Денежная удача

Дымковская роспись конспект занятия в старшей группе. Конспект НОД в старшей группе по изобразительной деятельности «Дымковская игрушка. Рисование узора из полос и кругов. Декоративная дымковская роспись

Олеся Рехина

Цель : продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка» ; вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки новым способом .

Материал : белые силуэты матрёшек , краски, кисточки, стаканчики с водой, влажные салфетки, ватные палочки, деревянная матрёшка , картинки с изображением матрёшек , дидактическая игра «Собери матрёшку » , проектор

Предварительная работа : беседа об истории русской народной игрушке- «матрёшка » , рассматривание иллюстраций , настоящих изделий матрёшек , игры с матрёшками .

Ход занятия

Утренний круг приветствия :

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень :

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Ребята, а вы любите загадки? (ответ детей) . Даша знает одну интересную загадку и сейчас она вам её загадает, а вы попробуйте отгадать, о ком же эта загадка :

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может – пять, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская .

(дети отгадывают «матрёшка » )

Молодцы! Конечно, это матрёшка .

Педагог показывает детям картинки на проекторе с изображением разных матрёшек (семеновская, полхов-майданская, загорская, авторская и др.) и настоящую деревянную матрёшку , раскрывает её и выставляет всех матрёшек , дети рассматривают их и держат в руках . Педагог комментирует.

Посмотрите, какие они красавицы!

Эти деревянные игрушки произошли тоже с давних времён и сделаны русскими народными мастерами . Матрёшка является одним из символов нашей страны. А как называется наша страна (Россия) . Нашу традиционную игрушку – матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют дети во всем мире, а так же люди дарят друг другу как сувенир - маленький подарок из России. Чтобы сделать матрешку используют дерево – березу или липу. Матрёшку сделать непросто . Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрёшки , лишь потом их размер становится всё больше и больше.

Затем фигурку обрабатывают и распиливают на две части, расписывают, украшают и покрывают лаком.

У каждой матрёшки есть тоже своё название. Одни матрёшки Семёновские и их делают близ города Семёнова, другие матрёшки делают в Сергиевом Посаде и называют Сергиевские матрёшки . Другой вид матрёшек делают в Полх-Майдане и называют Полх-Майдановские матрёшки .

Ребята, посмотрите, какие это удивительные игрушки . На матрёшках нарисованы и фартучки , и косыночки, и красивые узоры. Наташа, расскажи нам пожалуйста стишок про матрёшку .

Сарафаны расписные,

Щечки зорькою горят.

И матрёшки , как живые,

Шлют улыбки всем подряд.

Посмотрите, ребята, какие они были красивые! Какие у них платочки, какие сарафанчики, какие милые и румяные лица!

Ребята, скажите, а матрёшки все одинаковые ? Или нет? (на проекте разные матрешки 2 шт )

Чем они отличаются? (узорами, рисунками на сарафанах) на матрёшке – цветы , листья, завитки, ягоды.

Ещё какие они (нарядная, расписная, красивая)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Из чего сделана матрёшка ? (из дерева)

Что у нее на голове (косынка)

А на туловище (сарафан)

Художники разукрашивали их розовыми, красными, жёлтыми, фиолетовыми, голубыми и зелёными красками.

А хотите сами побыть матрёшками ?

Физминутка.

Мы, матрешки , вот такие крошки.

(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.

(Руки на поясе, движение «ковырялочка» , завершаемое тремя притопами)

Мы, матрешки , вот такие крошки

Посмотрите, вот у нас розовые щечки

(Растирание руками щек)

Мы, матрешки , вот такие крошки

(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.

(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков» )

А теперь я предлагаю ненадолго вам стать художниками-мастерами и разукрасить своими узорами вот этих матрёшек (силуэты) .

Для начала я предлагаю вам немного размять наши пальчики перед выполнением задания :

Пальчиковая гимнастика «Матрёшки »

Мы – красивые матрешки - Разноцветные одежки

Раз – Матрешка , Два – Милашка,

Мила – три, Четыре – Маша

Но разукрашивать будем не как обычно, а разными способами рисования и разными материалами (показ) . Это восковыми мелками, красками, кисточками и ватными палочками.

А теперь посмотрите разные способы рисования .

У каждой матрёшки фартучки разукрашены разными узорами, мы будем разукрашивать своим способом, называется способ рисования «монотипия» - это когда листочек бумаги сгибается пополам и на половину бумаги пятнами наносится разноцветная краска, а другой половинкой припечатывается на краску. Открываем силуэт матрёшки и смотрим рисунок похожий на узор (показ воспитателя, дети выполняют работу с «монотипией» ) .

Пока сохнет фартучек, кисточкой набираем любую краску и раскрашиваем платочек.

На лице у матрёшки подрисовываем щёчки , губки.

Затем, если платочек подсох, берём ватную палочку, для рисования другим способом - "тычком". Палочкой, набираем краску другого цвета, чтобы не сочеталось с платком и на поверхности платка нарисовать точки , как горошинки.

Также ватной палочкой нарисовать бусы у матрёшки .

Теперь, когда все закончили работу, даже в группе стало светлее , и как будто наша группа превратилась в большую мастерскую, а мы стали настоящими художниками-мастерами, но разукрашивали мы свои матрёшки необычными способами. Какими? (Дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ работ.)

Какие красивые у вас получились матрёшки – нарядные и яркие . Все вместе рассматривают получившихся матрёшек и обсуждают .

Молодцы! На этом наше занятие подходит к концу . До свидания, ребята! До скорой встречи!






Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»
Программные задачи:
Закрепить знания о дымковских игрушках;Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья;Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Оборудование:
Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Ход занятия:
Воспитатель:
Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки. Посмотрите как здесь красиво! А как много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).
- А почему они так называются?
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
- Какого цвета бывают дымковские игрушки?(Всегда только белые)
- А какие узоры на дымковских игрушках?(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
- Какими приёмами выполняются узоры?(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
- Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи?(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)
- Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.
- Садитесь поудобнее, начинаем работу.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.
Мы старались рисовать (руки в стороны)Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунков.
Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы:
1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?2. Что тебе больше всего здесь понравилось?3. Что особенного в этой работе?4. Чем отличается от других эта работа?
Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.

Татьяна Григорова
Конспект занятия по ИЗО деятельности в старшей группе. Декоративная дымковская роспись

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО - ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Декоративная дымковская роспись

Воспитатель Иванова Татьяна Сергеевна

Цель. Продолжаем знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Закрепляем рисование элементов дымковской росписи . Развиваем эстетическое восприятие.

Оборудование. Мольберты, иллюстрации, силуэты дымковских игрушек .

Предварительная работа. Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, народные игры.

Дети входят в зал, останавливаются полукругом у выставки предметов народно – прикладного искусства.

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим с вами нашу выставку. Обратите внимание, сколько нарядных разнообразных предметов здесь, эти предметы мы употребляем в быту. В нашей стране очень много видов народно – прикладного искусства : это роспись по металлу , вот она Жостовская роспись , это роспись по дереву – хохломская, и роспись по стеклу – гжель , по керамике. А вот с этими белоснежными красивыми игрушками мы сейчас продолжим свое знакомство, это дымковские игрушки . Садитесь на стульчики, я расскажу вам о них, откуда они появились, из чего их сделали, и почему их называют Дымковскими .

Воспитатель. «Ели спят у большака,

Спят деревья, спит река,

Скованная, льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом

Голубые дали и село большое

«Дымково » назвали

Там любили песни, пляски,

В нем рождались чудо - сказки

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные,

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски,

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о дымке слава ,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду

Удивительное чудо

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Я поведу сейчас рассказ»

Воспитатель. Дымковские игрушки лепили из глины, а чтобы они были крепкими да звонкими, их обжигали в печи, это называлось ОБЖИГОМ. Затем разводили в воде мел и белили игрушки, а потом расписывали яркими красками. И узор был очень прост.

«Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил,

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив»

Воспитатель. А это, ребята, игрушка «Водоноска»

«За студеною водицей

Водоноска – молодица

Как лебедушка плывет

Ведра красные несет

На коромысле не спеша

Посмотрите, как хороша

Это девица – краса.

Тугая черная коса

Щечки алые горят,

Удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива»

(Звучит народная музыка)

Воспитатель : «Идет весна, идет красна,

Свистят свистульки – утки

Свистит петух проказник

Не зря весенний праздник»

Воспитатель : Дети, игрушки, которые делали долгими зимними вечерами, продавали весной на ярмарках, на народных гуляниях, где зазывалками призывали весну.

«Весна, весна – красная,

Приди, весна, с радостью,

С радостью великою,

С милостью богатою,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!»

Ребенок. «Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Не пеки далеко,

Пеки за реку.

Как у нас за рекой

Калачи горячи,

Каша масляная,

Блины сахарные».

Придумывали и рассказывали считалки.

Ребенок. Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли мальчики играть.

На водилку выбирать.

Им стал Спиря – Спиридон,

Пусть он выйдет от нас вон!

Воспитатель. Упражнялись в остроумии, рассказывали дразнилки :

«Андрей – воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек, из – под палочек.

Не клюй песок, не тупи носок,

Пригодится носок клевать колосок.

(Хоровод под народную музыку.

Мальчики играют на ложках, а девочки пляшут)

Воспитатель. «Раз, два, три, четыре,

Круг поуже, круг пошире,

На носочек и на пятку,

Веселей пляши вприсядку.

Влево – вправо повернись,

Веселее улыбнись».

Воспитатель. «Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары

Продаются самовары

Продаются вилы, санки,

И конфеты и баранки.

Покупают люди сушки.

А на дивные игрушки

Долго смотрят не дыша.

До чего же хороша!»

(Игрушки (силуэты) разложены на столах)

Воспитатель. Ребята, пойдемте и мы с вами на ярмарку. Посмотрите и скажите, купят ли наши игрушки на ярмарке? Давайте выберем себе игрушку и урасим ее узорами.

(Дети сели за столы)

Воспитатель. Мы с вами сегодня побывали на народно – декоративном промысле «Дымково » . Каждый выбрал себе игрушку, какую он будет расписывать. Давайте уточним, какие же элементы узора вы запомнили, и как будете расписывать игрушки?

Дети. Колечки, кружочки, полоски, клеточки, точки.

Воспитатель. У меня на мольберте две игрушки. Как бы ты, Настя, расписала юбку барышни?

Ребенок. Клеткой.

Воспитатель. Иди и разрисуй этим узором юбку.

(Показ приема рисования клетки на мольберте 2 детьми)

Воспитатель. Сейчас, ребята, работаем каждый со своей игрушкой.

(По ходу работы уточняю, задаю вопросы :

Какой узор ты выбрал?

Какую краску возьмешь?

Как расположишь свой узор?

Воспитатель. А сейчас, ребята, пока наши работы сохнут, продолжим наш праздник. На народных гуляньях не только пели и плясали, но и играли. Давайте поиграем в русскую народную игру «Ворон» и «Плетень» .

Ребята. Рассказывают потешки.

«Как у тетеньки – индюшки

Были мягкие подушки,

Да, приехал в гости крот

И в пуху проделал ход.

Спите, гости, на полу,

У нас подушки не в ходу».

«Шел гусак по улице,

Налетели курицы,

Идешь издалека,

Не видал ли петуха?

Обыскали все вокруг,

Потерялся милый друг.

Вон ваш Петька, мается,

На козе катается!»

Воспитатель. А сейчас представьте, что мы на ярмарке. Какое разнообразие многоцветье!

(Все работы расположены на столах)

Воспитатель. Но, ребята, не все работы покупают на ярмарке, а только те, где правильно использованы узоры и аккуратно выполнена работа. Давайте и мы посмотрим, чьи работы мы купили.

Приглашаем гостей полюбоваться нашими работами.

«Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные,

Веселы и ярки,

Возьмите их в подарки.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!»

Публикации по теме:

Декоративная роспись рубахи мордовским орнаментом в старшей группе Художественно-эстетическое развитие в старшей группе Декоративная роспись рубахи мордовским орнаментом. Программное содержание: Выявить.

Целью занятия было: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

Хочу представить вашему вниманию дидактическую игру которую сделала своими руками. Каждые пол года в нашем детском саду проходят конкурсы.

Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская роспись» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида № 45 «Пчелка».

Программное содержание: продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством (дымковской росписью).Учить детей составлять узор из.

Конспект НОД по рисованию во 2 млад. группе «Украшение лошадки» (дымковская роспись). Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Зайцева Татьяна Владимировна - воспитатель МДОУ "Детский сад №95" г. Саратов Дата поступления работы на конкурс: 03.07.2016г.

Конспект НОД по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» в старшей группе: «Волшебная дымковская игрушка»

Цель: роспись игрушек из соленого теста по мотивам дымковской росписи для пополнения уголка изобразительного творчества.

Программное содержание.

Образовательная задача: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, пополнять знания об истории и технике их создания;

Развивающая: развивать моторику рук; предложить детям украшать заранее приготовленные фигуры из соленого теста по мотивам дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора;

Воспитательная: воспитывать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца, интерес к изучению народного ремесла

Оздоровительная: формировать потребность в двигательной деятельности, смена активной и пассивной деятельности в процессе НОД.

Словарная работа: активизировать в речи детей названия элементов росписи, географические названия.

Оборудование: образец дымковской игрушки, уголок изобразительного творчества, бумажные силуэты, плакаты с изображением элементов дымковской росписи, краски гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой, фигуры дымковских барынь из соленого теста, покрывала.

Предварительная работа:

Беседа на тему: «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, игрушек с дымковской росписью, изготовление фигур барынь из соленого теста, разучивание стихотворений о дымковской игрушке, изготовление костюма дымковской барыни, приготовление презентации.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

(в зал заходят дети, встают полукругом)

Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Вы помните, что у нас в группе есть уголок изобразительного творчества. Ребята, а вы хотели бы сделать наш уголок разнообразнее, красивее, ярче? Я хочу предложить вам путешествие в город мастеров, а в какой именно, вы догадайтесь сами, послушав стихотворение:

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымкове слава,
Заслужив на это право.
Говорят, о ней повсюду.
Удивительному чуду.

О каких игрушках идет речь в этих стихах?

Дети: - О дымковской игрушке.

Воспитатель: - Правильно! Эти замечательные строки народ сложил о дымковских игрушках. А что мы с вами знаем о них из наших прошлых занятий? (Дети отвечают, рассказывают об известных фигурах и узорах)

Выходят два ребенка и рассказывают стихотворения:

1. Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы!

2. У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.

Воспитатель:
- Какие фигуры есть среди дымковских игрушек? (Ответы детей)

А сейчас для поднятия настроения давайте проведем физминутку.
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовем,
Всем игрушки продаем!
Раз, два, три, четыре,
Круг поуже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему эти игрушки называют дымковскими? А хотели бы узнать? (отвечают)

Предлагаю совершить виртуальное путешествие в родные места дымковских игрушек. Для этого закроем глазки и скажем волшебные слова:
Встать, на месте покружиться,
На берегу Вятки очутиться!

Открываем глазки. А называют Дымковскую игрушку ее так по месту происхождения. С берега реки Вятки, где сейчас расположен город Киров, видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом там часто стояли туманы. Слобода была будто покрыта дымкой. Так и назвали ее - Дымково. Отсюда и игрушки, которые там мастерили, назвали дымковскими.
Процесс изготовления игрушки долгий и кропотливый. Он состоит из нескольких этапов:
-готовили специальную белую глину, лепили из нее силуэт,
- сушили изделие,
- обжигали в печи,
- только потом расписывали красками.

Ребята, какие существуют элементы узоров дымковской росписи?

(Дети перечисляют: - Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка. При необходимости воспитатель дополняет).
А как вы думаете, какое сейчас в Кирове время года? (зима). А значит, холодно? А чтобы нам не замерзнуть, предлагаю вам немножко подвигаться!

Музыкальная физминутка "А на улице мороз".

Воспитатель: - Сейчас давайте в воздухе нарисуем элементы узоров дымковский росписи: круг, прямую и волнистую линию, квадрат, ромб и точку. (Дети выполняют задание стоя в кругу.)

Воспитатель: - Молодцы! Ребята! Смотрите, это же настоящая мастерская! Вы хотели бы побыть мастерами по изготовлению игрушек города Кирова? (Снимает покрывало со столов, на которых все приготовлено к работе) Это фигуры из соленого теста, у них чего-то не хватает (дети говорят, что необходимо дополнить платья узорами). Узоры мы повторили. Мы должны расписать эти фигуры по мотивам дымковской росписи (напоминает, как правильно сидеть за столом).

Приступайте к работе.

(Звучит русская народная музыка. В процессе работы воспитатель оказывает детям необходимую помощи)
Расписные барыни ставятся рядом с фабричным образцом, получается выставка «Дымковская игрушка».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная яркая выставка. Что, хороша Дымка?!

Дети: - Да!
(пропадает одна нарисованная барыня)

Воспитатель: - Ребята, а тема нашего занятия "Волшебная дымковская игрушка"...Значит, должно произойти какое-то волшебство...а вы ничего не замечаете? Пропала одна барыня... (Под музыку появляется ребенок в костюме Дымковской игрушки, выполняет движения и рассказывает стихотворение):

Вот вам барыни, а вот и кавалеры!
У барынь алые щечки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки!
Хоть весь мир вы обойдете,
Лучше барынь не найдете!
Наши руки крендельком,
Щечки, будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Вы расписали таких красивых дымковских кукол! Очень похожи на нас! За это я хочу вам сделать подарки! (Вручает раскраски с росписями, прощается, уходит)

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашей барышней! До свидания!

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы не только выучили стихотворения о Дымковских игрушках, но и научились их расписывать. А сейчас мастерская закрывается, и наша экскурсия подходит к концу. Давайте весело попрощаемся с нашими гостями:

Ой вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки –
Прекрасные подарки!
Приходите снова к нам,
Будем рады мы гостям!
До свидания!

Задачи:

1. Продолжать учить детей расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским. Формировать умение изготовлять полуобъёмные стоячие игрушки.
2. Развивать самостоятельность, творческие способности детей, эстетическое восприятие.
3. Воспитывать интерес к народному декоративному творчеству.

Материал: Заготовки для игрушек, ножницы, палитры с гуашью, кисти, непроливайки, подставки под кисти, тычки, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек и беседы о них, рассматривание альбома «Дымковские игрушки», рисование элементов дымковского узора, чтение стихов и потешек, дидактические игры «Продолжи узор», рассказ воспитателя о работе дымковских мастеров и народных ярмарках.

Ход занятия:

Дети рассаживаются за столы.

В. Ребята, сегодня утром к нам в группу принесли телеграмму с конвертом, вот она. Хотите узнать, что в ней написано? Воспитатель читает текст.
В. Ну, что, ребята, поможем дымковским мастерам? Давайте посмотрим, что же они нам прислали.

Воспитатель достает из конверта заготовки игрушек.

В. Ребята, посмотрите, здесь отдельные части игрушек, вот такая, уже готовая, и такая, не расписанная. Как вы думаете, какая дымковская игрушка может получится из этих частей?
Д. Индюк.
В. Правильно, эта часть – тело индюка, а эта?
Д. Хвост.
В. Его вы и будете расписывать дымковскими узорами, как настоящие мастера. В. Но, сначала, давайте вспомним, особенности дымковской росписи. Какого цвета основной фон игрушки?
Д. Белого.
В. Назовите элементы дымковской росписи, какие вы знаете?
Д. Круги, кольца, точки, полоски, волнистые линии …
В. А какие цвета используются для выполнения росписи?
Д. Яркие, насыщенные (перечисляют).
В. Ребята, в какой последовательности вы будете выполнять задуманные узоры?
Д . Сначала рисуются большие, крупные элементы, а затем более мелкие.
В. Где будет расположен самый большой элемент?
Д. В центре.
В. Правильно, с него и начнется роспись хвоста. Ребята, а как выполняются тонкие и мелкие элементы?
Д. Кончиком кисти, без нажима.
В. Правильно. Чтобы у нас получилась красивая роспись, кисточку мы держим около железной рубашечки, вертикально. Чем еще можно нанести узор?
Д. Ватными палочками, тычками.
В. Напомните мне, пожалуйста, какие еще правила работы с кисочкой и красками вы знаете?
Д. Краску нужно набирать аккуратно влажной кисточкой, лишнюю краску убираем краем баночки, очень мокрую кисть можно промокнуть салфеткой. Смешиваются краски только на палитре. После каждой краски кисточка хорошо промывается, после использование кладется на подставку – в баночке оставлять ее нельзя. Чтобы краски в одном элементе не смешались, нужно подождать, пока высохнет одна, а затем рисовать другой.
В. Молодцы. Все мы с вами вспомнили. Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка

В. А теперь, наши мастера, пора приступать к работе. Воспитатель раздает детали. Внимательно посмотрите на свои детали и подумайте, как вы их украсите, а затем приступайте к работе.

Воспитатель включает аудиозапись спокойной музыки.

В процессе работы, если потребуется, воспитатель индивидуально дает советы по подбору элементов, напоминает порядок выполнения работы, подбадривает детей. Когда дети закончат роспись частей игрушек, объясняет и показывает, как их соединить.

В. Заканчиваем работу, краска должна подсохнуть.

Когда все дети закончили:

В. Ребята, поднимите все глазки на меня и внимательно послушайте и посмотрите. Пока краска на ваших работах сохнет, я покажу, как мы сделаем наши игрушки объемными (показывает тело): чтобы игрушка была устойчивой, нужно немного отогнуть ноги, вот так, а затем вот здесь, в задней части, по метке сделать ножницами надрез, (надрезает) теперь немного расправим заготовку, а затем в надрезы вставим хвост. Вот, какие игрушки у нас получатся. А теперь, если у вас высохла краска, попробуйте все это сделать сами.

Дети выполняют задание, когда все закончили, воспитатель приглашает детей:

В. Давайте все вместе отнесем наши работы на выставку и посмотрим, что у нас получилось.
— Кто хочет рассказать о своей игрушке?
— какие элементы ты выбрал?
— какого они цвета?
(спросить 1-2 детей)
— Какие игрушки вам понравились больше всего?
— Чем понравились? (сочетанием цветов, составленным узором, аккуратностью работы)

Дети рассказывают о своей игрушке и высказывают свое мнение о работах товарищей, отмечая оригинальность узора, разнообразие его элементов, цветовых сочетаний, аккуратность работы.

В. Молодцы, ребята, как вы думаете, помогли мы дымковским мастерам? Понравилось вам расписывать игрушки как настоящие мастера? Оставшиеся заготовки игрушек вы можете взять домой, расписать их и сделать объемные игрушки вместе с родителями. Когда все работы будут готовы, мы отправим их дымковским мастерам.
А теперь пусть наши гости посмотрят на наши работы, полюбуются ими, а мы с вами будем приводить в порядок наши рабочие места.

текст телеграммы: Дорогие ребята! К нам в Дымково в мастерскую по росписи игрушек поступил большой заказ на изготовление сувениров для гостей Нижегородской ярмарки. Помогите нам его выполнить, без вашей помощи нам не справится! Заготовки для игрушек вы найдете в конверте.

Спасибо.
С уважением, дымковские мастера.