Любовь и отношения

Врожденная эмпатия. Что такое эмпатия и можно ли без нее жить

Мы с благодарностью относимся к тем людям, которые в трудное время нашли нужные слова и находились рядом. Но, к сожалению, это могут делать не все знакомые и друзья. Иногда абсолютно чужой человек выражает понимание и участие в проблеме. Чем такое поведение обосновано?

Эмпатия в психологии - значение понятия

Нам часто приходится встречаться с этим понятием. О чем мы думаем, когда в новостях слышим или читаем такое слово?

Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека. Оно еще означает умение субъекта воспринимать все переживания и страхи другого человека, при этом понимать, что они к тебе не относятся.

Это необходимое качество для специалистов, чьей профессией является работа с людьми. Значение этого термина может быть различным в зависимости от контекста. Например, в медицине этим словом называется процесс понимания больного (в психологии - эмпатия слушания).

Доктор во время приема пациента внимательно его слушает, явно показывая, что понимает, о чём говорит пациент. Цель такого поведения - показать пациенту, что его поддерживают, и поощрить на откровенный диалог, тем самым позволяя врачу наиболее точно определить диагноз.

Способность к сопереживанию для психологов, врачей, учителей считается нормой. Но и люди других профессий могут обладать этим качеством, ведь поддержка необходима не только в профессиональной плоскости, но и межличностной. Уровень развития такого качества, как эмпатия, в психологии определяется большим количеством различных методик.

Какие виды этого эмоционального состояния бывают?

Существует несколько видов эмпатии:

  1. Эмоциональная - основана на механизмах психологической защиты, проекции и подражании. Человек воспринимает боль и переживания другого, как свои, повторяя за ним все действия, эмоции и некоторые слова.
  2. Когнитивная - субъект сравнивает или анализирует ситуацию, ставит себя на место страдающего человека.
  3. Предикативная эмпатия в психологии - это способность одного человека угадывать реакции другого в определенных обстоятельствах. Имея ее, можно предотвратить ссору, конфликт или опасные ситуации.

К особым формам эмпатии относят сочувствие и сопереживание.

Уровни развития этого состояния

Эмпатия в психологии не просто понятие, но и состояние, которое может развиваться и совершенствоваться. Существует 3 уровня развития этого качества.

Второй: требует некоторых навыков для того, чтобы уметь "читать" жесты и мимику говорящего.

Третий: человек настолько эмпатийный, что может управлять эмоциями другого. Такие люди могут с легкостью выводить других из шокового состояния, власти негативных эмоций.

Как эмпатия связана с психотерапией?

Карл Роджерс этому понятию отводит ключевую роль. В своих работах он отмечает, что эмпатия - это основная установка терапевта во врачебных отношениях и главное условие в изменении личности самого клиента.

Эмпатия в психологии, определение ее заключается в следующем: она являет собой сложный процесс, который подразумевает принятие роли и понимание переживаний и установок другого человека. Но надо понимать, что это не просто соотношение и принятие чувств другого человека, но и взгляд со стороны, то есть способность вовремя абстрагироваться.

Психология помощи: альтруизм, эгоизм, эмпатия

В науке, изучающей особенности человеческой души, есть даже книга с таким названием. Действительно, все три качества личности взаимосвязаны между собой. Понятие "эмпатия" в психологии является антонимом эгоизму, а также основанием к альтруизму.

Альтруизм подразумевает под собой безвозмездную помощь каждому человеку, которому она нужна.

Эгоизм - это качество личности, при котором собственные интересы ставятся на первый план.

Но есть определенные ситуации, при которых альтруизм и эмпатия могут быть неискренними, например, оказание помощи как попытка замаскировать свой эгоизм. Совершая альтруистические поступки, мы растём в собственных глазах. Яркий пример этому - утверждения доноров: "Донорство помогает нам уважать себя, повышает собственную значимость в наших глазах".

Но у альтруизма есть и слабая сторона. Если мы спросим девушку, которая работает волонтёром, почему она этим занимается, то вполне логично услышать ответ: "Чтобы получить внутреннее вознаграждение". Таким образом, девушка удовлетворяет собственные личные интересы. Наше желание помочь другим может быть продиктовано личными потребностями заслужить поощрение или избежать наказания — это признаки эгоизма.

Проведя многие исследования на тему альтруизма, исследователи пришли к выводу: в некоторых случаях люди способны действовать исходя не из личных интересов, а из желания помочь другому человеку, не требуя ничего взамен. Существует также мнение, что альтруизм, побуждаемый эмпатией, - это часть человеческой природы. Поэтому на вопрос: "Эмпатия в психологии - что это такое?" - можно смело сказать, что это качество личности, помогающее человеку стать благородным, мудрым и альтруистичным.

Как проявляется эмпатия в жизни. Примеры

Примеры эмпатии в психологии, в обычной жизни встречаются часто. Особенно это качество проявляется между близкими людьми, а также в отношениях с детьми.

Все мы с детства помним фразу: "Поставь себя на место того или иного человека". Этим самым наши близкие старались побудить нас взять на себя ношу другого, прочувствовав то, что он переживает. Ярким примером является игра актёров. Каждый актёр перед выступлением просто обязан "войти" в образ персонажа. Также и зритель может прочувствовать характер героя, за которым наблюдает.

Эмпатия в психологии как чувственная характеристика была у человека с самого начала. Умение решать вопросы, сотрудничать и найти свое место в обществе было самой важной необходимостью для выживания. Проявление эмпатии можно заметить на самых ранних этапах развития человека. Младенец может расплакаться, если слышит плач другого малыша. Это один из видов эмпатийного поведения.

Приведем несколько примеров. Один из студентов не сдал экзамен, в то время, когда вся группа сдала на "отлично". Все сокурсники сопереживают и пытаются подбодрить студента, который не успел подготовиться. Родственники, которые пришли на похороны, также сопереживают вместе с вдовой.

Польза от эмпатии в межличностном общении

Эмпатия в психологии общения — довольно эффективный инструмент коммуникации между людьми. Нужно всего лишь научиться правильно применять этот инструмент в повседневной жизни. Некоторым очень хорошо помогает интуиция, кому-то приходится ставить себя на место другого человека.

Очень распространено эмпатийное поведение среди женщин. Они привыкли к эмоциональности, выслушиванию рассказов и помощи. Поэтому эмпатия в их случае - очень хороший инструмент для достижения целей. У мужчин это происходит иначе. Они не привыкли показывать свои эмоции, поэтому для них данный процесс проявляется не так эмоционально.

С помощью сопереживания и сочувствия вы сможете добиться хорошего расположения, стать ближе для другого человека. Это вам позволит быть более чувственным и понимать эмоциональное состояние других людей. Люди привыкли доверять тем, кто понимает их, кто внимательно слушает и показывает интерес к происходящему.

Развитие эмпатии

Развить в себе способности эмпатии не так уж и сложно. Необходимо только желание и время для специальных тренингов. Эти упражнения желательно проводить в группе людей. Такой группой может служить ваша семья, коллеги или друзья.

  1. Упражнение "Угадай-ка". Каждому участнику даётся листик, на котором написано любое чувство или эмоция. Задача участников - изобразить написанное слово, а остальные должны угадать его.
  2. "Зеркало и обезьянка". Все участники делятся на пары. У каждого есть роль: один — зеркало, второй — обезьяна. Задача "Обезьяны" показывать различные жесты и мимику. Задача "Зеркала" все это повторить. Через пять минут участники меняются ролями, и все происходит повторно.
  3. "Телефон". Участнику даётся задание говорить по телефону с воображаемой женой, подругой или директором компании. При разговоре не произносится ни единого звука, его заменяет пантомима. Задача других участников угадать, с кем разговаривает участник.

Здесь представлено малое количество упражнений. На самом деле их существует гораздо больше. Лучше всего прорабатывать их в тренинговой группе.

Какой он - эмпатийный человек?

Люди с высоким уровнем эмпатии добры, сострадательны, общительны. У них нет привычки винить других за какие-либо неприятные события в их жизни. Они не требуют жестоких наказаний.

Лица, имеющие низкий уровень эмпатии, недоброжелательны, агрессивны и достаточно замкнуты.

Также есть люди с гипертрофированным уровнем эмпатии. Им не удаётся контролировать своё состояние безграничной любви или ненависти, и зачастую оно принимает болезненную форму.

Часто бывает, что такие люди очень сильно переживают за тех, у которых есть какие-то проблемы. Это наносит огромный ущерб их здоровью, в особенности сердечно-сосудистой системе. Поэтому таким людям следует научиться контролировать свои переживания, чтобы в дальнейшем не было осложнений.

Быть эмпатийным человеком - это огромный дар. Некоторым действительно стоило бы поучиться сочувствию и сопереживанию. Возможно, если бы каждый человек мог принимать и понимать боль другого, на нашей земле было бы меньше бед и войн.

empathy) Под Э. обычно понимается сострадательное переживание одним чел. чувств, восприятий и мыслей др. Нек-рые ранние европейские и американские психологи и философы, такие как М. Шелер и У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных соц. отношений. В контексте этого широкого определения различные теоретики и исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения. Клинические психологи и др. исследователи терапевтических ситуаций, такие как Ч. Труа, склонны трактовать этот термин наиболее широко, включая в него интеллектуальное понимание терапевтом клиента, разделение терапевтом чувств клиента, непринужденность и эффективность коммуникации, и положительный аттитюд терапевта в отношении пациента. Такое широкое понимание эмпатии выглядит интуитивно привлекательным, однако смешение различных аспектов и значений эмпатии приводит к теорет. путанице, поскольку становится непонятным какой из аспектов яв-ся центральным, по определению или каузально, с остальными аспектами в качестве следствий или производных. Др. психологи, такие как Р. Даймонд, выделяют когнитивные аспекты, фокусируясь на способности одного субъекта к интеллектуальному пониманию внутреннего опыта др. Значение когнитивной эмпатии, по-видимому, состоит в ее способности облегчать процесс коммуникации между двумя людьми. Предполагается тж, что испытывающий эмпатию чел., вследствие этого, будет в большей степени склонен к выражению симпатии, оказанию помощи и принятию др. Третий подход к эмпатии определяет ее как переживание субъектом эмпатии определенной эмоции вследствие осознания им, что др. чел. переживает именно эту эмоцию. Нек-рые теоретики, работающие в рамках психологии развития, полагают что подобное взаимопроникновение чувств родителя и ребенка яв-ся ключевым звеном в процессе созревания. Эмпатическое эмоциональное возбуждение находит свое отражение в субъективных самоотчетах и в физиолог. изменениях. Стотленд и его коллеги обнаружили, однако, что осн. предварительным условием Э., по-видимому, яв-ся воображение себя как обладающего тем же самым опытом, что и др. чел. - иначе говоря, воображаемое принятие роли этого др. Такой психич. процесс противопоставляется рассмотрению др. чел. в более объективированной или рассудочной манере. Этот подход к Э. пересекается с описанным ранее когнитивно-ориентированным подходом в том, что он осн. на когнитивном или психич. процессе воображения. Однако, в отличие от чисто когнитивно-ориентированного подхода, этот когнитивный процесс не обязательно должен отражать реальные события реальных людей, и т. о. субъекты Э. могут сопереживать актеру или герою романа. Воображение опыта др. чел. оказывается преим. основанным на атрибутивной проекции, поскольку люди, вероятно, в большей степени сопереживают тем, кто находится в ситуации, к-рую субъект Э. уже переживал, непосредственно наблюдал или воображал себя попавшим в нее. Связь между процессом воображения и процессами, связанными с физиолог. или поведенческими проявлениями эмоции м. б. достаточно сложной. Эта связь может возникать в рез-те образования прямой, прошлой ассоц. благодаря процессу, включающему тонкие пороговые или подпороговые мышечные движения, или она может возникать непосредственно на уровне нервной деятельности. Философы и социологи-теоретики уже давно высказывали мнение, что проявление Э. ведет к большей услужливости и даже альтруизму. Эта простая связь была продемонстрирована эмпирическим путем, когда Э. вызывалась при помощи инструкций, о чем сообщают М. Той и Д. Бэтсон. Стотленд и его коллеги показали, что Э., когда она измеряется как индивидуальная характеристика, тж ведет к альтруизму, особенно когда помогающие действия легко осуществимы. Хоффман и Г. Зальцштейн сообщают, что если родители имеют теплые взаимоотношения со своими детьми и обращают их внимание на то, как последствия их поведения сказываются на благополучии др., такие дети с большей вероятностью будут хорошо относиться к др. людям, чем при отсутствии этих условий. В противоположность этому, Стотленд и его коллеги обнаружили, что в ситуациях, когда помочь страдающему др. оказывается не просто или даже невозможно, испытывающий Э. может попытаться вырваться из этой неприятной ситуации - физически или психологически - путем "замораживания" своих чувств. Если боль др. достигает крайней степени или проявляется в виде сильной агонии, субъект эмпатии может физически или психологически устраниться из этой ситуации. Бэтсон и Коук сообщают, что это бегство от мучительного сопереживания происходит с меньшей вероятностью, если данный чел. не просто проникается чувствами др., но еще и симпатизирует ему - т. е. сообщает об ощущении эмоционального побуждения помочь др., чувстве сострадания, жалости и сердечного участия. Хоффман показал, что, независимо от используемого теорет. похода к Э., методики ее измерения на основе самоотчетов всегда дают более высокие показатели для женщин по сравнению с мужчинами. См. также Эмоции, Представления, Социальный интерес Э. Стотленд

ЭМПАТИЯ

Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Термин "Э." появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию "симпатия". Возник на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение - проникновение), примененного Липпсом (Lipps Т.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Самое раннее определение Э. содержится в работе Фрейда (Freud S.) "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905): "Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным".

Ряд авторов сопоставляли Э. с другими близкими ей процессами. В отличие от интуиции как непосредственной перцепции идей, Э. включает чувства и мысли (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., 1975). Э. отличают от идентификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений "психотерапевт-пациент". Э. может быть сознательной и предсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость ("мне жаль вас"), симпатию ("я сочувствую вам") и Э. ("я - с вами"). Э. как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности.

Существует широкий диапазон проявлений Э. На одном полюсе этого континуума находится позиция субъективного включения психотерапевта в мир чувств пациента. Важно не только знание врачом эмоционального состояния больного, но и в определенной степени переживание его чувств. Такую Э., основанную на механизмах идентификации и проекции, называют аффективной, или эмоциональной, Э. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания врачом переживаний больного без значительного эмоционального вовлечения. Если в основе развития Э. лежат интеллектуальные процессы (например, аналогия), то она определяется как когнитивная Э. При использовании предсказаний эмоциональных реакций пациента проявления Э. относятся к предикативной Э.

Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об Э. понятием "точной Э.", которое содержит больше, чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента. "Точная Э." включает способность понять актуальные чувства и вербальное умение передать это понимание ясным для пациента языком. Э. входит в более широкий круг личностных характеристик психотерапевта, отражающихся в его общении с пациентом. Оценка Э. оказалась тесно связанной с такими характеристиками врача, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, жизненный опыт, сила, искренность и др. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Э. психотерапевта зависит от доступности и богатства его собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая пациента, на одну эмоциональную волну с ним. Многие авторы считают Э. генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Различные тренинговые методы повышают эмпатическую способность психотерапевта, умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. Искусство использования Э. заключается в оптимальной синхронизации намерений психотерапевта и ожидаемого эффекта. Возможно ошибочное применение Э. Сюда относятся "эмпатическая слепота" (неосознаваемое неприятие психотерапевтом тех чувств, которых он избегает в самом себе), неконтролируемое использование Э. (в художественной литературе образцом такого типа Э. является поведение князя Мышкина в "Идиоте" Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение Э. (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).

Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между оценкой пациентами Э. психотерапевта и успехом лечения при различных видах психотерапии, особенно клиент-центрированной психотерапии.

ЭМПАТИЯ

Empathy; Einfuhlung) - интроекция объекта, основанная на бессознательной проекции субъективных содержаний.

"Эмпатия предполагает субъективное отношение доверия или уверенности в объекте. Это готовность встретить объект на полпути, субъективная ассимиляция, приводящая к хорошему пониманию между субъектом и объектом или по крайней мере изображающая таковое" (ПТ, пар. 489).

В противоположность абстракции, ассоциируемой с интроверсией, эмпатия соответствует экстравертной установке.

"Человек с установкой на эмпатию обнаруживает себя в мире, нуждающемся в его субъективном чувстве, с тем, чтобы иметь жизнь и душу. Он доверчиво наделяет его своим воодушевлением" (там же, пар. 492).

ЭМПАТИЯ

empathy) (einfuehlung) "Способность спроецировать собственную личность на объект сопереживания, тем самым полностью постигая ее" (С.О.Д.). Способность почувствовать себя на месте объекта. Понятие подразумевает, что человек одновременно и ощущает себя объектом, и продолжает осознавать собственную идентичность как самостоятельная личность. Данное слово необходимо, поскольку понятие "сочувствие" используется в тех случаях, когда речь идет о способности разделить неприятные переживания и не подразумевает, что сочувствующий непременно сохраняет свою объективность. Способность к ЭМПАТИИ - существенная предпосылка для проведения психоаналитической терапии. Она может приводиться в качестве примера проективной ИДЕНТИФИКАЦИИ, но это делается редко.

ЭМПАТИЯ

способность к постижению эмоционального состояния другого человека; полное отсутствие - признак эмоциональной тупости, которая служит предпосылкой для совершения жестоких преступлений против личности.

ЭМПАТИЯ

постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяются:

1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого. Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (-> рефлексия), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.

ЭМПАТИЯ

греч. empatheia - сопереживание). Постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием. В понятии Э. обобщены близкие по содержанию идеи о симпатии и положения концепции вчувствования. Э. может быть эмоциональной, интеллектуальной (когнитивной) и предикативной (предсказывающей переживания другого человека, его аффективные реакции в конкретных ситуациях). Различают также особые формы Э. - сопереживание и сочувствие. Сопереживание - переживание эмоционального состояния другого на основе отождествления с ним; сочувствие - переживание по поводу чувств другого. Изучение Э. важно для решения ряда социально-психологических проблем. В психиатрии понятие Э. привлекается при разработке методов социальной реабилитации, при изучении генеза немотивированных преступлений и т.д.

ЭМПАТИЯ

от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децент-рации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация.

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм).

Наконец, симпатия - теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Т. П. Гаврилова.)

ЭМПАТИЯ (EMPATHY)

Особый способ восприятия и постижения психологических состояний других людей. Буквально эмпатия означает "вчувствование" в другого человека - в противоположность симпатии, то есть "сочувствию". Термин эмпатия восходит к эстетике и психологии XIX века, когда эмпатией обозначался способ понимания и объяснения объекта, основанный на моторной имитации и выводах из наблюдений над собственными кинестетическими ощущениями.

Способность к эмпатии, по-видимому, связана с развитием довербальных взаимодействий между матерью и ребенком, когда желания и потребности совпадают с реакциями на них. Возможность подобных совпадений является важнейшей предпосылкой аналитической практики. В аналитической ситуации эмпатия является следствием "свободно парящего внимания" и развитой автономии аналитика, представляющей собой важный компонент его рабочего Я. Аналитик не должен относиться к эмпатии как к мистическому или трансцендентному феномену. Вербальная и невербальная активность пациента, его аффекты во время аналитической работы вызывают у аналитика резонирующие, так сказать, параллельные состояния. Самовосприятие или интроспекция аналитика становится в таком случае источником информации о пациенте. Эмпатия, следовательно, представляет собой временную и частичную регрессию Я, обеспечивающую легко обратимую идентификацию с анализируемым и тем самым служащую аналитическому процессу. Эмпатия может возникать в отсутствие вербальной коммуникации и понимания; в таких условиях она проявляется как реакция на переживание утраты аналитических взаимоотношений.

Эмпатия - процесс предсознательный, автоматический и "беззвучный". Она сосуществует с другими, более объективными способами получения информации о чувствах и поведении поциента. Чтобы добиться полного аналитического понимания, непосредственные, эмпатические впечатления должны соотноситься и интегрироваться с другой информацией. Таким образом, эмпатия включает в себя многие компоненты - аффективные, когнитивные и логические, - которые, взаимодействуя, создают почву для аналитического лечения.

Эмпатия не подменяет собой анализ переноса и сопротивления, хотя и может предоставить информацию об этих процессах. Она является относительно нейтральной и лишена компонента суждения - в отличие от родственных ей феноменов сострадания и симпатии, от которых ее следует строго отделять. Состраданию и симпатии недостает объективности, они предполагают чрезмерную идентификацию и нередко приводят к появлению фантазий об избавлении. Эмпатия же в сочетании с другими способами аналитического наблюдения и понимания может стать одним из важнейших источников контрпереноса.

С точки зрения психоаналитической психологии Самости (Kohut, 1959), эмпатия означает адекватное восприятие и реакцию на чувство и потребности пациента. В целом психоанализ рассматривает эмпатию как сосредоточение на внутреннем мире пациента. Поэтому среди аналитиков принято говорить об эмпатических компонентах понимания, интерпретации или вмешательства, не возводя эмпатию в ранг основного принципа аналитической техники.

Эмпатия

от греч. empatheia - сопереживание) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого.

ЭМПАТИЯ

способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает. Эмпатии, высоко ценимой К. Роджерсом, Перлз противопоставлял симпатию, когда терапевт остается полностью открытым собственному бытию и тем самым предлагает клиенту партнерство с целью установления аутентичных отношений типа "я / ты".

Эмпатия (сопереживание)

Термин обозначает наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт. В последнем случае мы фактически испытываем те же эмоции. Чаще всего мы разделяем эмоции своих детей (т.е. гордимся ими, когда они гордятся собой, разделяем их печаль и одиночество). Сопереживание другому человеку означает нечто большее, чем жалость к нему или удовлетворение его поступками; мы глубоко разделяем с ним такие эмоции, как радость, страдание, гнев и так далее. Когда эти эмоции мучительны, у нас часто возникает потребность к действиям, помогающим освободиться от них. Теория эмпатического альтруизма объясняет человеческий альтруизм в терминах разделенного страдания. Согласно этой теории, мы помогаем нуждающимся людям, чтобы избавиться от собственных страданий, вызванных сопереживанием.

ЭМПАТИЯ

empathy) - способность человека понимать мысли и чувства других людей. Эмпатия психотерапевта часто считается одним из основных качеств, которое способствует успешному лечению больных. См. Алекситимия.

Эмпатия

Словообразование. Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Специфика. Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.

ЭМПАТИЯ

1. Когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека. В этом смысле основной коннотацией термина будет интеллектуальное или концептуальное понимание аффектов другого. 2. Викарная эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека, которая отражает эти эмоции или подражает им. В этом смысле явно подразумевается, что эмпатические переживания представляют собой разделение эмоции с другим человеком. 3. Принятие в собственном сознании роли другого человека. Это значение образовано от первого, но немного отличается тем, что добавляется представление о том, что эмпатия включает в себя принятие направления другого человека. Это значение часто встречается в литературе по моральному развитию, в которой некоторые авторы утверждают, что эмпатические чувства к другим являются предпосылкой для развития моральных норм. 4. В теории личности Г. Салливана – невербализируемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их прого-варивания. Этот термин используется Г. Салливаном очень широко, он включает в себя более ограниченные смыслы вышеупомянутых значений. Более подробно о терминологии по разделению аффекта см. сочувствие.

Источник: В отличие от симпатии, включающей в себя сочувствие другому человеку и сопереживание с ним, эмпатия предполагает сопричастность к процессу доброжелательных взаимоотношений с ним с сохранением объективного взгляда на истоки и природу его переживаний. В процессе психоаналитической терапии аналитик стремится к эмпатическому вчувствованию в психическое состояние пациента с тем, чтобы, будучи вовлеченным в его интимные переживания, но способным к объективной оценке происходящего, помочь ему в осознании бессознательного и обретении сил, способствующих выздоровлению.

При самоанализе основным методом изучения собственного поведения и внутренних переживаний является интроспекция. При психоанализе, основанном на установлении доверительных отношений между аналитиком и пациентом, важным методом познания внутреннего мира больного становится эмпатия. Она не заменяет собой свободное ассоциирование, или анализ сопротивлений, лежащих в основе психоаналитической терапии. Вместе с тем эмпатия оказывается таким методом постижения внутреннего мира пациента, без которого психоаналитическое лечение становится проблематичным. Некоторые психоаналитики полагают, что «свободное ассоциирование и анализ сопротивлений следует считать вспомогательными инструментами на службе интроспективного и эмпатического метода наблюдений». Данная точка зрения была высказана, в частности, Х. Кохутом (1913–1981) в его докладе «Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией», прочитанном на конференции в Чикагском институте психоанализа в 1957 г.

Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии.

ЭМПАТИЯ

от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование и переживания др. человека. Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям др. человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции др. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает др. человек через отождествление с ним, и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств других. Важной характеристикой Э. является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. В предконфликтных и конфликтных ситуациях Э. способствует более адекватному восприятию оппонентами друг друга и проблемы в целом. Э. помогает предупреждать конфликты, делать их менее острыми и конструктивными. Э. является прогрессивно важным качеством конфликтолога.

Эмпатия

В психологии постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Когда мы слушаем кого-то, очень полезно это сделать по отношению к говорящему (нашему собеседнику или выступающему перед нами с монологом). Поставить себя на место этого человека. Насколько возможно вжиться в его обстоятельства, его проблемы, в особенности его личности, в стиль его мышления, в его менталитет. Это тоже требует каких-то волевых усилий. Различают эмоциональную эмпатию (постижение переживаний другого путем вчувствования) и когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (проникнуть, вжиться в интеллект другого). И между прочим хороший тон, правила светского разговора предписывают соблюдение хотя бы чисто внешних проявлений эмпатии – сочувственно улыбаться, заинтересованно расспрашивать собеседника о его личности и т. п. Когда мы стараемся постигнуть нашего собеседника, нашего адресанта способом эмпатии, мы достигаем высшего уровня речевого общения, наибольшего смыслового контакта с ним. В этом случае мы постигаем его личностные смыслы (см.).

Благодаря эмпатии человек может понимать, как различные внешние факторы влияют на эмоциональное состояние других людей. Эта сложная и важная способность человека помогает ему принимать правильные решения и совершать оптимальные поступки по отношению к близким.

Понятие «эмпатия»

Термин «empathy» переводится как сочувствие, сопереживание, сострадание. В психологии это понятие означает способность сопереживать людям, понимать их эмоции. Считается, что чувство эмпатии особенно развито у кормящих матерей и влюбленных женщин. Многие специалисты считают такую способность врожденной. По их мнению, она зависит от активности зеркальных нейронов головного мозга – физического и эмоционального состояния сопереживающего.

Виды в психологии

Обратите внимание, что эмпатичному человеку обязательно нужно осознавать, что переживаемые им чувства – это ощущения постороннего, а не его собственные. Если такого понимания нет, индивидуум не считается эмпатом. Для эмпатичных личностей характерны следующие формы эмпатии:

  • Сочувствие. Так называется способность сочувствовать посторонним. Другая интерпретация – состояние эмпата по поводу переживаний окружающих.
  • Сопереживание. Это способность идентифицировать себя с другим человеком и переживать его эмоциональное состояние.

Люди могут по-разному переживать состояние окружающих. В зависимости от этого выделяют следующие виды эмпатических способностей:

Степени чувства

Современная психология признает, что в каждом человеке есть эмпатические способности. Отличие только в том, с какой силой они проявляются:

Степень эмпатии

Описание

Это слабая способность к сопереживанию. Таких личностей называют антиэмпатами или не-эмпатами. Среди них в 4 раза больше мужчин. Они сложно уживаются с окружающими, редко общаются с соседями или коллегами, не принимают чужую точку зрения, не подкрепленную логикой.

Нормальная, или высокая

Таким уровнем эмпатии обладают около 80% людей. Они могут понимать чувства окружающих, но проникаются ими редко. Сопереживают только членам семьи, знакомым, друзьям.

Личностей с таким уровнем эмпатических способностей и называют эмпатами. Они сопереживают посторонним, никогда не упускают деталей, внимательно слушают, легко заводят новые знакомства, имеют много друзей.

Преимущества и недостатки способности

Поскольку за счет эмпатических способностей человек способен сопереживать, это делает его хорошим коллегой, супругом или мужем и пр. Это качество особенно необходимо для тех, кто работает в социальной сфере: учителей, продавцов, медицинского персонала, психологов.

Стоит отметить, что признаки эмпатии имеют и негативные стороны. Повышенная чувствительность делает эмпата слишком уязвимым. Все плюсы и минусы эмпатии можно объединить в следующий список:

Преимущества

  • расширение восприятия мира;
  • развитие альтруизма, склонности к героическим поступкам;
  • укрепление отношений с близкими людьми;
  • создание благоприятной атмосферы в профессиональной среде;
  • повышение уровня близости и удовлетворения от любовных отношений;
  • улучшение эмоционального состояния пациентов;
  • мирное разрешение конфликтов;
  • снижение уровня агрессии по отношению к другим людям;
  • уравновешивание социального неравенства между классами общества.

Недостатки

  • эмпата легко обидеть;
  • эмпат не является сильным конкурентом в агрессивной среде выживания;
  • сильная впечатлительность;
  • эмоциональная уязвимость, ранимость;
  • высокий риск развития психических расстройств и фобий;
  • быстрое эмоциональное выгорание;
  • формирование отношений с людьми по принципу «игра в одни ворота»;
  • подверженность высокой тревожности;
  • высокая чувствительность к критике окружающих;
  • высокий риск развития депрессий, панических атак;
  • трудно сказать другому «нет»;
  • отсутствие взаимопонимания со стороны окружающих.

Развитие эмпатии

При условии врожденного наличия эмпатических способностей их можно развивать. Существует множество методов тренировки. Самые популярные методы:

  • «Угадай чувство». Близкий человек должен изобразить какое-либо чувство, а вам нужно ее угадать.
  • «Телефон». Кто-то изображает эмоциональный разговор по телефону, а вам нужно угадать, с кем тот общается.
  • «Зеркало и обезьяна». Один человек показывает мимикой, жестами, голосом эмоции, а другой повторяет их, пытаясь угадать, что первый может ощущать в таком состоянии.
  • При беседе нужно представлять, что собеседник – это вы, его проблемы – ваши, его боль – тоже ваша. Необходимо ощутить, как бы вы чувствовали себя в описываемой собеседником ситуации.

Видео

" статьёй Эмпатия — что это? Где рассмотрим, что это за зверь такой — эмпатия. И с чем её едят. А также как эмпатия соотносится с апатией, телепатией, психопатией, симпатией и так далее.

Эмпатия — что это? Всё очень просто. Эмпатия — это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания.

Термин "эмпатия" создан для обозначения особой чувствительности, способности индивида представить себя на месте другого человека, прочувствовать его эмоциональное состояние, в обыденном смысле — симпатия. В более широком значении — эстетическое переживание, отклик души, искренность чувства.

Другими словами, эмпатия — это «умение сопереживать», осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпат — это человек с развитой способностью к эмпатии.

Для полноты картины определимся:

  • существует эмпатия эмоциональная — основанная на подражании внешних проявлений эмоций другого человека;
  • бывает эмпатия сознательная, когда человек рассчитывает чувства другого человека на основе анализа ситуации;
  • третий вид эмпатии — это эмпатия предсказательная, которая проявляется как спосообность предсказывать эмоциональную реакцию другого человека на основе опыта.

Естественно, во всех случаях предполагается, что эмпат не только вычислил тем или иным вышеописанным образом эмоциональное состояние человека, но и сам смог его ощутить (не теряя собственной целостности личности при этом). Потому что предсказать радость другого — это одно. А понять, как именно и насколько рад другой человек на собственном опыте — это другое (и оно уже достаточно близко к эмпатии).

Как говорят:

Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком.

В связи с этим можно выделить две основные формы эмпатии:

  • сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;
  • сочувствие — переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Соответственно, развить эмпатию можно с помощью трёх областей:

  1. Наблюдать за эмоциями других людей и их проявлениями (подробнее про это можно прочесть в статье "Шкала эмоциональных тонов ")
  2. Учиться анализировать ситуацию и проявляющиеся в тех или иных случаях эмоции
  3. Тренироваться предсказывать, какой вид чувств будет проявляться в тех или иных случаях.

Естественно, без основного компонента эмпатии — прочувствования на себе — эти три элемента сами по себе эмпатию не натренируют. Соответственно, помимо анализа и наблюдения необходимо и самостоятельно пройтись по всем эмоциям человека. Чтобы знать, что с чем соотнести, так сказать. Именно поэтому способность к эмпатии возрастает с возрастом: во-первых, накапливается фактический и аналитический материал, а во-вторых, растёт эмоциональный опыт собственно эмпата.

Считается, что эмпатии помогает не только личный эмоциональный опыт и анализ, но и некая способность прочувствовать другого человека в реальном времени, даже если чувства этого человека эмпату не были доступны. Вполне возможно, такое тоже бывает. Однако мы не сомневаемся: без вышеописанных тренировок эта способность не разовьётся.

Кстати, мы обещали помочь разобраться в том, чем эмпатия отличается от симпатии, телепатии и так далее. Помогаем:

В чём отличия между эмпатией и телепатией?..

Все отличия между этими словами касаются простого перевода слов. Так, общий корень для всех этих слов — это корень pathos, который обозначает "чувство" на древнегреческом языке. Ну а дальше оттенки и отношения корня различают приставки.

Так, эмпатия = en + pathos = в-чувствование (аналог на русском языке корявый, потому что в таком смысле это слово употребляется разве что в специфических книгах).

Симпатия = syn + pathos = со-чувствие. Так что сочувствие — это прямая аналогия симпатии.

Соответственно, теперь отличить симпатию от эмпатии очень просто: симпатия — это совместное чувствование, а эмпатия — это вчувствование в состояние другого человека. Как видите, симпатия — это всего-навсего обоюдная эмпатия. Правда, в нашем языке слово "симпатия" соотносится лишь с положительными эмоциями. Однако, если всматриваться в основы, то симпатия — это двухсторонняя эмпатия.

Телепатия = tele + pathos, расстояние + чувство = чувство на расстоянии. Кстати, с частью "tele" мы уже сталкивались в статье "Телегония. Обратная сторона, которую скрывали ". Ну а с телепатией мы ещё не сталкивались. Но, вполне возможно, вскоре столкнёмся.

Интересно с этой точки зрения слово "психопатия". Так, если рассматривать его происхождение, то психопатия = душа + чувство, чувство души или душевное чувство. Как это слово проиобрело негативный оттенок? Всё очень просто: виноваты во всём психологи и психиатры, которые официально и в большинстве своём отрицают существование души. Так и пошло, что чувство души, душевное чувство — это нечто несуществующее. А местами и вредное. Ну а от вреда и до психопатов недалеко.

И напоследок апатия = a + pathos = без-чувствие. Что вполне логично, ибо когда человек находится в апатии, то особых чувств он не испытывает.

Так что эмпатия — это весьма полезное качество, которое может здорово помочь в жизни.

Эмпатия – это способность человека к сопереживанию и пониманию чувств и эмоций другого.

Она позволяет поставить себя на место другого, воспринимать все его чувства, сохраняя при этом все эмоциональные всплески. Признаком эмпатии является намеренное желание узнать другого. Её относят скорее к личностным характеристикам, чем к его психологическим чертам.

Психологи уделяют внимание этому вопросу уже не один десяток лет. В развитии этой темы принимал участие всеми известный З.Фрейд. Он считал, что человек, обладающий эмпатическими возможностями, не только субъективно понимает, но и пропускает все эмоции через собственную призму чувств.

Эмпаты – люди, которые способны видеть и чувствовать часть души другого. Они делятся на 3 типа:

  1. Те, которые читают душой;
  2. Те, которые читают сознанием ума;
  3. Те, которые одновременно пользуются обоими вариантами.

Эмпатия дает понять важные эмоции собеседника. Такими способностями должны быть преимущественно наделены психологи, воспитатели, управляющие, врачи.

Такие люди не способны справляться с конфликтной ситуацией , так как им не свойственно соперничество или отстаивание собственных интересов. Они пускают ситуацию на самотек.

Что такое эмпатическое слушание?

Эмпатическое общение помогает в коммуникации, которые очень поддаются влиянию различных чувств. В большинстве случаев это характерно для слабого пола, поэтому иногда его называют "женским слушанием". Такой тип общения помогает избавиться от смущения, а также достучаться сквозь стену обиды.

Если человек, с которым вы общаетесь находиться в плохом расположении духа, то примените модель разговора, основанную на выражениях своих эмоций и вашего собеседника.

Эмпатическое слушание выступает хорошим помощником в процессе воспитания детей . Таким образом, дети смогут спокойно выражать свои переживания, а взрослые научаться налаживать с ними контакт. По отношению к детям это не самая простая задача. нужно правильно уловить их настроение и понять, что они пытаются до нас донести.

Чтобы достичь хороших успехов в эмпатическом слушании, необходимо развивать чувственность к другим, обращаться к чувствам и отражать их. Опыт и мудрость – это основной путь к достижению высшего умения эмпатического слушания.

Какие бывают уровни эмпатии?

Эмпатия практически не может иметь врожденный характер. Зачастую способности появляются, когда человек на протяжении жизни набирается определенного опыта. Эмпатия может проявляться несколькими откликами. Человек, который обладает этим даром, может не только сопереживать и чувствовать эмоции другого человека, но и искренне испытывать симпатию. Эмпатия тесно связана с симпатиями. Мы находим поддержку в людях, которые тянутся к нам, и отстраняемся от тех, которые нас не понимают.

Развитие эмпатических способностей включает в себя несколько уровней:

  1. Эмпат практически не способен улавливать чувства других. Люди с низкими навыками эмпатии в первую очередь думают только о своих переживаниях. Они редко обращают внимание на эмоции людей и неловко себя чувствуют в малознакомой компании. Окружающие просто не умеют понимать эмоциональные проявления таких людей. Эмпаты 1- го уровня отдают предпочтение уединенной работе. У них очень мало близких людей. Эмпатам трудно дается межличностное общение: страх заговорить первым , отстранённость от коллег, непонимание в общении с детьми и пожилыми и т.д.
  2. Этот уровень эмпатии наиболее распространен. Многие не считают нужным обращать внимание на переживания других. Но в редких исключениях способны проявить сопереживание и оказать поддержку. Таких сложно назвать чувствительными, но и совсем «сухарями» их не назовешь. Они не испытывают особой сложности при важном душевном разговоре с другими, но стараются держать эмоции под контролем.
  3. Степень развития эмпатии высокая. Эмпатические люди встречаются редко. Они способны понимать других лучше, чем самого себя. Они умеют дружить, выслушают и поймут ваши переживания, простят былые обиды. Эмпаты стараются интересоваться жизнями собеседников. Они очень общительны, быстро находят общий язык с окружающими. Такие не любят разрешать спорные ситуации конфликтом и стараются все урегулировать путем компромисса. Легко переносят критику в свой адрес. Люди с 3-им уровнем не всегда справляются со своими эмоциями, их легко вывести из равновесия.

Как развить в себе эмпатию?

Для того чтобы научиться лучше понимать других, необходимо развивать в себе эмпатию. Давайте рассмотрим некоторые рекомендации, которые позволят вам расширить свои возможности в общении:

  • Научитесь слушать собеседника. Это наиболее значимое умение. Главное не просто поучаствовать в беседе, а полностью выслушать переживания другого человека.
  • Присматривайтесь к окружающим вас. Не закрывайтесь. К примеру, если вы едете в общественном транспорте, не нужно доставать телефон, лучше обратите внимание на окружающих. Представьте, кем они являются, о чем они думают, где живут и куда едут, счастливы ли они.
  • Говорите с незнакомыми. Если у вас есть свободное время (очередь в магазине, совместная поездка за город), то обратите внимание на незнакомцев. Поговорите о чем-то. Развитие социального круга способствует увеличению эмпатическим навыкам.
  • Ставьте себя на место других. Навык поможет вам лучше понимать своего собеседника и рассмотреть возможную проблему под другим углом.
  • Учитесь определять собственные чувства. Трудно помочь в ситуации, которую самому не приходилось испытывать. Не помогут ни специальные рекомендации, ни особые упражнения. Поэтому следует развивать свою эмоциональную память, пережитые эмоции и чувства. Они помогут вам лучше понимать других людей и самого себя.

Cпециальные психологические упражнения для развития эмпатии.

Упражнение «Гомеостат»

Все участники занятия должны сесть в круг. Исходное положение – правая рука сжата в кулак и вытянута вперед. По команде тренера все показывают определенное количество пальцев. Задача всех участников - выбросить одновременно одинаковое количество пальцев. При этом не разрешается договариваться и каким-либо образом согласовывать свои действия.

Цель: научиться понимать состояние другого человека по невербальным признакам и давать обратную связь.

Упражнение «Анабиоз»

Два человека сами распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». «Замороженный» показывает человека, впавшего в анабиоз. «Реаниматору» нужно «оживить» его за 60 секунд, не разговаривая и не дотрагиваясь до него. Добиться результата нужно, используя любые виды невербального общения – жесты, взгляды, мимику, даже пантомиму. Победой «реаниматора» считаются проявление любых эмоций партнера. В этом упражнении отлично тренируется умение переходить от отчуждения к контакту, вырабатываются способы проникновения в чужую зону комфорта.

Цель: совершенствование навыков эмоционального контакта .

Упражнение «Сильные стороны»

Занятие проводится в паре. Один человек рассказывает другому о сложной ситуации, возникшей у него на работе. Второй партнер должен внимательно выслушать и дать обратную связь. В ответ партнеру нужно изложить его рабочую проблему с положительной стороны, подробно описать плюсы в его поведении. Затем можно поменяться ролями.

Цель: осознание профессиональных потребностей, жизненных целей других людей.

Упражнение «Зеркало»

Два участника становятся друг напротив друга. Один партнер делает различные движения, медленные повороты руками, телом. А другой должен в точности повторить все его действия. Этот тренинг хорошо развивает навыки психологического контакта. По ходу выполнения упражнения копировать действия партнера становится проще, иногда даже, получается предугадывать его движения. Гибко подстраиваясь друг под друга, участники осваивают навыки двигательного подражания.

Цель: научиться чувствовать телодвижения другого человека, ощущать логику его движений.

Упражнение «Телефон»

Основной задачей является передача одно и то же чувство по кругу. Все должны сесть близко друг к другу в круг и закрыть глаза. Первый участник передает выбранное чувство соседу, молча, с помощью прикосновений. Он воспринимает, распознает это чувство и передает следующему участнику так же без слов. Можно не повторять в точности действия предыдущего участника, а использовать другие прикосновения. Но передать нужно, то же самое чувство.

Цель: научиться распознавать чувства .

Люди, которым удалось путем самосовершенствования развить в себе дар эмпатии, очень самодостаточны. Они полностью контролируют свои эмоции, умеют прощать и не обвиняют ни окружающих, ни себя в жизненных неудачах.

Полезные материалы