Любовь и отношения

Обзор немецкой ПТ4, "Hetzer". Противотанковая САУ Hetzer в World of Tank Боевое применение САУ Гетцер

Как играть на хетзере посмотреть хетзер видео гайд можно в этой статье дорогие любители танков. Итак прежде всего о самом танке. Выкачал я его довольно давно и прошел с большим удовольствием потому что это классный танк

который я советую всем любителям танков очень достойное место занимает в ангаре и не даром его называют истребитель танков во первых потому что он очень рикошетный то есть от этого танка рикошетят снаряды противников из за того что броня расположена под достаточными углами и скорострельность меня так же порадовала

Быстрая перезарядка приличная скорость и рикошетная броня, а так же низкий силуэт который делает машину незаметной в дополнение если поставить камуфляж то вообще нормально будет что еще надо для комфортной игры в world of tanks. Немцев подвигло на создание этого танка серия поражений после чего они крепка задумались над тем как же переломить ход битвы в свою сторону и создали это чудо танкостроения. Поначалу командование очень скептически отнеслось к новому механизму заряжания но после того как немецкие войска захватили несколько наших пт сау и обнаружили этот механизм заряжания то присмотрелись к нему получше в плане боеспособности и танк пошел в серию чем доставил немало хлопот советским войскам и их союзникам.

Перки для экипажа hetzer

Советую качать в такой последовательности
Сначала камуфляж всем потом командосу за серу поменять на лампочку
вторым перком ремонт и третьим братство если вы дошли до третьего перка то уж четвертый перк вам не составит труда выбрать самим по своему усмотрению. Предлагаю ниже небольшой опросик что находится у вас на танке.
Оборудование тоже стандартное для пт это конечно же камуфляж рога и я лично третим поставил сведение.
Вообще вся линейка пт этой ветки мне очень понравилась она проходится на ура и даже не замечаешь как добрался до ягтигра и ягпантеры.

Так же смотрите хетзер видео в этой статье.

К концу 1943 года командованию Вермахта стало ясно, что легкие противотанковые САУ семейства «Мардер» уже не в полной мере отвечают поставленным перед ними задачам. Это объяснялось появлением у противников Германии новых танков, лучше бронированных и вооруженных. В свою очередь, «мардеры», также имевшие достаточно мощное вооружение, были защищены броней лишь номинально. Требовалась новая, хорошо бронированная компактная самоходная установка - истребитель танков.

В то же время наступил кризис и в выпуске штурмовой артиллерии. В ноябре 1943 года англо-американская авиация подвергла мощной и весьма успешной бомбардировке берлинский завод фирмы Alkett. В результате авиаудара были серьезно повреждены цеха и оборудование крупнейшего изготовителя основного противотанкового средства - штурмовых орудий. План производства штурмовых орудий на 1944 год оказался под угрозой срыва. Чтобы не допустить этого, к их выпуску в декабре 1943года подключилась фирма Krupp. Поскольку последняя являлась генподрядчиком по изготовлению средних танков Pz.IV, то неудивительно, что, приступая к производству штурмовых орудий, крупповцы сделали ставку на «четверки». Благодаря использованию рубки от StuG III, обе САУ были унифицированы почти на 20%. Но новое штурмовое орудие StuG IV, во-первых, оказалось довольно дорогим, а во-вторых - для их производства использовались шасси танков Pz.IV, которых Вермахту тоже не хватало. Необходимо было иное решение, например, привлекать к выпуску штурмовых орудий другие предприятия. Специалисты из Управления вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) обратили свой взор на пражский завод ВММ (до оккупации - CKD). На завод поступило указание начать производство штурмового орудия StuG 40. Но эта 23-тонная боевая машина была ему явно «не по зубам». Вот тогда-то и вспомнили о разработанном фирмой ВММ еще в августе - сентябре 1943 года эскизном проекте САУ нового типа - StuG nА- «штурмовом орудии нового образца». Тогда оно особого интереса у военных не вызвало, теперь же на завод поступил срочный заказ - закончить проект в весьма сжатые сроки.

17 декабря 1943 года военных ознакомили с проектной документацией новой боевой машины. В основу ее конструкции были положены агрегаты как серийного танка Pz.38(t), так и опытного образца разведывательного танка TNHnA. В качестве вооружения предполагалось использовать безоткатное орудие, однако из-за его неготовности на машину установили противотанковую 75-мм пушку Pak 39. К 24 января 1944года был изготовлен полноразмерный деревянный макет САУ, и вскоре Управление вооружений заказало два прототипа, присвоив самоходке традиционно длинное название «Штурмовое орудие нового типа с 75-мм пушкой Pak 39 на шасси Pz.38(t)». Что касается танковых войск, то там самоходке присвоили более краткое наименование Leichte Panzerjager 38(t) - легкий истребитель танков на шасси Pz.38(t). Эта чехарда названий завершилась в ноябре 1944 года присвоением новой самоходке наименования Jagdpanzer 38 (танк-истребитель) и кода Sd.Kfz.138/2. Наконец, 4 декабря 1944 года приказом Гитлера машине было присвоено название Hetzer («хетцер»). Чаще всего в литературе это название переводится как «охотник», что в целом не противоречит истине, но если быть более точным, то «хетцер» - это егерь, псарь, поскольку «хетце» - это травля, то есть псовая охота. Первый прототип новой самоходки был изготовлен в марте 1944 года. По своей компоновке она представляла безбашенную машину с размещением вооружения в лобовом листе корпуса. Корпус выполнялся полностью сварным, с большими углами наклона броневых листов. Так, верхний лобовой лист корпуса, имевший толщину 60 мм, был наклонен под углом 60°, 40-мм нижний лобовой лист имел наклон в 40°. Бортовые листы, толщина которых не превышала 20 мм, располагались под углом 15°. Такой же толщины кормовой лист - под углом 40°. В отличие от всех предшествующих боевых машин чехословацкой конструкции, место механика-водителя САУ «Хетцер» находилось слева от продольной оси машины. За ним размещались наводчик и заряжающий, а место командира машины находилось у правого борта боевого отделения. Для посадки экипажа в крыше корпуса, которая выполнялась съемной и крепилась к бортам и лобовому листу с помощью болтов, имелись два люка, закрывавшихся двухстворчатой и одностворчатой крышками. Первый предназначался для посадки механика-водителя, наводчика и заряжающего, второй - командира.

По-видимому, с целью удешевления «Хетцер» был не слишком хорошо оснащен приборами наблюдения. В распоряжении механика-водителя имелись две смотровые щели со стеклоблоками «триплекс» в верхнем лобовом листе корпуса. Наводчик мог обозревать местность в перископический прицел Sfl.Zfla., заряжающий - через перископический прицел пулеметной установки на крыше корпуса. Кроме того, в левой створке посадочного люка, над местом заряжающего под углом 90° к оси корпуса (в положении «9 часов») был жестко закреплен перископический прибор наблюдения. Еще один такой прибор находился в распоряжении командира машины. Он был установлен в откидной крышке надмоторного люка в положении «6 часов», то есть позволял вести наблюдение в корму. Командир мог пользоваться стереотрубой, но только при открытом люке. При закрытых люках машина была почти «слепа» по правому борту.

Как уже упоминалось выше, в качестве основного вооружения на «Хетцере» применялась 75-мм противотанковая пушка Pak 39/2 с длиной ствола 48 калибров. Она устанавливалась в узкой амбразуре лобового листа корпуса несколько правее продольной оси машины. Малые размеры боевого отделения при достаточно массивном казеннике пушки, а также несимметричная установка ее в боевом отделении привели к тому, что углы наведения орудия вправо и влево не совпадали (5° - влево и до 10° - вправо). Вертикальная наводка был возможна в пределах от -6° до +12°.

Надо сказать, что впервые в немецком и чехословацком танкостроении такое достаточно крупногабаритное орудие удалось вписать в столь маленькое боевое отделение. Это стало возможным благодаря применению специальной карданной рамки вместо традиционного орудийного станка.

1 -75-мм пушка; 2-пулемет MG 42; 3-прибор наблюдения наводчика; 4-фальшборт; 5-ящик ЗИП; 6-направляющее колесо; 7 - опорный каток; 8-ведущее колесо; 9-амбразура прицела; 10-люк доступа к двигателю; 11-люк командира; 12-люк наводчика; 13-перископический прицел пушки; 14-прибор наблюдения механика-водителя; 15 - светомаскировочная фара; 16-кормовой прибор наблюдения командира; 17-глушитель; 18-антенный ввод

Такую рамку для орудия Pak 39/Pak 40 спроектировал в 1942 - 1943 годах инженер К.Штольберг, но некоторое время она не вызывала доверия у военных. Однако, после изучения захваченных летом - осенью 1943 года советских САУ СУ-85 и СУ-152, орудия которых устанавливались в рамках, немецкое командование поверило в работоспособность подобной конструкции. Немцы применили рамку сначала на средних истребителях танков Jagdpanzer IV и Panzer IV/70, а позднее и на «Ягдпантере». Рамку вместе с орудием Pak 39/2 и подвижной бронировкой позаимствовали для «Хетцера» у САУ Jagdpanzer IV. По конструкции и баллистике Рак 39/2 была идентична пушкам KwK 40 и StuK 40. Бронебойный снаряд, покидавший ствол орудия с начальной скоростью 790 м/с, на дистанции 1000 м пробивал 88-мм броню, расположенную под углом 30°. Подкалиберный снаряд при начальной скорости 990 м/с на такой же дистанции пробивал броню толщиной 97 мм.

Поскольку носовая часть «Хетцера» оказалась сильно перегруженной (пустая САУ имела дифферент на нос, приводивший к проседанию передней части до 8 - 10 см относительно кормы), конструкторы попытались облегчить ее. Для этого, в частности, у серийных машин ранних выпусков несколько обрезали качающуюся бронировку орудия снизу и с боков, а затем еще и усилили подвеску передних опорных катков.

Пушки Pak 39/2 оснащались дульным тормозом. Однако на САУ Jagdpanzer IV в боевых частях его обычно демонтировали. При стрельбе, из-за небольшой высоты линии огня, работа дульного тормоза поднимала густое облако пыли, которое затрудняло прицеливание и демаскировало самоходку. В бою с танками противника и то и другое было весьма существенным. Серийные САУ «Хетцер» покидали цеха без дульного тормоза пушки - его попросту свинчивали, но уже в заводских условиях.

Оборонительный пулемет MG 42 размещался на крыше САУ перед левым люком на установке Rumdumfeuer и был прикрыт уголковым щитком. Огонь из него вел заряжающий.

Боекомплект пушки состоял из 40 - 41 выстрела, пулемета - из 1200 патронов.

В силовом отделении «Хетцера» устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Praga АЕ мощностью 160 л.с. при 2600 об/мин. Использование этого мотора повлекло за собой изменения в системе выхлопа. В отличие от двигателя Praga ЕРА, который устанавливался на танках Pz.38(t), на этом моторе выхлопной коллектор выводился вверх через крышу силового отделения САУ, а не через кормовую стенку корпуса, как на танке. Радиатор емкостью 50 л находился в силовом отделении за двигателем. Отбор мощности на вентилятор, размещенный за радиатором, осуществлялся от коленчатого вала двигателя. В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Допускалось также использование спирто-бензиновой смеси и диналколя. В систему питания входили два бензобака емкостью 220 л (левый) и 100 л (правый). В процессе работы двигателя топливо из правого бака перетекало в левый. Подача топлива осуществлялась с помощью электрического насоса Solex Autopulse. Двигатель оснащался двумя карбюраторами Solex 46 FNVP. Емкость бензобаков обеспечивала запас хода до 185 км.

Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался с помощью многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Коробка передач Praga-Wilson - планетарная, пятискоростная, с предварительным выбором передач. Диапазон скоростей колебался от 4,1 км/ч на 1-й передаче до 42 км/ч на 5-й, передача заднего хода обеспечивала движение со скоростью 6,1 км/ч. Перед коробкой передач располагались дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые передачи и тормоза. Следует отметить, что во время испытаний трофейного «Хетцера» в СССР, на проселочной дороге с твердым грунтом самоходка развила максимальную скорость 46,8 км/ч.

Ходовая часть, конструктивно аналогичная таковой у Pz.38(t), применительно к одному борту, состояла из четырех одинарных обрезиненных опорных катков диаметром 810 мм, заимствованных у танка TNHnA. Опорные катки были сблокированы попарно в две балансирные тележки, подвешенные на усиленных полуэллиптических листовых рессорах (толщина листов была увеличена с 7 до 9 мм). Литое ведущее колесо с двумя съемными зубчатыми венцами по 19 зубьев в каждом находилось впереди. Направляющее колесо вместе с механизмом натяжения гусеницы располагалось сзади. С каждого борта имелось по одному обрезиненному одинарному поддерживающему катку. В каждой гусенице насчитывалось 96 - 98 траков. Ширина гусеницы - 293 мм. Колея «Хетцера», по сравнению станком Pz.38(t), была увеличена с 2140 мм до 2630 мм. Боевая масса САУ составляла 16 т.

Первые серийные самоходки Jagdpanzer 38 выехали из ворот завода ВММ в апреле 1944 года. Первоначальный заказ на 1944 год составил 1000 боевых машин этого типа. Однако быстро стало ясно, что производственных мощностей завода ВММ для его выполнения не хватит. Поэтому в июле 1944года к выпуску САУ подключились заводы Skoda в Пльзене. Соответственно возросли и «аппетиты» военных: уже в сентябре они хотели получить 400 «хетцеров» - 300 от ВММ и 100 от Skoda! Дальнейшие планы прироста производства поражают как своим размахом, так и нереальностью. Так, в декабре 1944 года Вермахт хотел получить 700 «хетцеров» (400 + 300), а в марте 1945-го - 1000, по 500 машин от каждого завода-изготовителя! В действительности же производственные успехи чехословацких предприятий были значительно скромнее. В апреле 1944 года были изготовлены 20 «хетцеров», в мае - 50, в июне - 100, в июле - 110 (10 из них на заводе Skoda). До февраля 1945 года оба завода передали Вермахту только 2000 самоходок. Своего пика производство достигло в январе 1945года, когда были изготовлены 434 «хетцера» (289 + 145). В марте и апреле оба предприятия усиленно бомбились американской авиацией, и темп выпуска боевых машин начал спадать. В апреле удалось изготовить только 117 машин. Всего же за год производства заводские цеха покинули 2827 самоходных установок «Хетцер». Боевое крещение «хетцеры» получили в составе 731-го и 743-го противотанковых батальонов резерва главного командования (Heeres Panzerjager-Abteilung) в июле 1944 года. Каждый батальон насчитывал 45 машин: три роты по 14 машин и три самоходки в штабе батальона. В августе 1944года роты «хетцеров» начали поступать на вооружение пехотных, егерских и ополченческих дивизий Вермахта и войск СС. В каждой роте насчитывалось 14 машин. Кроме того, до конца войны были сформированы еще несколько противотанковых батальонов резерва главного командования. «Хетцеры» активно использовался на всех фронтах вплоть до последних дней войны. На 10 апреля 1945 года в боевых частях Вермахта и войск СС насчитывалось 915 САУ «Хетцер», из них 726 - на Восточном и 101 - на Западном фронте.

На экспорт «хетцеры» поставлялись только в Венгрию. В декабре 1944 - январе 1945года 75 машин этого типа поступили на вооружение подразделений самоходной артиллерии 1-й венгерской танковой дивизии. Они принимали участие в боях в районе Будапешта.

На базе САУ «Хетцер» было изготовлено 20 огнеметных танков Flammpanzer 38, 30 САУ Hetzer-Bison со 150-мм пехотным орудием sIG 33 и 181 БРЭМ Bergepanzer 38. Помимо этих машин «Хетцер» послужил базой для изготовления прототипов или проектирования целого ряда опытных образцов разведывательных танков, штурмовых гаубиц и противотанковых САУ. Наиболее любопытным из них можно считать истребитель танков Hetzer Starr («Хетцер-штарр»), Немецкое слово «штарр» переводится как «жесткий» или «неподвижно закрепленный». У этого варианта ствол 75-мм пушки был жестко связан с лобовым листом корпуса, а противооткатные устройства отсутствовали. Для обеспечения горизонтального и вертикального наведения орудие размещалось в шаровой установке. Первый прототип был изготовлен в мае 1944 года, еще три машины - в сентябре. Все они были отправлены на фирму Alkett для дальнейших испытаний. Зимой 1944/45 года завод ВММ изготовил опытную партию из десяти машин «Хетцер-штарр». Причем часть из них оснащалась дизельным двигателем Tatra 103 мощностью 220 л.с., с которым скорость машины несколько возросла.

Рассказ о «Хетцере» будет не полным без упоминания о послевоенной судьбе этой боевой машины. 27 ноября 1945 года штаб танковых войск чехословацкой армии принял решение об использовании для нужд национальной обороны бывших немецких боевых машин - истребителей танков «Хетцер», получивших новый индекс ST-I, и «Мардер», переименованных в ST-II. Кроме того, для обучения личного состава танковых войск на вооружение послевоенной чехословацкой армии был принят невооруженный вариант «Хетцера», названный ST-II. На территории Чехословакии было обнаружено более 300 «хетцеров», пригодных к восстановлению и достройке.

В феврале 1946 года фирма CKD получила заказ на изготовление или капитальный ремонт 50 САУ ST-I и 50 учебных машин ST-III. Заказ был выполнен в течение 1946- 1947 годов. При этом у машины ST-III сохранили неизменными ходовую часть и силовую установку, корпус же подвергся некоторым модификациям. На его крыше установили прямоугольную рубку, место орудия заняла башенка инструктора, а напротив места механика-водителя в броне был прорезан прямоугольный смотровой люк.

В феврале 1947 года последовал заказ еще на 20 ST-I, размещенный на фирме Skoda, а в конце 1949 года - еще на 30 машин. В итоге армия получила 100 новых самоходок ST-I и 50 учебных машин ST-III. Всего же с учетом оставшихся от Вермахта и отремонтированных машин в чехословацкой армии по состоянию на 1 января 1949 года имелось 246 САУ и три БРЭМ Bergepanzer 38.

Все эти боевые машины поступили на вооружение 21-й и 22-й танковых бригад, которые должны были стать основой для формирования моторизованных дивизий. Впрочем, в 1948 году они были преобразованы в 351-й и 352-й полки самоходной артиллерии. В этих частях истребители танков ST-I и штурмовые орудия StuG III (чехословацкое обозначение ShPTK 40/75) эксплуатировались до начала 1950-х годов. В дальнейшем, по мере поступления в Чехословацкую народную армию боевой техники советского производства, немецкие машины переводились в резерв, а затем списывались.

В феврале 1949 года фирма CKD приступила к разработке огнеметного танка на шасси ST-I. Всего планировалось вооружить огнеметами 75 боевых машин. У опытного образца штатная 75-мм пушка была демонтирована, а ее амбразура заглушена броневым листом. На крыше корпуса разместили вращающуюся цилиндрическую башню, в которой в двух раздельных шаровых установках находились немецкий огнемет Flammenwerfer 41 и советский пулемет ДТ. Прототип, получивший обозначение РМ-1, изготовили к февралю 1951 года. Однако его испытания оказались не слишком обнадеживающими - дальность огнеметания была явно недостаточной, всего 60 метров. Пражская фабрика Konstrukta занялась модернизацией огнемета. В конце мая 1953 года танк, оснащенный новым огнеметом с дальностью стрельбы до 140 м, поступил на испытания. Впрочем, вскоре военные сообщили, что больше не заинтересованы в боевой машине подобного типа.

После окончания Второй мировой войны интерес к истребителю танков ST-I проявила Швейцария, на вооружении армии которой уже состояли танки чехословацкого производства. 15 августа 1946 года Швейцария заказала восемь машин этого типа, присвоив им обозначение G-13. Фирма Skoda быстро изготовила требуемые машины, используя задел, оставшийся от немцев. Однако последовавший в ноябре 1946 года еще один заказ на 100 машин оказался на грани срыва, так как не было в наличии орудий Pak 39/2. Тем не менее выход вскоре был найден: в корпус САУ было предложено устанавливать пушки StuK 40, которые в годы войны выпускались заводом Skoda. После некоторой конструктивной доработки это орудие удалось разместить в боевом отделении самоходки. Кроме того, по требованию заказчика вместо бензинового мотора Praga АЕ, начиная с 65-й машины, стали устанавливать дизель Sauer-Arbon мощностью 148 л.с. Для улучшения обзора командирский люк в G-13 был перенесен с правого борта на левый (командир и заряжающий поменялись местами) и был дооборудован поворотным перископом. А вместо оборонительного пулемета на корме САУ была установлена зенитная турель. Все машины оснащались радиостанциями швейцарского производства.

САУ настолько понравилась швейцарцам, что в 1947 году они заказали еще 50 единиц G-13. Последние 20 машин были переданы заказчику только 16 февраля 1950 года. На вооружении швейцарской армии эти истребители танков состояли до 1968 года.

В приобретении ST-I был заинтересован и Израиль. Министерство обороны Чехословакии готовило передачу 65 самоходок и 6000 75-мм выстрелов. Однако продавец и покупатель не сошлись в цене и сделка не состоялась.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

САУ «Хетцер». Hetzer Jagdpanzer 38 Sd.Kfz.138/2

После создания целого ряда импровизированных и не всегда удачных конструкций легких истребителей танков в 1943 году немецким конструкторам удалось создать самоходную установку, в которой удачно сочетались небольшой вес, сильное бронирование и эффективное вооружение. Истребитель танков был разработан фирмой "Хеншель" на базе хорошо отработанного шасси легкого чехословацкого танка ТNНР, имевшего немецкое обозначение Pz.Kpfw.38(t).

Новая самоходка имела низкий корпус с целесообразным наклоном лобовых и верхних бортовых броневых листов. Установка 75-мм орудия с длиной ствола 48 калибров, прикрыта сферической броневой маской. На крыше корпуса размещен 7,92-мм пулемет со щитовым прикрытием. Ходовая часть выполнена четырехкатковой, двигатель размещен в задней части корпуса, трансмиссия и ведущие колеса - в передней. Самоходная установка оборудовалась радиостанцией и танковым переговорным устройством. Часть установок выпускалась в варианте самоходного огнемета, при этом огнемет монтировался вместо 75-мм орудия. Выпуск самоходных установок был начат в 1944 году и продолжался до конца войны. Всего было выпущено около 2600 установок, которые использовались в истребительно-противотанковых дивизионах пехотных и моторизованных дивизий.

К созданию "Jagdpanzer 38" или САУ «Хетцер» немцев привело неудачно складывающееся течение войны. Союзники в ноябре 1943 года успешно бомбили заводы "Альмеркише Кеттенфабрик". Как результат - повреждение оборудования и цехов завода, являвшегося крупнейшим производителем штурмовой артиллерии фашистской Германии, которая составляла основу противотанковых дивизионов и бригад. Под угрозой срыва оказались планы оснащения нужной материальной частью противотанковых подразделений вермахта.

Фирма "Фредерик Крупп" начала выпускасть штурмовые орудия с боевой рубкой от StuG 40 и ходовой частью танка PzKpfw IV, но они были достаточно дорогими, а танков Т-IV не хватало. Все осложнялось еще и тем, что к началу 1945 г., по расчетам, армия нуждалась в не менее 1100 штук в месяц семидесятипяти-миллиметровых противотанковых САУ. Но по ряду причин, а также из-за сложностей и металлоемкости ни одна из серийных машин не могла выпускаться в таком количестве. Исследования уже существующих проектов уточнили, что ходовая часть и силовой агрегат САУ "Мардер III" являются освоенными и наиболее дешевыми, но бронирование ее было явно недостаточным. Хотя, массу боевой машины без значительного усложнения подвески позволяла увеличить ходовая часть.

Инженеры фирмы "ВММ" разработали эскиз легкой дешевой бронированной противотанковой САУ нового типа в августе-сентябре 1943 года, которая была вооружена безоткатным орудием, но, несмотря на возможность массового выпуска таких машин еще до бомбардировки в ноябре 1943 года, этот проект не вызывал интереса. В 1944 году союзники почти не подвергали налетам территорию Чехословакии, промышленность пока не пострадала, и производство штурмовых орудий на ее территории стало очень привлекательным.

Фирмой "ВММ" в конце ноября был получен официальный заказ с целью изготовления в течении месяца отложенный образец "штурмового орудия нового образца". 17 декабря были закончены проектные работы и деревянные модели новых вариантов машины были представлены "Heereswaffenamt" (Управление Вооружений Сухопутных Войск). Отличие этих вариантов между собой были в ходовой части и силовой установке. Первый был на базе танка PzKpfw 38 (t), в малоразмерной боевой рубке которого, с наклонным расположением броневых листов, монтировалось безоткатное 105-мм орудие, способное на дальности до 3500 м поразить броню любого вражеского танка. Второй - на шасси нового опытного разведывательного танка TNH nА, вооруженного 105-мм трубой - пусковым устройством противотанковых ракет, со скоростью до 900 м/с и 30-мм автоматической пушкой. Вариант, который, по мнению экспертов, сочетал удачные узлы одной и другой, являлся, как бы серединой между предложенными версиями и был рекомендован в постройку. В качестве вооружения нового истребителя танков была утверждена 75-мм пушка РаК39 L/48, поставленная в серийное производство для среднего истребителя танков "Jagdpanzer IV" ,а безоткатное орудие и ракетная пушка не были отработаны.

27 января 1944 года был одобрен окончательный вариант САУ. Машина принята на вооружение, как "75-мм штурмовое орудие нового типа на шасси PzKpfw 38(t)" (Sturmgeschutz nA mit 7,5 см РаК 39 L/48 Auf Fahzgestell PzKpfw 38 (t)). 1 апреля 1944 года. началось серийное производство. Вскоре САУ были переклассифицированы в легкие истребители танков и им был присвоен новый индекс "Jagdpanzer 38 (SdKfz 138/2)". 4 декабря 1944 года за ними было закреплено и собственное имя "Хетцер" (Hetzer - егерь, прикармливающий зверя).

В машине было очень много принципиально новых конструктивных и технических решений, хотя проектировщики попытались максимально унифицировать ее с хорошо освоенными танком PzKpfw 38 (t) и легким истребителем танков "Marder III". Корпуса из броневых листов довольно большой толщины были изготовлены сваркой, а не на болтах - впервые для Чехословакии.

Сварной корпус, кроме крыши боевого и моторного отделений, был монолитным и герметичным, и после освоения сварочных работ трудоемкость его изготовления по сравнению с клепанным снизилась почти в два раза. Носовая часть корпуса состояла из 2-х броневых листов толщиной 60-мм (по отечественным данным - 64-мм), установленных под большими углами наклона (60° - верхний и 40° - нижний). Борта "Хетцера" - 20-мм - также имели большие углы наклона и потому неплохо защищали экипаж от пуль противотанковых ружей и снарядов малокалиберных (до 45-мм) пушек, а также от крупных снарядных и бомбовых осколков.

Новой была и компоновка "Хетцера", так как впервые водитель машины располагался слева от продольной оси (в Чехословакии до войны была принята правосторонняя посадка механика-водителя танка). В затылок водителю, слева от орудия, размещались наводчик и заряжающий, а место командира САУ было за ограждением пушки у правого борта.

Для входа-выхода экипажа на крыше машины имелись два люка. Левый предназначался для водителя, наводчика и заряжающего, а правый - для командира. В целях удешевления серийной САУ первоначально она оборудовалась довольно малым набором средств наблюдения. Два перископа (часто устанавливался только один) обзора дороги имел механик-водитель; наводчик мог видеть местность только через перископический прицел "Sfl. Zfla", который имел малое поле зрения. У заряжающего был перископический прицел оборонительного пулемета, который можно было поворачивать вокруг вертикальной оси.

Командир машины при открытом люке мог пользоваться стереотрубой, или выносным перископом. Когда крышка люка при вражеском обстреле бывала закрыта, то экипаж был лишен возможности обозревать окрестности по правому борту и корме танка (кроме пулеметного перископа).

75-мм самоходная противотанковая пушка РаК39/2 с длиной ствола 48 калибров устанавливалась в узкой амбразуре лобового листа несколько правее продольной оси машины. Углы наведения орудия вправо-влево не совпадали (5° - влево и до 10° - вправо) из-за малых размеров боевого отделения при крупном казеннике пушки, а также несимметричной ее установки. Такое довольно крупное орудие удалось вписать в столь маленькое боевое отделение впервые в немецком и чехословацком танкостроении. Это стало возможным во многом благодаря применению специальной карданной рамки вместо традиционного орудийного станка.

В 1942 - 1943 гг. инженер К.Штольберг спроектировал эту рамку для орудия РаК39/РаК40, но какое-то время она доверия у военных не вызывала. Но после изучения советских САУ С-1 (СУ-76И), СУ-85 и СУ-152 летом 1943 года, которые имели подобные рамочные установки, немецкое руководство поверило в ее работоспособность. Сначала рамка была применена на средних истребителях танков "Jagdpanzer IV", "Panzer IV/70", а позже и на тяжелой "Ягдпантере".

Конструкторы пытались облегчить "Jagdpanzer 38", в связи с тем, что носовая часть ее была довольно сильно перегруженной (дифферент на нос, приводивший к проседанию носовой части до 8 - 10 см относительно кормы).

На крыше "Хетцер", над левым люком, был установлен оборонительный пулемет (с магазином емкостью 50 патронов), и был прикрыт от осколков уголковым щитком. Обслуживанием занимался заряжающий.

"Praga АЕ" - развитие шведского мотора "Scania-Vabis 1664", который по лицензии массово изготовлялся в Чехословакии, был установлен в силовом отделении САУ. Двигатель имел 6 цилиндров, был неприхотлив и имел хорошие эксплуатационные характеристики. Модификация "Praga АЕ" имела второй карбюратор, поднявший обороты с 2100 до 2500. Позволили поднять, наряду с увеличенными оборотами - его мощность со 130 л.с. до 160 л.с. (позднее - и до 176 л.с.) - увеличив степень сжатия мотора.

На хорошем грунте "Хетцер" мог разгоняться до 40 км/ч. На проселочной дороге с твердым грунтом, как показали испытания трофейного "Хетцера" в СССР, "Jagdpanzer 38" смог развить скорость 46,8 км/ч. 2 топливных бака емкостью 220 и 100 литров обеспечивали машине запас хода по шоссе около 185 -195 километров.

Шасси прототипа САУ содержало элементы танка PzKpfw 38(t) с усиленными рессорами, но с началом серийного производства диаметр опорных катков был увеличен с 775-мм до 810-мм (в серийное производство были пущены катки танка TNH nА). Для улучшения маневренности колея САУ была расширена с 2140-мм до 2630-мм.

Цельносварной корпус состоял из каркаса набранного из тавровых и угловых профилей, к которым крепились бронеплиты. В конструкции корпуса применялись гетерогенные бронеплиты. Машина управлялась при помощи рычагов и педалей.

В движение "Хетцер" приводился шестицилиндровым верхнеклапанным рядным двигателем жидкостного охлаждения типа "Praga EPA АС 2800" рабочим объемом 7754 см3 и мощностью 117,7 кВт (160 л.с.) при 2800 об/мин. Радиатор объемом около 50 литров располагался в кормовой части машины за двигателем. К радиатору вел воздухозаборник расположенный на надмоторной плите. Кроме того "Хетцер" оснащался маслорадиатором (где охлаждалось как двигательное, так и трансмиссионное масло), а также системой запуска в морозы, которая позволяла заполнять систему охлаждения горячей водой. Емкость топливных баков составляла 320 литров, баки заправлялись через общую горловину. Расход топлива по шоссе составлял 180 литров на 100 км, а по бездорожью 250 литров на 100 км. Два топливных бака располагались вдоль бортов силового отделения, левый бак вмещал 220 литров, а правый 100 литров. По мере опустошения левого бака бензин перекачивался из правого бака в левый. Топливный насос "Solex" имел электрический привод, аварийный механический насос оснащался ручным приводом. Главный фрикцион сухой, многодисковой. Коробка передач "Praga-Wilson" планетарного типа, пять передач и задний ход. Крутящийся момент передавался с помощью конической передачи. Вал, соединяющий двигатель и коробку передач проходил по центру боевого отделения. Главный и вспомогательный тормоза механического типа (ленточные).

Рулевое управление "Praga-Wilson" планетарного типа. Бортовые передачи однорядные с внутренними зубьями. Внешнее зубчатое колесо бортовой передачи соединялось с ведущим колесом напрямую. Такая конструкция бортовых передач позволяла передавать значительный крутящийся момент при сравнительно небольшом размере редуктора. Радиус разворота 4,54 метра.

Ходовая часть легкого истребителя танков "Хетцер" состояла из четырех опорных катков большого диаметра (825-мм). Катки были штампованными из стального листа и крепились сначала 16-ю болтами, а потом заклепками. Каждое колесо попарно подвешивалось посредством листовидной рессоры. Первоначально рессора набиралась из стальных пластин толщиной 7 мм, а затем пластин толщиной 9 мм.

Литое ведущее колесо располагалось в передней части машины. Диаметр колеса 535-мм, вдоль внешнего края колеса находилось два ряда по 19 зубьев. На корме располагался ленивец и механизм натяжения гусениц. Верхний отрезок гусеницы поддерживал единственный поддерживающий каток. Траки типа Kgs350/140 шириной 350-мм и шагом 140-мм были отлиты из марганцевого сплава. Одна гусеница состояла из 96 траков (также использовались гусеницы из 98 траков). Была предусмотрена возможность надевание антипробуксовочных зубьев.

Электросеть выполнялась по одножильной схеме, напряжением 12В. Источником тока был генератор "Bosch" GQLN 30/12-900 и свинцовый аккумулятор "Bosch" емкостью 100А/ч. Стартер "Bosch" BPD 3/12 система зажигания "Bosch".Электрическое питание требовалось для подсветки прицела, клаксона, фары и путевого фонаря, радиостанции и спуска орудия.

Главное вооружение состояло из пушки 7,5cm Pak39L/48 боекомплект 40-41 снаряд, и пулемет MG-34 или MG-42 калибром 7,92 мм боекомплект 1200 патронов. Механизм наводки орудия обеспечивал сектор обстрела 5 градусов влево и 10 градусов вправо, при угле склонения/возвышения -6 гр. +12 гр. Шаровидная маска пушки болтами крепилась к лобовой броне. Через маску проходил ствол пушки. В вертикальной плоскости пушку удерживали две горизонтальные цапфы, а в горизонтальной две вертикальные цапфы. Дополняли лафет два расположенных по диагонали карданных вала. Обычное для машин такой компоновки крепление пушки к полу отсутствовало.

Несимметричное положение пушки привело к неравномерной нагрузке правой стороны корпуса (примерно на 850 кг), а также обусловило склонность машины к нырянию.

Пулемет размещался на подвижном основании, расположенном на крыше боевого отделения. Обслуживал пулемет заряжающий, который наводил его с помощью перископа.

Место наводчика оборудовалось прицелом Sfl ZF 1, у командира машины был прицел SF 14Z . Место заряжающего оборудовалось перископом с трехкратным увеличением и углом зрения 8°. Перед механиком водителем располагалась сдвоенная смотровая щель, расположенная в лобовой броне и защищенная бронестеклом. В боевых условиях экипаж машины имел очень ограниченное поле зрение в правой полусфере.

Oт своего прототипа серийные машины внешне отличались немного более грубой отделкой, иным размещением шанцевого инструмента, опорными катками диаметром 810-мм и обрезанной бронировкой орудия. Кроме того, с конца месяца все выпускаемые САУ оборудовались оборонительным пулеметом с уголковым щитком (первые машины оборонительного пулемета не имели).

Летом САУ получила дополнительную заднюю створку к люку командира, который был первоначально одностворчатым. Добавились также два люка доступа к радиатору и топливной системе. Чтобы как-то компенсировать большие "слепые зоны" вокруг САУ, она была дополнена двумя фиксировано установленными перископами. Один был закреплен по левому борту машины и имел угол обзора около 200 град., а второй появился позади командирского люка в наклонной крыше для обзора назад. По правому борту мертвая зона все-таки осталась.

В июле-августе все серийные машины начали оборудовать устройствами для установки двухтонного крана, облегчающего демонтаж орудия, двигателя и трансмиссии, а несколько позднее на "Хетцер" начали в массовом порядке ставить необрезанную бронировку противооткатных приспособлений.

Тогда же начали применять опорные катки с центральным диском несколько увеличенного диаметра с 16 болтами, вместо 32 на прежних. Впрочем, разные серии САУ имели некоторые отличия в размерах и количестве крепежных отверстий и болтов.

В сентябре на всех вновь выпускаемых САУ начали усиливать подвеску передних катков, увеличив толщину листов рессор до 9-мм, в то время как толщина рессор задних катков осталась, как и на машинах первых выпусков, на уровне 7-мм.

В ноябре за счет более плотной компоновки боевого отделения боекомплект орудия удалось увеличить на 5 выстрелов. Кроме того, была установлена новая водяная помпа, а также дополнительный вентилятор, так как в маленьком внутреннем объеме САУ летом было очень жарко.

В январе 1945 г. новые "Хетцеры" начали получать улучшенный двигатель мощностью 176 (до 180) л.с. и усиленную КПП, а с марта САУ должна была оборудоваться многотопливным дизелем фирмы "Татра", уже опробованный на нескольких опытных машинах. Однако такая модификация серийно не выпускалась. Серийный выпуск "Jagdpanzer 38" (SdKfz 138/2) планировалось вести до конца июня 1945 г., когда он должен был быть заменен более совершенным "Jagdpanzer38 (d)".

Тактико-технические характеристики истребителя танков «Хетцер»

Боевая масса 16 т

длина 4810 мм

ширина 2630 мм

высота 2200 мм

Экипаж 4 человека

Вооружение 1х75-мм пушка 1x7,92-мм пулемет

Боекомплект 40 снарядов 600 патронов

Бронирование:

лоб корпуса и рубки 60 мм

Тип двигателя карбюраторный

Максимальная мощность 160 л.с

Максимальная скорость 38 км/час

Запас хода 180 км

Командирская разновидность «Хетцера» серийно производилась с мая 1944 г. Отличалась установкой дополнительной радиостанции FU8 и уменьшенным боекомплектом орудия. Внешне легко отличалась по наличию второй антенны типа "метелка" (или "звезда"). Многие командирские машины не имели оборонительного пулемета, так как заряжающий обслуживал вторую радиостанцию.

На базе «Хетцера» была создана ремонтно-эвакуационная машина, которая выпускалась параллельно с истребителем танков. Ее масса составляла 14,5 т. Она имела открытый сверху пониженный корпус, пятитонную лебедку и двухтонный кран (были варианты с десятитонной лебедкой и усиленными балками крана). Для облегчения вытаскивания застрявших танков некоторые машины комплектовались откидным упором-сошником.

Машина не получила широкого распространения, так как позволяла эвакуировать только легкие (до 18 т) танки и САУ, каковых в немецкой армии 1944-1945 гг. осталось уже немного.

В декабре 1944 г. двадцать "Хетцеров" были переоборудованы в огнеметные танки, предназначенные для использования во время боев в городе. Вместо орудий они получили огнемет пневматического действия "Flammenwerfer 41" с пусковой трубой диаметром 14-мм. В боевом отделении располагался бак с огнесмесью емкостью 700 л., которого хватало на 87,5 сек. непрерывной работы. Огнемет имел дальность действия до 60 м.

Но боевое применение этих танков имело место не в городах, а в мелких населенных пунктах под Арденнами (на Западном фронте) и в Балатонской операции в районе канала Шарвиз (Венгрия) и было сочтено не вполне удачным.

Боевое применение истребителя танков САУ «Хетцер»

Эта, легкая боевая машина, как нельзя лучше приспособленная для массового производства, созданная чехословацкими и немецкими танкостроителями часто забывается, многими, кто интересуется бронетанковой техникой вермахта. Сами немцы довольно поздно поняли, что для борьбы с танковыми массами СССР и союзников нужны не "всесокрушающие" дорогие и капризные монстры, а небольшие и надежные истребители танков и боевые машины на их базе. Истребитель танков "Хетцер", стал своего рода шедевром немецкого танкостроения - дешевая в производстве и малозаметная боевая машина наносила ощутимый урон танковым частям Красной Армии и союзников.

В июле 1944 года первые "Хетцеры" начали поступать в немецкие войска. Распределение "Хетцеров" происходило по батальонам истребителей танков. Обычно, батальон располагал 45 машинами. Три роты по 14 машины и 3 машины в штабе батальона. Кроме отдельно создаваемых батальонов, "Хетцеры" поступали в состав противотанковых дивизионов различных стрелковых дивизий и дивизий войск СС. С начала 1945 г. начали формироваться отдельные противотанковые роты, оснащенные "Хетцерами", а отдельные взводы этих истребителей танков входили в импровизированные соединения, создаваемые из моряков и фольксштурма. Часто эти боевые машины заменяли собой недостающие "Тигры" в отдельных батальонах тяжелых танков. Две роты легких истребителей танков этого типа находилось в составе Русской Освободительной Армии, воевавшей совместно с частями Вермахта, против Красной Армии.

САУ "Хетцер" широко применялись в боях за Восточную Пруссию, в Померании и Силезии, а также во время Арденнского наступления немецкой армии. Благодаря рациональным углам наклона брони, низкому силуэту, заимствованному у советских САУ, эта маленькая боевая единица являлась отличным образцом противотанкового самоходного орудия, способного сражаться из засад, и быстро менять позицию. Однако его орудие явно уступало орудиям Т-34-85 и ИС-2, что делало невозможным применение данной САУ в артиллерийских дуэлях на длинных дистанциях. "Хетцер" был идеальным оружием только ближнего боя, при действиях из засад.

Боевое крещение легкий истребитель танков "Хетцер" получил в составе 731-го и 734-го противотанковых дивизионов в июле 1944 года. Машина активно использовалась на всех фронтах до последних дней войны. На 10 апреля 1945 года в боевых частях вермахта и войск СС насчитывалось 915 САУ "Хетцер", из них 726 на Восточном фронте и 101 - на Западном.

Из рассказа о первой встрече с немецким истребителем танков "Хетцер" гвардии капитана Масленникова Сергея Егоровича:

"Это было уже за Тиссой. Наш батальон, только что пополненный матчастью и личным составом, спешил догнать отступавших немцев и мадьяр. До переднего края было около десяти километров и мы, честно говоря, развесили уши, проезжая через какую-то деревеньку. Вдоль дороги параллельно нашей колонне бодро шагали пехотинцы в свежем обмундировании, пытавшиеся песней перекричать грохот гусениц. Мы уже почти обогнали головную роту этого батальона, когда танк командира нашей роты вдруг вспыхнул, как засорившийся примус. Следовавшая за ним вторая машина должна была отвалить в сторону, чтобы избежать столкновения, и в тот же миг ее башня окуталась облаком черного дыма. Пехотинцы разбежались после первого же разрыва, а мы, оставшиеся наедине с неведомым врагом, начали медленно отползать за дома, вращая башнями, как слепые котята.

Самым неприятным было то, что бронебойные снаряды вылетали, казалось бы из ниоткуда, и прежде, чем мы заметили противника, еще две наши "тридцатьчетверки" замерли среди поселка. Я заметил немцев только после того, как по башне моей машины, словно кувалдой, громыхнула рикошетировавшая болванка. Это были три маленькие самоходки, похожие на гробики, которые шустро вылетали из-за высокого каменного забора, и, плюнув в нас болванкой, так же быстро вновь скрывались за ним. Казалось, семь оставшихся в строю "тридцатьчетверок" быстро расколют своими восьмидесятипяти-миллиметровками броню этих махоньких каракатиц, но те вновь и вновь выскакивали из-за прикрытия и, послав в нас очередной снаряд, так же быстро скрывались за ним.

После получасовой дуэли на окраине деревеньки остались четыре сожженных остова наших танков, в полукилометре от которых застыл один подбитый "гробик" с раскрытыми люками. Так я впервые встретился с новой немецкой, боевой машиной, которую мы называли "оса" и которую считаю лучшей среди немецких самоходок. Как хорошо, что появилась она только в самом конце войны и не успела натворить много бед..."

Оценивая Hetzer интересно обратиться к воспоминаниям бывшего командира этой машины Армина Зонса (Armin Sohns). Ветеран говорил, что Hetzer не являлся выдающимся истребителем 2МВ. Его главная и возможно единственная заслуга, то что пехотные дивизии стали чувствовать себя увереннее. Хорошую пушку и в итоге всю конструкцию Хетцера портило расположение самой пушки и её слишком ограниченный траверс. Хетцер имел самые плохие углы горизонтальной наводки из всех немецких САУ. Вероятно в этом и заключался главный недостаток Jagdpanzer 38 Hetzer. Смещение пушки привело к неудачному расположению членов экипажа. Успешное применение истребителя танков прямо зависит от слаженной работы внутри машины, особенно в САУ с таким катострофически малым 16° траверсом. Однако конструкторы разделили таки экипаж Хетцера - командир сидел особняком, что имело самые плачевные последствия. К тому же у командира обзор спереди был весьма ограниченным, а дым от пушки прямо перед ним ещё больше ухудшал положение. Командирские перископы вообще имели крайне плохой обзор.

Для наведения орудия влево 5° конечно не хватало и водитель был вынужден разворачивать Hetzer подставляя врагу 20мм борт, который легко подбивался любым танковым орудием противника. Кстати боковая броня у Hetzer была самой слабой среди всех немецких истребителей танков. А любой поворот орудия вправо оттеснял заряжающего от главного источника снарядов на правой стенеке напротив заряжающего и внизу под пушкой.

Пушка Pak 39 была спроектирована для правостороннего заряжания. Но поскольку заряжающий находился слева, то ему при заряжании мешал массивный экран отражателя, над которым приходилось перекладывать заряжаемый снаряд. А вот справа, затвор как раз имел удобную низкую перегородку специального предназначенную для этой цели. Но место заряжающего было слева... А вот управление орудием размещалось справа и заряжающему приходилось тянуться к нему над наводчиком и орудийным затвором.

Открыть затвор для первого снаряда или разрядить пушку, не говоря уже об извлечении смятой гильзы - требовало почти акробатического мастерства. К тому же его движения сдерживало устройство дистанционного управления пулемётом, которое свисало с крыши. Идея дистанционно управляемого пулемёта была очень хорошей. Однако с тех пор, как питание MG осуществлялось из диска на 50 патронов, то требовалась частая перезарядка, а это было не так просто! Люки можно было открыть только развернув пулемёт в сторону и движениям заряжающего когда он хотел зарядить новый диск (а гораздо чаще, чтобы удалить смятую гильзу) - мешали боковые щиты установки. Хотя щит имел положительную сторону - он хорошо защищал заряжающего. Кстати все 3 члена экипажа сидевшие слева, вынуждены были покидать машину как раз через этот люк. У командира в этом отношении было преимущество. Впрочем, если взглянуть на Hetzer сверху, то при наличии здравого смысла всё станет на свои места. Как говорил Armin Sohns извиняясь, если расстроил некоторых фанатов Hetzer, но одно дело рассматривать форму САУ в музее, другое дело на поле боя.

На базе САУ «Хетцер» было изготовлено 20 огнеметных танков, 30 САУ со 150-мм пехотным орудием sIG.33 и 170 БРЭМ. Всего же было выпущено 2584 экземпляров САУ «Хетцер».

После второй мировой войны «Хетцер» состоял на вооружении чехословацкой армии до начала 50-х годов, швейцарской — до начала 70-х.

Легкая САУ класса истребителей танков Hetzer была создана на базе танка Pz.Kpfw 38(t). Самоходка успешно прошла испытания в конце 1943 года и с началом массового производства стала поступать на вооружение немецкой армии. В конечном счете Hetzer стал наиболее массовой противотанковой САУ в Вермахте и по численности уступал только StuG III.

Описание

САУ Hetzer начала появляться на советско-германском фронте весной 1944 года. Боевые характеристики новой немецкой САУ были очень неплохи. Орудие калибра 75мм, установленное на этой самоходке, уверенно поражало средние и легкие советские танки с дистанции до 800м. Hetzer легко справлялся с самыми массовыми средними советскими танками "Т-34-85". В то же время малые габбариты и низкий силуэт был большим преимуществом Хетцера, ведь прицельный огонь с дальних дистанций по такой маленькой САУ был почти невозможен. САУ Hetzer не могла столь же успешно поражать тяжелые советские танки. Чтобы подбить "ИС-2" хетцерам приходилось открывать огонь на очень близкой и опасной дистанции. Бронирование в 60мм было для 1944 года довольно слабым даже несмотря на рациональные углы наклона, увеличивающие снарядостойкость. Однако верхний лобовой лист очень часто не пробивался орудиями советских "тридцатьчетверок". В то же время "ИС-2" без труда поражал Hetzer в лобовую проекцию практически на любых дистанциях эффективного боя. Большим недостатком САУ Hetzer было отсутствие достаточного количества смотровых приборов и в бою это серьёзно мешало экипажу обнаруживать противника. Ограниченный обзор был результатом экономии на производстве этих САУ и в итоге делал для командира управление боевой машиной в бою очень сложной задачей. Однако это в большей степени касалось встречного боя с танками противника. В случае оборонительных действий недостаток обзора не сильно мешал Хетцеру вести огонь с заранее занятой позиции, когда наступающий противник хорошо просматривался. Несмотря на ряд серьезных недостатков, в целом, Хетцер стал удачной и более дешевой заменой для САУ "StuG III". САУ Hetzer массово применялась на завершающих этапах войны как на восточном, так и на западном фронтах. Им довелось поучаствовать в последних крупных операциях немецкой армии во Второй Мировой Войне. Они вели бои с американскими войсками в Арденнском контрнаступлении и участвовали в контрударе по советским войскам на озере Балатон. Немецкая промышленность производила эту САУ с апреля 1944 года и до самого конца войны и смогла выпустить 2849 истребителей танков этого типа. 5 лет и 11 месяцев назад Комментарии: 3


Здравствуйте, уважаемые танкисты! Сегодня мы рассмотрим одну из самых знаменитых и «нагибаторских» противотанковых самоходок в игре World of Tanks – Hetzer (пт-сау четвёртого уровня).

Общее

Hetzer (перевод с немецкого «Егерь») – одна из лучших противотанковых САУ. И не только в игре, но и во время Второй Мировой войны. В игре представлены на выбор три орудия, которые довольно хороши.

Стоит отметить, что Hetzer даже в « » состоянии прекрасен и вам не нужно будет мучаться над его прокачкой.

Немного истории

Hetzer (или Jagdpanzer 38) - немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков. Созданная по просьбе генерала Гудериана. Активно использовалась до конца войны (начиная с создания данной машины). Танк был разработан чехословацкой фирмой ЧКД (Чешско-моравская Колбен Данек) на базе танка LT vz.38 (Panzerkampfwagen 38(t)) в период с ноября 1944 по январь 1944 года.

Создавался танк в качестве замены более дорогому в обслуживании (и создании), и устаревшему Sturmgeschütz III (StuG III). Самоходка классифицировалась как «истребитель танков». Имела переднее расположение трансмиссии и заднее моторное отделение.

Всего было произведено более 3000 машин. Производиться серийно «Егерь» начал в апреле 1944 года. Особенно активно Хетцер использовался на советско-немецком фронте в конце войны. Через несколько лет после окончания войны Хетцеры перестали выпускать и сняли с вооружения (эксплуатировались только в Швейцарии вплоть до 1972 года).

Эксплуатировался Hetzer Третьим Рейхом, Чехословакией, Венгрией и Швейцарией. Известно, что повстанцы из Польши захватили три машины во время Варшавского восстания и одну из них использовали в боях. В также реализовали самую плохую особенность Хетцера – плохой обзор.

На данный момент сохранившиеся экземпляры можно увидеть в танковых музеях девяти стран мира.

Популярность Hetzer

Hetzer – очень популярная машина (по крайней мере была до обновления 0.8.6), ввиду «имбового» орудия 10,5 cm StuH 42 L/28, или же просто « ». Она обладает колоссальным уроном для «песочницы» в 410 единиц фугасом и 350 единиц бронебойным и кумулятивным снарядами. Танки четвёртого уровня не обладают какой-либо большой бронёй (кроме нескольких машин) и буквально «разрываются» после прямого фугасного попадания, а иногда даже и в лоб корпуса/башни.

До обновления 0.8.6 кумулятивный снаряд имел пробитие 150мм и от этих снарядов страдали даже танки шестого уровня, что давало возможность получать медаль Халонена. На данный момент кумулятивный снаряд имеет пробитие в 104 единицы и этого не хватает даже для подавляющего большинства танков пятого уровня. В противном случае нужно выискивать слабые места в бронировании, а если долго задерживаться на месте, то Хетцер долго не живёт (270 хит поинтов дают о себе знать). Также данная пт-сау имеет отличные для своего уровня показатели лобовой брони (хотя огорчают борта и корма, но об этом дальше).

Боевая эффективность

У Хетцера на выбор есть два орудия: 10,5 cm StuH 42 L/28 и 7,5 cm PaK 39 L/48 (стоковое в расчёт не берём, т.к. его превосходит топовое орудие).

Начнём с «фугасницы»

Орудие 10,5 cm StuH 42 L/28 имеет отличные показатели урона, но слабое бронепробитие. Рекомендуется ставить «фугасницу», т.к. в отличии от «скорострелки» она фугасом гарантированно нанесёт повреждения.

Количество урона от фугаса орудия 10,5 cm StuH 42 L/28 зависит от того, в какую часть танка вы будете стрелять. Если вы стреляете в башню или какие-либо другие крепкие места, то нанесённый урон будет копеечным и не превысит 100 единиц (иногда даже 50 не выйдет). Если вы стреляете в ослабленные зоны, то урон будет не полным, но практически всегда будет больше 100 единиц.

На вершине списка. Тут уж вам полностью открывается свобода действий. Но перед выбором позиции нужно учитывать то, что у вас очень слабый обзор (всего 260м) и низкая точность (большой разброс, долгое сведение). Желательно занять безопасное место там, где буду ехать враги. Нужно понимать, что бронирование и огневая мощь Хетцера подразумевает встречу «лоб в лоб» с врагом, но если вы промахнётесь или врагов пойдёт несколько, то лёгкие танки могут зайти в борт или корму и устроить неприятный сюрприз. Если вы не промахиваетесь, то вам даже фугаса хватит для отправки в ангар практически любого одноуровнего танка в ангар с первого выстрела. Если же вам «везёт» на попадания в самые крепкие части танка, то заряжайте «голду» и тогда уже любой враг для вас не проблема. Проблема только в том, что если 410 единиц фугасного урона хватает для ваншота, то 350 единиц голдового уже может не хватить и придётся делать «контрольный» выстрел. Тяжело вам придётся только с такими машинами, как: Hetzer (даже 150 мм голдового пробития не хватало для того, чтобы пробить «собрата» в верхний бронелист и маску, зато спокойно пробивается нижний бронелист), AMX 40 (хорошая броня везде с обтекаемой формой, так что этот фраг не по зубам «шотному» фугасу, иногда «голда» не пробивает в лоб или башню), M3 Lee (надо знать, куда бить), Valentine (хорошая круговая броня, но «голдой» посильно пробить), Matilda (фугасом никак, т.к. броня круговая, но ещё больше, чем у валентайна). Всех остальных легко убить с первого выстрела, если только не стрелять в маску орудия.

Опять же нельзя упустить тот факт, что Хетцера трудно закрутить, т.к. он быстро поворачивается на месте. Это можно использовать, если к вам пытается зайти в борт быстрый противник.

В середине списка. Итак, вы играете с пятым уровнем. Тут на свою броню надеяться не приходится. Лишь редкие попадания в маску или верхний бронелист (если тот под хорошим наклоном) дают вам шанс выжить и сделать хотя бы ещё один выстрел. Тут вам не нужно лететь в первых рядах. Нужно вспомнить, что вы всё-таки пт-сау и облюбовав какой-нибудь кустик, стрелять оттуда по засвету союзников (стрелять только фугасом, т.к. «голда» на больших расстояниях со своим новым пробитием не способна ни на что, кроме как поцарапать броню). Если вы не любите кусты, то нужно идти с тяжёлыми танками и прикрываясь их бронёй, давать «дамаг» по противнику, прикрывая разрядившегося союзника.

В конце списка. Тут Хетцеру практически нечего делать: «голда» никого не пробьёт, фугасом можно бить только хэллкатов на полный урон, а КВ-1С и тот может ваншотнуть (хотя у меня было два случая, когда «пританцовывая» я получал от 122мм орудия с пробитием в 175 единиц, но тогда кумулятивы пробивали по 150мм, и квасам оставалось не долго жить). Как уже и говорилось, вам нужно бить ТОЛЬКО фугасом и стараться стрелять с далека по «стоячим» целям. Приоритетными целями будут все «картонные» танки, которые стоят на месте, такие как хэллкат или арл в39, а также лёгкие танки. Не рекомендуется ехать никуда вообще (и без вас справятся, только в кустах стоять и постреливать требуется от вас).

7,5 cm PaK 39 L/48

«Скорострелка» довольно неплохое орудие, но всё же уступает некоторым одноуровневым пт-сау. С ней удобнее будет стоять в кустах, но можно и в первых/вторых рядах ехать (скорострельность позволяет сбивать гусеницы и далее разбирать врага).

На вершине списка. Тут можно ехать в первых рядах, так же, как и с фугасницей находить укромные места и оттуда разбирать противника. 2-3 выстрела обычно хватает, для отправки в ангар противника. Прорывать малым количеством не советую, т.к. всё-таки с первого выстрела никого не убить (только ваншотных врагов или же подорвать им боеукладку).

В середине списка. Играя с пятыми уровнями вы можете пробивать их, т.к. 110 мм – это не 100, а также точность позволяет выцеливать слабые места, а скорострельность позволяет держать врага «на гусле», тем самым помогая союзникам и получая дополнительные кредиты в бою. Как и с фугасницей: можем стоять в кустах, но и во второй линии можно идти.

В конце списка. Тут вы ваншотные, мало кого пробиваете без сильного ущерба себе и опять же лучше стоять в кустах. Но тут к нам на выручку приходит волшебная «сербо голда». Со 158мм пробития мы чувствуем себя увереннее и с дальних расстояний практически без усилий вы можете прошивать лобовую броню многих танков, и вас не будут . Также вкупе с «голдой» выдадут в конце боя много урона, правда, на фарм рассчитывать не приходится (если вы копите опыт на Штуг 3, то голда вам в помощь, а фан на «скорострелке» не сильно получишь, тут уж лучше подходит «фугасница»).

Теперь вернёмся к бронированию . По техническим характеристикам Хетцер имеет неплохую лобовую броню, которую дополняют отличные углы наклона. К врагу стоит стоять лбом, т.к. броня бортов и кормы оставляет желать лучшего (это не значит, что я предлагаю стоять бортом или кормой к врагу, просто встав ромбиком, вас всё равно смогут пробить в борт). А ощутимые показатели брони дополняет ещё и маска орудия, которая заполоняет практически половину корпуса во лбу.

У машины отличные показатели маскировки из-за низкого силуэта, маленьких размеров, а также заметность у пт-сау ниже, чем у средних или тяжёлых танков.

Плюсы и минусы

Плюсы:
  • - Хорошее бронирование лба
  • - Хорошо бронированная маска орудия
  • - Отличные показатели маскировки
  • - Два хороших топовых орудия
  • - Сносная стоковая пушка
  • - Отличная топовая ходовая, которая даёт «вёрткость» танку на месте
Минусы:
  • - Очень низкий обзор
  • - Маленький угол горизонтальной наводки
  • - Слабая броня по бортам и в корме
  • - Переднее расположение трансмиссии, что ведёт к поджогу танка

Итог

Исходя из плюсов и минусов, впечатление может оказаться двояким. В топе – первая/вторая линия атаки , в середине – вторая линия/кусты , в низах списка – кусты .

Впрочем, пока вы не поиграете на данной противотанковой самоходке, вы не сможете ощутить всю её мощь. А теперь приступим к «награждению» данной машины.





  • - Воин. За Орудие 10,5 cm StuH 42 L/28 («фугасницу»), которое в топе может делать более шести фрагов.
  • - Стальная стена. За отличное лобовое бронирование, которое не под силу многим танка 3-4 уровня, а иногда и 5.
  • - Коса смерти. «Фугасница» может «разрывать» танки четвёртого уровня, а также добивать в слабые места танки более высокого уровня.
  • - Медаль Фадина. За малый боекомплект «фугасницы».
  • - Медаль Халонена. За фугас «фугасницы», способный добить врага с малым количеством хп, а также за 158мм пробития «скорострелки».
  • - Бронебойщик. За пробивную мощь «голды», а также бронебойных снарядов «скорострелки» в топе.
  • - Снайпер. За высокую точность «скорострелки».
  • - Поддержка. За малый урон «скорострелки».
  • - Стрелок. За точную «скорострелку».
  • - Братья по оружию. Взвод из Хетцеров может творить чудеса.
  • - Решающий вклад. Иногда даже очень большие чудеса.
  • - Медаль героев Рассейняя. Даже оставшись один против пяти в топе, Хетцер может фугасом «фугасницы» отправить каждого в ангар, а «скорострелка» гарантированно пробить и добить «шотных» врагов.

Что поставить

У Хетцера очень низкий обзор , но это можно компенсировать стереотрубой. В засадной тактике используйте сочетание стереотруба + маскировочная сеть + досылатель/приводы наводки. Для поддержки тяжёлых танков/острия атаки используйте сочетание досылатель + просветлённая оптика/улучшенная вентиляция + противоосколочный подбой/усиленные приводы наводки.

А вот Хетцер на голдовых снарядах в актуальном обновлении