Любовь и отношения

Как смерть принцессы Дианы изменила королевскую семью? Новые хозяева для платьев принцессы Что случилось с королевой дианой

Народная принцесса, третья из ста в списке величайших британцев в истории - принцесса Диана - пользовалась безграничной любовью подданных. Ее боготворили, ей завидовали, ведь сценарий ее жизни напоминал сказку: добрая и красивая девушка вышла замуж за настоящего принца и поселилась с ним во дворце... Только вот жить долго и счастливо у героев реальной сказки не получилось. История была идеальной только со стороны, а закончилась и вовсе гибелью той, кому симпатизировали в этой паре больше всего.

Диана погибла в автокатастрофе 31 августа 1997 года в Париже, и в этом году по случаю 20-й годовщины трагического события о принцессе вспоминают с особым трепетом. Мы подготовили материал о версиях случившегося, появлявшихся в разное время и будораживших умы поклонников принцессы. А подробнее узнать о жизни и гибели королевы сердец можно из нового документального фильма "Принцесса Диана: трагедия или заговор", который будет показан с 29 по 31 августа в 22:00 на телеканале TLC.

Мезальянс и адюльтер - эти два слова неотступно преследовали Чарльза и Диану в течение всей их семейной жизни. По свидетельствам современников, мисс Спенсер, несмотря на благородное происхождение, не отличалась блестящим умом и была довольно поспешна в своих решениях, одно из которых позже полностью изменило ее судьбу. Впервые Диана встретила Чарльза за 20 лет до своей смерти: в 1977 году он приехал на охоту в родовое поместье Спенсеров Элторп-хаус по приглашению ее отца. Принц уже имел славу сердцееда, но Диане было всего 16 и Чарльза она не заинтересовала, да ей и самой было не до романов: будущая принцесса готовилась к поступлению в колледж.

Принцесса Диана, 1980 год

Брак 19-летней любительницы бульварных романов и зрелого мужчины 33-х лет, увлеченного другой женщиной, был изначально обречен на провал: за идеальным глянцевым фасадом скрывались попытки суицида, взаимные измены, истерики и пищевые расстройства, о которых станет известно только спустя годы. Диана называла свой брак "многолюдным", подразумевая любовь мужа к Камилле Паркер-Боулз , впоследствии все же ставшей его второй женой. Именно измены сторонники "теории заговора" называют причиной гибели принцессы: биографы свидетельствуют, что Диана изменяла мужу не менее десяти раз и королевская семья ей этого не простила.

Авария - всего лишь инсценировка

31 августа 1997 года, когда "Мерседес" леди Ди врезался в опору тоннеля Альма в Париже, камеры там не работали, хотя на остальных дорогах города техника была исправна. Это лишь одна из многих загадок и странностей, связанных с гибелью водителя Анри Поля, Дианы и ее возлюбленного Доди Аль-Файеда, которого пресса до сих пор неловко называет "другом". По одной из версий, сесть за руль должен был личный телохранитель египетского продюсера Кен Уингфилд, а вовсе не Анри Поль, начальник службы безопасности отеля "Ритц", где влюбленные провели вместе последний вечер жизни. Побыть наедине Доди и Диане не удалось - пару осаждала толпа папарацци, и Поль разогнал машину втрое сильнее, чем это разрешено при проезде по тоннелю, чтобы оторваться от назойливых репортеров на мотоциклах.

Водитель не справился с управлением из-за сложной дорожной ситуации - такая версия выглядит гораздо правдоподобнее множества загадок, связанных с аварией, но немалое количество людей считает, что все произошедшее в ту ночь на набережной Сены - не более чем инсценировка. Таким образом влюбленные решили просто раз и навсегда избежать внимания незнакомцев к личной жизни, которого на их долю перепало с лихвой. Все это, может, и могло бы звучать правдоподобно, если не учитывать личного расследования отца Доди - Мохаммеда Аль-Файеда, который до сих пор безуспешно пытается выяснить, как погиб его сын.

Доди Аль-Файед и принцесса Диана

Виноват водитель

Водитель Анри Поль до аварии был никому не известен. Но после случившегося нашлись те, кто назвал его пешкой в игре сильных мира сего, агентом МИ-6, подстроившим аварию, наркоманом, принявшим лошадиную дозу антидепрессантов, и пьяницей, который сел за руль, выпив не меньше трех бутылок вина. Поля считали виновником аварии и проклинали за смерть народной любимицы, пока не выяснилось, что занимавшийся расследованием дела начальник французских следователей Жак Мюлес от усталости перепутал пробирки с кровью в лаборатории. Кроме того, люди, знавшие Анри, отрицали и пьянство, и наркоманию - хотя судьи не сочли это доказательством невиновности водителя, как и признание Мюлеса в подмене.

Автомобиль Дианы после аварии

Солдат N

Диана погибла в аварии на набережной Сены неслучайно - ее убили, и не кто-нибудь, а британские спецслужбы. Такая сенсационная версия причины смерти леди Ди всколыхнула мировые СМИ спустя 16 лет после трагедии. Некий военный, которого в прессе называли Солдатом N, попал под суд за незаконное хранение оружия, о чем присяжным охотно рассказала его бывшая жена. Поведала она и о том, что экс-супруг не раз рассказывал их дочери о том, что Диану убили по плану SAS - Специальной воздушной службы Великобритании, и он сам в этом участвовал.

Корона никак не отреагировала и комментариев не дала, хотя эту версию выдвигали и другие люди - в том числе бывший разведчик МИ-6 Ричард Томплисон. В своей скандальной автобиографической книге он заявил, что авария, погубившая Диану, происходила абсолютно по тому же сценарию, что и план покушения на югославского президента Слободана Милошевича в 1992 году. Кстати, версия с Солдатом N фигурирует и в фильме "Незаконное убийство" британского режиссера Кита Аллена, после показа которого на Каннском кинофестивале разразился очередной скандал, но тайна гибели Дианы так и не была раскрыта.

Призрачный гонщик

Одна из главных загадок в истории, произошедшей той ночью в Париже, - белый "Фиат Уно", который якобы видели на месте гибели Дианы за пару минут до аварии. Версии выдвигаются разные: это мог быть и неизвестный агент британской разведки, подстроивший трагическое дорожное происшествие, и знаменитый парижский папарацци Джеймс Андансон, который отслеживал Диану и Доди еще в "Ритце". У фотографа и правда был белый "Фиат", но его жена заявила, что в ту ночь Джеймс оставил машину дома. На месте аварии нашли осколки разбитого поворотника и белую краску с корпуса машины, но после масштабной проверки не удалось найти ни одного белого "Фиата" с похожими повреждениями.

Не удалось выяснить также ни причин спешного вылета Андансона из Франции на Корсику еще до того, как леди Ди умерла в больнице Сальпетриер, ни причин его дальнейшей гибели. Через некоторое время после аварии в Париже Андансона обнаружили в Пиренеях сидящим в машине с огнестрельной раной в голове, а все его рабочие пленки и заметки исчезли из агентства, на которое он работал. Что его погубило, точно неизвестно до сих пор - предполагали, что фотограф покончил жизнь самоубийством, но рядом с ним не было найдено никакого орудия, которое бы подтвердило эту версию.

Принцесса Диана и Доди Аль-Файед

Приказ королевской семьи

Второй Дианы в семье Виндзоров не будет - по крайней мере, до тех пор, пока жива Елизавета II. Говорят, она лично выбирает имена для всех наследников семейства, и в частности не одобрила желание внука, принца Уильяма, назвать в честь мамы свою будущую дочь. Королева недвусмысленно заявила Уильяму и Кейт Миддлтон, что одной леди Ди Англии достаточно, и в итоге юная принцесса стала Шарлоттой Елизаветой, а Диана - это лишь ее третье имя, которое упоминают очень редко. Неприязнь королевы с точки зрения сохранения статус-кво монархии оправдана: никто в современной истории не вызвал столько скандалов вокруг Кенсингтонского дворца, как Диана Уэльская.

Ее конфликт с Чарльзом, вначале скрытый за дверями Кенсингтонского дворца, за 15 лет совместной жизни превратился в открытую всему миру битву. Диана рассказывала репортерам о своем неудачном браке, а Чарльз в своих интервью обещал никогда не оставлять Камиллу. После публикации мемуаров бывшего дворецкого леди Ди Пола Баррелла раскидистые рога над головой принца замаячили особенно отчетливо: журналисты один за другим начали писать, что Гарри может быть сыном не Чарльза, а рыжего жокея Джеймса Хьюитта, с которым Диана тоже крутила роман. Это не доказано, но зато точно известно, что Елизавета и Филипп были очень злы на невестку и за эту историю, и за другие ее похождения, которые Диана даже не старалась скрывать, и уж точно не хотели даже косвенно породниться с египтянами, несмотря на их безупречную репутацию и многомиллиардное состояние.

Принцесса Диана и Джеймс Хьюитт

Мохаммед Аль-Файед называет отношение королевской семьи к своему сыну Доди расизмом и ханжеством. По его словам, они не хотели даже представлять, что выходец из Египта, к тому же мусульманин, может стать своего рода отчимом для наследников престола, не говоря уже о том, что у принцев мог бы появиться приемный брат или сестра. Именно возможную беременность Дианы называют еще одной причиной ее гибели: Виндзоры якобы не могли допустить такого и привлекли к делу британскую разведку, чтобы убить беременную невестку чужими руками.

Что бы ни послужило в действительности причиной гибели Дианы, Доди Аль-Файеда и Анри Поля, эта авария вошла в мировую историю, как и вся жизнь принцессы Уэльской - женщины, которая всего лишь искала любовь, как и все остальные. Второй такой в королевской семье действительно не будет: за похоронами Дианы в прямом эфире следили 2,5 миллиарда человек, еще 3 миллиона, рыдая, слушали пение Элтона Джона и шли за гробом по улицам Лондона. К дворцу принесли столько цветов, что их пришлось раздать в больницы и дома престарелых - королева сердец, которая всю жизнь занималась благотворительностью, и после смерти сделала подданным прощальный подарок.

Трагедия произошла 31 августа 1997 года, когда автомобиль, в котором ехала принцесса Диана, при таинственных обстоятельствах врезался в 13-ю колонну туннеля под мостом Альма. Тогда всё списали на нетрезвое состояние водителя и неудачное стечение обстоятельств. Так ли это было на самом деле? Спустя несколько лет появляется перечень фактов, способных по другому взглянуть на «несчастный случай» в тот роковой день.

Неожиданностью для многих стало письмо самой принцессы Дианы, написанное ею за 10 месяцев до собственной смерти, которое в 2003 году опубликовала английская газета «Daily Mirror». Уже тогда, в 1996 году, принцессу беспокоило то, что жизнь её находится в «самой опасной фазе» и кто-то (имя скрыла редакция газеты) хочет устранить Диану, подстроив автомобильную аварию. Такой поворот событий открыл бы бывшему её мужу принцу Чарльзу дорогу для повторной женитьбы. По словам Дианы, в течение 15 лет её «загоняла, терроризировала и мучила в моральном плане британская система». «Я плакала все это время столько, сколько не плакал никто в мире, но моя внутренняя сила не позволила мне сдаться». Принцесса чувствовала неладное, как предчувствуют многие приближение беды, но действительно ли она знала о готовящемся покушении? Имел ли место заговор против леди Ди на самом деле?

Одним из первых такое развитие событий предположил миллиардер Мохаммед Аль-Файед, отец погибшего вместе с Дианой Доди Аль-Файеда. Впрочем, французские спецслужбы, расследовавшие обстоятельства автокатастрофы, сделали вывод, что «Мерседес» принцессы с водителем Анри Полем столкнулся в туннеле с «Фиатом» одного из папарацци при попытке обгона. Желая увернуться от столкновения, Поль направил автомобиль в сторону и врезался в злополучную 13-ю колонну. С того самого момента и начали возникать вопросы, на которые до сих пор нет внятных ответов.
По мнению Мохаммеда Аль-Файеда, в аварии действительно замешан водитель Анри Поль, но не совсем так, как говорит официальная версия. Миллиардер утверждает, что наличие большого количества алкоголя в крови шофёра — махинации врачей, также замешанных в этом деле. К тому же, если верить словам Мохаммеда, Поль был информатором британской спецслужбы М6. Странным выглядит и тот факт, что папарацци Джеймс Андансон, водитель «Фиата Уно», с которым столкнулся «Мерседес» Дианы, погиб в 2000 году при весьма странных обстоятельствах: его тело нашли в лесу в сгоревшей машине. Полиция посчитала это самоубийством, однако Аль-Файед считает по-другому.

Интересным является и тот факт, что через несколько недель после гибели фотографа на агентство, где он работал, было совершено нападение. Вооружённые люди захватили работников в заложники и скрылись лишь после того, как вынесли все фотоматериалы и оборудование. Позже стало известно, что на следующий день после аварии в туннеле остался без оборудования и материалов фотограф того же агентства Лионель Черролт. Полиция всеми способами старалась прикрыть это дело, что ей, в принципе, и удалось.

Странным выглядит и то, что камеры, круглосуточно контролирующие маршрут от гостиницы «Ритц», где проживали Диана и Доди Аль-Файед, до выезда из туннеля, во время проезда «Мерседеса» оказались почему-то выключенными.

Ричард Томлинсон, офицер британской спецслужбы М6, под присягой поделился любопытной информацией касаемо этого случая. Например, о том, что непосредственно перед гибелью принцессы в Париж прибыли два спецагента М6, а в самом отеле «Ритц» М6 имела своего информатора. Томлинсон уверен, что этим информатором был не кто иной, как водитель Анри Поль. Может быть, поэтому в кармане шофёра во время аварии находилось две тысячи фунтов стерлингов наличными и сто тысяч на банковском счёте при зарплате 23 тысячи в год.

Официальная же версия алкогольного опьянения водителя более чем шаткая, во многом опирающаяся на косвенные и неточные улики. К примеру, после катастрофы тело шофёра продолжительное время лежало на солнце в очень жаркую погоду вместо того, чтобы быть помещённым в холодильник. Кровь на жаре довольно быстро «забродила», после чего отличить выпитый алкоголь от выработанного в результате изменений в организме не представлялось возможным. Второе «неопровержимое свидетельство» алкоголизма водителя — то, что он принимал препарат тиаприд, который часто предписывается алкоголикам. Однако тиаприд используется и в качестве снотворного и успокоительного. Именно успокаивающего эффекта после разрыва с родными мог добиваться Анри Поль!

При вскрытии шофёра в его печени не было выявлено никаких признаков алкоголизма, а непосредственно перед катастрофой, Поль прошёл полное медицинское освидетельствование на предмет обновления своей лицензии пилота. Тем не менее, источники Мохаммеда Аль-Файеда утверждают, что перед аварией в крови Анри Поля обнаружили угарный газ, способный вывести человека из жизненного равновесия. Как он попал в организм водителя и, главное, кому это было выгодно? Наверняка что-то по этому вопросу знают французские спецслужбы, но пока не спешат делиться информацией.

Разыгравшейся трагедии мог помочь и яркий мигающий свет, описанный несколькими свидетелями. Об этом долгое время твердили Бренда Уиллс и Франсуаза Левистр, говоря о ярком стробоскопе в туннеле под мостом Альма. Слова двух женщин никто всерьёз не принял (или не захотел принять), несмотря на упоминие этих фактов в авторитетных периодических изданиях. Напротив, свидетельниц, в особенности француженку Левистр, советовали упрятать в психиатрическую лечебницу.

Упоминания мигающего света во время аварии поразило британского разведчика Ричарда Томлинсона, потому что он имел доступ к секретным документам службы М6, касающихся «дела Милошевича». В одном из таких документов излагался план покушения на югославского лидера: инсценировка несчастного случая в результате автокатастрофы с использованием яркого мигающего света. (О воздействии света при определённых условиях можно прочесть в статье «Меряченье».)

Почему в туннеле не функционировали видеокамеры наблюдения, хотя в самом отеле «Ритц» никаких неполадок замечено не было? Конечно же, это можно списать на случайность или недоразумение. Но что всё-таки произошло на самом деле? Может быть, полной картины событий мы так и не восстановим, хотя есть надежда на расследование французских спецслужб. Поделятся ли они информацией с простым народом?

Принцесса Диана. Последний день в Париже

Фильм о последних неделях жизни одной из самых известных женщин ХХ столетия - Дианы, принцессы Уэльской. Неожиданная и трагическая смерть Дианы в августе 1997 года, потрясла мир не меньше, чем убийство президента Кеннеди. Трагедия, случившаяся 31 августа 1997 года с самого начала была окружена множеством противоречивых слухов и самых невероятных предположений.

Кто убил принцессу Диану?

Десять лет назад произошла самая громкая автокатастрофа прошлого века. В парижском тоннеле погибла легендарная леди Ди, английская принцесса, женщина-символ (Смотрите фотогалерею «История жизни принцессы Дианы»). 27 и 28 августа на канале РЕН ТВ покажут документальный фильм «Чисто английское убийство». Авторы провели собственное расследование и попытались выяснить, была ли эта трагедия случайностью.

31 августа 1997 года, в 0 часов 27 минут автомобиль, в котором находились принцесса Диана, ее друг Доди аль-Файед, водитель Анри Поль и телохранитель Дианы Тревор Рис-Джонс врезается в 13-ю опору моста над туннелем Альма. Доди и водитель Анри Поль погибают на месте. Принцесса Диана умрет около 4 часов утра в госпитале.

Версия 1Папарацци-убийцы?

Первая версия, высказанная следствием: в аварии виноваты несколько репортеров, которые передвигались на мотороллерах. Они преследовали черный «Мерседес» Дианы, и один из них, возможно, помешал автомобилю принцессы. Водитель «Мерседеса», пытаясь уйти от столкновения, врезался в бетонную опору моста.

Но в тоннель, согласно показаниям очевидцев, они въехали спустя несколько секунд после «Мерседеса» Дианы, а значит, не могли спровоцировать аварию.

Адвокат Виржини Барде:

— На самом деле нет никаких доказательств в виновности фотографов. Судья сказал: «В действиях фотографов нет признаков непредумышленного преступления, которое привело к смерти Дианы, Доди аль-Файеда, Анри Поля и нетрудоспособности Тревора Рис-Джонса».

Версия 2Таинственный «Фиат Уно»

Следствие выдвигает новую версию: причина аварии — автомобиль, к тому времени уже находившийся в туннеле. В непосредственной близости от разбившегося «Мерседеса» сыскная полиция обнаружила осколки «Фиата Уно».

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции: «Обнаруженные нами осколки заднего фонаря и частицы краски позволили в течение 48 часов вычислить все характеристики «Фиата Уно».

При опросе очевидцев полицейские якобы выяснили, что «Фиат Уно» белого цвета через несколько секунд после произошедшей аварии зигзагами выехал из туннеля. Причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида, как будто увидел что-то, например, разбившийся автомобиль.

Сыскной полицией были определены точные характеристики машины, ее цвет и год выпуска. Но даже располагая сведениями об автомобиле и описанием внешности водителя, следствию так и не удалось отыскать ни машину, ни шофера.

Френсис Жиллери, автор собственного независимого расследования: «Были проверены все автомобили этой марки в стране, но ни один из них не имел следов похожего столкновения. Белый «Фиат Уно» как сквозь землю провалился! А очевидцы аварии, видевшие его, начали путаться в показаниях, из которых так и не стало ясно, был ли белый «Фиат» в злополучный момент на месте трагедии».

Интересно, что версия о белом «Фиате», ставшем якобы причиной аварии, как и информация о найденном на месте трагедии левом поворотнике, была обнародована не сразу, а только спустя две недели после произошедшего.

Версия 3Британские спецслужбы

Лишь сегодня становятся известны подробности, о которых почему-то было принято не упоминать. Как только в туннель въехал черный «Мерседес», внезапно полумрак разрезала яркая вспышка света. Она настолько сильна, что все, кто ее наблюдал, на несколько секунд ослепли. А еще через мгновение ночную тишину взрывают визг тормозов и звук страшного удара. Франсуа Лавист в это время только выезжал из туннеля и находился всего в нескольких метрах от места трагедии. Сначала следствие приняло его показания, а затем признало единственного свидетеля ненадежным.

Версия получила распространение с подачи бывшего сотрудника МИ-6 Ричарда Томплисона. Бывший агент рассказал, что обстоятельства гибели принцессы Дианы напоминают ему план покушения на Слободана Милошевича, разработанный британскими спецслужбами. Югославского президента собирались ослепить в туннеле мощной вспышкой.

Полицейские неохотно заносят упоминание о вспышке света в протоколы. Очевидцы нервничают и настаивают на правдивости своих показаний. А спустя несколько месяцев британские и французские газеты напечатали сенсационное заявление бывшего агента британских спецслужб Ричарда Томплисона о том, что в туннеле Альма, возможно, было использовано новейшее лазерное оружие, которое находится на вооружении спецслужб.

Вновь «на сцене» «Фиат Уно»

Но как могли появиться на месте происшествия осколки машины, которая так и не будет найдена? Версия СМИ — осколки «Фиата» подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП. Пресса настаивает на том, что это британские спецслужбы.

Спецслужбы знали, что белый «Фиат» обязательно будет этой ночью рядом с машиной принцессы Дианы. Именно на белом «Фиате» передвигался один из самых известных и удачливых папарацци Парижа Джеймс Андансон. Он не мог пропустить такой случай заработать на снимках интересующей всех звездной пары…

СМИ высказали предположение, что доказать причастность фотографа и его машины к аварии службы просто не смогли, хоть и очень надеялись. Андансон действительно был в ту ночь в тоннеле. Правда, по словам некоторых его коллег, находившихся вечером 30 августа 1997 года у отеля «Ритц», это был редкий случай, когда фотограф прибыл на работу без машины. И, возможно, поэтому разработанная кем-то версия о виновности Андансона в аварии лишилась центрального звена еще до того, как Доди и Диана вышли из отеля. С другой стороны, Андансон действительно мог быть причастен к аварии. Он неоднократно попадал в поле зрения службы безопасности семьи аль-Файеда, и для них, конечно, не было секретом, что Андерсен является не только удачливым фотографом. Доказательства того, что фотограф — агент британской спецслужбы, якобы удалось раздобыть службе безопасности аль-Файеда. Но отец Доди по каким-то причинам сейчас не считает нужным предъявлять их следствию. Джеймс Андансон был не случайной фигурой в этой трагедии.

Андансона видели в туннеле, причем там он действительно оказался одним из первых. Видели на месте трагедии и машину, очень похожую на его автомобиль, правда, с другими номерами, возможно, фальшивыми.

А вот дальше начинаются вопросы, на которые ответа нет. Почему фотограф, который ради сенсационного снимка провел несколько часов у отеля «Ритц», вдруг не дождавшись Диану с Доди аль-Файедом, ни с того не с сего покинул свой пост и отправился прямо к туннелю. После аварии Андансон, даже не дождавшись развязки, когда в туннеле только стала собираться толпа, внезапно исчезает. Буквально среди ночи — в 4 часа утра — улетает из Парижа ближайшим рейсом на Корсику.

Спустя некоторое время во Французских Пиренеях его труп найдут в сгоревшем автомобиле. В то время когда полицейские устанавливают личность погибшего, в офисе его парижского фотоагентства неизвестные похищают все бумаги, снимки и компьютерные диски, связанные с гибелью принцессы Дианы.

Если это не роковое совпадение, то Андансон был устранен либо как нежелательный свидетель, либо как исполнитель убийства.

В сентябре 1999-го в одном из госпиталей Парижа скончался еще один репортер, бывший в ту злополучную ночь рядом с искореженным черным «Мерседесом». Репортер Джеймс Кит готовился к легкой операции на колене, но заявил друзьям: «У меня предчувствие, что я не вернусь». После выписки из больницы репортер собирался опубликовать документы о причинах аварии на мосту Альма, но уже через несколько часов после его смерти и веб-страница Интернета с подробностями расследований, и все материалы были уничтожены.

Кто выключил камеры?

Работавшие на месте происшествия полицейские решают приобщить к делу записи дорожных камер видеонаблюдения. Именно по ним можно точно установить, как произошла авария и сколько было в туннеле автомобилей в момент столкновения. Вызванные работники дорожной службы не понимают, к чему такая спешка, и только удивляются, почему пленки нельзя отсмотреть завтра с утра. Но когда они вскрывают боксы, в которые вмонтированы видеокамеры, то удивляются еще больше. Система видеонаблюдения, исправно работающая во всех остальных точках Парижа, по странному стечению обстоятельств, именно в туннеле Альма вышла из строя. Кто или что явилось тому причиной, можно только гадать.

Версия 4Пьяный водитель

5 июля 1999 года, спустя почти два года, газеты всех стран мира печатают сенсационное заявление следствия: главная вина за случившееся в туннеле Альма лежит на водителе «Мерседеса» Анри Поле. Он был шефом службы безопасности отеля «Ритц» и также погиб в этой катастрофе. Следователи его обвиняют в том, что он сел за руль пьяным.

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Официально было объявлено, что он вел машину на скорости 180 км/час. Очень быстро. Теперь же в деле приписано мелким шрифтом: «Авария произошла на скорости 60 (!) километров в час». Не 180 км/час, а 60!»

Заявление о том, что водитель был пьян, прозвучало как гром среди ясного неба. Чтобы это доказать либо опровергнуть, необходимо всего лишь взять кровь погибшего на анализ. Однако именно эта простая операция обернется самым настоящим детективом.

Жак Мюлес, который первым из представителей следственных органов прибыл на место трагедии, заявил, что анализ крови показал истинное положение дел, а значит, Анри Поль действительно был сильно пьян.

Жак Мюлес, начальника бригады сыскной полиции: «Перед отъездом из «Ритца» принцесса Диана и Доди аль-Файед нервничали. Но главное, что указывает на несчастный случай, это наличие алкоголя — 1,78 промилле в крови шофера господина Анри Поля. Вдобавок он принимал антидепрессанты, что тоже повлияло на манеру вождения».

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Съемка доказывает, что Анри Поль адекватно вел себя в отеле в тот вечер, он разговаривает с Доди вот на таком расстоянии, говорит с Дианой. Если бы обнаружились хоть малейшие признаки опьянения, Доди, а он был очень придирчивым в этом отношении, никуда бы не поехал. Он вообще бы его уволил».

Чтобы иметь в крови столько алкоголя, Анри Поль должен был выпить примерно 10 бокалов вина. Такое опьянение не могли не заметить находящиеся у отеля фотографы, но ни один из них не указал на это в своих показаниях.

Данные экспертизы, указывающие на состояние сильного опьянения, были готовы уже через 24 часа после вскрытия. Но официально об этом было заявлено лишь спустя два года. 24 месяца следствие отрабатывало заведомо более слабую версию виновности папарацци или присутствия «Фиата Уно». А спустя два года вряд ли кто из видевших в тот вечер шефа службы безопасности отеля Анри Поля с уверенностью сможет сказать, был ли он абсолютно трезв.

Спустя сутки после аварии эксперты-токсикологи Жильбер Пепен и Доминик Лекомт только что закончили анализ крови Анри Поля. Пробирки помещают сначала в бокс, а затем в холодильник. Результаты заносят в протокол. Согласно написанному, водителя можно признать не просто чуть выпившим, а просто пьяным… Но цифры, написанные в графе ниже, вызывают еще большее удивление: уровень оксида углерода равен 20,7%. Если это на самом деле так, водитель просто не смог бы стоять на ногах, не говоря уже об управлении автомобилем. Лишь человек, покончивший с собой, надышавшись газами из выхлопной трубы автомобиля, мог иметь в крови такое количество оксида углерода, которое было обнаружено в крови Поля…

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Более чем вероятно, что случайно или преднамеренно образцы крови были переставлены. Их так или иначе перепутали. В морге было много ошибок с бирками, что на сегодняшний день доказано…»

Спецслужбам Франции тоже есть что скрывать в этой истории. В связи тем, что остальные трупы все равно не найти, уже не столь важно — подменили пробирки случайно или это была специально подготовленная акция. Важно другое. Кому-то очень нужно было, чтобы следствие шло как можно дольше. Чтобы путаницы в нем было как можно больше. Пробирки с кровью Анри Поля вполне могли заменить на кровь другого человека, покончившего с собой.

В течение долгого времени органы следствия настаивали на том, что ошибки быть не может. Это действительно кровь Анри Поля. Однако съемочной группе канала РЕН ТВ в результате собственного расследования удалось доказать, что кровь, в которой обнаружили следы алкоголя и угарного газа, не принадлежит водителю принцессы Дианы.

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции, признался нашей съемочной группе, что собственными руками забирал пробирки с кровью Анри Поля и действительно перепутал номера, отдав под именем водителя принцессы Дианы пробирку с кровью совсем другого человека.

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции. «Это моя промашка. Дело в том, что я работал двое суток подряд, ночь не спал. Из-за усталости перепутал номера пробирок. Я сразу же известил об этом судью, но тот сказал, что это не существенно».

Несущественно в том случае, если ошибка тотчас была исправлена. А если нет? Если по простому недосмотру или — того хуже — преднамеренно результаты анализа так и остались сфальсифицированными? На этот вопрос ответа по-прежнему нет

Кто такой Анри Поль?

Анри Поль, глава службы безопасности отеля «Ритц», — единственный официальный виновник трагедии. В отчетах следствия он предстает законченным неврастеником и пьяницей. Эксперты-таксологи указывают на наличие в крови Анри Поля наряду с алкоголем еще и значительного количества антидепрессантов. Врач подтверждает, что выписала Полю препараты для лечения депрессии. И для снижения тяги к алкоголю, поскольку, со слов врача, пациент злоупотреблял спиртным.

Мы решили проверить, на самом ли деле глава службы безопасности элитного отеля был алкоголиком и наркоманом.

Кафе-ресторан «Ле гран Кольбер». Сюда Анри Поль на протяжении многих лет ходил ужинать.

Джоэль Флеури хозяина ресторана: «Я купил ресторан в 1992 году. Анри Поль был здесь уже завсегдатаем… Он бывал здесь каждую неделю. Нет, он не был алкоголиком. Выяснилось, что мы занимаемся в одном летном клубе — он летает на легких самолетах, я — на легких вертолетах».

Накануне трагедии Анри Поль, для того чтобы продлить летную лицензию, проходит строгий медицинский осмотр. Врач осматривает его и берет кровь на анализы за сутки до катастрофы.

Врачи не нашли у Анри ни следов скрытого алкоголизма, ни следов каких-либо медикаментов.

После смерти Анри Поля на его счету обнаружились очень большие суммы денег, которые, по идее, он не мог заработать. В общей сложности у него было 1,2 млн. франков.

Борис Громов, историк спецслужб: «Анри Поль, по утверждению некоторых британских разведчиков, являлся штатным агентом МИ-6. Его фамилия часто упоминалась в досье этой службы. Понятно, что здесь ничего нет случайного, и понятна его роль. Потому что в отеле «Ритц» часто останавливаются высокопоставленные государственные деятели различных стран… И служить там руководителем службы безопасности чрезвычайно выгодно для любой разведки…»

За 40 минут до трагедии принцесса Диана еще не знает, что за рулем их машины окажется не личный телохранитель Доди Кен Уингфилд, а начальник службы безопасности отеля Анри Поль.

По версии, которой располагало следствие изначально, его машина оказалась неисправной. И потому пара отправилась на автомобиле Анри Поля. Однако через восемь лет Уингфилд заявил, что его автомобиль был исправен. Просто Анри Поль, как руководитель службы безопасности отеля, приказал Уингфилду остаться и самостоятельно повез Диану и Доди на своей машине и по другому маршруту. Почему Уингфилд столько лет молчал? Чего он боялся?

Охранник Дианы Тревор Рис-Джонс, выезжая из отеля «Ритц», сел на свое обычное место — на сиденье рядом с шофером, которое называют «местом покойника». Из-за того, что во время аварии оно наиболее уязвимо. Но Рис-Джонс уцелел. А находящиеся на заднем сиденье Диана и Доди аль-Файед погибли. Сегодня единственный из выживших не может сказать ничего о том, что произошло в туннеле. Он потерял память и не помнит ничего, что пролило бы свет на события той ночи. Остается только надеяться, что со временем Рис-Джонс вылечится. Но вот успеет ли сказать все, что вспомнит, неизвестно…

Охранник Доди аль-Файеда уже давно был на операционном столе. И несмотря на более тяжелое ранение, врачи уже не сомневались: пациент будет жить. Принцессу Диану в это же время почему-то пытаются спасать в карете скорой помощи.

Машина стоит. В движении процедуры делать невозможно.

По сути, как утверждают специалисты, принцесса умерла потому, что кто-то решил, что в госпиталь ехать нет необходимости. Что это, ошибка? Нервы врачей? Ведь они тоже люди.

А может быть, кому-то было нужно, чтобы Диана обязательно умерла?

Когда все было кончено, принимается решение тело принцессы отправить специальным рейсом в Лондон.

Самолет от Парижа до Лондона летит не более часа. Казалось бы, нет никаких причин задерживаться в Париже, однако, когда тело принцессы Дианы было доставлено в британскую клинику, выяснилась невероятная вещь. Оказывается, не успел труп Дианы остыть, как его в нарушение всех правил спешно бальзамируют. И готовят к погребению. Все это происходит в Париже. Пока специальный самолет, не выключая двигателя, ждет свой печальный груз.

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «В нарушение французского законодательства это было выполнено по поручению британского посольства, которое, в свою очередь, признается, что получало поручения от некоего лица».

Имя человека, который отдал распоряжение провести бальзамирование, установить так и не удалось. Препараты, которые используют при бальзамировании, впоследствии не позволяют проводить повторные экспертизы трупа. Если британские врачи и захотели бы повторно выяснить, в каком состоянии было, скажем, самочувствие принцессы за несколько секунд до катастрофы, они не смогли бы этого сделать.

Именно поэтому существуют версии о том, что, возможно, в машине был распылен какой-то газ, который заставил Анри Поля потерять ориентацию. Сегодня ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию невозможно.

Между тем аль-Файед-старший убежден в том, что тело Дианы было забальзамировано для того, чтобы скрыть сенсационный факт. По его мнению, английская принцесса была беременна от его сына.

Виржини Барде, адвокат фотографов: «Мы никогда не узнаем, была ли Диана беременна. Все документы засекречены, обнародована только причина смерти: внутренние кровотечение».

ЭПИЛОГ

Собранных улик хватает для многочисленных романов, но недостаточно для королевской прокуратуры. Неработающие камеры дорожного видеонаблюдения на месте трагедии, погибающие один за другим свидетели аварии, так и не найденный белый «Фиат Уно», непонятно откуда взявшийся в крови водителя углекислый газ, баснословные суммы на счетах водителя, преступная медлительность французских медиков и слишком явная поспешность забальзамировавших тело патологоанатомов… Версия заказного убийства никем не опровергнута. Но и не доказана.

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции: «Случилась банальная авария. Все проверялось и перепроверялось тысячу раз. А поиски заговора, высосанные из пальца подробности… Шпионские страсти — обычные плоды фантазии. В глазах Великобритании и даже всего Запада принцесса Диана была символом прекрасной мечты. Мечта не может погибнуть столь заурядным образом».

КСТАТИ

31 августа, в день смерти леди Ди Первый канал покажет новый фильм «Принцесса Диана. Последний день в Париже» (21.25). А сразу по его окончании в 23.10 — оскароносный фильм «Королева» с Хелен Мирен в главной роли. О реакции на трагедию королевской семьи.

— Мы не собирались ворошить грязное белье королевской семьи. Но после убийства Джона Кеннеди гибель принцессы Дианы, пожалуй, самая громкая история. На примере расследования гибели принцессы Дианы мы хотели понять, как на Западе расследуются такие дела. Вмешивается ли власть? Оказывает ли влияние политика на такие расследования?

Нам многое удалось узнать. И я бы настоятельно рекомендовал органам обратить внимание на роль американских спецслужб в этой истории. Ведь известно, что Диана была объектом слежки и контроля с их стороны, особенно в последние месяцы. Если бы они открыли свои материалы по Диане, я уверен, мы узнали бы очень много интересного. А может, даже узнали бы имя убийцы.

История Дианы необычна. Прояви она чуть-чуть лицемерия, а если говорить проще, простой житейской мудрости, и все у нее было бы в шоколаде! Но она престолу предпочла право любить, кого она хочет.

История же принца Чарльза, на мой взгляд, еще ждет своей оценки. Ведь смотрите, наперекор всему — воле матери, государственным интересам, общественному мнению — он любит свою Камиллу вот уже много лет.

Все остальное по сравнению с этим — мелочи…

В половине первого ночи 31 августа 1997 года черный «мерседес 280SEL», мчавшийся по Парижу на скорости более 100 км/час, врезался в тринадцатую опору тоннеля Альма. Через три с половиной часа доктора в больнице La Pitie-Salpetriere зафиксировали смерть британской гражданки Дианы Спенсер, более известной как принцесса Диана, или леди Ди. В ходе недавнего опроса большинство жителей Великобритании назвали гибель Дианы главным событием ХХ века - более важным, чем победа над фашизмом во Второй мировой войне.

5 июля 1999 года cледственный судья Эрве Стефан передал дело в прокуратуру, возложив главную вину на 41-летнего шефа службы безопасности отеля Ritz Анри Поля, который был за рулем злополучной машины. Анализ, проведенный в первые часы после аварии, выявил удивительно высокий уровень содержания этилового спирта в крови водителя, погибшего вместе с Дианой и Доди аль-Файедом, - 1,87 промилле. Это эквивалентно тому, как если бы он выпил подряд две большие бутылки вина. Кроме того, было обнаружено, что Анри Поль принял несколько таблеток-антидепрессантов, которые усиливают действие алкоголя.

Но в августе этого года, накануне пятой годовщины трагедии, родители водителя, Пьер и Жизель Поль, подали иск с требованием, чтобы им передали пробу крови сына для проведения контрольного анализа на ДНК. Они убеждены, что кровь - по ошибке или умышленно - была взята у другого человека, и полны решимости добиться восстановления доброго имени и репутации Анри Поля.

На редкость высокий уровень алкоголя в крови водителя «мерседеса» - не единственный факт в этой истории, по сей день вызывающий ожесточенные споры и сомнения. В 2003 году гибель принцессы Дианы вновь станет предметом судебного разбирательства. Такое решение принял новый коронер королевской семьи Майкл Берджесс.

Плата за обручение

Заключение предыдущего следствия, длившегося 22 месяца, гласит, что речь идет о банальном ДТП: водитель потерял управление, пытаясь уклониться от столкновения с автомобилем «фиат уно».

Экспертиза показала, что «мерседес» мчался на скорости 121-123 км/час. «В тоннеле при небольшом изгибе и уклоне порядка 5-6 процентов машина на мгновение могла отклониться, что в сочетании с появлением «фиата» привело к потере управления», - объясняет ныне один из участников расследования. Водитель резко затормозил, машину пронесло юзом 32 метра, ударило о стену тоннеля, от удара она дважды перевернулась.

Итак, всю ответственность возложили на Анри Поля, находившегося якобы под воздействием алкоголя и антидепрессантов.

В прошлом Анри Поль был капитаном ВВС и имел репутацию шофера высокого класса. Личный врач Поля, близко знавшая его, рассказала следователю, что он опасался, как бы постоянные стрессы не привели его к алкоголизму. Это она прописала Полю антидепрессант и еще два медикамента, внушающих отвращение к алкоголю. Врач категорически отрицала возможность «срыва» своего пациента: за неделю до аварии Поль получил полетные права, безукоризненно пройдя авиационную комиссию, которая подвергает соискателей сверхстрогому контролю.
У следователя и поныне «нет никаких сомнений в точности уровня содержания алкоголя» в крови Поля. Но при этом он, как, впрочем, и эксперты, проводившие анализ этих проб, даже не задумываются, отчего же в них так велико содержание угарного газа?

Мохаммед аль-Файед, отец погибшего вместе с Дианой ее друга Доди, первым выдвинул идею, что катастрофа была подстроена. Он говорил: «Надо помнить, что питие - часть образа жизни французов. Многие там разъезжают с алкоголем в крови, однако это не означает неспособности вести машину. Ничто в поведении Анри Поля перед тем, как он сел за руль, не указывало на то, что он настолько пьян, что не в состоянии управлять машиной».

«Мое сердце подсказывает мне: это не была простая авария, и я не успокоюсь, пока не выясню точно, что произошло на самом деле», - не раз повторял отец Доди. По его версии, британские власти не могли смириться с мыслью о возможности брака между его сыном-мусульманином и Дианой. Этот брак уже становился реальностью: как утверждает Мохаммед аль-Файед, он заплатил 150 тысяч фунтов за обручальное кольцо с бриллиантами и изумрудами. Доди намеревался вручить его Диане в конце поездки, оказавшейся роковой. «Он позвонил мне, чтобы сказать, что они обручились», - говорит отец Доди, утверждая также, что Диана сообщила о своем обручении Уильяму и Гарри, своим сыновьям.

Впрочем, египетскому миллиардеру, до сих пор не пришедшему в себя от горя, нельзя безоговорочно доверять. Он, например, рассказывает, будто некая медсестра в больнице La Pitie-Salpetriere передала ему последние слова принцессы, пожелавшей, чтобы он отдал ей (сестре) вещи из апартаментов Доди. Однако врачи, пытавшиеся спасти Диану, утверждают, что она не могла произнести ни слова с того самого момента, как ее извлекли из искореженной машины.

МИ-6 против Дианы

Но, возможно, дело действительно не в водителе «мерседеса». Заново начатое следствие уже пришло в первому выводу: «фиат уно», сам того не желая, стал причиной аварии».

Муж и жена, ехавшие через мост Альма, видели, как эта машина выскочила из тоннеля им наперерез, причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида. «Это был «фиат уно» белого цвета, должно быть, двухдверный, старенький, хотя и вполне чистый, - показала на допросе Сабина Ф. - Он выскочил из тоннеля, точно пьяный. Нас водитель заметил, наверное, только после того, как муж нажал на гудок... Это был европеец средиземноморского типа. Глубоко посаженные глаза, коротко подстриженные каштановые волосы, лет тридцать пять - сорок... На заднем сиденье была довольно большая собака вроде немецкой овчарки».

При разборе обломков на месте аварии были обнаружены осколки левого заднего поворотника «фиата». Экспертиза позволила установить точные характеристики машины, цвет, год выпуска. Располагая сведениями о машине и достаточно точным описанием личности водителя, а также таким важным дополнительным признаком, как наличие крупной собаки, следствие проверило 3500 «фиатов». Но, как ни удивительно, не удалось отыскать ни машину, ни шофера.

Правда, установленным характеристикам соответствовала машина фотографа-папарацци Джеймса Андансона. Именно ему принадлежит знаменитый снимок Дианы в купальнике леопардовой расцветки, в свое время заставивший публику заподозрить, что принцесса беременна. Андансона долго допрашивали, но в конце концов оставили в покое, поскольку точно установили, что в вечер трагедии его не было в Париже. Однако, как ни странно, выяснить, не одалживал ли он машину кому-нибудь из коллег или друзей, следствие не удосужилось, а теперь уже и вовсе не сможет этого сделать. В мае 2000 года Андансон при загадочных обстоятельствах сгорел в своей машине (том самом «фиате») дотла.

Бывший агент британской разведки МИ-6 Ричард Томлинсон, увидев по телевидению репортаж о гибели леди Ди, сразу заявил, что обстоятельства аварии странным образом напоминают ему план покушения на президента Югославии Милошевича. Этот план, подготовленный в недрах британских спецслужб, предусматривал, в частности, вариант убийства в тоннеле в Женеве с применением сильной вспышки для ослепления водителя.

Ныне, однако, один из следователей говорит, что нет показаний, подтверждающих тезис о вспышке, которая бы предшествовала аварии. Но немногие ее свидетели ехали во встречном направлении, отделенные парапетом и опорами, и вряд ли могли заметить свет, направленный параллельно их движению. Возможно, на вопрос, была ли вспышка, мог бы ответить водитель «фиата», но его так и не нашли. Кстати, не было ли его вихляние следствием того, что и он был ослеплен? И еще один важный момент. Сиденье рядом с шофером, как известно, обычно называют «местом покойника»: во время аварии оно подвергается наибольшему риску. Но в этой аварии уцелел сидевший рядом с шофером Тревор Рис-Джонс. Он отделался лишь шрамами на лице. Согласно одной из новых версий, Тревор выжил, так как успел сгруппироваться и уклониться от удара. А успел он это сделать потому, что якобы сам и был организатором аварии.

Тридцатиоднолетний Тревор Рис-Джонс проходил службу в частях спецназа, в составе элитного парашютного полка. На боевом счету Рис-Джонса также два срока боевого дежурства в Северной Ирландии и служба в королевской военной полиции. Между тем известно, что спецназ и особенно «парашютисты» часто привлекаются для проведения операций по заданию спецслужб, прежде всего МИ-6. Бойцы этих частей сохраняют с ними тесную связь даже по окончании службы, уже на гражданке.

По некоторым сведениям, в МИ-6 были люди, усматривавшие в поведении Дианы «угрозу трону и, следовательно, стабильности государства». Не секрет, что за ней велась слежка, ее телефонные разговоры прослушивались. Для перехвата электронной почты «жучки» были установлены в компьютерах Дианы, через системы спутникового слежения прослушивались ее разговоры по мобильному телефону. Многие считают, что запись ее разговора в машине с другом детства, в ходе которого она резко отзывалась о королеве и атмосфере в Букингемском дворце, и утечка этой записи в печать - дело рук МИ-6. Американскому репортеру-расследователю Джеймсу Киту удалось добиться от ЦРУ и АНБ признания в том, что они в сотрудничестве с британскими спецслужбами МИ-6 и МИ-5 следили за Дианой и прослушивали ее разговоры, запись которых насчитывает 1051 лист. Однако оба учреждения отказались предоставить журналисту сами записи. «Документы засекречены, - объяснялось в письме Киту, - потому что их раскрытие может причинить чрезвычайно серьезный ущерб национальной безопасности».

Вернемся, однако, к самой аварии. Эксперты установили одну странную вещь: в момент аварии переключатель скоростей находился в нейтральном положении. Если бы на машине была механическая коробка передач, то можно было бы объяснить это тем, что водитель хотел резко снизить скорость перед тоннелем и пытался переключиться на более низкую передачу. Однако в «мерседесе», который вез Диану, была установлена автоматическая коробка.

Возникает подозрение: не стал ли виновником аварии бывший парашютист Тревор Рис-Джонс, подтолкнувший Поля под руку или сдвинувший рычаг передач на один шаг с D (вперед) на N (нейтральная)?

Свидетели исчезают

Журналисты, пытавшиеся глубже копнуть обстоятельства катастрофы, странным образом покинули этот мир. Так, 7 сентября 1999 года при банальной операции на колене скончался репортер Джеймс Кит, который как раз готовился опубликовать некоторые выводы о причинах гибели Дианы и Доди. «У меня предчувствие, что я не вернусь», - сказал он у дверей операционной своему товарищу Кенну Томасу. Через несколько часов после его смерти веб-страница Интернета с подробностями его расследований была уничтожена. «По техническим причинам», как объяснил оператор фирмы-провайдера.

Выжившие свидетели страдают странными провалами в памяти. Можно упомянуть ряд врачей, делившихся с журналистами информацией по горячим следам, но потом отказавшихся от своих слов. Телохранитель Тревор Рис-Джонс, давший показания следователю по выздоровлении, через восемь месяцев, оставив службу у аль-Файеда, отказался от них и заявил, что на самом деле ничего не помнит. В «Мемуарах», опубликованных в марте 2000 года, он утверждал, будто его бывший патрон оказывал на него давление, принуждая «вспомнить» факты, которые подтверждали бы теорию заговора. Фоторепортер Лоран Сола, единственный из папарацци, сумевший сфотографировать Диану в потерпевшей аварию машине, никогда не показывал эти снимки. Более того, вскоре он закрыл свое агентство и организовал рыболовную компанию в Нормандии.

На этом странности не кончаются. Как установила группа британских патологоанатомов во главе с видным специалистом Питером Вейнезисом, тело Дианы после смерти быстро забальзамировали. И теперь повторное вскрытие тела, захороненного во влажных землях усадьбы Олторп, вряд ли позволит получить надежные результаты. «Не было никакой необходимости в том, чтобы принцессу бальзамировали так быстро и до произведения посмертных обследований», - заявил профессор Вейнезис.

Джеффри Стайнберг, журналист-расследователь журнала Executive Intelligence Review, дает понять, что в Лондоне по возвращении на родину тела Дианы вскрытие все же производилось и соответствующий протокол существует. Однако он сомневается, что выводы этих исследований когда-либо будут полностью известны. «В апреле 2000 года адвокаты Мохаммеда аль-Файеда заполучили служебную записку двух французских патологоанатомов, работавших для следователя Стефана и сотрудничавших с английскими коронерами. В этой записке якобы говорилось, что британские власти ходатайствовали о том, чтобы утаить определенные аспекты официального вскрытия». Однако ныне и эти свидетели отказались от своих слов.

* * *
Нелепая и трагическая смерть Дианы продолжает приносить доход авторам многочисленных книг «про это». В пятую годовщину аварии ее близкие вспоминают о том, что привело к драматическому повороту в жизни бывшей принцессы Уэльской и матери наследных принцев. «Ее жизнь была совершенно разбита ее супругом и его любовницей Камиллой Паркер, думавшими только о себе, - считает Мэри Кларк, няня Дианы. - Когда брак распался, она утратила чувство уверенности в себе, что в конечном счете и привело ее к гибели». Ей вторит и лучшая подруга Дианы, Лусия Флеша ди Лима, жена бразильского посла в Лондоне: «Чарльз и Камилла превратили ее жизнь в ад».

Однако время лечит многие раны. Королева сумела восстановить расположение подданных, пошатнувшееся, как известно, после гибели «народной принцессы». Принца Чарльза уже открыто сопровождает Камилла Паркер-Боулс, и большинство британцев не возражают против их союза: даже строгая англиканская церковь сняла запрет на брак двух разведенных.

Но тайна аварии, происшедшей в тоннеле Альма 31 августа 1997 года, продолжает живо интересовать многих, не только британцев. И именно поэтому вряд ли она будет раскрыта в ближайшем будущем.

Совершенно СЕКРЕТНО №9/160

Принцесса Уэльская Диана умерла 21 год назад, но о ней до сих пор говорят и помнят. Женщина с "большим сердцем" оставила след не только в британской, но и мировой истории. Легенды и версии гибели принцессы по сей день не дают покоя поклонникам королевской семьи: пьяный водитель, попытка увернуться от папарацци или тайный заговор...

Но факт остается фактом, 31 августа 1997 года в парижской больнице Сальпетриер сердце принцессы Дианы остановилось. У Дианы осталось два сына Уильям и Гарри, за личной жизнью которых также пристально наблюдает общественность.

Интересные факты о принцессе Диане

Прежде, чем завести романтические отношения с Дианой, принц Чарльз встречался с её родной старшей сестрой, Сарой Спенсер.
Некоторое время подрабатывала уборщицей.
Диана вычеркнула из своей свадебной клятвы слова о беспрекословном повиновении мужу.
У Дианы были резкие перепады настроения: прислуга неоднократно рассказывала, что принцесса могла и одарить обслуживающий персонал, и отчитать по всей строгости за малейшую провинность, а то и ни за что — в зависимости от своего настроения.
В одном из интервью принцесса рассказывала, что предпринимала две попытки самоубийства, одна из которых была во время первой беременности.
Диана всерьёз рассматривала для себя возможность принятия ислама и переезда в Пакистан, к кардиохирургу Хаснату Хану, с которым встречалась и за которого собиралась выйти замуж.


Похороны принцессы Дианы посетило больше миллиона человек, выстроившихся от Кенсингтонского дворца до Вестминстерского аббатства. А по телевизору процедуру похорон смотрели больше 2,5 миллиардов зрителей во всем мире.
В 1991 году Диана стала первым членом королевской семьи, контактировавшим непосредственно с людьми, зараженными ВИЧ - тогда это считалось доблестью, потому что люди еще не знали о том, что ВИЧ не передается при рукопожатиях.
При разводе Диана получила рекордные отступные - 37 млн. долларов.
Существует по меньшей мере 50 различных версий гибели принцессы Диана. Официальная возлагает ответственность на ее водителя Анри Поля, который находился в состоянии алкогольного опьянения.
Диане посвящено более 100 различных песен.
Любимым блюдом принцессы был сливочный пудинг.

Двадцать один год назад, 31 августа 1997 года, ушла из жизни принцесса Диана. До сих пор нет единого мнения о том, чем была ее смерть — несчастным случаем или успешно реализованным проектом спецслужб. Ответ на многие вопросы дает гороскоп принцессы Уэльской, который эксклюзивно для «ФАКТОВ» проанализировала известный астропсихолог Валентина Виттрок.

— Принцесса Диана родилась 1 июля 1961 года в 19 часов 45 минут по британскому стандартному времени в королевском имении Сандрингем в Норфолке, — рассказала Валентина. — Расположение планет в ее гороскопе на момент рождения говорит о натуре яркой, но противоречивой, какой и была Диана. Так, Луна в Водолее, как у нее, часто диктует поведение, которое шокирует и раздражает окружающих. В этом знаке Зодиака находилась Луна и у Мэрилин Монро, которая нервировала даже влюбленных в нее братьев Кеннеди, не говоря уже об остальных.

Диану, которую обожали в народе, при дворе не любили за ее непредсказуемость — там никогда не знали, чего от нее ждать: то она со скандалом, которого хотели бы избежать в королевской семье, расстается с мужем, то заводит романы. Среди любовников принцессы были ее телохранитель Барри Мэннаки, инструктор по верховой езде Джеймс Хьюитт, офицер кавалерии Дэвид Уотерхаус, автодилер Джеймс Гилби, арт-дилер Оливер Хоар, игрок в регби и телеведущий Уилл Карлинг и кардиохирург Хаснат Хан. Неудивительно, что, когда Диана завела роман с египтянином, плейбоем и сердцеедом Доди аль-Файедом, который к тому же состоял в партии «Братья мусульмане», терпение королевской семьи лопнуло. Конечно, никакие звезды не назовут имя убийц принцессы, но о том, что автомобильная авария под мостом Альма в Париже была подстроена, говорит и ее гороскоп.

— Что именно указывает на это?


— У нее масса «злых» планет в доме, отвечающих за экстремальные ситуации, — Марс, Уран, Плутон и Черная Луна. Даже если бы не случилось той злополучной катастрофы, принцесса Уэльская все равно прожила бы недолго. Прежде всего, Марс — он у нее расположен во втором градусе Девы, а это бывает у людей, в жизни которых играют огромную роль роковые обстоятельства — с ними с большой долей вероятности и совершенно неожиданно могут произойти самые ужасные вещи, обусловленные судьбой. Нептун в гороскопе Дианы находится в девятом градусе Скорпиона, который отвечает за раннюю смерть. Кстати, Нептун — это главная планета в гороскопе Дианы — расположен также в доме карьеры и публичного авторитета, что и обусловило ее популярность в народе. Невероятно, но факт: это также приблизило ее смерть. Женщины у власти, пользующиеся популярностью, никогда не жили долго — от них довольно быстро избавлялись. Ярким примером тому могут служить трагические судьбы пяти жен английского короля Генриха V.

— Почему фатальной для Дианы стала именно эта дата — 31 августа 1997 года?


— В день катастрофы Солнце принцессы Уэльской, которое для любого человека означает его личность, соединилось тремя «злыми» планетами: Меркурием, символизирующим, помимо всего прочего, дороги и автомобили, Марсом, отвечающим за агрессию и кровопролитие, и Плутоном, связанным с известностью и публичной смертью. Если говорить о состоянии планет на момент гибели Дианы, то это настоящий «приговор Небес»: все планеты расположились таким образом, что напрямую указывают на катастрофу — причем именно автомобильную — и переход из нашего мира в другой, загробный. Диане надо было в этот день просто затаиться — не появляться в местах большого скопления людей и уж тем более не садиться в машину.

— Можно было уйти от судьбы?


— Скорее всего, нет. Просто отсрочить смерть. Угроза жизни принцессы Уэльской возникла не внезапно, ее преследовали и запугивали довольно долго, а ее уход из жизни готовили не один год. Об этом можно судить по соединению в ее гороскопе «планеты заговоров», Нептуна, о котором я уже говорила выше, с Сатурном, у которого репутация жестокого небесного тела. Их альянс говорит о том, что кто-то втайне вынашивал планы по устранению жены принца Чарльза, причем делал это долго и методично. В момент аварии Нептун и Сатурн соединились и случилось то, к чему недоброжелатели принцессы Уэльской так долго стремились. Интересно, что мать Тереза, узнав о смерти Дианы, воскликнула: «Я потеряла последнюю надежду в своей жизни!» Мать Тереза скончалась 6 сентября 1997 года, через неделю после смерти принцессы Уэльской, и обе они умерли в дни солнечного затмения, которое часто уносит жизни коронованных особ. Мать Тереза и Диана симпатизировали друг другу, принцесса — морально и материально — поддерживала благотворительную деятельность знаменитой монахини. Солнечное затмение 1 сентября 1997 года, во-первых, произошло в восьмом доме гороскопа Дианы, который отвечает за смерть, кризисы и разрушения, а во-вторых, соединилось с Плутоном в гороскопе Дианы, а эта планета опять-таки несет смерть и трансформацию.


— Почему же никто из английских астрологов, к которым, как известно, обращалась принцесса Уэльская, не предупредил ее об опасности?

— Трудно сказать, какими соображениями они руководствовались, но факт остается фактом: Диана не знала о том, что ее ждет, поэтому не приняла предупредительных мер, которые помогли бы избежать трагедии.

— Какая судьба ждала бы Диану, если бы она все же выжила?

— Часто приходится слышать мнение астрологов о том, что она вышла бы замуж за Доди аль-Файеда и была счастлива в семейной жизни. Я так не считаю: Водолей в гороскопе не дал бы ей стать послушной и покладистой восточной женой. Рано или поздно в новом браке появились бы те же проблемы, что и в старом, с принцем Чарльзом. К тому же, гороскоп принцессы Уэльской говорит о том, что она была рождена для великой миссии, и у нее все для этого было: народная любовь, располагающая внешность, успешная миротворческая и благотворительная деятельность. Но тот же гороскоп сулил ей одиночество в личной жизни — недаром попытки Дианы создать семью успехом не увенчались. Скорее всего, учитывая все фатальные моменты ее натальной карты, она все равно погибла бы.