Гороскопы

Самоходка су 100 служба после войны. Военное обозрение и политика. Вафельные траки производства узтм

«Сотки» начали поступать в войска с ноября 1944 года. В декабре 1944 года началось формирование трех средних самоходно-артиллерийских бригад РВГК в составе трёх полков СУ-100 в каждой по штатам №№ 010/500, 010/462, 010/526, 010/527, 010/504 - 010/506, 010/514 1944 года (1492 человек, 65 СУ-100 и 3 СУ-76). Бригады получили следующие номера - 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я. Они были сформированы на базе отдельных танковых бригад - 1-й Ленинградской, 118-й Двинской и 209-й соответственно.

В начале февраля 1945 года все бригады СУ-100 были отправлены на фронт: 208-я - на 3-й Украинский, 207-я и 209-я - на 2-й Украинский. В марте - мае 1945 года в составе Белорусско-литовского военного округа была сформирована четвёртая самоходно-артиллерийская бригада СУ-100, получившая номер 231.

207-я самоходно-артиллерийская бригада закончила войну в составе 3-го Украинского фронта.

209-я так же в составе 3-го Украинского фронта как «Венская» ордена Суворова II степени.

208-я самоходно-артиллерийская бригада закончила войну в составе 6-й гвардейской танковой армии Забайкальского фронта как «Двинская» Краснознамённая, орденов Богдана Хмельницкого I и II степени.

231-я самоходно-артиллерийская бригада приняла участие в боевых действиях в войне с Японией в составе 6-й гвардейской танковой армии Забайкальского фронта.

Тактико-технические характеристики
самоходной установки СУ-100
Год выпуска 1944
Экипаж 4
Масса, т 31,6
Габаритные размеры:
длина, м
(с пушкой)
(без пушки)
ширина, м
высота, м


9,45
6,1
3
2,335
Клиренс, м 0,4
Ширина траков, м 0,5
Броневая защита, мм Лоб корпуса 75 мм
Борт корпуса 45 мм
Корма 45 мм
Крыша 20 мм
Днище 20 мм
Вооружение 100-мм пушка Д-10С
Боезапас 34 выстрелов
Углы наведения:
по горизонтали
по вертикали

в секторе 16 о
-3 o до +20 o
Двигатель "В-2-34", дизельный
12-цилиндровый, 500 л.с
Коробка передач 5-ступенчатая двухвальная
танковая
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см 2
0,8
Запас топлива, л 400+360
Запас хода, км по шоссе - 310
Макс. скорость, км/ч по шоссе - 50
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, град
ров, м
стенка, м
брод, м

35
25
2,5
0,73
1,3
Выпущено, шт 3037+1420

Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны. Включение в состав подвижных групп наших наступающих войск самоходок, вооруженных мощными 100-мм орудиями, существенно повышало их ударную силу. Нередко САУ участвовали в завершении прорыва тактической глубины обороны противника. Характер боя при этом имел много общего с действиями при наступлении на противника, поспешно перешедшего к обороне. Наступление в этих условиях проводилось или атакой с хода, или с подготовкой атаки в ограниченные сроки.

Так, в Восточно-Прусской наступательной операции войска 5-й гв. танковой армии 17 января 1945 года, пройдя боевые порядки 53 ск 48-й армии, с ходу атаковали части 299-й и 7-й немецких пехотных дивизий. Для завершения прорыва тактической зоны обороны противника были введены в бой две танковые бригады из состава 10 тк с самоходной артиллерией: 186 тбр с 1207 сап СУ-100 и 178 тбр с 381 сап СУ-100. После двухчасового боя противник был разгромлен, и 5-я гв. танковая армия продолжала наступление в западном направлении.

Впрочем, в 1945 году самоходным установкам СУ-100 пришлось участвовать и в ожесточенных оборонительных боях. Речь идет об отражении контрудара 6-й танковой армии СС против войск 3-го Украинского фронта с 6 по 16 марта 1945 года в районе озера Балатон в Венгрии. Здесь активно использовались 207, 208 и 209 сабр, вооруженные СУ-100, а также несколько отдельных полков СУ-100 и СУ-85, не без участия которых уже в первый день немецкое наступление начало давать сбои.

Особенно отличились в этих боях 1951 и 1953 сап 209-й бригады, сумевшие организовать хорошее взаимодействие с пехотой, противотанковой и дивизионной артиллерией. В течение дня СУ-100 командира батареи старшего лейтенанта А.Кочерги, боевые машины младших лейтенантов Ворожбицкого и Самарина уничтожили по три танка и штурмовых орудия. Батарея СУ-100 под командованием капитана Васильева из 1952 сап уничтожила в ходе боя три «королевских тигра».

В боях 11 - 12 марта самоходные установки СУ-100 часто использовались вместо танков, из-за больших потерь последних. Поэтому командующий бронетанковыми и механизированными войсками армии отдал приказ об оснащении каждой САУ ручным пулеметом для самообороны. По итогам мартовских боев в Венгрии СУ-100 заслужили чрезвычайно высокую оценку командования.

К концу войны в Красной Армии насчитывалось 277 самоходно-артиллерийских полков, 81 (29,3%) из которых был вооружен средними САУ СУ-85 и СУ-100.

Помимо Красной Армии средние САУ состояли на вооружении польских и чехословацких войск, воевавших на советско-германском фронте.

Войско Польское получило первые самоходки в марте 1944 года, когда в составе 1-й польской танковой бригады сформировали дивизион из 12 СУ-85. Что касается СУ-100, то 1 мая 1945 года поляки начали формирование 46-го полка самоходной артиллерии, который планировалось вооружить машинами этого типа. Однако до конца боевых действий в Европе им передали только две САУ. Остальные СУ-100 Войско Польское получило уже в послевоенные годы.

СУ-100, без сомнения, являлась самой удачной и наиболее мощной советской противотанковой САУ периода Великой Отечественной войны. Будучи на 15 т легче, чем идентичная ей по компоновке и назначению немецкая САУ «Ягдпантера», «Сотка» имела аналогичную броневую эащиту и несколько лучшую подвижность. Однако у 88-мм немецкой пушки Рак 43/3 с длиной ствола 71 калибр начальная скорость бронебойного снаряда была 1000 м/с, а ее боекомплект больше, чем у Д-10С, и скорострельность выше. За счет использования немцами бронебойного снаряда PzGr 39/43 с бронебойным и баллистическим наконечником пушка «Ягдпантеры» отличалась лучшей бронепробиваемостью на дальних дистанциях. Подобный снаряд БР-412Д появился у нас только после войны. В отличие от немецкой САУ в боекомплекте СУ-100 отсутствовали подкалиберные и кумулятивные снаряды. Фугасное же действие 100-мм осколочно-фугасного снаряда было, естественно, выше, чем у 88-мм. В целом же эти две лучшие средние самоходки Второй мировой войны не имели друг перед другом ощутимых преимуществ, при этом спектр применения у СУ-100 был несколько шире.

В СССР, в послевоенные годы СУ-100 еще долго находились в войсках, принимали участие в учениях, а по мере поступления новых самоходно-артиллерийских установок ставились на долговременное хранение в парки, где некоторое количество их, по-видимому, пребывает и сейчас. Во всяком случае, приказа Министра обороны о снятии СУ-100 с вооружения пока не было. Снятые с хранения машины участвовали в военных парадах, посвященных Дню Победы, в 1985 и 1990 годах.

СУ-100 как советского, так и чехословацкого производства состояли на вооружении армий ряда стран Варшавского договора, а также Алжира, Йемена, Анголы, Албании, КНДР, Кубы, Египта, Сирии и Вьетнама. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956, 1967 и 1973 годов. На 1996 год СУ-100 еще имелись в армиях Кубы, Албании, Румынии и КНДР. Вместе со своим базовым танком Т-34-85 у СУ-100 есть шанс, находясь в боевом строю, встретить XXI век.

Схема бронирования СУ-100

Фотографии СУ-100

Привет, танкисты!!! Давайте поговорим о советской ПТ-САУ 6-ого уровня: СУ-100.

История разработки

СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 - начале 1944 года как дальнейшее развитие СУ-85, ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на заводе Уралмаш в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 1951-1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа. Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно - в ходе арабо-израильских войн. К концу XX века СУ-100 была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран, но, тем не менее, в некоторых из них, по состоянию на 2007 год, всё ещё остаётся в строю Основным оружием СУ-100 являлась 100-мм нарезная пушка Д-10С обр. 1944 г. (индекс «С» - самоходный вариант), имевшая длину ствола в 56 калибров / 5608 мм. Орудие обеспечивало бронебойному снаряду начальную скорость в 897 м/с. Пушка устанавливалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8° (в игре у нас ±12°). Техническая скорострельность орудия составляла 4-6 выстрелов в минуту. В годы Великой Отечественной войны бронепробиваемость Д-10С позволяла ей поражать лобовую броню большинства германских танков и САУ. Д-10С оказалась способна пробивать лобовую броню «Тигра» и «Пантеры», включая верхнюю лобовую плиту последней, которая пробивалась на дистанции 1500 метров, превосходя расчётные возможности орудия. Бортовая броня немецких танков, даже на самых тяжёлых серийных образцах вертикальная или расположенная с незначительными углами наклона и не превышавшая 82 мм, как и лобовая броня основных массовых средних танков и САУ - Pz.Kpfw.IV и StuG.III/IV, пробивалась с расстояния 2000 метров и более, то есть практически на всех реальных дистанциях боя. Определённую проблему для 100-мм пушки представляла лишь лобовая броня танка «Тигр II» и выпущенных малыми сериями САУ «Фердинанд» и «Ягдтигр». Вместе с тем, как показали испытания обстрелом бронекорпуса трофейного «Тигра II», проведённые в Кубинке, попадание в лобовую броню 3-4 бронебойных или осколочно-фугасных 100-мм снарядов с дистанции 500-1000 метров приводило к образованию в ней трещин, сколов и разрушению сварных швов, приводивших в конечном итоге к выходу танка из строя. Инженеры Уралмаша Л. И. Горлицкий, А. Л. Кизима, С. И. Самойлов; инженеры завода № 9 А. Н. Буланов, В. Н. Сидоренко и инженер-механик П. Ф. Самойлов за создание САУ в 1946 году были удостоены звания лауреата Сталинской премии первой степени.

(СУ-100 с орудием 100 мм Д-10С)

Прокачка

Характеристика орудий:

Орудие 85 мм Д-5С

13,3-13,6 Скорострельность (выстр/мин)
120/161/43 Средняя бронепробиваемость (мм)
160/160/280 Средний урон (ед.)
0,43 Разброс на 100 м (м)
2,3 Время сведения (сек)

Орудие 85 мм Д-5С-85БМ

10-10,5 Скорострельность (выстр/мин)
144/194/44 Средняя бронепробиваемость (мм)
180/180/300 Средний урон (ед.)
0,34 Разброс на 100 м (м)
2,3 Время сведения (сек)

Орудие 100 мм Д-10С

8,45 Скорострельность (выстр/мин)
175/235/50 Средняя бронепробиваемость (мм)
230/230/330 Средний урон (ед.)
0,4 Разброс на 100 м (м)
2,3 Время сведения (сек)

Орудие 122 мм Д2-5С

4,69 Скорострельность (выстр/мин)
175/217/61 Средняя бронепробиваемость (мм)
390/390/465 Средний урон (ед.)
0,43 Разброс на 100 м (м)
2,9 Время сведения (сек)

Характеристика радиостанций:

Радиостанция 9Р

325 Дальность связи (м)

Радиостанция 9РМ

525 Дальность связи (м)

Характеристика двигателей:

Двигатель В-2-34

500 Мощность двигателя (л.с.)

Двигатель В-2-34М

520 Мощность двигателя (л.с.)
15% Вероятность пожара при попадании

Характеристика ходовых:

Ходовая СУ-100

37,4 Максимальная нагрузка (т)
34 Скорость поворота (град/сек)

Ходовая СУ-100-60

38,7 Максимальная нагрузка (т)
36 Скорость поворота (град/сек)

Основные ТТХ:

580 Прочность
50 Максимальная скорость (км/ч)
75/45/45 Бронирование корпуса (лоб/борт/корма в мм)
350 Обзор (м)

Любое орудие устанавливается на стоковую ходовую. Если Вы, катаясь на СУ-85, исследовали орудие 85 мм Д-5С-85БМ, то ездим с ним, если нет, то мучаемся со стоковым орудием и копим 16.500 звездочек на историческое орудие 100 мм Д-10С (это орудие является достойным представителем СУ-100, но об этом напишу ниже). Далее исследуем орудие 122 мм Д2-5С за 17.000 опыта. Ну и в конце топ двигатель, топ ходовую, ну и 85 мм Д-5С-85БМ (если не исследовано). Топ рация нам достается от СУ-85. Совету сразу исследовать СУ-152 и СУ-100М1 (даже если Ваша цель какая-то одна ветка советских ПТ-САУ, открытый танк 7-ого уровня никогда не помешает).

(орудия сверху вниз: 85 мм Д-5С, 85 мм Д-5С-85БМ, 100 мм Д-10С, 122 мм Д2-5С)

Экипаж и перки

Командир, наводчик, механик-водитель, заряжающий.
Первым перком командиру лампочку, остальным ремонт. Вторым командиру ремонт, остальным маскировку, а потом сбрасываем и берем всем боевое братство. Третьим качаем то, что изначально было вторым. Четвертым перком командиру радиоперехват, наводчику снайпера, мех-воду виртуоза, заряжающему бесконтактную бк.

Модули

Естественно ставим рога, досылатель и приводы\вентиляцию на выбор.

Танк в игре

СУ-100, как и его предшественник СУ-85, это классический пример ПТ-САУ. Никаких особенностей, позволяющих этой машине делать «необычные» вещи в бою, нету. И как играть на это технике, думаю, знает любой танкист имеющий от 1к боёв. Находим куст и работаем по чужому засвету. Естественно надо знать все кусты, где можно набить дамаг и принципы маскировки, что позволит Вам не получать ненужный урон (все это приходит с ростом боевого опыта). Запас прочности у СУ-100 - 580 единиц, поэтому помним о правиле «трех плюх». Вопреки броне верней лобовой детали в 75 мм. и наклона в 50 градусов, соуровневые танки пробивают нас без проблем. Если ставить корпус ромбом, увеличивая тем самым приведенную броню, можно избежать урона. НЛД имеет 45 мм. и наклон 55 градусов, т.е. туда нас пробью наверняка. Самое прочное место во лбу – стык бронелистов (120 мм.) и маска орудия (75 мм.). Ну и всем известный люк в ВЛД, где 65 мм., и куда нас пробивают все, кто попадет.

(взято из программы WOT Tank Viever)

(взято из программы WOT Tank Viever, люк)

Вся задняя часть танка – это двигатель и баки, если обстреливают бока или корму, то большая вероятность крита или пожара. Также частенько «радует» боеукладка, расположенная в передней части танка.
Но в этом разделе я хотел бы уделить больше внимание теме выбора орудия для СУ-100. Что лучше: 100 мм. историческое орудие или 122 мм.? Предупреждаю ярых фанатов этой ПТшки: все нижеизложенное чисто ИМХО. Начнем.

В итоге мы получаем, что 122 мм. орудие выиграло только по одному показателю: средний урон. Но без сомнения, этого хватит, чтобы переплюнуть все плюсы 100 мм. орудия. Представим ситуацию: стоите Вы шотный в кустах, а на Вас едет КВ-1С с 350 ХП, он Вас не видит. Если Вы выстрелите орудием 122 мм., то наверняка КВ-1Са шотните. С орудием 100 мм. Вам понадобиться второй выстрел, чтобы добить КВ-1Са, но КВ-1С к этому времени Вас засветит и добьет. Но стоит помнить, что респ врага не рядом с Вами, а на другой стороне карты, и пока он едет к Вам, Вы будете работать по нем с дальних и средних дистанций, стоя в кустах и оставаясь вне засвета. С ролью снайпера 100 мм. орудие справляется лучше. Пробития в 175 ед. ббшкой у обоих орудий хватает для 6-ого и 7-ого уровня, а вот если Вас забросит в 8 уровень, то пробить в лоб того же Lowe в НЛД с пробитием 217 мм., при условии, что тот стоит ромбом, очень сложно. А вот 235 вполне хватает, чтобы весь 8-й лвл наказывать. Опросив 20 своих друзей, ездивших на СУ-100, выяснил: 16 из них все бои проездили с 122 мм. орудием и ни о каком 100 мм. орудии даже слышать не хотели. А вот остальные 4 друга утверждали: «Все кто ездит с 122 мм. орудием – нубы». Лично я, откатав пару боев с топовым орудием заметил, что у меня резко упал средний дамаг на танке, и оставшиеся бои так и проездил с 100 мм. пушкой. Ну и, естественно, вывод: 122 мм. и 100 мм. орудие в равной степени хороши. Да, в какой-то конкретной игровой ситуации 122 мм. орудие проявит себя лучше, а в другой – наоборот. Но в целом выбор орудия должен зависеть от стиля игры. Для этого надо поиграть и с тем орудием, и с другим, а потом просто сравнить результаты. Где результаты лучше, там и Ваше орудие . Ну и на последок, по традиции, предлагаю Вам ознакомиться с данным ВОДом:

Более мощную, чем СУ-85 самоходно-артиллерийскую установку. В 1944 году такая установка была принята на вооружение под названием "СУ-100". Для ее создания были использованы двигатель, трансмиссия, ходовая часть и многие узлы танка Т-34-85. Вооружение состояло из 100-мм пушки Д-10С, установленной в рубке такой же конструкции, что и рубка СУ-85. Отличие заключалось лишь в установке на СУ-100 справа, спереди, командирской башенки с приборами наблюдения за полем боя. Выбор пушки для вооружения самоходной установки оказался весьма удачным: в ней прекрасно сочетались скорострельность, высокая начальная скорость снаряда, дальнобойность и меткость. Она прекрасно подходила для борьбы с танками противника: ее бронебойный снаряд с дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 160-мм. После войны эту пушку установили на новых танках Т-54.
Так же, как и на СУ-85, на СУ-100 устанавливались танковый и артиллерийский панорамный прицелы, радиостанция 9Р или 9РС и танковое переговорное устройство ТПУ-3-БисФ. Самоходная установка СУ-100 выпускалась с 1944 по 1947 год, за время Великой Отечественной войны было выпущено 2495 установок этого типа.

Самоходно-артиллерийская установка СУ-100 ("Объект 138") была разработана в 1944 году конструкторским бюро УЗТМ (Уралмашзавод) под общим руководством Л.И. Горлицкого. Ведущим инженером машины был Г.С. Ефимов. В период разработки самоходная установка имела обозначение "Объект 138". Первый опытный образец установки был выпущен на УЗТМ совместно с заводом №50 НКТП в феврале 1944 г. Машина прошла заводские и полигонные испытания на Гороховецком АНИОПе в марте 1944 г. По результатам испытаний в мае - июне 1944 г. был изготовлен второй опытный образец, который стал головным образцом серийного производства. Серийное производство было организовано на УЗТМ с сентября 1944 г. по октябрь 1945 г. За время Великой Отечественной войны с сентября 1944 г. до 1 июня 1945 г. было 1560 самоходных установок, которые широко использовали в боях на заключительном этапе войны. Всего за время серийного производства выпустили 2495 самоходных установок СУ-100.

Самоходная установка СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 и предназначалась для борьбы с немецкими тяжелыми танками T-VI "Тигр I" и T-V "Пантера". Она относилась к типу закрытых самоходных установок. Компоновочная схема установки была заимствована у самоходной установки СУ-85. В отделений управления в носовой части корпуса слева находился механик-водитель. В боевом отделении слева от пушки размещался наводчик, справа - командир машины. Сиденье заряжающего располагалось сзади сиденья наводчика. В отличие от предыдущего образца, были значительно улучшены условия работы командира машины, рабочее место которого было оборудовано в небольшом спонсоне правого борта боевого отделения.

На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Крышка люка командирской башенки с вмонтированным смотровым прибором МК-4 вращалась на шариковом погоне. Кроме того, в крыше боевого отделения был сделан люк для установки панорамы, закрывавшийся двухстворчатыми крышками. В левой крышке люка был установлен смотровой прибор МК-4. В кормовом листе рубки имелась смотровая щель.

Рабочее место механика-водителя находилось в передней части корпуса и было смещено к левому борту. Компоновочной особенностью отделения управления являлось расположение рычага переключения передач впереди сиденья механика-водителя. Посадка экипажа в машину производилась через люк в задней части крыши рубки (на машинах первых выпусков - двухстворчатый, расположенный в крыше и кормовом листе броневой рубки), люки командира и механика-водителя. Десантный люк размещался на днище корпуса в боевом отделении справа по ходу машины. Крышка люка открывалась вниз. Для вентиляции боевого отделения в крыше рубки были установлены два вытяжных вентилятора, закрытые броневыми колпаками.

1 - сиденье механика-водителя; 2 - рычаги управления; 3 - педаль подачи топлива; 4 - педаль тормоза; 5 - педаль главного фрикциона; 6 - баллоны со сжатым воздухом; 7 - фонарь освещения щитка контрольных приборов; 8 - щиток контрольных приборов; 9 - смотровой прибор; 10 - торсионы механизма открывания люка; 11 - спидометр; 12 - тахометр; 13 - аппарат № 3 ТПУ; 14 - кнопка стартера; 15 - рукоятка стопора крышки люка; 16 - кнопка сигнала; 17 - кожух передней подвески; 18 - рычаг подачи топлива; 19 - рычаг кулисы; 20 - щиток электроприборов

Моторное отделение располагалось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме устанавливался двигатель с обеспечивавшими его системами. По обе стороны двигателя под наклоном располагались два радиатора системы охлаждения, на левом радиаторе был смонтирован масляный радиатор. По бортам устанавливалось по одному масляному радиатору и одному топливному баку. На днище в стеллажах по обе стороны двигателя устанавливались четыре аккумуляторные батареи.

Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса, в нем размещались агрегаты трансмиссии, а также два топливных бака, два воздухоочистителя типа "Мультициклон" и стартер с пусковым реле.

Основным оружием самоходной установки являлась 100-мм пушка Д-100 обр. 1944 г., установленная в рамке. Длина ствола составляла 56 калибров. Пушка имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа и была оснащена электромагнитным и механическим (ручным) спусками. Кнопка электроспуска располагалась на рукоятке подъемного механизма. Качающаяся часть пушки имела естественное уравновешивание. Вертикальные углы наводки составляли от -3 до +20°, горизонтальной - в секторе 16°. Подъемный механизм пушки - секторного типа со сдающим звеном, поворотный - винтового типа. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-19, при стрельбе с закрытых позиций - орудийная панорама Герца и боковой уровень. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 4600 м, наибольшая - 15400 м.

1 - пушка; 2 - сиденье наводчика; 3 - ограждение пушки; 4 - спусковой рычаг; 5 - блокирующий прибор ВС-11; 6 - боковой уровень; 7 - подъемный механизм пушки; 8 - маховик подъемного механизма пушки; 9 - маховик поворотного механизма пушки; 10- удлинитель панорамы Герца; 11- радиостанция; 12 - рукоятка поворота антенны; 13 - смотровой прибор; 14 - командирская башенка; 15 - сиденье командира

В боекомплект установки входили 33 унитарных выстрела с бронебойно-трассирующим снарядом (БР-412 и БР-412Б), осколочно-морской гранатой (0-412) и осколочно-фугасной гранатой (ОФ-412). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 15,88 кг составляла 900 м/с. Конструкция этой пушки, разработанная КБ завода №9 НКВ под руководством Ф.Ф. Петрова, оказалась настолько удачной, что она свыше 40 лет устанавливалась на серийных послевоенных танках Т-54 и Т-55 различных модификаций. Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1420 патронов (20 дисков), 4 противотанковых гранаты и 24 ручные гранаты Ф-1.

Броневая защита - противоснарядная. Броневой корпус сварной, изготовленный из катаных броневых листов толщиной 20-мм, 45-мм и 75-мм. Лобовой броневой лист толщиной 75-мм с углом наклона 50° от вертикали был совмещен с лобовым листом рубки. Маска пушки имела броневую защиту толщиной 110-мм. В лобовом, правом и кормовом листах броневой рубки имелись отверстия для стрельбы из личного оружий, закрывавшиеся броневыми пробками. В ходе серийного производства была ликвидирована балка носа, соединение передних подкрылков с лобовым листом было переведено на соединение "в четверть", а передних подкрылков с кормовым листом броневой рубки - с "шипового" на соединение "встык". Соединение командирской башенки с крышей рубки было усилено с помощью специального бурта. Кроме того, ряд ответственных сварных швов был переведен на сварку аустенитными электродами.

1 - опорный каток, 2 - балансир, 3 - ленивец, 4 - подвижная бронировка пушки, 5 - неподвижная бронировка, 6 - дождевой щиток 7 - ЗИП пушки, 8 - командирская башенка, 9 - бронеколпаки вентиляторов, 10 - наружные топливные баки, 11 - ведущее колесо,

12 - запасной трак, 13 - бронеколпак выхлопной трубы, 14 - моторный люк, 15 - трансмиссионный люк, 16 - трубка электропроводки, 17 - посадочный люк 18 - колпак стопора пушки, 19 - торсион крышки люка, 20 - люк панорамы, 21 - перископ, 22 - буксирные серьги, 23 - пробка револьверного отверстия, 24 - люк механика-водителя, 25 - запасные траки,

26 - пробка переднего топливного бака, 27 - антенный ввод, 28 - буксирный крюк, 29 - пробка револьверного отверстия, 30 - ЗИП механика-водителя, 31 - люк стопора кривошипа ленивца, 32 - пробка червяка кривошипа, 33 - фара, 34 - сигнал, 35 - пробка револьверного отверстия.

В остальном конструкция корпуса самоходной установки была аналогична конструкции корпуса установки СУ-85, за исключением конструкции крыши и кормового вертикального листа броневой рубки, а также отдельных лючков крыши моторного отделения.

Для постановки дымовой завесы на поле боя на корме машины устанавливались две дымовых шашки МДШ. Поджиг дымовых шашек производил заряжающий с помощью включения двух тумблеров на щитке МДШ, установленного на моторной перегородке.

Конструкция и компоновка силовой установки, трансмиссии и ходовой части в основном были такими же, как на танке Т-34-85. В кормовой части машины в моторном отделении устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью стартера СТ-700 со сжатым воздухом; мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух воздушных баллонов. Емкость шести основных топливных баков составляла 400 л, четырех запасных - 360 л. Запас хода машины по шоссе достигал 310 км.

В состав трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион сухого трения; пятиступенчатая коробка передач; два многодисковых бортовых фрикциона и два бортовых редуктора. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления - механические.
В связи с передним расположением рубки усиленные передние катки были установлены на трех шарикоподшипниках. Одновременно были усилены передние узлы подвески. В ходе серийного производства было введено приспособление для натягивания гусеницы направляющим колесом, а также приспособление для самовытаскивания машины при застревании.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно с общей емкостью 256 Ампч и генератор ГТ-4563-А мощностью 1 кВт и напряжением 24 В с реле-регулятором РРА-24Ф. К потребителям электрической энергии относились стартер СТ-700 с пусковым реле для пуска двигателя, два мотор-вентилятора MB-12, обеспечивавших вентиляцию боевого отделения, приборы наружного и внутреннего освещения, сигнал ВГ-4 для наружной звуковой сигнализации, электрический спуск ударного механизма пушки, обогреватель защитного стекла прицела, электрозапал дымовых шашек, радиостанция и внутреннее переговорное устройство, аппараты телефонной связи между членами экипажа.

Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась радиостанция 9РМ или 9РС, для внутренней связи - танковое переговорное устройство ТПУ-З-БИС-Ф.
Большая величина вылета ствола (3,53 м) усложняла для самоходной установки СУ-100 преодоление противотанковых препятствий и маневрирование в ограниченных проходах.



В игре…

СУ-100 является продолжением отличной ветки ПТ-САУ СССР. В дереве исследования находится на 6 уровне, сразу после машины, которая была взята за основу – СУ-85. Поэтому логично, что геймплей особенными отличиями обладать не будет. Все также для лучшей результативности желательно играть от укрытий, второй линией, стараясь не попадать в прямую видимость противника и не выдавать свое месторасположение. И не забывать продвигаться вперед, постоянно реализуя свой урон в минуту по максимуму. Играть осторожно, при необходимости отступать, чтобы с расстояния продолжать реализовывать свой урон. Основное заметное отличие машины – это конечно топовое орудие, способное с бронепробитием в 175 мм наносить целых 390 урона на шестом уровне бронебойными снарядами! Ну и небольшие изменения в броне – более крепкий лоб с 75 мм наклонной брони.

Орудие:

В плане орудия обладатели СУ-100 делятся на два типа: любителей стрелять быстро и любителей стрелять больно. Первое орудие, способное сделать существенный вклад в победу команды – Д-10С, калибром 100 мм. Оно достаточно точное, с разбросом в 0.4 м на 100 м и временем сведения в 2.3 секунды. Способно выдавать до 1947 урона в минуту без сторонних модулей. Снаряды дешевле, соответственно и Ваш промах вам будет меньше стоить, но в то же время и попадание не будет столь сокрушительным, к тому же при каждом выстреле Ваша маскировка будет заметно теряться. Второе орудие – любимая многими Д2-5С с таким же пробитием, но разовым средним уроном в 390. Да, у него точность чуть хуже – 0,43 и время полного сведения целых 2,9 секунды. Но! Каждый выстрел в цель приносит удовольствие Вам и неприятные ощущения противнику. Главное обдумывать каждый выстрел и стрелять, когда Вы уверены в результате. А со скорострельностью в 4.69 выстрела в минуту способно выдавать в среднем 1830 урона в минуту. Это конечно меньше, но урон будет ОЧЕНЬ неприятным, буквально раскалывая танки шестого уровня, к примеру.

Модули:

С модулями ситуация состоит также, как и с предшественницей – СУ-85. Следует максимально поднимать пользу своего орудия, соответственно Усиленные приводы наводки и Досылатель должны быть установлены обязательно! Третий же следует выбирать в зависимости от собственного стиля игры. Стереотруба мне кажется будет лучшим решением для игры на подобной ПТ.
Умения экипажа

Если Вы прокачиваете данную ветку ПТ, значит и экипаж скорее всего у вас будет с подходящими перками с предыдущей машины – Шестое чувство на командире первым перком, а также обязательно прокаченные Ремонт и Маскировка в первую очередь! На остальные умения стоит засматриваться лишь тогда, когда экипаж прокачает эти два полностью.

В истории...

Выпуск нового истребителя танков СУ-100 в Советском Союзе был обусловлен тем, что к концу 1944 года СУ-85 уже были не в состоянии пробивать наклонную броню новых Тигров и Пантер. Дни СУ-85 были сочтены, и требовалась новая конструкция с новым более мощным орудием, чтобы удержать преимущество в битвах.

СУ-100 была очень похожа на предшественницу, включала в себя большую часть его конструкции, но собранную вокруг его нового противотанкового орудия Д-10 калибром 100 мм.

Главным конструктором этой машины был Л.И. Горлицкий, который создал в феврале 1944 года прототип - "Объект 138", предназначенный для тестирования нескольких 100 мм орудий. Данное орудие показало отличную производительность, будучи в состоянии с расстояния в два километра пробить 120 мм, либо наклонную лобовую броню Пантеры 85 мм толщиной с расстояния более полтора километра.

Построена СУ-100 была на Уральском заводе тяжелого машиностроения (Уралмаш), с недавно разработанной рубкой, жертвуя полезным пространством, но улучшая наклон и толщину брони – толщина плиты во лбу выросла до 75 мм. Также боевой отсек стал прохладнее, благодаря второму вентилятору, а на крыше была установлена новая, лучше продуманная командирская башня.

Впоследствии, было сохранено только одно орудие Д-10С. Также данным орудием и его послевоенными модификациями, оборудовались российские танки Т-54 и Т-55 состоявшие на вооружении многих армий по всему миру.
Массовое производство было утверждено в сентябре 1944 года, поэтому СУ-100 пропустил операцию Багратион, но как раз подоспел к финальной стадии наступления на Германию и Берлин, а другие - приняли участие в румынско-венгерском наступлении.

СУ-100 был распределен в оперативные подразделения в октябре 1944 года и тут же стал популярным среди российских экипажей. Данный танк мог уничтожить практически любой танк на поле боя, но потерял свою актуальность в 1945 году с появлением Королевского тигра.

Как и на СУ-85, у них не было никакого вторичного оружия и они были сконструированы, чтобы бороться вместе с другими подразделениями, нейтрализующими пехоту и авиацию. В июле 1945 года было выпущено около 2350 машин, точные данные разнятся до сих пор. Многие из них были переброшены в Азию в августе 1945 года для большого наступления в Маньчжурии.

Большая часть установок была передана в дружественные страны во времена Варшавского договора. Они даже были приняты на службу в Корее и Вьетнаме, и присутствовали во многих других странах до конца холодной войны. Также было разработано два послевоенных варианта - югославский M44 и египетский СУ-100М (то есть "модифицированный"). Данная, последняя версия была модернизированной, тропической версией для условий Ближнего Востока. Они участвовали в событиях во времена Суэцкого кризиса 1956 года, Шестидневной войны 1967 года и Войны Судного дня 1973.

СУ-100. Исторические характеристики:

  • Размеры: 6.10x3x2.45 м
  • Вес: 30.6 тонны
  • Экипаж: 4
  • Двигатель: дизельный V12, 493 л.с
  • Максимальная скорость: 48 км/час
  • Подвеска: Подвеска Кристи с вертикальными пружинами
  • Дистанция: 370 км
  • Орудие: 100 мм противотанковое орудие Д-10С
  • Броня (лоб/бока/корма): 75/45/45

Усиление огневой мощи СУ-85 было основной проблемой уже с самого начала ее выпуска. Этот вопрос предполагалось решить путем установки п корпус СУ-85 морской 100-мм пушки С-34. Однако внушительные размеры этой пушки не позволяли установить ее в корпус САУ. Требовалось совершенно новое орудие.

САУ СУ-100

Вновь к разработке самоходной установки, обладавшей более мощным вооружением, чем САУ СУ-85 приступили после появления в середине 1944 г. новой 100-мм пушки Д-10 С, созданной под руководством Ф.Ф. Петрова.
Конструкция самоходного шасси на базе Т-34 уже была испытана на предыдущих установках СУ-122 и СУ-85. Специалистам "Уралмаша» оставалось лишь заняться проблемами размещения нового орудия в броневой рубке.


САУ СУ-100

Однако ЦАКБ настаивало на применении орудия С-34. и образец такой машины с индексом СУ-100-2 был изготовлен и проходил испытания на полигоне в Горохово. В результате он был признан худшим, и все усилия были сосредоточены на разработке СУ-100 с пушкой Д-10С.

Первая машина увидела свет в сентябре 1944 г. Проведенные полигонные испытания показали, что бронебойный снаряд нового орудия способен поражать броню толщиной более 139 мм на расстоянии около 2 км. А на дальности около километра пушка и вовсе
могла пробить танк практически насквозь.


САУ СУ-100

Конструктивно СУ-100 не отличалась от своих предшественников, особенно от СУ-85 поздних выпусков. Различия были по сути только в орудии и измененной его броневой маске.

Корпус самоходной установки был сварен из броневых листов с большими углами наклона; лобовой лист - 50". к вертикали, боковые стенки боевой рубки - 20". В сплошном верхнем лобовом листе имелся люк для установки пушки, толщина ее броневой маски составляла 75 мм. Наклонные бортовые листы рубки выходили за пределы рубки до уровня надгусеничных попок, что позволило увеличить объем боевого отделения.В лобовом наклонном листе имелся люк для механика-водителя, оснащенный смотровыми приборами.

Боевое отделение было совмещено с отделением управления и расположено в броневой рубке. В ней размещались органы управления машиной, танко-переговорное устройство, радиостанция, вооружение, боекомплект, носовые топливные баки. В переднем левом углу рубки находилось рабочее место механика-водителя, за его сиденьем - место наводчика, справа от пушки - место командира машины, а в левом заднем углу - место заряжающего.


САУ СУ-100

Экипаж занимал свои места через прямоугольные люки в крыше рубки, командир располагался в неподвижной командирской башенке с перископическими смотровыми приборами и пятью смотровыми щелями в стенках. Щели закрывались бронестеклами. На крыше рубки в задней части располагались два вентилятора под выпуклыми броневыми колпаками.

Силовое и трансмиссионное отделение было расположено непосредственно за боевым и отделено от него перегородкой. На подмоторной раме располагался дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. Неплохие характеристики этого мотора позволяли машине массой более 30 т развивать скорость до 55 км/ч. В силовом отделении были расположоны главный фрикцион, пятиступенчатая коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Здесь же были установлены два внутренних топливных бака. Емкость же всех внутренних топливных баков СУ-100 составляла 400 л.
Устройство ходовой части было полностью аналогично танку Т-34.


САУ СУ-100

В правой передней части в лобовом листе устанавливалась 100-мм пушка Д-10 С. которая имела два прицела: телескопический и панорамный. Внешняя бронировка пушки литая, крепилась к лобовому листу корпуса болтами. Крепление и места установки орудия защищались подвижной броневой сферической маской.

Тест-драйв Зенкевичем САУ СУ-100

Практическая скорострельность пушки составляла 5-6 выстрелов в минуту. Боекомплект состоял из 33 снарядов - фугасных, бронебойных и подкапиберных, а также патронов для личного оружия экипажа и гранат.


САУ СУ-100

Для связи с остальными машинами на поле боя СУ-100 оснащалась ультракоротковолновой радиостанцией 9РМ, которая обеспечивала связь на дальности около 25 км.

В опытном порядке осенью 1944 г. были изготовлены и проходили испытания установки ЭСУ-100, оснащенная электротрансмиссиеи. ЭСУ-122Л со 122-мм пушкой Д-25Т

В августе 1943 г. Л.Горлицким бып предложен проект САУ с задним расположением боевого отделения. Считалось, что машина с такой компоновкой будет более маневренной. В марте она была построена и получила индекс «Уралмаш-1». В ее конструкции широко применялись узлы or нового танка Т-44. Однако к концу испытаний война закончилась, и машина на вооружение принята не была.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-100

СУ-100 применялась Красной Армией в боях осенне-зимней кампании 1944 г. и на завершающем этапе войны в 1945 г. Достаточно масштабно СУ-100 использовались при отражении немецкого контрнаступления у о. Балатон (Венгрия) в марте 1945 г. На остальных участках фронта применение СУ-100 носило ограниченный характер.

До конца 1944 г. на «Уролмаше» было выпущено 500 машин СУ-100 За время Великой Отечественной войны изготовили 2495 установок этого типа. Всего же на этом заводе за годы войны было выпущено более 6000 средних самоходных установок СУ-100 как одна из самых удачных и известных боевых машин времен Великой Отечественной по праву заняла место на постаменте около этого завода.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-100

Производство самоходки СУ-100 не прекращалось до 1947 г.. и позже эта машина еще долго состояла на вооружении Советской Армии. В 1960 г. была
проведена модернизация машины, в результате которой она получила усовершенствованный дизель В-2-34М, новые радиостанции, приборы ночного видения и новые опорные катки от Т-54. Возможно, некоторое количество СУ-100 находится в парках воинских частей и по сей день.

СУ-100 состояли на вооружении армий других стран Варшавского договора вплоть до 1980-х годов. Они поставлялись также в Албанию, Алжир, Анголу, Вьетнам, Кубу, КНДР. Производство СУ-100 по лицензии продолжалось в Чехословакии до 1952 г. Известно, что самоходки принимали участие а арабо-израильских войнах.

_______________________________________________________________________________________
Источник данных: автор Архипова М.А. "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"