забыв поменять выражение на лице, так в оторопи и застыл.

Удача улыбалась Табакову не всегда, кстати, а иногда он ею и вовсе пренебрегал. В 1967 году чешский режиссёр Карл Райш готовился снимать фильм «Айседора» с Ванессой Редгрейв в главной роли – Табакову была дана роль Есенина. Контракт на руках, с режиссёром полное взаимопонимание, европейская слава на горизонте – он не поехал. Отказался от работы, славы и баснословного по тем временам гонорара в сорок тысяч фунтов. Не смог оставить «Современник», «свой театр». Но и с «Современником», который он возглавил в 1970 году, через шесть лет пришлось почти расстаться.

С 1973-го он начал преподавать, через три года набрал свой курс. В конце 70-х начальник РСУ Бауманского района Юрий Гольцман помог студии Табакова получить в пользование подвал на улице Чаплыгина – бывший угольный склад, загаженный алкоголиками и бомжами. Вместе со студийцами они вынесли всю грязь и смрад подвала, отмыли его, отремонтировали и начали репетировать. Мытьё сортира собственными руками с тех пор стало неизменным пунктом образовательной программы Табакова – пример подал он сам.

В начале 80-х в их репертуаре было уже шесть спектаклей. О них писали ведущие театральные критики СССР, министр культуры Демичев приглашал на их спектакли своих коллег из социалистических стран. Вскоре ЦК комсомола послал студию на гастроли в Венгрию, и их спектакль имел там успех. В общем, театр был готов к запуску, но в конце концов Министерство культуры отказалось выдавать разрешение на открытие, мотивируя это «политической незрелостью» Табакова и его «непредсказуемым поведением». Драматург Виктор Розов, один из подписантов прошения о создании театра, вернулся с заседания в министерстве с такими словами: «Вы знаете, Олег, а ведь никто про вас хорошего слова не сказал. Понимаете, какая вещь?»

Табаков понимал. Театр остался на полулегальном положении, существовал, как и прежде, на деньги Табакова – ему, как и прежде, помогали власти района. Тем временем «Современник» отказался принять студийцев в труппу, объясняя решение, опять же, непредсказуемостью Олега Павловича. Студийцы печально разошлись по разным театрам. Впрочем, Табаков бы не был Табаковым, если бы в итоге всё не закончилось успехом – спустя ещё семь лет «Табакерка» стала театром.

В предисловии к его воспоминаниям – книжке «Моя настоящая жизнь» – Анатолий Смелянский называет его человеком, «страдавшим комплексом полноценности». И это очень точно. В начале рассказа Табакова о его жизни есть вот какая подробность: «Я появился на свет желанным ребенком. Хотя много позже мама призналась, что тогда она училась на пятом курсе медицинского факультета, и в ее планы не входило заниматься деторождением. Меня старались, как бы это сказать… В общем, извести. Но не тут-то было. Так что живучесть, бойкость и развитый инстинкт самосохранения считаю своими врожденными качествами».

Три театра за одну жизнь, больше 200 ролей на сцене и в кино, не считая озвучки и радиоспектаклей. Он сам поставил порядка 40 спектаклей в семи странах, создал актёрские школы в России и Америке, организовывал фестивали, проводил творческие вечера, терпел бесконечные комиссии и заседания. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалер французского Почетного легиона, обладатель 25 театральных и кинопремий. В 2012 году он стал доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина – оппозиционная общественность шикала: стелется, дескать. Кому «стелется», кому «дослужился». Сам Табаков по этому поводу эмоций не высказывал, принял как должное. Когда интервьюеры выстраивали перед ним ряд его заслуг, удач и несомненных достижений, он лишь бровью поводил: ну да, дескать, было. Константин Богомолов, узнав о его смерти, написал: «Табаков – это глагол». Бесконечно жаль, что этот глагол принял форму законченного действия. Но сам Табаков говорил: «Я знаю, откуда пришёл, и я знаю, что жизнь после меня не остановится».