Любовь и отношения

Правило написания мягкого знака на конце слова после шипящих. Ь после шипящих в глаголах, на конце существительных и наречий

В русском алфавите есть две удивительные буквы – мягкий знак и твердый знак. Сами они никаких звуков не обозначают. Зато влияют на соседние.

Мягкий знак выполняет в русском языке две важные функции. Он обозначает мягкость предшествующей согласной и употребляется в качестве разделительного знака.

Иногда мягкий знак в слове слышится, но не . И наоборот… Запомнить все правила и исключения трудно, а писать грамотно очень хочется. Оказывается, научиться этому совсем не сложно.

Мягкий знак после шипящих

Не нужен мягкий знак после шипящих второго склонения единственного числа ( , гараж), первого и второго склонения во множественном числе родительном падеже (луж, лыж) и в кратких прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос "каков?". Например: свежий – свеж, похожий – похож. В с согласной ж на конце (уж, замуж, невтерпеж) мягкий знак тоже не используется, но в слове настежь его следует писать.

Мягкий знак не пишется в местоимениях "наш", "ваш", в частице "аж" и предлоге "меж".

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме

Мягкий знак не пишется в сочетаниях: -чк- (строчка, корочка), –чн– (булочная, прачечная), -нч– (бренчать, бубенчик), –нщ– (гонщик, банщик), -рщ– (сборщик, спорщик), –рч– (сморчок, ), –щн– (изящный, мощный), -ст– (мостик, тростник), - нт– (фантик, кантик).

В иностранных словах с двойной буквой л мягкий знак не пишется (коллектив, коллегия. колли).

Для правописания составных числительных есть свое правило. Если в них второй корень склоняется, мягкий знак писать не следует. Например: восемнадцать – восемнадцатью, пятнадцать – пятнадцатью.

Если основа слова, от которого образовано относительное прилагательное, оканчивается на –нь, –рь, то перед суффиксом -ск– мягкий знак не нужен. Например: зверь – зверский, конь – конский. Исключение составляют прилагательные, образованные от названий месяцев (кроме января), слова китайского происхождения и прилагательные типа деньской. Например: сентябрьский, ноябрьский, но январский; Сычуань - сычуаньский; день - деньской.

У существительных на –ня с предшествующим согласным мягкий знак не пишется. Например: башня – башен. Исключение: барышня – барышень, – кухонь, боярышня – боярышень.

Чтобы узнать, нужен ли мягкий знак в глаголе, оканчивающемся на –тся, задайте к нему вопрос. Если в вопросе мягкий знак отсутствует, значит третьего лица, мягкий знак писать не нужно: "он (что делает?) учится", "они ( ?) заботятся".

Если хотите писать грамотно, выполняйте упражнения на закрепление теории и больше читайте.

Источники:

  • Правописание твердого и мягкого знаков
  • Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих

Написание частицы «не» с местоимениями может представлять собою настоящую проблему - ведь русский язык славится своей неоднозначностью в таких вопросах. Тем не менее, если знать несколько простых правил, это может оказаться не таким уж сложным.

Местоимение - особая часть речи в русском языке, которая обыкновенно употребляется вместо обозначения предмета или существа, а также его свойств и других признаков. При этом местоимение характеризуется собственными правилами правописания, включая случаи написания с частицей «не».

Правила написания частицы «не» с местоимениями

Общее частицы «не» в случае ее употребления с местоимением гласит, что в этой ситуации их следует писать раздельно. При этом такой способ употребления касается самых различных типов местоимений. В частности тех, которые обозначают предмет, существо, признак предмета и другие понятия. Например, таким образом употребляется частица «не» в следующих случаях: «не тот», «не ты», «не каждый» и так далее.

Особые случаи употребления частицы «не» с местоимениями

Отдельную ситуацию представляют случаи употребления частицы «не» в отрицательных местоимениях. Они могут обозначать отсутствие предмета, существа, признака предмета или другого объекта. Например, к группе подобных отрицательных местоимений относятся такие как «некого», «нечего». Кроме того, отрицательные местоимения могут также обозначать неопределенность рассматриваемого объекта, к ним относятся такие местоимения, как «нечто» или «некто». Примечательно, что в большинстве подобных местоимений частица «не» будет находиться под ударением. Если же вам встретилась ситуация, когда в отрицательном частица находится в безударном положении, в большинстве случаев речь идет о другой частице - «ни».

Во всех приведенных и подобных им примерах следует писать частицу «не» слитно с местоимением. Однако это правило касается только тех ситуаций, когда отрицательное местоимение употребляется без предлога. Если же ситуация, в которой употребляется отрицательное местоимение, требует присутствия предлога между частицей «не» и основным словом, их следует писать раздельно. Например, раздельное написание требуется в примерах «не с кем», «не у кого» и подобных.

Наконец, особая ситуация употребления частицы «не» связана со словосочетанием «не кто иной, как». В этом случае, очевидно, присутствует употребление отрицательного местоимения с частницей «не» без предлога, однако оно является исключением из правил и требует раздельного написания частицы и местоимения. То же правило применимо для некоторых вариаций этого словосочетания, а именно: «не кто другой, как», «не что иное, как», «не что другое, как». Однако это правило распространяется только на приведенные варианты словосочетаний, в других комбинациях действуют обычные правила написания частицы «не».

Видео по теме

Источники:

  • Правописание «не» с местоимениями

«ь» (мягкий знак ) по происхождению является славянской. В древней азбуке кириллице была буква «ерь», которая передавала редуцированный (ослабленный) звук почти как нуль звука или как гласный, близкий к звукам [о] и [э]. После утраты редуцированных звуков в древнерусском языке надобность в букве «ерь» отпала, однако из алфавита она не исчезла, а трансформировалась в мягкий знак и получила свое особое назначение.

Буква «ь» выступает в роли разделительного знак а: перед буквами «е, ё, ю, я, и» в корнях, суффиксах и окончаниях именных частей речи в русских и заимствованных словах (бурьян, воробьи, карьер, вороньё); в небольшой группе иноязычных слов перед буквой «о» (павильон, бульон).Буква «ь» используется для обозначения мягкости согласных: в конце слова (кроме шипящих): конь, ; в середине слова перед твердым согласным: свадьба, нянька; в середине слова между мягкими согласными, если при изменении слова второй мягкий согласный становится твердым: возьми (возьму), на зорьке (зорька); для обозначения мягкости «л»: апельсин, стекольщик.Еще одна функция мягкого знак а – обозначение грамматической формы слова: имени существительного в именительном и винительном падеже, оканчивающегося на (дочь, глушь, речь); в форме творительного падежа (детьми, людьми); в различных глагольных формах – инфинитива (печь, сидеть), повелительного наклонения (режь, режьте), в форме второго лица ( , ); в наречиях, которые оканчиваются на шипящие звуки (навзничь, ); в грамматических формах – в конце слов от пяти до сорока (семь, двадцать), а после сорока – в середине количественных числительных (пятьдесят, пятьсот).Обратите внимание, что в наречиях «уж», «замуж», «невтерпеж» мягкий знак не .Также мягкий знак не употребляется в форме родительного падежа множественного числа имен существительных, которые оканчиваются на сочетание «ня», и в производных от них словах с суффиксом -к-, когда в форме именительного падежа единственного числа этому сочетанию предшествует согласная: басен (), вишен (). К исключениям относят слова: барышень, боярышень, кухонь, простынь.Запомните, что буква «ь» пишется в именах прилагательных, образованных от существительных – названий календарных месяцев: июньский, октябрьский. К исключению следует отнести слово «январский».

Видео по теме

Все прекрасно знают, что в русском алфавите имеются две буквы, которые не обозначают звука, не могут начинать слова и быть заглавными. Конечно же, это мягкий и твердый знаки. Эти буквы неслучайно называют «знаками»: их использование помогает правильно передавать звучание слов. С помощью мягкого знака, кроме того, образуются грамматические формы слов, относящихся к разным частям речи. Рассмотрите варианты написания этого знака.

Цель урока: изучить орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода».

Задачи урока:
- образовательная:

  • познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих;

- развивающая:

  • развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
  • развитие внимания, зрительной памяти учащихся;

- воспитывающая:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы обучения: поисковый, словесный, практический

Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • презентация 24 слайда (среда POWER POINT);
  • учебник русского языка для 3 класса (авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, изд. «Просвещение», 2007 год, УМК «Школа России»);
  • алгоритм работы «Существительные с шипящими на конце»;
  • бланки для проверки знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.
Слайд № 1.
Проверка готовности учащихся к уроку. На партах у учащихся: учебник, тетрадь, дневник, пенал, дополнительный материал, который раздал для работы учитель.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и название работы.

II. Чистописание.
На доске:
ж ч ш щ ь
- Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ч, щ? ([ж] – согласный, твёрдый непарный, звонкий парный звук, [ш] – согласный твёрдый непарный, глухой парный звук, [ч"] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук, [щ"] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук).
- Для чего служит мягкий знак? (ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный).
- Пропишите каллиграфически правильно буквы.

III. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
На слайде №2:
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.
- Прочитайте слова.
- Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные, ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный). Объясните написание орфограмм.
- Выпишите слова в два столбика.
- По каким признакам вы распределите слова в два столбика? (в один столбик выпишу слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости , а в другой столбик с разделительным мягким знаком).
- Какие гласные вставили? Назовите их.
- Как вы распределили слова по двум столбикам?
Проверка. (Слайд № 2, по щелчку)
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «помощь»).
(Слайд № 3)
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.

IV. Создание проблемной ситуации.
(Слайд № 4)
Устно: Замените словосочетания одним словом:
Она бывает устной и письменной – речь
Человек, который играет на трубе – трубач
Место, где купаются и загорают – пляж
Растение, из молотых зёрен которого выпекают ржаной хлеб - рожь
- Что заметили в словах? (почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).
- Какая проблема встает перед нами? (нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).

V. Открытие детьми нового знания.
- Сейчас будем работать парами.
- Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод.
(Слайд № 5)

Исследуем слова

  1. Прочитайте слово.
  2. Какой частью речи является слово?
  3. Определите род имен существительных.
  4. Какой звук слышится на конце слова?
  5. Подумайте, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их на группы.
  7. Чем отличаются слова из каждой группы?
  8. Сделайте вывод. Попробуйте сформулировать правило.

(Слайд № 6). На экране слова:
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.
Каждая пара выполняет задание в тетрадях. Сравнивают свои работы. У доски рассказывают о своих исследованиях.
- Давайте проверим, как вы распределили слова в два столбика. (Слайд № 6, по щелчку)
- Какова же работа мягкого знака в эти словах? (грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)
- Какой вывод можно сделать? (мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
- Схемой это можно записать так: (Слайд № 7)

VI. Работа с учебником (правило).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?
Чтение правила на странице 69.
- Правы ли были мы с вами?

VII. Физминутка.
(Слайд № 8)
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, вы приседаете, если услышите существительное мужского рода – подпрыгивайте.
Дичь, чиж, ночь, грач, тишь, дочь, врач, брошь, кулич, мышь, плащ.

VIII. Закрепление полученных знаний.
- У каждого на парте имеется алгоритм работы, пользуясь которым вы не допустите ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных
а) - Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 58 на стр. 70
(Комментированное выполнение с подробным объяснением.)
- Какой вывод по этой работе мы можем сделать? Какую работу может ещё выполнять мягкий знак? (указывает на женский род имени существительного)
б) - Отгадайте загадки, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки (с мягким знаком в женском роде и без него в мужском роде).
(ученик - у доски)
(Слайд № 9)

1) Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок.
(Ключ )
2) В небе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет
(Печь )
3) Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала,
Мама в ней бельё стирала.
А потом, а потом
Я купался под дождём.
(Душ )
4) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(Мышь )
5) Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
А потом вдруг убежала.
(Ёж )
6) Утка в море,
Хвост на заборе.
(Ковш )
7) Стукнешь о стенку -
А я подскачу.
Бросишь на землю -
А я отскачу.
Чтобы было! А что было?
(Мяч )
8) Ходит вдоль каравая,
Его разрезая.
(Нож )

IX. Практическая работа.

Сейчас каждому предстоит побывать в роли учителей. (Слайд № 10). Один ученик написал текст, и я уже вижу в нём ошибки. Исправьте ошибки. Запишите правильно.

Сколько ошибок насчитали? Какую оценку надо ставить такому ученику?
Самопроверка. (Слайд № 10, по щелчку)

X. Картинный диктант.
(Слайды № 11 – 22)
- Запишите в тетради названия растений и животных, а также различных предметов, которые вы видите. (ёж, ландыш, стриж, камыш, нож, шалаш, гараж, душ, морж, карандаш, мяч, врач ).

XI. Тест (самостоятельная работа)
- А сейчас проведем небольшой тест и проверим свои знания.

XII. Обобщение знаний по теме.

Наш урок почти подошёл к концу. Давайте вспомним, над какой проблемой мы сегодня работали? Чему научились?

XIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
- Что было легко? Что было трудно?
- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:
(Слайд № 23)
1. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
2. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
3. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
Самопроверка. На экране правильные ответы, дети проверяют.
(Слайд № 24)

XIV. Домашнее задание.
Правило на странице 69, упражнение 59 на странице 70.

XV. Окончание урока.

Почему надо знать правило

Буквы Ш и Ж обозначают только твёрдые звуки, а буквы Ч и Щ - только мягкие. Ь после этих букв не слышен, так как он не способен дать мягкость твёрдым звукам или добавить мягкости без того мягким.

Ь после шипящих считают буквой, которая обозначает форму слова, но носителям языка форма слова понятна и без Ь. Наоборот, по форме слова мы и определяем, надо или не надо писать Ь.

Таким образом, написание в русском языке Ь после шипящих не имеет рационального объяснения и практического смысла. Ь после шипящих - дань традиции. Но правило придётся выучить, так как пока его никто не отменил.

Правило

Шипящие выпадают на конец слова с следующих формах слов:

В одних словах из этого перечня Ь пишется, в других - не пишется.

После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

В существительных

На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь.

В глаголах

  • В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несёшь - несёшься, носишь - носишься, примешь - примешься.
  • На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения , причём буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь - мажься; спрячь - спрячься; ешь.
  • Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь, например: мажьте - мажьтесь; спрячьте - спрячьтесь; ешьте.
  • На конце глагола в неопредёленной форме , причём буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.

В наречиях

Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.

Точь -в-точь пишется с двумя Ь и дефисами.

В частицах

На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.

Примеры

Умываешь - глагол 2-го лица.

Умываешь ся - глагол 2-го лица.

Намажь - глагол повелительного наклонения.

Намажь ся - глагол повелительного наклонения, буква ь сохраняется и перед -ся.

Намажь те - глагол повелительного наклонения, буква ь сохраняется и перед -те.

Намажь тесь - глагол повелительного наклонения, буква ь сохраняется и перед -тесь.

Полночь - существительное женского рода 3 скл. в им. пад.

Врач - с уществительное мужского рода.

И-за туч - существительное в род. пад.

Напрочь - наречие с Ч на конце.

Невтерпёж - наречие с Ж на конце.

Лишь - частица.

Горяч - прилагательное в краткой форме.

История правила

Правописание Ь после шипящих остаётся неизменным со времён первых учебников орфографии.

До реформы 1918 написание Ь в существительных имело, если не смысл, то логику: в конце существительных женского рода с шипящими на конце писался Ь, в конце существительных мужского рода - Ъ. Вот копия страницы учебника 1915 года.

Ненужность правила осознавали еще первые филологи, описавшие русскую грамматику.

Во время реформы 1918 года необходимо было убрать лишние, нечитаемые Ь и Ъ на конце слов, что и предлагала комиссия ученых-филологов в 1912 году, но по какой-то причине большевики Ъ убрали, а Ь оставили.

С тех пор во время всех реформ орфографии филологи предлагают довести дело до конца: убрать правила про Ь после шипящих и не писать его после ч, щ, ш, ж вообще. Например, это предлагалось сделать во время орфографической дискуссии 1929 - 1930 годов , в 60-е годы при оформлении свода правил русской орфографии и в последующие годы при попытках реформ.

На что обратить внимание

  • Хотя для наречий выделен особый пункт правила, на данный момент в языке существует всего 9 наречий с шипящими на конце. Проще запомнить правописание 8 слов и 3 исключений, чем всю жизнь помнить правило. Без Ь: уж, замуж, невтерпёж. С Ь: сплошь, вскачь, напрочь, настежь, прочь, невмочь, наотмашь, навзничь, точь-в-точь.
  • Не путайте наречия с краткими прилагательными, которые пишутся без Ь: горяч, тягуч, вонюч.
  • В правиле перечислены все глагольные формы, имеющие на конце шипящий. А это значит, что в глаголах после шипящих всегда пишется Ь.

Мягкий знак - одна из тех букв, которые нередко заставляют пишущего испытывать затруднения в выборе правильного варианта написания. Тем более что с ним связано несколько видов орфограмм. Попробуем разобраться с одной из них.

Зачем нужен мягкий знак?

Мягкий знак не обозначает никакого звука. Тем не менее он достаточно часто используется нами на письме.

Мягкий знак в русском языке никогда не используется после гласной, Й или в начале слова.

Мягкий знак выполняет три основные функции :

  • обозначает мягкость согласных в середине перед согласными и на конце слова (смягчающий знак ).
  • указывает на то, что Е, Ё, Ю, Я после согласного обозначают два звука; также «разделяет» согласный и следующий за ним И, иногда О (разделительный знак ).
  • помогает определить грамматические признаки слова (после шипящих на конце слова - грамматический знак ).

Именно о правописании мягкого знака после шипящих мы сейчас и поговорим.

Зачем нужен мягкий знак после шипящих?

Так зачем же мы пишем мягкий знак поле шипящих на конце слов? Ведь разделять он ничего не может (после него нет гласной).

Не может он выполнять и смягчающую функцию: все шипящие либо всегда мягкие (зачем им еще и мягкий знак?), либо всегда твердые (и мягкий знак изменить это положение не в силах).

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем за словами.

Предположим, существуют такие слова: чучь, мяш и пинь . Это существительные. Можем ли мы определить их род и склонение?

Мы можем с уверенностью сказать, что слово «чучь» женского рода 3 склонения, а «мяш» – мужского рода 2 склонения. Про «пинь» же сказать ничего невозможно. Почему? Потому что мы знаем: только в существительных женского рода 3 склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. А после других букв - не шипящих - он может писаться и в 3-м склонении (степь), и во 2-м (конь). И это объяснимо: после других, парных по твердости - мягкости, согласных мягкий знак обозначает мягкость, а не грамматическую категорию.

Мягкий знак сам по себе не может являться окончанием слова, хотя и стоит на конце; он может входить в состав окончания (-ешь, -ишь) или корня (мышь, запечь, отрежь, настежь).

Правила

Правописание мягкого знака после шипящих на конце зависит от части речи. Поэтому прежде чем писать или не писать Ь, надо определить, какая часть речи перед нами. Часть правил, связанных с этим вопросом, изучается в начальной школе (мягкий знак на конце существительных и в глаголах 2 лица единственного числа), часть - в 5 классе (написание кратких прилагательных), часть - в 6 классе (глаголы повелительного наклонения) и, наконец, наречия и частицы рассматриваются в 7 классе.

Итак, мягкий знак на конце после шипящих пишется :

  • В существительных 3 склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.
  • В глаголах 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределенной форме - то есть везде, где мягкий знак может оказаться на конце слова после шипящей: прилечь, узнаешь, назначь.
  • В наречиях (исключения: Уж замуж невтерпёж): навзничь, наотмашь, прочь.
  • В некоторых частицах: лишь, вишь, бишь.

Мягкий знак в глаголах сохраняется перед -ся или -те: назначьте, испечься, расстанешься .

Мягкий знак не пишется :

  • В существительных 2 склонения: малыш, плащ, плач.
  • В существительных 1 и 2 склонения во множественном числе родительном падеже: туч, плеч, рощ.
  • В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.
  • В наречиях, являющихся исключениями: уж замуж невтерпеж.

Цель урока : вспомнить правила написания мягкого знака у глаголов и существительных на шипящий, уметь отличать существительные 3-го склонения от существительных 2-го склонения и существительных мн. ч. 1-го склонения в р.п.; повторить словарные слова; уметь составлять словосочетания по заданной схеме.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Словарная работа.

Я буду называть вам слова, а вы составьте с ними словосочетания по схеме «глагол + сущ. с предлогом».

Один ученик работает у доски, остальные – в тетради.

Подчеркните орфограммы.

3. Работа по поиску закономерностей.

На доске записаны слова:

режь, передач, кирпич, спишь, речь, беречь, дочь, гараж, спрячь, жечь, стелешь .

1. Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. На какие группы можно их разделить? Какой принцип классификации вы применили?

Слова можно разделить по-разному:

– на части речи: глаголы и существительные;

– по принципу: с мягким знаком и без.

2. Давайте объединим обе классификации. Что у нас получится?

4. Упражнение на закрепление (работа у доски, каждый ученик пишет по 5 слов).

Запишите слова, устно объясните условия написания мягкого знака или его отсутствие, пользуясь составленной выше схемой.

5. Мои загадки – ваши отгадки.

Я загадаю вам загадки. Отгадки записывайте в тетрадь. Кто отгадает все 5 загадок, получит 5.

1. Сердитый недотрога живет в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

2. Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет. (Мяч.)

3. Махнула птица своим крылом, накрыла свет весь черным пером. (Ночь.)

4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)

5. Маленький шарик под лавкою шарит, шевелит хвостом, пугает весь дом. (Мышь.)

Запасная:

6. Дитя отца и матери, а никому не сын. (Дочь.)

6. Перфокарта (для быстрого контроля).

Слова для работы:

пляж, стричь, дремлешь,

вещь, лыж, печь,

луч, пейзаж, рощ,

тысяч, не бережешь, репортаж.

7. Самостоятельная работа.

Распределите слова по принципу «с мягким знаком на конце после шипящих» и «слова без мягкого знака на конце».

Тиш_, камыш_, хвалиш_ся, плющ_, еш_те, ветош_, намаж_, брош_, мыш_, телепередач_, обрадуеш_ся, рож_, горяч_, сжеч_, меч_, спряч_, нож_, свеч_, калач_, реж_те, смерч_, леч_, пресеч_, плеч_, плач_.

8. Итоги урока, объяснение домашнего задания.

9. Домашнее задание. Подберите 20 своих примеров по теме сегодняшнего урока.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.