Гороскопы

T18 — американская ПТ-САУ II уровня. T18 — американская ПТ-САУ II уровня Т 18 описание

Танк Т-18 или МС-1 («Малый сопровождения») – это первый серийный советский танк, предназначенный для сопровождения и огневой поддержки наступающей пехоты. Боевая машина оснащалась короткоствольной 37-мм пушкой и пулеметом. Разработка велась в период с 1925 по 1927 года. Серийное производство велось в течении трех лет (1928 – 1931). За все время произвели чуть меньше тысячи машин.

За весь период производства МС-1 подвергся ряду доработок и модернизаций, нонесмотря на это, со временем, машину стали заменять на более современный Т-26.

История создания

В 1920 году началось создание первых советских несерийных танков «Рено-Русский» или «Танк М». В основу машины легли трофейные «Рено» FT-17. Одни из захваченных французских танков был доставлен на завод «Красное Сормово». На месте танк подвергся тщательному изучению: машину разобрали на винтики, все подверглось измерению. Однако, задача предстояла трудная, рабочим и конструкторам не хватало опыта и процесс производства затянулся.

Поставленную задачу на изготовление 15 танков удалось выполнить только к концу 1920 года. Получившиеся танки непосредственного участия в боях не принимали. Их уделом стали парады, а впоследствии помощь в сельском хозяйстве (в качестве тракторов).

У военной техники есть свойство – она устаревает.

«Рено-Русский» не стал исключением из этого правила и к 1924 году стало ясно – требуется актуальная замена. Комиссия по танкостроительству выдвинула ТТТ (Тактико-технические требования) к новой, более современной, машине. Документ подготовили в течении года.

В задании выдвигались следующие требования и предпочтения:

  • Создание легкого танка сопровождения, массой не более 3-х тонн;
  • В качестве вооружения должна использоваться 37-мм пушка или пулемет, винтовочного калибра;
  • Толщина бронекорпуса должна составлять 16-мм;
  • Скорость передвижения – 16 км/ч.

Кроме того, рекомендовалось использовать опыт зарубежных коллег. В частности, командование предлагало перенять ряд конструктивных решений с итальянского танка «Fiat 3000». Предполагаемому проекту присвоили наименование – Т-16.


Весной 1925 г.в проект Т-16, отправленный на рассмотрение в штаб РККА, внесли ряд дополнений: допустимую массу танка повысили до 5 т. Подобное решение позволило установить более мощную силовую установку, а также усилить вооружение танка, путем одновременной установки пушки и пулемета в башню. Для воплощения проекта в жизнь, командование выбрало завод «Большевик».

Несмотря на проводимые изыскания в области танкостроения, советское командование вернулось к вопросу о производстве серийного танка только в 1926 году. В это время приняли программу выпуска бронетехники на следующие три года.

По ней требовалось создать ряд войсковых формирований, учебных и боевых, оснащенных танками и танкетками по 112 штук каждого типа техники.

По этому поводу проходило особое совещание между командованием РККА, начальством Орудийно-арсенального треста и ГУВП. На совете решался вопрос о том, какой танк использовать. Выбор был невелик: устаревший «Рено» FT-17 или дорогостоящий «Танк М». Последний имел цену в 36 000 рублей и не вписывался в бюджет, составляющий 5 млн рублей.

Поэтому высокое начальство обратило взгляд на разрабатываемые новые в КБ новые машины. В частности, на Т-16.


В марте 1927 года состоялась постройка первого рабочего прототипа танка Т-16. Внешне машина напоминала все тот же «Рено» ФТ-17, но отличалась внутренним расположением агрегатов. В частности, двигатель расположили поперек корпуса, а не вдоль. Все это привело к снижению длины танка, что положительно сказалось на подвижности и массе Т-16.

Имелось и еще одно неоспоримое преимущество – низкая себестоимость по сравнению с «Рено-Русским». Однако испытания выявили и недостатки: проблемы с силовой установкой и узлами ходовой части.

В мае того же года построили второй прототип, в котором учитывались все проблемы предыдущей машины. Новый танк получил индекс – Т-18.

После чего прототип отправили на государственные испытания. Они проводились с 11 по 17 июня 1927 года. По результатам всех тестов, комиссия рекомендовала танк для принятия на вооружение РККА. Что и произошло уже 6 июля, под обозначением «малый танк сопровождения образца 1927 г.» (сокращенно МС-1 или Т-18).

С 1928 по 1931 год шло активное производство Т-18. За все время выпустили 959 машин. Первоначально выпуск осуществлялся на заводе «Большевик», но позже был подключен второй завод – «Мотовилихилинский машиностроительный завод».

На последнем выпуск продукции осуществлялся медленнее. Сказывалась зависимость от основного предприятия в поставке комплектующих (двигателей, листов брони и пр.).

Попытки улучшения танка

Несмотря на приемлемые ходовые качества, Т-18 с момента своего серийного выпуска начал подвергаться модернизациям. Целью работ стало улучшение способности танка преодолевать рвы и траншеи. В качестве опытного варианта, на носовую часть устанавливался второй «хвост» (элемент, позволяющий лучше проходить окопы и т.д.).

Получившаяся конструкция действительно привела к повышению проходимости машины. Однако, недостатком подобного решения оказалось снижение видимости у водителя и данный вариант в серию не пошел.

Имелась еще одна версия МС-1 с повышенной проходимостью. На него устанавливалась поворотная стрела с колесами. Их планировалось укладывать в траншею, после чего танк по ним преодолевал бы преграду. В серию такая модификация не пошла.

В 1933 году, на заводе «Большевик» предложили вариант модернизации Т-18 (Доработанной машине присвоили наименование МС-1а). С этими целями, предполагалось устанавливать часть ходовой от танка Т-26 и увеличенное до 660 мм ведущее колесо.

Доработанная ходовая должна была положительно сказаться на проходимости машины, но результат оказался отрицательным.

В 1938 году состоялась попытка обновить Т-18. Модификация получила наименование МС-1м и разрабатывалась в КБ завода № 37, под руководством Н. Астрова. Планировалось заменить старые, исчерпавшие свой ресурс, двигатели на более новые и мощные. Силовая установка Газ-М1, четырехступенчатая коробка передач и часть подвески была взята у Т-38.

Для установки новых элементов пришлось изменить форму корпуса. Также модификации подверглась башня (сменили командирскую башенку, убрали кормовую нишу) и установили новое орудие (37-мм Б-3 или 45-мм 20-К).


Был построен единственный прототип МС-1м, но массово переделывать устаревший танк оказалось накладно и от проекта отказались.

Тактико-технические характеристики

Параметры танка МС-1 (для наглядности приведены параметры FT-17, как машины на основе которой Т-18 был создан):

Исходя из таблицы видно, что МС-1 не имеет преимуществ в бронировании и даже уступает в количестве перевозимых снарядов.

Однако стоит учесть, что Т-18 значительно быстрее, имеет меньшую массу и больший запас хода.

Кроме того, в «Рено» устанавливался или пулемет, или пушка. В то время как МС-1 оснащался и тем и другим.

Описание конструкции

МС-1 (Т-18) имеет классическую схему с расположенным в корме моторно-трансмиссионном отсеком и совмещенном с боевым отделением, отсеком управления. Орудие располагалось в башне кругового вращения. Танк собирался из листов брони, крепящихся на каркасную основу при помощи заклепок.

Кормовая часть имела откидную створку для доступа техников к агрегатам силовой установки и трансмиссии.

Толщина всех вертикальных плоскостей корпуса танка имела 16 мм. Горизонтальные плоскости состояли из 8 мм плит стали. Броня Т-18 проходила как противопульная и от пушечных снарядов мало спасала.

Носовая часть танка имела ступенчатую форму. В ней предусматривался люк для посадки-высадки механика-водителя.

Второй, и последний, член экипажа размещался в боевом отделении. Он исполнял функции командира и наводчика. Для посадки в БО имелся люк на крыше башни и одновременно исполнял функции командирской башенки.

Прикрывался крышкой, напоминавшей грибную шляпку.


Башня МС-1 имела форму шестигранника. В передних двух гранях устанавливалось вооружение машины. В задней левой грани находилась амбразура. Туда можно было перенести штатный пулемет. В башне обр. 1930 года данный элемент башни убрали, в целях упрощения конструкции.

Вооружение

Т-18 оснащался пушкой Гочкиса и пулеметом Федорова. Вооружение располагалось в башне. Главным аргументом на поле боя считалась 37-мм пушка длиной 20 калибров (740 мм).

Данное орудие устанавливалось еще на далекого предка МС-1 – «Рено». Поэтому в дальнейшем планировалось заменить орудие на современное ПС-1, которое имело более мощный выстрел, увеличенную длину ствола и дульный тормоз.


Однако, ПС-1 так не установили на МС-1. Причина оказалась как раз в более мощном выстреле – слишком накладно было начинать производить новый тип боеприпаса. Проект установки ПС-1 свернули и на танки стали устанавливать гибридный вариант – Гочкис-ПС. Орудие располагалось на горизонтальных цапфах.

Для наводки пушки в вертикальной плоскости, наводчик использовал плечевые упоры. По горизонту наводка осуществлялась за счет поворота башни. Причем механизм ее поворота предельно прост – башню поворачивал сам наводчик, за счет своей мускульной силы.


Для прицеливания использовался диоптрический прицел. Но на ряде машин, выпушенных в последние годы производства, устанавливали телескопические прицельные приспособления. Кратность последних достигала х2,45.

Оба устанавливаемых на МС-1 орудия (Гочкис и Гочкис-ПС), использовали одинаковые выстрелы. Всего имелось три варианта снарядов: осколочно-фугасный, бронебойный и шрапнельный.

По результатам конфликта на КВЖД, руководство РККА пришло к выводу, что мощности 37-мм ОФС не хватает для реалий поля боя.

Боекомплект танка составлял до 104 снарядов унитарного заряжания, хранящихся в брезентовых сумках внутри боевого отделения. Кстати, посадочное место командира представляло собой подвешенную люльку, крепящуюся к башне.

Кроме пушки, на МС-1 устанавливалось пулеметное вооружение. На правой передней грани имелась для этого шаровая установка. На машинах первых серий в нее устанавливалось два пулемета Федорова, калибром 6,5-мм.

Боепитание осуществлялось за счет коробчатых магазинов (в каждом по 25 патронов). Полный боекомлект составлял 1800 выстрелов. На Т-18 обр. 1929 г. начали устанавливать 7,62-мм ДТ-29, имеющем дисковое боепитание (63 патрона). Несмотря на увеличение используемого калибра, общий запас патронов возрос до 2016 шт.

Приборы наблюдения и связи

В мирной обстановке механик-водитель вел наблюдение за окружающей местностью через открытый вверх люк посадки-высадки. При начале боевых действий люк закрывался, водитель для отслеживания ситуации начинал использовать перископический обзорный прибор, вмонтированный в правую часть крышки люка.


Кроме того, имелись смотровые щели: на левой стороне крышки люка и на боковых скуловых листах. Щели не обладали бронестеклами, но могли закрываться изнутри заслонками.

Командир следил за местностью через смотровые щели в командирской башенке. Данные приборы были аналогичными по конструкции, что и у мехвода. Кроме того, можно было использовать для обзора прицел орудия. Командир также отвечал за связь с другими машинами.


С этими целями использовалась флажковая система, устанавливаемая на часть МС-1 (в основном на командные машины). Изначально планировалось установить полноценную радиостанцию. Для этого на корме башни имелась ниша. Однако, этим планам не удалось осуществиться.

Двигатель, трансмиссия и ходовая

На МС-1 устанавливали однорядный 4-х цилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Силовой агрегат был карбюраторным, четырехтактным. Его мощность достигала 35 л.с. при 1800 оборотах. Позже двигатель форсировали до 40 л.с. Важным конструкторским решением стал способ размещения двигателя.

Его разместили в МТО перпендикулярно относительно движения танка, что позволило сократить длину машины. Топливные баки разместили в нишах надгусеничных полок. Общий объем емкостей – 110 л.

Трансмиссия представляла собой единый блок с двигателем, кроме бортовых фрикционов. Изначально она имела три ступени и однодисковый фрикцион.

Впоследствии, в модели 1930 года, провели работы по модернизации трансмиссии. Количество передач возросло до 4, а главный фрикцион стал многодисковым и работал по системе «сталь по стали».

Ходовая часть относительно одного борта состояла из:

  • ленивца;
  • семи опорных катков малого диаметра;
  • четырех обрезиненных поддерживающих катков;
  • ведущего колеса.

Опорные катки сгруппированы попарно, кроме первого (он крепился к основанию передней тележки, но был вынесен). Подвеска была независимая, с вертикальным расположением пружины. Пружина закрывалась металлическим кожухом (для защиты от повреждений).


Гусеницы для МС-1 выполнялись из стали. Обладали одногребневым способом зацепления и крупными звеньями. По стандарту в каждой гусенице было 51 звено. Но на практике число постоянно варьировалось от 49 до 53. Ширина гусениц составляла 30 см. В 1930 году стали применять цельнолитные траки, что положительно сказалось на технологичности машины.

Боевое применение

На первых порах, танк Т-18 поступал не только в линейные армейские часть, но и в различные учебные организации. Причем машины применяли не только для тренировки танковых экипажей, но и для отработки взаимодействия бронетехники и пехоты.

На МС-1 проводилось обучение подразделений, подготавливаемых для борьбы с вражеской бронированной техникой.

Боевое крещение МС-1 получил в ходе конфликта на Китайской Восточной Железной Дороге (КВЖД). Для усиления Особой дальневосточной армии была отправлена танковая рота, состоявшая из десяти Т-18.

Первые небоевые потери рота понесла еще при транспортировке машин. Один из танков повредили. Ремонту машина не подлежала и ее пришлось разобрать на запчасти.


Если не вдаваться в подробности, то Т-18 неплохо проявили себя на поле боя. За все время сражений боевые потери не зафиксированы. Лишь три машины повредили гранатами.

Часть танков вышла из строя по техническим причинам. Именно в ходе конфликта на КВЖД выявились некоторые недостатки танка: низкая проходимость, слабое фугасное воздействие 37-мм ОФС и низкая скорость движения. Также красноармейцы высказали пожелание об усилении бронезащиты танка.


К 1938 году большая часть МС-1 находилась в плачевном состоянии. Окончательно выработался ресурс двигателя и трансмиссии, у ряда машин отсутствовало вооружение (пушки переставили на т-26). Не соответствовала реалиям и броня «Малого Сопровождения – 1».

Поэтому советским командованием было принято решение об использовании Т-18 в качестве БОТов (бронированных огневых точек). Из машины убирались все внутренние агрегаты, а пустой корпус закапывался по башню в землю.


В основном такие точки размещались на западных границах Советского Союза. Лишь небольшое количество располагалось на Дальнем востоке. Подавляющая масса БОТов была потеряна в первые недели Великой отечественной войны.

Что касается остатков Т-18, которые не пошли на БОТЫ, то большая их часть также была потеряна в первые недели войны.

Однако есть достоверные факты, что МС-1 применялся во время обороны Москвы. А последние машины, согласно документации, использовались в феврале 1942 года.

Хотя история Т-18 не изобилует боевыми сражениями, машина остается серьезной вехой в отечественном танкостроении. Именно на нем обкатывалось множество технологий и новаторских конструкторских решений, впоследствии используемых на более совершенных образцах бронетехники.

  1. Количество построенных машин достигало 1000 единиц, что на тот момент (1928 – 1931 гг.) было одним из самых больших показателей в мире;
  2. На танк Т-18 устанавливался двуствольный пулемет. На самом деле это была спарка из двух пулеметов Федорова. Каждый имел свое боепитание. Впоследствии от этого варианта отказались в пользу ДТ-29;
  3. ТТ-18. Мало кто знает, но в Советском Союзе в начале 1930-х годов имелась программа по созданию радиоуправляемых танков.

Проект именовался «Телетанк». В ходе изысканий на Т-18 устанавливалась сложная система из радиомодуля и механизмов, подсоединенных к органам управления машины.

К сожалению, программу свернули по техническим причинам: дальность управления не превышала 1 км в ясную погоду, нужно было держать машину в поле зрения, да и цена получалась немалая. Однако, во время Второй мировой войны, подобные машины использовали для разминирования.


Интересным фактом можно назвать и присутствие танка МС-1 (Т-18) в компьютерной игре WorldofTanks, от белорусской компании Wargaming. Машина расположена на первом уровне технологического древа Советского Союза.

Итог

Танк Т-18 появился не в самое простое для Советского Союза время. Недавно отгремела гражданская война, а индустриализация страны только начиналась.

Постоянно не хватало производственных мощностей. Но все-таки конструкторам удалось развить идеи французского FT-17 и создать на его основе первый советский танк.


И хоть большая часть МС-1 закончила свое существование в виде бронированных огневых точек, данная машина заслужила свое место в истории.

Сейчас Т-18 можно встретить в самых разных музеях страны, правда, большинство танков имеют неоригинальные детали. Пару лет назад МС-1 прошел во время парада, посвященного Дню Победы.

Видео

Разработчик: КБ ОАТ
Год начала работ: 1926
Год выпуска первого прототипа: 1927
Танки Т-18 находились навооружении РККА до 1942 г. Частично переделывались в бронированные огневые точки.

Едва начавшиеся испытания “малого” танка Т-16, который должен был придти на смену трофейным Renault FT-17 и их отечественным копиям, выявили сразу несколько крупных недостатков, с наличием которых эта боевая машина не могла быть принята на вооружение РККА. Прежде всего, проблемы касались работы силовой установки и трансмиссии, наиболее часто выходивших из строя. Кроме того, ходовые характеристики Т-16 оказались гораздо ниже ожидаемых – танк с трудов преодолевал окоп шириной 1,5 метра, и при чуть большей скорости обладал сравнимой в FT-17 маневренностью. Это абсолютно не устроило руководство РККА, желавшее получить более надежную и современную машину.

Тем временем, в КБ ОАТ разработали проект улучшенного варианта танка, названного Т-18 , к которому также прибавился индекс МС-1 (“малый сопровождения тип 1”). Конструкция этой машины была следующей.

Ходовая часть, по сравнению с Т-16, была удлинена на один опорный каток с независимой вертикальной пружинной подвеской. Теперь на один борт приходилось по 7 опорных катков, 3 поддерживающих ролика с листовой амортизацией, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Мелкозвенчатая гусеница, состоявшая из 49-53 траков широной 300 мм, перешла от Т-16. Они были сборными и состояли из литого основания с проушинами и гребнем для сцепления с ведущим колесом. С наружной части на них наклепывалась стальная подошва с боковыми напусками для увеличения несущей поверхности при движении по рыхлому грунту. Сверх подошвы приклепывалась еще и шпора для улучшения сцепления с грунтом. Траки сцеплялись трубчатым стальным пальцем. От выпадения палец с двух сторон удерживался бронзовыми втулками, закрепленными шплинтами.

Силовая установка танка состояла из карбюраторного однорядного карбюраторного двигателя типа МС с воздушным охлаждением, разработанного и модифицированного известным русским инженером Микулиным. Мотор имел 4 вертикально расположенных цилиндра и развивал максимальную мощностью до 35 л.с. пуск двигателя мог осуществляться как с помощью электростартера, так и с помощью магнето. Интересной особенностью МС было объединение двигателя в одном блоке с коробкой передач, связанной, в свою очередь, с фрикционной муфтой и сателлитом, что обеспечивало разные скорости вращения гусениц при повороте танка. ККП была 5-скоростной (4 передачи вперед и 1 назад) с передачей вращающегося момента на ведущее колесо с тормозом поворота.

Электрооборудование включало 6-вольтовую аккумуляторную батарею, магнето и динамо-магнето, которые питали фару, звуковой сигнал, задний фонарь, фонарь распределительного щитка и две переносные лампы. Электропроводка выполнялась по системе “трубок Бегрмана”, но в дальнейшем от неё отказались, перейдя к бронированным кабелям. Позднее, с машин второй серии, в систему питания был введен подогрев воздуха.

Корпус танка претерпел чисто “косметические” изменения, не отразившиеся на его внешнем облике. Листы из катонной броневой стали толщиной от 3 до 16 мм соединялись методом клёпки на каркасе. В передней части корпуса находился трехстворчатый люк, две секции которого откидывались в стороны и одна вверх. В открытом положении створки фиксировались. В средней части, над боевым отделением, находился круглый вырез под башню. По обеим бокам от неё были сделаны горловины для заправки баков, закрытые броневыми пробками. Моторно-трансмиссионный отсек, размещавшийся сзади, оборудовался съёмным бронеколпаком, а в заднем броневом листе были выполнены отверстия, через которые воздух поступал в двигатель. Такой подход к охлаждению силовой установки значительно улучшал её защищенность, но по той же причине двигатель часто перегревался. Как и все легкие танки того времени Т-18 оборудовался специальным приспособлением, называемым “хвост”, которое крепилось к кормовому бронелисту. Данная конструкция вошла в моду со времен Первой Мировой войны и представляла собой две треугольные фермы, между которыми крепился стальной лист – оснащенный “хвостом” танк небольших размеров мог преодолевать рвы и окопы на полметра шире. В походном положении тот же “хвост” использовался как “кузов” для перевозки одного-двух солдат.

Установленная на Т-18 башня конструктивно напоминала граненую башню от FT-17, что было неудивительно, учитывая схожесть обеих машин. Она собиралась из шести броневых листов толщиной 8 мм, установленных под небольшим углом. В крыше было выполнено отверстие для наблюдательной башни со смотровым щелями, закрывавшейся сверху грибовидным колпаком. Броневые листы корпуса и башни имели толщину 16, а крыши и днища 3 мм. В днище размещался люк запасного выхода. Для вентиляции в борту башни расположили небольшой люк, закрываемый круглой или прямоугольной (на танках образца 1930 г.) крышкой.

Вооружение танка осталось для того времени стандартным. В левой передней грани башни устанавливалась короткоствольная 37-мм пушка типа Гочкисс в бронемаске, позволявшей наводить орудие в пределах 35° по горизонтали и от +30° до -8° по вертикали. Прицел был достаточно простым и состоял из диоптра и мушки. Наведение пушки осуществлялось наводчиком при помощи плечевого упора. Хотя “гочкисс” был доработан в 1929 году силами инженеров Обуховского завода эта артсистема по-прежнему имела ряд больших недостатков. Например, в “наследство” от французского оригинала досталась малая начальная скорость снаряда, что давало мало шансов на поражение танков противника. Кроме того, отсутствие оптического прицела практически исключала стрельбу с хода. Тем не менее, орудие имело скорострельность порядка 10-12 выстрелов в минуту, а осколочные снаряды позволяли эффективно бороться с живой силой и укреплениями противника на близких дистанциях.

В правой передней грани находился 6,5-мм двуствольный пулемет, разработанный конструкторами В. Федоровым, Д. Ивановым и Г. Шпагиным. Два ствола пулемета располагались в единой ствольной коробке, размещенной в шаровой опоре. Ее запорное устройство на танках образца 1927 года позволяло при необходимости переносить пулемет в левую заднюю грань башни. Питание его осуществлялось из двух магазинов емкостью по 25 патронов каждый. Пулемет оснащался плечевым упором, пистолетной рукояткой и диоптрическим прицелом. Шаровая опора позволяла наводить пулемет в пределах 64° по горизонтали и от +30° до -8° по вертикали. Общий боезапас состоял из 104 выстрелов (включавших осколочные гранаты с чугунными и стальными корпусами) и 2016 патронов.

В дальнейшем, при модернизации танка, пулемет Федорова был заменен на 7,62-мм пулемет ДТ с круглым магазином на 63 патрона. От обычного ДП он отличался только отсутствием кожуха на стволе и выдвижным металлическим прикладом. Используемый диоптрический прицел позволял вести прицельный огонь на дистанциях 400, 600, 800 и 1000 метров.
Единственным прибором наблюдения, использованном на Т-18, был перископ монокулярного типа (“броневой глаз”), размещавшийся в откидном щитке люка механика-водителя и закрывавшийся сверху бронекорпусом и крышкой. Чаще всего наблюдение за окружающей обстановкой осуществлялось через смотровые щели в корпусе, башне и командирском куполе.

Ходовая часть Т-18, применительно на один борт, состояла 6 опорных катков с резиновыми бандажами, сблокированных в три тележки на пружинном амортизаторе с роликом, одного натяжного ролика установленного на наклонном амортизаторе, трех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Натяжение гусениц осуществлялось направляющим колесом, установленном на кривошипе с поворотной распорной тягой со стержнем. Гусеница танка осталась мелкозвенчатой, с шириной трака 300 мм, что обеспечивало удельное давление на грунт в среднем 0,37 км\см.кв.

В таком виде завод “Большевик” предъявил танк заказчику. Демонстрация новой машины состоялась в середине мая 1927 года, однако на войсковые испытания она поступила не сразу. Для начала на танке устранили мелкие недоработки, хотя получить полноценное вооружение так и не удалось. Кроме того, танк сразу хотели покрасить стандартной зеленой краской, но из ОАТ последовало категорическое распоряжение: «красить танк только после принятия на вооружение…», так что машины осталась покрытой только светло-коричневым грунтом, что впоследствии стало нормой для всех других опытных машин. По всей видимости, тут без суеверия не обошлось – ведь покрашенный Т-16 оказался слишком “сырым”.

Предположительно 20-25 мая танк проходил полевые сдаточные испытания на одном из полигонов под Москвой, при этом в пути танк транспортировали при помощи железнодорожного вагона и платформы, в кузове грузовой машины, на автоприцепе и своим ходом – во всех случаях результаты были получены положительные. Незадолго до этого машине присвоили обозначение «Малый танк сопровождения обр. 1927 г. МС-1 (Т-18)» .

Для испытаний танка была образована специальная комиссия, куда вошли представители Мобуправления ВСНХ, ОАТ, завода “Большевик”, Артуправления, Штаба РККА. Испытания проводились 11-17 июня 1927 г. в районе дер. Ромашково — ст. Немчиновка (Подмосковье) пробегом по пересеченной местности. Танк был по-прежнему “вооружен” только макетом 37-мм пушки, так как оружие своевременно подано не было. На испытаниях по преодолению препятствий Т-18 вёл себя не лучшим образом – самой большой проблемой для него стала траншея или ров шириной более 2 метров и глубиной около 1,2 метра. При попытке его преодолеть машина намертво застревала и вытащить её можно было только с помощью другого танка или трактора, что в боевых условиях сделать было невозможно. С другой стороны, Т-18 оказался более “шустрым”, чем FT-17 и FIAT 3000, развивая максимальную скорость по шоссе до 18 км\ч. Кроме того, по сравнению с иностранными аналогами советский танк обладал лучшими бронированием и чуть большим запасом хода. По совокупности показанных характеристик Т-18 произвел лучшее впечатление, чем его старший “собрат” Т-16, что позволило рекомендовать его на вооружение бронетанковых частей РККА.

осле очередного этапа доработок 1 февраля 1928 года был выдан заказ на сборку 108 танков, из которых к осени надлежало сдать 30 машин. Их сборка проводилась на заводе “Большевик”, а средства на изготовление боевых машин выделил ОСОАВИАХИМ. Установленный план в срок выполнен не был, поэтому первые 30 танков были получены только в 1929 году и 7 ноября они приняли участие в военном параде в Москве и Ленинграде.

Поскольку темп выпуска Т-18 (в силу объективных причин – нехватка оборудования и квалифицированных кадров) на “Большевике” оставался небольшим в апреле 1929 года к сборке танков решили подключить Мотовилихинский Машиностроительный завод (Бывший Пермский Артиллерийский). По замыслу заказчика мощности двух предприятий было достаточно, поэтому план на 1929-1930 гг. увеличили до 300 машин, что было явно “неподъёмной” цифрой. Таким образом, в 1929 году обеим заводам надлежало сдать 133 танка, но выпустить удалось лишь 96. Сборку и приёмку остальных танков перенесли на следующий год.

Тем временем под Москвой состоялся очередной “раунд” ходовых испытаний – на этот раз искали пути улучшения его ходовых качеств. Поскольку танк был не в состоянии преодолеть 2-метровый трапециевидный ров назревала необходимость радикальной доработки ходовой части, в сторону её удлинения. Сделать это в кратчайшие сроки не представлялось возможным и тогда, по предложению М.Васильева и по распоряжению начальника Бронесил Ленинградского округа С.Коханского, один из серийных Т-18 был оборудован дополнительным “хвостом”, который устанавливался в передней части танка. Машина сразу получила прозвища “носорог” и “тяни-толкай” за характерный внешний вид, однако больших преимуществ этот шаг не дал. Танк действительно мог теперь преодолевать рвы шириной до 1,8 метра, но при этом сильно ухудшился обзор с места водителя и от подобного улучшения пришлось отказаться. В письме комкора Коханского руководству РККА отмечается “…желательность предусмотрения для танков МС-1 возможности крепления направляющей стрелы с колесами для… поднятия проволочных, заграждений и улучшения проходимости рвов”. Проект такого “носового колесного удлинителя” для Т-18 был сделан М. Васильковым, но неизвестно, был ли он изготовлен “в металле”.

Не успели принять Т-18 на вооружение РККА, как уже летом 1929 года танк едва не признали устаревшим. И вправду, показатели серийных “малых танков сопровождения” не сильно отличались от тех же FT-17 или FIAT 3000, превосходя их по сути только в подвижности. Согласно принятой 18 июля Системе танко-тракторного-автоброне-вооружения танк Т-18 считался не отвечающим требованиям ведения современных боевых действий. В течении ближайших 2-3 лет его планировалось полностью заменить “основным танком сопровождения” Т-19, разработку которого поручили конструкторской бригаде С.А.Гинзбурга, и новыми машинами зарубежного образца. Однако до этого времени списывать Т-18 никто не собирался. В одном из пунктов решения РВС СССР отмечалось следующее:

«Впредь до конструирования нового танка допустить на вооружении РККА танк МС-1. АУ УС РККА принять все меры по увеличению скорости танка до 25 км/ч.»

Так на заводе “Большевик” приступили к первому этапу модернизации Т-18, установив на нём более мощный (40 л.с.) двигатель, 4-скоростную КПП, ввели 4-й поддерживающий ролик, гусеничные цепи типа “орлиный коготь” и грязезащиту катков. На танках более поздних серий появилось новое литое ведущее колесо с внешним зацеплением.

Башню перепроектировали, ликвидировав заднюю пулеметную установку и установив вместо неё прямоугольную кормовую нишу в которой планировалось установить радиостанцию (на самом деле она так и не была установлена). Кроме этого, на модернизированных танках применили бортовой башенный вентиляционный люк с прямоугольной крышкой. Планировалось также усилить артиллерийское вооружение, за счет установки новой 37-мм пушки Б-3, но в конечном итоге оставили старую “гочкисс”.

В таком виде танк получил обозначение “МС-1 (Т-18) образца 1930 г.” и был принят к серийному производству. Впрочем, никаких особых улучшений эти нововведения не принесли. Скорее наоборот – масса танка лишь возросла и добиться требуемой скорости 25 км\ч естественно не удалось. Был также разработан новый вариант “танка сопровождения”, который проходил под обозначениями Т-20 и T-18 “улучшенный”, но серийным он также не стал.

Очередная попытка модернизировать Т-18 была предпринята в 1933 году. К этому времени в СССР большими партиями строился легкий танк Т-26, подвеска которого для легкой боевой машины оказалась очень удачной. Так возникла идея создать “гибрид” серийного Т-18 с элементами ходовой части Т-26. От “двадцать шестого” заимствовали три тележки с 6 опорными катками и пластинчатой амортизацией, установили новое увеличенное ведущее колесо, а вместо 4-х стандартных поддерживающих роликов поставили 3 большего диаметра. В остальном опытный Т-18 соответствовал серийному танку образца 1930 года.

Опытный экземпляр такого танка поступил на испытания 19 мая 1933 года, но эффект был получен скорее отрицательный. Из-за неравномерной нагрузки на опорные катки машина “приседала” при трогании с места и “кивала” при торможении – это приводило к преждевременному износу подвески. По ходовым качествам обновленный Т-18 оказался даже хуже серийных машин. При попытке двигаться на третьей передаче глох двигатель, а подъём в 30° оказался для танка непреодолимым.

Более серьёзно к вопросу модернизации подошли в 1937 году. Как показали испанские события легкобронированные машины оказались слишком уязвимы для набиравшей силу противотанковой артиллерии, поэтому в СССР развернулась активная программа строительства танков с противоснарядным бронированием, в том числе и легких типов. Однако на балансе РККА продолжало оставаться более 1000 единиц устаревшей техники, львиную долю из которых составляли “малые танки сопровождения” различных вариантов. К этому времени в эксплуатации находились далеко не все из них – из-за сильного износа ходовой части и моторно-трансмиссионной установки эти машины либо передавались на склады, либо находились на территории воинских частей в частично разукомплектованном виде и использовать их в боевой обстановке не представлялось возможным. Тем не менее, отправлять на переплавку более чем 800 танков Т-18 тогда не решились. Вместо этого, руководство ГАБТУ поставило задачу модернизировать эти боевые машины. Предполагалось оснастить Т-18 двигателем ГАЗ-М1 и коробкой передач от плавающего танка Т-38 обр.1936 г., что повлекло за собой переделку моторно-трансмиссионного отделения. Изменилась и ходовая часть: были установлены новые направляющие и ведущие колёса, вместо 4-х поддерживающих роликов оставили только 2. Также была модернизирована башня – кормовую нишу (за ненадобностью) устранили, а на крыше вместо грибообразного колпака появилась конусная крышка из углеродистой стали, что позволяло немного снизить массу.

В очередной раз рассматривался вопрос об усилении вооружения, но тогда оптимального решения не нашли и так по-прежнему остался с 37-мм “гочкиссом” и одним 7,62-мм пулеметом ДТ. Опытный образец танка, названного Т-18М, был построен на заводе №37 им.Орджоникидзе. Для этого был использован серийный Т-18, который подвергли выше перечисленным доработкам. Правда, новый двигатель выдать отказались и пришлось использовать “поношенный”, снятый с Т-38.

Испытания состоялись в марте 1938 года и не принесли желаемых результатов. Вместо заложенной в проекте максимальной скорости 30-35 км\ч удалось развить всего 24,3 км\ч, при этом старый двигатель не смог работать на 4-й передаче. Более серьезной проблемой стал сместившийся назад центр тяжести. Теперь танк “юзил” при торможении на мокром шоссе и с трудом преодолевал даже незначительный уклон.

Сравнив полученные показатели в ГАБТУ решили, что идея полноценной модернизации Т-18 себя полностью изжила, и имеющиеся танки необходимо будет использовать для других целей…

Общий объём производства Т-18, несмотря на его устарелость, оказался достаточно большим. Уже к ноябрю 1930 года завод “Большевик” сдал 259 танков, а к моменту завершения выпуска в конце 1931 года их количество достигло 959 единиц. После этого завод перевели на выпуск легких танков Т-26.

Не достигнув существенных улучшений на Т-18 образца 1930 года был проведен новый этап модернизации танка. В частности, на новой машине, обозначенной как (иногда встречается название “Т-18 улучшенный” ), предполагалось сделать следующее:

— увеличить мощность двигателя до 60 л.с.;
— по возможности улучшить пушечное вооружение;
— увеличить боекомплект пулемета;
— увеличить емкость топливного бака со 110 до 160 л;
— снизить вес пустого танка (для чего допускалось уменьшение толщины броневой защиты до 15-7 мм);
— унифицировать катки танка с катками Т-19;
— упростить процесс управления танком;
— уменьшить число импортных деталей.

Прочие изменения включали ликвидацию литого удлинителя в носовой части и переднего “натяжного” катка, изменение расположения кареток подвески, упрощение формы корпуса и надгусеничных полок. Это позволило бы установить более ёмкие топливные баки и улучшить распределение массы танка на гусеницы.
Ещё одной характерной особенностью Т-20 был сварной корпус – клёпаная конструкция уже тогда считалась излишне трудоёмкой, дорогостоящей и усложняющей конструкцию танка, поэтому под руководством заведующего опытным цехом завода “Большевик” И.Шумилина и инженера Н.И.Дыренкова на Ижорском заводе в середине 1930 года было построено несколько сварных корпусов. На огневых испытаниях они выдержали обстрел с дальности из 37-мм танковой пушки, но при обстреле 45-мм снарядами на корпусах появились многочисленные трещины в соединительных швах и разрушение самих бронелистов. Хотя преимущества сварной конструкции были явными, в серийном производстве этот метод получил распространение лишь несколькими годами позднее. Бронирование корпуса осталось прежним.

Силовая установка для Т-20, получившая обозначение МС-1Ф, была подана 14 октября 1930 года. Вместо запланированных 60 л.с. двигатель сумел развить максимальную мощностью всего 56 л.с. при 2350 об\мин., правда экономичность МС-1Ф оказалась чуть выше заявленной. Как и его предшественник этот мотор имел 4 цилиндра и использовал бензин 2-го сорта.

В отличии от серийных Т-18 новый танк должен был получить башню от проектируемого танка сопровождения пехоты Т-19, но её опытный образец ещё не был изготовлен и потому решили ограничиться серийной башней со стандартным комплектом вооружения.

Модернизировали приборы наблюдения. Вместо монокулярного перископа была установлена амбразура прикрытая пуленепробиваемым стеклом «симплекс-триплекс» желтоватого цвета. Также внедрили “авиационную” колонку управления вместо рычагов, которую впоследствии намеревались заменить на рулевое колесо автомобильного типа.
Не дожидаясь начала испытаний Т-20 руководство РККА подготовило план выпуска сразу 350 новых танков, однако выполнить его так и не удалось.

Постройка опытного образца Т-20 и 15 предсерийных танков должна была завершиться к 7 ноября 1930 г., но даже весной 1931 года прототип находился в “полусобранном” состоянии. Завершению работ препятствовали как политические чистки и разборки на предприятии, так и загруженность заказами. К тому же, в 1931 году было принято решение о начале серийного производства танков БТ-2 и Т-26, так что надобности в улучшенном Т-18 более не ощущалось.
От серийного выпуска Т-20 тогда полностью отказались, а недостроенную машину отдали для переделки в “60-сильный средний трактор РККА”.

Т-18 пытались приспособить не только для использования в качестве “танка сопровождения”, но и для различных экспериментов.
Одним из первых, в марте 1930 года, был опробован вариант телеуправляемого танка. Сейчас неизвестно, были ли советские инженеры знакомы с работами японского майора Нагаямы, который годом ранее представил прототип дистанционно управляемой гусеничной боевой машины, основой для которой послужил трактор Fordson. Но в любом случае, советский телеуправляемый танк оказался более совершенным, хотя бы потому, что при его создании использовался серийное танковое шасси и вооружение.

При сохранении стандартных органов управления опытный Т-18 был оснащен специальной аппаратурой “Мост-1”, с помощью которой танк мог выполнять команды “поворот налево”, “поворот направо” и “стоп”. Испытания опытного образца начались 23 марта и были признаны успешными. При скорости 2,5-4 км\ч танк уверенно управлялся оператором, что убедило советских специалистов в правильности направления проводимых ими работ.

На доработки потребовалось более двух лет, поэтому второй опытный образец появился лишь в 1933 году (годом позже он получил обозначение ТТ-18). На этот раз с танка демонтировали все штатные органы управления, вместо башни появилась неподвижная рубка, а на месте водителя разместилась новая 16-командная аппаратура управления, разработанная в 1932 года. Теперь танк мог выполнять значительно более сложные команды: совершать различные развороты, менять скорость движения, запускать-глушить двигатель, подрывать перевозимый на борту заряд взрывчатки, осуществлять дымопуск и распыление отравляющих веществ. Как видно, “телетанки” имели намного большую функциональность, нежели серийные машины, однако были у них и значительные недостатки.

8 января 1933 года 5 из 7 изготовленных ТТ-18 были отправлены в распоряжение специального отряда №4 Ленинградского ВО, где им предстояло пройти совместные испытания с аналогичными машинами, выполненными на основе танкеток Т-27 и легких танков Т-26 обр.1931 г. После 10 дней усиленных тестов были получены следующие результаты:

— максимальная дальность управления ТТ-18 составляет от 500 до 1000 метров при наличии ясной погоды;
— на больших дистанциях и на пересеченной местности управление танком становиться невозможным, поскольку оператор практически не видит обстановки впереди машины;
— танк с трудом движется по прямой, поскольку при высоком силуэте и узкой колее его, от толчков и ухабов, постоянно поворачивает в стороны;
— огневые испытания не проводились, так как ТТ-18 не имел вооружения.

Вместе с тем, телеуправляемый танк на основе Т-18 показал вполне приемлемую проходимость и легкость при выполнении команд. Надо отметить, что “телетанк” Т-27 тоже показал не лучшие характеристики и по совокупности характеристик для дальнейших работ был выбран Т-26. Правда, был ещё разработан проект радиотанка управления механизированных соединений, но подробного описания этой машины не сохранилось.

Не обошли стороной Т-18 и опыты по использованию химического оружия. В декабре 1930 года один из танков был оборудован комплексом для распыления ОВ и постановки дымовых завес. Комплекс состоял из баллона емкостью 60,5 литров, в котором под давлением 16 атмосфер находилось жидкое боевое отравляющее вещество, или, для постановки дымзавес — дымообразующая смесь. Оборудование весило 152 кг и монтировалось на «хвосте» танка. Время работы комплекса при одном баллоне составляло 8-8,5 минут, что позволяло при движении танка со скоростью 10-12 км/ч заразить или «задымить» участок местности протяженностью 1,6-1,7 км.

Испытания “химического” Т-18 продолжались до начала 1934 года и были прекращены в пользу более надежного и совершенного ХТ-26, который и был принят на вооружение. Впрочем, на базе Т-18 был разработан проект огнеметного танка ОТ-1. На нём бак с огнесмесью размещался на “хвосте” танка, а место 37-мм пушки занял брандспойт. Судьба этого проекта остаётся невыясненной – по некоторым данным в 1931 году был построен один опытной образец.

Существовал также проект “штурмового саперного танка”, который оснащался деревянным мостом для переправы машин и малых танков через ручьи и противотанковые рвы шириной до 4 метров, специальным буром для изготовления шурфов и механической пилой по дереву. До реализации в металле этот вариант Т-18 не дошел.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
ЛЕГКОГО ТАНКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕХОТЫ МС-1 обр.1927 г.

БОЕВАЯ МАССА 5300 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4400 (с «хвостом»)
3470 (без «хвоста»)
Ширина, мм 1180
Высота, мм 1370
Клиренс, мм 315
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка («Гочкисс», «Гочкисс тип 3″\2К или ПС-1) и один двухствольный 6,5-мм пулемет Федорова в башне
БОЕКОМПЛЕКТ 96 снарядов и 1800 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ диоптрический прицел для пушки и механический прицел для пулемета
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 16 мм
борт корпуса – 16 мм
корма корпуса — 16 мм
лоб башни – 16 мм
борт башни – 16 мм
корма башни — 16 мм
крыша корпуса – 8 мм
крыша башни – 8 мм
днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ МС, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 35 л.с. при 3500 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-скоростная КПП (3 передачи вперед и 1 назад), главный и бортовой фрикционы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков с вертикальной пружинной амортизацией, один натяжной каток, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ 14,7 км\ч (по шоссе)
8 км\ч (среднетехническая)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 120 км по шоссе
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 36-40°
Высота стенки, м 0,50
Глубина брода, м 0,80
Ширина рва, м 1,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали

В том числе лёгкий пехотный танк Т-18 (МС-1), который впервые разработали в стране, взяв за основу французский FT-17 и его итальянскую модификацию. Название (буквенное обозначение) расшифровывается просто. Буквой "Т" обозначается собственно слово "танк". Т-18 - это индекс, где восемнадцать - порядковый номер разрабатываемого типа. Второе же имя его - МС-1 - в советских источниках тоже встречается довольно часто и расшифровывается как "малый сопровождения", цифра - это индекс, обозначающий первую модель данного класса.

История

Гражданская война принесла Красной Армии многие трофеи, среди которых оказались белогвардейские производства. Их тщательно изучили и даже некоторое время выпускали на сормовском заводе, назвав собственное детище "Рено-Русский". Однако в стране царила разруха, она переживала экономические трудности, а потому до лучших времён производство этих танков свернули. Тем более что уже даже неспециалисты понимали, что такая модель значительно устарела и готовиться к войне нужно с новыми разработками.

С 1925 года этим и занялись первые советские конструкторы. Опыт производства танка "Рено-Русский", конечно, учитывался. К тому же советско-польская война принесла ещё один трофей, который помог создать танк Т-18. Это была итальянская бронированная машина - FIAT-3000. И этот танк был изучен в ходе составления технической документации на танк Т-18, лучшие его качества были заимствованы. Тем не менее прошедшие испытания на полигоне прототипов выявляли довольно большое количество всяческих недостатков, особенно это касалось ходовой части и двигателя. Так, Т-16 был забракован, недостатки учтены, и в 1927 году появилась гораздо более удачная модификация - танк Т-18.

Испытания пройдены

Малый танк сопровождения испытывался в июне 1927 года. Испытания прошли успешно, и уже в начале июля легкий танк Т-18 приняли на вооружение Красной Армии. Назвали его МС-1, то есть малый танк сопровождения. С февраля 1928 года началось его серийное производство, которым занимался завод "Большевик", и продолжалось оно до окончания 1931 года.

Производственные прощади занял новый легкий танк - Т-26, который тоже предназначался для сопровождения пехоты. За все эти годы (от 1928 до 1932) было выпущено не так уж мало экземпляров первой машины советской разработки - почти тысяча, а точнее - 959. Первые танки - Т-18 и Т-26 - выполнили свою задачу - быть первыми. Тем не менее они встречались даже на полях Второй мировой войны.

Монтаж и эксплуатация

Первые танки и вся их конструкция в основе своей были, конечно же, заимствованы у зарубежных производителей. Схема компоновки была классической для того времени. Отделение моторное и трансмиссионное находилось на корме корпуса, а в среднем, переднем отделениях корпуса и в башне помещались управление танком и его вооружение.

Советский танк Т-18 не требовал многочисленного экипажа, в бою с ним справлялись два человека: командир - он же башенный стрелок - и механик-водитель. Последний находился по центру корпуса, а командир-стрелок - в корпусе и башне, позади водителя. Посадка и высадка производилась через грибовидный люк-колпак, возвышающийся над башней, а механик мог пользоваться и двустворчатым люком, который находился на корпусе впереди.

Броня

Броня крепка не была, она хорошо защищала от пуль (средний винтовочный калибр) и от мелких осколков, поскольку и разрабатывалась защита танка по принципу противопульному. Форму брони танки сопровождения в то время имели примерно одинаковую: острую ступенчатую, безо всяких закруглений. Бронированный корпус состоял из листовой стали шестнадцати миллиметров толщиной, все листы были склёпаны и между собой, и с каркасом.

На корме бронелисты крепились на каркас просто болтами, поэтому их легко можно было снять, если нужно. Дно танка и его крыша были укреплены вдвое слабее - там использовались менее восьми миллиметров толщиной. Башня имела форму почти правильного шестиугольника. С 1930 года предусматривалась ниша на корме - для радиостанции. Формирующие башню листы брони составляли шестнадцать миллиметров, но крыша к авиаударам приспособлена не была - на неё шла сталь не более четырёх миллиметров. Лобовая часть башни имела амбразуры, чтобы установить вооружение. Шариковая опора позволяла башне поворачиваться, но делать это можно было только вручную, чем и занимался командир танка.

Вооружение

Любой довоенный танк, с современной точки зрения, был оснащён слабо. Однако для того времени этот танк оснасткой превосходил многих своих собратьев из других стран. Сначала основным вооружением Т-18 была пушка тридцать седьмого калибра модели Гочкиса, затем разработанная П. Сячинтовым пушка Гочкис-ПС. Устанавливалась она в правую или левую грань башни. Боекомплект состоял из девяноста шести снарядов, впоследствии увеличенный до ста четырёх (складировался боекомплект на корме - вместо радиостанции).

Кроме того, было и вспомогательное вооружение, которым служил пулемёт Фёдорова калибра 6,6 миллиметров. Обычно спаривались два пулемёта и устанавливались в свободную от пушки грань башни. К ним полагались коробчатые магазины, в которых находились 1800 патронов. Уже после 1935 года пулемёты на Т-18 заменили на ДТ-29 (калибр 7,62). Сначала также спаренные, затем по одному. В боекомплекте теперь было 2016 патронов в тридцати двух дисках.

Двигатель

Силовой установкой лёгкого танка Т-18 служил рядный четырёхтактный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель конструктора Микулина. Охлаждение двигателя было воздушное. Мощность его не превышала тридцати пяти лошадиных сил.

После 1930 года форсированный двигатель мог выжимать мощность в сорок, что ускоряло его движение по шоссе (предельная скорость танка составляла целых двадцать два километра в час!). Двигатель устанавливался поперечно в отделении моторно-трансмиссионном, это давало возможность немного сократить длину корпуса танка. Топливные баки в количестве двух имели объём в целом сто десять литров. Их размещали в надгусеничных нишах.

Трансмиссия

Тем не менее и двигатель, и трансмиссия первого советского танка отвечали самым передовым запросам своего времени. Трансмиссия лёгкого танка Т-18 была механического типа и состояла из узлов и механизмов:

1. Главный однодисковый фрикцион, работающий на сухом трении.

2. Трёхступенчатая механическая коробка передач.

3. Механизм поворота (тип конического дифференциала).

4. Два служащие и для торможения, и для поворота.

5. Две бортовые однорядные передачи, встраиваемые в ступицы ведущих колёс.

Ходовая часть

Ходовая часть танка для сопровождения пехоты включала по обоим бортам ленивцы, ведущие колёса, четырнадцать опорных сдвоенных обрезиненных катков малого диаметра и шесть тоже обрезиненных сдвоенных поддерживающих катков. После 1930 года в конструкции появился на каждом борту четвёртый поддерживающий каток. Задние катки по два блокировались на балансирах, подвешенных на цилиндрические вертикальные пружины, защищённые кожухами.

Передний опорный каток закреплялся отдельным рычагом, соединённым с передней подвеской и амортизировавшийся наклонной пружиной. Стальные рессоры также имели два или три передних поддерживающих катка. Гусеницы были изготовлены из литой стали - крупные звенья с гребневым зацеплением. Пятьдесят один трак составлял каждую гусеницу, ширина трака - триста миллиметров.

В первом бою

Лёгкие танки Т-18 поступили в Красную Армию уже в 1928 году, доукомплектовывая стрелковые подразделения армий различных военных округов. Боевым крещением новой машине стал конфликт на КВЖД. В ноябре 1929 года началась Мишаньфусская наступательная операция, где нашу пехоту поддерживали сразу десять танков Т-18. Бою предшествовал изнурительный марш, боекомплектом танки нормально обеспечить не удалось, даже карт местности у бойцов не было.

Тем не менее позиции китайцев были атакованы, и ни один танк Т-18 потерян не был, хотя наступательное движение в целом удачи красной Армии не принесло. Но для танка эти бои стали отличной проверкой, где вскрылись не только достоинства, но и недостатки этой машины. Главными пороками лёгкого танка Т-18 были названы низкая скорость передвижения и очень незначительная огневая мощь. Но в общей сложности и танки, и танкисты зарекомендавали себя хорошо, и конфликт на КВЖД представил тому доказательства.

Великая Отечественная

Крайне изношенные и откровенно устаревшие танки Т-18 встретили Великую Отечественную войну. Малая часть их поступила на вооружение в танковые части, остальные были отданы укрепрайонам. Панцерваффе сурово поступали в приграничных боях с почти беззащитными советскими танками. В первые же месяцы войны практически все Т-18 были сожжены.

Последние упоминания о применении их в бою датируются декабрём 1941 года, когда они обороняли Москву: Сто пятидесятая танковая бригада располагала девятью машинами Т-18. Старые добрые лёгкие танки до конца пятидесятых служили как стационарные огневые точки и в качестве фортификационных сооружений на Дальнем Востоке. Иногда применялись только их башни.

Почему именно Т-18?

В первые годы после Гражданской войны Советская Россия, как уже было сказано, преодолевала ужасающую разруху, ей явно было не до производства танков. Как мы помним, дело восстановления и развития народного хозяйства шло споро, поэтому уже к середине двадцатых годов речь зашла о модернизации армейского вооружения. В 1926 году, как мы уже знаем, была принята программа танкостроения, рассчитанная на три года.

Программой предусматривалось как план-минимум организация учебной роты и танкового батальона с пехотными танками, а также создание роты и батальона, оснащённых танкетками. Расчёты требовали от производителей по сто двенадцать танков каждого типа. И после совещания командования Красной Армии, ГУВП и ОАТ (Орудийно-арсенальный трест) было утверждено массовое производство вовсе не тяжёлых, малоподвижных и довольно слабо вооружённых FT-17, к тому же излишне дорогих. Победил лёгкий танк сопровождения пехоты.

Про деньги

"Рено-Русский", например, стоил тогда тридцать шесть тысяч рублей, а нужно было потратить только восемнадцать тысяч на один танк, поскольку общая сумма трат не должна была превысить пять миллионов рублей. Здесь следует пояснить, что в те годы рубль стоил столько же, сколько при царе. Это значит, данная сумма сегодня была бы равна примерно миллиону долларов. То есть трёхлетняя программа двадцатых годов прошлого века с таким финансовым напряжением бы не справилась.

Есть разница и в стоимости сегодняшних танков относительно машин начала прошлого века. Наш Т-90, к примеру, армия закупает за семьдесят миллионов рублей каждый экземпляр. Американский "Абрамс" в зависимости от модификации стоит от 4,3 миллиона долларов. Однако и оснащение Т-18 никак нельзя сравнивать с Т-90. Свою роль в развитии Красной Армии первые советские танки сыграли, можно сказать, отлично.

Говоря о первых советских танках, да еще и применяя термин «серийный», можно поговорить и о «Танке М», и о Т-16, и о Т-17.


Все вышеперечисленные боевые машины были выпущены количеством более 1 единицы, что в принципе, дает возможность говорить о серийном производстве. Однако если мы говорим о заводском серийном производстве, а не отверточной сборке, то здесь, без сомнений и оговорок, первенец советского танкостроения именно Т-18.

959 изготовленных машин – это как раз и есть то, что принято считать серией.

В конструкции Т-18 или МС-1 («Малый сопровождения», модель 1-я) явно прослеживается все тот же старина «Рено» FT-17. Именно эта машина стала опорной при производстве всех вышеперечисленных моделей.

Но деваться было некуда, в Российской империи танков не было вообще, поэтому оставался только путь лицензионного производства. Для чего во Франции была закуплена официальная лицензия на производство FT-17.

В 1924 году Комиссией по танкостроительству были разработаны требования к танку сопровождения пехоты.

В соответствии с ними предполагалось создание танка массой в 3 тонны, с вооружением из 37-мм пушки или пулемёта, 16-мм бронёй и максимальной скоростью в 12 км/ч.

При этом с 1924 года шло активное изучение трофейных иностранных танков. Более других советским военспецам приглянулся итальянский «Фиат 3000», являвшийся творением на базе «Рено-17».

Весной 1925 года, после рассмотрения проекта в штабе РККА, требования были скорректированы: допустимая масса танка была увеличена до 5 тонн, чтобы обеспечить размещение более мощного двигателя и одновременную установку пушки, и пулемёта.

К марту 1927 года был закончен первый прототип, получивший индекс Т-16. Танк-прототип был очень похож на «Рено-17», но имел меньшую длину корпуса, меньшую массу и лучшую подвижность. Но главное – танк был значительно дешевле, чем первенец советского танкопрома «Танк М».

Испытания, правда, выявили огромное количество недостатков, и прототип одобрен не был.

Второй прототип, при постройке которого были учтены все замечания, был закончен к маю 1927 года и пошел на испытания под индексом Т-18. Испытания закончились успешно, и в июне 1927 года танк был принят на вооружение под обозначением «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» (МС-1) или Т-18.


Т-18 (МС-1) образца 1927 г.

Боевая масса, т: 5,3
Экипаж, чел: 2

Размеры:
Длина корпуса, мм: 3500, 4380 с «хвостом»
Ширина, мм: 1760
Высота, мм: 2120
Клиренс, мм: 315

Бронирование: стальная катаная, 8-16 мм

Вооружение: 37-мм пушка Гочкиса (либо ПС-1), боекомплект 104 снаряда, 2 пулемета Федорова 6,5-мм или Дегтярева ДТ-29 с боекомплектом 1040 патронов.

Тип двигателя: рядный 4‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с: 35
Скорость по шоссе, км/ч: 16
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 6,5
Запас хода по шоссе, км: 100

Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,37
Преодолеваемый подъём, град: 36
Преодолеваемая стенка, м: 0,5
Преодолеваемый ров, м: 1,85
Преодолеваемый брод, м: 0,8

В целом тот еще «гадкий утенок». Однако, пусть в контурах Т-18 никак нельзя было разглядеть силуэта Т-34 и тем более, Т-90, это был наш первый серийный танк.

Строили первенца на ленинградском заводе «Большевик» и Мотовилихинском машиностроительном заводе в Перми.

Странно, но жизнь у первенца оказалась весьма длинной и насыщенной. Несмотря на неказистость и откровенно не блещущие ТТХ.

Годы эксплуатации МС-1/Т-18 во всех справочниках значатся как с 1928 по 1942 год. Но даже до Великой Отечественной танк успел повоевать.

Боевое крещение Т-18 получил в ходе конфликта на КВЖД в ноябре 1929 года. Осенью Забайкальской группе Особой Дальневосточной армии (ОДВА) была придана рота из 10 танков, которые и приняли участие в Мишаньфусской наступательной операции 17-19 ноября.

Боевые испытания показали недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 37-мм пушки, но в целом танки отработали удачно.

К началу 1938 года, находившиеся в строю Т-18 достигли крайней степени износа. Однако, вместо утилизации и отправки на металлолом танкам была уготована иная участь.

Распоряжением наркома вооружений Ванникова от 2 марта 1939 года все оставшиеся в строю Т-18 были сняты с вооружения, и 700 из них были переданы в распоряжение укрепрайонов военных округов.

На деле еще с 1934 года началось оборудование укрепрайонов Ленинградского военного округа 160-ю списанными танками Т-18 в качестве БОТов – бронированных огневых точек.

Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению на спарки пулемётов ДТ, ДА-2 либо на 45-мм пушки образца 1932 г.

Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю или просто устанавливались в качестве БОТ у мостов, перекрёстков дорог и в других удобных для обороны местах.

Те танки, которые еще могли двигаться и находились в удовлетворительном техническом состоянии, придавались гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек.

Превращённые в доты Т-18 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, однако довольно значительное (около 140) количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили бои с Японией.

Сведения о боевом применении Т-18 в Великой Отечественной войне в основном носят отрывочный характер. В большинстве своём танки, сосредоточенные на западных границах СССР, были уничтожены или захвачены в первые дни или недели войны, хотя немногочисленные экземпляры использовались несколько дольше.

Танки Т-18 и БОТ на их основе сражались с врагом в укрепрайонах. Известно о боях с их участием в Осовецком, Владимиро-Волынском и Минском Укрепрайонах.

Последнее известное боевое применение Т-18 относится к битве за Москву, в которой зимой 1941-1942 года использовались 9 единиц Т-18 из состава 150-й танковой бригады.

Размещённые в районе озера Хасан в виде фортификационных сооружений Т-18 состояли на вооружении до начала 1950-х годов, когда они были исключены из системы укреплений и заброшены.

Зато в наше время дальневосточные Т-18 являются объектами работы поисковиков и реставраторов. И, как это ни странно, но количество Т-18 в нашей стране исчисляется не единицами.

Только на Дальнем Востоке России известно не менее восьми сохранившихся Т-18, один из танков принял участие в Параде 9 мая 2018 года в городе Уссурийске.

Танк Т-18, который послужил фотомоделью, находится в Музее отечественной военной в деревне Падиково Истринского района Московской области.

Основой для реставрации этого экспоната послужил танковый корпус, найденный поисковиками на местах боев Великой Отечественной.

Реставрация ведется уже больше двух лет и фактически близится к завершению. На сегодняшний момент машина на 90% является оригинальной, а так как поставлен вопрос с восстановлением в музее, уверен, что через год мы сможем увидеть ее на ходу.

И, соответственно, покажем танк изнутри.

T18 — первая американская ПТ-САУ в ветке развития. Обладает толстым лобовым бронированием, хорошей подвижностью и отличным орудием, что превращает этот маленький танк в грозного соперника или прекрасного союзника.

Прокачка

  • Для исследования T18 требуется 110 единиц опыта. Предыдущий танк — T1 Cunningham;
  • Первым делом изучаем фугасницу — 75 mm Howitzer M1A1. Она имеет колоссальный урон, но плохую точность;
  • Далее устанавливаем топовый двигатель. Это даст нам высокую максимальную скорость;
  • Чтобы улучшить поворотливость танка ставим топовую ходовую;
  • Исследуем радиостанцию;
  • В последнюю очередь изучаем топовое орудие — QF 2-pdr Mk. IX. Обладает высокой скорострельностью, но небольшим уроном;
  • Следующий танк в ветке — T82. Для его исследования необходимо 1050 единиц опыта.

Топовая комплектация

Преимущества

  • Быстрая перезарядка
  • Высокая максимальная скорость;
  • Крепкое лобовое бронирование;
  • Хорошая поворотливость
  • Таран

Недостатки

  • Низкая скорость заднего хода
  • Мало HP
  • Слабый обзор

Умения и навыки экипажа

Оборудование

Снаряжение

Бронирование

Применение

T18 — ПТ-САУ закрытого типа, что положительно сказывается на ее защите от фугасных снарядов. В зависимости от выбранного орудия есть две тактики применения этого танка в бою:

С топовым QF 2-pdr Mk. IX : Дистанция — дальняя. Орудие точное, скорострельное, рация мощная, надо только занять хорошую позицию и стрелять по засвету союзников (желательно так, чтобы самому не «засветиться»). Для этой тактики очень полезной будет маскировочная сеть. Крайне важно менять позицию после обнаружения противником, так как стоящий T18 — легкая мишень, даже с толстой лобовой броней. Ни в коем случае нельзя идти в первом ряду и выезжать на противников, поджидающих T18 за углом — выстрел в движении или сразу после остановки скорее всего уйдет мимо, и ПТ-САУ будет уничтожена раньше, чем сведется или перезарядится.

С «фугасницей» 75 mm Howitzer M1A1 : Дистанция — ближняя и средняя (точность у «фугасницы» небольшая). При обнаружении противника выстрелить и спрятаться. Во-первых у этого орудия долгая перезарядка, во-вторых часто бывает, что у противника остается 5-10 ХП, и в результате, пока произойдет перезарядка, он сможет сделать по T18 2-3 выстрела(хотя иногда спасает толстая лобовая броня). И именно поэтому лучше воевать в группе с союзниками, которые смогут добить противника. Также можно затаранить еле-живой танк противника, благо масса и скорость танка позволяют это сделать с наименьшими потерями ХП у самой ПТ-САУ.

Видео

Историческая справка

С октября 1941 по май 1942 велись работы по созданию самоходной гаубицы на базе шасси легкого танка M3 Stuart. Изначально, проект под названием Т18 разрабатывался как САУ поддержки. На вооружении состояла 75-мм гаубица, располагавшаяся в просторной, полностью закрытой бронированной рубке. Однако проект был заброшен из-за появления более совершенной САУ М8 на базе танка М5.