Исполнение желаний

Общество и его составные элементы. Элементы общества

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды - субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный «микрокосмос», он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

Вещи, «орудия» с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов-воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую «телесную оболочку» становясь материальными проводниками, «перевозчиками смысла».

Общество - 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании - исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями). 4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение, т.е. не сформировавшими до конца общество. Человеческое сообщество называется социумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Любой акт совместной деятельности возможен при наличии взаимосвязанных людей, вещей, символов.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство. Материальное производство создает средства деятельности, которые используются во всех её видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность.

Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему общественных отношений. (Использование новой производительной техники в Европе нового времени привело к зарождению и утверждению капиталистических отношений, которые создали не политики, а работники материального производства).

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования.

Социальная жизнь - это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т.е. происходит «сведение» индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.

Примитивные формы производства и организации труда - это формы кровнородственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения. Социально единое общество постепенно перерастало в социально дифференцированное. Это происходило на основе разделения функций при общественном разделении труда. В социально дифференцированное общество входят:

1) народности, нации;

2) классы;

3) социальные группы - городское, сельское население и люди преимущественно умственного и физического труда;

4) первичные коллективы людей (например, трудовые);

6) индивиды.

Продуктом духовной деятельности (наука, культура, искусство) людей является информация, адресованная человеческому сознанию-идеи, образы, чувства. Так, к созданию (в широком его понимании, охватывающем всю область человеческой деятельности) относятся отличные от рефлексов идеальные побуждения, которые относятся к сфере неосознанного. Зигмунд Фрейд показал, какую огромную роль играют в человеческом поведении мутные желания и неосознанные влечения.

Формируются и другие социальные образования: неформальные группы, диффузные, элитные.

Центральное место в социально дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. Классы - это такие группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря различию определенного места в укладе общественного хозяйства.

Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса, но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др.

Общественное разделение труда обусловливает также разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных и т.д.

Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что части любой общественной единицы, находятся между собой в координационной зависимости: взаимно влияя друг на друга, они не разделяются на определяющие и определяемые.

Также различные точки зрения на эту проблему у материалистов (К. Маркс) и идеалистов (П. Сорокин). «Интегральная концепция» П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания в общественной жизни людей, характер социальных предметов и процессов определяется идеями, целями, а не вещественно-энергетическими средствами, используемыми для их Воплощения. Духовное всецело определяет материальное в жизни общества.

Рассуждая о строении общества, Сорокин выдвигает два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). Причем второй уровень всецело подчиняется первому. Сорокин различает отношения субординации между культурным и материальным уровнями и отношения координации (взаимовлияния) между важнейшими составляющими Культуры.

В истории существуют попеременно сменяя два основных вида мировоззрения - «духовный» и «чувственный», каждому из которых соответствует свой тип общественного устройства («социокультурная суперсистема»).

Люди, которые живут в обществах первого типа, исходят из убеждения в том, что окружающая их реальность имеет духовное, божественное происхождение. Соответственно смысл своего существования они видят в подчинении божественному абсолюту, с презрением или снисхождением относясь ко всему мирскому, переходящему. Поэтому материальное производство в таких обществах имеет по существу поддерживающий характер. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Богом. Прямо противоположные характеристики свойственны обществам второго типа, основанным на материалистическом восприятии мира, акцентирующие чувственные стороны человеческого бытия. Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного соотношения общечеловеческого и национально-государственного интересов. Что касается нации, то ее, по всей вероятности, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации.

Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции (цельность) и социальной дифференциации (различие). Происходят расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью.

К. Маркс, в свою очередь, вполне признаёт тот факт, что отличие истории от природных процессов связано именно с наличием сознания, способностью человека «строить в голове» то, что потом будет построено в реальности. К. Маркс утверждает, что первопричиной любых человеческих действий является объективные т.е. не зависящие от желаний людей потребности, указывающие на то, что необходимо людям для существования и развития. В теории Маркса потребности понимаются как свойство человеческой природы, отношение человека к необходимым условиям существования, которое отлично от сознания и предшествует ему: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни».

Рассматривая сознание как реальную причину социальных изменений, Маркс категорически отказывается признать их первопричиной, как это делали и делают философы-идеалисты (например, П. Сорокин).

Однако сознание оказывается способным влиять не только на функционирование, но и на становление экономических реалий, как это происходит в современной истории (Вполне сознательной реформацией экономических основ общества является «Новый курс» президента Ф. Рузвельта в США).

По мере развития общих черт жизни одновременно усиливаются различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые.

В целом классовая структура размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. Предположительно, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное. Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

Закон определяющей роли материального производства имеет различные проявления. Прежде всего, он связан с особой значимостью продуктов такого производства. Прежде чем быть способным заниматься политикой, наукой или искусствам, люди должны есть, пить, одеваться, потребляя то, что создаёт материальное производство. В результате все виды деятельности, а не только духовная вынуждены подстраиваться под требования материального производства, служить средством его оптимизации, постоянного развития и совершенствования.

Так приоритетной целью и внутренней и внешней политики любого дальновидного правительства является создание и поддержание необходимых условий для нормальной работы материального производства. Очевидно, что ни один политик не в состоянии контролировать ситуацию в обществе, в котором нарушена такая нормальная работа, являющаяся важнейшим гарантом политической стабильности. Всё дело в том, что помимо технического обеспечения всех видов человеческой деятельности, именно материальное производство создаёт жизнеобеспечивающие продукты, от которых зависит не только «благополучие общества», а физическое выживание каждого конкретного человека в самой ближайшей временной перспективе. Такие продукты являются предметом не просто потребности, а такой потребности, которая должна быть удовлетворена в первую очередь, любыми средствами и любой ценой, с «мобилизацией» всех сил, способных помочь в решении этой задачи: от политиков до ученых.

Подобная ситуация характеризует как древние, так и современные общества-даже радикальная научно-техническая революция не в состоянии опровергнуть определяющей роли материального производства.

Однако не только с важностью продуктов связывает Маркс определяющую роль материального производства. Эта роль проявляется и в том, что в процессе создания вещей люди вступают в особые производственные отношения, которые определяют весь образ их жизни, формируют их в качестве социальных существ. Имеются в виду производственно-экономические отношения собственности. Характер собственности не случаен, и зависит от уровня развития производительных сил (средств производства, соединенных с рабочей силой) и профессионального разделения труда.

Общности бывают:

статические (номинальные категории) - например, по прописке;

реальные - те же горожане, в реальной обстановке;

массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;

групповые - малые и большие социальные группы.

Однако мы видим, что современная история, нарушив однозначную связь между собственностью на средства производства и благосостоянием людей, их имущественным статусом, существенно корректирует тем самым идею Маркса о зависимости между «базисом» общества и социальным укладом общественной жизни. Мы не можем более напрямую выводить образ жизни людей, способ их само воспроизводства из положения в системе производственно-экономических отношений.

в своем развитии. Проблемами социологии политики, власти и управления занимаются такие ведущие социологи, как А.Н. Данилов, Д.Г. Ротман, И.В. Котляров, С.В. Лапина и др. Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры и социология религии, серьезные достижения получены в области социологии науки. Белорусские социологи имеют тесные творческие связи с учеными разных стран мира, и их достижения имеют не только региональное, но и международное значение.

Вопросы для самоподготовки

1. В чем различие двух точек зрения ученых по вопросу «Когда появилась социология»?

2. Кого из представителей позитивизма этапа протосоциологии Вы знаете? В чем сходство и различие их подходов?

3. Какая концепция в ср. XIX века явилась альтернативной позитивистскому проекту науки об обществе? В чем ее сущность?

4. Какие основные проблемы решаются в рамках классической социологии? Кого из представителей Вы знаете? Каковы основные положения их концепции?

5. Когда и благодаря идеям, каких мыслителей в рамках социологии возникла дифференциация на теоретически и эмпирически ориентированные исследования?

6. Какова основная проблематика неоклассической социологии? Почему она стала актуальной? Кто и каким образом решал научные проблемы данного периода?

7. Когда, где и почему получила развитие прикладная социология?

8. В связи, с какой проблемой в рамках постклассической социологии возникает парадигмальный кризис? Каким образом и кем она решается? Каковы последствия кризиса научной парадигмы?

9. В чем своеобразие постмодернистской социологии? Почему? Какие интегралистские теории Вы знаете? В чем их сущность?

10.Каковы основные направления и достижения современной западной социологии?

11.Сколько этапов в развитии российской и советской социологии выделяют? Каковы основные идеи каждого из них?

12.Каковы особенности становления и развития социологии в Беларуси?

Тема 2. Общество как система

1.Общество как системное образование.

2.Основные признаки и типология обществ.

3.Социальные изменения и социальное развитие.

1 Общество как системное образование

Для изучения больших и сложно организованных объектов в середине XX века в науке стал активно разрабатываться системный анализ, или системный подход в исследованиях.

Методологическая специфика системного анализа определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и механизмов, обеспечивающих эту целостность, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Система – это такое целое, которое образовано множеством взаимосвязанных элементов, где в качестве элементов выступают сложные, иерархически организованные подсистемы, внутренние связи которых прочнее внешних.

Важнейшими характеристиками любой системы являются:

множественность элементов и уровней; структурность; организация (упорядоченность); иерархичность строения; целостность. Все эти свойства отличают систему от таких предметов и явлений, которые системами не являются и именуются агрегатами. Например, куча камней, мешок гороха и т.п.

Среди всех известных современной науке сложных систем общество (социум) представляет собой суперсложную, самоорганизующуюся и саморазвивающуюся открытую социальную систему, способом существования которой является деятельность людей, которая определяется правовыми и социокультурными нормами и ценностями.

Проблема системности общества является предметом специального исследования в трудах О.Конта, Г.Спенсера, К.Маркса, А.Богданова, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса, П.Штомпки, К.Поппера, Р.Мертона, Э.Гидденса, а также в работах отечественных исследователей В.И. Аршинова, В.Г. Буданова, Е.Н. Князевой и др.

Общество – это структурно сложная, динамично развивающаяся социальная система, исторически сложившаяся на определенной территории, включающая в себя большие и малые группы людей, которых объединяет совместная, взаимозависимая деятельность, регулируемая социальными организациями и социальными институтами на основании определенных правовых и нравственных норм и ценностей.

В рамках социума можно выделить основные элементы – подсистемы : индивид – личность; социальные группы и общности (в том числе этнические); социальные организации; а такжеосновные сферы общественной жизни:экономическую , которая включает социальные институты собственности, производства, рынка и т.д., назначение которых – обеспечить условия, благоприятствующие производству, распределению, обмену и потреблению жизненных благ; она во многом определяет все остальные сферы, т. к. материальное производство обеспечивает условия для жизнедеятельности и развития всего общества; политико-правовую сферу, которая включает институты государства, права, политических партий и т.д., задачей которых является поддержание порядка, осуществление власти, упрочение целостности общества; она представляет собой сложную, развивающуюся, исторически конкретную систему государственных и негосударственных общественных

институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения;духовную сферу, включающую институты образования, науки, искусства, религии и др., которые обеспечивают создание, хранение и передачу новым поколениям ценностей духовной культуры; на современном этапе развития общества, социальных связей и отношений она приобретает все большую значимость, т.к. эффективность человеческой деятельности во многом зависит от того, на каком уровне понимания, осознания проявляет человек свою активность, насколько творчески реализует собственный потенциал;социальную сферу , которая включает институты семьи и брака, медицины, социального обеспечения и т.д., задача которых – воспроизводство человеческого рода, сохранение здоровья, помощь больным и престарелым, социализация и др.

Все эти подсистемы объединены сложной сетью разнообразных кооперативных, функциональных взаимодействий и взаимозависимостей и отличаются процессами саморегуляции. Общество имеет сверхсложный иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

2 Основные признаки и типология обществ

Наиболее полное определение признаков общества принадлежит американскому социологуЭ.Шилзу. По его мнению, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе и любому объединению людей, если:

объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного человека;

оно не является частью какой-либо крупной социальной системы;

оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственностью;

у него есть собственное название и своя история;

браки заключаются преимущественно между представителями этого объединения;

оно пополняется преимущественно за счет собственного прироста, т.е. рождения детей внутри объединения;

его объединяет общая система ценностей;

оно обладает собственной системой управления.

В научной литературе нередко общество понимается как исторически конкретный тип социальной системы (индустриальное общество) или как отдельный социальный организм (белорусское общество).

В основе типологии человеческих обществмогут находиться различные критерии. Если в качестве основного критерия выбирается наличие

письменности, то все общества делят на дописьменныеи письменные.

Несмотря на то, что письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор встречаются племена, незнакомые с ней.

Если критерием выступают степень социального расслоения иколичество уровней управления в обществе, то все общества делятся на

простые исложные . Простые общества, в которых практически отсутствовало социальное неравенство, появились около 40 тыс. лет назад, возникновение же сложных обществ связано с зарождением первых государств (около 6 тыс. лет назад).

Еще одна типология связана со способом добывания средств к существованию , самыми древними из которых являются охота и собирательство. Соответственно выделяются обществаохотников исобирателей . По времени существования такие общества были самыми продолжительными – появились приблизительно за 50 тыс. лет до н. э. и до настоящего времени встречаются в джунглях Бразилии и Новой Гвинеи. На смену им, начиная с XII в. до н. э., приходят более эффективные

земледельческие и скотоводческиеобщества.

В XIX в. К.Маркс предложил свою типологию обществ, где за основу периодизации берется экономическая сторонаформа собственности на средства производства . Соответственно выделяютсяпервобытнообщинный,

рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический

периоды социального развития, или общественно-экономические формации. Немецкий социологКарл Поппер ввел понятиезакрытого (СССР,

нацистская Германия, Спарта) и открытого (древние Афины, современные демократические) общества.

Существует множество типологий обществ, но наибольшей популярностью в наши дни пользуется типология, которая в качестве критерия и основной движущей силы прогрессивного социального развития предлагает научно-технический прогресс. Сегодня насчитывается целый ряд концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества (Дж. Гэлбрейт, Д.Белл, А.Тоффлер и др.), в рамках которых выделяются:

традиционное (аграрное), индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество.

Для традиционных (аграрных) обществ характерно высокое развитие сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, основой экономики является семейное хозяйство, характерен низкий уровень технического развития. Социальные отношения и социальная дифференциация ориентированы в основном на традицию.

Индустриальное общество – это общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе. Важная черта индустриального общества – «модернизаторский оптимизм», т.е. абсолютная уверенность в том, что любую, в том числе и социальную, проблему можно решить, опираясь на научные знания и технологии.

Постиндустриальное (информационное) общество представляет общество, где организация теоретических знаний является первостепенной. Интеллектуальные институты являются центральными в социальной структуре. Общество переориентируется с производства предметов потребления на другие цели: чистая экология, обилие информации, информированность о человеке и

обществе, развитие сети услуг бытового и культурного назначения. Для него характерны быстрые и массовые изменения, создающие принципиально новую цивилизацию, основывающуюся на высокой технологии, информации и новых способах достижения экономических целей.

В современной Беларуси сложилась уникальная ситуация, когда коренная социально-политическая трансформация совпала по времени с революционными изменениями информационной среды. Информация в белорусском обществе становится важным ресурсом социальноэкономического, технологического и культурного развития, масштабы ее использования стали сопоставимы с традиционными (энергия, сырье и т. д.) ресурсами; величина суммарных затрат на информацию имеет макроэкономическую значимость, быстро растет количество белорусских сайтов в сети Интернет. Таким образом, есть основания говорить, что в белорусском обществе нарабатываются определенные ресурсы для перехода к информационному обществу.

3 Социальные изменения и социальное развитие Социальное изменение – происходящий с течением времени переход

социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» не содержит оценочного компонента, т.е. безразлично к направленности, в отличие от социального развития.

Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид).

Социологи выделяют четыре вида социальных изменений:

1) структурные изменения, т.е. изменения, касающиеся структур различных социальных образований – государства, корпораций, сословно-классовых образований, социальных слоев, массовых общностей, малой группы, семьи и т.п.;

2) процессуальные изменения, т.е. затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий;

3) функциональные изменения, касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.;

4) мотивационные изменения, происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.

Под эволюционными изменениями понимают постепенные, плавные, частичные изменения общества, они могут охватывать различные сферы жизнедеятельности общества – экономическую, политическую, правовую, социальную, культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных

мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.

Под революционными изменениями понимают относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества от одного качественного состояния в другое. Эволюционные и революционные изменения, по мнению ряда социологов, представляют собой сопряженные стороны социального развития и взаимосвязаны.

Социальное развитие – изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

В научной литературе существует три основных точки зрения на процессы развития общества:

1.Развитие общества имеет линейно-восходящий характер .

Предполагается, что общество в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, причем на каждой из этих стадий используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества. К сторонникам данного подхода развития общества следует отнести

К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, Ф.Тенниса, А.Тоффлера, Д.Белла и др.

2.Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер.В

данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опирается на аналогию между обществом (период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности и т.д.) и природой (смена дня и ночи, смена времен года и т.д.). Одним из примеров циклических процессов в жизни общества можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации – от их возникновения через расцвет к распаду. Представители данного подхода развития общества – Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.

3.Нелинейное развитие общества. Сторонниками данного подхода являютсяМ.Хечтер, Д.Коулмэн и др., которые считают, что общество как социальная система обладает всеми признаками самоорганизующихся систем: оно характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, нелинейностью

и потому непредсказуемостью, вероятностным типом развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов

и целей различных субъектов создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития.

Учение о нелинейном развитии самоорганизующихся систем представлено в новом движении современной науки – синергетике. Понятие «синергетика» древнегреческого происхождения, означает «сотрудничество, совместное действие» и по определению ее создателя, немецкого физика Германа Хакена,

– это наука о самоорганизации сложных систем, о превращении хаоса в порядок.

Под влиянием поступающих в систему ресурсов и складывающихся внешних условий в ней медленно накапливаются количественные изменения, ситуация постепенно обостряется: между ее отдельными элементами рвутся старые связи и возникают новые, разрушаются некоторые старые элементы и зарождаются новые. Происходящие изменения иногда бывают столь масштабны и значительны, что система может оказаться в неустойчивом состоянии. Этот поворотный момент в ее жизни называют точкой бифуркации (от лат. bifurcus – раздвоенный, вилка). Это состояние, хотя и неустойчиво, но имеет перспективу в плане обновления системы, это точка «выбора» дальнейшего пути развития. Его определяет соотношение между двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, ресурсные потоки провоцируют повышение неустойчивости системы, что ведет к нарастанию хаоса и, в конечном итоге, может привести к ее разрушению. С другой – система стремится сохранить устойчивость за счет переструктурирования и формирования нового порядка и таким образом снизить напряженность. Какая из них будет преобладать, зависит от множества случайных факторов и во многом определяется внешними и внутренними условиями, а также качеством поступающих ресурсов.

Принципиальное отличие социальных систем от природных состоит, прежде всего, в том, что в них самоорганизация сочетается с организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие себе определенные цели, руководствующиеся мотивами своего поведения и ценностными ориентирами. Поэтому взаимодействие самоорганизации и организации, случайного и необходимого, субъективного и объективного составляет основу развития социальных систем.

Ярким примером осуществления процесса самоорганизации в обществе является механизм, посредством которого поддерживается соответствие между спросом и предложением, производством и потреблением в рыночной экономике. Рынок в данном случае можно рассматривать как самоорганизующуюся сложную систему.

В неравновесных системах напряженность усиливается, и система не может вернуться к исходному состоянию. Тогда рыночный механизм ищет новые формы и способы существования в изменившихся условиях. Результатом процесса самоорганизации является новый спонтанный порядок в системе, который образуется самопроизвольно, только под воздействием внутренних факторов.

Однако процессы самоорганизации в рыночной экономике дополняются, как правило, государственным регулированием, выступающим в данном случае как внешняя сила. Несмотря на широко известную позицию представителей монетаризма, которые считают рыночную экономику способной выходить из кризисных ситуаций самостоятельно, в особых ситуациях экономического спада, депрессий, а также при выполнении функции социальной защиты роль государства нельзя недооценивать. Государство выполняет также функцию прогнозирования с целью не допустить обвальных кризисных явлений.

Если говорить о мировой социальной системе, то на современном этапе множество обществ, связанных с нацией и государством, хотя и не равным им, объединяются в мировое сообщество , которое также называютквазиобществом и для которого характерен процесс глобализации.

Глобализация – многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социально-экономического развития.

В науке существует два основных подхода к процессу глобализации:

1) Глобализация – процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития и предполагает изучение глобальной проблематики (например, проблемы обеспечения населения Земли водой и продовольствием, решение проблемы болезней, парниковый эффект и т.д.).

2) Глобализация – процесс вестернизации, т.е. распространения ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры. В плане оценки вестернизации нет единодушия, т.к. она рассматривается как положительная (развитие и усвоение достижений), так и отрицательная тенденция (культурный империализм).

В связи с проблемой глобализации следует упомянуть и о том, что для развитых стран, достигших стадии постиндустриального общества, этот процесс является выгодным, тогда как для стран периферии и так называемой «полупериферии» – вредным. Эти страны оказываются в значительной степени зависимыми от постиндустриальных стран, т.к. на современном этапе развитие общества определяют не столько противоречия и конфликты между разными государствами, сколько внутренние конфликты постиндустриальных государств.

Вопросы для самоподготовки

1. В чем специфика системного подхода в исследованиях?

2. Что такое система и каковы ее важнейшие характеристики?

3. Что такое общество? Каковы его основные подсистемы?

4. Каковы основные признаки общества согласно концепции Э.Шилза?

5. Какие типологии обществ Вы знаете? Какая из них сегодня пользуется особой популярностью? Почему?

6. На каком основании мы можем говорить о том, что в белорусском обществе нарабатываются ресурсы для перехода к информационному обществу?

7. В чем различие понятий «социальные изменения» и «социальное развитие»?

8. Какие виды социальных изменений Вы знаете?

9. Какие точки зрения на процесс социального развития Вам знакомы?

10.Каков механизм процесса развития общества с точки зрения синергетики?

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит, прежде всего, в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы.

Основные социальные элементы социальной структуры общества являются:

– социальные общности (большие и малые группы);

– профессиональные группы;

– социально-демографические группы;

– социально-территориальные общности.

Самая крупная единица в социальном структурировании общества — класс. В социологии имеются различные определения этого понятия. В. Ленин дал лучшую дефиницию классов, показав, что классы — это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, но их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Социально-классовая структура общества всегда подвижна. Исчезают одни классы и социальные группы, появляются новые, а иногда, как это происходит сегодня в нашей стране, — классы и социальные группы возрождаются. Например, крестьяне-единоличники, предприниматели.

В обществе всегда имеется класс, который выполняет функции ведущего. В условиях научно-технической и информационной революции, наметившегося перехода к постиндустриальному обществу таковыми становятся те социальные группы, в которых накапливается потенциал для качественного прорыва в развитии общества. К ним относятся инженерная интеллигенция, носители высокотехнологического, наукоемкого производства, создатели программных продуктов — то есть инженеры, конструкторы, управляющие, высококвалифицированные рабочие. Сюда же примыкают представители гуманитарной интеллигенции, которые обеспечивают вложения в человека, его индивидуальное развитие, — ученые, учителя, работники высшей школы и т. п. Именно эти социальные группы, возможно, создают основу нового среднего класса нашего общества, обеспечивая его прогресс, стабильность, и являются по-настоящему ведущим классом.

Наряду с горизонтальной расшифровкой социально-классовой структуры можно осуществить и вертикальную, по уровню образованности, профессиональной квалификации. Например, среди рабочих выделить группы низкой, средней и высокой квалификации. Соотношение примерно 25: 50:25. Исследования показывают, что деление на три группы вполне достаточно.

Сложнее осуществить вертикальную расшифровку интеллигенции. Традиционно к ней относятся люди, занятые профессионально умственным трудом, требующим специальной подготовки. В социологии эту группу часто делят на собственно интеллигенцию и служащих.

К интеллигенции причисляют работников, профессионально занятых квалифицированным умственным, как правило, творческим трудом, требующим высшего и среднего специального образования, хотя это могут быть и практики. К служащим-неспециалистам относятся работники умственного труда, где не требуется обязательно научное образование, хотя оно и может быть; кассир, секретарь, учетчик и т. д. Не следует относить к интеллигенции всех людей, которые закончили вузы. Среди рабочих до 10 процентов имеют высшее и среднее специальное образование.

Определяющим в этом плане является характер труда. В отечественной социологии попробовали найти выход, введя понятие рабочий-интеллигент. Это группа рабочих, занятых квалифицированным трудом, где требуется хорошая профессиональная подготовка, специальное образование. Например, рабочие-испытатели, летчики, операторы сложных станков и установок и т.п.

Можно определенно говорить, что с развитием общества его социальная структура все более усложняется и отдельные группы людей находятся как бы на стыках разных классов и социальных групп.

2 ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПО М. БУРКЕ

Майк Бурке (Франция) предложил классификацию, содержащую 8 типов организационной культуры (рис. 1.2).


Организационная культура, соответствующая типу «оранжерея», характерна для статических организаций, которые стараются не реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Все усилия в этих организациях сосредоточены на сохранении достигнутого ранее.

К собирателям отдельных колосков относятся мелкие и средние организации, деятельность которых целиком подчинена случаю и удаче. Их структуры носят неопределенный характер. Поведение таких организаций полностью зависит от воли руководителя. Мотивация персонала выражена слабо. Наблюдается постоянная текучесть кадров. Перспективы таких организаций малоутешительны.

Организации, придерживающиеся культуры огорода, как правило, имеют пирамидальную структуру, характерную для многих французских предприятий. Эти организации стремятся к сохранению своих позиций на традиционном рынке, использованию проверенных временем моделей поведения с внесением в них минимального количества изменений. Мотивация персонала находится на низком уровне.

Организационная культура, получившая название французского сада - это несколько измененный на американский манер вариант культуры «огорода» с ярко выраженной иерархической структурой. Отношения в такой организации бюрократизированы и люди в ней не более чем винтики, необходимые для функционирования системы.

Организационная культура типа крупных плантаций характерна для предприятий с развитой дивизиональной структурой управления, имеющих несколько иерархических уровней и сочетающих в себе централизованную координацию с децентрализованным управлением. Отличительной особенностью является приспособление к изменениям окружающей среды, которое достигается благодаря наличию горизонтальных связей и гибкости персонала, поощряемой системой мотивации.

Организационная культура, созданная по типу лианы, отличается сокращенным до минимума управленческим персона использованием современных информационных технологий, ориентацией всех членов коллектива на достижение общей цели, высокоразвитым чувством ответственности сотрудников и высокой степенью мотивации персонала.

Организационная культура, построенная по типу косяка рыб, свойственна предприятиям, отличающимся высокой маневренностью и гибкостью, постоянно корректирующим свою структуру и меняющим поведение в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры. В такой организации особое внимание уделяется подбору высококвалифицированного персонала.

Организационная культура кочующей орхидеи присуща неформальным организациям, которые, исчерпав возможности одного рынка, оперативно переходят к другому. Структура таких организаций постоянно меняется, количество сотрудников невелико. Главная цель - найти единственный в своем роде товар и предложить его максимальному числу клиентов. Мотивации персонала практически отсутствуют.

Выбор типа организационной культуры - задача руководителя организации. В данном случае возможен лишь субъективный подход. Тем не менее, могут быть даны некоторые общие рекомендации, которые позволяют улучшить микроклимат в организации и повысить ее организационную культуру. В этом плане целесообразны такие меры:

– осуществление ненавязчивого руководства, т.е. создание образа руководителя, наделенного харизмой;

– сосредоточение усилий на создании организационных ценностей и норм поведения;

– вовлечение членов коллектива в процесс создания имиджа организации;

– влияние на поведение сотрудников путем разработки системы мотиваций;

– создание благоприятного микроклимата в коллективе;

– организация информационного обмена как внутри организации, так и вне организации.

3 ПРЕДСТАВИТЬ В ГРАФИЧЕСКОМ ВИДЕ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ДАТЬ ПОЯСНЕНИЯ ОБ ЕЕ ОСОБЕННОСТЯХ

Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рисунок 2).


Таблица 2 – Анализ функциональной организационной структуры

Недостатки

Преимущества

1. Усложняются взаимосвязи.

2. Затрудняется координация.

3. Проявляется тенденция к чрезмерной централизации.

1. Освобождает линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов.

2. Создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов.

3. Уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.

Функциональная структура предполагает систему подчинения и ответственности в зависимости от выполняемой функции. Функциональному руководителю психологически легче работать, чем линейному руководителю, поскольку он компетентен и ответственен в какой-то одной функциональной области (финансы или реклама, или научные разработки). Но подчиненному психологически сложнее подчинятся сразу нескольким функциональным руководителям, он вынужден варьировать, выбирать, чье распоряжение более важно в тот или иной момент.

В чистом виде функциональная структура обычно не применяется. Эти структуры наиболее широко распространены среди органических структур.

Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют (производство, маркетинг, финансы и так далее). Конкретные характеристики и черты деятельности всей организации.

Цепочка команд поступает от президента (исполнительного директора) и устремляется сверху вниз. Руководство организацией сбыта, финансовыми вопросами, обработкой данных и другими функциями, которые свойственны конкретному предприятию, осуществляется вице-президентами. Управляющие отчитываются перед ними. И так далее, вниз по иерархической лестнице, задачи подлежат дальнейшему функциональному дроблению в соответствии с процессами.

В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Иванова Т.Ю. Теория организации. Приходько В.И. Теория организации. – М.: КноРус, 2011.

    Истопин И.Е., Соколов А.Г. Теория организации. Системный подход – М.: Андреевский издательский дом, 2009.

    Мильнер Б.З. Теория организации. — М.: Инфра-М., 2009.

    Смирнов Э.А. Теория организации. – М.: Прогресс, 2010.

    Инструкция

    Общество - это сложная структура, которая находится в постоянном движении. Оно состоит из групп лиц, которые объединяются по территориальному принципу, по месту работы (учебы) или профессии. В пределах одного общества представлено множество социальных позиций и статусов, а также социальных функций. Помимо этого общество включает множество разнообразных норм и ценностей. Связи, которые возникают между этими элементами, и определяют социальную структуру.

    Органическая теория рассматривается общество как живой организм и считает, что он также включает разные органы и системы (пищеварительная, и пр.). О. Конт различает в качестве органов общественного организма регулятивные (управление), производственные (сельское хозяйство, промышленность), распределительные (дороги, торговая система). Ключевым институтом общественного организма считается управленческий, включающий государство, церковь и правовую систему.

    По мнению сторонников марксизма, в общественной системе различают базисный и надстроечный компонент. Определяющим элементом считался экономический (базисный). Надстроечная формация в лице государства, права, церкви считалась вторичной. Понимание общественной структуры марксистами разделяло материально-производственную сферу (экономику), социальную (народ, экономические классы и нации), политическую (государство, партии и профсоюзы) и духовную сферы (психологическая, ценностная, общественная компонента).

    Наиболее популярное понимание общества, которое используется современными социологами, было предложено Т. Парсонсом. Он предложил рассматривать общество как вид социальной системы. Последняя, в свою очередь, является частью системы действия. Согласно сторонникам системного подхода, общество состоит из четырех подсистем, каждая из которых выполняет свои функции. Социетальная система служит способом интеграции людей и социальных групп в общество, она состоит из поведенческих норм. Именно она является ядром общества. Культурная подсистема отвечает за сохранение культурной идентичности и воспроизводства типичного поведения и включает в себя совокупность ценностей. Политическая система имеет целью достижение задач социетальной подсистемы. Экономическая подсистема обеспечивает взаимодействие с материальным миром.

    Некоторые исследователи понимают общество как совокупность общественных отношений, возникающие между людьми. В их числе можно выделить две крупные группы: материальные (возникающие в процессе практической деятельности человека) и духовные отношения (идеальные отношения, которые определяются их духовными ценностями). К последним относят политические, моральные, правовые, художественные, религиозные, философские.

    Текущая страница: 5 (всего у книги 41 страниц) [доступный отрывок для чтения: 27 страниц]

    Тест к разделу I

    1. Bepны ли следующие суждения об обществе?

    Общество можно определить как…

    А. обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    Б. целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними.

    1) верно только А;

    2) верно только Б;

    3) вepно и А, и Б;

    4) оба суждения неверны.


    2. Экономика, политика, социальные отношения и духовная жизнь общества – это:

    1) независимо развивающиеся стороны общественной жизни;

    2) взаимосвязанные сферы общества;

    3) этапы постепенного усложнения общественной жизни;

    4) элементы социальной структуры общества.


    3. К элементам общества как системы можно отнести:

    1) этнические общности;

    2) природные ресурсы;

    3) экологические зоны;

    4) территорию государства.


    4. К сферам общественной жизни не относится:

    1) государство;

    2) экономика;

    3) политика;

    4) социальная жизнь.


    5. Общество как динамическая система характеризуется:

    1) различными изменениями, развитием, возникновением новых и отмиранием старых частей;

    2) статичным состоянием;

    3) полной зависимостью от природы;

    4) способностью адаптировать окружающую среду.


    6. Вepны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

    А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинcтвa населения.

    Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.

    1) верно только А;

    2) верно только Б;

    3) верно и А, и Б;

    4) оба суждения неверны.


    7. Верны ли следующие суждения?

    А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.

    Б. Природа – неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.

    1) верно только А;

    2) верно только Б;

    3) верно и А, и Б;

    4) оба суждения неверны.


    8. И общество, и природа:

    1) являются средой обитания человека;

    2) движутся от более низких ступеней развития к более высоким;

    3) не могут существовать изолированно друг от друга;

    4) реализуют принцип: «Выживает сильнейший».


    9. Для традиционного общества характерно(-а):

    1) ценность человеческой личности;

    2) динамичное развитие;

    3) высокая роль религии;

    4) индустриальное производство.


    10. Общество, в котором yтвердились стандарты массового производства, называется:

    1) информационным;

    2) индустриальным;

    3) традиционным;

    4) постиндустриальным.


    11. Для постиндустриального общества, в отличие от индустриального, характерно:

    1) постоянное совершенствование технологий производства;

    2) активное использование природных богатств;

    3) использование правовых актов в целях создания благоприятных условий для развития производства;

    4) широкое использование информационных технологий в различных областях жизни.


    12. Для индустриального и постиндустриального общества, в отличие от аграрного, характерно:

    1) влияние на общественное развитие природных факторов;

    2) деления населения на городское и сельское;

    3) широкое использование машинной техники;

    4) существование абсолютных монархий.


    13. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

    1) личность стала подчиняться общине;

    2) возросла социальная мобильность;

    3) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений;

    4) усилилось внеэкономическое принуждение к труду.


    14. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется…

    1) прогрессом;

    2) революцией ;

    3) эволюцией;

    4) регрессом.


    15. Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является:

    1) скачкообразность перемен;

    2) революционный характер изменений;

    3) постепенность процессов;

    4) необратимость процессов.


    16. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются:

    1) эволюцией;

    2) развитием;

    3) прогрессом;

    4) реформами.


    17. Верны ли суждения?

    Глобальные проблемы порождены деятельностью:

    А. Только развитых стран. Б. Всего человечества в целом.

    1) верно только А;

    2) верно только Б;

    3) верно и А, и Б;

    4) оба суждения неверны.


    18. К числу глобальных проблем не относится:

    1) угроза ядерной войны;

    2) нехватка природных ресурсов;

    3) распространение наркомании;

    4) замена религиозной идеологии атеизмом.


    19. Решением глобальных проблем должны заниматься:

    1) только развитые страны;

    2) все страны и народы;

    3) выдающиеся политики и ученые;

    4) страны, входящие в «большую восьмерку».


    20. Глобальные проблемы:

    A. Выходят за рамки отдельных государств или группы стран. Б. Порождены ресурсосберегающими технологиями.

    B. Определяют нынешнее и дальнейшее развитие человечества.

    Г. Могут быть разрешены лишь усилиями всего мирового сообщества.


    21. Верны ли суждения?

    А. НТР создала гигантские силы разрушения и массового уничтожения людей.

    Б. НТР увеличивает технические возможности производства предметов потребления, создает условия для повышения эффективности здравоохранения и образования.

    1) верно только А;

    2) верно только Б;

    3) вepнo и А, и Б;

    4) оба суждения неверны.


    22. Под общественным прогрессом понимается:

    1) неизменность общественной жизни;

    2) революционные преобразования;

    3) возврат к отжившим общественным отношениям;

    4) переход от низшего к высшему.


    23. Критерием общественного прогресса не является:

    1) развитие производительных сил;

    2) моральное, духовно-нравственное состояние общества;

    3) степень возрастания человеческой свободы;

    4) изменение формы государственного устройства.


    24. Французские просветители к критериям прогресса относили:

    1) развитие разума и нравственности;

    2) усложнение юридических институтов;

    3) развитие производительных сил;

    4) покорение природы.


    25. Верны ли суждения?

    Цивилизация – это:

    А. Определенный этап общественного развития.

    Б. Высокий уровень культуры и воспитанности человека.

    В. Особое состояние общества с правами и свободами.

    Г. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность от других.

    1) АВ; 2) БГ; 3) ВГ; 4) АБВГ.


    26. Bepны ли следующие суждения:

    А. Цивилизация – это стадия общественного развития, следующая за дикостью и варварством.

    Б. Цивилизация – это совокупность производственных отношений.

    1) верно только А;

    2) верно только Б;

    3) верно и А, и Б;

    4) оба суждения неверны.


    27. Западная цивилизация характеризуется:

    1) господством государственной собственности;

    2) развитыми рыночными отношениями;

    3) признанием того, что власть выше закона;

    4) общинной замкнутостью.


    28. Для цивилизационного подхода характерно:

    А. Признание единства исторического процесса для всех народов.

    Б. Рассмотрение уникальных особенностей отдельных цивилизаций.

    1) верно только А;

    2) верно только Б;

    3) верно и А, и Б;

    4) оба суждения неверны.


    29. Целостность современного мира проявляется:

    1) во взаимодействии государств и народов;

    2) в преобладании внешней торговли над внутренней;

    3) в совпадении национальных интересов народов мира;

    4) в отсутствии противоречий между странами и регионами.


    30. Укреплению целостности современного мира препятствует:

    1) сохранение расово-этнических различий между народами;

    2) наличие глобальных проблем человечества;

    3) наличие в мире цивилизаций различного типа;

    4) конфронтация между государствами.

    Раздел II
    Человек, познание. Деятельность

    2.1. Человек как существо биосоциальное. Индивид, Индивидуальность. Личность

    Проблема человека – центральная проблема философии. Что есть человек? Какова его природа и предназначение? Каково место человека в мире? На эти вопросы пытались и пытаются ответить самые выдающиеся умы человечества.

    Важное значение для понимания сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхождении человека. Существует несколько подходов к решению данной проблемы. Наиболее древней является религиозная теория происхождения человека. Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхождение жизни и человека; во-вторых, признание души как источника жизни, того, что выделяет человека из «царства животных». Человек, согласно религиозной теории, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от бога.

    В священной книге христиан – Библии – следующим образом описывается появление первого человека на Земле. За пять дней Бог создал небо, землю, сушу, растения, зверей. А на шестой день Бог взял кусок сырой земли и вылепил человека. Затем он вдунул в лицо его дыхание жизни, – и стал человек живым. Через некоторое время Бог взял одно из ребер человека, создал из него жену и привел к человеку. Адам и Ева дали начало роду человеческому. Таким образом, религиозная теория происхождения человека основана на идее чуда, божественного вмешательства в естественный ход событий.

    По мере развития биологии, антропологии, а позже – генетики, возникают естественнонаучные представления о происхождении человека. Наибольшую известность во второй половине XIX века получила эволюционная теория Ч. Дарвина . В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) и др. Ч. Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции лежит естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов Дарвин видел в изменениях окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. В соответствии с эволюционной теорией человек как особый биологический вид также имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Психика человека, его способность мыслить, трудиться есть многократно усиленные естественным отбором инстинкты, низшие формы которых есть и у животных. Эволюционная теория в определенном смысле «растворяла» человека в животном царстве. Дарвин не дал четкого ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.

    Ответить на этот вопрос попытался Ф. Энгельс в своей (трудовой) теории происхождения человека. Указав на целый ряд природных и социальных факторов становления человека, Ф. Энгельс выделяет труд в качестве главной причины превращения обезьяны в человека.

    Труд – это целесообразная деятельность по преобразованию вещества природы с использованием орудий труда.

    Трудовая деятельность, считал Энгельс, присуща только людям и выступает основой существования человеческого общества. Труд создал человека, привел к развитию мозга, появлению сознания и речи.

    Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности. Эти выводы были сформулированы Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

    На протяжении XX века исследования археологов, палеонтологов, этнографов в определенной мере подтвердили основные положения Ч. Дарвина и Ф. Энгельса. Были найдены останки существ, которые занимают промежуточное положение между древней человекообразной обезьяной и современным человеком. Однако на многие вопросы, связанные со становлением человека, не существует однозначных ответов. Так, не объяснен в достаточной степени процесс развития мозга человека и человеческого разума. Высказывается множество других гипотез, в т. ч. идеи о внеземном возникновении жизни и человека. Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения.

    По оценкам ученых, человекообразные обезьяны – гоминиды – появились 3,5 млн. лет тому назад.

    Превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. Процесс становления и развития человека – антропогенез – носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества – социогенезом. Становление человека и становление общества – две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося более 3 млн. лет.

    Современный тип человека – homo sapiens – человек разумный – появился 50–40 тыс. лет назад.

    Выделение человека из животного мира было обусловлено целым рядом природно-биологических и социальных факторов. Под влиянием природно-климатических условий (изменение климата, исчезновение тропических лесов на обширных территориях) некоторые виды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю, что привело к освобождению рук, усвоению прямохождения. Постепенно развивающиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда.

    Так, наряду с природными вступают в силу и социальные факторы антропогенеза, и, прежде всего – трудовая деятельность. Изготовление простейших, а затем и более сложных орудий труда имело огромное значение для становления человека. В ходе трудовой деятельности человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями. Совершенствуя орудия труда, человек развивался одновременно и сам. Благодаря труду, изменяется физиология древних людей, развивается мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа.

    Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми. Усложнение коммуникативного взаимодействия, потребности обмена информацией обусловили появление языка и речи. Развитие речевого общения было одним из важных факторов антропогенеза.

    Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Орудия рыболовства и охоты давали возможность перейти от употребления исключительно растительной пищи к потреблению мяса. Мозг получил все необходимое для питания и быстрого развития. Употребление мяса привело также к использованию огня и приручению животных.

    Существенное значение в процессе антропогенеза имело изменение и регулирование семейно брачных отношений . Животное стадо гоминидов основывается на эндогамии – близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений внутри стада и переходу к экзогамии – установлению брачных отношений с членами других общин. Экзогамия способствовала переходу от животного стада к самой простой из форм человеческого сообщества – первобытно-родовой общине.

    Табу на близкородственные отношения, на кровосмесительство – первый в ряду простейших социально-нравственных запретов, возникших в глубокой древности. Помимо этого уже самым примитивным сообществам были известны абсолютный запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни. Данные запреты касаются всех членов родовой общины и имеют характер обязательств, требований, нарушение которых влечет за собой наказание – остракизм. Эти запреты имеют надбиологический, социальный характер, способствуют переходу к человеческому нравственному существованию и потому выступают как еще один важный фактор становления человека.

    Завершающей стадией антропосоциогенеза стала так называемая «неолитическая революция», ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей . Совершенствование орудий труда, переход к оседлому образу жизни (формирование крупных племенных объединений), начало социального расслоения общества, дифференциация форм сознания, появление письменности и др., создавали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния в цивилизованное.

    Человек – это физическое тело со специфическими земными свойствами, целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух – природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.

    С одной стороны, Человек разумный (Нота sapieпs) – это результат биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Однако отличия человека от животного очень существенны. Животное, рождаясь на свет, обладает определенным набором инстинктов, которые задают поведенческие стереотипы и одновременно вариации этого поведения. Животные просто обречены вести себя тем или иным образом и не могут выйти за рамки своего вида.

    У человека ситуация совершенно иная. Человечество развивается на протяжении 40 тысяч лет, имеет приблизительно около 1200 поколений, относится к одному биологическому виду (Ното sapieпs), но тем не менее обнаруживает потрясающее многообразие в процессе поведения.

    Маркс прокомментировал эту ситуацию так: «Человек может вести себя по мерке любого вида».

    Среди представителей Ноmо sapiens присутствует индивидуальная вариативность поведения, которая неизвестна животному миру. Человеческая способность к преобразованиям неиссякаема. Биологические предпосылки поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК. Поведение людей определяет членораздельная речь , показ и пример . Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении . И если говорить о программировании поведения человека, то его определяет культура . Она является своеобразной программой поведения человека.

    Однако культура порождена социальным статусом индивида и не имеет прямого отношения к его биологическим характеристикам. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным отличительным признаком того типа сообщества, который характерен для Ното sapieпs .

    Таким образом, человек – это существо биосоциальное, особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества.

    Выделение человека из природы произошло благодаря:

    – умению производить орудия труда;

    – обладанию членораздельной речью;

    – наличию сознания и разума;

    – способности быть нpaвcтвeнным, подниматься над своими естественными влечениями и осуществлять свободный выбор.

    С другой стороны, человек существо социальное. Он представитель определенной нации, государства, класса, сословия; он – член семьи, каких-либо сообществ и коллективов. Человек преобразует природные объекты, Т. е. занимается производством, предметно-практической деятельностью. Именно в ходе этой деятельности человек формируется как социальное существо .

    Впервые это определение было дано Аристотелем , который назвал человека «общественным животным». С течением времени возникла масса других определений человека, которые акцентируют тот или иной аспект его жизнедеятельности. Примером могут служить такие рассуждения: человек – это существо моральное, свободное , обладающее самосознанием и пр.

    При анализе соотношения биологического и социального начал в человеке существуют вопросы, которые являются предметом неутихающих дискуссий, споров и обсуждений. Что определяет сущность человека: его биологическое происхождение или социальный статус? Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей? В зависимости от ответа на эти вопросы получают одобрение или осуждение проявления расизма и шовинизма, решаются вопросы женского равноправия и пр.

    Существуют разные точки зрения на вопрос о том, какой фактор оказал решающее воздействие на эволюцию человека и формирование столь разительных отличий человека от животных. Это деятельностный подход (т. е. роль деятельности, труда), социализирующей (т. е. роль игры, общения), культурологический (роль становления и развития языка, сознания, нравственности) и т. д. Комплексный подход учитывает все эти факторы и исходит из того, что биологическая эволюция человека происходила вместе с социальной и культурной эволюцией. Так, в результате длительной биологической, социальной и культурной эволюции появился человек как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, преобразующего природу.

    Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием духовного и телесного, биологического и социального. Биологический уровень человека включает в себя такие компоненты как темперамент, пол, возраст, состояние здоровья, рост, вес, внешность. Таким образом, каждый из нас, относясь к виду Homo sapiens (человек) является ещё и индивидом.

    Индивид (от слова – неделимое, особь) это человек как единичный, индивидуально-целостный, неповторимый представитель человеческого рода, который является конкретным носителем всех физиологических и социальных черт человечества.

    Индивид выступает в качестве:

    – доличностного существа;

    – носителя предметно-традиционного действия;

    – выразителя некоего слитного родового сознания.

    Индивидом может быть любой человек, которого мы пpocто выделяем из человеческого сообщества.

    Биологическое и социальное в человеке не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причём интенсивность и качество их воздействий бывают разными и зависит это от многих обстоятельств.

    Взаимоотношения между индивидом, личностью и индивидуальностью может быть передано формулой “Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают”. Индивидуальнocть подчеркивает специфические черты человека. Oтcюда и употребление такого словосочетания – «яркая индивидуальность».

    Таким образом, человек выступает сначала как особь, «случайный индивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в ее преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

    Под влиянием биологического и социального в человеке формируется личность как итог развития индивида , наиболее полное воплощение его человеческих качеств.

    Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе.

    Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность», куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

    Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т. е. личности – это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

    Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим, характеристика человека с точки зрения его участия в общественной жизни и значительной роли, которую он в этой жизни играет.

    Личность – это человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств; индивидуализированный способ бытия человека, в то время как индивидуальность – это общественный способ существования индивида.

    Возникает вопрос – когда рождается личность?

    Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

    Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующее осмысление в рамках определенного мировоззрения.

    «Кризис рождения» имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека. Первый крик – это крик «нет!», подчеркивают современные специалисты, это отказ оттого, что называют жизнью. Отражение насильственной, обижающей, репрессивной по своей природе обстановки рождения человека исследовал С. Грофф. Он систематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии сознания, и на этой основе разработал методику «второго рождения».

    В плане личностного самоопределения человека важно подчеркнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению с опытом пренатальной общности. Более того, последние данные науки по поводу специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой, и в этом смысл предпосылки личности каждого во многом определяется природным обоснованием человека.

    Итак, новорожденный – уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трех летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название «импрессинга» и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.

    Дальнейшее развитие личности связано с «происхождением» других возрастных периодов и с, другой стороны, – с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха – все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты – как правило, в юности и в возрасте 30–40 лет и застои (25–30, 40–45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т. п.

    Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией . Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т. д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т. п., в принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

    Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько ее материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я – об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.

    Вторая грань Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я – характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов – и ничего кроме этого я не содержит.

    Третья грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».

    Четвертая грань Я – это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

    Наконец, пятая грань Я – это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка – общее «+» или «-» отношение к себе. Следует различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками – и самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

    Выделяют несколько крупных социальных типов личности , которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:

    «деятели» – для таких главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя;

    «мыслители» – это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять, люди чувств и эмоций – которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Р. Гейне) проходит через их сердца;

    «гуманисты» и «подвижники» – отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдании.

    В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизации Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» – по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т. д.