Обереги

Весенние явления. Объекты и явления живой и неживой природы осенью, зимой, весной и летом: описание. Признаки осени, зимы, весны и лета в живой и неживой природе: описание Природные явления в начале весны

В ЕСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ. НАЧАЛО и КОНЕЦ ВЕСНЫ Началом весны астрономы считают марта - момент весеннего равноденствия, когда день равен ночи, а концом июня - самые длинные дни года. Для натуралистов весна начинается с прилетом грачей (в среднем 19 марта) и движением сока у остролистного клена (25 марта). Этот сезон условно делят на три периода: ранняя весна - до схода снега на полях (до половины апреля), средняя весна - до зацветания черемухи (до половины мая) и поздняя весна - до отцветания яблонь и сирени (до начала июня).


ВЕСЕННЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ. Вскоре после появления проталин пробуждаются деревья: у них начинается Сокодвижение. Явление это обнаруживается, если проколоть кору толстой иглой: из ранки вытекает сладкая прозрачная жидкость; на воздухе она окисляется и приобретает красноватую окраску. Добывание сока наносит большой вред деревьям. Сокодвижение - сложный физиологический процесс. Корни начинают активно всасывать из оттаивающей почвы воду, она растворяет зимние запасы питательных веществ растения и в виде раствора передвигается по стволу и ветвям к почкам.


ЯВЛЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ. Во второй половине марта заметно удлинняются дни, уменьшаются ночи; солнце все выше поднимается в полдень над горизонтом, лучи его прямее падают на землю и сильнее пригревают ее. Снег становится рыхлым, начинает таять, и на открытых местах образуются проталины. Во второй половине марта появляются первые кучевые облака. Они очень красивые, имеют вид белоснежных, куполообразных масс с ровными основаниями. Облака возникают обычно утром или в полдень вследствие нагревания воздуха, прилежащего к земле; к вечеру, когда восходящие токи ослабевают, они начинают исчезать, таять.


В первой половине апреля сходит с земли снег; образующиеся при его таянии ручьи сбегают к водоемам. Ледоход обычно начинается в середине апреля. Незадолго перед этим у берега появляются закраины - узкие полоски воды. Под действием воды и солнца во льду образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке, ударяясь о берега и сваи мостов. По середине реки льдины движутся быстрее, чем у берегов. По пути они тают. Река освобождается от ледяного покрова, выходит из берегов и разливается. Начинается половодье.




НАБУХАНИЕ И РАСПУСКАНИЕ ПОЧЕК. Дней через десять после начала сокодвижения становится заметно набухание почек, в которых под защитными почечными чешуями находятся зачаточные побеги. Деревья и кустарники, опыляемые ветром, цветут раньше, чем покроются листьями, или в самом начале их развертывания. Первыми во второй половине апреля зацветают ольха и орешник, а из опыляемых насекомыми - верба. Почки у вербы плотно стянуты коричневыми чешуями, имеющими вид колпачков. Сбросив их, почки выглядят пушистыми шариками, состоящими из волосков, которые защищают цветки от резких колебаний температуры, дождя. В апреле большинство деревьев еще голые, но покрывные чешуйки набухших почек уже раздвигаются, и из них показываются кончики листьев В апреле большинство деревьев еще голые, но покрывные чешуйки набухших почек уже раздвигаются, и из них показываются кончики листьев.


ПОЯВЛЕНИЕ ЛИСТЬЕВ. Молодые листья одних деревьев покрыты клейким душистым веществом, у других - пушком, который предохраняет их от холода. Нежен и прозрачен в это время светло-зеленый наряд деревьев. В конце апреля распускаются почки черемухи и березы; в первой половине мая - почки клена, желтой акации, яблони и груши, а потом дуба и липы. Поздней весной, во второй половине мая, начинается настоящий расцвет весны. Зацветает черемуха, одновременно с ней черная смородина, немного позже лесная земляника и плодовые деревья, сирень, рябина и большинство травянистых растений. В последних числах мая созревают плоды осины, ивы. Осыпаются лепестки у цветов яблони и сирени - кончается весна, начинается лето.




Желтая ее головка похожа на одуванчик, цветочные побеги покрыты желтоватыми чешуйками (видоизмененными листьями). Побеги эти быстро увядают. На растении развиваются большие зеленые листья, нижняя сторона которых покрыта белыми волосками, а верхняя - гладкая. Лист этот, приложенный к щеке нижней стороной, вызывает ощущение тепла; приложенный верхней стороной холодит. С этими свойствами связано название растения: одна сторона листа, как мать родная, согревает; другая, как мачеха, холодом обдает. С этими свойствами связано название растения: одна сторона листа, как мать родная, согревает; другая, как мачеха, холодом обдает.


В лесу, когда еще земля не вполне освободилась от зимнего покрова, раскрываются подснежники, развивающиеся еще под снегом. К ним относятся голубые пролески, фиалки, гусиный лук, медуницы, у которых цветки сначала розовые, а потом фиолетовые или голубые.


Все раннецветущие травы - многолетники. Они развиваются за счет тех питательных веществ, которые, как у мать-и-мачехи, скапливаются еще осенью в их подземных органах - корневищах, луковицах и клубнях. Развитие цветков у этих растений опережает распускание листьев или идет одновременно с ним.


В середине мая зацветает одуванчик. Желтая головка его соцветие, состоящее из множества маленьких цветков. Оно окружено двумя рядами зеленых листочков, которые образуют обертку. Днем при свете солнца одуванчик широко раскрывает свои соцветия и пушистые головки с плодиками. Вечером, а также в ненастную погоду все цветки поднимаются кверху, прижимаются друг к другу и плотно охватываются оберткой. Это предохраняет пыльцу, заключенную в них, от сырости при росе и дожде.





ПОЯВЛЕНИЕ НАСЕКОМЫХ. Ранней весной, с появлением проталин, пробуждаются насекомые, зимовавшие в кучах опавших листьев, под корой деревьев и пней и в других защищенных от стужи местах. Начинают летать первые дневные бабочки: пестрая крапивница, гусеницы которой питаются листьями крапивы; крушинника, чьи гусеницы объедают листья крушины. Эти прозимовавшие бабочки вышли из куколок в конце прошлого лета. Начинают летать первые дневные бабочки: пестрая крапивница, гусеницы которой питаются листьями крапивы; крушинника, чьи гусеницы объедают листья крушины. Эти прозимовавшие бабочки вышли из куколок в конце прошлого лета. С наступлением тепла и появлением молодых листьев и бутонов (в первой половине мая) выползают из зимних убежищ гусеницы. Начинают летать бабочки, вышедшие из зимовавших куколок, появляются майские жуки. С наступлением тепла и появлением молодых листьев и бутонов (в первой половине мая) выползают из зимних убежищ гусеницы. Начинают летать бабочки, вышедшие из зимовавших куколок, появляются майские жуки. В стоячих водоемах, как только солнце прогревает воду, начинают плавать прозрачные рачки - циклопы и дафнии, которыми хорошо кормить рыб в аквариуме, жуки-плавунцы и водолюбы. Лужи и канавы наполняются личинками комаров; в середине мая они превращаются в куколок, из которых вскоре выходят крылатые насекомые. В стоячих водоемах, как только солнце прогревает воду, начинают плавать прозрачные рачки - циклопы и дафнии, которыми хорошо кормить рыб в аквариуме, жуки-плавунцы и водолюбы. Лужи и канавы наполняются личинками комаров; в середине мая они превращаются в куколок, из которых вскоре выходят крылатые насекомые.







ПРИЛЕТ ПТИЦ. С образованием проталин и пробуждением насекомых, зимующих в земле, возвращаются перелетные птицы. Первыми появляются грачи - вестники весны, за ними - скворцы и жаворонки. Ранней весной воробьи, вороны, сороки оживляются, громко кричат, начинают строить гнезда и откладывать яйца. Под крышами домов или в брошенном гнезде устраиваются воробьи. На высоких деревьях в рощах и парках делают гнезда вороны. В мае они уже выкармливают птенцов. Воробьи в это время поедают много вредных насекомых. В начале апреля прилетают зяблики-самцы. У водоемов появляются трясогузки, возвращаются на север стаи журавлей.







В мае, когда появляются летающие двукрылые - мухи и комары, возвращаются на родину ласточки, стрижи, мухоловки. Наступает период строительства гнезд. Большинство певчих птиц вьет их на ветках кустов и деревьев. На полях, прямо на земле, устраивает гнездо полевой жаворонок, на берегу между камнями, под корнями деревьев, под мостами - белая трясогузка.






В дуплах, кроме дятлов, селятся мухоловки, синицы и некоторые другие птицы. Высоко над землей, в развилине сука, помещают свое гнездо зяблики. Оно свито из мягких стебельков травы, кусочков бересты и выстлано внутри пухом, шерстью, мхом. Высиживают птенцов обычно самки. Самцы добывают им пищу и, сидя около гнезд, поют; иногда они сменяют самку.




ЗВЕРИ. Ранней весной выходят из берлоги медведицы с медвежатами. Питаются они в это время муравьями, выискивают личинок насекомых в гнилых пнях, позже ловят лягушек, ящериц, выкапывают из земли клубни, луковицы растений. В конце марта родятся первые зайчата; они появляются на свет зрячими и быстро приспосабливаются к самостоятельной жизни. Белки приносят от 3 до 5 слепых, голых и беспомощных бельчат, которые прозревают только через месяц. В логове волчихи появляются 4-6 слепых волчат. Взрослые звери медведи, волки, лисицы, зайцы, лоси линяют; длинная зимняя шерсть вылезает, мех становится темнее







ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЯВЛЕНИЯМИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. В начале весны следует понаблюдать за вылетом птиц из гнездовья, полетом их и возвращением в него. Некоторым детям поручают наблюдения за появлением насекомых, за деревьями (набухание почек, развитие листьев и цветов), за травянистыми растениями, например, одуванчиком (появление всходов, листьев, цветов, плодов, открывание, закрывание корзинок цветов). Весной вместе с детьми осматривают деревья и кусты, поврежденные ветки в их присутствии удаляют. При этом обращают внимание на появление гусениц на ветках; отмечают появление комаров и других насекомых и подводят детей к образованию связи: тепло- ожили насекомые. При проведении Дня птиц детям объясняют роль птиц в охране деревьев от насекомых-вредителей. Обязательно надо отметить прилет грачей. Можно рассмотреть картину В. Саврасова « Грачи прилетели».




Необходимо прочитать рассказ М. Пришвина «Золотой луг». В нем описывается изменение цвета луга в разное время дня в связи с открыванием и закрыванием цветков одуванчика. Чтение этого рассказа повышает интерес к наблюдению за одуванчиком. После проведения наблюдения на лугу дети с интересом прослушают сказку Н. Павловой « В живой Комнатке». В сказке описывается, как жучок, который попал в желтый цветок, не мог выбраться оттуда до утра. После чтения можно задать вопросы: на какой цветок сел жучок? Почему жучок не мог выбраться до утра? После этого хорошо провести рисование на тему «Одуванчики на лугу».


ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЯВЛЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ. На прогулках в начале весны обращают внимание на положение солнца в полдень (как высоко оно поднимается), прослеживают, где и когда оно заходит; устанавливают, как увеличивается день; отмечают потепление, изменение снега, появление проталин и их места, капели, сосулек. Выходя на прогулку, определяют погоду и решают, что можно делать на прогулке. В середине весны можно показать детям, если есть поблизости, реку или озеро перед вскрытием льда и во время ледохода. На первой экскурсии дети отвечают на вопросы: чем покрыта река (пруд, озеро) зимой? Какой был лед зимой? Обращают внимание ан то, что с берега в реку стекают весенние ручьи, лед стал грязным, поверх его появились мутные лужи. На второй экскурсии наблюдают ледоход, а на третьей -половодье. Для закрепления полученных впечатлений можно прочитать отрывок « Ледоход на Белой» из произведения С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова -внука», стихотворение Н.А. Некрасова «Детские годы Багрова -внука», стихотворение Н.А. Некрасова « Дед Мазай и зайцы». « Дед Мазай и зайцы».



В МАРТЕ - ПРОТАЛЬНИКЕ. Мартовские пословицы. Март зиму кончает, весну начинает. Март неверен: то плачет, то смеется. В марте и спереди и сзади зима. И март морозом на нас садится. В марте не весна, а предвесенье. Март у матери зимы шубу купил, а через три дня ее продал. Весеннее солнышко землю воскрешает. Март месяц словно мачеха - то хмурится, то смеется. Март и снегом сеет, и солнцем греет. Грач на горе - весна на дворе.


Слово «март» не русское. Оно пришло к нам из Византии. Март, матрус - первый месяц весны, назван по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда. Наши предки называли этот месяц «сухий» - в это время года мало осадков, сухо в лесу. «Проталь-ником» звали из-за быстрого таяния снегов и появления проталин. В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени- еще зима, а на солнышке - капель, лужи, потому называют март еще и « капельником». Ярче свет, выше солнце, длиннее дни в первом весеннем месяце. И в этой нарастающей светлыне дня слух все чаще улавливает разноголосые « птичьи разговоры». Март - время прилета птиц - «грачевник». Уходят холода - справился с зимней тьмой март. Впереди апрель. На прощание люди пели зиме песни.


Вот уж зимушка проходит, Белоснежная проходит, Люли, люли, проходит! Прощай, саночки, конечки, Наши зимние дружочки, Люли, люли, дружочки! Снег и холод прочь уводит, Весну красную приводит! Прощай, зимушка-старушка, Ты седая холодушка, Люли, люли, холодушка!


ВЕСЕННИЕ ЗАГАДКИ Была белая да седая, пришла зеленая, молодая. (Весна). Волшебной палочкой взмахнет в лесу подснежник расцветет. (Весна). (Весна). Верст не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал. (Птица). Черный, проворный, кричит: « Крак!», червякам враг. (Грач). Шкура лежит, а сама до воды бежит. (Тающий снег).


АПРЕЛЬ - КАПЕЛЬНИК. А ПРЕЛЬСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ. Апрельский цветок ломает снежок. Апрельские ручьи землю будят. Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени. Апрельский скворец весны гонец. ЗАГАДКИ АПРЕЛЯ. Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, земля,трава). Из ворот в ворота лежит щука золота. (Солнце). На ветке весною в рядочек сидят Десять пушистых желтых цыплят. (Мимоза). По поднебесью веревка протянулась. (ЖУРАВЛИ).


МАИ - ТРАВЕНЬ. МАЙСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Май леса принаряжает, лето в гости ожидает. Убери пень в вешний день, и пень будет пригож. Май - под каждым кустиком рай. Майская травка и голодного кормит. ЗАГАДКИ МАЯ. Воет, свистит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает. Слышишь его, да не видишь его. (Ветер). Зайчик пляшет тут и там, зайчик ходит по пятам, А я заиньку поймаю, в колыбельке покачаю. (Солнечный зайчик). Старый тополь у крылечка, ищет грач свое местечко. Грохот льдин, шуршанье вод, света полон небосвод. Муравьи, едва подсохло, дружно взялись за дела: Муравейников высоких починяют купола. (Весна). МАЙ. Дружно лопаются почки, распускаются листочки. На траве роса дрожит. Лось за радугой бежит. В. Степанов


Считают, что название свое апрель получил от латинского слова «аперире», что означает открывать. В этом месяце земля «открывается»: появляются ростки, лопаются почки деревьев. Апрель месяц весеннего «открывания» природы. Наши предки называли этот месяц «березозолом», считая его злым для берез, так как в это время начинали заготавливать березовый сок. А еще звали апрель «капельником», «снегогоном», «солнечником» и «цветнем». За непостоянство погоды, ее изменчивый характер имеет апрель и немало других прозвищ: «обманщик», «капризник», «плут», «лукавец». Погодой апрель распоряжается по-своему, недаром говорили: «От снега до листа таков апрель-водолей». Все в апреле солнце, снег, дождь вперемешку. Величают апрель и «птичьим месяцем»: в это время перелетные птицы возвращаются, несут на крыльях из теплых краев весну на Родину.


Месяц май назван в честь мифической богини гор Майи, дочери Зевса. По гречески Майя - мать, кормилица, богиня плодородия и вешнего обновления земли. Наши предки называли его «травником», «птичьим пересвистом», «соловьиным месяцем», величали и «муром» (от «травы-муравы»), «пролетнем», ведь май конец весны, преддверие лета. В мае ветер поет, а земля надевает свой лучший наряд. Недаром говорили: « В мае все принарядится - там цветком, тут цветком, а где и травинкой». Земля покрывается зеленым ковром. « Но май коварен: даже если в первых числах жара, то во второй половине жди холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается». В мае оживают муравейники, бабочки собирают нектар с первых весенних цветов. И всюду щебет, веселый пересвист птиц, приветствующих тепло: ласточек, зябликов, стрижей, соловьев, малиновок, жаворонков.


ЗАГАДКИ. Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять и мудрецам не узнать. (ГРОМ). Стоят в поле сестрички - желтые глазки, белые реснички. (РОМАШКА). Рос шар бел. Ветер дунул шар улетел. (ОДУВАНЧИК). Белые горошки на зеленой ножке. (ЛАНДЫШ). Что в хлебе родится, а есть не годится? (ВАСИЛЕК). Как стрела летает, мошек поедает. (ЛАСТОЧКА).






АПРЕЛЬ. Долго шла весна тайком От ветров и стужи, А сегодня прямиком Шлепает по лужам. Гонит талые снега С гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга Бархатом зеленым. «Скоро, скоро быть теплу!» Эту новость первой Барабанит по стеклу Серой лапкой верба... Я.Аким




Черемуха, черемуха, Ты что стоишь бела? Ты что стоишь бела? Для праздника весеннего, Для Мая расцвела. -А ты, трава-муравушка, Что стелешься мягка? Для праздника весеннего, Для майского денька. А вы, березы тонкие, Что нынче зелены? Что нынче зелены? Для праздника, для праздника! Для Мая! Для весны! Е. БЛАГИНИНА Е. БЛАГИНИНА


Чуть бледнеют янтари Нежно- палевой зари. Всюду ласковая тишь, Спят купавы, спит камыш. Задремавшая река Отражает облака, Тихий, бледный свет небес, Тихий, темный, сонный лес. В этом царстве тишины Веют сладостные сны, Дышит ночь, сменяя день, Медлит гаснущая тень. В эти воды с вышины Смотрит бледный серп луны, Звезды тихий свет струят, Очи ангелов глядят. К. БАЛЬМОНТ


Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей. А.С. ПУШКИН


На иве распустились почки, Береза слабые листочки Раскрыла больше снег не враг. Трава взошла на каждой кочке, Заизумрудился овраг. А. МАЙКОВ Ласточка примчалась Из-за бела моря, Села и запела: Как февраль ни злился, Как ты, март, ни хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик Все весной пахнет! К. БАЛЬМОНТ


Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей; Поля просторные, немые Блестят, облитые росой; Ручей журчит во мгле долины, Вдали гремит весенний гром, Ленивый ветр в листах осины Трепещет пойманным крылом. Молчит и млеет лес высокий, Зеленый, темный лес молчит. Лишь иногда в тени глубокой Бессонный лист прошелестит. Звезда дрожит в огнях заката, Любви прекрасная звезда А на душе легко и свято, Легко, как в детские года. И. ТУРГЕНЕВ


Е. БАРАТЫНСКИЙ Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко на крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте поднятый ею лед! Еще древа обнажены, но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой и шумен и душист. Под солнце самое взвился и в яркой вышине Незримый жаворонок поет заздравный гимн весне. Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! С ним журчит, летает в небе с ней! Зачем так радует ее и солнце, и весна! Ликует ли, как дочь стихий, на пире их она? Что нужды! Счастлив, кто на нем забвенье мысли пьет, Кого далеко от нее он дивный унесет. Кого далеко от нее он дивный унесет.


Ф. ТЮТЧЕВ Зима недаром злится, Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... В прекрасное дитя... Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу


А.ФЕТ Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, но только песня зреет.






Гуляй, да приглядывайся

Гуляй, да приглядывайся. Весенния явления в природе

Народный календарь погоды

Автор : Фролова Наталия Александровна
Назначение : данный материал будет интересен педагогам, воспитателям при подготовке к занятиям, родителям. Чтобы организовать интересные наблюдения детей - педагогам, родителям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения. Работа по ознакомлению дошкольников и школьников с весенними явлениями природы, поддержание интереса к ней во многом зависят от планирования и продуманной организации эколого-педагогического процесса.
Цель : развитие интереса замечать изменения в природе.
Задачи : Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к наблюдениям.
Жизнь природы, зависимость животного и растительного мира от состояния атмосферы ярко и многогранно отражены в народных пословицах и поговорках. Народное погодоведение - не только самобытный источник знаний, это элемент нашего культурного наследия, поистине кладезь национального фольклора - одного из звеньев, соединяющих прошлое с настоящим.
Весна .

Еще земли печален вид
А воздух уж весною дышит
И мертвый в поле стебль колышет.
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась.
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась
... Ф.Тютчев.
С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна...Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то кажется, увидишь всю вселенную от края и до края. Солнце светит ярко, и лучи его,играя и улыбаясь,купаются в лужах вместе с воробьями.
Речка надувается и темнеет: она уже проснулась и не сегодня - завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.
Весна непостоянна: капель сменяет морозец, ясное небо затягивают серые дождевые тучи.
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти.
Еще овраги полны снега.
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути
. А. Фет


Март - весна света. Он зиму кончает, весну начинает.
Март у зимы шубу купил, а через три дня ее продал.
И действительно пройдет немного времени, и земля сбросит свое белое платье: потекут ручейки, сплетая причудливые узоры, яркое солнце обласкает природу, и «как зима весну ни пугает, да все равно тает».
Устав от тяжелой зимней одежды, от низкого зимнего неба и длинных ночей, мы с нетерпением посматриваем на календарь: когда же 1 марта?
Однако метеорологи утверждают, что первый мартовский календарный лист еще - не означает прихода долгожданной весны.
Лишь в момент, когда показатель среднесуточной температуры замрет на положительной отметке, преодолев рубеж О С, радуйтесь, в вам пришла весна! По многолетним наблюдениям, в МОСКВУ она добирается в первой пятидневке апреля.
Весна только робко вступает в свои права, а люди хотят знать, какой она будет, что расскажет им о лете, которое идет следом.
Если весной на крышах при таянии снега образуются сосульки - к продолжительной весне.
Если вокруг дерева края тающего снега крутые - к холодной весне, пологие - к долгой весне.
Если в середине марта тепло - к талому лету.
Теплый мартовский ветер - к теплому дождливому лету.
Холодная весна - к градобойному лету.
Если скоро -тает и вода бежит дружно - к ливневому лету.
Если начало таять с северной стороны муравейника - к теплому и долгому лету, с южной - к холодному.
Увидел скворца - весна у крыльца.
Ранняя весна ничего не стоит.
Если весна с первых дней разгульна, не застенчива - обманет, верить нечего.
Не бойся в апреле зимы, бойся отзимки.
Чайки прилетели - лето пойдет, а журавль тепло принесет,
Сколько проталинок, столько жаворонков.
В марте и курица из лужицы напьется.
Весной ледок, что молодежный умок, а весенний день, что ласковое слово.. Март хранит хлеба в земле, а август в закромах.
Была бы апрельская водица, а зелень народится, а зеленая травка - молока прибавка.
Вода в апреле на лугу - считай, сено в стогу.


Снег с поля - плугу воля, а пар поздний - амбар пустой.
Пар поднимать - так у печки не дремать.
Ненадежно майское тепло.
Пришел май - только успевай да не зевай.
Дуб одевается - скотина наедается.
Земля кормит, да и сама есть просит.
Унавозишь густо - не будет в амбаре пусто.
Весенний час упустишь - годом не наверстаешь.

Людмила Луканина
НОД по познавательному развитию. «Весенние явления в неживой природе»

Цель :

Дать представление о весенних явлениях природы , о взаимосвязи природных явлений .

Задачи :

Расширить знания детей об изменениях в неживой природе ;

Воспитывать эстетическое восприятие природы ;

Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;

Уметь излагать свои мысли.

Планируемые результаты :

Иметь представление о природных явлениях ;

Учится формировать выводы на основе наблюдений;

Учится грамотно и связно излагать свои мысли, свою точку зрения;

Слушать и понимать речь других.

Оборудование : ПК, проектор, презентация по теме, репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода» , «Радуга» , «Гроза» , А Куинджи "Ранняя весна", музыкальная запись, запись звуков природы , раздаточный материал.

Интегрирование образовательных областей : развитие речи , ИЗО, музыка.

Ход НОД.

Воспитатель читает стихотворение В. Лукша "Живой барометр"

О чем говорится в стихотворении? о природе , о явлениях природы

Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая . Я медленно прочитаю стихотворение еще раз. Ваша задача : если вы услышите слово, которое относится к неживой природе , вы поднимаете одну руку.

Сегодня мы с вами поговорим о явлениях неживой природы , узнаем : откуда берутся облака, почему дует ветер и почему во время грозы гремит гром. Для этого я вам предлагаю перенестись в сказку. Жила-была матушка-природа . И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осенью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но однажды случилась беда. Появилась злая колдунья, и все явления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы. Предлагаю вам превратиться в отважных путешественников! Мы отыщем спрятанные сокровища и вернем природе все явления . Но путь к сокровищу долог и труден. Нужно будет решить немало головоломок и задач, ответить на многие вопросы, чтобы добраться до спрятанного клада. Вы согласны? Тогда – в путь!

IV. Объяснение темы

Нам предстоит отыскать явления природы . Как вы думаете, что означает слово "явление ". И что это такое "явление природы "

Явление природы – изменения в состоянии природы .

Что это написано на указателе? Загадка. Но загадка зашифрована.

НЕСГ на полях,

ДЁЛ на реках,

ВГЮЬА гуляет,

Когда это бывает?

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились правильные слова и отгадайте загадку.

Мы оказались в царстве зимы. А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе?

Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки . Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки ? Какие они по форме? На что похожи?

Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок , похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные ! Удивительные чудеса творит природа .

Демонстрация слайдов с изображением разных снежинок .

Как вы думаете, зачем нужен снег природе ?

(Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу)

А что же происходит на реках?

(В сильные морозы вода замерзает)

Это явление называется ледостав .

Почему же вода замерзает?

Работа с наблюдениями : Вспомните, что произойдет с водой, если ее налить в бутылку и положить в морозильник? (Вода превратится в лед)

То же самое происходит и с водой в реках. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. И чем дольше стоят морозы, тем толще будет лед.

Но лед образуется не только на реках. Лед появляется и на улицах городов. И тогда очень трудно ходить по тротуарам, а машины по дорогам двигаются медленно-медленно. Как называется это явление природы ? (Гололедица)

Дополнение кластера.

А вот еще одно явление природы , которое вы можете наблюдать зимой. Послушайте, что зашифровано в загадке?

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Итак, мы нашли уже некоторые явления природы . Отправляемся дальше. Вот новый указатель. Что же нас ждет здесь?

Работа с картинами :

А. Куинджи "Ранняя весна". Какое время года изображено на картинах?

(Весна)

По каким признакам вы это определили?

(Ответы)

Какие явления природы происходят весной ? (Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход, первые грозы)

Дополняют : ледоход, гроза

Самое грозное и самое радостное явление весной – это гроза .

Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу?

Демонстрация запись и шума грозы.

Что происходит во время грозы? (Ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь)

Вот сколько явлений мы отыскали здесь ! Откуда же появляется дождь, и почему гремит гром? Как вы думаете? (Ответы учащихся)

Работа с презентацией :

Презентация о явлениях природы

Весной солнце начинает пригревать землю. Снег тает, превращается в лужи и ручейки. А что происходит с водой, если ее нагревать? (Она испаряется)

То же происходит и в природе . Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облачка превращаются в темные тучи. Это значит, что пара уже в них скопилось столько, что они не могут больше удерживать ее в воздухе. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь. Опыты : 1. «Туча с дождем» . Цель : Показать, как образуется туча и дождь. Продемонстрировать круговорот воды в природе Ход опыта : Наливаем в трехлитровую банку горячую воду (примерно 2,5 см.) . Положим на противень несколько кубиков льда и поставим его на банку. Воздух внутри банки, поднимается вверх и охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Это очень похоже, если соприкоснуться два оголенных провода. Так возникает молния. А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда. «Туман» Туман – то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой поверхности земли. Иногда таких капелек так много, что даже вытянутой руки не видно.

Туманы могут появляться в любое время года. Но чаще всего они образуются осенью.

А что такое роса? (Ответы учащихся)

Капельки росы – это вода, которая испаряется из растений с наступлением ночи. Ближе к утру роса самая обильная. По народной примете – если много выпало росы, то день будет ясный.

Чем ближе зима, тем меньше росы.

«Радуга»

17. «Радуга в стакане» Цель : показать экспериментальным образом как образуется спектр радуга. Используемый материал : сахар, пищевые красители, несколько прозрачных стаканов. Ход опыта : В четыре стакана наливается по три столовых ложки воды и красители : в разные стаканы – разные краски. Затем в первый стакан нужно добавить ложку сахара, во второй – две ложки, в третий – три, в четвёртый – четыре. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и тщательно перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В пятом стакане остаётся чистая вода без сахара и красителя. Аккуратно, по лезвию ножа нужно налить в стакан с чистой водой содержимое «цветных» стаканов по мере увеличения «сладкости» , то есть, по-научному, насыщенности раствора. И если вы всё сделали правильно, то в стакане окажется маленькая сладкая радуга. Если хочется научных разговоров, можно рассказать ребёнку о разнице в плотности жидкостей, благодаря которой слои не смешиваются.

Задание : прослушайте песню и найдите явления природы .

V. Закрепление темы

Что нового вы узнали на уроке?

Какие задания вам понравилось выполнять?

Что вам было непонятно?

Объекты и явления живой и неживой природы осенью, зимой, весной и летом: описание.

Осень – это золотое время года, которое приходит сразу после жаркого и солнечного лета. Маленькие детки замечают кардинальные изменения, как в погоде, так и в отношении к себе. С наступлением осени палящие лучи солнца заменяют дождливые дни, деревья начинают скидывать листья, а трава желтеет. Таким образом, природа готовиться к наступлению холодов и зимы.

Осенние признаки осени в живой и неживой природе: список

Для многих школьников осень ассоциируется с началом нового учебного года, в это время ребятишки встречаются со своими друзьями и одноклассниками, и одевшись в школьную форму идут получать новые знания.

Существуют такие признаки наступления осени:

  • Наверняка детишки заметили при наступлении осени, куда-то делось солнышко, а небо затянули тучки. Даже при солнечной погоде, уже не так тепло на улице (можно понять по том, как начинают одеваться люди). Легкие футболки и платья сменяются на жакеты и джинсы, а с наступлением октября-декабря многие одевают пальто и курточки.
  • Несмотря на то что лето жаркое, конечно, бывает ветреная погода. Но она больше радует, ведь когда дует тепленький ветерок — он освежает. А вот сильные порывы ветра в осеннее время, уже не такие приятные, ведь дует холодный ветер с такой силой, что срывает листья с деревьев.
  • Осень характерна частыми туманами, и мамы начинают следить за переменами погоды, ведь осенью часто меняется погода, а правильно одеваться очень важно в такое время, т.к. заболеть очень легко. Кстати, с переменой климата многие детки начинают болеть простудными заболеваниями, чего редко встретишь летом.
  • Наступившую осень можно увидеть по растениям, например, как краснеет виноград или смородина, желтеет каштан и многие другие деревья и кустарники. В сентябре уже можно собирать опавшие листья клена. Часто из них делают аппликацию или различные букеты. А вот по хвойном деревьям определить наступление осеннего период невозможно, Ведь такие деревья зеленые и летом и зимой.
  • Определить перемену погоды можно наблюдая за животными. Например, большинство птиц прячутся от холодов, улетая теплые края. Конечно, есть и такие, которым не страшен холод – это голуби, вороны и воробьи. А вот теплолюбивые птицы, учуяв наступления дождливой осени сразу же со своими птенцами улетают далеко на юг.
  • Есть звери, которые впадают в спячку, такие как – медведь, енот, барсук, еж и многие другие, особенно те, которые живут в норках. Заяц, лисица и белочки меняют свой окрас, таким образом им легче маскироваться от хищников. Как известно, белочки очень запасливы – поэтому на зиму подготавливают много орешков и желудей, чем будут кормиться на протяжении всех холодов. А собирают еду именно осенью, когда поспевают орехи и желуди. Это также можно наблюдать.
  • Надоедливые мухи, комары и многие насекомые также прячутся с наступлением малейших холодов.
  • А почему стал денек короче? Это также характеризует осень. Если солнышко садиться раньше обычного, то стоит ожидать наступление холодных деньков. Это признак осени в неживой природе.
  • Все ближе к зиме можно по утрам наблюдать иней. Это маленькие частички росы, которая замерзла на листьях и поверхности неровным колючим слоем.
  • Встречается осенью даже гололед, это бывает зачастую в конце ноября, когда температура воздуха показывает минусовые значения. К этому времени люди уже носят шапки, перчатки и шарфики. Погода сулит о том что зима уже «на носу».

Осень – это очень яркое и красивое время года, дороги укрыты золотым «одеялом», можно наблюдать прекрасные пейзажи и над тем как птицы ключом улетают в теплые края. Несмотря на то, что осенью царит дождливая погода, это дает нам возможность наблюдать за красотой природы.

Объекты и явления живой и неживой природы осенью: описание наблюдений

На территории нашей страны можно часто наблюдать перемены погода и природы, которая «подстраивается» под грядущие перемены. Многие явления которые мы наблюдаем, связанны именно с временами года и поэтому называются сезонными. Одна из самых прекрасных времен года – это осень.

В это период природа окрашена золотыми красками, все животные и растения готовятся к холодной зиме и можно наблюдать удивительнее перемены и явления. Для осени характерны такие основные изменения:

  • Туманы. Такое явление можно объяснить тем, что земля днем нагревается, а ночью уже минусовая температура, поэтому с восходом солнца наблюдается туман, роса и даже иней
  • Ливень. Осень ассоциируется именно дождливой погодой, а именно в этот период наблюдаются сильные дожди – другими словами, ливень
  • Ветер. Именно осенью можно столкнуться, выйдя на улицу, с сильными порывами ветра, которые часто сопровождается с дождем или даже градом
  • Темнеет раньше
  • Облачная погода
  • На водоемах и лужах можно наблюдать тонкий лед, но становиться, и тем более играть на нем очень опасно, лучше подождать зимы
  • Наступление зимы можно также характеризовать «бабьем» летом. В этот период на землю опускается тяжелый молочный туман, который наполняет воздух сыростью
  • В конце осени дождливую погоду разбавляет небольшой снегопад, после которого часто бывает гололед


Это характеристика неживой природы, которую можно наблюдать осенью, а вот к переменам в живой природе можно отнести:

  • Животные, например, лисица, белка и заяц меняют свой окрас
  • Многие животные впадают в спячку в конце осени
  • Птицы улетают в теплые края
  • Насекомые также прячутся от холодной погоды, уже не встретишь бабочек и божьих коровок, свист кузнечиков не услышать, пчелы не жужжат и не опыляют растения, комары и мухи также встречаются все реже
  • Листопад. Это первый признак того, что наступает золотая осень. Литья желтеют, а сильным порывом ветра деревья и кустарники освобождаются от них. Все дороги укрыты красивым золотым ковром

Осень – это чудесное время года, которое подготавливает природу и людей к холодной морозной зиме. Это время дает нам отдохнуть от жарких и душных летних дней. А вот первые, кто начинает реагировать на перемены климате – это растения. Ягоды и овощи полностью поспевают, а деревья одеваются в золотистую листву.

Зимние признаки зимы в живой и неживой природе: список

В ожидании Нового Года, многие детки знают, что наступила роскошное время года – зима. Подарки, праздник и Дед Мороз со Снегурочкой — это далеко не все показатели того что пришла зима. Конечно наступает она на месяц раньше – 1-го декабря. Это сказочное время, когда можно играть в снежки и лепить Снеговую бабу, на окнах мы встречаем потрясающие рисунки, а на улице красивая снежная погода.

В предвкушении наступления зимы, мы все в ожидании сказки, исполнения желаний и волшебства. Именно так у нас ассоциируется холодная зима. Но это далеко не все показатели, по которым можно определить наступление такого чудесного периода:

  • Во-первых, все одеваются достаточно тепло. В качестве верхней одежды служит пуховик или шуба, люди надевают теплые перчатки и шапки, а совсем уже в «лютую» погоду – огромные шарфы и термобелье. Очень важно одеваться как можно теплее в такую холодную погоду, ведь с легкостью можно простудиться и пропустить все зимние каникулы
  • Снегопады – это также основная характеристика зимнего периода времени
  • Зимнее небо достаточно тяжелое и как будто повисает, прямо над головой. В воздухе парит влага и морозная свежесть
  • Гололед. Ходить зимой или ездить очень опасно, для удобства многие люди одевают снегоступы, а автомобили «переобувают» в зимнюю резину. Ведь поскользнуться очень легко, а хуже — повредить ногу или руку


  • Если дует сильный ветер и падает снег, то получается метель. Наблюдать из окна за такой погодой очень увлекательно, а вот если попасть под сильный ветер со снегом, достаточно неприятно
  • В детстве мы все очень любили сосульки. И это еще один признак зимы. Другими словами, сосулька – это конусообразный кусок люда, которые чаще всего можно встретить на крышах домой или деревьях.
  • Животных, птиц и насекомых, к сожалению, можно встретить очень редко, ведь птицы улетают в более теплые края, животные уходят в спячку, а насекомые прячутся от суровых морозов, которые характерны для зимы
  • Дни значительно короче ночей

Несмотря, на холодные температуры и метелицы, зима – это чудесное время, во многие игры можно играть только благодаря снегу, который выпадает только зимой. Кататься на лыжах, санках, сноуборде, играть в снежки или лепить различные фигур из снега – это очень увлекательные и развивающие занятии возможны только зимой. Поэтому зимние каникулы не стоит проводить сидя у монитора компьютера, а лучше отлично провести свободное время с друзьями или в кругу семьи.

Объекты и явления живой и неживой природы зимой: описание наблюдений

Природа это все что на окружает и создано руками человека. Условно природу можно поделить на живую и неживую. К первой группе относятся растения, животные, грибы, человек, микробы. А вот к неживой природе: солнце, воздух, звезды, почва, осадки и др.

Зимой, летом, осенью и весной все явления плавно меняются, этим мы и можем определить сезоны времен года. Зима – это самое холодное время в году, но этим и самое прекрасное. Зимой открывается сезон веселых игр в снежки, дети катаются на горках и на санках, лепят снеговую бабу, и самое главное, каждый в ожидании сказочного Нового Года. Такое время можно определить по таким признакам:

  • В виде осадков чаще наблюдается снег. Снежинки падают на землю как и самостоятельно, так и хлопьями. А также только зимой можно увидеть снегопад – это обильное выпадение снега
  • Метель и пурга
  • Гололед. Конечно, все детишки любят кататься на коньках, но такое занятие достаточно опасное, поэтому можно играть на льду только в сопровождении взрослых
  • На крышах домов и ветвях деревьев можно найти сосульки. Поэтому нужно быть внимательным, и лучше не ходить под домами, ведь если температура станет выше — сосулька может легко растаять и упасть
  • Дед Мороз украшает красивыми узорами окна
  • Все реки и озера покрываются толстым слоем льда, что называется ледостав


В живой природе можно найти такие изменения:

  • Многие животные меняют свой окрас, например, заяц, белка и лиса
  • Медведи и ежи ложатся в спячку
  • Прилетают снегири и синицы, которые сменяют основную часть птиц
  • Люди одеваются в теплую одежду

Когда снег начинает таять, а узоры с окон исчезать, солнце начинает греть теплее, а день становиться длиннее – тогда зима начинает постепенно переходить в другое время года – весна. Какие еще есть признаки весеннего сезона, описано в следующем пункте.

Весенние признаки весны в живой и неживой природе: список

Весна ассоциируется с новой жизнью, ведь в этот период земля просыпается от зимней спячки, природа начинает расцветать, появляются первые еще совсем зеленые лепесточки и пучки. Это самое прекрасное время, яснее солнышко и небо чистое, а в воздухе парит свежесть.

Понять когда именно начинается весна, можно очень легко, есть большое количество явлений и процессов которые характеризуют такой сезон, например:

  • Появляются первые зеленые цветочки
  • Животные просыпаются от зимней спячки
  • Зайчики, белочки и лисички снова меняю окрас шубки, таким образом они маскируются под окружающую среду. Многие животные начинают линять
  • Появляются почки, а из них — цветочки
  • Слышно пение птиц, которые возвращаются с теплых краев
  • Весна – это время для рождения нового поколения у животных
  • Птицы начинают вить гнезда


Из неживой природы:

  • Первое – это таяние снега
  • Начинают журчать ручейки
  • Зимой грозы практически не бывает, а вот весной можно столкнуться с таким явлением
  • Ледоход – это явление происходит, потому что лед начинает таять и плавно перемещается по реках

Если проследить за тем что люди делают, то также можно увидеть изменения. Весна считается временем уборки, ведь после зимы стоит очистить свой дом. Также, идет подготовке к посадке огорода, особенно если человек живет в сельской местности.

Объекты и явления живой и неживой природы весной: описание наблюдений

После холодной зимы, все с нетерпением ждут тепленьких деньков. Буквально с первых же дней весны, начинают пригревать солнечные лучи, а вместе с тем и появляются цветочки, трава зеленеет, деревья распускают пучки, начинают петь птички. Другими словами Земля снова оживает и просыпается.

  • Первый признак – это тает снег. Сосульки тают и понемногу исчезают красивые узоры с окон.
  • День становится дольше.
  • Если зимой часто бывают свинцовые тучи, а небо серое и тусклое, то весной небо уже становится светлее, тучи расходятся и небо становится чистым и ясным.
  • Растения также реагируют на приход весны и демонстрируют это появлением зеленых листиков, почек, ели и ольхи распускают молодые шишки. Постепенно распускаются цветочки, появляются пчелы и другие насекомые.


  • Также весна ассоциируется с пушистыми «котиками» вербы, их несут в церковь на Вербное Воскресенье. Также, одним из самых важных праздников весны является 8 марта. Это международный женский день, а символом считаются такие цветы, как тюльпаны.
  • Птицы прилетают снова домой, и это слышно по прекрасному пению. Ласточки начинают вить гнезда и заводить потомство.
  • Животные меняют свой теплый наряд на более легкий. Вместе с тем, и окрас самой шерсти.
  • Люди также, меняют свой гардероб, шубы, теплые шапки и сапоги прячут до следующей зимы.

Веной также, есть увлекательнее занятия, например, ближе к майским праздникам, многие отравляются на рыбалку, за грибами, начинают жарить шашлыки и много отдыхать на природе, наслаждаясь прекрасной природой.

Летние признаки лета в живой и неживой природе: список

Конечно, все детки знают когда начинается лето, т.к. после тяжелого учебного года, наступают долгожданные летние каникулы. Именно поэтому лето самое любимое время в году. Многие уезжают в гости к бабушкам или на курорт с родителями. Море, пляж и много веселья – ожидает каждый ребенок. Но это не единственный показатель того, что наступило лето, существуют и такие изменения в живой и неживой природе, например:

  • Погодные условия. Ветер сухой, температура высокая, поэтому даже ночи летом достаточно теплые. Но если день очень жаркий, а небо чистое как слеза, в один момент может пуститься дождь с грозой, после которого часто можно увидеть радугу
  • По утрам на листьях и траве можно найти росу
  • Ветер может быть сильным с переменными порывами и частой сменой направления


Жаркие дни лета разбавляет и дождливая погода, а летний дождь делиться на несколько типов:

  1. Обыкновенный
  2. Кратковременный. Его называют еще слепым или грибным, сопровождается солнечной погодой
  3. Ливневый. Начинается внезапно. За очень короткое время выпадает большое количество воды. Сопровождается ветром и громом
  4. Градообразный. Вместе с каплями воды выпадают и частички града. Протекают мощно и быстро, что в следствии негативно влияет на сельское хозяйство
  • Трава имеет ярко-зеленый окрас
  • Летом поспевают ягоды и фрукты, распускаются цветы
  • Уже в начале лета можно собирать грибочки после дождя

Летом люди одеваются достаточно легко, носят солнцезащитные очки и шляпы, которые защищают от жарких солнечных лучей. В сельском хозяйстве лето – это очень важный период, агрономы и землевладельцы занимаются обработкой почвы, следят за своим огородом, собирают ягоды и занимаются консервацией на зиму.

Объекты и явления живой и неживой природы летом: описание наблюдений

По учебнику «Окружающий мир» детки начиная уже со второго класса, могут ознакомиться с различными аномалиями и изменениями окружающей среды. Все эти перемены плавно меняются вместе с сезонами года, поэтому их часто называют сезонными.

Основными из объектов и явлений, которые можно встретить летом это:

  • Жаркая погода
  • Сильные порывы теплого ветра
  • Дожди, после которых можно собирать грибочки
  • Гром – звуковое явление, которое часто сопровождается молнией
  • После дождя появляется радуга
  • По утрам можно наблюдать такое явление как роса
  • Растения одеты в зеленые лепестки, пахнет цветами, а плоды поспевают
  • Слышно пение птиц, жужжание пчел и звон сверчков
  • День длиннее ночи, и можно наблюдать за прекрасными звездами сквозь прозрачное и чистое небо.


Каждый сезон года по своему уникален и прекрасен:

  • Осенью вся природа, растения, животные и люди готовятся к холодам. Деревья желтеют и скидывают листья, животные делают запасы на зиму, меняют окрас, а некоторые готовятся к зимней спячке. Птицы улетают в более теплые края, а насекомые прячутся. Люди достают теплую одежду и зонты, собирают поспевшие плоды и ждут заморозков.
  • Зима же – это пора белоснежной сказки, и веселых игр на снегу. Вся поверхность земли покрыта толстым слоем снега и льда. Детишки и взрослые с началом зимы с нетерпением ждут новогодних праздников.
  • Весной земля просыпается от зимнего сна, все вокруг расцветает, а в воздухе парит свежий аромат. Птицы возвращаются, животные также меняют свои шубки и выползают со своих норок и продолжают свое потомство. Уже можно встретить насекомых, птиц и мошек. А люди потихоньку сажают огороды, сады и подготавливаются к жаркому лету.
  • Лето – любимое время года, т.к. начинаются долгожданные каникулы. Наконец-то, можно насладиться теплыми деньками, понежиться на солнце и покупаться на море. Уже в начале лета можно посмаковать вкусными ягодками и плодами. Летом можно собирать грибочки, ездить в лес за цветами и отдыхать на свежем воздухе.

Видео: Живая и неживая природа — объекты и явления, познавательное для детей

Все, что нас окружает и что не создано руками человека, называется природой. Все изменения, которые мы можем наблюдать в окружающем мире - это явления природы. Рассмотрим, какие бывают явления природы в зависимости от времени года.

Явления живой природы

Как известно, природа бывает живая и неживая. Давайте познакомимся с примерами явления живой природы.

Все живые существа, населяющие нашу планету - человек, звери, птицы, насекомые, рыбы, все виды растений, бактерии и различные микробы - относятся к миру живой природы.

Зимой природа будто погружается в сон, и все живое подготавливается к этому состоянию:

  • Деревья и кусты сбрасывают листву . Это происходит потому, что зимой очень холодно и мало света, и обычные листья в таких условиях не могут расти. А вот у хвойных пород деревьев листики в виде тонких иголок, которым не страшны любые морозы. Они опадают постепенно, и на их месте вырастает новая хвоя.
  • Зимой в условиях дикой природы очень мало корма . По этой причине некоторые животные - медведи, ежи, бурундуки, барсуки – впадают в спячку, чтобы пережить ненастные зимние времена. Они выкапывают себе теплые уютные норы, и спят там до прихода весны. Те животные, которые продолжают активную жизнь и зимой, обзаводятся густой шубкой, которая не дает им замерзнуть.

Рис. 1. Медведь в берлоге

  • С наступлением первых холодов многие птицы отправляются в теплые края , чтобы там перезимовать с большим комфортом. На родине остаются только те виды птиц, которые научились питаться различным кормами.

Зимой даже тем птицам, что живут в городе, приходится совсем несладко. Насекомых почти нет, ягод и зерна тоже. Чтобы помочь пернатым друзьям дождаться ласкового весеннего солнышка, можно сделать кормушки и подкармливать их в холодное время года.

Весной природа пробуждается, и первыми реагируют растения: на деревьях распускаются почки, появляются новые листики, всходит молодая зеленая трава.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Весенний лес

Животные очень радуются долгожданному теплу. Теперь можно покинуть свои берлоги и норки, и вернуться к активной жизни. У животных и птиц весной появляется потомство, и забот у них прибавляется.

Летом и в начале осени природа радует теплой погодой, обилием фруктов, овощей, ягод. Животные растят своих малышей, учат их добывать себе пропитание, защищаться от врагов. Осенью многие звери делают себе запасы на зиму, подготавливаясь к предстоящим холодам.

Явления неживой природы

К неживой природе относятся все небесные тела, вода, воздух, почва, полезные ископаемые, камни.

Зимой природные явления весьма суровы. Хорошо, когда идет мягкий снег, и окружающий мир превращается в зимнюю сказку. Гораздо хуже, когда на улице царствует лютая метель, пурга или вьюга.

В степной, открытой местности страшен в своей силе буран - сильная метель, из-за которой трудно рассмотреть что-то даже вблизи. Оказавшись в центре бурана, многие путники теряли ориентир в пространстве и замерзали.

Рис. 3. Снежная метель

Весной природа сбрасывается с себя снежные оковы:

  • На реках начинается ледоход - таяние и движение льда по течению.
  • Происходит таяние снегов, появляются первые проталины - небольшие участки оттаявшего снега.
  • Начинают дуть теплые ветры, зимние атмосферные осадки меняются на дожди и весенние ливни.
  • Световой день становится длиннее, а ночь - короче.

Все летние явления неживой природы напрямую связаны с потеплением. Устанавливается сухая, знойная погода, с переменными атмосферными осадками. Дожди могут начаться внезапно, с громом и молнией. Но уже через полчаса после обильного ливня на небе вновь ярко засветит солнце.

И только летом можно полюбоваться таким замечательным природным явлением как радуга!

С наступлением осени световой день вновь укорачивается, температура воздуха снижается, часто идут продолжительные дожди. Утром, при первых заморозках, на поверхности земли и предметах может появиться тончайший слой льда – иней.

Что мы узнали?

Во 2 классе окружающий мир изучает такую интересную тему как «Природные явления». Мы узнали, что природа может быть живой и неживой, и ее явления во многом зависят от времени года.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 180.