Гороскопы

Самостоятельная работа по русской литературе рассказ передышка. Учебно- методическая разработка урока литературного чтения «Передышка» Г.А. Скребицкий. Актуализация базовых знаний

В рассказе несколько главных героев. Это дети, лесник. Отнесём к основным «персонажам» рассказа и березку, растущую в поле. По сюжету рассказа, от деревни до ближайшего леса было не близко, и дорога к лесу шла через поле. В жаркий день тяжело было бы путникам идти под палящим солнцем по этой дороге, и если бы не березка, растущая на середине пути к лесу, то людям пришлось бы совсем тяжко. Все идущие в лес и обратно останавливались отдохнуть в тени березы. Со временем березка получила свое имя – «Передышка».

По осени шли мимо Передышки ребята и остановились отдохнуть. Было холодно, и они попытались разжечь костер, но ветер мешал им это сделать. Тогда дети разожгли костер прямо у корней березы, где было углубление, защитившее огонь от ветра. Понравилось им так делать и всю осень они жгли костер у корней березы. А по весне выяснилось, что береза не выдержала огня и засохла. Со временем и засохшую березу мужики спилили на дрова, только широкий пень остался. Негде было теперь путникам укрыться от жары.

Но однажды мимо пня вместе с ребятами проходил лесник и ребята ему рассказали, что случилось с березой. Лесник быстро придумал решение – посадить осенью вдоль дороги кусты и молодые березки. Это ребята по осени и сделали под руководством лесника. И теперь вдоль дороги стало расти много кустов и деревьев, укрывающих путников от палящего солнца. А широкий пень от погибшей березы использовали для отдыха. А у места этого осталось прежнее название — «Передышка».

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа в том, что к природе надо относиться бережно и тогда природа отплатит людям добром. Дети погубили березу, но сделали они это не с целью погубить, а по незнанию. И здесь большая доля вины лежит на взрослых, которые не объяснили ребятам, что нельзя жечь костер вблизи корней деревьев.

В рассказе мне понравился лесник — человек деятельный. Никто, кроме него не позаботился о том, чтобы разрешить ситуацию и сделать путь от деревни до леса комфортным для путников.

Какие пословицы подходят к рассказу Скребицкого «Передышка»?

Не мудрено дерево сгубить, а мудрено лес вырастить.
И у березы слезы бегут, когда с нее бересту дерут.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Кто дерева не сажал, тому в тени не отдыхать.
Погубить легко — а вырастить трудно.

Альма побежала в комнату и через секунду вернулась назад. В зубах она держала мою тапочку.

"Может, тебе это нужно?" - казалось, спрашивала она.

Вот так умница! - обрадовался я, снимая тяжёлый горный ботинок и надевая лёгкую тапку.

Альма со всех ног бросилась в комнату и принесла мне вторую. Я погладил и поласкал собаку.

"Так вот какая дичь нужна ему", - видно, решила она и стала таскать мне из комнаты всё подряд: носки, полотенце, рубашку.

Довольно, довольно! - смеясь, кричал я, но Альма не унималась, пока не перетаскала всё, что только смогла достать и принести.

С тех пор она начала прямо изводить меня. Стоило только мне забыть запереть в комнату дверь, и Альма уже тащила оттуда что-нибудь из одежды. Так она старалась угодить мне целый день. А ночью она спала на крыльце, возле моей комнаты, и никого ко мне не впускала.

Но дружбе нашей скоро должен был наступить конец. Я уезжал из Гузерипля в Майкоп, а оттуда - в южный отдел заповедника. Я решил взять Альму с собой и, проезжая через Хамышки, отдать её хозяину.

Наконец мы тронулись в путь. Дорога была отвратительная. Я положил вещи на подводу, а сам шёл впереди пешком. Альма весело бегала возле дороги.

Но вот в долине показались и Хамышки.

"Как-то встретит Альма своего старого хозяина?" - невольно думал я с ревнивым чувством.

На краю посёлка белеет домик, где он живёт. Мы подъехали. Сам хозяин возился тут же с повозкой. Заслышав стук колёс, он обернулся и увидел собаку.

Альмушка, откуда ты взялась? - радостно воскликнул он.

Альма на секунду приостановилась и вдруг со всех ног бросилась к хозяину. Она визжала, прыгала ему на грудь, видимо не зная, как и выразить свою радость. Потом, будто что-то припомнив, бросилась к нашей повозке, вскочила на неё, и не успел я опомниться, как Альма схватила в зубы лежавшую на соломе мою шляпу и понесла её своему хозяину.

Ах ты, негодница! - рассмеялся я. - Теперь от меня всё тащишь. Давай-ка сюда обратно.

Я подошёл и наклонился к собаке, чтобы взять у неё свою вещь. Но Альма, положив её на землю, крепко прижала лапой и, оскалив зубы, сердито на меня зарычала. Я был изумлён.

Альма, да ты что же, не узнала меня? Альмушка!

Но собака меня, конечно, узнала. Она прилегла к земле, виновато глядела в глаза, виляла своим обрубком хвоста; она как будто просила простить её, но шляпу всё-таки не отдавала.

Можно, отдай, отдай, - разрешил хозяин.

Тогда Альма весело взвизгнула и охотно разрешила взять мне её поноску.

Я погладил собаку. Она смотрела на меня так же ласково и дружелюбно. Но я чувствовал, что теперь она нашла своего настоящего хозяина, которому будет повиноваться во всём.

Умница пёсик, - сказал я. И мне не было больше обидно, что Альма так легко променяла меня на другого. Ведь тот, другой, вырастил, воспитал, обучил её, и ему одному она отдала навек всю свою преданность и любовь.

"ПЕРЕДЫШКА"

Она стоит от всех в сторонке,

Здесь на высоком бугорке.

Зелёных веток рубашонку

Полощет в летнем ветерке.

Идя из леса, ребятишки

Под ней присядут отдохнуть.

Её прозвали "Передышкой".

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители "Передышкой".

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: "Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём".

Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.

Она стоит от всех в сторонке,

Здесь на высоком бугорке.

Зелёных веток рубашонку

Полощет в летнем ветерке.

Идя из леса, ребятишки

Под ней присядут отдохнуть.

Её прозвали «Передышкой».

От деревни до ближайшего леса дорога шла через широкое поле. Идёшь по нему в летний день - солнце печёт, жара. Кажется, конца-краю нет этому полю.

Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза.

Кто бы из леса в деревню или обратно ни шёл, обязательно сядет и отдохнёт в прохладной тени под старым деревом.

И так это славно бывало: кругом всё поле даже блестит от солнца, а под густой берёзой свежо, прохладно. Над головой зелёные листья шумят, будто зовут присесть и передохнуть немножко.

Вот и прозвали эту берёзу местные жители «Передышкой».

Ранней весной только пригреет получше солнце, а Передышка уже зазеленела, стоит среди поля нарядная, сплошь усыпанная клейкими молодыми листочками.

А осенью Передышка становилась вся жёлтая. Подует ветер, и полетят с дерева золотые листья.

Целые стаи перелётных птиц садились передохнуть на берёзу.

И так уж, бывало, заведено, из года в год, много лет: человек ли идёт из леса в деревню, птица ли откуда-то издали прилетит - для всех берёза посреди поля отдыхом служит.

Но вот однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и, как полагается, отдохнуть уселись.

Кругом по-осеннему неприютно: поле пустое, серое, давно уже с него хлеб убрали, только сухое жнивьё жёсткой колючей щёткой торчит. А у самой дороги картофельные гряды темнеют. Ботва на них почернела, дожди да ветры прибили её к самой земле.

Посидели ребята немного под деревом, а потом кто-то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Сказано - сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

Постойте! - кричит один мальчуган. - Тащите-ка сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить, картошку печь. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева поободрали. А между корнями огонь выжег большую чёрную дырку - настоящую печь.

Наступила зима. Ребята перестали ходить в лес.

Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра. Но и она теперь не очень была заметна - снаружи её слегка припорошил снег.

Но вот и зима прошла. Потекли ручьи, запестрели в поле проталины, всё кругом зацвело, зазеленело.

И только одна Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой. Она стояла голая, потемневшая. Ветер поломал у неё сухие ветви и оставил лишь крючковатые толстые сучья.

Засохла наша берёзка, не будет теперь Передышки, - говорили в деревне.

А потом однажды приехали на дрогах люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки один только пень, а внизу под ним - чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит.

Поглядел на него лесник, рукой махнул.

У кого ж это, - говорит, - хватило совести Передышку сгубить? Выжгли дыру у самых корней да ещё всю кору со ствола ободрали…

Стыдно стало ребятам. Вот ведь они что по незнанию наделали. Переглянулись между собой и рассказали обо всём леснику.

Тот покачал головой.

Ну, - говорит, - что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять.

Ребята обрадовались. Только как же её исправить?

А вот как, - сказал старик, - осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Так и решили. Было это лет десять назад.

А теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. Сидят кто на пне, а кто просто так, на земле, под тенью густых молодых берёзок. И это место зовётся по-прежнему «Передышка».

Так аисты целые дни по очереди кормили птенцов. А когда те подросли и стали ещё прожорливее, тут уж оба родителя начали вместе летать и добывать детям корм.

Прошло ещё недели полторы, и вдруг один из аистов-родителей исчез. Что с ним случилось, неизвестно: может, его убили, а может, и сам от чего-нибудь погиб.

Вот когда настала трудная пора для оставшегося аиста! Птенцы стали уже совсем большими. Их было трое, и они требовали очень много еды.

Как только начинало светать, аист уже спешил на болото за добычей, приносил её, совал в рот одному из птенцов и, не отдыхая ни минуты, летел обратно на охоту.

Так он трудился до позднего вечера.

Нам было очень жаль бедную птицу, но мы не знали, чем ей помочь.

Один раз мы пошли ловить на речку рыбу. Возвращаемся домой и видим, что все три аистёнка тянут из гнезда свои длинные шеи, открывают клювы и просят есть. А аиста около гнезда нет. Значит, на болоте лягушек ловит.

Что, если попробовать их рыбой покормить? - предложил мой товарищ.

В тот же миг мы залезли на дерево. Увидев нас, аистята заволновались, засуетились, чуть из гнезда не попадали.

Но вот один из них заметил в руках у меня рыбёшку. Аистёнок потянулся к ней, схватил клювом и проглотил. Другие сейчас же последовали его примеру.

Мы отдали аистятам всю нашу рыбу, слезли с дерева и тут только увидели старого аиста. Он поспешно подлетел к гнезду и стал беспокойно осматривать, всё ли там в порядке.

С этих пор мы каждый день начали кормить аистят: ловили специально для них рыбок и лягушек.

Аистята очень быстро смекнули, в чём дело. Как только мы влезали на дерево, они все разом тянули к нам из гнезда свои длинные шеи и раскрывали рты, прося, чтобы мы их накормили.

Наконец наши питомцы совсем выросли. Они покрылись перьями и начали вылетать из гнезда. И тут нам от них просто житья не стало - аистята не давали нам проходу. Стоило только показаться на дворе, как они слетали с гнезда и опрометью бросались к нам, требуя еды.

А взрослый аист как будто понял, что и без него дело обойдётся: все реже и реже приносил детям корм. Большую часть дня он или бродил по болоту, поедая лягушек, или дремал на дереве возле гнезда. Аист дремал на дереве, а в это время аистята гонялись за нами по двору, требуя еды.

Однажды они увязались с нами на болото. Там было много лягушек. Аистята начали ловить их сами и вовсе забыли про нас. С этого дня они каждое утро стали летать на болото - охотиться за лягушатами и другой добычей.

Лето кончалось. Все аисты собирались в стаи, готовясь к отлёту. Наши тоже перестали ночевать на дереве у гнезда - наверное, примкнули к какой-нибудь стае, и мы уже начали забывать о своих питомцах.

Но вот как-то раз идём мы с рыбной ловли домой. Смотрим - по лугу разгуливает стая аистов. Заметили нас, насторожились - сейчас полетят. Вдруг видим - от стаи отделяются три аиста и направляются прямо к нам.

Да это же наши аистята! - обрадовались мы и начали манить их рыбой.

И вот эти большие дикие птицы подбежали к нам, захлопали крыльями, засуетились - так и хватают рыбу из рук! Схватит рыбёшку клювом, подбросит вверх, перехватит поудобнее и проглотит, а потом от удовольствия даже голову на спину закинет и клювом защёлкает.

Наши аисты рыбу из рук едят, а вся стая издали смотрит. Шеи вытянули, глядят - ничего, видно, понять не могут.

Наелись аистята, клювами в благодарность похлопали и обратно к стае вернулись. А мы домой пошли.

Больше мы их не видели.

Холодно стало. Улетели они на тёплый юг.

БЕЛАЯ ШУБКА

В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет.

Зимний лес без снега казался хмурым, унылым. Все листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг, нигде не пискнет ни одна птичка; только холодный ветер посвистывает среди голых обледенелых сучьев.

Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим - посреди поляны над большим кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него, то вверх взлетят, то на землю сядут. Наверно, думаю, они там какую-то еду себе нашли.

Стали ближе подходить. Заметили нас вороны - одни в сторону отлетели, по деревьям расселись, а другие и улетать не хотят, так над головой и кружат.

Подошли мы к кусту, смотрим что-то под ним белеет, а что - сквозь частые ветки и не разберём.

Раздвинул я ветки, гляжу - заяц, белый-белый, как снег. Забился под самый куст, прижался к земле, лежит не шевельнётся.

Кругом всё серое и земля и опавшие листья, а заяц среди них так и белеет.

Вот почему он воронам на глаза попался - оделся в белую шубку, а снега-то нет, значит, и спрятаться ему, белому, негде. Дай-ка попробуем его живьём поймать!

Просунул я руку под ветки, тихонько, осторожно, да сразу цоп его за уши - и вытащил из-под куста!

Бьётся заяц в руках, вырваться хочет. Только смотрим - одна ножка у него как-то странно болтается. Тронули её, а она переломана! Значит, сильно его вороны потрепали. Не приди мы вовремя, пожалуй, и совсем бы забили.

Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сено, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него совсем срослась, он даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдёт ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.

Пока заяц у нас дома жил, и снег выпал, белый, пушистый, как зайкина шубка. В нём зайцу легко прятаться. В снегу не скоро его заметишь.

Ну, теперь можно его и обратно в лес выпустить, - сказал нам однажды папа.

Так мы и сделали - отнесли зайца в ближайший лесок, попрощались с ним да и выпустили на волю.

Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.

В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.

Вот когда ему белая шубка пригодилась!

Солнечный день в самом начале лета.

Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу под берёзами по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле… И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я - к ней на голос. А она замолчит и вот снова: «Ку-ку, ку-ку!» - но уже совсем в другом месте.

Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла - может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»

Я молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»

2 класс (2 ученика)– нет детей с ОВЗ МОУ Бармановская оош Учитель: Моисеева Н.В. Урок литературного чтения 3 класс (4 ученика)- 3ученика с ОВЗ (ЗПР) 4 класс (1ученик) – нет детей с ОВЗ 1) Тема 2 класса: Урок добра. Пейзаж в литературе. Г. Скребицкий «Передышка». А. Куинджи «Березовая роща» (репродукция).(2урок) Цель: познакомить с авторским отношением к изображаемому в произведении окружающему миру через пейзаж. Задачи: Образовательные: ознакомление с художественным описанием пейзажа. Осознание нравоучительного характера произведения. Развивающие: Развитие навыков осмысленного чтения, внимания, наблюдательности, развитие речи. Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к природе, ответственности за свои поступки. 2) Тема 3 класса: Жанровая принадлежность текста. К.Паустовский «Стальное колечко» (2 урок) Цель: учить определять жанровую принадлежность текста. Задачи: Образовательные: распознавание признаков принадлежности теста к жанру сказки или жанру рассказа. Развивающие: развитие навыков осмысленного, беглого чтения, воображения, речи. Воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе. 3) Тема 4 класса: Эмоциональное состояние героя. Чудесное весеннее преображение. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Цель: познакомить с творчеством А. Ахматовой через стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Образовательные: осознание идеи произведения через анализ поэтического текста; Развивающие: способствовать развитию навыков выразительного чтения на основе эмоционального восприятия стихотворения. Воспитательные: способствовать воспитанию любви к родной природе. Этап Проверка домашнего задания в 3 классе Деятельность учителя Задание 3 классу Предлагает выполнить тест и написать один вопрос для одноклассников по содержанию изучаемого произведения. -С каким произведением познакомились вчера? Кто автор? -Дома вы были в роли читателей. Поднимите руку, кто считает, что был внимательным читателем? Задание 2 классу Предлагает выполнить задание на карточке «подобрать родственные слова к слову Передышка» Определени е учебной задачи и плана работы над произведен ием. Работает с 4 классом. Помогает определить учебную задачу - Сегодня на уроке ты познакомишься со стихотворением А.А.Ахматовой. Приходилось ранее тебе читать о ней или ее произведения? Открой стр. 70 в учебнике. У стихотворения нет названия. Для чего вообще нужно название стихотворению, рассказу…? Ахматова доверяет нам, своим читателям, ожидает, что мы сами прочувствуем, как назвать стихотворение? -Какую работу надо выполнить на уроке, чтобы понять главную мысль стихотворения и в результате дать ему название? Предлагает план работы на урок. Деятельность 2 кл Деятельность 3 кл Деятельность 4кл С./Р. Выполняют тест «Самый внимательный». Записывают вопрос по содержанию для одноклассников. (Приложение №1) С./Р. Выполняют задание на карточке подобрать родственные слова к слову «Передышка» Р./У. Отвечает на вопросы учителя, определяет учебную задачу и план работы Определени е цели урока во 2 классе Работает со 2 классом Помогает определить цель урока. -Какой рассказ мы читали на прошлом уроке? Кто автор? -Какие родственные слова вы подобрали к слову «передышка»? Почему местные жители прозвали берёзу «Передышкой»? Перечитаем это место. Постарайтесь при чтении передать отношение людей к берёзе. В тексте автор везде «Передышка» и пишет с большой буквы? Почему? Обратите внимание на слова - «старым деревом». Как относились люди к дереву? (Открывает ответы теста для проверки 3 кл) - О чем рассказ? - Для чего Г. Скребицкий рассказал нам эту историю? Проверим ваши предположения. Задание 2 классу -Перечитайте рассказ и найдите описание березы в разное время года. (лето, 1 весна, осень, зима, 2 весна) - карточка Проверяет задание у 3 класса Беседует о результатах теста, об аргументированном исправлении ошибок. Просит задать подготовленные вопросы по содержанию. Предлагает оценить свои умения «Знаю содержание произведения» Р./У. Отвечают на вопросы учителя. Работают с текстом. (поиск информации, выразительное чтение) С./Р. Самопроверка ответов с доски. Поиск в тексте информации для обоснования исправления ошибок. С./Р. Работает в соответствии с планом. Приложение №3 В тексте о А. Ахматовой выделяет главные сведения о ней Анализирует стихотворение. (приложение 4) Р./У. Аргументируют исправление своих и «чужих» ошибок. Озвучивают вопросы по содержанию. Оценивают свои умения «Знаю содержание произведения» (лист самооценки) С./Р. Работает в соответствии с планом. Отвечают на вопрос. Например: О березке. О плохом поступке ребят. Высказывают предположения. С./Р. Перечитывают рассказ и выписывают ключевые, на их взгляд, слова, сочетания слов описание березки в разное время года. Возможна работа в паре. (Приложение №5) Определен ие цели урока Помогает определить цель урока -На прошлом уроке мы выясняли, что роднит "Стальное колечко" с рассказом, что со сказкой и у нас получилась таблица. (слайд) Зачем мы это делали? Сможем сейчас по таблице определить жанр произведения? Что надо сделать, чтобы определить жанр произведения? Работа по определен ию жанра произведе ния -Вспомните 2 желание, которое должно было выполнить колечко, если надеть его на безымянный палец. (Большущая радость) Увидела Варюша большую радость? В чем она заключалась? Отвечают на вопросы Безымянный - большущая радость Предлагает в паре поработать с отрывками, которые помогут в подробнее разобраться в чем заключается большущая радость. Объясняет варианты работы в паре 2пара Зрительный образ весны - Как Варюша увидела приход весны? 1пара Слуховой образ весны - Как Варюша услышала приход весны? Ощущения весны всем - Как Варюша ощутила на себе приход весны? С./Р.Чтение с пометками цветными карандашами Зрительный образ весны синим Слуховой образ весны красным Ощущение весны зеленым (Приложение 3) Проверка самостояте льной работы Работает со 2 классом Предлагает зачитать описание березы в разное время года –Какой была береза в 1 весну, а какой во 2?. Рассмотрите картины, какая из них вам больше нравится? Почему? (слайд) “ У кого это хватило совести Передышку Определяют цель урока (приложение 2) Р./У.Зачитывают описание березы в разное время года, дополняют друг друга Отвечают на вопросы, высказывают свое С/Р. Чтение с пометками по заданию С./Р.по плану Работа с репродукц ией картины сгубить? ” – спросил лесник. – Когда так говорят “ хватило совести”? (не постыдились, не постеснялись.) Кто виноват в том, что Передышки больше нет? - Одобряете вы поведение ребят? Почему его можно назвать бездумным? Докажите строками. Можно сказать, что ребята исправили свою ошибку? - Для чего Г. Скребицкий рассказал нам эту историю? Предлагает работу с репродукцией картины А. Куинджи. Стр 55 -Рассмотрим репродукцию картины Архипа Ивановича Куинджи. На стр 55.и письменно ответим на вопросы. физкультминутка Проверка Совместно работает с 3,4 классом самостояте Проверка самостоятельной работы льной - Какой увидел весну литературный герой работы 3,4 Ахматовой? класс - Как Варюша увидела приход весны? Как услышал литературный герой Ахматовой приход весны? - Как Варюша услышала приход весны? Как литературный герой Ахматовой ощутил приход весны? -Как Варюша ощутила на себе приход весны? - Что происходит с природой с приближением весны? Что происходит с человеком, когда он мнение, выборочно читают, аргументируя свое мнение Делают выводы С./Р. Рассматривают репродукцию и письменно отвечают на вопросы (приложение 6) С./Р.с репродукцией картины Р./У.Отвечают на вопросы, аргументируя мнение выборочным чтением Рефлексия учебной деятельнос ти Домашнее задание чувствует приближение весны? Нам бывает трудно передать это состояние словами, тогда на помощь приходят стихи. Предлагает 4 классу прочитать выразительно стихотворение - Какое название точно передаст главную мысль стихотворения? -Подумай, что получилось сегодня лучше всего? Над чем надо поработать? Предлагает 3 классу вернуться к таблице. -Весеннее преображение это чудо или реальность? -Колечко волшебное или нет? - К какому жанру (сказка или рассказ) отнесем произведение «Стальное колечко»? - Вывод: Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется нам: как сказку, либо как рассказ. Сам Паустовский определил это произведение как сказка. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только заметить.Предлагает оценить свои умения Подводит итоги урока. -Что получилось сегодня лучше всего? Какую работу не закончили. Над чем надо поработать? Определяет, предлагает домашнее задание. -Какое домашнее задание выберите? 3 классу предлагает варианты на выбор 2 классу устный или письменный рассказ по картине 4 класс выразительное чтение или наизусть или закончить анализ стихотворения. 4 класс – выразительно читает стихотворение 3 класс – высказывают свое мнение об услышанном 4 класс выполняет самооцену работы на уроке. 3 класс работает с таблицей и определяет жанр произведения 3 класс оценивают свои умения в листе. «как я умею работать с тестом» Высказываются о своей работе на уроке, определяют для себя домашнее задание Приложение 1 Тест «Самый внимательный» 1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (ДА Нет) 2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Да Нет) 3. На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да Нет) 4. Боец попросил подарить ему махорки. (Да Нет) 5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да Нет) 6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Да Нет) Проверка: Нет, нет, да, нет, да, нет (слайд) Напиши один вопрос для одноклассников, чтобы проверить, внимательные они читатели или нет. Приложение 2 Рассказ 1Есть название села, где живет Варя и дед 2Название села, куда Варюша идет за махоркой 3Снегопад, станция, поезд-это есть в настоящей жизни 4Колечко обычное Сказка 1Беседа с бойцом похожа на сказку 2Есть говорящий скворец Сидор 3Поезд похож на чудовище 4Колечко волшебное Приложение 3 1. Вот и весна! – сказала Варюша. Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче. 2. Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками: белые подснежники чутьчуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нем сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутине. На верхушке сосны ударил дятел – пять раз. «Пять часов! – подумала Варюша. – Рань-то какая! И тишь!» Тотчас высоко на ветвях в золотом зоревом свете запела иволга. Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась. 3. Ее обдало сильным, теплым, ласковым ветром, и что-то прошелестело рядом. Закачалась лещина, из ореховых сережек посыпалась желтая пыльца. Кто-то прошел невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Навстречу ему закуковала, закланялась кукушка. «Кто же это прошел? А я и не разглядела!» – подумала Варюша. Она не знала, что это весна прошла мимо нее. Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость – такая, что не охватишь руками, – зазвенела, запела у нее на сердце. Приложение 4 Вопросы и задания Возможные варианты ответов 1. Какие картины рисует поэт? Что видим: "луг отдыхает под снегом", Слышим: "деревья шумят" Осязаем, т.е. чувствуем: "веет ветерок" 2. Приведи примеры художественных средств, используемых поэтом. Олицетворение: луг "отдыхает", "шумят деревья", "дивится тело". Эпитеты: "под плотным снегом", "деревья весело-сухие", "теплый ветер". Повторы: 3 строчки начинаются с союза "и" (играет усилительную роль; передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека.) 3. Какая строка "подсказывает" нам переживания лирического героя? "А песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь" (точно передает душевное смятение) 4. Какое преображение скрыто в строке "И дома своего не узнаешь"? "И дома своего не узнаешь" – в значении "все привычное воспринимается как новое". 5. Выделите 2 смысловые части стихотворения. Дай название каждой части. 1-я часть- описание природы (настроение ожидания) 2-я часть - описание внутреннего состояния лирического героя 6.Почему автор не поделила стихотворение на четверостишия, как принято в литературе? Всё стихотворение для автора является одним целым: природа и ощущения человека связаны друг с другом. 7. Подумай над смыслом слов, выделенных в первой строке стихотворения? Определите тему стихотворения. Приближение, предчувствие весны 8. Какие слова кажутся тебе самыми главными в каждой строке? Пометь их. 9. С какой интонацией нужно читать стихотворение? Сдержанно Сдержанно - радостно Радостно Печально Торжественно Вопросы и задания Ответы 1. Какие картины рисует поэт? Что видим: Слышим: Осязаем, т.е. чувствуем: 2. Приведи примеры художественных средств, используемых поэтом. Олицетворение: Эпитеты: Повторы: 3. Какая строка "подсказывает" нам переживания лирического героя? 4. Какое преображение скрыто в строке "И дома своего не узнаешь"? 5. Выделите 2 смысловые части стихотворения. Дай название каждой части. 6.Почему автор не поделила стихотворение на четверостишия, как принято в литературе? 7. Подумай над смыслом слов, выделенных в первой строке стихотворения? Определите тему 1-я часть2-я часть - стихотворения. 8. Какие слова кажутся тебе самыми главными в каждой строке? Пометь их. 9. С какой интонацией нужно читать стихотворение? Сдержанно Сдержанно - радостно Радостно Печально Торжественно Памятка Выразительные средства речи в литературных произведениях Выразительные средства Пример Эпитет – это образное слово или словосочетание, Добрый молодец, ясное солнышко, тихий определяющее лицо, предмет, явление или действие восторг. Метафора – это слово или выражение, которое Со снопом волос твоих овсяных… употребляется в переносном значении на основе сходства (С.Есенин.) двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Олицетворение - такое изображение неодушевлённых Хмель (растение), ползя по земле, предметов, при котором они наделяются свойствами хватается за встречные травы. живых существ - даром речи, способностью мыслить и (В.Солоухин) чувствовать, действовать. Сравнение - приём, основанный на сопоставлении Лёд, окрепший на речке студёной, словно явления или понятия с другим явлением. как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов.) Гипербола – означает «преувеличение». Сто лет тебя не видел. У них клубника с кулак. Море слёз. Антитеза - приём контраста, противопоставления А новое так отрицает старое! явлений и понятий. (А.Володин.) Анафора (единоначатие) - повторение слов или Люблю тебя, Петра творенье, словосочетаний в начале предложения или стихотворных Люблю твой строгий. стройный вид... строк. (А.С.Пушкин) Приложение 5 Г.А. Скребицкий «Передышка» Берёза летом _______________________________________________________ (зеленая, развесистая, густая, зеленые листья) Береза весной _____________________________________________________(зазеленела, нарядная, с клейкими молодыми листочками) Береза осенью _________________________________________________________ (желтая, золотые листья) Береза зимой _________________________________________________________(ветви обледенели, покрылись инеем, нежно-розовая) Следующая весна дыра) ____________________(голая, потемневшая, сухие ветки, крючковатые толстые сучья, засохла, черная обугленная Приложение 6 1.Какое время года изобразил художник? Почему ты так думаешь? 2. На картине утро, полдень или вечер? Почему ты так думаешь? 3. Жарко или прохладно? Почему ты так думаешь? 4. Тихо или слышны звуки? Почему ты так думаешь? 5. Найди строки в тексте рассказа, которые можно подписать под картиной