Любовь и отношения

Валютный союз центральной африки. Валютный союз Общий обзор многообразия союзных норм

Валютный союз Центральной Африки (Union monetaire de l"Afrique Centrale) - иногда его называют также зоной эмиссии Банка государств Центральной Африки (Zone d"emission de la Banque des Etats de l"Afrique Centrale) - в качестве региональной валютной группировки в рамках зоны франка (см.) объединяет шесть африканских стран: Габон, Камерун, Конго, Центральноафриканскую Республику, Чад и Экваториальную Гвинею. Союз образовался еще в тот период, когда эти страны являлись колониальными владениями Франции Денежную эмиссию на основе конвенции с правительством Франции первоначально осуществлял частный французский Банк Западной Африки, во время второй мировой войны - государственная Центральная касса Свободной Франции (преобразована затем в Центральную кассу Заморской Франции), с октября 1955 г. - Эмиссионный институт французской Экваториальной Африки и Камеруна. С 1959 по 1973 г. общим эмиссионным органом стран - членов Союза являлся учрежденный на базе последнего Центральный банк государств Экваториальной Африки и Камеруна; 2 апреля 1973 г. вместо него был создан новый эмиссионный институт - Банк государств Центральной Африки.

Реорганизация Союза была осуществлена в соответствии с конвенцией о валютном сотрудничестве стран Центральной Африки от 22 ноября 1972 г. их соглашением с Францией от 23 ноября 1972 г. и конвенцией от 13 марта 1973 г. о расчетах по операционному счету. В странах - членах Союза сохраняется общая денежная единица и ее централизованная эмиссия, предусматриваются объединение валютных резервов, согласование других вопросов в области валютной и кредитной политики. Общее руководство осуществляется Валютным комитетом, в который входят министры финансов шести стран - членов Союза; комитет заседает не реже одного раза в год и рассматривает основные вопросы валютно-финансовой политики. Ежегодно собирается также Смешанный валютный комитет, включающий министров финансов стран-членов и Франции, который контролирует выполнение соглашения с Францией от 23 ноября 1972 г.

Функции главного исполнительного органа Союза выполняет Банк государств Центральной Африки (Banque des Etats de l"Afrique Centrale - BEAC). В его руководящий орган - Административный совет входят три представителя Франции, четыре - Камеруна, два-Габона и по одному представителю от остальных четырех стран Союза. Управляющий Банка избирается на пять лет поочередно из числа африканских представителей в Административном совете, его заместителем является представитель Франции. Штаб- квартира Банка находится в Яунде (Камерун).

Банк осуществляет эмиссионные и валютно-кредитные операции стран-членов, распоряжается их совместными валютными резервами. Банк через свои отделения в странах выпускает для всех членов Союза банкноты единого образца в общей денежной единице-франках КФА (cooperation financiere en Afrique - финансовое сотрудничество в Африке), сохраняющих с 1960 г. твердое соотношение 1 фр. КФА = 0,02 франц. фр. На банкнотах каждой страны напечатано ее название, они имеют силу законного платежного средства также и во всех остальных странах Союза. Контроль за деятельностью Банка осуществляет коллегия финансовых инспекторов, состоящая из трех членов (от Габона, Камеруна и Франции). Наряду с отделениями Банка во всех странах - членах Союза созданы Национальные валютные комитеты для проведения на местах кредитной политики Банка, состоящие из представителя страны в Административном совете Банка, его заместителя и трех членов, назначаемых государством; при комитете находятся также два контролера- консультанта, один из которых - француз.

Валютные ограничения в странах Союза в основном едины. Вывоз банкнот во франках КФА из стран - членов Союза на одно лицо ограничен до: 30 тыс. фр. КФА из Чада, 25 тыс. из Габона, 20 тыс. из Камеруна 10 тыс. фр. КФА из Конго и ЦАР. Страны-члены не могут изменять курс своей валюты без согласования с Францией. Раньше вся валютная выручка подлежала сдаче в централизованный пул, находящийся в распоряжении французского казначейства. С конца 1973 г. 20% этой выручки остается в распоряжении стран-членов для расчетов по торговым операциям с третьими странами На имя Банка государств Центральной Африки в казначействе Франции открыт операционный счет, через который Франция обеспечивает неограниченный обмен франков КФА на франц. франки. Валютные резервы стран - членов Союза, состоящие из франц. франков, частично помещаются в векселя казначейства Франции.

История развития региональных и субрегиональных организаций в Африке уходит своими корнями в период колонизации. Если в период колонизации создание подобных организаций, например AOF: Afriqueoccidentalefrancaise (Французская западная Африка) со столицей Дакар (Сенегал), AEF : Afrique equoitoriale francaise (Французская экваториальная Африка) со столицей Браззавиль (Конго) и другие, отвечало непосредственно интересам стран-колонизаторов (Англия, Испания, Португалия, Франция и др.), то после приобретения независимости цели организаций заключаются в осуществлении полной независимости, экономическом развитии и улучшении условий жизни населения стран - членов организаций. В таком же контексте было создано Экономическое и валютное сообщество стран Центральной Африки (сокр. СЕМАК, фр. - Communaute economique et monetaire de VAfrique centrale, CEMAC).

СЕМАК - Экономическое и валютное сообщество стран Центральной Африки - включает в себя шесть стран: Габон, Камерун, Конго, Центральную Африканскую Республику, Экваториальную Гвинею и Чад - с общим населением более 44 млн человек . Оно было создано в 1994 г. Договором Нджамены (Чад) . История создания СЕМАК еще всходит к периоду колонизации, когда в 1959 г. был создан Таможенный союз стран французской Экваториальной Африки (ТСЭА/UDE) . Камерун присоединился к этому союзу в 1961 г. В 1964 г. ТСЭА преобразовался в Экономический и таможенный союз стран Центральной Африки (ЭТСЦА/UDEAC) Договором Браззавиль (Конго), который вступил в силу два года спустя, в 1966 г. В 1983 г. к данному договору присоединилась Экваториальная Гвинея .

16 марта 1994 г. для широкого спектра действия и большей интеграции стран региона лидеры выше указанных стран решили создать СЕМАК, штаб-квартира которой находится в Банги (Центральная Африканская Республика).

Как можно отметить, в настоящее время страны СЕМАК включают в себя не только государства, имевшие определенную политическую и колониальную принадлежность к той или иной колониальной державе, но и государства по географическим и экономическим соображениям и реальным жизненным условиям Африки.

Договор о создании СЕМАК (далее - Договор) сам по себе содержит лишь Преамбулу и семь статей. Цели создания СЕМАК закреплены в ст. 1 Договора, которая провозглашает, что главная миссия Сообщества заключается в поощрении и гармоничном развитии стран-членов в рамках уже существующих двух институтов Сообщества: Экономический и Валютный союзы (ст. 1 Договора). Несмотря на то что Договор не содержит определенных принципов, как это принято, их можно усмотреть в Преамбуле. В ней говорится о том, что страны-члены подтверждают свою приверженность принципам, демократии, уважения основных прав и свободы человека и правого государства (абз. 7 преамбулы Договора).

Договор предусматривает создание четырех институтов СЕМАК:

  • Экономический союз Центральной Африки (ЭСЦА) представляет собой один из институтов в рамках СЕМАК, созданный на основании Конвенции о создании экономического сообщества стран Центральной Африки 2008 г., целью которой является укрепление конкурентоспособности экономической и финансовой деятельности стран-членов, путем гармонизации правил их ведения. В будущем ЭСЦА должен способствовать созданию единого рынка, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, капиталов и лиц на пространстве СЕМАК (п. «с» ст. 2);
  • Валютный союз (ВСЦА) отвечает за единое валютное пространство стран-членов. Он тесно взаимодействует с ЭСЦА путем гармонизации бюджетной политики стран СЕМАК, приведения их в соответствие валютной политике;
  • Парламент представляет собой демократический орган, главной функцией которого является контроль за деятельностью институтов и органов СЕМАК. Однако по сравнению с другими институтами Парламент пока не является действующим органом. Он в настоящее время работает в виде комиссии, которая состоит из пяти парламентариев от каждого государства, избранных национальными собраниями.

Главная роль данной парламентской комиссии заключается в ведении общего диалога для консолидации развития Сообщества в соответствии с Договором. В результате работы Парламентская комиссия оглашает свое мнение в виде отчета или резолюции. Парламентская комиссия также проверяет ежегодный отчет Президента Комиссии, высказывает свое мнение относительно работы Председателя Совета министров ЭСЦА, Комитета министров ВСЦА и Центрального банка. Место расположения будущей штаб-квартиры Парламента предполагается в Малабо (Экваториальная Гвинея);

  • Суд, состоящий из палаты, рассматривающей дела по существу, и счетной палаты. 13 судей отправляют правосудие. Среди них - один Председатель и два заместителя. Каждый из заместителей возглавляет одну палату. Место нахождения Суда - Нджамена (Чад). Главные функции Суда:
  • - наблюдать за соблюдением положений Договора и иных инструментов странами-членами, институтами и органами Сообщества;
  • - провеять счета СЕМАКа;
  • - гармонизировать нормативные акты стран-членов своими решениями в рамках Договора;
  • - давать консультативные заключения в рамках своих полномочий.

В соответствии с Договором главные органы СЕМАК включают в себя

следующие структуры:

  • Конференция глав государств, которая является высшим органом Сообщества. В нее входят главы государств СЕМАК. Они определяют общую политику организации, дают указания главным институтам и органам Сообщества;
  • Совет министров ЭСЦА, который непосредственно отвечает за экономическую политику. Он проверяет соответствие экономики каждой страны по отношению к валютной политике. Он состоит из двух министров от каждого государства, включая министра по финансам, который как правило является главой делегации;
  • Комитет министров ВСЦА в отличие от Совета министров ЭСЦА отвечает за валютную политику Сообщества. Он представляет собой управленческий орган по валютной политике и проверяет соответствие экономики каждой страны по отношению к валютной политике. Он также состоит из двух министров от каждого государства, включая министра по финансам, который возглавляет делегацию. Комитет министров ВСЦА определяет общую политику Банка СЕМАК путем снижения и увеличения его капитала или активов и высказывает свое мнение относительно внесения изменений в Регламент, внесенный Советом управляющих банком, ратифицирует ежегодный отчет, одобренный им. Комитет министров ВСЦА дает свое мнение относительно выпуска новых банковских билетов, облигаций, металлических монет или их отзыва с рынка. Комитет министров ВСЦА и Совет министров ЭСЦА действуют посредством регламентов, директив, решений, рекомендаций и мнений;
  • Комиссия (бывший секретариат) является административным органом СЕМАК. Ее возглавляет Президент комиссии, который имеет своих заместителей. Президент отвечает за деятельность организации и представляет ее интересы перед судом или третьим лицом. Кроме того, Комиссия отвечает за подготовку встречи глав государств. Комиссия совместно с Председателем центрального банка отвечают за подготовку отчета перед Советом министров ЭСЦА и Комитетом министров ВСЦА. Они также принимают директивы, решения, регламенты, рекомендации и мнения в отношении других органов;
  • Банк центральных африканских государств (БЦАГ/ВЕАС) представляет собой международную организацию, действующую на основании международного договора между странами - членами СЕМАК, а также между СЕМАК и Францией (договор о паритете). Его главные цели заключаются в следующем:
  • - определение и ведение валютной политики Сообщества;
  • - выпуск банковских билетов, облигаций и монет;
  • - определение политики конвертирования в валюте;
  • - определение и урегулирование банковских резервов стран- членов;
  • - поощрение лучших платежных систем и др.

БЦАГ имеет свое структурное подразделение во всех странах - членах организации. Штаб-квартира БЦАГ находится в Йаунде (Камерун).

Следует напомнить, что БЦАГ имеет давнюю историю и связан с колонизацией большинства стран Африки Францией. Она началась с созданием Банка Сенегала 1853 г. Далее Банк Западной Африки был создан для урегулирования валютной политики во Французской Западной Африке (A.O.F);

Банк развития (ст. 2 Договора) центральных африканских государств (БРЦАГ/BDEAC) представляет собой финансовое учреждение Сообщества. Место расположения штаб-квартиры БРЦАГ - Браззавиль (Конго). Однако он имеет свое подразделение в каждом государстве - члене СЕМАК.

Целью БРЦАГ является развитие экономических и финансовых институтов стран-членов. Он выполняет следующие функции:

  • - поощряет экономическое и социальное развитие;
  • - оказывает помощь странам-членам, субрегиональным институтам Центральной Африки, финансовым учреждениям и инвесторам в реализациях разных проектов развития;
  • - оказывает также финансовую помощь странам-членам, субрегиональным институтам, финансовым учреждениям и инвесторам в реализации проектирования программы развития;
  • - поддерживает малый и средний бизнес через финансовые институты.

Таким образом, БРЦАГ является главным импульсом развития субрегиона.

Необходимо отметить, что в целях автономии работы СЕМАК и его независимости от политического давления стран-членов было решено предоставить больше полномочий Секретариату, преобразовав его в Комиссии, путем пересмотра Договора.

Кроме того, в СЕМАК существует ряд технических агентств, институтов и комиссий, таких как Межгосударственная таможенная школа (МГТШ/EIED), Сельскохозяйственная экономическая комиссия (СХЭК/ CEBEVIRHA), Субрегиональный институт по статистике и прикладной экономике (СИСПЭ/ISSEA), Международная комиссия по бассейну реки «Конго» Убанги-Санга (MKPK/CICOS) и др.

Таким образом, механизм функционирования СЕМАК включает в себя институты, органы, технические агентства, комиссии и др.

Основными документами СЕМАК являются Договор о создании Организации 1994 г., другие конвенции, протоколы и иные нормативные акты, регулирующие деятельность различных институтов, технических агентств, комиссии устанавливающие права и обязанности главных органов. К ним относятся Дополнение к Договору о создании СЕМАК и о трансформации Секретариата в Комиссии 2007 г.; Конвенция, регулирующая экономический союз стран Центральной Африки 2008 г., Конвенция, регулирующая валютный союз стран Центральной Африки, Конвенция, регулирующая деятельность Суда, Конвенция, регулирующая деятельность Парламента, внутренние регламенты Суда, Статуты Суда, директивы, декларации и др.

Достижения СЕМАК заключаются в деятельности институтов, органов и в частности в работе технических агентств, комиссий и других структур, которые реализуют ряд проектов для развития субрегиона.

Здесь следует отметить, что экономика стран СЕМАКа основана на продуктах природных и сельскохозяйственных ресурсов, таких, как нефть, газ, алмазы, уран, какао-бобы, кофе, бананы и др. Таким образом, Организация уделяет особое внимание этим ключевым секторам. В связи с этим СЕМАК самостоятельно или совместно с другими международными партнерами реализует как долгосрочные, так краткосрочные проекты в этой области. Например, в целях обеспечения продуктами питания в достаточном количестве страны, являющиеся членами Организации, совместно с Всемирной продовольственной организации (ФАО) реализуют субрегиональную программу по развитию сельского хозяйства по посадке семян в зоне СЕМАК.

В рамках свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц страны СЕМАК достигли существенного прогресса. Можно отметить, что за исключением Экваториальной Гвинеи и Габона, отсутствуют визы между Чадом, Камеруном, Конго и Центральной Африкой. Кроме того, страны-члены пришли к соглашению о создании единого паспорта СЕМАК, что в дальнейшем будет способствовать свободному перемещению лиц в рамках СЕМАК. Многие прогрессы также достигнуты в области политической, социальной, экономической и в других сферах Сообщества.

Несмотря на вышеуказанные достижения в субрегионе существует ряд трудностей, препятствующих полной интеграции стран СЕМАК. Это прежде всего отсутствие демократии, политическая нестабильность, угроза терроризма в регионе (Боко харам и гражданская война: Центральная Африканская Республика, Чад, Конго, Камерун и др.), разный экономический уровень развития стран-членов. Ощущается нехватка финансирования со стороны стран - членов организации. Главными спонсорами остаются до сих пор европейские страны, в частности ЕС, а также неустойчивость экономики СЕМАК по причине отсутствия конкурентоспособности продуктов стран СЕМАК и отсутствие финансовой независимости. Так же, как после колонизации, финансовая система стран СЕМАК, как и Западный африканский валютный союз, остается под контролем французской казны в рамках единой европейской валюты - евро. Фактически также отсутствует обмен товаров между странами в связи с тем, что все они являются экспортерами в основном природных и сельскохозяйственных продуктов.

Следует отметить, что СЕМАК является динамичной развивающейся международной организацией, несмотря на трудности, которые она встречала с момента своего создания и с которыми она сталкивается по сей день. Кроме экономического развития и борьбы за улучшение условий жизни населения, СЕМАК представляет собой настоящий форум, способствующий диалогу между странами субрегиона. К сожалению, по историческим причинам сотрудничество между Советским Союзом (сейчас Россией) и СЕМАК отсутствовало.

Официальный сайт СЕМАК: URL: http://www.ceeac-eccas.org/index. php/fr/

Учредительный акт: URL: http://www.cemac.int/sites/default/files/ documents/files/Traite_CEMAC.pdf.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что такое СЕМАК?
  • 2. Назовите главные органы СЕМАК.
  • 3. Опишите структуру правления СЕМАК.
  • 4. В каком году было создано СЕМАК?
  • 5. Какие нормативные акты принимают Совет министров ЭСЦА и Комитет министров ВСЦА?
  • 6. Чем отличается Совет министров от Комитета министров?
  • 7. Какие основные документы регулируют деятельности СЕМАК?

Дополнительная литература

  • 1. Абашидзе, А. X. Право международных организаций: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. X. Абашидзе. - М. : Издательство Юрайт, 2014.
  • 2. URL: http://www.igd.org.za/publications/occasional-papers/item/ download/32.
  • URL: http: // www.cemac.int/organes-cemac.
  • URL: http: // www.cemac.int/sites/default/files/documents/files/Traite_CEMAC.pdf.
  • Французская Экваториальная Африка включает в себя Габон, Конго, Убанги-Шари(нынешняя Центральная Африканская Республика) и Чад со столицей (Браззавиль).Необходимо отметить, что, для того чтобы осуществить полный контроль над своимизаморскими территориями, Франция разделила свои колонии на регионы.
  • URL: http: //data.bnf.fr/13132682/union_douaniere_equatoriale/
  • Здесь следует отметить, что Камерун изначально был одной из редких колонийГермании в Африке. В результате поражения Германии после Первой мировой войныстрана перешла под мандат Франции и Англии.
  • URL: http: // www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article/afdi_0066-3085_1968_num_14_l_1484.
  • Экваториальная Гвинея так же, как Камерун, не являлась франкоязычной страной.

Достигла значительной централизации, создав два административных объединения - Французскую Западную Африку со столицей в Дакаре (столица современного Сенегала) и Французскую Центральную Африку со столицей в Браззавиле (столица современной Республики Конго). Кроме того, после Первой Мировой войны Франции достались две германские колонии - Камерун и Того . В 1958г. все французские колонии стали автономными республиками, а в 1960г. - полностью независимыми государствами (исключением оставалась Гвинея). Предшествующее совместное существование теперь уже независимых государств в рамках административных объединений определило создание в 1962г. валютных союзов - Западно-Африканского (UMOA - Union Monetaire Ouest-Afrique ) и Центрально-Африканского (UDEAC - Union Douaniere et Economique de l"Afrique Centrale ).

Изначально в первый союз вошли 8 государств: Бенин (Дагомея) , Буркина-Фасо (Верхняя Вольта) , Кот д"Ивуар (Берег Слоновой Кости) , Мали , Мавритания , Нигер , Сенегал, Того. Единой валютой для этих государств стал франк КФА (franc de la Communaute Financiere Africaine ). Во второй союз вступили Габон , Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика и Чад . Валютой этих стран стал другой франк КФА (franc de la Cooperation Financiere en Afrique Centrale ). Эмиссионным банком этого объединения стал Центральный Банк Государств Центральнй Африки (BCEAC - Banque Centrale des Etats de l"Afrique Centrale ), который до 1973г. носил название Центрального Банка Государств Экваториальной Африки (Banque Centrale des Etats de l"Afrique Equatoriale ).

Камерун присоединился к союзу в 1972 / 73гг., хотя франк КФА стал для него национальной валютой в далеком 1960г. (для его бывшей французской части). В 1968г. из союза вышли Центрально-Африканская Республика и Чад. Центрально-Африканская Республика практически сразу восстановила свое участие, а Чад вернулся в 1984г. В 1983г. к союзу присоединилась Экваториальная Гвинея . При первых выпусках монет в Центрально-Африканских государствах общими являлись лишь монеты низших номиналов (от 1 до 25 франков), высшие же были различными. При этом только на 100-франковых монетах помещалось полное название государства (на монетах в 500 франков - с 1984 г.). На 50-ти и 500-франковых монетах (с 1976г. по 91г. и с 1984г. соответственно) название государства имело буквенное обозначение: А - Чад, В - Центрально-Африканская Республика, С - Конго, D - Габон, Е - Камерун. Экваториальная Гвинея, присоединившись к Центрально-Африканскому валютному союзу, получила право помещать название государства на всех номиналах выпускаемых монет. Последние же выпуски для всех стран одинаковы.

Согласно международным соглашениям 1994г., в июне 1999г. Экономический и Валютный Союз Центральной Африки (UDEAC) реорганизован в новую структуру: Экономическое и Валютное Сообщество Центральной Африки (CEMAC - Communauté Économique et Monétaire de l"Afrique Centrale ). Банк Франции осуществляет контроль за курсом и эмиссией обеих валют. Обе денежные единицы делятся на 100 сантимов. До введения во Франции общеевропейской валюты, франк КФА был жестко привязан к французскому франку. Несмотря на различный дизайн монет обоих сообществ, курсы обеих валют жестко взаимосвязаны.

Валютный союз – это соглашение между странами об использовании в обороте определенной валюты, проведении расчетов в ней.

При заключении такого союза формируется валютная зона, где будут использоваться те денежные единицы, о которых идет речь в соглашении. Самым ярким примером валютного союза последних лет можно назвать Евросоюз.

Существует валютный союз и на территории России. По соглашению 2008 года российский рубль является официальной денежной единицей Южной Осетии, Абхазии.

Формирование валютных союзов: плюсы и минусы

В современных реалиях все шире между странами заключаются между государствами соглашения об использовании в обороте определенных денежных единиц. Рассмотрим возможности и угрозы, которые несет странам формирование валютных союзов: плюсы и минусы таких договоренностей очевидны. Из положительных моментов можно выделить экономическую интеграцию стран в международную экономику, расширение внешней торговли, повышение инвестиционной привлекательности. К отрицательным последствиям можно отнести сокращение самостоятельности государств в проведении валютно-финансовой политики.

Европейский валютный союз

В Европейский валютный союз входят 19 стран ЕС и 9 стран, не использующих евро. Датой его создания можно считать 1 июля 1990 года, когда был отменен валютный контроль и произошла либерализация движения капиталов внутри Евросоюза. 1 ноября 1993 года формирование ЭВС было завершено вступлением в силу Маастрихтского договора. 1 января 2002 года введены в обращение банкноты и монеты евро – единая валюта ЭВС. В настоящее время развитие ЭВС продолжается, формируется единая кредитно-денежная политика. Прис создании ЭВС был допущен ряд ошибок, поэтому сейчас ведется работа по преодолению кризиса, устраняются такие недостатки, как осутствие гибкости кредитно-денежной политики.

Виды валютных союзов

Два или несколько государств могут образовать объединение с закрытыми денежными связями. Существуют такие виды валютных союзов:

  • национальные, в которых кредитно-денежный и политический суверенитет сосредоточен в одних руках, как в Британском валютном союзе, включающем Англию, Уэльс и Северную Ирландию, Шотландию;
  • международные – сотрудничество нескольких независимых территорий, например ЭВС – Европейский экономический и валютный союз.

Территории, входящие в валютный союз, получают стабилизацию курсов национальных валют, снижение транзакционных издержек, развитие экономических связей.

Существующие валютные союзы

В настоящее время работает несколько договоров об использовании общих денежных средств. Крупнейшие существующие валютные союзы:

  • Еврозона;
  • Африканский, включающий 54 региональных и 23 нерегиональных членов;
  • Ямайская валютная система, в которую входят 187 стран;
  • Единая система региональных взаиморасчётов латиноамериканских государств;
  • Валютное соглашение Лихтенштейна и Швейцарии;
  • Долларовая зона;
  • Французское тихоокеанское банковское соглашение;
  • Западноафриканский экономический и валютный союз;
  • Экономическое сообщество стран Центральной Африки;
  • Организация Восточно-карибских государств и другие.

Формальные валютные союзы

Договор об использовании общей валюты – формальное межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости денежных средств во внутренних расчетах. Всего с 1864 по настоящее время действовало 43 таких договора, но 19 из них уже не существуют. В настоящее время планируется создание еще нескольких подобных объединений в разных частях света. Сегодня в мире существуют такие формальные валютные союзы:

  • 3 объединения с расчетной денежной единицей;
  • 15 объединений с денежной единицей в обращении;
  • 6 объединений, включающих непризнанные и частично признанные государства, такие как Турецкая Республика Северного Кипра, Нагорно-Карабахская Республика.

Планируемые к созданию валютные союзы

В настоящее время начат процесс создания нескольких объединений государств для использования общей валюты. Все они должны начать работу до 2020-2025 года, а в настоящее время делают первые шаги к заключению договоров, определению планов введения единой валюты, обсуждению торговых соглашений. Планируемые к созданию валютные союзы:

  • Евразийский экономический союз;
  • Азиатская зона свободной торговли;
  • Восточноафриканское сообщество;
  • Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии;
  • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива;
  • Западно-Африканская валютная зона.

Экономический и валютный союз: закономерности формирования

В декабре 1991 г был определен порядок формирования ЭВС, состоящий из трех этапов. Рассмотрим, как создавался экономический и валютный союз: закономерности формирования и принципы работы. ЭВС предусматривает «четыре свободы движения» - товаров, услуг, капиталов, рабочей силы – и образование единого рынка без границ с координацией макроэкономической политики и введением единой валюты, усиливающей интеграцию хозяйственных систем. ЭВС прошел несколько этапов развития:

  • создание единого рынка;
  • координация политики и сближение основных экономических показателей;
  • ввод единой валюты и создание единого центрального банка.
Совет от Сравни.ру: Почерпнуть знания о деятельности валютных союзов во всем мире можно из открытых источников. Изучение новой информации позволяет нам анализировать финансовое положение в мире, которое отражается на наших финансах.
Правильная ссылка на статью:

Курбанов Р.А. — Региональная интеграция в Африке: Таможенный и экономический союз Центральной Африки // Юридические исследования. - 2015. - № 4. - С. 120 - 131. DOI: 10.7256/2409-7136.2015.4.14843 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=14843

Региональная интеграция в Африке: Таможенный и экономический союз Центральной Африки

Другие публикации этого автора

Аннотация.

В статье исследуется Таможенный и экономический союз Центральной Африки, созданный в 1964 году и просуществовавший до 1999 года. Исследуется история создания данного интеграционного объединения, ее институциональная структура, цели создания Таможенного и экономического союза. В статье отмечается, что первоначально региональные объединения в Африке создавались между странами, расположенными в бассейне одной реки. С течением времени стали создаваться объединения, охватывающие целые регионы материка – Центральная Африка, Южная Африка, Западная Африка и т.д. Таможенный и экономический союз относиться именно к последней категории интеграционных объединений и стал лишь одним их этапов интеграции в этом регионе Африки. Многие из когда-либо созданных объединений уже не существуют, однако их опыт и достижения могут служить эффективному развитию действующих региональных образований. Анализ деятельности ТЭСЦА выжжен по двум причинам. Во-первых, это региональное объединение является первым успешным примером интеграционного объединения на африканском континенте. Во-вторых, он стал основой, на которой была построена наиболее успешная африканская региональная организация – Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки (CEMAC).


Ключевые слова: регионализация, интеграция, Центральная Африка, экономический союз, таможенный союз, сотрудничество, экономическая интеграция, представительство государств, региональное право, договор о создании

10.7256/2409-7136.2015.4.14843


Дата направления в редакцию:

02-04-2015

Дата рецензирования:

03-04-2015

Дата публикации:

03-04-2015

Abstract.

Integration processes are now the integral part of global development. Virtually, all modern states are participating in at least one regional association, and often in several at once, depending on the objectives pursued by the organization.The African continent is not an exception, where the history of the integration process accounts for decades. Initially, the regional associations had been created among the countries in the basins of the rivers. Later the associations covered the entire regions of the continent - Central Africa, Southern Africa, West Africa etc. Finally, the currently existing African Union includes virtually all states of the African continent.Many of the previously created associations are not existing now, but their experience and achievements can serve for the efficient development of the existing regional organizations.One of those organizations was the Central African Customs and Economic Union, created in 1964 and existed until 1999.The analysis of UDEAC activity is important for two reasons. Firstly, it is the first successful example of regional association on the African continent. Secondly, it has become the base for the most successful African regional organization - the Economic and Monetary Community of Central Africa (CEMAC).

Keywords:

Economic integration, cooperation, customs union, economic union, Central Africa, integration, regionalization, the representation of states, regional law, treaty of creation

Страны Центральной Африки очень рано осознали выгоды экономического сотрудничества и региональной интеграции, которые могут способствовать ускорению их экономического роста и развития. Так, еще до обретения независимости, Центрально-Африканская Республика, Конго, Габон и Чад были единой геоэкономической компанией под названием Французская Экваториальная Африка (l"Afrique Equatoriale Française). 29 июня 1959 года ее бывшие страны-члены создали Экваториальный таможенный союз (l"Union Douanière Equatoriale )*. Став автономными и независимыми в 1960 году, они продолжили деятельность по укреплению уже сложившихся в период колониального режима связей.

В 1962 году к Экваториальному Таможенному союзу присоединился Камерун. В таком расширенном составе 8 декабря 1964 года главы государств пяти стран подписали Договор в Браззавиле о создании Таможенного и экономического союза Центральной Африки (ТЭСЦА), подтверждая, таким образом, процесс консолидации экономик этих государств, начатый еще в колониальный период. Данный договор вступил в силу с 1 января 1966 года.

Республика Экваториальная Гвинея присоединилась к ТЭСЦА в январе 1984 года.

Союз, представляющий собой экономическое пространство площадью в 3 млн. км 2 c населением в 28 млн. человек, проработал непрерывно до февраля 1998 года. Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки (CEMAC) выделилось из ТЭСЦА в целях углубления и активизации процесса, начатого между шестью государствами .

ТЭСЦА поставил в качестве целей (см. преамбулу договора о создании ТЭСЦА):

Создание крепкого союза между народами государств-членов в целях укрепления их географической и культурной солидарности;

Содействие развитию национальных рынков благодаря устранению торговых барьеров внутри сообщества, координации программ развития в различных секторах производства и согласованное распределение промышленных мощностей;

Укрепление единства экономик своих стран и обеспечение их гармоничного развития путем принятия стратегий и программ с учетом интересов всех и каждого, компенсируя адекватно и надлежащими мерами, особое положение наименее развитых с экономической точки зрения стран;

Участие в создании африканского общего рынка и консолидации африканского единства.

Эти цели четко выражают волю глав государств заинтересованных стран в объединении своих усилий в целях создания оптимального экономического пространства, которое могло бы стимулировать экономическое развитие и создание центров развития, содействуя одновременно интеграции их национальных экономик.

Институциональные основы организации

Реализация задач, выполняемых союзом, обеспечивается в соответствии со статьей 2 Договора ТЭСЦА:

Советом глав государств или правительств;

Руководящим комитетом;

Генеральным секретариатом.

Совет глав государств или правительств

Совет состоял из глав государств или их представителей, которые были уполномочены принимать решения. В рамках работы Совета главам государств могли помогать министры и эксперты.

Совет собирался по мере необходимости и, по крайней мере, один раз в год.

Председательство в Совете осуществлялось главами государств поочередно в алфавитном порядке названия стран сроком на один год. В случае присоединения к Союзу новых государств, то их главы государств должны были обеспечить председательство в Совете вслед за государством, подписавшим учредительный Договор последним.

Совет являлся высшим органом Союза. С целью достижения целей создания союза Совету вменялись в обязанности следующие виды деятельности:

Направление и координация таможенной политики, в том числе финансовой и экономической политики в различных областях, перечисленных в части III учредительного Договора.

Принятие решений и осуществление контроля за деятельностью Исполнительного комитета;

Назначение Генерального секретаря и заместителя генерального секретаря Союза;

Принятие бюджета и установление размера ежегодного взноса каждого государства-члена по предложению Исполнительного комитета;

Решение вопроса о введении общего тарифа с третьими странами, а также ведение с ними переговоров как по данному, так и по другим вопросам.

По вопросам, представляющим общий интерес, Совет направлял и координировал внешние экономические связи государств-членов и определял принципы общей политики.

Решения Совета принимались единогласно. Они приводились в исполнение в государствах-членах через день после прибытия официального издания Союза в столицу каждого государства-члена. Эти решения также публиковались в официальных вестниках государств-членов.

Исполнительный комитет

В состав Исполнительного комитета входило по два представителя от каждого государства-члена:

Министр финансов или его представители;

Министр по вопросам экономического развития или его представители.

Делегация каждого государства имела один решающий голос в Исполнительном комитете и обязательно включала в свой состав как минимум одного министра.

Комитет проводил свои заседания по мере необходимости и, по крайней мере, два раза в год в присутствии хотя бы одного представителя каждого государства-члена.

Для достижения целей, поставленных в Договоре ТЭСЦА и в рамках рекомендаций Совета, по предложению Генерального секретариата Исполнительный комитет разрабатывал основы политики и совместных действий в следующих сферах:

Тарифная и статистическая номенклатура;

Общий внешний тариф;

Льготный тариф;

Таможенный кодекс;

Таможенное законодательство и правила;

Проводил консультации о праве на выход из организации, о прейскуранте экспортной продукции, представляющей общий для государств-членов интерес;

Согласовывал внутреннее налогообложение государств-членов;

Разрабатывал инвестиционный кодекс;

Согласовывал и разрабатывал планы и проекты развития индустриализации государств-членов;

Координировал и рационализировал существующие производственные мощности государств-членов;

Согласовывал, разрабатывал и реализовывал единую транспортную политику;

Согласовывал развитие в области сельского хозяйства и сельской экономики государств-членов;

Разрабатывал и развивал производство и распределение энергоресурсов государств-членов;

Гармонизировал законодательную политику государств-членов в сфере добычи и рационального использования природных ресурсов региона;

Согласовывал законодательства государств-членов и разрабатывал общие нормы в сфере телекоммуникаций;

Согласовывал меры по развитию туризма государств-членов;

Согласовывал мер по развитию и совершенствованию статистической информации;

Согласовывал социальную политику государств-членов;

Организовывал сотрудничество государств-членов в области исследований и технологий;

Стимулировал развитие региональных сообществ;

Развивал системы совместного финансирования;

Координировал внешние экономические отношения по проблемам, представляющим для государств-членов взаимный интерес;

Поощрял и расширял экспортную торговлю;

Координировал политику государств-членов в области страхования;

Координировал социальное обеспечение государств-членов;

Этот список, в котором перечислены вопросы, являющиеся предметом деятельности Исполнительного комитета, не является исчерпывающим.

Решения Комитета принимались единогласно.

Генеральный секретариат

Генеральный секретариат Союза состоял из Генерального секретаря, заместителя генерального секретаря и административного персонала.

Генеральный секретарь назначался Советом и непосредственно подчинялся Президенту Совета.

Генеральный секретариат включал в себя различные подразделения, отделы и службы.

При выполнении своих обязанностей Генеральный секретарь, заместитель Генерального секретаря и сотрудники Секретариата не могли запрашивать или получать указания от какого-либо правительства и любой национальной или международной организации.

В обязанности Генерального секретаря входили:

Обеспечение управления и деятельности Генерального секретариата. В этом качестве он отвечал за общую эффективность деятельности административных служб организации;

Обеспечение организации заседаний Совета, Исполнительного комитета и специальных комиссий, за которые нес ответственность Секретариат.

Поддержание отношений с государственными органами и общественными организациями, не входящими в Союз.

Несение ответственности за реализацию положений Договора и решений, принятых Советом и Исполнительным комитетом.

В том что касается бюджета, функции Генерального секретаря были изложены в Положении о финансах Союза.

В рамках подготовки решений Совета и Исполнительного комитета, Генеральный секретарь нес ответственность за их разработку.

Генеральный секретарь также участвовал в разработке решений и распоряжений Совета по координации вопросов внешних экономических связей, представляющим общий интерес государств-членов.

С самого начала образования ТЭСЦА Совет уделял особое внимание интеграционным процессам, ориентируясь на преодоление таможенных барьеров между странами в целях содействия развитию торговли внутри Сообщества. В то же время общий внешний таможенный тариф существовал еще до юридического оформления союза.

Однако снятие таможенных барьеров не сопровождалось последовательным улучшением транспортной инфраструктуры и коммуникаций, которые оставались препятствием на пути движения товаров и реальной помехой интеграции государств-членов. Товарооборот сообщества так и не достиг ожидаемого уровня, а транспортный сектор в течение нескольких лет оставался основным приоритетом сообщества.

Государства также хотели сосредоточиться на сотрудничестве в сфере производства, а точнее пытались обеспечить по данному вопросу их взаимодополняемость. Единый налог, применяемый к товарам, произведенным в Сообществе и оплачиваемый только в стране конечного потребления, был частью этой цели. Чтобы избежать излишней конкуренции и протекционизма между государствами, эти правилабыли зафиксированы Общей Конвенцией об инвестициях , принятой в 1972 году.

Сотрудничество в сфере промышленности было организовано на основе добровольной специализации стран в зависимости от промышленной отрасли. Но отсутствие реальной поддержки инвесторов в рамках этой политики привело к дублированию отраслей, которые стали скорее конкурирующими, нежели дополняющими друг друга.

Наряду с собственной деятельностью ТЭСЦА создал специализированные организации, работающие на более или менее профильные области.

Так, в сфере повышения уровня кадровых ресурсов были созданы:

Институт субрегионального многоотраслевого анализа и прикладных технологий (L"Institut Sous Régional d"Analyse Multisectorielle et de Technologie Appliquée );

Высший институт статистики и прикладной экономики (L"Institut Supérieur des Statistiques et d"Economie Appliquée );

Межгосударственная школа таможни в Банги;

В сфере развития животноводства и рыболовства:

Экономическое сообщество скота, мяса и рыбных ресурсов (la Communauté Economique, du Bétail, de la Viande et des Ressources Halieutiques ).

В сфере финансирования проектов:

Банк развития государств Центральной Африки (La Banque de Développement des Etats de l"Afrique Centrale )

Отдельно стоит обратить внимание и на Региональную программу реформ (Le Programme Régional de Réformes )

Региональная программа реформ, принятая в 1993 году, являлась одним из выдающихся достижений ТЭСЦА. С 1988 года в дополнение к национальным программам структурной перестройки была задумана программа регионального регулирования. Она реализовывалась при поддержке со стороны Всемирного банка, МВФ, Европейского Союза и Французского сотрудничества.

Программа состояла из трех основных компонентов:

Налоговая и таможенная реформа , которая вступила в силу в 1994 году, сразу после девальвации франка CFA, была направлена на повышение доходов государства, упрощение налогового и таможенного документооборота, с целью сокращения дискриминации в налогообложении между предприятиями и поддержки интеграции экономик различных государств.

Развитие транспортных сетей было направлено на улучшение транспортной инфраструктуры, в частности, развитие региональной транзитной сети дорог, принятие общих правил движения (кодекс дорожного движения, кодекс мореходства и т.д.), упрощение процедур транзита и т.д.

Реформа финансового сектора. Финансовая составляющая деятельности организации была сосредоточена на оздоровлении банковской системы, для чего была создана Банковская комиссия Центральной Африки , ответственная за обеспечение надлежащего применения норм и соблюдение нормативов, а также постепенное создание многостороннего мониторинга за экономической и финансовой политикой стран-членов.

Изучение уже несуществующей организации может показаться бесперспективным. Однако исследование интеграционных процессов в рамках Таможенного и экономического союза стран Центральной Африки необходимо, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, это региональное объединение является первым успешным примером интеграционного объединения на африканском континенте. Во-вторых, он стал основой, на которой была построена наиболее успешная африканская региональная организация - Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки (CEMAC).

* Политико-административное объединение французских владений в Западной и Центральной Африке (включало нынешние республики Конго, Габон, Центральноафриканскую и Чад). В 1920 г. в соответствии с решением Лиги Наций к ним прибавилась подмандатная территория. Камерун (в настоящее время Федеративная Республика Камерун). Первые французские владения появились здесь благодаря усилиям колон, деятеля итал. происхождения Саворьяна де Бразза (1852-1905). Образованная в 1908 г. Ф.Э.А. управлялась централизованно из Браззавиля; в 1958 г. составившие ее государства приобрели автономию в рамках Французского Сообщества, а в 1959 г. гос-ва-участники Ф.Э.А. создали свободную ассоциацию-Союз республик Центральной Африки (Экваториальный таможенный союз).

Библиография

.

J. Y. Cabila, L.D. Sokeng, La CEMAC: à la recherche d’une nouvelle dynamique de l’intégration en Afrique centrale, Annuaire africain de droit international, 1999, Martinus Nijhoff Publishers, p. 65 sqq.

.

W. A. Ndongko. Union douanière et économique de l"Afrique centrale (UDEAC): évolution, performance et perspectives. MESRES/IHS, 1988

.

F. Kahnert. Intégration économique entre pays en voie de développement. OECD Publishing, 1969. Р. 69 sqq

.

A. Gaudio, L"industrialisation des états de l"Union douanière et économique de l"Afrique centrale (U.D.E.A.C.), La Documentation Française, 1971

.

Р.А. Курбанов Экономическое и монетарное сообщество стран центральной Африки как наиболее интегрированная африканская субрегиональная организация // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations.-2013.-1.-C. 49-77. DOI: 10.7256/2226-6305.2013.01.4.

.