Любовь и отношения

Оружие под названием змей горыныч. Ужасный «Змей Горыныч»: как российская машина выжигает боевиков в Сирии. Из пушки - по минам


УР-77 «Метеорит» - советская установка разминирования. Создана на базе самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика». Серийно производилась с 1978 года взамен УР-67.

УР-77 способна проделывать ходы в противотанковых минных полях во время боя. Ширина прохода составляет около 6 метров, а длина от 80 до 90 метров. Несмотря на то, что УР-77 не предназначена для разминирования противопехотных мин, установка может расчищать противопехотные минные поля от американских мин нажимного действия М14, создавая проходы шириной до 14 метров.

Разминирование осуществляется путём возникновения ударной волны от взрыва заряда, которая воздействует на взрыватель мины. Однако полное разминирование не гарантируется. Так например, могут остаться целыми мины имеющие взрыватели двукратного нажатия (мина ТМ-62 со взрывателем МВД-62 или Mk7 со взрывателем № 5 Mk4), противопехотные мины натяжного действия. Не реагируют на взрывную волну магнитные, сейсмические и инфракрасные взрыватели.

Уничтожение противопехотных осколочных мин натяжного действия обеспечивается лишь частично, когда фрагменты заряда, грунт, камни, разлетающиеся при взрыве натягивают датчик цели. Уничтожение противопехотных осколочных мин с обрывными датчиками цели гарантируется, если взрыв заряда произошел в зоне расположения датчика цели.

Описание конструкции

Установка состоит из базовой машины (изделие 2С1) с пусковым оборудованием и боекомплектом из двух зарядов разминирования. Заряды разминирования размещаются на машине в кассете и подаются на минное поле по воздуху с помощью реактивных двигателей. Пусковое оборудование с боекомплектом зарядов находится в броневом корпусе машины. Пуск заряда на минное поле и подрыв его производится без выхода экипажа из машины

Заряд разминирования УЗП-77 представляет собой два параллельных пластиковых заряда длиной по 93 метра, содержащих 725 кг ВВ. Каждый из этих зарядов собирают из девяти секций ДКПР-4, которые соединяются с помощью резьбовых муфт и накидных гаек.
Секция ДКПР-4 представляет собой заряд длиной 10,3 метра и диаметром 7 см. Внутри ПВВ-7 (40,25 кг).
Заряд УЗП-77 укладывают в специальный отсек машины и с помощью специальных переходных устройств присоединяют к ракетному пороховому двигателю ДМ-70, который помещается в направляющей башни.

70-кг двигатель ДМ-70 имеет пороховой заряд из одной шашки массой 27 кг. Время работы двигателя 6–8 сек. При подаче заряда на 200 м используется один двигатель ДМ-70, на 500 м – два двигателя. За счет изменения длины тормозного каната регулируется дальность подачи заряда.

В одной машине УР-77 помещаются два заряда разминирования УЗП-77.
Одна установка способна проделать два прохода длиной по 100 метров и шириной около 6 метров. Или же один проход длиной 200 метров (двумя поочередными пусками).

Для проделывания прохода УР-77 выдвигается к минному полю и останавливается на дальности от 200 до 500м. (до 350м. для УЗП-67). Командир-оператор, определив расстояние до границы минного поля, производит подьем башенной установки с направляющими на нужный угол возвышения и с пульта управления выдает команду на пуск заряда. Ракета сходит с направляющей и летит по баллистической траектории, вытягивая за собой гибкий кабель со взрывчатым веществом.

После того, как ракета с зарядом удалятся от установки на длину, определяемой длиной тормозного каната, закрепленного за носовую часть машины, происходит падение заряда на минное поле и отсечка ракетного порохового двигателя. Механик-водитель подает машину назад для того, чтобы выровнять заряд в прямую линию. После этого командир-оператор выдает команду с пульта управления на подрыв заряда и отстрел тормозного каната. Время полного цикла проделывания прохода 3-5 мин.
После окончания данного цикла становится возможен пуск второго заряда.

Для перезарядки машина следует к заранеее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением 30-40 минут.

Тактико-технические характеристики УР-77

Боевая масса – 15,5 т;
- длина корпуса – 7260 мм;
- ширина корпуса – 2850 мм;
- высота по крышу башни – 2100 мм;
- двигатель – дизель ЯМЗ-238М;
- мощность двигателя – 300 л.с;
- максимальная скорость – 60 км/ч;
- максимальная скорость на плаву – 4,5-5 км/ч;

Тип применяемого заряда – УЗ-67, УЗП-77;
- длина заряда разминирования – 93 м;
- количество ВВ в одном заряде УЗ-67 1023 кг;
- количество ВВ в одном заряде УЗП-77 1069 кг;
- дальность подачи заряда разминирования УЗ-67 – 200-350 м;
- дальность подачи заряда разминирования УЗП-77 – 200-500 м;
- длина образующегося прохода УЗ-67 – 75-80 м;
- длина образующегося прохода УЗП-77 – 80-90 м;
- ширина образующегося прохода (гарантированно) – до 6 м;
- время полного цикла проделывания прохода – 3-5 мин;
- время перезарядки установки двумя зарядами (расчет + саперное отделение) – 30-40 мин;

Фото УР-77

Мины появились еще на заре пороховой эры человечества. Первоначально предназначенные для разрушения укрепленных конструкций, впоследствии они стали одним из главных элементов обороны в войнах последней сотни лет.

Минные поля, ловушки, дистанционные заряды – все это является практически непреодолимым препятствием для наступающих войск. Однако даже эту проблему нашим конструкторам удалось решить, создав новейший вид вооружения – установки разминирования. Наиболее успешной моделью такой техники является советская установка УР-77.

История возникновения

В течение первых двух мировых войн основным средством разминирования были специально обученные люди – саперы.

Несмотря на наибольшую распространенность, такой подход имеет ряд фатальных недостатков:

  1. Обучение и подготовка бойца этой специальности процесс небыстрый и сложный, так как эта профессия имеет огромное количество тонкостей.
  2. Подавляющее большинство боевых заданий этих бойцов происходит на территории врага, что в несколько раз увеличивает вероятность их уничтожения или захвата в плен.
  3. Конструкционные особенности некоторых моделей мин не позволяют миноискателям себя обнаруживать (корпуса из дерева или пластика, на которые миноискатель не отреагирует).
  4. Разминирование вручную требует времени и большого труда, что может сковывать руки при необходимости быстрого наступления.

Но во время Первой Мировой Войны британский инженер-сапер разработал простое и в то же время эффективное решение. Оно получило незамысловатое название «Бангалорская Торпеда» – заполненная взрывчаткой длинная труба, которая будучи углубленной в почву на заминированном участке позволяет разом подрывать (и соответственно разминировать) несколько мин.

За счет взрыва в почве создается безопасный проход в опасном участке.

Такой достаточно быстрый способ разминирования использовался и во время ВМВ в различных вариациях. Однако напрашивается очевидный недостаток. Наращивать длину такой конструкции можно было сколь угодно, но, тем не менее, собрать в боевых условиях и доставить на минное поле стометровую трубу было проблематично. Решение конструкторами было принято элегантное – сделать подобный заряд самоходным.

Неудачный опыт с УР-3Р показал, что подобная техника должна быть самоходной, и в 1967-м в Советские Войска поступила УР-67 (Установка Разминирования 67-го года). Машина была построена на основе БТР-50ПК с установленной ПУ для устройства УЗ-67, представлявшего собой 83-х метровый шланг, заполненный тротилом. Он выстреливался на дистанцию в 200-350 метров и подрывается, открывая путь для наступающих войск. Из-за зрелища самого запуска заряда установка удостоилась клички «Змей Горыныч».

В 1978 году на смену УР-67 (к тому моменту устаревшую и имевшую недостаточную дальность) поступила машина разминирования УР-77 «Метеорит». Установка, в отличии от предшественника, выполнена на базе . «Метеорит» или по-другому «Змей Горыныч» (так стало принято называть все УР) имел ряд преимуществ, из-за которых он полностью заменил УР-67 в войсках, к настоящему моменту снятый с вооружения.

Конструкция

Общий вид УР представляет собой цельный плавающий сварной корпус с двумя размещенными сверху него пусковыми установками и необходимым для запуска оборудованием. Экипаж составляет два человека – механик-водитель и командир-оператор.

Машина выполнена на основе САУ 2С1 «Гвоздика», соответственно оснащена полностью идентичным корпусом.

Силовая установка – ЯМЗ-238Н, являющийся восьмицилиндровым V-образным 300-тсильным дизелем, расход горючего – 140 литров на 100 км. Ходовая часть – подвеска на торсионах. Движение на воде машина осуществляет за счет вращения гусениц. Габариты боевой машины УР-77:

Единственное средство разминирования, которым обладает установка – реактивные заряды УР-77 «Метеорит» разных марок – УЗ-67, УЗП-77 и ЗРШ.


Эти боеприпасы представляют собой реактивный двигатель, за которым тянется длинный шланг, наполненный взрывчатым веществом (тротил, ПВВ-7 или ТГАФ-25). Длина шланга варьируется в зависимости от используемой модели. В установке размещается два таких боеприпаса, а перезарядка выполняется за 30-40 минут.

Способ разминирования

Проделывание прохода с помощью установки УР-77 происходит следующим образом: экипаж выводит машину на позицию перед заграждением, затем поднимает пусковую установку на нужный угол (угол возвышения зависит от дистанции, на которую требуется доставить заряд) и производит пуск.

Заряд покидает ПУ установки разминирования с помощью маршевого реактивного двигателя и тянет за собой тормозной трос, являющийся электрическим кабелем.

После прохождения необходимой дистанции трос заканчивается, по нему же подается сигнал на подрыв. Подрыв заряда происходит с «головы» к «хвосту». Взрывом же создается прямоугольный (90х6 м.) проход в минном заграждении.

Тактико-технические характеристики и аналоги

Действительно конкурентоспособными машинами обладает всего две страны в мире.


Единственной сравнимой по характеристикам моделью такой техники считается американская УР М58 «MICLIC», однако существенным недостатком относительно российского образца является то, что установка размещена на буксируемом прицепе и не способна передвигаться самостоятельно.

Как мы видим по сравнительной таблице, УР-77 уступает западному конкуренту только по ширине прохода. Однако этот параметр зависит исключительно от типа заряда, усовершенствование которого лишь дело времени для конструкторов.

Боевое применение

Установка разминирования УР-77 имеет богатую (для такого класса техники) историю боевого применения в трех военных конфликтах минувших десятилетий. Первым эпизодом участия «Змея Горыныча» в горячей точке была вторая чеченская война. Установка использовалась российской армией во время действий на территорию Чечни.


Вторым эпизодом стал вооруженный конфликт на территории Донбасса во время наступления на аэропорт. В последнее время установка УР-77 активно используется российскими войсками в Сирии. Как мы знаем, множество сирийских городов оказались заминированы боевиками, и даже в нынешний момент вокруг них обезврежена только часть минных полей.

Оригинальное прозвище

Прозвища героев народных былин крайне редко встречаются даже в наших, щедрых на клички и прозвища, войсках.

По мнению военных, связанных с этой установкой разминирования, имя кажется оправданным, а получено оно было задолго до появления ее самой.

Во время первых опытов с самоходными системами разминирования на вооружение советской армии поступила машина УЗ-3Р, представлявшая собой ту же «Бангалорскую торпеду», только нами построенную и оснащенную 45-ю реактивными двигателями. Однако из-за ошибок в электронике двигатели запускались с минимальной, но достаточной для курьеза разницей.

Такие сбои вызывали занятное зрелище – заряд метало в воздухе, а из сопел движителей вырывалось пламя. Такой полет показался схожим с огнедышащим летающим злодеем из русского фольклора – «Змеем Горынычем», что и дало такое прозвище всем последующим установкам разминирования, которые были построены на главной идее этого устройства.

Видео

Самоходная легкобронированная гусеничная плавающая установка разминирования УР-77 предназначена для проделывания проходов шириной 6 метров в минных полях, состоящих из противотанковых противогусеничных мин и противотанковых противоднищевых мин со штыревым датчиком цели. Задача проделывания проходов в противопехотных минных полях не является задачей УР-77, хотя и не исключается, причем надежное подрывание фугасных противопехотных мин нажимного действия типа американских мин М14 происходит в полосе шириной до 14 метров.

Взрыв мин происходит в результате срабатывания их собственных взрывателей под действием ударной волны, образующейся при взрыве удлиненного заряда разминирования. При осмотре местности после применения удлиненных зарядов обнаруживаются оставшиеся целыми противотанковые мины со взрывателями двукратного нажатия, например, типа ТМ-62 со взрывателем МВД-62, противопехотные мины натяжного действия типа ОЗМ-72 с оборванными проволоками (часть из этих мин взорвались). Не срабатывают взрыватели типа МВШ, магнитные типа МВН-72. Не реагируют на взрыв взрыватели с сейсмическими, инфракрасными датчиками цели, хотя близко расположенные могут оказаться выведенными из строя.

Уничтожение противопехотных осколочных мин натяжного действия обеспечивается лишь частично, когда фрагменты заряда, грунт, камни, разлетающиеся при взрыве натягивают датчик цели. Уничтожение противопехотных осколочных мин с обрывными датчиками цели гарантируется, если взрыв заряда произошел в зоне расположения датчика цели.

Установка разминирования состоит из базовой машины в качестве которой выступает доработанное шасси самоходной 122 мм. гаубицы 2С1 "Гвоздика", башенной установки, в которой размещаются пусковые направляющие для двух ракет, двух отсеков с секциями детонирующего кабеля УЗП-77 или УЗП-67, двух ракет типа ДМ-140.

Боекомплект установки состоит из двух удлиненных зарядов разминирования с твердотопливными буксирными ракетами. Один заряд - один проход, т.е. установка одним боекомплектом может проделать два прохода, каждый из которых имеет размеры 93х6м. Установка при пусках может располагаться в укрытии или на открытой местности. Запуск зарядов производится с короткой остановки. Возможен запуск зарядов, когда машина находится на плаву (проделывание проходов в минных полях, расположенных на берегу водной преграды). Использование (запуск) зарядов, снятых с машины не предусмотрено.

От автора. Ни разу не видел пуска зарядов с воды и верится в такую возможность с трудом. Старт мощной ракеты, тянущей за собой белую колбасу весом более чем в тонну и длиной в сотню метров, зрелище, впечатляющее и на суше. Что-то мнится мне, что бедная установка начнет неуправляемо дергаться и вертеться на воде, норовя улететь вслед за зарядом. Куда полетит тогда заряд? И что из всего этого получится? Отзовитесь, кто служил в морской пехоте и видел пуск УЗП-77 с воды.

Для проделывания прохода УР-77 выдвигается к минному полю и останавливается на дальности от 200 до 500м. (до 350м. для УЗП-67). Командир-оператор, определив расстояние до границы минного поля, производит подьем башенной установки с направляющими на нужный угол возвышения и с пульта управления выдает команду на пуск заряда. Ракета сходит с направляющей и летит по баллистической траектории, вытягивая за собой гибкий кабель со взрывчатым веществом.

После того, как ракета с зарядом удалятся от установки на длину, определяемой длиной тормозного каната, закрепленного за носовую часть машины, происходит падение заряда на минное поле и отсечка ракетного порохового двигателя. Механик-водитель подает машину назад для того, чтобы выровнять заряд в прямую линию. После этого командир-оператор выдает команду с пульта управления на подрыв заряда и отстрел тормозного каната. Время полного цикла проделывания прохода 3-5 мин.
После окончания данного цикла становится возможен пуск второго заряда.

Для перезарядки машина следует к заранеее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением 30-40 минут.

Тактико-технические характеристики УР-77

Тип установки разминирования....................................... Реактивная взрывная самоходная гусеничная плавающая легкобронированная
Тип применяемого заряда разминирования.................... УЗП-67
УЗП-77
Длина заряда разминирования......................................... 93м.
Количество ВВ в одном заряде: УЗП-67...........................
УЗП-77..........................
1023кг.
1069кг.
Дальность подачи заряда разминирования УЗП-67.......
УЗП-77.......
200-350м.
200-500м.
Длина образующегося прохода УЗП-67...........................
УЗП-77...........................
75-80м.
80-90м.
Ширина образующегося прохода (гарантированно)....... до 6м.
Время полного цикла проделывания прохода................ 3-5 мин.
Время перезарядки установки двумя зарядами...............
(расчет+саперное отделение)
30-40 мин
Расчет установки................................................................ 2 чел.
Базовая машина.................................................................. Универсальное гусеничное легкое шасси 2С1
Масса базовой машины..................................................... 11.1 т.
Масса оборудования.......................................................... 3т.
Общая масса снаряженной установки.............................. 14.1т.
Габаритные размеры: -длина............................................
-ширина.........................................
-высота..........................................
7.2м.
2.85м.
1.64м.
Клиренс............................................................................... 40.5 см.
Колея................................................................................... 2.5м.
База....................................................................................... 3.7м.
Максимальная скорость движения: на суше.....................
на воде....................
60 км/час
4 км/час
Аэротранспортабельность................................................. Ан-22, Ан-124, Ан-224, Ил-76
Запас хода по топливу....................................................... 600 км.
Минимальный радиус поворота....................................... 1.25м.
Преодолеваемые препятствия: макс.угол подъема........
макс.угол крена............
вертик. стенка...............
ров.................................
35 град.
25 град.
90см.
2м.
Бронестойкость.................................................................... Бронебойная пуля кал. 7.62мм. -50м.
Двигатель............................................................................. ЯМЗ-238В дизельный четырехтактный
Мощность двигателя.......................................................... 240 л.с.

Подвижность и проходимость установки соответствует требованиям танковых и мотострелковыхй войск.

На вооружении УР-77 состоит в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии - 2 установки, в инженерном батальоне штурма и разграждения (инженерно-штурмовом) - 6 установок.

"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"

Самоходная легкобронированная гусеничная плавающая установка разминирования УР-77 предназначена для проделывания проходов шириной не менее 6 и длиной до 90 метров в минных полях, состоящих из противотанковых противогусеничных мин и противотанковых противоднищевых мин со штыревым датчиком цели, причем, подрыв фугасных противопехотных мин нажимного действия типа американских мин М14 происходит в полосе шириной до 14 метров.

Установка была создана на базе самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» в 1977 году для замены аналогичной установки УР-67 на базе плавающего бронетранспортёра БТР-50ПК.

Установки УР-67 прошли обкатку во время арабо-израильской войны 1973 г. и других войн в Африке и Индокитае. Опыт их применения был использован при проектировании УР-77, в которой выявленные недостатки УР-67 были устранены.

Установка УР-77 состоит из базовой машины (изделие 2С1) с пусковым оборудованием и двух отсеков с секциями детонирующего кабеля УЗП-77 или УЗП-67. Заряды разминирования размещаются на машине в кассете и подаются на минное поле по воздуху с помощью реактивных двигателей ДМ-70 или ДМ-140. Пусковое оборудование с боекомплектом зарядов находится в броневом корпусе машины. Пуск заряда на минное поле и подрыв его производится без выхода экипажа из машины.

Установка при пусках может располагаться в укрытии или на открытой местности. Запуск зарядов производится с короткой остановки. Возможен запуск зарядов, когда машина находится на плаву (проделывание проходов в минных полях, расположенных на берегу водной преграды). Использование (запуск) зарядов, снятых с машины не предусмотрено.

Заряд разминирования УЗП-77 представляет собой два параллельных пластиковых заряда длиной по 93 метра, содержащих 725 кг ВВ. Каждый из этих зарядов собирают из девяти секций ДКПР-4, которые соединяются с помощью резьбовых муфт и накидных гаек.Секция ДКПР-4 представляет собой заряд длиной 10,3 метра и диаметром 7 см, содержащий 40.25 кг ПВВ-7 (пластичное взрывчатое вещество, 71.5 % гексоген, 17% алюминий, 11.5 % полиизобутилен).

Заряд УЗП-77 укладывают в специальный отсек машины и с помощью специальных переходных устройств присоединяют к ракетному пороховому двигателю, который помещается в направляющей башни. 70-кг двигатель ДМ-70 имеет пороховой заряд из одной шашки массой 27 кг. Время работы двигателя 6–8 сек. При подаче заряда на 200 м используется один двигатель ДМ-70, на 500 м – два двигателя. За счет изменения длины тормозного каната регулируется дальность подачи заряда.

В одной машине УР-77 помещаются два заряда разминирования. Одна установка способна проделать два прохода длиной до 100 метров и шириной около 6 метров. Или же один проход длиной 200 метров (двумя поочередными пусками).

Взрыв мин происходит в результате срабатывания их собственных взрывателей под действием ударной волны, образующейся при взрыве удлиненного заряда разминирования. При осмотре местности после применения удлиненных зарядов обнаруживаются оставшиеся целыми противотанковые мины со взрывателями двукратного нажатия, например, типа ТМ-62 со взрывателем МВД-62, противопехотные мины натяжного действия типа ОЗМ-72 с оборванными проволоками. Не срабатывают взрыватели типа МВШ, магнитные типа МВН-72. Не реагируют на взрыв взрыватели с сейсмическими, инфракрасными датчиками цели, хотя близко расположенные могут оказаться выведенными из строя.

Уничтожение противопехотных осколочных мин натяжного действия обеспечивается лишь частично, когда фрагменты заряда, грунт, камни, разлетающиеся при взрыве натягивают датчик цели. Уничтожение противопехотных осколочных мин с обрывными датчиками цели гарантируется, если взрыв заряда произошел в зоне расположения датчика цели.

Для проделывания прохода УР-77 выдвигается к минному полю и останавливается на дальности от 200 до 500м. (до 350м для УЗП-67). Командир-оператор, определив расстояние до границы минного поля, производит подъем башенной установки с направляющими на нужный угол возвышения и с пульта управления выдает команду на пуск заряда. Ракета сходит с направляющей и летит по баллистической траектории, вытягивая за собой гибкий кабель со взрывчатым веществом.

После того, как ракета с зарядом удалятся от установки на длину, определяемой длиной тормозного каната, закрепленного за носовую часть машины, происходит падение заряда на минное поле и отсечка ракетного порохового двигателя. Механик-водитель подает машину назад для того, чтобы выровнять заряд в прямую линию. После этого командир-оператор выдает команду с пульта управления на подрыв заряда и отстрел тормозного каната. Время полного цикла проделывания прохода 3-5 мин.
После окончания данного цикла становится возможен пуск второго заряда.

Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением 30-40 минут.

Тактико-технические характеристики УР-77

Тип установки разминирования....................................... Реактивная взрывная самоходная гусеничная плавающая легкобронированная
Тип применяемого заряда разминирования.................... УЗП-67, УЗП-77
Длина заряда разминирования......................................... 93м.
Количество ВВ в одном заряде:
УЗП-67...........................1023кг.
УЗП-77..........................1069кг.
Дальность подачи заряда разминирования:
УЗП-67.......200-350м.
УЗП-77.......200-500м.
Длина образующегося прохода
УЗП-67...........................75-80м.
УЗП-77...........................80-90м.
Ширина образующегося прохода (гарантированно)....... до 6м.
Время полного цикла проделывания прохода................ 3-5 мин.
Время перезарядки установки двумя зарядами...............(расчет+саперное отделение) 30-40 мин
Расчет установки................................................................ 2 чел. (механик-водитель и командир-оператор)
Базовая машина.................................................................. Универсальное гусеничное легкое шасси 2С1
Масса базовой машины..................................................... 11.1 т.
Масса оборудования.......................................................... 3т.
Общая масса снаряженной установки.............................. 14.1т.
Габаритные размеры:
длина............................................7.2м.
ширина.........................................2.85м.
высота.......................................... 1.64м.
Клиренс............................................................................... 40.5 см.
Колея................................................................................... 2.5м.
Максимальная скорость движения:
на суше.....................60 км/час
на воде....................4 км/час
Аэротранспортабельность................................................. Ан-22, Ан-124, Ан-224, Ил-76
Запас хода по топливу....................................................... 600 км.
Минимальный радиус поворота....................................... 1.25м.
Преодолеваемые препятствия:
макс.угол подъема........35 град.
макс.угол крена............25 град.
вертик. стенка...............90см.
ров................................. 2м.
Бронестойкость.................................................................... Бронебойная пуля кал. 7.62мм. -50м.
Двигатель............................................................................. ЯМЗ-238В дизельный четырехтактный
Мощность двигателя.......................................................... 240 л.с.

Подвижность и проходимость установки соответствует требованиям танковых и мотострелковых войск. УР-77 состоит в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии - 2 установки, в инженерно-штурмовом батальоне - 6 установок.

Аналогичные американские установки AVLM, полученные размещением двух комплектов удлиненного заряда разминирования М58 MICLIC на мостоукладчике AVLB взамен моста, в 91-м году во время операции "Буря в пустыне" продемонстрировали, что в половине случаев пуски с них заканчиваются неудачей.

Установка разминирования УР-77 инженерно-саперного батальона 42 мсд.

В ходе Второй мировой войны и после ее окончания получили стремительное развитие не только сами инженерные боеприпасы, в частности противотанковые и противопехотные мины, но и тактика и способы их использования.Так, например, появился новый элемент боевого порядка - подвижный отряд заграждения (ПОЗ). Его задача - быстро переместиться на направление возможного прорыва, выдвижения, наступления или контратаки и буквально под носом неприятеля установить минное поле с целью задержать противника, затруднить ему совершение маневра.Для быстрой установки минных полей в арсеналах армий стали появляться прицепные и самоходные минные заградители, вертолетные минные раскладчики и, наконец, системы дистанционного минирования. Заблаговременная установка минно-взрывных заграждений противником тоже требовала времени и средств для проделывания в них проходов.Без решения задач по обеспечению преодоления минно-взрывных заграждений ни о каких успешных наступательных действиях речи идти не могло. В связи с этим быстрое проделывание проходов в минных полях и других минно-взрывных заграждениях стало важнейшим условием выполнения частями и соединениями поставленных боевых задач. С этой целью изобретались различные средства обезвреживания вражеских мин.

Откуда растут ноги у «Горыныча»

Как уже отмечалось, снимать и обезвреживать мины вручную силами специально обученных саперов долго и рискованно. Значительно быстрее стали проделывать проходы в минных полях с появлением на вооружении минных тралов, навешиваемых на танки. Но тралы, в первую очередь катковые, снижают маневренность танков, на которые они навешены. Демонтаж и перевозка катковых секций в грузовиках, и снова их монтаж на танки при необходимости - потеря драгоценного, особенно в бою, времени.Идея проделывать проходы в минных полях с помощью взрыва родилась между мировыми войнами. Суть ее заключалась в применении танков с минными тралами, буксировавших за собой так называемые «бангалорские торпеды», представлявшие собой пятиметровую трубу с зарядом взрывчатки. «Бангалорские торпеды» были изобретены в 1912 году британским капитаном Макклинтоком (McClintock) для уничтожения взрывом проволочных заграждений. Боеприпас подсовывался под заграждение и подрывался, образуя прореху в проволочном заграждении.Для проделывания проходов в минных полях с помощью «бангалорских торпед» танк тралами проделывал проход для себя и буксировал за собой связку из труб со взрывчаткой. Затем этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могли идти другие машины и пехота. Первым серийным танком, приспособленным для такой работы, стал британский Churchill Snake, тащивший за собой сцепленные друг за другом 16 пятиметровых труб со взрывчаткой. Способ довольно эффективный, но имеет один существенный недостаток - танк с тралом и экипажем был сильно уязвим.
Советские конструкторы перед войной знали о разработках англичан, но в то время им пришлось решать более приоритетные задачи. Поэтому в Советскую армию первая «сухопутная торпеда» поступила только после войны. У нас новое средство разминирования получило наименование удлиненного заряда (УЗ) и представляло собой двухметровую трубу диаметром 70 мм, в которой находилось 5,2 кг тротила. Позже УЗ стали собирать в треугольные секции по три заряда каждая. Таким образом, масса тротила на погонный метр достигла 7,8 кг, а заряд получил обозначение УЗ-3. Заряды можно было соединять друг с другом последовательно в конструкцию длиной до 100 м (в зависимости от глубины минного поля). Способ применения УЗ-3 был таким же, как и у англичан: танк с тралом преодолевал минное поле, буксируя за собой заряды разминирования, после чего происходил их подрыв, и образовывался проход шириной до 6 м.Недостатком УЗ-3 стало длительное время на сборку секций, уязвимость танка-буксира. Выход виделся в обеспечении «самоходности» конструкции из секций УЗ-3. Тогда поступило предложение оснастить 100-метровую конструкцию из УЗ-3 45 твердотопливными реактивными двигателями. Они должны были приподнимать всю конструкцию над землей на один метр и тащить на минное поле, где она и подрывалась. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р.Поскольку обеспечить одновременный запуск всех 45 двигателей не удавалось, на какие-то доли секунды разброс все же был, начало движения конструкции получалось несколько нестабильным: УЗ-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования взлетал в небо и выписывал там пируэты. За такой дикий нрав и рев десятков ракетных двигателей, сопровождаемый пламенем, УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже все системы разминирования с ракетными двигателями также получили это прозвище.

Самоходные системы

В 60-х годах прошлого столетия советские конструкторы создали новую систему разминирования, которую нигде до этого не применяли. Это был бронетранспортер БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Машина выходила на указанную позицию, производились прицеливание и запуск заряда УЗ-67. В отличие от прежних УЗ он имел не жесткую, а гибкую конструкцию, представляющую собой два 83-метровых шланга, заполненных тротилом, общая масса которых составляла 665 кг.Твердотопливный ракетный двигатель ДМ-70 крепился к переднему концу заряда и был способен доставить УЗ на расстояние до 300- 350 м от машины. После запуска, полета и падения заряда с помощью тормозного троса и движения машины назад УЗ натаскивался на минное поле и выравнивался, производился его подрыв. 665 кг тротила проделывали проход шириной 6 м и длиной до 80 м. В 1968 году машина разминирования под наименованием УР-67 была принята на вооружение советских инженерных войск. На машине имелось два заряда УЗ-67.В 1972 году УР-67 стали использовать новый заряд разминирования - УЗП-72. Его длина увеличилась до 93 м, а общая масса взрывчатого вещества марки ПВВ-7 (пластид) составила 725 кг. Дальность полета УЗП-72 достигла 500 м, а размеры проделываемого прохода составили 90х6 м.
В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», разработанная конструкторами специализированного института НИИИ (ныне АО «НИИИ»), которая и сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас УЗП-77. По своим характеристикам он аналогичен заряду УЗП-72, но отличается рядом технологических моментов. Он состоит из детонирующих кабелей ДКПР-4 длиной по 10,3 м каждый, соединяемых в единый шнур с помощью резьбовых муфт и накидных гаек. В качестве базы УР-77 использовано легкобронированное шасси САУ 2С1.Пусковое оборудование с двумя зарядами УЗП-77 находится в бронекорпусе машины. Пуск заряда на минное поле и его подрыв производятся без выхода экипажа из машины. При подаче заряда на 200 м используется один ракетный двигатель ДМ-70, на 500 м - два. Дальность подачи заряда регулируется за счет изменения длины тормозного троса. Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением - 30- 40 минут.

Зарубежные аналоги и боевое прошлое

За рубежом подобных УР-77 аналогов не существует. В США в 80-х годах прошлого столетия для этих же целей была создана система дистанционного разминирования M58 MICLIC (mine clearing line charge - удлиненный заряд разминирования), которая предназначена для проделывания проходов в минных полях взрывным способом. Система способна проделать проход в минном поле шириной до 6- 14 метров и длиной до 100 м.Установка транспортировалась на колесных или колесно-гусеничных прицепах или устанавливалась на плавающие транспортеры морской пехоты США AAV7A1 и LVTP7A1 или на мостоукладчик AVLB на базе танка М60A1, с которого предварительно снималась мостовая конструкция. Сейчас система дистанционного разминирования M58 MICLIC устанавливается на боевую машину разграждения Assault Breacher Vehicle (ABV), созданную на базе танка М1Abrams. Главным недостатком зарубежной системы разминирования M58 MICLIC является очень маленькая дальность пуска - всего 67 м, а также меньшая масса ВВ на погонный метр.
Большая масса ВВ на погонный метр и дальность пуска удлиненного заряда предопределили также и «нештатное использование» машин УР-77 в локальных конфликтах последнего времени. Так, например, один из командиров инженерных взводов в первой чеченской войне, в ходе боев за Грозный, использовал УР-77 для уничтожения наступающей на одно из подразделений российской армии группы боевиков в городской застройке. при использовании возможностей и мощи УЗП-77 большая часть наступающих боевиков была уничтожена. Правда, имелся и отрицательный опыт, когда не был учтен порывистый ветер и УЗ попал на свои подразделения. Успешно использовались УР-77 в ходе ожесточенных боев за поселок Комсомольский. . На попавших в Сеть кадрах видео хорошо видно, насколько мощным получается взрыв удлиненного заряда и какие разрушения он способен нанести в городской застройке. Правда, при применении таких средств по «нештатному» варианту необходимо тщательно взвешивать все за и против. Ведь, по сути, это почти что авиабомбы мощностью в 1 т, только взрывающиеся не в одной точке, на фронте в 100 м.