Гороскопы

Понятие, виды и жанры периодической печати. Введение жанры в арсенале современной журналистики Теория В. Шкловского о возникновении «жанров»

А.А. Тертычный

Жанры периодической печати

Учебное пособие

Введение

ЖАНРЫ В АРСЕНАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

У жанров есть предназначенье:

Они - как радуги цвета!

Коль есть они - весь мир в цветеньи

Коль нет - вселенная пуста…

«Созвездия» Ван Гартен

Нередко приходится слышать мнение о том, что для журналиста главное - создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует и другое суждение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внимания, так как содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой «набор» жанров. Согласиться с подобными утверждениями нельзя, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Дело в том, что у каждого конкретного произведения есть состав определенных характеристик. Такие характеристики возникают то ли относительно произвольно (когда автор не задумывается над тем, каким должен быть его текст), то ли в результате специальных творческих усилий автора (когда он заранее определяет, что должно быть отображено в тексте, как именно и с какой целью). Но в любом случае те тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.

Объединение это может быть произведено разными исследователями (или практиками) на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций - «жанром».

А во-вторых, точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: «Напишите, пожалуйста, хороший материал об авиации». Совсем другое, если он ему предлагает: «Напишите очерк о летчике-испытателе». В последнем случае журналист, наверное, лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор.

Чем же предопределен набор сущностных характеристик, позволяющих относить текст к тому или иному жанру? Прежде всего - своеобразием предмета журналистики и способа отображения автором действительности, порождающих этот набор. (Это традиционно признается большим числом исследователей журналистики.)

В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека.

Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистских текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, намного значительнее (в интересующем нас плане) роли предмета журналистских выступлений.

В журналистике существует три главных способа отображения - фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее - к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе - его художественного образа).

Первый и второй способы отличаются один от другого прежде всего степенью глубины проникновения в суть предмета отображения. Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (в этом случае журналист прежде всего отвечает на вопросы: где, что и когда произошло?). Быстрота получения таких сведений позволяет современной журналистике оперативно информировать аудиторию о многочисленных актуальных событиях, что очень важно для нее. Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения (в этом случае набор вопросов, на которые отвечает журналист, значительно расширяется). В данном случае главным становится обращение его к различным проблемам выбора эффективных путей развития общества, а также выявление причин, условий, тенденций развития событий и ситуаций, изучение оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выяснение возникающих между ними противоречий, оценка значимости различных феноменов, определение обоснованности тех или иных точек зрения, концепций, идей.

Способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже - художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой. Подобного рода журналистика поставляет аудитории «материал», способствующий как рациональному познанию действительности, так и эмоциональному сопереживанию отображаемых событий.

Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определенных задач.

Важнейшие из них носят предопределяющий характер и выступают как функции конкретного издания. Такие функции могут быть разными. Одни издания (например, «желтая пресса») преследуют коммерческие цели, поэтому в публикуемых материалах они стремятся прежде всего освещать такие темы, использовать такие методы создания текстов, которые позволяют в максимальной мере удовлетворять самые распространенные в соответствующей аудитории субъективно доминирующие информационные интересы в развлечении. Причем подобные издания мало волнует вопрос о том, насколько такие интересы совпадают с объективно более важными, коренными потребностями аудитории.

Другие издания могут преследовать цель пропагандистского воздействия на аудиторию (например, политического, религиозного и т. д.). Третьи могут ставить перед собой цель максимально полно, объективно информировать аудиторию, исходя из того, что журналистика призвана быть важнейшим средством именно массового информирования, связанного прежде всего с коренными, базовыми потребностями аудитории, средством повышения социальной компетентности населения, его социальной ориентированности и т. д.

Конечно же, в реальности одно и то же издание может преследовать самые разные цели. Но и в этом случае они окажут свое воздействие на характер публикаций, которые будут появляться на его страницах.

Названным предопределяющим функциям (целям) журналистики подчинены свойственные ей определенные задачи (цели) «второго ряда» (или собственно творческие функции), связанные с познанием действительности журналистом. К таким функциям относятся:

· создание определенной (той или иной степени полноты) информационной «модели» отображаемого явления (его описание);

· установление причинно-следственных отношений;

· выявление значимости явления (его оценка);

· определение будущего состояния исследуемого явления (прогноз);

Информационные жанры современной журналистики. Журналистика новостей: структура новости, методы творческой деятельности.

Формула Квинтилиана: [кто сделал? + что сделал? + где? + какими средствами? + зачем? + как? + когда?] – необходима для новостей вчера, сегодня и всегда

Римский ритор Квинтилиан и не подозревал, какой великий вклад он внес в теорию новостной журналистики. Но созданное по его формуле, содержащее ответы на все вопросы, событие само по себе еще не может называться новостью. Такому событию не хватает «головы» – событийного, информационного, оперативного повода. Долгое время информация в советской прессе не ограничивалась бесстрастной фиксацией тех или иных фактов. «Ее цель – последовательная пропаганда достижений партии и советского народа. Когда мы говорим, что информация должна быть партийной, подразумевается именно это – качественная суть, идейный стержень информации. В информационных материалах, как правило, сообщаются лишь сами факты, без выводов и политических обобщений: читателю предоставляется самому сделать необходимые выводы. Это, однако, и предполагает, и диктует обязательную организационную роль редакции в подборе публикуемых материалов». Газеты являлись органами партийных комитетов, вся информация строго регламентировалась партийными решениями и постановлениями. Весомость факта определялась пропагандистской направленностью. А сам факт определялся так: «это простое, не зеркальное отражение социального факта, а такое творческое преобразование последнего, которое содержит авторскую интерпретацию социального факта в целях идеологического воздействия на читателей»

Жанр – исторически сложившийся, устойчивый набор изобразительных приемов текстообразования, подчиненных наиболее полному раскрытию авторского замысла. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

Тексты инфо. жанров – основная часть массовых информационных потоков. Это носители оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять постоянный мониторинг наиболее значимых событий. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений.

Требования, предъявляемые к информационному сообщению: оперативность, релевантность (соотвествие интересам аудитории), фактическая точность, декодируемость (понятность), «очищенность» от дополнительных деталей, отвлекающих от смысла основной темы, краткость



Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.

Хроникальная информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный. ХРОНИКА - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок.

В отличие от хроникальной информации в нем может присутствовать комментарий. Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария:

1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.

2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.

3. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.

4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.

5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.

Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т.д.

Заметка - отличается авторской подписью, так как основой ее является письмо читателя. Если в информации важен фактор времени, то в заметке сам факт в различных временных измерениях. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке.

Реплика - это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.

Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.

Отчет - концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: прямой отчет - непосредственная передача с места события без излишних комментариев; отчет - коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече; отчет-размышление, с элементами комментирования; пространный отчет - передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета - официально-деловой. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

Интервью - некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают, что он имеет черты информационного жанра. ИНТЕРВЬЮ - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью - интервью- экспресс, блиц-интервью.

Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за "круглым столом" и др.

Репортаж - жанр, оперативно и ярко "передающий" с места событий. Самая основная и специфическая черта жанра - "эффект присутствия" - это когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей.

Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически (также различают до событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события.

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками.

ЗАРИСОВКА- обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

ОБОЗРЕНИЕ- важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

Опрос - симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

Некролог- не путать с извещением о кончине. Некролог - это рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.

Новостная журналистика с разнообразными сообщениями (экономическая, политическая, светская, спортивная, скандальная, сенсационная и т.д.) сегодня занимает значительную газетную площадь. Но достаточное место уделяется и статейным материалам, разъясняющим те или иные проблемы.

Технология производства новости в немалой степени зависит от идеологического пространства, в котором ей предстоит функционировать и характеристик аудитории, которой она предназначена. В советские времена газеты являлись органами партийных комитетов, вся информация строго регламентировалась партийными решениями и постановлениями. Весомость факта определялась пропагандистской направленностью. А сам факт определялся так: «это простое, не зеркальное отражение социального факта, а такое творческое преобразование последнего, которое содержит авторскую интерпретацию социального факта в целях идеологического воздействия на читателей».

В настоящее время одним из способов идеологического производства новостей является процедура выбора темы новостей. Эта процедура требует, чтобы факт был вырван из реального контекста его происхождения таким образом, чтобы его можно было поместить в новый, символический контекст: тему новостей. Поскольку свойство заслуживать освещение определяется темами, внимание, уделяемое событию, может быть несоразмерным его значению, актуальности или своевременности.

У жанров есть предназначенье:

Они - как радуги цвета!

Коль есть они - весь мир в цветеньи

Коль нет - вселенная пуста…

«Созвездия» Ван Гартен

Нередко приходится слышать мнение о том, что для журналиста главное - создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует и другое суждение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внимания, так как содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недостаточно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследователи предлагают свой «набор» жанров. Согласиться с подобными утверждениями нельзя, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Дело в том, что у каждого конкретного произведения есть состав определенных характеристик. Такие характеристики возникают то ли относительно произвольно (когда автор не задумывается над тем, каким должен быть его текст), то ли в результате специальных творческих усилий автора (когда он заранее определяет, что должно быть отображено в тексте, как именно и с какой целью). Но в любом случае те тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.

Объединение это может быть произведено разными исследователями (или практиками) на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций - «жанром».

А во-вторых, точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: «Напишите, пожалуйста, хороший материал об авиации». Совсем другое, если он ему предлагает: «Напишите очерк о летчике-испытателе». В последнем случае журналист, наверное, лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор.

Чем же предопределен набор сущностных характеристик, позволяющих относить текст к тому или иному жанру? Прежде всего - своеобразием предмета журналистики и способа отображения автором действительности, порождающих этот набор. (Это традиционно признается большим числом исследователей журналистики.)

В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека.

Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистских текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, намного значительнее (в интересующем нас плане) роли предмета журналистских выступлений.

В журналистике существует три главных способа отображения - фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее - к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе - его художественного образа).

Первый и второй способы отличаются один от другого прежде всего степенью глубины проникновения в суть предмета отображения. Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (в этом случае журналист прежде всего отвечает на вопросы: где, что и когда произошло?). Быстрота получения таких сведений позволяет современной журналистике оперативно информировать аудиторию о многочисленных актуальных событиях, что очень важно для нее. Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения (в этом случае набор вопросов, на которые отвечает журналист, значительно расширяется). В данном случае главным становится обращение его к различным проблемам выбора эффективных путей развития общества, а также выявление причин, условий, тенденций развития событий и ситуаций, изучение оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выяснение возникающих между ними противоречий, оценка значимости различных феноменов, определение обоснованности тех или иных точек зрения, концепций, идей.

Способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже - художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой. Подобного рода журналистика поставляет аудитории «материал», способствующий как рациональному познанию действительности, так и эмоциональному сопереживанию отображаемых событий.

Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определенных задач.

Важнейшие из них носят предопределяющий характер и выступают как функции конкретного издания. Такие функции могут быть разными. Одни издания (например, «желтая пресса») преследуют коммерческие цели, поэтому в публикуемых материалах они стремятся прежде всего освещать такие темы, использовать такие методы создания текстов, которые позволяют в максимальной мере удовлетворять самые распространенные в соответствующей аудитории субъективно доминирующие информационные интересы в развлечении. Причем подобные издания мало волнует вопрос о том, насколько такие интересы совпадают с объективно более важными, коренными потребностями аудитории.

Другие издания могут преследовать цель пропагандистского воздействия на аудиторию (например, политического, религиозного и т. д.). Третьи могут ставить перед собой цель максимально полно, объективно информировать аудиторию, исходя из того, что журналистика призвана быть важнейшим средством именно массового информирования, связанного прежде всего с коренными, базовыми потребностями аудитории, средством повышения социальной компетентности населения, его социальной ориентированности и т. д.

Конечно же, в реальности одно и то же издание может преследовать самые разные цели. Но и в этом случае они окажут свое воздействие на характер публикаций, которые будут появляться на его страницах.

Названным предопределяющим функциям (целям) журналистики подчинены свойственные ей определенные задачи (цели) «второго ряда» (или собственно творческие функции), связанные с познанием действительности журналистом. К таким функциям относятся:

· создание определенной (той или иной степени полноты) информационной «модели» отображаемого явления (его описание);

· установление причинно-следственных отношений;

· выявление значимости явления (его оценка);

· определение будущего состояния исследуемого явления (прогноз);

Периодическое издание (раньше употреблялся термин "повременное") – это печатное или электронное издание, имеющее определенное проблемно-тематическое и функциональное направление, выходящее через определенные (равные) промежутки времени отдельными выпусками, имеющими один и тот же заголовок и однотипно оформленными. Продолжающиеся издания не имеют четкой периодичности выхода в свет и выходят по мере накопления материала.

Периодическая печать как исторический источник обладает следующими особенностями:

  • – многообразие форм подачи информации, каждая из которых предполагает свои методы использования в исторических исследованиях;
  • – оперативность и периодичность опубликования информации;
  • – зависимость информационной политики от целей издателя;
  • – зависимость от цензурных ограничений.
  • официальная информация о постановлениях органов власти, материалы съездов, конференций, сообщения информагентств;
  • – информационные материалы самого издания (хроники событий, репортажи корреспондентов, фоторепортажи);
  • – редакционные материалы (передовицы и редакционные статьи);
  • – аналитические материалы, т.е. авторские размышления по поводу событий (статьи, очерки, рецензии);
  • – художественно-публицистические материалы (фельетоны, стихи, памфлеты);
  • – письма читателей;
  • – реклама.

Дискуссия

В. Рынков считает, что выделение периодической печати в особый вид письменных источников в отечественном источниковедении влечет за собой нарушение важнейшего логического принципа – единства критерия видовой классификации. По его мнению, единственный веский аргумент в пользу видовой обособленности периодической печати – публикация с определенной периодичностью материалов, объединенных общим оформлением и нумерацией.

Однако давно известна истина: публикация источника не меняет его видовую природу. В связи с этим периодическая печать – это одновременно место и способ публикации источников, ее отличают периодичность и единый подход редакции к делу обнародования последних. Таким образом, как считает В. Рынков, "периодика никогда не была и не станет видом исторических источников, а, напротив, сама может содержать в себе источники всех видов".

Действительно, каждое из периодических изданий является сложным комплексом, любой элемент которого может быть исследован отдельно (например, газетные передовицы или фоторепортажи), с применением соответствующих методов анализа. Однако вместе с тем периодическое издание способно стать предметом конкретного источниковедческого исследования как особый синтетический источник, сложившийся и функционировавший в конкретное время, с учетом исторических реалий, общей редакционной политики.

Объектом источниковедческого изучения является периодическое издание, взятое в целом, в единстве всех его издательских единиц (книг, томов, номеров, приложений к ним), в строгой хронологии выхода их в свет, как особый источник, сложившийся и функционировавший в конкретное время в конкретных исторических условиях.

Главное свойство периодического издания – сроки выхода в свет, которые определяются термином "периодичность" и измеряются числом выпусков в единицу времени: неделю, месяц, квартал, год. В России принято считать периодическим издание с выходом от двух раз в год до ежедневного, при этом важно, чтобы объявленная периодичность выдерживалась на практике хотя бы в течение года.

Газета – издание листовое, а журнал – книжное. Газета обычно выходит чаще журнала и является изданием более массовым (имеет больший тираж), но принципиальная разница не во внешних отличиях: некоторые журналы и газеты могут иметь одинаковую периодичность (например, один раз в неделю), объем (24 страницы и больше), нередко тиражи журналов превышают тиражи газет. Даже если газету сброшюровать и переплести в виде журнала, она не перестанет быть газетой. Главное отличие газеты от журнала заключается в характере информации и оперативности. Для газеты, информирующей население и формирующей общественное мнение ежедневно, важны оперативные сообщения о событиях текущей жизни, для журнала – их комментарий.

По словам издателя Н. А. Полевого, "девиз газеты есть новость, девиз журнала – основательность известий".

Газета и журнал различаются по способу воздействия на читателя, механизму подачи информации. Газете свойственны короткие заметки и небольшие корреспонденции, журналу – статьи, обзоры, рецензии, отличающиеся обстоятельностью аргументации, фундаментальностью подхода, языком и стилем изложения.

Газета – листовое периодическое издание, содержащее событийную или иную информацию о предметах и явлениях окружающей действительности, проблемы и комментарии текущей политической, социально-экономической, культурной жизни общества и отличающееся наибольшей оперативностью среди других печатных изданий. Выделяют газеты общеполитические и специализированные. Общеполитические издания условно можно охарактеризовать как СМИ для всех и обо всем, что во многом обеспечивает их устойчивость на информационном рынке и незаменимость в качестве исторических источников. Специализированные издания отличаются профилизацией тематического ряда либо ограничением аудитории и тематики. Встречаются издания, совмещающие эти характеристики; достаточно часто таковыми являются партийные издания, целевое назначение которых определяется задачей коммуникации для членов определенного политико-идеологического течения, они функционируют по принципу "обо всем – для единомышленников" . Журнал – периодическое издание, по материальному воплощению аналогичное книжному, отличающееся от других СМИ меньшей оперативностью, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее анализ общественных отношений, постановку научных, политических, социально-экономических, духовных проблем, а также различную социально востребованную информацию. Выделяют журналы литературно-художественные, общественно- политические, научные, научно-популярные, производственно-практические, популярные, реферативные.

В XVIII в. происходило становление повременных изданий. С начала XIX в. ведущее положение в периодике принадлежало толстым журналам-ежемесячникам, в пореформенное время их позиции потеснили еженедельные журналы и газеты. В начале XX в. журнал уступил место газете, не успевая за темпом общественно-политической жизни. В XX в. появились несколько новых СМИ. С изобретением радио была нарушена монополия печатных изданий: радиостанции распространяли информацию со скоростью, не достижимую даже для ежедневной газеты. Появление телевидения дало людям не только возможность оперативно узнавать о событиях, но и наблюдать происходящее на экране. Позднее возникли сетевые периодические издания. Однако печатные издания не исчезли, усилился процесс их специализации, произошло совершенствование технической базы, ускорение сбора и передачи информации. Не будучи в состоянии конкурировать с телевидением и радио в сообщении оперативных новостей, газеты и журналы сосредоточены на комментировании, первичном анализе ситуации, прогнозировании ее развития.

Газетные материалы особым образом структурированы. Часто они группируются в тематические подборки, объединяемые общими названиями, которые в редакционной практике именуются шапками. Тематическая подборка представляет объединение однородного по содержанию, но не по жанрам материала. Обычно в ней помещаются статья обобщающего характера, заметки собственных корреспондентов, хроникальные сообщения и пр. В подборках сконцентрирован материал по определенному вопросу, например, о ходе избирательной или хозяйственной кампании и пр.

Центральное место в газетах часто занимает передовая статья, располагающаяся обычно на первой странице слева. Знакомство с ней позволяет выявить основную направленность номера, злободневные вопросы текущего периода. Передовая была жанром почти исключительно газетным, получила распространение со второй половины 1860-х гг. и обычно не подписывалась. В редакционной практике было принято подразделять передовые статьи на три вида: оперативные, общеполитические и пропагандистские. Оперативные посвящались наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства, вскрывали недостатки. В общеполитических содержались широкие политические обобщения. Пропагандистские давали развернутые разъяснения политики властей.

Своеобразие прессы как источника заключается не только в особой информационной функции, сложной структуре, но и в разнообразии ее специфических жанров.

Под жанром журналистского произведения понимают устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики.

Жанры периодики условно можно разделить на следующие:

  • 1) информационные;
  • 2) аналитические;
  • 3) художественно-публицистические.

Для информационных публикаций общей чертой является стремление наиболее точно передать знание о событии, факте. Основное содержание аналитических материалов – авторские размышления по поводу событий, фактов, явлений действительности. Художественно-публицистические сочетают документализм с литературным вымыслом, дают эмоциональную оценку событий. В изданиях разного типа – разные жанровые системы: в деловом издании не встретишь зарисовку или сатирический фельетон. Однако для многих современных публикаций характерна размытость жанровых границ.

- (от англ. travel journalism) особое направление в массмедиа, сосредоточенное на предоставлении информации о путешествиях (от англ. travel) в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и др. Трэвел журналистика… … Википедия

Рецензия - Рецензия жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку . В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв… … Википедия

Путевой очерк - Путевой очерк очерк, в основе которого лежит описание каких либо событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора. Содержание 1 История появления очерка в России 2 Черты … Википедия

Устранение канцеляризмов и штампов - Одним из источников засорения литературного языка являются словесные штампы – слова и выражения, лишенные образности, часто и однообразно повторяемые без учета контекста, обедняющие речь, заполняя ее шаблонными оборотами, убивающие живое… … Справочник по правописанию и стилистике

Кинорецензия - Кинорецензия жанр журналистики и критики, тематическая разновидность жанра рецензии. Кинорецензия является критическим отзывом на произведение киноискусства. Автор кинорецензии кинокритик. Первая кинорецензия появилась в американском… … Википедия

Журналист - У этого термина существуют и другие значения, см. Журналист (значения). Журналист человек, журналистские произведения которого публикуют в СМИ. Журналистом так же является блогер, если его блог является СМИ. Главным занятием журналиста… … Википедия

Газета - У этого термина существуют и другие значения, см. Газета (значения). «Колокол» А. И. Герцена, 1857 … Википедия

Журналисты

Журналистка - Сюда перенаправляется запрос Репортёр. На тему «Репортёр» нужна отдельная статья. Журналист человек, занимающийся журналистикой: исполнитель способствующий информационному наполнению СМИ путем сбора, осмысления и изложения для аудитории… … Википедия

Репортер - Сюда перенаправляется запрос Репортёр. На тему «Репортёр» нужна отдельная статья. Журналист человек, занимающийся журналистикой: исполнитель способствующий информационному наполнению СМИ путем сбора, осмысления и изложения для аудитории… … Википедия