Исполнение желаний

Почему ветер дует с моря на сушу? Объяснение для детей. «Почему дует ветер». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы Почему дуют такие сильные ветра

Меня всегда интересовали различные природные стихии. Одним из самых интересных и удивительных природных явлений для меня является ветер. Как хорош легкий освежающий ветерок в жаркий летний день, но как портит он погоду промозглой и дождливой осенью. :(

Что такое ветер

Ветер – это перемещение воздушных масс в горизонтальном направлении .

А для меня же ветер – это поток воздуха, освежающий тело в летний зной, это ощущение легкого ласкающего прикосновения морского бриза, это развевающиеся по воздуху волосы, шелест листвы на деревьях.


Откуда берется ветер

Раньше, люди думали, что ветры – могущественные существа, которые обладают великой силой. По поверьям ветры дули не просто так. Причиной сильных ветров, ураганов, бурь считался гнев этих существ.

Сейчас, наше с вами мышление несколько изменилось. Большинство из нас в существование духов уже не верит. Поэтому объясню с научной точки зрения, как образуется ветер. Возникает это явление из-за разницы в атмосферном давлении. Участки с разным давлением имеют разную температуру и плотность. Холодный воздух плотный, он весит больше теплого и давление в нем выше, поэтому он стремиться перейти в область с теплым разреженным воздухом. В результате этих процессов и возникает ветер .


Для меня ветер – это уникальное явление. О нем можно рассказать много интересных фактов. Вот лишь некоторые из них:

  • Ветер может дуть в вертикальном направлении , но при этом значительно теряет в скорости.
  • Самые страшные ветра дуют в Антарктиде . Их мощь заключается в огромной скорости (только представьте, она достигает примерно 60 км в час!), сочетающейся с исключительно низкими температурами. В таких условиях я бы точно не смогла жить.
  • Ветер с самой большой скоростью – торнадо . Это природное явление длится обычно всего несколько минут и по необъяснимым причинам возникает всегда во второй половине дня. Удивительно то, что каждое торнадо уникально . Оно имеет свой эксклюзивный вид, оттенок, звук и даже запах!
  • Самая большая скорость ветра зафиксирована на планете Нептун .

Полезно1 1 Не очень

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты - сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно !

Отели - не забываем проверять цены от сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это !

Аренда авто - тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем !

Сколько же ассоциаций вызывает у меня такая стихия, как ветер. Это и свобода действий, и бесконечное ощущение того, что тебе ничего не нужно делать, и могущество, так как эта стихия может быть разрушительной, и еще много чего. Как по мне, каждый человек может себя ассоциировать с ветром, так как каждая личность любит свободу, а у этой стихии нет границ, нет обязательств и ее нельзя укротить.


Из-за чего на планете дует ветер

Ветер - это движение воздуха. Двигаться его заставляет Солнце, не напрямую, а косвенно. Солнечные лучи нагревают Землю, а образовавшееся тепло нагревает воздух, из-за чего он подымается вверх. Наверху он охлаждается и опускается обратно. Также еще одной причиной движения воздуха является вращение Земли вокруг своей оси. Благодаря такой особенности нашей планеты в Северном полушарии образовываются ветры, которые двигаются вправо, а в Южном - влево.


Проверить то, как тепло влияет на воздух, можно, не выходя из своей квартиры. Для этого нужно подойти к двери, где располагается балкон, и взять с собой 2 свечи, либо салфетки или ватки. Поставить эти предметы снизу и вверху проема и посмотреть, куда они отклонятся. Если взять свечи, то нужно их зажечь и также поставить. Проверять уже можно по огню, куда он наклонится, туда и будет дуть ветер. В верхней части проема, воздух будет теплый и будет выходить наружу, а снизу будет холодный воздух, который будет перемещаться вовнутрь.

Ветер - это стихия, появление которой можно предугадать, но иногда она бывает непредсказуемой. Она является одним из факторов, которые определяют погоду на ближайшее время.


Вот некоторые интересные факты, связанные с ветром:

  1. Порт Мартин считается самым ветреным местом на Земле. Там средняя скорость ветра составляется 20 метров в секунду.
  2. Самые быстрые ветры в Солнечной системе дуют на Нептуне. Их скорость может превышать 2000 км/час.
  3. В природе встречаются вертикальные ветры. Это не длительное явление, так как они быстро теряют свою скорость.
  4. В 1999 году в штате Оклахома был зафиксирован самый быстрый ветер, который развил скорость в 512 км в час.

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

Одно из первых знаний, которое мне удалось приобрести в детстве, касалось как раз того, почему дует ветер. Я задал этот вопрос маме, когда мы шли по улице, а вокруг почти что бушевала стихия. Когда я стал постарше, то сам узнал подробно об этом явлении.


Причина того, что ветер дует

Перед тем, как начать рассуждать о том, почему дует ветер, необходимо понять, что собой представляет данное явление. В сущности ветер - это поток движущегося по горизонтали воздуха. Вот так просто.

Возникновение ветра обуславливается тем, что атмосферное давление по поверхности Земли распределяется неравномерно. Эта разница, в свою очередь, во многом возникает из-за различий температуры воздуха на разных участках.


Ветер дует из области, где давление высокое, в сторону, где давление низкое. Чтобы лучше понять данный принцип, можно представить себе обычный воздушный шарик. Когда он надут, на него действуют сдавливающие силы резиновых стенок. Поэтому если шарик развязать, почти весь воздух быстро уйдет из него, создав кратковременный слабый порыв.

Для справки можно привести некоторые примеры разновидностей ветров:

  • пассаты и муссоны - тропические;
  • западные ветры (умеренный пояс);
  • восточные ветры (полярный пояс).

Подробную информацию на данную тему можно легко отыскать самостоятельно.

Почему возникают ураганы

В быту ураганом называют любой сильный ветер. Но настоящее такое явление может зарождаться в Атлантике или в восточной части Тихого океана. Ураган - это циклон, сформировавшийся в тропическом поясе.


Это явление возникает, когда определенная область океана прогревается до 26 градусов и больше. Это приводит к тому, что очень теплый и влажный воздух поднимается вверх, где конденсируется, тем самым заставляя подниматься другие воздушные массы. В процессе это все закручивается с огромной силой, что и вызывает сильный ветер. При этом ураганами принято считать явления, когда воздух движется со скоростью 130 и больше километров в час.

И обычные, и ураганные ветры имеют одинаковую природу. Но вторые приносят с собой большие разрушения.

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

Однажды мне стало интересно, как объяснить такое явление, как "порывы ветра". Немного поискав в интернете, наткнулся на множество информации о Древней Греции, где все происходило "благодаря силе Богов и их желаний". Однако современные ученые дали намного больше ответов, чем мифология греков.


Что движет потоком воздуха

Если откинуть множество потомков и второстепенных полубогов, то можно отметить всего несколько главных персонажей мифологии. В Древней Греции существовало 4 основных Бога ветров:

  • Борей - Северный ветер.
  • Нотус - Южный ветер.
  • Эвус - Восточный ветер.
  • Зефир - Западный ветер.

О Нотусе и Эвусе мифология умалчивает, в то время как о Борее и Зефире слагали целые сказания и закрученные мифы, которые рассказывали об их подвигах, любовных интригах, сражениях, величии и силе. Их мощью они описывали бури, порывы ветров, ненастья.

Наиболее почитали Борея, на что было несколько причин:

  • Северный ветер уничтожил флот Персов, напавших на Грецию.
  • Женой Борея была Орифия.
  • Он имел способность сокрушать врагов силой ветра.

За могущество в Афинах возводили святилища в его честь, он помогал грекам в грядущих сражениях и плодоносности кобылиц. О силе крыльев Борея складывали целые былины, в который рассказывалось, как он лишь одним взмахом сметал полки врагов.

Греки связывали порывы ветра с гневом богов, если он наносил разрушительный урон торговым кораблям или строениям. В таких случаях они приносили жертвы богам, дабы задобрить их, и надеялись на то, что ненастье прекратится.


Как дует ветер - современная версия

Почитав научные статьи, смог найти объяснение более-менее понятным языком. Солнечные лучи проходят через нашу атмосферу, при этом прогревают все ее "прослойки". И, как известно, при увеличении температуры воздух поддается расширению, но, так как свет проходит неравномерно, все участки приобретают разную температуру, соответственно, разное давление. Места, где давление начинает падать, можно сказать, "выталкивает" менее плотные участки, что дает воздуху набрать скорость.


Примерно так и выходит тот самый приятный летний ветерок, который радует нас в жаркие дни. Конечно, не особо он радует при -20 зимой, когда нос и так на пределе отмерзания...

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

Сколько себя помню, я всегда не любила ветер. Сёрфингом я не занимаюсь, на парусных судах передвигаться не планирую. Лично мне ветер может быть полезен разве что в жару, когда он приносит небольшое облегчение и глоток воздуха. Но чаще всего ветер портит настроение и причёску, упорно загоняет холодный дождь под зонт, а то и выворачивает зонт шиворот-навыворот, а главное, вызывает у меня негодование и восклицания «да откуда он вообще берётся, этот ветер ?». Так как я каждый день хожу на работу пешком, последний вопрос возникает всё чаще, поэтому пришлось выудить из глубин памяти свои познания с уроков географии.


Что такое ветер и почему он появляется

Ветер - это быстрое, порывистое (именно так, порывами, мы ветер на себе и ощущаем) перемещение воздуха . Воздух перемещается из места, где его больше, туда, где его меньше. В холодных областях больше воздуха на единицу площади. Нагретый же воздух имеет меньшую плотность и, следовательно, не оказывает большого давления .


Пример: почему у водоёмов почти всегда дует ветер

С детства помню, что родители никогда не разрешали нам идти купаться в первый же жаркий июньский денёк. Они говорили: «Вода ещё не прогрелась». Действительно, вода нагревается медленнее воздуха . Значит, между водой и воздухом, пока не постоит несколько дней жаркая погода, возникает как раз-таки благоприятное пространство , где может разгуляться ветер – от более холодной поверхности воды (области высокого давления ) к прогретой суше (области низкого давления ).

Есть ветра регулярные (в зависимости от широты, они бывают западного или восточного направления), а есть те, что формируются с учетом локальных особенностей. Ветер мог бы быть ещё сильнее (боюсь себе это представить), если бы двигался беспрепятственно. Но на поверхности Земли есть препятствия, мешающие стремительному полёту воздуха:

  • горы;
  • возвышенности;
  • леса;
  • возведённые человеком строения .

Поэтому в городе между домов можно спрятаться от ветра, а в поле спрятаться негде.Ветер способен сносить на своём пути деревья и крыши зданий, а уж человек перед ним беззащитен.

Единственное, что я ценю в ветре: это возобновляемый ресурс энергии, который, к тому же, человечество уже научилось использовать.


Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

Традиционно летом я с семьей выбираюсь к озерам Хакасии для отдыха от шумного города. Палатки, костер, уха, горы, закат и…ветер. Вот такая вот особенность в виде ветра присуща Хакасии, ветра там практически постоянно, хотя я в этом вижу очень большой плюс – отсутствие кровососущих насекомых. А вот почему дует ветер, стоит разобраться.


Что же такое ветер

Сам ветер представляет собой движущийся поток воздуха . Различаются ветра по силе, направлению и продолжительности. Ветер – это уникальное явление . В честь него есть праздник – День ветра , а празднуют его 15 июня. Целью создания такого праздника является привлечение внимания общества к потенциалу ветроэнергетики . Ведь как считают эксперты в этой области, ветроэнергетика помогает решать проблемы не только энергетического плана, но и экономического, а также экологического .

Почему бывает ветряно

Еще Галлей объяснил возникновение ветра , кстати, это было более 300 лет назад. Мысль его предположения была следующей: при перепаде температуры в действие вступает архимедова сила, происходит поднятие теплого воздуха и опускание холодного .

Научная точка зрения подтверждает мысли Галлея, современные ученые формулируют причину возникновение ветра следующим образом: неравномерное нагревание земной поверхности.

Самое любопытное о ветре

Наблюдать ветер можно абсолютно в разных уголках Земли. Раскрою самые любознательные факты о ветре.


Кроме множества научных разновидностей ветра, существует и классификация, данная человечеством.

  • Ветер – доктор . Так люди называют прохладный, летний морской бриз.

  • Арбузный ветер . Присутствует он на турецком побережье Эгейского моря, в период поспевания бахчи.
  • Бабий ветер. Несильный камчатский ветер, помогает женщинам быстро сушить белье.

Почему возникает ветер в горах

Вот и пришло объяснить причину возникновения ветра в горной местности республики Хакасия. Горы могут выступать как ветрообразующим фактором , так и быть преградой для него. На больших высотах в горах прогревание воздуха происходит быстрее, чем в низменностях, при этом образуется зона низкого давления , которая и приводит к ветрообразованию. Вот такое интересное явления представляет из себя ветер. А я про него расскажу своим детям у костра при следующей поездке к озерам.

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

Буквально неделю назад погода в моем городе резко поменялась. К нам пришел с Азии антициклон, который принес «адскую жару». В такую погоду спасает только легкий ветерок . Он всегда приносит свежесть и прохладу . Моя маленькая дочка плохо переносит жару, поэтому вынуждена пересиживать самый большой солнцепек в квартире. Во время очередной вечерней прогулки она задала мне совсем недетский вопрос. Ее интересовало почему дует ветер на Земле. Честно говоря, я сразу же растерялась, ведь не знала как ей правильно и доступно подать информацию о данном природном явлении.


Как объяснить ребенку, почему дует ветер

Скажу из личного опыта, что для детей в раннем возрасте довольно часто данное явление представляет отдельный интерес. Ребенок не может понять почему в одном месте дует ветер, а в другом его нет. Главное сказать, что холодный ветер образуется из-за низкой температуры воздуха .

Чтобы дочка все поняла, я показала ей наглядный пример. Взяла не полностью надутый воздушный шарик и начала его обдувать феном. Шар заметно увеличил свой объем и поднялся вверх . Так я дала понять, что нагретый воздух легкий , он всегда поднимается . После этого я взяла этот же воздушный шар и положила его в холодильник. Дочке начала рассказывать, что Земля огромная, поэтому в одном месте может быть холодно , а на противоположной части в это же время будет жарко . Я достала шар из холодильника, и мы увидели, что он несколько раз уменьшил свой объем .

Благодаря такому эксперименту мой ребенок понял, что холодный воздух всегда стремится занять территорию теплого. 0
Мотодельтаплан

Господство ветра на планете

В большинстве мест Земли преобладают воздушные массы и имеют определенную направленность. Обычно, на полюсах встречаются восточные ветры, в умеренном климате - западные, а в тропическом ветер снова дует в восточном направлении. Места затишья, где ветра почти не преобладают, встречаются в полярной области и субтропической зоне . Тут воздух движется, преимущественно, по вертикали , что является причиной высокого уровня влажности.


Роль ветра в жизни людей

В жизни людей ветер играет огромную роль, оказывая влияние на:

  1. конструирование транспорта;
  2. добычу энергии;
  3. отдых и спорт;
  4. увеличение разрушения .

В первый пункт входит использование ветра для передвижения на суднах с парусами или на безмоторных летательных аппаратах (например, дельтаплан). Как источник энергии ветер использовался впервые сингалами (), чтобы разжигать печи. Еще, как пример, можно привести использование ветряных мельниц как для механической обработки, так и для получения энергии. Первое упоминание о мельнице причисляется Герону , жившего в 1 веке нашей эры . В настоящее время набирает обороты ветроэнергетика (ветряные электростанции).


Ветряные электростанции

В спорте и отдыхе применяется для полетов на дельтаплане, параплане, воздушном шаре и прочее. Если говорить о разрушительном действии ветра, то он может как разрушить плохо построенный мост резкими порывами, так и повредить электролинии. Еще, ветер может усилить разгар пожара. Ветер со скоростью от 12 м/с способен повалить крупное дерево. Ветра со скоростью 35 м/с способны повредить здания, содрать краску с машины или выбить окна. А, вот, перед ветром со скоростью 90 м/с уже не способна устоять ни одна постройка в мире.


Полезно0 0 Не очень

Конвекция. Нагретый воздух поднимается вверх, а на его место со всех сторон стекается более тяжелый холодный воздух. Даже простой разницы в освещенности соседних участков местности иногда бывает достаточно, чтобы вызвать локальный .

На морских побережьях дует постоянный ветер, называемый бризом. Из-за большой теплоемкости воды поверхность моря прогревается солнечными лучами хуже, чем поверхность , поэтому бриз в это время дует в сторону суши. Ночью, однако, прогревшаяся за день морская поверхность отдает накопленное тепло, поэтому ночной бриз направлен в сторону моря.

В Индийском и на западном Тихого океана явление, подобное бризу, происходит в гораздо больших масштабах. Муссоны - ветра, направленные в сторону суши летом и в сторону океана зимой. Летние муссоны несут с собой большое количество влаги, вызывают в тропических областях проливные дожди и могут стать причиной наводнений.

Конвекция происходит и в масштабах всей планеты. Холодный воздух с северного и южного полюсов непрерывно движется в сторону нагретого солнцем экватора. Из-за вращения Земли эти всепланетные ветра, называемые пассатами, направлены не прямо с севера на юг, а как бы закручены на запад. Над материками течение пассатов нарушается из-за неровностей рельефа, но в океанах они удивительно постоянны.

В отличие от океанов, где течения более или менее постоянны, направления потоков воздуха в атмосфере непрестанно меняются. В частности, из-за этого движения периодически возникают огромные воздушные вихри, в центре которых давление либо понижено (тогда они называются циклонами), либо повышено (в этом случае их называют антициклонами).

Циклон вызывает на всей своей области влажную облачную погоду с малым перепадом температур. Антициклон - напротив, приносит сухость, зимний мороз и летнюю жару. Поэтому изучение этих вихрей - основа правильного предсказания погоды, и именно их открытие можно считать началом организованной метеорологии.

Видео по теме

Перед сильным дождем, перед грозой случается сильный порывистый ветер. Порой он может создавать людям немало проблем - разрушение построек и падение деревьев, авиакатастрофы.

Связь дождя и ветра

Чтобы понимать, почему перед дождем дует ветер, сначала следует понять, что представляет собой природное явление, как дождь. Испаряясь с поверхности водоема или земли, вода поднимается вверх в виде пара, затем охлаждается и конденсируется в мелкие капли, образуя облако. Если такое происходит не в небе, а у поверхности земли, можно наблюдать туман. Когда капли становятся тяжелыми, в облаке собирается много пара и оно превращается в тучу, чтобы затем пролиться дождем.

Ветер же представляет собой перемещение воздуха из области высокого в область низкого давления. Поскольку теплый воздух имеет менее плотную концентрацию молекул и является более легким, он поднимается вверх (благодаря этому летают воздушные шары). Остывая, воздух как бы сжимается, становится более плотным и тяжелым. Из-за этого он опускается вниз и замещает собой теплый воздух, заставляя его еще быстрее подниматься. Такое движение теплого и холодного воздуха является причиной ветра. В разных местностях планеты воздух нагревается неравномерно. Там, где он более прогретый и менее плотный, давление низкое. И когда холодный воздух, имеющий более высокое давление, вытесняет теплый, дует ветер.

Причины сильного ветра

Сильный ветер перед дождем обусловлен рядом факторов. Во-первых, сам ветер и приносит дождь, поскольку сильный ливень происходит на границе атмосферного фронта, который несет тучи. Во-вторых, нисходящий воздушный поток распространяется по поверхности земли, а происходит это из-за падающих вниз дождевых капель, которые увлекают и частицы воздуха за собой.

Сильный ливневый дождь возникает из крупных грозовых кучевых облаков, когда массы воздуха увлекаются вслед за ливневыми осадками. Этот воздух, встречаясь с поверхностью земли, с высокой скоростью перемещается по ходу грозового очага (грозового облака). Так возникает зона мощного горизонтального потока - фронт порывистости. Чем мощнее грозовой очаг, тем выше степень порывистости. В этом и есть секрет шквала перед грозой.

Примером описываемого явления может послужить примечательный женевский Jet d"eau, имеющий высоту более ста метров. Приближаясь к его подножию в месте падения воды, можно ощутить сильные порывы ветра, независимо от погоды в этот день.

Согласно определению, ветер – это горизонтально направленное движение воздушных масс (потоков) на небольшом расстоянии от поверхности земли. Тут все понятно. Более сложный вопрос: что приводит в движение эти воздушные массы, то есть, почему дует ветер?

Факторы, образующие ветер

В глобальном, то есть планетарном масштабе, ветер образуют три фактора, имеющие между собой тесную взаимосвязь:

  1. Разница давления в различных точках атмосферы.
  2. Температурная разница между различными частями суши и атмосферы.
  3. Сила Кориолиса. Она порождается вращением нашей планеты вокруг собственной оси.

Первый фактор - это прямое следствие второго фактора. То есть, разное давление возникает в различных точках атмосферы, потому что эти точки имеют неодинаковую температуру. Теплый воздух имеет низкое давление из-за того, что его молекулы стараются максимально дальше оттолкнуться друг от друга. Молекулы холодного воздуха наоборот стремятся иметь между собой минимальное расстояние. Поэтому холодные воздушные массы оказывают большее давление на атмосферу.

Таким образом возникает ветер – воздушные потоки из области высокого давления перемещаются в область низкого давления. Идет выравнивание давления и заполнение атмосферных пустот. Это можно представить на примере 2-х прудов. У 1-го уровень воды выше, чем у 2-го. Если открыть шлюз, тогда вода из 1-го пруда будет поступать во 2-й до тех пор, пока их уровень не станет одинаковым.

Этим можно объяснить, почему ветер дует с моря на сушу летом, а зимой наоборот. Дело все в том, что летом воздух над морем более прохладный, чем над прогретой сушей. Зимой же морская вода остывает медленнее, чем земная поверхность. Поэтому воздушные массы над морями и океанами имеют в это время года более высокую температуру.

В планетарном масштабе, а не местном, можно сказать, что холодные воздушные массы перемещаются к экватору от полюсов. Эти потоки не равномерные, а турбулентные, то есть являются отдельными воздушными струями. Потому что каждый местный источник тепла по-разному влияет на погоду. Направление ветра в каждом районе Земли зависит от расположения суши, гор и водной поверхности. К тому же, в некоторых областях нашей планеты есть участки с постоянным высоким атмосферным давлением. Такие участки определяют направление ветров в данных областях и называются "антициклонами".

Разновидности ветров

  • Муссон – сезонный устойчивый ветер, который вызван разницей температур воздушных масс над определенными районами планеты и меняющий свое направление в зависимости от времени года. Летние муссоны дуют с океанов на сушу, а зимние с суши на океаны.
  • Пассаты – постоянное воздушное течение над океанами в тропиках, возникающее под действием силы вращения Земли вокруг своей оси (сила Кориолиса). Откуда дует ветер, возникающий под воздействием этой силы? Для Северного полушария характерно северо-восточное направление ветра, а для Южного – юго-восточное. В океанских просторах пассаты обусловили возникновение морских пассатных течений, на поверхности суши они способствовали образованию зоны тропических пустынь.
  • Тайфун – одна из разновидностей тропического циклона, которая типична для юго-восточного побережья Тихого океана.

Ветру принадлежит огромная роль в развитии всей нашей планеты. Ветром разносится большинство семян. Он участвует в формировании рельефа планеты, делая из одних земель цветущие оазисы, а из других бесплодные пустыни. Благодаря ветру, человек научился преодолевать огромные водные пространства, что способствовало развитию науки и торговли.

Надежда Васильева

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Почему дует ветер?» для подготовительной группы

Цель:

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

Задачи:

Образовательная область «Познание»:

Дать детям представление о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

Развивать умение высказывать свои предположения, аргументировать свой ответ, делать выводы.

Учить видеть положительные и отрицательные стороны одного явления (технология «ТРИЗ»)

Познакомить с понятиями «бриз», «буря», «ураган»

Развивать познавательный интерес.

Образовательная область «Коммуникация»:

Развивать объяснительную, рассудительную сторону речи

Образовательная область «Безопасность»

Напомнить правила безопасности при работе с нагревательными приборами, острыми предметами.

Продолжать формировать умение соблюдать предусмотрительность и осторожность при работе с «опасными» предметами.

Образовательная область «Социализация»

Продолжать формировать умение взаимодействовать друг с другом, слушать ответ товарища, не перебивая его.

Образовательная область «Художественное творчество»

Совершенствовать навыки работы с ножницами.

Упражнять в рисовании линии в виде спирали.

Материалы:

Электрическая плитка, коробка, кружочки красного и серого цвета (по 5 штук, картинки – подсказки (самолет, парусник, ягоды, лыжи, листик, солнце, одуванчик, воздушные шары, рисунок «Движение воздушных масс», картинки с изображением ветра разной силы, надписи к ним («ураган», «буря», «бриз», схема изготовления «змейки», подносы на каждого ребенка (в каждом: лист бумаги квадратной формы, трафарет круга (крышка, ножницы, цветные карандаши, иголка с ниткой, готовые заготовки змеек, знак «Осторожно пользоваться», колокольчик, песочные часы.

Ход НОД.

Ребята, в коробке у меня «спрятался» прибор, который поможет нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.

Вы знаете, что такое «природные явления»? (Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека, они не могут быть сделаны людьми…мы можем увидеть в разные времена года…это: снег, дождь, радуга)

Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, отгадав загадку. Готовы? Слушаем внимательно:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

Какие слова или фразы вам помогли отгадать загадку?

Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем. Но сначала подумаем:

А хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?

Игра «Хорошо – плохо»

Если вы считаете, что ветер – это плохо, и объясните, почему, то я ставлю красный кружок (красный цвет опасности, а если ветер – это хорошо, то серый.

(Если дети затрудняются сами определить положительные и отрицательные стороны предложенного природного явления («ветер», им предлагаются ситуации с опорой на картинки:

Картинка «малина» (Летом пошли в лес. Много комаров. Ветер – это хорошо, сдувает комаров.);

Картинка «солнце» (Очень сильно печет, хочется, чтобы подул ветерок. Ветер – хорошо.)

Картинка «лыжи» (поехали кататься на лыжах, ветер в лицо – плохо, в спину – хорошо, помогает ехать, подгоняет.)

И аналогично разбираются другие ситуации.

Вывод: видите, оказывается иногда ветер – это плохо, он может мешать людям, а бывает – и хорошо, тогда ветер – нам помощник.

Характер у ветра бывает разный. Какой?

Показываем картинки, знакомим с названиями :

опасный ветер – ураган , он вырывает деревья с корнем и сносит дома;

сильный ветер - буря , ломает ветки у деревьев;

слабый ветер моряки называют «бриз», он шелестит листьями, полощет флаги, заставляет стелиться дым, например, у костра.

Физкультминутка «Ветер».

А сейчас мы с вами давайте попробуем «сделать» (изобразить) ветер. Если ветер слабый – «бриз», мы будем дуем чуть – чуть; если «буря», то увеличиваем силу, а если «ураган», то дуем очень сильно. Только помните, что дуть надо, не надувая щеки. Давайте попробуем.

Очень хорошо. А теперь давайте подумаем, как можно изобразить деревья, учитывая силу ветра. Если ветер слабый («бриз») - (шевелим пальчиками); если «буря» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево не сильно); если «ураган» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево сильно). (Варианты придумывают дети.) Договорились.

Воспитатель произносит название ветра, а дети выполняют движения, соответствующие названию. Взрослый может произносить название, а показывать неправильное движение. Задача детей выполнять движения, соответствующие названию.

Молодцы. А теперь давайте подумаем, как мы «делали» наш ветер? (Вдыхали что…воздух, а потом… выдували его из себя. Мы «делали» ветер.)

А в природе… кто вдыхает, кто выдыхает?

Вот чтобы узнать, откуда ветер берется в природе нам и понадобится мой прибор.

Что это? (Электрическая плитка)

Давайте сначала вспомним, что плитка – это электрический прибор и поэтому необходимо обязательно выполнять правила безопасности. Когда она отключена, она …холодная. Если я включу ее, она…будет нагреваться. Что НЕЛЬЗЯ делать, когда плитка горячая? (Ставим знак «Осторожно пользоваться»)

А ещё у меня здесь спряталась вот такая змейка.

Приступаем к разгадке «тайны»…А вы помните, какую тайну мы должны разгадать? …происхождения ветра). Теперь давайте представим, что плитка - это земля. Земля нагревается Солнцем (в нашем случае электричеством). Я беру вот такую помощницу –

змейку, держу ее над «землей». Что-нибудь происходит? (Нет.)

Теперь я включаю плитку и продолжаю наблюдать за змейкой. Что мы видим? (Змейка начала вращаться.) Почему?

Оказывается, когда земля нагревается, она нагревает воздух, а теплый воздух легче холодного и, он начинает подниматься наверх. Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться.

Рассматриваем схему «Движение воздушных масс».

Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.

Я предлагаю вам сделать свою змейку и повторить мой эксперимент.

А змейку вам поможет сделать схема – подсказка.

На приготовленных подносиках лежит все, что вам нужно.

Вы обведете тарелочки на квадратиках бумаги, чтобы получился круг (смотрите на схему, дальше нарисуете змейку и вырежете ее по линии, в середине змейки с помощью иголки сделаете ниточку, за которую удобно будет держать ее над плиткой.

Следите, пожалуйста, за порядком на столе. Все должно находиться на подносике, особенно следите за иголкой: она должна быть воткнута в подносик, её нельзя бросать, не уколите пальцы.

(Детям, у которых не получается нарисовать змейку, даются нарисованные заготовки или готовые змейки).

По мере выполнения работы дети подходят к плитке и экспериментируют. Меняясь, дети садятся за стол, раскрашивают свои змейки. По звоночку колокольчика все садятся на места.

Итог

Ребята, что мы сегодня с вами раскрыли «тайну» происхождения ветра. Узнали, что ветер – это движение (перемещение) воздуха. Узнали, что теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.

Молодцы ребята. Спасибо вам за работу. Дома вы можете продолжить эксперимент: попробуйте подержать змейку над батареей, над лампочкой, посмотреть, как она будет себя вести. Расскажите обязательно родителям, что вы узнали.


Более трёхсот лет назад Галлей, известный главным образом благодаря открытой им комете, предложил объяснять возникновение ветра действием архимедовой силы при перепаде температуры: тёплый и лёгкий воздух поднимается, тяжёлый и холодный - опускается.

Международная группа исследователей, в которую вошли сотрудники Петербургского института ядерной физики, предложила принципиально новый физический механизм образования ветра в земной атмосфере.

Потоки газов возникают при перепадах (градиентах) давления. Давление воздуха уменьшается с высотой, образуя вертикальный градиент давления, однако он не создаёт ветра. Работу, производимую при движении воздуха этим градиентом давления, в точности компенсирует противоположная по знаку работа силы тяжести, и воздух находится в равновесном состоянии.

Влажный воздух, поднимаясь, охлаждается, и водяной пар конденсируется. Поэтому давление водяного пара с высотой падает быстрее, чем этого требует условие равновесия. При этом работа, совершаемая градиентом давления над влажным воздухом при его подъёме, в несколько раз превышает работу силы тяжести, действующей на водяной пар. Именно эта разница и создаёт ветер в земной атмосфере. Неравновесное вертикальное распределение водяного пара можно сравнить со сжатой пружиной, которая распрямляется при подъёме влажного воздуха, приводя его в движение. Поэтому конденсационная мощность, связанная с вертикальным подъёмом воздуха, в соответствии с законом сохранения энергии переводится в мощность горизонтальных ветров.

Мощность атмосферной циркуляции определяется локальной скоростью конденсации и, следовательно, осадками. Количественная оценка мощности глобальной циркуляции воздуха, полученная на основе новой теории, прекрасно совпала с накопленными данными наблюдений (о мощности ветровой циркуляции можно независимо судить по наблюдаемым горизонтальным градиентам давления и скоростям ветра).

В области конденсации возникает зона пониженного давления, затягивающая воздух из прилегающих областей. На суше такие устойчивые зоны пониженного давления создаются обширными лесами: влага сохраняется в лесной почве, испаряется с поверхности почвы и листьев и конденсируется над пологом леса. При этом возникает ветер, приносящий влагу с океана.

Новая теория вызвала бурную дискуссию в научном сообществе. Статья, отправленная в журнал “Atmospheric Chemistry and Physics ” («Атмосферная химия и физика»), находилась на рецензировании более двух с половиной лет. В итоге редакционная коллегия журнала , снабдив её комментарием редактора (полный текст статьи : стр. 1039–1056, комментарий редактора можно прочитать на стр. 1054). В нём подчёркивается, что публикацию «совершенно нового взгляда на движущую силу атмосферной динамики» следует рассматривать как «призыв к дальнейшему развитию» представленных авторами положений.